Театры выставки музеи в жизни человека. Музей оптических иллюзий


Кассир - главный конечный пользователь онлайн-кассы. Каким образом он осуществляет использование инновационного устройства на практике? Как работать с онлайн-кассой продавцу при различных форс-мажорных обстоятельствах? Давайте разбираться.

Подготовка к работе

Перед тем, как пользоваться онлайн-кассой, кассиру необходимо осуществить ряд подготовительных процедур. А именно:

  1. Ознакомиться с инструкцией по работе с онлайн-кассой для кассира и дополнительными устройствами, которые подключены к нему - эквайринговым терминалом, сканером для штрих-кодов, весами.

Видео — инструкция по работе с кассовым аппаратом Меркурий 185Ф:

  1. Изучить кассовое ПО, с помощью которого будет использоваться ККТ. Узнать, каким образом данное ПО применяется, в частности:
  • для фискализации приема и выдачи денежных средств, корректировки чеков;
  • для формирования различных отчетов по фискальным операциям;
  • для настройки скидок и реализации прочих мер в целях стимулирования продаж.
  1. Ознакомиться с правилами применения кассовой техники (либо применению альтернативных механизмов фискализации) в сложных ситуациях. Например:
  • при отключении электричества, интернета;
  • при программных сбоях в онлайн-кассе;
  • при форс-мажорных ситуациях природного и техногенного характера;
  • при сбоях в оборудовании, подключенном к кассе (например, если не проходит оплата по карте).

Видео — инструкция как работать с ККТ Смарт Терминал Эвотор 7.2:

Задача работодателя - заблаговременно разработать такие правила, инструкции и рекомендации. В них могут содержаться прочие предписания, связанные с эксплуатацией ККТ. Например:

  • о профилактическом осмотре онлайн-касс перед работой (и о реагировании на выявленные неисправности);
  • о порядке получения и сдачи разменных денежных средств;
  • о порядке получения материалов, необходимых для обеспечения эксплуатации касс (прежде всего, это чековая лента);
  • об организации доступа к онлайн-кассе теми или иными лицами;
  • о порядке фискализации операций в начале и по окончании рабочего дня.

Видео — инструкция по работе с кассовым аппаратом Орион 100Ф:

Подготовившись к использованию онлайн-кассы, работник магазина приступает к своей рабочей смене. Рассмотрим, какие действия ему предстоит производить уже в ходе взаимодействия с посетителями.

Как работать с кассовым аппаратом: пошаговые действия

Придя на работу, произведя необходимые действия по инструкции и включив кассу, работник магазина должен, прежде всего, сформировать кассовый отчет о начале смены. Это особый фискальный документ: он, как и кассовые чеки, подлежит отправке в электронном виде в ФНС (через ОФД) в автоматическом режиме.

Видео — учимся работать с онлайн-кассой (основные операции):

Когда в магазин заходит покупатель, называет желаемый товар (либо собирает покупку сам с корзиной, после чего подходит к кассе), работнику магазина нужно (используя имеющееся кассовое ПО - на самой ККТ или на компьютере, к которому она подключена):

  1. Сформировать предварительный чек, назвать сумму к оплате.
  1. Принять денежные средства от покупателя (либо активировать эквайринговый терминал для проведения оплаты по карте), рассчитаться с ним, выдав сдачу (убедиться, что прошла оплата по карте).
  1. Пробить чек - фискализировать операцию. Дождаться, пока напечатается чек и выдать его покупателю.

Видео — как пользоваться кассовым аппаратом Меркурий 130-Ф:

Очень важно при фискализации корректно установить следующие ключевые реквизиты чека:

  1. «Признак расчета ».

Он может быть представлен в 4 вариантах:

  • «приход» (совершена покупка);
  • «возврат прихода» (товар возвращен - например, из-за того, что он ненадлежащего качества);
  • «расход» (совершен прием товара от покупателя на платной основе - например, закуплены овощи у фермера);
  • «возврат расхода» (овощи возвращены обратно по каким-то причинам).
  1. «Признак способа расчетов ».

