В какое время года родился пророк мухаммад. Краткая биография пророка мухаммада


Вся наша хвала Всевышнему Аллаhу, выражаем Ему свою благодарность и просим у Аллаhа прощения, каемся в своих грехах и надеемся на Его милость. Просим у Создателя даровать еще больше величия нашему господину, великому Пророку Мух аммаду, который выполнил свою пророческую миссию и укрепил общину, мир Ему, а также всем Пророкам и Посланникам!

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал:

كَفَى بِا لْمَوْتِ وَاعِظاً

«Достаточно нам воспоминания о смерти» . То есть сама мысль о смерти заставляет человека задумываться о своих делах, о том, как он живет.

Сказано: «Человек! Когда проснешься, скажи: “О, Аллаh!”, а перед сном тоже скажи: “О, Аллаh!” Если ты просишь о чем-то у Аллаhа, скажи: “О, Аллаh!”. Если взываешь к Создателю, скажи: “О, Аллаh!” Если ты слег в постель больным, скажи: “О, Аллаh!” И если явился к тебе Ангел смерти, скажи: “О, Аллаh! О, Аллаh! О, Аллаh!”»

О, рабы Аллаhа! Будьте истинно богобоязненными, сохраняйте Веру до конца своих дней и уходите из жизни только мусульманами. Будьте богобоязненными и знайте, что Аллаh сказал в К ор`ане о Пророке Мух аммаде, мир Ему (Сура «Аз-Зумар», Аят 30):

إِنَّكَ مَيِّتٌ وَإِنَّهُمْ مَيِّتُونَ

Это означает: «Воистину, Ты смертен и они смертны» .

Выражая скорбь о смерти Пророка, некоторые сказали:

بَكـَتِ الارْضُ وَالسَّمَاءُ عََلَيْهِ وَبَكَــاهُ نَدِيمُــهُ جِــبْرِيلُ

هُوَ الْحَبِيبُ الَّذِي تُرْجَى شَفَاعَتُهُ عِنْدُ الصِّرَاطِ إِذَا مَا زَالَّتِ الْقَدَمُ

«Плакали земля и небеса о Нем, И плакал Джабраиль – Его верный товарищ. Он – любимый, заступничества которого мы желаем Перед С ырот ом, пока не соскользнула нога».

Он – самый любимый, тот, о рождении которого мы говорим. Он – самый лучший, тот, о достойных качествах которого мы вспоминаем, чье терпение и высокую мораль мы описываем.

Я не знаю, дорогие братья, как смогу рассказать о Его уходе из жизни! Ведь Он – самый лучший – наш Пророк Мух аммад, мир Ему.

Пророк Мух аммад умер после тяжелой болезни. Он начал болеть в последние 10 дней месяца С афар. Пророк Мух аммад почувствовал сильную боль в то время, когда находился в доме одной из своих жен – Маймуны. Когда боли усилились, Он пошел в дом ‘Аиши.

‘Аиша рассказывала: «Когда Посланник Аллаhа пришел, Он был в тяжелом состоянии, но, несмотря на это, Он спросил, читали ли люди намаз. Она ответила: «Нет. Они ждут тебя, о Посланник Аллаhа». Тогда он сказал: «Принесите воды». Он помылся (сделал Гусуль) и пошел к людям, но выходя, потерял сознание.

Когда он пришел в себя, то снова спросил, читали ли люди намаз. Ему ответили: «Нет. Люди ждут тебя, о Посланник Аллаhа».

Люди собрались в мечети и ждали Посланника Аллаhа, чтобы читать намаз ‘Иша. Посланник отправил за Абу Бакром, чтобы тот читал с ними намаз как имам. Абу Бакр был очень мягким человеком и предложил ‘Умару: «О, ‘Умар! Читай ты». Но ‘Умар ответил: «Ты более достоин этого». И Абу Бакр читал с ними намаз как имам несколько дней».

