Примеры жестокости в литературных произведениях. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»


Что такое доброта? Это проявление заботы по отношению к человеку. Это помощь нуждающимся, бережное отношение к природе, любовь к нашим «меньшим братьям». Есть много примеров доброты в нашем мире, ведь это качество всегда ценилось русскими людьми. Его даже можно назвать основой нашего характера. В литературе мы найдем немало примеров добрых, отзывчивых героев.

Вспомним, например, Соню Мармеладову, героиню произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Мать девушки умерла, она воспитывалась отцом, который многое сделал для нее. Но наступила тяжелая пора, когда он лишился работы и запил. На ее плечи легла забота не только о нем, но и о мачехе, о сводных братьях и сестрах. Девушка от безысходности пошла «по желтому билету». Она была вынуждена торговать собой, чтобы спасти свою семью не просто от голода и нищеты, но и от смерти.

Разве можем мы ее осуждать? И Раскольникову, главному герою романа, помогла именно Соня. К ней он пошел за помощью после совершения страшного преступления – убийства старухи-процентщицы и ее сестры. Соня осудила его поступок, ведь для нее убийство человека – это великий грех. Но именно она оказала ему духовную поддержку. Она заставила его признаться в убийстве и поехала за ним на каторгу. Соня терпеливо ждала, когда он поймет чудовищность своего преступления, и оказалась рядом в момент его прозрения. В финале мы видим, как они вместе читают Библию, и понимаем, что, хотя до настоящего воскресения Раскольникову еще далеко, Соня будет рядом с ним.

Именно в ней заключается нравственный идеал автора, потому что это настоящий пример доброты и великодушия.

Из произведений 20 века мне вспоминается «Матренин двор» А.И.Солженицына. Матрена, главная героиня произведения, – необыкновенно добрый человек. Она не отказывает в помощи никому. Если надо помочь по хозяйству – идут к Матрене. Выкопать картошку – снова к ней. И никогда она не просила вознаграждения, помогала просто так, по зову души. Весь ее дом – это олицетворение характера. В нем удивительно тепло и уютно всем: и фикусам, которые «привольной толпой» скрашивали одиночество хозяйки, и немолодой кошке, из жалости подобранной Матреной, и мышам, нагло шуршавшим под обоями, и даже тараканам, которые «уважали» порядки Матрены и не пересекали границу между комнатой и кухней. Да и сам рассказчик признается, что уже с утра его радовал певучий голос Матрены, которая звала его к завтраку. Конечно, в финале нам жаль Матрену: она погибла, возможно, тоже из-за своей доброты: на железнодорожном переезде она бросилась помогать мужикам, перевозившим ее горницу приемной дочери Кире. Однако именно на таких, как она, держится мир. Не случайно автор называет ее «праведником».

Таким образом, доброта – это основа характера русского человека. Это то, благодаря чему наше общество выстояло в самые трудные времена. И хочется, чтобы в наше сложное время люди не забывали о доброте.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-09-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Проблема отношения к учителю.
Нужно быть внимательным к учителям не только, когда учимся в школе, но и когда вступаем во взрослую жизнь.
Бессмертны строки Андрея Дементьева:
Не смейте забывать учителей!
Они о вас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат
Ждут ваших возвращений и вестей.

Проблема признания таланта.
Я полагаю, что мы должны внимательнее относиться к талантливым людям.
По этому поводу очень точно выразился В. Г. Белинский: «Истинного и сильного таланта не убьёт суровость критики, так же как и незначительно не поднимет её привет»
Вспомним А. С. Пушкина, И. А. Бунина, А. И. Солженицына, гениальность которых была признана слишком поздно. Через века тяжело осознавать, что гениальный поэт А. С. Пушкин погиб на дуэли очень молодым. И виновато в этом общество, окружавшее его. Сколько великих произведений смогли бы мы ещё прочесть, если б не злодейская пуля Дантеса.

Проблема разрушения языка.
Я глубоко убеждена, что совершенствование языка должно вести к его обогащению, а не деградации.
Вечны слова И. С. Тургенева, великого мастера литературы: «Берегите чистоту языка, как святыню».
Мы должны учиться любви к своему родному языку, умению воспринимать его как бесценный дар у великих классиков: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Бунина, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя.
И хочется верить, что деградации русского языка воспрепятствует наша грамотность, умение с любовью читать и воспринимать лучшие произведения мировой классики.

Проблема творческого поиска.
Для каждого писателя важно найти своего читателя.
Владимир Маяковский писал:
Поэзия- та же добыча радия:
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячу слов словесной руды.
Разрешить проблемы творчества писателю помогает сама жизнь.
Многогранной, плодотворной была жизнь С. А. Есенина.
Писатель, режиссер, актёр В. М. Шукшин добился признания благодаря упорному творческому труду.

