Интересные факты о картине шишкина. И


Художник происходил из довольно древнего и богатого купеческого рода Шишкиных. Родился в Елабуге в 1832 году 13 (25) января. Его отец был довольно известным в городе зажиточным купцом. Он постарался дать сыну хорошее образование.

Образование

С 12 лет Шишкин обучался в Первой казанской гимназии, а в 20 лет поступил в Московское училище живописи. После его окончания (в 1857 году) продолжил обучение в Императорской Академии художеств в качестве ученика профессора С. М. Воробьёва. Уже в это время Шишкину нравилось рисовать пейзажи. Он много путешествовал по окрестностям Северной столицы, бывал на Валааме. Красота суровой северной природы будет вдохновлять его всю жизнь.

В 1861 году за счет Академии он отправился в поездку за границу и некоторое время обучался в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Дюссельдорфе. Там он познакомился с работами Бенно, Ф. Адамова, Ф. Диде, А. Калама. Поездка продолжалась до 1866 года. К этому времени на родине Шишкин за свое творчество уже получил звание академика.

Возвращение на родину и пик карьеры

Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Его репутация была безупречной. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание за картину «Лесная глушь»).

Семья

Вбиографии Шишкинасказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде. От двух браков у него было 4 детей, из которых до зрелого возраста дожили лишь две дочери: Лидия и Ксения.

Умер художник в 1898 году (внезапно). Сначала его похоронили на Смоленском кладбище, но потом прах и надгробие перенесли на кладбище Александро-Невской Лавры.

Другие варианты биографии

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен

Всем привет! Вот что я узнала нового. . .

185 лет назад 25 января (13-го по старому стилю) родился великий русский живописец Иван Шишкин. За приверженность к русской природе его называли «лесным царём». В чем секрет его популярности.
25 января в Елабуге (Татарстан), на родине пейзажиста Ивана Шишкина, масштабно отметили 185-летие со дня его рождения.
В Елабугу съехались потомки живописца. По данным специалиста по генеалогии Шишкиных, старшего научного сотрудника музея Ивана Шишкина Надежды Курылёвой, род художника насчитывает 15 поколений (506 имён), его история длится уже 300 лет. 80 человек – наши современники. Живут они в России, США, Украине, Сербии, Германии, Франции, Чехии, Швеции.

Любопытно, что многие представители рода отмечены «творческим геном», проявили неплохие способности к науке, к рисованию. Так, праправнучка Варвара Межинская-Антич (по линии сестры художника Анны) занимается мозаичной техникой, окончив Академию художеств в Белграде. Её сестра Елена Межинская-Милованович – филолог и искусствовед, заместитель директора художественной галереи при той же Академии, издала несколько исследовательских работ о вкладе русских художников в сербское искусство. Правнучатый племянник Шишкина Виктор Репин, проживающий в Германии, - дизайнер и художник. Талантов в этом семействе достаточно.

На одной из встреч потомков побывал с сыном праправнук художника по линии дочери Лидии и её супруга Бориса Ридингера – Сергей Лебедев, доктор экономических наук, профессор Государственной морской академии Санкт-Петербурга. Он преподнёс в дар музею Шишкина копию портрета внучки художника Александры, написанный в 1918-м самим Ильёй Репиным. Автору этих строк потомок Шишкина поведал: «Единственная реликвия нашей семьи – тот самый рисунок, копию которого я привёз в Елабугу. Разумеется, в доме были подлинники Шишкина, но во время блокады Ленинграда бабушка обменяла их на продукты. А когда город освободили, то издали указ, по которому можно было вернуть вынужденно проданные ценности. Бабушка твёрдо сказала тогда: «Об этом не может быть и речи! Если бы не картины Шишкина, неизвестно, выжили бы мы. В общем, на полотна знаменитого предка члены нашей семьи, как и все, любуемся исключительно в музейных залах…»

