Техника випассана-медитации: осваиваем в домашних условиях. Самостоятельная техника медитации випассана


Випассана является высшим выражением изречения Сократа «Познай себя». Будда обнаружил, что причина страдания действительно может быть стерта, когда мы видим нашу истинную природу. Это радикальное понимание.

Это означает, что наше счастье не зависит от манипулирования внешним миром.

Медитация випассана является рациональным способом очистки сознания. А так же способом очистки от психических факторов, которые вызывают страдания и боль. С помощью випассаны можно осознать то, что не возможно понять находясь в постоянном процессе манипулирования внешней материей.

Медитация постепенно очищает ум, ликвидируя разные формы привязанностей. Будда говорил, что два фактора являются корнем страдания: желание и невежество.

Медитация касается настоящего момента с пребыванием в «сейчас». Медитация заключается в наблюдении за телом и умом с чистым вниманием.

Как випассана связана с религией?

Хотя випассана была обнаружена Буддой, сама медитация - это не буддизм. Это метод, при котором Будда и его ученики освободились от всякого рода страдания и достигли пробуждения.

Этот простая техника является демократическим методом, открытым для людей любой веры.

Является ли медитация бегством от реальности? Нет. Напротив, это истинная конфронтация с реальностью.

Випассана, или медитация прозрения, является фундаментальной буддийской медитацией, заимствованной из южного буддизма. Фокусировка или первичный объект этой медитации - это дыхание, и начало практики начинается с дыхания.

Концентрация на дыхании называется – анапанна. И это переносит вас в состояние «здесь и сейчас». Все дышит. У всех нас есть индивидуальные различия, но мы все дышим. Далее приводится сама техника анапанны.

Как правильно выполнять медитацию?

Сядьте удобно, выпрямите спину и позвоночник, выровняйте голову, шею и грудь. Сделайте два или три преднамеренных медленных глубоких вдоха и закройте глаза. Сосредоточьтесь на своем дыхании, следите за своим дыханием. Существуют два эффективных способа это сделать:

  1. Делайте акцент на мышцы в области солнечного сплетения, которые каждый раз, когда вы вдыхаете, движутся в одном направлении, и каждый раз, когда вы выдыхаете, движутся в другом направлении.
  2. Делайте акцент на внутренней стороне ноздрей и на кончике вашего носа. Почувствуйте, как проходит воздух, почувствуйте легкий шепот воздуха в процессе дыхания.

Когда ваша концентрация ослабевает, мысленно возвращайтесь к одному из вышеуказанных способов. Ваша задача состоит в том, что бы сосредоточиться на дыхании в самом легком из возможных способов.

Цель практики - не отвлекаться на постоянно возникающие мысли. Но еще важнее - это насильственно не отталкивать мысли. Не чувствуйте себя виноватым за то, что у вас возникают мысли. Это естественный процесс.

Старайтесь снова и снова просто привести ваше осознание обратно на основной объект медитации: вдох и выдох. Делайте это спокойно и мягко. Просто продолжайте возвращаться к дыханию.

Если ваше дыхание становится быстрым или медленным, просто плавно следите за дыханием. Не пытайтесь изменить его, просто следите. Любые звуки, запахи, ощущения будут присутствовать, но ваша задача - не обращать на это внимания, а просто наблюдать, как они приходят, и как они уходят.

Возвращайте ваше сознание обратно на свое дыхание. Если ваш ум блуждает, старайтесь очень мягко вернуть его к вдоху и выдоху. Не судите себя, не расстраивайтесь, нет никакого успеха или неудачи в том, что у вас сразу не получается сконцентрироваться, просто плавно возвращайтесь к осознанию своего дыхания.

Все звуки, которые вы слышите, просто замечайте их, но не концентрируйтесь на них. Старайтесь вернуться к своему дыханию.

Если вы испытываете возбуждение или путаницу или скуку или блаженство или ничего не испытываете, просто рассматривайте это как еще одну мысль. Если вы начинаете дремать, сделайте несколько глубоких вдохов.

Если ваш ум становится взволнованным в течение дня, просто начинайте следить за своим дыханием.

Заключение

Вот такую простую, на первый взгляд, технику открыл Будда. Если осмелиться попробовать хотя бы 10 минут делать анапанну, то сразу придет понимание сложности процесса.

В голове будет появляться огромное количество мыслей, которые в течение дня просто не осознаются. Их так де много, а то и больше, но человек не обращает внимание на этот поток, отвлекаясь задачами и проблемами.

Медитация випассана способна научит человека концентрации и сосредоточению на моменте «здесь и сейчас». А если обрести такую способность, то все проблемы начнут отпадать сами собой.

Я прошла Випассану. 10 дневный курс медитации и молчания. Прошла до конца, целиком, от вечера нулевого дня до утра одиннадцатого дня. Прошла честно, со всеми медитациями и правилами. Сама, признаться, не верила, что смогу, но прошла:) Да и сомневалась до последнего момента идти на нее или нет.

Что такое випассана?

О том, что такое випассана я уже рассказывала на БалиБлоггере , но расскажу немного и тут, на случай, если вы поленитесь пройти по ссылке. Ну а если знаете, то перескакивайте эту часть и читайте начиная со следующего заголовка. Подробнее про випассану можно почитать в интернете.

Випассана это десятидневный курс медитации в молчании. Причем помимо молчания есть масса других условий в которых проводится випассана: на десят дней вы отказываетесь от алкоголя, курения, мяса и любых продуктов производных от животных (молочка, яйца итп). Молчание тоже не сводится к одному молчанию, вы отказываетесь от любого общения с кем бы то ни было и любых дел не связанных с самой випассаной. Попадая в медитационный центр у вас на время забирают телефон, компьютер, книжки, ручки и блокноты итп. Во время випассаны нельзя медитировать, заниматься спортом, молиться или делать что бы ты ни было.

Смысл таких строгих правил прост: освободить мозг от лишнего, перезагрузить сознание и не дать вам отвлекаться на что-то еще. Ваша задача на 10 дней сконцетрироваться на медитациях.

А зачем вообще нужна эта медитация и чему учит випассана? Випассана пытается показать нам, что вся наша жизнь и то, насколько мы счастливы или несчастливы в ней, не имеет ничего общего к внешним обстоятельствам, как бы сильно мы не хотели так думать. В действительности же мы может сделать так (не то, что бы легко, но вполне себе достижимо), чтоб в тех же самых внешних условиях чувствовать себя на порядок счастливее и гармоничнее. Мешают же нам в этом всем наши неполезные привязанности-увлечения-зависимости и неумение не реагировать на внешние обстоятельства. Вот випассана и учит, что и как со всем этим делать, а методом является медитация и набор тех строгих правил.

Вопрос, который задавали мне абсолютно все, когда я вернулась после курса випассаны заключался в двух словах “Ну и как?”. Но только випассана такая штука, что впечатление от нее не расскажешь в двух словах и не опишешь в двух абацах. Поэтому для тех, кто меня про мою випассану спрашивал, да и для себя самой на будущее я решила подробно написать, как все происходило у меня.

Зачем нужна випассана?

Идея випассаны заинтриговала меня давно. И хотя я не увлекаюсь ни йогой, ни медитациями, ни духовными практиками, ни какими-то вообще штуками такого плана, мысль о том, чтобы попробовать что-то новое и настолько необычное меня на отпускала. И потом одно дело попытаться заставить себя медитировать сколько-то минут в день, другое дело – попасть в такое место, где у тебя вариантов не будет:)

Но каждый раз я не понимала, как я могу на две недели выпасть из эфира и подарить их такому непонятному эксперименту. Поэтому за несколько лет, что я собиралась, я так ни разу и не доехала до випассаны. И вот я решилась. Заранее записалась и заранее купила билеты, подгадав к випассане еще пару других планов, так чтобы отвертеться уже не было бы смысла.