Он может быть представлен в следующих вариантах:

  • в виде кода ПРЕДОПЛАТА 100% (или 1) - если получен полный аванс за определенный товар;
  • в виде кода ПРЕДОПЛАТА (или 2) - если получен частичный аванс за определенный товар;
  • в виде кода АВАНС (или 3) - если получена сумма в счет аванса за неопределенный товар (частный случай - куплена подарочная карта);
  • в виде кода ПОЛНЫЙ РАСЧЕТ (или 4) - при обычном приеме оплаты за товар (с немедленной его выдачей);
  • в виде кода ЧАСТИЧНЫЙ РАСЧЕТ И КРЕДИТ (или 5) - при частичной оплате за товар с немедленной выдачей (при условии, что по оставшейся стоимости товара оформлен кредит);
  • в виде кода ПЕРЕДАЧА В КРЕДИТ (или 7) - при немедленной выдаче товара, который полностью продан в кредит;
  • в виде кода ОПЛАТА КРЕДИТА (или 9) - при получении от покупателя, ранее получившего товар в кредит, денежных средств в счет оплаты данного кредита.

Отметим, что указанные коды установлены для бумажных кассовых чеков. По электронным определены иные - но продавцу, как правило, не нужно об этом задумываться, так как данные коды устанавливаются специалистами при настройке онлайн-кассы. Но продавец должен, используя кассовое ПО, правильно применить те коды, которые определены для чеков.

Если покупатель до момента оплаты сообщил продавцу свои контактные данные в целях получения электронного чека, то продавец должен направить ему соответствующий чек, введя необходимые данные в кассовое ПО через пользовательские интерфейсы.

Контакты (E-mail или номер мобильного телефона) могут быть переданы клиентом как устно, так и с помощью QR-кода, сформированного мобильным приложением от ФНС - это быстрее (при наличии у продавца технической возможности считать данный код с экрана мобильного гаджета покупателя).

По завершении рабочей смены (ее нужно закрыть не позднее, чем через 24 часа после открытия, можно закрыть и сразу же открыть - если магазин круглосуточный) на онлайн-кассе нужно сформировать отчет о завершении смены. Как и отчет о начале смены, это особый фискальный документ, который прописывается в фискальном накопителе и передается в ОФД в электронном виде.

Видео — как работать с кассовым аппаратом Эвотор 7.3 (пошаговые действия):

Отдельными нюансами характеризуется применения чеков коррекции - которые могут формироваться на онлайн-кассе достаточно регулярно. Изучим их.

Как применять чеки коррекции

Назначение чека коррекции - отложенная фискализация сумм, принятых от физлиц в счет оплаты товаров. То есть - совершенная несколько позже непосредственного момента расчетов. Это может быть обусловлено тем, что:

  • кассир, завершая смену, обнаружил в кассе не пробитые суммы (или, наоборот, недостачу);
  • в момент расчета с покупателем кассу по каким-то причинам не удалось использовать (например, если отключалось электричество).

Главные отличия чека коррекции от обычного кассового - в том, что:

  • в нем не указывается перечень отпущенных товаров (как правило, его попросту невозможно установить достоверно);
  • в нем возможно указание лишь двух возможных значений в реквизите «признак расчета» — «приход» (при фискализации излишка денежных средств) или «расход» (при фискализации недостачи).

Видео — виды возвратов и коррекции прихода/расхода:

Не следует путать чек коррекции с чеком, который используется в целях исправления уже совершенных фискальных записей (такой чек часто именуется корректировочным). Чек, применяемый в целях корректировки фискальных данных, формируется, если кассир, формируя предварительный чек, забыл включить в него какие-то товары (или, наоборот, включил лишние), а затем - фискализировал операцию, приняв оплату от покупателя в большей или меньшей сумме в сравнении с той, что соответствовала фактической стоимости товаров.

Обнаружив такую ошибку, кассир должен:

  • сформировать чек, указав в нем реквизит «возврат прихода» и сумму, до того отраженную в неправильном чеке (то есть, по сути, аннулировав неправильный чек);
  • сформировать чек с реквизитом «приход» и правильной суммой.

В зависимости от того, в чью пользу совершена ошибка - магазин возвращает излишне удержанные средства покупателю или, наоборот, покупатель доплачивает разницу.

Видео — как сделать возврат по онлайн-кассе на ККТ «Меркурий», «АТОЛ» и «ШТРИХ-М»:

Отметим, что есть и чуть более простой способ исправления расчетов: если оказалось, что фискализирована сумма большая, чем требовалась (как вариант - если в чек включен лишний товар), то достаточно сформировать только чек «возврат прихода» на сумму превышения (и выдать покупателю данную сумму).

Понятно, что для совершения указанных операций, при которых применяется корректировочный чек, покупатель должен присутствовать в магазине. Поэтому, кассиру в указанных выше ситуациях нужно успеть привлечь внимание покупателя до того, как он ушел, либо дождаться следующего визита (либо связаться с ним тем или иным способом и попросить прийти в магазин).

