Урок литературного чтения пришвин ребята и утята. Писал рассказы о природе


О братьях наших меньших (12 ч.)

1.Сформировать систему знаний по теме братья наши меньшие в произведениях русских писателей.

2. Воспитывать бережному отношению к животным, братьям нашим меньшим.

3.Развивать умения речи обучающихся.

Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно.

Определять основную мысль произведения.

Объяснять поведение героев.

Определять свое отношение к персонажам, обосновывать его.

Сравнивать героев произведений, главные мысли произведений.

Выделять из списка слова, близкие по смыслу.

Находить в словаре и в сносках значение незнакомых слов.

Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Читать по ролям , передавать интонацию говорящих.

Описывать внешний вид персонажа.

Сопоставлять персонажей разных произведений.

Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения.

Составлять план произведения.

Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей.

Рассказывать о прочитанном, обосновывать свое отношение к произведению

Передавать в рисунке впечатление, произведенное литературным произведением.

Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.

Оценивать свое отношение к учебе.

Объяснять значение устойчивых выражений.

Находить сходство и различие в значении однокоренных слов.

Выяснять значение слов в толковом словаре в конце учебника.

Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку.

Находить нужные книги в библиотеке.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

КОНСПЕКТ УРОКА

Учитель: Мартынова Е.В

    Класс: 2

    УМК: «Школа России»

    Учебный предмет: литературное чтение

Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч.

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь в 2-х ч

    Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

    Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

    Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новогоматериала.

    Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина, картинка «утка с утятами»

Технология проведения

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация учебной деятельности

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок,

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Организует начало урока

Проверка необходимых учебных принадлежностей.

Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Какой раздел изучаем? (Братья наши меньшие). У кого есть братья? (У людей) Толковый словарь русского языка:БРАТ, - 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. 2. Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разговорное). 3. Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто-нибудь близкий (высок.). Братья по перу. Братья по оружию. 4. Монах, член религиозного братства (обычно в обращении). Братья наши меньшие (книжное) - о животных по отношению к человеку. Ваш (наш, их) брат (разговорное) - вы, ты (мы, я) - как и все другие мне, вам, нам, им подобные. Знаю я вашего брата, мальчишек. Свой брат (разговорное) - близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди.

В начале изучения темы какой вопрос мы себе поставили? Можно ли животных считать братьями? С какими произведениями раздела уже познакомились?

(На доске).

Изучая предыдущие произведения, какие сходства мы нашли у животных и людей? (Карточки на доску) :

Жив-е Человек

Растут Не навреди!

Повадки поступки

Забота забота.

Как Николай Сладков называет животных?

Почему мы называем их братьями нашими меньшими?

Сегодня мы продолжим работу: Но сначала проверим дом. задание. Что значит прочитать выразительно? (голос, интонация, мимика).

На доске:

Проверка д/з.

« Братья наши меньшие»

« Что связывает человека и животных. Сходство и различие.»

Странные существа – в шерсти, перьях, чешуе.

«Они приспосабливаются к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на земле. И самое уязвимое…»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи.

Почему это произведение поместили в этот раздел?

Какой жанр произведения? Можем определить по названию? Давайте посмотрим в учебнике на с. 132 Почему не стих-е? Сказка или рассказ?

О чем пойдет речь? Что можно сказать о героях?

Ребята, давайте определим цель и задачи урока.

1.Определить жанр произведения.

2.Узнать с какой стороны можно увидеть человека и животное.

3.Составить план произведения.

4.Подготовить пересказ.

Рассказ учителя о писателе по слайдам.

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

На доске.

Слайды 1-3

«Ребята и утята»

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Учащиеся сами формулируют цель урока:

Цель: Связь человека и животного через художественное произведение.

Познакомиться с новым произведением М.М.Пришвина.

Определить почему это произведение поместили в этот раздел.

Определить жанр произведения.

Узнать с какой стороны можно увидеть человека и животное.

Составить план произведения.

Подготовить пересказ.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Первичное усвоение знаний.

Построение проекта выхода из затруднения.

1) Первичное чтение.

2) Выявление первичного восприятия.

Определите жанр произведения. Докажите.

Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

Почему этот рассказ мы изучаем в разделе «Братья наши меньшие»?

Предлагает способ знакомства с произведением.

Задает вопросы

Прослушивание записи.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свою точку зрения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичное закрепление.

В тексте вам встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

3) Словарная работа. Предложить самим определить значение слов по словарям и справочникам: Словарь Ожегова, справочник – определитель, словарь терминологии.

