Бессердечие, душевная черствость – аргументы ЕГЭ. Литературные аргументы к ЕГЭ по русскому языку по рассказу В.Астафьева


Найденные нами проблемы, связанные с трусостью, часто встречаются в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы из отечественной литературы, подобранные к данным проблемам, помогут выпускникам написать качественное сочинение-рассуждение. Все эти примеры доступны для скачивания в формате таблицы. Ссылка в конце статьи.

  1. В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат оказался жертвой своей собственной трусости. Перед ним стоял выбор: прислушаться к разуму или к сердцу, спасти бедного философа Иешуа или обречь его на смертную казнь, сохранив авторитет и равновесие в городе. Страх перед Синендрионом и первосвященником Каифой оказался сильнее собственной воли и желания спасти невиновного. Из-за малодушия, страха Игемона перед своим будущим, Га-Ноцри подвергается несправедливой расправе. После казни Понтий Пилат мучается угрызениями совести и не находит душевного покоя целых две тысячи лет.
  2. Главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», несмотря на его противоречивость и неоднозначность, можно вполне назвать трусливым человеком. Евгений мог с легкостью отказаться от дуэли со своим близким товарищем, Владимиром Ленским, но не стал этого делать. Он, как светский человек, своим отказом от дуэли побоялся поколебать уважение общества. Главный герой не смог выставить себя в светских кругах слабым, безвольным человеком, испугавшимся боя. Он не хотел быть объектом насмешек и сплетен. Собственно, из-за его трусости перед обществом погиб совсем еще человек. Сам Евгений не умел простить себе это, поэтому не обрел в жизни счастья.
  3. Если ваша проблема касается трусости в любви, то для нее у нас есть целая .

Страх на войне

  1. В повести В. Быкова «Сотников» антипод главного героя – Рыбак, струсив, соглашается вступить в ряды полицаев – приспешников оккупантов. Надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд, он заключил сделку с совестью. «Появилась возможность жить – это главное. Всё остальное – потом» — рассуждал партизан. Совершенно не задумываясь о дальнейшей судьбе своей Родины, он делает всё, чтобы выжить. Выжить любой ценой. В нем не просыпается чувство патриотизма, долга и ответственности перед отечеством. Рыбак потерял веру, не сумел принять страдания за свой народ, как это сделал Сотников. Постыдное малодушие и трусость – вот основные черты этого героя, которые привели его к нравственному падению.
  2. Главный герой повести В. Распутина «Живи и помни» также не справляется с тяжелым периодом войны. Он дезертирует с фронта. Проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех тех, ради кого и уходил воевать: жену Настену и ребенка, которого они так долго ждали. И девушка, чья душа слишком чиста и невинна, не выдерживает тяжести, свалившейся на ее хрупкие плечи. Глубокая нравственность и духовная сила не позволяют ей скрывать дезертира, предавать Родину вместе с ним. И она уходит под воды Енисея с еще не родившимся ребенком.

Последствия трусости

  1. В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» один из защитников Белгородской крепости – Алексей Швабрин – оказывается трусом и предателем. При первой же возможности он переходит на сторону Пугачева, чтобы сохранить себе жизнь. Швабрин готов убивать тех, кого еще совсем недавно мог считать друзьями и союзниками.
    Цена собственной жизни становится для него выше жизни товарищей, выше присяги и судьбы отечества. Из-за страха перед возможной смертью, он полностью отказывается от каких бы то ни было моральных принципов и с легкостью переходит на сторону врага.
  2. Предательство всегда недопустимо, но во время войны оно сразу приравнивается к ужасному преступлению. Так, в повести М. Шолохова «Судьба человека» предатель Крыжнев ради спасения собственной жизни готов выдать немцам своих сослуживцев. Он говорит, что ему “своя рубашка к телу ближе”, а значит, можно пожертвовать жизнью остальных ради собственного благополучия. Страх перед смертью силен настолько, что этот человек не утруждает себя мыслями о других. Поэтому он получает вполне заслуженную кару – принимает смерть от рук своих же товарищей.

