Художник михаил шемякин 1875 1944. Неизвестный шемякин


Надо ж было дотянуть до последних дней работы выставки, пока морозы не ударят, и собраться в выходной день, да подгадать к какой-то специальной акции, чтоб народу не протолкнуться, ну а как иначе... При том что в прошлый раз на постоянной экспозиции МРИ я отметил наличие в коллекции музея Михаила Шемякина, и знамо дело "совсем другого" Шемякина, художника первой половины 20-го века -

Я почему-то не сразу сообразил, что нынешняя выставка именно тому, а не "этому", нынешнему, современному Шемякину и посвящена. А потом на фоне текущего выставочного бума, когда глаза разбегаются, ноги разъезжаются и проще ни на что не ходить, чем выбирать, куда пойти в первую очередь, Михаил Федорович Шемякин, конечно, многим уступит приоритет, особенно своим современникам, и европейским, как Шиле с Климтом в ГМИИ, и местным, как, скажем, Николай Андреев с Эль Лисицким в ГТГ. Но все-таки и его персональная ретроспектива, первая за сорок лет в Москве, внимания заслуживала, тем более что примерно треть работ выдана из частных собраний, а почти все остальные, за исключением нескольких из собственных фондов МРИ, из ГТГ и ГРМ (но тоже ведь, что касается Русского и Третьяковки, из запасников!), одолжены у провинциальных картинных галерей, от одного только Нижнетагильского музея получено до полудюжины вещей!

"У Михаила Федоровича есть то душевное "сфумато", которое обязан воссоздавать у своих слушателей музыкант" - цитируется высказывание Грабаря о М.Ф.Шемякине, но это уже на "эпилоге" к выставке, в зале постоянной экспозиции на минус первом этаже, где обычно висит свой собственный, принадлежащий МРИ Шемякин, а теперь три "гастрольных" полотна: отличный "Портрет Дукмасовой" (1914) и эскизный холст "Мать и дитя" (1900е) из частных коллекций, а также неплохие "Вянущие гиацинты" (1910) из Тулы, с которых я, так получилось, начал знакомство с выставкой, а затем уже поднялся выше, в галерею.

Основной жанр на выставке - однозначно портрет. Есть и автопортреты, замечательные - 1919 года и "Автопортрет с сыном" (1907), есть "Портрет Алексея Абрикосова", деда художника по материнской линии, знаменитого шоколадного "магната" (1902) из ГТГ, но в первую очередь на себя обращают внимание женские образы, а также сюжетный мотив "мать и дитя", повторяющийся многократно: "Мать с ребенком" (1908) из Рязанского музея, "Портрет жены с сыном на коленях" (1910), великолепное полотно "Мать и дитя на солнце" (1907) из ГРМ, "Мать и дитя" (1905) из ГТГ. Есть и отдельно "Потрет жены" (1911) из Тульского музея, и "Потрет Феди в кресле" (1910) - сын художника потом стал профессором-химиком, большим ученым. Ученик Серова, во многом близкий по стилю и духу Коровину, "другой" Михаил Шемякин - ровно то, что "народ любит", но в отличие от Серебряковой с ее (тоже чудесными, спору нет, хотя иногда и слащавыми) женскими и детскими портретами Шемякин практически неизвестен, в силу чего, естественно, и непопулярен, хотя при жизни его, задвигая и забывая, по меркам советских 1920-30-х не сильно преследовали, не уничтожали, и он не эмигрировал, как та же Серебрякова, но вот остался в тени своих более знаменитых современников и сейчас с трудом из нее выходит обратно на свет.

На приехавшем из мемориального музея Чайковского в Клину (не помню там этой картины...) "Чешского квартета" (1912) первой скрипкой изображен Карел Гофман, а второй Йозеф Сук. С чехами Шемякин породнился всерьез, и отца своей жены скрипача Ивана Гржимали писал охотно, на выставке два его портрета, тот что из музея им. Глинки более камерный, лиричный. Еще один персонаж из того же ряда - "Портрет скрипача Франтишека Ондржичека" (1910х) из собрания Музея музыкальной культуры им. Глинки. Присутствует на выставке и натюрморт "Скрипка", но уже позднейший, 1930-х годов, по-моему не очень интересный. Вообще музыкальная тема Шемякину была явно близка см. "Портрет виолончелистки Анны (Ханы) Сауловны Любовшиц" (1907) из ГРМ, "Портрет певицы Надежды Саликовой" (1905), более поздние, послереволюционные - отличный "Портрет Антонины Неждановой" (1934) из Астрахани, потрясающий, даром что этюд к портрету А.Гедике и еще один вариант портрета Гедике - рисунок углем (оба 1927, оба тоже из музея им. Глинки).