До прохождения курсы випассаны я очень смутно понимала о чем она и в чем будет ее эффект. Скорее было какое-то общение впечатление, что ты морально готов попробовать такой непростой эксперимент на себе и вынести из него для себя что-то свое. В этот момент жизни меня больше всего занимали следующие вещи на пути саморазвития и самопознания и я хотела попробовать решить их с помощью випассаны:

– Хотелось какой-то серьезной перезагрузки мозга, так как он кипел от большого количества проектов, в которые я ввязалась, новых идей, о которых я лихорадочно думала, но не понимала, стоит ли ввязываться и в них тоже, ну и от бесконечного числа раздумий о жизни и планах на будущее. Хотелось перезагрузиться, посмотреть на все это новыми глазами и понять, что важно, а что нет.

– Хотелось научиться наконец “быть в моменте” и жить текущим. Не блуждать постоянно мыслями о том, как оно будет в будущем, как оно будет лучше в следующий раз. Не перетирать прошлое, возвращаясь к тому, что не получилось, не удалось или произошло. Научиться не делать тридцать разных вещей одновременно, перескакивая постоянно на тридцать первое или тридцать третье. А вместо этого наслаждаться одним делом в одном конкретном моменте.

– Очень хотелось научиться контролировать блуждающий мозг; переставать думать-думать-думать-переживать про все свои дела, постоянно волноваться, а точно ли получилось хорошо или не все-таки не очень. Хотелось научиться фильтровать мысли и уместь сказать себе: довольно, об это я уже достаточно подумал-попереживал, хватит, едем дальше.

– Стать еще более дисциплинированной в разных областях: от работы, до личных проектов, чтобы успевать еще больше.

– И наконец хотелось избавиться от постоянного всплеска бушующих внутри эмоций: расстраиваться, когда что-то пошло не так; переживать, когда что-то не получается; беситься, когда внешние обстоятельства словно издеваются над тобой; реагировать негативно даже на мелкие мелочи, когда “все навалилось и накипело” и “почему это происходит именно со мной”. Перестать тратить силы на переживания о том, что все равно нельзя изменить и что не зависит от тебя. Научиться фильтровать, на что реагировать и как.

Я не была уверена, имели ли все эти вещи прямое отношение к тому, чему учит випассана, но формат самой випассаны – побыть наедине с собой, учиться по новому относиться к прежним вещам и посмотреть на какие-то штуки со стороны – идеально вписывался в мои задачи.

Ну да и конечно же хотелось какого-то необычного чуда, которое обязательно должно было произойти после более чем 100 часов проведенных в медитациях!

Что я знала о випассане

Я сформулировала для себя, зачем я туда еду. Записалась и даже купила билеты на Яву, в Джакарту. Випассану именно на острове Ява, а не на Бали я выбрала для того, чтобы а) побыть в кругу незнакомых людей, а не толпы знакомых русских, как это случилось бы на Бали б) випассана была в каком-то новом для меня месте, поездка куда, усилила бы ощущение от необычности всего происходящего.

О самой випассане я знала вроде бы и много (из интернета и из рассказов знакомых), а вроде как оказалось и ничего. Но важно, что я знала главное: что будет непросто, что многие уходят в первые дни, что у многих моральных или физических сил не хватает высидеть все десять дней курса. Еще я примерно представляла распорядок дня: с ранними подъемами, бесконечными медитациями в течение дня и скудным графиком питания: завтра, обед и полдник без (!) ужина. Плюс где-то слышала историю основателя випассаны, который бросил бизнес и все дела, ради того, чтобы нести идею випассаны в массы, так как в свое время случайно попав на випассану, проникся, прозрел, избавился от душевных метаний и физических страданий. Подробных деталей о самой технике медитации и о том как все проходит я специально старалась особо не читать и не узнавать.

О том, кстати, как я собираюсь столько часов медитировать, я старалась вообще не думать. Ведь я никогда в жизни не медитировала. И даже, когда я однажды задумалась, не начать ли мне медитировать и даже нагуглила пример несложной медитации для начинающих, я так и не смогла ее завершить даже в первый раз. Для меня медитация – это что-то настолько не мое, настолько не привлекательное, скучное и нудное, что я не могла понять, как люди вообще могут это делать? Сидеть и ничего не делать на протяжении долгого времени? Как это возможно? И главное зачем? Скуууучно. Бесполезно.

Как же при этом я решила на випассану? Иногда полезно попробовать что-то новое, что кажется тебе невозможным и недостижимым. Не только ради одной лишь проверки себя, а ради того опыта, который ты приобретешь пробуя что-то новое. И главное в этом деле, просто на сто процентов довериться процессу. На 10 дней делать то, как тебя просят и как тебя учат, не пытаясь раньше времени судить и оспаривать, или делать по-своему, а просто попробовать. И только выйдя через десять дней дать себе возможность оценить технику, применить ее к себе и решить, подходит ли она по жизни. Именно с такими мыслями я улетела пару недель назад на Яву.

Все те дни и недели перед випассаной, от момента, когда отправила заявку и до самого последнего момента, когда я переступила порог Dhamma центра в Богоре, меня съедали изнутри страхи, сомнения и разные мысли на тему “ну как оно будет”, “а смогу ли я выдержать”, “ а точно ли это мое”. Скептик внутри меня поработал на славу, а последние дни перед отъездом я вообще во всем видела “знаки”, что мне не надо туда ехать.

Мне тогда даже кто-то сказал, что лучше так много не знать, точнее даже лучше вообще ничего не знать про эту випассану. С этим я, кстати, не соглашусь. От того, что я знала какого масштаба серьезные моральные испытания меня ждут, мне было гораздо проще выдержать сложные первые дни випассаны. Именно благодаря тому, что я ждала настоящих адских испытаний волей и дисциплиной, когда каждый день кто-то покидал курс, я искренне недоумевала “да ладно, несложно же”. Хотя потом после курса многие кто дошел до конца говорили, что самым сложным было именно начало, так как никто не был подготовлен к тому, что именно ждет.

Открытия, которые я сделала благодаря випассане

Больше всего в випассане пугали следующие вещи: нужно будет молчать и нельзя будет делать свои дела; нужно будет сидеть и медитировать, причем очень много. И именно эти вещи научили меня очень многому, поэтому они не зря придуманы в курсе випассаны.

Про обет молчания и тишины

По правилам випассаны, которые должны неукоснительно принять все участники курса, в течение всего курса нужно соблюдать Тишину и Молчание. То есть нельзя разговаривать с другими участниками курса, причем не только не разговаривать, но еще и никак не коммуницировать (ни знаками ни жестами), нельзя шуметь и издавать громкие звуки и тп.

10 дней не говорить? Это вообще реально? Делать вид, что людей вокруг тебя нет и даже взглядом не встретиться ни с кем?

Молчание же оказалось самым простым из всей випассаны! Я даже больше скажу, я практически сразу поняла, что так даже лучше. Потому что не будет шанса отвлекаться на разговоры и эмоции, обсуждая происходящее. Я прям представила, как все свободного время в перерывах между медитациями мы бы жаловилсь друг другу на то, как это сложно или подогревали бы собственные сомнения тем “ну это бред какой-то” и “я так больше не могу”.

Мне было совершенно несложно молчать и когда к обеду десятого дня разрешили говорить, я даже на какую-то секунду расстроилась. Мне понравилось молчать.

