Робер делоне синхронный диск. Как робера делоне вдохновляли авиаторы


Стиль: Влияние:

Биография

Робер Делоне родился в 1885 году в Париже. Его родители рано развелись, он воспитывался дядей. После службы в армии познакомился в 1908 году с приехавшей из Одессы Соней Терк , в 1910 году они поженились. В 1908 году становится членом группы «Золотое сечение». В 1911 году Делоне участвует в выставке группы «Синий всадник » в Мюнхене . Годы Первой мировой войны провели в Испании и Португалии , в 1921 году вернулись в Париж. В 1937 году Робер и Соня Делоне вместе участвовали в оформлении Всемирной выставки в Париже. С началом Второй мировой войны он укрылся в Оверни , но был уже тяжело болен и вскоре скончался от рака .

Сын Робера и Сони, Шарль Делоне ( -) был пропагандистом и историком джаза .

Творчество

Начинал под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна . Остро чувствовал движение, ритм. С 1912 года вместе со своей женой Соней Терк-Делоне пришёл от кубизма к своеобразной манере абстрактной живописи , которую Гийом Аполлинер назвал орфизмом . В эстетической концепции Делоне, в отличие от теорий основоположников абстракционизма Кандинского и Мондриана , идеалистическая метафизика отвергалась; основной задачей абстракционизма художнику представлялось исследование динамических качеств цвета и других свойств художественного языка . Делоне был близок к Синему всаднику , переписывался с Кандинским и Маке . Автор ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них («О свете», ) перевёл на немецкий язык Пауль Клее , она была опубликована в журнале «Sturm» ().

Избранные работы

  • Эйфелева башня с деревьями ()
  • Марсово поле: Красная башня ( -)
  • Одновременные окна ()
  • Футбол ()
  • Португалка ()
  • Обнажённая с книгой (ок. )
  • Круговые формы ()
  • Ритмы: Радость жизни ()
  • Бесконечный ритм ()

    Delaunay ChampDeMars.jpg

    Марсово поле: Красная башня (1911-1923)

    Robert Delaunay L"homme à la tulipe (Portrait de Jean Metzinger) 1906.jpg

    Робер Делоне Портрет Жана Метценже (1906)

Наследие

Работы Робера Делоне представлены во многих крупных музеях мира от Шотландии до Японии и Австралии .

Делоне об искусстве

  • The new art of color: the writings of Robert and Sonia Delaunay. New York: Viking Press, 1978.

Галерея

    Brooklyn Museum - In the Garden (Dans le jardin) - Robert Delaunay.jpg

    В саду (Dans le jardin) (1904)

    Robert Delaunay Paysage Le rocher devant la mer c1904.jpg

    Пейзаж: скала перед морем (Paysage: Le rocher devant la mer) (1904)

    Robert Delaunay Paysage montagneux 1904.jpg

    Гористый пейзаж (Paysage montagneux)

    Robert Delaunay Paysage les meules 1905.jpg

    Пейзаж со стогами (Paysage, les meules) (1905)

    Delaunay -- Paysage au disque, 1906.jpg

    Пейзаж с диском (Paysage au disque) (1906)

    Robert Delaunay Nature morte au vase de fleurs c1907.jpg

    Натюрморт. Ваза с цветами (Nature morte au vase de fleurs) (1907)

    Delaunay - Tour Eiffel.jpeg

    Эйфелева башня (Tour Eiffel) (1911)

    Delaunay-Windows.jpg

    Одновременные окна в городе (Les Fenêtres) (1912)

    Robert Delaunay - Simultaneous Contrasts-Sun and Moon - 1912.jpg

    Солнце и Луна (1912)

    Robert Delaunay Les trois grâces 1912.jpg

    Три грации (Les trois grâces) (1912)

    Robert Delaunay Paysage de Laon 1912.jpg

    Пейзаж в Лаоне (Paysage de LaonЪ (1912)

    The Rainbow oil on canvas painting by Robert Delaunay, 1913.JPG

    Радуга (1913)

