Развитие российской культуры. Развитие современной культуры в россии


Если говорить кратко, развитие культуры в современной России у многих специалистов вызывает немалые опасения. Этот вопрос - проблема, корни которой уходят в далекое прошлое, в то же время нужно помнить и о том, что страна - лишь элемент всемирного сообщества. Мы принадлежим человечеству, и процессы, характерные для социума на глобальном уровне, оказывают влияние на состояние современной культуры России. Отрицать этот факт невозможно, сопротивляться ему неразумно, поэтому необходимо по возможности подстраиваться и уметь находить выгоду для себя - в том числе на национальном уровне. Самобытность нашей страны - это не только личное достижение и державный признак, но и элемент мировой культуры.

Вперед любой ценой

Если описывать ситуацию кратко, культура современной России довольно сильно меняется под влиянием тех потрясений, что воздействуют на культуру мирового уровня. Вопрос не только в продвижении идей гуманизма, которые в некоторой степени конфликтуют с техницизмом. В настоящее время довольно сильна полемика иррационалистов, рационалистов. Вместе с тем тенденции современной культуры России определяются усилением коллективизма и индивидуализма в разных слоях, группах общества. Противопоставление модернизма, традиционализма, конфронтация антропоцентризма, теоцентризма формируют те сложные условия, в которых живет современный человек.

Черты культуры современной России отражают тот кризис, в котором оказалась культура мирового уровня. Одновременно с этим играют роль специфические особенности исторического прошлого нашей державы.

Предпосылки и причины

Конец двадцатого столетия для нашего государства был сложной эпохой, когда держава буквально стояла на перепутье. Культура современной России во многом определяется решениями, общественными течениями, доминировавшими в этот временной промежуток. Сложность ситуации в наши дни обусловлена тем, что общество нуждается в ориентирах и ищет их, одновременно с чем культурные ценности мобилизуются, и это касается в первую очередь традиционного багажа.

Культура современной России - это проблема конфликта между несколькими пластами, буквально противостоящими друг другу. С одной стороны, за время советской власти сформировалась довольно специфическая культура, развивавшаяся семь десятилетий, и пропасть в одночасье она просто не могла. И в политике, и в обществе, и в художественных направлениях, в навыках труда, бытовых аспектах культура современной России обусловлена советским прошлым. Но есть и группа лиц, крайне негативно относящихся ко всему, что связано с этим историческим промежутком. Кто-то оперирует фактами, доказывающими несправедливость тоталитарного режима, а другие убеждают, что под советской властью народ создал непреходящие ценности, вдохновляющие людей по всему миру.

Что было - то не прошло

Наблюдая за тенденциями развития культуры современной России, нельзя не признать факта того, что в последнее время все больше внимания уделяется периоду до советской власти. В последнее время ценности, характерные эпохе до Октябрьской революции, все более активно привлекают внимание широких слоев общества. В частности, это можно заметить по тому, как возрождается интерес к творениям авторов Серебряного века. Культура современной России - это и гордость за произведения, написанные ушедшими в первую волну эмиграции творцами. Многие вспоминают нормы этикета, бытовавшие в эпоху дворянства, а также правила жизни старой интеллигенции, призывают воплощать их в нашей современности. Заметить повышенное внимание к прошлому, истории в современной культуре России можно по тому интересу, который вызывают традиционные народные одеяния, фольклорные сказания.

Культура нашей страны в настоящее время - это сложная система ценностей, в которой прошлое сливается с настоящим, одновременно с этим путь к жизни пробивают себе явления постсоветского пространства. Это довольно ощутимо по религиозной сфере. После столь длительного временного промежутка атеизма плюсы и минусы современной культуры России можно наблюдать «во плоти»: религиозные церемонии становятся все более торжественными, а идеи теологии приходят в жизнь широких слоев населения. Личные переживания духовного плана, теоретические изыскания стали характерной чертой российского общества наших дней.

