Современные украинские композиторы для детей. Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины им


«Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь…» , — Ницше Ф.

Музыка – это та область искусства, которая способна преодолевать границы языковых барьеров , и понятна сердцу каждого человека. Почти каждый из нас любит слушать музыку , чуть меньше людей умеют ею восхищаться, еще меньшее количество жителей планеты способно придумывать музыку, и совсем немногим дано сочинять мелодии, которые остаются на века. О гениях музыки, родившихся на Украине, мы и хотим Вам рассказать.

Валентин Сильвестров (1937)

Имя этого ныне здравствующего киевского композитора известно во всем мире. Нашим соотечественникам он известен по музыке написанной к фильмам Киры Муратовой «Три истории» (2002), «Чеховские мотивы», «Два в одном» и «Настройщик» (2004) .

За его творчеством внимательно следили немецкий философ и композитор Теодор Адорно и советский композитор Альфред Шнитке , а эстонский композитор Арво Пярт называет Сильвестрова «самым интересным композитором современности». Среди нотного изобилия написанных Сильвестровым симфоний, реквиема, поэмы для оркестра, есть уникальные в своей простоте «Четыре песни на стихи Мандельштама».

Мирослав Скорик (1938)

Сегодня известному композитору 77 лет . Вопреки нелегкой судьбе он сумел сохранить чувство прекрасного и передать его людям через музыку.

Среди его произведений музыка к фильму «Тени забытых предков», музыкальный цикл «В Карпатах» , Карпатская рапсодия для скрипки и фортепиано.

Николай Колесса (1903-2006)

Всемирно известный композитор, уроженец Львовского города Самбор, Николай Колесса прожил 102 года ! Это был всесторонне развитый человек. За его плечами медицинский факультет Ягеллонского университета (Краков), факультет философии и славистики Пражского университета , обучение у известной итальянской пианистки Мариэтты де Джелли .

За свою долгую жизнь Колесса успел поработать дирижером во Львовской филармонии и театре оперы, написать методические пособники, создать музыку к фильму «Иван Франко» и еще много прекрасных музыкальных произведений.

Сергей Прокофьев (1891-1953)

Своими музыкальными талантами композитор обязан матери, прекрасной пианистке, которая начала учить игре на фортепиано сына как только ему исполнилось 5 лет. Уже в 9 лет Сергей написал две оперы: «Великан» и «На пустынных островах» .

Среди его известных произведений выделяют оперы «Война и мир» , «Повесть о настоящей человеке», «Игрок», «Любовь к трём апельсинам» , балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Сказ о каменном цветке».

Николай Леонтович (1877-1921)

Человек, сумевший прославить украинскую колядку на весь мир. Написанная им музыка для народного «Щедрика» стала известна всему миру под названием Сarol The Bells. И благодаря многим аранжировкам и использованию в фильмах мелодия стала гимном Рождества.

Леонтович прекрасно владел скрипкой, фортепиано и некоторыми духовыми инструментами. В селе Чукови, где композитор преподавал музыку, ему удалось организовать самодеятельный симфонический оркестр.

Рейнгольд Глиэр (1874-1956)

Несмотря на иностранное имя и фамилию композитор Глиэр — киевлянин. Просто он родился еще в 70-е годы 19-го века и был сын саксонского подданного . Музыку Рейнгольд слышал еще с рождения, так как его отец и дед изготавливали музыкальные инструменты.


Вот всего лишь небольшой список стран, в которых исполнялись произведения Глиэра: Австрия, Греция, Великобритания, Германия, Франция, Дания. В честь великого земляка в Киеве названо музыкальное училище.

Николай Лысенко (1842-1912)

Творческая энергия этого композитора просто удивляет. Кроме написания музыки Лысенко был музыкальным этнографом , собирал и изучал народные песни, обряды. Ему удалось стать талантливым педагогом – он преподавал в Киевском институте благородных девиц, а в 1904 году открыл свою Музыкально-драматическую школу.

