Анархист –это… Разбираемся. Кто такой анархист


Сегодня у нас сложилась настороженное отношение к анархизму. Он с одной стороны считается разрушительным и хаотичным, а с другой - даже модным. Между тем эта политическая идеология всего лишь пытается избавиться от принудительной власти одних людей над другими.

Анархизм пытается дать человеку максимальную свободу, ликвидировать все типы эксплуатации. Общественные же отношения должны основываться на основе личной заинтересованности, добровольном согласии и ответственности.

Анархизм призывает ликвидировать все виды власти. Не стоит считать, что такая философия появилась в XIX-XX веках, корни такого мировоззрения лежат еще в трудах античных мыслителей. С тех пор появилось немало видных анархистов, которые развили теорию и облекли ее в современные формы. О самых выдающихся философах такого толка и пойдет речь.

Диоген Синопский (408 г. до н.э.-318 г. до н.э.). Этот философ появился в богатой семье в городе Синоп на побережье черного моря. Будучи изгнанным из родного города за мошенничество, 28-летний Диоген прибыл в Афины, тогдашний центр мировой философии. Будущий мыслитель стал самым знаменитым учеником школы Антисфена, поражая всех своими отточенными речами. Учитель признавал только то государство, которое состоит из хороших людей. После смерти Антисфена его взгляды были развиты Диогеном, который радикализировал взгляды киников. А ведь это учение отрицало рабовладение, законы, государство, идеологию и мораль. Сам философ проповедовал аскетизм, носил самую простую одежду и ел самую простую еду. Именно он и жил в бочке, не нуждаясь в большем. Диоген считал, что добродетель куда важнее законов государства. Он проповедовал общность жен и детей, высмеивал богатство. Диоген смог даже восхитить самого Александра Македонского, попросив у него всего лишь не загораживать солнце. Школа киников заложила основы анархизма, а просуществовала она в Римской империи до VI века, став модной во II столетии. Презирающий же власть, частную собственность и государство Диоген, стал по сути первым нигилистом и первым мыслителем-анархистом.

Михаил Бакунин (1814-1876). Бакунин родился в богатой семье, но военная его карьера не сложилась. После переезда в Москву молодой Бакунин стал изучать философию и активно участвовать в салонах. В Москве мыслитель познакомился с революционерами, с Герценом и Белинским. А в 1840 году Бакунин уехал в Германию, где сошелся с младогегельянцами. Вскоре в своих статьях философ начал призывать к революции в России. Вернуться на родину Бакунин отказался, так как его ждала там тюрьма. Философ призывал людей освободиться от всего, что мешает им быть самим собой. Неслучайно Бакунин стал активным участником европейских революций середины XIX века. Его видели в Праге, Берлине, Дрездене, он играл важную роль на Славянском съезде. Но после ареста анархист был приговорен сперва к смертной казни, а потом и к пожизненному заключению. Из сибирской ссылки мыслитель бежал, добравшись до Лондона через Японию и США. Анархист вдохновил Вагнера на создание образа Зигфирида, с него писал своего Рудина Тургенев, а в «Бесах» Достоевского Бакунина олицетворяет Ставрогин. В 1860-1870 годах революционер активно помогает полякам в ходе их восстания, организует анархические секции в Испании и Швейцарии. Активная деятельность Бакунина привела к тому, что Маркс с Энгельсом стали интриговать против него, боясь утраты влияния на рабочее движения. А в 1865-1867 годах революционер окончательно стал анархистом. Исключение Бакунина из Интернационала в 1872 году вызвало резкое противодействие рабочих организаций Европы. Уже после смерти мыслителя анархистское движение континента получило мощный импульс. Нет никакого сомнения, что Бакунин являлся важной фигурой мирового анархизма и главным теоретиком этого течения. Он не только создал единое мировоззрение, но и сформировал самостоятельные организации. Бакунин считал, что государство является самым циничным отрицанием всего человеческого, мешая солидарности людей. Коммунизм он ненавидел, так как тот отрицал свободу. Бакунин выступал против партий, авторитетов и власти. Благодаря его деятельности анархизм широко распространился в России, Италии, Испании, Бельгии, Франции.

Петр Кропоткин (1842-1921). Этому теоретику удалось создать мировое движение анархо-коммунизма. Интересно, что сам Кропоткин являлся выходцем из древней княжеской семьи. Будучи молодым офицером, он поучаствовал в географических экспедициях в Сибири. В 25 лет уйдя в отставку, Кропоткин стал студентом Петербургского университета, опубликовав около 80 работ в области географии и геологии. Но вскоре студент увлекся не только наукой, но и революционными идеями. В подпольном кружке Кропоткин познакомился в частности с Софьей Перовской. А в 1872 году мужчина поехал в Европу, где и сложились его анархистские взгляды. Князь вернулся с нелегальной литературой и начал формировать свою программу нового строя. В ней планировалось создать анархию, заключавшуюся в союзе вольных коммун без участия власти. Бежав от преследования властей, князь уехал в Европу. Как член Интернационала, он под надзором полиции разных стран, но вместе с тем его защищают лучшие умы Европы - Гюго, Спенсер. Будучи ученым, Кропоткин пытался обосновать анархизм с помощью научных методов. Он видел в этом философию общества, доказывая, что взаимная помощь лежит в основе развития жизни. В 1885-1913 годах выходят основные работы Кропоткина, в которых он говорил о необходимости свершить социальную революцию. Анархист мечтал о свободном обществе без государства, где люди помогали бы друг другу. В феврале 1917 года философ вернулся в Россию, где его восторженно встречали. Однако в политику Кропоткин не окунулся, отказавшись и от сотрудничества с единомышленниками. До последних своих дней князь убеждал в идеалах добра, веры, мудрости, пытаясь призвать к смягчению революционного террора. После смерти философа проводить его в последний путь пришли десятки тысяч человек. Но при Сталине его последователи были разогнаны.

