Шипилов николай. Шипилов николай александрович


После бала
Посвящается Саше Бажану - нашему "Алеку"

Никого не пощадила эта осень.
Даже солнце не в ту сторону упало.
Вот и листья разлетаются, как гости,
После бала, после бала, после бала...

Николай умер 7 сентября 2006 около 21.00 вечера в Смоленске. Куда он был доставлен с 18 на 19 августа из Вязьмы, где его сняли с инсультом с поезда, по пути из Новосибирска в Минск. В последнюю свою поездку Николай отправился 15 августа, из Новосибирска, где он участвовал в проведении первого фестиваля "Свой остров" (в качестве председателя жюри) и открытии в Новосибирске Аллеи Бардов. К приезду Николая Шипилова в Новосибирск вышел первый номер альманаха "Купола", выпущенного Фондом В.Высоцкого и Центром (ИД "Вертикаль"), в котором опубликован роман Шипилова "Псаломщик", посвященный светлой памяти Михаила Евдокимова. Николай боролся за жизнь в палате реанимации, будучи ослабленный, но в сознании, его ежедневно посещал священник, раз в три дня приезжали из Минска жена с детьми. За два часа до кончины потерял сознание. Николай похоронен 10 сентября в деревне Валерьяново под Минском.

Николай Александрович Шипилов родился 1 декабря 1946 года в Южно-Сахалинске в семье офицера, жил в Новгороде, Новосибирске, в Москве и Белоруссии. Член и секретарь Союза писателей России.
После "хрущёвского" сокращения армии семья переехала из Южно-Сахалинска в посёлок железнодорожников близ Новосибирска. В 16 лет отправился в самостоятельное плавание, которое было прервано неудачным прыжком с четвёртого этажа. Выписавшись из больницы, устроился грузчиком на жиркомбинат. Учился в авиационном техникуме в Новосибирске, в новосибирском пединституте.
В 1964 году впервые пришёл со стихами в литобъединение при газете "Советская Сибирь". В 1965 году журнал "Сибирские огни" собирался печатать его повесть "Митька и старые люди", но редакция потребовала переделать несколько эпизодов. Шипилов вносить правку отказался и снял из номера вёрстку своей повести.
После жиркомбината работал артистом хора в новосибирском театре оперетты, потом ушёл на телевидение, где озвучил своими песнями почти сто передач, затем "шабашил", был полевым рабочим в геодезической партии, строил коровники, месил грязь в леспромхозах. Работал токарем, бетонщиком, штукатуром, монтажником, корреспондентом окружной военной газеты.
В 1983 году журнал "Литературная учёба" опубликовал большую подборку рассказов, после чего власти выделили ему в новосибирском Академгородке жильё. К сожалению, радость оказалась недолгой: вскоре утонула его первая жена.
В 1986 году в Москве выпустил первую книгу "Пятый ассистент".
Какое-то время жил в Новгороде.
Окончил в 1989 году Высшие литературные курсы в Москве.
В разгар перестройки (1988г.) под знаменитым "Письмом писателей России" ("О РУСОФОБИИ") в числе других 74-х подпись Н.Шипилова. Человек правды, в 93-м роковом году, он сначала и до конца был в рядах защитников Конституции у Дома Советов, он был вместе с лучшей частью обманутого и униженного народа, чудом и провидением остался жив, и те, кто читал его поэму “Прощайте, дворяне” (“Лепта”, 1996 г., “Роман-газета”, 1995 г.) вновь поражены были силой и красотой этого произведения о позиции русского дворянина в черном октябре.
Песни писал с 1965 года на свои стихи.
Лауреат конкурса "Песня-98" и «Песня-2000» за песни "После бала" и «Птицелов», исполненные Дм. Маликовым, и Малой российской лит. премии (1997) за поэму "Прощайте, дворяне".
Автор романа "Детская война", сборников рассказов "Пятый ассистент", "Шарабан", "Ночное зрение", один из авторов сборника поэзии <Гнездо поэтов>; его повесть "Пустыня Ивановна" о шахтерском городке удостоена литературной премии имени Андрея Платонова. Автор и исполнитель песен, многие из которых вошли в бардовские антологии (<Пехота>, <Проводница>, <Шикотан> и другие).
Обладая абсолютным чутьем на таланты, он привез в начале 80-х годов в Москву тогда еще никому не известного, а ныне заслуженного артиста России, Михаила Евдокимова, избранного губернатором Алтайского края в 2004 г., его "крестником" стал и известный на Западе клоун Александр Шелковников.
Ведущие критики называют Николая Шипилова лучшим рассказчиком России" - таково просвещённое мнение известного литератора Сибири Александра Денисенко.

