Соченение по картине сирень в корзине. Описание картины кончаловского сирень в корзине


Сирень в корзине, кошелке, ведре и хрустальной вазе. Сирень в десятках вариаций и разных интерьерах. Цветущая сирень и ветки сирени на полу. Петра Кончаловского нередко называют «живописцем сирени». В сезон цветения, по воспоминаниям внучки художника Катерины, он писал сирень каждый день.

Мало кого из школьников минула участь писать сочинение по картине Кончаловского «Сирень…» Какая именно сирень – на усмотрение школьного учителя. Но кто же не описывал эти оттенки – кремовые и белоснежные, фиолетовые и голубоватые, сиреневые и фиалковые, нежно-розовые и лиловые, все эти ветки персидской и простой сирени?

Обращает на себя внимание второе название этого букета – «героическая» сирень. Это почему вдруг? В чем подвиг? Для лучшего понимания имеет смысл ознакомиться с биографией художника . Петр Кончаловский умудрился стать классиком советской живописи и при этом не писать вождей мирового пролетариата. Быть в 30-40-е годы в Советском Союзе «чистым» живописцем – задача непростая. Кончаловскому удалось.

«Сирень в корзине» написана в Буграх, художник только недавно купил там дом и практически основал в нем родовое поместье. В стране начиналась эпоха репрессий, голода, доносов. Кончаловский пишет сирень и называет ее «героической». Можно не создавать картины на злободневные темы, но можно ли не осознавать происходящее, будучи человеком умным и тонко чувствующим? Судя по эпитету «героическая» к натюрморту с сиренью – нельзя. Вероятно, это было воспринято, как попытка художника доступными ему средствами внести лепту в укрепление советского строя. Но о том ли этот героизм?

На фоне темного стола и серой, грязноватого оттенка стены – буйство красок, торжество жизни, сирень во всей своей красе. Героическое цветение? Да, но очень сомнительно, что подразумевалось героическое торжество советской действительности. Перед нами торжество жизни, любви и весны, которые не в силах даже советская действительность остановить – на фоне окружающей серости сирень еще ярче сияет. Может, потому Кончаловский так и любил это растение? Особенность сирени в том, что ты ей обламываешь ветку, а ей это только на пользу: на следующий год еще ярче, еще веселее зацветет она – неубиваемая, неопалимая, героическая – как сама жизнь человека.

Несмотря на то, что Кончаловский был признан и даже умудрялся жить так, как ему хочется, и писать то, что сам считал нужным, он чувствовал смятение и боль от того, что его не понимают. Критик Иван Аксенов вспоминает о встрече с художником в 1932 году: «Помолчав, он начал с большим волнением говорить, что никому здесь не нужен, что его живопись хвалят из вежливости, что живопись сама по себе не находит признания» . Так, возможно, «героическая» сирень – это Кончаловский и о своей жизни?

1. Тема, основная мысль

2. Описание картин (букет сирени, корзина, фон)

3. Впечатление от натюрморта

Перед нами натюрморт П. Кончаловского «Сирень в корзине». Художник хотел передать красоту цветов сирени.

В центре картины мы видим роскошный букет сирени в корзине. Букет собран из белых, фиолетовых, лиловых, красных, розовых веток. Цветки получились пышные и богатые. Если присмотреться, то можно кое-где разглядеть лепестки-звездочки.

На сирень падают солнечные лучи. Из-за этого букет выглядит очень ярким. Листья на солнечном свету переливаются от темно-зеленых до золотистых оттенков.

Сирень стоит в плетеной коричневой корзине из веток ивы. Эти ветки как будто обнимают букет. Художник поместил цветы на серовато-коричневом фоне с желтым оттенком. На таком фоне сирень выглядит еще наряднее.

Мне очень понравился натюрморт «Сирень в корзине». Он напоминает о цветущей весне, о теплых солнечных днях. Изумительный букет! Глядя на него, я чувствую аромат сирени. Художнику удалось передать нам красоту цветов.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-05-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

1.Что привлекло внимание.
2. Сумел ли показать, что сирень свежая.
3. Цвет, оттенки сирени. Какие ветки?
4. Целостный образ букета.
5. Восхищение художника. Ваше отношение.
6. Пахнет преддверием весны.