Когда состояние Пророка немного улучшилось, Он вышел к людям, чтобы читать намаз Зуhр. Его поддерживали два человека, один из которых был его дядя – Аль-‘Аббас. И когда Пророка увидел Абу Бакр, то начал отходить, чтобы освободить место имама для Него. Но Пророк Мух аммад дал ему знак рукой, чтобы тот оставался на месте и указал тем, кто Его придерживал, чтобы они посадили Его рядом. И Абу Бакр читал намаз стоя, а Пророк – сидя.

Состояние Пророка Мух аммада, мир Ему, оставалось тяжелым. Его дочь Фатима, видя, какие боли Он испытывает, жалела Его. В ответ Он сказал ей:

لَيْسَ عَلَى أَبِيكَ كَرْبٌ بَعدَ الْيَوْم

«После этого дня не будет ни боли, ни тяжести».

Пророк Мух аммад, мир Ему, ушел из жизни и умер шаhидом. Это произошло в понедельник, 12-го числа месяца Раби ‘аль ауу валь. В такой же день – 12-го числа месяца Раби ‘аль ауу валь – Пророк Мух аммад родился и это тоже был понедельник. И в понедельник месяца Раби ‘аль ауу валь Он выехал из Мекки в Медину.

Когда Абу-Бакр услышал, что Пророк Мух аммад умер, он немедленно отправился к Нему. Он подошел ко входу в мечеть и услышал, как ‘Умар выступает перед людьми: «Некоторые люди думают, что Пророк Мух аммад умер. Воистину, Посланник Аллаhа не умер!» То есть ‘Умар, узнав о смерти Пророка, не поверил. Он думал, что Пророк Мух аммад, мир Ему, умрет только после смерти с ах аба.

Войдя в мечеть, Абу-Бакр прошел мимо ‘Умара и вошел в комнату, где лежал Пророк Мух аммад, мир Ему, накрытый покрывалом. Абу-Бакр подошел к Нему, открыл Его лицо и поцеловал самого лучшего, самого красивого и приятного из созданных – Мух аммада, мир Ему. Абу-Бакр сказал: «Ты был прекрасен при жизни и так же прекрасен и после смерти!»

Убедившись, что Пророк Мух аммад действительно умер, Абу Бакр пошел к ‘Умару и сказал: «О ‘Умар, послушай… успокойся».

Но ‘Умар не слушал его и продолжал. Тогда Абу Бакр, известный как очень мягкий и вежливый человек, проявил твердость и обратился к людям. После того, как выразил свое восхваление Аллаhу Всевышнему, он сказал:

"أَيُّها النَّاس، إٍِنَّهُ مَنْ كَانَ يَعْبُدُ مُحَمَّداً فَإِِنَّ مُحَمَّداً قَدْ مَات،
وَمَنْ كَانَ يَعْبُدُ اللهَ فَإِنَّ اللهَ حَيٌّ لاَ يَمُوتُ"

«О, люди! Те, кто поклонялись Мух аммаду, пусть знают, что Мух аммад умер. А те, кто поклонялись Аллаhу, пусть знают, что Аллаh Всевышний – Создатель, Он – Живой и не умирает».

После этих слов он прочитал Аят из К ур΄ана (Сура «Али ‘Имран», Аят 144):

وَما مُحَمَّدٌ إِلا رَسُولٌ قَدْ خَلَتْ مِن قَبْلِهِ الرُّسُلُ أَفَإيْن مَّاتَ أَوْ قُتِلَ انقَلَبْتُمْ عَلَى أَعْقَابِكُمْ وَمَن يَنقَلِبْ عَلَى عَقِبَيْهِ فَلَن يَضُرَّ اللهَ شَيْئاً وَ سَيَجْزِي اللهُ الشَّاكِرِينَ

Это означает: «Воистину, Мух аммад – Посланник. Такого, как Он, не было. Если Он умрет или Его убьют – разве вы отойдете от того, к чему Он призывал? Кто отвернется от Его пути, тот сам себе вредит. Воистину, Аллаh вознаграждает тех, кто не покидает путь истины».

‘Умар рассказывал: «Клянусь Аллаhом, после того, как Абу Бакр прочитал этот Аят, я не смог больше стоять – я понял, что Посланник Аллаhа умер, и упал».

