Народ тутси интересные факты. Тутси против хуту - история конфликта


7 апреля 1994 года в далёкой африканской Руанде начался самый масштабный геноцид со времён Второй мировой войны. Представители народа хуту устроили кровавую расправу над другим народом, населявшим Руанду, - тутси. И если по масштабу злодеяний геноцид в Руанде уступил холокосту, то по своей "эффективности" превзошёл все известные прежде случаи геноцида. Всего за полтора месяца наиболее активной фазы геноцида было уничтожено, по различным оценкам, от 500 тысяч до миллиона жителей Руанды. Кошмарная бойня происходила прямо на глазах у различных международных организаций и миротворческого контингента ООН, который фактически остался безучастным. Кровавые события в Руанде стали одним из главных провалов международного сообщества, которое не смогло помешать этой ужасной расправе.

Противоречия между тутси и хуту возникли ещё в доколониальные времена. Тутси и хуту практически не имели этнических различий и говорили на одном языке. Различия между ними были скорее классовыми, чем национальными. Тутси традиционно занимались скотоводством, а хуту - земледелием. Со становлением доколониальной государственности тутси превратились в привилегированный класс и заняли доминирующее положение, тогда как хуту по-прежнему были беднейшими крестьянами. При этом тутси были меньшинством, а хуту представляли большинство населения.

Именно такую ситуацию застали пришедшие колонизаторы. Поначалу этой территорией управляли немцы, которые не стали ничего менять и сохранили все привилегии в руках тутси. После Первой мировой войны Германия лишилась всех колоний, и эта территория по мандату Лиги наций перешла под бельгийское управление.

Бельгийцы также не стали ничего менять, оставив тутси привилегированной группой. Все непопулярные реформы, такие как изъятие богатых пастбищ, ранее находившихся во владении хуту, проводились по указу бельгийцев, но осуществлялись руками тутси, в результате ненависть хуту росла не к бельгийским колонизаторам, а к привилегированным тутси.

Кроме того, бельгийцы окончательно закрепили этнический разлом между двумя народами. Ранее, как уже говорилось, отличия между ними были скорее классовыми, чем этническими, и разбогатевший хуту автоматически становился тутси. Но бельгийцы ввели в колонии национальность в её европейском традиционном понимании, раздав жителям паспорта с указанием национальности.

После окончания Второй мировой войны началась постепенная деколонизация Африки. Руандийская элита из числа тутси во главе с королём стала проявлять нелояльность к бельгийцам и требовать независимости. В ответ бельгийцы стали поддерживать хуту, которые уже были большинством. Очень скоро хуту стали преобладать среди священников, которые в условиях колонии фактически были чиновниками в системе образования. Незадолго до независимости бельгийцы заменили большое число вождей тутси вождями хуту. С этого момента начались первые кровавые столкновения между двумя народами. Бельгийцы, не желая разбираться с этим клубком противоречий, попросту ушли из колонии. В 1962 году территория была разделена на два независимых государства: королевство Бурунди, где власть сохранилась в руках тутси, и республику Руанда, где власть захватили хуту.

Но колонизаторы не только черпали в колониях ресурсы, но и создавали инфраструктуру, а также приносили на эти земли европейские системы образования и медицины. Благодаря европейской медицине резко снизилась смертность среди новорождённых - традиционный бич Африки. Это привело к настоящему демографическому взрыву, население Руанды менее чем за полвека увеличилось в шесть раз. При этом территория государства была невелика, и Руанда стала одной из самых густонаселённых стран Африки. Этот демографический взрыв привёл к коллапсу. Возникло чудовищное аграрное перенаселение, хуту не хватало земли, и они начали недобро посматривать на тутси, которые, хотя и не были уже правящей элитой, всё ещё считались гораздо богаче, чем хуту.

Сразу же после провозглашения независимости в Руанде начались кровавые этнические столкновения. Хуту начали грабить более благополучных тутси, которые десятками тысяч бежали в соседние Бурунди и Уганду, где оседали в лагерях беженцев. В этих лагерях стали создаваться партизанские отряды тутси, которые хуту прозвали "иньензи" - тараканы. Позднее это прозвище распространилось на всех тутси без исключения. Отряды тутси переходили границу Руанды и совершали диверсионные акты и нападения на патрули, после чего возвращались обратно.

К началу 70-х насилие пошло на спад. В результате военного переворота Руанду возглавил Жювеналь Хабиаримана. Хотя он и был хуту, он придерживался относительно умеренных взглядов, поскольку считал, что Руанда не сможет нормально существовать без помощи западных стран, которые явно не одобрят жестокую дискриминацию и гонения на этническое меньшинство. Хабиаримана провозгласил курс на Запад, начал получать финансовую помощь от развитых стран и прекратил гонения на тутси.

Конфликт оказался заморожен на полтора десятилетия. Тем временем в Уганде, куда перебралось значительное количество беженцев-тутси, началась гражданская война. Тутси, уже имевшие опыт партизанских боевых действий на территории Руанды, присоединились к повстанческой национальной армии сопротивления. После её победы тутси-эмигранты превратились во влиятельную политическую и военную силу в Уганде и стали требовать от руандийского правительства разрешения вернуться на родину.

