Здание театра ленком. Театр рабочей молодежи


"Ленком" ведет свою родословную от ТРАМа (Театра рабочей молодежи), созданного в 1927 году по инициативе Московского Комсомола. Характерно, что даже в первые годы, когда идеологи ТРАМа провозглашали в пролеткультовском духе свое кредо: "ТРАМ не театр, трамовец не актер, а взволнованный докладчик, агитатор, спорщик", его молодые творцы не "выбрасывали с корабля современности" опыт театра классического. Именно тогда литературной частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре "Тревога"), музыкальной - Исаак Дунаевский, танцы ставила Наталия Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. А спустя несколько лет на сцене ТРАМа появилась и классика, русская и советская: пьесы А. Островского, М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.
Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. Однако идея "Ермоловой, днем работающей у токарного станка", популярная в какие-то и послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром всецело профессиональным, воспитавшем плеяду хороших актеров (П. Шпригнфельд, 3. Щенникова, В. Соловьев, В. Всеволодов, А. Пелевин) и одного великолепного: именно здесь началась звездная слава Николая Крючкова, любимого киногероя 1930-1960-х годов.

Название Московский театр имени Ленинского комсомола на здании по Малой Дмитровке, дом 6, появилось 20 февраля 1938 года. В этом году театр возглавил Иван Берсенев, пришедший из незадолго до того разогнанного МХАТа-2, приведя за собой блистательную команду актеров мхатовской школы - Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман, Ростислава Плятта.
При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших сценических коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева - адвокате Гельмере в "Норе" Ибсена, Феде Протасове в "Живом трупе" Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана.

"Парень из нашего города" Симонова, поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место - на передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменитым и прославленным, он только начинал в театральной драматургии. Повезло и ему, и театру: театр нашел своего драматурга, драматург свой театр - их пути еще не раз пересекутся.

В следующей постановке театра по пьесе Симонова "Так и будет" (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, обаянию которой дополнительный блеск придавало и то, что она - жена Симонова и это ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, - "Жди меня, и я вернусь...". Что же до "Парня из нашего города", то эта пьеса дважды в разные годы возобновлялась на ленкомовской сцене - в последний раз в 1977 году в постановке Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за пределы злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое и поколению, к счастью, войны не заставшему...

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили...

Новая жизнь театра и новый его взлет начались в 1963 году с приходом Анатолия Эфроса. Продолжался этот взлет недолго, всего три с небольшим года: очень скоро театру подрубили крылья, отстранив Эфроса от должности главного режиссера "как не обеспечившего правильного направления в формировании репертуара" (формулировка из приказа № 50 Управления культуры Исполкома Моссовета от 7 марта 1967 года). Идеологическим надзирателям за искусством показались слишком смелыми его творческие, а главное, нравственные поиски.
Вместе с собой Эфрос привел команду влюбленных в него актеров - Ольгу Яковлеву, Анну Дмитриеву, Александра Збруева, Валентина Гафта, Льва Круглого, Всеволода Ларионова, Льва Дурова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина, сохранив при этом ленкомовских "стариков" - Гиацинтову, Вовси, Пелевина, Соловьева, более того, окружив их особым вниманием, уважением, любовью.

Уход Эфроса, вслед за которым ушли и многие из его актеров, тяжко отразился на театре, потерявшем одновременно ту самую часть своей аудитории, которая и питала его поиски встречным током своей любви, неравнодушного интереса, духовного сотворчества. С каждым годом ситуация в Театре Ленинского комсомола становилась все более безотрадной - так продолжалось шесть лет. И лишь в 1973-м, когда директорское кресло занял Рафик Экимян, коллектив почувствовал близость готовящихся перемен. Они обозначились уже в спектакле, явно далеком от совершенства, но захватывавшем зрителей своей энергией, азартом и сценическим буйством, - в "Автограде XXI", написанном (совместно с Юрием Визбором) и поставленном молодым Марком Захаровым, уже доказавшим свой режиссерский талант в постановках Студенческого театра МГУ, в театрах Сатиры и имени Маяковского (где еще совсем недавно директором был Р. Экимян, вместе с Захаровым переживавший все перипетии чуть было не запрещенного "Разгрома" Фадеева). Свой следующий спектакль на той же сцене Марк Захаров уже ставил как главный режиссер театра (секретарь Московского горкома КПСС тов. Гришин все же утвердил его в этом качестве, хоть и припомнил идейные ошибки, допущенные в прежние годы). Спектаклем этим был "Тиль" по книге Шарля де Костера "Легенда о Тиле".