Мух аммад – стонут и тоскуют по Нему сердца верующих!

Мух аммад – свет очей наших, радость для нас!

Мух аммад – вызывает в наших сердцах спокойствие и тепло!

Мух аммад – даже когда молчит, то возвеличивается его степень и возрастает уважение к Нему и почет.

Мух аммад – когда говорит, то берет за сердце своими словами, приковывает внимание и захватывает слушателей!

Обмывали Пророка, мир Ему, Его родные: дядя Аль-‘Аббас, ‘Али ибн Абу Т олиб, да будет доволен им Аллаh, Аль-Фад ль ибн Аль-‘Аббас, К усаму ибн Аль-‘Аббас, а также Усама ибн Зайд и Салих – слуга Пророка. При обмывании также присутствовал Ау с (один из с ах аба, участвовавший в битве Бадр), которому ‘Али разрешил войти.

‘Али придерживал тело Пророка, и, прижавшись к его груди, говорил:

"بِأَبي أَنْتَ وَأَمُّي يَا رَسُولَ الله طِبْتَ حَيًّا وَمَيِّتاً"

«О, Посланник Аллаhа! Ты был прекрасен при жизни и остался прекрасен и после смерти!»

Пророка Мух аммада, мир Ему, омывали водой из колодца, которым Он сам пользовался при жизни и пил из него воду. Когда тело Пророка Мух аммада омывали, то рубашку с Него не снимали.

Имам ‘Али обвернул свою руку куском ткани и проводил ею по телу Пророка под рубашкой, а сверху на рубашку лили воду.

Пророка Мух аммада обернули в кафан из трех кусков ткани. Его не одевали в рубашку, которую носят при жизни, и на Него не надевали чалму.

Передано от Ибн Мас‘уда, рад ыяллаhу ‘анhу, о том, что первым читал Намаз-Джаназа Ангел Джабраиль, затем Микяиль, после Него Исрафиль, потом Ангел смерти – ‘Азраиль. После этого к Пророку группами приходили люди и читали намаз каждый по-отдельности. Заходила одна группа, читала Намаз-Джаназа каждый индивидуально, затем уходила, после них заходила другая группа, также читала Намаз и уходила.

Ученые – знатоки биографии Пророка, мир Ему, сообщили, что число Джаназа-Намазов, совершенных Пророку Мух аммаду, мир Ему, достигло 92, как передал об этом имам Анас ибн Малик.

Наш любимый Пророк Мух аммад Аль-Мустафа был похоронен в том же месте, где и умер – в доме Его жены ‘Аиши, так как Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил:

»ماَ قُبِضَ نَبيٌّ إِلاَّ دُفِنَ حَيْثُ يُقْبَضُ «

«Пророков хоронят там, где Они умерли».

На том месте, где спал Пророк, мир Ему, была циновка. Её убрали и там выкопали могилу для Него.

‘Аиша, да будет ей благословение Аллаhа, как-то видела во сне, как три луны упали в ее дом. Она рассказала об этом сне своему отцу – Абу Бакру. Тот сказал: «Если твой сон сбудется, будут похоронены в твоем доме трое – одни из самых лучших людей на земле».

И когда Пророк Мух аммад, мир Ему, был похоронен, Абу Бакр сказал: «Вот это – самая лучшая из лун, которые спустятся в твой дом!»

В ее доме рядом с Пророком, мир Ему, позднее были похоронены Абу Бакр и ‘Умар.

Дорогие единоверцы!

Обращаюсь к вам, чтобы каждый из вас размышлял, думал, вспоминал о смерти Пророка Мух аммада, мир Ему. У того, кто часто вспоминает об этом, укрепляется вера, и ему будет от этого польза. Если кого-то из вас постигнет какая-либо беда или тяжесть, то вспоминайте смерть Пророка Мух аммада, мир Ему.

Действуйте таким образом, чтобы набрать блага, которые помогут вам на Том Свете, совершайте благие дела искренне ради Аллаhа – для того, чтобы попасть в Рай и быть там вместе с Пророком Мух аммадом, мир Ему. Чтение Салавата Пророку поможет нам, в этом есть особое освещение, в этом – укрепление нашей Веры, наших убеждений.