Не считая действий, производимых непосредственно с онлайн-кассой, кассиру в силу должностных обязанностей может потребоваться поработать с рядом документов, которые применяются в сопровождение фискальных операций. Ознакомимся с ними подробнее.

Нюансы документооборота при фискальных операциях

К числу основных документов, которые ведет кассир, относятся:

  1. Кассовая книга .

Она используется в целях документирования всех операций, связанных с приемом или выдачей денежных средств на предприятии. Сюда входят, в частности:

  • прием денежных средств от покупателей (и выдача - при возврате товаров);
  • выдача командировочных работникам, прием не освоенных в ходе командировки денежных средств;
  • расчеты с контрагентами наличными.

Сам кассир отвечает, как правило, только за первый тип операций. Но в пределах своей компетенции ему нужно вести Кассовую книгу.

  1. Расчетно-кассовые ордера (РКО), приходно-кассовые ордера (ПКО) .

На основе РКО и ПКО вносятся записи в Кассовую книгу. Собственно, все эти документы следует рассматривать в одном контексте - но каждый из них имеет специфику заполнения.

Отметим, что если работодатель кассира - ИП (или если сам ИП принимает оплату от покупателей), то Кассовую книгу, РКО и ПКО вести необязательно. Однако, ИП нужно вести другой документ - Книгу учета доходов и расходов.

Основной источник данных для заполнения РКО, ПКО и Книги учета доходов и расходов ИП - это отчет об окончании смены, который формируется на онлайн-кассе (как и обычный чек, он распечатывается на чековом принтере). Таким образом, отчет используется в качестве первичного учетного документа.

При этом, существует правило, по которому на каждую группу фискальных операций, объединенных определенным реквизитом «признак расчета» либо «признак способа расчета» должен составляться отдельный ПКО. То есть, на авансовые платежи составляется один ордер, а на те, что совершены в рамках обычной оплаты товара с его немедленным отпуском - другой ордер.

Отметим также, что если товар возвращается покупателем, то нет необходимости оформлять РКО. Вместо этого следует составить приходно-кассовый ордер на сумму, уменьшенную на величину стоимости возвращенного товара. Как вариант - нулевой ордер (при необходимости дополненный бухгалтерской справкой с пояснениями по поводу его составления).

Рассмотрим теперь еще один нюанс работы кассира - реагирование на сложные ситуации, которые могут возникать при работе с кассами.

Как работать кассиру с онлайн-кассой в сложных ситуациях

Речь может идти о таких ситуациях как:

  1. Отключение электричества .

В случае, если касса работает без аккумулятора (и нет возможности использовать источник бесперебойного питания), то ее, очевидно, нельзя будет применить в целях фискализации принятых от покупателей сумм. Торговлю в этом случае придется приостановить - поскольку прием денежных средств от покупателей без последующей фискализации принятой суммы является административным нарушением и приводит к крупным штрафам.

Однако, если есть достоверные данные о том, что электричество отключили надолго, а покупателям товары из магазина очень нужны (например, если это продукты питания первой необходимости), то в крайнем случае можно попробовать осуществить их отпуск без пробития чеков - с выдачей покупателям документов, заменяющих чеки (например, это могут быть товарные чеки или бланки строгой отчетности). Но впоследствии нужно обязательно:

  • пробить выручку с помощью знакомых нам чеков коррекции;
  • уведомить ФНС о вынужденном неприменении онлайн-касс вследствие длительного отключения электричества (с приложением справки или иного документа из Энергосбыта о том, что был сбой в электроснабжении).

Однако, данный способ «легализации» продаж при отключенной онлайн-кассе лишь снижает (пусть и значительно) вероятность штрафа, но никак не сводит ее к нулю. Все зависит от позиции конкретной налоговой инспекции. Не исключено, что владельцу магазина придется доказывать свою правоту через суд.

  1. Отключение интернета .

Это - самая незначительная проблема. Онлайн-касса может полноценно функционировать без постоянного подключения к интернету. Главное - обеспечивать передачу фискальных данных в ОФД не реже, чем 1 раз в 30 дней . Но если этого не делать, то фискальный накопитель заблокируется при просрочке выполнения данного обязательства. Поэтому, при обнаружении сбоев в работе интернета кассиру будет не лишне сообщить об этом руководству или ответственным за работу сети сотрудникам.

  1. Отказ кассового оборудования (например, в ней программный сбой, она повреждена, на нее что-то пролили и т.д.).

