Что такое фреска? Фресковая живопись. Что же такое фреска


Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Фреска (от итал . fresco, буквально - свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции , органично связанные с архитектурой , - одна из основных техник стенных росписей. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашёной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дроблёные кирпич или керамика); иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т. п.). Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др.). Растительные краски (индиго и баканы), киноварь, синие, а иногда и чёрные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами в их полную силу, но при высыхании краски сильно бледнеют. Важную роль во фреске играют лессировки , но при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и бледнеет. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).

Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы . Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии , Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии , Италии, Франции , Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто , Мазаччо , Пьеро делла Франческа, Рафаэль , Микеланджело и др.). С XVI в. в Италии распространилась "чистая" фреска ("буон фреско") без применения темперы; верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители "модерна " (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).

...в Италии, где зародился термин Affresco, фреской называют все росписи, в любом материале, которые выполнены в архитектуре. На своей родине термин утвердился к концу XIV века.
Термин «фреска» происходит от итальянского выражения «affresco» — письмо по сырому, еще свежему известковому грунту. Иногда употребляется и выражение «bouone fresco» (ит.), то есть «истинная фреска», чтобы подчеркнуть именно это ее качество — по — сырому, в отличие от «fresco a secco» (ит.) — так называемой фрески по—сухому, которая по существу является просто работой известковыми красками (красками на известковом связующем) по сухой штукатурной поверхности, схватившейся, отвердевшей, но смоченной перед работой.

В россию термин «фреска» пришел из Италии не ранее XVIII века. Об этом можно судить по тому, что еще в

XVI—XVII веках в русских документах он не встречается и о такого характерa работах в летописных сводах, уставах и указах писали: «стенное письмо на сыром левкасе». Термином же «стенное письмо» означали все росписи на архитектурных поверхностях, выполненные в любой технике,— будь то роспись по сырому левкасу, на эмульсионном связующем или клеевом.
Фреска, как
особый вид живописи , была широко распространена в прошлые эпохи. Предполагается, что ее знали в Древней Греции, писали ею в Древнем риме, Византии, на руси X-XII веков (в киеве, Новгороде, Пскове). Многочисленные фрески-ангелы выполнены в средневековой Западной Европе и на территории нашей страны в XIII—XVIII веках. Бурное и своеобразное развитие она получила в Италии в XIV—XVII веках. ...На руси в ней работали такие мастерa, как a. рублев (около 1360/70 — около 1430) и Дионисий (около 1440 —после 1502/03). В эпоху Возрождения в Италии — рафаэль (1483-1520), Микеланджело (1475 — 1564) и многие другие.
Начиная разговор о фреске как о технике росписи стен, сразу же следует сказать, что не было (да и не могло быть) единой техники фрески, то есть единой системы письма по сырому известковому грунту красками (колерами), разбавленными только водой или имеющими в своем составе то или иное количество гидрата окиси кальция... Единственное, что характерно для всех ее модификаций — это известковое связующее ее грунтов и красок (колеров). Все остальное представляет калейдоскоп рецептуp грунтов, методов их наложения, ассортимента красок, систем письма и т. д.
Не было техники стенописи как системы... где все элементы росписи с начала и до конца сделаны красками (колерами), разбавленными только водой или имеющими в своем составе известковое связующее, то есть техникой чистой подлинной фрески (bouone fresco). Всегда и y всех народов европейского региона культуры стенописи, начиная с античности и кончая XIX столетием, существовала система росписи стен, предполагающая смешение материалов (и отсюда техник), то есть существовала всегда техника росписи стен, в которой в той или иной мере, в том или ином сочетании применялись четыре разных материала, которые все вместе и формировали единую технику росписи, основой которой служила фреска (bouone fresco). Эта система письма (техника стенописи) включала в себя:
a. фреску (bouone fresco, или affresco), то есть письмо по сырому известковому основанию красками без связующего — колерами, разбавленными только водой или имеющими в своем составе то или иное количество гидрата окиси кальция;
b. известковые краски (колеры, имеющие в своем составе известковое связующее — известковое тесто или известковую воду... но которыми уже писали (прописывали) по высохшему грунту или по высохшему (или по подсохшему) красочному слою фрески (affresco, bouone fresco), исправляя что-либо или дописывая детали;
c. темперные краски (главным образом цельнояичные темперы, которыми дописывали и прописывали фрески уже при высохшем их красочном слое...);
d. клеевые краски, которые использовались и применялись для тех же целей, что и темперные.