Нестор Махно (1888-1934). Крестьянский сын с раннего детства привык к самой сложной и грязной работе. В молодости Махно вступил в союз анархистов-хлеборобов и даже поучаствовал в террористических актах. К счастью, 22-летнего парня власти не решились казнить, отправив на каторгу. Находясь в заключении в Бутырке, Нестор Иванович познакомился с видными российскими анархистами - Антони, Семенютой, Аршиновым. После Февральской революции политический заключенный Махно вышел на свободу. Он возвращается в родное Гуляйполе, где изгоняет государственные органы и устанавливает собственную власть и передел земли. Осенью 1918 году Махно объединив несколько партизанских отрядов, избирается батькой и начинает бороться с захватчиками. К декабрю 1918 году под властью анархиста уже шесть волостей, которые сформировали республику Махновия. А в феврале-марте 1919 года Махно активно воюет с белыми, помогая Красной армией. Но к весне назрел конфликт с большевиками, ведь батька отказывался пускать чекистов в свой вольный район. Несмотря на охоту, анархист к октябрю 1919 года сумел создать войско в 80 тысяч человек. Партизанская борьба с красными продолжилась и в 1920 году. А в 1921 году окончательно потерпев поражение, батька ушел в Румынию. С 1925 года Махно жил во Франции, где издавал анархистский журнал, публиковал статьи. Тут он установил связи со всеми ведущими лидерами этого движения, мечтая создать единую партию. Но тяжелые ранения подорвали здоровье Махно, он умер, так и не доведя своего дела до конца. Великий анархист в условиях революции сумел на Украине бросить вызов еще и диктатурам партий, монархических и демократических. Махно создал движение, которое намеревалось построить новую жизнь на принципах самоуправления. Махновщина стала антиподом большевизма, который не смог с этим смириться.

Пьер Прудон (1809-1865). Прудона называют отцом анархизма, ведь именно этот общественный деятель и философ и создал по сути теорию этого явления. В молодости он мечтал стать литератором, получив небольшой опыт типографского дела. Главная работа всей его жизни, о собственности и принципах правления и общественного порядка, вышедшая в 1840 году, была встречена прохладно. В это время Прудон знакомится с интеллигентами-интеллектуалами, которые мечтают о новом устройстве общества. Его постоянными собеседниками становятся Маркс и Энгельс. Революцию 1848 года мыслитель не принял, осудив за нежелание менять общество и за соглашательство. Прудон пытается создать народный банк, став членом Национального собрания пытается изменить систему налогов. Издавая газету «Le peuple» он критиковал порядки в стране и даже нового президента Наполеона. За свои революционные статьи Прудон даже был заключен в тюрьму. Новая книга философа «О справедливости в революции и церкви» заставила его бежать их страны. В эмиграции Прудон пишет трактаты по международному праву, по теории налогов. Он утверждает, что единственной возможной формой социального устройства является свободная ассоциация с соблюдением свобод и равенства в средствах производства и обмена. В конце жизни Прудон признал, что его анархические идеалы остаются недостижимыми. И хотя философ сформировал новое мировоззрение, его модель общества не предусматривала такого привычного для революций террора. Прудон считал, что человечество сможет перейти к новому миру постепенно и без потрясений.

Вильям Годвин (1756-1836). Этот английский писатель в свое время очень сильно повлиял на формирование анархизма. Вильяма изначально готовили к карьере в духовенстве. Однако куда больше теологии его заинтересовали общественно-политические проблемы. В 1780-1790-х годах под влиянием работ французских просветителей Годвин в Англии сформировал школу социальных романистов. В 1783 году произошел его окончательный разрыв с церковью, в Лондоне писатель стал идейным вождем социальных романистов. В эпоху Французской революции Годвин смог внести в политическую азбуку страны новые веяния. Члены его кружка симпатизировали событиям в соседней стране, сам он в своих трактатах начал рассматривать проблемы неравенства и возможности введения справедливой анархии. Та работа писателя даже стала предметом рассмотрения правительства и была изъята из обращения. Идеи Годвина похожи на взгляды анархистов-коммунистов начала XX века. Писатель считал, что существующее устройство общества и является главным источником мирового зла. По мнению Годвина государство просто помогает одним людям угнетать другим, собственность является предметом роскоши и пресыщения. По мнению философа государство несет человечеству вырождение, а религия только помогает порабощать людей. Причина же всех бед человека - незнание истины, открытие которой поможет добиться счастья. На пути к светлому будущему Годвин предлагал отказаться от насилия и революций. В последнюю часть жизни из-за реакции в Англии и материальных проблем философ оставил литературу и занятие общественными проблемами.

