Художественные приемы в литературе: виды и примеры. Для чего нужны художественные приемы в литературе


Литературные приемы широко использовались во все времена, причем не только классиками или авторами но и маркетологами, поэтами и даже простыми людьми для более яркого воссоздания рассказываемой истории. Без них не получится добавить живости в прозу, поэзию или обычное предложение, они украшают и позволяют максимально точно прочувствовать то, что хотел донести до нас рассказчик.

Любое произведение, независимо от его размеров или художественного направления, основывается не только на особенностях языка, но и непосредственно на поэтичном звучании. Это вовсе не означает, что определенная информация должна передаваться в рифмах. Необходимо, чтобы она была мягкой и красивой, струиться, словно стихи.

Конечно, литературные достаточно сильно отличаются от тех, которые люди используют в повседневности. Обычный человек, как правило, не будет подбирать слов, он выдаст такое сравнение, метафору или, например, эпитет, который поможет ему быстрее что-либо объяснить. Что касается авторов, то они делают это более красиво, иногда даже слишком вычурно, но только тогда, когда того требует произведение в целом или отдельный его персонаж в частности.

Литературные приемы, примеры и пояснение
Приемы Пояснение Примеры
Эпитет Слово, которое определяет предмет или действие, подчеркивая при этом его характерное свойство. "Убедительно-лживый рассказ" (А. К. Толстой)
Сравнение которые связывают два различных предмета какими-либо общими чертами. "Не трава склоняется к земле — тоскует мать по умершем сыне"
Метафора Выражение, которое переносят с одного на другой предмет по принципу сходства. При этом для второго предмета несвойственно определенное действие или прилагательное. "Снег лежит", "Луна льет свет"
Олицетворение Приписывание определенных человеческих чувств, эмоций или действий предмету, которому они не свойствены. "Плачет небо", "Идет дождь"
Ирония Насмешка, которая обычно открывает смысл, противоречащий реальному. Идеальный пример - "Мертвые души" (Гоголь)
Аллюзия Использование элементов в произведении, которые указывают на другой текст, действие или исторические факты. Наиболее часто употреблялась в зарубежной литературе. Из русских писателей наиболее удачно использует аллюзию Акунин. К примеру, в его романе "Весь мир - театр" используется ссылка на театральную постановку "Бедной Лизы" (Карамзин)
Повтор Слово или фраза, которая повторяется несколько раз в одном предложении. "Сражайся, мой мальчик, Сражайся, и становись мужчиной" (Лоренс)
Каламбур Несколько слов в одном предложении, которые схожи по своему звучанию. "Он - апостол, а я - остолоп" (Высоцкий)
Афоризм Краткое изречение, которое содержит в себе обобщающее философское умозаключение. На данный момент афоризмами стали фразы из многих произведений классической литературы. "Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет" (Шекспир)
Параллельные конструкции Громоздкое предложение, которое позволяет читателям составить Наиболее часто используется при составлении рекламных слоганов. "Mars. Все будет в шоколаде"
Обтекаемые выражения Универсальные эпиграфы, которые используются школьниками при написании сочинений. Наиболее часто применяется при составлении рекламных слоганов. "Мы изменим жизнь к лучшему"
Контаминация Составление одного слова из двух различных. Наиболее часто используется при составлении рекламных слоганов. "ФАНТАстическая бутылка"

Подведем итоги

Таким образом, литературные приемы настолько разнообразны, что у авторов появляется широкий простор для их использования. Нельзя не отметить того, что чрезмерное увлечение этими элементами не сделает красивого произведения. Необходимо быть сдержанным в их использовании, чтобы сделать прочтение плавным и мягким.

Следует сказать еще об одной функции, которой обладают литературные приемы. Она заключается в том, что только при помощи них зачастую удается оживить персонаж, создать необходимую атмосферу, что без визуальных эффектов довольно-таки сложно. Однако и в этом случае не стоит усердствовать, поскольку, когда интрига нарастает, но развязка так и не приближается, читатель непременно начнет забегать глазами вперед, чтобы себя успокоить. Для того чтобы научиться мастерски использовать литературные приемы, нужно ознакомиться с произведениями авторов, которые уже умеют это делать.

ТРОП

Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты . Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.
Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.