Хвала Создателю, Который даровал нам любовь к Пророку Мух аммаду, мир Ему! Сказал Пророк Мух аммад, мир Ему:

» ثَلاَثٌ مَنْ كُنَّ فِيهِ وَجَدَ حَلاوَةَ الإِيمَانِ أَنْ يَكُونَ اللهُ وَرَسُولُهُ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِمَّا سِوَاهُمَا وَأَنْ يُحِبَّ الْمَرْءَ لا يُحِبُّهُ إِلاَّ للهِ تَعَالى وَأَنْ يَكْرَهَ أَنْ يَعُودَ فِي الْكُفْرِ كَمَا يَكْرَهُ أَنْ يُقْذَفَ فِي النَّارِ «

«Кто обладает тремя качествами – превыше всего любит Аллаhа и Пророка Мух аммада; любит своего брата искренне ради Аллаhа Всевышнего; ни в коем случае не хочет попасть в куфр и не хочет попасть в Ад – тот истинно ощущает сладость веры».

Выражаем наше восхваление, особые мольбы – Салават, Пророку Мух аммаду, мир Ему, надеясь на то, что, может, это станет причиной нашего излечения, успокоения, защиты от всякого вреда. Просим у Всевышнего Аллаhа особые приветствия всем сподвижникам и всем тем, кто пошел по Пути Пророка Мух аммада, мир Ему.

В хадисе благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Кто бы ни полюбил меня, тот полюбил и Аллаха. И кто бы ни повиновался мне, тот повинуется и Аллаху». Поэтому мы должны хорошо знать жизнеописание нашего любимого Пророка (мир ему и благословение).

Предки Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)

Предками Пророка (мир ему и благословение) со стороны отца являлись: Абдуллах , затем Абдульмутталиб , Хашим , Абдуманаф , Кусайю , Килаб , Муррат , Каабу , Луайю , Галиб , Фихр , Малик , Назар , Кинанат , Хузаймат , Мудрикат , Ильяс , Музар , Низар , Муаадди , Аднан .

Матерью Пророка (мир ему и благословение) была Аминат – дочь Вахба, сына Абдуманафа, сына Зухрата, сына Килаба. На Килабе сходится родословная по отцу и матери нашего Пророка (мир ему и благословение).

Братья отца Пророка (мир ему и благословение)

У отца Посланника Аллаха (мир ему и благословение) Абдуллаха было 11 братьев: Харис , Кусам , Зубайр , Хамзат , Аббас , Абу Талиб , Абу Лахаб , Абдуль Кааба , Хаджл , Зирар , Гайдак . Из них приняли Ислам двое – Хамзат и Аббас .

Сёстры отца Пророка (мир ему и благословение)

У отца Посланника (мир ему и благословение) было шесть сестёр: Байза, Баррат, Атикат, Сафият, Арва, Умаймат. Из них Ислам приняли Сафият и Атикат. Есть учёные, которые утверждают, что Арва тоже приняла Ислам.

Дети Пророка (мир ему и благословение)

У Пророка (мир ему и благословение) было семеро детей – четыре дочери и трое сыновей. Перечислим их по старшинству:

Касим, Зайнаб, Рукия, Фатима, Умму-Кульсум, Абдуллах, Ибрахим.

Первых шестерых детей Мухаммаду (мир ему и благословение) родила Хадиджа, матерью Ибрахима была Марият. Все его дети, кроме Фатимы, умерли раньше него.

Молочные братья и сёстры Пророка (мир ему и благословение)

Молочные братья Пророка (мир ему и благословение): Масрух, Хамза бин Абдульмутталиб, Абу Салама бин Абдульасад аль-Махзуми (последних двоих кормила Сувайба за четыре года до Пророка (мир ему и благословение)), Абдуллах бин аль-Харис, матерью которого являлась Халима ас-Саадийя.

