Сообщение о майе плисецкой. Биография майи плисецкой - великой русской балерины


Плисецкая Майя Михайловна – великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами.

Глазами женщины

Девочка родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого. По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.


Комсомольская правда

В 1932 году семья перебралась на Шпицберген, где Михаил Плисецкий сначала был директором «Арктикугля», а затем - консулом СССР. В Шпицбергене одиннадцатилетняя Майя впервые появилась на сцене. Она исполняла роль в опере «Русалка». По возвращении в столицу во время отпуска в 1934 году Плисецкую записали в Московскую хореографическую школу. Казалось бы, все складывалось как нельзя лучше, и главная мечта девочки-подростка была близка к осуществлению. Однако страшный 1937 год перечеркнул все надежды.


Комсомольская правда

1 мая Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 году ей удалось вернуться в Москву. Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом.


LiveInternet

Во многом благодаря усилиям тетки, Майя не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше. Необыкновенный природный артистизм, гибкость, выразительность, тонкое чувство музыки и ритма юной Плисецкой снискали ей благосклонность педагогов. За день до начала войны состоялся выпускной концерт, первый профессиональный дебют будущей примы-балерины.

Первые выступления

Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.


Понедельник

В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.

Карьера в Большом театре

Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Вскоре талантливой балерине стали доверять центральные роли, ко многим заглавным партиям она продвигалась постепенно, от одного женского персонажа к другому.


Студия танцев

В первом же сезоне Плисецкая станцевала Машу в «Щелкунчике», затем Мирту в «Жизели», она была первой феей Осени в «Золушке», Китри в «Дон-Кихоте». В «Спящей красавице» Майя сначала исполняла роли фей, постепенно добравшись до Авроры. Особенно запомнились зрителям ее Одетта и Одилия в «Лебедином озере». Вскоре Плисецкая стала прима-балериной Большого театра, сменив великую .

Другими, не менее яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах:

  • «Легенда о любви»;
  • «Кармен-сюита»;
  • «Каменном цветок»;
  • «Раймонда»;
  • «Конек-Горбунок»;
  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Бахчисарайский фонтан» и другие.

Зная о тяжелом повседневном труде большинства танцовщиц и изнуряющих балетных тренировках, нетрудно поверить в то, что Майя Плисецкая не любила эти занятия. По ее собственному признанию, она любила танцевать, вкладывала душу не только в пластику и гармонию движений, но и проживала жизнь своих героинь на сцене. Возможно, именно талант и природный артистизм позволили великой балерине, не доводя себя до физического истощения бесконечными занятиями, так долго оставаться в форме, танцевать до 65 лет и выходить на сцену в 70 лет.


Российская газета

Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. В том числе немало спектаклей она поставила на сцене Большого театра, исполняя во многих заглавные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена уйти с главной балетной площадки страны. Причиной стал конфликт с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил свою приму вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.

Балеты

В качестве балетмейстера, сотрудничая с другими хореографами и режиссерами, Майя Плисецкая поставила балеты «Анна Каренина», «Раймонда», «Чайка», «Дама с собачкой». Балерина работала руководителем Римского театра оперы и балета, а после - Испанского национального балета. Она сотрудничала с и Роланом Пети, с и Морисом Бежаром.


Brainspace

Специально для Майи Плисецкой были поставлены спектакли «Кармен-сюита», «Гибель розы», «Прелюдия», «Безумная из Шайо», «Айседора», «Леда», «Курозука». Для многих постановок музыку писал композитор Родион Щедрин, муж балерины.

Фильмы и книги

Как и всякий талантливый человек, Майя Плисецкая не ограничивала свою творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снялась во многих лентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.


Майя Плисецкая в фильме "Анна Каренина" | Культура

О жизни и судьбе балерины снято несколько документальных фильмов, а сама она написала и издала серию мемуаров , где описала свою жизни откровенно и беспристрастно.

На всех фото талантливая танцовщица выглядит сильной, яркой и дерзкой. Несмотря на средний рост, она всегда казалась чуточку выше других благодаря прекрасной осанке и гордой посадке головы. Такой она и была в жизни, судьбе не удалось сломить эту женщину, которая и в 70 лет выходила на сцену с грацией юной девушки. Возраст - таланту не помеха, и Майя доказала это с блеском. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий, в том числе и зарубежных.


Российская газета

Знаменитой балерине принадлежит немало интересных высказываний, ставших крылатыми фразами. Так, в своих мемуарах она упоминала о Пьере Кардене как о лучшем по ее мнению дизайнере, а на вопрос о том, как ей удается сохранять прекрасную фигуру, с юмором отвечала, что просто жрать надо меньше. И никаких вам зверских диет.

Личная жизнь

Первым мужем Плисецкой стал балетмейстер , однако, этот союз продлился всего три месяца. Второго супруга, композитора Родиона Щедрина, Майя встретила на вечере у Лили Брик, роковой музы .


