Наперсток. Маленькое чудо


«Напёрсток » — слово древнее. Оно появилось в языке русичей давным-давно, но своё нынешнее значение — «колпачок, надеваемый на палец при шитье» — обрело оно позднее.

Рождением напёрстка, такого, каким мы его привыкли видеть у наших портных и вышивальщиц, мир обязан одному голландскому юноше.

В XVII веке жил в Амстердаме Николя Беншотэн, золотых дел мастер. По соседству жил угрюмый и скупой ван Ранселье вместе со своей дочерью Анитой. Приглянулась Анита Николю Беншотэну. Целыми днями сидела Анита за рукодельем. Её руки иглой точно по волшебству вышивали на шёлке замки сказочные и невиданных птиц заморских. Игла у Аниты была тонкой-тонкой, она больно жалила тонкие девичьи пальцы.

Часто видел это юноша и задумался над тем, как бы помочь любимой. Принесли в дом Аниты в один из летних дней 1648 года золотой колпачок с насеченными на нём отметинами. К нему приложено было послание, составленное по всем законам того времени: «Уважаемой госпоже ван Ранселье приношу в дар безделушку моей выдумки и творения, дабы служила она защите её чудных и работящих пальчиков». И подпись: Николя Беншотэн. Должно быть, подругам Аниты тоже захотелось иметь такие колпачки. С того и началось.

В конце XVI I века металлический колпачок на палец появился и на Руси. Прижился он здесь быстро. На него и перенесли очень старое название — напёрсток, которым русичи задолго до того называли свинцовые кистеньки-перстеньки, использовавшиеся в кулачном бою для утяжеления руки. Со временем кистеньки эти исчезли, забылись, а название так и осталось, закрепившись за мирным колпачком для защиты пальцев при шитье и рукоделии.

Даже если вы не шьёте сами себе наряды, и не занимаетесь вышивкой, всё равно напёрсток у вас есть. Верный помощник, напёрсток, предохраняет наши пальцы от повреждений иглой. Любая женщина знает необходимость этого маленького помощника, ведь нам приходится сшивать не только тонкие, но и грубые материалы, даже пуговицу пришить на джинсы, и то - потребуется надеть напёрсток.

Какие же они были раньше, напёрстки?
Самые ранние напёрстки, сохранившиеся в разных странах Европы, имеют плоские головки. Такие напёрстки были в IX - X веках, они относятся к периоду Византийской Империи. А маленькие, круглые напёрстки были привезены в Европу из Азии несколько позже.

В середине XIV века в Европе делали напёрстки литые, кованые и чеканные из бронзы или меди. Для них характерна желудеобразная форма головки. Эти образцы хранятся в Музее археологии в Мадриде, где можно увидеть большую коллекцию напёрстков, сделанных испанскими мастерами. В Турции делали бронзовые напёрстки. В тех образцах, которые были обнаружены археологами, можно увидеть даты их изготовления - с X по XVI века.

Всем, кто интересуется искусством, известен период эпохи Возрождения - с XV по XVI столетия, который в истории культуры Италии отмечен расцветом во всех областях художественных ремёсел. В это время портной стал уважаемым человеком в обществе.

Но не только пошив одежды требовал определённые инструменты для работы, а также и возрождающееся в ту пору игловое кружево, то есть кружево, шитое иглой. Этот вид рукоделия был особенно развит в Венеции. Здесь же делали и напёрстки, в создании которых принимали участие и ювелиры, и художники, и мастера по бронзовым изделиям. Напёрстки делали золотые, серебряные, а с XVI столетия стали изготавливать из латуни (сплав меди с цинком). На напёрстках из благородных металлов мастера наносили своё имя и дату изготовления. Напёрстки были необходимым предметом в рукоделии, ведь тогда многие занимались не только шитьём, но и вышивкой.