Однако Руанда в конце 80-х переживала серьёзный финансовый кризис, связанный как с катастрофическим аграрным перенаселением, так и с падением цен на главный экспортный товар - кофе. Чтобы воспрепятствовать возвращению эмигрантов, был принят специальный закон, запрещавший приобретать землю в Руанде гражданам Уганды. Фактически это означало запрет на возвращение тутси.

Это резко радикализировало тутси-эмигрантов, которые начали создавать Руандийский повстанческий фронт. Он пополнялся не только за счёт нескольких поколений беженцев, но и за счёт эмигрантов, осевших в западных странах и щедро финансировавших РПФ. Не добившись уступок от руандийского правительства, повстанцы-тутси в октябре 1990 года вторглись в Руанду.

Так началась гражданская война. Считается, что повстанцы-тутси пользовались негласной поддержкой Британии, тогда как официальное правительство Руанды открыто поддерживалось Францией, поставлявшей оружие.

Поначалу повстанцам за счёт внезапности атаки сопутствовал успех, им удалось продвинуться в глубь страны, но продвижение закончилось после того, как Франция экстренно перебросила в Руанду свои войска (под предлогом защиты французских граждан), которые заблокировали продвижение повстанцев.

В РПФ не были готовы к такому повороту и начали отступление. Вместо открытого конфликта они перешли к партизанской войне и тактике мелких стычек и нападений на государственные объекты. Партизанская война продолжалась около двух лет. В 1992 году было подписано соглашение о прекращении огня и начались мирные переговоры, которые периодически срывались, а столкновения возобновлялись после каждого погрома тутси, которые периодически происходили в стране. Ни одна из сторон не желала идти на компромисс. Хуту утверждали, что тутси при поддержке англичан хотят обратить в рабство всех хуту. А тутси обвиняли хуту в геноциде и погромах, а также жестокой дискриминации.

В 1993 году в страну были введены миротворцы ООН, но они были не в силах остановить конфликт. Президент Хабиаримана, вынужденный лавировать между этническим большинством хуту, требовавших не уступать ничего тутси, и требованиями зарубежных государств, требовавших пойти на компромисс ради мира и стабильности, начал терять поддержку.

Популярность стало набирать движение "Власть хуту", состоявшее из крайних радикалов, требовавших "окончательного решения вопроса" с тутси. Движение состояло в основном из военных, а также интерахамве - руандийского вооружённого ополчения, которое в будущем стало одним из самых активных участников геноцида. Военные начали массовую раздачу хуту мачете под предлогом сельскохозяйственных нужд.

Радикалы создали свою собственную радиостанцию "Свободное радио тысячи холмов" (Страна тысячи холмов - одно из названий Руанды), которая занималась откровенно расистской пропагандой, призывая к ненависти к "тараканам". Одним из сотрудников этой станции был этнический бельгиец Жорж Руджу, позднее приговорённый Международным трибуналом к 12 годам заключения и ставший единственным европейцем, осуждённым трибуналом по Руанде.

В конце 1993 года в соседнем Бурунди заговорщиками из числа военных-тутси был убит президент страны, который был недавно избран и стал первым хуту во главе государства. Это вызвало взрыв негодования в Руанде, чем воспользовались радикалы, начавшие подготовку к истреблению тутси.

Стоит отметить, что ООН предупреждали о готовящейся расправе ещё за несколько месяцев до её начала. Один из высокопоставленных хуту в обмен на вывоз его самого и его семьи в какую-нибудь из развитых стран и предоставление политического убежища предлагал сообщить всю имеющуюся у него информацию о подозрительных действиях военного руководства, которое вооружает ополчение и проводит регистрацию тутси, явно планируя какую-то операцию. Однако в ООН побоялись влезать в этот клубок противоречий нескольких стран и народов и не стали вмешиваться в ход событий.

6 апреля 1994 года запущенной с земли ракетой был сбит самолёт, в котором находились президенты Руанды и Бурунди, а также ряд высокопоставленных военных и политических деятелей. Все они возвращались с очередного раунда переговоров по ситуации в Руанде. До сих пор так и осталось неизвестным, кто ответственен за убийство президентов. За 20 лет в СМИ публиковалось множество различных версий, винили как радикалов-хуту, так и тутси, и даже французские спецслужбы.

Так или иначе, уже через несколько минут после этого события начался самый кровавый со времён Второй мировой войны геноцид. Новой властью себя провозгласил полковник Багосора, несмотря на то что по закону власть должна была перейти к премьер-министру Увилингийимане, которая отличалась умеренными взглядами и была последовательницей погибшего президента.

Багосора сразу же отдал приказ армии и ополчению атаковать тутси и убивать их везде, где их найдут, не делая исключения ни для женщин, ни для стариков, ни для детей. Одновременно военные были отправлены на захват и убийство умеренных руандийских политиков, которые могли помешать планам радикалов.

Лояльная радикалам президентская гвардия в ночь после гибели президента отправилась на захват премьер-министра Увилингийимане, которую охраняли 10 бельгийских "голубых касок". Руандийские военные окружили дом, в котором они находились, и те сложили оружие. Миротворцы и премьер-министр были убиты.

В то же время военные начали охоту за всеми умеренными деятелями, в результате которой погибло несколько членов прежнего правительства, деятелей оппозиции и журналистов крупных изданий.