10 дней молчания научили меня тому, что далеко не все из того, что мы хотим сказать, стоит говорить. Каждый раз, когда мы открываем рот даже для того, чтобы просто выразить эмоцию – особенно чтобы выразить свое недовольство чем-то или пожаловаться на что-то – лучше бы мы молчали. Лучше бы мы не “заражали” этой негативной эмоцией других, лучше бы мы просто смирились, что это нельзя сказать, потому что тогда мы скорее забыли бы об этом сами! Вместо этого мы выпускаем пар, в ответ получается негативный пар, добавляем к своей первоначальной эмоции еще что-то и пошло-поехало. Випассана как раз учит не культивировать негативные эмоции дальше, и оказалось, что с обетом молчанием это было делать гораздо проще

Так что урок первый урок випассаны: фильтруй базар и от этого тебе же самому будет лучше:)

Про быть наедине с собой и ни на что не отвлекаться

На десять дней выпасть из обычной жизни, не проверять почту, не читать ничего, не писать, не зависать в интернете, а вкупе с предыдущим пунктом про молчание еще и не общаться ни с кем, а значит провести десять дней наедине с самим собой. Со своими мыслями – хорошими или плохими, интересными или глупыми, плодотворными или пустыми. Не иметь возможности на что-то отвлечься. Не иметь никаких дел, которыми себя можно было бы заняться в перерывых между медитациями.

Это оказалось самым сложным. Я не могу писать, а значит не могу строчить бесконечные дневники того, что со мной происходит. Меня посещают разные гениальные идеи, которые я не могу записать, а значит потом забуду.

Во время випассаны мне казалось, что я сойду с ума от ничегонеделанья или от мысли о том, что вот же она свободная минутка, я столько бы смогла сейчас сделай, дай они мне мой компьютер обратно или хотя бы блокнот с ручкой. Я ненавидела слишком длинные перерывы и не было ничего приятнее, чем гонг сообщавший о том, что надо идти на обед или на следующую медитацию. Молчать было просто, а ничего не делать ужасно сложно. Мозг постоянно вибрировал от поиска того, чем бы занять время.

И именно поэтому я бесконечно благодарна этому опыту за редкую возможность побыть наедине со своими мыслями. За возможность сделать настоящую перезагрузку. Передумать все на свете, что можно передумать. Причем передумать некоторые вещи по сто раз. Научиться фильтровать мысли и направлять их в хорошое русло. Освободить мозг от хлама и получить столько свободного времени, чтобы подробно пересмотреть все мои проекты и придумать бесконечное количество идей, таких идей, которых я не смогла бы придумать в суматохе дел.

И самое главное. Остановиться. Выдохнуть. Никуда не торопиться. Делать все спокойно и обстоятельно. Найти время на то, чтобы застелить кровать или убрать в комнате. Навести порядок в вещах и в голове. Отдохнуть и перезагрузиться.

Только ради одного такого опыта я бы прошла випассану еще раз.

Медитация

Я заранее боялась этих бесконечных медитаций. Еще до подачи заявки на курс випассаны я посмотрела на распорядок дня во время курса и бесконечно спрашивала себя, как я планирую от 0 часов и 0 минут медитаций в день я дойду до 11 часов медитаций? Как я не сойду с ума сидеть на одном месте и медитировать? Как я смогу все это выдержать?

И именно потому, что с одной стороны я заранее готовилась к тому что мне будет очень сложно, а с другой стороны, шла на випассану с полной решимостью дойти до конца, я ее и прошла. И как обычно оказалось, если собрать волю в кулак, то и силы откуда-то тоже потом найдутся.

Ну и надо отметить, что для спасения страждующих медитирующих были всякие подушки, подкладки и саронги, которые можно было всюду понатыкать, чтобы сидеть было удобнее. Для совсем тяжелых случаев можно было брать специальные спинки или садиться на стулья. Все первые дни випассаны я молча улыбалась тому, как народ с каждой новой сессией медитации обрастает новыми подушками и пуфиками. Но, правда, к середине випассаны это все дошло до каких-то нелепых масштабов, люди пересаживались на стулья, обкладывался десятью подушками, что я вдруг подумала: если уж идти, то идти до конца. И я убрала все подушки и подложки, оставив единственный коврик, который нам выдали в самом начале. В конечном итоге, и так и сяк, все равно будет неудобно, так зачем обманывать себя облегчая себе задачу?

Сам же опыт медитации научил меня тому, что если ты хочешь тренировать самодисциплину и целеустремленность, то это отличный тренажер для развития этих вещей – простой и доступный всем тренажер. Мы все как разбалованные дети, не способные следовать простым порядкам, мы живем по принципу “хочу конфетку сейчас, а не после ужина”, “хочу гулять сейчас, а не когда сделаю уроки”. Мы разучились какой-либо самодисциплине настолько, что из-за этого уже не способы достигать своих же жизненных целей (все это пресловутое “с понедельника начну вставать рано, которое висит годами, но так никогда и не становится реальностью”).

А тут тебе в один из дней говорят: сейчас мы попробуем медитацию во время которой нельзя двигаться целый час. Я помню как округлились мои глаза. Час? Не двигаться? Сидеть с закрытыми глазами и не менять позы? Словно отвечая на незаданный вопрос, учитель пояснил, что если не получится не двигаться весь час, то надо поставить себе задачу минимизировать количество движений. Но я решила, что я очень хочу попробовать не двигаться час. И у меня получилось. Это стоило невероятных мучений, но у меня получилось.

Вот так совершенно неожиданным образом медитация мне показала, что наши внутренние возможности они действительно безграничны. Но часто мы даже не рискуем пробовать, а сразу обрекаем себя на “у меня не получится”, “куда мне пробовать, я же никогда раньше не медитировала”.

Еще один чудесный эффект медитаций – это то, что впервые в жизни я смогла почувствовать как останавливается этот безумный поток мыслей в моей голове, обычно не останавливающийся ни на мгновение, а иногда просто разрывающий мозг на части. Ощущение, когда мне в первый раз удалось просидеть хотя бы минут 10 ни о чем не думая, и дав наконец отдых мозгу, – это самое незабываемое ощущение.

Не двигаться целый час

Про то, что в рамках випассаны будет то, когда нельзя будет двигаться и шевелиться целый час, я узнала случайно и слава богу до конца не поняла, что именно меня ждет, иначе, возможно, я бы точно не поехала бы на випассану:)

И все первые дни випассаны я наивно думала, что такая непростая штука будет явно где-то ближе к концу, когда мы заметереем в опыте медитации, и она будет такой финальной медитацией. Поэтому я как хороший ученик решила подготовиться “к экзамену” и с первого часа медитации поставила себе план: терпеть и высиживать хотя бы по пять минут без движения, когда это начинало получаться, то хотя бы по десять и так далее.

Когда к утру третьего дня трудом невероятных адских усилий мне удалось высиживать не двигаясь целых десять-пятнадцать минут (а один раз я даже целых 23 минуты), я решила, что все, теперь я буду прибавлять по 5 минут каждый день, тренироваться сидеть дольше и дольше и к концу випассаны покажу класс.

Но вот только вечером третьего дня нам сообщили, что настал час Тех Самых Медитаций, когда нельзя двигаться весь час. Нас попросили выбрать позу и замереть в ней на час, не двигая руками или ногами. На случай, если не будет сил высидеть час, нас попросили сделать минимальное количество телодвижений.