Рассмотрим разные виды тропов:

ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);
причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).

Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка - не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо - эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок).

В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:

  • образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты ;
  • создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
  • передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник ?" (А.Пушкин);
  • совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).

Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.

СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.

Примеры сравнений:

Сравнение также играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. Нередко произведение целиком строится на сравнении, как, например, стихотворение В.Брюсова "Сонет к форме":

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Мама и убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).

Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.

ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА (греч. Litotes, простота) - художественное преуменьшение.

Гипербола позволяет автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.

МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".

Примеры метафоры:

МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) - вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков.

Примеры метонимии:

При изучении темы "Средства художественной выразительности" и выполнении заданий обратите особенное внимание на определения приведенных понятий. Вы должны не только понимать их значение, но и знать терминологию наизусть. Это оградит Вас от практических ошибок: твердо зная о том, что прием сравнения имеет строгие формальные признаки (см. теорию по теме 1), Вы не перепутаете этот прием с рядом других художественных приемах, также строящихся на сопоставлении нескольких объектов, но не являющихся сравнением.

Обратите внимание, что вы должны начинать свой ответ или с предложенных слов (переписывая их), или со своего варианта начала полного ответа. Это касается всех подобных заданий.


Рекомендованная литература:

Что отличает художественную литературу от других типов текстов? Если вы думаете, что это сюжет, то ошибаетесь, потому что лирика – принципиально «бессюжетная» область литературы, да и проза нередко бессюжетна (например, стихотворение в прозе). Изначальная «развлекательность» — тоже не критерий, так как в различные эпохи художественная литература выполняла функции, весьма далёкие от развлекательности (и даже противоположные ей).

«Художественные приёмы в литературе – вот, пожалуй, основной атрибут, характеризующий художественную литературу».

Для чего нужны художественные приёмы?

Приёмы в литературе предназначены для того, чтобы придать тексту

  • различные экспрессивные качества,
  • своеобразие,
  • выявить отношение автора к написанному,
  • а также чтобы передать некие скрытые смыслы и связи между частями текста.

При этом внешне никакой новой информации в текст как будто не вводится, ибо главную роль играют различные способы сочетания слов и частей фразы.

Художественные приёмы в литературе принято делить на две категории:

  • тропы,
  • фигуры.

Троп – это использование слова в иносказательном, переносном смысле. Самые распространённые тропы:

  • метафора,
  • метонимия,
  • синекдоха.

Фигурами называют способы синтаксической организации предложений, отличающиеся от стандартного расположения слов и придающие тексту то или иное дополнительное значение. Примерами фигур могут служить

  • антитеза (противопоставление),
  • внутренняя рифма,
  • изоколон (ритмическое и синтаксическое подобие частей текста).

Но чёткой границы между фигурами и тропами нет. Такие приёмы, как

  • сравнение,
  • гипербола,
  • литота и др.

Литературные приёмы и появление литературы

Большинство художественных приёмов вообще берет своё начало из первобытных

  • религиозных представлений,
  • примет,
  • суеверий.

Это же можно сказать и о литературных приёмах. И здесь разграничение тропов и фигур приобретает новый смысл.

Тропы имеют прямое отношение к древним магическим представлениям и обрядам. В первую очередь это наложение табу на

  • наименование предмета,
  • животного,
  • произнесение имени человека.

Считалось, что при обозначении медведя его прямым наименованием можно навлечь его на того, кто произносит это слово. Так появились

  • метонимия,
  • синекдоха

(медведь – «бурый», «морда», волк – «серый» и т. д.). Таковы эвфемизмы («пристойная» замена непристойному понятию) и дисфемизмы («непристойное» обозначение нейтрального понятия). Первое также связано с системой табу на некоторые понятия (например, обозначение половых органов), а прообразы второго употреблялись первоначально с целью избежать сглаза (согласно представлению древних) или чтобы этикетно принизить называемый объект (например, себя перед божеством или представителем более высокого сословия). С течением времени религиозные и социальные представления «развенчались» и подверглись своеобразной профанации (то есть снятию сакрального статуса), а тропы стали играть исключительно эстетическую роль.

Фигуры, по-видимому, имеют более «приземлённое» происхождение. Они могли служить целям запоминания сложных речевых формул:

  • правил,
  • законов,
  • научных определений.