Макс Штирнер (Шмидт Каспар) (1806-1856). Этому выдающемуся мыслителю приписывают создание анархизмо-индивидуализма. Получив диплом по филологии, молодой учитель начинает посещать пивную Гиппеля в Берлине, где собиралась либеральная молодежь «Вольной группы». Среди завсегдатаев можно отметить хотя бы Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Каспар тут же окунулся в споры, начал писать оригинальные философские труды. С первых же шагов он заявил о себе, как об индивидуалисте-нигилисте, жестко критикуя демократию и либерализм. За свой высокий лоб анархиста прозвали «Лбом», а вскоре он взял себе псевдоним Штирнер, что дословно означает «лобастый». В 1842 году мыслитель отметился своими статьями об образовании и религии. Главный же труд его жизни, «Единственный и его собственность», вышел в 1844 году. В этой работе Штирнер развил идею анархизма. По его мнению человек должен искать не социальную, а личную свободу. Ведь любое социальное преобразование направлено на удовлетворение чьих-то эгоистичных замыслов. В 1848 году в Германии вспыхивает революция, ее философ принял прохладно, не примкнув не к одному из союзов. Штирнер резко критиковал Маркса, коммунизм и революционную борьбу, а его идеи заметно повлияли на Бакунина и Ницше. Анархист с усмешкой писал об участниках восстания, которые купились на очередную ложь и восстанавливали потом то, что сами и разрушили. Умер философ в нищете и безвестности, но в конце 1890-х его труды обрели актуальность, он стал считаться пророком левого нигилизма. В представлениях анархиста общество представляет собой союз эгоистов, каждый из которых видит в другом лишь средство для достижения своих целей. Важно, чтобы в обществе конкурировали личность, а не капиталы, как это происходит сейчас.

Эмма Гольдман (1869-1940). Среди анархистов встречались и женщины. Эмми Гольдман хотя и родилась в Каунасе, прославилась, как знаменитая американская феминистка. Приобщилась Эмма к радикальным идеям еще в юности, проживая в России. В Америке она попала в 17 лет, пережив неудачный брак, развод и тяжелой фабричной работой. В 1887 году девушка попала в Нью-Йорк, не познакомилась с группой анархистов. В 1890-х она активно разъезжала по Америке, читая лекции. За такую пропаганду радикальных взглядов женщину неоднократно арестовывали и даже сажали в тюрьму. С 1906 года Эмма выпускает журнал «Мать Земля», где публикует свои работы по анархизму, феминизму, сексуальной свободе. Совместно со своим другом Александром Беркманом она основала первую школу интимного просвещения. Благодаря деятельности анархистов в Америке стали популярными коммунистические красные идеи, Эмма открыто призывала к бунту и неподчинению государству. Она поднимала профсоюзы на борьбу с капиталистами. В итоге власти просто взяли и депортировали 249 наиболее радикальных активистов из страны, отправив их в Россию. Но при новом режиме анархисты чувствовали себя неуютно, быстро разочаровавшись в большевиках. Американские гости стали открыто критиковать тоталитарные методы новой власти, в результате их выдворили уже и из России. В 1930-х Эмма ездила по Европе и Канаде с лекциями о женском вопросе, в Америку ее пустили только при условии отказа от политических тем. «Красная Эмма» 30 лет не сходила со страниц газет. Блестящий оратор, критик и журналист, она сумела пошатнуть основы американской государственности.

Рокер Рудольф (1873-1958). В юности Рудольф понял, что значит быть сиротой и нищим, на себе ощутил неравенство, царящее в обществе. В 17 лет юноша активно включился в работу социал-демократической партии, но в 1891 году покинул ее, присоединившись к анархистам. В 1892 году Рокер переехал в Париж, где вошел в общество европейских радикалов. А в 1895 году преследуемый властями анархист переехал в Лондон, где стал учеником самого Кропоткина. Тут немец вступило в Федерацию еврейских анархистов Великобритании, одной из самых влиятельных организаций такого толка в Европе. К концу 1890-х Рудольф возглавил еврейское рабочее анархистское движение в Англии. Он настолько хорошо выучил идиш, что даже начал писать на нем стать. Евреи признали в этом немце своего духовного лидера. Почти 20 лет Рудольф выпускал анархистскую газету «Друг рабочих», пока ее не закрыла полиция за антимилитаристские взгляды в годы Первой мировой войны. В начале 1900-х Рокер открыл анархистский клуб, печатал брошюры, став видным теоретиком этого движения. В 1918 году после арестов и тюрьмы в Англии Рокер переехал в Германию, где активно включился в революционные события. Анархист критикует диктаторскую революцию в России и призывает построить в Германии новое общество, путем захвата синдикатами экономической власти. Но в 20-х активисты Берлинского Интернационала подверглись репрессиям, а к 1932 году анархо-синдикалистов в Германии уже никто не поддерживает. Рокер поборолся еще с фашизмом, критиковал сталинизм, а затем переехал в США, где продолжил публиковаться. Однако в 1940-х деятельность анархистов пошла на спад, и возродить это движение в Европе Рокер уже не смог.

