Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям. Русский народ: культура, традиции и обычаи



А.В. Сердюкова

Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Национальное возрождение, воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, этнопедагогики. Этнопедагогика изучает процесс социального и общественного взаимодействия и воздействия, в ходе которого личность воспитывается и развивается; усваивает социальные нормы , ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, в фольклоре, народных играх и игрушках, народном быте и традициях.

Поэтому изучение народного творчества очень важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру.

Нравственные представления и понятия об этнокультуре формируются с помощью бесед, рассказов воспитателя о труде, о традициях, народном творчестве русского народа; чтения книг о народах нашей страны , знакомства со сказками, сказаниями, былинами, песнями, загадками, пословицами и поговорками, народными играми и игрушками, народными праздниками.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам? Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты , так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.

К.Д. Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!..

Любой праздник, по определению М.М. Бахтина, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, слова, движения и музыкального звука, моды и костюма, этикета, обычая - словом, из совокупности разных культур. Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследовали конкретную цель - приобщить наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников, дать возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям к творчеству , способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости.

Современные праздники и обряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резко противостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость , развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами».

Для детского сада наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, праздники: «встреча весны», где детям отводится роль закликающих, они водят хороводы, поют пестушки и их одаривают куличами (печеньем в виде птичек). Такой праздник дети ждут с нетерпением. С этим днем связаны волнения художественного творчества: вместе с мамами они делают из белого теста жаворонков, ласточек и приносят в ДОУ. В свои маленькие творения малыши вкладывают любовь к родной природе, свое представление о красоте.

Незаменимый материал для педагогической работы – детские традиционные игры: как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.

Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом (разумеется, в его подлинном, не «театрализованном» виде), его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.

Так как, главной целью детского праздника является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, развитие детского творчества , особенно важным является вопрос о содержании праздничного действа.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

При организации детских праздников мы стараемся соблюдать принципы, характерные для русского досуга, - это душевное возвышение и просветление , единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Поэтому не только сам праздник, но и подготовка к нему имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка. У него постепенно формируются навыки и умения в организации и проведении праздника. В первую очередь следует продумать его программу. В ее составлении принимают участие все сотрудники нашего ДОУ, дети старшего дошкольного возраста.

Постепенно праздники стали рассматриваться как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствовало активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Воспитатели стали привлекать родителей к подготовке к праздничным мероприятиям: к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздника создавала доверительные отношения между педагогами и родителями. А главное, - показывала каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни, раскрывала потенциальные возможности детей , наглядно давала увидеть пути использования этого потенциала, помогала заметить проблемы ребёнка “изнутри”, заставляла родителей задуматься, какими они хотели бы видеть своих детей и что могли бы успеть скорректировать. Ведь теперь мама и папа шли на праздник рука об руку и сидели рядом с ребёнком, одной “большой семьёй”. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.

Организуя праздники, мы старались создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры , мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.

1. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

2. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Организация: МБДОУ «Детский сад №125 «Дубок»

Населенный пункт: Чувашская республика, г. Чебоксары

Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Национальное возрождение, воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, этнопедагогики. Этнопедагогика изучает процесс социального и общественного взаимодействия и воздействия, в ходе которого личность воспитывается и развивается; усваивает социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, в фольклоре, народных играх и игрушках, народном быте и традициях.

Поэтому изучение народного творчества очень важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру.

Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:

Народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;

Народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;

Методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.

Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно - просветительская, культурно - творческая) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.

Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.

В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий «не занятый», а «праздное время» - период, когда не нужно работать.

В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля «праздник» рассматривается как «день, посвященный отдыху, неделовой, не работный день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица».

В чем феномен русского народного праздника?

В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений. Это такие народные праздники, как Масленица, Рождество, Троица, День Покрова. Кроме того, праздник требовал, подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения. Сегодня, воссоздавая в сценарии народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, педагог дошкольного образовательного учреждения формирует основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми.