Меня застали врасплох и от неожиданности для себя я психанула и дала себе слово, что будь что будет, но я возьму и высижу этот час без движения. Первые 15 или даже 20 минут я отсидела довольно бойко, очень гордая собой. А потом пришла БОЛЬ в затекших ногах. Которая с каждой минутой усиливалась так, что в какой-то момент мне казалось, что вся кровь от них отольет и они начнут отмирать и скорее всего их придется ампутировать. Надо было концентрироваться, на дыхании или еще чем-то, но мозг гудел и звенел от боли так, что из него вылетели все мысли, а думать о дыхании было больно. Все о чем можно было думать, это то, как разными красками переливалась боль в ногах и спине. Боль в ногах была то холодной колющей, то какой-то теплой и обволакивающей, то пульсирующей, то вдруг какой-то из разряда “больно, но не больно”, то сново пронзительной проникающей в каждую клеточку мозга. А потом вся боль вдруг куда-то ушла. Магия. На пятидесятой или вроде того минуты (сильно ближе к концу), мне вдруг стало не больно. От осознания того, что мозг больше не кипит и не гудит, стало настолько хорошо, что хотелось плакать от счастья. (Кстати, то, что боль прошла, вовсе не какое-то чудо, о котором я хочу вам рассказать, это все вполне себе имеет научное обоснование, о похожих вещах очень круто написано в книжке “Пластичность мозга”)

Тот момент кстати, был спасительный момент всей моей випассаны. Именно тогда я решила, что все последующие медитации без движения (три штуки в день) я буду неукоснительно соблюдать и по возможности не двигаться и в другие медитации тоже. Так буквально за несколько дней я научилась не шевелиться на большинстве медитаций как минимум минут 30-45.

Было ли это просто? Черта с два! Я сходила с ума от дискомфорта и боли, но именно на випассане я осознала такую штуку, что боль – это плод деятельности мозга. И она а) может уйти через какое-то время, если на ней не зацикливаться и просто признать, что она есть, но не стрессовать и не думать о ней б) ее может не быть, когда мозг со временем поймет, что чуство боли на вас больше не работает.

На пятый или какой-то там день я убрала все подушки. Я поняла, что когда сидишь час, подушки не фига не помогают. Все равно будет больно, хоть с подушками, хоть без них. Через пару дней мне стало в большинстве случаев совершенно не больно сидеть даже час. Дискомфортно да, но оказалось мы можем вытерпеть гораздо больше вещей, чем мы думаем. Бывали более дискомфортные разы, а бывали разы, когда мне вообще было легко высидеть час.

Более того оказалось, что если ты в этот момент увлечен самой медитацией, ты не замечаешь время, не замечаешь дискомфорт. Все это становится мучительным только когда ты сидишь и зацикливаешься на том, что “ааа я не могу не пошевелиться, ой мне неудобно” итп.

Я понимаю, что мы все разные люди и кто-то скажет, что ему сложнее терпеть дискомфорт и боль, но в этом мы и отличаемся по жизни. Кто-то упорно, несмотря ни на что идет к своей цели, а кто-то сидит и всю жизнь жалуется на свою жизнь. Випассана как раз и говорит о том, что чудес не бывает, хочешь расти и развиваться, придется серьезно потрудиться над собой, даже через не хочу и через дискомфорт.

Что было реально сложно в випассане для меня

Первую половину випассану меня все увлекало. Было сложно, но интересно. Было любознательно и познавательно. Верилось, что к концу 10го дня случится какое-то прозрение или чудо. Каждые новые инструкции, усложнявшие технику медитации заставляли меня выпрыгивать из штанов от радости. Любая сложность – будь то необходимость сидеть 60 минут без движения или что-то еще – меня радовали. Challenge accepted – вызов принят, давайте еще!

В детстве я ужасно любила фильмы про кунг-фу. Помните, как там часто был такой сюжет, когда главный герой отправлялся на поиски Великого Учителя, который вместо того, чтобы учить его единоборствам, поначалу долго мучил его разными непонятными испытаниями? Так вот, я себя чувствовала таким учеником кунг-фу, которому велели сидеть час и он вытерпит все что угодно, но высидит, так как хочет стать великим героем. Я не понимала, зачем мне делать те или иные вещи, но решила поверить, что в конце концов мне откроется истина:)

Но к седьмому дню вызовы закончились. Практика медитации випассаны была раскрыта полностью и у меня к сожалению (в хорошем смысле:) все получалось слишком быстро. Я научилась преодолевать боль. Я научилась преодолевать несобранность. Я научилась делать все то, о чем говорил учитель. Мне нужны были новые вызовы. А их не было.

Начиная с седьмого дня мне вдруг стало сложно, причем сложнее чем в начале. Мне вдруг стало скучно. Я могла бесконечно сидеть в одной позе и делать всю эту випассану, но делать одну и ту же медитацию мне к этому моменту наскучило. Я не понимала зачем мне это делать снова и снова. Точнее я понимала, ну вот я теперь вроде как оттачиваю свое мастерство випассаны, но к чему это?

Вообще во всем курсе випассаны сложнее всего мне далась именно концовка. Все обычно уходят вначале, а мне очень сильно хотелось уйти именно в последние дни випассаны. Но хорошо, что я этого не сделала, потому что точно вам могу сказать, я бы этой статьи не написала и скорее всего бы ушла с мыслью, что випассана – была для меня бесполезно. Но только пройдя все целиком, я поняла, что и зачем. А спустя пару недель я действительно переосмыслила весь опыт и могу сказать, что поступила незря, что попробовала.

Пройти випассану один раз – круто, но жизнь по випассане? Ммм, не уверена!

С одной стороны випассана без сомнения меня впечатлила и отдельные моменты произвели насолько сильный эффект, что взгляд на какие-то вещи поменялся. Это был невероятный, необычный, интересный, мощный и полезный опыт. Я ни секунды не пожалела, что оказалась на 10 дней в заточении в медитационном центре на Яве. И если сейчас надо было бы отмотать время и снова принять решение, проходить ли випассану, я бы однозначно бы ее прошла. Без малейших сомнений.

С другой стороны я раньше воспринимала випассану как некий такой мозговой детокс или операцию на сознании, которую делаешь раз и получаешь перезагрузку мозга. А дальше свободен. Но випассана оказалась глобальной штукой, которой надо следовать постоянно, всю жизнь, иначе долгосрочного эффекта не будет. Но впечатлила ли меня випассана настолько, чтобы следовать ей всю оставшуюся жизнь? Нет. Хочу ли я снова поехать на випассану? На десять дней точно не в ближайшее время:)

И при всей невероятной интересности опыта, который мне пришлось пройти, я не могу сказать, как рассказывали многие люди, что это был какой-то опыт, меняющий жизнь в корне. Я не прозрела. Я все ждала от випассаны какого-то невероятного “Ого!”, ждала, что приеду домой после випассаны и захочу поменять жизнь на 360 градусов. Но я не узнала ничего глобального нового, чего я не знала до этого и к чему не стремилась в плане личного саморазвития. И випассана не первый опыт в этом плане, и уж точно не самый мощный опыт, который я когда-либо в жизни испытывала.

(Например, есть крутая книжка, далекая от “духовных практик, третьих глаз, веганства, вед и прочих подобных штук”, которая называется The Happiness Project. Простая книжка, написанная практически домохозяйкой (правда с образованием и опытом юриста и писателя), книжка наполнена конкретными инструкциями про все то, к чему стремится привести нас випассана, но эти инструкцию тренирует все те же вещи человеческими способами, без всяких медитаций и погружений в потусторонний мир. Я прожила по этой книжке целый год, но випассана меня впечатлила гораздо меньше.)

Вот такая ирония судьбы. Мне удалось себя дисциплинировать настолько, чтобы я почти стала идеальным учеником курса випассаны, но по окончании курса я поняла, что не вижу для себя смысла практиковать випассану дальше. И хотя идеи, о которых говорил Гоэнка, я сильно разделяю (no cravings & no aversions), я же хочу к этим идеям другими путями.

Випассана как концекпция жизни для меня меня не работает вот почему. Випассана строится на том, что только соблюдая стопроцентно всю эту систему, включая следование таким правилам, как быть веганом, не употреблять алкоголь, ну курить (даже кальян итп), не убивать даже насекомых (даже тараканов!) и практикуя випассана-медитацию по часу каждое утро и каждый вечер, только после этого ты достигнешь просветления. И это не работает для меня, я не вижу как употребление рыбы или мяса или молочных продуктов, или же то, как ты выпьешь бокал вина за ужином, не позволит тебе достигать тех же духовных целей, как випассана.

