Расходы на оплату услуг банка усн. Расходы банка при УСН «доходы минус расходы Комиссия банка включается в расходы при усн


В зависимости от вида совершаемых операций отношения между банком и организацией (клиентом) могут регулироваться:

  • договором банковского счета (ст. 845 ГК РФ);
  • договором банковского вклада (ст. 834 ГК РФ);
  • кредитным договором (ст. 819 ГК РФ);
  • другими договорами, в которых закрепляются условия этих взаимоотношений (например, договором финансирования под уступку денежного требования (факторинг)).

В рамках заключенных договоров банки вправе:

  • открывать и вести банковские счета организаций;
  • заниматься расчетно-кассовым обслуживанием (осуществлять платежи по поручению организаций (в т. ч. с помощью системы «Банк–Клиент»), проводить инкассацию, выдавать наличные деньги и др.);
  • покупать и продавать иностранную валюту (в наличной и безналичной формах);
  • выдавать кредиты (открывать кредитные линии), предоставлять поручительства, банковские гарантии;
  • принимать в доверительное управление денежные средства и иное имущество;
  • сдавать в аренду специальные помещения (сейфы, ячейки) для хранения документов и ценностей;
  • проводить лизинговые операции (как правило, в качестве лизингодателя);
  • оказывать клиентам другие услуги.

Полный перечень банковских операций приведен в статье 5 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1.

За обслуживание организаций банки взимают с них плату (комиссию) в соответствии с условиями заключенных договоров. Плату за свои услуги банк списывает со счета организации и оформляет банковский ордер. Такое списание может осуществляться с предварительным согласием (акцептом) и без согласия плательщика (п. 9.3 Положения, утвержденного Банком России 19 июня 2012 г. № 383-П).

Бухучет

В бухучете затраты, связанные с оплатой банковских услуг, отражайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). В зависимости от условий договора на дату признания расходов сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 76 (60)

– отражены расходы по оплате услуг банка (банковская комиссия).

Фактическое списание суммы расходов с расчетного счета отразите проводкой:

Дебет 76 (60) Кредит 51

– оплачены услуги банка (списана банковская комиссия).

В таком же порядке учитываются расходы, связанные с установкой и обслуживанием системы «Банк-Клиент»(п. 18 ПБУ 10/99).

Для организаций, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, предусмотрен особый порядок учета расходов (ч. 4, 5 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Существуют особенности и в бухучете такого вида банковских расходов, как проценты за кредиты, предоставленные организации . Например, проценты по кредиту, привлеченному для приобретения (строительства) инвестиционных активов, по общему правилу нужно включить в их первоначальную стоимость. Организации, которые вправе вести бухучет в упрощенном виде, все проценты по кредитам и займам могут включать в состав прочих расходов.

ОСНО

При расчете налога на прибыль расходы на оплату банковских услуг можно учесть двумя способами:

  • в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • в составе внереализационных расходов (подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Порядок классификации таких расходов налоговым законодательством не установлен. Поэтому организация может разработать его самостоятельно (п. 4 ст. 252 НК РФ). Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 20 апреля 2009 г. № 03-03-06/2/88, от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/1/167 и постановления ФАС Московского округа от 21 мая 2008 г. № КА-А40/3937-08 и Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2006 г. № А33-21067/05-Ф02-1877/06-С1.

Если организация определяет налог на прибыль методом начисления, расходы на оплату банковских услуг включите в расчет налоговой базы в том месяце, в котором эти расходы возникли по условиям банковского договора (абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ). При использовании кассового метода такие расходы признаются в момент списания денег с расчетного счета (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Об особенностях налогового учета расходов на факторинговое обслуживание см. Как отразить в учете получение финансирования по договору факторинга .

Ситуация: можно ли при методе начисления учесть банковские расходы вновь созданной организации? Расходы понесены на начальном этапе деятельности, направленной на получение доходов, когда организация доходов еще не получала.

Да, можно.

Глава 25 Налогового кодекса РФ не основывается на принципе соответствия доходов и расходов. Следовательно, при расчете налога на прибыль организация вправе учесть расходы, понесенные как в периоды получения доходов, так и в периоды, в которых доходов не было. Главное условие – деятельность организации в целом направлена на получение доходов. Даже если доходы будут получены в будущем. Поэтому, если организация несет затраты, рассчитывая в дальнейшем получить выручку, их можно учесть при расчете налога на прибыль. Аналогичный вывод содержится в письмах ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356, от 27 сентября 2004 г. № 02-5-11/162. Такого же мнения придерживаются и суды (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 2 мая 2006 г. № А56-18791/2005, Волго-Вятского округа от 9 июня 2006 г. № А38-4713-12/257-2005(12/7-2006), Уральского округа от 9 августа 2005 г. № Ф09-3333/05-С1).