(справочник - определитель)Чирок-свистунок- птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоёмах.Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Самец весной имеет коричнево- рыжую голову с черно-зеленой полоской и белой полоской по бокам. Зоб бледно охристый с черными пятнышками. Бока серые с темным струйчатым рисунком. Самка темно- бурая с рыжими пестринками. Чирок-свистунок -одна из самых обычных уток, широко распространенных на Алтае и по его предгорьям. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам.

Узнаете эту уточку, если встретите?

Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе. (словарь Ожегова)Верста – русская мера длины равная 1,06 км. (словарь терминологии) Паровое поле – отдохнувшее, не занимаемое посевами в течение всего вегетационного периода или части его и содержащееся в рыхлом и чистом от сорняков состоянии.

Работа по группам

Слайды 5-13

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

4) Анализ и выборочное чтение.

Почему уточка устроила своё гнездо далеко от озера?

Докажите строчками из

произведения.

Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

Что значит для утят свобода?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Сколько надо было идти до озера?

Сколько это километров?

Это много или мало для человека?

А для маленьких утят?

Прочитайте, как шла мать –уточка с утятами.

Почему уточка-мать шла позади утят?

Какие враги были у уток?

Кто страшнее? Почему?

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.

Зачем ребята это делали?

Как вела себя уточка, когда ловили её утят?

Докажите строчками из произведения.

Могла ли утка кричать?

Её немота, беззащитность, отчаяние- всё в этих движениях.

А какое чувство пережили утята?

Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

А какое вы слово кричите, когда боитесь?

А ваша мама переживает за вас?

Как она ведёт себя при этом?

А какая она мама?

Вам жалко её?

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы ещё маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведёт себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

Какие пословицы о маме вы знаете?

Утята пойманы, что собираются делать ребята?

Докажите строчками из произведения.

Кто помешал мальчишкам?

Смогли ли они объяснить свой поступок?

Какое приказание дал им взрослый? Найдите и подтвердите.

Назовите слова, которые показывают строгость автора.

Что делали бы вы, оказавшись рядом?

Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.

Как шла уточка-мать в начале рассказа?

А почему сейчас она побежала впереди?

Как М. Пришвин попрощался с утятами?

Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения.

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

Перед кем этот знак уважения?

Как мальчишки на это прореагировали? Почему?

Что пожелали люди уточке?

Почему? Докажите строчками из произведения.

Нужно ли было пожелание уточке?

6) Беседа по содержанию в целом.

Работа над иллюстрацией. Работа в парах.

Посмотрите на иллюстрацию стр.132-134.

Кто изображён на переднем плане?

Что они делают?

Кто изображён на заднем плане?

Что они делают?

Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.

Для чего М. Пришвин написал свой рассказ?

Что его волновало?

Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

Кто именно?

А кто нет?

7)Выявление совпадений первичных с окончательными.

8)Определение главной мысли рассказа.

Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

Что же вы можете сказать о М. Пришвине? Какой он человек?

а) добрый

б) строгий

в) неравнодушный

Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.

На свободу.

Вода, корм, озеро.

Решилась наконец-то.

3 версты.

Чуть больше 3 километров.

Очень много.

Мать шла позади.

Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.

Люди, лисица, ястреб.

Высказывают

своё мнение.

Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками.

Просто так, для забавы.

Всё время, пока они ловили утят, мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.

Страх, испуг,…

Переживает..Высказывают своё мнение.

Заботливая.

Вспоминают пословицы.

Ребята собрались закидать шапками мать и поймать её.

Нет. Они струсили.

Живо,- приказал я ребятам, -идите и отдайте ей всех утят!

Строго спросил.

Каждый высказывает своё мнение как бы он поступил.

Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей.

Мать шла позади.

Считала себя виноватой.

Радостно снял шляпу и, помахав ею, крикнул: -Счастливый путь, утята!

Знак уважения.

Перед маленькими утятами, М. М Пришвин неравнодушный человек.

Они засмеялись.

Счастливого пути. Все разом закричали ребята:

До свидания, утята!

Нет. По- своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята.

Утка- мать и утята.

Машут шапками, кричат.

По овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала своё путешествие к озеру.

Чтобы мы не совершали глупых поступков.

Утята могли погибнуть.

Маленькие утята.

Они, не подумав, совершили глупость.

Сравнивают свои, делают вывод.

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

Доказывают.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

2) Творческая работа. Работа в группе

Работа с заглавием.

Придумайте своё заглавие к рассказу.

Работа с пословицами.

Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

3) Чтение по смысловым частям и их озаглавливание, наблюдение за состоянием чувств, вызванных произведением.

ПОМНИТЕ, ЧТО КОГДА СЛУШЕШЬ И ЧИТАЕШЬ, НАДО ДУМАТЬ, ПРЕДСТАВЛЯТЬ, ПОНИМАТЬ, ЗАПОМИНАТЬ.