На картине «Сирень в корзине» П.Кончаловского изображен роскошный букет душистой сирени. Обилие цветов на ее ветках напоминают пышные грозди спелого винограда. Сирень стоит на столе в плетенной корзине. Верхняя часть корзины спрятана под листьями и свисающими почти до стола нежными цветами сирени.

Художник изобразил только что срезанную с кустов охапку сирени. Букет еще влажный от утренней росы или дождя. На ее листьях видны капли влаги. Кажется, что от букета исходит сладкий душистый аромат.

Этот пышный благоухающий букет состоит из разных сор­тов сирени. В центре — высокие ветки сиреневого цвета. Под ними расположены нежно-розовые, белые и фиолетовые гроздья сирени. Слева над зелеными листьями красуется голубые, сиреневые и белые веточки. Справа свисают крупные пушистые кисти сиреневой, лиловой и нежно-розовой сирени.

Художник не выписывает тщательно все лепестки и цветы сирени. Ему важен целостный образ букета и обилие цветов в нем. Но если присмотреться, то можно различить мелкие лепесточки-звездочки цветов и не распущенные бутоны сирени.

Когда смотришь на картину, видно, что художник восхищается щедрой и богатой природой, с любовью относится к ней. Шикарный букет поражает своим великолепием. Глядя на этот восхитительный букет сирени, становится тепло и уютно, поднимается настроение.

Чудесный букет сирени напоминает о теплых солнечных днях, о первых весенних цветах, о красоте природы.

Просмотры: 51 191

Интегрированный урок русского языка в 5 классе. Описание картины П. П. Кончаловского «Сирень»

Цели: 1) знакомство с жанром натюрморта; 2) развитие монологической речи учащихся; 3) развитие словарного запаса учащихся; 4) способствовать развитию интереса к живописи.

Ход урока:

    Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами попробуем на привычные нам картины взглянуть сквозь волшебные очки.

За окном февраль, а к нам на урок приходит весна. Как это можно сделать? Кто может помочь в этом?

(Художники, поэты, композиторы).

Художник Кончаловский, композитор Рахманинов и поэт Всеволод Рождественский как раз и помогут явиться весне прямо сейчас, в феврале.

Слайд 2

На фоне музыки Погружение в тему урока.

(прослушивание музыки С.Рахманинова «Нежность», на фоне музыки- чтение стихотворения Вс. Рождественского «Сирень»)

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжёлые грозди сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых и тёмно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь- дождём лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В лёгкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

Определение жанра

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это…(натюрморт)

Натюрморт- такова тема нашего урока и его героем будет картина П.П.Кончаловского «Сирень в корзине».Чтобы понять замысел художника, мы должны научиться видеть картину, описывать то, что на ней изображено.

Какие эмоции вызвала у вас эта музыка? Стихотворение?

4.- Откуда появилось слово «НАТЮРМОРТ»? Выступление учащегося.

НАТЮРМОРТ- слово французское. Означает оно буквально «мёртвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты,цветы или снедь(рыба, дичь и т.д.). Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. Натюрморты говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках.

5.Слово о художнике.

Пётр Петрович Кончаловский(1876-1956) очень любил изображать цветы. Он писал их так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и естественный аромат. В каждом букете надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще. «В этом букете всё цветёт, живёт и радуется,»- писал сам художник (запись предложения с объяснением пунктуации).

А почему именно сирень? Может, нам об этом расскажет легенда.Легенда о происхождении сирени.

Давным- давно, когда ещё не было цветущих растений, богиня цветов и весны Флора вместе с богиней Иридой отправились будить солнце, чтобы скорее услышать пение птиц и разукрасить землю цветами. Солнце вместе с ними спустилось на землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи солнца с разноцветными лучами радуги и щедро разбрасывать их по земле. И там, куда падали лучи, распускались яркие цветы: жёлтые, оранжевые, красные, синие, голубые. Флора двигалась с юга на север. Солнце утомилось, да и у Ириды-радуги красок стало меньше. Вдруг заметила Флора, что остались у неё только лиловая и белая краски, и она этими капельками окрасила холодные северные земли. И в тех местах, где упали они, расцвели кисти лиловой и белой сирени.

Смог ли это волшебство изобразить на своей картине художник?

6.Беседа по картине «Сирень в корзине».

Не правда ли, на вас пахнуло весной?

Сумел ли художник показать, что сирень свежая, как будто её только что срезали?

Какого цвета, оттенков эта пышная, великолепная сирень?