Проблема сбережения семьи.
Я считаю, что главная функция семьи – продолжение человеческого рода, основанного на правильном воспитании.
Очень точно выразился по этому поводу А. С. Макаренко: « Если вы родили ребёнка, - это значит на много лет вперёд вы отдали ему всё напряжение вашей мысли, всё ваше внимание и всю вашу волю».
Я восхищаюсь семейными отношениями Ростовых, героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Родители и дети здесь - единое целое. Это единство помогло выжить в трудных условиях, стать полезными обществу, Родине.
По моему глубокому убеждению, развитие человечества начинается с полноценной семьи.

Проблема признания классической литературы.
Для признания классической литературы необходима определённая читательская культура.
Максим Горький писал: « Реальная жизнь немногим отличается от хорошей фантастической сказки, если рассматривать её изнутри, со стороны желаний и мотивов, коими руководствуется человек в свое деятельности».
Мировая классика прошла тернистый путь признания. И настоящему читателю приятно, что произведения У. Шекспира, А. С. Пушкина, Д. Дефо, Ф. М. Достоевского, А. И. Солженицына, А. Дюма, М. Твена, М. А. Шолохова, Хеменгуэя и многих других писателей составляют «Золотой» фонд мировой литературы.
Я считаю, что между политкорректностью и литературой должна существовать грань.

Проблема создания детской литературы.
На мой взгляд, детская литература становится понятной лишь тогда, если её создал настоящий мастер.
Максим Горький писал: « Нам нужна весёлая, забавная книжка, развивающая в ребёнке чувство юмора».
Неизгладимый след в жизни каждого человека оставляет детская литература. Произведения А. Барто, С. Михалкова, С. Маршака, В. Бианки, М. Пришвина, А. Линдгрен, Р. Киплинга заставляли радоваться, волноваться, восхищаться каждого из нас.
Таким образом, детская литература – это первый этап соприкосновения с русским языком.

Проблема сохранения книги.
Для духовно развитой личности важна сама суть чтения, в каком бы виде оно не присутствовало.
Такова точка зрения и академика Д.С. Лихачёва: « …постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить…»
Значение книги не утратится, если её преподносить в электронном варианте, как это делают современные писатели. Это позволяет экономить время и делает доступным множеству людей любое произведение.
Таким образом, каждому из нас необходимо научиться правильно читать и научиться пользоваться книгой.

Проблема воспитания веры.
Я считаю, что вера в человеке должна воспитываться с детства.
Меня глубоко тронули слова учёного, духовного деятеля Александра Меня, который говорил, что человеку необходима вера «…в Высшее, в Идеал».
Верить в добро мы начинаем с самого детства. Сколько света, тепла, позитива дарят нам сказки А. С. Пушкина, Бажова, Ершова.
Прочитанный текст заставил меня думать о том, что ростки веры, появившиеся в детстве, значительно преумножаются во взрослой жизни и помогают быть увереннее каждому из нас.

Проблема единства с природой.
Мы должны понимать, что в судьбе природы – наша судьба.
Поэт Василий Фёдоров писал:
Чтобы себя и мир спасти,
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы
И ввести
Непогрешимый
Культ природы.
Известный русский писатель В. П. Астафьев в своём произведении « Царь – Рыба» противопоставляет двух героев: Акима, бескорыстно любящего природу, и Гогу Герцева, хищнически её истребляющего. И природа мстит: Гога нелепо кончает свою жизнь. Астафьев убеждает читателя в том, что расплата за безнравственное отношение к природе неминуема.
Закончить хочется словами Р. Тагора: « Я пришёл на твой берег, как чужестранец; я жил в твоём доме, как гость; я покидаю тебя, как друг, о Земля моя».

Проблема отношения к животным.
Да, действительно, у божьей твари есть душа, и она иной раз понимает лучше, чем человек.
Любима мною с детства повесть Гавриила Троепольского « Белый Бим Черное ухо». Восхищаюсь дружбой Хозяина и собаки, которая осталась преданной до конца жизни. Иногда такую дружбу не повстречаешь у людей.
Добротой и человечностью веет со страниц повести-сказки Антуана Сент- Экзюпери «Маленький Принц». Он выразил свою главную мысль фразой, ставшей почти лозунгом: « Мы в ответе за тех, кого приручили».

Проблема художественной красоты.
На мой взгляд, художественная красота – это красота, которая пронзает сердце.
Любимым уголком, который вдохновлял М.Ю. Лермонтова на создание настоящих шедевров искусства и литературы, был Кавказ. На лоне живописной природы поэт чувствовал себя вдохновлённым, окрылённым.
«Приветствую тебя, пустынный уголок, приют спокойствия, трудов и вдохновенья»,-так с любовью писал о Михайловском А.С.Пушкин.
Таким образом, красота художественная, невидимая - это удел людей творческих.

Проблема отношения к своей Родине.
Страна становится великой благодаря людям, живущим в ней.
Академик Д.С. Лихачёв писал: «Любовь к Родине даёт смысл жизни, превращая жизнь из прозябания в осмысленное существование».
Родина в жизни человека – самое священное. Именно о ней в первую очередь думают в немыслимо трудных ситуациях. В годы Крымской войны адмирал Нахимов, защищая Севастополь, геройски погиб. Он завещал солдатам оборонять город до последней секунды.
Давайте же делать то, что от нас зависит. И пусть наши потомки скажут о нас: «Они любили Россию».