Какие испытывали чувства при чтении и слушании?

План. Чувства

    Путешествие к озеру. Спокойствие

    Не выпускать из виду. Тревожность

    В величайшем волнении

Волнение. страх

    Живо возвратите утят! Негодование

    До свидания, утята!

4) Пересказ по плану.

От чьего лица ведется повествование? /от лица автора/

А как М.М.Пришвин относится к героям рассказа? К утятам?

В парах (на партах пословицы).

Умел ошибиться- умей и поправиться.

Сей добро, посылай добро, оделяй добром.

На доску:

План. Чувства

1.Путешествие к озеру. Спокойствие

2Не выпускать из виду. Тревожность

3.В величайшем волнении. Страх, волнение

4.Живо возвратите утят! Негодование

5.До свидания, утята! Радость.

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

« Любить и охранять природу- значит любить и охранять Родину» . М Пришвин

Как вы понимаете эти слова?

Что связывает человека и животных? Почему это произведение помещено в этот раздел?

Чему вас научил урок?

Зеленый – работал активно, все получалось

Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью

Красный – было трудно, не все получилось

Домашнее задание:

Кому захотелось создать иллюстрацию к произведению?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.

ГУ «Кызылжарская средняя школа»

Астраханского района

Акмолинской области

Открытый урок по теме:

М. Пришвин «Ребята и утята»

учитель начальных классов

Гоманюк И.Г.

ТЕМА: М.М.Пришвин «Ребята и утята» Слайд №1-3

Цель: знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина

Задачи урока:

    Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

    Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

    Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Формы организаций урока: коллективные, индивидуальные.

Оборудование: презентация к уроку, карточка «проверь себя», солнце с ладошками

Ход урока.

    Организационный момент. Слайд №4 .

Солнце встало, потянулось,

Нам в окошко улыбнулось!

Улыбнемся мы в ответ,

И тогда улыбка наша облетит весь белый свет,

Станет мир наш добрый краше,

Жителям Земли привет! (Машут руками).

Подарите каждому

По кусочку солнышка

Путь добром наполняться

Души их до донышка.

Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте здоровы, внимательны, активны на уроке. Слайд №5

Давайте вспомним правила сотрудничества (чтение цепочкой).

    Осмысливать задание;

    Выслушивать мысли каждого;

    Отстаивать, доказывать свою точку зрения;

    Не перебивать друг друга;

    Соблюдать правила поднятой руки;

    Проверка д/з.

- Как называется наш раздел, который мы закончили изучать?

Работа над тестами по пройденному материалу.

1. Вспомните, в каком рассказе есть строчки:

«Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега.

Мышонок крепко вцепился в сухую кору и

не шевелился. Ребята махали ему руками с берега»:

А) «Малыш и Карлсон»;

Б) «Мышонок Пик»;

В) «Ёжикина скрипка»?

А) А.Линдгрен;

Б) М.Пришвин;

В) В.Бианки?

3.Найдите строчку из стихотворения

Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»

А) «Деревья жалобно шумели, когда настали холода…»;

Б) «Лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно…»;

В) «Зима ещё хлопочет и на Весна ворчит. Та ей в глаза хохочет…».

4. В стихотворении Ф Тютчева « Зима не даром злится…» говорится борьбе:

А) зимы с весной;

Б) весны с летом;

В) весны с осенью.

5. Подберите окончание пословицы «апрель с водой, а…»

А) май с травой;

Б) весна с землёй;

В) дождь с жарой.

Проверка Слайд №6-8

    Постановка задач урока.

Учитель: Слайд № 9

Сегодня на уроке переходим к новому разделу. Расшифруйте название нашего раздела. АШАН АТЕНАЛП – ЯЛМЕЗ.

Мы живём на нашей планете и порой не замечаем, неповторимый мир в нём, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они соседи и земляки. И нас связывает с ними общее - жизнь.

В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.

Ученики: Слайд №10

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Плохо, когда мы не очень дружны,
Но все мы друг другу очень нужны.

Учитель:

Учиться умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина. -- Познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.

4. Рассказ о М. Пришвине. Слайд №11

М.М.Пришвин много путешествовал и накопил немало впечатлений. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

Какого человека можно назвать неравнодушным?

Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. Природу и Родину Пришвин рассматривал как единое целое и говорил: «Охранять природу – значит охранять Родину» Своими произведениями Пришвин воспитывал в людях любовь к природе. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

Прочитайте, что о нем написал К. Паустовский: слайд №12

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспевал ее, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю….»

На долю кого выпала бы эта благодарность?

М. Пришвин. Слайд №13

5.Изучение нового.

1. Психологический настрой на восприятие нового произведения.

