Хуан Грис (Juan Gris). Биография


И упомянули также имя другого испанского художника Хуана Гриса. Сегодня мы хотим немного рассказать о нём.

Хуан Грис родился 23 марта 1887 года в многодетной семье зажиточного торговца и домохозяйки в Мадриде, Испания. Хуан был тринадцатым из 13 детей. Начальное образование получил в Школе искусств и Промышленности (Escuela de Artes y Manufacturas), куда поступил в 1902 году по желанию родителей и которую бросил ради занятий живописью. Интерес к изобразительному искусству мальчик проявил ещё в возрасте 6-7 лет. Именно в это время его отец разорился, и для семейства настали тяжёлые времена. Хуан стал подзарабатывать, продавая свои рисунки местным газетным издательствам.
После смерти отца в 1906 году, имея при себе всего 16 франков, Грис отправился во Францию – в первую очередь, ради того, чтобы избежать призыва в армию. Вернуться в Испанию он больше не мог. Оказавшись в парижском Бато-Лавуар, знаменитом общежитии на Монмартре и центре художественной жизни, он разом познакомился с наиболее выдающимися живописцами своего времени: Браком, Пикассо, Модильяни, Матиссом, Леже и др. Здесь он проживёт 16 лет в мастерской, в которой практически не было мебели.

Поначалу, ещё не умея толком рисовать, Грис подрабатывал в различных юмористических журналах, параллельно Грис занимался самостоятельным изучением рисунка и живописи. На родине его первым учителем был академический художник Хосе Морено Карбонеро. Его консерватизм отталкивал Гриса; в Париже под влиянием своих новых друзей он стал писать в стиле кубизма и много экспериментировать.

В 1911 Грис разорвал все контракты с сатирическими изданиями; тогда же появились первые серьёзные картины, выдержанные в духе аналитического кубизма (термин был позже придуман им самим): «Стол и кафе», «Натюрморт», «Гитара и цветы». На начальном этапе его цветовая гамма была строгой и ограниченной; доминировали оттенки серого и голубого.

Первой большой удачей Гриса стала работа «Портрет Пикассо», она была продемонстрирована в 1912 году. В том же году художник начинает активно выставляться на выставках. Грис сдружился со знаменитой писательницей Гертрудой Стайн, и та приобрела несколько его картин. По мнению некоторых исследователей, именно ей принадлежит заслуга открытия таланта Гриса. Стайн полагала Пикассо основателем кубизма, а Грис, с её точки зрения. «пропитал кубизм ясностью и экзальтацией». Очень скоро Грис стал знаменитостью во Франции, а затем и во всей Европе. Его стали называть «третьим кубистом», уступающим лишь Пикассо и Браку.

В 1913-1914 Грис приходит к синтетическому кубизму (снова его собственный термин): отказывается от совмещения различных ракурсов, изображает предметы схематично, интересуясь в большей степени сутью вещей, нежели их архитектоникой, в большом количестве создаёт коллажи и наклеивает кусочки газет прямо на холст. Если под аналитическим кубизмом им подразумевалось дробление и анализ форм, то синтетический был полной его противоположностью. Теперь предметы всегда были узнаваемы. Художник стремился отыскать их универсальные составляющие. Свою манеру художник определил как «вариант плоскостной, цветной архитектуры». Грис писал: «Сезанн из бутылки сделал цилиндр, я из цилиндра делаю особый индивидуум: из цилиндра я делаю бутылку». Сезанн был любимым художником Гриса.

Целью и смыслом живописи Грис полагал активное взаимодействие с окружающим миром. В отличие от Пикассо и Брака, чьи работы отличались монохромностью, Грис пришёл к использованию насыщенных гармонических цветов, его палитра напоминала о полотнах его друга Матисса. Тем не менее, несмотря на это радикальное отличие, Грис стремительно заполучил репутацию одного из наиболее последовательных и ортодоксальных последователей кубизма – во многом благодаря своим фирменным «решётчатым» композициям, в которых детали предметов были вписаны в ячейки расчерченной плоскости. «По натуре я немного консерватор, - признавался Грис, - поэтому не могу заставить себя загрязнить голубизну или искривить прямую». Наконец, излюбленным жанром Гриса был натюрморт; объекты волновали его намного больше, чем люди.