    Delaunay Disque simultané.jpg

    Синхронный диск (Disque simultané) (1912-1913)

    Robert Delaunay L"Équipe de Cardiff 1913 München.jpg

    Команда Кардиффа (L"Équipe de Cardiff) (1913) 1-й вариант

    Robert Delaunay L"Équipe de Cardiff drawing 1913.jpg

    Команда Кардиффа (L"Équipe de Cardiff) (1913) 2-й вариант

    Delaunay Portuguese Woman.jpg

    Португалка (Femme portugaise) (1915)

    Female Nude Reading by Robert Delaunay, San Diego Museum of Art.JPG

    Обнажённая с книгой (Femme nue lisant) (1915)

    Robert Delaunay Portrait de Madame Heim c1926-1927.jpg

    Поррет Мадам Хейм (1926-1927)

    Robert Delaunay Vue du Quai du Louvre 1928.jpg

    Вид набережной Лувра (Vue du Quai du Louvre) (1928)

    Robert Delaunay Rythme c1932.jpg

    Ритм (Rythme) (1932)

    Robert Delaunay Rythme I c1934.jpg

    Ритм I (Rythme I) 1934

    "Endless Rhythm" by Robert Delaunay, Tate Modern.JPG

    Бесконечный ритм (Rythme sans fin)

    Robert Delaunay Relief-disques 1936.jpg

    Relief-disques (1936)

    Robert Delaunay Air fer et eau étude 1937.jpg

    Воздух, железо и вода (Air fer et eau) (этюд) (1937)

Напишите отзыв о статье "Делоне, Робер"

Примечания

Литература

  • Dorival B. Robert Delaunay, 1885-1941. Bruxelles: J. Damase, 1975
  • Buckberrough S.A.Robert Delaunay: the discovery of simultaneity. Ann Arbor: UMI Research Press, 1982

Ссылки

Отрывок, характеризующий Делоне, Робер

– Бабьи толки, бабьи толки! – проговорил Алпатыч.
– Так то и я сужу, Яков Алпатыч. Я говорю, приказ есть, что не пустят его, – значит, верно. Да и мужики по три рубля с подводы просят – креста на них нет!
Яков Алпатыч невнимательно слушал. Он потребовал самовар и сена лошадям и, напившись чаю, лег спать.
Всю ночь мимо постоялого двора двигались на улице войска. На другой день Алпатыч надел камзол, который он надевал только в городе, и пошел по делам. Утро было солнечное, и с восьми часов было уже жарко. Дорогой день для уборки хлеба, как думал Алпатыч. За городом с раннего утра слышались выстрелы.
С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба. На улицах было много народу, куда то спешащего, много солдат, но так же, как и всегда, ездили извозчики, купцы стояли у лавок и в церквах шла служба. Алпатыч прошел в лавки, в присутственные места, на почту и к губернатору. В присутственных местах, в лавках, на почте все говорили о войске, о неприятеле, который уже напал на город; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоивать друг друга.
У дома губернатора Алпатыч нашел большое количество народа, казаков и дорожный экипаж, принадлежавший губернатору. На крыльце Яков Алпатыч встретил двух господ дворян, из которых одного он знал. Знакомый ему дворянин, бывший исправник, говорил с жаром.
– Ведь это не шутки шутить, – говорил он. – Хорошо, кто один. Одна голова и бедна – так одна, а то ведь тринадцать человек семьи, да все имущество… Довели, что пропадать всем, что ж это за начальство после этого?.. Эх, перевешал бы разбойников…
– Да ну, будет, – говорил другой.
– А мне что за дело, пускай слышит! Что ж, мы не собаки, – сказал бывший исправник и, оглянувшись, увидал Алпатыча.
– А, Яков Алпатыч, ты зачем?
– По приказанию его сиятельства, к господину губернатору, – отвечал Алпатыч, гордо поднимая голову и закладывая руку за пазуху, что он делал всегда, когда упоминал о князе… – Изволили приказать осведомиться о положении дел, – сказал он.
– Да вот и узнавай, – прокричал помещик, – довели, что ни подвод, ничего!.. Вот она, слышишь? – сказал он, указывая на ту сторону, откуда слышались выстрелы.
– Довели, что погибать всем… разбойники! – опять проговорил он и сошел с крыльца.
Алпатыч покачал головой и пошел на лестницу. В приемной были купцы, женщины, чиновники, молча переглядывавшиеся между собой. Дверь кабинета отворилась, все встали с мест и подвинулись вперед. Из двери выбежал чиновник, поговорил что то с купцом, кликнул за собой толстого чиновника с крестом на шее и скрылся опять в дверь, видимо, избегая всех обращенных к нему взглядов и вопросов. Алпатыч продвинулся вперед и при следующем выходе чиновника, заложив руку зазастегнутый сюртук, обратился к чиновнику, подавая ему два письма.
– Господину барону Ашу от генерала аншефа князя Болконского, – провозгласил он так торжественно и значительно, что чиновник обратился к нему и взял его письмо. Через несколько минут губернатор принял Алпатыча и поспешно сказал ему:
– Доложи князю и княжне, что мне ничего не известно было: я поступал по высшим приказаниям – вот…
Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.