По всей стране начались убийства тутси. В них участвовали как военные и ополченцы, так и гражданские лица, расправлявшиеся порой со своими соседями. Их расстреливали, резали мачете, сжигали заживо, забивали насмерть. Всех их подбадривало "Радио тысячи холмов", призывавшее не жалеть "тараканов". Прямо в радиоэфирах зачитывались сводки о местах, в которых укрываются тутси, бежавшие от погромов.

Поскольку видимых различий между тутси и хуту не было, погромщики действовали на своё усмотрение. СМИ учили их распознавать тутси по "презрительному и надменному взгляду" и "маленькому носу". В результате жертвами погромщиков стало немалое количество хуту, которых приняли за тутси (часть жертв геноцида - убитые по ошибке хуту). В результате "Радио тысячи холмов" даже вынуждено было обратиться к слушателям с предостережением: не всякий, кто имеет маленький нос, является тутси, такие носы бывают и у хуту, не надо их сразу убивать, а надо сначала проверить документы и только потом убивать.

В день начала геноцида лидер РПФ Поль Кагаме заявил, что, если насилие сейчас же не прекратится, он разрывает перемирие и начинает наступление. На следующий день повстанцы начали наступление. Их армия постоянно пополнялась за счёт сумевших бежать руандийских тутси, а также добровольцев из Бурунди, возмущённых кровавыми расправами над соплеменниками.

Руандийские солдаты так увлеклись расправами над тутси, что фактически проморгали наступление повстанцев, которым удалось очень быстро окружить столицу, начав наступление по трём направлениям. В июле вся территория Руанды была под контролем РПФ. Это считается окончанием геноцида, однако стоит отметить, что его наиболее активная фаза продолжалась около полутора месяцев, поскольку к середине июня почти вся территория Руанды уже была под контролем повстанцев-тутси.

События в Руанде стали одним из главных провалов в истории международной политики. Западные государства не смогли ни воспрепятствовать геноциду, ни даже смягчить его. "Голубые каски" получили указание не вмешиваться в события и применять силу только в случае самообороны. Лишь по инициативе командующего контингентом Даллера несколько тысяч тутси были спасены в штабе миротворцев.

После того как хуту убили десятерых бельгийских военных из числа "голубых касок", Бельгия заявила об эвакуации своего контингента (который был основой "голубых касок") и начала вывод военнослужащих-миротворцев. ООН позднее подвергалась сильной критике за свою бездеятельность в разгар геноцида. Только спустя месяц после его начала в ООН наконец констатировали, что происходящие в Руанде события можно назвать геноцидом, и было решено направить дополнительный контингент миротворцев, который прибыл в страну уже после того, как её захватили повстанцы-тутси и геноцид прекратился.

Также подвергались жёсткой критике и французы. Они обвинялись не только в поставках оружия и подготовке будущих участников геноцида, но и в том, что не оказали никакой помощи тутси. Через несколько дней после начала кровавой вакханалии французские войска высадились в Руанде с целью эвакуации из страны граждан Франции и Бельгии. Однако они отказались эвакуировать тутси и вообще оказывать им какую-либо помощь.

Американцы в тот момент были всецело увлечены ситуацией в Югославии и вообще никак не вмешивались в события, понадеявшись на Францию, в сфере влияния которой находилась Руанда.

Последствия гражданской войны и геноцида оказались беспрецедентно тяжёлыми для страны. Инфраструктура была разрушена. Почти половина населения страны либо погибла, либо бежала. В ходе геноцида тутси было уничтожено, по различным оценкам, от 500 тысяч до миллиона человек. Несколько десятков тысяч хуту погибли во время ответного террора уже после захвата страны повстанцами. Около 2 миллионов хуту (почти четверть населения страны) бежали, опасаясь возмездия от захвативших страну тутси. Они осели в лагерях беженцев в соседних странах. Повторилась ситуация 30-летней давности, только тогда беженцами, ставшими партизанами, были тутси, а теперь хуту, создававшие военные отряды и совершавшие вылазки на территорию Руанды.

Беженцы-хуту создали в Заире свою армию, что привело к тому, что Руанда поддержала местных повстанцев в начавшейся в стране гражданской войне. Хотя сейчас Заир уже переименован в Конго, армия хуту всё ещё существует под названием "Демократические силы за освобождение Руанды" и ждёт своего часа.

Президентом страны до сих пор является Поль Кагаме - лидер РПФ. Он заявляет, что не делит руандийцев на тутси и хуту и сотрудничает с умеренными хуту, жестоко преследуя радикалов.

Помимо судов в Руанде в Танзании под эгидой ООН был учреждён Международный трибунал по Руанде, который осудил ряд высокопоставленных организаторов и исполнителей геноцида (всего около 100 человек). К пожизненному заключению был приговорён главный организатор геноцида Теонесте Багосора, пойманный через несколько лет после бегства из Руанды в одной из африканских стран. Большая часть подсудимых из числа офицеров армии и ополчения, а также сотрудников радикальных СМИ, получила сроки от пяти лет до пожизненного заключения.