Есть представители рода и в Казани. Известный исследователь истории и градостроительства, архитектор Сергей Саначин – праправнук родной сестры художника Ольги Ивановны Шишкиной (в замужестве Ижболдина). Сергей Павлович рассказывал, что в 1960-е его бабушка с дедом передали в музей изобразительных искусств некоторые семейные реликвии – фотографии, бамбуковую этажерку, трость. О «шишкинских местах» в Казани, по словам Саначина, говорить не приходится. Прямое отношение к живописцу имеет только здание Первой гимназии (ныне корпус КГТУ-КАИ им. Туполева на улице К.Маркса), в которой художник учился с 1844 по 1848 годы. Но зато сохранились три дома, которыми владела сестра живописца Ольга Ивановна. Это красивые деревянные строения в Школьном переулке, в том числе и тот, где ныне дом-музей химика Арбузова.

Любопытно, что среди многочисленных потомков лишь один носит фамилию Шишкин. Это праправнук дяди художника Василия Васильевича, отставной военный Александр Васильевич из Липецка. Говорят, что он поразительно похож на Ивана Ивановича.

Шишкин был человеком богатырского сложения – высокий, стройный, с широкой бородой и буйной шевелюрой, с зорким взглядом, широкими плечами и большими ладонями, едва помещавшимися в карманах. Современники говорили о Шишкине: «Любая одежда ему тесна, дом ему тесен, и город тоже тесен. Только в лесу он свободен, там он хозяин».

Он прекрасно знал жизнь растений, удивлял своими познаниями коллег, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Шишкин написал в своём дневнике: «Более сорока лет пишу лес, лес… Для чего пишу? Чтобы порадовать чей-то глаз? Нет, не только для этого. Нет ничего прекраснее лесов. А лес – это жизнь. Люди должны об этом помнить». Он горячо любил русскую природу, а за границей – томился душой. Когда в 1893 году «Петербургская газета» предложила ему анкету, то на вопрос: «Каков ваш девиз?» он ответил: «Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!»

В детстве Ваню Шишкина называли «мазилкой», он раскрашивал всё, вплоть до забора родного дома. В отличие от отца, поддержавшего стремление сына стать художником, его мать, строгая Дарья Романовна возмущалась: «Неужели мой сын станет маляром?» Незнакомым людям казалось, что он замкнут и угрюм, в училище у него было прозвище «монах». Но в близком кругу это был жизнерадостный, глубокий человек. И, говорят, с хорошим чувством юмора. Шишкин очень дорожил дружбой с Иваном Крамским. А еще он дружил с Дмитрием Менделеевым.

Шишкин был трудоголиком: писал каждодневно, чётко соблюдая распорядок. Читаем в его записях: «В 10.00. делаю зарисовки на реке, в 14.00. – в поле, в 17.00 тружусь над дубом». Не могли помешать ни гроза, ни ветра, ни снегопад, ни зной. Лес, природа были его стихией, его настоящей студией. И даже когда стало сдавать здоровье, отказывали ноги, Шишкин продолжал выезжать на этюды и зимой. По воспоминаниям старожилов Елабуги, вместе с художником в лес отправлялся специальный человек: он раздувал угли и в особой грелке подставлял к ногам мастера, чтобы тот не озяб, не переохладился.

Все знают картину «Утро в сосновом бору». Но не все знают, что медвежат нарисовал не Иван Шишкин, а его товарищ, художник Константин Савицкий. Последний заглянул в мастерскую, посмотрел на новую работу и сказал – «Чего-то здесь явно не хватает». Так возникла троица косолапых.
Утверждение, что Шишкину плохо удавались животные, в корне неверно. По словам представителя Государственной Третьяковской галереи Галины Чурак, был период, когда Шишкин чрезвычайно увлёкся «животной темой»: коровы и овцы буквально переходили из одной картины в другую.

185 лет назад 25 января (13-го по старому стилю) в Елабуге (Татарстан) родился великий русский живописец Иван Шишкин. За приверженность к русской природе его называли «лесным царём».