Затраты на оплату банковских услуг можно учесть либо в составе прочих, либо в составе внереализационных расходов (подп. 25 п. 1 ст. 264, подп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Банковские расходы не связаны напрямую с производством и реализацией, поэтому при расчете налога на прибыль их можно учесть в том же порядке, который предусмотрен для учета косвенных расходов (п. 2 ст. 318 НК РФ).

При расчете налога на прибыль организация вправе учесть косвенные расходы, понесенные в те периоды, когда у нее не было доходов. Если по итогам налогового периода такие расходы привели к убытку, его сумму можно перенести на будущее (п. 1 ст. 283 НК РФ). Это следует из письма Минфина России от 6 марта 2008 г. № 03-03-06/1/153. Такая же точка зрения отражена и в письме Минфина России от 23 января 2009 г. № 03-11-06/2/5. Несмотря на то что это письмо адресовано организации, применяющей упрощенку, им могут руководствоваться и организации, применяющие общую систему налогообложения.

Положения пункта 1 статьи 283 Налогового кодекса РФ распространяются в том числе и на вновь созданные организации. Таким образом, косвенные расходы, связанные с деятельностью организации на начальном этапе, когда у нее еще не было доходов, уменьшают налогооблагаемую прибыль (письма Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/821, от 10 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/265).

Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства занимали другую позицию. В письмах Минфина России от 13 октября 2006 г. № 03-03-04/1/691 и УФНС России по г. Москве от 26 декабря 2006 г. № 20-12/115092 говорилось, что при расчете налога на прибыль вновь созданная организация, не получающая доходов, не вправе учитывать текущие расходы. Основным аргументом в подтверждение этой позиции было отсутствие у организации деятельности, направленной на получение доходов.

С выходом более поздних разъяснений прежняя точка зрения Минфина России и налоговой службы утратила свою актуальность.

Банковские операции, перечисленные в статье 5 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (кроме инкассации), освобождены от обложения НДС (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако на практике банки могут оказывать организациям другие услуги (например, услуги факторинга, оформление паспортов сделок по внешнеторговым контрактам и др.). При реализации подобных услуг банки признаются плательщиками НДС. Следовательно, при выполнении всех обязательных условий суммы НДС, предъявленные банком, организация может принять к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Ситуация: облагаются ли НДС услуги банка по свидетельствованию подписей при оформлении карточки с образцами подписей и оттиска печати организации, заверению копий учредительных документов, а также по осуществлению валютного контроля?

Да, облагаются.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ не облагаются НДС банковские операции (за исключением инкассации). В перечне банковских операций, утвержденном статьей 5 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1, услуги по оформлению карточки с образцами подписей и оттиска печати организации, заверению копий учредительных документов, а также по осуществлению валютного контроля не указаны. Следовательно, такие операции к банковским не относятся и подлежат обложению НДС. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 1 ноября 2008 г. № 03-07-05/43, от 13 марта 2007 г. № 03-07-05/10 и ФНС России от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Совет : есть аргументы, согласно которым услуги банка по оформлению карточек с образцами подписей и оттиска печати не облагаются НДС. Они заключаются в следующем.

Оформление карточек с образцами подписей и оттиском печати является обязательным условием для открытия банковского счета. А значит, эту операцию нельзя рассматривать как самостоятельную услугу, облагаемую НДС. Такой вывод подтверждают некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 14 июля 2009 г. № А65-27027/2007). В связи с этим банк, оформляющий карточку для организации, может не выставить ей счет-фактуру.

В зависимости от действий банка организация:

– принимает сумму НДС к вычету, если при оформлении карточки банк выставил счет-фактуру с выделенной суммой налога (п. 1 ст. 172 НК РФ);

– включает в расходы всю стоимость услуг по оформлению карточки, если банк не выставил организации счет-фактуру.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении банковских расходов. Организация применяет общую систему налогообложения и рассчитывает налог на прибыль кассовым методом

В апреле банк, обслуживающий ЗАО «Альфа», на основании заключенных договоров оказал организации следующие услуги:
– установка системы «Банк–Клиент» сроком на 1 год – стоимость 6000 руб. Система была введена в эксплуатацию 1 апреля;
– ежемесячное обслуживание системы «Банк–Клиент» – стоимость 1000 руб. (стоимость годового обслуживания – 12 000 руб.);
– расчетно-кассовое обслуживание – стоимость 1000 руб.;

Кроме того, в апреле «Альфа» воспользовалась услугами банка по инкассации денежных средств. Стоимость услуг составила 5900 руб. (в т. ч. НДС – 900 руб.).