Кроме этого, Лысенко был дирижером, пианистом и активным общественным деятелем. Им написана музыка для «Детского гимна» всемирно известного теперь как «Молитва за Украину «Боже Великий, Единий!».

Михаил Вербицкий (1815-1870)

Композитор, общественный деятель и священник Вербицкий вошел в историю Украины как автор музыки национального гимна.

Музыка и служение церкви были главными центрами в жизни Вербицкого. Он руководил семинарским хором, писал богослужебную музыку . Кроме этого композитор сочинял романс, создавал музыку для спектаклей и оркестровых концертов.

Артёмий Ведель (1767-1808)

Украинский композитор, хоровой дирижёр и певец (тенор). В 1790 организовал и возглавил в Киеве хор из «солдатских детей и вольных людей».

В 1790-1798 вёл класс вокальной музыки в Харьковском коллегиуме и одновременно руководил хорами церковных певчих. Автор 29 церковных хоровых концертов, в ряде которых сам исполнял теноровые соло. В сочинениях Веделя сказалось влияние украинской народной песни.

Дмитрий Бортнянский (1751-1825)

Благодаря обучению в знаменитой глуховской школе ребенок получил прекрасное музыкальное образование. Чудесный голос позволил молодому музыканту отправиться на обучение в Венецию, Болонью, Рим и Неаполь.

К сожалению, многие светские произведения Бортнянского были утеряны . Архив придворной певческой капеллы Санкт-Петербурга отказывался их публиковать. А после расформирования архива оказалось, что большая часть произведений композитора исчезла.

Большинство из нас любят музыку, многие восхищаются и разбираются в ней, еще часть людей имеет музыкальное образование и овладела умением играть на музыкальных инструментах. Однако самый маленький процент талантливейших представителей человеческой расы умеют сочинять мелодии, которые подходят сквозь века. Некоторая часть этих людей родилась в Украине, в ее живописных уголках. В статье поговорим об украинских композиторах 20 века, и не только, которые прославили Украину на весь мир.

Валентин Сильвестров (1937)

Известный украинский композитор родился в 1937 году и поныне проживает в Киеве. Гений музыкального искусства знаменит на весь мир. Его музыку мы слышим в картинах:

  • «Два в одном»;
  • «Настройщик»;
  • «Чеховские мотивы»;
  • «Три истории».

Эстонский коллега Теодор Адорно считает его самым интересным из всех композиторов современного мира. В его творчестве есть реквиемы, поэмы для оркестра, симфонии, а его «Четыре песни на стихи Мандельштама» знают и ценят во всем мире. Эксперты считают музыкальное произведение уникальным по своей простоте.

Мирослав Скорик (1938)

77-летний современный украинский композитор прожил нелегкую жизнь, но сумел сохранить силу духа и чувство прекрасного, которым пропитаны его произведения.

Он написал мелодии к легендарному фильму «Тени забытых предков», создал музыкальный цикл под названием «В Карпатах». Его Карпатская рапсодия для скрипки и фортепьяно прославила его как одного из лучших украинских композиторов 20 века на весь мир.

Родители Мирослава были интеллигентами и получили образования в Вене. Скорик является внучатым племянником Соломии Крушельницкой, чем безмерно гордится.

Николай Колесса (1903-2006)

Украинский композитор, который родился в городе Самбор Львовской области, дожил до ста двух лет! Этот человек поражает своей многогранностью. В юности он окончил медицинский университет в Кракове. На этом его образование не закончилось, он поступает на факультет философии и славистики в высшее учебное заведение в Праге. Колесса также прошел обучение у легендарной итальянки Мариэтты де Джелли, которая является знаменитой на весь мир пианисткой.

Кем только ни был Николай Филаретович за свою долгую жизнь. Он дирижировал во Львовской филармонии и театре оперы. Под его авторством вышло множество методических пособий. Николай Колесса также написал мелодию к картине «Иван Франко».

Сергей Прокофьев (1891-1953)

Он был по-настоящему композитором. Классика, на которой воспитывала его мать, талантливейшая пианистка, повлияла на филигранность его произведений. Мама начала обучать Сергея игре на фортепиано еще в пять лет. Свои первые оперы — «Великан» и «На пустынных островах» - он напишет в девять лет.