ДЕЛОНЕ (Delaunay) Робер (12.4.1885, Париж - 25.10.1941, Монпелье), французский живописец, график, сценограф. В 1902-1904 годах занимался в парижской студии сценографа Э. Ронсена. Обратился к живописи в 1904, под влиянием мастеров понт-авенской школы, неоимпрессионизма, а также П. Сезанна; увлёкся эффектами «симультанного цветового контраста» («Натюрморт с вазой», 1907, Национальный музей современного искусства, Париж; автопортреты). К 1909-11 относятся серии городских пейзажей («Сен-Северен», «Города», «Эйфелева башня»; огромное полотно «Город Париж», 1910-12, Национальный музей современного искусства), в которых кубистически расчленённые формы включаются в экспрессивные динамические композиции. Знакомство с В. В. Кандинским, участие в мюнхенской выставке «Синий всадник» (1911) положили начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками; в 1912 он примкнул к кубистической группировке «Золотое сечение». С 1912 Делоне обратился к беспредметной живописи, став (вместе с женой, С. Делоне-Терк) основоположником орфизма, одной из форм европейского абстракционизма. В серии «Окна» (1912) композиции выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов; в сериях «Диски» и «Круговые формы» (1912-13) контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения. Абстрактные картины Делоне - чисто пластические конструкции, исключающие какое-либо метафизическое истолкование.

В 1914-20 супруги Делоне жили в Португалии и Испании, где сотрудничали с Русским балетом Дягилева («Клеопатра» А. С. Аренского, 1918; декорации Делоне, костюмы - С. Делоне-Терк). Вернувшись в Париж в 1920, Делоне сблизился с дадаистами, оформил спектакль «Le Coeur à gaz» Т. Тцара (1923). В 1920-е годы создавал также реалистические портреты своих друзей (А. Бретон, Т. Тцара, Л. Арагон, В. В. Маяковский и др.). В 1930-х годах был членом ассоциаций «Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество»; вновь обратился к абстракции (серии «Чистые ритмы», «Бесконечные ритмы» и др.), занимался печатной графикой, плакатом. Выполнил (совместно с С. Делоне-Терк) ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки в Париже (1937).

Соч.: Du cubisme à l’art abstrait / Éd. Р. Francastel. Р., 1957; The new art of color: the writings of R. and S. Delaunay. N. Y., 1978; Zur Malerei der reinen Farbe: Schriften, 1912-1940. Мünch., 1983.