Вышивку любили все, и одежду она украшала и мужскую, и женскую. Да и вышивали не только женщины, но и мужчины. Примером может быть такая известная личность, как кардинал Ришелье (1585-1642), который всё своё свободное время посвящал этому занятию. Вот поэтому сам напёрсток тоже стал произведением искусства, так как он был нужен всем. Его украшали, им любовались.


В это же время в Англии занялись напёрстками всерьёз. В Букингеме основали фабрику Thread-needle («нитка-иголка»), на которой в числе разных предметов для шитья изготавливали и напёрстки. Англичане делали их из латуни, золота и серебра, украшали мелкими рельефами в виде крошечных кружочков и даже наносили тексты религиозного содержания. Английские напёрстки отличались правильными пропорциями и изящными формами.

В конце XVI века появился новый метод литья, возникли крупные предприятия по изготовлению напёрстков в Исландии. В конце XVII века Кристофер Пинчбек создал новый сплав, который состоял из пяти частей меди и одной части цинка, что позволило создавать напёрстки разными по форме и декоративному оформлению. Появляются напёрстки, которые стали отвечать современному стилю, модному в определённый период.


Золотые и серебряные наперстки

Созданием напёрстков так увлеклись, что изготовление их уже не ограничивалось лишь металлом или сплавами. Напёрстки делали из камня (горный хрусталь, янтарь), стекла, кожи, рога животных, панциря черепахи, перламутра, фарфора, глины, дерева и даже из плотной ткани. Конечно, некоторые из них были лишь предметами, украшавшими интерьер, их называли objets de virtue - милые пустячки, но они были прекрасным подарком для женщины. Среди них были фарфоровые напёрстки, украшенные картинками, изображающими прекрасных дам с галантными кавалерами.

В XVIII столетии эти напёрстки были особенно популярны. Большим спросом пользовались в это время и напёрстки из серебряной филиграни, украшенные эмалью. В целом напёрстки стали в этот период изящнее и стройнее, напоминая изящество и галантность XVIII века. В конце XVIII - в начале XIX века приобрели большую популярность напёрстки-игрушки. Внутри этих напёрстков находились маленькие пузырьки с духами.

Перламутровые напёрстки, которые создавали мастера Франции, были настоящими произведениями искусства, их выполняли в единичном экземпляре, украшали вставками из эмали в виде цветочков или имени владельца напёрстка. Создание уникальных напёрстков привело и к их коллекционированию. А в 1851 году на выставке в Лондонском Хрустальном Дворце напёрсткам была посвящена целая экспозиция.
В Англии о напёрстках есть целые монографии с научными статьями. Во многих странах существуют музеи напёрстков: в Нидерландах, Германии, Шотландии, а в Канаде в Торонто ему поставлен памятник. Вот так, оставаясь постоянным помощником всех портных и вышивальщиц, напёрсток стал произведением искусства.

В наш XXI век напёрстки декорируются иной тематикой, например, портретами известных политиков или сюжетами определённых событий наших дней. Есть в Америке напёрсток, украшенный памятником Аврааму Линкольну, а в Англии - с портретом леди Дианы. Такие напёрстки становятся мечтой коллекционеров или являются сувенирами, которые можно приобрести, побывав в той или иной стране, в которой он создан.

Подобные напёрстки украшают сюжетами из старинных легенд, народных преданий или известных исторических событий, происшедших в стране. Например, в Испании есть напёрстки с изображением монаха-пилигрима, что поясняет туристам о том факте, что в городе Сантьяго-де-Компостелло находится святыня, посещаемая паломниками со времён Средневековья, - гробница святого Иакова, обнаруженная в IX веке. И там же, в Испании, есть напёрстки с изображением корриды - жестокого и захватывающего зрелища.

А как вы думаете, что изобразили на своём напёрстке во Франции?... Да, именно лягушку. Есть и напёрстки фарфоровые, выпускаемые на знаменитой фарфоровой фабрике Лиможе.