Смешение и развитие

Процессы развития культуры в современной России - это своеобразный водоворот, в котором смешалось множество потоков, связанных с самыми разными направлениями и особенностями. Сочетания, соединения этих направлений движения дают довольно причудливые очертания. По мнению некоторых, развитие культуры в современной России представляет собой процесс уникальный, категорически любопытный, и в нем так и манит поучаствовать. В то же время те, кто наблюдают это смешение изнутри, не всегда могут четко определить, что принадлежит нормам, а что выходит за пределы понимания культуры, нормальности, актуальности.

Одновременно наблюдаются процессы возникновения принципиально новых течений и направлений, причем некоторые из них - это определённые заявки на доминирование уже в ближайшем будущем. Положительные черты развития культуры современной России, как отмечают многие исследователи, пока довольно смутные, сформулировать их четко не представляется возможным, но и нельзя отрицать факт появления, постепенного зарождения нового. Культура в настоящее время в нашей стране открыта для внешнего влияния и приветствует свежие взгляды на сложившиеся ситуации и отношения. Общество идет по такому пути, что даже самые внезапные повороты становится лишь особенностями культуры современной России, не ломая и не травмируя общественность.

Моно и поли: одно сменяет другое

В последнее время в нашей стране, как говорят некоторые теоретики, разбирающие тенденции и становление особенностей культуры современной России, уходят в прошлое так называемые моностилистические направления, место которых достаточно быстро занимает полистилистический социум.

Проблемы культуры в современной России

Таковых в настоящее время при теоретическом исследовании особенностей культурного социального развития выделяют несколько. Наиболее важный аспект - это взаимосвязь с катаклизмами, постигшими политическую, идеологическую сферы жизни общества в последние несколько десятков лет. Недавно еще столь крепкие советские идеалы вдруг были раскритикованы и оказались буквально «не у дел». В то же время народ не получил вместо прежних тенденций какие-то новые конструктивные идеи, которые были бы актуальны для широких слоев населения, то есть признались бы народными массами. Дело даже не в общей идеологии, насаждать которую нужно любой ценой. Основная проблема культуры в современной России - отсутствие такой идеи, которая отразила бы духовный облик державы.

Некоторые исследователи придерживаются мнения, что общую идею можно изобрести и предложить широким массам на рассмотрение, причем она сразу будет принята, если подать ее правильно. Другие не согласны с таким подходом и считают это некорректным упрощением - народ не является покорным стадом овец, не приемлет внезапных пророков, продвигаемых кем-либо. Идея, которая бы объединила социум, должна вызреть в народном сознании и отразить стремление к единению. Если эта проблема развития культуры в современной России будет решена, нация получит единый стержень развития, не препятствующий многообразию форм, но дающий систематизированную идеологию, необходимую для движения вперёд.

Сложность - не одна

Еще одна проблема, связанная с нынешним состоянием культуры в нашей стране, обусловлена денежным аспектом: материальное, финансовое обеспечение в последнее время довольно сильно уменьшилось, а престиж занятости в творческой сфере существенно упал. Деятели культуры, видя лучшие для себя перспективы в других странах, активно уезжают заграницу. Элита данной области в нашей стране в последнее время ощутимо стареет, а вот молодого вливания практически нет. Наиболее перспективные личности направляют свои усилия на развитие бизнеса или погружаются с головой в поп-культуру как наиболее выгодный вариант.

Иностранные культурные потоки - это еще одна сложность, с которой сталкивается России в настоящее время. Конечно, «свежий ветер» извне оказывает положительное влияние на любую державу, но необходимо понимать, что контроль над таким «дуновением» должен быть очень строгим, иначе пострадает собственный пласт культуры. Сегодня Россия в какой-то степени становится богаче, так как взаимодействие с мировой культурой несет положительные ценности, но это также приводит к подавлению собственного уникального багажа, накопленного за долгие столетия. Ценности, присущие нациям, из которых сформирована федерация, постепенно деградируют без адекватной поддержки.

Работать вместе или друг против друга?