Молочные сёстры: Хузафа, Анисат бинт аль-Харис. Обе они также являлись дочерьми Халимы. («Уюнуль-асар», т.1, с. 90; «Ар-Равзуль-унф», т.1, с. 186).

Имена кормилиц Пророка (мир ему и благословение)

Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) грудью кормили его мать Аминат и кормилицы: Сувайбат, Хавлат (дочь Мунзира), Умму Айман, Халимат (из племени Саад), три женщины по имени Атикат.

Жёны Пророка (мир ему и благословение)

Хадиджа, Савдат, Аиша, Хафсат, Умму Сальма, Умму Хабиба, Сафия, Зайнаб бинт Джахш, Маймуна, Райханат, Хавлат, Зайнаб бинт Хузайма, Марият.

Имена сподвижников, которых ещё при жизни поздравили с предстоящим раем

Абу Бакр, Умар, Усман, Али, Тальхат, Зубайр, Сааду, Саид, Абу Убайда, Абдуррахман бин Авф. Кроме них Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обрадовал вестью о предстоящем рае: Хадиджу – мать правоверных, свою дочь Фатиму, Хасана, Хусейна, Ибну Масуда, Укамата и других.

Да одарит Всевышний нас всех искренней любовью к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) и поможет нам, следовать ему во всём и да обрадует встречей с ним в раю. Амин!

Ибн
Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд Манаф
ибн Кусайя ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн
Луайя ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн
ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрик
ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Мадд ибн
Аднан ибн Адад ибн Мукаввим ибн Нахур ибн
Тайрах ибн Иаруб ибн Яшджуб ибн Набит ибн
Исмаил ибн Ибрахим ибн Азар ибн Нахур ибн
Саруг ибн Шалих ибн Ирфхашад ибн Сам ибн
Нух ибн Ламк ибн Матту Шалах ибн Ахнух ибн
Иард ибн Махлил ибн Кайнан ибн Ианиш ибн
Шис ибн Адам

Мединская община - первое государственное образование мусульман, созданное пророком Мухаммедом после переселения из Мекки в Медину (622) . С 623 года вела войну с мекканскими многобожниками . Община представляла собой не государство, а самоуправляемую общину полисного типа. После смерти Пророка, на месте Мединской общины был создан Праведный халифат . Период жизни пророка Мухаммада в исламе называют аср ас-саадат .

Предыстория [ | ]

Около 571 года, в так называемый «Год слона » в семье Абдуллаха ибн Абд аль-Мутталиба и Амины бинт Вахб родился сын Мухаммед . Его отец умер до его рождения, а мать умерла когда мальчику было 6 лет. Мухаммеда взял к себе дед Абд аль-Мутталиб , но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммеда взял дядя Абу Талиб .

Примерно к 20 годам стал, являясь человеком сведущим в торговле и умея водить караваны, нанимался к зажиточным торговцам в качестве приказчика, проводника караванов или торгового агента . В 25 лет Мухаммед женился на Хадидже бинт Хувайлид .

Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, началась его религиозная деятельность. В течение первых трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. Люди начали постепенно вступать в ислам, сначала это были жена Мухаммеда Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Абу Бакр , Али и Усман . С 613 года жители Мекки стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммед стал открыто призывать к исламу.

Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммеду, открыто критиковавшему их религиозные взгляды, и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, забрасывать камнями и грязью, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммеда на принятие решения о первом переселении мусульман в Эфиопию (615 г.).

В 619 году умерла Хадиджа и Абу Талиб, который защищал Мухаммеда от враждебно настроенных курайшитов. Этот год Мухаммед назвал «годом печали». Из-за того, что после смерти Абу Талиба притеснение и давление в сторону Мухаммеда и остальных мусульман со стороны курайшитов заметно возросло, Мухаммед принял решение искать поддержки в ат-Таифе , расположенном в 50 милях к юго-востоку от Мекки у племени Сакиф . Он хотел, чтобы они приняли ислам , но в ат-Таифе его грубо отвергли, и при уходе из города закидывали камнями.

Согласно преданию, около 619 года Мухаммед совершил ночное путешествие (исра ) в Иерусалим, а затем вознесён (мирадж ) на небеса .