На одной из встреч потомков великого художника, которые проходят в дни его рождения в Елабуге, побывал с сыном праправнук художника по линии дочери Лидии и её супруга Бориса Ридингера – Сергей Лебедев, доктор экономических наук, профессор Государственной морской академии Санкт-Петербурга.

И.Н. Крамской. Портрет художника И.И. Шишкина. 1873г.

Он преподнёс в дар музею Шишкина копию портрета внучки художника Александры, написанный в 1918-м самим Ильёй Репиным. Автору этих строк потомок Шишкина поведал: «Единственная реликвия нашей семьи – тот самый рисунок, копию которого я привёз в Елабугу. Разумеется, в доме были подлинники Шишкина, но во время блокады Ленинграда бабушка обменяла их на продукты. А когда город освободили, то издали указ, по которому можно было вернуть вынужденно проданные ценности. Бабушка твёрдо сказала тогда: «Об этом не может быть и речи! Если бы не картины Шишкина, неизвестно, выжили бы мы. В общем, на полотна знаменитого предка члены нашей семьи, как и все, любуемся исключительно в музейных залах…»

Русский богатырь

Шишкин был человеком богатырского сложения – высокий, стройный, с широкой бородой и буйной шевелюрой, с зорким взглядом, широкими плечами и большими ладонями, едва помещавшимися в карманах. Современники говорили о Шишкине: «Любая одежда ему тесна, дом ему тесен, и город тоже тесен. Только в лесу он свободен, там он хозяин».

Он прекрасно знал жизнь растений, удивлял своими познаниями коллег, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Шишкин написал в своём дневнике: «Более сорока лет пишу лес, лес… Для чего пишу? Чтобы порадовать чей-то глаз? Нет, не только для этого. Нет ничего прекраснее лесов. А лес – это жизнь. Люди должны об этом помнить». Он горячо любил русскую природу, а за границей – томился душой. Когда в 1893 году «Петербургская газета» предложила ему анкету, то на вопрос: «Каков ваш девиз?» он ответил: «Мой девиз? Быть русским. Да здравствует Россия!»


Мазилка-монах

В детстве Ваню Шишкина называли «мазилкой», он раскрашивал всё, вплоть до забора родного дома. В отличие от отца, поддержавшего стремление сына стать художником, его мать, строгая Дарья Романовна возмущалась: «Неужели мой сын станет маляром?» Незнакомым людям казалось, что он замкнут и угрюм, в училище у него было прозвище «монах». Но в близком кругу это был жизнерадостный, глубокий человек. И, говорят, с хорошим чувством юмора. Шишкин очень дорожил дружбой с Иваном Крамским. А еще он дружил с Дмитрием Менделеевым.


Трудоголик

Шишкин был трудоголиком: писал каждодневно, чётко соблюдая распорядок. Читаем в его записях: «В 10.00. делаю зарисовки на реке, в 14.00. – в поле, в 17.00 тружусь над дубом». Не могли помешать ни гроза, ни ветра, ни снегопад, ни зной. Лес, природа были его стихией, его настоящей студией. И даже когда стало сдавать здоровье, отказывали ноги, Шишкин продолжал выезжать на этюды и зимой. По воспоминаниям старожилов Елабуги, вместе с художником в лес отправлялся специальный человек: он раздувал угли и в особой грелке подставлял к ногам мастера, чтобы тот не озяб, не переохладился.

Цена таланта

К нему рано пришли успех и признание. Работы Шишкина хорошо продавались: рисунок углём средней величины стоил 500 рублей, живописная работа – полторы-две тысячи рублей. К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкина уже ценили и за границей. Описан случай, когда владелец лавки в Мюнхене наотрез отказался расстаться с рисунками и офортами Шишкина, не смотря ни на какие обещания огромного куша. Творчество Шишкина по-прежнему в цене. В июне 2016 года на Неделе русских торгов в Лондоне аукциона «Sotheby’s» пейзаж Шишкина продали за 1,4 млн. фунтов. Кстати, художник создал эту картину «На окраине соснового бора» по воспоминаниям от последней поездки с дочерью Лидией в родную Елабугу.