Starnote

Встречаться они начали спустя три года, а в 1958 году поженились и прожили вместе более полувека. Детей у пары не было, поскольку Майя сознательно отказалась от материнства, полагая, что оно поставит крест на ее карьере балерины. Любовь к балету оказалась сильнее.

Смерть

Блистательная Майя прожила долгую жизнь, оставив богатое творческое наследие. Ее талант и вклад в историю русского балета бесценны. Дата смерти балерины - 2 мая 2015 года. в одной из ведущих мюнхенских клиник, на девяностом году жизни. Официальная причина смерти – сердечный приступ.


Памятник Майе Плисецкой в Москве | RBC

Майе Плисецкой посвящен памятник в Москве, открытый в ноябре минувшего года, в день ее рождения. Также на доме близ сквера, названного в ее честь, установлена памятная доска. Там же находится граффити, на котором балерина изображена в образе умирающего лебедя. Однако могилы блистательной Майи нет ни в Москве, ни в Мюнхене. Танцовщица завещала развеять свой прах вместе с прахом мужа над Россией.

Фильмография

  • «Большой концерт»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Чайковский»;
  • «Зодиак»;
  • «Фантазия»;
  • «Лебединое озеро»;
  • «Сказка о Коньке-Горбунке»;
  • «Хованщина»;
  • «Болеро»;
  • «Айседора»;
  • «Чайка»;
  • «Дама с собачкой».
20:00 / 03 мая 2015

Время не властно: Плисецкая танцевала на сцене и в 80 лет.

Умерла балерина Майя Плисецкая

2 мая ушла из жизни легендарная балерина Майя Плисецкая. Ранее НАША писала, что причиной смерти Плисецкой стал сердечный приступ . В Большом театре готовят вечер памяти Майи Плисецкой. Он пройдет в день рождения великой балерины - 20-го ноября. Осенью ей бы исполнилось 90 лет.

Ее руки в «Лебедином озере» сравнивали с зыбью воды, с переливающимися волнами, с изгибами лебединых крыльев.

Критик парижской газеты «Фигаро» уверял, что она делает это «не по-человечески» и что

«когда Плисецкая начинает волнообразные движения своих рук, уже больше не знаешь – руки это или крылья, или руки ее переходят в движения волн, по которым уплывает лебедь».

НАША справка

Майя Плисецкая

День рождения: 20.11.1925 года

Возраст: 89 лет

Место рождения: Москва, Россия

Дата смерти: 02.05.2015 года

Место смерти: Мюнхен, Германия

Гражданство: Россия

Прима-балерина, народная артистка СССР

Почетный доктор университета Сорбонны, почетный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почетный гражданин Испании.
Также снималась в кино, работала как балетмейстер и как педагог-репетитор; автор мемуаров.

Была супругой композитора Родиона Щедрина.


Детство Майи Плисецкой: мать играла в кино узбечек

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в семье Михаила Плисецкого и актрисы немого кино Рахили Мессерер.

Сама Майя Михайловна в своих мемуарах писала:

«Отец, далекий от мира искусства, занимал вполне земные администраторские должности. А колоритная внешность моей матери, черноволосой Рахили, во времена Великого немого не могла не привлечь режиссеров, и ее несколько раз снимали в ролях… узбекских женщин».

Балеринка с Северного полюса

В 1932 году отца Майи назначили начальником угольных рудников на Шпицбергене.

Как раз на этом суровом острове, на самодеятельной сцене, и состоялся дебют Майи в опере «Русалка».


Крошечная роль была исполнена блестяще, и юная балеринка целыми днями пела, танцевала, исполняя все роли одновременно. Родители к увлечению дочери отнеслись с вниманием и решили, когда вернутся в столицу, отдать девочку не просто на «танцы», а в настоящее хореографическое училище.

Так они и поступили. С 9 лет Майя стала постигать секреты профессионального балета. По сегодняшним меркам это поздно - если ваша фамилия не Плисецкая.

Отца репрессировали, мать сослали как жену врага народа

Майе было одиннадцать, когда отца исключили из партии и уволили с работы. Утром 1 мая 1937 года отца увезли в черном «воронке» и больше о нем семья не слышала ничего. Мать и грудного ребенка, брата Майи, сослали в лагерь, где находились жены врагов народа.

Спустя много лет Майе выдали справку о реабилитации отца. В скромной бумажке значилась жестокая правда: отца расстреляли в 1938 году, через год после ареста. Почему? За что? Нет ответа.

Майю удочерила тетя - балерина Суламифь Мессерер. Это помогло Плисецкой избежать детского дома.

С тетей Суламифью отношения складывались непросто. С одной стороны, я обязана ей очень многим: все-таки не попала в детдом, по-прежнему занималась любимым делом… С другой стороны, Суламифь в расплату за добро каждый день, каждый день больно унижала меня.