Но и просто женские портреты, в том числе безымянные, Шемякину прекрасно удавались: "Дама в светлом" (1903) из Нижнетагильского музея, динамичный "Женский портрет" (1900-е), "Женский портрет в профиль" (1907). Позднейшие вещи того же жанра по технике мало чем отличаются от ранних - только моделями: ср. "Девочку в матроске. Сонечку" (1910) из МРИ, она обычно висит в постоянной экспозиции музея, и "Катю в зеленом платье" (1937) или прекрасную "Касю" (1939) из частной коллекции. На отдельной стене собраны изображения Веры Калашниковой, любимой модели Серова, выполненные молодым Шемякиным в мастерской мэтра и сейчас привезенные одна из Пензы, другая из Минска. Из Минска же, из Белорусского худ.музея доставили впечатляющий "Мужской портрет" (1905). А Этюд к портрету чешского (опять-таки) поэта Ярослава Врхлицкого (1907) - из... Химкинской (!) картинной галереи им. С.Горшина. И еще "Портрет девушки. Кира" (1926) - тоже химкинский, стало быть, в Химках есть достойный художественный музей? Никогда не слыхал, ну надо же... А самый эффектный герой-мужчина на полотнах Шемякина - однозначно "Московский извозчик" (1910) из Тульского музея: в халате у чайного столика он смотрится барином похлеще кустодиевского Шаляпина!

Маяковский про Шемякина (они общались в начале 1920-х) говорил: "реалист-импрессионист-кубист", под последним понимая, видимо, некоторую "аналитичность" форм шемякинских портретных изображений, но и "кубизм", и "реализм" по отношению к Шемякину - определения очень условные, работают в крайнем случае как метафоры, он, очевидно, "импрессионист" не только по технике, по стилю, но и по образу мышления. Что заметно в его попытках послереволюционных, советских десятилетий вписаться в новый тематический контекст, не отказываясь от привычной манеры: приехавший из Тюмени "Косец" (1928) или "Швея" (1930) выглядят не слишком-то искренне и не убеждают. "Пионеры на отдыхе" (1939) из Нижнего Тагила "честнее", но для советского изобразительного искусства той поры (Самохвалов, Вильямс, Яблонская какая-нибудь... Пластов, наконец!) это такой вчерашний день... Жаль, что на выставке мало графики - те единичные листы, что показываются, вызывают желание увидеть больше, будь то ранний карандашный рисунок "Католический монах" (1901-02) из Пензы или позднейший, тоже выполненный карандашом "Портрет драматурга Сергея Разумовского" (1938), при том что я и не слыхал про такого драматурга.

Пейзажи у Шемякина, правда, слабенькие, насколько можно судить по немногочисленным представленным тут образцам вроде "Вечер. Зальцбург" (1911) из Рязанского музея. Натюрморты разные, цветочные некоторые очень хороши - "Вянущие гиацинты у елки" (1916) еще и "философичны", но и обыкновенные декоративные неплохи - "Гиацинты ночью" (1912) из собственного собрания МРИ или "Натюрморт с сиренью" (1930-е). А в целом выставка очень представительная, умело собранная, организованная в пространстве - жалко, что МРИ расположен ну совсем не к заходу, ехать туда надо специально (когда-то я жил в соседнем от комплекса бывшей фабрики "Большевик" доме по Скаковой - но музея еще и в проекте не существовало), зато если добраться - помимо выставки и постоянную экспозицию не лишнее по очередному кругу пройти.


Натурщица.1905

С 13 октября по 17 января Музей русского импрессионизма представит ретроспективу произведений самобытного русского художника-импрессиониста первой половины XX века Михаила Федоровича Шемякина — «Михаил Шемякин. Совсем другой художник». Выставку назвали так, чтобы посетители ошибочно не приняли импрессиониста Шемякина за нашего современника, скульптора-метафизика Шемякина. В состав экспозиции известного мастера войдет более 50 работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Некоторые произведения будут экспонироваться впервые.

Михаил Шемякин учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. От наставников молодой художник перенял любовь к жанру портрета и смелую импрессионистическую манеру письма. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Один из последних рисунков «Монах», сделанных художником в школе Ажбе (он будет представлен на выставке), заметил и оценил Федор Шаляпин, однажды зашедший в гости в квартиру Ивана Гржимали. Сын художника вспоминал: «Подойдя к рисунку, не оборачиваясь, он молча смотрел на него. Потом оглянулся, и гости увидели двух “Монахов”: одного на рисунке, а другого великолепно, как только он мог это сделать, “сыграл” Шаляпин. Раздались дружные аплодисменты. “Здорово!” — сказал Шаляпин и пожал руку моему отцу».

Судьба сводила художника с множеством выдающихся современников, каждый из которых не смог остаться равнодушным к его творчеству. Владимир Маяковский назвал его «реалист — импрессионист — кубист». Эта парадоксальная характеристика на удивление проницательна. Как реалист, Шемякин не позволял себе упрощать и искажать натуру ради живописного эффекта. Подобно кубистам, он каждый раз подходил к натуре одновременно аналитически и с пылким любопытством, будто видел лицо человека или букет гиацинтов впервые. Но с самого начала творческого пути и до конца жизни приемы импрессионизма были его самыми любимыми.