Музыкальная линия ленкомовских спектаклей продолжилась в рок-операх (в афишах они деликатно назывались "современными операми": от слова "рок" цензуру коробило) "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 25 июля 1853 года" (композитор Алексей Рыбников, поэт Павел Грушко) и "Юнона и Авось" (композитор Алексей Рыбников, поэт Андрей Вознесенский). Эти спектакли-события, яркие, романтические, ослепительно-оглушительные, захватывавшие темпом, энергией чувств и действия, странным сочетанием площадной свободы и искушенного эстетизма, многие годы собирали битковые аншлаги в Москве и на всех гастролях, в СССР и за рубежом. "Тиль" продержался в репертуаре театра 14 лет, "Юнона и Авось" перевалила уже за два десятилетия своей сценической жизни.

ТЕАТР «ЛЕНКОМ», московский драматический театр. Датой рождения театра принято считать 1927, когда по инициативе ЦК ВЛКСМ был создан Театр Рабочей Молодежи (ТРАМ) – новая творческая форма молодежного театра рабочих. Четыре года театр существовал на полупрофессиональных началах. Здесь создавались агитационно-политические спектакли о жизни советской молодежи, которые «рассматривались не как театральное явление, а как общественное выступление по поводу того или иного факта… вопроса». Первые пьесы-сценарии – Зови Фабком , Зеленые огни (обе 1928) и Дай пять (1929) – были написаны и исполнены самими рабочими-комсомольцами. В 1931 коллектив получил статус профессионального театра.

В 1932 в ТРАМ была приглашена группа мастеров МХАТа (И.Судаков, В.Станицын, Н.Баталов, Н.Хмелев, Н.Горчаков), преподававших студийцам актерское мастерство. Первым музыкальным руководителем ТРАМа был И.Дунаевский, заведующим литературной частью М.Булгаков, биомеханику преподавала И.Хольд, дочь Вс.Мейерхольда, спектакли оформляли Е.Кибрик, молодые Кукрыниксы . В ТРАМе началась актерская карьера Н.Крючкова.

В 1933 театр возглавил Судаков. Под его руководством поставлены Бедность не порок А.Островского (1935), Дальняя дорога А.Арбузова (1936), Как закалялась сталь Н.Островского (1937).

В 1938 ТРАМ (20 февраля 1938 переименован в Московский театр имени Ленинского комсомола) возглавил режиссер и актер, ученик К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, соратник М.Чехова И.Н.Берсенев (1889–1951). Вместе с ним в труппу пришли мастера мхатовской школы С.Бирман , С.Гиацинтова, А.Вовси, Р.Плятт , Б.Оленин и др. В сочетании с талантливыми представителями молодежного театра они составили разнообразную по дарованиям и амплуа труппу, открыв новый и успешный этап в ее истории. Именно при Берсеневе театр стал по-настоящему популярен. В этот период здесь играли Е.Фадеева, В.Серова, Т.Окуневская, Г.Карнович-Валуа, А.Козлова и другие. Берсенев был уверен, что «театр для молодых должен стать театром высокой культуры и... пренебрегать духовными богатствами классической драматургии значило бы обкрадывать и артистов, и зрителей». В афише театра этого периода Нора Х.Ибсена (1939), Зыковы (1940) и Васса Железнова М.Горького, История одной любви (1940), Парень из нашего города (1941), Так и будет (1944), Под каштанами Праги (1945), Русский вопрос (1947) К.Симонова, Живой труп Л.Толстого (1942), Фронт А.Корнейчука (1942), Сирано де Бержерак Э.Ростана (1943), Месяц в деревне И.Тургенева (1944), Наш общий друг по Ч.Диккенсу (1946), За тех, кто в море Б. Лавренева (1947), Семья Попова (1949), Валенсианская вдова Лопе де Вега и др.

После смерти Берсенева театром руководили Гиацинтова (1952–1956), С.А.Майоров (1957–1960), Б.Н.Толмазов (1960–1962). Среди спектаклей 1950-х – начала 1960-х годов – Новые люди по Н.Чернышевскому (1952); Годы странствий Арбузова (1954), Вишневый сад А.Чехова, Друзья-сочинители Н.Винкетерн (1954); В доме господина Драгомиреску Х.Ловинеску (1955); Пароход зовут «Орленок » А.Галича (1959); Большое волнение И.Дворецкого, Бесприданница А.Островского (1962).