Николай Александрович Шипилов

Шипилов Николай Александрович (р. 1.12.1946), поэт, прозаик, публицист. Вырос после гибели родителей в семье друга отца. Окончил школу рабочей молодежи, учился в Новосибирском авиационном техникуме, работал плотником-бетонщиком, штукатуром, монтером связи, артистом Новосибирского театра оперетты. В сер. 60-х опубликовал первые стихи в областной молодежной газете. Писал сценарии для телевидения, работал ассистентом режиссера, телевизионным режиссером, радиокорреспондентом.

В 1982 в журнале «Литературная учеба» был опубликован цикл его рассказов, обративший на себя серьезное внимание читателей и литературных критиков, а в 1983 в Москве вышла первая книга прозы «Ночное зрение».

Мир рассказов и повестей Шипилова - мир провинциальных предместий, рабочих окраин, вымирающих сел. Его герои - любящие друг друга, спорящие, выясняющие свои взаимоотношения - неотделимы от окружающего пейзажа, полностью вписаны в атмосферу микровселенной, знакомство с которой порождает щемящее чувство от скорого ее конца. И в то же время это ощущение не перерастает в безнадежность - чувство породненности, казалось бы, невозможное при знакомстве с персонажами породы «перекати-поле», «вечными скитальцами» - не дает впасть в уныние при осмыслении их судьбы.

Шипилов известен также как автор многих замечательных песен и лирических баллад. Наибольшую известность получили песни «После бала», «Пехота», «Баллада о брате», «Дурак и дурнушка». В его стихотворениях и песнях осмысливаются полнота и противоречия человеческой жизни через «магический кристалл» зрения «простого человека», «простота» которого столь же сложна и многомерна, как и «простота» окружающего его мира. Лирика органически соединена с драмой и трагедией переживания разлома и распада жизни в любимой России. «И отгладив сухою ладонью / Гриф гитары, пою я с трудом: / Мы великой России одонья, / Промотавшие Бога и дом. / И пожарищ огнем налитая, / Ты на шею мне кинешься: “Ах!” / Золотая моя, золотая, / Видно наши давно в небесах». Шипилов - автор поэмы «Прощайте, дворяне», где картины запустения современной России соседствуют с изображением народного восстания октября 1993.

Куняев С.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Шипилов Николай Александрович - прозаик, поэт.

Родился в офицерской семье. Детство прошло в разъездах. После школы работал грузчиком на жиркомбинате под Новосибирском. С 1964 стал посещать литобъединение при газете «Советская Сибирь». Тогда же в газете «Молодость Сибири» появилась первая подборка стихов Шипилова. С 1965 пишет песни на свои стихи. Уже в ранние годы своего творчества Шипилова зарекомендовал себя как самостоятельный, принципиальный писатель, что осложняло прохождение первых публикаций. Например, верстка повести «Митька и старые люди» в журнале «Сибирские огни» (1965) была снята из-за отказа автора изменить несколько эпизодов.

Тогда же начались годы странствий, приобретения богатого житейского опыта. Шипилов пел в хоре Новосибирского театра оперетты, оттуда ушел на телевидение, писал и исполнял много песен для передач; затем работал в сезонных строительных бригадах, был рабочим геодезической партии, трудился в леспромхозах. Жил в Новгороде. В 1989 окончил Высшие литературные курсы. В 1990-2000-е живет то в Подмосковье, то в Белоруссии.

Лишь в 1983 журнале «Литературная учеба» опубликовал большую подборку его рассказов, после чего имя Шипилова стало известно широкому читателю. В 1986 в «Советском писателе» вышла первая книга прозы «Пятый ассистент». Ее герои - простые люди, современники, которые, несмотря на трудности своего существования, не теряют оптимизма, веры в лучшее, чувства юмора. Одновременно с мощным лирическим началом, постоянно присутствующим в прозе Шипилова, его рассказы и повести отличает несгибаемая прямота нравственной доминанты, что подчеркивает и Л.Баранова-Гонченко: у него «совершенно своя, особая и мировоззренческая, и методологическая твердь» (Российский писатель. 2001. №22).