Кассу, которая отказывается работать, очевидно, использовать нельзя. Ее неприменение - хоть и вынужденное, образует то же самое административное нарушение, что и неприменение кассы при отключении электричества. Поэтому, в общем случае рекомендация одна - прекратить торговлю.

Но бывают и нестандартные ситуации. Например, массовый технический сбой в работе ККТ определенного производителя как это случилось 17.12.2017 года. И здесь, однако, у продавцов есть способ реагирования на ситуацию с наименьшими издержками - аналогичный, по сути, тому, который рассмотрен выше в сценарии с отключением электричества. Можно продолжить торговлю без пробития чеков (опционально - с выдачей покупателям БСО или товарных чеков в целях подтверждения покупки), а затем:

  • фискализировать принятые суммы с помощью чеков коррекции;
  • если произошел массовый технический сбой в работе ККТ определенного производителя, запросить у такого производителя ККТ документацию, подтверждающую возникновение массового сбоя в кассовом оборудовании (и удостоверяющую тот факт, что вины магазина в этом нет);
  • направить в ФНС все доступные сведения по возникшей ситуации.

Видео — репортаж о массовом техническом сбое в работе онлайн-касс 17.12.2017 г.:

Но этот способ применим, если касса отказалась работать по причинам, не зависящим прямо от торгового предприятия. Если ККТ вышла из строя из-за того, что на нее что-то пролили или уронили - рассмотренная нами схема, скорее всего, не сработает.

Особый случай — выход кассы из строя при форс-мажоре.

  1. Форс-мажор .

Здесь возможны сценарии и с отключением электричества, и с поломкой кассового оборудования и, не исключено, с долговременным отключением интернета - вследствие разрушительного воздействия факторов природного или техногенного характера. Кассу может смыть дождевой волной, на нее может упасть какой-то тяжелый предмет при сильном порыве ветра.

В этом случае торговлю по закону нужно прекращать, но об этом в здравом уме никто задумываться не будет. Магазин должен быть готов незамедлительно снабдить нуждающихся товарами первой необходимости - с чеками или без. И ФНС, скорее всего, даже и не попытается затребовать от хозяйствующего субъекта каких-либо разъяснений по поводу неиспользования онлайн-касс.

Если вы не знаете как выполняется поможет уяснить алгоритм этой процедуры.

Какие новшества были использованы в части расчета, оформления и уплаты ЕНВД.

Видео — как пользоваться онлайн-кассой ЭКР 2102К-Ф:

По законодательству, касса должна быть у любого предпринимателя , производящего операции с денежными средствами различного характера. Многие ошибочно считают, что использовать ее довольно сложно и освоить в самостоятельном порядке не получится. Для этого следует подробно ознакомиться с использованием аппарата хоть одного вида и можно спокойно работать на всех из них.

Производить деятельность с ККМ могут те, кто заключил с собственником бизнеса договорные отношения об ответственности материального характера. Кроме договора, они обязаны иметь опыт работы на данной машине: правильно отбивать чеки и обнулять ее.

Следует помнить, что перед началом рабочего процесса, директор (заведующий отделом) обязаны произвести подготовительные работы: открыть привод и счетчик, пробить чек и сверить пробитую сумму, полученную за предыдущую смену и произвести сверку с записями кассира. Суммы должны полностью сходиться.

Прямые обязанности директора должны содержать следующее :

  1. Занесение в журнал точных сведений, заверение своей подписью.
  2. Оформить начальные показания контрольной ленты (номер, дата и время начала рабочего процесса, показания контрольного регистра).
  3. Отпускание ответственному работнику ключей.
  4. Выдача разменных денег для сдачи.
  5. Своевременно обеспечивать работников лентами, красящими составами.

Обязанности работника, перед началом процесса на ККМ:

  1. Проверка рабочего состояния.
  2. Регулировка времени и даты, проверка блоков ККМ на предмет целостности.
  3. Проверка на обнуление.
  4. Прежде чем начать рабочий процесс, пробить несколько нулевых чеков для проверки работоспособности кассы.
  5. По окончанию рабочего дня сдать все наличность старшему кассиру либо директору.

Принципы работы в зависимости от вида

Аппарат представляет очень сложную разновидность в техническом электронном виде. Некоторые его части считаются составными. К ним относится :

  1. Монитор, имеется двух видов, для кассира и для человека, производящего покупки.
  2. Ящик для сбора купюр.
  3. Ленточный блок.
  4. Принтер.
  5. Память.