Сергей Прокофьев знаменит на весь мир своими операми:

  • «Повесть о настоящем человеке»;
  • «Любовь к трем апельсинам»;
  • «Война и мир».

Он также написал музыку для балета «Сказ о каменном цветке», «Золушка» и «Ромео и Джульетта».

Николай Леонтович (1877-1921)

Мало инструментов, которыми не владел этот украинский композитор: фортепиано, скрипка, духовые инструменты… Его можно с уверенностью называть «человек-оркестр». В юности, в селе Чукови, где он проживал с семьей, он самостоятельно создал симфонический оркестр.

Украинская колядка благодаря этому человеку зазвучала во многих иностранных фильмах. Это знаменитый «Щедрик», который во всем мире знают как Carol The Bells. У мелодии множество аранжировок, и ее по праву считают гимном Рождества.

Рейнгольд Глиэр (1874-1956)

Он выходец из семьи саксонского подданного и киевлянин по паспорту. Глиэр рос в музыкальной среде. Мужчины в его роду занимались изготовлением музыкальных инструментов. Произведения Глиэра звучат по всему миру. Ему рукоплещут Австрия, Дания, Германия, Франция, Греция. Одно из музыкальных училищ в Киеве носит имя этого композитора.

Николай Лысенко (1842-1912)

Лысенко был не только композитором, он также внес большую лепту в музыкальную этнографию. В коллекции Николая масса народных песен, обрядов, колядок. Кроме занятий музыкой он увлекался педагогикой, считая, что нет никого важнее детей.

Был в его жизни период преподавания в Киевском институте благородных девиц. 1904 год стал для него знаковым — он открыл собственную Музыкально-драматическую школу.

Больше всего Лысенко прославил его «Детский гимн». Сейчас он известен во всем мире как «Молитва за Украину». Кроме того Николай занимал активную гражданскую позицию и принимал участие общественной деятельности.

Михаил Вербицкий (1815-1870)

Вербицкий был глубоко верующим человеком. Религия занимала ведущее место в его жизни. Он был руководителем хора в семинарии, сочинял музыкальные произведения для богослужений. В его творческом наследии также есть романсы. Вербицкий отлично играл на гитаре и обожал этот инструмент. Он создал множество произведений для струнных.

Известность пришла к Вербицкому после того, как он написал музыку к гимну Украины. Стихи для гимна сочинил Павел Чубинский. Точная дата написания песни «Ще не вмерла Украина» неизвестна. Есть информация, что это был период 1862—1864 года.

Впервые будущий гимн прозвучал 10 марта 1865 года в городе Перемышль. Это был первый на землях западных украинцев концерт, посвященный творчеству Тараса Григоровича Шевченко. Сам Вербицкий на концерте состоял в хоре, дирижером которого был Анатолий Вахнянин. Песня понравилась молодым людям, и продолжительное время многие считали ее народной.

Артемий Ведель (1767-1808)

Артемий кроме композиторского дара имел прекрасный высокий голос и пел в хоре. В столице Украины он в 1790 году стал главой хора из «солдатских детей и вольных людей».

Восемь лет он преподавал вокал в Харьковском коллегиуме, кроме того возглавлял хоры церковных певчих.

Он создал 29 хоровых концертов для церкви. На выступлениях он зачастую сам выводил теноровые соло. На произведения Веделя большое влияние оказала народная песня.

Дмитрий Бортнянский (1751-1825)

Ребенком он получил прекрасное образование. Маленькому Дмитрию повезло. Он закончил легендарную Глуховскую школу. Дмитрий имел поистине прекрасный голос. У него был прекрасный дискант. Голос его был удивительно чист и разливался как ручей. Учителя любили и ценили Бортянского.

В 1758 году был направлен с певчими в капеллу Санкт-Петербурга. Мать перекрестила сына, дала ему скромный узелок с провиантом и поцеловала. Больше семилетний Дима своих родителей не видел.