Но наверное моя проблема в том, что випассана про просветление. Мне же такого масштаба просветления не нужно. :)

При всем при этом, повторюсь, сама по себе випассана, особенно как разовый эксперимент, это колоссальный опыт. После випассаны у меня был невероятный прилив энергии и радости, и счастья. А сейчас по прошествии времени, я все больше и больше понимаю, что еще мне дала випассана, о чем я сразу не могла понять. Поэтому я рекомендовала бы другим хотя бы однажды пройти випассану.

PS. И еще раз про медитации.

С одной стороны медитации все-таки не мое. С другой стороны – меня удивила сила эффекта этих медитаций. Я точно не буду делать випассана-медитацию – по указанным выше причинам, я точно не буду ставить несбыточные цели медитировать каждый день по часу или уж тем более по два. Но возможно я все-таки рассмотрю разовые медитации как способ решения конкретных задач.

Например, в один из последних дней випассаны, во время индивидуальной медитации, я больше не могла делать саму випассановскую технику, и впервые решила схалявить. Но схалявить решила только наполовину и устроила себе “креативную медитацию”. Я села в медитационную позу, успокоила мозг, постаралась не шевелиться и целый час медитировала и думала про одну творческую задумку, которая родилась в моей голове в один из дней випассаны. В какой-то момент поток новый мыслей для этой идеи иссяк, но я все равно продолжала сидеть, медитировать и “рождать” идеи – даже самые странные и нелепые. В итоге получился очень мощный инструмент креативности. Целый час, ты сидишь, не отвлекаешься на другие вещи, ничего не записываешь – чтобы опять же не отвлекаться – и выдаешь максимум идей на одну конкретную тему. К концу медитации у тебя настолько четкая картинка, что иди и делай:)

Еще одна причина попробовать ввести медитации к свою жизнь – для успокоения мозга и сознания. Бывают такие моменты в жизни, когда все словно катится под откос, и ты не можешь собраться, потому что каждая новая штука выбивает тебя из колеи, и тогда нужны какие-то радикальные меры. Медитация, которая успокоит мозг, вычистит его на время от всех мыслей вообще, перезагрузит – была бы очень полезна.

Вот в такие моменты было бы круто поехать на что-то подобное випассане, но только не на десять дней, а скажем дня на три. И с одной стороны у випассаны для тех, кто проходит повторно, как раз и есть трехдневные курсы, с другой стороны, я не понимаю, зачем ехать на випассану, если в дальнейшем не планируешь ее практиковать.

О том, как пройти випассану в Индонезии – на Бали или на Яве, читайте на BaliBlogger.ru

UPD. Видео-блог, который я записала для своего yotube-канала про мой опыт випассаны – yotube.com/stellava




Випассана - все более популярная в России духовная практика (ретрит), участники которой на 10 дней принимают обет молчания, отказываются от связи с внешним миром и остаются наедине с собой. В попытках выяснить, помогают ли такие практики изменить свою жизнь, «Афиша Daily» записала истории тех, кто прошел буддистскую випассану в России и за границей.

Юлия Рудометова

О жизни до випассаны

В 2014 году я ушла из офиса, где проработала четыре года. Это был сложный период поисков себя. Я отправилась в Юго-Восточную Азию с билетом в один конец, но путешествие закончилось досрочно: я сломала лодыжку. Пока лежала в гипсе, подруга прошла випассану в Непале. От нее я и узнала об этой практике. К концу года, восстановив здоровье и проработав полгода в гастрономическом журнале, я бросила себе очередной вызов.

В России официальные ретритные центры випассаны находятся в Подмосковье, Петербурге и Екатеринбурге. Выбор был прост: в Питере и Москве я была, а на Урале еще нет. В декабре подала заявку на март (нужно заполнить анкету, в которой спрашивают о твоих целях и предыдущем опыте каких-либо практик), мне ее одобрили, и 8 марта 2015-го я уже была в Екатеринбурге. Когда я летела на випассану, я до конца не осознавала, что мне предстоит. Знала, что это будет некое испытание. Наверное, если бы я заранее выяснила, какое именно, то сто раз подумала бы, ехать или нет.

Как устроена випассана

Центр випассаны на Урале арендует территорию детского лагеря в сосновом лесу поселка Сысерть. Мы вставали в 4.00, шли на двухчасовую медитацию, потом завтрак, после него 1,5 часа до следующей медитации - это мое любимое время. Я тут же шла обратно досыпать, сытая и довольная. Отбой был в 22.00, но шести часов сна было ничтожно мало. На медитации уходило около 15 часов в сутки. Никаких дел, кроме медитации, не было. В день мы ели 2,5 раза: завтрак в 6.00, обед в 12.00 и что-то вроде полдника в 16.00, на котором давали половинку фрукта и стакан молока. До следующего завтрака только столовая вода. Еда была вегетарианская, но разнообразная.

Брать еду с собой на випассану нельзя. Обысков при заселении не устраивают, все на твоей совести. Помню, в общем коридоре на этаже из мусорного ведра торчали обертки от шоколадок, печенья и даже пустая пачка сухого собачьего корма. Не всем легко выдержать такой режим питания. Моя соседка таскала с обеда хлеб, сушила его на батарее, а перед сном хрустела. Бытовые условия меня не испугали. Мы жили в комнате по 3–4 человека, и в нашем здании не было душа: приходилось с мокрой головой, замотанной в полотенце, в минус 10 градусов идти из одного корпуса в другой.

Правила випассаны

В первый день ты принимаешь условия випассаны. Отказываешься от всех видов связи с внешним миром и даешь обет молчания на все десять дней. Что бы ни случилось в мире - ты об этом не узнаешь. Все ценные вещи, документы, кошелек сдаются на хранение. Нет ни ноутбука, ни телефона и какой-либо возможности позвонить. Нет всех тех вещей, которыми ты привык забивать свое свободное время: фильмы, книги, музыка, рисование. Есть только ты, и больше ничего. Избавиться от телефона и интернета на 10 дней - это уже роскошь в наши дни.

Випассана подразумевает сегрегацию полов: мужчины и женщины жили в разных корпусах. Мы пересекались только в общем зале медитации, где девушки сидели с правой стороны, а мужчины - с левой. Под запретом не только тактильный контакт с кем-либо, но и контакт глазами: один случайный взгляд может выбить из равновесия на два дня. Знаю, что некоторые перемигивались, особенно те, кто приехал парами. Одна девушка после випассаны призналась, что на общей медитации у нее было удобное место и она могла рассмотреть всех симпатичных парней. Я же честно приняла правила игры: все время смотрела в пол и не пропустила ни одной медитации.

Выдерживали не все. Помню, две девушки поссорились из-за форточки: одной было слишком жарко, другой - слишком холодно. Они нарушили обет молчания и высказали друг другу свои недовольства. Такое часто случается в середине випассаны: говорят, из человека лезут бесы, выплескивается накопившаяся агрессия.

О медитации

Самое сложное - медитировать. Это длится не 15–20 минут, а долгие часы каждый день. Тяжело не только телу, тяжело успокоить мысли. Первый день в голове был настоящий покерный клуб. И я не могла контролировать этот процесс. Бесконечные изнуряющие потоки мыслей. Ты пытаешься сосредоточиться на дыхании, а в голове вечеринка. На второй и третий день, когда люди уже долго пьют и болтают, шумная вечеринка становится вялотекущей. И эти люди устроили в моей голове караоке! Я не подозревала, что знаю репертуар Филиппа Киркорова. Стараешься медитировать, а в голове неожиданно включают «Кукарача, кукарача…». На четвертый день мысли наконец утихли. Совсем.