Шипилов наследует черты деревенской прозы, но на новом уровне. Его мир - изменившаяся Россия, измученная реформами и экспериментами. Среди героев - простые мужики и интеллигенты, бомжи и геологи. Непременный для рассказов и повестей Шипилов юмор чаще всего воспринимается как смех сквозь слезы.

В повести «Записки литконсультанта» Шипилов коснулся некоторых проблем жизни советской редакционно-издательской системы. Чистой сатирой называть это произведение вряд ли справедливо: для писательской манеры скорее характерны мягкий лиризм, своеобразная сказовая манера. За комическими ситуациями у него всегда проглядывает неизбывный трагизм бытия.

Авторской манере Шипилова-прозаика присуще повышенное внимание к языковой форме произведений. Он - мастер сказа; герой-повествователь и др. персонажи его рассказов и повестей всегда снабжены ярко выраженными и узнаваемыми речевыми характеристиками. Писатель остро чувствует живое народное слово, умело пользуется арсеналом совр. говоров и сленговых оборотов, но при этом стиль его прозы - чист, ясен и вполне культурен. Это - язык современного человека, хорошо знающего и глубинку с ее диалектами, и особенности дискурса нынешнего мегаполиса. В творчестве Шипилова находит свое органичное развитие шукшинская повествовательная и стилистическая техника.

Проза последнего времени сочетает душевные переживания героев и картины современной жизни: «За раскаленным стеклом авто разворачивались, как рулон с красивыми обоями, картины пригородного пленера, в который вдоль всей трассы вписаны были новорусские особняки. На какой-то миг Батраков унесся мысленно в хмурое небо мыслей о своей финансовой несостоятельности в новой жизни, стал фантазировать свой разговор с тещей...» (В лесу // Роман-журнал XXI век. 2002. №11-12. С.90).

Сюжеты прозаических сочинений Шипилова занимательны, оригинальны, в них органически сплавлены и остроумие, доходящее до сарказма, и трагическое мироощущение. Можно сказать, что проза Шипилова по сути своей экзистенциальна, но вместе с этим у героев остается надежда и вера в возможность лучшего существования.

В 2000-е прозаик работает над циклом рассказов («В лесу», «В монастыре» и др.), объединенных одним героем - Батраковым. В них отчетливо звучит мотив бытования православной веры в совр. условиях. При этом писатель стремится всячески уйти от штампов и стереотипов, присущих мн. произведениям такого рода. Он изображает людей таковыми, каковы они есть, без приукрашивания, без грима. Вот герой Шипилова приходит в храм с маленьким сыном: «Коленька, как выяснилось, был еще мал для такого послушания. Когда Батраков опустил его на пол, то он потопал осмотреться... Однако каким-то чудесным чутьем он распознал со спины утреннюю монахиню и решил выразить ей свои чувства. С криком "Аминь!" маленький Батраков с разбега врезался в черные одежды той монахини. Она качнулась, едва не выронив молитвослова...» (В монастыре // Роман-журнал XXI век. 2002. №11-12). Даже в изображении богослужения писатель остается внимательным и слегка лукавым, отчасти - язвительным.

Стихотворения и песни Шипилов являют собой сочетание народных поэтических форм и интонаций (вплоть до скоморошьих и частушечных), а также - остро ощущаемого ритма новейших мотивов и веяний. Поэту удалось освоить и переварить опыт русской поэзии XX в. от Маяковского и обэриутов - до Рубцова и Высоцкого: «Кому расскажешь - сразу охать: / "Тебя вела по жизни похоть!.." / Но ошибаешься, эпоха: / Я был ведомым красотой. / Все для меня явилось разом: / Собаки вой и четкость фразы, / И перелетов птичьих разум, / И хмель влюбленности густой» (Любимые дети Державы. Русская поэзия на рубеже веков. М., 2002. С.22-23. Далее цитируется это изд.).

Лирический герой Шипилова слишком хорошо знает законы жизни, чтобы быть наивным и прекраснодушным, в самые светлые и незамутненные строки его проникает горечь расставаний и утрат: «Никого не пощадила эта осень. / Листопад идет как шторм в сто тысяч баллов. / И, как раны ножевые, / На асфальте неживые / Пятна пепла после бала, после бала» (С.47).