Чему нас учит своя беда?
Сострадание, сочувствие – это результат осознания своих несчастий.
Неизгладимое впечатление производят на меня слова Эдуарда Асадова:
А коль грянет где-нибудь беда,
Я прошу вас: сердцем никогда,
Никогда не превращаться в камень…
Беда, постигшая Андрея Соколова, героя повести М. А. Шолохова «Судьба человека», не убила в нём лучшие человеческие качества. После потери всех своих близких он не остался безучастным к судьбе маленького сироты Ванюшки.
Текст М. М. Пришвина заставил меня глубоко задуматься о том, что любая беда не бывает чужой.

Проблема отношения к книге.
Я считаю, что каждая книга интересна по-своему.
« Любите книгу. Она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку», - сказал Максим Горький.
Очень интересны эпизоды из биографии Василия Макаровича Шукшина. Из-за сложных жизненных условий лишь только в юности во время поступления во ВГИК он смог познакомиться с творениями великих классиков. Именно книга помогла ему стать замечательным писателем, талантливым актёром, режиссёром, сценаристом.
Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, что же сделать для того, что бы нам встречались только хорошие книги.

Проблема влияния СМИ.
Я глубоко убеждена, что современные СМИ должны прививать людям нравственное и эстетическое чутьё.
Об этом писал Д. С. Лихачёв: « Надо развивать в себе интеллектуальную гибкость, чтобы понимать достижения и уметь отделить фальшивку от подлинного ценного».
Недавно я прочла в одной из газет, что в 60-70 годы в популярных журналах «Москва», « Знамя», « Роман-газета» печатались самые лучшие произведения молодых писателей, поэтов. Эти журналы были любимы для многих, потому что помогали жить по-настоящему, поддерживать друг друга.
Так давайте же научимся выбирать полезные газеты и журналы, из которых можно извлечь глубокий смысл.

Проблема общения.
На мой взгляд, каждый человек должен стремиться к искреннему общению.
Как хорошо сказал об этом поэт Андрей вознесенский:


Суть настоящего общения состоит в том, чтобы отдавать тепло своей души людям.
Матрёна, героиня повести А. И. Солженицына «Матрёнин двор», живёт по законам добра, всепрощения, любви. Она « есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я всё продолжаю размышлять над тем, как же важно для каждого из нас понять суть взаимоотношений людей.

Проблема восхищения красотой природы.
На мой взгляд, красоту природы сложно объяснить, её можно только почувствовать.
С текстом В. Распутина перекликаются замечательные строки из стихотворения Расула Гамзатова:
Нет фальши в песнях облаков и вод,
Деревьев, трав и каждой твари божьей,
Всё в мире голосом своим поёт,
На голоса другие непохожим.
Имя «певца природы» прочно закрепилось за М. М. Пришвиным.. В его произведениях нарисованы вечные картины природы, великолепные пейзажи нашей необъятной страны. Свои философские видения природы он излагал в дневнике «Дорога к другу».
Текст В. Распутина помог мне глубже осознать, что пока солнце пьёт росу, пока рыба идёт на нерест, а птица вьёт гнездо, жива в человеке надежда, что завтра обязательно наступит и, может, будет лучше, чем сегодня.

Проблема неуверенности в повседневной жизни.
На мой взгляд, только стабильность и солидность помогут быть уверенным в «завтрашнем дне».
Размышления Т. Протасенко хочется подчеркнуть словами Эдуарда Асадова:
Наша жизнь – как фонарика узкий свет.
А от лучика влево и вправо –
Темнота: миллионы безмолвных лет…
Всё, что было до нас и придёт вослед,
Увидать не дано нам, право.
Когда-то Шекспир устами Гамлета сказал: «Время вывихнуло сустав».
Прочитав отрывок, я поняла, что именно нам самим предстоит вправить «вывихнутые суставы» своего времени. Сложный и трудный процесс.
Проблема смысла жизни.
Я глубоко убеждена, что человек, занимаясь любым видом деятельности, должен осознавать, для чего он это делает.
А. П.Чехов писал: « Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого великая цель».
Примером человека, стремившегося прожить свой век с пользой, является Пьер Безухов, герой романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».Именно его ярко характеризуют слова Толстого: « Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, метаться. Ошибаться. Начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие – душевная подлость».
Таким образом, Ю. М. Лотман помог мне ещё глубже осознать, что у каждого из нас должна быть главная цель в жизни.

Проблема сложности литературного труда.
На мой взгляд, именно в мастерстве писателя донести до каждого человека тайны родного и чужого языков проявляется его талант.
О сложности литературного труда высказал свои мысли Эдуард Асадов: « Постичь себя я день и ночь пытаюсь…».
Мне вспоминается, что гениальные русские поэты А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов были замечательными переводчиками.
Уже прочитан текст, отложен в сторону, а я продолжаю размышлять над тем, что мы должны быть благодарны тем, кто нам открывает необозримые пространства языков.