В 1963 театр возглавил А.В.Эфрос. «Добрым, многообещающим началом» назвали дебют Эфроса на ленкомовской сцене – спектакль В день свадьбы В.Розова (1964): «Ни в одном театре, пожалуй, не получалось более цельного, более точного воспроизведения розовской драматургии, чем в спектаклях Эфроса». Затем последовали 104 страницы про любовь (1964) и Снимается кино (1965) Э.Радзинского, Мой бедный Марат Арбузова (1965). В спектаклях Эфроса на сцене театра им. Ленинского комсомола выходила плеяда молодых артистов: В.Гафт, Л.Дуров, А.Дмитриева, А.Збруев, О.Яковлева, В.Ларионов, М.Державин, А.Ширвиндт и др. Чайка Чехова (реж. Эфрос, 1966) опрокидывала «все чеховские штампы нашей сцены». Здесь вместо колдовского озера возник резкий образ – «театр как эшафот, где казнят художника». Это был спектакль о Треплеве и для Треплева (В.Смирнитский), Нину (О.Яковлева) в финале ждало наказание: болезнь и театр в Ельце – расплата за предательство художника. В Мольере Булгакова (реж. Эфрос, 1966) отчетливо прозвучала тема комедиантства, его изначальной двуликости. В 1967 Эфрос был уволен из театра.

В 1973 главным режиссером театра стал М.А.Захаров . В этот период в театр пришли Т.Пельцер, Е.Леонов, Л.Броневой, О.Янковский и мн. др. История «Ленкома» под руководством Захарова – «это история благополучно преодолеваемых запретов – и идеологических, и вкусовых».

В 1974 был выпущен первый советский мюзикл Тиль Г.Горина по мотивам Ш. де Костера; в 1976 – Звезда и смерть Хоакина Мурьеты П.Грушко по мотивам П.Неруды. В 1981 появилась первая рок-опера Юнона и Авось А.Вознесенского – А.Рыбникова. А.Тарковский поставил в театре Гамлета У.Шекспира (1976).

Одновременно с мюзиклами и серьезными работами здесь выпускали т.н. «поделки» – Автоград XXI Ю.Визбора и Захарова (1973) и Проводим эксперимент В.Черных и Захарова (1984); советскую классику Парень из нашего города К.Симонова (1977), Жестокие игры Арбузова (1979; первая совместная работа Захарова и сценографа О.Шейнциса), Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского (1983), Три девушки в голубом Л.Петрушевской (1985); «ленинские» спектакли по пьесам М.Шатрова Революционный этюд (1978) и Диктатура совести (1986) и др.

Сразу две громкие премьеры Захаров представил в 1989: Мудрец по А.Островскому и Поминальная молитва Горина по Шолом-Алейхему.

Кинорежиссер Г.Панфилов выпустил Гамлет Шекспира (1986) и спектакль Sorry А.Галина (1992).Сам Галин поставил в Ленкоме свою пьесу Чешское фото (1995).

С 1991 театр носит название «Ленком». В 1990-е годы в его репертуаре появились в постановке Захарова Безумный день, или Женитьба Фигаро П.Бомарше (1993), Чайка Чехова (1994), Королевские игры Горина – Ш.Каллоша (1995), Варвар и еретик по роману Ф.Достоевского Игрок (1997), Мистификация , представление пьесы Н.Садур Брат Чичиков (1999), Город миллионеров по Филумене Мартурано Э. Де Филлипо (реж. Р.Самгин, 2000).

Малая Дмитровка, дом 6. Сегодня это место знают все - и москвичи, и приезжие и завзятые театралы, и те, кто ходит на спектакли от силы раз или два в год. Здесь помещается "Ленком" (это обиходное сокращение бытовало и тогда когда он официально именовался Московским театром имени Ленинского комсомола, а с десяток лет назад обрело права полноправного гражданства), театр, который нельзя обойти стороной, театр актеров-звезд и суперзвезд, выдающихся режиссеров и драматургов, театр поразительной творческой молодости, новаторства, смелых экспериментов, долголетия и постоянства своего зрительского успеха.

До революции в этом здании, построенном в 1907 году архитектором Ивановым-Шицем в новомодном стиле «модерн», помещался Купеческий клуб. Здесь игрались музыкальные и драматические спектакли, давались музыкально-вокальные дивертисменты, здесь бывали прославленные деятели культуры, представители аристократических фамилий, известнейшие промышленники, меценаты. После революции здание экспроприировали под "дом анархии", годом позже, в 1918-м, анархистов не без боя выгнали, а в стенах дома обосновался коммунистический университет имени Я.М.Свердлова, где в 1920-м проходил III съезд Российского коммунистического союза молодежи, на котором выступал В.И. Ленин. Так что еще до своего рождения будущий театр имени Ленинского комсомола, ныне "Ленком", уже в самих своих подмостках и стенах нес память о молодом энтузиазме строителей нового общества. Но в тех же подмостках и стенах жила память о высокой традиции русского искусства.