Мать вернулась, но началась война. Плисецкие в эвакауции в Свердловске

Перед самой войной мать Майи и ее маленький брат вернулись из ссылки и тоже поселилась у Суламифи (своей квартиры Плисецкие лишились).

Премьерный показ 21 июня 1941 года

21 июня 1941 года, накануне войны, Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала.


Во время войны эвакуировались в Свердловск. Майя вместе с братьями выстаивала многокилометровые очереди за хлебом и картошкой. Целый год она прожила без балетного станка. Ей пошел семнадцатый год, и время работало против нее. Великовозрастные балерины, да еще и без постоянных репетиций и тренировок, никому не нужны. К тому же шла война. Балерины в принципе ценились меньше санитарок и тружениц тыла.

Все бросила и рванула в военную Москву. Заниматься балетом

Майя решилась на отчаянный поступок: без согласия родных, без денег, без столичного пропуска пробралась в Москву и снова поступила в балетное училище. Весной 1943 года получила пятерку на экзамене и была зачислена в труппу Большого театра. Поскольку основная масса артистов театра находилась в эвакуации, в труппу взяли всех выпускников.

«Пусть кордебалет, пусть массовка, лишь бы танцевать!» - сказала себе юная Плисецкая.


Зрители шли специально «на Плисецкую»

Впервые успех пришел к ней в «Шопениане», где она танцевала мазурку. Каждый прыжок Плисецкой, в котором она на мгновение зависала в воздухе, вызывал гром аплодисментов.


На следующие спектакли «Шопенианы» кое-кто из балетоманов уже шел специально «на Плисецкую». Добавьте к этому тот факт, что Майя была по-своему очень хороша: стройная, с прямой спиной, отличной осанкой, головокружительно длинной шеей и выразительными глазами.


Раньше в балете были 155–160 см. Я со своими 1 м 65 см была уже высокой. И потом, я всегда держалась так, что казалась еще выше. Плюс руки длинные. «Ой, вы небольшого роста, а мы думали, Плисецкая большая» , - мне это всю жизнь говорят. Но сегодняшние балерины уже на голову выше меня. Красивые, длинноногие. Мне нравится эта мода.

По некоторым данным, вес Плисецкой много лет держался вокруг отметки 52 кг.

Диета одна - ничего не жрать!

На все вопросы о том, как удается ей так молодо и хорошо выглядеть, знаменитая балерина отвечала:

«Диета одна – ничего не жрать. Других способов выглядеть хорошо люди еще не придумали».


Плисецкая выступала не только в качестве примы, но и как балетмейстер, поставив в Большом театре такие балеты, как «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой» и сама исполняла в них главные женские партии. Причем объясняла это со свойственной ей самоиронией:

Так как мы десятилетиями сидели на диете, ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, на почве необходимости.

Афоризмы Плисецкой

Майя Михайловна была довольно остра на язык. «Каждый суслик - прокурор!», «Не все в жизни выбираешь, иное - выбирает тебя», - говорила она. Свою систему питания она называла «Сижу не жравши!»

Она старалась не употреблять в пищу такие продукты, как сдоба, сахар, рафинированные продукты, жирные блюда, колбасы и копчености. Предпочтение отдавала малокалорийной и простой пище, не ела много за один раз и не никогда не наедалась на ночь.

Плисецкая – «невыездная» балерина

Долгое время балерина была «невыездной»: «мешали» репрессированный отец и родственники за границей. Парадокс состоял в том, что всех именитых иностранных гостей непременно вели на «Лебединое озеро» с Плисецкой в главной партии, но из страны ее никуда не выпускали.


Личная жизнь Майи Плисецкой: роман с Кеннеди

В ноябре 1962 года Большой театр приехал в Вашингтон. К тому времени Плисецкая стала уже активно выезжать за границу.

Советский посол дал прием. Пришел и брат президента США, политик Роберт Кеннеди.


Дипломат лично представил ему Майю Плисецкую. А так как знаменитая балерина знала по-английски всего несколько слов, он также служил переводчиком в коротком разговоре. Разговорились.

Выяснилось, что они с Робертом родились в один день и год. Утром 20 ноября ее разбудил стук в двери гостиничного номера. Посланец принес балерине букет белых роз и элегантную коробочку, перевязанную широкой ленточкой. На бархатной подушечке покоился великолепный золотой браслет с двумя подвесками.

«Потом стало традицией, что Роберт и я старались ближе к дате дня рождения найти оказию, чтобы поздравить друг друга», – признавалась Майя Михайловна.

Во время следующей встречи они обнялись и поцеловались, как старые знакомые. На следующий день после ланча Кеннеди повел ее осматривать Нью-Йорк...

Еще пару раз Кеннеди забегал в театр, когда там танцевала Майя Плисецкая.

«Что это было? – рассуждала балерина спустя много лет. – Флирт не флирт. Игра не игра. Зов не зов… Что-то нас взаимно влекло друг к другу… Мы были друг другу интересны».