Из-за опасности нахождения Мухаммеда и остальных мусульман в Мекке, они вынуждены были переселиться в Медину (Ясриб). К этому моменту в Медине уже приняли ислам и в подчинении Мухаммеда оказались целый город и армия. Это событие считается началом мусульманской государственности, так как мусульмане получили необходимую им независимость. Год переселения стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры).

История общины [ | ]

После переселения в Медину пророк Мухаммед превратился из простого проповедника в политического лидера мединской общины, в которую входили не только мусульмане. Его главной опорой были местные жители из племён аус и хазрадж (ансары) и пришедшие с ним из Мекки мусульмане (мухаджиры). В первые годы Мухаммед надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев, которые отказались признать пророка из неиудеев. Более того, иудеи высмеивали Пророка и даже вступили в контакты с мекканцами, которые враждовали с мусульманами. Внутренняя мединская оппозиция из язычников, иудеев и христиан, выступившая против Мухаммеда, неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеров » .

Большинством жителей Медины в 622 г. были евреи . Первоначально Мухаммед принимал Иерусалим в качестве стороны, к которой молящиеся должны обращаться лицом (кибла ) и соблюдал еврейские посты. Однако после отказа иудеев в признании, Мухаммед устанавливает стороной обращения Мекку и объявляет ислам подлинной религией Ибрахима (Авраама) .

С этого времени Мухаммед всё отчётливее говорит об особой роли ислама, который объявляется исправлением допущенных иудеями и христианами искажений воли Аллаха, о себе как о последнем пророке - «печати пророков». Устанавливается особый день общей молитвы мусульман - пятница (джума ), объявляется о святости Каабы и первостепенном значении паломничества к ней. Кааба становится главной святыней ислама, к ней, вместо Иерусалима, мусульмане начинают обращаться во время молитвы .

В Медине строятся первая мечеть (аль-Куба), дом Мухаммеда, устанавливаются основы исламского ритуала - правила молитвы и призыва к ней, омовения , поста , обязательных сборов на помощь нуждающимся и т. д. В проповедях Пророка стали фиксироваться правила жизни мусульманской общины - принципы наследования , бракосочетания и т. д. Объявляются запреты на употребление спиртных напитков, азартные игры, свинину. В «откровениях» появляются требования особого почтения к посланнику Аллаха .

Таким образом, в Медине были сформированы основные принципы религиозного учения, ритуала и организации исламской общины. Эти принципы были выражены в Коране и высказываниях, решениях и поступках самого Мухаммеда (сунна) .

Война с мекканцами [ | ]

Одной из форм сплочения мусульман и её расширения стала борьба с мекканскими многобожниками. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году мусульмане победили мекканский отряд в битве при Бадре. В 625 году около горы Ухуд (возле Медины) мекканцы сразились с мусульманским войском. В этом бою мусульмане понесли большие потери, сам Мухаммед был легко ранен в голову, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В 626 году мекканцы снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва .

Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканскими многобожниками, её попытки покушения на жизнь пророка Мухаммеда и упорный отказ от полного ему подчинения вызвали резкие ответные меры мусульман. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть племени бану курайза была перебита. Некоторые наиболее активные противники и соперники Пророка были убиты. Для решительной борьбы с мекканцами были собраны большие силы . В 628 году большое войско, состоящее из мединских мусульман и присоединившихся к ним некоторых кочевых племён, двинулось в сторону Мекки и остановилось на границе священной территории Мекки, в местечке Худайбия. Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием, в соответствии с которым через год пророк Мухаммед и его сподвижники совершили малое паломничество (умра ) .

Со временем сила мединской общины крепла. Были завоеваны североаравийские оазисы Хайбар и Фадак , союзниками мусульман становились все новые и новые арабские племена, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого 630 году мусульманское войско беспрепятственно вошло в Мекку . Из Каабы были убраны языческие идолы .