Прочитайте заглавие рассказа.

- « Ребята и утята »

Как вы думаете, кто главные герои этого произведения? О чем пойдет речь в этом произведения?

Кто видел маленьких утят?

Где?

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. Слайд № 14

Чирок – свистунок.

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток, вес его составляет всего лишь 200-450 г. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Имеет наиболее узкие и острые крылья среди всех речных уток и соответственно этому наиболее быстрый полет. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела.

Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток.

Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов в местах, где имеются хорошие укрытия - кустарники, кучи валежника и т. д., под которыми и прячут свои гнезда. Гнездо в виде ямки с выстилкой из стеблей сухих тонких злаков. Первые выводки пуховичков можно отметить в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло.

Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

2. Словарная работа.

Сегодня мы прочитаем рассказ, в котором одной из героинь будет вот такая симпатичная уточка – чирок. В этом рассказе нам встретятся не совсем понятные слова (незнакомые). Попробуем объяснить их значение.

    Холм – небольшая отлогая горка . Округлая возвышенность с пологими склонами. Слайд №15

    Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. С лайд №16

    Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. С лайд №17

    Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. С лайд №18

    Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. Слайд №19

    Кузница – помещение, где работают кузнецы. Слайд № 20

3 . Чтение текста с остановками.

Слайд №21

1 остановка. Вот тут их увидела ребята….

Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- На свободу.

Что значит для утят свобода?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Докажите строчками из произведения.

Сколько надо было идти до озера?

- 3 версты

Сколько это километров?

- Чуть больше 3 километров.

Это много или мало для человек?

А для маленькой уточки?

Прочитай, как шла мать-уточка с утятами.

Почему уточка-мать шла позади утят?

Какие враги были у уток?

Докажите строчками из произведения.

Кто страшнее?

Почему?

Слайд № 22

2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята…

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.

Зачем ребята это делали?

- Просто так, для забавы.

Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?

Докажите строчками из произведения.

Могла ли утка кричать?

Докажите строчками из произведения.

Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.

А какое чувство пережили утята?

Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

А какое слово вы кричите, когда боитесь?

- Мама

А ваша мама переживает за вас?

Как она ведет себя при этом?

Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- Мать.

А какая она мама?

- Заботливая.

Вам ее жалко?

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

- Утята пойманы, что собираются делать ребята?

Слайд №23

3 остановка …и побежали с утятами на холм.

Кто помешал мальчишкам?

Смогли ли они объяснить свой поступок?

Какое приказание дал им взрослый?

Докажите строчками из произведения.

Назовите слова, которые показывают строгость автора.

Что делали бы вы, оказавшись рядом?

Что можно сказать о ребятах?

- Что сделает уточка-мать, когда увидит, что ее детей отпустили?

Слайд № 24

4 остановка. Ребята надо мной засмеялись.

Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.

Как шла уточка-мать в начале рассказа?

А почему сейчас она побежала вперед?

- Хотела быстрее увести детей от врагов.

Как Пришвин попрощался с утятами?

Что он сделал при этом?

Докажите строчками из произведения.

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Знак уважения.

Перед кем этот знак уважения?

Почему?

Как мальчишки на это прореагировали?

Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?

Чтение до конца.

Что можно сказать о ребятах? (Безответственные, несерьёзные)

Как их назвал рассказчик? (Глупыши)

Как можно назвать их по-другому?

Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

Что пожелали люди уточке?

Нужно ли было пожелание людей уточке?

Почему?

Докажите строчками из произведения.

ФИЗМИНУТКА

Слайд № 25 . Подбор пословиц к произведению.

Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. Прочитайте их про себя.

Умел ошибиться, умей и….(исправиться.)

Добрый пример лучше ста…(слов.)

Сначала думай – потом… делай.

Сей добро, посылай….., оделяй….(добро, добром)

Дитя плачет, а у матери сердце…. (болит.)

К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему?

5.Закрепление.

Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение

Слайд №26 . Работа по карточкам тестам

п/н

Вопрос

Ответ +/-

1.

Произведения «Ребята и утята» - это сказка

2.

Главными героями были дети и семья уточки

3.

При встречи с утятами ребята пропустили их вперед

4.

Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами

5.

Пришвин разговаривал с ребятами ласково

6.

Ребята смогли объяснить свой поступок

7.

Уточка бросила своих утят

8.

Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды

Слайд №27 . ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ И НА СЛАЙДАХ

    Определение главной мысли рассказа.

Почему?

Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.

Что же вы можете сказать о М. Пришвине? Слайд № 28

Докажите, что М. Пришвин – человек:

добрый;

строгий;

неравнодушный.

6. Итог урока

Слайд № 29 . В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека».

Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание)

Дети наклеивают ладошки на солнышко.

- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: Слайд № 30

Мои молодцы друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Слайд № 31

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так давайте к ней мы будем

Относится как друзья

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе,

Но со знанием и умом!

Д/з пересказ.

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели: познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

Задачи:

Воспитывающие: бережное отношение к природе;

Развивающие: развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

Образовательные: познакомить с произведением М.М. Пришвина

Оборудование: учебник, презентация, портрет Пришвина.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

У: Ребята, урок начнём мы с вами с проверки домашнего задания. Итак, на дом вам было задано выразительное чтение стихотворения Берестова «Кошкин щенок».

    Почему Берестов назвал своё стихотворение «Кошкин щенок»?

Д: Берестов назвал своё стихотворение «Кошкин щенок», потому что у кошки был приёмный сын – щенок.

    Как кошка относилась к щенку?

Д: Кошка любила щенка, она о нём заботилась и мыла его язычком.

    Какое отношение мы должны передать в интонации?

Д: Читая, мы должны передать чувства заботы взрослых о детях и нравоучения, воспитания.

(прочтение 2-3чел., оценка)

    Изучение нового материала.

У: А сейчас мы с вами начнём изучение творчества – Пришвина Михаила Михайловича. (1 слайд)

Пришвин родился в Орловской губернии Елецкого уезда. Здесь он провел свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.(слайд 2)

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату».

(слайд 3)

После 1917 г. жил в Ельце, а в 1922 г. переехал в Талдом, уездный город Тверской губернии. В 1923 г. он начал автобиографический роман «Кащеева цепь» и окончил его в последние дни своей жизни.
В 1930-е гг. писатель ездил по всей стране, отыскивая сюжеты для своих книг. Он побывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, о чем и написал книги «Дорогие звери» (1931), «Корень жизни» (1933). Умер в 1954 г. в Москве.(слайд 4)

У: Пришвин писал книги не только для детей, но и взрослых. Вот небольшая выставка его произведений. Здесь представлены такие книги, как: «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Вася Весёлкин», «Золотой луг», «Ребята и утята», «Медведь», «Лесная капель». Почти все произведения Пришвина, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка и ещё Пришвин очень любил писать об охоте.

    Физкультминутка.

А теперь ребята встали,

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

    Ознакомление с рассказом.

У: А сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с таким рассказом Пришвина, как «Ребята и утята». Но сначала проведём словарную работу. В тексте вам попадутся незнакомые слова, их значение я вам сейчас объясню:

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.(слайд 5)

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (слайд 6)

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. (слайд 7)

Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (слайд 8)

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 9)

    Физкультминутка.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-за ладошек,

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

    Первичное чтение и проверка восприятия.

Прочтение рассказа учителем.

1) Ребята, а вам понравился рассказ? (выслушиваются ответы детей)

2) Как вы думаете, почему рассказ назван «Ребята и утята»?

Д: Этот рассказ так назван, потому что главными героями являются ребята и утята.

3) Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

Д: Этот рассказ поучительный.

4) Хорошо, а чему тогда учит этот рассказ?

Д: Этот рассказ учит тому, что утят обижать нельзя, с ними надо быть вежливыми.

    Вторичное чтение и анализ.

У: Итак, вы прослушали целый рассказ, а сейчас мы будем читать рассказ по частям.

Д: (прочтение 1 части)

У: Как можно озаглавить первую часть?

Д: Утка повела утят к озеру.

У: Хорошо. На что решилась уточка чирок-свистунок?

Д: Уточка решилась провести своих утят из леса в озеро на свободу.

У: Где находилось озеро, к которому утка хотела провести утят?

Д: Болото было далеко, на кочке, в болотном лесу.

У: Где шла мать утят?

Д: Мать шла позади.

У: Объясните, почему уточка шла позади?

Д: Уточка боялась потерять своих утят из виду и была встревожена в местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба.

У: Правильно, она боялась за жизнь своих утят, ведь они совсем маленькие ещё, а люди для них были большими и могли причинить им опасность. Какую бы картинку вы нарисовали к этой части?

У: А сейчас, давайте перейдём ко 2 части рассказа.

Д: (Прочтение 2 части)

У: Как вы озаглавили бы 2 часть рассказа?

Д: Ловля утят.

У: Кого утята встретили около кузницы?

Д: Около кузницы утята встретили ребят.

У: Что начали делать ребята?

Д: Ребята зашвыряли шапками.

У: Правильно ли поступили ребята?

Д: Нет, ребята поступили не правильно. Они должны были пропустить утят дальше, а не обижать их.

У: Правильно. Так значит какой мы можем сделать вывод?