…Во время очередного визита Большого театра в Нью-Йорк (шел 1968 год) Майе и Роберту встретиться не довелось. Он позвонил ей в гостиницу и сказал, что отправляется в предвыборную поездку по нескольким штатам. Просил, чтобы она оставила для него вечер 11 июня. А 5 июня на него было совершено покушение в Лос-Анджелесе. Через день американский друг Майи Плисецкой скончался…

У советской примы-балерины в этот день был назначен концерт в «Метрополитен-опера». На афише значилась «Спящая красавица». Перед поднятием занавеса представитель дирекции театра сообщил публике: «В знак траура по Роберту Кеннеди, в честь его памяти, Майя Плисецкая станцует «Умирающего лебедя».


Весь зал встал.

Романы и замужество Майи Плисецкой

По слухам, в молодости Майя была очень влюбчивой. Артист балета Вячеслав Голубин танцевал с ней на различных концертах. В него Майя влюбилась без памяти. Но на одной из репетиций балерина, не вписавшись в поворот, ударила его локтем в нос. Танцовщика забрала скорая. Больше они вместе не танцевали, а вскоре и отношения закончились.

Первый муж Плисецкой - Марис Лиепа

Первый брак в 1956 году был с солистом балета Марисом Лиепой (1936-1989), продолжался всего три месяца.


Лиепа был младше Плисецкой на одиннадцать лет. Они познакомились в Большом театре во время декады латвийского искусства. То, что у них роман, было ясно каждому, кто видел их вместе. Сразу же Плисецкая и Лиепа начали репетировать «Лебединое озеро».

И когда Плисецкой предложили выступить с балетом в Будапеште - это был первый ее выезд за границу после длительного перерыва! - она захотела поехать именно с Лиепой. Но в Министерстве культуры и в КГБ кандидатура Мариса не прошла. Тогда Плисецкая, недолго думая, расписалась с партнером. Их выпустили.

Дочь Лиепы Мария рассказывает о браке отца с Майей Плисецкой

До сих пор для всех загадка, сколько же продлился их скоропалительный брак? Три месяца, месяц, неделю?.. Когда я его об этом спрашивала, Марис отшучивался: «Мы были женаты неделю. В начале недели Майя всем говорила: «Боже, какой Марис великолепный!» А в конце недели разочарованно повторяла: «Боже! Какой он ужасный!».

Щедрин дарил мне не бриллианты, а балеты!

Познакомившись в гостях у Лили Брик, композитор и балерина вроде бы не слишком заинтересовались друг другом: Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Однако через три года стали встречаться, провели вместе отпуск в Карелии.

«Я был очень настойчивым, – подчеркивает Щедрин, – когда мужчине нравится женщина, его мало что может удержать. И Майя ответила мне взаимностью».


В октябре 1958 года они поженились. Свадебным подарком от матери явилась выхлопотанная двухкомнатная квартира на Кутузовском проспекте.

«Он продлил мою творческую жизнь по крайней мере на двадцать пять лет», – говорила Плисецкая о своем муже.


У балерины, по слухам, был роман и с актером Андреем Мироновым.

Ее знакомый Норберт Кухинке (известный нам по роли профессора-слависта из «Осеннего марафона») в одном интервью сказал:

Майя была сексуально ориентированной женщиной. Об этом знали, но не говорили. У Плисецкой было много романов - от водителей до кинорежиссеров. Родион Щедрин закрывал на все глаза, лишь бы жена оставалась довольна.

Щедрин называл Плисецкую своей Музой. А Музам позволено многое, если не все.


Была ли у Плисецкой дочь?

В 1999 году на Западе, а затем и в России наделала шуму история с самозваной дочерью Майи Плисецкой.

Израильтянка Юлия Глаговская рассказала собкору «Московского комсомольца» душещипательную историю про то, как в 1976 году почти одновременно в ленинградском роддоме оказались две женщины: Майя Плисецкая и Людмила Глаговская, жена чекиста. Младенец чекиста родился мертвым, и он по договоренности с врачами и Плисецкой якобы тайно взял себе ребенка балерины.

«Здравствуйте, я дочь Майи Плисецкой»


Легенда была во многом основана на внешнем сходстве Юлии и Плисецкой. Юлия Глаговская к тому же занималась балетом.

Разразился большой скандал.
Плисецкая подала иск. Ответчиков не смутил даже тот факт, что во время предполагаемых родов Плисецкой был 51 год, хотя она еще и танцевала на сцене.

Впрочем, работа на сцене и стала решающей в деле.

Именно в то время, когда эта девочка родилась, Майя танцевала на гастролях в Австралии. И при всей своей скромности Плисецкая сказала журналисту, который написал статью, что она вообще никогда не рожала! Что и было впоследствии подтверждено врачами. Обследование проводили немецкие гинекологи, которые дали об этом официальное заключение.