Эррике Малатеста (1853-1932). А этот видный теоретик анархизма работал в Италии. Уже в 14 лет Эррике оказался под арестом из-за своего письма королю, жалуясь на несправедливость жизни в стране. В 1871 году начинающий революционер познакомился с Бакуниным, который и воодушевил его своими идеями. Так Малатеста стал горячим приверженцем анархизма и членом Международного Интернационала. В 1877 году вместе с несколькими единомышленниками итальянец с оружием в руках выступает против короля и даже объявляет о свержении власти в нескольких деревнях Кампании. Бежав из страны, анархист пропагандирует свое учение в разных странах Европы, борется с колонизаторами Египта, создает группировку в Аргентине. Жизнь Малатесты напоминает приключенческий роман - погони властей, аресты, побеги, перестрелки. В 1907 году итальянец признается одним из лидеров Международной анархической конференции в Амстердаме, признанным теоретиком, как и Кропоткин с Бакуниным. После очередных арестов по обвинению в ограблениях и убийствах Малатеста вернулся в Италию, где принял активное участие в антиправительственных манифестациях. Первую мировую войну, в отличие от Кропоткина, Малатеста не принял. Удивительно, но он предрекал, что явной победы ни одной из сторон не будет, а после потери ресурсов установится шаткий мир. Страны же начнут готовиться к новой, более убийственной войне. Его слова стали пророческими. В 1920 году Италия стояла на пороге социальной революции - рабочие начали захватывать фабрики. Однако нерешительные профсоюзы свернули забастовку. С 1922 года Малатеста включился в борьбу против Муссолини. В 1924-1926 годах фашистская цензура даже давала выходить легально анархистскому журналу. До последних лет жизни Малатеста участвовал в деле своей жизни, публикуя статьи и брошюры в Женеве и Париже.

(греч. anarhia - безначалие, безвластие) - общественно-политическое течение, усматривающее в государственной власти основную причину всех видов социального угнетения. Анархисты призывают к насильственно-революционному уничтожению любых форм государственности, считая добровольную федерацию производственных ассоциаций идеальной формой организации обгцества. Анархисты провозглашают полную свободу самовыражения и самореализации личности, не связанной нормами права, морали, религиозными догмами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНАРХИЗМ

от греч. anarxia - безвластие) - мелкобурж. общественно-политич. течение, основная идея к-рого состоит в отрицании всякой гос. власти и проповеди т. н. абсолютной свободы личности. Сложилось в 40-60-х гг. 19 в. и приобрело наибольшее распространение в странах, в к-рых преобладало мелкотоварное произ-во и соответственно был высок удельный вес городской мелкой буржуазии (Испания, Португалия, Италия, Швейцария, Франция, Австрия, Нидерланды, нек-рые страны Лат. Америки). Мелкая буржуазия, деклассированные элементы, люмпен-пролетариат составляют социальную основу А. Сам термин "А." введен П. Ж. Прудоном (в книге "Что такое собственность?", 1840-41, рус. пер. 1907), а истоки идей А. восходят к 17-18 вв. Гл. идеологами А. на различных этапах его развития были М. Штирнер (Германия), М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин (Россия), П. Ж. Прудон, Ж. Грав (Франция) и др. В кон. 19 - нач. 20 вв. на почве А. вырос анархо-синдикализм. Основой анархич. мировоззрения является бурж. индивидуализм и субъективизм. А. отстаивает утопич. идею перехода к обществу, в к-ром нет гос-ва, без организации политич. борьбы пролетариата против буржуазии, без создания пролетарской партии и без диктатуры пролетариата. Отрицая всемирно-историч. роль пролетариата, А. объективно стремится подчинить рабочий класс бурж. политике. Характерным для А. является также непонимание роли крупного производства в жизни общества и защита мелкой частной собственности и мелкого землевладения в с. х-ве. К. Маркс и Ф. Энгельс вели упорную борьбу против всех разновидностей А. В "Немецкой идеологии" (написана 1845-46) они подвергли резкой критике анархич. взгляды Штирнера. В "Нищете философии" (1847) Маркс выступил против Прудона, проповедовавшего утопич. идею консервации капиталистич. отношений на их ранней фазе. Идейный разгром прудонизма был осуществлен на конгрессах 1-го Интернационала (см. Интернационал 1-й), принявших, несмотря на сопротивление прудонистов, резолюции, подчеркивавшие необходимость политич. борьбы рабочего класса. После разгрома прудонизма анархисты выступили под знаменем бакунизма. М. А. Бакунин, проповедовавший утопич. идею уничтожения всякой гос. власти путем стихийного анархич., разрушительного бунта люмпен-пролетариата и крест. масс, использовал идеи А. для создания в 1868 воинствующей антимарксистской организации - Альянс социалистической демократии. Бакунисты пытались оживить прудонистскую теорию отказа от политич. борьбы пролетариата, занимались раскольнич. деятельностью. Серьезный удар по бакунизму был нанесен на Лондонской конференции 1871 и Гаагском конгрессе (1872) 1-го Интернационала, на к-рых были приняты решения о необходимости создания политич. партий пролетариата в каждой стране. Бакунин и его сторонники были исключены из 1-го Интернационала. Однако бакунисты сохранили влияние в Испании, где они своей пагубной тактикой неподготовленных и бессмысленных "кантональных" восстаний объективно способствовали поражению бурж.-демократич. революции 1868-74 в Италии, Швейцарии и нек-рых др. странах. В России А. возник в конце 60-х гг. В 70-х гг. значит. часть народников (см. Народничество) находилась под влиянием анархистских идей Бакунина. Характерными чертами А. тех лет было отрицание необходимости политич. борьбы с пр-вом, отрицание парламентаризма, вера в социалистич. "инстинкты" рус. крестьянства, в крест. общину, вера в близкую социальную революцию в России, к-рая произойдет в результате повсеместного крест. восстания. Тактика анархистов-бакунистов в эти годы сводилась к попыткам поднять народ на революцию путем организации отдельных крест. выступлений - бунтов. "Хождение в народ", в к-ром значит. участие приняли последователи Бакунина, показало всю несостоятельность надежд рус. анархистов на близкую крест. революцию. С конца 70-х гг. значение А. в России падает, в 80-х и 90-х гг. А. почти не играет никакой роли. В 1872-78 бакунисты делали попытки оживить анархистское движение путем создания своих федераций в отдельных странах Зап. Европы и созыва междунар. конгрессов основанного ими в 1872 т. н. Анархистского интернационала (последний сменил действовавший в период 1868-72 Альянс социалистической демократии). К концу 19 в. анархистские орг-ции существовали в Бельгии (Бельгийская федерация Анархистского Интернационала (осн. сер. 70-х гг. 19 в.)), Великобритании (Британская федерация Анархистского Интернационала (1873) и Лондонское объединение анархистов (1896)), Греции (Греческая федерация Анархистского Интернационала (сер. 70-х гг. 19 в.)), Египте (Египетская федерация Анархистского Интернационала (сер. 70-х гг. 19 в.)), Испании (Испанская федерация Анархистского Интернационала (1872), Федерация рабочих Испании (1881)), Италии (Итальянская федерация Анархистского Интернационала (1872)), Канаде, Мексике, Нидерландах, Португалии (в каждой из них - федерация Анархистского Интернационала, осн. в сер. 70-х гг. 19 в.), США (Междунар. ассоциация рабочего люда (1878), Междунар. ассоциация рабочих (1878), Пионеры свободы в Нью-Йорке (1886)), Уругвае (Уругвайская федерация Анархистского Интернационала (сер. 70-х гг. 19 в.)), Франции (Народный банк в Париже, осн. П. Ж. Прудоном (1849)) и в Швейцарии (Юрская федерация анархистов (1870)). В конце 19 в. анархисты пытались дезорганизовать работу 2-го Интернационала (см. Интернационал 2-й), выступали за "прямые действия" - террористич. акты и саботаж, против политич. борьбы и политич. партий пролетариата, против использования парламента в интересах борьбы против эксплуататорских классов. 2-й Интернационал, признав взгляды и деятельность анархистов несовместимыми с принципами Интернационала, в 1891 исключил их из своих орг-ций. А. вступил в полосу кризиса, его сторонники пошли по пути индивидуального террора. Многочисл. покушения, организованные ими во Франции, Испании, Италии, Швейцарии и в др. странах, привели лишь к усилению репрессий против рабочего движения. В эпоху империализма наблюдается нек-рое оживление А., вызванное, с одной стороны, усилением процесса экспроприации широких слоев мелких и средних собственников и, с др. стороны - разочарованием рабочего класса оппортунистич. политикой с.-д. лидеров. На этом этапе большое значение в идейном разгроме А. имели выступления В. И. Ленина, давшего глубокий анализ клас. сущности и политич. тактики А. В годы 1-й мировой войны мн. анархистские лидеры (Г. Эрве, Кропоткин и др.) заняли шовинистич. позицию, прямо противоречившую их антимилитаристским доктринам. После Окт. социалистич. революции, показавшей на практике всю беспочвенность и вред А. для пролетариата, А. в России стал вырождаться в аптинар. контрреволюц. течение, а подчас даже в прямой бандитизм (см. Махновщина). По мере разгрома белогвардейцев и упрочения Сов. власти анархисты занимали все более контрреволюц. позиции. В 1919 в Москве сложилась "Всероссийская организация анархистов подполья", совершившая ряд террористич. актов (совм. с лев. эсерами взрыв здания МК РКП(б) 25 сент. 1919 и др.), планировавшая взрыв Кремля и т. д. Орг-ция была раскрыта органами ВЧК. Легальные анархистские группы еще продолжали существовать. Вскоре после гражд. войны анархич. течения, потеряв свою клас. базу, были в СССР ликвидированы. В др. странах А. также пришел в упадок, главным образом вследствие роста авторитета рабочих и коммунистич. партий. Единственной страной, где А. продолжал пользоваться заметным влиянием, оставалась Испания, по-прежнему представлявшая главный оплот А. Стойкое влияние А. в Испании объяснялось отсталостью экономики, преобладанием мелких кустарных предприятий, традиц. исп. партикуляризмом. Анархисты здесь широко использовали недовольство рабочих оппортунистич. политикой лидеров социалистич. партии. Как писал В. И. Ленин: "Анархизм нередко являлся своего рода наказанием за оппортунистические грехи рабочего движения. Обе уродливости взаимно пополняли друг друга" (Соч., т. 31, с. 16). Опираясь на традиц. влияние, к-рое они со времени деятельности Бакунина в Испании имели среди значит. части рабочего класса, исп. анархисты в 1926 создали свою политич. орг-цию - Федерацию анархистов Иберии (ФАИ). В годы бурж.-демократич. революции 1931-36 и вооруж. борьбы против фашизма (1936-39), когда в Испании усилилось влияние компартии и нек-рая часть анархистов и их лидеров (Дурутти и др.) встала на путь организованной борьбы с фашизмом, большинство лидеров исп. анархистов продолжали ставить свои групповые интересы выше интересов всего народа, требовали "немедленной революции" и "либертарного" (т. е. свободного от гос. власти) "коммунизма", отрицали необходимость революц. дисциплины, снимали нек-рые части с фронта, устраивали бесчинства и провокации в тылу. Эти действия А. были одной из причин поражении республики в 1939. После 2-й мировой войны А. сохранил часть своего влияния в Испании, Италии и в нек-рых странах Лат. Америки. В то же время новый подъем революц. и нац.-освободит. движения, наступивший во многих странах мира в послевоен. период, и рост влияния компартий резко отразились на позициях А., к-рый в междунар. масштабе как политич. течение сходит на нет. Конгрессы сторонников А., проводимые периодически во Франции, крайне малочисленны, осн. организац. и руководящую роль на них играет исп. эмигрантская часть ФАИ. В конгрессах принимают участие отдельные лица из Италии, Аргентины, Швеции и нек-рых др. стран, где еще сохранились немногочисл. группы приверженцев А. Борьба с идеологией А. составляет необходимую сторону борьбы коммунистических и рабочих партий за единство рядов рабочего класса, за марксистско-ленинскую теорию государства, за диктатуру пролетариата. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4; его же, Конспект книги Бакунина "Государственность и анархия", там же, т. 18; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; Ленин В. И., Анархизм и социализм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5; его же, Социализм и анархизм, там же, т. 12; его же, Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; Плеханов Г. В., Наши разногласия, в кн.: Избр. философские произведения, т. 1, М., 1956; Сталин И. В., Анархизм или социализм?, Соч., т. 1; Бакунин М. A., Собр. соч. и писем, т. 1-4, М., 1934-35; Кропоткин П. A., Собр. соч., т. 1-2, М., 1918; Ярославский Е., Анархизм в России, (М.), 1939; Яковлев Я., Рус. анархизм в великой рус. революции, Харьков, 1921; Stirner M., Der Einzige und sein Eigentum, Lpz., 1845, в рус. пер. - Единственный и его собственность, СПБ, 1907; Штаммлер Р., Анархизм, СПБ, 1906; Реклю Э., Эволюция, революция, анархич. идеал, М., 1906; Godwin W., Enquiry concerning political justice and its influence on general virtue and happiness, v. 1-2, L., 1793; Read H., Anarchy and order, L., 1954; Reirats J., La CNT en la revoluci?n espa?ola, t. 1-3, (Toulouse), 1952-54; Com?n Colomer E., Historia del anarquismo espa?ol, (2 ed.), t. 1-2, Barcelona, (1956). Г. Н. Коломиец. Москва. Д. П. Прицкер. Ленинград, В. В. Александров. Москва.

