Волшебные сказки киплинга. Маленькие сказки


Редьярд Киплинг

Сказки о животных (сборник)

Почему кит ест только мелких рыбок

В стародавние времена в море жил Кит. Жил и ел рыбу, всякую разную рыбу: треску и камбалу, плотву и макрель, щук и скатов, миног и ловких вьюнов угрей. Ел он также морских звёзд и крабов и всё, всё, всё, что только ему попадалось. На всех-то, на всех рыб, на всех морских животных, которых Кит замечал, он кидался и, открыв огромную пасть, хватал их. Ам – и готово! Наконец Кит съел решительно всех рыб во всех морях. Уцелела только одна маленькая хитрая Рыбка. Она всегда плавала подле правого уха Кита, так что он не мог её схватить. И вот Кит поднялся, стал на свой хвост и сказал:

– Я голоден.

А маленькая-то хитрая Рыбка пропищала ему в ответ тонким, хитрым голоском:

– Пробовали ли вы, великодушный рыбообразный, человека?

– Нет, – ответил Кит, – не пробовал. А это вкусная штука?

– Да, – ответила хитрая Рыбка, – только человек ужасно беспокойное создание.

– Ну принеси мне парочку-другую людей, – сказал Кит и ударил хвостом по воде, да так сильно, что всё море покрылось пеной.

– Вам и одного за глаза хватит, – сказала хитрая Рыбка. – Проплывите до пятого градуса северной широты и до сорокового восточной долготы, и вы увидите, что посреди моря на плоту сидит Моряк. Его корабль разбился, а потому на нём только синие холщовые штаны на подтяжках (помните о подтяжках на протяжении всего рассказа!) и в кармане – нож. Но я, по совести, должна сказать вам, что он необыкновенно умён и находчив.

Кит поплыл. Он всё плыл и плыл к пятому градусу северной широты и к сороковому восточной долготы, и очень торопился. Вот он увидел посреди моря плот, а на нём – Моряка в синих холщовых штанах с подтяжками (главное – помните о подтяжках!), к поясу его был пристёгнут нож. Моряк сидел, свесив ноги в воду. (Конечно, его мамочка позволила ему болтать голыми ногами в воде, не то он ни за что не стал бы этого делать, потому что был очень умён и находчив.)

Кит открыл рот. Он открывал его всё шире и шире, так что чуть не дотронулся носом до хвоста, и проглотил Моряка, плот, на котором он сидел, синие штаны, подтяжки (о которых ни в коем случае нельзя забывать!) и нож. Моряк и все его вещи попали в тёплый тёмный желудок Кита. После этого Кит с удовольствием облизнулся и три раза повернулся на хвосте.

Но как только Моряк, человек донельзя находчивый и умный, очутился в тёплом и тёмном желудке Кита, он затопал ногами, запрыгал, заколотил и замолотил руками по стенкам, стал кувыркаться и танцевать, кусаться, ползать, извиваться, выть, подскакивать и падать, кричать и вздыхать, лягаться, брыкаться и вертеться, а ведь если ты находишься в желудке, делать этого вовсе не стоит. Понятно, Кит почувствовал себя нехорошо. (Надеюсь, никто не забыл о подтяжках?)

И он сказал хитрой Рыбке:

– Этот человек ужасно беспокоен. Кроме того, у меня из-за него началась икота. Что мне делать?

– Скажи ему, чтобы он выскочил обратно, – посоветовала Киту хитрая Рыбка.

Тогда Кит крикнул что есть силы, чтобы потерпевший кораблекрушение Моряк его услышал:

– Вылезай наружу и возись там! У меня от тебя икота!

– Ну уж нет, – ответил Моряк. – Поступим иначе. Отнеси меня к берегам моей родины, к белым утёсам Альбиона, там и поговорим. – И он заплясал ещё сильнее прежнего.

– Лучше сделай так, как он говорит, – сказала хитрая Рыбка. – Я же предупреждала тебя, что он очень находчив и умён.

Нечего делать: пришлось Киту плыть к Альбиону. Он всё плыл да плыл, усиленно работая плавниками и хвостом, хотя ему и мешала икота. Наконец он увидел белые утёсы Альбиона, с размаха чуть было не выскочил на отмель и стал открывать рот всё шире, шире и шире, а потом сказал:

– Конечная станция. Ближайшие пункты: Винчестер, Эшлот, Нешуа, Кин.

Как только Кит сказал слово «Кин», Моряк выскочил из его пасти. Надо сказать, что, пока Кит плыл, Моряк, человек действительно необыкновенно умный и находчивый, вытащил свой нож, расколол им плот на тоненькие планки, сложил их крест-накрест, крепко-накрепко связал их между собой своими подтяжками (теперь понятно, почему не следовало забывать о подтяжках?) и таким образом сделал из них решётку. Он взял с собой эту решётку и вставил её в горло Кита. А потом он кое-что Киту сказал. Вы, конечно, не слышали этих слов, но их повторю специально для вас. А сказал он вот что: «Эта решётка помешает тебе объ едаться!»