Муж, может, и хотел детей, но поддерживал жену в ее решении

«Балет предусматривает помимо всего прочего замечательное телосложение и отличную физическую форму, – говорил Щедрин. – После родов с любой женщиной происходят революционные изменения. Многие балерины потеряли свою профессию…»

Майя профессию не потеряла, принеся на алтарь балета свои жертвы. О многих из них мы, наверное, даже и не знаем.


Честь Майи Плисецкой оценили в 18 тысяч рублей

Самозванная дочь Юля стала искать встречи с Майей Михайловной. Это ей удалось, несколько раз они виделись и даже общались. Плисецкая неохотно шла на контакт и всячески уходила от разговоров.

Крови Плисецкой на всех не хватит

Суд официально признал, что детей у Майи не было. Сумма, выигранная Плисецкой по суду, равнялась 18 тысячам рублей. На вопросы общественности, почему честь и достоинство балерины, «одного из ярчайших культурных символов СССР и России» оценивается в такой мизер, ее адвокат Борис Кузнецов только разводил руками:

В разных странах существует разная практика возмещения морального вреда. В США, например, подобная сумма может достигать нескольких миллионов долларов. Во Франции же вообще берут условную сумму в один франк. В наших условиях, когда журналисты еще не научились полноценно пользоваться свободой слова, следовало бы такие суммы значительно увеличить.

«Всю жизнь борюсь»

…На приеме после вручения орденов Почетного легиона кто-то из стоявших рядом с Майей Плисецкой удивленно поинтересовался: «А я думал, что этот орден вручают только борцам Сопротивления». На что балерина отпарировала:

А я только и делаю, что всю жизнь борюсь.


Почему Плисецкую называют символом русского балета

Плисецкая - это новатор от балета. Ее пластика представляла собой нечто невообразимое. Она могла станцевать всё: добро и зло, любовь и коварство, благородство и элегантность. Особенно критики отмечали выразительность, страстность и динамику танца Плисецкой.

Когда была совсем молодая, то любила только танцевать, а трудиться совсем не любила. Со временем я стала понимать, каким увлекательным, интересным, творческим может быть упорный ежедневный труд балерины.

Альберто Алонсо, кубинский балетмейстер, специально для Плисецкой поставил «Кармен-сюиту», которая шла вразрез с классическими канонами, но идеально подходила для нестандартной пластики Майи Плисецкой. «Я могу умереть, а Кармен будет жить», - говорила балерина.

Для нее ставили балеты лучшие хореографы со всего мира - Ролан Пети, Морис Бежар, Юрий Григорович.

Покинув сцену в 65 лет, Майя блестяще вернулась в 70 лет в юбилейном концерте, написанным для нее Морисом Бежаром.

Последние годы Майи Плисецкой

Большую часть времени она жила за границей, предпочитая США и Германию.

«Люди должны жить так, как живут на Западе, то есть нормально жить, нормально работать, зарабатывать деньги, – говорила Майя Михайловна. – Для меня правильный образ жизни – в Америке и еще больше в Германии, где все логично, где законы работают на то, чтобы человек жил спокойно и хорошо».

Время не властно: Плисецкая танцевала на сцене и в 80 лет

В 2005 году Майя Плисецкая вышла на сцену Кремля в юбилейном вечере, исполнила несколько номеров, доказав, что время не властно над истинным талантом и вечной красотой. Отдельным шедевром того вечера с уверенностью можно назвать незабываемый импровизированное фламенко в дуэте с Хоакином Кортесом.


Невероятно яркая, талантливая, уникальная Майя Плисецкая была и останется навсегда одной из главных звезд нашей эпохи.

В честь нее названы:


Пионы сорта «Майя Плисецкая» , выведенные в 1963 году.


Напомним, что Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене от сердечного приступа. Прославленная балерина будет похоронена в России.

Дорогие друзья! Сегодняшний пост о Майе Плисецкой — выдающейся всемирно известной приме русского балета, одной из величайших балерин 20-го века, настоящей легенде балетного мастерства. Ее выступления — воплощенная магия захватывающего танца. Она одна заслуживала самых длинных оваций публики на всех континентах. Многолетний опыт выступлений на лучших сценах всего мира подтверждает: Майя Михайловна – настоящий гений и одна из самых ярких и талантливых представителей балетного искусства.

Время ей не подвластно: и в тридцать, и в сорок, и в пятьдесят лет она всегда была молодой и красивой женщиной, хорошеющей год от года. Даже будучи в 70-летнем возрасте, Плисецкая вышла к обожающей ее публике танцевать на пуантах, что является абсолютным рекордом балета! При этом она выглядела потрясающе и великолепно, чем вызвала бурю аплодисментов и овации зрителей.