В середине випассаны у нас были медитации твердой решимости, когда тебе нельзя шевелиться: принимаешь позу и 60 минут сидишь неподвижно. Первый день я провалила все три медитации. Ноги затекали, спину ломило. Казалось, это невыполнимая задача. Кстати, идеальной тишины там не было. В общем зале медитирует более 80 человек: кто-то чихнул, почесался, высморкался, кто-то шуршит молнией, подушкой. Но ты учишься этого не замечать. Одна из главных задач випассаны - научиться чувствовать жизнь в каждой клеточке своего тела. Это трудно и сначала не получается. Но ближе к концу випассаны мне это удалось. У меня было ощущение, что я, как новогодняя елка, свечусь. Я могла направить энергию в мизинец правой ноги, на изгиб локтя, мочку уха или затылок. Звучит неправдоподобно, но это так.

О недоверии

Ежедневно с 20.00 до 21.00 нам читали лекции, на которых рассказывали общие вещи про випассану. На пятый день лекция была про благодарность и денежные пожертвования. В один миг мне все стало казаться бредом: мы, как сектанты, внимательно слушаем эту чушь. Появилась мысль, что сейчас меня заставят переписать все свое имущество. Хотя ничего такого не было. Как известно, випассана работает за донейшен: ты оставляешь в конце столько, сколько считаешь нужным и можешь себе позволить. Если у тебя нет денег, то никто не осудит. Вместо этого ты можешь в следующий раз послужить: убирать комнаты, готовить или стать менеджером курса. Конкретную сумму оплаты никто не называет. Был только один момент, который мне не понравился: когда ты оставляешь пожертвование, в тетрадь записывают твою фамилию и сумму, которую ты опускаешь в специальный ящик.

На следующий день мысли все бросить и уехать, к счастью, прошли.

О возвращении

Близкие друзья знали о випассане, а родителям я сказала, что уезжаю в йога-лагерь, где нельзя пользоваться телефоном. Оставила им телефон экстренной связи со словами, что по нему можно звонить только в случае землетрясения или цунами. Родители выдержали, не звонили, хотя мама до сих пор подозревает, что я была в секте. А как только включила телефон, узнала, что умерла бабушка, а еще меня неожиданно уволили из журнала. Для меня это было шоком, и я долго приходила в себя. После випассаны сделала на запястье татуировку - слово anicca («аничча», язык пали), означающее «все временно, и нет ничего постоянного».

Полтора года назад я переехала жить в Крым. Работала на фрилансе и параллельно начала заниматься новым делом по душе - организацией экскурсий и вечеринок в разных городах.

Випассана стала логическим продолжением моего незаконченного азиатского путешествия. После нее я начала делать то, что я хочу, а не то, чего ждут от меня другие. Сейчас подумываю пройти еще раз, но уже в другой стране.

Игорь Будников

О жизни до випассаны

На пятом курсе МГИМО я устроился юристом в американскую компанию: престижное место, большая зарплата. Казалось бы, я должен был быть доволен жизнью. Но, оглядываясь назад, понимаю, что это были самые несчастные годы моей жизни.

Про випассану я узнал примерно за пару лет до того, как я первый раз в нее поехал. Я начал заниматься йогой и слышал в йога-центре, что есть такая штука, как випассана, но для чего она и о чем, не понимал. Випассана предполагает, что десять дней ты не пользуешься интернетом и телефоном - полностью исчезаешь из социума. А моя работа требовала, чтобы я был на связи 24/7. У всех сотрудников были Blackberry (мы их назвали «электронные поводки»), которые надо было круглосуточно держать при себе. Мой образ жизни был несовместим с исчезновением. Да и корпоративная культура не одобряет такие устремления работников. О випассане я думал два года, а потом понял, что пройдет еще два года - и ничего не изменится. Я перестал получать удовольствие от работы. Проще говоря - все достало. В 2012 году я с большим трудом согласовал трехнедельный отпуск (самый долгий за шестилетнюю карьеру) и выбрал даты випассаны.

Как устроена випассана в Малайзии

Почему я выбрал Малайзию? Так совпало с графиком отпуска, а еще меня привлекал климат и возможность после ретрита отдохнуть в Таиланде. Центр в Малайзии специально построен для проведения випассаны. Условия очень хорошие: у каждого студента отдельная маленькая комната с туалетом.

Випассану я проходил вместе со своей девушкой. Это усложнило задачу, потому что подобные ретриты предполагают индивидуальную работу: мужчины и женщины живут в разных частях центра, а в зале для медитаций и в столовой сидят по разные стороны. Мы причиняли много неудобств: часто переглядывались, обменивались знаками и улыбками, за что нас дважды вызывали на ковер к учителю и грозно предупреждали: еще раз повторится - и нас выгонят. Любой взгляд, жест или записка могут стать навязчивой идеей на несколько дней: «Она мне улыбнулась. Что это значит, что она хотела этим сказать?» Мы с Наташей встречались полтора года, и, видимо, была та стадия отношений, когда находиться поодаль было невыносимо.

Русских, кроме нас, больше не было: несколько европейцев, китайцев, больше всего малазийцев. Дисциплина жесткая: подъем в 4.00 утра и медитации до 21.00. Это была классическая випассана по системе Гоенки, которая включает в себя один вид медитации: сидя и неподвижно. В других традициях сидячие медитации чередуются с ходьбой. Испробовав на себя разные ретриты, могу точно сказать, что провести весь день сидя на полу по-турецки очень сложно. Часто это были просто муки, когда ты ждешь, когда же раздастся сигнал, означающий, что можно встать, попить и сходить в туалет. Через 15 минут мы возвращались и сидели еще один час. Из 12 часов медитации в день в лучшем случае эффективными были только 4–5 часов. Остальные были попросту страданием различной степени тяжести. Раз в день мы слушали лекцию в записи. Для меня и Наташи запись отдельно включали на русском языке. Настоящая випассана проводится бесплатно, но в конце ты можешь оставить пожертвование.

О боли

Перед поездкой у меня защемило спину. Я регулярно ходил к массажисту. Вроде бы стало лучше, но в самолете боль вернулась. Я переживал: кто мне будет вправлять спину на випассане и как я вообще буду медитировать? Я пришел к учителю пожаловаться на спину, и он сказал: «Понаблюдай эту боль, и через четыре дня она исчезнет». Первые несколько дней прошли как на каторге, но на четвертый день, совпадение или нет, боль уменьшилась. Випассана - самоубийство для ума, поэтому он с первого дня искал тысячу причин и отговорок, почему нужно сбежать. В моем случае это была боль в спине.

Ближе к вечеру у нас был часовой перерыв на вечерний чай. На сам чай уходило минут 10, и оставалось еще 50, которые нужно было себя чем-то занять. Я не помню раньше, чтобы ощущал такую фундаментальную скуку: нельзя читать, писать, слушать музыку. Никаких развлечений вообще. Медитировать уже нет сил, сидеть устал, спать не хочешь. В это время каждый сходил с ума по-своему. Кто-то изучал жизнь муравьев. В Москве в свой свободный вечер я либо встречался с друзьями, либо шел в кино. Остаться один на один с собой, не включая музыку или телевизор или не развлекая себя едой, почти невозможно. Я не подозревал, насколько беспокойный у меня ум. Во время медитаций был хаотичный поток мыслей: о работе, уволят меня или нет, о еде, о сексе, о том, сколько еще осталось сидеть, о боли, о родителях, друзьях, в голове крутятся на повторе песни, которые ты случайно услышал по радио. И ты не можешь с этой кашей в голове ничего сделать. Нам говорили, что мысли отражают то, как ты живешь. И до тех пор, пока такая голова, жизнь тоже будет кашей.