Потом он ступил на отмель и пошёл себе домой, к своей маме, которая позволяла ему ходить босиком по воде. Он уносил с собой свой нож, и были на нём его синие холщовые штаны, только уже без подтяжек (они, как вы помните, остались в пасти Кита). Через некоторое время он женился и жил долго и счастливо. Кит тоже обзавёлся семьёй и на жизнь не жаловался. Однако с тех самых пор решётка, застрявшая в горле Кита, позволяла ему есть только очень-очень маленьких рыбок. Вот почему в наше время киты не едят ни взрослых людей, ни маленьких мальчиков, ни маленьких девочек.

Хитрая же Рыбка уплыла и спряталась в иле, под самым порогом экватора. Она боялась, что Кит на нее рассердится.

Вот и конец сказочки о Ките и хитрой Рыбке.

Когда день за днём за круглым стеклом -
Зеленое «хлюп» да «хлюп»,
Когда ходит в каюте пол ходуном,
И чашки подскакивают над столом,
И юнга падает в суп, -

Когда у мамы болит голова,
И нянюшка ковыляет едва,
И вещи срываются с мест,
Тогда ты понимаешь слова:
«Пятьдесят пять норд, сорок вест!»

Как на спине верблюда появился горб

Ах, как же интересна эта сказка! В ней рассказывается о том, как на спине у верблюда появился большой горб.

В самом начале времён, когда земля была совсем-совсем новенькая и животные только-только начали работать на Человека, жил да был Верблюд. Он поселился в самом центре огромной Воющей пустыни, потому что не хотел работать. Кроме того, он и сам любил пореветь всласть. Ел он там стебли сухих трав, терновник, ветви тамариска, молочай, разные колючки и ничего больше не делал. Когда кто-нибудь с ним заговаривал, он отвечал: «Грб». Только «Грб» – и больше ни чего.

И вот как-то в понедельник утром к нему пришла Лошадь. На её спине лежало седло, а во рту были удила. Она ему и ска зала:

– Послушай-ка, Верблюд, пойдём со мной к Человеку. Начни бегать для него так же, как мы, лошади.

– Грб, – только и ответил Верблюд.

Лошадь ушла и рассказала обо всём Человеку. Потом к Верблюду пришла Собака. Она принесла в зубах палку и сказала:

– Послушай, Верблюд, пойдем-ка со мной к Человеку! Отыскивай для него разные вещи, как это делаем мы, собаки.

– Грб, – фыркнул Верблюд.

Собака убежала и рассказала обо всём Человеку. Затем к Верблюду пришёл Бык. На его шее висело ярмо. Бык сказал:

– Послушай-ка, Верблюд, пойди к Человеку и начни пахать, как это делаем мы, быки.

– Грб, – был ему ответ.

Бык ушёл и рассказал обо всём Человеку. В тот же день вечером Человек позвал к себе Лошадь, Собаку и Быка и, когда они пришли, сказал им:

– Бедные вы, все трое, мне очень жаль вас, но Верблюд, который говорит «Грб», не может работать. Если бы он мог что-нибудь делать, он был бы здесь, поэтому я оставлю его в покое. Вы же должны работать в два раза больше, чтобы заменить его.

Животные, услышав такие слова, очень рассердились. Они отправились на самый край пустыни и стали держать там совет. Скоро к ним подошёл ленивый Верблюд. Он посмеялся над ними, пожёвывая стебель молочая, потом сказал «Грб» и ушёл.

В это самое время появился Джинн, который заведует всеми делами во всех пустынях. Он как раз проезжал мимо на облаке пыли. (Все джинны всегда путешествуют самым необычным образом, потому что они – волшебники.) Завидя Лошадь, Собаку и Быка, он остановился, чтобы поговорить с ними.

– Джинн, хозяин всех пустынь, – обратилась к нему Лошадь, – скажи, неужели справедливо, чтобы одно существо ничего не делало, когда весь мир такой новый и такой молодой и у всех ещё так много работы?

– Конечно нет, – ответил Джинн.

– Так знай же, – проговорила Лошадь, – что в самом центре Воющей пустыни, принадлежащей тебе, как и все остальные, живёт одно существо с длинной шеей и длинными-предлинными ногами. Оно с самого утра понедельника ровным счётом ничего не сделало. Представь, оно не хочет бегать, как мы, лошади.

– Фюить, – присвистнул Джинн, – клянусь всем золотом Аравии, это животное – мой Верблюд. Ну а что он сказал тебе?

– Он сказал «Грб», – ответила Собака, – и он не хочет искать вещи!

– А Верблюд сказал ещё что-нибудь?

– Нет, только «Грб» – и всё. Главное, что он не хочет пахать, – встрял в разговор Бык.