Бытовые народные праздники были приурочены к тем или иным достижениям человека, например, семейно- трудовым, воинским - у мужчин, домоводства - у женщин. К бытовым русским народным праздникам относятся такие как «Наречение пахаря», «Смотрины», «Девишник», «Кулачий бой», «Кадрильные посиделки». К календарным народным праздникам относят народные праздники весеннего - летнего и осеннее - зимнего циклов. Это «Масленица», «Жаворонки», «Троица», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Покров», «Рождество», «Капустник». Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.

В народной педагогике сложился определенный тип народного праздника - обрядовый, который включает в себя систему обязательных действий (обрядов). Обязательными компонентами обрядового народного праздника являются:

- «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище - объявление о начале торжества);

- «разгул» и «перелом» праздника (воспроизведение участниками праздника тех или иных праздничных обрядов, которые делят каждый праздник на две половины - до середины праздника и после нее). Праздничные действия - обряды закрепляли в сознании людей определенные духовно - нравственные установки, регламентировали отношения между людьми, в том числе между родителями и детьми.

- «спад» праздника (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами).

Важным компонентом любого народного праздника на Руси являлись обряды. «Обряды - совокупность установленных обычаем действий, связанных с бытовыми традициями; обычный порядок, церемония чего - либо», - читаем в толковом словаре В. Даля.

Например, одним из жизнестойких обычаев русского народа, был обычай помощи в труде. Существовал и такой обычай: хозяин по окончании работы угощал тружеников хорошим обедом. Завершался любой вид работы песнями, плясками, весельем. Многие обряды русского народа сохранились до наших дней и широко используются при проведении народных праздников.

В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения индивида. Они не только символически отображают и углубляют чувства человека, но и в значительной степени облагораживают его. Воспитательное значение народных праздников и обрядов заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания.

В жизни каждого народа праздник играет коммуникативную, регулятивную, компенсаторную, эмоционально - психологическую, идеологическую, нравственно - воспитательную роль.

Главной целью нравственного воспитания дошкольников на основе народных обрядов и праздников является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния русского народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

В чем воспитательная направленность народного праздника?

Воспитательная направленность народных праздников для ребенка дошкольного возраста состоит в том, что они духовно обогащают ребенка, расширяют его представление об истории и традициях русского народа, позволяют овладеть элементами праздничной культуры русского народа.

Воспитательная направленность праздника выражается и в том, что он является прекрасным средством для активизации речи дошкольников, ее коммуникативной функции, т.к. использование в празднике элементов фольклора как народной мудрости, активизирует словарный запас детей, позволяет услышать красоту родного языка.

Народный праздник - это синтез практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.

Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы старались дать выход детским стремлениям к творчеству, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.

Свойство народных праздников – это радостно преображать все вокруг; помогать людям ярче переживать и осмысливать события из жизни природы и духовной истории, что делает их незаменимым подспорьем в воспитательной работе с детьми. Дети прекрасно чувствуют смысловую глубину праздничных образов, инстинктивно постигая их, вопреки искусственно прерванной передаче традиций из поколения в поколение. Как это ни удивительно, но в наше время дети, соприкоснувшиеся с народными праздниками в детском саду, нередко могут помочь своим родителям открыть для себя новый мир, полный гармонии и радости.

Современные праздники и обряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резко противостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами».

Незаменимый материал для педагогической работы – детские традиционные игры: как самостоятельный культурный комплекс и как элемент народных праздников.

Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом (разумеется, в его подлинном, не «театрализованном» виде), его изготовление и ношение во время праздников. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.

Так как, главной целью детского праздника является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, развитие детского творчества, особенно важным является вопрос о содержании праздничного действа.

Постепенно праздники стали рассматриваться как одно из основных средств взаимодействия с родителями, так как это способствовало активному вовлечению родителей в педагогический процесс. Воспитатели стали привлекать родителей к подготовке к праздничным мероприятиям: к изготовлению народного праздничного костюма, кукол, к участию в веселье. Мамы и папы перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздника создавала доверительные отношения между педагогами и родителями. А главное, - показывала каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни, раскрывала потенциальные возможности детей, наглядно давала увидеть пути использования этого потенциала, помогала заметить проблемы ребёнка “изнутри”, заставляла родителей задуматься, какими они хотели бы видеть своих детей и что могли бы успеть скорректировать. Ведь теперь мама и папа шли на праздник рука об руку и сидели рядом с ребёнком, одной “большой семьёй”. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.