На протяжении двадцатых годов Грис активно развивал «утончённую и эстетизированную сторону живописи, для которой прежде не находил места в своём творчестве». Работы, в которых отсутствует изобразительное начало, он называл «ущербным техническим упражнением». Он оставался верен кубизму даже после развала объединения кубистов.

После 1925 года Грис много болел и страдал от проблем с сердцем и уремии. Он проводил большую часть времени на юге, в пригороде Тулона, пытаясь поправить здоровье. Врачи рекомендовали ему отдых в гористой местности, поскольку средиземноморский климат был ему противопоказан. Однако Грис продолжал ездить к морю. Здоровье Гриса стремительно ухудшалось. В 1926 году он стал кашлять кровью. К началу 1927 года стало ясно, что он обречён.

Художник скончался 11 мая 1927 года из-за почечной недостаточности в парижском пригороде Булонь-Бийанкур. Ему было всего 40 лет. Последние годы он был вынужден провести в страшной нищете.


В наши дни работы Гриса ставят рекорды на крупнейших аукционах. Так, любимая картина самого автора «Скрипка и гитара» (1913) ушла с молотка Christies за 28 642 500 долларов при эстимейте 18-25 млн. На аукционе 2014 года «Натюрморт со скатертью в клетку» был продан за 56 658 470 долларов.

При составлении статьи использовались материалы сайта

Испанский художник-авангардист, один из основоположников и наиболее последовательный представитель кубизма.


Бегство во Францию

Хуан Грис родился 23 марта 1887 года в многодетной семье зажиточного торговца и домохозяйки в Мадриде, Испания. Хуан был тринадцатым из 13 детей. Начальное образование получил в Школе искусств и Промышленности (Escuela de Artes y Manufacturas), куда поступил в 1902 году по желанию родителей и которую бросил ради занятий живописью. Интерес к изобразительному искусству мальчик проявил ещё в возрасте 6-7 лет. Именно в это время его отец разорился, и для семейства настали тяжёлые времена. Хуан стал подзарабатывать, продавая свои рисунки местным газетным издательствам.

В 1905 году будущий художник взял псевдоним «Хуан Грис», сократив своё длинное и трудно запоминаемое имя. После смерти отца в 1906 году, имея при себе всего 16 франков, Грис отправился во Францию – в первую очередь, ради того, чтобы избежать призыва в армию. Вернуться в Испанию он больше не мог. Оказавшись в парижском Бато-Лавуар, знаменитом общежитии на Монмартре и центре художественной жизни, он разом познакомился с наиболее выдающимися живописцами своего времени: Браком, Пикассо, Модильяни, Матиссом, Леже и др. Здесь он проживёт 16 лет в мастерской, в которой практически не было мебели.

В 1911 году Грис по ошибке был доставлен в полицейский участок, так как его перепутали с известным преступником Гарнье. Не имея никаких документов, Грис сумел выбраться лишь благодаря усилиям Анри Дерена – другого ставшего впоследствии знаменитым художника из Бато-Лавуар.

В начале пути Грис находился под мощным влиянием символизма в его немецкой и австрийской ипостасях – югендстиля и сецессиона. Его друг, Вилли Гейгер, сотрудничал со знаменитыми немецкоязычными символистскими изданиями Simplicissimus и Jugend. Эти журналы пользовались огромной популярностью в художественной среде Испании. Однако во Франции художник очень скоро оставил своё увлечение.

Поначалу, ещё не умея толком рисовать, Грис подрабатывал в различных юмористических журналах, таких как Le Rire, L"assiette au beurre, Le Charivari и Le Cri de Paris. Карикатуры Гриса носили пацифисткий и антиклерикальный характер; по воспоминаниям его подруги Алисы Халики, как и многие его приятели – Франтишек Купка, Феликс Валлотон, Виллон, Кес ван Донген – он был обеспокоен вопросами социальной справедливости. Искусствовед Вальдемар Георг называл его «этот атеист, этот революционер, этот дезертир испанской армии».

Параллельно Грис занимался самостоятельным изучением рисунка и живописи. На родине его первым учителем был академический художник Хосе Морено Карбонеро. Его консерватизм отталкивал Гриса; в Париже под влиянием своих новых друзей он стал писать в стиле кубизма и много экспериментировать. Работа Жана Метценже Le goûter («Чаепитие») натолкнула его на мысль о важности применения математического расчёта в живописи. Известно также, что он увлекался неевклидовой геометрией и учениями о четвёртом измерении.