Неудачные браки

Шишкин был женат два раза, оба раза по любви, но счастья семейного не обрёл. В первый брак он вступил в 37 лет, его супруга Евгения (Васильева) была младше на 15 лет. Счастье продлилось недолго, через шесть лет жена умерла от чахотки. Евгения родила дочь Лидию и двоих сыновей, но мальчики не выжили. Лишь через три года в жизни Шишкина появилась молодая талантливая художница Ольга Лагода. Обвенчались они в 1880 году, появилась на свет вторая дочь Шишкина – Ксения. Спустя полтора месяца после родов Ольга умерла. Мать малютке заменила сестра жены – Виктория Ладога. Эта самоотверженная женщина прожила в семье Шишкина всю жизнь, заботилась и о двух дочках художника, и о нем самом. Больше наследников у Ивана Ивановича никогда не было.


Мечта о смерти

Он мечтал умереть моментально и безболезненно. В возрасте 66 лет 20 марта 1898 года Шишкин скончался за мольбертом, он только начал картину «Лесная сказка». Критик писал: «Он упал, как могучий дуб, сражённый молнией». Художника похоронили на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга, а в 1950-ом его прах перенесли на Тихвинское кладбище в Александро-Невской Лавре.


Мишки и Шишкин

Все знают картину «Утро в сосновом бору». Но не все знают, что медвежат нарисовал не Иван Шишкин, а его товарищ, художник Константин Савицкий. Последний заглянул в мастерскую, посмотрел на новую работу и сказал – «Чего-то здесь явно не хватает». Так возникла троица косолапых.

Утверждение, что Шишкину плохо удавались животные, в корне неверно. По словам представителя Государственной Третьяковской галереи Галины Чурак, был период, когда Шишкин чрезвычайно увлёкся «животной темой»: коровы и овцы буквально переходили из одной картины в другую.

Винный натюрморт

Шишкин писал большие полотна маслом, создал тысячи графических рисунков, офортов. Но кто подозревал о Шишкине-акварелисте? В фондах Русского музея хранятся альбомы замечательных шишкинских акварелей. Обычно мы говорим о Шишкине, как о непревзойдённом пейзажисте. Однако художник проявил себя и в жанре натюрморта. Обычно Шишкин использовал в композиции кухонную утварь, овощи, фрукты и … винные бутылки (к горячительным напиткам Иван Иванович одно время сильно пристрастился после смерти первой супруги).

Жатва после разрухи

В России существует не менее десятка улиц Шишкина. В Санкт-Петербурге в честь него названа художественная школа. Но только в Елабуге установлен единственный в мире памятник великому живописцу в полный рост. Бронзовый монумент стоит на набережной реки Тойма, неподалёку от мемориального дома-музей Шишкина. Здесь же хранится первая из получивших известность картин «Жатва». Иван написал её в юности, ещё до поступления в училище живописи. Долгое время картина считалась утраченной. Но 40 лет назад родовое гнездо Шишкиных начали восстанавливать (в советское время дом полностью разграбили, здесь была коммуналка) и вскрыли полы, а между перекрытиями и обнаружили свёрток. Эксперты подтвердили подлинность. И «Жатва» осталась в том доме, где и была создана.

Кстати

В середине 1980-х молодые питерские биологи провели эксперимент с картинами известного живописца и выяснили, что рядом с картиной Шишкина «Корабельная роща» молоко остаётся свежим до трёх-четырёх суток. При повторном опыте выяснилось, что быстрее всего молоко (за считанные два-три часа) скисало перед картинами абстракционистов и сюрреалистов — Дали, Кандинского, Пикассо, быстрее же всего — перед знаменитым «Чёрным квадратом» Малевича. Средний результат показали картины Левитана, Айвазовского. Самый лучший результат показали, в частности, работы Шишкина «Ручей в лесу» и «Корабельная роща». Этюды для этих картин автор писал, кстати, в лесу, в родной Елабуге и — с натуры.