Современная наука не имеет безусловных оснований считать фреску древнейшей техникой росписи стен, так как научные исследования грунтов древнеегипетских росписей, проведенные уже в наше время известным английским египтологом a. Лукасом и изложенные им в фундаментальном труде «Материалы и ремесленные производства Древнего Египта», убедительно свидетельствуют, что древнеегипетская культура

(XXX-XI вв. до н. э.) не знала извести и что этот материал пришел туда лишь в эпоху Птолемеев, то есть не ранее IV века до н. э. (53. С. 146).
Высококачественные известковые покрытия нередко служили основаниями для росписи стен во дворцах и жилых домах эгейской культуры (XXX— XII вв. до н. э.). Но были ли они фресковыми росписями? Известняковые и особенно цемяночные (кирпичные и черепичные) наполнители этих облицовок, способствующие активной карбонизации растворa (формированию известкового камня), заставляют нас усомниться в этом.

Статья будет интересна тем, кто хочет узнать, что такое фреска и какую роль сыграл этот вид искусства в истории архитектуры и культуры в ходе развития человеческой цивилизации.

Фреска - это искусство и потолков путем нанесения цветного рисунка на еще влажную штукатурку при помощи водяных красок. При такой технике связующим и грунтующим веществом выступает один и тот же материал - известь. Благодаря этому краски хорошо держатся, не осыпаясь.

Что такое фреска, хорошо знали еще во времена античности. Их особенностью было то, что в завершение роспись полировали разогретым воском. Необходимость начать и завершить фреску до высыхания извести заставляла художника работать в очень быстром темпе. Поэтому если нужно было создать большую монументальную роспись, то над ней работало несколько художников. При этом они должны были иметь профессиональный опыт, потому что кроме высокой скорости рисования, необходимо было иметь уверенную сильную руку и четкое представление обо всей композиции в целом, так как работать приходилось каждому только над одной ее частью. Если же были необходимы исправления, то эту часть изображения вместе с известковым слоем вырезали и накладывали новый слой раствора.

В технике фрески выполнены почти все старинные памятники Предки хорошо знали, что такое фрески. До наших дней сохранились настенные росписи Помпей, живопись на стенах христианских катакомб, памятники романского, византийского и древнерусского монументального фрескового искусства.

В интерьере античной архитектуры определяющее значение приобрели стены и окна. Зная, что такое фреска, их щедро украшали красивой росписью по влажной штукатурке и мозаикой (согласно пожеланиям заказчиков - богатых обитателей жилищ, и во времена античности стремящихся к комфорту). Благодаря этому получил широкую известность особый "помпейский" стиль росписи по влажной извести. Мода на роскошное напольное и настенное декорирование сохранилась и в средневековом интерьере. Популярные тенденции переходили из века в век, поэтому неудивительно, что и во времена Возрождения люди знали, что такое фреска. Традиции украшать ими интерьеры не угасли.

Для каждой новой эпохи красота и пышность, богатство и качество оформления жилищ оставались немаловажными. Стоит только вспомнить знаменитые фрески спальни во дворце герцога Людовико Гонзага в Мантуе. Свой всемирно известный фресковый цикл мастер ранней эпохи Возрождения Андрэа Мантенья посвятил хозяину дворца, правителю Мантуи. Художник изобразил сцены из его жизни.

Совершенно особое значение приобрела стеновая фреска в богатом украшении палаццо эпохи Ренессанса. Пышность убранства помещений достигалась не заказом в дом уникальной дорогой мебели, а за счет украшения фресками потолка, стен и пола дома.

Сегодня при помощи фресковой росписи украшают интерьеры как частных домов, так и В наше время фреска приобрела необыкновенную актуальность, популярность и даже престижность, особенно такие ее виды, как художественная и настенная фреска, заменяющая живопись.