Приглашаем участников проекта «Сноб» первыми увидеть работы импрессиониста Шемякина на торжественном открытии выставки.

В Музее русского импрессионизма скоро открывается ретроспектива импрессиониста первой половины XX века Михаила Фёдоровича Шемякина. В экспозицию войдут работы из Третьяковки, Русского музея и из других собраний. Некоторые вещи покажут впервые

13 октября 2017 - 17 января 2018
Михаил Шемякин. Совсем другой художник
Музей русского импрессионизма
Москва, Ленинградский проспект, 15, стр. 11
rusimp.su

Михаил Фёдорович Шемякин (1875–1944) - реалист, импрессионист, член творческих объединений «Товарищество передвижных художественных выставок», «Союз русских художников», «Общество московских художников».

Будущий живописец и график родился в купеческой семье. Его дедом был фабрикант Алексей Абрикосов, основатель кондитерской фирмы «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова сыновей» (ныне концерн «Бабаевский»). Художественное образование Шемякин получил сначала в московской гимназии, потом поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его преподавателей были В. Д. Поленов, В. А. Серов, К. А. Коровин. С 1899 по 1901 Михаил Фёдорович Шемякин учился в Германии, в знаменитой мюнхенской школе А. Ашбе. Через несколько лет после возвращения в Москву он стал участвовать в выставках передвижников, а позже вступил в Товарищество. В 1905 за портрет певицы Н. В. Салиной получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств. В 1913 основал художественную студию в Москве.

После революции Михаил Фёдорович Шемякин преподавал в ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1918–1929). В 1928 экспонировал свои картины на выставке Объединения молодежи АХРР. Позже преподавал в Московском высшем инженерно-строительном институте, Московском институте инженеров транспорта и Военно-инженерной Академии РККА. С 1934 - в Московском полиграфическом институте и Московском государственном художественном институте. В 1938 в залах МССХ на Кузнецком мосту состоялась первая персональная выставка Шемякина, приуроченная к 35-летию его творческой и 25-летию преподавательской деятельности. Во время Великой Отечественной войны Михаил Фёдорович Шемякин был эвакуирован в Узбекистан, где заведовал кафедрой рисунка в Московском архитектурном институте. В 1943 возвратился в Москву, возобновил преподавание в Московском государственном художественном институте. Скончался в Москве в 1944 году.

Кроме ГТГ и ГРМ, работы на выставку «Михаил Шемякин. Совсем другой художник» привезут из Нижнетагильского музея изобразительных искусств, художественных музеев Астрахани, Пензы, Тулы, Рязани и других. К выставке будет издан иллюстрированный каталог с ранее не опубликованными архивными материалами.

Источник : пресс-релиз Музея русского импрессионизма


  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
  • 28.06.2019 Очередная станция новой розовой Некрасовской ветки станет одной из самых ярких в московском метро. Главный архитектор города рассказал, что при разработке проекта авторы вдохновлялись картинами Малевича, Лисицкого и Суетина
  • 27.06.2019 Рыболовлев подал к аукционному дому иск на $380 000 000 в качестве компенсации ущерба, полученного в сделках с участием своего консультанта Бувье. Так вышло, что Sotheby’s сопровождал больше трети из его злосчастных сделок с искусством
  • 27.06.2019 Завтра во Франции должен был состояться аукцион Labarbe, на котором чудесным образом обретенный холст «Юдифь и Олоферн» хотели продать со старта почти в $40 000 000
  • 25.06.2019 Это совместный проект банка с Пушкинским музеем, где до 15 сентября 2019 года проходит выставка «Щукин. Биография коллекции»
  • 25.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и два - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна скульптура из дерева
  • 21.06.2019 Продано 50%. Покупали Москва, Сергиев Посад, город Энгельс Саратовской области и др.
  • 21.06.2019 В минувшую субботу аукционный дом «Литфонд» продал картин, рисунков, фарфора, книг, карт, автографов, фотографий и др. на 57,9 млн.руб. Топ-лотом стала живописная работа Валентина Серова – 18,75 млн.руб.
  • 20.06.2019 В субботу 22 июня в доме «Русская эмаль» в рамках ежемесячного аукциона покупателям предложат 516 лотов картин, рисунков, икон, изделий из серебра, фарфора, стекла, ювелирных украшений и др.
  • 19.06.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и два - печатной графики, работа с элементами коллажа, фотоальбом и фарфоровая тарелка с авторской росписью
  • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019

- Давно не было никаких новостей про вас. Что у вас происходит?

По-моему, это у вас происходит.

- Вот именно. Нам хотелось бы больше всего узнать о том, что вы думаете о том, что у нас происходит .