Расчетно-кассовое обслуживание и услуги по инкассации «Альфа» оплатила в апреле. Услуги по установке и обслуживанию системы «Банк–Клиент» были оплачены в мае.

Организация платит налог на прибыль помесячно.

При расчете налога на прибыль за апрель бухгалтер «Альфы» включил в состав расходов комиссию за расчетно-кассовое обслуживание и стоимость услуг по инкассации в общей сумме 6000 руб. (5000 руб. + 1000 руб.).

Расходы, связанные с установкой и обслуживанием системы «Банк–Клиент», учитываются при расчете налога на прибыль за май.

В апреле:

Дебет 91-2 Кредит 60

Дебет 91-2 Кредит 60

Дебет 19 Кредит 60
– 900 руб. – учтен «входной» НДС по услугам инкассации;

Дебет 68 «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 900 руб. – принят к вычету «входной» НДС;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 6000 руб. – отражены расходы на установку системы «Банк–Клиент»;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 1000 руб. – отнесена на расходы стоимость услуг по обслуживанию системы «Банк–Клиент» за апрель;

Дебет 60 Кредит 51
– 6900 руб. (1000 руб. + 5900 руб.) – списаны деньги с расчетного счета в оплату услуг банка.

При кассовом методе в налоговом учете отражаются только оплаченные расходы. Поэтому стоимость услуг по установке и обслуживанию системы «Банк–Клиент», оплаченных в мае, налогооблагаемую прибыль за апрель не уменьшают. В бухучете возникает временная разница, с которой начисляется отложенный налоговый актив.

Дебет 09 Кредит 68 «Расчеты по налогу на прибыль»
– 1400 руб. ((6000 руб. + 1000 руб.) × 20%) – начислен отложенный налоговый актив с разницы между суммой банковских расходов, отраженных в бухгалтерском и налоговом учете.

В мае:

Дебет 60 Кредит 51
– 7000 руб. (6000 руб. + 1000 руб.) – оплачены услуги по установке и обслуживанию системы «Банк–Клиент» за апрель;

Дебет 68 «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 1400 руб. – списан отложенный налоговый актив;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 1000 руб. – учтены расходы на обслуживание системы «Банк–Клиент» за май;

Дебет 60 Кредит 51
– 1000 руб. – оплачены расходы на обслуживание системы «Банк–Клиент» за май.

Такие же проводки бухгалтер «Альфы» делает в течение всего периода эксплуатации системы «Банк–Клиент».

УСН

Если организация выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, то при расчете единого налога банковские расходы налоговую базу не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, затраты на оплату банковских услуг уменьшают налоговую базу в том же порядке, что и при расчете налога на прибыль (подп. 9 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Единственное отличие – при упрощенке любые расходы признаются по мере их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). ак списать убыток прошлых лет при УСН и уменьшить налоговую базу см. в нашей статье.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении банковских расходов. Организация применяет упрощенку и рассчитывает налог с разницы между доходами и расходами

В марте банк, обслуживающий ЗАО «Альфа», на основании заключенных договоров оказал организации следующие услуги:
– установка системы «Банк-Клиент» сроком на 1 год – стоимость 6000 руб. Система была введена в эксплуатацию 1 марта;
– ежемесячное обслуживание системы «Банк-Клиент» – стоимость 1000 руб. (стоимость годового обслуживания – 12 000 руб.);
– расчетно-кассовое обслуживание – стоимость 1000 руб.

Кроме того, в марте «Альфа» воспользовалась услугами банка по инкассации денежных средств. Стоимость услуг составила 5900 руб. (в т. ч. НДС – 900 руб.).

Расчетно-кассовое обслуживание и услуги по инкассации «Альфа» оплатила в марте. Услуги по установке и обслуживанию системы «Банк-Клиент» были оплачены в апреле.

При расчете единого налога за I квартал бухгалтер «Альфы» отразил в составе расходов комиссию за расчетно-кассовое обслуживание и стоимость услуг по инкассации в общей сумме 6900 руб. (5900 руб. + 1000 руб.).