После завоевания Мекки Мухаммед продолжал жить в Медине и лишь однажды (в 632 году) совершил «прощальное » паломничество. Победа над Меккой подняла его политический и религиозный авторитет пророка Мухаммеда в Аравии. Он посылает различным вождям и царям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Персии и Византии послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды появляются в Йемене, захватывают новые оазисы в Северной Аравии. В Мекку приезжают представители различных племён и областей Аравии, многие из которых договаривались с Мухаммедом о союзе. В 630 году враждебные кочевые племена организовали наступление на Мекку, но мусульмане и их союзники отбились в сражении при Хунайне. В 631-632 годах значительная часть Аравийского полуострова оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, которое возглавил пророк Мухаммед .

Община после смерти Мухаммеда [ | ]

В последние годы жизни Мухаммед определил главную цель - распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. В июне/июле 632 года в возрасте около 60 лет (или 63 года по лунному календарю) Мухаммед скончался после непродолжительной болезни

Мусульмане всего мира отмечают День рождения пророка Мухаммеда. По традиции, проходит он в молитвах и религиозных чтениях, принято также приглашать в дом гостей и дарить детям подарки.

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухаммеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (ДжабалHyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухаммедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их.

Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейляталь-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухаммед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухаммед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухаммеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухаммеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных.

Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухаммеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухаммеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухаммеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухаммед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухаммед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухаммед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухаммед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухаммед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;
если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?" (Коран, 3:138).

Мусульмане всего мира отмечают День рождения пророка Мухаммеда. По традиции, проходит он в молитвах и религиозных чтениях, принято также приглашать в дом гостей и дарить детям подарки.

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухаммеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухаммеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухаммед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (ДжабалHyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухаммедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их.

Мухаммед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейляталь-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухаммед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухаммед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухаммеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухаммеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных.

Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухаммеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухаммеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухаммеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухаммед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухаммед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухаммед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухаммед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухаммед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;

Основателем религии Ислам был Мухаммед صلى الله عليه وسلم . Мусульмане глубоко почитают его, считая пророком и посланником Аллаха. Первая биография Мухаммеда была составлена Ибн Исхаком, родившимся через полвека после смерти пророка. Она дошла до нас отрывками и частично.

Мухаммед - историческая личность, он родился в 570 году в городе Мекка. Детство Мухаммеда было полно трагических событий: отец Абдуллах умер за несколько дней до рождения мальчика, мать - когда ему было всего 6 лет. После смерти родителей Мухаммеда воспитывал его дедушка Абд-ал-Мутталиб, который был одним из почтеннейших старцев в племени курайшитов. Когда не стало деда, мальчиком занимался его дядя Абу-Талиб. Перенесенные страдания сделали его чутким к людям и чужим невзгодам.

В возрасте 12 лет Мухаммед совершил свое первое путешествие с караваном своего дяди в Сирию. Целых полгода мальчик наблюдал жизнь кочующих арабов. Примерно в 20 лет Мухаммед начал самостоятельную жизнь. Он был человеком, знающим толк в торговле, умел водить караваны. По словам арабских историков, Мухаммед отличался прекрасным характером, честностью и добросовестностью, верностью данному слову. Став погонщиком верблюдов, Мухаммед побывал во многих странах, видел людей разных верований, многое познал и понял. В 25 лет он женился на богатой мекканской вдове Хадидже и стал богатым и уважаемым в Мекке человеком.

В Мекке жили проповедники единобожия - ханифы, которые поклонялись одному Богу а не идолам как остальные. То есть той религии которая осталась еще со времен пророка Ибрахима (Аврввма). Мухаммед знакомился с религиозными традициями народов, отмечал положительные и отрицательные стороны.

Мухаммед молился Аллаху сначала в полном одиночестве, проводя дни и ночи в молитвах. Любимым местом молитв Мухаммеда была гора Хира. По преданию, после трех лет неустанных молитв к Мухаммеду ночью снизошло откровение Аллаха. Он увидел ангела Джибрила, который сообщил ему слова Аллаха, где говорилось о сущности Бога и его отношении к человеку. Откровения, полученные на горе Хира, окончательно убедили Мухаммеда в правильности его религиозных представлений.