Лит.: Vriesen G., Imdahl М. R. Delaunay. Licht und Farbe. Кöln, 1967; Dorival В. R. Delaunay. Р., 1975; Buckberrough S. А. R. Delaunay. The discovery of simultaneity. Ann Arbor, 1982; Molinari D. R. Delaunay, S. Delaunay. Р., 1987; Bernier G., Schneider-Maunoury М. R. et S. Delaunay, naissance de l’art abstrait. Р., 1995; R. Delaunay: 1906-1914, de l’impressionnisme à l’abstraction. (Cat.). Р., 1999.

от /лат./ abstractio - удаление, отвлечение (с 1910 года)

Направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Символ , искусство, появилось в 1910-е годы, основав новую традицию, не связанную с изображением. Отказ от концепции , освободил искусство от необходимости подражать реальности и открыл широчайшие возможности для экспериментов с формой и цветом, что осуществляли многочисленные представители .

Рождение абстракции относится ко времени создания Кандинским - "Первой абстрактной акварели", датированной 1910 годом, возможно задним числом, поскольку настоящей датой появления абстракции следует считать выход его статьи "О духовном в искусстве" (1912). Последовательная трансформация реальности - что впервые стали делать импрессионисты и постимпрессионисты - закономерно привела к появлению абстрактного искусства. На его становление повлияло открытие изобразительной традиции востока, с его "иной" фигуративностью, примитивизм (от африканского искусства до народных икон). Его обогатили формальные находки Пикассо и Матисса. В своем удалении от реального мира, беспредметное искусство оставляло за собой сферу духовного и , обращаясь к идеалистической философии, теософии и музыке.

С самого начала абстрактное искусство развивалось в двух направлениях. Первое направление – геометрическая абстракция, для неё характерны правильные, четко очерченные конфигурации. В этом направлении работали русский художник Казимир Малевич, голландец Пит Мондриан, француз Робер Делоне. Второе направление – лирическая абстракция. Художники, работающие в этом направлении, предпочитали свободно текущую форму, наполненную мерцающими, пульсирующими цветами. Основоположником этого направления абстракционизма был русский художник Василий Кандинский. Художник-абстракционист по особому воспринимает мир, он не копирует его, а вступает с ним в диалог. Абстракционизм стремится показать духовную реальность, которая лежит за пределами чувственного восприятия мира, это побуждает художника к напряженным философско-эстетическим поискам.

"Если художник использует абстрактные средства выражения, это ещё не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мёртвых треугольников, будь они белыми или зелёными, чем мёртвых куриц, мёртвых лошадей и мёртвых гитар. Стать реалистическим академиком можно так же легко, как абстрактным академиком. Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом". - Василий Кандинский.

Художники: Василий Кандинский (Wassily Kandinsky), Казимир Малевич (Kazimir Malevich) , Пит Мондриан (Piet Mondriaan) , Джакомо Балла (Giacomo Balla) , Робер Делоне (Robert Delaunay) , Соня Терк-Делоне (Sonia Delaunay-Terk) , Пауль Клее (Paul Klee) , Франтишек Купка (Frantisek Kupka) , Фернан Леже (Joseph Fernand Henri Leger ;), Александр Родченко (Alexander Rodchenko ) , Тео Ван Дуйсбург (Theo van Doesburg) .

Выставка: 1936, Нью-Йорк, Музей современного искусства "Кубизм и абстрактное искусство".

Текст: В.Кандинский "О духовном в искусстве", 1912.

Описание некоторых произведений :

Пит Мондриан "Цветущая яблоня", 1912. Холст, масло. Гаага ( Нидерланды) , Гемеентемузеум. В картине "Цветущаяя яблоня", заявленная в названии связь с реальностью исчезает в сложной партитуре линий. Черные штрихи напоминают растительные формы, они структурируют растительную поверхность, составленную оттенками зеленого, голубого и розового. Мондриан изучал теософию. Он выбрал дерево, как символ духовного восхождения и оппозиции земли и неба. Этот мотив соответствовал диалектике взаимодействия горизонталей и вертикалей в его неопластических произведениях.