Одна из сложностей, обуславливающих специфику развития культуры нашей страны - это противостояние, которое достаточно давно характерно массовой культуре и элите. Традиционные, близкие к корням наций веяния вступают в конфронтации с профессиональными направлениями, что также задает специфический тон развития. Массовая культура - это многочисленные упрощения, допущенные в рамках популяризации течения, ориентированные на примитивность вкусов, доступность для всех и каждого. Принадлежность к этому типу культуры не требует духовного взлёта, не вынуждает страдать и терзаться. Массовость - это космополитизм в худшем понимании термина.

Элитарное течение - это специфическая сфера, куда допущены только избранные, способные доказать свою причастность к этой области. Это так называемые «высоколобые», для которых характерен снобизм, причем на индивидуалистических началах. Современная элитарная культура доступна только посвященным, замысловата и старательно зашифрована, чтобы не допустить никого «лишнего».

Народ и профессионалы

Народная культура во многом обусловлена традициями, сформированными в далеком прошлом. Тот факт, что базой становится опыт, накопленный за многие столетия, позволяет укрепиться такому течению. Его противоположность - профессиональная, которая, как утверждают некоторые, с полным правом может называться высокой. Она отрицает традиции и противостоит им, а во главу угла ставит инновации.

Профессиональная высокая культура - это не только прозрения, способность обнаруживать удивительные новинки, но также оригинальничание, нередко граничащее с авантюризмом. Мировая культура также отличается противостоянием перечисленных течений, и в глобальном сообществе конфликт не столь ярко выражен, как это можно наблюдать в повседневности народа нашей страны.

Есть ли будущее?

Несмотря на обилие проблем, характерных современности, культура России показывает хороший потенциал для развития в настоящем и будущем. Есть пункты, по мнению профессионалов, исключительно обнадеживающие, а другие показывают, что страна идет вперёд, подготовлен фундамент для основательного развития.

Наиболее важным фактором считают устойчивость, характерную культурным наслоениям России. Пусть народ столкнулся с духовными сложностями, путаницей и неразберихой, политические деятели двигаются вперед по очень замысловатым зигзагам и спиралям, а повседневность непредсказуема из-за экономических потрясений, энтузиасты есть и по сей день. Страна претерпевает постоянные существенные организационные перестройки, но это не отменяет наличия защитников культуры и активистов.

В чьих руках будущее?

Творят, действуют, продвигают вперед культуру в современной России в первую очередь авторы картин, музыкальных произведений, академики, работники библиотек, хранители промыслов разных народностей. Очень большой вклад вносят преподаватели, учителя, воспитатели, работающие с аудиторией самых разных возрастов. Нельзя недооценивать их вклад в культурное богатство страны, влияние на формирование будущего поколения. Регулярно организуются фестивали, симпозиумы, в рамках которых специалисты обмениваются опытом, что делает работу более эффективной. Образовательная система будущего развивается, приобретает новые, более эффективные черты. Немалое значение имеет и всемирная паутина, доступ к которой есть сегодня почти во всех населённых пунктах страны. Интернет стал незаменим орудием обмена опытом, совершенствования, распознавания новых методик и понимания, каким образом можно их использовать в практике.

Культура будущего - как страны, так и мира - во многом обусловлена теми процессами изменения, которые протекают в сообществе на глобальном уровне. Идея коэволюционного взаимоотношения культуры, природы - вот основная тенденция, которая будет доминировать в ближайшее время. Дерзкие новинки должны дополнить традиции народов, сохранявшиеся долгие столетия, специфические моменты конкретных наций сольются, не теряя своей уникальности, с общеродовыми. Эмоции, интеллект, индивидуальность и социум, внерациональное и рациональное, как видно из наиболее позитивных прогнозов на ближайшее время, будут активно сотрудничать, что станет залогом формирования полноценного общества, где культура будет высокой, но продолжающей развитие.