Освобождение многих стран Африки от колониального гнета в 1960‑х годах поначалу вызывали эйфорию и среди местного населения, и среди сторонников демократии и прогресса во всем мире. Однако дальнейшие события на Черном континенте показали, насколько диалектична история, насколько ошибочны порою «прямые пути». Не имеющие достаточного опыта государственного строительства, искусственно разделенные колониальными границами, отягощенные не только феодальными, но и родовыми пережитками страны превращались в «горячие точки» планеты. Уход колонизаторов выявил многочисленные проблемы, начались гражданские войны, обнажилась проблема трибализма - разделения общества по племенному признаку.

Все это в полной мере испытала на себе Руанда. Это государство в Восточной Африке до провозглашения независимости в 1962 г. было частью Руанды‑Урунди, подопечной территории ООН под управлением Бельгии. Население страны на 1998 г. составляло около 8 миллионов человек, но до событий, описываемых в этом очерке, оно было более многочисленным.

Руанда - самая густонаселенная страна Африки. Лишь незначительная часть ее населения живет в городах. Народы Руанды принадлежат к трем основным этническим группам: хуту (бахуту), тутси (батутси или ватутси) и тва (батва). Согласно переписи, проведенной ООН в 1978 г., хуту составляли 74%, тутси - 25% и тва - 1%. Половина населения страны - католики, другая половина - приверженцы местных верований.

С 1962 г. в Руанде несколько раз сменялся правящий режим. В 1973 г. в результате военного переворота установилась военная диктатура. Все политические партии, кроме правящей, были распущены. Такая однопартийная система сохранялась до 1991 г., когда правительство наконец разрешило деятельность и других партий. С первых дней обретения независимости политическая обстановка в Руанде стала определяться конфликтом между хуту, составляющими большинство населения, и тутси. Нередко этот конфликт выливался в кровавые столкновения.

Когда на этих территориях появились хуту, неизвестно, тутси же прибыли в начале XV в. и создали одно их самых могущественных государств во внутренних районах Восточной Африки. Хуту признали господство пришельцев и выплачивали им дань. Такая иерархия сохранялась в течение нескольких веков. Хуту были, в большинстве своем, земледельцами, тутси - скотоводами. Немцы, а затем сменившие их бельгийцы решили опираться на уже имевшуюся элиту - т. е. на тутси, которые получили ряд социальных и экономических привилегий. Но в 1956 г. политика колонизаторов кардинальным образом изменилась - ставка была сделана на хуту. Так, пользуясь принципом «разделяй и властвуй», бельгийцы уже готовили почву для будущего противостояния, которое продолжается до сих пор. В ходе гражданской войны 1959-1961 гг. тутси отстаивали независимость Руанды от бельгийцев, хуту воевали с тутси. Погромы и политические убийства стали обычным делом. Именно тогда произошел первый массовый исход тутси из Руанды. На протяжении последующих десятилетий сотни тысяч беженцев тутси вынуждены были искать приюта в соседних Уганде, Заире, Танзании, Бурунди. В 1973 г. власти распорядились, чтобы все граждане имели при себе удостоверения этнической принадлежности. Одновременно, спасаясь от гонений, тысячи хуту переселялись в Руанду из Бурунди, также охваченной межэтнической войной.

1 октября 1990 г. беженцы‑тутси, жившие в Уганде и создавшие Руандийский патриотический фронт (РПФ), вторглись на территорию Руанды. Они были остановлены руандийской армией, которой помогали французские и бельгийские формирования. Однако власти на этом не остановились, а инсценировали нападение частей РПФ на столицу Руанды город Кигали. Этим объяснялись последовавшие массовые аресты и необходимость военного присутствия Франции и Бельгии. Силы РПФ попытались повторить вторжение в декабре 1990‑го и в начале 1991 г. Новое наступление РПФ в феврале 1993 г. привело к эмиграции еще полумиллиона руандийцев - и хуту, и тутси, одинаково страдавших от действий вооруженных формирований с двух сторон. В августе 1993 г. в танзанийском городе Аруша было подписано соглашение об условиях перемирия, включавшего формирование коалиционного правительства хуту и тутси.

Экстремисты‑хуту, входившие в правительство, на протяжении 1990-1994 гг. постоянно усиливали репрессии против тутси, террор коснулся политиков, журналистов и др. 6 апреля 1994 г. при посадке в аэропорту Кигали взорвался самолет, на борту которого был президент Руанды Хабьяримана и президент Бурунди. Кто - тутси или хуту - ответственен за этот акт, неизвестно. Но уже меньше чем через час в Кигали началась бойня. На следующий день война разгорелась по всей стране. Миротворцы ООН, расквартированные в Руанде, вмешиваться не решались.

В ходе жесточайшей этнической чистки, которая велась совершенно дикими методами, хуту (в первую очередь милиция и армия) истребили сотни тысяч человек, в том числе женщин и детей. Жертвами геноцида стали не только тутси, но и нелояльные режиму хуту. Общее количество жертв составило чуть менее миллиона человек. Террор продолжался до июля 1994 г. Правительственное радио передавало призывы - уничтожать извечных врагов, сообщало места, где укрываются тутси.

Войска РПФ вошли на территорию страны. В июле они захватили Кигали. Около 2 миллионов руандийцев бежали - в основном в Заир и Танзанию. На этот раз большинство из них составляли хуту. Они осели в лагерях беженцев, которые превратились в центр подготовки сопротивления.