Пит Мондриан "Цветущая яблоня", 1912

Робер Делоне "Одновременно открытые окна", 1912. Холст, масло. Лондон, галерея Тейт. Картина входит в серию "Окна". Она состоит из двадцати трех картин и рисунков, выполненых художником в 1912 году и впервые показанных в Берлине в 1913-м. Делоне выбирает знаковый мотив европейской художественной традиции, окно, но приходит к формальному решению, в котором оптический эффект, явно преобладает над содержанием. "Эйфелева башня - Парижский сувенир", как гласит надпись внизу, - превратилась в призрак, едва различимый в сетке квадратов, из которых состоит композиция. Граненые поверхности и решетки, типичные для кубизма, здесь дополнены цветовым ритмом. Кубики окрашены в прозрачные и яркие тона цветовой призмы: "симультанные" цвета, как назвал их сам художник, обращаясь к разработанной неоимпрессионистами теории контрастов и оптического смешения.

) нового арт-стиля — «орфизма». Динамику движения и музыкальность ритмов выражал с помощью выделенных им закономерностей взаимопроникновения основных цветов спектра и взаимопересечения криволинейных поверхностей. Автор городских пейзажей ("Красная Эйфелева башня", 1910, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк; "Город Париж", 1910-12, Национальный музей современного искусства, Париж), лаконичных натюрмортов ("Кофейник, португальский натюрморт", 1915-16, там же), портретов ("Ф. Супо", 1922, Национальный центр искусства и культуры им. Ж. Помпиду, Париж), росписей (в павильоне железных дорог и аэронавтики на Международной выставке 1937 в Париже).

Robert Delaunay, La Ville de Paris, 1910-1912


Робер Делоне. Три Грации. 1912

Р.Делоне. Эйфелева башня

Delaunay, Robert-Study of Tower

Delaunay, Robert-Homage to Bleriot.

Дань уважения Блерио, 1922, Художественный музей, Базель

Картина Робера Делоне «Дань уважения Блерио». В этой композиции, которая на первый взгляд кажется абстрактной, закрученные спирали и вращающиеся цветовые диски образуют некий лирический узор на поверхности листа бумаги. При более пристальном рассмотрении мы замечаем Эйфелеву башню справа, а также крылья и пропеллер аэроплана слева. Эти элементы, в сочетании с плывущими по небу формами, призваны прославить первый перелет через Ла-Манш, предпринятый Луи Блерио в 1909 году. Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. Эта акварель является предварительным эскизом большою коллажа того же названия, который находится в Художественном музее в Базеле.

Delaunay, Robert-Sun Tower and Plane

Delaunay, Robert-Propeller and melodic

Delaunay, Robert-Air iron and Water

Delaunay, Robert-Cadence 2

Delaunay, Robert-Cadence Color.

Delaunay, Robert-Electric.

Delaunay, Robert-The pig eddy

Delaunay, Robert-The nude female is reading

Delaunay, Robert-Portrait

Delaunay, Robert-Tall Portuguese-s fem.

Delaunay, Robert-Tall Portuguese-s fem 2

Delaunay, Robert-Window

Delaunay, Robert-The Window towards to City.

R.Dalaunay. NATURE MORTE PORTUGAISE.1916

R. Delaunay. NATURE MORTE PORTUGAISE. 1916

Delaunay, Robert-Parrot and Still life

Robert Delaunay, 1910-1911, Musée National d"Art Moderne, Centre George Pompidou, París

Delaunay, Robert-Self-Portrait

Delaunay, Robert-Tower 2

Saint-Séverin--1909-1910-Robert-Delaunay

Delaunay, Robert-Church.

R.Dalaunay. Portrait D"Helene Marre. 1923

Delaunay, Robert-The three Graces 2.

Delaunay, Robert-Dress

Delaunay, Robert-Dress

Delaunay, Robert-Dress.