Театр Ленком

Ни от одного из своих генетических корней театр ни в какие годы не отказывался, даже в те, когда и комсомол, и Ленин категорически вышли из моды.

"Ленком", отметивший в 2002 году 75-летие, ведет свою родословную от ТРАМа (Театра рабочей молодежи), созданного в 1927 году по инициативе Московского Комсомола. Характерно, что даже в первые годы, когда идеологи ТРАМа провозглашали в пролеткультовском духе свое кредо: "ТРАМ не театр, трамовец не актер, а взволнованный докладчик, агитатор, спорщик", его молодые творцы не "выбрасывали с корабля современности" опыт театра классического. Именно тогда литературной частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре "Тревога"), музыкальной - Исаак Дунаевский, танцы ставила Наталия Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. А спустя несколько лет на сцене ТРАМа появилась и классика, русская и советская: пьесы А. Островского, М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.

Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. Однако идея "Ермоловой, днем работающей у токарного станка", популярная в какие-то и послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром всецело профессиональным, воспитавшем плеяду хороших актеров (П. Шпригнфельд, 3. Щенникова, В. Соловьев, В. Всеволодов, А. Пелевин) и одного великолепного: именно здесь началась звездная слава Николая Крючкова, любимого киногероя 1930-1960-х годов.

Название Московский театр имени Ленинского комсомола на здании по Малой Дмитровке, дом 6, появилось 20 февраля 1938 года. В этом году театр возглавил Иван Берсенев, пришедший из незадолго до того разогнанного МХАТа-2, приведя за собой блистательную команду актеров мхатовской школы - Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман, Ростислава Плятта.

"Нам поначалу пришлось очень трудно, - рассказывал И.Н.Берсенев, - Мы трое - Софья Гиацинтова, Серафима Бирман и я - постепенно знакомились с труппой и убеждались, что воспитаны все по-разному и будущее театра каждый представляет себе по-своему... Были несомненно талантливые, а были и бездарные, но зато очень разговорчивые, склонные к демагогии молодые люди. "Я с производства, вы мне должны только главные роли давать!" - требовал один. Зато другой заявлял: "Я года два-три вообще играть ничего не буду, мне еще надо поучиться". Третий требовал, чтобы мы дали обещание никогда не ставить никаких классических пьес... И т.д., и т.п. Но хотя у многих и были мозги вывернуты ТРАМом, хотя, повторяю, были тут и бездарные молодые люди, от которых пришлось постепенно избавляться, все же в основной массе это была интересная, живая, энергичная молодежь, очень хотевшая, чтобы у нас получился настоящий театр. Когда мы поняли, что они - всякий по-своему - хотят в общем того же, чего и мы хотим, - работать стало легче".

При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших сценических коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева - адвокате Гельмере в "Норе" Ибсена, Феде Протасове в "Живом трупе" Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана.

"Парень из нашего города" Симонова, поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место - на передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменитым и прославленным, он только начинал в театральной драматургии. Повезло и ему, и театру: театр нашел своего драматурга, драматург свой театр - их пути еще не раз пересекутся.

В следующей постановке театра по пьесе Симонова "Так и будет" (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, обаянию которой дополнительный блеск придавало и то, что она - жена Симонова и это ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, - "Жди меня, и я вернусь...". Что же до "Парня из нашего города", то эта пьеса дважды в разные годы возобновлялась на ленкомовской сцене - в последний раз в 1977 году в постановке Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за пределы злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое и поколению, к счастью, войны не заставшему...

"Я с наслаждением работал с Афиногеновым, Симоновым, Горбатовым, Лавреневым... - говорил И.Н. Берсенев. - Но вот, понимаете, оказывается, Ибсен - нехорошо... Толстой - не на главной линии. Наивно. Да, у нас Театр имени Ленинского комсомола. Но ведь именно ради комсомола, ради молодежи играем мы и ставим Толстого и Ибсена, Диккенса и Ростана. Все, что может воздействовать на молодое сознание, все, что может внушить молодому человеку наших дней свободолюбие и честность, верность долгу и нравственную чистоту, - все это наше, все это должно звучать с нашей сцены".

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили...

