Рекомендации для подготовки выпускников к егэ по литературе. Егэ по литературе Критерии оценки задания С5


10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 - Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 - Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

15.01.2017 - ВАЖНО!!! На сайте размещены

Компоненты учебных пособийКОМПОНЕНТЫ УЧЕБНЫХ
ПОСОБИЙ
методические рекомендации для учащихся по
подготовке к ЕГЭ;
особенности типов заданий;
тренировочные задания из открытых
вариантов КИМ;
тренировочные варианты ЕГЭ;
критерии проверки и оценки выполнений
заданий С1, С2, С3, С4, С5­1 – С5­3;
Список художественных текстов для
обязательного чтения.

Проблема

ПРОБЛЕМА
Отсутствие достаточной
методической помощи в решении
трудностей при подготовке к ЕГЭ

Цель

ЦЕЛЬ
Создание рекомендаций
(шпаргалок) для подготовки
выпускников к экзамену по
литературе в формате ЕГЭ

Задачи

ЗАДАЧИ
проанализировать существующую литературу
по проблеме;
изучить структуру КИМов и критерии
проверки и оценки работы;
составить словарик литературоведческих
терминов;
проанализировать список художественных
текстов и разделить весь материал на блоки;
познакомиться с алгоритмами и памятками
анализа эпического, драматического и
лирического произведений;
изучить подробнее рекомендации к созданию
сочинений (часть С5);
познакомиться с рекомендациями психологов
при подготовке к ЕГЭ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА.
Подготовка к экзамену:
Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно
расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
Введите в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета. Для этого
достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или
«жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте
утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки,
необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не
вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете
хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того
материала, который наиболее интересен и приятен.
Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10минут –
перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы,
сделать зарядку, принять душ.
Выполняйте как можно больше различных опубликованных текстов по
этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями
текстовых занятий.
Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения
тестов (на 1 задание в части А в среднем должно уходить не более 2
минут).
Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа.
Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить
самые трудные вопросы.

Распределение материала

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Теория

ТЕОРИЯ

Теория

ТЕОРИЯ

Историко-литературный контекст

ИСТОРИКО­ЛИТЕРАТУРНЫЙ
КОНТЕКСТ
Жизненные моменты авторов произведений,
напрямую связанных с конкретным
произведением;
Влияние общественной жизни на замысел
произведения;
Отражение времени;
Подражание историческим лицам.

Произведения

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Подготовка к ЕГЭ

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

Часть 1: Работа с текстом. Анализ эпизода.

ЧАСТЬ 1: РАБОТА С ТЕКСТОМ.
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.
1. Установите границы эпизода (временные,
пространственные, текстовые).
2. Определить основной смысл эпизода, если надо, дать ему
название.
3. Решить, какие персонажи являются основными
носителями смысла в эпизоде.
4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую
мотивировку их поступков.
5. Увидеть, какие художественные средства использует автор
для раскрытия основного смысла эпизода (пейзаж,
портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и
т.д.).
6. Понять, какова логика раскрытия эпизода.
7. Ощутить, какие речевые выразительные средства
помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода.
8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он
«сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в
целом (с идеей, проблемами, темой произведения).

Примерный план анализа эпизода

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА
ЭПИЗОДА
Место эпизода в развитии сюжета и композиции
произведения;
Речевой строй (описание, повествование,
рассуждение, наличие авторских отступлений);
Какие события происходят в эпизоде, кто в них
участвует, какие стороны характера героев
раскрываются;
Как и с какой целью использует автор детали
предметной изобразительности;
Какие изобразительно­выразительные средства
художественной речи использует писатель, с какой
целью;
Каков эмоциональный пафос эпизода и как он
создается;
Тема и проблема произведения, которое получили
здесь своё развитие, значение эпизода для
раскрытия идеи произведений, выражения
авторской позиции.

Часть 2: Анализ стихотворения.

ЧАСТЬ 2: АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Автор, заглавие;
Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь,
миниатюра, письмо);
Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество,
поэт и поэзия);
Сюжет, композиция, проблема;
Мотив создания: что послужило источником написания,
вдохновения;
Лирический герой;
Место автора в произведении;
Эмоции, чувства, возникающие при чтении
стихотворения;
Художественные средства (портретные зарисовки;
речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма;
диалоги; монологи);
Языковые средства (фонетические, лексические, тропы,
морфологические, синтаксические);
Ваше мнение.

Часть 3: Написание литературного сочинения.

ЧАСТЬ 3: НАПИСАНИЕ
ЛИТЕРАТУРНОГО СОЧИНЕНИЯ.
Как писать сочинение?
Композиция сочинения:

Вступление
Основная часть
Заключение

Вступление

ВСТУПЛЕНИЕ
Вступление – вводит в тему, дает
предварительные, общие сведения о той проблеме,
которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:
содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
представлено ваше мнение, если в названии есть
отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете
смысл названия…»);
содержаться факт из биографии автора или
охарактеризован исторический период, если эти
сведения имеют важное значение для
последующего анализа текста;
сформулировано ваше понимание
литературоведческих терминов, если они
использованы в названии темы («тема судьбы»,
«образ героя»…).

Основная часть

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная часть: представляет собой анализ
литературного произведения в соответствии с
заданной темой.
В основной части следует избегать:
Пересказа литературного произведения;
Изложение сведений, не имеющих прямого
отношения к теме;
В основной части необходимо
продемонстрировать знание литературного
материала, умение логично, аргументировано
и стилистически правильно, грамотно
излагать свои мысли.
Основная часть – это проверка того, насколько
верно понята тема.