– Очень хорошо, – проговорил Джинн. – Он твердит всё время «Грб»? Хорошо же, я задам ему такой славный «Грб», что он его навеки запомнит. Ну-ка, подождите меня немного.

Когда кит съел всю рыбу, маленькая хитрая рыбка описала ему всю прелесть закуски-чело-века и расска-зала, где его найти, но преду-пре-дила, что человек — беспо-койное создание. Кит проглотил моряка вместе с его плотом и подтяж-ками. В желудка кита моряк стал бегать, прыгать и вообще вести себя весьма активно, так что кит почув-ствовал себя нехо-рошо. Когда он попросил свою добычу вылезти из желудка, моряк обещал поду-мать над этим, если кит отвезет его домой, к белым утесам Альбиона. Прежде чем идти домой, парень вставил киту в горло решетку из досок плота и подтяжек, так что тот смог есть только очень-очень мелких рыбок. А хитрая рыбка уплыла и спря-та-лась в тине, под порогом эква-тора, потому что боялась, что кит рассер-дится на нее.

Как на спине верблюда появился горб

Когда земля была совсем новая, животные, которые помо-гали чело-веку, прихо-дили к верблюду, живу-щему в сере-дине огромной Воющей пустыни, и пыта-лись привлечь и его к активной деятель-ности, но он отвечал только «грб» и забивал на их просьбы. Звери пожа-ло-ва-лись джину; когда верблюд сказал ему свое обычное «грб», он наградил его горбом, чтобы зверь мог рабо-тать 3 дня без обеденных пере-рывов.

Как на коже носо-рога появи-лись складки

Перс-огне-по-клонник испек сладкий хлеб с изюмом, но носорог загнал его на пальму и съел весь хлеб. Когда же носорог снял с себя всю свою гладкую кожу и пошел купаться, человек насыпал в нее черствых крошек и подго-ревших изюминок. Чтобы изба-виться от пока-лы-ваний, носорог стал тереться о пальму, но лишь натер складки и напрочь стер пуго-вицы.

Как леопард стал пятни-стым

Все животные жили в пустыне Высокий Фельдт, где их легко нахо-дили охот-ники: человек и леопард. Чтобы уберечься, звери ушли в лес и обза-ве-лись маски-ро-воч-ными полос-ками и пятнами. Мудрый Бабун посо-ве-товал леопарду обза-ве-стись пятнами, да и эфиопу тоже внести изме-нения в свою внеш-ность. В лесу они словили зебру и жирафа; те пока-зали охот-никам, почему они могут слышать и чуять зверей, но не видят. ЭФиоп стал черным и покрыл леопарда отпе-чат-ками 5 пальцев.

Слон-дитя

Когда у слонов не было хобота, любо-пытный слоненок задавал много вопросов, за что был неод-но-кратно бит. Наконец, он захотел узнать, чем обедает крокодил. С этим вопросом он и обра-тился к кроко-дилу; тот схватил его за нос и стал затя-ги-вать в воду. Питон вытянул любо-пыт-ного малыша за задние ноги, но нос слоненка остался вытя-нутым. Им он мог доста-вать бананы, а также отко-ло-тить всех тех, кто до этого распускал лапы.

Просьба старого кенгуру

Кенгуру, у кото-рого в те времена была пуши-стая шкурка и короткие лапы, попросил у трех богов сделать его непо-хожим на других, и чтобы все о нем узнали к 5 часам вечера. Он так достал одного из богов, что тот попросил динго гоняться за кенгуру. В резуль-тате задние лапы кенгуру вытя-ну-лись, чтобы было удобнее прыгать. Но благо-да-рить динго за приоб-ре-тение кенгуру отка-зался.

Как появи-лись броне-носцы

Ягуа-риха расска-зала своему неопыт-ному сыну про ежа (его надо бросить в воду, чтобы развер-нулся) и чере-паху (ее лучше выца-ра-пать из панциря), но им удалось запу-тать несмыш-ле-ныша, который в резуль-тате охоты только больно уколол лапу. Чтобы спастись, чере-паха стала учиться свора-чи-ваться в клубок, а еж — плавать. В резуль-тате трени-ровок щитки чере-пахи разо-шлись, а иголки ежа слип-лись. Ягуа-риха посо-ве-то-вала сыну оста-вить их в покое и назвала новых зверюшек броне-нос-цами.

Как было напи-сано первое письмо

У перво-быт-ного чело-века по имени Тегулай Бопсулая слома-лось копье. Пока он чинил его, дочь Тефи отпра-вила с незна-комцем рисунок для мамы с просьбой прислать новое копье, но та испу-га-лась странных рисунков и подняла всю деревню на изби-ение незна-комца (а его волосы выма-зали глиной). Так появи-лась первая мысль о необ-хо-ди-мости пись-мен-ности.

Как была состав-лена первая азбука

Тегумай и Тефи за несколько дней приду-мали изоб-ра-жения букв: А похожа на открытый рот карпа, У — на его хвост, о — как камень или открытый рот и т.д. Буквы соеди-нили в слова.