У нас тоже что-то происходит, но не так бурно. Это лето очень сложное, потому что у меня две сессии по месяцу. Первая - это мои студенты в Академии имени Штиглица, бывшей «Мухинки». Там я профессор официально, с красной книжечкой. Студентов отобрали по большому конкурсу в Воронеже, потом Воронежская академия лопнула, и чтобы их не бросать, я перевез их в Петербург.

- А ребята как вам нравятся?

Ребята замечательные. Но ребят у меня мало. Всего-навсего мужского пола один представитель. А в челябинской группе, которую я тоже веду, - это только женщины, ни одного мальчика. Женщины при отборе оказались намного талантливее.

- У вас есть какое-то объяснение этому феномену, что сейчас женщины в искусство рванули?

Да нет, давно уже. Все примерно известные звезды - это женщины. Замечательнейшая польская скульпторша Шапошникова. Или две француженки крохотного роста, Жермен Ришье и Луиза Буржуа, завоевали громадное признание. Все очень просто. Женщина раскрепощена, она получает все больше и больше признания. У меня есть в моем институте исследовательская комната, где все посвящено женскому искусству. В семнадцатом веке уже были замечательнейшие признанные художницы, особенно в Италии. И вот мои студентки, они как раз учатся на книгах этих мастериц семнадцатого века, это их очень вдохновляет. А была еще великолепная Элизабет Лебрен, которая писала портреты русских князей.

- Так вы проводите большую часть времени в России?

Нет, они приезжают ко мне во Францию. У нас там семь мастерских, в которых они занимаются. Живут практически на территории замка, потому что даже фермы, которые мы для них снимаем, раньше принадлежали рыцарю. Они пешочком доходят до мастерских, колоссальный парк, 26 гектаров, старинный. Там они рисуют, гуляют. Я готовлю их выступить на международной арене. Но тянуть тяжело, поскольку государство не помогает, все финансовые проблемы решаю я: влезаю в долги, покупаю билеты туда и обратно. Включая аспирантов, это где-то 10 человек. Две фермы плюс ко всему, естественно, еда, поездки в магазины, прочее, прочее. Все это, так сказать, я беру на себя, включая и закупку инструментов, холстов. Это обходится довольно дорого.

- Вы сказали, что влезаете в долги, но вы по-прежнему прилично зарабатываете?

- Для того чтобы пригласить студентов, у меня нет денег, и я начинаю клянчить у кого-то, никакого отношения к искусству не имеющего: это не государство и не фонды - просто люди, которые могут мне одолжить десятку там, двадцатку.

- То есть вы, по сути, все делаете за свой счет?

- Да, но бросить все это я не могу. Правда, вот челябинскую группу оплачивают.

Я понимаю, что вопрос деликатный, но все же… Было время, когда ходили слухи, что вы один из богатейших эмигрантских художников. У Довлатова даже была маленькая заметочка в книге, где он собрал такие анекдоты про всех, якобы вы переиначили его фразу: «Охотно меняю мой рост на ваши заработки».

Сережа даже получил за это!

Как это получил?

А вот так получил. Он меня порядком нахвалил в эссе «Верхом на улитке», а потом писал что-то вроде: «Шемякин, не имея никаких контрактов, в гусарских сапогах валяется пьяный от отчаяния и постоянно пьет посреди своей мастерской». Во-первых, это все было не так, я, в общем, впервые его увидел в Нью-Йорке, пересекались очень мало. Я обратил внимание на его рост. Когда я открыл дверь в своем номере своего отеля, он пришел брать интервью, я сказал, помню: «Ни фига себе рост». И он сказал: «Меняю свой рост на ваше величие». Может быть, в этот момент он искренне и выразился, а потом он все переиначил. Я ему позвонил, когда было это позорное письмо, когда он всех нас обосрал, как говорится, с ног до головы. Письмо называлось «Письмо оттуда». Это было опубликовано в газете, и всем было понятно, что это, так сказать, работа Довлатова. Когда я ему позвонил, он мне сказал: «Стиль мой, а писал не я». Кстати, об этом есть в моем спектакле.

- Что за спектакль?

- Спектакль в театре у Стаса Намина, называется «Нью-Йорк. 80-е. Мы». В «Новой газете» была замечательная статья, которая называлась «Болевой порог Отечества». Очень умная, я даже не ожидал, что автор так точно поймет суть этого спектакля, во имя чего он задумывался. Это проблема сегодня малопонятная, но которая может возникнуть. Это проблема изгнания навсегда. Сегодня мои студенты даже не понимают, в какую эпоху они живут. Они ходят в Лувр, им покупают билеты во Францию. А мы же в то время даже не могли подумать о том, чтобы куда-нибудь в Болгарию или в Польшу. Легче было в космос слетать, нежели выехать за границу.

- Кстати, для некоторых современных художников эта история актуальна. Вот Павленский получил политическое убежище во Франции. Отчасти его судьба немножко похожа на вашу?

Не обижайте меня так, иначе мы с вами просто прекратим интервью. Мы не похожи ни в чем - ни в движении, ни в желании привлечь внимание, как он это делает У него же нет никакого искусства, у него есть поведение.