Очевидно, танцоры никогда не стареют и, возможно, только им известны секреты сохранения жизненной молодости. Несомненно, что сокровенные тайны вечной молодости Майи Плисецкой возвели ее в ранг божественной, недостижимой, полумифической балерины, которая стала объектом поклонения целого поколения. Все женщины мира хотели бы также подольше оставаться молодыми. Однако, вопреки желаниям, время разрушает человеческий организм, незаметно забирая молодость. Наверное, только сильное внутреннее свечение давало ей мощный творческий жизненный накал и вечно горящий огонь в душе.

Майя Плисецкая. Ранние годы

Майя Плисецкая родилась в семье, где только мама была связана с творчеством. Она снималась в немом кино. Отец занимался угольными шахтами. В 1932 году он был назначен генеральным консулом и руководителем шахт на северный остров Шпицберген, куда переселился вместе со всей семьей. Несмотря на юный возраст, маленькая Майя обожала танцевать. Она даже принимала участие в постановке оперы для жителей русской колонии, совершенно не избалованных театральными зрелищами. Майе нравилось выступать и она постоянно просила родителей отдать ее в школу балета. Но исполниться мечте суждено было только в 1934 году, когда семья смогла вернуться с острова в Москву. Ее первой наставницей стала бывшая солистка Большого театра Евгения Долинская. С огромной радостью девочка начала осваивать азы балета, однако вскоре родители снова должны были вернуться обратно, на суровый полярный архипелаг Шпицберген. Несмотря на то, что в Москве у них были родственники, родители не стали оставлять девочку на их попечение, и она снова уехала вместе с ними из Москвы на север.

Новая арктическая зима на острове длилась для Майи особенно медленно. Она жаждала танцевать, но это больше походило на увлечение. Видя тоску дочери по балету, отец с наступлением весны и первыми дрейфующими льдами отправил дочь на материк. Закономерно, что Майе пришлось догонять своих одноклассниц, ведь она так много пропустила. И помогла ей в этом ее новая учительница (Элизавета Гердт) — опытный преподаватель, мудрость и профессионализм которой позволили увидеть в маленькой девочке большой талант. Просто отпустить Майю она уже не смогла.

Упорные занятия дали свой результат, но на протяжении всей своей длительной творческой деятельности Майя Михайловна всегда сожалела, что не смогла получить полного, классического балетного образования. Очень многое в балетном танце ей приходилось открывать самостоятельно, через собственные испытания, ошибки и раны на ногах.

Училась она очень упорно, не пропуская ни единого занятия. И казалось, что впереди ее ждет все самое прекрасное. Однако планам снова не суждено было сбыться. В семью неожиданно ворвались события тридцать седьмого года. Накануне радостных первомайских торжеств, к которым увлеченно готовилась юная Майя, в рассветной тишине в дом ворвались чужие люди в сапогах и с пугающим видом. А за ними — привычный зловещий сценарий тридцатых годов: арест отца и мамы, выселение в никуда из квартиры. Так внезапно оборвалось детство Майи и исчезла их семья.

Девочка попала в семью родственников, к тете Суламиф, которая сама тоже была балериной. По воспоминаниям Майи Михайловны с ней было очень нелегко, потому что тетя часто ее оскорбляла. Тем не менее, благодаря ей, девочка не жила в детском доме и могла заниматься любимым делом – танцевать в балете.

Много позже, с помощью добрых людей Майе удалось собрать сведения о судьбе матери. Некогда успешная актриса, жена бывшего генерального консула была отправлена на ссылку в Казахстан. Об отце Майя долгое время ничего не знала, и только в 1989 году великая балерина по справке о реабилитации получила ответ на давно мучивший вопрос – отца в живых не было, его расстреляли в далеком тридцать седьмом.

Несмотря на суровые реалии жизни и ужасы тех лет, московская балетная жизнь не останавливалась, театр жил насыщенной жизнью, раскрашивая ее разноцветными красками. Учеников хореографического училища активно вовлекали в репертуар Большого театра. Юной балерине Майе Плисецкой доверили танцевать партии в балетах «Спящая красавица» и «Снегурочка», она охотно репетировала также и главные партии. Но больше всего она получала удовольствие от танцев божественной Галины Улановой, за которой наблюдала, затаив дыхание, спрятавшись за арабеску.

Майя Плисецкая. «Спящая красавица» Чайковского

Майя Плисецкая. Творчество

В последний мирный день сорок первого года состоялся первый дебют Майи Плисецкой перед взыскательной московской публикой на заключительном концерте, который проходил в Большом Драматическом театре. Не успели утихнуть аплодисменты, как снова возникла необходимость покинуть Москву. В условиях военного времени она была эвакуирована в Свердловск, где работа и учеба в очередной раз прервались, поскольку в городе негде было учиться и не было балета. Отчаявшись от безвыходной ситуации, Плисецкая решила без разрешения, самостоятельно возвратиться в столицу. Она не жалела о потерянном времени, хотела танцевать и потому снова пошла учиться, поступила в класс Марии Леонтьевой. Весной сорок третьего года Майя сдала выпускной экзамен на пятерку, это открыло ей дорогу к работе в Большом театре.