Морской краб, который играл с морем

В самые древние времена волшебник показал животным, как им надо играть, и они стали играть: бобр — в бобра, корова — в корову, и т.д. Для умного чело-века эта игра была слишком проста. Морской краб решил пропа-со-вать и бочком упол в море. Это заме-тила лишь дочь Адама. Волшебник одобрил дела всех животных (например, куски земли, которые подбросил слон, он сделал Гима-лай-скими горами). Но Адам пожа-ло-вался на приливы и отливы; выяс-ни-лось, что это хули-ганит Краб. Волшебник сделал его маленьким и раз в год лишает брони. Маленькая девочка отдала крабу свои ножницы, чтобы он мог рыть норки и раскры-вать орехи.

Человек был ленив и не хотел грести до берега. Чтобы море дважды в день рабо-тало на него, волшебник дал команду лунному старику и крысе, которая грызла его сеть (рыбак сетью потащил море мимо мате-риков).

Кот, который гулял сам по себе

Мудрая перво-бытная женщина приру-чила зверей (собаку — вкус-ными костями, лошадь и корову — ароматным сеном). Кот, который гулял где хотел, наблюдал за всем этим (от собаки даже получил обещание вечной вражды за то, что не пошел с ней на разведку); женщина обещала, что если похвалит кота раз — он может зайти в пещеру, два — сидеть возле огня, три — пить молоко по 3 раза в день. Женщина не хотела этого, но кот, играя с ее младенцем и словив мышь, трижды добился похвалы, что засви-де-тель-ство-вала закры-вавшая вход шкура, огонь и крынки с молоком. Но мужчина заключил с котом свой договор: если тот не будет всегда ловить мышей, то мужчина будет бросать в него одной из пяти своих вещей (сапо-гами, каменным топором, поленом и секирой), а собака обещала гонться за ним, если он не будет ласков с ребенком.

Мотылек, который топнул ногой

У Сулей-мана-ибн-Дауда было много свар-ливых жен и одна любимая жена Балкис, а также волшебное кольцо, которое вызы-вало джинов (однако Сулейман не хотел хвастаться своей силой и усми-рять супруг с помощью джинов). В саду он однажды увидел супру-же-скую чету мотыльков, которые ссори-лись, причем муж утвер-ждал, что доста-точно ему топнуть ногой — и весь дворец Сулей-мана исчезнет. Наученная Балкин жена подна-чила его топнуть, а Сулейман, будучи в сговоре с мужем, приказал джинам унести замок в воздух. Так была усми-рена не только жена мотылька, но и султанши-скан-да-листки.

Редьярд Киплинг

Рассказы просто так

© Познер В.В., 2015

© ООО «Издательство АСТ», 2015

* * *

Редьярд Киплинг

Редьярд Киплинг родился в Индийском городе Бомбее в семье профессора Джона Локвуда Киплинга и Алисы Киплинг. Имя Редьярд он получил в честь английского озера Редьярд, где познакомились его родители. Ранние годы, полные экзотических видов и звуков Индии, были очень счастливыми для будущего писателя. Любовь к Индии он пронес через всю жизнь. Но в возрасте 5 лет вместе со своей сестрой он отправляется на учёбу в Англию. Закончив обучение, Киплинг возвращается в Индию и становится журналистом. В свободное время он пишет короткие рассказы и стихи, которые затем публикуются в газете вместе с другими его статьями. Самое знаменитое и любимое детьми всего мира – «Книга Джунглей». Это невероятная история о мальчике Маугли, коварном Шер Хане, благородном Акеле и других обитателях джунглей. Всю жизнь Киплинг провел путешествуя по разным странам: он посетил Бирму, Китай, Японию, Африку и многие другие страны. На вершине славы и богатства Киплинг отказался от всех почестей. В 1902 году он поселился в глухой деревне в графстве Суссекс. И написал восхитительную книгу «Сказок или Рассказов просто так» (Just So Stories).

Владимир Познер

Я не помню, когда я впервые прочитал «Рассказы просто так» Киплинга. Возможно, мне прочитала их моя мама. Но я совершенно точно помню, какое они произвели на меня впечатление. Это было что-то трудно описуемое, но, может быть, главное чувство, которое я испытал, – было счастье.

Я потом пытался для себя понять, что так пленило меня? Думаю, то, что это были рассказы о животных, но не отвлечённое описание разных животных, а их представление, как равных мне существ с мыслями и чувствами. Они не просто предстали предо мной совершенно живыми, они предстали равными мне, это были мои друзья и враги, тех, кого я любил и ненавидел.