В кратком предисловии к своим стихам поэт так обозначил свое жизненное и творческое кредо: «Скажу лишь, что прожил в Отечестве чистым нелегалом более чем три десятка лет. Сейчас на нелегальное положение переводят весь народ и все народы России. Вот и все мое творчество: Родина глазами нелегала. Не эмигранта, заметьте, а нелегала...» (С.17). Это состояние неприкаянности, бесприютности в течение многих лет осложняло быт Шипилова: в прямом смысле слова он не имел своего угла.

То же настроение острой болью отзывается и в стихах поэта: «Серый сумрак загустел. Тихий страх. / Колыханье чьих-то тел в номерах. / Электрический огонь игловат. / В одиночестве я сам виноват. / Серый сумрак загустел аж до звезд. / Ты куда меня, мой Ангел, завез? / Закружил да заморочил, извел / И оставил тут, как на произвол... / На казенную кровать повалюсь, / Без иконы в темноту помолюсь, / Да прибавлю я к молитве поста, / Чтоб меня не одолел супостат» (С.58-59).

За песню «После бала», исполненную Дм.Маликовым на конкурсе «Песня-98» и ставшую широко известной, Шипилову присужден диплом лауреата. В 1997 он получил Малую российскую литературную премию за поэму «Прощайте, дворяне!».

Будучи остроумным человеком, Шипилов нередко в мягкой, ироничной манере бросает взгляд на сотоварищей по литературному цеху. В его активе - ряд любопытных эпиграмм и шаржей, например: «То не стуки-перестуки / Во кузнице кузнецов - / Это входит в храм науки / Гений Юрий Кузнецов. / Мочен, взрачен, худ и мрачен. / Этот мрак ему к лицу. / Пучит он глаза по-рачьи, / Словно дал обет безбрачья / Сабле, пике и винцу» (Лепта. 1996. Вып. 30. С.232).

Шипилов известен также как автор статей, посвященных современной периферийной литературе (Младшим из нас около сорока // Литературная учеба. 1989. №1), прозе молодых писателей (Тоска по стилю: О книге «Встречный ход» // Литературная учеба. 1990. №1), биографии Н.Рубцова («Плачут глухари...» // Литературная Россия. 1995. №10) и др.

Шипилов - лауреат Шукшинской премии (1992), премии СП России «Традиция».

В начале 2000-х Шипилов работает над романом «Псаломщица».

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 716-718.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Пятый ассистент. М., 1986;

Шарабан. М., 1987;

Детская война: роман // Лепта. 1993. №1,4;

Прощайте, дворяне!..: поэма // Лепта. 1995. Вып. 26;

Эпиграммы // Лепта. 1996. Вып. 30;

[Стихотворения] // Любимые дети Державы. М., 2002. С.18-70.

Ночное зрение. М., 1983;

Литература:

Наседкин И. Открытие Николая Шипилова // Молодые о молодых. М., 1988. С.95-104;

Камышев В. «Новые сорокалетние»? // Дальний Восток. 1988. №10. С.137-148;

Славецкий В. Поэма, написанная без бумаги // Славецкий В. Русская поэзия 80-90-х годов XX века. М., 1998;

Шипов Р.А. Н.А.Шипилов: выборочная библиография // Библиография. 2000. №6. С.130-131;

Шалимо Г.Н. Широкий, удивленный, артистичный // Библиография. 2000. №6. С.127-128;

Баранова-Гонченко Л. «О temporal О проза!» // Российский писатель. 2001. №22.

Лауреат конкурса "Песня-98" за песню "После бала", исполненную Дм.Маликовым, и Малой российской лит. премии (1997) за поэму "Прощайте, дворяне".Обладая абсолютным чутьем на таланты, он привез в начале 80-х годов в Москву тогда еще никому не известного, а ныне заслуженного артиста России Михаила Евдокимова, его "крестником" стал и известный на Западе клоун Александр Шелковников.


Шипилов Николай Александрович родился 1 декабря 1946 года в Южно-Сахалинске в семье офицера, жил в Новгороде, Новосибирске. В настоящее время живет в Москве.

После "хрущёвского" сокращения армии семья переехала из Южно-Сахалинска в посёлок железнодорожников близ Новосибирска. В 16 лет отправился в самостоятельное плавание, которое было прервано неудачным прыжком с четвёртого этажа. Выписавшись из больницы, устроился грузчиком на жиркомбинат.

В 1964 году впервые пришёл со стихами в литобъединение при газете "Советская Сибирь". В 1965 году журнал "Сибирские огни" собирался печатать его повесть "Митька и старые люди", но редакция потребовала переделать несколько эпизодов. Шипилов вносить правку отказался и снял из номера вёрстку своей повести.