Молодежь: особенности вопроса

Сложно спорить с тем, что будущее культурного развития нашей державы полностью в руках современной молодёжи. Особенности этого пласта населения существенно изменились за последние несколько десятилетий с момента распада СССР, а вот подходы к общению с ними во многих образовательных учреждениях и по сей день практикуются такие же, как и ранее. Важно понимать, что молодежь - это носитель ценностей культуры, именно в этом классе заключено будущее страны.

Некоторые считают, что особенную проблему представляет собой факт того, что современная молодежь далека от духовной сферы. В этом принято обвинять учителей, средства массовой информации и методы подачи данных. Некоторые считают, что современные дети воспитываются в атмосфере безнравственности, им с детства прививается пренебрежительное отношение к базовым ценностям - работа, семья, труд. Некоторые также говорят, что современные подходы к воспитанию молодежи в России провоцируют повышение уровня насилия, так как с детства не объясняют, насколько это некультурно, а вот информационные сводки и примеры окружают буквально на каждом шагу. Начиная критически оценивать окружающий мир, молодые люди видят, как рушатся демократические идеалы, сколь слабы ценности, декларируемые в обществе, и это провоцирует всплеск нигилизма и безответственности. Многие считают, что решить социальные проблемы вовсе нереально, и в среде молодежи доминируют безнадежные, упадочные настроения.

Культура и субкультура

Рассматривая особенности современной молодежи, некоторые специалисты утверждают, что необходимо говорить об этой прослойке населения как о дополнительной субкультуре, в которой действуют собственные правила. Сформирована прослойка людьми, которые еще находятся в определённой стадии развития, когда образцы мировой культуры не понятны, не принимаются, а любые идеалы подвергаются осуждению и критике.

В то же время отмечается, что молодежи свойственны культурные классические образцы, но это больше сопряжено с юношеским возрастом переоценки ценностей. Если в этот момент человеку повезет столкнуться с хорошим наставником, воспитателем, вероятно, его культурное развитие несколько изменит свое направление. Бывает и другая ситуация, когда обстоятельства развиваются не столь позитивно. С другой стороны, нужно понимать, что культурное будущее России нельзя сформировать, в принудительном порядке всех заставив приобщаться к мировой культуре - у любого человека есть право свободного выбора, и только принятое самостоятельно и осознанно решение имеет смысл и будет источником положительного итога, продуктивной жизнедеятельности, которая поможет дальше развивать культуру страны.

Культурное пространство не исчезает с распадом государств и политических режимов. Оно обладает определенной устойчивостью и продолжает развиваться в новых условиях.

Современная культура России органически связана со всеми предшествующими периодами истории нашей страны.

В настоящее время изменились взаимоотношения власти и культуры. Ушел партийно-государственный диктат, исчезла единая система управления культурой, и многие культурные процессы сейчас развиваются автономно (табл. 25.2).

Государство в постсоветской России взяло на себя функции сохранения и накопления культурного потенциала, поддержки системы образования и наук, а также обеспечения доступности образовательных и культурных учреждений. Однако средств на это катастрофически не хватает, что приводит к коммерционализации и вестернизации культуры.

Таблица 25.2

Культура современной России

Особенности :

  • изменение взаимоотношений власти и культуры;
  • отсутствие цензуры и партийно-государственного диктата

Образование

Сочетание государственных и негосударственных форм обучения.

Принятие Закона РФ "Об образовании" (1992).

Начало образовательной реформы (с 2000 г.)

Тяжелое положение в связи с резким сокращением государственного финансирования.

Присуждение Нобелевской премии российским ученым (2000 - Ж. И. Алферову, 2003 - А. А. Абрикосову и В. Л. Гинзбургу). "Утечка мозгов" за границу

11ечать и книжное дело

Адаптация к рыночным условиям. Полное удовлетворение потребностей людей в печатной продукции

Литература

Постмодернизм (С. Соколов. В. Пелевин, Д. Галковский и др.). Реализм (В. Астафьев, Б. Васильев, Г. Бакланов и др.). Историко-публицистические произведения (А. Солженицын, В. Кожи нов и др.)