Кто из великих писателей писал так о животных? Да никто. Да, есть Муму и Артемон, есть «Зов предков» и «Белый клык», есть все рассказы Эрнеста Сетона-Томпсона, есть даже Корней Иванович Чуковский, но это всё не то. Это всё о животных – и точка. А вот Кот, который гулял сам по себе, – это разве только кот? Вы так думаете? Да Вы просто не понимаете ничего. Кот – это человек, понимаете? А Слонёнок?…

Тут мне придётся совершить некоторое отступление. У Киплинга он называется Слон-Ребёнок. Понимаете, в английском языке почти нет приставок и очень мало уменьшительных – в отличие от русского. По-русски можно сказать слоник, слонёнок, слонище. По-английски этого никак не скажешь. Помните чудесный фильм «Lost In Translation»? Это тот самый случай. Так что Слон-Ребёнок превратился в Слонёнка. Но, возвращаясь к вышесказанному, позвольте спросить: разве он только слонёнок? Конечно, нет! Он Слонёнок! Он – вполне человек, только маленький ещё, а потому очень любопытный, всё время спрашивает: «Почему?». А Вы, когда были ребёнком, не спрашивали? И Вас никогда не отшивали? Не говорили: «Потому!». Никогда не наказывали за неутолимое любопытство? Не встречали Вы в жизни таких Крокодилов и Питонов? Нет? Ну, что сказать, мне жаль Вас, потому что я встречал и встречаю. Хотя… если бы мама мне не прочитала (всё-таки это она!) «Рассказы просто так», я бы скорее всего не встретил их.

Вообще, благодаря «Книге Джунглей», рассказу «Рикки-Тикки-Тави» и особенно «Рассказам просто так», я вырос совсем другим человеком. Киплинг научил меня не просто любить животных, нет, он научил меня чувствовать себя частью животного мира.

Почему я перевёл эти три рассказа? Почему не все? Это странная история.

Несколько лет тому назад случилось так, что я оказался в компании вполне взрослых людей с их маленькими детьми. И, как водится, дети эти были непослушны и порядком всем надоели. Если мне не изменяет память, это было на паруснике, и я предложил детей выбросить за борт, причём предложил так, что можно было поверить в серьёзность моих намерений. Дети слегка испугались, а я, воспользовавшись паузой, подозвал их к себе и сказал: «Сейчас я расскажу вам кое-что. Не будете слушать – выброшу за борт». И рассказал им о Слонёнке. Они слушали, не проронив ни слова, а когда я закончил, потребовали ещё. Тогда я рассказал им о Коте, который гулял сам по себе. «Ещё!», – закричали они, когда история завершилась, и я решился рассказать им о Сулеймане-ибн-Дауде, о Мудрой и Прекрасной Балкис и о Мотыльке, который топнул. И не заметил, как постепенно вокруг нас собрались родители и вместе с детьми молча слушали. А потом, когда всё уже было закончено, одна мамаша сказала мне: «Вы бы не хотели записать эти рассказы на CD?»

И я подумал, почему нет? Вот и перевёл их и записал. А потом – правда, не помню, как именно это произошло – предложили мне издать книжечку с этими тремя рассказами.

Может, следовало бы мне перевести всю книгу? Ну, что теперь делать? Поезд ушёл.

* * *

И последнее: ныне, когда дети с моей точки зрения увлекаются совершенно бессмысленными, никчёмными, пустяшными «героями», мне хочется думать, что эти рассказы станут… ну, не знаю, может быть, противоядием? Может быть, и Слонёнок, и Кот, и Мотылёк, и все-все-все войдут в их души?

Было бы хорошо.

О Слоне-Ребёнке

Действующие лица

Слоненок

Крокодил

Двухцветный-Скалистый-Змей-Питон

Дядя Жираф

Тетушка Бегемотиха

Дядюшка Павиан

Птичка Колоколо

В стародавние времена у Слона не было хобота.

Вот так-то, Мои Дорогие. У него был нос – такой себе толстоватый нос, размером с кокос, и этим носом он мог дрыгать. Дрыгать, да и только. Ничего он брать этим носом не мог. Но был один Слон – новенький Слон – Слон-Ребёнок, переполненный неуёмным любопытством. А это значит, он без конца задавал вопросы. Он жил в Африке, и вся Африка не знала, куда деваться от его неуёмного любопытства.

Он спросил свою высоченную тётю Страусиху, почему у неё именно так растут на хвосте перья, и высоченная тётя Страусиха надавала ему по заду своим твёрдым-претвёрдым клювом. Он спросил своего долговязого дядю Жирафа, почему у него такая пятнистая шкура, и долговязый дядя Жираф надавал ему по заду своим твёрдым-претвёрдым копытом. Но его продолжало переполнять неуёмное любопытство. Он спросил свою необъятную тётушку Бегемотциху, почему у неё такие красные глаза, и необъятная тётушка Бегемотиха надавала ему по заду своей тяжелой-претяжелой пяткой; и он спросил своего волосатого дядюшку Павиана, почему у дыни именно вот такой вкус, и волосатый дядюшка Павиан надавал ему по заду своей волосатой-преволосатой лапой. И всё равно его переполняло неуёмное любопытство. Он спрашивал обо всём, что видел, слышал, чувствовал, чего касался, что нюхал или трогал, и все его тети и дяди в ответ давали ему по заду. И всё равно его переполняло неуёмное любопытство.