Первая продуктивная медитация была на шестой день. Последняя сессия вечером, перед сном. Я перестал чувствовать боль и потерял ощущение времени. Я был в необычном для себя состоянии, будто покурил марихуану. Цвета стали ярче. Я шел от зала медитации в свою келью 40 минут, хотя расстояние там 50 метров. Кажется, впервые в жизни я со слезами на глазах разглядывал деревья, луну и насекомых. Последний день - день освобождения - был счастьем. Я, правда, так и не понял, чем хочу заниматься, но смог наконец обнять свою девушку.

Об изменениях

Я думал, что випассана - это волшебная таблетка, которая мгновенно решит все проблемы. Но это не так. В нашей фирме была особая мотивация к работе: каждый год сотрудникам прибавляли зарплату. Когда я вернулся в офис после отпуска, первым делом забрал свой конверт. Развернул, посмотрел на цифру, которая была больше, чем год назад, и расплакался. Если дописать нолик сзади или умножить на два, ничего не изменится. Работа осталась такой же, какой я ее оставил. Примерно через полгода я уволился.

Я прошел больше десяти ретритов. Даже если занимаешься любимым делом и проводишь весь год в приятных местах, в голове все равно накапливается мусор. На мой взгляд, ретрит раз год - это базовая гигиена для сознания. Я бы сравнил медитацию с ежедневной чисткой зубов. Почистил зубы - ощущения во рту приятные, свежо. А если по какой-то причине не почистил, жить можно, но испытываешь дискомфорт. Самым тяжелым был 21-дневный ретрит. Это как бег на длинную дистанцию. Кажется, что медитировать больше нет сил, но через пару кругов открывается второе дыхание.

Вместе с работой поменялось отношение ко всему. Раньше для меня было важно, одежду какой марки я ношу и в каких ресторанах бываю. Сейчас мне все равно. Да, я так и не ответил на вопрос, в чем мое предназначение. Но возможно, и не нужно искать ответ. Просто делать то, что тебе нравится и во что ты веришь.

Об отношениях с родителями

Я до последнего не говорил родителям об увольнении. Морально готовился к скандалу: «Ты что такое придумал?! Не глупи». В итоге полетел к ним в гости в Поволжье, чтобы отпраздновать свой день рождения. Мы сидели за праздничным столом, и тут я сказал: у меня новость. Воцарилась гробовая тишина. Но реакция меня поразила. Мама сказала: «Знаешь, я давно думала, что тебе надо попробовать что-то еще». А папа только спросил, чем я планирую заниматься. Отношения с родителями очень поменялись. Они, глядя на меня, стали вегетарианцами. Им уже 60 лет, но они в теме всего, чем я занимаюсь. Более того - они сами прошли випассану. Они фермеры, выращивают зерно. Раньше работа им постоянно приносила стресс: кредиты, зарплаты, что-то вышло из строя. А сейчас они перестали воспринимать все близко к сердцу. И от этого, надо сказать, бизнес только выиграл.

Марина Белых

О жизни до випассаны

В течение 16 лет я работала в большой медиакомпании - от ночного диджея на Rock FM (затем были Love Radio, Energy, «Европа плюс») и руководителя проектов до PR-специалиста и топ-менеджера. На пике карьеры я поняла, что больше не хочу этим заниматься: продавать людям то, что им не нужно.

У меня трое детей. Им, как я поняла позднее, не хватало родительской любви, хотя я отказывалась это замечать. Четыре года назад я уволилась, чтобы быть с детьми. Примерно в то же время мы с мужем решили развестись. Развод - это всегда болезненно, когда от тебя будто бы отрывают часть и остается пустота.

Я была не то чтобы на распутье, но у меня происходила смена системы координат: я бросила карьеру, развелась с мужем и была в поиске чего-то простого и настоящего, хотела вырваться из потребительского мира, в котором жила все это время. Моя приятельница сказала: «Слушай, а съезди на випассану!» Я ничего об этом не знала, но решила попробовать: вдруг это поможет найти успокоение. Детям нужна стабильная и счастливая мама, а не мама в погоне за новой машиной, помадой или впечатлением.

Что происходит на випассане

Я записалась на випассана-центр на Урале - это были ближайшие даты со свободными местами. Женщине не всегда удается куда-то вырваться из-за детей и домашних забот. Но я всех распределила по родственникам без лишних объяснений, куда еду и зачем. Все-таки я уже взрослый человек - и если мне нужно куда-то уехать на 10 дней, значит, нужно.

Первый день прошел легко. У тебя полно сил, вокруг новая обстановка. Второй день начинаешь грузиться - все идет не так, не хватает коммуникации. Сложнее всего было отказаться от сигарет. Признаюсь: я все-таки заныкала с собой пачку и курила на третий-четвертый день под соснами в шоке от происходящего. Вообще, випассана - очень гуманная практика. Никто тебя не заставляет ничего делать. Вместо медитаций в комнате спишь? Окей, это твое решение.

На третий день медитаций по 12 часов я вышла на улицу и увидела, что все звезды на разной высоте, разного цвета и яркости. В первую секунду подумала, что сошла с ума. И не на шутку испугалась. Учитель сказал, что я наконец перестала думать о себе и увидела мир. Это были мои личные ощущения, не спровоцированные химическими веществами. Был момент, когда мне даже захотелось уехать в монастырь: в этом же истинное счастье! Это лучше, чем любой оргазм, чем деньги, чем экстрим, чем путешествия. Ощущение можно сравнить с рождением ребенка: первые несколько минут, когда кладут младенца на грудь, - самые счастливые в твоей жизни. Випассана напомнила мне об этих чувствах. Только в этот раз было рождение самой себя.

О боли

У меня из-за травмы нет подтаранного сустава в стопе. Чудо, что я вообще могу ходить и даже изредка вставать на каблуки. Разумеется, периодически накатывает сильная боль. Я сразу сказала учителю курса, что не смогу сидеть в позе, которую они рекомендуют, - коленки под себя. Он спросил, давно ли была травма и, когда узнал, что шесть лет назад, сказал: этого уже ничего нет, давай попробуем. Я возмутилась: как это ничего нет? У меня даже справка об инвалидности была! Но я поверила ему. Нога болела до слез. Я изо всех сил старалась абстрагироваться, но все мысли возвращались к боли. На випассане учат наблюдать свое дыхание и отключать внутренний диалог. И каждый день боль становилась все меньше: сначала пульсация, затем легкое покалывание, а потом совсем ничего. Я четыре часа сидела на больной ноге - а боли не было. Потом, конечно, реальность нахлынула и боль вернулась. Поэтому на випассану стоит ездить время от времени, чтобы не потерять этот навык.

Об изменениях

Випассана - это очень физиологичная техника, в которой, в отличие от других практик, ничего не нужно визуализировать или домысливать. Это своего рода физкультура для мозга, с помощью тела тебя учат чувствовать окружающий мир без оценочных суждений.

Не могу сказать, что випассана изменила мою жизнь. Но она стала толчком к изменениям. Я переехала из маленького провинциального города в Москву. Увлеклась педагогикой Монтессори, сейчас получаю международный диплом Монтессори-педагога. Випассана изменила мое отношение к детям: мы четверо все разные, но это нормально. Я научилась внимательно слушать их, разговаривать без спешки и проявлять уважение. А уважение - это безусловное право человека иметь мнение, отличное от твоего собственного.

Некоторые меня до сих пор спрашивают: «Марина, откуда у тебя столько терпения и сил? Как у тебя получается быть всегда такой спокойной и жизнерадостной?» Я никого не агитирую проходить випассану, но рассказываю, что стало катализатором этих изменений.