Новая жизнь театра и новый его взлет начались в 1963 году с приходом Анатолия Эфроса. Продолжался этот взлет недолго, всего три с небольшим года: очень скоро театру подрубили крылья, отстранив Эфроса от должности главного режиссера "как не обеспечившего правильного направления в формировании репертуара" (формулировка из приказа № 50 Управления культуры Исполкома Моссовета от 7 марта 1967 года). Идеологическим надзирателям за искусством показались слишком смелыми его творческие, а главное, нравственные поиски. Режиссер не поучал зрителя, не читал ему назидательных проповедей. Вместе с актерами он просто как бы предлагал ему заглянуть в собственную душу, задуматься, все ли благополучно в ней, а получалось: все ли благополучно в обществе, где на вид все так благополучно? Зритель приглашался художником к со-участию, со-размышлению, со-творчеству. Таковы были спектакли по пьесам "В день свадьбы" Виктора Розова, "Мой бедный Марат" Алексея Арбузова, "104 страницы про любовь" и "Снимается кино" Эдварда Радзинского, по "Мольеру" Михаила Булгакова и "Чайке" Антона Чехова. Режиссер кардинально обновил репертуар театра, сделал его созвучным времени, полным неуспокоенности, живого нерва той самой жизни, которой зритель жил и вне театральных стен.

Вместе с собой Эфрос привел команду влюбленных в него актеров - Ольгу Яковлеву, Анну Дмитриеву, Александра Збруева, Валентина Гафта, Льва Круглого, Всеволода Ларионова, Льва Дурова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина, сохранив при этом ленкомовских "стариков" - Гиацинтову, Вовси, Пелевина, Соловьева, более того, окружив их особым вниманием, уважением, любовью.

Уход Эфроса, вслед за которым ушли и многие из его актеров, тяжко отразился на театре, потерявшем одновременно ту самую часть своей аудитории, которая и питала его поиски встречным током своей любви, неравнодушного интереса, духовного сотворчества. С каждым годом ситуация в Театре Ленинского комсомола становилась все более безотрадной - так продолжалось шесть лет. И лишь в 1973-м, когда директорское кресло занял Рафик Экимян, коллектив почувствовал близость готовящихся перемен. Они обозначились уже в спектакле, явно далеком от совершенства, но захватывавшем зрителей своей энергией, азартом и сценическим буйством, - в "Автограде XXI", написанном (совместно с Юрием Визбором) и поставленном молодым Марком Захаровым, уже доказавшим свой режиссерский талант в постановках Студенческого театра МГУ, в театрах Сатиры и имени Маяковского (где еще совсем недавно директором был Р. Экимян, вместе с Захаровым переживавший все перипетии чуть было не запрещенного "Разгрома" Фадеева). Свой следующий спектакль на той же сцене Марк Захаров уже ставил как главный режиссер театра (секретарь Московского горкома КПСС тов. Гришин все же утвердил его в этом качестве, хоть и припомнил идейные ошибки, допущенные в прежние годы). Спектаклем этим был "Тиль" по книге Шарля де Костера "Легенда о Тиле".

По словам Марка Анатольевича Захарова, было бы преувеличением считать, что спектакль "Тиль" в 1974 году был чем-то из ряда вон выходящим, вехой в мировой истории. Но получилось долгожданное, красочное и весьма заразительное зрелище. Комедийное представление с элементами подлинной драмы и подлинной сатиры.

Музыкальная линия ленкомовских спектаклей продолжилась в рок-операх (в афишах они деликатно назывались "современными операми": от слова "рок" цензуру коробило) "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 25 июля 1853 года" (композитор Алексей Рыбников, поэт Павел Грушко) и "Юнона и Авось" (композитор Алексей Рыбников, поэт Андрей Вознесенский). Эти спектакли-события, яркие, романтические, ослепительно-оглушительные, захватывавшие темпом, энергией чувств и действия, странным сочетанием площадной свободы и искушенного эстетизма, многие годы собирали битковые аншлаги в Москве и на всех гастролях, в СССР и за рубежом. "Тиль" продержался в репертуаре театра 14 лет, "Юнона и Авось" перевалила уже за два десятилетия своей сценической жизни.

Впрочем, музыкальные спектакли - лишь одно из направлений поиска Марка Захарова. Ни одна из его постановок не повторяет прежнюю, всегда поражает новизной, свежестью, дарит чувство открытия. На сцене "Ленкома" нашлось место и русской классике ("Иванов" и "Чайка" А.П.Чехова), и классике зарубежной ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше), и классике советской ("Оптимистическая трагедия" В.Вишневского), и героико-патриотической теме ("В списках не значился" по Б.Васильеву), и современной драматургии ("Жестокие игры" А.Арбузова, "Три девушки в голубом" Л.Петрушевской, "Школа для эмигрантов" Д.Липскерова), и драматургии публицистическо-политической ("Диктатура совести" М.Шатрова). Любую из этих и иных постановок, к каким бы временам ни обращался театр, каких бы авторов ни ставил, пронизывает живой нерв современности. Все они о том, что волнует нас сегодня, сейчас.