Проблема бессмертия личности.
Я глубоко убеждена, что гениальные личности остаются бессмертными.
А. С. Пушкин посвятил свои строки В. А. Жуковскому:
Его стихов пленительная сладость
Пройдёт веков завистливую даль…
Бессмертны имена людей, которые посвятили свою жизнь России. Это Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Пётр 1, Кутузов, Суворов, Ушаков, К. Г. Жуков.
Хочется закончить словами Александра Блока:
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – очеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Проблема верности данному слову.
Порядочный человек должен быть честен, в первую очередь, по отношению к самому себе.
У Леонида Пантелеева есть рассказ «Честное слово». Автор рассказывает нам историю о мальчике, который дал честное слово стоять на часах до смены караула. У этого ребёнка была сильная воля и крепкое слово.
«Нет ничего сильнее слова», - сказал Меандр.

Проблема роли книги в жизни человека.
Встреча с хорошей книгой – всегда радость.
Чингиз Айтматов: «Добро в человеке надо растить, это общий долг всех людей, всех поколений. Это задача литературы и искусства».
Максим Горький сказал: «Любите книгу. Она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку».

Проблема духовного развития личности.
Намой взгляд, каждый человек должен развиваться духовно. Д. С. Лихачёв писал» « У каждого человека помимо больших «временных» личных целей должна быть одна большая личностная цель…»
В произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» примером духовно развитой личности является Чацкий. Мелкие интересы, пустая светская жизнь вызвали у него отвращение. Увлечения, интеллект его были значительно выше окружающего общества.

Проблема отношения к телевизионным передачам.
Я считаю, что в настоящее время очень трудно выбрать для просмотра из сотен передач самую полезную.
В книге «Земля родная» Д. С. Лихачёв о просмотре телевизионных передач писал: «..тратьте своё время на то, что достойно этой траты. Смотри с выбором».
Наиболее интересными, познавательными, нравственными передачами, на мой взгляд, являются «Жди меня», « Умники и умницы», «Вести», «Большие гонки». Эти передачи учат меня сочувствовать людям, узнавать много нового, переживать за свою страну и гордиться ей.

Проблема чинопочитания.
На мой взгляд, угодливость, лесть ещё не изжиты в нашем обществе.
В произведении А. П. Чехова «Хамелеон» полицмейстер менял своё поведение в зависимости от того, с кем он общался: он преклонялся перед чиновником и унижал рабочего.
В произведении Н. В. Гоголя «Ревизор» вся элита вместе с городничим старается угодить ревизору, но когда выясняется, что Хлестаков не тот, за кого себя выдаёт, все знатные люди застывают в немой сцене.

Проблема искажения алфавита.
Я считаю, что ненужное искажение письменной формы ведёт к нарушению функционирования языка.
Ещё в древности Кирилл и Мефодий создали алфавит. 24 мая в России празднуется день славянской письменности. Это говорит о гордости нашего народа за русское письмо.

Проблема образования.
На мой взгляд, о пользе образования судят по конечным результатам.
« Ученье – свет, а неученье – тьма», - гласит русская народная пословица.
Политический деятель Н. И. Пирогов говорил: « Большая часть самых образованнейших из нас верно, скажет не более того, что учение есть только приготовление к настоящей жизни».

Проблема чести.
На мой взгляд, слово «честь» не утратило своего значения и в наши дни.
Д. С. Лихачёв писал: «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно».
История героя романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Петра Гринёва – подтверждение тому, что человеку дают силы правильно жить выполнение своего долга, умение беречь свои честь и достоинство, уважать себя и других, сохранение своих духовных человеческих качеств.

Проблема предназначения искусства.
Я считаю, что искусство должно иметь эстетическое предназначение.
В. В. Набоков говорил: «То, что у нас зовётся искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни, нужно уметь её улавливать, вот и всё».
Великие творения настоящих художников находят признание во всём мире. Недаром картины русских художников Левитана и Куинджи выставлены в парижском музее искусства Лувре.

Проблема изменения русского языка.
По моему мнению, от нас самих зависит роль русского языка.
« Перед вами громада – русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас. Наслаждение погрузится во всю неизмеримость его и ощутить чудные законы его…», - писал Н. В. Гоголь.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!» - Призывал И. С. Тургенев.

Проблема человеческой отзывчивости.
Читая этот текст, вспоминаешь собственные примеры.
Когда-то незнакомая женщина помогла нам с родителями найти нужный адрес в городе Белгороде, хотя очень спешила по своим делам. А её слова врезались мне в память: «В наш век мы просто помогать друг другу, иначе превратимся в животных».
Бессмертны герои произведения А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Ребята, бескорыстно оказывающие помощь помогают сформировать нравственное и эстетическое чутьё. Главное, воспитать в себе светлую душу, желание помогать людям и понять, кем быть в этой жизни.