От Редакции: Я, главный редактор сайта, могу охотно подтвердить, по собственному, субъективному впечатлению, что самое светлое ощущение при посещении Третьяковской галереи оставляет зал именно с работами И. И. Шишкина.


http://www.kazan.aif.ru/culture/person/mazilka_monah_lesnoy_car_lyubopytnye_fakty_iz_zhizni_ivana_shishkina

Никому, наверное, никогда не удавалось настолько реалистично и достоверно изображать природу, как Ивану Шишкину, знаменитому живописцу. Он настолько тонко чувствовал её, что умел переносить на холст все те мельчайшие детали, которые сложно заметить, но без которых картина не выглядела бы такой живой. В течение жизни Иван Шишкин создал множество великолепных полотен, которые по праву считаются настоящим национальным достоянием.

Факты из биографии Ивана Шишкина

  • Происходил великий художник из купеческого рода.
  • С 12 до 17 лет Иван Шишкин учился в гимназии, и предполагалось, что он пойдёт на государственную службу. Однако, он оставил этот путь, так и не закончив гимназию, и поступил в Московское училище живописи, а после этого продолжил обучаться в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
  • Отец его, человек весьма обеспеченный, благосклонно относился к увлечению своего сына живописью. Он охотно снабжал его книгами о художественном искусстве и поддерживал его финансово.
  • Шишкин настолько жаждал стать художником, что ему не хватало занятий в Академии. Изрядную долю свободного времени он, будучи студентом, проводил, рисуя картины самостоятельно.
  • О таланте Ивана Шишкина говорит и тот факт, что уже в первый же год обучения в Академии художеств он получил целых две серебряных медали за свои успехи. Позднее к ним прибавились ещё две золотые ().
  • Как особо отличившегося студента, Шишкина после окончания учёбы за государственный счёт отправили в поездку за границу. Он побывал сперва в Германии, а затем и в Швейцарии, и в общей сложности провёл в этом путешествии целых 5 лет.
  • На протяжении большей части жизни Иван Шишкин много путешествовал по России, причём с художественными целями - он искал красивые места и рисовал их.
  • В биографии Шишкина отмечается, что ему во время учёбы никак не давались точные науки, в частности, математика и физика.
  • Знаменитая его картина «Утро в сосновом бору», которую можно увидеть в том числе и на обёртках известных конфет, была создана им без медведей на ней. Медвежат на неё позднее дорисовал другой художник, Савицкий. И изначально на этом полотне было две подписи, Шишкина и Савицкого, но так как заказчиком картины выступал меценат Павел Третьяков, по приказу последнего подпись Савицкого была удалена ().
  • Во время пребывания в Германии Иван Шишкин был арестован по обвинению в драке. Услышав, как кто-то из местных жителей оскорбительно отзывается о русских, он не вытерпел и учинил драку, вооружившись подвернувшейся под руку железякой. Позднее живописца всё-таки оправдали и отпустили.
  • Шишкин просто невероятно дотошно относился к мельчайшим деталям. Так, он однажды критично отозвался о картине Репина, на которой был изображён сплав леса по реке, заявив, что на полотне изображены деревья той породы, что по воде сплавлять нельзя, потому что эта древесина набирает воду и портится.
  • Помимо художественного мастерства, Шишкин добился значительных успехов и в гравировке. Он был так называемым аквафортистом - мастером гравировки по металлу с помощью «царской водки».
  • В течение жизни Иван Шишкин создал более 800 картин.
  • В двух столицах, Москве и Минске, есть улицы, названные в честь Ивана Шишкина.
  • Великий художник скоропостижно скончался прямо за мольбертом, работая над очередной картиной.

Про кого из отечественных живописцев можно сказать: «Самый русский художник»? Конечно же, это Иван Иванович Шишкин. Биография мастера - жизненный путь талантливого человека, не обременённого психологическими или психическими патологиями, то есть тем, что движет многими представителями мира искусства. Ведь талант, по мнению многих, - это некое отклонение от нормы, своеобразная аномалия. Однако про Ивана Шишкина так не скажет даже самый глубокий психоаналитик.

