Что значит арлекин. Значение слова арлекин


Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова арлекин

арлекин в словаре кроссвордиста

арлекин

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

арлекин

м. одно из потешных лиц немой комедии (пантомимы): шутник и проказник, в обтяжной, пестрой, из лоскуточков набранной одежде, иногда с бубенчиками;

пестрый шут, полосатый гаер, ломака, потешный.

Порода ищейных собак, на которых белая рубашка, в черных или белых жеребейках.

Разноглазка, животное, особ. лошадь, с разноцветными глазами.

Была когда-то пестрая модная ткань арлекин.

Молочный или благородный опал, жиразаль, ценный камень, играющий всеми цветами.

Нарядилась, как арлекинка, пестро. Арлекиновы проказы, приняв его за известное лицо комедии; арлекинские, шутовские, гаерские дурачества. Арлекинство ср. состояние арлекина, шутовство, гаерство. Арлекинада ж. шутовское представление в лицах, где пестрый шут главный лицедей. Арлекинствовать, арлекинничать, арлекинить, быть шутом, гаером, ломакою, пошлым потешником.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

арлекин

арлекина, м. (ит. arlecchino).

    Комический персонаж итальянской народной комедии с характерным костюмом из разноцветных лоскутьев (театр.).

    Паяц, шут (книжн.). Таков и был сей властелин (Александр I), к противочувствиям привычен, в лице и жизни арлекин. Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

арлекин

А, м. Традиционный персонаж итальянской "комедии масок"; паяц, шут.

прил. арлекинский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

арлекин

    1. Традиционный персонаж итальянской "комедии масок" (слуга-хитрец, обычно в костюме из разноцветных лоскутов и в черной полумаске).

      перен. Шут, паяц.

  1. м. устар. Гончая собака с пестрой шерстью.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

арлекин

АРЛЕКИН (итал. Arlecchino) традиционный персонаж комедии дель арте - слуга, участвующий в развитии интриги; позднее во французском народном театре 18 - нач. 19 вв. счастливый соперник Пьеро.

Википедия

Арлекин

и бесы рядом с Вергилием и Данте, Джованни ди Паоло, XV в. В XIII в. его упоминает в «Игре о беседке» Адам де ла Аль, а в XIV в. - Данте в « Божественной комедии », где Аликино - один из бесов. Это имя берёт себе в качестве псевдонима актёр Тристано Мартинелли, в начале XVII в. игравший при дворе второй жены Генриха IV , Марии Медичи. Этого персонажа также называли Труффальдино, Пасквино, Меццетино, Табарино. В XX в. самым известным исполнителем роли Арлекина стал Ферруччо Солери.

Близкие к Арлекину персонажи существовали в традиции народных театров и других стран, например, немецкий Гансвурст. Арлекин - один из немногих персонажей комедии дель арте, ставших постоянными героями драматургических пьес, в том числе, у таких авторов, как Карло Гольдони и Пьера Карле де Мариво, а в русском театре, у Александра Блока, и прочно вошедших в современную поп-культуру.

Арлекин (театр, Омск)

Омский государственный театр куклы, актёра, маски «Арлекин» - один из старейших детских театров России, ведущий свою историю с апреля 1936 года. В репертуаре театра многочисленные постановки для зрителей разного возраста, начиная с двух лет. Спектакли театра отмечены различными призами на российских и международных фестивалях, в том числе престижной премией « Золотая маска ».

В театре есть зимний сад, фонтан, музей кукол с экспонатами из разных регионов России. По убеждению проектировщиков, это лучший по техническому оснащению детский театр России на 2005 год. С 2012 года проводится международный фестиваль «В гостях у „Арлекина“», в котором участвуют коллективы из разных стран, включая Канаду, Китай, Индию и Японию. Этот фестиваль входит в десятку крупнейших кукольных фестивалей мира.

Арлекин (значения)

Арлеки́н - многозначный термин:

  • Арлекин - персонаж итальянской комедии дель арте, второй дзанни; одна из самых популярных масок итальянского площадного театра.
  • Арлекин - персонаж сказки А. Н. Толстого « Золотой ключик, или Приключения Буратино », театральная кукла.
  • Арлекин - верхняя часть переднего сценического занавеса, скрывающего конструкцию сцены.
  • Арлекин - ткань с геометрическим рисунком из ромбов разного цвета.
  • « Арлекин » - еженедельник издававшийся в Санкт-Петербурге в 1869 году П. И. Крашенинниковым; редакторы Иванов, затем Л. Павлищев.

АРЛЕКИН - персонаж из северного (венецианского) квартета масок комедии дель арте. Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд.

Первоначально Арлекин — веселый неунывающий простофиля из Бергамо, который, в отличие от хитрого расчетливого Бригеллы попадает впросак и своими выходками запутывает интригу, состоящую из перипетий борьбы стариков Панталоне (венецианский купец), Доктора (болонский юрист), Капитана (военный) и Тартальи (неаполитанский нотариус) с молодыми влюбленными и их слугами — дзанни. Так в театральном представлении находил выражение конфликт старого и нового укладов жизни.