Проблема воспоминания о родных местах.
У Сергея Есенина есть замечательные строки:
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, -
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
И. С. Тургенев последние годы жизни провёл за границей. Он умер во французском городе Бужевале в 1883 году. Перед смертью тяжело больной писатель обращался к другу Якову Полонскому: « Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, - родине, которую я уже, вероятно, никогда не увижу.
Прочитанный текст помог мне глубже осознать, что дороже родных мест, родины, а в это понятие очень много вложено, ничего быть не может.

Проблема совести.
Я считаю, что самое главное украшение человека – это чистая совесть.
«Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно», - писал Д. С. Лихачёв.
У Василия Макаровича Шукшина есть киноповесть «Калина красная». Главный герой Егор Прокудин, бывший уголовник, в душе не может себя простить, что очень много горя принёс своей маме. При встрече с пожилой женщиной он не может признаться в том, что он её сын.
Прочитанный текст заставил меня глубоко задуматься над тем, что в каких бы мы ситуациях не оказывались, нельзя терять своего человеческого лица и своего достоинства.

Проблема свободы личности и ответственности перед обществом.
Каждый должен осознавать свою ответственность перед обществом. Это подтверждают строки, написанные Ю. Трифоновым: « На каждом человеке лежит отблеск истории. Одних он опаляет ярким жарким и грозным светом, на других едва заметен, чуть теплится, но он существует на всех».
Академик Д. С. Лихачёв сказал: «Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности»
Чингиз Айтматов сказал о свободе: «Свобода личности и общества – это наипервейшая неизменная цель и наиглавнейший смысл бытия, и ничего важнее в историческом плане быть не может, это наиглавнейшее прогресса, а стало быть благоденствия государства»

Проблема патриотизма.
«Любовь к Родине дает смысл жизни, превращая жизнь из прозябания в осмысленное существование», - писал Д. С. Лихачёв.
Подвиги старшего поколения в годы Великой Отечественной войны подтверждают, что Родина в жизни человека – самое святое. Нельзя остаться равнодушным, читая повесть Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие..» о юных девушках-зенитчицах, которые погибли, защищая родную землю от врага.
Настоящий солдат, самоотверженно любящий свою родину, - это Николай Плужников, герой повести Бориса Васильева « В списках не значился». До последней минуты жизни он защищал Брестскую крепость от фашистов.
«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - писал К. Г. Паустовский.

Проблема выбора профессии.
В. Г. Белинский является автором строк: «Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него сделается собой».
Только тогда человек будет увлечён своим делом, если он не ошибётся в выборе профессии. Д. С. Лихачёв писал: «Надо быть увлечённым своей профессией, своим делом, теми людьми, которым непосредственно оказываешь помощь(особенно это необходимо педагогу и врачу), и теми, которым приносишь помощь «издали», не видя их».

Роль милосердия в жизни человека.
Русский поэт Г. Р. Державин сказал:
Кто не вредит и не обидит,
И злом не воздаёт на зло:
Сыны сынов своих увидят
И в жизни всякое добро.
А Ф. М. Достоевскому принадлежат такие строки: «Не приемля мир, в котором пролита хоть одна слезинка ребёнка»

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
Добротой и человечностью веет со страниц повести-сказки Антуана Сент- Экзюпери «Маленький Принц». Он выразил свою главную мысль фразой, ставшей почти лозунгом: « Мы в ответе за тех, кого приручили»
Об общечеловеческой беде нас предупреждает роман Чингиза Айтматова «Плаха». Главные герои романа волки – Акбара и Ташчайнар, погибают по вине человека. В их лице погибла вся природа. Поэтому людей ожидает неминуемая плаха.
Прочитанный текст заставил меня задуматься над тем, что мы должны учиться у животных преданности, пониманию, любви.

Проблема сложности взаимоотношений людей.
Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал: «Жизнь есть только тогда, если живёшь для других». В «Войне и мире» он раскрывает эту мысль, показав на примере Андрея Болконского и Пьера Безухова, что есть настоящая жизнь.
А С. И.Ожегов сказал: «Жизнь – деятельность человека и общества, в тех или иных его проявлениях».

Проблема взаимоотношений «отцов и детей».
Б. П. Пастернак сказал: «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предаёт себя…»
Писатель Анатолий Алексин описывает конфликт между поколениями в своей повести «Раздел имущества». «Судиться со своей матерью – самое лишнее на земле дело», - это произносит судья мужчине-сыну, который судится за имущество со своей матерью.
Каждому из нас нужно учиться делать добро. Не причинять неприятностей, боли близким людям.

Проблема дружбы.
В. П. Некрасов писал: «Самое главное в дружбе – умение понять и прощать».
А. С. Пушкин характеризовал настоящую дружбу так: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен».

Проблема ревности.
Ревность – это чувство, неконтролируемое разумом, заставляющее совершать бездумные поступки.
В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Степан жестоко избивает свою жену Аксинью, впервые по-настоящему полюбившую Григория Мелехова.
В романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» ревность мужа приводит Анну к самоубийству.
Я думаю, каждый должен стремиться к умению понять близкого человека и найти в себе мужество простить его.