Его талант позволил ему учиться заграницей. Для постижения азов музыкального мастерства он отправился в Венецию, Неаполь, Рим.

Увы, но большинство светских произведений Бортнянского не дожили до наших дней. Они хранились в архиве Санкт-Петербургской певческой капеллы, которая отказалась выставлять их на обозрение народа. Архив был расформирован, и произведения легендарного автора просто исчезли в неизвестном направлении.

Восточнославянские племена, от которых происходят украинцы, безусловно, имели способности к музыке. На землях современной Украины найдено первоначальные музыкальные инструменты, чей возраст насчитывает от трех до двадцати тысячелетий. Высоким уровнем музыкальной культуры отмечалась — мощное феодальное государство IX-XII веков. На фресках Софийского собора в Киеве до сих пор видим изображение музыкантов, играющих на флейте, трубах, лютни, пневматическом органе. В летописях и легендах упоминаются певцы-гусляры Боян, Ор, Митус.

Татаро-монгольское нашествие надолго прервало культурный процесс. Однако уже в XIV — XVI веках, в эпоху формирования украинской нации, наблюдается бурное развитие музыки. С тех пор национальная (а значит мировая) культура обогащалась такими оригинальными жанрами народного творчества, как историческая дума, казацкие песни, крестьянские хороводные песни, танцевальные наигрыши и тому подобное. Это был весомый вклад украинцев в общечеловеческую казну.

ОТ ДУМЫ К ОПЕРЫ

Действительно, в те далекие годы украинские певцы и бандуристы часто выступали на развлечениях при дворах польских королей и русских царей, под властью которых тогда находились соответственно западные и восточные регионы Украины. Запорожские казаки, а позже солдаты-украинцы в составе русского войска разносили свои напевы по многим европейским странам. Таким образом, во французские балеты середины XVIII века вошел украинский танец «казачок». Эхо украинской лирической песни слышать в одной из прелюдий Баха.

Бетховен использовал для фортепианных вариаций мелодию песни «Ехал казак за Дунай». Лист написал две парафразы на украинские темы – балладу «Ой не ходи, Грицю» и «Жалоба» на мелодию «веют ветры».

Естественно, что чаще всего к украинскому мелосу обращались русские композиторы — Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков. Их оперы, симфонические и камерные произведения, где использовано настоящие или стилизованные украинские мелодии, получали всемирное признание. Оперы на украинскую тематику создавали и польские композиторы (А. Минхеймер, М. Солтис).

Любимые песни и танцы ложились в основу народных опер, оперетт, драм, с которыми путешествовали повсюду многочисленные любительские театральные группы. Среди классических образцов — опера «Запорожец за Дунаем» талантливого певца и композитора Гулака-Артемовского (он учился и выступал в итальянских театрах), а также «Наталка-Полтавка» в музыкальной редакции Николая Лысенко. Уже в конце XIX — начале XX века эти оперы успешно шли в Европе, а последняя — и за океаном. Николай Лысенко — основоположник национальной композиторской школы — собирал, обрабатывал и пропагандировал народную песню, внедрял ее в разные музыкальные жанры. Это дело развили его последователи — Станислав Людкевич, Кирилл Стеценко, Яков Степной, Николай Леонтович и другие. Выдающийся хор Леонтовича «Щедрик», с его контрапунктическим дополнением, получил огромную популярность. В частности, он входит в программу известного ныне октета «Свинг си-герс», существующего в самых разных транскрипциях.

Народно-песенный мелос в сочетании с традициями классической музыки определяет своеобразие украинской национальной оперы. Диапазон жанров оперы — от героико-исторических «Тараса Бульбы» Николая Лысенко и, в новое время, «Богдана Хмельницкого» Константина Данькевича к лирико-драматическим по направлению произведениям на современную тематику — «Молодой гвардии» Юлия Мейтуса (эта вещь в свое время ставилась во многих театрах Восточной Европы, во Вьетнаме и т.д.) и «Милани» Георгия Майбороды.