Если вы не нашли нужных аргументов, то обратите внимание на подборку литературных примеров на тему «

Мы собрали для вас лучшие литературные аргументы из множества источников в одном месте. Все аргументы разбиты по темам, что позволяет быстро подобрать нужные для сочинения. Большая часть аргументов написана специально для сайта , поэтому вы можете быть уверены, что напишете уникальное сочинение.

Как написать сочинение, используя аргументы из нашей базы, вы можете прочитать в нашей статье

Выберите тему, чтобы получить готовые аргументы к сочинению:

Безразличие, черствость и равнодушие в отношении человека
Власть и общество
Воспитание человека
Дружба
Жизненные ценности: истинные и ложные
Историческая память
Научный прогресс и нравственность
Одиночество
Ответственность человека за свои поступки и жизни окружающих
Отношение человека к природе
Отцы и дети
Патриотизм, любовь к родине
Проблема массовой литературы
Самопожертвование, любовь к ближнему, героизм
Сострадание, чуткость и милосердие
Стремление к познанию
Тема учителей в русской литературе
Человек и искусство. Воздействие искусства на человека
Человек и история. Роль личности в истории
Честь и бесчестие
Чинопочитание, унижение перед вышестоящими

Для чего нужны аргументы?

В третьей части ЕГЭ Вам необходимо написать небольшое сочинение на основе предложенного текста. За правильно выполненное задание Вы получаете 23 балла, что представляет собой существенную часть от общего количества баллов. Именно этих баллов может не хватить Вам для поступления в желаемый ВУЗ. К заданию части "С", в отличие от заданий блока "А" и "В", можно подготовиться заранее, вооружившись всем необходимым для написания сочинения на заданную вам тему. Предыдущий опыт выполнения ЕГЭ показывает, что большую трудность при выполнении задания части "С" у школьников вызывает аргументация своей позиции на заданную проблему. От того, какие аргументы вы подберете, зависит успех в написании сочинения. Максимальное количество баллов начисляется за аргументы читательские, т.е. взятые из художественной литературы. Как правило, тексты, представленные в заданиях части "С", содержат в себе проблемы нравственного и этического характера. Зная все это, мы можем вооружиться готовыми литературными аргументами, максимально облегчив процесс написания сочинения. Имея в арсенале предложенные нами аргументы, Вам не придется на самом экзамене судорожно выуживать из памяти все прочитанные произведения, подыскивая что-либо подходящее по тематике и проблематике. Учтите, что отведенного времени на выполнение всей работы школьникам, как правило, не хватает. Таким образом, приложим максимум усилий для того, чтобы получить 23 балла за сочинение на экзамене.

Антипод Морозки - Павел Мечик. В романе он «антигерой». Это юный мальчик, который ушел в отряд лишь из любопытства. Но он тут же разочаровался в идеях, ради которого «перестал» быть городским интеллигентом. Но Мечик скрывал это от всех. Люди, которые окружали Павла, принесли ему много разочарований, поскольку оказались не совместимыми с теми «идеальными» героями, какими их создало пылкое юное воображение. все же слаб, поскольку в дальнейшем повествовании он предает участников отряда. Мечик был поставлен Левинсоном -начальником отряда - в дозор, но Павел посчитал это не верным и, не выполнив своего долга, скрылся в лесу, что привело к гибели отряда. «...Мечик, отъехавший уже довольно далеко, оглянулся: Морозка ехал позади него. Потом отряд и Морозка скрылись за поворотом... Он задремал. Он не понимал, зачем его послали вперед. Он вскинул голову, и сонное состояние мгновенно покинуло его, сменившись чувством ни с чем не сравнимого животного ужаса: на дороге стояли казаки...»