Акриловыми красками и т. д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска » или «чистая фреска». Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Рафаэль, "Афинская школа", фреска

Субтитры

 Перед нами одна из величайших картин Высокого Возрождения, одно из тех полотен, которые в полной мере выражают дух той эпохи. - Да. - Это фреска Рафаэля «Афинская школа», которая украшает одну из самых роскошных комнат в Ватикане. В Ватиканском дворце. Комната называется «Станца делла Сеньятура». Рафаэль работал над этой фреской в 1509-1511 гг. Тогда же, когда Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы. - Они, вероятно, были знакомы. - Наверняка. Это потрясающий пример того, как в эпоху Высокого Возрождения католический мир впитал в себя традиции античности, ориентируясь на величайшие умы классической традиции. Да. Я всегда считала это неким воплощением гуманистической мечты. Ведь здесь под одной крышей собрались величайшие учёные, математики, философы и мыслители… - Древней Греции. - Древней Греции. И все они жили в разное время, так что это точно вымысел. Фантазия, и довольно неточная, честно говоря. Вот вы сказали «под одной крышей». Взгляните на крышу - это же классическая римская, а не греческая архитектура. - Верно. - Рафаэль здесь всё слегка перемешал. Да. И раз уж мы заговорили об архитектуре на этой фреске, то во многом она, вероятно, заимствована у Браманте, который как раз в этот период обновлял, точнее создавал заново собор Святого Петра. Да. Он здесь неподалёку. Да. Собор Святого Петра возводят заново на месте древнеримской базилики, и одновременно Микеланджело расписывает потолок Сикстинской капеллы. - Какой момент! - А Рафаэль создаёт фрески в Станцах. «Станца» - это «комната», а «Станца делла Сеньятура» - «Комната подписи». Именно здесь Папа Римский подписывал документы. - Да. - Мы видим здесь множество фигур и сложную архитектуру. Но с помощью линейной перспективы и перпендикуляров художник выделяет две ключевые фигуры. И это не только центральные фигуры картины, а в общем-то центральные фигуры всей западной философии, западного миропонимания. - И науки. - И науки. Мы видим две фигуры, эффектно обрамлённые маленькими арками, да и остальными арками тоже. Это Платон и Аристотель - его ученик. Да, и они в некотором роде представляют две ветви западной мысли. - Платон… - Фигура в красно-сером. Да. Он указывает вверх. Потому что его интересует мир идей. Существующий за пределами мира вещей. Поэтому он указывает вверх. Есть спорное мнение о том, что здесь представлены 4 элемента. Платон - это красный, огонь, серый - то, что греки называли «эфир». Оба невещественные элементы. А Аристотель с другой стороны? - Аристотель… - Указывает вниз. Да, верно. На вещественное, физическое, зримое, реальное. Именно это было главным предметом его философии. Что мы можем увидеть? Как понять зримый мир с помощью наших чувств? А не тот, невидимый мир, который интересовал Платона. Конечно, на нём синие и коричневые одежды - символ воды и земли, физических элементов, испытывающих силу тяжести. Верно. Наше восприятие мира делится на две части. С одной стороны, мы видим и ощущаем мир с помощью чувств. А с другой - размышляем о нём, накапливаем знания и понимание того, что существует нечто высшее, идеальное и божественное. Платон в основном описывал это на языке математики. Интересно. Получается, картина отражает равновесие между этими двумя аспектами. - Да. - И выражение получилось прекрасное, гармоничное. Если присмотреться, все фигуры здесь организованы и разделены на две школы философской мысли. Да. На стороне Платона - математики. Философы, которые размышляют об идеях, отвлечённых от физического мира, они… И не пытаются объяснить реальность. Да, верно. Они справа, на стороне Аристотеля, - те, кого можно назвать учёными. Может быть, нам стоит назвать некоторые фигуры и обсудить их? Разумеется. Но давайте скажем пару слов об архитектуре. - Да, конечно. - На мой взгляд, архитектура здесь тоже двойственна. Она очень величественна, просто невероятна. Я бы сказал, даже слишком. Архитектурные элементы очень высокие, все эти круглые арки, классические статуи и ниши по бокам… - Кстати, хочу сказать, что в них также проявляется некая… - Двойственность. Да, дуализм, о котором мы говорим. На стороне Платона мы видим Аполлона. Бога поэзии и музыки. Да. А на стороне Аристотеля Афина - война и мудрость. - Более реальные… - Да, куда более земная фигура. Да. Я хотела сказать, что архитектура будто приподнимает, облагораживает фигуры. Создаёт контекст, как на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Там архитектура взаимодействует с фигурами, помогая передать сюжет, его значение. Здесь, я думаю, архитектура также играет важную роль. Если бы пространство было другим, фигуры воспринимались бы иначе. Здесь архитектура возносит их, провозглашает достижения разума. Это настоящее торжество. Вся картина знаменует торжество человеческих достижений. Мысль о невероятных возможностях человека, способного в творчестве сравняться с богами. Это ли не квинтэссенция Высокого Возрождения? Точно. Думаю, также