Майя всегда стремилась к идеальному танцу и потому постоянно работала над собой. Кроме большой сцены она не стеснялась работать и в маленьких клубах, сцены которых были часто плохо приспособленными, небольших размеров, холодными и плохо освещенными. После таких выступлений Майя становилась более уверенной в себе, кроме того они хорошо оплачивались, что дало ей возможность решить свои финансовые проблемы. Каждое выступление молодой балерины на любой сцене, каждый ее прыжок казались фантастическими и вызывали бурю аплодисментов. У Майи Плисецкой появились первые поклонники и фанаты.

Карьера балерины резко пошла вверх. Репетиции со знаменитым Вагановым стали трамплином к Олимпу для балерины. К концу войны за Маей твердо закрепился авторитет одной из самых перспективных танцовщиц балета. Ее фотографии появлялись на страницах журналов, о ней говорили и писали в прессе. Балет «Лебединое озеро» окончательно закрепил за ней звание выдающейся балерины.

Майя Плисецкая. Мировая известность

А затем пришла и мировая известность. Хотя для Плисецкой это тоже было очередным испытанием, потому что в течение пяти лет ее вычеркивали из всех зарубежных гастролей, не объясняя причин. И только после смены руководства КГБ в 1959году она смогла вместе с труппой отправиться в гастрольный тур по Америке. Так началась ее мировая слава.

Знаковым для Майи оказалось также знакомство с Родионом Щедриным. Через три года после их первой встречи он стал ее мужем, а затем помогал воплощать на сцене мечты. С его именем связаны многие работы и реализованные пристрастия в танце Майи Плисецкой. Так родилась Идея Кармен и появилась «Кармен-сюита». Затем были «Анна Каренина», музыку к которой также написал Щедрин, «Чайка» и «Дама с собачкой».

Майю Плисецкую боготворил весь мир. Ее приглашали на президентские приемы и королевские балы. Роберт Кеннеди ежегодно посылал ей цветы на день рождения в любую точку земного шара, а Пьер Карден шил лично для нее костюмы. В день ее 80-летия, Financial Times написал о ней следующее: «Она была и остается звездой балета,.. факелом, горящим маяком в мире тускло мерцающих талантов, красотой в мире грациозности».

Уверенная в своем творчестве, гениальная Майя Плисецкая знает себе цену, мир знает цену ей – она обладает абсолютным талантом, блестящая в танце, смелая и гордая в жизни и вечно молодая. Ей 88 лет — она не кокетничает перед публикой и выглядит замечательно. Сегодня она продолжает работать с молодыми артистами в Швейцарии, Японии, Германии. Ее обожает весь мир, она в ответ платит ему тем же. А за всем этим – любимое дело, любовь к людям и их взаимное чувство к ней.