Мироощущение художника

Художник Шишкин, биография и творчество которого хорошо известны и изучены - яркий пример доброй души, божьей искры, трудолюбия и любви к родной природе. Его талант развился на благодатной и чистой почве

Как выглядит биография Шишкина художника? С самого рождения - хорошая семья, православные традиции, доброта, забота и бережное отношение к каждому существу, встретившемуся на пути. Такое мироощущение отразилось в каждом живописном полотне, которое создал Шишкин.

Биография и картины художника будут рассмотрены в этой статье в несколько непривычном ракурсе. Нами движут большая любовь и уважение к мастеру. Его жизнь и творчество лишены скандалов и загадок.

Раннее признание и популярность

Слава сама нашла Ивана Ивановича, причём пришла к нему она довольно рано, не заразив опасной Вероятно, глубокий внутренний мир, патриархальное воспитание, высокая нравственность и духовность создали ему крепкий иммунитет. А ведь эта болезнь - слава - погубила очень многие жизни и разрушила целые судьбы.

«Утро в сосновом лесу»

Прекрасным и честным был Иван Шишкин. Биография его - это описание личности, редкой по своим душевным качествам. Интересна в этой связи история со знаменитой картиной «Утро в сосновом лесу». Полотно было написано в соавторстве с Константином Аполлоновичем Савицким. Савицкий предложил идею. Он хотел нарисовать пейзаж с медвежьим семейством.

Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Для Шишкина мрачная природа - нонсенс. На всех его картинах есть или лучи полуденного солнца, или много открытого неба, или водоём, или дорога. «Утро…» полностью лишено всего этого. Случайность? Мрачное настроение? Ничуть не бывало! Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Три медвежонка-сосунка могут подобным образом резвиться, только находясь в полной безопасности. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Медведицу и двух медвежат нарисовал Савицкий, а третьего, того, что справа, для большей гармонии и правдоподобности дорисовал Шишкин.

Работа очень понравилась знаменитому коллекционеру Петру Третьякову, но он потребовал вымарать подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной. Ведь Иван Иванович писал её для Савицкого и подбирал пейзаж для фона, соответствующий замыслу друга, ведь сам он не любил такие глухие места. Третьяков решил судьбу картины по-своему. У него были какие-то свои трения с Савицким.

Детство

Как мало кто из художников Иван Иванович разбирался в тонкостях изображения природы. Откуда черпал свои знания Шишкин? Биография художника тесно и неразрывно связана с Центральной частью России, с её лесами, полями и реками. Он родился в Елабуге в купеческой семье. А купечество в те времена было уважаемым сословием - образованным и культурным.

Отец Ивана Ивановича любил книги, увлекался историей, даже написал книгу о родном крае. Будучи богатым и успешным предпринимателем, он немалые средства тратил на благотворительность, будь то строительство церкви или

Интерес к живописи у сына вызывал в нём одобрение. Мальчику покупали краски, бумагу, нанимали хороших учителей. Иван в детстве даже разрисовал забор своего дома, о чём сохранились сведения в архивах его родного города. Ведь биография Шишкина не является тайной и не имеет белых пятен. Всё чисто и прозрачно, как лучи солнечного света на его пейзажах. Не будучи сложной и не претерпевая резких взлётов и падений, биография Шишкина, художника и человека, отнюдь не была безмятежно счастливой и ровной.

Профессиональное образование

Иван Иванович получил хорошее образование. Он учился в Москве в Училище живописи и ваяния, потом - в Санкт-Петербургской Академии художеств. Эти учебные заведения давали прекрасные фундаментальные знания в сфере искусства и архитектуры. Они стали успешным стартом для многих талантливых людей. Не стал исключением и Иван Шишкин.

Биография художника показывает, что к изучению ремесла он относился серьёзно и добросовестно. Профессиональное образование дало художнику понимание того, что живописная картина - это сложно построенная умение обращаться со светом и тенью, видеть всё, но запечатлевать на полотне только характерное и основное.