В одно прекрасное утро, как раз тогда, когда стояло Весеннее Равноденствие, этот неуёмный Слон-Ребёнок задал новый, прекрасный вопрос, который никогда прежде не задавал. Он спросил:

– Что ест Крокодил на обед?

И тогда все громко и ужасно зашипели «Тссс!» и немедленно и самым тщательным образом надавали ему по заду.

Когда же с этим было покончено, Слонёнок набрёл на Птичку Колоколо, которая посиживала себе в самой середине колючего непролазного куста, и сказал:

– Мой отец надавал мне по заду, и моя мать надавала мне по заду; все мои тёти и дяди надавали мне по заду за моё неуёмное любопытство; но я всё равно хочу знать, что ест Крокодил на обед!

Тогда Птичка Колоколо печально пропела:

– Отправляйся к берегам великой, серо-зелёной, склизкой Реки Лимпопо, окружённой жар-деревьями, и ты узнаешь.

На следующее утро, когда ничего не осталось от Весеннего Равноденствия, потому что денствие уже было совершенно неравным, этот неуёмный Слон-Ребёнок взял сто фунтов бананов (красного маленького сорта) и сто фунтов сахарного тростника (длинного фиолетового сорта), семнадцать дынь (зелёного хрустящего сорта) и сказал всем своим дорогим родственникам:

– Прощайте. Я отправляюсь к берегам великой, серо-зелёной, склизкой Реки Лимпопо, окружённой жар-деревьями, чтобы узнать, что крокодил ест на обед.

И все они ещё раз надавали ему по заду на счастье, хоть он и просил их наивежливейшим образом этого не делать.

И он отправился в путь, чуть вспотевший, но совершенно неудивленный, поедая дыни и роняя корки там и сям, потому что не мог их поднять.

Редьярд Киплинг
(1865-1936 гг.)
"Сказки просто так"

Урок интегрированный.
На уроке внеклассного чтения отрабатывается библиотечный компонент программы "Информационная культура личности" - "Структура книги" ; раскрывается понятие "Переводчик" .

Цель: Развивать познавательный интерес к чтению

Задачи:

    познакомить с биографией Р. Киплинга;

    вызвать: эмоциональное отношение к прочитанному тексту, познавательный интерес;

    расширить кругозор;

    закрепить знания о структуре книги;

    раскрыть содержание понятия "переводчик";

Форма занятия: беседа, викторина, обсуждение, игра.
Метод: объяснительно-иллюстративный.
Форма работы: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: доска, книжная выставка, кроссворды, планшеты, видео

Ход занятия:

    Проверка домашнего задания.

Ребята, вы уже знакомы с произведениями Р.Киплинга. Какие сказки Р.Киплинга вы читали? (Дети перечисляют сказки) "Откуда у Кита такая глотка", "Отчего у Верблюда горб", "Откуда у Носорога шкура" ,"Слонёнок", "Рикки-Тикки-Тави", "Как было написано первое письмо" и др.

А сейчас давайте вспомним героев этих сказок. Для этого я хочу предложить вам разгадать кроссворд.

1. Прозвище Черепахи
2. Автор заклятия: "Если шкура тебе дорога:"
3. Зверь, наградивший Слонёнка за любопытство
4. Ленивое и грубое животное
5. Любопытное существо, познакомившееся с Крокодилом
6. Находчивый создатель решётки в китовой глотке
7. Автор первого письма
8. Огромное морское животное

II . – Понравились вам эти сказки. Чем они вам понравились? (Ответы детей).

Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с Редьярдом Киплингом и его творчеством. Я и мои помощники (ребята из класса) хотим рассказать вам сказку . Нам её поведал Кот Мурлыка – главный редактор журнала "Жили-были" (показывается журнал).