кто такой анархист?

  1. Пфф, кратко говоря Джокер (отрицательный перс вселенной DC)
  2. кто может пример Анархиста???Пусть даже если это герой комиксов)))
  3. беспредельщик
  4. человек, отрицающий любую власть и желающий хаоса в политической жизни страны, или полной кончины этой самой полит. жизни
  5. Это. ПОФИГИСТЫ
  6. отрицающий государство, во всех его проявлениях. А что бы наглядне было прочитай Веллер "Махно"
  7. Анархизм (от без и власть) политическая философия, идеология, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком
  8. Это очень умные люди.
  9. Шохер постулировал, что анархизм отвергает только принудительный закон, а не закон вообще. Поскольку культурное окружение является частью самоидентификации человека, а закон защищает культурное окружение, то люди имеют право жить под властью закона, если они того хотят.
  10. как вы много о нас не знаете)))
  11. Анархи#769;зм (от др. -греч. #945;#957;#945;#961;#967;#969; от #7936;#957;, ан, без + #7940;#961;#967;#942;, архэ, власть + -изм) политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком 1.

    Анархизм идея о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения. При этом существует множество различных направлений анархизма, которые часто расходятся в тех или иных вопросах: от второстепенных, и вплоть до основополагающих (в частности - относительно взглядов на частную собственность, рыночные отношения, этнонациональный вопрос) .

    Анархизм политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы 2)
    ....А по-русски это звучит так: анархист - это отрицающий власть человек.. иногда его называют беспредельником, иногда - свободолюбивой личностью (зависит от убеждений)

  12. похуист
  13. Анархизм (от без и власть) свободное мышление, заключающее в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком 1.

    Анархизм политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности (исходящей из личной заинтересованности) каждого участника, а все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы 2.
    И не путайте анархистов с хиппи, готами, фашистами, сатанистами и эммо! Они не желают хаоса, они хотят чтобы в стране не эксплутировали человека другим человеком! Свобода действий, которая не причиняет вред другому человеку!
    Вот кто анархисты!