Богатые возможности народной песни в области драматического симфонизма раскрыто Львом Ревуцким, Борисом Лятошинским, Андреем Штогаренко. Их произведения все увереннее выходят на просторы мировой музыки.

РАЗНООБРАЗИЕ ПЕСНИ И ТАНЦА

Фольклорные влияния прямо или косвенно отражались на оригинальном песенном творчестве современных композиторов, в том числе самых популярных из них — как в Украине, так и за ее пределами — Платона Майбороды, Игоря Шамо, Владимира Ивасюка, Александра Билаша. Известно, например, что лирический романс «Родная моя» П. Майбороды выполняли различные певцы на многих языках мира, в том числе и на японском.

В Украине издавна было развито искусство хорового пения — народного, церковного, академического, и эти традиции, так или иначе, сохранились. Триумфальным успехом сопровождались гастроли во Франции (1929) Государственной украинской странствующей капеллы («Мысль») под руководством Нестора Городовенко. Мировую славу снискал хор Александра Кошица, который дал множество гастрольных концертов в Западной Европе, США, Канаде, Австралии.

Государственный украинский народный хор, организованный в годы второй мировой войны Григория Веревки (его имя присвоено этому коллективу), поднялся на новый уровень, и под руководством Анатолия Авдеевского хор, чей состав дополняется оркестровой и танцевальной группами, дал сотни концертов на гастролях по всем континентам. Критик испанской газеты восторженно писал, что «когда страна хочет стоять на страже своей культуры, она должна следовать творчеству хора имени Веревки, делая это с такой же любовью».

Не меньшей популярностью в мире пользуется Государственный ансамбль народного танца УССР под управлением (а ныне имени) Павла Вирского. По мнению газеты «Врадини», ансамбль этот «превосходит другие коллективы акробатичностью танцев, слаженностью, от которых захватывает дух…» В танцах ансамбля с большим вкусом и артистическим блеском разыгрываются сценки из старинной и современной жизни Украины. Под непосредственным влиянием ансамбля создан танцевальный ансамбль «Запорожские казаки» во Франции (руководитель — Грегуар Лагойдюк). Успехом пользуются и много любительские коллективы, участники разного рода международных фольклорных фестивалей.

Украина, богатая красивыми голосами, издавна «поставляла» своих певцов соседним народам и странам (в частности для придворной певческой капеллы в Петербурге XVIII-XIX в.), откуда певцы ехали на учебу в Италию. Так сложилась судьба Бортнянского, Березовского, Гулака-Артемовского и Николая Иванова.

В конце XIX — начале XX века их славу приумножили Иван Личевский (солист Парижской «Гран-оперы» в 1908- 1910), Платон Чесевич, гастролировавший по Европе вместе с Федором Шаляпиным.

Знаменитую Соломию Крушельницкую по праву причисляют к пяти выдающимся певцов того времени. Она своим талантом спасла оперу Пуччини «Мадам Баттерфляй», была одной из лучших исполнительниц опер Вагнера, Р. Штрауса. «Скольким современным певицам следовало бы поучиться у украинки мастерству декламации», ее голос «не имеет равных», отмечал маститый итальянский певец и педагог Дж. Лаури-Вольпи. В истории мировой оперы навсегда останутся имена и таких выдающихся певцов, солистов лучших европейских театров, как Александр Мишуга, Модест Менцинский и Орест Руснак. Впоследствии отличились Иван Паторжинский, Мария Литшенко-Вольгемут, Борис Гмыря, Зоя Гайдай.

Несмотря на все разнообразие культурных связей Украины с миром, вряд ли украинская песня или танец, опера или симфония получили бы огласку и эхо, если бы не зарубежные украинцы, живущие на всех континентах планеты. В разное время, и по разным причинам уезжая из Украины, они везли с собой шевченковский «Кобзарь» и казацкую бандуру. В обеих Америках, в Австралии и в Европе, где они оседали, появлялись новые поколения, представители которых часто никогда не бывали на родной земле своих дедов-прадедов. Однако большинство из них искренне любит украинскую музыку, которая стала одним из главных факторов национального самосознания. Сегодня трудно найти такую украинскую общину в мире, которая бы не имел собственного хора, музыкального ансамбля или танцевального кружка.