ККА имеет устройство, передающее доступные сведения для покупателя. Обязательно должен присутствовать монитор, один устанавливается для покупателя, чтобы он доступно видел все необходимые сведения на экране. Другой размещается для кассира.

Клавиатура применяется для ввода нужный объем денежных средств. Это затрагивает назначение кассы, при ее помощи вбивается необходимая сумма и находит свое отражение на чеке. Аппарат имеет подразделение кнопочек по цвету, делятся они на несколько частей, где каждый определяет конкретную группу товаров.

Блок ленточный относится к необходимой части, прямое назначение которой, хранить все сведения, включающие проведенные операции. Устройство размещается внутри самой машине, подключать его отдельно нет необходимости.

Память фискальная предназначена для фиксирования денежных масс, прошедших через кассу. Они имеют дело с вырученными средствами, получаемыми ежедневно, и отражаются в Z-отчете. Снимается информация в конце рабочей смены и хранит все события с датами и подробную информацию за отработанное время.

Каждая ККМ имеет лоток для сбора купюр , который представляет собой обычную металлическую (пластмассовую) коробку, имеющую несколько разновидностей замков. Одним из самых простых вариантов является обыкновенная защелка механического вида. Однако современным решением вопроса является электромагнитное запирающее устройство.

Основной задачей принтера является печать чека. Касса отпечатывает их покупателю и для проведения отчетности в торговой точке. Для покупателя чек служит подтверждением покупки. Разновидности некоторых касс отпечатывают их для иных документов, это считается хорошей помощью в работе.

Следует помнить, что имеется множество разновидностей ККМ и размеров чековых лент, при использовании неподходящей, касса быстро придет в негодность.

Эксплуатация

Первое, что следует сделать – это включить ККМ в сеть. Многие из них имеют кнопки на панели с задней стороны, в действие приводятся поворотом ключа в позицию РЕГ. В случае высвечивания на мониторе множества нулей указывает на правильность в работе.

В дальнейшем деятельность происходит следующим образом :

  1. Авторизация . Многие ККМ начинают свою работу, когда кассир авторизуется. Следует вбить служебный номер, обязательно пароль. Некоторые разновидности начинают работу после использования карты спец. назначения.
  2. Расчет происходит за счет введения необходимой суммы . Для этого вводится верная стоимость, применяя клавиши. Далее нажимается кнопка нужного раздела (как правило, они подразделяются на различные подразделения: к примеру, обувь, одежда, продукты и т.д.). Некоторые ККМ имеют способность читать штрих-код с товара, необходимая сумма отбивается самостоятельно. Далее нажимается клавиша «Оплата» либо «Наличные», покупка производится.
  3. При наличии скидок на определенный вид товара, они отбиваются сразу на кассе . Следует ввести полную цену (без вычета определенных процентов), выбрать категорию, напечатать сумму и нажать %, скидки отобьется самостоятельно.
  4. В случае необходимости отбить несколько товаров, следует набирать сумму, нажимать нужный отдел. Следует отбивать, пока не закончатся все виды покупок, нажать кнопку «Оплата».
  5. Если нужно отбить нулевой чек, следует нажать клавишу «Оплата» либо «Наличные».

Это приведены общие разновидности работы с ККМ, при необходимости выяснить принцип работы определенной машины, информацию можно найти в интернете, либо обучиться в определенных организациях.

В магазине

Прежде всего, работник обязан заключить договор об ответственности материального характера. Это делается для предотвращения краж денежных средств.

  1. Работа кассира всегда начинается с того, что необходимо заправить машину. Вставляется лента в ККМ, наносится специальная запись с указанием номера, его типа, даты, точного времени включения, показания на момент вступления кассира на работу. После заполнения всех данных, кассовая лента заверяется старшим кассиром.
  2. Далее следует проверить точность данных по дате и времени. Многие аппараты имеют способность самостоятельно сохранять необходимые сведения. Существуют кассовые машины, которые перед каждой сменой следует проверять на точность времени и даты, при необходимости, устанавливать их.
  3. Перед началом рабочего процесса, проверить способность аппарата к работе. Для этого производят печать нулевых чеков, на них проверяют четкость печати, наличие всех необходимых сведений. Пробные чеки следует сохранять до конца работы и прикладывать их к отчетной документации.
  4. Далее производится печать Х-отчета, он имеет промежуточный характер и во время его печати, сумма не обнуляется. Во время рабочей смены, несколько раз происходит печать таких чеков. Это делается для контроля средств, поступающих в кассу. Они распечатываются в момент сдачи выручки. За смену можно отбить несчетное количество чеков, на работу они не влияют, но помогают вести контроль над правильным поступлением денежных средств.
  5. Х-отчеты можно снимать по отделам, по окончанию рабочей смены и для получения конечного результата. Они ведут учет переизбытка либо недостатка финансов в кассе.
  6. В случае пробития неверного чека, повторно выбивается правильный, неверный хранится до конца смены. После закрытия и сдаче отчета за отработанный день, его следует оформить в единый документ. Далее составляется акт, где указывается тип, модель кассы, регистрационный и № производителя.
  7. Составляется акт с указанием номера чека и пробитой суммы. Чек наклеивают к акту, который заверяет оператор и предприниматель.