- Я скорее про судьбу, про то, что человек оказывается вынужден…

- Вы порете хреновину. Мне, человеку, который прошел самые страшные сумасшедшие дома. У меня была 64-я статья, расстрел, понятно? Вот сейчас вышел 10-й том истории КГБ, и там описано, какая была слежка за мной, внутренняя, внешняя, сколько машин следило за мной, хотя я ничего антигосударственного не делал, я всего-навсего убирал помои, а ночью писал картины. Вот такая была ситуация. Поэтому, когда я вижу, что человек взял, уже подготовил журналиста, и пошел поджег дверь КГБ, а после этого выясняется, что он еще, оказывается, во Франции, в Париже получает убежище, мне просто смешно - смотрите, какой страдалец. Вы знаете, что бы было, если бы мы подожгли в наше время или хотя бы плюнули на эту дверь… Если бы у кого-то хватило пороху, что бы было с нами? Вот мой друг, например, дружбой с которым я горжусь, - это Володя Буковский, который почти полжизни просидел в лагерях. Вот это настоящие люди, его в наручниках привезли на Запад и обменяли на Корвалана. А я с Володей был знаком еще до того, как его выслали, между посадками состоялось наше знакомство, наша дружба. Вот это настоящие люди, которые шли, понимая, что во имя свободы они будут сидеть в лагерях, проходить страшные круги ада. А это желание привлечь к себе внимание… яйца он к мостовой прибил! Его нужно было отправить просто немножко подлечить.

- А его и отправили в Институт Сербского, туда же, куда и Буковского в свое время.

Вот и все, ну значит, не подлечили, раз так… У человека простая жажда прославиться. Вот еще была эта история с этими, Пуссикэт или как их…

- Pussy Riot.

- Да, Pussy Riot. Ну, во-первых, глупейшая история. Они прыгали в тот момент, когда можно прыгать, - это же была Масленица. Безграмотные русские попы не понимают, что в Масленицу много чего разрешалось, никакого такого великого кощунства там нет. Но ведь когда начали раздувать кадило, так сказать, вот у таких людей, мастеров перформанса, как вот этот Павловский, проснулось чувство зависти. Потому что, смотрите, девчонки сплясали, немножко отсидели… Давайте не будем сегодня придумывать страшнейшие истории: лагеря и все это. Для тех людей, которые прошли их тогда, сегодняшняя обстановка - она просто комическая. Ничего такого сверхстрашного не происходит. Эта история вообще была раздута до предела. В результате открываешь любой западный журнал - целые интервью, они уже прыгают на Западе, друг на друга, в этих масках, без масок.

- Но вы же тоже были не чужды перформансу?

- Перформансы делались у нас в коммунальной квартире для самих себя, мы даже не думали, что это перформансы. Нам просто было интересно создавать атмосферу и делать интересные фото. Это как в кино стоп-кадр. Кинокамеры не было у нас, и мы делали такие сюровые фотографии, которые на сегодняшний день воплощены в нашем пока не законченном фильме, который мы делали с Антоном Адасинским и со Славой Полуниным. Там у меня прыгает голый Антон Адасинский, карабкается по каким-то балкам в замке, Слава Полунин вытворяет какие-то странные вещи.

- Удивительно, насколько резко вы не принимаете акции своих молодых коллег.

Вы знаете, вот такая шпана от этого перформанса, она только, извините за выражение, нам подсирает очень сильно. Я не против перформанса, наоборот, это очень интересно, и я думаю, что именно в России, где были Мейерхольд, Маяковский, «Мистерия-буфф» и прочее, какой-то безумный карнавал вот этих необычайных постановок, как это делал в свое время Петр I - «Всепьянейший собор», - вот вам перформанс, грандиозный, совершенно безумный. Но когда я читаю вот эти истории, это просто смешно. Павленский получил политическое убежище во Франции…

- Я читал опять же у Довлатова, что в свое время Помпиду за вас заступался!

- Да никто никогда за меня не заступался, что за бред. Довлатов же литератор.

- То есть он все придумал просто?

- Когда он написал, что я валяюсь пьяный, я ему позвонил и говорю: «Ты что пишешь такое? Про всех нас, мы все в говне, один ты в белом халате. Ты хотя бы один раз в Нью-Йорке зашел бы в мою мастерскую». Я повесил трубку, и никогда в жизни мы с Довлатовым не общались. Я из той породы людей, которые прошли довольно суровую школу, и для нас так: обосрался один раз - все, баста!

- Когда мы с вами встречались в Петербурге, это было лет 7 назад, вы сказали, что ощущаете опасность и боитесь за свою жизнь, когда вы в России. У вас по-прежнему такие чувства?

- У России непредсказуемое прошлое, вот что самое страшное. А из непредсказуемого прошлого мы можем создать очень печальное, предсказумое и угадываемое будущее. Я говорю об опасности погрязнуть в мракобесии, понимаете? Мракобесие просто надвигается со страшной силой. Если дать волю сегодня разгулявшимся попам, то куда мы придем вообще? Скоро костры запылают и появятся новые Аввакумы?