СБ ООН поручил Франции направить в страну вооруженную гуманитарную миссию. Французы видели ситуацию по‑своему. Более всего они опасались, что Руанда перейдет от них под контроль США (которые действительно готовили военных из РПФ). Они создали на юго‑западе страны зоны безопасности, где укрывали бежавших от РПФ солдат и чиновников администрации Хабьяриманы. Соединенные Штаты же открыли миссию в Кигали, где РПФ формировало коалиционное правительство в соответствии с Арушским соглашением. К июлю более четверти населения Руанды бежало либо погибло. РПФ назначил президентом умеренного хуту Бизимунгу, вице‑президентом стал глава боевой организации РПФ Кагаме. США, Бельгия, Великобритания и Нидерланды обязались поставлять разоренной стране финансовую помощь. К весне 1997 г. лагеря беженцев в Заире были закрыты, около 1,5 миллиона гражданских лиц вернулись на родину. Руандийские беженцы и поныне кочуют по всему региону, воюют друг с другом и с регулярными частями стран, которые не желают их принимать и пытаются силой вернуть на родину.

Вряд ли существует что-либо более жестокое и бессмысленное, чем геноцид. Самое удивительное, что это явление возникло не в мрачном и фанатичном средневековье, а в прогрессивном 20 веке. Одним из самых чудовищных массовых убийств стал геноцид в Руанде, произошедший в 1994 году. По разным данным, тогда в этой стране за 100 дней было убито от 500 тыс. до 1 млн. человек. Сразу же возникает вопрос: «Во имя чего?».

Причины и участники

Геноцид в Руанде - это результат векового конфликта между двумя социально-этническими группами региона, хуту и тутси. Хуту составляли около 85% жителей Руанды, а тутси - 14%. Последняя пребывая в меньшинстве, издревле считалась правящей элитой. В течении 1990-1993 гг. на территории указанной пылала В апреле 1994 года в результате военного переворота к власти пришло состоящее из представителей народности хуту. С помощью армии и отрядов ополчения «импузамугамби» и «интерахамве» правительство начало уничтожение тутси, а также умеренных хуту. Со стороны тутси в конфликте принимал участие Руандийский патриотический фронт, направленный на уничтожение хуту. 18 июля 1994 г. в стране был восстановлен относительный мир. Но 2 млн. хуту эмигрировали из Руанды, опасаясь расплаты. Таким образом, неудивительно, что при упоминании слова «геноцид» сразу же возникает в уме Руанда.

Геноцид в Руанде: ужасающие факты

Государственное радио, которое находилось под контролем хуту, пропагандировало ненависть в отношении тутси. Именно через него часто координировались действия погромщиков, к примеру, передавалась информация о местах укрытия потенциальных жертв.

Ничто так не ломает уклад человеческой жизни, как геноцид. Руанда - яркое доказательство этого утверждения. Так, в это время было зачато около 20 тыс. детей, большинство из которых являлись плодами насилия. Современные руандийские матери-одиночки гонимы обществом с его традиционным восприятием жертв изнасилования, да еще и часто больны ВИЧ.

Спустя 11 дней после начала геноцида, на стадионе «Гатваро» было собрано 15 тыс. тутси. Это было сделано только для того, чтобы одновременно убить больше людей. Организаторы этой массовой бойни пустили в толпу а затем начали стрелять по людям и кидать на них гранаты. Хотя это кажется невозможным, но в этом ужасе выжила девочка по имени Альбертина. Тяжело раненая, она укрывалась под грудой убитых, среди которых были её родители, братья и сестры. Только на следующий день Альбертина смогла добраться до больницы, где также проходили рейды "зачисток" тутси.

Геноцид в Руанде заставил забыть свои обеты и представителей католического духовенства. Так, совсем недавно в рамках Международнго трибунала ООН рассматривалось дело Атаназа Серомбы. Его обвиняли в участии в заговоре, результатом которого стало истребление 2 тыс. беженцев-тутси. Согласно показаниям свидетелей, этот священник собрал беженцев в церкви, где они подверглись нападению со стороны хуту. Затем он приказал разрушить церковь с помощью бульдозера.

К сожалению история многих африканских стран (впрочем, как и история многих европейских или азиатских стран) имеет немало темных пятен: войн, бедствий, эпидемий, катастроф, голода и даже такого ужасного явления человеческой истории как геноцид — полное уничтожение представителей определенного народа или этноса. Самый страшный геноцид в истории был начат Адольфом Гитлером против евреев, результаты его более чем ужасные – 6000000 евреев, проживавших в разных странах Европы, были уничтожены нацистами, погибли в концлагерях, были расстреляны и замучены. Это великая трагедия, но кроме этого были геноциды и поменьше, например геноцид армян, устроенный турками в начале 20-го века, или ужасный геноцид народа Камбоджии, устроенный кровавым коммунистическим диктатором Пол Потом против своего собственного народа в 60-е годы прошлого века. Но был один геноцид, о котором мало кто знает, и что удивительно, он был совсем недавно, каких-то 20 лет назад, в 1994 году в одной восточноафриканской стране — Руанде.