Мечик скрылся и спас только свою жизнь, поставив на карту жизни участников отряда. Фадеев сосредотачивает внимание не на самих битвах, а на время между нами, когда наступает момент передышки, отдыха. Эти эпизоды, казалось бы, «мирные» полны внутреннего напряжения и конфликта: будь то случай с глушением рыбы, с конфискацией свинины у корейца или ожидание результата разведки Метелицы. В таком построении заключается глубокий смысл повествования: важны морально-нравственные, идейно-политические проблемы и философское их осмысление. Ход мыслей героев, их поведение, внутреннее метания по отношению ко всему, что происходит вокруг, - вот что Фадеев назвал «отбором человеческого материала».

В этом отношении интересен образ Морозки, одного из героев романа. Собственно, его нахождение в центре произведения и объясняется тем, что он является образцом нового человека, подвергающегося «переделке». Автор говорил о нём в своём выступлении: «Морозка - человек с тяжёлым прошлым... Он мог украсть, мог грубо выругаться, мог врать, пьянствовать. Все эти черты его характера, бесспорно, огромные его недостатки. Но в трудные, решающие моменты борьбы он поступал так, как нужно для революции, преодолевая свои слабости. Процесс участия его в революционной борьбе был процессом формирования его личности...»

Говоря об отборе «человеческого материала», писатель имел в виду не только тех, кто оказался необходим революции. Люди, «непригодные» для строительства нового общества, беспощадно отбрасываются. Таким героем в романе является Мечик. Не случайно этот человек по социальному происхождению принадлежит к интеллигенции и сознательно приходит в партизанский отряд, ведомый представлением о революции как о великом романтическом событии. Принадлежность Мечика к иному классу, несмотря на сознательное желание сражаться за революцию, сразу же отталкивает от него окружающих. «Сказать правду, спасённый не понравился Морозке с первого взгляда. Морозка не любил чистеньких людей. В его жизненной практике это были непостоянные, никчёмные люди, которым нельзя верить». Такова первая аттестация, которую получает Мечик. Сомнения Морозки созвучны словам В. Маяковского: «Интеллигент не любит риска, / Он красен в меру, как редиска». Революционная этика построена на жёстко рациональном подходе к миру и человеку. Сам автор романа говорил: «Мечик, другой “герой” романа, весьма “морален” с точки зрения десяти заповедей... но эти качества остаются у него внешними, они прикрывают его внутренний эгоизм, отсутствие преданности делу рабочего класса, его сугубо мелкий индивидуализм». Здесь прямо противопоставлены мораль десяти заповедей и преданность делу рабочего класса. Автор, проповедующий торжество революционной идеи, не замечает, что соединение этой идеи с жизнью оборачивается насилием над жизнью, жестокостью. Для него исповедуемая идея не утопична, и поэтому любая жестокость оправданна.

Писатели рассуждают о доброте и ее отсутствии очень часто, почти в каждом произведении. Не являются исключениями и тексты, отобранные для ЕГЭ по русскому языку. Поэтому мы отобрали наиболее актуальные проблемы из этой сферы и раскрыли каждую из с помощью аргументов.

  1. Княжна Марья Болконская, героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» , всегда помогала нищим и больным, воспитывала племянника Николеньку, ухаживала за умирающим отцом, выполняя все его капризы. Девушка готова была положить свою жизнь и забыть о себе ради счастья других. Прекрасная душа Марьи выражается в ее лучистых глазах, которые делают ее красивой. Доброта княжны была вознаграждена: она обрела семейное счастье, муж Николай полюбил в ней добрую душу.
  2. Собиратель сказок Эгль, герой повести А. Грина «Алые паруса» , рассказал маленькой Ассоль сказку о корабле с алыми парусами, который ее заберет из страшного общества жителей Каперны, постоянно обижающих девочку и ее отца. Эта сказка и доброе отношение Эгля воодушевили Ассоль, и она смогла пережить все жизненные коллизии. Когда героиня выросла, то сказка стала явью, и ее забрал из Каперны капитан Грей, приплыв на корабле из ее грез.