Delaunay, Robert-The Fem holding parasol

Delaunay, Robert-Team




Delaunay, Robert-Tower

Delaunay, Robert-Tower

Delaunay, Robert-The Fam holding parasol


Delaunay, Robert-Propeller Motor and helm

Delaunay, Robert-Propeller

Делоне , Соня и Робер.

Робер Делоне родился 12 апреля 1885 года в Париже. Его родители рано развелись, он воспитывался дядей. После службы в армии в 1908 году - познакомился с приехавшей из Одессы Соней Терк, в 1910 году они поженились. Годы Первой мировой войны семья Делоне провела в Испании и Португалии, в 1921 году они вернулись в Париж. Начинал свой творческий путь Делоне под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. Он остро чувствовал движение, ритмику, динамичность изображаемых событий. В 1912 году вместе со своей женой Соней Терк-Делоне пришел от кубизма к своеобразной манере абстрактной живописи, которую Гийом Аполлинер назвал орфизмом. Был близок к творческому объединению «Синий всадник», переписывался с Кандинским и Марке. Делоне являлся автором ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них «О свете» перевел на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Шторм» в 1913 году.
Наиболее известные работы художника Делоне: «Эйфелева башня с деревьями» (1910), «Марсово поле: Красная башня» (1911—1923), «Одновременные окна» (1912), «Футбол» (1916), «Португалка» (1916), «Обнажённая с книгой» (ок. 1920), «Круговые формы» (1930), «Ритмы: Радость жизни» (1930), «Бесконечный ритм» (1934) и другие картины. В 1937 году Робер и Соня Делоне вместе участвовали в оформлении Всемирной выставки в Париже. С началом Второй мировой войны Делоне укрылся в Оверни, но был уже тяжело болен и вскоре скончался от рака 25 октября 1941 в Монпелье.
Делоне Соня (1885-1979), французская художница. Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисунки для тканей, сценография, монументально-оформительское искусство). Ее декоративные композиции в духе орфизма и футуризма — характерный пример арт деко. Они проникнуты тонким ощущением динамически меняющейся, праздничной или бытовой жизненной среды.
Сын Робера Делоне и Сони Терк, Шарль Делоне (1911—1988) был пропагандистом и историком джаза.
Картина Робера Делоне «Дань уважения Блерио».
В этой композиции, которая на первый взгляд кажется абстрактной, закрученные спирали и вращающиеся цветовые диски образуют некий лирический узор на поверхности листа бумаги. При более пристальном рассмотрении мы замечаем Эйфелеву башню справа, а также крылья и пропеллер аэроплана слева. Эти элементы, в сочетании с плывущими по небу формами, призваны прославить первый перелет через Ла-Манш, предпринятый Луи Блерио в 1909 году. Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. Эта акварель является предварительным эскизом большою коллажа того же названия, который находится в Художественном музее в Базеле. Делоне использовал цвет для создания чисто абстрактных картин: формы и образы в них порождались воображением и не имели никакого отношения к видимому миру. Этот стиль живописи, тесно связанный с музыкой, был назван орфизмом - термин, придуманный поэтом Гийомом Аполлинером.

Роберт Делоне - цитаты.

Движение произведено связью нечётных элементов, контрастов цветов между собой, которые составляют действительность. Эта действительность обеспечена необъятностью, и это тогда становятся ритмичной одновременной работой. Одновременная работа в свете - гармония, ритм цветов, который создаёт видение человека. Человеческое видение обеспечено самой большой действительностью, непосредственно от рассмотрения Вселенной. Глаз наиболее очищен из наших чувств, чем то, что связывается наиболее непосредственно с нашим мнением, нашим сознанием.
. Идея относительно жизненного движения мира и его движения - одновременная работа.
. Свет по происхождению создаёт перемещение цветов.
. Импрессионизм - это рождение света в живописи.
. С другой стороны, художник может многое сделать в области цветового конструирования, которое так мало изучено и так темно, и вряд ли восходит дальше, чем до начала импрессионизма.
. Искусство в природе является ритмичным и имеет ужас ограничения. Если искусство связывает себя с объектом, оно становится описательным, пуантилистским, литературным.
. Наше понимание является коррелятивным к нашему восприятию.
. Природа порождает науку живописи.
. Чтобы Искусство достигло предела величественности, оно должно влиять на наше гармоническое видение: ясность. Ясность есть цвет, пропорция; эти размеры составлены из разнообразных элементов, одновременно вовлекая в действие. Это действие должно быть представительной гармонией, синхронным движением света, который является единственной действительностью.