"Жил-был Редьярд Киплинг . Только, мур-мяу, не говори: "А кто это?" Конечно, писатель. И к тому же очень известный. Вот, например, он написал про одну мою близкую родственницу - кошку, которая гуляет сама по себе. И вообще зверей он знал, любил и сочинил про них много сказок. Помнишь Рики-Тики-Тави, храброго мангуста? А любознательного Слоненка, который хотел познакомиться с Крокодилом? А мудрого медведя Балу, могучего удава Каа и волка-вожака Акеллу? И уж, конечно, ты знаком с Маугли!
Вот сколько замечательных историй написал для тебя Редьярд Киплинг за свою долгую жизнь.
Но, клянусь усами и хвостом, ты даже не подозреваешь, как тяжело ему жилось в детстве, когда ему было столько же, сколько и тебе сейчас.
Ну, то есть то, что Редьярд Киплинг -
англичанин , ты, я надеюсь, знаешь. Но если ты думаешь, что он прямо-таки в Англии и родился, ты глубоко ошибаешься. Потому что родился он в Индии ! Папа Редьярда был художником-декоратором, но что-то в Англии у него не заладилось с работой, и он уехал в Индию. Прихватил, конечно, с собой и маму. И там у них родился Редьярд. И первые шесть лет своей жизни он прожил в Индии. Между прочим, он считал эти годы самыми счастливыми в своей жизни. Дела отца в Индии поправились, они жили довольно богато, и в доме отца была целая толпа слуг.
Все слуги обожали маленького Редьярда. А он любил их, дружил с ними и иначе, чем "
брат ", к слуге не обращался. Ну, как это водится у взрослых, мама Редьярда иногда бывала не в духе и принималась ругать слуг. Впрочем, часто и за дело. А маленький Редьярд улаживал эти ссоры, заступаясь за своих друзей - прачек, подметальщиков двора... И довольно удачно.
А сколько сказок и историй они ему рассказывали! Если ты спросишь, на каком языке они это делали, то я тебе прямо скажу: этот язык назывался
урду , и Редьярд в ту пору знал его лучше, чем английский, на котором он потом писал свои чудесные книги... В общем, это была солнечная, счастливая жизнь, полная любви и братства. А потом Редьярду исполнилось шесть лет, и все кончилось!..
Потому что английский мальчик в этом возрасте начинал учиться. А учиться, считалось, лучше на родине, в Англии. И Редьярда отправили из любимой солнечной Индии в его родной туманный край, в пансион, который содержала одна его родственница. Тут-то и начались его большие несчастья. Потому что тетке-родственнице племянник из Индии очень не понравился.
Какой-то он был не такой. Фантазер, неслух, все делал по-своему, а не как положено. И эта строгая воспитательница приняла самые решительные меры, чтобы, как говорится, сделать из оболтуса приличного человека. Она не ленилась читать ему нотации и донимать замечаниями. Она боролась с его фантазерством, которое она, сами понимаете, называла враньем, изо всех своих не малых сил - и преуспела: веселый выдумщик превратился в бледного, молчаливого, грустного мальчика. Однако, по временам, все-таки продолжал фантазировать. То есть, с точки зрения воспитательницы, "бессовестно врать!" Однажды, в наказание за это она отправила его в школу, повесив ему на грудь картонную табличку, на которой большими буквами было написано: "ЛГУН"... И Редьярд, не вынеся этого последнего унижения, тяжело заболел. Он ослеп и чуть не сошел с ума...
На этом, слава Богу, тетушкино "хорошее воспитание" закончилось: срочно приехавшая мама Редьярда поняла, что творится с ее мальчиком и забрала его из пансиона.
Выздоровев, Редьярд учился в частной мужской школе, где тоже хватало и муштры, и зубрежки, и обид. Но он терпел. И потом даже писал в одном своем рассказе: он благодарен школе за то, что она подготовила его к жизни и закалила душу. Ведь взрослая жизнь, скажу тебе по секрету, тоже не медом мазана, и человек должен уметь сопротивляться несчастьям, стараться выстоять в трудностях и при этом не озлобляться на весь мир, а оставаться добрым и отзывчивым. Не так ли?

Ваш Кот У. ".

Когда Редьярд вырос и стал всемирно известным писателем, дети англичан и русских, индусов и французов стали зачитываться его чудесными сказками , а взрослые - его рассказами, стихами, повестями. То, что создано Киплингом для детей, вряд ли когда-нибудь будет забыто.

И, память обо мне храня,
Один короткий миг,
Расспрашивайте про меня
Лишь у моих же книг.
Р. Киплинг "Просьба"

Редьярд Киплинг много путешествовал, посетил почти все части света, поэтому действие его сказок происходит то в Африке, то в Англии, то в Австралии, то в Америке.
Если верить автору, то:

    хобот у слона оттого, что:(?) / его тащил за нос крокодил ;

    верблюд получил свой горб за то, что:(?) / не хотел работать и всё твердил: "Гррб" ;

Неужели так и было на самом деле?
Сказки Киплинга - это просто шутка , но шутка, которая предлагает задуматься: откуда что взялось?

/ Рассуждения детей /

III . Вы читали короткие сказки Киплинга, которые он называл "Сказки просто так ". Р. Киплинг - англичанин, значит, он писал свои сказки на английском языке. Но мы читали их на русском. Кто же нам помог? Переводчик (работа с толковым словарём).

Одна из сказок Р. Киплинга называется "Как было написано первое письмо".

    Что случилось с Первобытным человеком на охоте?

    Как Таффи решила помочь отцу?

    Почему посланник пострадал, хотя хотел помочь Девочке?

    Какое величайшее открытие сделала Таффи? / "Придёт время, когда люди назовут его умением писать".

    Как вы считаете, действительно ли это величайшее открытие? / Передача информации на расстояние в пространстве и во времени современникам и потомкам.