Д: Утят обижать нельзя, с ними надо быть вежливым, так как они маленькие и беззащитные.

У: Что делала мать, пока ребята ловили утят?

Д: Мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны.

У: Какое же чувство испытывала мать, когда ловили её утят?

Д: Уточка испытывала чувство страха за своих детишек.

У: А какую бы картину вы нарисовали под эту часть рассказа?

Д: (выслушиваются ответы детей)

У: Верно. Читаем 3 часть.

Д: (Прочтение 3 части)

У: Как озаглавим 3 часть?

Д: Приказ взрослого.

У: Кто подошёл к ребятам?

Д: Он спросил, зачем ребята ловят утят и где мать-утка?

У: Что ответили ему ребята?

Д: Ребята сказали, что она сидит на холме.

У: Что он приказал сделать ребятам?

Д: Он приказал идти и возвратить всех утят матери.

У: Как ребята отреагировали на приказ взрослого? Найдите в тексте.

Д: Ребята обрадовались приказанию и побежали с утятами на холм.

У: Поменялось ли отношение ребят к утятам?

Д: Да, ребята стали вежливо обращаться с утятами, и отнесли детишек к матери.

У: Что начала делать мать, когда ушли ребята?

Д: Утка бросилась спасать своих сыновей и дочерей.

У: Какой рисунок вы бы нарисовали к этой части.

Д: (выслушиваются ответы детей)

У: Правильно. Перейдём к чтению последней части рассказа.

Д: (прочтение 4 части)

У: Как озаглавим эту часть рассказа?

Д: Утята продолжили своё путешествие.

У: Куда продолжила своё путешествие семья?

Д: По овсяному полю, в обход деревни.

Д: Он крикнул: «Счастливый путь, утята!»

У: Что приказал он ребятам?

Д: Он им сказал, чтобы ребята сняли шапки и тоже кричали «до свидания!».

У: Правильно.

У: Какую картину вы бы нарисовали к этой части?

Д: (выслушиваются ответы детей)

У: Хорошо. А что вы можете сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?

Д: Он поступил правильно. Он объяснил ребятам, что с утятами нужно быть вежливее, нельзя их обижать.

Д: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.

У: Верно. А сейчас откройте с.134 и прочитайте пословицы и попробуйте объяснить их значение и отнести их к нашему рассказу.

У: Что означает первая пословица?

Д: В первой пословице говорится о том, какой человек в действительности, такие и у него поступки. Так, в рассказе мальчики-хулиганы начали забрасывать утят шапками, а вот заступник заботился об уточке и её утятах.

У: Как вы понимаете вторую пословицу?

Д: Пословица говорит о том, что чем быстрее поможешь, тем больше поможешь кому-то. Так, Пришвин, остановив ребят, помог утятам продолжить путь к озеру.

У: А что вы скажите про третью пословицу?

Д: Здесь говорится о том, что за нужное дело нужно стоять смело. В рассказе Пришвин настоял на том, чтобы ребята отнесли утят к матери и счастливо их проводили, тем самым правильно.

    Подведение итогов и домашнее задание.

У: С каким писателем вы сегодня познакомились на уроке?

Д: Сегодня мы познакомились с Михаилом Михайловичем Пришвиным.

У: С каким рассказом вы познакомились сегодня на уроке?

Д: Мы познакомились с таким рассказом, как «Ребята и утята».

У: Ребята, возьмите в руки кружочки и если ответ ваш будет «да» вы показываете зелёный кружок, если «нет», то жёлтый.

Вам понравился урок?

Вам было интересно на уроке?

Вы узнали что-нибудь новое для себя?

У: Откройте сейчас дневники и запишите домашнее задание: с.135, задание 6.

Ребята, сегодня на уроке вы работали хорошо, молодцы.

2 класс

Цели урока:

организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сергиевская средняя общеобразовательная школа №1

«Образовательный центр»

муниципального района Сергиевский Самарской области

Методическая разработка открытого

урока литературного чтения, проведенного 23.04.2013 года

во 2 «В» классе по теме

М. Пришвин «Ребята и утята »

Учитель: Скидан Оксана Владимировна

2013 год

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята »

Дата проведения: 23.04.2013г.

Класс: 2-в.

Количество учащихся на уроке: 18 человек.

Цели урока:

организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.

Реализуемые педагогические технологии: здоровьесбережение, дифференцированный подход.

Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, ноутбуки

Ход урока

І. Организационный момент.

Ручки? (На месте!)

Ножки? (На месте!)

Локти? (У края!)

Спина? (Прямая!)

II. Проверка домашнего задания. СЛ. 1

Стихотворение У. с. 129 наизусть (3-4 человека).

Подобрать материал (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки) о воробье из устного народного творчества.