После жиркомбината работал артистом хора в новосибирском театре оперетты, потом ушёл на телевидение, где озвучил своими песнями почти сто передач, затем "шабашил", был полевым рабочим в геодезической партии, строил коровники, месил грязь в леспромхозах.

В 1986 году в Москве выпустил первую книгу "Пятый ассистент".

Какое-то время жил в Новгороде.

Окончил в 1989 году Высшие литературные курсы в Москве.

Продолжает писать песни и прозу. Песни пишет с 1965 года на свои стихи.

Лауреат конкурса "Песня-98" за песню "После бала", исполненную Дм.Маликовым, и Малой российской лит. премии (1997) за поэму "Прощайте, дворяне".

Обладая абсолютным чутьем на таланты, он привез в начале 80-х годов в Москву тогда еще никому не известного, а ныне заслуженного артиста России Михаила Евдокимова, его "крестником" стал и известный на Западе клоун Александр Шелковников.

Николай Александрович Шипилов родился 1 декабря 1946 года в Южно-Сахалинске в семье офицера, жил в Новгороде, Новосибирске. В настоящее время живет в Москве и Белоруссии. Член и секретарь Союза писателей России.
После "хрущёвского" сокращения армии семья переехала из Южно-Сахалинска в посёлок железнодорожников близ Новосибирска. В 16 лет отправился в самостоятельное плавание, которое было прервано неудачным прыжком с четвёртого этажа. Выписавшись из больницы, устроился грузчиком на жиркомбинат. Учился в авиационном техникуме в Новосибирске, в новосибирском пединституте.
В 1964 году впервые пришёл со стихами в литобъединение при газете "Советская Сибирь". В 1965 году журнал "Сибирские огни" собирался печатать его повесть "Митька и старые люди", но редакция потребовала переделать несколько эпизодов. Шипилов вносить правку отказался и снял из номера вёрстку своей повести.
После жиркомбината работал артистом хора в новосибирском театре оперетты, потом ушёл на телевидение, где озвучил своими песнями почти сто передач, затем "шабашил", был полевым рабочим в геодезической партии, строил коровники, месил грязь в леспромхозах. Работал токарем, бетонщиком, штукатуром, монтажником, корреспондентом окружной военной газеты.
В 1983 году журнал "Литературная учёба" опубликовал большую подборку рассказов, после чего власти выделили ему в новосибирском Академгородке жильё. К сожалению, радость оказалась недолгой: вскоре утонула его первая жена.
В 1986 году в Москве выпустил первую книгу "Пятый ассистент".
Какое-то время жил в Новгороде.
Окончил в 1989 году Высшие литературные курсы в Москве, см. Алфавитный список слушателей ВЛК N_1006_НАШ.
В разгар перестройки (1988г.) под знаменитым "Письмом писателей России" ("О РУСОФОБИИ") в числе других 74-х подпись Н.Шипилова. Человек правды, в 93-м роковом году, он сначала и до конца был в рядах защитников Конституции у Дома Советов, он был вместе с лучшей частью обманутого и униженного народа, чудом и провидением остался жив, и те, кто читал его поэму “Прощайте, дворяне” (“Лепта”, 1996 г., “Роман-газета”, 1995 г.) вновь поражены были силой и красотой этого произведения о позиции русского дворянина в черном октябре.
Продолжает писать песни и прозу. Песни пишет с 1965 года на свои стихи.
Лауреат конкурса "Песня-98" и «Песня-2000» за песни "После бала" и «Птицелов», исполненные Дм. Маликовым, и Малой российской лит. премии (1997) за поэму "Прощайте, дворяне".
Автор романа "Детская война", сборников рассказов "Пятый ассистент", "Шарабан", "Ночное зрение", один из авторов сборника поэзии <Гнездо поэтов>; его повесть "Пустыня Ивановна" о шахтерском городке удостоена литературной премии имени Андрея Платонова. Автор и исполнитель песен, многие из которых вошли в бардовские антологии (<Пехота>, <Проводница>, <Шикотан> и другие).
Обладая абсолютным чутьем на таланты, он привез в начале 80-х годов в Москву тогда еще никому не известного, а ныне заслуженного артиста России, Михаила Евдокимова, избранного губернатором Алтайского края в 2004 г., его "крестником" стал и известный на Западе клоун Александр Шелковников.
Ведущие критики называют Николая Шипилова лучшим рассказчиком России" - таково просвещённое мнение известного литератора Сибири Александра Денисенко.