Столкновение добра и зла

  1. В книге М. Булгакова «Мастер и Маргарита» столкновение добра и зла особенно ярко проявляется в романе Мастера об Иешуа. Он, как абсолютное добро, сталкивается со злом, которое его хочет уничтожить. Однако Иешуа не бунтует, не злится, он смиренно ждет своей участи, веря в доброту людей. Герой уверен: «Злых людей нет, есть только люди несчастливые». Несмотря на то, что Иешуа был казнен, он победил в этой битве. Пилат признал свою ошибку и раскаялся в ней, в его душе добро возобладало над злом. Именно поэтому он был прощен.
  2. Философия добра в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» представлена в образе Платона Каратаева. Этот герой любит весь мир, относится по-доброму к каждому живому существу. Он не знает слова «пацифист», но, по сути, им является. В мировоззрении мужчины отголоски христианских заповедей. Он считает, что надо терпеть все страдания безропотно. Столкнувшись со злом в виде войны и плена, Платон покоряется судьбе и снова терпит, не жалуясь на нее. В столкновении со злом на стороне героя его внутренняя сила, которая помогает не сдаваться и ценить каждое прожитое мгновение.

Необходимость доброты

  1. Андрея Соколова, героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» , жизнь не баловала: война, концлагерь, плен, потеря близких. Соколову незачем было жить, он махнул рукой на себя. Однако мужчине повстречался мальчик-сирота Ванюшка, который потерял родителей. Андрей представился отцом ребенка, усыновил его и дал им обоим шанс на спасение от тоски (а Ванюшке даже и от голодной смерти на улице). Добрый поступок героя помог не только мальчику, но и ему самому, вместе выживать в жестоком и сложном мире гораздо легче.
  2. Доброта Петра Гринева из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» спасла ему жизнь. Отдав полушубок неизвестному бродяге, который помог ему найти дорогу в метель, герой оказал услугу Емельяну Пугачеву, восставшему против власти. Бунтовщик позже наводил страх на крепости и укрепления и казнил всех офицеров в них. Но Пугачев вспомнил доброту Гринева, отпустил его, а позже даже помог выручить любимую женщину.

Проявления истинной доброты

  1. Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , — поистине добрый человек. Ради того, чтоб накормить детей мачехи, она стала продавать свое тело, «пошла по желтому билету». Жена отца толкнула на это поприще Соню, но девушка не затаила обиду, потому что думала о голодных детях. Мармеладова осталась светлым, верующим человеком, несмотря на свои занятия. Когда Соня поехала за Раскольниковым на каторгу, ее за доброту сразу полюбили заключенные. И она своей сердечностью привела главного героя к раскаянию и очищению.
  2. Елена, героиня романа И.С. Тургенева «Накануне» , с детства желала «деятельного добра»: всегда помогала нищим и больным, например, в десять лет преклонялась перед нищей девочкой Катей. Доброта осталась с Еленой на всю жизнь. Ради любимого болгарского революционера Инсарова она оставила все в России и отправилась в Болгарию. Когда ее новоиспеченный муж заболел, она оставалась с ним до самого конца, а после его смерти решила продолжить дело любимого.

