Сочинение по картине И. Е



Картина Ильи Ефимовича Репина «Проводы новобранца». Холст, масло. На одном из обедов у Третьякова Репин близко сошелся с богатым промышленником, известным меценатом и будущим театральным антрепренером Саввой Мамонтовым, с которым он познакомился еще за границей. Вскоре приятельские отношения переросли в дружбу, и живописец вместе со своей семьей стал подолгу гостить в принадлежавшей Мамонтову усадьбе Абрамцево. Подолгу гуляя по окрестностям имения, Репин наблюдал жизнь крестьян, планируя создать полотно на народный сюжет.
«Проводы новобранца» - реалистичная многофигурная композиция, в которой, как и в работах большинства передвижников, каждый герой занят своим делом. Художник мастерски выделил светом главных персонажей, четко формируя центр картины и передавая ее идею: крестьянину необходимо отправиться в путь для служения Родине. Это произведение с успехом экспонировалось на передвижных выставках, а Репин упрочил свое положение в Товариществе и продолжил дальнейшие творческие поиски.


Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу 1891. Третьяковская галерея, Москва.

Картина Ильи Ефимовича Репина «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу». Холст, масло, 60 × 50 см. Лев Толстой оказался для Репина идеальной портретной моделью. За тридцатилетний период личного знакомства с Толстым художник сделал десятки живописных и графических изображений писателя, а однажды, обратившись к скульптуре, вылепил и его бюст. Выбирая сюжеты для своих портретных этюдов, Репин явно старался откликнуться на те стороны жизни и быта яснополянского графа-мужика, которые были предметом особого внимания всероссийской молвы. Толстой-пахарь, Толстой на косьбе, Толстой в лесу, на молитве - такие сцены очень занимали портретиста, к ним он возвращался не раз. Собирательный образ писателя, каким он складывался из многочисленных репинских изображений - от беглых набросков до законченных живописных композиций, - вполне отвечал представлениям о Льве Толстом как о человеке-легенде. Репин утверждал жизненную значимость этой легенды, но вместе с тем лишал ее романтического ореола, снимал с нее все условные покровы, стремясь к предельно живому и непосредственному художническому прикосновению к духу и плоти своего героя, к его повседневному бытию.
На картине «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу» Репин изобразил писателя в крестьянской холщовой косоворотке, полотняных штанах, на голове - белый картуз. Лев Николаевич, стремящийся быть максимально родственным природе, отдыхает прямо на траве возле дерева с книгой в руках. Основательный, кряжистый, он сам похож на лесного хозяина, органично вписавшись в тишину лесного царства с теплым ароматом трав и грибным духом матушки-земли.
При всей простоте и кажущейся будничности облика и манеры поведения Толстого, что так хорошо удалось передать Репину, изображение великого писателя нисколько не снижено, не замельчено, лишено жанровости.


«Осенний букет» - портрет старшей дочери художника Веры Ильиничны Репиной (1872-1948), написанный Ильёй Репиным в 1892 году в имении «Здравнёво», которое он приобрёл незадолго до этого, получив деньги за картину «Запорожцы».

В письме к дочери Толстого Татьяне Львовне Репин писал:

"Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги".

На заднем плане картины глубокая перспектива с далеко расположенным молодым фруктовым садом, все еще сохраняющим зеленые листья на ветвях. Вдалеке, практически на линии горизонта, виднеется темный белорусский лес, явно с преобладанием хвойных деревьев, что отражается на цвете – это глубокий зеленый, холодный оттенок, который подчеркивает золотистые оттенки листвы.

Фигура девушки находится на переднем плане картины и четко видна на фоне слегка пожухлой, потерявшей свой насыщенный зеленый цвет травы. На ней комбинированное платье в талию с темно-коричневым верхом из набивной ткани, и светлой юбкой с нежными цветами в мягкой пастельной гамме. По работе художника можно явно ощутить любовь отца к своей дочери. Каждая деталь, даже самая мелкая, тщательно и любовно выписана. Платье Веры Ильиничны украшено изящным кружевным воротничком сложной фигурной формы, с брошью у горла.

Перед платья отделан узкой кружевной планкой со множеством мелких круглых пуговиц. Такие же пуговички украшают рукава у кистей. На левой кисти девушки – крупный золотой браслет.

Причина названия картины – большой букет осенних цветов – дочь художника держит в руках перед собой, опустив головками цветков вниз. В этом букете соединились все характерные цвета, свойственные осени – белый, желтый и все оттенки охристого и оранжевого, красного и коричневого. Эти же оттенки повторяются в небольшом букетике из нескольких небольших цветков, приколотых к груди девушки.

Привлекает внимание лицо Веры Ильиничны – с крупными выразительными малороссийскими чертами, черными бровями и пухлыми губами. Оно очень милое и выразительное.

Картина написана свободными, даже размашистыми, но аккуратными мазками, что невольно вызывает ассоциации со стилем французских импрессионистов. Однако при всей легкости письма все детали остаются достаточно четко оформленными и понятными.

Старшая дочь художника, названная в честь матери Верой, родилась в октябре 1872 года в Санкт-Петербурге. Будучи первым ребенком в семье, девочка всегда считалась всеобщей любимицей.Репин писал:«Маленькая наша бегать начала и очень нас забавляет, девица французской веселости и так же умно говорит, как они…». Ранние творческие наклонности и безграничная любовь со стороны отца сделали свое дело: Вера Репина выросла увлекающейся и творческой личностью, однако быстрая смена увлечений и безотказность со стороны Ильи Репина не привели к успехам на выбранной ею театральной стезе.