До сих пор подобные приёмы используются в детской обучающей литературе, а также в рекламе. А наиболее важная их функция – риторическая: обратить повышенное внимание публики на содержание текста путём нарочитого «нарушения» строгих речевых норм. Таковы

  • риторические вопросы,
  • риторические восклицания,
  • риторические обращения.

”Прообразом художественной литературы в современном понимании слова были молитвы и заклинания, обрядовые песнопения, а также выступления античных ораторов”.

Прошло много столетий, «магические» формулы потеряли свою силу, однако на подсознательном и эмоциональном уровне они продолжают воздействовать на человека, используя наше внутреннее понимание гармонии и упорядоченности.

Видео: Изобразительно-выразительные средства в литературе

На вопрос Какие бывают литературные приёмы автора? заданный автором Ёветлана лучший ответ это


АЛЛЕГОРИЯ

3. АНАЛОГИЯ

4. АНОМАЗИЯ
Замена имени лица предметом.
5. АНТИТЕЗА

6. АППЛИФИКАЦИЯ

7. ГИПЕРБОЛА
Преувеличение.
8. ЛИТОТА

9. МЕТАФОРА

10. МЕТОНИМИЯ

11. НАЛОЖЕНИЕ

12. ОКСИМОРОН
Соотнесение по контрасту
13. ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ
Доказательство то обратного.
14. РЕФРЕН

15. СИНЕГДОХА

16. ХИАЗМ

17. ЭЛИПСИС

18. ЭФЕМИЗМ
Замещение грубого изящным.
ВСЕ художественные приемы одинаково работают в любом жанре и не зависят от материала. Их отбор и уместность использования определяются авторской стилистикой, вкусом и конкретным способом разработки каждой конкретной вещи.
Источник: Примеры см здесь http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/4596

Ответ от стоеросовый [гуру]
Литературные приёмы - это явления очень разного масштаба: они касаются различного объёма литературы - от строчки в стихотворении до целого литературного направления.
Литературные приёмы, перечисленные в Википедии:
Аллегория‎ Метафоры‎ Риторические фигуры‎ Цитата‎ Эвфемизмы‎ Автоэпиграф Аллитерация Аллюзия Анаграмма Анахронизм Антифразис Графика стиха Диспозиция
Звукопись Зияние Иносказание Контаминация Лирическое отступление Литературная маска Логогриф Макаронизм Минус-приём Паронимия Поток сознания Реминисценция
Фигурные стихи Чёрный юмор Эзопов язык Эпиграф.


Ответ от старославянский [новичек]
олицетворение


Ответ от Ђемерев Михаил [новичек]
Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 г.
по литературе 8 класс
Задания.












Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием.



Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
7, 5 баллов (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа)
3. С какими местами связан жизненный и творческий путь поэтов и писателей? Найдите соответствия.
1.В. А. Жуковский. 1. Тарханы.
2.А. С. Пушкин. 2. Спасское – Лутовиново.
3.Н. А. Некрасов. 3. Ясная Поляна.
4.А. А. Блок. 4. Таганрог.
5.Н. В. Гоголь. 5. Константиново.
6.М. Е. Салтыков- Щедрин. 6. Белев.
7.М. Ю. Лермонтов. 7. Михайловское.
8.И. С. Тургенев. 8. Грешнево.
9.Л. Н. Толстой. 9. Шахматово.
10.А. П. Чехов. 10. Васильевка.
11.С. А. Есенин. 11. Спас – Угол.
5,5 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
4. Назовите авторов приведенных фрагментов художественных произведений
4.1. О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
4.2. А вороны?..
Да ну их к Богу!
Я ж в своем, не в чужом бору.
Пусть кричат, поднимают тревогу –
Я от карканья не умру.
4.3.Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья…
Это – русская сторонка,
Это – родина моя!
4.4. Привет, Россия – родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет,