М.Л. – Николай, а если тебя самого спросить: « Так кто же такой Николай Шипилов?».

Н.Ш. – Я – счастливый человек….(улыбается) ..Нет, я не писатель, не поэт, не композитор в общепринятых рамках этих терминов… может быть, следует сказать так: я - художник. Художник в с слове и в мыслях… один мыслит бытовыми какими-то категориями, художник мыслит образами…А как он выражает родившееся – это дело третье.

М.Л. – Всему есть начало. Когда-то и где-то было первое стихотворение, первая песня, первый рассказ… Так где и когда?

Н.Ш. - Всё началось с гармошки в городе Сталинске. Мне было около пяти лет, когда отец купил мне гармошку и я играл старушкам на погребе, а они, добрые бабушки, меня нахваливали. Мои старшие сестры слушали новые песни по радио и не успевали запомнить все слова. И я приспособился подсовывать им свои слова в тех местах, где в их памяти возникали пробелы. Так постепенно, не спеша и втянулся. Теперь мне кажется, что я писал стихи столь же естественно, как и дышал. Как встречался с родней. Как естественно начал читать книги. А первая публикация - была в газете «Молодость Сибири». Я узнал, что за стихи, напечатанные в газете, платят деньги. Посмотрел на свои штаны – штаны совсем поизносились. Пришел в редакцию молодежной газеты в родном Новосибирске и сказал известной поэтессе Гале Шпак, заведующей отделом: «- Написал стихи. Вы не могли бы их напечатать?» – Она с юмором отвечает: «- Срочно?» Я со свойственным мне простодушием ответил: «- Как можно скорей. Брюки надо купить…» Наверное, мой ответ ей понравился. Она говорит: « - Давай посмотрим!» Посмотрела и говорит: « - Будет тебе на штаны!» Вот и дебют. Было мне тогда семнадцать лет. А с Галей, когда я приезжаю в Новосибирск, мы всегда вспоминаем этот наш «деловой» разговор о моих будущих китайских брюках синего цвета, которым сносу не было.

М.Л. – Вчера, ты дал концерт в Борисоглебе. Я видел, что люди слушали и принимали тебя восторженно… некоторые плакали, слушая песни. Скажи – это всегда так происходит на твоих концертах?

Н.Ш. - Сказать «концерты» - слишком громко сказать. Несмотря на то, что мои песни стали появляться во всех крупных антологиях авторской песни, в огромном количестве всевозможных песенных сборников, концертами я не избалован. Отчего? Оттого, что в России нынче не принято петь о любви к людям и Отечеству, почти запрещено петь о красоте чувств, о неповторимости жизни, дарованной нам Господом Богом. А то, что люди плачут – это ведь слезы печали. Печаль – светлое состояние души. Оттого, что печаль моих песен передается людям, я чувствую родовую близость с ними. В чем эта печаль? Бог весть.

М.Л. – Когда пишешь песню, думаешь ли ты о том, как она будет воспринята слушателями? Бывают ли случаи, когда не ты, а слушатель «выбирает» твою песню, то есть когда для тебя самого неожиданность, что песня получилась?

Н.Ш. - Нет. Природа песни загадочна. Возникает смутный образ. Ты, как реставратор, осторожно смываешь некие слои не то времени, не то своей профессиональной инертности, которая грозит штампом. Образ песни начинает опираться на образ слова, на мелодическую интонацию – тогда начинается работа. Получается, что не ты сочиняешь песню, а она находит тебя, стучится к тебе, как странница с посохом – узнаешь ли ты в ней Бога? Повторяю, что к песне я отношусь так же естественно, как дыханию – всем нам хочется дышать чистым воздухом. А неожиданностью для меня является то, что песни, выпущенные на волю, живут, выживают и вызывают в людях, роднящие нас всех, эмоции.

М.Л . – Ты не относишься к писателям, которым надо скрыться от мира и где-то у себя в конуре и «творить», которые не читают газет, не смотрят телевизор… Ты же, если можно так сказать, активный созерцатель… Внешний мир для тебя повод выразить свой внутренний? Или ты больше летописец комментирующий события?