Племянница художника со стороны жены Л. А. Шевцова-Споре вспоминала: «Несмотря на многие недостатки в характере Веры, отец любил ее более других детей. Да и вообще это была любимица семьи. Энергичная, веселая, предприимчивая девушка, она бодрила всех и в полном смысле слова являлась душой семьи. С нею никогда не было скучно, и сам Илья Ефимович, помню, из всех детей выделял Веру именно за то, что ему самому было приятно побеседовать с нею – второй, молодой хозяйкой дома. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя.

Сочинение по картине И. Е. Репина «Осенний букет»

Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился в укра­инском городке Чугуеве (территория современной Харьковской области) в семье военного поселенца. Рисованием увлёкся с раннего детства. Получив ос­новные навыки живописи под руководством местных художников, уже в юности достиг определённой сте­пени мастерства, имел множество заказов в родном городе. Но юноша не удовольствовался участью про­винциального иконописца. В 1863 г. приехал в Пе­тербург, где сначала учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем и в знаме­нитой Академии художеств.

Известность художнику принесла картина «Бур­лаки на Волге», написанная в начале 70-х гг. XIX в. В целом же тематика работ Репина достаточно разно­образна: жизнь российской деревни, революционная борьба, исторические полотна, среди которых особен­но известны картины «Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы пишут письмо турецкому султа­ну». Немало место в творчестве художника занима­ют и портреты. Среди них - портреты знаменитых современников Репина: композитора М. П. Мусорг­ского, хирурга Н. И. Пирогова, писателя и философа Л. Н. Толстого.

Став признанным мастером живописи, Репин пре­подавал в стенах Академии художеств, где неко­гда учился сам. Его учениками были И. Э. Грабарь и Б. М. Кустодиев, впоследствии также ставшие из­вестными художниками.

С 1899 г. художник проживал в финском местечке Куоккала в своём имении «Пенаты». Тогда Финлян­дия входила в состав Российской империи. После революции 1917 г. и провозглашения Финляндии независимым государством Репин оказался за грани­цей. Художник получал приглашения приехать в Со­ветскую Россию. Но политика, проводимая новыми властями страны, не вызывала у художника одобре­ния. Остаток жизни он провёл в Финляндии. Свои картины он передал в дар России.

Картина «Осенний букет» написана в имении Здравнёво, расположенном на берегу Западной Двины под Витебском. Это имение Репин приобрёл вскоре после большой персональной выставки на деньги, полученные от продажи картин. Здесь художник от­дыхал после напряжённого труда нескольких лет, предшествовавших выставке. Здесь он жил в кругу семьи, занимался сельским хозяйством. По мнению исследователей, в этот период художник обратился к принципам «чистого искусства».

Картина, которую автор назвал «Осенний букет» - это портрет его дочери Веры Ильиничны Репиной (1872-1948). О замысле этого произведения худож­ник так писал в письме к дочери Л. Н. Толстого Татьяне Львовне Репин: «Начинаю портрет Веры, посреди сада с большим букетом грубых осенних цветов, с бутоньеркой тонких, изящных; в берете, с выражением чувства жизни, юности, неги».

Вера Ильинична Репина была разносторонне ода­рённым человеком. Она увлекалась живописью, пела. Мечтала стать драматической актрисой, училась на курсах при Александринском театре. Но её сцени­ческая карьера не сложилась. Некоторое время она, правда, выступала в частных театрах Петербурга и других городов. С 1914 г. жила с отцом в его усадь­бе «Пенаты» в Куоккале, занималась хозяйством.

«Осенний букет» датирован 1892 г., следовательно,

В. И. Репина изображена на нём в возрасте 20 лет. Возраст, когда человеку кажется, что все дороги перед ним открыты, все мечты, даже самые безумные, осуществимы. Так ли это - покажет время; но пока человек не думает об этом, просто живёт, зачастую не отдавая себе отчёта в том, что это, быть может, лучшее время в его жизни…

На картине на фоне осеннего пейзажа изображена задумчивая девушка в нарядной одежде, с букетом полевых цветов в руках. Ещё зеленеет луг, но листва на деревьях уже порыжела. Небо ясное и чистое, день светлый, но уже ощущается осенний холодок.

Фигура девушки, написанная не во весь рост (приблизительно до колен) хорошо вписывается в про­странство полотна. На девушке светлая юбка с узором из цветов и коричневый жакет с белым кружевным воротником с белыми рюшами впереди. На груди - небольшой букетик из нескольких цветов, бутоньер­ка, которую упоминал художник в письме к дочери Л. Н. Толстого. На голове рыжевато-коричневая шляп­ка - упомянутый в том же письме берет.

Тщательно выписаны лицо и руки девушки. Ли­цо едва ли можно назвать необычайно красивым. Глаза небольшие, нос широкий, лицо круглое. Вы­разительны дуги бровей, изящны линии губ. Это лицо привлекает внимание не тонкостью черт, а мо­лодостью и здоровьем, жизненной силой, что сродни окружающей природе.

Плавно и чётко выписаны очертания рук, удер­живающих букет. Девушка держит цветы головками вниз. На запястье левой руки - золотой браслет: массивная цепочка и совсем тоненькая, может, они переплетаются, может быть, это два браслета.