В Португалии часто на сувенирных изделиях изображают петушка. Ведь петух для Португалии стал символом справедливости. Рассказывают легенду, что однажды пилигрим из Галиции пришёл посетить святые места в Сантьяго-де-Компостелло, и, находясь в небольшом городке, оказался обвинён по ложному доносу. Ему грозила казнь. Тогда, воспользовавшись случаем, он решил оправдаться перед судьёй в своей невиновности. Но судья не верил ему, и, собираясь в этот момент поужинать жареным петухом, сказал, что поверить пилигриму также невозможно, как невозможно, что этот петух сейчас оживёт. И как вы уже догадались, жареный петух ожил и даже закукарекал. Пилигрим был спасён. Вот поэтому и петух стал символом справедливости.

Кто знает, если люди так долго об этом помнят и пересказывают, возможно, это не просто легенда…

На напёрстках Финляндии из тонкого фарфора любят изображать красивые пейзажи страны и девушек в национальных финских костюмах. Греческие напёрстки украшены героями Эллады, чешские фарфоровые напёрстки украшены розами, национальными орнаментами и знаменитыми замками.


Сейчас во всех странах любят и производят фарфоровые напёрстки-сувениры. Особенно превосходит по разнообразию декора Великобритания. В тематике английских напёрстков фрагменты картин великих художников, сцены охоты, есть напёрстки с необычными формами - в виде домиков, книг и т.д. Есть в Англии и Клуб коллекционеров напёрстков.

Напёрсток был и остаётся важным предметом портновского искусства, с помощью которого создаются шедевры. Но он и сам стал не только произведением искусства, но и свидетелем многих событий, происходивших в разных странах.

Если у вас обычный простой напёрсток, не привлекающий к себе внимания, всё равно вы чувствуете в нём необходимость, он остаётся верным помощником.

Слово «наперсток» происходит от старинного русского слова «перст», означающего «палец». Имя изобретателя наперстка история умалчивает, наперсток - настолько древнее изобретение, что никаких упоминаний об его создателе до наших дней не сохранилось.
Понятно, что каждая вещь имеет свои истоки и корни основания. Но заслугу в создании наперстка некому конкретно посвятить – так глубоко уходят исторические сведения о нем. Можно предположить, что его изобретение было на территории древней Руси. Более 30 тысяч лет до н. э. на этих землях жили кроманьонцы, и по раскопкам археологов установлено, что они уже пользовались примитивной одеждой, которую сами и шили. Делали они это при помощи костяных игл, которые были не так удобны в применении, как современные. Поэтому, у них имелись простейшие приспособления – пластины, завернутые в круг, которыми они пропихивали далеко не тонкую иглу в подобие ткани. Именно эти незатейливые детали и можно считать прототипом сегодняшнего наперстка.
Самые первые наперстки, похожие на современных собратьев, относятся к II веку, они были обнаружены на территории Китая и России. В раскопках скифских курганов в Крыму были обнаружены латунные наперстки.