Жертвами этого геноцида стали 800 000 руандийцев (почти целое население большого города), представителей племени Тутси, которые были убиты своими же согражданами, тоже руандийцами, но представителями другого племени — Хуту. Но прежде чем понять, почему так произошло, нужно заглянуть в историю этой африканской страны.

ПРЕДИСТОРИЯ

Руанда — небольшая страна в центрально-восточной . С давних времен ее населяли несколько племен, наиболее крупными из которых собственно были племена Хуту и Тутси. Племена Хуту вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, Тутси же наоборот были кочевниками-скотоводами, с большими стадами скота (крупного и рогатого) кочевали то тут, то там. И конечно как всякие порядочные кочевники Тутси были более воинственными, и в какой-то период древней истории Руанды они покорили оседлые земледельческие племена Хуту.

Далее руандийское общество поделилось на две касты — господствующие Тутси, которые занимали все руководящие должности (в том числе должность короля Руанды) и наиболее состоятельную часть населения и так называемый «пролетариат» Хуту. И что интересно, для нас представители, что племен Хуту, что Тутси на первый взгляд были бы на одно лицо, но на самом деле они отличаются по некоторым малозаметным признакам: у Тутси как правило, немного другая форма носа. Также на протяжении многих веков господства Тутси были запрещены смешанные браки между представителями разных племен, это и привело к тому, что эти племена не растворились друг в друге. (А жаль, потому что тогда может и не было бы этого трагического геноцида, как видим расизм, даже африканский, между различными племенами, до добра не доводит).

Но вот наступило 20-й век, в Руанду приехали белые европейцы. Сначала короли Тутси присягнули на верность германскому кайзеру, но в течение первой мировой войны бельгийские войска напали на ее территорию и полностью ее захватили в 1916 году. Дальше и вплоть до 1962 года Руанда была бельгийской колонией. Впервые годы бельгийского господства представители племени Тутси сохранили свои привилегии и аристократическое положение, но начиная с 50-х годов бельгийские колонизаторы начали урезать права Тутси, а на руководящие должности все чаще назначались представители «пролетариата», выходцы из племени Хуту. Среди последних тоже все более нарастало недовольство многовековым гнетом Тутси, которое в 1959 году перешло в отрытое восстание против короля Тутси. Восстание вылилось в настоящую маленькую гражданскую войну, результатом которой стала ликвидация монархии (в 1960 году), многие представители племени Тутси стали беженцами в соседних странах: Танзании и Уганде. Руанда стала президентской республикой и одновременно получила независимость, первым президентом, и фактически руководителем государства впервые стал представитель племени Хуту, человек по имени Каибанда.

Однако президентом Каибанда пробыл недолго, в результате военного путча к власти пришел тогдашний министр обороны страны, генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (кстати, тоже Хуту). Впрочем, это типичная ситуация для Африканских стран второй половины ХХ века, где военные перевороты стали привычным и даже обыденным явлением.

Так шли годы, и уже подходил к концу 20-й век, наступили 90-е годы, уже развалился Советский Союз, мир все больше набирал признаков глобализации (автор этой статьи в то время пошел в школу), в Руанде же потомки Тутси, которые стали беженцами еще в 60-е годы задумали вернуть себе власть и создали так называемый Национальный фронт Руанды (далее НРФ), который недолго думая начал боевые действия против руандийского правительства Хуту. Как известно, одна агрессия вызывает еще большую агрессию, а насилие всегда порождает еще большее насилие, поэтому среди племен Хуту стали активно расти ненавистнические настроения против Тутси, которые в их воображении представлялись в образе многовековых поработителей. Кроме того Тутси часто были начальниками Хуту (а кто вообще любит своих начальников), часто Тутси были более богаче (а зависть еще со времен библейского Каина, является причиной чуть ли не всех преступлений). В то же время образовалась экстремистская организация Хуту — Интерахамве (на руандийском языке — «те, кто нападает вместе»). Она то и стала главным лезвием геноцида.

НАЧАЛО ГЕНОЦИДА

Но давайте по порядку: сначала президент Руанды старый вояка Жювеналь Хабьяримана пытался мирно все уладить с Тутси. Это вызвало недовольство среди радикально настроенных Хуту. Последние по «хорошей» африканской сделали очередной переворот — 6 апреля 1994 президент возвращался самолетом из какой-то международной африканской конференции, уже на подлете к земле президентский самолет был сбит из ПЗРК (переносной зенитно-ракетный комплекс) военизированной группировкой радикальных Хуту. В убийстве же президента радикальные Хуту, которые сами совершили это преступление, обвинили, именно так — ненавистных Тутси. С этого момента по всей территории страны прокатилась волна насилия, Тутси часто жившие по соседству с Хуту, становились жертвами своих собственных соседей. Особенно свирепствовала Интерахамве, убивая не только Тутси, но и умеренных Хуту, которые не поддерживали это кровавое безумие, или даже скрывали у себе Тутси. Интерахамбве убивало всех Тутси без разбора, женщин, стариков, маленьких детей. Скорость убийств Тутси в Руанде в 5 раз превышала скорость убийств в немецких концентрационных лагерях в годы второй мировой войны.