Синтетический кубизм

В 1911 Грис разорвал все контракты с сатирическими изданиями; тогда же появились первые серьёзные картины, выдержанные в духе аналитического кубизма (термин был позже придуман им самим): «Стол и кафе», «Натюрморт», «Гитара и цветы». На начальном этапе его цветовая гамма была строгой и ограниченной; доминировали оттенки серого и голубого.

Первой большой удачей Гриса стала работа «Оммаж Пикассо», она была продемонстрирована в 1912 году на Салоне Независимых. В том же году художник начинает активно выставляться: на выставке Exposicío d"art cubista и в галереях Ж. Далмау в Барселоне, в галерее DerSturm в Берлине, в Salon de la Société Normande de Peinture Moderne в Руане, наконец, в Salon de la Section d"Or в Париже совместно с художниками из группы Пюто (известной так же как «Золотое сечение»). Ещё в 1907 году Грис познакомился с искусствоведом и галеристом, знаменитым своим сотрудничеством с Пикассо, Даниэлем-Анри Канвейлером. Теперь Канвейлер сделался его покровителем, и художник передал ему эксклюзивные права на свои работы. Кроме того, он сдружился со знаменитой писательницей Гертрудой Стайн, и та приобрела несколько его картин. По мнению некоторых исследователей, именно ей принадлежит заслуга открытия таланта Гриса. Стайн полагала Пикассо основателем кубизма, а Грис, с её точки зрения. «пропитал кубизм ясностью и экзальтацией».

В 1913-1914 Грис приходит к синтетическому кубизму (снова его собственный термин): отказывается от совмещения различных ракурсов, изображает предметы схематично, интересуясь в большей степени сутью вещей, нежели их архитектоникой, в большом количестве создаёт коллажи и наклеивает кусочки газет прямо на холст. Если под аналитическим кубизмом им подразумевалось дробление и анализ форм, то синтетический был полной его противоположностью. Теперь предметы всегда были узнаваемы. Художник стремился отыскать их универсальные составляющие. Свою манеру художник определил как «вариант плоскостной, цветной архитектуры». Грис писал: «Сезанн из бутылки сделал цилиндр, я из цилиндра делаю особый индивидуум: из цилиндра я делаю бутылку». Сезанн был любимым художником Гриса. Что касается классики, то его привлекал XVII век, и в особенности Филипп де Шампань.

Целью и смыслом живописи Грис полагал активное взаимодействие с окружающим миром. В отличие от Пикассо и Брака, чьи работы отличались монохромностью, Грис пришёл к использованию насыщенных гармонических цветов, его палитра напоминала о полотнах его друга Матисса. Тем не менее, несмотря на это радикальное отличие, Грис стремительно заполучил репутацию одного из наиболее последовательных и ортодоксальных последователей кубизма – во многом благодаря своим фирменным «решётчатым» композициям, в которых детали предметов были вписаны в ячейки расчерченной плоскости. «По натуре я немного консерватор, - признавался Грис, - поэтому не могу заставить себя загрязнить голубизну или искривить прямую». Наконец, излюбленным жанром Гриса был натюрморт; объекты волновали его намного больше, чем люди. Исключениями в его зрелый период стали лишь несколько портретов приятелей и серия «Арлекины». Гертруда Стайн объясняла: «Для него натюрморт был не соблазном, а религией, но экстатическое восприятие вещей видимых, только видимых, испанской души не затронет».

Грис, которого приятели по общежитию полушутя называли гением логики, утверждал, что процесс создания картины сродни предсказанию. «Писать - это предвидеть, что произойдет в ансамбле картины, когда в ней появятся такие-то форма и цвет, предвидеть, что́ этот ансамбль, как некая реальность, сможет внушить тому, кто на него смотрит. Таким образом, развивая сюжет картины, я являюсь своим собственным зрителем».

Кульминация и закат карьеры

В 1914 году состоялась первая серьёзная персональная выставка Гриса. Экспозиция открылась в галерее Канвайлера на улице Виньон. Очень скоро Грис стал знаменитостью во Франции, а затем и во всей Европе. Его стали называть «третьим кубистом», уступающим лишь Пикассо и Браку.