Н.Ш. - Скорее второе, чем первое. Но точнее было бы сказать: для меня важна жизнь вечной человеческой души. Мы, русские, являемся народом иррациональным. Отсюда наше «авось» - это признак национального сверхсознания. Отсюда и «аршином общим не измерить». Оттого мы и стали помехой всему прагматичному и рациональному миру безудержного потребления. А русские черным трудом, проживая в суровейших условиях, освоили огромные пространства, стали обладателями несметного национального достояния. Сегодня оно отчуждено от его истинного хозяина – нации. Нас можно подло уничтожить, завезти в Россию дешевую рабочую силу и снова преступно пировать и жировать веками. Но переделать нельзя. Вот нас и уничтожают. Подло. Кто? Ростовщики. Ссудный кабальный процент. Крашеная бумага, называемая «долларом». Понятие «душа» - исключено из лексикона Финансового Интернационала, как впрочем, и понятие «совесть».

М.Л. – Тема Родины практически всегда присутствует и в песнях твоих, и в прозе.
А какой ты хотел бы видеть Россию?

Н.Ш. - Я хотел бы видеть ее с русским правительством в Кремле. Я не хочу сказать, что русские – самые лучшие, умные, белые и пушистые. Но Россия – страна русских. Посмотрите: ни в парламенте суверенной Грузии, ни в суверенном Азербайджане, ни в израильском Кнессете, ни в литовском сейме мы не встретим русских. При этом никто в мировых СМИ не вопиет о латвийском фашизме, или израильском расизме. Однако попробуйте заикнуться о русской России в России! Или заговорить о засилье нерусских во властных, законодательных, судебных структурах, в милиции – тут же вам начнут «шить» «русский фашизм». Не думаю, что сказал сейчас нечто новое. Нерусская Россия – это факт существования русских. Россия и ее правительство находится нынче под протекторатом ФинИнтерна. Уже очнулась Франция, испытавшая на себе все последствия первых буржуазных революций. Уже закипает от негодования молодая Германия. Уже многие европеоиды поняли, что под именем «глобализм» в мире идет все та же перманентная революция имени Льва Троцкого. Где выход? Выход там же, где и вход: в осознании каждым глобальной угрозы для национальных государств, в поисках единства и совершенно новых фигур на политической арене Европы. Таких, как как Ле Пен и Гийом Фай во Франции. Таких, как Александр Лукашенко в Беларуси. Как Уге Чавес. Таких, может быть, как Хайдер в Австрии. Вопрос-то стоит уже о жизни или смерти белой расы на Земле. Той расы, которая создала христианскую цивилизацию. Как бы мы ни любили Россию, как бы ни признавались в любви к ней, но в одиночку нам, русским, уже не выстоять. И если уж президент В. Путин вынужден был публично признать, что против России ведется война, то надо бы сказать и то, кто за что воюет. И все силы бросить не просто на поиски союзников, а на поиск того насущного вещества, которые нас, славян, объединяют. Вот тут и начинается туман кремлевской полуправды, которая страшнее лжи.

М.Л. - Классик сказал, что в России две беды… а ты бы мог быть ещё более кратким… скажи, какая главная беда России?

Н.Ш. - Ее природные богатства, ее ресурсы – причина бед. А беда России – ее усталость.

М.Л. -Ты живёшь сейчас большей частью в Белоруссии, скажи Россия и Белоруссия – очень разные страны?

Н.Ш. - Разницу с Россией видишь уже за Смоленском. Ухоженные поля. Гордая скромность. Отсутствие кича на фоне разрухи и нищеты. Чистота и порядок. Внутренний стержень. Это - визуально, но многое говорит и о внутреннем укладе государства. Вот пример: по данным UNISEF и Мирового банка Белоруссия входит в десятку самых развивающихся государств мира. Далее, судите сами. Скажу еще, что авторитет Лукашенко среди населения России, неуклонно растет. Скоро в серии «Русская мысль» выйдет моя публицистическая книга « Феномен Александра Лукашенко». Там вы найдете более подробный и глубокий анализ того, что происходит в современной республике Беларусь, и того, что отличает ее от братской России. О том, что, кто и зачем их разделяет – умолчу, поскольку не понимает этого разве, что комнатная собачка «нового русского».

М.Л. – Твоя жена Татьяна тоже литератор, знаю – что она для тебя и друг, и свет, и надежда… А два литератора рядом не спорят о литературе? А если спорят, кто уступает?