Майя Плисецкая. Умирающий лебедь

С уважением и любовью к Вам Татьяна

БИОГРАФИЯ МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ

Майя Плисецкая родилась в огромной еврейской семье. У нее было 11 дядюшек и тетушек и все они каким-либо образом были связаны с балетом. Например, родной дядя Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом. Мама будущей великой балерины Рахилия Михайловна блистала еще во времена "Великого немого". Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и черт лица ей часто доставились роли узбекских женщин. А вот отец Майи, Михаил Эммануилович с искусством связан не был. Он занимал администраторские должности. В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене и всей семье пришлось переехать. Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступленями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращению в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. В 1934 году Плисецкие приехали в Москву, правда, в отпуск. И тут же семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской. В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли. Почти сразу арестовали и Маму. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Именно у тетушки Суламифь нашла приют 12-летняя Майя. Добрая родственница удочерила осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее. Непревзойдённая Майя Плисецкая Большой театр Первое значимое выступление в Большом театре у Майи Плицекой прошло накануне рокового для Советского Союза дня. Меньше чем за сутки до начала Великой Отечественной войны на сцене филиала ГАБТа состоялся выпускной концерт хореографического училища. Но после был большой перерыв. Чтобы продожить свое обучение 16-летняя девушка решилась сбежать в Москву, где даже в войну продолжались занятия в хореографическом училище. Она снова была зачислена, но на этот раз - сразу в выпускной класс. В 1943 году обучение было закончено и Майю сразу же приняли в штат Большошо театра. Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете «Шопениане», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты. С мужем Родионом Щедриным Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно. К примеру, в балете «Спящая красавица» она была сначала феей Сирени, затем феей Виолант, а потом Авророй. В «Дон Кихоте» балерина станцевала почти все женские партии и, наконец, открыла роль Китри. В 1948 году Майя станцевала Жизель в одноименном балете. С тех пор в Большом театре она стала прима-балериной Кино В 1952 Майя Плисецкая впервые появилась в кино. Ее можно увидеть в картине «Большой концерт» Веры Строевой. Ну а затем последовали в кинофильмы-балеты: «Лебединое озеро», «Сказка о Коньке-Горбунке» и «Анна Каренина». Приму Большого пригласили в фильм-оперу «Хованщина». Балерина участвовала и в экранизации балетов «Айседора», «Болеро», «Чайка», «Дама с собачкой». В 1974 году ее пригласили вместе с солистом Большого театра Богатыревым для теленомера «Ноктюрн» на музыку Фридриха Шопена из балета «В ночи» хореографа Джерома Роббинса. Майя Плисецкая на видео В 1968 году балерина сыграла Бетси в экранизации романа «Анна Каренина» Зархи. С работой Плисецкая справилась на отлично. Несмотря на различие работы на театральной сцене и на съемочной площадке, Майя отлично справлялась и с этой спецификой. В некоторых фильмах у нее были даже роли с текстом. Например, в балетах Бежара. Также Плисецкая снялась в роли Дезире в ленте «Чайковский» Таланкина. Затем Вайткус позвал танцовщицу на роль музы Чюрлениса в картину «Зодиак». В 1976 году актриса сыграла звезду балета и телефильме «Фантазия» по повести Тургенева «Вешние воды». Роль Полозовой удалась блестяще. Хореографические дуэты поставил балетмейстер Елизарьев. Документальное кино После художественных фильмов стали снимать документальные. Главная роль снова доставалась Плисецкой. Телевизионщиков стала интересовать судьба артистки, становление ее карьеры, разные грани личной и творчесткой жизни. Самые яркие документальные фильмы о Майе Михайловне: «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» и «Майя Плисецкая». Кроме того, ее творчеству посвящены и ленты «Майя» режиссер Сакагуши для японского ТВ и «Майя Плисецкая» режиссер Делюш для французов. В ленте «Майя Плисецкая assoluta» показал балерину в танце и там неизменно были лебединые движения рук, которые прославили Майю на весь мир. Майя Плисецкая о себе и творчестве Впрочем, сама Майя полагает, что танцевать надо всем телом. Должны участвовать ноги, голова, корпус и, естественно, руки. «Важно танцевать музыку, а не под музыку», - говорит балерина. Творческий девиз знаменитости можно описать так: никому не подражай, превращай движения в музыку. Кстати, в танце Майи Плисецкой никогда не было видно набросков, которые сделали ее предшественники. Балерина всегда реагировала на соло музыкальных инструментов и подчеркивала акценты, иногда движением брови или взглядом. Танцевальная карьера Майи Михайловны оказалась удивительно долгой - она оставила сцену лишь в возрасте 65 лет. Личная жизнь Со своим супругом Родионом Щедриным Майя познакомилась в гостях у Лили Брик. Балерина и композитор, казалось, не очень заинтересовались друг другом. Плисецкая была на семь лет старше Щедрина. Только через три года после знакомства они начала встречаться и провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились. «Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», - рассказывала Плисецкая о муже. Они никогда вместе не скучали. Щедрин протестовал, но Майя так и не решилась родить ребенка и уйти со сцены. Супруг ее оправдывал, говоря, что балет предусматривает замечательное телосложение, а после родов фигура любой женщины неизбежно меняется. Многие балерины, утверждал он, теряли профессию из-за беременности. 80-90-е годы Стиль танца балерины стал общепринятым каноном. Неожиданный поворот в судьбе примы случился в 1983 году. Ей предложили быть худруком балета Римской оперы. На этом посту Майя была полтора года, периодически приезжала в Рим. Она поставила «Раймонду» для открытой сцены в Термах Каракаллы, представила свою «Айседору» и организовала «Федру». На встрече с поклонниками В январе 1990 года Плисецкая станцевала свой последний спектакль в Большом театре. Им стала «Дама с собачкой». Ушла из Большого балерина из-за разногласий с художественным руководителем. Жизнь на три дома Сегодня дом Майи Михайловны находится в Москве. По крайней мере, она так думает, когда едет в свою квартиру. С мужем балерина живет в Мюнхене, где снимает жилье. Там они вынуждены находиться из-за проблем со здоровьем. Медики, которые помогают Майе Михайловне находиться в форме, нашлись только в Германии. Сама Плисецкая сейчас жалеет о том, что ей редко приходится бывать на родине. Она изредка посещает балетные конкурсы и появляется на собственных юбилеях и юбилеях коллег по цеху. Откровенная в жизни и на сцене, не скрывает личных подробностей Плисецкая и сейчас. Она даже выпустила книгу мемуаров «Я, Майя Плисецкая». Награды У Майи Плисецкой несчетное количество разнообразных наград. Балерина Герой Социалистического труда, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Командор ордена Искусств и литературы (Франция), Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса, имеет Орден Ленина, Орден Почётного легиона (Франция), Ленинскую премию, Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой», Орден Восходящего солнца III степени (Япония), Орден Изабеллы Католички. Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка СССР и РСФСР, лауреат различных премий.