Традиционный костюм Арлекина стилизован под костюм крестьянина из Бергамо (блуза с кушаком), на блузе и панталонах заплатки (указывали на бедность), носил шапочку с заячьим хвостиком (символ трусливой природы).

К 1570-м были созданы основные маски, в том числе маска Арлекина. Разные труппы выступали в Италии, во Франции, Испании, Англии, распространяя типажи своих героев, сюжеты и виртуозную технику исполнения в другие страны, оказав влияние на творчество Гольдони, Гоцци, Лесажа, Мариво, Мольера, Бомарше и др. Герои комедии дель арте стали меняться.

К середине 17 в. актер Д. Бьяконелли изменил характер и костюм Арлекина, превратив его в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро. Пестрые лохмотья заплат на костюме превратились в обтягивающее трико из правильных ромбов и треугольников красного, зеленого и желтого цветов, шапочка в элегантную треуголку. В 18 в. актер Т. Вивентини внес в трактовку роли патетический элемент, заставив зрителей смеяться и плакать одновременно. Маска Арлекина получила большую известность в творчестве актера Т. Мартинелли.


Во Франции на рубеже 18-19 вв. возникли арлекинады. Арлекин из слуги превратился в центральное действующее лицо. Дальнейшее развитие образа протекало вне рамок комедии дель арте, прекратившей существование в середине 18 в.

Маска Арлекина сыграла роль в становлении амплуа клоуна Августа (Рыжего в русском варианте, вторая половина 19 в.) — традиционного персонажа клоунских антре. Август, простак-слуга противостоял господину — Белому клоуну (амплуа Белого выросло из маски Пьеро).

Потеряв социальную остроту, маска Арлекина зажила самодостаточной жизнью и в 19 в. превратилась в предмет стилизации, пик которой пришелся на рубеже 19-20 вв., эпоху модерна.

В России с маской Арлекина экспериментировали В. Мейерхольд («Шарф Коломбины» , «Маскарад») , А. Таиров («Ящик с игрушками» , «Покрывало Пьеретты» , «Принцесса Брамбилла») , К. Голейзовский («Трагедия масок») , М. Фокин («Карнавал») , Б. Фердинандова («Король-Арлекин») , С. Радлов («Лекарь поневоле») . Арлекин перерос канонические границы своей маски и своего времени и превратился в своеобразный феномен европейского театра.









Арлекином также называют верхнюю часть переднего сценического занавеса , скрывающего конструкцию сцены. Название произошло от ситуации, когда Арлекин появлялся на сцене, драпируясь в складках переднего занавеса. Виртуозным мастером создания занавеса с арлекином владел А.Я. Головин (Маскарад , 1917, Александринский театр, к каждому акту которого художник придумал свой занавес-эпиграф действия).

Арлекин – персонаж, известный многим детям и взрослым. Впервые публика узнала о нем из произведения Толстого «Приключения Буратино». Появление героя относят к раннему времени. В Венеции около 5 столетий назад появился персонаж Кола Флауттино, позднее получивший имя Буратино и лишь затем ставший Арлекином. Считается, что имя Арлекин было дано персонажу в честь беса Эллекина, известного по этрусским легендам. В то же время в Италии появился брат персонажа – Пульчинелла.

Они оба относились к комедии масок и встречались со зрителями в первом профессиональном театре Европы. С помощью масок актеры выражали жизнерадостные нравы местных жителей, а также отрицательные эмоции. В 16 веке страна попала под влияние Испании, была разорена. В городах появилось множество деревенских беженцев, купечество переродилось в рантье. Возрождение постепенно оставалось в прошлом, но в душах людей все еще жило архаичное понимание целостности мира и человека.

Родившаяся в Италии комедия с участием Пульчинеллы быстро завоевала всю страну, а затем покорила и Европу, в каждой из стран которой герой получил собственное имя. Считается, что Арлекин был слугой и деревенским простаком. На его долю выпало много неприятных событий, но и характером он обладал своеобразным. У Арлекина была черная полумаска с длинным носом, широкополая шляпа, холщовые рубаха и штаны. Герой всегда носил за поясом деревянный меч.

В конце 16 столетия он стал шутом: в одежде появились шапочка с заячьим хвостиком, бубенчики. Позднее костюм персонажа становился все более обтягивающим, тем самым артисты стремились подчеркнуть его увертливость. Позднее одежду шили из разноцветных треугольников. Популярность нового персонажа превзошла даже интерес к Пульчинелле. Деревенское происхождение Арлекина стало заметно меньше, его шутки были более колкими и ядовитыми. Вскоре появился персонаж Пьеро, Арлекин стал его вечным спутником и полной противоположностью.