Первая мировая война уничтожила профетическую самоуверенность кубистов – равно как и многих других их современников-авангардистов, многие из которых уходили на фронт добровольцами – и унесла жизни многих художников, среди которых было немало друзей и знакомых Гриса. Вдобавок, Канвайлер уехал из Франции, и художник лишился материальной поддержки. При этом, галерист крайне негативно относился к продаже картин за его спиной.

На протяжении двадцатых годов Грис активно развивал «утончённую и эстетизированную сторону живописи, для которой прежде не находил места в своём творчестве». Работы, в которых отсутствует изобразительное начало, он называл «ущербным техническим упражнением». Он оставался верен кубизму даже после развала объединения кубистов.

В период с 1922 по 1924 Грис занимался оформлением ряда балетных постановок для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Художник оказался крайне разочарован атмосферой, царящей в мире балета, – интригами, скандалами и страстями – и от дальнейшего сотрудничества отказался.

Он также прославился как выдающийся книжный иллюстратор, оформив издания Аполлинера, Уидобро, Реверди.

В 1923 и1925 году в берлинской галерее Флехтхайм состоялись одни из наиболее масштабных персональных выставок художника. К этому времени были созданы наиболее выдающиеся работы Гриса: «Стол художника» (1925) и «Голубой ковёр» (1925). Гертруда Стайн продолжала всячески поддерживать художника – материально и морально. В 1924 году она написала о нём небольшую хвалебную заметку в журнал Little Revue. Нередко писательница сама посылала к нему журналистов, корреспондентов, пыталась продвинуть друга на художественном рынке. Грис, в свою очередь, спрашивал у неё совета по поводу своих картин и эссе.

В середине 1920-х гг. Грис пишет много теоретических работ. В 1924 году он прочёл лекцию Despossibilitésdelapeinture («Возможности художника») перед студентами философского факультета Сорбонны. В докладе говорилось: «ни одна работа, которой суждено стать классической, не может выглядеть как предшествующая классика. В искусстве, как и в биологии, существует преемственность, но отсутствует схожесть с предками. Художники наследуют характеристики предшественников; вот почему никакое важное произведение искусства не может принадлежать никакой другой эпохе, кроме своей собственной…».

Лекция имела большой успех, и её такст был позднее переведён на несколько европейских языков. Тем не менее, финансовое положение семьи Гриса (художник женился, и у него родился сын) оставалось незавидным; вдобавок он не мог получить французское гражданство – несмотря на ходатайства друзей и покровителей.

Практически все его соседи по Бато-Лавуар достигли благополучия и получили широкую, хотя порой и скандальную, известность. Пикассо, с которым Грис изначальо был в хороших отношениях, стал относиться к нему с нескрываемым раздражением. По воспоминаниям Гертруды Стайн, он был единственным человеком, «которого Пикассо не выносил». Особенно его раздражала манера Гриса шутливо называть его chermaitre («мой учитель»). Поначалу о Грисе говорили лишь как о последователе Пикассо, но, когда он стал не просто самостоятельным художником, но одним из лидеров кубизма, Пикассо стал ревновать его.

Гибель

После 1925 года Грис много болел и страдал от проблем с сердцем и уремии. Он проводил большую часть времени на юге, в пригороде Тулона, пытаясь поправить здоровье. Врачи рекомендовали ему отдых в гористой местности, поскольку средиземноморский климат был ему противопоказан. Однако Грис продолжал ездить к морю. Художник находился в состоянии тяжёлой депрессии; в поисках морального облегчения он присоединился к масонскому ордену и увлёкся хиромантией. Здоровье Гриса стремительно ухудшалось. В 1926 году он стал кашлять кровью. К началу 1927 года стало ясно, что он обречён.

Художник скончался 11 мая 1927 года из-за почечной недостаточности в парижском пригороде Булонь-Бийанкур. Ему было всего 40 лет. Последние годы он был вынужден провести в страшной нищете. «Канвайлер продолжает меня поддерживать, но никто ничего не покупает. Я сказал ему об этом, он улыбнулся так дружелюбно и сказал, что я был всем», - признавался живописец.

В 1977 году вышел каталог-резоне, содержащий более 800 работ Хуана Гриса. В 1985 году на родине художника прошла масштабная ретроспективная выставка.