Может произойти . Причины могут быть различными: товар не подошел по цвету и фасону, имеет производственные дефекты и др. Такое может быть только при предъявлении чека, целостности товара (наличие на нем ценника и др.).

Кроме этого, должна быть пробитая в кассе сумма. Составляется акт о возврате товара. Пишется он в произвольной форме. После правильно составленных документов, которые подписываются самим предпринимателем, деньга за товар могут быть возвращены.

По окончанию рабочего дня печатается Х-отчет, который выполняется для сверки кассы и наличности в ней. После него, пробивается Z-отчет, который производит обнуление всех принятых средств за смену. Все сведения автоматически перемещаются из оперативной памяти в фискальную, происходит обнуление полученной выручки и ее закрытие.

Типовые ошибки

Имеются стандартные ошибки, которые могут привести к поломке ККМ. К ним относятся:

  1. Поломка аккумулятора. Это распространенная причина, по которой машина выходит из строя. Для устранения таких проблем следует, внимательно относится к ККМ. Лучше всего, производить зарядку в выключенном виде, это максимально продлит срок службы.
  2. Применение аппарата для зарядки, не рекомендованного изготовителем. Для устранения таких причин нужно использовать устройства, разрешающие заводом.
  3. Неверная заправка ленты. Для устранения ошибки необходимо применять только ленту, которую рекомендовал завод, производимый кассы.
  4. Проникновение жидкости. В случае возникновения такого нюанса, следует немедленно отключить аппарат и обратиться в обслуживающий центр.
  5. В фискальном регистраторе поломался автоотрезчик. Это происходит зачастую по вине кассира, резко дергающего за ленту и неплотно закрывающего крышки регистратора, вследствие чего, происходит удар лезвий.

Инструкция по работе с Frontol представлена ниже.

Как пользоваться кассовым аппаратом по всем правилам, не допуская нарушений законодательства? Инструкция по использованию кассового аппарата относительно проста, но в ней есть свои нюансы, о которых следует знать. Итак, обо всем по порядку.

Книга кассира: важные правила

На каждый кассовый аппарат, кроме оборудования, которое используют индивидуальные предприниматели (ИП), должна быть заведена книга кассира. Ее нужно хранить неподалеку от кассового оборудования. В этот документ необходимо ежедневно заносить показания денежного оборота кассового аппарата. Книга кассира должна быть прошнурована и пронумерована, а также утверждена подписями руководителя и сотрудника, ответственного за бухгалтерский учет. Кроме того, в ней должна быть печать юрлица или подпись ИП.

Как делать записи в книге кассира?

Здесь есть несколько основных правил. Во-первых, записи должны осуществляться каждый день в хронологическом порядке шариковой либо перьевой ручкой. Помарки не допускаются. Во-вторых, записи должны делаться строго по данным кассового аппарата и соответствовать подтверждающим документам.

В начале рабочей смены надо занести в книгу кассира текущую дату, а также записать показания кассового аппарата на начало дня и суммы наличности, полученной кассиром для работы. По окончанию смены необходимо вписать остальные данные, которые предусмотрены книгой кассира.

Исправления в книгу кассира вносятся следующим образом: неправильные записи зачеркиваются, затем пишутся верные данные, а после этого заверяются подписью ответственного лица, назначенного юрлицом и/или ИП.

При условии соблюдения заполнения всех предусмотренных правилами данных возможно также ведение книги кассира в электронном виде.

Основные обязанности кассира

Кассир должен проводить через кассовый аппарат все полученные денежные средства, как наличные (в том числе платежи, принятые авансом, в качестве залога или задатка), так и поступившие с банковских карт. При этом он обязан выдавать каждому покупателю чек - документ, подтверждающий оплату. Полученные наличные деньги должны быть помещены в ящик для денег кассового аппарата или другое специально предназначенное для этого место. Причем хранение там наличных денег, не проведенных через кассовый аппарат (кроме средств, выданных кассиру перед началом работы и зафиксированных в книге кассира), запрещается.