Заключение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение: подведение итога, обобщение
сказанного, завершение текста, ещё раз обращение
внимания на самое главное.
Заключительная часть должна быть:
Короткой, но емкой;
Органически связана с предыдущим изложением.

В заключении может быть выражено отношение
пишущего к произведению, его героям, проблеме.
Оно должно быть изложено корректно, без
чрезмерных восторженных оценок, иметь четко
выраженный определенный смысл и быть
подготовлено материалом основной части.

Критерии оценок.

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК.
Оценка выполнения заданий С1 и С3
Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания:
аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые
3
тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие
выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют.
Оценка выполнения заданий С2 и С4
Экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает
на вопрос,
требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не
менее двух произведений одного или разных писателей, в творчестве
которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив,
художественный прием и т.д. (2 и более позиций сопоставления), и дает
содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые
аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют.
3

Критерии оценки задания С5

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ С5
1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в
вопросе
Экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе;
формулирует свое мнение с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы,
приводя развивающие их доводы и аргументы и делая соответствующие выводы;
демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения;
фактические ошибки отсутствуют.
баллы
3
2. Уровень владения теоретико – литературными знаниями.
3
Экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико – литературными
знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при
анализе литературного материала и объясняя функции тех или иных литературных
приемов.
3
3. Обоснованность привлечения текста произведения.
3
Текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно
разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания,
необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их
интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.).
3
4. Последовательность и логичность изложения.
3
Части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет
нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и
необоснованных повторов.
3
5. Следование нормам речи.
3
Максимальный балл
15

Трудности

ТРУДНОСТИ
Психологические: тревожность, растерянность,
отсутствие четкости структурированности
мышления и т.п.;
Недостаток информационной базы;
Большой объем материала;
Отсутствие необходимой практики в
написании сочинения на уроках литературы;
Малое количество репетиционных экзаменов в
формате ЕГЭ.

Проблемы и их решения

ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ
Большой объем материала

Читательский дневник

Читательский дневник

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
Имя
писателя
Иван
Алексеевич
Бунин
Название
произведе
ния
« Деревня »
Имена и
главные
герои
Тихон и
Кузьма
Красовы;
Молодая;
Дениска;
Серый
Темы, идеи, проблемы
Проблема «русской души» и
«национального характера».
Автор показывает на примере
судеб двух братьев трагическую
предрешенность судьбы русского
народа, которая сочетает в себе
талантливость, наивность и
милосердие с непрактичностью,
неумением приложить свои силы
к делу и жестокостью.

▫ Предновогодние дни - это время, когда ты можешь попросить у своего Ангела-Хранителя все, чего желаешь всем сердцем: Счастье, Надежду, Удачу, Любовь.... ... Но самое главное - когда желания начнут сбываться, не забудь сказать своему Ангелу СПАСИБО, и тогда его драгоценный подарок будет украшать твою жизнь весь следующий год! Олег Рой
▫ 6571236-a151550 Спасибо, Ирина Федоровна! Волшебно! С наступающим Вас! `Скорей,- мы говорим,- скорей!` И звонко в тишине холодной захлопнулись поочередно двенадцать маленьких дверей... И удалившихся не жаль нам: да позабудутся они! Прошли те медленные дни в однообразии печальном. А те, другие, что вошли в полуоткрывшиеся двери, те не печали, не потери, а только радость принесли. Но светлые дары до срока они, туманные, таят, столпились и во мгле стоят, нам улыбаясь издалека... Владимир Набоков 1 января 1919
6478421-a151550
▫ `Тихо на мягких лапах, путая в снегу следы, уходит год. Закрашивает белой краской яркие впечатления. Но они не тускнеют, нет. Просто ещё чуть - чуть и всё это вдруг станет называться - прошлое. То, что прошло, прошлогоднее. Ещё чуть-чуть... и вновь перед тобой белоснежно чистый лист. Хочешь пиши, хочешь рисуй, хочешь мечтай. Строй планы, иди вперёд. Ещё чуть-чуть... И вновь потекут в копилку жизни и белые снегопады, и звонкие капели, и майская черёмуха, и сладкая земляника, яблочные ароматы сменит золотой листопад... Снова, снова, снова.. Только не пропусти, только твори, только люби, только живи.. Ещё чуть-чуть....Новый год на пороге!` Анна Корягова И наверное, самым главным мерилом нашей жизни остается - сколько в нас любви. Сколько мы ее в себе собрали и накопили - благодаря и вопреки. Ведь главное волшебство Нового года и Рождества в том, чтобы объединять сердца людей. Отдадимся доверчиво их чарам, их волшебной и целительной магии! Галиночка! Спасибо, что ты есть! С НАСТУПАЮЩИМ!
▫ `Всё-таки нет лучшего праздника, чем Новый год. И пусть кто-то считает его большевистским эрзацем Рождества, по мне этот суррогат куда приятнее оригинала. Все его квази-традиции, те самые советские ритуалы, которые подменили собой ритуалы христианские, мне кажутся не кондовыми, а милыми и трогательными может быть, потому что я и сам - один из детей ушедшей эпохи. Новый год хорош именно своей бессмысленностью, своим отказом от любых корней - этнических или религиозных. Это праздник ни о чём, и потому - для всех. Привязанный только к пустой календарной дате, лишённой исторического, нравственного или любого другого значения, он может искренне отмечаться и православными, и буддистами, и русскими, и татарами. Вот истинный день межкультурного, межнационального примирения` ... Дмитрий Глуховский, Сумерки 2007 Понравилась тема! Спасибо, Алексей Алексеевич! С наступающим Вас! Здоровья, творческого духа!