В наши дни работы Гриса ставят рекорды на крупнейших аукционах. Так, любимая картина самого автора «Скрипка и гитара» (1913) ушла с молотка Christies за 28 642 500 долларов при эстимейте 18-25 млн. На аукционе 2014 года «Натюрморт со скатертью в клетку» был продан за 56 658 470 долларов.

1887, Мадрид — 1927, Булонь-сюр-Сен. Французский живописец испанского происхождения. Представитель кубизма. В 1902—1904 обучался в мадридской Школе искусств и ремесел. В течение двух последующих лет занимался иллюстрированием журналов в декоративных традициях графики модерна. Одновременно брал уроки живописи у Х. М. Карбонеро.

В 1906 прибыл в Париж и, поселившись на Монмартре, сблизился с Пикассо и его кружком. Приобщившись к новаторским опытам Пикассо и Брака, ок. 1911 создал свои первые кубистические картины: Натюрморт (1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Стол в кафе (1912, Чикаго, Институт искусств), Гитара и цветы (1912, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Пикассо (1912, Чикаго, частное собрание). В этих работах система аналитического кубизма модифицируется в соответствии с предшествующим опытом работы художника в области декоративной и иллюстративной графики: плоскостные формы очерчиваются прямыми линиями, правильными полукружиями, овалами, сегментами; планиметрические построения дополняются волнообразными завитками. Широко проложенные тени создают впечатление призмы, в гранях которой оптически смещается пространство, формы удваиваются, множатся или частично выпадают из поля зрения.

Картины Гриса отличаются от живописи основоположников кубизма холодной тональностью (доминируют серые, голубые, серебристые оттенки) и металлическим блеском поверхности.

Ок. 1913 Грис вслед за Пикассо и Браком переходит к синтетическому кубизму. В его полотнах появляются наклейки, надписи, цифры; цветовая гамма становится более плотной, насыщенной; абстрактные и фигуративные детали смыкаются в слаженные конструктивные построения (Скрипка и гравюра, 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Ваза с фруктами и графин, 1914, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер; Завтрак, 1914, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Фрагментарные, но четко прорисованные контуры предметов ритмически вторят друг другу, вещественность объектов растворяется в абстракции линейных аналогий. Рисунок обоев, шахматной доски, наборной крышки стола усиливает чертежный характер композиций. К этому времени Грис выработал метод "решетчатых" построений: элементы натурных форм вписывались в ячейки предварительно расчерченной плоскости. Этот рациональный, "инженерный" подход, придающий живописи Гриса некоторую сухость, впоследствии определил его сближение с группой пуристов (с 1921).

В картинах 1915—1916 усиливается цветонасыщенность, усложняются пространственные отношения (Натюрморт перед открытым окном. Площадь Равиньян, 1915, Филадельфия, Музей искусств; Шахматная доска, 1915, Чикаго, Институт искусств). Плотное смыкание лаконичных рудиментарных форм в натюрмортах напоминает кубистические пространственные конструкции (Фруктовая чаша, бокал и газета, 1916, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Натюрморт, 1917, Миннеаполис, Институт искусств; Шахматная доска, 1917, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

В живописи последнего десятилетия жизни художника значительное место занимает тема человеческой фигуры (Девушка с мандолиной <по Коро>), 1916, Базель, Художественный музей; Арлекин с гитарой, 1917, Нью-Йорк, частное собрание). В сериях Арлекины и Пьеро (1919 и 1921—1923) кубистические сломы форм уступают место широко скругленным линиям, описывающим монументальные объемы (Два Пьеро, 1922, Беверли-Хилз, частное собрание; Сидящий Арлекин, 1923, Нью-Йорк, частное собрание). Сближение с тенденцией "неоклассики" прослеживается и в поздних натюрмортах, с их лаконичными укрупненными формами (Канигу, 1921, Буффало, галерея Олбрайт-Нокс; Гитара и нотная тетрадь, 1926, Нью-Йорк, частное собрание).

В 1922—1924 Грис оформил три балетных спектакля, поставленных антрепризой Дягилева в Монте-Карло. 1920-е были для Гриса периодом стагнации, постепенного угасания творческих потенций. Однако на этом этапе он большое внимание уделял разработке кубистической теории. В многочисленных лекциях и статьях Грис рассматривал исходную, базисную абстракцию как "математическую" архитектуру живописи, которая пронизывается "рифмами" аналогий и "гуманизируется" по мере заполнения схемы предметными изображениями. Тяжелая болезнь легких привела к ранней смерти художника.