Организуя праздники, мы старались создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета.

Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.

Литература:

1. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998.

2. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. – М.: ТЦ Сфера, 2005.



Уважаемые родители, педагоги!

Тем больше прошлым дорожим…

Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия - многонациональное государство. Перед нами взрослыми стоит задача - познакомить детей с народным традициям, обычаями, обрядами, таким образом расширить их представлений о культуре русского народа; формировать у детей интерес к истории и народному творчеству; развивать эстетическое и нравственное восприятие мира; дать детям представление об устройстве дома на Руси, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне. Каждый человек должен знать свою родословную, поэтому нам следует познакомить детей с тем, что такое генеологическое древо и как оно оформляется. Обязанность педагогов и родителей стоит в том, чтобы воспитать хорошего гражданина нашей Родины, который будет ее любить, беречь и защищать.
С уважением главный редактор

Т.А. Кыштымова


  1. Ифтоди В.И. Народные традиции в воспитании детей дошкольного возраста…………….4

  2. Синагулова А.С. Русские традиции и обряды………………………………………………...7

  3. Хавалкина Л.Л. Русский фольклор……………………………………………………………11

  4. Петрова Т.Ф. Игры народов мира……………………………………………………………..15

  5. Пивненко А.Г. Культура народа ханты……………………………………………………….18

  6. Андрощук С.Н. Народный танец………………………………………………………………20

  7. Шехова Р.Р. Сказки народов мира…………………………………………………………….22

  8. Кузнецова Н.И. Почему нужно уважать чужие ценности…………………………………..24

  9. Бутаева Т.А. Национальные различия………………………………………………………..26

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение» не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, чтобы этого не произошло? Может оградить от сложностей окружающего мира, создать «мягкую» среду? Или, наоборот, пусть слышат и видят всё, что происходит вокруг, авось закалятся?

Но, выход есть, он другой. Он состоит в том, чтобы с самого раннего детства научить детей доброте, терпению, умению помогать друг другу, т.е. воспитать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Вопрос только в том, какими методами воспитывать духовность и нравственность. Многие наши известные педагоги, психологи, авторы многих методических пособий, такие как Скорлупова О.А., Князева О.Л., Маханева М.Д., Усова А.П., Тихеева, Кокуева Л.В., Доломанова Н.Н. и многие другие считают, что духовность и нравственность воспитывать необходимо через русские народные традиции, на материале истории нашего народа.

Цель такого воспитания - развитие нравственных качеств личности.

Основные задачи - формирование духовно-нравственных чувств сопричастности к культурному наследию нашего народа.

Какие же основные формы этой работы? К ним нужно отнести:


  • оформление в детском саду мини-музея (это наша русская изба - красна);

  • оформление детских выставок (детское творчество по мотивам народно-прикладного искусства очень ценно в воспитании нравственности, так как дети выражают своё отношение к культурному наследию).
Ведь всем известно, что детское творчество - главное средство и движущая сила развития личности.

Также, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и очень метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Следующая форма приобщения детей к культурному наследию - это праздники и праздничные посиделки. В такие праздники как «8 марта» и др. можно включать элементы народных песен, хороводы, частушки и т.п. В праздничные посиделки обязательно включается работа по формированию навыков общения взрослых и детей, ребёнка со сверстником, решается задача создания эмоционального комфорта. Основная цель праздничных посиделок - это подготовка к празднику. На них разучиваются песни, хороводы, игры, изготавливаются совместно открытки-приглашения, подарки-сюрпризы. Важно, чтобы на посиделках был игровой персонаж: бабушка, дедушка, добрый молодец, девица - красавица или другие. Кроме того, ряженье участников посиделок повышает эмоциональный тонус детей.

После праздников организуются итоговые беседы. Дети должны настоящий праздник сравнить с прошедшим, найти сходства и различия, особенно, если это праздники по народному календарю или обрядовые как «Масленица». Важно учить детей рассуждать, почему праздник отмечают в данное время, устанавливать зависимость народного праздника от сезонных изменений. Познавательные беседы развивают мышление детей, осмысленное восприятие событий. Всё это способствует нравственно-эстетическому воспитанию, а также развитию духовности ребёнка через культурное наследие нашего народа.