На ленкомовской сцене Захаров собрал поразительное созвездие актеров, каждый из которых - явление, каждый достоин отдельного рассказа. Это гениальный и, увы, безвременно ушедший Евгений Леонов, бесконечно органичный и в роли русского интеллигента Иванова, и в роли битого жизнью, но никогда не терявшего веры в нее еврея Тевье; и Татьяна Пельтцер, также, увы, ушедшая, но до последнего дня своей замечательно долгой жизни сохранявшая юмор и молодой задор; и Леонид Броневой, и Армен Джигарханян, и Олег Янковский, и Александр Абдулов, и Елена Шанина, и Дмитрий Певцов, и Андрей Соколов. Труппа постоянно обновляется; рядом с заслуженными мастерами Владимиром Корецким, Любовью Матюшиной, Борисом Беккером, Татьяной Кравченко, Виктором Раковым, Александром Сириным и другими (всех не перечесть) в ней занимают достойное место и молодые, в том числе и носящие знакомые фамилии своих прославленных отцов, - Андрей Леонов, Александра Захарова, Мария Миронова, Александр Лазарев.

Некоторые из захаровских актеров уже основали собственные антрепризы (успешно выступает как театральный продюсер и кинорежиссер Александр Абдулов) и театральные коллективы (у Армена Джигарханяна свой театр на Ломоносовском проспекте), но все равно они готовы работать и работают на ленкомовской сцене, потому что на такой сцене работать актеру - счастье и радость. Джигарханян сказал об этом предельно просто и искренне: "Мне хорошо в этом театре".

Спектакли Захарова всегда поражали своей кинематографичностью, никогда при этом не подражая впрямую приемам экрана. Родство его постановок кинематографу в предельной насыщенности пространства сцены, наполненности драматургического времени. На сцене - ни сантиметра неработающего пространства, в движении действия - ни секунды, потерянной впустую. Добиться такой точности, красоты и энергии сценического рисунка можно было только имея таких надежных союзников-единомышленников, как главный художник Олег Шейнис и руководитель музыкального ансамбля театра Сергей Рудницкий.

Режиссер Марк Захаров неотделим от драматурга Марка Захарова, не раз выступавшего в качестве автора сценических версий ставившейся им литературы. Тут следует назвать и "Мудреца" по мотивам "На всякого мудреца довольно простоты" Островского, и "Варвара и Еретика" по "Игроку" Достоевского, где подробности быта, реалии времени отсекались, отбрасывались, концентрируя действие до степени сгустка-гротеска, метафоры.

Да, конечно, неоценимую роль в становлении театра сыграл Григорий Горин, чей "Тиль" открыл новый, "захаровский" этап "Ленкома" и чьи "Королевские игры" по пьесе М.Андерсона "1000 дней Анны Болейн", "Поминальная молитва" по Шолому-Алейхему стали событием в его репертуаре. Но не забудем при этом, что и Горин как драматург родился в совместной работе с "Ленкомом", а второй акт "Тиля" вообще дописывался параллельно репетициям первого акта. Это был замечательный симбиоз драматурга и режиссера, заражавших друг друга и своим талантом, и своими размышлениями о жизни и об искусстве. Размышления эти органично продолжились и в фильмах "Тот самый Мюнхгаузен", "Дом, который построил Свифт", "Формула любви", "Убить дракона" созданных Захаровым и его актерами по сценариям Горина. Эти фильмы (как и "Обыкновенное чудо" по Е.Шварцу) - органическое продолжение жизни ленкомовской команды, неотделимое от сцены... Последний из горинских спектаклей - "Шут Балакирев" ставился, увы, уже тогда, когда Горина не стало.

Как главный режиссер своего театра, как художник ярко выраженных творческих пристрастий Захаров, естественно, ревниво относится к своим коллегам, желающим поработать на сцене его театра, с его актерской труппой. И все же исключения случались, притом выдающиеся. Именно в "Ленком" пришел Андрей Тарковский, чтобы осуществить давнюю свою мечту - поставить "Гамлета" с Солоницыным - Гамлетом, Тереховой - Гертрудой, Чуриковой - Офелией. Спустя десятилетие другой кинорежиссер того же могучего калибра - Глеб Панфилов поставил ту же трагедию с Янковским - Гамлетом, Збруевым - Клавдием, Чуриковой - Гертрудой, Абдуловым - Лаэртом, Захаровой - Офелией, предложив совершенно иное, остро современное прочтение, сразу же нашедшее горячий отклик в зрительном зале.