До изобретения швейной машины наперсток был совершенно незаменимым предметом при шитье. Их производили в большом количестве, и до сих пор наперстки разных эпох – одна из наиболее частых находок археологов.
Самые первые наперстки были открыты сверху и не имели донышка. При раскопках встречаются даже простейшие варианты, представляющие собой свернутую в трубочку пластину из металла. По всей видимости, потребности в наперстках в те времена были столь высоки, что даже не всегда было время их обработать. Такие наперстки изготавливали из меди, латуни, бронзы, и даже серебра и золота. Первое найденное письменное упоминание о наперстках на территории России датируется 17 веком. К этому времени в Европе производство наперстков уже было налажено довольно широко, и были мастера, для которых это был основной вид деятельности. Вероятно, наперстков в то время требовалось настолько много, что спрос на них был постоянно.
Следует заметить, что к 17 веку наперстки уже зачастую становятся не только необходимым предметом для шитья, но и произведением искусства. С появлением ювелирных наперстков в Европе связывают красивую легенду.
Согласно ей, ювелирный мастер Николай Бентотен из Амстердама влюбился в соседскую девушку, которую звали Анита Ван Ранселье. Девушка искусно вышивала, и целый день была вынуждена просиживать над работой по принуждению скупого отца. Все нежные пальцы девушки были исколоты иглой. Видя страдания любимой, мастер сделал специально для нее маленький золотой колпачок с насечками, который был призван защитить ее пальцы во время шитья, и подарил ей на день ее рождения в 1648 году. Свой подарок он сопроводил посланием, в котором просил барышню принять в дар его изобретение, призванное защищать от уколов нежные и столь трудолюбивые пальцы.
То, что было изобретено данным ювелиром вошло в моду и стало стремительно распространяться по всей Европе. Сначала наперсток появился в Англии, а уже в начале 18 века модная вещица появилась во Франции, Германии и в России, куда ее завезли голландские купцы. И до наших дней сохранились изящные ювелирные шедевры, украшенные эмалью, инкрустацией и гравировкой. Для того, чтобы на фоне наперстка была лучше видна серебристо-белая сталь швейной иглы, цвет наперстка старались делать желтым.
С тех самых пор наперстки стали использовать уже не только по прямому назначению для защиты пальца от уколов иглы. Наперстки становятся настоящим украшением. 18 век принес моду на несессеры – наборы предметов туалета или принадлежностей для шитья, заключенные в специальные контейнеры, которые могли быть разных размеров. Маленькие несессеры являлись своеобразным аксессуаром, их прикрепляли к поясу с помощью цепочки. Наперсток, зачастую сделанный из золота и имеющий богатую отделку, являлся неотъемлемой составляющей частью таких несессеров.
Русские ювелиры также изготавливали наперстки, в 19 веке такие ювелирные наперстки производились в Санкт-Петербурге, Москве, Великом Устюге, Владикавказе и недалеко от Дербента (произведения знаменитых Кубачинских мастеров)

Некогда любая хозяйка имела у себя такой предмет первой необходимости, как наперсток, но сейчас им практически перестали пользоваться. И только в антикварных магазинах иногда можно встретить отдельные экземпляры – миниатюрные произведения искусства. Однако в специализированных магазинчиках некоторых стран вам предложат большой выбор наперстков.

История наперстка берет свое начало со времен древних цивилизаций, это подтверждают находки археологов по всему миру. Правда, его прародитель отличался по форме от современного аналога, но предназначение было то же самое – помогать протолкнуть иглу через ткань, не уколовшись. Наперстки находили во время проведения раскопок Помпеи, а также в скифских захоронениях. Родиной древнейших экземпляров, наиболее похожих на современные, является Китай. Первые китайские наперстки изготавливали из плотной кожи в III веке до н.э. Затем их стали делать из меди, бронзы. Состоятельные люди могли себе позволить наперстки из серебра и золота.

Первые в истории письменные упоминания об этом швейном изделии относятся к XII столетию. Тогда наперстки изготавливали вручную методом ковки или литья из меди, железа, бронзы. В Германии, ставшей лидером по производству этого предмета, была организована гильдия наперсточников. Они закрепили за собой право изготавливать наперстки из латуни. Произошло это в XIV веке, после чего процессы производства с годами только совершенствовались.

Фабричный выпуск наперстков начался в XIX веке. В это же время зарождается традиция преподносить в качестве подарка особо красивые изделия. Отсюда и появился спрос на эксклюзивные наперстки, выполненные из драгоценных металлов, украшенные росписью, камнями и эмалью. В дореволюционной России этот предмет для шитья преподносили в качестве подарка женихи своим невестам, по которому судили о материальном положении суженого.

С появлением оригинальных экземпляров наперстки становятся предметом для коллекционирования. Возникло новое понятие – коллекционный наперсток. Такое изделие не использовали по его прямому назначению.