Следующая форма - посещение музеев, в данном случае историко - художественного или музея Янтаря, художественную Галерею и др. Такие экскурсии являются средством развития чувственного восприятия современных предметов и старины, нравственного отношения к ним. Дети осознают понятия - «прошлое», «настоящее», «время». Кроме того, дети смогут приобщаться к таланту и мастерству предков, при этом воспитывается бережное отношение ко всему, что создавали и создают эти мастера.

Мы должны помочь ребёнку осознать смысл и значение духовной и исторической ценности музейных экспонатов. В этой работе важна подготовка к посещению музеев, в какой форме будут изучаться экспонаты, продумываются задачи, как лучше подготовить детей к посещению. Лучше всего в этом поможет рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, познавательные беседы с детьми. После посещения музея, нужно создать условия для творческой деятельности, чтобы дети смогли из разных материалов изготовить понравившиеся предметы, отобразить в рисунках свои впечатления. Экскурсии в музей - это средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса, познавательной активности.



Целевые прогулки и экскурсии по улицам города способствуют тому, что ребёнок получает яркие представления о наблюдаемых объектах. Например, рассказывая о культурных сооружениях, необходимо представлять их как памятники, обращать внимание на купола, башни, украшения, мозаику и т.п.

Важны также объекты старинные и современные для сравнения. Если нет возможности рассмотреть объекты древнего города, можно использовать иллюстрации, фотографии, гравюры. Обязательно в беседе нужно уточнить знания детей об использовании в наше время традиций народного зодчества. Тогда дети научатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

В заключение хочется отметить немаловажную особенность, которая также связывает ребёнка с первых лет жизни - это язык своего народа, который ребёнок усваивает через народные песни, музыку, игры, народные игрушки, впечатления природы родного края, быт и обычаи людей. Через родную песню, сказку, игру, устно-словесное творчество, овладевая родным языком, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа.

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», говорил К.Д. Ушинский.



В.И. Ифтоди, воспитатель

Русские традиции и обряды


Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

Традиции народа – это, то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, традиции, а также обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.

Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь.

Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

Народный календарь является слиянием языческого и христианского начал, народным православием. С утверждением христианства языческие праздники запрещались, получали новое истолкование или перемещались со своего времени. Кроме закреплённых за определёнными датами в календаре, появились передвижные праздники пасхального цикла.

Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.
Масленица

Конец февраля – начало марта. В Центральной России еще зима. Даже в солнечные дни еще по-зимнему холодно и именно в эти дни проходит в русских городах и деревнях веселый праздник – Масленица.

Прихода весны в России всегда ждали с большим нетерпением и радовались солнцу, теплу после холодной и долгой русской зимы. К этому празднику долго готовились: мыли полы, убирали комнаты, сжигали мусор. Во время праздника устраивали веселые игры, катались с гор, ходили в гости и, конечно, пекли блины. Почему именно блины? Потому что блин – круглый и румяный – по своей форме похож на солнце.

На празднике были популярны различные игры, соревнования, конкурсы и викторины. Вопросы задавали и серьезные, и шуточные. Кто отвечал на все вопросы, тот получал в награду приз: знаменитый тульский самовар или – живого петуха.

Масленицу праздновали семь дней. Масленицей называлось и чучело, которое делали из соломы, наряжали и возили с песнями на санях в первый день праздника. В последний день праздника соломенную Масленицу сжигали на костре.
Иван Купала

Иван Купала празднуется в ночь на 24 июня, накануне Рождества Иоанна Крестителя. Происхождение слова Купала до сих пор не вполне ясно. Скорее всего, оно является производным от глагола купать, так как в этот день был распространен обычай купаться или обливаться водой. Купалой называли также чучело, которое участвовало вместе с молодежью в празднике, после чего его топили или сжигали.

Отличительной особенностью купальской обрядности было возжигание костров, вокруг которых с пением протяжных купальских песен водили хороводы. Весьма распространенный, хотя и не безопасный смысл: от высоты прыжка зависела высота хлебов; кроме того, высота прыжка обеспечивала удачу в будущем.