Что есть настоящая любовь?
Замечательные строки у Марины Цветаевой:
Как правая и левая рука –
Твоя душа моей душе близка.
У К. Д. Рылеева есть историческая дума о Наталье Борисовне Долгорукой, дочери фельдмаршала Шереметьева. Она не оставила своего жениха, потерявшего волю, титулы, состояние и поехала за ним в ссылку. После гибели мужа двадцативосьмилетняя красавица постриглась в монахини. Она говорила: «В любви есть тайное, святое, ей нет конца».

Проблема восприятия искусства.
Правдивы слова Л. Н. Толстого б искусстве: «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг».
А В. В. Набоков сказал так: «То, что у нас зовётся искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь её улавливать, вот и всё».

Проблема интеллигентности.
Д. С. Лихачёв писал: «… интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго не только физическое, но и умственное».
Подлинно интеллигентным человеком я считаю великого писателя А. И. Солженицына. Он прожил трудную жизнь, но до конца дней своих оставался физически и нравственно здоровым.

Проблема благородства.
Булат Окуджава написал:
Совесть, Благородство и Достоинство –Вот оно – святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь, За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,Но зато умрешь, как человек.
Величие нравственности и благородства – это составные подвига. В произведении Бориса Львовича Васильева «В списках не значился» Николай Плужников остаётся человеком в любых ситуациях: в отношениях с любимой женщиной, под непрерывной бомбёжкой немцев. Это истинный героизм.

Проблема красоты.
Николай Заболоцкий размышляет о красоте в своём стихотворении «Некрасивая девочка»: «Сосуд она, в котором пустота или огонь, мерцающий в сосуде?».
Истинная красота – это красота духовная. В этом нас убеждает Л. Н. Толстой, рисуя в романе «Война и мир» образы Наташи Ростовой Марьи Болконской.

Проблема счастья.
Замечательные строки о счастье у поэта Эдуарда Асадова:
Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в будни быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек.
Академик Д. С. Лихачев писал: «Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе».

Проблема взросления.
Когда человек начинает осознавать свою причастность к решению важных жизненных проблем, он начинает взрослеть.
Правдивы слова, принадлежащие К. Д. Ушинскому: «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья».
А поэт Эдуард Асадов сказал так:
Уж коль расти, то с юности настии,
Ведь не годами, а делами зреешь.
И всё, что не успел до тридцати,
Потом,всего скорее не успеешь.

Проблема воспитания.
А. С. Макаренко писал: «Вся наша система воспитания – это реализация лозунга о внимании к человеку. О внимании не только к его интересам, его нуждам, но и к его долгу».
У С. Я. Маршака есть строки: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».
Воспитатель, сделавший своё «сердце умным» по отношению к воспитаннику, добьётся желаемого результата.

В чём заключается смысл жизни человека
Известный русский поэт А. Вознесенский сказал:
Чем больше мы от сердца отрываем,
Тем больше нам на сердце остаётся.
Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» живёт по законам добра, всепрощения, любви. Матрёна отдаёт тепло своей души людям. Она «есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Проблема обучения.
Счастлив тот человек, в жизни которого есть учитель
Для Алтынай, героини повести Чингиза Айтматова «Первый учитель», Дюйшен был тем учителем, перед которым «…в самые тяжёлые минуты жизни» она держала ответ и «… не смела отступать» перед трудностями.
Человеком, для которого профессия учителя – призвание, является Лидия Михайловна В. Распутина «Уроки французского». Именно она стала для своего ученика главным человеком, о котором он помнил всю жизнь.

Проблема значимости труда в жизни человека.
В отношении человека к труду измеряется нравственная ценность каждого из нас.
К. Д. Ушинский сказал: «Самовоспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
А русская пословица гласит: «Без труда – не вынешь и рыбку из пруда».
По словам В. А. Сухомлинского: «Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим».

Проблема сомоограничения.
Потребности человека должны быть ограничены. Человек должен уметь управлять собой.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха потеряла всё, что ей помогла приобрести Золотая рыбка, потому что её желания превысили необходимый предел.
Справедлива русская народная пословица: «Лучше синица в руках, чем журавль в небеса».

Проблема равнодушия.
К сожалению, многие люди живут по пословице: «Моя хата с краю – ничего не знаю».
Правоту автора подтверждает знаменитое высказывание Бруно Ясенского: «Бойся равнодушных – они не убивают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство».


А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.

Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу.

На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал странного героя, который жесток к людям, потому что ему скучно, и он желает развлечься. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил этот «герой времени» с Бэлой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон – собственные прихоти и желания. Ведь Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры.

Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

Н.В.Гоголь «Шинель»

Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

Н.С.Лесков «Дурачок»

Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился найти и показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, - пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву и-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня – это воплощённая доброта, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря – это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость – это неверие в своё бессмертие, а доброта – это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».

Мне кажется, что люди не до конца понимают, что такое доброта. Они с удовольствием смотрят ролики в интернете о добрых поступках, ставят плюсики под милыми картинками, но на этом все и ограничивается. Такая ситуация плачевна. Но ее можно исправить.

Что же такое доброта? Я считаю, что это жертвенность. Ты не просто делаешь что-то на благо людям, но ставишь их интересы на первом месте.