И все время идет тенденция кого-то посадить, кого-то схватить, кого-то пригвоздить статьей за «Оскорбление чувств верующих». Но ведь эта статья тоже оскорбляет чувства людей, которые верили в коммунизм, которые верили в ленинскую идею? В нашем обществе множество атеистов, людей иного вероисповедания, и на сегодняшний день это исступленное православие может уже какой-то вариант православного ваххабизма напоминать.

- Может, это наш ответ происходящему на Востоке?

- Совершенно верно, я даже читал где-то программу того, что они планируют уничтожить во Франции. Уже 6 раз были попытки взорвать Страсбургский собор, в списке, естественно, собор Парижской Богоматери, даже Эйфелева башня как символ Франции. Они очень активно действуют, и я думаю, что победа все равно будет за ними.

- За ними?!

- За мусульманским миром, конечно.

- Вы серьезно?

- Да.

- Ваш старый приятель Эдуард Лимонов в последнее время не выходит с телевизионных каналов, участвует в телепрограммах и ток-шоу. Он же остался гражданином Франции - следит за прессой, комментирует выборы президента и так далее. Так вот, он предсказал, что Франция неизбежно разделится на две стороны, на два государства, и это уже неизбежно: северная, где будут жить французы, и южная, которая станет мусульманской республикой.

- Я гораздо мрачнее смотрю на все это. Когда-то я покинул Францию, на 30 лет уехал жить в Америку. Я уехал, потому что меня просто раздражала их неспособность, неумение работать, сибаритство чудовищное. Но когда я вернулся 30 лет спустя, я понял, что я покинул ее просто бушующую, энергичную. Она превратилась в такое, знаете, мощное кладбище красивое.

- То есть вообще все мертвое?

- Ну вы знаете, возможно, что-то там и происходит: театры и прочее… Я не театрал и не владею французским языком. Но что касается изобразительного искусства, там нуль. Люди не хотят работать, социализм там убил всю энергию. Франция - это страна победившего пролетария, все для них, ты не имеешь права уволить человека. А это приучило людей просто ни хера не делать.

- А как вам результаты американских выборов? Вы там долго жили, да? Никто не ожидал, что американцы выберут Трампа президентом, тем не менее.

- Избрание Трампа я приравниваю к крушению двух башен. Когда такой великой державой начинает управлять человек, психически не совсем нормальный (не говорю уже о его умственных способностях), это опасно для всего земного шара.

- Вы считаете его непредсказуемым?

- Он просто-напросто глуп. Мы не были на выборах, естественно, мы с женой голосуем по почте. Но я видел, показывали американцев в Нью-Йорке: молодые ребята, пожилые - лица были залиты слезами, понимаете? Потому что американцы понимают, что это позор для Америки. А здесь я видел, как кричали «Браво!» Ну и что в итоге? Недавно он сказал, что надо объединиться, чтобы бороться с терроризмом, что есть две угрозы: это терроризм, и второй он назвал - Россию. А я многим, мне когда говорили: «Браво, победил Трамп», отвечал: «Придурки. Скоро будете почесывать тыкву».

Высоцкий посвятил Шемякину 12 песен и стихов; а Шемякин записал серию из 7 виниловых пластинок его песен. Кроме того, Шемякин - автор книги о Высоцком и памятника поэту в Самаре

Вы были ближайшим другом Владимира Высоцкого. Я понимаю, что это совершенно гипотетический вопрос, но так как вы его знали очень хорошо, как вы думаете, сейчас, в нынешней культурной и политической ситуации как бы он себя чувствовал, к кому бы он примкнул? Например, как бы отнесся к возвращению Крыма?

Мы с ним были настолько большими друзьями, у нас не возникало никаких разногласий, тем более, хотя он был и старше по возрасту, но ко мне он, как ни странно, относился как к старшему - ну может, из-за моего опыта, и жизненного, и опыта изгнанника. Я думаю, он мыслил бы точно так же, как я. Разногласий не возникало. Он прекрасно понимал, что существует опасность впасть в мракобесие, и так же, наверное, переживал бы, как и я, о том, почему у людей такая короткая память и почему полностью отсутствует способность к аналитическому мышлению.