В XIX-XX столетиях появилось огромное количество всевозможных наперстков, изготовленных из фарфора, золота, слоновой кости, серебра, которые украшались различными способами в зависимости от фантазии и умения мастеров.

Появление швейной машинки привело к резкому падению славы наперстка, теперь он является больше предметом для коллекционирования. Однако и сегодня он может оказать верную службу портному и домохозяйке.

История возникновения наперстка.
Раньше у каждой хозяйки-рукодельницы всегда под рукой был наперсток. Ведь именно он защищает пальцы от уколов иглой при шитье. Со временем необходимость заниматься шитьем и рукоделием отпала, поэтому многие практически перестали им пользоваться в быту. Лишь в магазинах со старинными предметами и в антикварных салонах их можно встретить в большом количестве на любой вкус и цвет.
Появление наперстков начинается еще во время существования древнейших цивилизаций. Этот факт подтверждается многочисленными находками археологов. Самые первые образцы наперстков были найдены при раскопках на территории Египта и Китая. Правда они были не совсем похожи на то, что люди сейчас привыкли называть наперстком, но со своей основной функцией, то есть проталкиванием иголки через толстую ткань, отлично справлялись. Наиболее древние наперстки делали из очень прочной кожи еще в III веке до н.э. Из метала их стали отливать намного позднее. Так в состоятельных семьях наперстки были выполнены из драгоценных металлов с инкрустированными камнями, остальные классы довольствовались изделиями из бронзы и меди.
Самые первые упоминания об этой швейной принадлежности датированы XII веком. В то время их делали вручную при помощи литья или ковки. А в Германии XV века даже появилась гильдия наперсточников имеющая свой свод законов. Именно они стали изготавливать наперстки из латуни.
В XIX веке люди перешли к изготовлению наперстков на фабриках. В это время начинает зарождаться традиция, по которой наперстки стали дарить в качестве подарка. Это обеспечило высокий спрос на их изготовление из дорогих металлов с добавлением драгоценных камней, росписью и покрытием эмали. В эти времена в России женихи дарили наперстки своим невестам, а благосостояние оценивалось по дороговизне подарка. А в Англии в это время была построена Букингемская фабрика, производящая очень красивые наперстки по правильным пропорциям.
Поскольку наперстки стали изготавливать эксклюзивно то они стали предметом для создания коллекции. В Лондонском Хрустальном дворце в середине XIX века им была посвящена целая экспозиция. В коллекциях встречаются фарфоровые, золотые, серебряные, керамические наперстки, из слоновой кости, рогов животных, глины и даже дерева. Они украшены по-разному – на некоторых изображены узоры, на других подписи или рисунки – это зависело от умения мастеров. Во многих европейских городах есть музеи, в которых выставлены наперстки: в Шотландии, Германии, Сербии и Шотландии. А в канадском Торонто наперстку даже поставили памятник. Постепенно их перестали использовать по прямому назначению.
В настоящее время наперстки стали изготавливать с определенной тематикой. Так в Америке стали появляться изображения Авраама Линкольна, в Англии – леди Дианы. Иногда на них изображаются сюжеты древних легенд. В основном их приобретают в качестве коллекционного материала или же сувенира. Большое количество наперстков с разнообразным декором находится в Великобритании, помимо этого тут даже открыли клуб коллекционеров наперстков. Во Франции любимым изображением на этих швейных предметах стала лягушка, в то время как в Португалии чаще всего изображают петуха, в Греции – герои военных походов, а в Финляндии – красивые пейзажи.
С появлением швейных машин наперстки отодвинулись на задний план. Но они стали не только помощниками в процессе шитья, они смогли вобрать в себя ту часть истории, которую стали изображать на них самих. Со времени они превратились из предмета первой необходимости в произведение искусства, и стали свидетелями множества исторических событий, происходящей в каждой стране.