Delaunay, Robert-Simulaneous Contrasts Sun and Moon 2


Робер Делоне. Автопортрет. 1905-1906 гг.

Французский художник, один из основоположников нового арт-стиля - «орфизма».

Робер Делоне родился 12 апреля 1885 года в Париже. Его родители рано развелись, он воспитывался дядей. После службы
в армии в 1908 году - познакомился с приехавшей из Одессы Соней Терк, в 1910 году они поженились. Годы Первой мировой
войны семья Делоне провела в Испании и Португалии, в 1921 году они вернулись в Париж.
Начинал свой творческий путь Делоне под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. Он остро чувствовал
движение, ритмику, динамичность изображаемых событий. В 1912 году вместе со своей женой Соней Терк-Делоне пришел
от кубизма к своеобразной манере абстрактной живописи, которую Гийом Аполлинер назвал орфизмом. Был близок к
творческому объединению «Синий всадник», переписывался с Кандинским и Марке.
Делоне являлся автором ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них «О свете» перевел на немецкий
язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Шторм» в 1913 году.


Марсово поле: Красная башня 1911-1923, Институт искусства, Чикаго

Наиболее известные работы художника Делоне: «Эйфелева башня с деревьями» (1910), «Марсово поле: Красная башня»
(1911-1923), «Одновременные окна» (1912), «Футбол» (1916), «Португалка» (1916), «Обнажённая с книгой» (ок. 1920),
«Круговые формы» (1930), «Ритмы: Радость жизни» (1930), «Бесконечный ритм» (1934) и другие картины. В 1937 году
Робер и Соня Делоне вместе участвовали в оформлении Всемирной выставки в Париже. С началом Второй мировой войны
Делоне укрылся в Оверни, но был уже тяжело болен и вскоре скончался от рака 25 октября 1941 в Монпелье.
Делоне Соня (1885-1979), французская художница. Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисунки
для тканей, сценография, монументально-оформительское искусство). Ее декоративные композиции в духе орфизма и
футуризма - характерный пример арт деко. Они проникнуты тонким ощущением динамически меняющейся, праздничной или
бытовой жизненной среды.
Сын Робера Делоне и Сони Терк, Шарль Делоне (1911-1988) был пропагандистом и историком джаза.


Дань уважения Блерио, 1922 Художественный музей, Базель

Картина Робера Делоне «Дань уважения Блерио».
В этой композиции, которая на первый взгляд кажется абстрактной, закрученные спирали и вращающиеся цветовые диски
образуют некий лирический узор на поверхности листа бумаги. При более пристальном рассмотрении мы замечаем Эйфелеву
башню справа, а также крылья и пропеллер аэроплана слева. Эти элементы, в сочетании с плывущими по небу формами,
призваны прославить первый перелет через Ла-Манш, предпринятый Луи Блерио в 1909 году. Художники часто прибегали
к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. Эта акварель является предварительным эскизом большою
коллажа того же названия, который находится в Художественном музее в Базеле. Делоне использовал цвет для создания
чисто абстрактных картин: формы и образы в них порождались воображением и не имели никакого отношения к видимому миру.
Этот стиль живописи, тесно связанный с музыкой, был назван орфизмом - термин, придуманный поэтом Гийомом Аполлинером.


Робер Делоне Портрет Жана Метценже (1906)


Одновременные окна в городе (Les Fenêtres) (1912)


Солнце и Луна (1912)


Три грации (Les trois grâces) (1912)


Пейзаж в Лаоне (Paysage de LaonЪ (1912)