Под раздачу также попал десяток бельгийских миротворцев ООН, которые охраняли премьер-министра Руанды, Агату Увилингийману, она принадлежала к умеренным Хуту и была сторонницей мирного диалога с Тутси. Поэтому после смерти президента она стала одной из первых жертв насилия, вскоре захлестнувшего страну. Ее дом окружили члены все той же пресловутой Интерахамве, бельгийским миротворцам, охранявшим премьер-министра, предложили сдаться, обещая жизнь, но после коварно убили. Погибла и премьер-министр Агата Увилингиймана вместе со своим мужем, но к счастью им удалось спрятать и спасти своих детей (сейчас они нашли политическое убежище в Швейцарии).

РАДИО 1000 ХОЛМОВ И ЕГО РОЛЬ В ГЕНОЦИДЕ.

Особая роль в руандийском геноциде 1994 года принадлежит радиостанции радикальных Хуту, известной как «Радио 1000 холмов». На самом деле деятельность руандийского «Радио 1000 холмов» весьма поучительна для сегодняшних событий, происходящих в России и Украине, когда средства массовой информации (скорее дезинформации) своими лживыми репортажами (там о «распятых мальчиках», «зверствах киевской хунты», «двух рабов с Донбасса» и т.п.) целенаправленно нагнетают национальную вражду между двумя народами. То же делало Радио 1000 холмов, нагнетая настоящую ненависть и вражду среди Хуту по отношению к племени Тутси, «едящих детей Хуту», и «вообще даже не люди, а тараканы, которых всем порядочным Хуту надо истреблять». И знаете что интересно, в отдаленных руандийских селах, где «Радио 1000 холмов» не транслировалось, уровень насилия был или в разы меньше, или даже вообще отсутствовал.

Фактически геноцид в Руанде — это очень показательный пример, как СМИ (в данном случае захудалая африканская радиостанция) может влиять на общественное мнение, вызывая настоящее массовое безумие, когда сосед, живший рядом с тобой всю жизнь, и казалось бы вполне нормальный человек, теперь идет тебя убивать, только за то, что ты принадлежишь к другому племенному этносу, за то, что у тебя немного другой формы нос. А теперь признайтесь, у кого есть знакомые русские, которые тоже, казалось, были вполне себе нормальными людьми, а теперь тебя ненавидят за то, что ты укроп, правосек, фашист-людоед-бандеровец и далее по списку. Теперь понимаете, почему так происходит, если даже радиостанция может реально убивать. Так было в Руанде, радио действительно убивало, с радиоприемником в одной руке, и окровавленным мачете в другой члены Интерахамве ходили с одного дома в другой, убивая всех Тутси, при этом вдохновляясь радиотрансляциями, призывающими убивать всех Тутси словно тараканов. Сейчас диджей этого радио и его основатель отбывают пожизненное заключение за преступление против человечества — разжигания геноцида в Руанде. Интересно будет такое же справедливое наказание для представителей российских СМИ? Оставим этот вопрос открытым.

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА

Интересно, что сделало международное сообщество, чтобы остановить геноцид. Знаете, ровным счетом — НИЧЕГО. Хотя конечно на заседании совета безопасности ООН представители разных стран очень даже обеспокоились этими событиями, но мы-то знаем, чего стоит их обеспокоенность. Даже Бельгия, у которой погибли собственные миротворцы, не предприняла никаких активных действий, максимум это срочно эвакуировали из страны всех европейцев и американцев, которые на тот момент там были. И все.

Особенно позорным было поведение солдат ООН в руандийской школе «Дон Боско». Там находился штаб контингента миротворцев ООН и туда под защиту ооновских солдат сбежались сотни Тутси, спасаясь от преследующих их Интерахамве. Вскоре солдатам ООН был дан приказ об эвакуации, и что они сделали, просто оставили на произвол судьбы, фактически на верную смерть, сотни человек, женщин, детей Тутси, которые нашли в школе временный приют. Сразу, после того как солдаты ООН покинули школу, Интерхамбве устроили там кровавую резню.

ЗАВЕРШЕНИЕ ГЕНОЦИДА

После начала кровавого безумия, захлестнувшего Руанду, военизированные формирования Тутси, находящиеся в соседних странах, их Национальный фронт Руанды НФР сразу начал активное наступление на страну, с целью спасти своих соплеменников Тутси. И так как воевать они научились неплохо, очень скоро почти вся страна была освобождена от радикальных Хуту, многие из которых уже в свою очередь начали убегать из Руанды боясь теперь уже ответного геноцида Хуту со стороны Тутсти.

Экономические последствия геноцида были ужасные, вскоре после него наступил голод (ведь ни был собран урожай) и всевозможные эпидемии, вызванные ужасной антисанитарией в лагерях для беженцев, куда стекались, как Тутси спасаясь от Хуту, а потом уже и Хуту спасаясь от Тутси. Пусть эти ужасные события станут хоть темным, но поучительным историческим уроком для всех нас.

ГЕНОЦИД В РУАНДЕ В КИНЕМАТОГРАФЕ

И в завершение, это событие нашло свое воплощение в кинематографе, хороший об этих событиях был снят в 2005 году под названием «Отстреливая собак» о девочке Тутси пережившей вышеупомянутую резню в школе Дон Боско, о позорном уходе ооновских миротворцев, о католическом священнике, оказавшемся в эпицентре этого кошмара.