В конце рабочей смены кассиру необходимо вывести на кассовый аппарат контрольную ленту и Z-отчет. Эти документы полагается хранить в течение года со дня их создания.

Что делать, если кассир допустил ошибку при вводе суммы?

Если при вводе суммы в платежном документе кассиром была допущена ошибка, то использовать его в течение рабочего дня нельзя. В конце смены нужно сформировать реестр платежных документов, сделанных по ошибке. К нему следует приложить сами ошибочные платежные документы.

Главные требования к кассовому оборудованию

Запрещается использование кассового аппарата в следующих случаях:

  • его модели нет в Государственном реестре;
  • прошло 6 лет со дня его регистрации в налоговом органе;
  • оно не было зарегистрировано в налоговом органе;
  • сфера применения его моделине соответствует указанной в Государственном реестре;
  • не заполняется книга кассира (кроме кассовых аппаратов, используемых ИП);
  • на оборудовании нет средств контроля или они повреждены;
  • не заключен договор на его обслуживание и ремонт;
  • результат освидетельствования кассового аппарата уполномоченным Государственным комитетом юрлицом выявил, что оборудование не соответствует техническим документам и эталонному образцу кассового аппарата, включенного в Государственный реестр;
  • оборудование работает не в фискальном режиме или не отображает в чеках всей предусмотренной госстандартами РБ информации.

Что делать, если кассовый аппарат неисправен или повреждены средства контроля?

Если в работе кассового оборудования были обнаружены неисправности либо были повреждены установленные в нем средства контроля, необходимо остановить прием наличных денег и платежных карточек через него. Кассиру нужно оформить окончание работы. Если Z-отчет вывести невозможно, следует сделать в книге кассира запись о том, что кассовый аппарат неисправен, а также зафиксировать сумму средств, принятых за текущий рабочий день до выявления неисправности.

Лица, использующие кассовые аппараты, должны обеспечить сохранность средств контроля, которые на нихустановлены.

Наказания за нарушения использования кассового аппарата

За неправильное пользование кассовым оборудованием грозят следующие наказания:

  • за нарушение порядка приемаоплаты наличными при продаже товаров, работили услуг: предупреждение или штраф в размере 2-50 базовых величин;
  • за нарушение порядка использования кассового и другого платежного оборудования при продаже товаров, работ или услуг или отсутствие такого оборудования: штраф для ИП в размере до 100 базовых величин, для юрлица - от 10 до 200 базовых величин.
  • нарушение порядка использования и учета средств контроля для кассового оборудования:штраф для ИП в размере до 50 базовых величин, для юрлица -от 10 до 100 базовых величин.

Большинство бизнесменов уже перешли на «умные кассы», уже в июле этого года такая обязанность коснулась тех предпринимателей, которые до сих пор были от этого освобождены. Мы расскажем вам о том, как работать на онлайн кассе.

Порядок работы торгующих организаций с контрольно-кассовой техникой (ККТ) изменил Федеральный закон № 290-ФЗ от 03.07.2016 , который внес поправки в действующий Федеральный закон N 54-ФЗ о применении ККТ и обязал всех бизнесменов использовать кассовые аппараты исключительно с функцией передачи данных непосредственно в налоговые органы по интернету. При этом всем налогоплательщикам, использующим старые кассовые аппараты, предоставлена возможность их модернизировать, а тем, у кого кассы не было совсем, можно купить новые.

Как работает онлайн-касса? Чем она отличается от техники старого поколения и на что будут в первую очередь обращать внимание налоговики? Попробуем разобраться.

Принцип работы онлайн-кассы

Главная особенность ККТ нового поколения состоит в том, что она может не просто формировать и печатать бумажные чеки, но и создавать электронные фискальные документы. При этом данные о каждой совершенной кассиром операции сохраняются в специальном фискальном накопителе (ФН), а также передаются в налоговый орган через оператора фискальных данных (ОФД). Покупатель при этом должен по-прежнему получить на руки бумажный чек, а при желании — его электронную копию на свой электронный адрес или мобильное устройство. Фактически, ни для самого покупателя в момент расчета, ни для кассира ничего не изменится, так как все процессы происходят очень быстро и они полностью автоматизированы.