Впоследствии Мухаммед приступил к пропаганде ниспосланной Богом ему религиозной системы. Самые близкие люди - жена, двоюродный брат, приемный сын - стали первыми мусульманами. Распространение религиозного учения Мухаммеда шло нелегко, тайно. Вместе с другом и единоверцем Абу Бакром они создали религиозную общину (умму). Однажды, когда Мухаммед лежал в беседке, укрывшись плащом, снова прозвучал голос, который приказал ему начать публичную проповедь. Первую публичную проповедь Мухаммед провел в центре Мекки перед многочисленной толпой горожан, но она не имела успеха. Курайшиты не верили, что Аллах создал землю, человека, животных, требовали от него чуда. Пока Мухаммед прославлял Аллаха в своих проповедях, горожане с этим мирились. Но когда он стал нападать на богов (идолов), которых почитали в храме Кааба, то тут курайшиты решили запретить молиться Мухаммеду и его сторонникам около храма. Его обливали грязной водой, забрасывали камнями, ругали, унижали. В 622 году Мухаммед со своими близкими, не выдержав насмешек и гонений, переезжает в город Ясриб (Медину). Год переселения стал началом мусульманского летосчисления.

Мединцы приняли Мухаммеда почти всеобщим одобрением. В Медине Мухаммед стал искусным политиком и правителем. Он сплотил все враждующие кланы города, справедливо правил. Люди верили Мухаммеду и шли за ним. Число принявших Ислам быстро росло. Медина стала сильным мусульманским центром. Здесь была построена первая мечеть, установлены правила молитв и поведения в быту, были сформированы основные принципы религиозного вероучения. Они были выражены в «откровениях», составивших Коран, в словах, решениях и поступках самого Мухаммеда.

Но Мекка же оставалась враждебно настроенной против мусульман. Жители Мекки несколько раз нападали на мусульман и Мухаммеду пришлось применить силу, чтобы покорить и образумить курайшитов. В 630 году Мухаммед торжественно возвращается в Мекку. Мекка с Каабой становятся святыней ислама. Мухаммед очистил языческое святилище Каабу от идолов, оставил лишь «черный камень». Мухаммед подписал с курайшитами договор о мире и, обратив всех в ислам, вернулся в Медину. В 632 году он умер от болезни, будучи фактически правителем всей Аравии.

Все источники, сообщая о жизни и деятельности Мухаммеда, подчеркивают его скромный образ жизни. Мухаммед несомненно был личностью исключительной, преданным своему делу, умным и гибким политиком. Личные качества Мухаммеда стали важным фактором того, что ислам, бывший поначалу одним из многих идейных течений, ознаменовавших собой переход от древности к средневековью, превратился в одну из самых влиятельных мировых религий. Согласно учению Ислама Мухаммед является последним пророком в истории человечества. После него не было и не будет больше пророков и мировых религий.

Это интересно:

«Живет Мухаммед предельно просто, одевается скромно. В грубый плащ, имеет одну перемену полотняного белья, никаких щелков и дорогих тканей себе не позволяет, носит чалму или наголовный четырехугольный платок, сапоги или сандалии, сам чистит и чинит свою одежду, слуга для него не нужен. Столь же проста и еда Мухаммеда: горсть фиников, ячменная лепешка, сыр, чашка молока, каша и фрукты - вот пища изо дня в день, мясо подается не чаще раза в неделю».

«Мухаммед, по описанию современников, был среднего роста, широкоплеч, жилист, с большими руками и ногами. Лицо у него было продолговатое, с резкими и выразительными чертами, орлиный нос черные глаза. Крутые, почти сросшиеся брови, большой и гибкий рот, белые зубы, черные гладкие волосы, которые падали ему на плечи, и длинная окладистая борода…

Он был одарен быстрою сообразительностью. Сильной памятью. Живым воображением и гением изобретательности. По характеру он был вспыльчив, однако умел владеть порывами сердца. Он был честен и одинаков со всеми. Простой народ любил его за приветливость, с которой он принимал и выслушивал все жалобы».