Собранным в купальскую ночь травам приписывалась целительная сила. Сбором волшебных трав занимались не только колдуны и ворожеи, но и обычные люди. Это считалось делом крайне опасным, так как в купальскую ночь нечистая сила, всякая лесная нечисть ведет себя активно и всячески вредит человеку.

Больше всего легенд, приуроченных к купальской ночи, связано с папоротником, который, как считалось, цветет только одно мгновенье и именно в эту ночь. Человеку, решившему пойти на поиск цветка папоротника, приходилось пережить многие ужасы и страхи, но зато тот, кому удавалось заполучить цветок, становился богатым и удачливым.

Иван Купала, приуроченный к дням летнего солнцестояния, был последним большим праздником, связанным с ростом и расцветанием растительности. После него начиналась летняя страда, и даты, которые отмечались народом в этот период, посвящались уже теперь новому урожаю.

Тема: ««Народные традиции и обычаи»»

Тип деятельности: интегрированная непосредственно образовательная деятельность.

Возраст воспитанников: 5-6лет

Приоритетная область : познавательное развитие

Интегрируемые образовательные области: речевое и художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Цель: Продолжить знакомить с народными традициями и обычаями.

Задачи:

Образовательные: систематизировать знания детей о традициях и обычаях русского народа.

Развивающие: продолжать развивать связную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; зрительное восприятие; общую и мелкую моторику;

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю русскую культуру; воспитывать организованность, дисциплину, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры, оказывать друг другу помощь, доброжелательно оценивать деятельность сверстников и результаты своей деятельности.

Словарная работа: щедрая, каравай, расстегаи, кулебяка, курник яйца – писанки, скатерть - самобранка

Предварительная работа: чтение художественной литературы (К.Чуковского «Федорино горе», «Муха – Цокотуха», Д.Хармс «Иван Иванович Самовар», беседы о тульском самоваре и пряниках, отгадывание загадок подвижные игры, разучивание стихотворений, физминутки, рисование русских орнаментов.

Оборудование и реквизиты: мультимедийное оборудование, презентация.

Развернутый конспект совместной деятельности

1 часть: вводная

Воспитатель приветствует детей, желает успешной деятельности на занятии.

Инициация (приветствие) «Дружные ладошки»

Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая как это можно сделать. Читает стихотворение:

Мы ладонь к ладошке положили

И всем дружбу свою предложили

(соединяют руки)

Будем дружно мы играть

Чтобы добрыми, умными стать!

(поднимают руки вверх)

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!

Мы друг друга уважаем? Да, да, да!

(размыкают руки)

Затем дети передают по кругу комплименты, поочередно говоря друг другу что-то приятное.

2 часть: основная

Воспитатель (в русском народном костюме):

Слава нашей стороне, слава нашей старине

И про эту старину, я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

В: Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, мастерили? Как вы понимаете слово традиции?

Традиция – слово нерусское, переводится как «передача», т.е. то, что передается от одного поколения к другому. Традиции бывают и семейные. Какие традиции существуют у вас в семье?

Дети отвечают.

В: Сегодня мы познакомимся с народными традициями и обычаями.

Традиции чаепития .

Чай – китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай – это кустарник. (слайд)

Ребята, как вы считаете какую часть растения используют для приготовления чая?

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. Для этого использовали особо душистые, целебные травы.

Если чай завариваем с листьями земляники, как его называем?

Д: Земляничным.

В: Если с листьями малины?

Д: Малиновый.

В: Клубники?

Д: Клубничный.

В: Если с листьями жасмина?

Д:Жасминовый.

В: Если в чай добавляем кусочки фруктов, то чай будет?

Д: Фруктовый.

В: Как называется чай, если добавлять кусочки яблок?

Д: Яблочный.

В: Ломтик лимона?..

Д:Лимонный.

В: Какой чай любят пить в вашей семье?

Дети отвечают.

В: Из какой посуды пьют чай в России?

Дети отвечают.

В: На Руси чай заваривал хозяин дома, а разливала хозяйка. Чай заваривали в заварном чайнике, воду кипятили в сосуду. Как он называется?

Д: Самовар

(слайд)

В: В каком городе придумали самовар?

Д: В Туле.

В: Что пекут в этом городе?

Д: Пряники.