Кинематограф

Кризис отечественного кинематографа. Постепенное возрождение киноиндустрии (избрание в 1998 г. II. С. Михалкова председателем Союза кинематографистов РФ)

Образование. В период перемен образование сумело сохранить стабильность и в некоторой мере адаптироваться к новым условиям. В 1992 г. был принят Закон РФ "Об образовании", закрепивший гуманистические принципы. Разнообразной стала сеть учебных заведений, где наряду с обычными общеобразовательными школами активно функционировали гимназии, лицеи, колледжи, частные школы.

С 2000 г. началась новая образовательная реформа, официально именуемая модернизацией системы образования. Она предусматривала, прежде всего, введение единого государственного экзамена по основным предметам школьной программы для выпускников, по результатам которого па конкурсной основе производилось зачисление в вузы.

В 2003 г. Россия присоединилась к так называемому Болонскому процессу, который предусматривает создание единого европейского пространства в системе высшего профессионального образования, где основными принципами являются двухуровневое обучение (бакалавр - магистр), европейская система зачетных единиц (кредиты), академическая мобильность студентов и преподавателей.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который регулирует не только управленческие и финансово-экономические отношения в сфере образования, но и содержание последнего (в том числе устанавливает требования

к образовательным программам и стандартам), а также более подробно прописывает права и ответственность участников образовательного процесса. В соответствии с этим Федеральным законом образование подразделяется на общее, профессиональное, дополнительное образование и профессиональное обучение. Изменена концепция высшего образования. В его систему теперь входят не только бакалавриат, специалитет и магистратура, но и послевузовское профессиональное образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Наука. Российская наука продолжает оставаться в сложном положении в связи с сокращением государственного финансирования и невысокой оплатой труда. Талантливые ученые, не востребованные на родине, уезжают за границу. Ученых поддерживают гранты на исследования различных (преимущественно зарубежных) фондов.

Из выдающихся научных событий необходимо отметить присуждение Нобелевских премий по физике российским ученым Ж. И. Алферову за 2000 г. и А. А. Абрикосову, В. Л. Гинзбургу за 2003 г.

Издательская деятельность и средства массовой информации. Из всех сфер культуры наиболее удачно вписались в рыночные отношения печать и книжное дело. Переход к рынку ликвидировал дефицит бумаги, и самая разнообразная продукция (подчас невысокого художественного качества) заполнила книжные прилавки.

В отсутствии цензуры средства массовой информации, как газетножурнальные, так и электронные, также динамично развиваются, сформировав огромное рекламное пространство для своей деятельности. В 1994 г. начал работу в телеэфире первый негосударственный капал НТВ.

Литература. Для литературы характерно наличие разных жанров, но преобладает постмодернизм (В. Ерофеев "Москва-Петушки", С. Соколов "Школа дураков", появившиеся до начала 1990-х гг.). Из современных российских писателей эти тенденции отражены в творчестве В. Пелевина, Д. Галковского, Ю. Буйда, В. Пьецуха и др.

Успешно продолжали работать литераторы реалистического направления: В. Астафьев ("Прокляты и убиты"), Б. Васильев ("Глухомань"), Г. Бакланов ("Свой человек").

Крупные историко-документальные исследования "Красное колесо" и "Двести лет вместе" опубликовал А. И. Солженицын.

Кинематограф. Тяжелые времена переживало отечественное кино. Сокращение государственной поддержки почти убило российский кинематограф. Экран заполнился голливудской продукцией, как правило, низкосортной. Со второй половины 1990-х гг. положение несколько исправилось. Началось производство отечественных художественных картин, активизировалась фестивальная жизнь, ежегодно стал проводиться Московский международный кинофестиваль, традиционными стали фестивали в Сочи и Выборге. Наибольший интерес зрителей вызвали фильм Н. Михалкова "Сибирский цирюльник" (1999), "Тайны дворцовых переворотов" С. Дружининой (2000-2003).