Н.Ш . - Таня – православная жена. Для нее, как, впрочем, и для меня, занятия литературой – это все же вторично. Как вторичен торт по отношению к караваю черного хлеба. Однако бывает, что мы поспорим. Споры начинаю я в силу своего вздорного характера. Чаще всего предметом этих споров являются те вольности, которые я позволяю себе в прозе. Я ей говорю, что я не святой, не монах, что я простой грешный мирянин, к тому же – художник, что нельзя идеализировать мир. Она упрямо стоит на своем. Я мечусь по комнате и остываю. Прошло время прежде, чем я начал понимать: на таких незыблемо верующих людях и держится наш мир. Она – Таня - задает мне ту высоту, которую я иногда готов потерять в поисках жизненных наслаждений.

М.Л. – Борисоглеб тебя встретил очень тепло, а как тебе приглянулось это место на планете?

Н.Ш . - Прости за пафос, но у меня полное ощущение, что остатки рая на земле кочуют по России, а не я кочую по этим благодатным островам. И более всего мне хочется, чтобы насельникам этих райских островов жилось заслуженно лучше. Много ли надо нормальному русскому человеку? Воли. Я говорю воли в значении воли его души. Мы говорим: душа на месте. Это значит, что мы спокойны о куске хлеба, о безопасном будущем наших детей, о признании «миром» своего, может быть, и скромного труда. Это возможно, когда человек чувствует себя хозяином в доме, но никак не невольником неких черных, неуловимых теней и химер.

М.Л. – Последний раз ты был в Борисоглебе шесть лет тому назад… Когда ты снова нас навестишь?

Н.Ш .- Когда вам будет угодно.

М.Л. – Спасибо, Николай, за интервью… и ловлю тебя на слове…

Николай Шипилов за эти несколько дней, что гостит в Борисоглебе, успел написать две новые песни. Их он спел на концерте 31-го июля, одну из них я попросил опубликовать вместе с нашей беседой.
Осень
Незаметно отошло
Тридцать первое число,
Новый смысл старых слов,
Как остатки старых снов,
И первый стог на сенокосе –
Он мне напоминает осень…
Осень…

Мне пора бы перестать
Книжки новые читать,
Мне бы окунуться в них –
В милый ворох старых книг. (3,51 Мб wma)

Лауреат конкурса "Песня-98" за песню "После бала", исполненную Дм.Маликовым, и Малой российской лит. премии (1997) за поэму "Прощайте, дворяне".Обладая абсолютным чутьем на таланты, он привез в начале 80-х годов в Москву тогда еще никому не известного, а ныне заслуженного артиста России Михаила Евдокимова, его "крестником" стал и известный на Западе клоун Александр Шелковников.


Шипилов Николай Александрович родился 1 декабря 1946 года в Южно-Сахалинске в семье офицера, жил в Новгороде, Новосибирске. В настоящее время живет в Москве.

После "хрущёвского" сокращения армии семья переехала из Южно-Сахалинска в посёлок железнодорожников близ Новосибирска. В 16 лет отправился в самостоятельное плавание, которое было прервано неудачным прыжком с четвёртого этажа. Выписавшись из больницы, устроился грузчиком на жиркомбинат.

В 1964 году впервые пришёл со стихами в литобъединение при газете "Советская Сибирь". В 1965 году журнал "Сибирские огни" собирался печатать его повесть "Митька и старые люди", но редакция потребовала переделать несколько эпизодов. Шипилов вносить правку отказался и снял из номера вёрстку своей повести.

После жиркомбината работал артистом хора в новосибирском театре оперетты, потом ушёл на телевидение, где озвучил своими песнями почти сто передач, затем "шабашил", был полевым рабочим в геодезической партии, строил коровники, месил грязь в леспромхозах.

В 1986 году в Москве выпустил первую книгу "Пятый ассистент".

Какое-то время жил в Новгороде.

Окончил в 1989 году Высшие литературные курсы в Москве.

Продолжает писать песни и прозу. Песни пишет с 1965 года на свои стихи.

Лауреат конкурса "Песня-98" за песню "После бала", исполненную Дм.Маликовым, и Малой российской лит. премии (1997) за поэму "Прощайте, дворяне".

Обладая абсолютным чутьем на таланты, он привез в начале 80-х годов в Москву тогда еще никому не известного, а ныне заслуженного артиста России Михаила Евдокимова, его "крестником" стал и известный на Западе клоун Александр Шелковников.