Путешествие вождя

Наскальная надпись из Северной Америки повествует о том, как вождь по имени Майенгук отправился в путь на 5 каноэ. Путешествие длилось 3 дня (3 солнца под изогнутым небосводом). Орёл - символ храбрости. Другие животные - это изображения добрых духов-хранителей.

Почему каждый читает по-своему? / Толкование картинок может быть разным.

    Удобно вести такую переписку? / Не совсем.

Игра "Мы - первобытные художники"

Читаем послание первобытного художника:


Позднее люди поняли, что гораздо быстрее и удобнее писать значками - каждый значок обозначал какое-нибудь слово.

Наконец, люди решили, что проще всего, точнее и удобнее, чтобы картинка соответствовала не целому слову, а произносимым звукам речи. Появились буквы .
Вы удивитесь, но и наши самые обыкновенные буквы - тоже картинки, только до неузнаваемости изменённые.


Итак, девочка Таффи из сказки Р. Киплинга для передачи сообщения использовала рисунок. Как современный человек может передать информацию?

    устное сообщение от человека к человеку

    азбука жестов

    рисунок

    письменное сообщение

    телефонная связь

    радиосвязь

    цветовые сигналы (цветные таблички)

    звуковые сигналы

    световые сигналы (костёр, сигнальная ракета)

    семафорная азбука (сигнальщик с флажками на корабле)

    флаги международного свода сигналов (на кораблях)

    нотная азбука

    математические формулы

    азбука Морзе и т.д.

Редьярд Киплинг своими сказками озадачил нас вопросами: "Как? Откуда? Почему?" и помог нам совершить маленькие открытия.

А сейчас мы познакомимся ещё с одной замечательной сказкой Р.Киплинга из серии "Сказки просто так", которая называется "Откуда взялись Броненосцы" (Просмотр отрывка мультфильма "Ёж плюс черепаха" по мотивам сказки).

Что же произошло с героями дальше? Об этом мы с вами прочитаем в нашем учебнике (Чтение учащимися сказки «по цепочке»).

Домашнее задание. Дочитать сказку "Откуда взялись Броненосцы". Нарисовать героя сказки.

Сбросив кожу, уже не влезешь в нее снова. - (Каа)

Людям непременно надо расставлять ловушки для других людей, а без этого они все будут недовольны. - (Маугли)

У каждого свой страх. - (Хатхи)

Закон подобен цепкой лиане: он хватает всякого и никому от него не уйти. - (Балу)

Деньги - это то, что переходит из рук в руки и не становится теплей. - (Маугли)

Лучше быть растерзанным зверями, чем убитым людьми - (муж Мессуи)

В джунглях много слов, звук которых расходится со смыслом. - (Багира)

Все джунгли будут думать завтра так, как обезьяны думают сегодня. - (Бандар-Логи)

Горе не мешает наказанию - (Балу)

Одна из прелестей Закона Джунглей состоит в том, что с наказанием кончаются все счеты. После него не бывает никаких придирок.

Звери говорят, что человек - самое слабое и беззащитное из всех живых существ и трогать его недостойно охотника. Они говорят также - и это правда, - что людоеды со временем паршивеют и у них выпадают зубы.

На своем дворе всякая собака лает! - (Шерхан)

Слова - самый сильный наркотик, который использует человечество.

И секрет, что был зарыт
У подножья пирамид,
Только в том и состоит,
Что подрядчик, хотя он
Уважал весьма закон,
Облегчил Хеопса на мильон.

Самая глупая женщина сможет сладить с умным мужчиной, но и с дураком сладит лишь самая умная

Что говорит Закон Джунглей? Сначала ударь, а потом подавай голос. По одной твоей беспечности они узнают в тебе человека. Будь же благоразумен. - (Багира)

Храброе сердце и учтивая речь. С ними ты далеко пойдешь. - (Каа)

Прибежало не меньше сотни жителей деревушки: они глазели, болтали, кричали и показывали на Маугли пальцами. "Какие они невежи, эти люди! - сказал про себя Маугли. - Только серые обезьяны так себя ведут".

Люди есть люди, и речь их похожа на речь лягушек в пруду. - (Серый Брат)

Закон Джунглей научил Маугли сдерживаться, ибо в джунглях от этого зависит жизнь и пропитание. Но когда дети дразнили его за то, что он не хотел играть с ними или пускать змея, или за то, что он не так выговаривал какое-нибудь слово, одна только мысль, что недостойно охотника убивать маленьких, беззащитных детенышей, не позволяла ему схватить и разорвать их пополам.

Люди убивают, потому что не охотятся, - от безделья, ради забавы. - (Маугли)

Народ Джунглей знает, что торопиться во время еды не следует, потому что упущенного не вернешь.

Щенок готов утопиться, лишь бы укусить луну в воде - (Маугли)

Люди всегда охотнее едят, чем бегают - (Маугли)