В представлениях с персонажами были песни, танцы, буффонады, пантомимы и шуточные драки. Во время модерна Пьеро и Арлекин стали фигурами декаданса. Образам героев приписывали игры со смертью и вселенскую печаль. Внешность персонажей стала более изысканной. Знаменитый венецианский фестиваль в настоящее время обязательно включает сценки в комедийном стиле дель арте. Среди шествующих всегда выглядывает вездесущий Арлекин. На протяжении долгого времени персонаж был комедийным, но при наступлении политкорректных времен он превратился в символ театра и Венеции.


  • Испанский театр кукол почти такой же, как и Итальянский. Это многочисленные спектакли возле храмов, площади и рынка. Здесь, самым главным кукольным...


  • Основным элементом театрального искусства является игра, а ее формой – театрализованные игры. Такие игры устраиваются по заранее спланированному...


  • В Германию кукольный театр пришел теми же путями, что и в другие страны Европы. Как и везде, начиналось все с древних обрядов, в которых особое место...


  • Ребёнок рождается с определённым творческим потенциалом и нужно стараться развивать его творческие способности. В детском коллективе очень важно...


  • История возникновения кукольного театра уходит своими корнями в глубокую древность, опережая своим возникновением другие жанры такого вида искусства, ...

(южный аналог маски – неаполитанский Пульчинелла , от которого произошли французский Полишинель, английский Панч). Название маски восходит к имени предводителя бесов Эллекена из этрусских легенд. Первоначально Арлекин – веселый неунывающий простофиля из Бергамо, который, в отличие от хитрого расчетливого Бригеллы попадает впросак и своими выходками запутывает интригу, состоящую из перипетий борьбы стариков Панталоне (венецианский купец), Доктор (болонский юрист), Капитана (военный) и Тартальи (неаполитанский нотариус) с молодыми влюбленными и их слугами – дзанни. Так в театральном представлении находил выражение конфликт старого и нового укладов жизни.

Традиционный костюм Арлекина стилизован под костюм крестьянина из Бергамо (блуза с кушаком), на блузе и панталонах заплатки (указывали на бедность), носил шапочку с заячьим хвостиком (символ трусливой природы).

К 1570-м были созданы основные маски, в том числе маска Арлекина. Разные труппы выступали в Италии, во Франции, Испании, Англии, распространяя типажи своих героев, сюжеты и виртуозную технику исполнения в другие страны, оказав влияние на творчество Гольдони , Гоцци , Лесажа , Мариво , Мольера , Бомарше и др. герои комедии дель арте стали меняться. К середине 17 в. актер Д.Бьяконелли изменил характер и костюм Арлекина, соединив в своем герое черты первого и второго дзанни и превратив его в изящного, злоязычного интригана, счастливого любовника, соперника неудачливого Пьеро . Пестрые лохмотья заплат на костюме превратились в обтягивающее трико из правильных ромбов и треугольников красного, зеленого и желтого цветов, шапочка в элегантную треуголку. В 18 в. актер Т.Вивентини внес в трактовку роли патетический элемент, заставив зрителей смеяться и плакать одновременно. Маска Арлекина получила большую известность в творчестве актера Т.Мартинелли.

Во Франции на рубеже 18–19 вв. возникли арлекинады . Арлекин из слуги превратился в центральное действующее лицо. Дальнейшее развитие образа протекало вне рамок комедии дель арте, прекратившей существование в середине 18 в.

Маска Арлекина сыграла роль в становлении амплуа клоуна Августа (Рыжего в русском варианте, вторая половина 19 в.) – традиционного персонажа клоунских антре. Август, простак-слуга противостоял господину – Белому клоуну (амплуа Белого выросло из маски Пьеро.

Потеряв социальную остроту, маска Арлекина зажила самодостаточной жизнью и в 19 в. превратилась в предмет стилизации, пик которой пришелся на рубеже 19–20 вв., эпоху модерна.

В России с маской Арлекина экспериментировали В.Мейерхольд (Шарф Коломбины , Маскарад ), А.Таиров (Ящик с игрушками , Покрывало Пьеретты, Принцесса Брамбилла ), К.Голейзовский (Трагедия масок ), М.Фокин (Карнавал , Петрушка ), Б.Фердинандов (Король-Арлекин ), С.Радлов (Лекарь поневоле и др. спектакли Театра народной комедии). в своем спектакле театра «Пикколо ди Милано» Арлекин, слуга двух господ использовал традиции театра масок. Арлекин перерос канонические границы своей маски и своего времени и превратился в своеобразный феномен европейского театра.

2. Арлекином также называют верхнюю часть переднего сценического занавеса , скрывающего конструкцию сцены. Название произошло от ситуации, когда Арлекин появлялся на сцене, драпируясь в складках переднего занавеса. Виртуозным мастером создания занавеса с арлекином владел А.Я. Головин (Маскарад , 1917, Александринский театр, к каждому акту которого художник придумал свой занавес-эпиграф действия).

Елена Ярошевич