Расходы, связанные с установкой и обслуживанием системы «Банк-Клиент», учитываются при расчете единого налога за полугодие.

В бухучете «Альфы» были сделаны следующие проводки.

В марте:

Дебет 91-2 Кредит 60
– 1000 руб. – отнесена на расходы комиссия за расчетно-кассовое обслуживание;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 5000 руб. – отнесена на расходы стоимость услуг по инкассации денежных средств;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 900 руб. – отнесен на расходы «входной» НДС по услугам инкассации;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 6000 руб. – отражены расходы на установку системы «Банк-Клиент»;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 1000 руб. – отнесена на расходы стоимость услуг по обслуживанию системы «Банк-Клиент» за март;

Дебет 60 Кредит 51
– 6900 руб. (1000 руб. + 5900 руб.) – списаны деньги с расчетного счета в оплату услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание и по инкассации.

В апреле:

Дебет 60 Кредит 51
– 7000 руб. (6000 руб. + 1000 руб.) – оплачены услуги по установке и обслуживанию системы «Банк-Клиент» за март;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 1000 руб. – учтены расходы на обслуживание системы «Банк-Клиент» за апрель;

Дебет 60 Кредит 51
– 1000 руб. – оплачены расходы на обслуживание системы «Банк-Клиент» за апрель.

Данные суммы бухгалтер отразил в книге учета доходов и расходов.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому при расчете ЕНВД расходы на оплату банковских услуг не учитываются.

ОСНО и ЕНВД

Расходы на оплату услуг банка, связанные с деятельностью, которая относится к общей системе налогообложения, учтите при расчете налога на прибыль.

Банковские расходы, связанные с деятельностью, подпадающей под ЕНВД, при расчете единого налога не учитывайте. Рассчитайте ЕНВД исходя из вмененного дохода (ст. 346.29 НК РФ).

Если организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД и банковские расходы невозможно отнести к одному из видов деятельности, то такие расходы нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на оплату услуг банка. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма "Гермес"» реализует товары народного потребления оптом и в розницу на территории Московской области. В данном регионе розничная торговля переведена на уплату ЕНВД. По оптовым операциям «Гермес» применяет общую систему налогообложения (методом начисления). Налог на прибыль организация рассчитывает помесячно.

По договору банковского счета стоимость расчетно-кассового обслуживания за январь составила 1000 руб. Расходы на оплату услуг банка связаны с обоими видами деятельности. Поэтому бухгалтер «Гермеса» распределил их сумму пропорционально доходам.

За январь общая сумма доходов по всем видам деятельности составила 700 000 руб. (без НДС). Доходы от деятельности организации на общей системе налогообложения – 200 000 руб.

В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

Для раздельного учета расходов бухгалтер «Гермеса» открыл к счету 91 следующие субсчета:
– «Прочие расходы, подлежащие распределению»;
– «Прочие расходы по деятельности, переведенной на ЕНВД»;
– «Прочие расходы по деятельности на общей системе налогообложения».

В январе бухгалтер «Гермеса» распределил расходы, относящиеся к каждому виду деятельности, следующим образом.

Доля доходов от деятельности организации на общей системе налогообложения в общей сумме доходов составила:
200 000 руб. : 700 000 руб. = 0,29.

Сумма комиссии банка за расчетно-кассовое обслуживание, которая относится к деятельности на общей системе налогообложения, равна:
1000 руб. × 0,29 = 290 руб.

Сумма комиссии банка за расчетно-кассовое обслуживание, которая относится к деятельности, облагаемой ЕНВД, составляет:
1000 руб. – 290 руб. = 710 руб.

Бухгалтер «Гермеса» сделал в учете следующие записи:

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы, подлежащие распределению» Кредит 60
– 1000 руб. – отражены расходы по оплате услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы по деятельности на общей системе налогообложения» Кредит 91 субсчет «Прочие расходы, подлежащие распределению»
– 290 руб. – отражена сумма комиссии банка за расчетно-кассовое обслуживание, которая относится к деятельности на общей системе налогообложения;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы по деятельности, переведенной на ЕНВД» Кредит 91 субсчет «Прочие расходы, подлежащие распределению»
– 710 руб. – отражена сумма комиссии банка за расчетно-кассовое обслуживание, которая относится к деятельности, облагаемой ЕНВД.

При расчете налога на прибыль за январь бухгалтер «Гермеса» учел комиссию банка за расчетно-кассовое обслуживание, которая относится к деятельности на общей системе налогообложения, в сумме 290 руб.