важно, что на это картине так много фигур. Личное достижение Рафаэля. - Так интересно. - Тут ведь десятки персонажей, и композиция очень сложная, и ни одна из фигур не повторяется. При этом всё выглядит живо и естественно, будто Рафаэлю не пришлось прикладывать никаких усилий, чтобы написать картину. Здесь сложность сочетается с… С лёгкостью кисти художника. Никому из художников не удалось сравниться в этом с Рафаэлем. - Да. - Всё выглядит естественно и просто. Будто иначе просто и быть не могло. Это лёгкость великой балерины. Смотришь, и нет ощущения, что она репетировала часами. Да. Но я хотел бы вернуться к тому, о чём вы упомянули недавно. Один важный момент: зачем нужно было сводить все эти фигуры вместе? Это очень интересно. Возрождение время от времени возвращалось к этому. Вспомнить хотя бы один из важнейших текстов эпохи, хотя это ещё прото-ренессанс, но корни Ренессанса именно в «Божественной комедии» Данте. В самом начале «Ада» мы попадаем в Лимб и там встречаем некоторых великих греков. Эта идея была революционной. Идея восстановить достоинство греков, на которых средневековая традиция взирала с презрением. А здесь же их наоборот прославляют. Какой резкий поворот. Да, так и есть. Но церковь не позволит этому длиться долго. Да, период уже на исходе. Реформация вот-вот начнётся. Ну что ж, давайте рассмотрим основные фигуры. Хорошо. Начнём слева, сверху. Конечно. Хотя давайте начнём с большой фигуры ближе к центру. Это самая массивная фигура на картине. - Сидящая фигура. - Да. Человек в тяжёлых рабочих ботинках склонился и, задумавшись, что-то пишет. Это занятно. Да, и ещё он слегка развернул торс. Эта фигура изображает древнегреческого философа Гераклита. Он больше всего известен рассуждениями о том, что время постоянно находится в движении. Это не он сказал, что нельзя войти в одну реку дважды? Да, именно он это сказал. Он сравнивал жизнь с огнём, который никогда не повторяется, и говорил, что мир бесконечно разнообразен. Разумеется, Рафаэль не знал, как на самом деле выглядел Гераклит, и попросил своего знакомого поработать моделью. Этим знакомым был Микеланджело. Да. Но вместо того чтобы просто написать с него образ Гераклита, Рафаэль попытался перенять его стиль. Он написал его фигуру так, как Микеланджело изображал пророков и сибилл - монументальными сидящими фигурами. Рафаэль словно бросает ему вызов и говорит: «Ах так? Что ж, я тоже могу писать прекрасные сидящие фигуры». Да, такие же массивные и величественные, как на картинах Микеланджело. Большинство других фигур на картине Рафаэля выписаны куда более утончённо. Но фигура Микеланджело массивная и мощная. - В духе самого Микеланджело. - Потрясающе, да? Почти пародия. И что интересно, Гераклит здесь изображён за письмом. Так Рафаэль напоминает нам, что Микеланджело ещё и поэт. Верно. Давайте теперь поговорим о моей любимой фигуре, в левом нижнем углу. - С лысой головой? - С лысой головой. - И бородой. - И с бородой. Это Пифагор. Мы помним его по школьным урокам геометрии. а^2 + b^2 = с^2 - это теорема Пифагора. Но его идеи были целой философской школой. Да. Пифагор составил несколько схем, объясняющих связь гармонии с музыкой и числами и то, что в основе гармонии лежит математическая структура. Рациональная структура, которую можно изучить и даже измерить. - Да. - Да, верно, Пифагор известен своей работой «Гармония сфер», ссылку на которую мы видим здесь. В этом утраченном важнейшем античном тексте Пифагор задавал свой главный вопрос - что есть красота. Разумеется, этот вопрос был крайне важен и для самого Рафаэля. Верно. Что такое красота? Как она соотносится с гармонией и есть ли у неё… - Божественный источник. - Да, некая основа, внутренняя структура мироздания, которая… Словом, красота - это проявление… - Божественности. - Или нечто, созданное Богом. Для Высокого Возрождения характерна мысль о том, что любование красотой - это и любование божественным творением. И, конечно, мы видим Пифагора на стороне Платона. - Это закономерно. - Ведь идеи абсолютно неоплатонические. - Во многом да. - Давайте перейдём теперь вправо? - К Евклиду? - Здесь мы видим учёных - людей, которые пытаются понять окружающий мир и его основные структуры. Верно? Да, и сформулировать их. Аристотель назвал четыре элемента, а Евклид заложил основы геометрии: точка, линия, Евклидовы аксиомы. Да. Почти вся геометрия, которую мы учим, это… - Его заслуга. - Да, в средней школе Евклидова, конечно. - Да. - Здесь он, кстати, обучает других. Ещё одна важная для этой картины и характерная для Высокого Возрождения деталь - это взаимодействие фигур. Взгляните, здесь все общаются, жестикулируют. Нет ощущения зажатости, все группы активны… - Динамичны. - Создаётся впечатление, что люди просто гуляют, разговаривают, хорошо проводят время. Это же форум! Но как же сложно было создать эти многочисленные группы. Рафаэль создал настоящий танец. Потрясающее произведение. - Конечно, художник изобразил и себя. - Да. - Он среди астрономов в правом нижнем углу. - Выглядывает. - Смотрит прямо на нас. - Да. Subtitles by the Amara.org community