До сих пор ККТ старого образца просто печатали бумажные чеки и дублировали их на специальную контрольную ленту, которая хранилась вместе с отчетами о работе кассы за смену. Налоговики не имели никакой информации о работе конкретного магазина, пока не приходили туда с проверкой. Поэтому соблюдение кассовой дисциплины заключалось в обязательном формировании чека по каждой продаже, своевременном вручении его клиенту и корректному закрытию смены. Это могло происходить раз в несколько недель, если за кассовым аппаратом работал всего один человек, а количество продаж было небольшим. Когда магазины начали применять новые кассы онлайн, правила работы существенно изменились. Теперь смену им приходится закрывать не реже, чем раз в сутки, зато хранить никакие контрольные ленты больше не нужно совсем.

Алгоритм действий кассира и работы ККТ по новым правилам выглядит так:

  1. Покупатель передает кассиру для расчета платежную карту или деньги.
  2. Кассир вводит данные о покупке в ККТ.
  3. Онлайн-касса формирует чек с необходимыми реквизитами.
  4. Данные об операции направляются в фискальный накопитель.
  5. Чек заверяется фискальными данными.
  6. Происходит обработка чека фискальным накопителем.
  7. Распечатывается бумажная версия чека.
  8. Данные об операции отправляются оператору фискальных данных (ОФД).
  9. ОФД отправляет фискальному накопителю сведения о получении чека.
  10. ОФД обрабатывает полученную информацию и отправляет ее в ФНС.
  11. По желанию покупателя, кассир отправляет электронный чек на его электронную почту или мобильное устройство.

Схема работы ККТ нового поколения

Важно понимать, что при работе с «умной кассой» надо соблюдать определенные сроки, которые раньше особо не регламентировались. Так, в начале каждого рабочего дня кассир обязан оформить отчет о начале смены, а в конце этого же рабочего дня — сформировать отчет о ее закрытии. Если с момента начала смены прошло более 24 часов, программа блокирует возможность формировать чеки. Кроме того, если вдруг пропал интернет, касса может некоторое время работать в автономном режиме, сохраняя данные на фискальный накопитель Это может быть не более 30 дней. Если за это время не будет восстановлена связь, касса заблокируется.

Что касается самого фискального накопителя, то он имеет свой срок службы, в зависимости от системы налогообложения торгующей организации или ИП. На льготных режимах это не менее 36 месяцев, при совмещении режимов — не менее 13 месяцев. Хранить ФН после окончания их срока службы торгующие организации обязаны в течение 5 лет.

Работа с онлайн кассами и порядок их модернизации

Как видно из вышесказанного, основное различие между техникой старого и нового поколения — это фискальный накопитель. По сути, это отдельный блок, который имеет свой уникальный номер и срок службы. Он сохраняет и передает всю информацию о продажах за определенный период времени. Сам фискальный накопитель представляет собой жесткий диск, который должна хранить организация вместо упраздненной контрольной ленты. Примечательно, что налоговики ведут отдельный реестр ФН, и использование устройства, которого нет в этом реестре, карается штрафом.

Кроме того, техника нового поколения должна иметь возможность соединения с интернетом, для этого должно быть 2 типа специальных входов: проводной и беспроводной. По принципам работы весь кассовый комплекс можно сравнить с компьютером. Поэтому доработке ККМ до онлайн подлежит только та касса, которая может быть подключена к интернету и к фискальному накопителю. Как правило, большинство современных моделей кассовой техники это позволяют. Модернизация обойдется на порядок дешевле приобретения нового аппарата. Так, в среднем «апгрейд» кассы будет стоить до 6-7 тысяч рублей, а покупка новой — от 20-30 тысяч рублей. Важную роль в этом играет установленное на ККТ программное обеспечение.

Важно помнить, что работать даже на новой кассовой машине можно только после того, как она прошла регистрацию в ФНС России и был заключен договор с ОФД. Кстати, эта услуга тоже не бесплатна для бизнеса, услуги оператора обойдутся около 3 тысяч рублей в год. К таким ОФД законодатели предъявляют ряд требований. В частности, для заключения договора оператор должен:

  • получить экспертное заключение о возможности обеспечения стабильной и бесперебойной обработки больших объемов информации, с их последующей передачей;
  • обеспечить конфиденциальность и сохранность полученных от ККТ данных;
  • иметь лицензию Роскомнадзора, ФСТЭК и ФНС на оказание услуг телематической связи.

Только при соблюдении этих требований организация может быть включена в реестр ОФД, размещенный на сайте ФНС . По состоянию на 5 июля 2019 года в этом реестре 18 операторов. С любым из них можно заключить договор на обмен данными.