"Души, подарившие себя дому № 6 на Малой Дмитровке, остаются и продолжают поддерживать наши земные и подчас суетные усилия. При всей наивности эта мысль справедлива и бесспорна" (М.А. Захаров).

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь - шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.

Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.

«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.

Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

Театр рабочей молодежи

В 1927 году энергия молодых самодеятельных артистов материализовалась здесь самым дерзким и вдохновенным образом. В этом памятном для нас году по инициативе Московского Комсомола был создан первый профессиональный театр рабочей молодежи, сокращенно - ТРАМ. Здание на Малой Дмитровке 6 было передано театру осенью 1932 года.

Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. И всё же идея Ермоловой, днем работающей у токарного станка, популярная и в послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром профессиональным.

В ТРАМе начинал, ставший позже известным киноактёром, Николай Афанасьевич Крючков. Знаменитые мастера МХАТ - Н.П. Баталов, Н.М. Горчаков, В.Я. Станицын, Н.П. Хмелев во главе с И.Я. Судаковым делились здесь с молодыми артистами накопленным опытом. "Консультантом по драматической части" был М.А. Булгаков (01.04.1930 - 15.03.1931) и даже поставил здесь пьесу Ф. Кнорре "Тревога". Музыкальной частью заведовал Исаак Дунаевский. Танцы ставила Наталия Глан. Биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. В репертуаре ТРАМа была классика - русская и советская. Пьесы А. Островского и М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.

Однако в число ведущих театров Москвы дом на Малой Дмитровке сумел войти лишь с приходом Ивана Николаевича Берсенева.

Новое имя театра

20 февраля 1938 года на его здании появилась надпись: "Московский театр имени Ленинского комсомола". Мы чтим свою историю, но городской фольклор давно подсказал нам человеческое и менее помпезное наименование - "Ленком". Это имя нам милее и дороже, хотя с театром имени Ленинского комсомола связаны прекрасные мгновения нашей истории.

И.Н. Берсенев привёл за собой блестящих сподвижников мхатовской школы. С.В. Гиацинтова, С.Г. Бирман, Р.Я. Плятт, А.Г. Вовси, Б.Ю. Оленин открыли новый и счастливый этап в истории нашего театра. При И.Н. Берсеневе заблистали имена Е.Фадеевой, В.Соловьева, Т. Окуневской, Н.Кутасиной, К.Кручининой, В.Всеволодова, О.Фрелиха, А.Пелевина, А.Шатова, Н.Паркалаб, И.Мурзаевой, А.Козловой, В.Маруты, А.Петроченко, С.Килигина, Т. Альцевой, Г.Карновича-Валуа, А. Шешко, Г.Матвеевой и других замечательных актеров.

При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева - адвокате Гельмере в "Норе" Ибсена, Феде Протасове в "Живом трупе" Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана. "Парень из нашего города" Симонова, поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место - на передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменит. Но именно тогда театр нашел своего драматурга, драматург свой театр - их пути еще не раз пересекутся.

В следующей постановке театра по пьесе Симонова "Так и будет" (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, жена Симонова Именно ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, - "Жди меня, и я вернусь...". Что же до "Парня из нашего города", то это название еще дважды появлялось в ленкомовской афише. Последний раз - в 1977 году была постановка Марка Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за рамки злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое поколению, к счастью, войны не заставшему...

"Я с наслаждением работал с Афиногеновым, Симоновым, Горбатовым, Лавреневым... - говорил И.Н. Берсенев. - Но вот, понимаете, оказывается, Ибсен - нехорошо... Толстой - не на главной линии. Наивно. Да, у нас Театр имени Ленинского комсомола. Но ведь именно ради комсомола, ради молодежи играем мы и ставим Толстого и Ибсена, Диккенса и Ростана. Все, что может воздействовать на молодое сознание, все, что может внушить молодому человеку наших дней свободолюбие и честность, верность долгу и нравственную чистоту, - все это наше, все это должно звучать с нашей сцены".

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили...