III. Изучение нового материала.

О ком вы читали сейчас?

К какой группе животных они относятся?

Какая это птица: оседлая или перелётная?

Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей. А написал о ней М.М. Пришвин.

О писателе. СЛ. 2-3

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.

Ребус СЛ. 4

Отгадайте ребус.

Сумка минус С, М=Т получается УТКА

Как можно ласково назвать утку?

Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.

Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).

Чирок – свистунок. (Рассказ подготовленного ребёнка) СЛ.5

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

Знакомство с рассказом. Словарная работа.

  1. Знакомство с текстом. СЛ.6

– А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова. (Читает рассказчик).

– Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.

О ком этот рассказ?

Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

2.Словарная работа. СЛ. 7-12

Как вы понимаете значение этого слова?

ХОЛМ - небольшой бугорок.

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА – меньше стало воды

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.

Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

В ОБХОД ДЕРЕВНИ - обходя стороной, не заходя в деревню.

ЗАШВЫРЯЛИ – закидали

Физкультминутка СЛ. 13

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют . (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь. (Сели)

Работа над рассказом. СЛ. 14

1 часть

Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя. (Затем вслух по цепочке.)

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения . (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера?
(3 версты.)
– Сколько это километров?
(Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
(Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
(В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят?
(Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)

2 часть
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)

Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.) (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (
Мать.)
А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?

– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
(Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам?
(Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
(Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
(-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)


3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик? (Глупыши.)
– Как можно назвать их по-другому?
(Маленькие, глупые, жестокие.)
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
(Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? (
Хотела быстрее увести детей от врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами?
(Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом?
(Снял шляпу.)
– Докажите строчками из произведения.
(Радостно снял я шляпу и помахав…)

– Как мальчишки на это прореагировали? (Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор?
(Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.131 и найдите строчки, которые к ней подходят.
(И те самые шапки, запыленные на…)

Составление плана в тетради.

Откройте Т. С. 77 № 4. Подумайте как можно озаглавить 1 часть (2, 3).

1) Куда отправилась уточка с утятами?

2) Что случилось с ними во время путешествия?

3)Какова главная мысль 3 части? СЛ.15

IV. Закрепление.

Работа по нетбукам (Секретные материалы 45 стр.) и тетради. СЛ.16

Прочитайте высказывание М.М. Пришвина, вставляя пропущенные слова. СЛ.17

V. Итог. Д.з.

Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

Кто написал этот рассказ?

Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! СЛ.18

Д.з. У. с. 130-132 пересказ 1 части. СЛ.19


VI. Рефлексия. Оцените свою работу (используются сигналы) СЛ.20

На сенсорных крестах висят звоночки зеленого, желтого и красного цветов.

Дети выбирают звоночек в соответствии с оценкой своей деятельности.

Красный – работал активно, все получалось.

Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью.

Синий – было трудно, не все получилось.


УМК Л. Ф. Климановой

Цели : познакомить учащихся с творчеством М. Пришвина; развивать навыки выразительного чтения; учить выделять смысловые части, составлять план рассказа; прививать любовь к природе, животным.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; составлять план, пересказывать подробно по плану.

Оборудование : портрет и книги М. Пришвина; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока №1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Путаница

Умный удод метлою удил,

Удочкой улицу мел крокодил.

Утка усатая мышку поймала,

Кошка с утятами в речку ныряла.

Что-то, наверное, было не так.

Что же напутал поэт наш, чудак?

И. Семенова

— Ответьте на вопрос стихотворения.

— Прочитайте стихотворение медленно (еще: с ускорением, удивлением, сожалением, сердито, весело).

— Прочитайте выразительно.

III. Постановка целей урока

— Прочитайте и отгадайте загадку.

Маленькие шлюпки

По реке — взад и вперед.

Впереди лодочек

Шлюпки за собой зовет.

— Как вы отгадали загадку? (Утка с утятами.)

Сегодня мы познакомимся с рассказом М. Пришвина «Ребята и утята», узнаем о самом авторе.

IV. Работа по теме урока

1. Рассказ учителя о М. Пришвине

Материал для учителя

О том, как Михаил Михайлович Пришвин стал писателем, он рассказал в автобиографическом романе «Кащеева цепь». Его мать осталась вдовой с пятью детьми. Мальчик видел, как трудно ей растить детей и давать им образование, видел нужду крестьян. И вот он решил, что все люди, как в няниной сказке, находятся в плену у Кащея (Кощея) Бессмертного — в мире, где царит зло. А он, мальчик, призван разорвать его цепь. Добро должно одержать победу над злом.

2. Первичное чтение

(Рассказ читают учитель и учащиеся.)

— Каковы ваши впечатления?