Ответ от Двутавровый [новичек]
ПРИЕМ литературный-включает все средства и ходы, которыми поэт пользуется при "устроении" (композиции) своего произведения.
Для разворачивания материала и создания образа человечество выработало за века определенные обобщенные способы, приемы, основанные на психологических закономерностях. Открыты они были еще древнегреческими риторами и с тех пор успешно используются во всех искусствах. Эти приемы называются ТРОПАМИ (от греч. Tropos - поворот, направление) .
Тропы-не рецепты, но помощники, наработанные и проверенные за века. Вот они:
АЛЛЕГОРИЯ
Иносказание, выражение отвлеченного, абстрактного понятия через конкретику.
3. АНАЛОГИЯ
Совпадение по сходству, установление соответствий.
4. АНОМАЗИЯ
Замена имени лица предметом.
5. АНТИТЕЗА
Контрастное сопоставление противоположностей.
6. АППЛИФИКАЦИЯ
Перечисление и нагромождение (однородных деталей, определений и т. д.) .
7. ГИПЕРБОЛА
Преувеличение.
8. ЛИТОТА
Преуменьшение (обратное гиперболе)
9. МЕТАФОРА
Раскрытие одного явления через другое.
10. МЕТОНИМИЯ
Установление связей по смежности, т. е. ассоциирование по сходным признакам.
11. НАЛОЖЕНИЕ
Прямой и переносный смыслы в одном явлении.
12. ОКСИМОРОН
Соотнесение по контрасту
13. ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ
Доказательство то обратного.
14. РЕФРЕН
Повтор, усиливающий выразительность или силу воздействия.
15. СИНЕГДОХА
Большее вместо меньшего и меньшее вместо большего.
16. ХИАЗМ
Нормальный порядок в одном и перевертыш в другом (гэг) .
17. ЭЛИПСИС
Художественно выразительный пропуск (некоторой части или фазы события, движения и т. п.) .
18. ЭФЕМИЗМ
Замещение грубого изящным.
ВСЕ художественные приемы одинаково работают в любом жанре и не зависят от материала. Их отбор и уместность использования определяются авторской стилистикой, вкусом и конкретным способом разработки каждой конкретной вещи. Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 г.
по литературе 8 класс
Задания.
1.Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Укажите название басен И. А. Крылова по приведенным строкам.
1.1.«На задних лапах я хожу ».
1.2.«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку».
1.3.«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
1.4.«Избави, бог, и нас от этаких судей ».
1.5.«Великий человек лишь громок на делах».
5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
2.Определите произведения и их авторов по приведенным портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет.
2.1.На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием.
2.2. «… чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геммороидальным…»
2.3. (Он) «был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривая свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду».
2.4. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал,
ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.
2.5. Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.


Ответ от Даниил Бабкин [новичек]
Не только в литературе, но и в устной, разговорной речи мы используем различные приемы художественной выразительности, чтобы придать ей эмоциональность, образность и убедительность. Особенно этому способствует использование метафор - употребление слова в переносном значении (нос лодки, игольное ушко, мертвая хватка, огонь любви).
Эпитет – это прием, схожий с метафорой, но различие состоит только в том, что эпитет называет не предмет художественного отображения, а признак этого предмета (добрый молодец, ясно солнышко или эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная!).
Сравнение - когда один предмет характеризуется через сопоставление с другим, обычно оно выражается с помощью определенных слов: "точно", "как будто", "похоже", "словно". (солнце, словно огненный шар, дождь, точно из ведра).
К художественным приемам в литературе относится и олицетворение. Это разновидность метафоры, которая присваивает свойства живых существ предметам неживой природы. Олицетворением также является перенос на животных человеческих свойств (хитрый, как лис).
Гипербола (преувеличение) - одно из выразительных средств речи, представляет собой значение с преувеличением того, о чем идет речь (денег тьма-тьмущая, век не виделись).
И наоборот, противоположность гиперболе - литота (простота) - чрезмерное преуменьшение того, о чем идет речь (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок).
Список можно дополнить сарказмом, иронией и юмором.
Сарказм (в переводе с греческого "рву мясо") - это злая ирония, едкое замечание или язвительная насмешка.
Ирония - это тоже насмешка, но более мягкая, когда на словах говорится одно, а подразумевается совсем другое, противоположное.
Юмор - одно из средств выразительности, означающее "настроение", "нрав". Когда повествование ведется в комическом, иносказательном ключе.


Фигуры речи на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Фигуры речи

Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

  • фонетические;
  • лексические;
  • синтаксические.

Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осеньзолотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Кто, если не мы?

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

А.Пушкин

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.