В: Пряник делают на меду, его кладут в тесто, добавляют пряные, пахучие травы. Пряники подавали гостям в день именин, крестин, свадеб.

(репродукция картины Б.Кустодиева)

Русский народный танец «Самовар»

В: Ребята, есть в русском языке слово – хлебосольство. Из каких слов оно состоит?

Дети отвечают.

В: Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно и полезно. Ребята, а какие

Вы традиционно русские блюда знаете?

Д: Суп, щи, пироги – расстегаи, кулебяка, курник, рыбник, блины, каши, варенья, пряники.

В: Какой продукт был главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Д: Хлеб!

В: Правильно, хлеб – всему голова! Как относились к хлебу русские люди?

Дети отвечают.

В: Как называли хлеб, который пекли к празднику?

Д: Каравай.

(слайд)

Русская народная игра «Каравай»

В: Отгадайте загадку.

Я – символ солнца румяный,

В любой избе гость желанный.

Бываю толстым и худым,

С начинкой и совсем пустым.

Отгадай, кто я такой,

Оладушек – мой брат родной. (Блин)

Дети отгадывают.

В: Молодцы! Ребята, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой. На какой праздник специально пекли блины?

Д: На Масленицу.

В: Молодцы! Этот праздник посвящен проводам зимы, встречи весны, тепла, солнца, длины были символами солнышка.

(слайд)

Русская народная игра «Горелки»

В: Вот вам следующая загадка.

Белый тулупчик

Сшит без рубчика. (Яйцо)

Дети отгадывают.

В: На праздник Пасхи люди раскрашивают куриные яйца в разные цвета и расписывают замысловатыми узорами. Потом дарят друг другу яйца-писанки на счастье. (слайд)

«Эстафета с яйцом»

В: Ребята, как вы думаете, а чем же застилали на праздник стол наши предки?

Д:Скатертью.

В: Правильно, скатертью – самобранкой. Давайте и мы с вами создадим такую скатерть.

Дети рисуют скатерть – самобранку под русскую народную музыку.

3 часть: заключительная

В:Ребята, сегодня мы познакомились народными традициями и обычаями.

Что особенно было интересным для вас?

О чем вы расскажите родителям дома?

Какие традиции вам больше всего понравилась? Почему?

Методическая разработка "Народные традиции в играх как средство патриотического воспитания дошкольников"

Конкурс методических наработок

МКДОУ «Яйский детский сад «Солнышко» воспитатель высшей квалификационной категории - Наделяева Галина Анатольевна. Яя, 2017 г

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека.

Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами русской народной культуры, отдает предпочтение русским народным играм.

Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои.

В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.

В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка – в этом и заключается педагогическая ценность народных игр.

Без игры нет, и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Мы с вами живем в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и много лет назад: дети растут, играют, познают мир.

Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим сказкам, играм, им на смену приходят мультики и игры Запада.

В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношения к ним ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, привить любовь и доброе отношение к труду человека.

Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям.

Нет, и не может быть настоящего гражданина своей страны, если у него отсутствует любовь к Отечеству.

Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чувственное восприятие знакомых фактов, событий истории и культуры своего народа. Как и чем богата русская культура, что составляет нашу гордость? Мы должны донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте.

Детство то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры, к русским корням. Во время чтения детям сказок, заучивания потешек и прибауток замечаешь, как начинают блестеть от радости глаза детей, в душе загораться интерес к русскому народному творчеству.

Ведь невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. В обряде все это соединяется.

Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети» , поэтому больше внимания нужно уделять знакомству детей с народными играми и забавами.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы» . Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.

Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.) .

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку» , «Узнай из какой сказки герой» , «Загадки и отгадки» , «Я начну, а ты продолжи» , «Чудесный мешочек» , «Что было раньше, что сейчас» и многое другое.

В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделять знакомству с русским народным костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также знакомить детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке) . Знакомим с народным промыслом: дымковской игрушкой, филимоновской игрушкой, каргопольской игрушкой, хохломской росписью, гжель и т. д.

На протяжении всего дошкольного возраста знакомить детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору» , «Лиса и зайцы» , «Зайка беленький сидит» и др.; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка» , «Баю-бай» , «Спи, моя радость, усни…»

В результате дети получают первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа. Научатся различать виды народно-прикладного искусства, жанра художественного и фольклорного творчества. Имеют представление о русских традициях и праздниках.

Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Я – человек!
Я живу на этой Земле!
Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди.
Я люблю эту Землю,

мой родной край, все что живет
и радуется вместе со мной.
Я хочу научиться заботиться о них!
Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа!

Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли!
Мне читают сказки, легенды, былины о героях,
их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом!
Это все – моя Родина!

Характеристика народных подвижных игр

Многие виды русского фольклора, в том числе и подвижная игра, восходят в своем возникновении к первобытнообщинному строю. Но сведений об этом почти не осталось. Древние летописцы увлекались больше строем жизни взрослых людей, описанием их войн и характеров предводителей, словом, более политической стороной жизни, детям обыкновенно уделяли слишком мало внимания, а игры их представляли себе, по-видимому, как едва ли позволительные детские шалости.

Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суевериями, предрассудками. Значительная часть народного русского творчества связана с язычеством.

Кроме этого, культура Руси развивалась на основе жесточайшей эксплуатации трудового народа, главным образом крестьянства.

Все это отразилось в играх, которые являлись частью жизни русского народа.

Игрою пронизаны в разной степени практически все области устного народного творчества: от песни, которая «играется» , и до свадьбы - своеобразной драматической игры с четко определенным ритуально-игровым поведением каждого персонажа. Особые формы ритуально-игрового поведения можно найти в календарных обрядах и народных игрищах, устраиваемых на Святки, Масленицу, Троицу, в Купальскую ночь и т.д.

Игра в это время была не просто досужим развлечением, а способом организации хозяйственной, семейной и общественной жизни человека.

Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.

Интересным примером игры-обряда, во время исполнения которой пелись песни с обязательным упоминанием Лады (органического соединения аграрного божества и покровительницы брака, содержащим имя Лады) , может служить общеизвестная игра «А мы просо сеяли» .

А вот еще одна игра этого периода жизни русского народа, но уже из детского фольклора - горелки. О ней мы читаем у С.К. Якуба: «Русские историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23 июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее - Купалы) , посвященный Солнцу. К вечеру наши далекие предки - славяне сходились на берегах рек, зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, "чтобы встретить в чистоте восходящее светило". В ту же ночь происходило и "умыкивание" девиц. О происхождении самого название игры - «горелки» - свидетельствует русский историк, известный собиратель народных сказок А.Н. Афанасьев. Вот что он пишет по этому поводу: «На эпическом языке народных песен... поется:

Не огонь горит, не смола кипит,
А горит-кипит ретиво сердце
По красной девице...

Горелки начинаются с наступлением весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род.

Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность...».

В зимние святки, на праздничных посиделках исполнялась и игровая песня «Дрема» , также связанная с календарными праздниками, правила поведения в которых унаследованы от древних языческих времен.

Можно предположить, что Дрема здесь - образ Солнца, которое будят, слегка, шутливо укоряют, ждут от него тепла:

Будет, Дремушка, дремать,
Полно, Дрема, стыдно спать.
Встань!

На святки же «водили Козу» , которая всех веселила своими выходками. Может быть, частью драматических сценок с этим персонажем является игра, где козонька должна показать, как скачут старушки, старички, девушки, молодцы и, наконец, сама коза, т. е. веселится народ, ждет весну.

Возможно, к святочной игровой песне «Уж я золото хороню» восходит известная детская игра «Колечко» («Колечко, колечко, выйди на крылечко» ) .

В другой детской игре, «Кострома» , ученые находят отголоски древнего языческого обрядового игрища в честь Костромы, олицетворявшей весенне-летнее божество. Молодые девушки, женщины делали из соломы чучело, одевали его в нарядный сарафан, украшали цветами, клали в корыто и, имитируя похороны, с песнями несли к реке. Там всю ночь пели, водили хороводы, а затем Кострому раздевали и бросали в реку, оплакивая ее кончину, вместе с которой кончились и все летние хороводы, гулянья. Наступало время летней страды. И в детском припеве сохранились слова о древнем значении игры:

Кострому мы наряжали,
Весну-лето провожали.