История

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок , окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире . В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма .

Византия

Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в.). Масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Уменьшилось до двух количество слоёв штукатурки, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних - лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Избежать трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500-850 гг. н. э.) сохранился в римской церкви Санта Мария. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приёма.

Древняя Русь. Россия

Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить на Руси, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому, красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.

Итальянская фреска

Итальянская роспись стен, как и всё изобразительное искусство, долгое время следовала византийским образцам, лишь в конце XIII она начала обретать самостоятельность.

Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи (ок. 1295), ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто . Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью секко, но превосходит её в богатстве цветовой нюансировки, так как краски, наложенные на сырую штукатурку довольно быстро закрепляются, у художника есть возможность писать с применением лессировок без опасения размыть уже нанесённый красочный слой. По сравнению с секко роспись по-сырому гораздо более долговечна. К недостаткам фрески можно отнести сравнительно небольшое количество красок, известных во времена старых мастеров, пригодных для этого вида живописи.

После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. При больших размерах росписи поверхность делилась на участки - дневные нормы, в Италии они называются джорнаты . Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Контуры переносились на подготовительный слой штукатурки либо по разрезанным частям картона, либо для сохранения картона по кальке, снятой с него с нанесённой по ней сеткой. Рисунок наносился припорохом через проколы в кальке с помощью порошка угля, охры либо передавливанием. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной . На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки, интонако , он расписывался в течение одного дня. Толщина интонако, наносимого по трём нижним подготовительным слоям штукатурки варьировалась от 3 до 5 миллиметров. Согласно описанию Ченнини интонако наносился на смоченную водой штукатурку и тщательно выглаживался .

Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 - 10 дней). Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). За день художник расписывает 3-4 квадратных метра стены. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда - полируют с нанесением мыльного раствора с воском. Подобная обработка поверхности штукатурки описано Леоном Баттистой Альберти , возможно, что старые мастера пользовались им по окончании работы над фреской. Росписи художников начиная от Джотто и вплоть до Перуджино имеют характерную отполированную поверхность, причём позднее поверхность росписи делалась блестящей неравномерно - участкам с изображениями лиц персонажей придавался более сильный глянец.

С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco ). В этой манере работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее - Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Судя же по руководству, написанному Андреа Поццо Искусство , 1949. - 220 с. - 5 000 экз.