Хуан Грис (Juan Gris) (23 марта 1887 Мадрид - 11 мая 1927 Булонь-Бийанкур Франция). Настоящее имя - Хосе Викториано Гонсалес (Jos Victoriano Gonzlez).

Испанский художник, скульптор, график и декоратор, один из основоположников кубизма. Работал главным образом в Париже, где жил с 1906 г. Вначале зарабатывал на жизнь рисунками для юмористических изданий и одновременно обучался живописи. В 1906 Грис приехал в Париж и поселился на Монмартре, неподалеку от своего соотечественника Пабло Пикассо.

Juan Gris - Violon et guitare

Его живописным произведениям, часто включающим метод коллажа (излюбленным его жанром, как и у других кубистов, был натюрморт) присуща особая цветовая гармония и композиционная элегантность, которая идеально выражает принцип контрастно-уравновешивающего «золотого сечения» (название этапной выставки кубистов в 1912).

В годы становления, в начале парижского периода (1906-1912), Грис увлекся кубизмом. Его ранние работы (1911-1912) выполнены в «аналитической» манере, восходящей как к Сезанну, так и к Пикассо и Браку. Стремительно развиваясь, Грис уже в 1913-1914 вырабатывает собственную версию «синтетического» кубизма.

Свою живопись он определяет как «вариант плоскостной, цветной архитектуры», вернее, ее «предчувствие», гармоническую аранжировку форм и цветов. Он считал, что «суть живописи - это экспрессивное взаимодействие между художником и внешним миром», картины же, лишенные изобразительного начала, называл «ущербным техническим упражнением».

Версия кубизма, созданная Грисом, была более суровой и классичной, менее спонтанной, чем у Брака или Пикассо. В полотнах 1920-1927 художник культивирует «утонченную и эстетизированную сторону живописи, для которой прежде не находил места в своем творчестве». В результате его стиль приобрел необычайную свободу, лиризм и одновременно смелость и завершенность.

В числе его работ ряд книжных иллюстраций и многочисленные театральные декорации и костюмы, например для постановок Дягилева.

В 1906 прибыл в Париж и, поселившись на Монмартре, сблизился с Пикассо и его кружком. Приобщившись к новаторским опытам Пикассо и Брака, ок. 1911 создал свои первые кубистические картины: Натюрморт (1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Стол в кафе (1912, Чикаго, Институт искусств), Гитара и цветы (1912, Нью-Йорк, Музей современного искусства), Пикассо (1912, Чикаго, частное собрание). В этих работах система аналитического кубизма модифицируется в соответствии с предшествующим опытом работы художника в области декоративной и иллюстративной графики: плоскостные формы очерчиваются прямыми линиями, правильными полукружиями, овалами, сегментами; планиметрические построения дополняются волнообразными завитками. Широко проложенные тени создают впечатление призмы, в гранях которой оптически смещается пространство, формы удваиваются, множатся или частично выпадают из поля зрения.

Картины Гриса отличаются от живописи основоположников кубизма холодной тональностью (доминируют серые, голубые, серебристые оттенки) и металлическим блеском поверхности.

Ок. 1913 Грис вслед за Пикассо и Браком переходит к синтетическому кубизму. В его полотнах появляются наклейки, надписи, цифры; цветовая гамма становится более плотной, насыщенной; абстрактные и фигуративные детали смыкаются в слаженные конструктивные построения (Скрипка и гравюра, 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Ваза с фруктами и графин, 1914, Оттерло, Музей Крёллер-Мюллер; Завтрак, 1914, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Фрагментарные, но четко прорисованные контуры предметов ритмически вторят друг другу, вещественность объектов растворяется в абстракции линейных аналогий. Рисунок обоев, шахматной доски, наборной крышки стола усиливает чертежный характер композиций. К этому времени Грис выработал метод "решетчатых" построений: элементы натурных форм вписывались в ячейки предварительно расчерченной плоскости. Этот рациональный, "инженерный" подход, придающий живописи Гриса некоторую сухость, впоследствии определил его сближение с группой пуристов (с 1921).