Сумму «входного» НДС с услуг банка, выделенную в счете-фактуре, распределите по методике, установленной в пунктах 4 и 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

К полученной доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД, прибавьте сумму НДС, которую нельзя принять к вычету (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Работа каждой компании или почти любого ИП предполагает взаимодействие с банками. Конечно же, сложно представить современный бизнес, который бы не пользовался возможностью, или же не сталкивался с необходимостью вести расчеты с контрагентами и бюджетом в безналичном виде. Так что само по себе наличие расчетного счета – неотъемлемая часть ведения деятельности. Разумеется, это связано и с дополнительными расходами - ведь бесплатно кредитные учреждения не работают. Соответственно для представителей малого бизнеса, традиционно работающих на спецрежимах, возникает вполне резонный вопрос: можно ли учесть комплекс затрат на услуги банка при УСН «доходы минус расходы» .

Виды банковских расходов

Для начала поговорим о том, с какими именно банковскими расходами могут столкнуться в своей деятельности компания или индивидуальный предприниматель.

Перечень операций, осуществляемых банковскими организациями, приведен в статье 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1. Для компаний и предпринимателей в первую очередь будут интересны такие из них, как открытие и ведение банковских счетов, осуществление всевозможных расчетов по этим счетам, инкассация денежных средств, а также купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

Обычно каждый банк устанавливает свои конкретные ставки для каждой операции. Иногда стоимость банковских услуг предлагается определенным пакетом согласно тарифному плану, выбранному клиентом. Обычно, чем крупнее банк, тем выше у него ставки. Что ж, это плата за надежность. Небольшие банки, либо же новички в данном бизнесе часто предлагают сниженные тарифы обслуживания или же и вовсе отменяют комиссии за те или иные операции.

Тем не менее есть некий «повседневный» набор банковских комиссий, с которыми приходится сталкиваться регулярно. В большинстве случаев, но не всегда определенная плата взимается просто по факту заключения соглашения об открытии расчетного счета – это плата за открытие. Далее устанавливается некая сумма за ежемесячное обслуживание. Возможность работать со счетом удаленно через онлайн-доступ также может потребовать определенной оплаты. И, наконец, перевод денежных средств контрагентам или же сотрудникам также будет облагаться определенной комиссией.

Комиссия банка в расходах при УСН

Любые расходы на УСН по аналогии с расходами по налогу на прибыль должны быть прежде всего экономически оправданными. И в данном случае это требование вполне выполняется: банковские расходы при УСН «доходы минус расходы» необходимы для поддержания деятельности, и поэтому их целесообразность не может вызывать вопросов у проверяющих.

Далее нужно помнить о том, что на УСН к учету можно принимать только строго определенный и закрытый перечень расходов. Он приведен в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Расходы на банковское обслуживание при УСН приведены в этом перечне в подпункте 9, как возможные для отражения в налоговой базе затраты на оплату услуг, оказываемых кредитными организациями.

В самом Налоговом кодексе не дается четкого перечня, какие банковские услуги при УСН «доходы минус расходы» подразумеваются в вышеуказанном подпункте. Однако на выше упомянутый Закон № 395-1 от 2 декабря 1990 года ссылаются и налоговики, и специалисты финансового ведомства.

Например, в письме Минфина России № 03-11-06/2/18229 от 21 апреля 2014 года, в котором рассматривается вопрос отнесения в расходы при УСН обслуживание «банка-клиента» – системы электронных платежей, позволяющей работать со счетом удаленно. О том, что всевозможные комиссии банка учитываются в расходах при УСН, если они соответствуют перечню установленных законом банковских услуг, говорится и в других разъяснениях ведомства. Касается это, в частности, таких банковских расходов, как плата за выполнение функций агента валютного контроля , перевод зарплаты на карты работников и даже комиссия за открытие или обслуживание кредитной линии или аккредитива. Словом, любая услуга, кредитного учреждения, если она прописана в Законе № 395-1, может являться обоснованным расходом в УСН.

Расходы на услуги банка при УСН: момент отражения

Как известно, на УСН используется кассовый метод отражения доходов и расходов, который ориентируется на дату поступления или списания денежных средств. Однако при отражении затрат важно также фактическое получение товаров или услуг, которое подтверждается соответствующими накладными или актами.