Плеяда "Эфроса"

А.В. Эфрос был главным режиссером театра около трех лет (с 1963го). Но эти годы стали "золотыми" и для самого режиссёра, и для всего нашего театра - "В день свадьбы" В.Розова, "104 страницы про любовь", "Снимается кино" Э. Радзинского, "Мой бедный Марат" А. Арбузова, "Мольер" М. Булгакова. Театральная Москва с восторгом следила за "эфросовскими" артистами - В.Гафт, Л.Дуров, А.Дмитриева, А.Збруев, М.Державин, Ю.Колычев, В.Ларионов, А.Ширвиндт, О.Яковлева. Эфрос дал "путевку в жизнь" таким мастерам, как Л.Круглый, М.Струнова, Л.Чикурова, В.Корецкий и многим другим талантливым и неповторимым… Впрочем, не у всех этот успех вызывал восторг. Тогдашний МГК КПСС усмотрел в молодом главреже огромную опасность для идейных основ социалистического реализма, и А.Эфрос был отстранен от руководства театром. По выражению А.Ширвиндта, "уникальная кардиограмма театра сделала очередной нырок". Дом на Малой Дмитровке стал быстро терять своих зрителей! Через пять-шесть лет театр почувствовал себя совсем плохо. Надежда забрезжила с приходом на директорскую должность Р.Г. Экимяна. То ли он предчувствовал изменение ситуации, то ли изменившаяся ситуация отрядила его выстраивать новый Ленком

Новый "Ленком"

В конце 1973 года в театре появился новый главреж (впоследствии - художественный руководитель), и свой драматург, и свой художник. Что случается нечасто. В 1974 году появилось нечто остроумное, музыкальное, стремительное, злое и веселое. Николай Караченцов, сыграв Тиля Уленшпигеля, проснулся знаменитым. Инна Чурикова придала спектаклю особое очарование и изящество. Заиграли все на удивление хорошо, особенно Д.Гошев, Е.Фадеева, М. Лифанова, Ю.Колычев, В.Проскурин, В.Ларионов, Б.Беккер и многие другие. Вдохновенно и весело зазвучали мелодии Геннадия Гладкова, впервые вживую исполненные музыкальным ансамблем "Аракс".

В музыкальное оснащение театра особый вклад внесли люди уникально одаренные: композитор Алексей Рыбников, поэты Юлий Ким и Юрий Энтин. Бывший саратовский артист Олег Янковский вместе со студентом Александром Абдуловым и чудом российского искусства - Евгением Павловичем Леоновым заложили прочные основы новой актерской команды. Сюда скоро сбежала из театра Сатиры Татьяна Ивановна Пельтцер, из театра на Малой Бронной явился сам Леонид Сергеевич Броневой, из Ленинграда приехала Елена Шанина. Появились спектакли, о которых говорили и спорили зрители, критики, отечественные и зарубежные СМИ: "В списках не значился" Б.Васильева, "Иванов" А.Чехова, "Вор" В. Мысливского, "Жестокие игры" А.Арбузова, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" А.Рыбникова и П.Грушко, "Оптимистическая трагедия" В.Вишневского, "Юнона и Авось" А.Вознесенского и А.Рыбникова, "Три девушки в голубом" Л.Петрушевской, "Диктатура совести" М. Шатрова, "Мудрец" А.Островского, "Поминальная молитва" Г.Горина, "Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. Бомарше, "Чайка" А.Чехова, "Королевские игры" Г.Горина и Ш.Каллоша, "Аквитанская львица", "Пер Гюнт" Ибсена, "Испанские безумства", "Ложь во спасение" и другие. Сформировалось так называемое второе поколение "Ленкома" - залог нашего долголетия: Д.Певцов, А. Захарова, Т.Кравченко, А.Лазарев, В. Раков, Н.Щукина, С.Степанченко, И.Агапов, А.Соколов, А.Леонов, А.Сирин, И.Фокин и другие.

Похоже, Ленкому удалось сегодня обеспечить преемственность актерских поколений и выпускать спектакли, становящиеся особо любимыми и посещаемыми. Причём, иногда благодаря одной только безвестной молодежи, которая через несколько месяцев становится и любимой, и популярной, и почитаемой в российском театральном и кинематографическом пространстве. Это Мария Миронова, Анна Большова, Олеся Железняк, Антон Шагин, Алла Юганова и другие. Сегодня зрительный зал Ленкома переполнен, и наш театр продолжает уверенный путь к своему столетию.

Дорогие друзья! Представляем вашему вниманию электронную версию книги «Девять десятилетий» о нашем театре. В ней собрана вся история «Ленкома» - с 1927 года до наших дней: хроника, программки, многочисленные фотографии - спектаклей, любимых артистов и режиссеров, эскизы костюмов и декораций. Работа длилась два года. Издание вышло ограниченным тиражом. И теперь на сайте театра у вас есть возможность познакомиться с книгой.
Книгу «Девять десятилетий» создавали: Сергей Николаев (автор), Игорь Яковлев (художник), Александр Стернин (фотограф), Андрей и Светлана Коробко (верстка макета и подготовка электронной версии).