Но лучший фильм снятый за этими событиями — это «Отель Руанда», всем советую его посмотреть, в нем показано как простой служащий руандийского отеля, кстати из племени Хуту, рискуя своей жизнью спасает своих соотечественников Тутси от собственных же фанатичных соплеменников Хуту. Фильм показывает человечность отвагу и благородство простого человека, который в этом безумии не утратил свое человеческое лицо. Этот фильм, как и «Отстреливая собак» снят по реальным событиям, все показанное там не художественная выдумка, а происходило на самом деле.

Ту́тси (также упоминаются как вату́тси , бату́тси ) - народ в центральной Африке (Руанда , Бурунди , Демократическая Республика Конго) численностью около 2 млн человек.

Язык

История и версии происхождения

Культура

Образование

Не более половины тутси Руанды и Бурунди могут читать и писать на родном языке и совсем немногие читают и пишут по-французски.

Фольклор

Фольклор тутси включает в себя пословицы, сказки, мифы, загадки и песни. В одной из сказок народа говорится о Себгугугу, бедняке, которому помог бог, обеспечивая его семью пищей и всем необходимым. Но с каждым разом Себгугугу желал всё большего, и за его жадность бог лишил его всего.

Музыка

Плетение остается одним из наиболее широко распространённых среди народов Бурунди и Руанды ремеслом. Многовековое развитие традиции плетения привело к появлению художественных форм, не только удовлетворяющих бытовые нужды людей, но также являющихся самобытными произведениями искусства. Цвета, характерные для плетеных изделий тутси - чёрный, красный и бледно-золотистый цвет сухой соломы. Чёрный краситель получали путём вываривания цветов банана, красную краску аналогичным образом получали из корней и семян растения «урукамги ». К 1930 году палитра пополнилась зарубежными красителями, стали появляться корзины, украшенные зелёными, оранжевыми, лиловыми узорами.

Миниатюрные коробочки, сплетённые кольцевой техникой, носят название «агасеки». Издревле плетением занимались женщины из богатых семейств привилегированного сословия тутси, которые обладали достаточным количеством свободного времени для совершенствования навыков плетения. С тех пор как тутси утратили господствующее положение, традиция затейливого, изящного плетения уходит в прошлое, плетёные изделия постепенно вытесняются пластиковыми.

Тутси украшали бисером рукояти клинков и ножны , чтобы подчеркнуть свой высокий статус. Для оплетения применялась техника «кирпичного низания» - бисерины располагаются подобно кирпичам в кладке. Такая техника характерна для Южной Африки в целом.

Геноцид тутси в Руанде

Ко времени геноцида в Руанде деление на хуту и тутси носило больше социальный характер, между этими этническими группами уже не было языковых и культурных различий, а физические различия во многом стёрлись из-за межэтнических браков, хотя до сих пор распространено представление, что тутси выше ростом, и что их кожа светлее . Со времён бельгийского колониального правительства национальность была записана в идентификационной карточке руандийца, при этом запись о национальности ребёнка соответствовала записи о национальности его отца. То есть, если отец был записан как тутси, то все его дети считались тутси, даже если их мать была из хуту .

Из-за конфликтов между хуту и тутси обстановка в регионе Великих Африканских озёр остаётся напряжённой.

Известные тутси

Напишите отзыв о статье "Тутси"

Примечания

Литература

  • Пирцио-Бироли, Детальмо. Культурная антропология тропической Африки. М.: «Восточная литература», 2001
  • Корочанцев В. А. Бой тамтамов будит мечту // О народах Западной и Центральной Африки. М.: 1987.
  • История тропической Африки с древнейших времен до 1870 года / Отв. ред. Ольдероге Д. А./ Перев. Матвеевой Г. А., Кальщикова Е. Н. М.: «Наука», 1984
  • Общество и государство в тропической Африке, отв. ред. А.Громыко, М.: «Наука», 1980
  • Lemarchand, Rene. Burundi: Ethnocide as Discourse and Practice. New York: Cambridge University Press, 1994.
  • Nyankanzi, Edward L. Genocide: Rwanda and Burundi. Rochester, Vt.: Schenkman Books, 1997.

Отрывок, характеризующий Тутси

На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.
К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять чувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что то боли в голове.
«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, – подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.
Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей стреляющих по плотине Аугеста и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.
– De beaux hommes! [Красавцы!] – сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.
– Les munitions des pieces de position sont epuisees, sire! [Батарейных зарядов больше нет, ваше величество!] – сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.
– Faites avancer celles de la reserve, [Велите привезти из резервов,] – сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).
– Voila une belle mort, [Вот прекрасная смерть,] – сказал Наполеон, глядя на Болконского.
Князь Андрей понял, что это было сказано о нем, и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.
– А! он жив, – сказал Наполеон. – Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!
Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.
Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.
Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил:
– Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ.
– Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер.
– Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире.
Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер.
Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь.
– Кто старший? – сказал он, увидав пленных.
Назвали полковника, князя Репнина.
– Вы командир кавалергардского полка императора Александра? – спросил Наполеон.
– Я командовал эскадроном, – отвечал Репнин.
– Ваш полк честно исполнил долг свой, – сказал Наполеон.
– Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, – сказал Репнин.
– С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас?
Князь Репнин назвал поручика Сухтелена.
Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
– II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.]
– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
– Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
– Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.