Банки в большинстве своем отдельных документов по оказанным ими услугам не выставляют. Взаимодействие чаще всего происходит в удаленном режиме, и все возможные документы – платежные поручения , ордера или требования - владелец счета может распечатать в личном кабинете. Таким образом учитываются расходы на обслуживание банка в УСН на момент фактического списания тех или иных сумм комиссий с расчетного счета организации или ИП. Подтверждающим такие затраты документом является, наряду с мемориальными ордерами, сам договор обслуживания банковского счета, в котором, как правило, приводятся утвержденные банком тарифы за обслуживание.

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, использует услуги банка по перечислению денег, не учитываемых при налогообложении. Если банк за операцию взимает комиссию, можно ли такую комиссию учесть в составе расходов при расчете единого налога?

Пункт 1 статьи 346.16 Налогового кодекса (НК) содержит закрытый перечень расходов, на которые налогоплательщик, применяющий УСН, может уменьшить полученные доходы. В подпункте 9 указанного перечня говорится о расходах, связанных с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

Следовательно, комиссия, взимаемая банками, может считаться расходом, на который может быть уменьшена налоговая база по единому налогу.

Необходимо учесть, что согласно статье 252 НК расходами признаются обоснованные, то есть экономически оправданные, и документально подтвержденные затраты. Расходы в виде комиссии банка являются экономически оправданными. Необходимо документальное подтверждение расходов, что не должно составить особого труда.

Главная — Консультации

Признание дохода на УСН с объектом «доходы» при оплате через терминал

В каком порядке признается доход на УСН с объектом налогообложения «доходы», если покупатель оплачивает товар через терминал?

Реалии сегодняшнего дня таковы, что продавцам товаров (работ, услуг) приходится предлагать своим покупателям различные способы оплаты их покупки. Однако для "упрощенцев", которые уплачивают единый налог с "доходов", "пластиковые" расчеты сулят определенные налоговые потери. Это в очередной раз подтвердил Минфин в Письме от 19 сентября 2016 г. N 03-11-11/54526. Напомним, что порядок определения доходов на УСН установлен ст. 346.15 Налогового кодекса (далее — Кодекс). Пунктом 1 данной нормы закреплено, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном п. п. 1 и 2 ст. 248 Кодекса.

Путеводитель по Антананариву

То есть в состав доходов на УСН включаются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса соответственно. А поступления, поименованные в ст. 251 Кодекса, базу по "упрощенному" налогу не увеличивают. Также в состав доходов "упрощенцы" не включают полученные дивиденды, доходы, полученные в рамках осуществления "вмененной" деятельности, если УСН совмещается с уплатой ЕНВД, и доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Это следует из пп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 Кодекса.

Как бы там ни было, при определении базы по УСН в состав доходов включается выручка от реализации. Причем таковая складывается из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме (п. 2 ст. 249 НК). Соответственно, если товар оплачивается по карточке, то несмотря на то, что на расчетный счет "упрощенца" деньги поступают уже за "вычетом" банковской комиссии, в состав доходов надлежит включить полную стоимость товара без каких-либо "вычетов".

Дальнейшее развитие событий зависит от того, какой объект налогообложения выбран "упрощенцем", то есть единый налог уплачивается с "доходов" или с доходов, уменьшенных на произведенные расходы. Во втором случае при расчете "упрощенного" налога налогоплательщик вправе учесть расходы, перечень которых установлен п. 1 ст. 346.16 Кодекса. И в пп. 9 данной нормы в том числе поименованы расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

"Упрощенцам", которые выбрали объект налогообложения "доходы", в этой части повезло меньше — банковскую комиссию они не вправе учесть в расходах вне зависимости от того, что фактически данные суммы даже "не пройдут" по их счетам.

Пример. Физлицо по карте оплатило товар на сумму 10 000 руб.

На счет компании, которая применяет УСН, по этой сделке поступило 9700 руб. за минусом банковской комиссии.

При определении базы по "упрощенному" налогу компания включает в состав доходов всю сумму, уплаченную покупателем, то есть 10 000 руб.

Отметим также, что "упрощенцы" признают доходы кассовым методом. В силу п. 1 ст. 346.17 Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом. Таким образом, при осуществлении расчетов с покупателями с использованием банковских карт доход признается в момент поступления денежных средств на расчетный счет организации.

Декабрь 2016 г.

Фирмы, а также предприниматели, которые пользуются упрощенной системой налогообложения, признают все свои полученные доходы кассовым способом. То есть, в ходу платежные терминалы банка. Это означает, что налоговая база будет увеличиваться исключительно в тот момент, когда деньги поступили на расчетный счет, либо в кассу. Но, как правильно поступить тем, кто расплачивается и производит расчеты через терминал?