Как правило, в таких кружках привлекаются не одни люди украинского происхождения, но и представители других этнических групп, что способствует популярности украинской музыки в той или иной местности. Украинские зарубежные любительские коллективы всегда участвуют в фестивалях различного ранга. Можно сослаться, например, на фестиваль «Мозаика», который проводится в городе Риджайн согласно принятой в Канаде политике мультикультурности. Работа в любительских коллективах порождает и собственных композиторов, хормейстеров и балетмейстеров, которые зачастую совершенствуют мастерство в Украине.

Наследие украинской музыки неисчерпаемо, потому что оно постоянно обогащается. Оно открыто для всех, ведь недаром говорится: «Что отдал — то сохранил».

P. S. Старинные летописи рассказывают: В истории украинской музыки помимо всего прочего отбилась и национальная психология украинского народа. Наверное психолог Эдуард Суржик мог бы провести исследование зависимости национальной психологии от музыкальной культуры того или иного народа.

Большинство из нас любят музыку, многие восхищаются и разбираются в ней, еще часть людей имеет музыкальное образование и овладела умением играть на музыкальных инструментах. Однако самый маленький процент талантливейших представителей человеческой расы умеют сочинять мелодии, которые подходят сквозь века. Некоторая часть этих людей родилась в Украине, в ее живописных уголках. В статье поговорим об украинских композиторах 20 века, и не только, которые прославили Украину на весь мир.

Валентин Сильвестров (1937)

Известный украинский композитор родился в 1937 году и поныне проживает в Киеве. Гений музыкального искусства знаменит на весь мир. Его музыку мы слышим в картинах:

  • «Два в одном»;
  • «Настройщик»;
  • «Чеховские мотивы»;
  • «Три истории».

Эстонский коллега Теодор Адорно считает его самым интересным из всех композиторов современного мира. В его творчестве есть реквиемы, поэмы для оркестра, симфонии, а его «Четыре песни на стихи Мандельштама» знают и ценят во всем мире. Эксперты считают музыкальное произведение уникальным по своей простоте.

Мирослав Скорик (1938)

77-летний современный украинский композитор прожил нелегкую жизнь, но сумел сохранить силу духа и чувство прекрасного, которым пропитаны его произведения.

Он написал мелодии к легендарному фильму «Тени забытых предков», создал музыкальный цикл под названием «В Карпатах». Его Карпатская рапсодия для скрипки и фортепьяно прославила его как одного из лучших украинских композиторов 20 века на весь мир.

Родители Мирослава были интеллигентами и получили образования в Вене. Скорик является внучатым племянником Соломии Крушельницкой, чем безмерно гордится.

Николай Колесса (1903-2006)

Украинский композитор, который родился в городе Самбор Львовской области, дожил до ста двух лет! Этот человек поражает своей многогранностью. В юности он окончил медицинский университет в Кракове. На этом его образование не закончилось, он поступает на факультет философии и славистики в высшее учебное заведение в Праге. Колесса также прошел обучение у легендарной итальянки Мариэтты де Джелли, которая является знаменитой на весь мир пианисткой.

Кем только ни был Николай Филаретович за свою долгую жизнь. Он дирижировал во Львовской филармонии и театре оперы. Под его авторством вышло множество методических пособий. Николай Колесса также написал мелодию к картине «Иван Франко».

Сергей Прокофьев (1891-1953)

Он был по-настоящему выдающимся украинским композитором. Классика, на которой воспитывала его мать, талантливейшая пианистка, повлияла на филигранность его произведений. Мама начала обучать Сергея игре на фортепиано еще в пять лет. Свои первые оперы — «Великан» и «На пустынных островах» - он напишет в девять лет.

Сергей Прокофьев знаменит на весь мир своими операми:

  • «Повесть о настоящем человеке»;
  • «Любовь к трем апельсинам»;
  • «Война и мир».

Он также написал музыку для балета «Сказ о каменном цветке», «Золушка» и «Ромео и Джульетта».