С 1998 г. Союз кинематографистов возглавил II. С. Михалков, предложивший программу по выводу кино из кризиса.

Таким образом, развитие культурных процессов в современной России носит противоречивый характер. С одной стороны, это полная свобода самовыражения у творческой интеллигенции, а с другой - трудные условия существования в рыночных условиях при недостаточной финансовой помощи государственных структур.

Доброе время суток, дорогие друзья! На линии Андрей Пучков. Сегодня представляю Вашему вниманию новую статью про современную российскую культуру. Данная тема входит в перечень тем из кодификатора ЕГЭ по истории. А стало быть, может проверяться в тестах. Сразу скажу что статья написана нашим новым автором. Так, что это, так сказать, проба пера. 🙂

Итак, поехали!

Как все мы знаем, 90-е годы XX века были ознаменованы распадом СССР, и соответственно, единая культура, которая существовала в Советском Союзе, также распалась на более мелкие – субкультуры. А поскольку культур стало больше, то между ними стало нарастать напряжение, так как все они по своей сути были разными и уже не могли сосуществовать вместе в едином социокультурном пространстве.

Новое же государство, которое сформировалось после распада Советского Союза оказалось в совершенно новых условиях – как экономических так и политических. В новой среде оказалась и современная культура России. С одной стороны, она больше не подвергалась влияние цензуры. С другой — культура потеряла важного для себя заказчика – государство.

Вследствие этого (ведь нормы и правила больше никто не диктовал!) культуру следовало заново формировать самому народу, в том числе и создавать новый стержень. Естественно, все это явилось причиной многих разногласий. В итоге мнения разделились на два лагеря: одни считали, что отсутствие общей идеи у культуры – это кризис, другие же говорили обратное – это естественное явление.

Таким образом устранение идеологических барьеров создало благоприятную почву для создания духовной культуры. Но тяжелый экономический кризис и тяжелый переход к рыночной экономике способствовали ее коммерциализации. Духовная культура переживала в 90-е острый кризис, поскольку объективно нуждалась в поддержке государства. А этой поддержки из-за кризиса не было.

Одновременно резкое разделение происходило между элитарной и массовой современной российской культурой, а также между старшим поколением и младшим. Вместе с этим доступ к материальным и культурным благам рос неравномерно, что делало формирование новой культуры еще более тяжелым процессом. Так что же все-таки представляет собой современная культура России?

Музыка

В современном мире музыка всегда – средство самовыражения, почти всегда – отличительный признак и редко – потакание моде. Если говорить о современной российской музыке и культуре, то остались в прошлом массово бурные встречи новых альбомов. Люди в ожидании чаще переключаются на новых для себя исполнителей, выискивая новых и новых фаворитов; новому альбому радуются, но без фанатизма, как, например, во времена битломании. Слушателей вообще можно разделить на две категории: ценители и любители.

Ценители покупают альбомы, слушают их часами, разбираются в биографиях певцов и к акту прослушивания музыки относятся как к священнодействию. Они все знают о жанрах и текстах, и непременно укажут Вам на неправильно произнесенное название песни. Любители же могут перечислить названия групп, возможно, вспомнят имена популярных солистов, но назвать себя приверженцами какого-либо жанра или группы не смогут.

По-сути это меломаны, слушающие все подряд. Некоторые же вообще десятилетиями слушают одно и то же, что-нибудь двадцатилетней и более давности, напоминающее об их молодости. Это могут быть Юрий Визбор, Михаил Круг и Шопен одновременно – потому что Визбора пели в школьные годы, Круга в студенческие, а Шуберта в детстве играл отец.
Здесь-то и заходит речь о самовыражении. Неизменно переслушивать песни одной или нескольких групп всю жизнь или всегда слушать классику невозможно, все равно когда-то и рок «ложится на душу», и попса…

Можно сказать о музыке как об имидже: традиционно люди среднего возраста должны любить бардов и классику, пенсионеры – классику и что-нибудь «напевное, мелодичное». 40-летний рокер и 65-летняя любительница диско хотя и встречаются все чаще и чаще, все равно остаются в глазах молодежи исключениями из правил.