Это сложно. Нужно выходить из своей зоны комфорта, заботиться о ком-то так, как заботился бы о себе.

Доброта – это умение видеть нужду. Не нужно ждать, что кто-то попросит помощи. Стоит все время быть бдительным, чтобы не пропустить нуждающегося человека.

Если вы пройдетесь около 20 минут на улице, то обязательно увидите бездомных. Сегодня их тысячи. А ведь они могли иметь семьи, дома, работать, учиться, быть счастливыми. Что-то произошло и все оборвалось. Мы не должны осуждать их. Мы не знаем, что они пережили. Мы не были на их месте. Каждый из нас может раз в неделю купить хлеба и колбасы и дать бездомному. Для нас это ерунда, а для него – это будет лучиком надежды, что его заметили.

Что касается примеров доброты, то меня восхищает Наташа Ростова. Она удивительная. Женщина выросла в любви. Она сохранила лучшие человеческие качества. Именно ее можно ставить в пример многим.

Давайте хранить и развивать доброту. Давайте любить и оберегать. Иначе, чем мы отличаемся от животных.


(2 оценок, среднее: 1.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Дружба – это дар, который нужно ценить. Ее очень сложно достичь, а вот потерять – в любой момент. Почему? Дело в том, что дружба всегда...
  2. Я считаю, что искусство – это наш дар. Причем важно то, что это дар, который мы можем дарить, и который мы можем принимать. Искусство –...
  3. Техника – это неотъемлемая часть нашего мира. Люди в городе даже не представляют о том, как обходиться без нее. А ведь всего 100 лет назад...
  4. Принято считать, что любви без ревности не бывает. Но так ли это в реальности? Эти чувства не подчиняются разуму. Также как доброта и сострадание, они...

Самое простое направление подчас подкидывает весьма сложные темы, и к этому нужно быть готовым, особенно если вы рассчитываете только на «доброту и жестокость». Классические и давно всем известные примеры могут не подойти для раскрытия заковыристой формулировки. А потому держите при себе и раздавайте друзьям свежие и оригинальные аргументы из рассказов, повестей и романов русских авторов. Если чего-то не хватает, сигнализируйте об этом в комментариях.

Доброта

  1. А. И. Солженицын, «Матренин двор» . В рассказе Солженицына раскрываются черты доброго человека на примере главной героини. Матрёна — трудолюбивая личность, но среди остальных жителей деревни ее отличают такие ценные качества человеческого характера, как бескорыстие, честность, доброта. Она никогда не брала денег за свою работу, выполняла её доброкачественно, не жаловалась на трудности жизни. Матрёна всегда приходит на помощь окружающим людям, при чем не требуя платы. Она безвозмездно готова выполнить любую необходимую работу. Героиня не ожесточилась по отношению к людям, она сохранила сердечную доброту и способность радоваться каждому моменту жизни. Именно такого человека можно назвать добрым.
  2. И.С. Тургенев, «Два богача» . В таком небольшом по объёму произведении Тургенев затронул важные темы для человечества. Автор пишет о том, какие действия отличают великодушного, доброго человека. Писатель сравнивает богача и бедняка. В то время, пока Ротшильд «уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», бедная крестьянская семья приняла сироту-племянницу в «свой разоренный домишко». Крестьяне готовы отдать свои последние гроши для Катьки, они не могут оставить девочку одну. Они жертвуют своим благополучием ради доброго поступка, ради помощи нуждающимся. Именно поэтому богачу «далеко до этого мужика»: Ротшильд никогда не станет отдавать все до последней копейки. Бескорыстные, честные, самоотверженные поступки говорят о доброте человеческой.
  3. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина» . Сильную личность легко можно отличить от слабой. Прежде всего, она способна на добрый поступок. Ведь только сильный человек может перебороть себя и пойти навстречу другому: простить его, поспешить на помощь, иногда даже пренебрегая собой. Пример такой личности читатель найдёт в романе Л. Толстого «Анна Каренина». Муж главной героини совершил благородный поступок: он простил ей измену, закрыл глаза на страшное деяние. Каренин даже принял новорождённую дочь Анны на воспитание. Безусловно, необходимо иметь внутренний стержень, быть сильным духом, чтобы поступить благородно по отношению к другим людям. Поэтому, нельзя утверждать, что доброта — это проявление слабости.
  4. А. Н. Островский «Гроза» . Родителям необходимо проявлять к своим детям доброту и заботу, чтобы их ребёнок вырос честным и великодушным человеком. Так, в пьесе Островского «Гроза» Катерина выделялась среди многих жителей Калинова тем, что сохранила с годами свою искренность, не ожесточилась по отношению к людям, не научилась обманывать, как Варвара. Девушка с детства росла в любви, понимании, доброте. Именно поэтому она чувствует себя чужой в этом «темном царстве», она не может смириться с ложью, с жестокостью. Катерина — глубоко верующий человек, совершение греха приносит ей мучения. Так, благодаря своим родителям героиня выросла чуткой, мечтательной, великодушной. Именно поэтому так важно проявлять доброту и уважение к своим детям.
  5. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Доброта и отзывчивость одного человека могут спасти другому жизнь. Литература позволяет привести немало аргументов, подтверждающих это. В романе А.С. Пушкина благодаря понимаю и великодушию императрицы Пётр Гринёв был освобожден от наказания, ему сохранили жизнь. Маша Миронова отправилась к Екатерине Второй просить помощи. Императрица пожалела честную девушку и проявила к ней милосердие: она велела освободить возлюбленного героини. Петр Гринёв сохранил и своё честное имя, и жизнь. Так, доброта и чуткость человека могут избавить его от гибели другого, поэтому так важно воспитывать в себе эти качества и ценить их.