Ну, например, мы знаем прекрасно, что до 1917 года Россия в основном, 90%, была православной державой. Царь-батюшка, ходили перед полками попы, кропили святой водой, кропили святой водой пушки. Сказано - не убий. То есть священник, получается, поощряет войну. Хотя я понимаю, что необходимо вооружаться, необходимо сражаться, но если уж ты так исповедуешь четко, тогда скажи: «Все. Вы идете на войну - я вас не благословляю, потому что нельзя никого убивать». Такие бывают придурки, верно? Например, Виктор Ерофеев. Я как раз выступил в какой-то газете против того, что он сказал: «А зачем вообще нужно было устраивать блокаду Ленинграда? Можно было сдать вообще и мы бы не потеряли…» Ну как? Люди просто-напросто шли, для того чтобы отстоять этот город, умирали, эти люди - герои. И они выбрали смерть, потому что они не хотели другого. А мы сидим и блямкаем, попивая коктейль: «Можно было бы сдать». Ну как можно такие вещи говорить? А я к чему говорю? Пожалуйста - пришел Ленин с небольшой бандой и каким образом вообще выяснилось, что церковь, которая веками насаждала вот это православное сознание и прочее, каким образом в короткий срок в 17-м году уже начали расстреливать священников, взрывать соборы? Значит, что-то было в них такое, что люди отказались от этого очень быстро. А сегодня молодежь - она вообще иная. Я вот наблюдаю этих верующих - ну это в основном женщины, очень мало молодежи, ну есть какая-то фанатично настроенная, да, но по большому счету это совершенно другое, и подход церкви к молодежи и к верующим должен быть совершенно иным. Не вот этим средневековым, а просто-напросто им нужно понять, что сегодня даже с верующими нужно говорить современным языком и понятия должны быть иными. Оставаясь христианами, мы должны понимать, что живем в XXI веке, а не в XV.

- Но может так случиться, что вот этот весь всемирный фундаментализм наберет такую силу, что не останется места чему-то еще, культуре и тому, что вы продвигаете?

- До тех пор пока будет наживаться вот эта в тени стоящая банда, это все будет продолжаться и принимать довольно уродливые формы, страшные, потому что, допустим, сколько выделяется денег на борьбу с терроризмом. Источник дохода целых громадных организаций, он падает, потому что вы можете взять, допустим, на борьбу с терроризмом - ну, возьмем Америку - 300 или 500 млн долларов. Операция якобы провалилась. Вы можете объяснить, почему она провалилась? Вы не имеете права, потому что это секретная операция. Кто в ней принимал участие, вы тоже не знаете.

- То есть вы считаете, что это коррупция?

- Я считаю, что если бы мы хотели прекратить войну, а не наживались на ней, войну можно было давным-давно прекратить. А пока этого нет, мы движемся согласно формуле, которую незадолго до смерти Капица сформулировал в газете «Аргументы и факты»: «Мир погубит не атом, не рак, а погубит жадный дурак».

Чем мне особенно нравится Музей русского импрессионизма, так это - открытием незнакомых ранее имён русских художников. И вот снова, вслед за выставками Арнольда Лаховского и Елены Киселевой, музей представляет художника-импрессиониста первой половины XX века - Михаила Федоровича Шемякина. Выставка так и называется "Михаил Шемякин. Совсем другой художник", и этот другой Шемякин имеет свой оригинальный взгляд и свой запоминающийся стиль. Имя и творчество московского художника М.Ф. Шемякина не так широко известно, между тем произведения его хранятся и в Государственной Третьяковской галерее, и в Русском музее, и во многих музеях провинциальных городов.

На выставке представлены более пятидесяти работ из музеев России, ближнего зарубежья и московских частных коллекций. Некоторые произведения экспонируются впервые, например портрет знаменитого деда художника - фабриканта Алексея Абрикосова.

Портрет был так похож, что вошедший утром в кабинет Абрикосова истопник с вязанкой дров в первую минуту попятился, сказав: "Извините, Алексей Иванович, я не знал, что вы встали".


Михаил Шемякин. Портрет А.И. Абрикосова,1902. Государственная Третьяковская галерея

Михаил Шемякин (1875-1944) родился в семье фабриканта Фёдора Михайловича Шемякина. Способность к рисованию Миша унаследовал от деда по отцовской линии, художника-самоучки. Мальчик рос болезненным и учился дома, а когда поступил в гимназию, делал успехи только в чмстописании и рисовании под руководством выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества Александра Артемьева, в дальнейшем - артиста Московского художественного театра. Затем учился у Валентина Серова и Константина Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Мастерство рисовальщика Шемякин отточил в Мюнхене, в студии Антона Ажбе. Но даже после этого вернулся в мастерскую к Серову, проводившему занятия вместе с Константином Коровиным.
Экспозиция открывается галереей портретов музыкантов и членов семьи художника на З-м этаже.

В 1901 году художник женился на своей сокурснице Людмиле Гржимали, дочери известного в Москве чешского скрипача Ивана Войтеховича Гржимали. Людмила Ивановна Шемякина-Гржимали (1875-1932) - дочь чешского скрипача Ивана Гржимали, внучка чешского скрипача и композитора Фердинанда Лауба училась в Московском училище живописи ваяния и зодчества. Из-за болезни глаз и заботы о детях рано оставила живопись.