Сейчас очень широкое распространение получили расчеты, которые подразумевают использование таких электронных платежных систем как, WebMoney или E-port, PayCash, и Яндекс-Деньги и прочие.

Википедия об Антананариву: Антананариву на наших вики страницах.

Это, в свою очередь, позволяет многим из числа индивидуальных предпринимателей и фирм вести розничную торговлю именно через электронные магазины. А еще расчет через терминал для пополнения электронного кошелька предельно прост, так что можно и самим совершать покупки на виртуальных торговых площадках.

Глава 26, пункт второй Налогового кодекса никоим образом не запрещает налогоплательщикам, которые применяют упрощенное налогообложение, а также тем, кто занимается предпринимательской деятельностью в области розничной торговли, пользоваться электронными платежными системами для ведения расчетов со своими покупателями.

Главное в данной ситуации заключается в том, чтобы ничего не спутать во время отражении выручки. Именно этот вопрос и является «камнем преткновения» для многих:

— Имеет ли право предприниматель брать предоплату от физических или юридических лиц через платежный терминал банка на свой электронный кошелек за реализуемые товары?

— Какие документы ему нужны для подтверждения факта получения им денежных средств?

— Может он для получения денег в счет оплаты товара, кроме расчетного счета, воспользоваться банковской картой, то есть, лицевым счетом физического лица?

Ответы на такие вопросы относительно недавно дали специалисты из финансового министерства.

В первую очередь, финансисты обратили пристальное внимание на положения, описанные в пункте 1 статьи 346.17 Налогового кодекса. Там говорится о том, что в случае применения упрощенной системы налогообложения доходы определяются кассовым методом. То есть, за дату получения их будет признаваться день поступления денег на счет в банке и, соответственно, в кассу.

То же самое касается получения другого имущества, либо же имущественных прав, а также погашения задолженности и оплаты по отношению к налогоплательщику любым другим способом. Нужно взять во внимание порядок совершения электронных переводов денег в виртуальных кошельках. Это разъясняется 10 статьей 7 Закона, ступившего в силу 27 июня 2011 года. Оператор электронных денег одновременно принимает распоряжение клиента об уменьшении остатка электронных денег, а также об увеличении остатка электронных денег у получателя средств. Это и будет равняться сумме перевода.

Да, считается. Затраты на оплату банковских услуг уменьшают налоговую базу по УСН.

Обоснование данной позиции содержится ниже в материалах «Системы Главбух »


Рекомендация: Как отразить при налогообложении оплату банковских расходов. Организация применяет специальный налоговый режим

Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, затраты на оплату банковских услуг уменьшают налоговую базу в том же порядке, что и при расчете налога на прибыль ( , ст. 346.16 НК РФ). Единственное отличие – при упрощенке любые расходы признаются по мере их фактической оплаты ().*

Пример отражения в бухучете и при налогообложении банковских расходов. Организация применяет упрощенку и рассчитывает налог с разницы между доходами и расходами

В марте банк, обслуживающий ЗАО «Альфа», на основании заключенных договоров оказал организации следующие услуги:
– установка системы «Банк-Клиент» сроком на 1 год – стоимость 6000 руб. Система была введена в эксплуатацию 1 марта;
– ежемесячное обслуживание системы «Банк-Клиент» – стоимость 1000 руб. (стоимость годового обслуживания – 12 000 руб.);
– расчетно-кассовое обслуживание – стоимость 1000 руб.

Кроме того, в марте «Альфа» воспользовалась услугами банка по инкассации денежных средств. Стоимость услуг составила 5900 руб. (в т. ч. НДС – 900 руб.).

Расчетно-кассовое обслуживание и услуги по инкассации «Альфа» оплатила в марте. Услуги по установке и обслуживанию системы «Банк-Клиент» были оплачены в апреле.

При расчете единого налога за I квартал бухгалтер «Альфы» отразил в составе расходов комиссию за расчетно-кассовое обслуживание и стоимость услуг по инкассации в общей сумме 6900 руб. (5900 руб. + 1000 руб.).

Расходы, связанные с установкой и обслуживанием системы «Банк-Клиент», учитываются при расчете единого налога за полугодие.

В бухучете «Альфы» были сделаны следующие проводки.