Отношение к ремеслу

Некоторые дилетанты утверждают, что картины Шишкина - это своего рода фотографии того времени.

Если хронологически рассмотреть картины, которые написал Шишкин Иван Иванович, краткая биография, даже не краткая, а полная прослеживается в его работах. В них нет политики и социальной направленности. Это очевидно. В его картинах - чуткое отношение к деталям. Отсюда и достоверность, и жизнь на его картинах. Судите сами.

Осталось свидетельство о разговоре, состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Репиным. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело?» Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Одни срубы разбухают, другие - тонут, а третьи - отталкивают воду. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна, их которых сделаны плоты. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Если использовать цвета, соответствующие лиственнице, которая в воде тонет, то от картины будет ощущение недостоверности, дисгармонии.

Именно точность в деталях и сделала картину «Утро в сосновом лесу» такой знаменитой. Там всё точно и честно. Поэтому его картины так любимы и популярны. Их спокойная гармония никогда не вызывала споров и конфликтов.

Любителям «жареных» фактов и будуарных секретов незачем копаться в личной жизни художника. Там всё честно и чисто. Биография Шишкина, его душевные переживания, взлеты и падения - всё это есть в его картинах. За свою жизнь, а прожил Иван Иванович 66 лет, он написал несколько сотен картин.

Художник полудня

Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман. Иван Иванович выбирал такое время суток, когда тень практически отсутствует, и выразительность и достоверность достигаются иными способами. Прожив все детство в Елабуге, впитав в себя красоту и покой любимого края, к дорогим сердцу пейзажам впоследствии всю жизнь будет возвращаться Иван Иванович Шишкин. Биография художника тесно сплетает между собой вехи его судьбы и созданные им живописные полотна. Характерна в этом смысле «Рожь».

«Рожь»

Она написана в Елабуге в 1878 году. Полуденное солнце не создаёт тени, но мы явственно ощущаем порывы ветра сквозь духоту летнего дня. Они только начали трепать тяжёлые колосья. Через несколько минут разразится гроза, которая смочит землю, и зерно не осыплется.

Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане - засохшая сосна? Так в реальной жизни не бывает. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни? Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Не согласен с такой судьбой и художник, но он пытается смириться, ищет способ, как научиться жить в новой реальности. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Что впереди? «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой?», - думал Иван Шишкин. Биография художника зашифрована в его творениях. Это несомненно.

Попытка начать новую жизнь

После череды трагедий с близкими Иван Иванович попытался утопить горе старинным способом. Однако опускать руки было не в его характере. Постепенно он справился и начал жизнь сначала. Биография Шишкина содержит сведения о втором его браке, но и он закончился трагедией. Молодая жена умерла. Больше Иван Иванович не искал спутницу жизни. Помогать растить и воспитывать двух девочек от первого брака приехала сестра второй жены.

Картины как отражение обстановки в стране

Родился Иван Иванович Шишкин 13 января 1832 года, а умер 8 марта 1898 года. Судя по его рисункам, это было самое прекрасное, самое спокойное, самое сытое и безмятежное время для нашей страны, лишь изредка омрачавшееся, но, в общем и целом, богатела и процветала. Это было в те годы, когда обычные студенты, имеющие хорошую успеваемость, получали государственную стипендию и обучались частично в России, частично - в Италии, Франции, Германии или других странах. Так же было и с Шишкиным.

Картина-прощание

Как прожил свою жизнь Иван Шишкин? Биография краткая и пронзительная читается в его последней работе-завещании «Корабельная роща». не ломающийся под ударами судьбы, и до конца жизни сохранивший в своём сердце свет и христианское смирение, не пустив в него мрак и тень обид и разочарований.

Пройдут сотни лет, и люди, глядя на картины Шишкина, будут узнавать, как выглядела наша планета, когда на ней ещё были леса и неосвоенные территории. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. Он часто приезжал к ней, и, работая на пленэре, для своих сюжетов выбирал такие места, которые напоминали ему Елабугу, пойму Камы, сосновые рощи.