В картинах 1915—1916 усиливается цветонасыщенность, усложняются пространственные отношения (Натюрморт перед открытым окном. Площадь Равиньян, 1915, Филадельфия, Музей искусств; Шахматная доска, 1915, Чикаго, Институт искусств). Плотное смыкание лаконичных рудиментарных форм в натюрмортах напоминает кубистические пространственные конструкции (Фруктовая чаша, бокал и газета, 1916, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Натюрморт, 1917, Миннеаполис, Институт искусств; Шахматная доска, 1917, Нью-Йорк, Музей современного искусства).

В живописи последнего десятилетия жизни художника значительное место занимает тема человеческой фигуры (Девушка с мандолиной <по Коро>), 1916, Базель, Художественный музей; Арлекин с гитарой, 1917, Нью-Йорк, частное собрание). В сериях Арлекины и Пьеро (1919 и 1921—1923) кубистические сломы форм уступают место широко скругленным линиям, описывающим монументальные объемы (Два Пьеро, 1922, Беверли-Хилз, частное собрание; Сидящий Арлекин, 1923, Нью-Йорк, частное собрание). Сближение с тенденцией "неоклассики" прослеживается и в поздних натюрмортах, с их лаконичными укрупненными формами (Канигу, 1921, Буффало, галерея Олбрайт-Нокс; Гитара и нотная тетрадь, 1926, Нью-Йорк, частное собрание).

В 1922—1924 Грис оформил три балетных спектакля, поставленных антрепризой Дягилева в Монте-Карло. 1920-е были для Гриса периодом стагнации, постепенного угасания творческих потенций. Однако на этом этапе он большое внимание уделял разработке кубистической теории. В многочисленных лекциях и статьях Грис рассматривал исходную, базисную абстракцию как "математическую" архитектуру живописи, которая пронизывается "рифмами" аналогий и "гуманизируется" по мере заполнения схемы предметными изображениями. Тяжелая болезнь легких привела к ранней смерти художника.


Still Life with Fruit Dish and Mandolin

Violin and Checkerboard


Portrait of Picasso


Guitar on a Table.


Violine und Glas - 1913

View across the Bay 1921 Juan Gris


The Painter"s Window


Still Life with Checked Tablecloth


Water-bottle, Bottle, and.


Three Lamps

Der Harlekin


Harlequin with Guitar


Guitar and Pipe


Still Life with Fruit Dish

Хуáн Грис (исп. Juan Gris, настоящее имя исп. José Victoriano González-Pérez , 23 марта 1887, Мадрид - 11 мая 1927, Булонь-Бийанкур) - испанский художник и скульптор, один из основоположников кубизма.

Биография и творчество

Учился в Мадридской школе искусств и ремёсел, сотрудничал с юмористическими журналами. В ранних работах ощутимо влияние модерна. В 1906 г., сразу после окончания учебы в Мадриде переехал в Париж, долгое время жил на Монмартре в Бато-Лавуаре; познакомился с Матиссом, Модильяни (который написал его портрет, 1915), Леже, Пикассо и Браком, а также с поэтом Максом Жакобом. Основной жанр его живописи - натюрморт. Первая и одна из наиболее удачных живописных работ Гриса — «Оммаж Пикассо» — была выставлена в 1912 г. в Барселоне. В 1914—1918 годах эволюционировал от аналитического кубизма к синтетическому. Первая персональная выставка Гриса состоялась в 1919 в Париже, затем последовали экспозиции в Берлине (1923) и Дюссельдорфе (1925).

В 1922-1924 сотрудничал с Сергеем Дягилевым и его балетной труппой, занимался книжной иллюстрацией (книги Аполлинера, Реверди, Уидобро). Использовал гуашь и акварель, экспериментировал с техникой коллажа (с 1913). Дружил с Пьером Реверди, Г.Стайн.

Избранные работы

Juan Gris , Public Domain
  • «Гитара и бутылка» (1917, Художественный музей, Филадельфия)
  • «Шахматная доска» (Музей современного искусства, Нью-Йорк)
  • «Натюрморт с гитарой, книгой и газетой» (1919, Художественный музей, Базель)
  • «Бутылка и ваза для фруктов» (1919, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид)
  • «Окно художника» (1925, Художественный музей, Балтимор)