Дебет 91-2 Кредит 60
– 1000 руб. – отнесена на расходы комиссия за расчетно-кассовое обслуживание;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 5000 руб. – отнесена на расходы стоимость услуг по инкассации денежных средств;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 900 руб. – отнесен на расходы «входной» НДС по услугам инкассации;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 6000 руб. – отражены расходы на установку системы «Банк-Клиент»;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 1000 руб. – отнесена на расходы стоимость услуг по обслуживанию системы «Банк-Клиент» за март;

Дебет 60 Кредит 51
– 6900 руб. (1000 руб. + 5900 руб.) – списаны деньги с расчетного счета в оплату услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание и по инкассации.

В апреле:

Дебет 60 Кредит 51
– 7000 руб. (6000 руб. + 1000 руб.) – оплачены услуги по установке и обслуживанию системы «Банк-Клиент» за март;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 1000 руб. – учтены расходы на обслуживание системы «Банк-Клиент» за апрель;

Дебет 60 Кредит 51
– 1000 руб. – оплачены расходы на обслуживание системы «Банк-Клиент» за апрель.

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

У бухгалтеров часто возникает вопрос о корректном отображении расходов банка в случае с УСН. В ст. 346 НК РФ перечислены все виды затрат, позволяющие минимизировать налоговую базу. В пп. 9 данной статьи даны подробные разъяснения по данному вопросу.

Затраты на финансовые услуги при упрощенке имеют два аспекта:

  1. Выплата процентных ставок по кредитам организации.
  2. Иные виды услуг, оказываемые кредитными учреждениями.

Следует учитывать, что на практике компания может вести финансовые операции не только с банками, но и другими организациями, оказывающими аналогичные услуги. Налоговый Кодекс не рассматривает этот момент. Но все типы финансовых услуг в отчете классифицируется как услуги банка при УСН, доходы минус расходы.

Список услуг по расходам

Разъяснение дает «Закон о банковской деятельности» под номером 395-1 в ст. 5. Согласно ее положениям банковские расходы при УСН «доходы минус расходы» охватывают следующие виды услуг:

  • Все виды операций с участием электронных денег;
  • Получение финансовых гарантий от банка;
  • Денежные переводы, инициированные УСН-щиком;
  • Инкассация платежных документов, ценных бумаг и денежных средств;
  • Кассовое обслуживание;
  • Размещение средств в банке от имени субъекта бизнеса;
  • Задействование средств на счету компании в банковские вклады;
  • Открытие счета и его обслуживание.

В состав затрат по упрощенке включаются комиссии за любую из вышеперечисленных услуг. Кроме того, комиссия банка входит в расходы УСН вне зависимости от размера банковской комиссии.

Большинство компаний активно пользуется банковскими картами. Такой подход оправдан скоростью перемещения финансовых активов, следовательно, ускоряет операционные процессы компании. Если в отчетном периоде проводились операции с перечислением средств на корпоративный счет, то комиссия за перевод также подлежит учету при УСН.

Существует ряд услуг, оказываемых банком, статус которых не уточнен законодательством, но затраты по ним можно учитывать в качестве показателя, снижающего размер налогооблагаемой базы. Их неполный перечень выглядит следующим образом:

  • Лизинговые операции;
  • Получение банковского поручительства со стороны налогоплательщика;
  • Передача банку имущества и денежных средств на доверительное управление;
  • Право взыскать с третьих лиц задолженность других лиц;
  • Аренда у банка сейфовых ячеек, помещений и другого имущества;
  • Получение консультационных и информационных услуг налогоплательщиком от банка;
  • Операции с участием драгоценных металлов.

Отдельно следует отметить услуги инкассации и РКО. Затраты, связанные с пересчетом и доставкой денег до места назначения, могут зачисляться как снижающий налоговую базу показатель. Для этого необходимо типовое правовое основание – указание в договоре межу банком и налогоплательщиком тарифов на данные услуги.

Такое же правило распространяется на услуги эквайринга. Основанием для зачисления комиссий по эквайрингу как снижающей базы служит пп. 24 ст. 1 НК РФ.

Что поменяется, если банк стал клиентом?

Здесь многие задаются вопросом, так как закон разъясняет только случай, когда речь идет об операциях типа «клиент-банк». Есть мнение налоговых специалистов, что здесь будет уместно использовать обратный порядок 5-й статьи «Закона о банковской деятельности» №395. Иными словами, субъекты бизнеса вправе учитывать только услуги, декларированные по системе «клиент-банк». Остальные виды не следует принимать к учету.