Николай Леонтович (1877-1921)

Мало инструментов, которыми не владел этот украинский композитор: фортепиано, скрипка, духовые инструменты… Его можно с уверенностью называть «человек-оркестр». В юности, в селе Чукови, где он проживал с семьей, он самостоятельно создал симфонический оркестр.

Украинская колядка благодаря этому человеку зазвучала во многих иностранных фильмах. Это знаменитый «Щедрик», который во всем мире знают как Carol The Bells. У мелодии множество аранжировок, и ее по праву считают гимном Рождества.

Рейнгольд Глиэр (1874-1956)

Он выходец из семьи саксонского подданного и киевлянин по паспорту. Глиэр рос в музыкальной среде. Мужчины в его роду занимались изготовлением музыкальных инструментов. Произведения Глиэра звучат по всему миру. Ему рукоплещут Австрия, Дания, Германия, Франция, Греция. Одно из музыкальных училищ в Киеве носит имя этого композитора.

Николай Лысенко (1842-1912)

Лысенко был не только композитором, он также внес большую лепту в музыкальную этнографию. В коллекции Николая масса народных песен, обрядов, колядок. Кроме занятий музыкой он увлекался педагогикой, считая, что нет никого важнее детей.

Был в его жизни период преподавания в Киевском институте благородных девиц. 1904 год стал для него знаковым — он открыл собственную Музыкально-драматическую школу.

Больше всего Лысенко прославил его «Детский гимн». Сейчас он известен во всем мире как «Молитва за Украину». Кроме того Николай занимал активную гражданскую позицию и принимал участие общественной деятельности.

Михаил Вербицкий (1815-1870)

Вербицкий был глубоко верующим человеком. Религия занимала ведущее место в его жизни. Он был руководителем хора в семинарии, сочинял музыкальные произведения для богослужений. В его творческом наследии также есть романсы. Вербицкий отлично играл на гитаре и обожал этот инструмент. Он создал множество произведений для струнных.

Известность пришла к Вербицкому после того, как он написал музыку к гимну Украины. Стихи для гимна сочинил Павел Чубинский. Точная дата написания песни «Ще не вмерла Украина» неизвестна. Есть информация, что это был период 1862—1864 года.

Впервые будущий гимн прозвучал 10 марта 1865 года в городе Перемышль. Это был первый на землях западных украинцев концерт, посвященный творчеству Тараса Григоровича Шевченко. Сам Вербицкий на концерте состоял в хоре, дирижером которого был Анатолий Вахнянин. Песня понравилась молодым людям, и продолжительное время многие считали ее народной.

Артемий Ведель (1767-1808)

Артемий кроме композиторского дара имел прекрасный высокий голос и пел в хоре. В столице Украины он в 1790 году стал главой хора из «солдатских детей и вольных людей».

Восемь лет он преподавал вокал в Харьковском коллегиуме, кроме того возглавлял хоры церковных певчих.

Он создал 29 хоровых концертов для церкви. На выступлениях он зачастую сам выводил теноровые соло. На произведения Веделя большое влияние оказала народная песня.

Дмитрий Бортнянский (1751-1825)

Ребенком он получил прекрасное образование. Маленькому Дмитрию повезло. Он закончил легендарную Глуховскую школу. Дмитрий имел поистине прекрасный голос. У него был прекрасный дискант. Голос его был удивительно чист и разливался как ручей. Учителя любили и ценили Бортянского.

В 1758 году был направлен с певчими в капеллу Санкт-Петербурга. Мать перекрестила сына, дала ему скромный узелок с провиантом и поцеловала. Больше семилетний Дима своих родителей не видел.

Его талант позволил ему учиться заграницей. Для постижения азов музыкального мастерства он отправился в Венецию, Неаполь, Рим.

Увы, но большинство светских произведений Бортнянского не дожили до наших дней. Они хранились в архиве Санкт-Петербургской певческой капеллы, которая отказалась выставлять их на обозрение народа. Архив был расформирован, и произведения легендарного автора просто исчезли в неизвестном направлении.