3. Словарная работа

Верста — старая русская мера длины, чуть больше километра.

Паровое поле — поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков.

V. Физкультминутка

(Выбирается уточка. Дети, идя по классу за уточкой, должны выполнять за ней все движения: то переваливаются с ноги на ногу, то идут, положив ладони на колени, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.)

Уточка луговая

Дети.

Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Утка.

Под кустиком, под березкой.

Сама, утя, хожу,

Детей своих вожу.

Сама, утя, поплыву.

Детей своих поведу.

VI. Закрепление изученного

1. Работа по рассказу

— Прочитайте начало рассказа и представьте себе эту картину. Устно опишите путь уточки с утятами к озеру.

— Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: веселые, жестокие, глупые, несмышленые, беззаботные? Докажите.

— Как называет писатель утят?

— Смогли ли ребята понять свой поступок?

— Что можно сказать о человеке, от имени которого ведется рассказ?

2. Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл, найдите те из них, которые подходят к рассказу М. Пришвина.

Всякий человек в деле познается.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

За правое дело стой смело!

VII. Рефлексия

— Что у вас особенно получилось?

— Чему он учит нас?

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина», — писал Константин Паустовский. По его мнению, Пришвин — очень своеобразный писатель, ни на кого не похожий: ни в нашей литературе, ни в мировой.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Ход урока №2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение скороговоркой.

Стала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

— Прочитайте скороговорку медленно (еще: с ускорением и постепенно замедляя темп; сердито, весело, с удивлением).

III. Постановка целей урока

— Отгадайте загадку.

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять.

Как его родная мать. (Утенок.)

— Ребята, попробуйте сами сформулировать цели урока. (Ученики пробуют это сделать.)

IV. Работа по теме урока

— Поработайте в парах. Перечитайте рассказ М. Пришвина, разделите его на части. (Самостоятельная работа учащихся.)

— Прочитайте первую часть. Как вы ее озаглавили? (Так же определяются следующие части.)

— Сравните полученный план с тем, что дан в учебнике на с. 135.

V. Физкультминутка

Буквой л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево-вправо,

Влево-вправо, влево-вправо...

Получается на славу.

VI. Закрепление изученного

1. Рассказ

— Подготовьте пересказ текста по полученному плану. (Через определенное время — пересказ. Могут ответить несколько учеников.)

2. Пословицы

— Прочитайте пословицы и найдите те, которые подходят к рассказу М. Пришвина.

Послушность приносит плоды, а дерзость приносит беды.

Глупому в поле не давай воли.

Время научит, что делать.

Глупость — беде соседка.

3. Загадки

1. Ползун ползет, иглы везет. (Еж.)

2. Кривлен нос —

Зелен хвост. (Клёст.)

3. Маленькая, легкая,

А за хвост не поднимешь. (Ящерица.)

4. Он совсем не кровожадный,

Потому что травоядный,

На носу два рога,

На ногах копыта —

От врагов защита. (Носорог.)

5. Сам мал, незаметно хожу,

Но больше себя ношу. (Муравей.)

6. Мать, отца не знаю,

Но часто называю,

Детей знать не буду.

Чужим сбуду. (Кукушка.)

7. Снизу камень, сверху камень.

Ест траву, но не корова,

Яйца несет, но не курица. (Черепаха.)

8. Маленький, зелененький,

Коленками назад. (Кузнечик.)

9. Гости приходят весной,

А уходят осенью. (Перелетные птицы.)

10. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)

11. Летом одевается, зимой раздевается. (Лес.)

12. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

13. Изба белена, а маковка зелена. (Береза.)

14. Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна.)

4. Задание на внимание

— Найдите в этом тексте шесть диких животных. Подсказка: внимательно читайте все слова по слогам.

Братишка

Колька Банников считал себя самым несчастным человеком. В воскресенье родители уехали в гости, а ему подкинули четырехлетнего брата Эдика. Неприятности посыпались, как из худого мешка. Сначала братья разбили сахарницу. Затем опрокинули кружку с молоком. Оно полилось со стола на пол. Эдик полез под стол и принялся размазывать белую лужу салфеткой.

Колька раздраженно заметил:

— Через полчаса можно сойти с ума от твоих проказ. А я целый день должен их терпеть. Немедленно вылезай!

Спасибо, братец не заставил себя долго ждать. Старший тут же стал поучать его:

— Сиди за столом спокойно, говорят тебе. Но ты все вертишься, будто юла. Вот как всыплю по первое число! Лень только ремешок искать...

VII. Рефлексия

— Что нового вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что вам особенно удалось?

VIII. Подведение итогов урока

— Как называется рассказ, изученный на уроке?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста от имени ребят.