  14. люди сеющие хаос

Материал из Маоистская Википедии

Анархизм (от греч.- безначалие, безвластие) - одна из разновидностей утопического социализма, пропагандирующая отмену всякой политической власти в обществе и государства в любых исторических условиях. Анархисты объявляют себя врагами государственной власти вообще, в особенности же они являются непримиримыми врагами диктатуры пролетариата. Под видом отрицания политики анархисты осуществляют подчинение «рабочего класса буржуазной политике...». Ленин указывал, что анархизм не дал ничего, кроме общих фраз против эксплуатации; анархизм не понимает причин эксплуатации, не видит, что развитие общества ведёт к социализму, не понимает «классовой борьбы, как творческой силы осуществления социализма»

Существует несколько разновидностей анархизма: анархо-индивидуализм, анархо-синдикализм и анархо-коммунизм. Анархо- индивидуализм - самая крайняя форма индивидуализма. Идеолог раннего анархо-индивидуализма немец Каспар Шмидт (1806-1856) (более известен его псевдоним - Макс Штирнер) писал: «Для меня нет ничего выше меня... Я объявляю войну всякому государству, даже самому демократическому». Анархист Прудон (1809- 1865) пытался внести анархическую идеологию в сознание рабочего класса Франции и других стран своей теорией «взаимных услуг», свободного договора автономных личностей.

Прудонизм пропагандировал мелкобуржуазную утопическую идею создания «народного банка», посредством которого между рабочими будет налажен обмен продуктами их труда и уничтожится эксплуатация человека человеком в рамках буржуазного строя. Эта идея была выгодна буржуазии, так как отвлекала рабочий класс от борьбы за власть, от социалистической революции. Вредные анархические утопии Макса Штирнера и Прудона впервые разоблачены были Марксом и Энгельсом в «Святом семействе», «Немецкой идеологии», «Нищете философии». Резкую критику Прудона дал предшественник русской социал-демократии Н. Г. Чернышевский.

Анархо-синдикализм («синдикатами» называются профсоюзы во Франции и других странах) получил своё развитие во Франции, Испании, Италии и в других странах. Как и все анархисты, анархо-синдикалисты отрицают необходимость государства диктатуры пролетариата. Они выступают вообще против политической борьбы и политических партий рабочего класса. Первостепенную роль они приписывают профсоюзам, а основным методом борьбы против буржуазии считают стачку. Видным русским анархистом, злейшим врагом теории и практики научного социализма был Бакунин (см.). С Бакуниным и бакунизмом вели непримиримую борьбу Маркс и Энгельс.

Одной из форм анархизма является анархо – коммунизм П. А. Кропоткина (1842-1921). Кропоткин ставил интересы общества выше эгоистических интересов личности, но, будучи идеалистом в понимании истории и противником научного социализма, он выдвигал на первый план роль морального воздействия на эксплуататорские классы и правительство.

Марксизм разоблачил теорию и практику анархизма как течения, враждебного коренным интересам пролетариата и всех трудящихся масс. В то время как анархизм ставит во главу угла личность и её интересы, марксизм ставит во главу угла интересы трудящихся масс. Только освобождение народных масс от гнёта и рабства капитала может освободить и личность, создать условия для всестороннего физического и духовного развития индивидуумов. Марксизм доказал, что для осуществления социализма необходима социалистическая революция, устанавливающая диктатуру пролетариата.

Отношение РМП к анархизму

Противоречие между нами и анархистами в настоящий момент мы определяем как противоречия внутри народа. Исторически, анархисты могли находиться как на стороне прогресса и революции, так и занимать объективно реакционные позиции. Бездарное политическое поведение в период “Парижской коммуны”, поддержка мятежа в Кронштадте, террористическая деятельность против большевиков (взрыв московского горкома в 1919 г.), дезорганизаторская деятельность во время гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. - таков неполный список примеров исторических грехов анархизма. В тоже время, для коммунистов анархисты сегодня - ближайшие союзники, как минимум, в антифашистской и антиимпериалистической борьбе.

Расходимся мы с ними в следующих пунктах:

  • Организация. Анархисты стремятся к организации неавторитарного типа (с правом меньшинства или отдельного члена не подчиняться решению большинства), часто совершенно аморфной и безуставной (что тем не менее нередко ведет к неформальному вождизму). Мы же, как сторонники ленинской традиции выступаем: а) за соответствие формы организации задачам борьбы на текущем этапе б) за создание революционной партии на основе демократического централизма что подразумевает существование демократически избранного на определенный срок руководство и соблюдение меньшинством партии решений большинства.
  • Отношение организации к массам. Необходимость организации мы выводим из различной степени сознательности представителей эксплуатируемых классов. Небольшая часть пролетариата, находящаяся под сильным идеологическим влиянием правящего класса, может иметь откровенно реакционное сознание (не говоря уже о рабочей аристократии). Основная же масса пролетариата имеет промежуточное, неоформленное сознание, что как правило выражается в аполитичности и реформизме. Часть пролетариата сознает долговременные интересы своего класса, выраженные в необходимости свержения власти эксплуататорских классов. Считая сознательную, революционную часть пролетариата выразителем прогрессивного развития общества, мы признаем её руководящую роль по отношению к более консервативным слоям пролетариата. Анархисты же делают ставку на “инициативное меньшинство” и отказываются от руководства массами, стремятся подменить действия масс действиями “революционных активистов”.
  • Вопрос о политической власти. Анархисты обычно игнорируют вопросы захвата политической власти и организации подавления свергнутых эксплуататорских классов, вопросы противостояния капиталистическому окружению. Считая главной и первейшей задачей революции “устранение всякой политической власти” они выступают против всякой диктатуры в т.ч. против диктатуры пролетариата. Мы же считаем, что условием устранения всякой политической власти, олицетворением которой является государство, является первоначальное разрешение противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Разрешить данное противоречие можно только путем классовой борьбы пролетариата, свергающей диктатуру буржуазии и устанавливающей собственную (для подавления внутренней реакции и сопротивления империализму).диктатуру, и далее преобразующей экономику в сторону социализма и коммунизма. Классы, классовая борьба, а следовательно и необходимость пролетарской диктатуры сохраняются вплоть до победы пролетарской революции во всемирном масштабе и осуществления коммунизма.