На випассане у меня обострились обоняние и слух. Помню, после очередной медитации стояла на улице, услышала звук подъезжающей машины и почувствовала запах бензина, но никого не было. Через минуты четыре машина подъехала. Наконец я смогла бросить курить после пятнадцатилетнего стажа, преодолеть страх перед болью (встала на горные лыжи!), наладила отношения с родителями. Самое главное - я перестала бороться с миром.

Течение випиассана-медитаций впервые появилось в Индии и передавалось Буддой еще 2500 тысячи лет назад как средство, помогающее излечить любую болезнь. Дословно «випассана» переводится как «медитация прозрения», что говорит нам о ее непосредственной цели – увидеть настоящее значение и суть вещей и явлений.

Ежедневные практики позволяют искоренить любые загрязнения сознания человека, освободить его от всего ненужного, и в результате обрести покой и справиться с душевными страданиями.

Випасана – это средство исследования и изменения человеком собственной личности, наблюдая за взаимодействием тела и ума с помощью концентрации на физических ощущениях. Результатом такой работы становится понимание существующих законов, которые управляют нашими мыслями, суждениями и чувствами, а также механизмов воздействия на ум человека, рождающих либо страдания, либо освобождение от них. Другими словами, випасана помогает нам избавить свое сознание от заблуждений, овладеть собственными мыслями и ощущениями, обрести покой.

Техники випассана-медитации


Существует три способа выполнения данной техники. Все они крайне просты, поэтому данный тип медитации прекрасно подходит для начинающих.

Первый способ заключается в том, чтобы осознанно выполнять каждое действие тела, ума, сердца. Например, двигая какой-либо частью тела, вы должны осознавать, что движется именно она и понимать, зачем вы привели ее в движение. Как правило, большинство действий в своей жизни люди осуществляют автоматически. Например, прогуливаясь до магазина, они не осознают своих ног.

Все описанное, касается и ваших мыслей и чувств. Требуется непрерывное наблюдение за ними, изучайте их. Но важно оставаться наблюдателем, не дающим оценки, что хорошо, а что плохо.

Данный способ випассаны требует постоянной бдительности, внимания и наблюдения за собой. Постепенно вы начнете осознавать и , рожденные теми или иными движениями или явлениями, происходящими в вашей жизни.

Второй способ состоит в том, чтобы четко осознавать свое дыхание, а именно движения живота: при вдохе – он поднимается, при выдохе – опускается. Считается, что живот человека расположен вблизи источника жизни, т.к. дитя соединяется с матерью через пупок, за которым и находится жизненный источник. Поэтому движение живота во время дыхания заставляет нашу жизненную энергию подниматься и опускаться вместе с ним. Ежедневные практики такого способа випассаны-медитации помогут расслабить ум, успокоить сердце и, следовательно, собственные эмоции.

Третий способ освоить немного сложнее, так как потребуется не просто осознавать дыхание, а делать это именно в тот момент, когда поток воздуха входит в тело. Изначально он оказывается в наших ноздрях, охлаждая их, затем в полярной животу точке, и после выходит наружу.

Таковы способы випассана-медитации. Нет особых требований к практикующим, поэтому вы можете выбрать любой из них для занятий. Но хотелось бы напомнить, что не должна становиться трудностью, а, наоборот, выполняться с легкостью.

Когда вы освоите технику, ваш ум и собственное эго успокоятся.

Випассана-медитация в положении сидя


Подберите любое удобное для вас сидячее положение, в котором вы сможете сохранять бдительность в течение 40-60 минут. Спина и голова должны быть прямые, дыхание равномерное. Закройте глаза. Постарайтесь не двигаться во время занятия, позу меняйте только в случае необходимости.

Ваша задача – наблюдать за движением живота во время дыхания. Напомним, что при вдохе живот поднимается, а при выдохе опускается. Как и всегда во время медитации у вас могут возникать те или иные видения, мысли и ощущения. В основе випассаны не лежит техника концентрации, поэтому вы можете отвлекаться на исследование сопутствующих медитации образов и чувств, но не отождествляйте себя с ними. Затем непременно возвращайтесь к наблюдению за дыханием.

Ходьба по методу випассаны


В основе данного метода лежит осознание собственных ног во время хотьбы в медленном темпе. Ходите по кругу или по прямой линии, как вам будет удобно. По 10-15 шагов в одну сторону и затем в другую. Опустите глаза, смотрите на землю в нескольких шагах впереди себя. Сосредоточьтесь на том, как ноги по очереди касаются земли. Как и в технике сидя, вас могут отвлекать от медитации чувства и мысли. Рекомендуется сначала уделить им внимание, но важно при этом оставаться просто свидетелем, а затем продолжить ходьбу. Посвящайте медитации 20-30 минут в день.

Термин випассана, или випашьяна дословно переводится как «медитация прозрения». Это «видение как есть» или «высшее видение». Випассаной именуют один из курсов развития личности с помощью буддийской медитации, а также отдельные техники такой медитации. Люди, занимающиеся развитием «видения как есть», приходят , неудовлетворительности и безличности опыта. Таким образом, данная практика приводит человека к отказу от аутентификации с элементами опыта и, как следствие, устраняет саму причину психологического, а следом и физического страдания.

Буддийская медитация випассана – релаксация Будды и его учеников

Випассана - это уникальная медитационная техника. Она делает людей, ибо випассана - это сама суть правильного видения окружающего мира и себя в нем. К этому ничего нельзя добавить, но и выбросить ничего нельзя. Во всех остальных многочисленных медитационных техниках випассана присутствует незримо, как душа.

Лучшая медитация випассана настолько проста, что выполнить ее может человек, совершенно неподготовленный, и даже ребенок. Скажу более того, маленьким детям эта техника удается даже лучше, чем взрослым людям, потому что малыш чист и невинен, и его сознание не заполнено, не захвачено ложными установками ума.

Релаксацию Випассану можно выполнять несколькими способами. Выбирайте для себя тот, который подходит вам лучше всего.

Два способа медитация випассана – выбор лучшей техники

Первый способ простой техники медитации випассана состоит в полном осознавании своих действий, своего тела и ума. Так, гуляя в городском парке, вы должны гулять с осознаванием. Двигая рукой, поворачивая голову, всматриваясь во что-то, делайте это с осознаванием, точно зная, что и для чего вы делаете. Огромное количество людей живут совершенно бессознательно, проходя сквозь годы своей жизни, подобно механическому устройству.

Будьте чутки к движениям, ощущениям и переживаниям своего тела. Когда вы едите, будьте внимательны к движениям, необходимым для еды, к вкусу пищи, ее температуре и качеству. Принимая душ, будьте бдительны к теплу и прохладе, к льющейся на вас воде, и к радости, которую вы испытываете, очищая свое тело и ауру от физических и . Если с вами пребывает сильная медитация випассана, ваши дни уже не проходят в бессознательном состоянии.

Все это можно сказать не только о теле, но и относительно ума. Какая бы мысль ни рождалась в глубинах вашего ума, ни скользила в потоках сознания, ни пробегала по его экрану, оставайтесь наблюдателем. Какая бы эмоция ни затрагивала вашего сердца, оставайтесь созерцателем. Не вовлекайтесь в токи сознания и эмоциональных водоворотов, не отождествляйте себя с происходящим, не переживайте и не давайте оценок, ибо оценки не являются частью вашей домашней медитации випассана . Вторым способом является осознавание дыхания.

Онлайн медитация випассана – техника осознания дыхания

Научите себя осознаванию дыхания. Этот способ випассаны заключается в осознании своего живота, его подъема и опускания при дыхании. Когда при дыхании живот поднимается и опускается, то с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается ваша жизненная энергия. Эта сильная медитация випассана представляет собой