Жестокость

  1. А. Н. Островский, «Бесприданница» . Жестокий человек — это тот, кто неуважительно относится к людям, играет с их искренними чувствами. Такой тип персонажа встречается в произведении Островского «Бесприданница». Паратов — беспринципный, холодный, ветреный человек. Он дважды обманывает честную девушку — Ларису. Когда героиня встретилась с ним спустя год разлуки, она поверила его признаниям в любви, полностью отдала себя Паратову. Но Сергей скрыл от неё, что он был помолвлен с богатой невестой. Это был сильный удар для чувствительной барышни. Ее надежды были обмануты, её честь потеряна. Но для героя это было обычным событием, он равнодушен к страданиям других людей. Паратов жестоко поступил с Ларисой, обманув и предав её.
  2. Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Почему люди поступают жестоко по отношению друг к другу, ни во что не ставят чувства человека? Причиной бездушного поведения иногда становится плохое воспитание. Об этой истине писали ещё классицисты. Так, в пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизин раскрыл последствия дурного воспитания на примере семьи Простаковых. Митрофан с детства наблюдал, как жестоко обращается его мать с крепостными. Простакова считает, что она вправе грубить своим слугам, избивать их. Поэтому Митрофан вырос малодушным эгоистом, как и его мать. Его жестокость проявилась в последнем акте пьесы — он оттолкнул самого родного человека, оставил Простакову одну.
  3. М. А. Шолохов, «Тихий Дон» . Проявление равнодушия — это наивысшая степень жестокости. В романе-эпопее «Тихий Дон» безразличие Григория приносит Наталье много страданий. Она всю жизнь хранила верность своему мужу, всегда с трепетом ждала его дома. Но Мелехов на протяжении всего произведения мечется между ней и Аксиньей, заставляя Наталью страдать. Он не раз изменял своей жене, проявлял холодность по отношению к героине. Когда Григорий осознал, что семья — это высшая ценность в жизни, было уже поздно — Натальи не было в живых. Так, равнодушие Мелехова принесло много несчастья его жене, он поступал жестоко, «по-зверски».
  4. А. П. Платонов, «Юшка». Жестокость людей — истинное зло. Последствия беспечного поведения могут быть самыми трагическими. В рассказе Платонова «Юшка» честный, трудолюбивый человек погиб из-за людской жестокости. Над главным героем всегда издевались не только дети, но и взрослые. Юшка безмолвно терпел все унижения, ни разу не проявлял злобу. Он думал, что его любят, а люди просто пользовались его беспомощностью. С годами здоровье человека ухудшалось, его мучила грудная болезнь. Один жестокий удар незнакомца стал роковым для Юшки. Долго он лежал на земле, и никто не помог ему. Герой умер от безразличия и людской злобы. Так, жестокость может принести в мир только несчастье и боль, сделав жизнь всех людей только хуже.
  5. В. В. Маяковский, «Хорошее отношение к лошадям» . Человеку необходимо гуманно поступать не только по отношению друг к другу, но и к животным. Эту тему раскрыл Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». Лирический герой оказывается свидетелем жестокого обращения с живым существом. Он видит равнодушных «зевак», которых не волнует то, что происходит вокруг них. Они не способны к милосердию и состраданию. В его произведении даже лошадь более чувствительна, чем люди: «За каплищей каплища по морде катится». Мы живем бок о бок с природой, поэтому нам следует внимательно относиться к любому существу, не быть безразличными. Проявление жестокости, злобы может привести к самым печальным последствиям.
  6. Н. С. Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда» . Катерина Львовна жила в атмосфере жестокости и непонимания. Муж и свёкр не любили ее, постоянно обвиняли в бесплодии, хотя молодая женщина, в отличие от тучного и старого купца, проблем со здоровьем не имела. Подобная несправедливость очень огорчала ее, поэтому она искала любовь в объятиях приказчика. Но пару застал свёкр, и героиня предпочла позору преступление: отравила старика. Позже ее невозможно было остановить: она убила мужа и даже его родственника из-за жажды освободиться и присвоить наследство. Конечно, Катерину Львовну нельзя оправдать, но все же ее жестокость началась с неуважения и хамства в семейном кругу. Упреки и плохое отношение мужчин довели ее до необходимости искать счастья в другом месте. Значит, причиной появления жестокости у человека часто выступает пережитое им унижение.