Хотя в ней усилена развлекательная функция: исход игры - это, по существу, ловишки, ведь детям надо побегать!

Многие игры в символической форме показывают тепло и нежность отношений в семье.

Такова, например, «Утена» :

По лугам гуляла,
Гнездо совивала,
Деток выводила,
Деток собирала.

Народная традиция создает образ ласковый, светлый:

Плыла утена через синие озера,
Ноженьки обмочила,
Крылышки обмочила,
Крылышки встрепенула,

На бережок вспорхнула.

Доброй, надежной матерью станет она своим детям. А наши дети впитывают вместе с игрой эту нежность, разлитую в простой мелодии.

В процессе игры ведущий игры - утена показывает несложные движения в соответствии со словами текста, что позволяет использовать ее с детьми дошкольного возраста.

Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой игры была лапта.

О значении лапты очень метко сказал знаменитый русский писатель

А. Куприн. Он отмечал, что эта народная игра - одна из самых интересных и полезных игр... В лапте нужны: находчивость, изворотливость, глубокое дыхание, верность своей партии (команде) , внимательность, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара рук и вечная уверенность в том, что тебя не победят.

Одной из увлекательнейших детских народных подвижных игр с мячом, живущих до наших дней, является штандер. Эта игра очень старая, в нее играли еще в прошлом веке. Играли в нее на улице, под открытым небом, играли мальчики и девочки вместе, возраст не имел значения.

В простонародье чаще всего мячи для этой игры делали из тряпок и тряпками их набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка - ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри такие мячи были пустые и набивались песком. В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали, старались придать ему круглую форму. Когда ком хорошо укатывался, бросали его в кипяток и оставляли там на полчаса. Затем вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а своей упругостью не уступал резиновому.

На вечерках, на гуляниях игрались такие игры, как: «Я по травке шла» , «Заинька» , «Репка» , «Редька» , «Водяной» , «Дедушка Мазай» и другие.

В таких играх, начиная с Фомина воскресенья вплоть до Петрова дня, радостно участвовали все, от мала до велика. Это была истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения.

Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали социальную жизнь различных слоев населения.

Замечательные игры «Красочки» , «В горшки» являются ролевой имитацией купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог покупателя и продавца, и финалом игры, как правило, является бег.

А вот любимая детская игра «Я садовником родился» открывает совсем другую жизнь. В ней - влюбленность. Она, видимо, пришла из города не раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на галантность, совсем иного типа ритуальность «светских» отношений.

Но и эти игры детям пришлись кстати, так как построены на любимых ими принципах: диалогичность и динамика, комичность воображаемых ситуаций, необходимость быстроты и верной реакции.

Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов, например, в игре «Съедобное-несъедобное» .

Еще одной игрой, заимствованной от взрослых и дошедшей до наших времен, является игра «Кандалы» («Цепи кованые» ) . Предполагается, эта что игра является отголоском ритуала выбора невесты или показом стремления русских людей к свободе:

Цепи кованые,
Раскуйте нас.
Кем из вас?
- Светой (Таней и т.п.) .

Отражение повседневной трудовой жизни крестьян мы видим в таких играх, как «Удочка» и «Рыбаки и рыбки» . Русские деревни стояли обычно по берегам рек и речушек, озер, поэтому удочки пыли у каждого уважающего себя мальчишки. С интересом наблюдали ребята за ловлей рыбы большими сетями-неводами. Так как было им не придумать игру, где можно половить рыбу удочкой или сетями?

Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших дней. Но кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные игры, которые можно было бы определить как современный детский игровой фольклор, например, игра в «Резиночку» , в «Банки» и другие.

Основным видом деятельности у детей остается игра.

Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, радость общения со сверстниками, а это усиливает их способность в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреп- лению здоровья и лучшему духовному развитию.

Во время проведения обрядовых праздников посвященных разным циклам земледельческого календаря было принято играть в русские народные игры.

Заключение:

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Литература:

  1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград: Учитель, 2007, 203 стр.
  2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М.: ЦГЛ, 2005, 205 стр.
  3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб: АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.
  4. С чего начинается Родина: (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) под ред. Л. А. Кондрыкинская. М: Сфера, 2003, 192 стр.
  5. интернет - ресурсы