Воспитание доброты с детства

  1. Илья Ильич Обломов из одноименного романа И.А. Гончарова вырос в атмосфере любви и ласки. Его особенно не развивали и не обучали, однако, по мнению современных психологов, дали самое важное – родительскую любовь. Благодаря ей герой видел в Обломовке идеал, а сам он никому не желал зла. Да, Илья Ильич — инертный и безынициативный, но совершенно беззлобный мужчина. К сожалению, без пробивных качеств доброта не особо помогает в жизни, поэтому воспитание должно быть гармоничным.
  2. Катерину, героиню драмы А.Н. Островского «Гроза», рано выдали замуж. И сразу из теплого своего дома она попала в тоталитарную атмосферу дома мужа. Женщине тяжело жить во лжи и лицемерии под началом свекрови Кабанихи, которая давит на всех домочадцев, навязывая им старые порядки. Дома в Катерине не чаяли души, она с родителями гуляла, молилась, занималась творчеством. Но все это было без нажима, не из-под палки, поэтому легко. Героиня выросла доброй, с чувством внутренней свободы. Тем тяжелее ей было в доме свекрови. Зато именно доброта, усвоенная с детства, помогла Катерине не превращать дом в полигон и до последнего относиться к мучительнице с уважением и почтением. Так, она пощадила Варвару и Тихона, которые относились к ней хорошо.

Главным героем рассказа «Юшка» является бедный подручный кузнеца, Ефим. В народе все его зовут просто Юшкой. Этот нестарый еще мужчина из-за чахотки рано превратился в старика. Он был очень худой, слабый руками, почти слепой, но трудился изо всех сил. Ранним утром Юшка уже был в кузнице, раздувал мехом горн, носил воду и песок. И так целый день, до самого вечера. За работу его кормили щами, кашей и хлебом, а вместо чая Юшка пил воду. Одет он был всегда он в старые
штаны и блузу, насквозь прожженные искрами. Родители часто говорили про него нерадивым ученикам: «Вот ты будешь такой же, как Юшка. Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках». Дети часто обижали Юшку на улице, кидали в него ветки, камни. Старик не обижался, спокойно шел мимо. Дети не понимали, почему им не удается вывести Юшку из себя. Они толкали старика, смеялись над ним, и радовались, что он ничего не может поделать с обидчиками. Юшка же тоже радовался. Он думал, что дети пристают к нему, потому что любят. Они не могут иначе выразить свою любовь, потому и терзают несчастного старика.
Взрослые не сильно отличались от детей. Они обзывали Юшку «блажным», «животным». От кротости Юшки они приходили еще в большее ожесточение, часто били его. Однажды после очередного избиения дочь кузнеца Даша в сердцах спросила, зачем вообще Юшка живет на свете. На что тот ответил, что народ его любит, он нужен народу. Даша возразила, что люди избивают Юшку до крови, какая же это любовь. А старик ответил, что народ его любит «без понятия», что «сердце в людях бывает слепое». И вот как-то раз вечером к Юшке прицепился на улице прохожий да толкнул старика так, что тот упал навзничь. Больше Юшка уже не поднялся: кровь пошла у него горлом и он умер.
А через некоторое время появилась молодая девушка, она разыскивала старика. Оказалось, что ее, сироту, Юшка поместил в Москве в семью, потом обучал в школе. Он собирал свое скудное жалованье, отказывая себе даже в чае, лишь бы поднять на ноги сироту. И вот девушка выучилась на врача и приехала, чтобы вылечить Юшку от его болезни. Но не успела. Прошло много времени. Девушка осталась в городе, где жил Юшка, работала врачом в больнице, всегда всем помогала и никогда не брала денег за лечение. И все называли ее дочерью доброго Юшки.

Так в свое время люди не смогли оценить красоту души этого человека, сердце их было слепым. Они считали Юшку бесполезным человеком, которому нет места на земле. Понять, что старик прожил жизнь не зря, они смогли, лишь узнав о его воспитаннице. Юшка помогал чужому человеку, сироте. Многие ли способны на такой благородный бескорыстный поступок? А Юшка копил свои гроши, чтобы девочка выросла, выучилась, использовала свой шанс в жизни. Пелена с глаз людей спала лишь после его смерти. И вот они уже говорят о нем, как о «добром» Юшке.
Автор призывает нас не черстветь, не ожесточаться сердцем. Пусть наше сердце «видит» необходимость каждого человека на земле. Ведь все люди имеют право на жизнь, а Юшка еще и доказал, что прожил ее не зря.