Ностальгия по Советскому Союзу охватывает значительную часть населения, плюс в последнее время часто можно увидеть националистов. Все они отличаются большой любовью к советской эстраде – русскому року (вроде Арии и Наутилуса) или бардам (Цой, Высоцкий). Из них те, кто помладше, часто слушают рэп или современный русский рок (Сплин, ГрОб).

Архитектура

В архитектуре же в современной российской культуре набирает популярность стиль «лофт» — интерьер жилья в бывшем фабричном здании. Детали в стиле лофт очень важны – внутренние помещения оформлены в лучших традициях фабричного прошлого – лестницы, заводские приспособления, различные трубы и т.д. – все это становится предметом интерьера. Снаружи же здание практически ничем не отличается от обычной фабрики и чаще всего для жилья берут именно те фабричные здания, которые уже готовы стать историческим памятником. Однако в России старое здание сносят и на его месте строят подобное, более крепкое.

Живопись

Живопись современной российской культуры характеризуется несколько мрачноватыми течениями. На смену характерному для «перестроечных» лет трагическому отражению событий советской истории пришло «обнажение язв» современной действительности. Стали популярны образы людей с печатью нравственной, физической и духовной деградации (Василий Шульженко), образы человеко-зверей (Гелий Коржев, Татьяна Пазаренко), иногда художники изображают распад и разрушения (В. Брайнин), или просто мрачные городские пейзажи (А. Палиенко, В. Манохин).

Картина Василия Шульженко

Однако все же нельзя выбрать какие-то несколько стилей, преобладающие над остальными. В изобразительном искусстве современной России по большому счету представлены все жанры и направления – от классических пейзажей до постимпрессионизма. Большую роль в восстановлении и развитии художественного творчества сыграл художник И. С. Глазунов, ректор Академии живописи, ваяния и зодчества.

Картина «Возвращение». Художник Татьяна Назаренко

Довольно распространено мнение о том, что в 90-е был кризис культуры. И действительно, какие ассоциации возникают у людей? Зачастую вспоминают о резком сокращении государственного финансирования в культурные сферы, низких доходах ученых и оттоке высококвалифицированных специалистов из ВУЗов. Однако мало кто вспоминает о плюсах.

К примеру, благодаря падению СССР искусство получило свободу, не стало цензуры, а университеты и прочие высшие учебные заведения смогли обучать студентов по своим программам, а также, наконец, появилась свобода исследований для ученых. Но наряду с этим, по воспоминаниям многих, отмечается негативное влияние Запада (фильмы, книги).

Вместе с этим происходит снос памятников, возведенных при Советском Союзе. Ещё из негативных оценок можно обратить внимание еще на то, что многие отмечают низкое качество перевода западных книг и фильмов, пришедших в Россию вместе с перестройкой.

Кино

Что касается фильмов 90-х, то, как мы могли увидеть выше, мнения разделись на два лагеря. Но что можно сказать о российском кино сейчас? За последнее время в Москве открылось множество кинозалов с современной техникой и новейшим оборудованием. Кроме того, в России благодаря появлению новых режиссеров стало сниматься кино, которое, возможно едва ли уступает западному.

Ежегодно в Сочи проводится российский кинофестиваль «Кинотавр», и кинофестиваль стран СНГ и Балтии в Анапе – «Киношок». Несколько российских фильмов получили международные премии – фильм «Изображая жертву» получил в 2006 году главный приз Римского кинофестиваля, а картина «Возвращение» Андрея Звягинцева удостоилась двух «Золотых львов» на Венецианском кинофестивале. Фильм режиссера Никиты Михалкова «12» также получил «Золотого льва» в Венеции и кроме того был выдвинут на получение «Оскара» в 2008 году.