Портрет жены художника, 1911. Холст, масло. Тульское музейное объединение

Долгие годы Михаил Шемякин жил в квартире тестя, располагавшейся прямо в правом крыле Московской консерватории. В гостиной мастер не раз писал своих родственников-музыкантов и их друзей, часто бывавших в гостеприимной семье.
Портретам музыкантов, среди которых тесть художника Иван Гржимали, композитор Александр Гедике, скрипач Франтишек Ондржичек, виолончелистка Анна Любошиц, русская оперная певица, солистка Большого театра Надежда Салина, отведено центральное место на выставке.

Шемякинские женские портреты поэтичны и воздушны, особенно хороша "Дама в светлом" - портрет сестры Людмилы Шемякиной, Анны Егоровой.


Портрет Надежды Салиной, 1925. Холст, масло. Государственный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Дама в светлом. Портрет А.И. Егоровой, 1909. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств



Женский портрет, 1900-е. Холст, масло. Частное собрание, Москва

Антонина Васильевна Нежданова (1873-1950) - русская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Солистка Большого и Мариинского театров. Профессор московской консерватории.


Портрет Антонины Неждановой, 1934. Холст, масло. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина



Портрет виолончелистки Анны Любошиц, 1907. Холст, масло. Государственный русский музей



Чешский квартет, 1912. Картон, масло. Государственный мемориальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин

Отдельным блоком представлена серия семейных портретов. Михаил Шемякин любил писать свою жену Людмилу Гржимали, сыновей Федора и Михаила (в будущем тоже художника).


Мать с ребёнком, 1908. Фанера, масло. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина.
Справа - Автопортрет с сыном, 1905. Картон, масло

На выставке - три натюрморта с изображением любимых художником гиацинтов, которые всегда появлялись в доме Гржимали-Шемякиных под Новый год. По чешской традиции дома на Рождество было принято украшать этими цветами. Плетеная корзинка с гиацинтами в горшочках, которую изобразил мастер в картине "Гиацинты у ёлки", в своё время была подарена И.В. Гржимали Львом Толстым.


Мать и дитя на солнце, 1907. Холст, масло. Государственный русский музей

На втором этаже экспозиция продолжается живописью и графикой разных лет.


Женский портрет. Около 1910. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусст



Гиацинты ночью, 1912. Картон, масло. Музей русского импрессионизма

Из Беларуси привезли редкий портрет выдающегося интеллектуала, философа Николая Бердяева.


Мужской портрет, 1905. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь

Александр Фёдорович Гедике (Гёдике, 1877-1957) - композитор, пианист, педагог, основатель советской органной школы.


Александр Гедике за роялем, 1927. Бумага, уголь. Всеросийское музейное объединение музыкальной культуры им. М.И. Глинки

Сергей Дмитриевич Разумовский (настоящая фамилия Махалов, 1864-1942) - драматург, поэт, беллетрист, один из основателей литературного кружка "Среда".


Портрет драматурга Сергея Разумовского, 1938. Бумага, уголь. Нижнетагильский музей изобразительных искусств


Особенно привлекательными получались у художника образы натурщиц.

Три года Шемякин работал в мастерской Серова и писал одних и тех же моделей, чаще других - Веру Калашникову, передавая тонкие оттенки всего тремя красками: чёрной жжёной костью, охрой и белилами.


Натурщица. В мастерской Валентина Серова, 1903. Холст, масло. Рязанский государственный художественный музей им. И.П. Пожалостина

Своим первым этюдом Веры мастер был недоволен: в сердцах он бросил картонку в угол мастерской, где та пролежала почти 20 лет, пока её не нашел Аполлинарий Васнецов. Этюд так понравился художнику, что он повесил его над кроватью.

Спустя год Михаил Шемякин предпринял еще одну попытку изобразить Веру Ивановну. Рисунок получился необыкновенно тонким, за что живописец заслужил одобрение от очень скупого на похвалы Валентина Серова, а Константин Коровин не скрывал восторга: "Рафаэль!"


Модель в мастерской Валентина Серова, 1904. Холст, масло. Собрание Татьяны Кардашевой

Ее выразительные серо-зеленые глаза и копна темных, уложенных в высокую прическу волос моментально узнаются и притягивают взгляд.


Натурщица,1905. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Беларусь



Голова натурщицы, 1904. Картон. масло. Государственный русский музей



Пионеры на отдыхе, 1929. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Косец, 1928. Холст, масло. Тюменское музейно-просветительское объединение



Натюрморт с сиренью, 1930-е. Холст, масло. Музей русского импрессионизма

Помимо портретов музыкантов и натурщиц, Шемякин писал и портреты характерные, например портрет московского извозчика.


Московский извозчик. 1910. Холст, масло. Тульский музей изобразительных искусств



Девочка в матроске (Сонечка), 1910. Холст, масло. Музей русского импрессионизма



Катя, 1939. Холст, масло. Частное собрание, Москва



Катя в зелёном платье, 1937. Холст, масло. Частное собрание, Москва

На первом этаже завершают выставку девушки и цветы...


Вянущие гиацинты, 1910. Картон, масло. Тульское музейное объединение