В целом же, наиболее критичным для анархизма является его теоретическая бедность по сравнению с марксизмом (включающего в себя диалектический и исторический материализм как методы познания действительности).

Маркс и Энгельс об анархизме

"Революция есть, несомненно, самая авторитарная вещь, какая только возможна.Революция есть акт, в котором часть населения навязывает свою волю другой части посредством ружей, штыков и пушек, то есть средств чрезвычайно авторитарных. И если победившая партия не хочет потерять плоды своих усилий, она должна удерживать свое господство посредством того страха, который внушает реакционерам ее оружие. Если бы Парижская Коммуна не опиралась на авторитет вооруженного народа против буржуазии, то разве она продержалась бы дольше одного дня?"

Ленин и Сталин об анархизме

"Между социализмом и анархизмом лежит целая пропасть, которую тщетно пытаются представить несуществующей провокаторствующие агенты сыскной полиции или газетные прислужники реакционных правительств. Миросозерцание анархистов есть вывороченное наизнанку буржуазное миросозерцание. Их индивидуалистические теории, их индивидуалистический идеал находятся в прямой противоположности к социализму. Их взгляды выражают не будущее буржуазного строя, идущего к обобществлению труда с неудержимой силой, а настоящее и даже прошлое этого строя, господство слепого случая над разрозненным, одиноким, мелким производителем. Их тактика, сводящаяся к отрицанию политической борьбы, разъединяет пролетариев и превращает их на деле в пассивных участников той или иной буржуазной политики, ибо настоящее отстранениеот политики для рабочих невозможно и неосуществимо."

Отличие взглядов марксистов и анархистов в вопросе о государстве("Государство и революция")

"Различие между марксистами и анархистами состоит в том, что (1) первые, ставя своей целью полное уничтожение государства, признают эту цель осуществимой лишь после уничтожения классов социалистической революцией, как результат установления социализма, ведущего к отмиранию государства; вторые хотят полного уничтожения государства с сегодня на завтра, не понимая условий осуществимости такого уничтожения. (2) Первые признают необходимым, чтобы пролетариат, завоевав политическую власть, разрушил полностью старую государственную машину, заменив ее новой, состоящей из организации вооруженных рабочих, по типу Коммуны; вторые, отстаивая разрушение государственной машины, представляют себе совершенно неясно, чем ее пролетариат заменит и как он будет пользоваться революционной властью; анархисты даже отрицают использование государственной власти революционным пролетариатом, его революционную диктатуру. (3) Первые требуют подготовки пролетариата к революции путем использования современного государства; анархисты это отрицают."

Критике анархизма посвящена работа И.В.Сталина"Анархизм или социализм?"

Источники

  • Браун Зак, «Маоизм или анархизм? Критика анархизма с точки зрения маоиста»
  • на Маоизм.Ру.

- (от греч. anarchia безначалие). Приверженец анархии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАРХИСТ от греч. anarchia, безначалие. Приверженец анархии. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Петролейщик Словарь русских синонимов. анархист сущ., кол во синонимов: 1 петролейщик (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

АНАРХИСТ, а, муж. Сторонник анархизма, член анархической организации. | жен. анархистка, и. | прил. анархистский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

анархист - а м. anarchiste m.1. Сторонник анархизма. БАС 2. В блокаде примут участие и анархисты страны, выступающие за охрану природы. МК 31. 5. 1990. Как только сами они становились меньшинством, происходила немедленная перемена декораций. Ленинцы… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

I м. Приверженец анархизма [анархизм I]. II м. Тот, кто склонен к анархизму [анархизм II]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Анархист, анархисты, анархиста, анархистов, анархисту, анархистам, анархиста, анархистов, анархистом, анархистами, анархисте, анархистах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

- … Википедия

анархист - анарх ист, а … Русский орфографический словарь

анархист - (2 м); мн. анархи/сты, Р. анархи/стов … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922-1923 , Юзефович Леонид Абрамович. Леонид Юзефович - известный писатель, историк, автор романов "Казароза", "Журавли и карлики" и др., биографии барона Р. Ф. Унгерн-Штернберга" Самодержец пустыни", а также сценария фильма"…
  • Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922-1923 годы , Леонид Юзефович. Леонид Юзефович - известный писатель, историк, автор романов "Казароза", "Журавли и карлики" и др., биографии барона Р. Ф. Унгерн-Штернберга "Самодержец пустыни", а такжесценария фильма…