Тщательно ли выписывает художник букет, листочки, веточки? (Нет, он стремится передать впечатление от букета).

7. Работа с лексикой.

А) Подберите синонимы, передающие впечатление от букета.

(чудесная, очаровательная, прекрасная, восхитительная, роскошная, праздничная)

Б)Подберите эпитеты, описывающие грозди сирени.

(тяжёлые, крупные, пышные, напоминают виноград)

В) Какую цветовую гамму вы будете использовать при описании цветов и листьев?

(бледно- розовая, белоснежная, лиловая, жемчужная, голубоватая, серебристая, зелёненькие с тоненькими прожилками листья, изумрудные)

Г) Передайте аромат этой нежности.

(ароматный, душистый, благоухающий, манящий, пленяющий, дурманящий)

Д) С помощью каких слов вы расскажете о впечатлении от увиденного?

(наслаждаться, любоваться, восхищаться, восторгаться)

8.Групповая работа.(предложен макет будущего текста с пропущенными словами. Задание: доработать текст.

На картине изображена…(праздничная)и…(яркая)сирень. Посмотришь на неё и остановишься…(поражённый). Вот склонились…(тяжёлые) кисти…(серебристой),…(лиловой) и …(тёмно- красной) сирени. Весь букет окаймляют…(изумрудные) листья. Когда смотришь на эту…(прекрасную) сирень, то как будто чувствуешь её…(благоухающий) аромат. Кажется, …(чудесный) и…(душистый) запах наполняет всю комнату. Эти …(роскошные),…(свежие) грозди хочется взять в руки и подарить.

9. Примеры сочинений.

10. Самостоятельная работа учащихся.(можно в качестве домашнего задания)

Не каждый художник, пишущий натюрморты и красоту природы в целом, способен передать всю полноту красок окружающего нас мира, передать чувства и настрой, а также показать, что природа жива, что она способна радовать человека и быть прекраснейшей частью этого мира, его «легкими». Это в полной мере удалось показать Петру Кончаловскому в своей картине «Сирень в корзине», которая с первого взгляда окунает в мир света и тепла.

Цветы на картинах художников всегда одинаковые?

Казалось бы, если один и тот же цветок, букет изображают несколько художников, они должны выглядеть практически одинаково, однако это совершенно не так, а, скорее даже наоборот. Кончаловский был не единственным, которому очень нравилось изображать на картинах именно цветы, однако его сирень на данном полотне не похожа на работы других авторов. Цветы очень яркие, сирень выразительная, а при просмотре картины буквально чувствуется тот аромат, который источается от букета. Представляется, как сирень была недавно срезана, как она свежа и чиста.


Сирень не просто здесь красива, она наполняет человеческое сердце теплотой, дарит ощущение чего-то прекрасного и заставляет на мгновение отлучиться от ежедневных проблем, окунуться в мир совершенства и красоты. Такое не под силу сотворить человеку, сирень здесь представлена идеальной, такой совершенной, которую смогла сотворить одна лишь природа. Именно поэтому при взгляде на картину хочется приобщиться к этому прекрасному, забрать чуточку для себя, чтобы хоть немного стать счастливее.

О чем «говорит» сирень

Сирень на картине представлена несколькими цветами:


  • лиловым;

  • белым;

  • красным;

  • синим.

Именно такое сочетание оттенков делает букет более интересным, колоритным. Отмечается, что непосредственно для того, чтобы выделить сирень и показать ее пышность автор сделал фон не ярким, а достаточно размытым, он будто бы является всего лишь тенью удивительного букета.



Создается впечатление, что на картине изображено утро. Сирень только что проснулась, однако ее сразу же срезали и поставили в плетеную корзинку, но от нее все еще продолжает веять ночной прохладой. Солнышко приветливо пробирается в дом и чувствуется, как его лучи постепенно рассеивают ночь, даря букету сирень новую гамму оттенков.


Листья сирень ярко-зеленые, они будто бы глянцевые и отражают каждый лучик раннего солнышка. Кончаловский мастерски проработал каждую деталь картины, здесь прорисован всякий лепесток. Именно поэтому букет выглядит очень реалистично, будто бы смотрящий находится непосредственно перед ним.


Особенно колоритно смотрятся грозди сирень, они влажные, тяжелые. Такие увесистые пушистые цветы создают впечатление, что перед нами вовсе не сирень, а прекрасный и благоухающий виноград.