Несмотря на процветание поп-культуры в музыке и ее ориентирование на потребности масс в Россию начали приезжать всемирно известные музыканты и исполнители. В 2012 и 2013 г.г. Россию посетил английский рок музыкант Стинг, в это же время приезжал и другой английский музыкант – Элтон Джон. В 2009 году важным событием для российской музыки стало проведение Евровидения в Москве.

Помимо значительного толчка в области кино и музыки архитектурный образ столицы России и других городов постепенно меняется. С 1992—2006 гг. установлены памятники А. А. Блоку, В. С. Высоцкому, С. А. Есенину, Г. К. Жукову, Ф. М. Достоевскому и открыты мемориалы жертвам политических репрессий.

Из этого можно заключить, что российская культура отошла от привычных советскому обывателю стандартов и по-новому отображает действительность.

В современной России духовная жизнь является отражением тех же процессов, что происходят и в других областях общественного развития.

Переформатирование экономики в рыночную, обновление социальных конструкций, перестройка политической системы и сложные взаимоотношения с остальным миром - всё это сильно влияет на духовность и культуру общества.

Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России

В русской духовной традиции, которую хранили и культивировали во времена СССР, присутствовал приоритет бескорыстия и честности. Работа исключительно за деньги и материальные блага, без моральных побудительных причин считалась недостойным занятием. Было неприличным хвалить самого себя, кричать о своих достижениях и хороших результатах в какой-либо сфере. В нынешних же капиталистических условиях каждый человек должен выгодно представить сам себя в резюме как отличного специалиста, коротко и ярко отобразить свои профессиональные успехи. То есть подороже продать себя.

Карьеризм, который во времена Советского Союза осуждался, в наше время преподносится как основа успеха каждого человека. А также поменялось отношение к материальной мотивации в труде. Вершиной престижа и успеха в современном социуме считаются те профессии, которые могут дать человеку максимальную прибыль. Такие перемены в сознании общества сильно влияют и на все аспекты духовной и культурной жизни.

Изменение культурного вектора

В искусстве произошла полнейшая коммерциализация. Автор создаёт продукт, ожидая от него лишь получения финансовой прибыли, а не ставя задачу создать художественное произведение, как это было раньше. Сфера истинного искусства всё дальше и дальше отходит от восприятия массами. Она становится недосягаемой для восприятия обычного человека из-за своей непростой эстетики. Сегодня многие говорят об отсутствии духовной составляющей современного поколения наших граждан, о влиянии штампов западной культуры.

В подавляющем большинстве случаев это верное утверждение, так как, благодаря глобализации, скорости распространения любой информации среди широкой массы людей, создаются так называемые культурные универсалии, которые чаще всего ориентированы на ограниченного в интеллектуальном отношении «ценителя». Нынешняя культура в России переформатируется из-за изменений в нашем обществе и под влиянием извне. Динамика культурной жизни в нашей стране, как и её нестабильность, быстрые перемены культурных ориентиров создают определённые тенденции духовных ценностей в современной России.

Чем определяются тенденции духовной жизни современного общества

Уровень развития культуры и духовности общества можно определить:

  • по объёму создаваемых в нём культурных ценностей;
  • по границам их распространённости;
  • по степени восприятия их людьми.

Одной из ключевых особенностей развития культурной и духовной жизни в нашей стране является колоссальный социальный и культурный разрыв столицы и больших городов с провинцией , что должно вызывать серьёзную озабоченность у политиков и учёных.

Постоянно оценивать уровень культурных и духовных изменений крайне важно . Необходимо знать, сколько в стране НИИ, вузов, библиотек, театров, музеев и т. д. Но количество ещё не значит качество, нужно контролировать насыщенность и содержание духовной и культурной составляющей в этих заведениях. То есть оценивать качество научных работ, уровень образования, книг и фильмов . Вкупе эти показатели отражают саму цель культурного и духовного воспитания общества.

Сомнительные проекты

Требуется учесть не только то, что получилось создать в сфере культуры и духовности, но и то, каким образом этим пользуется общество. Важнейшим критерием культурной динамики является достигнутый уровень социального равенства людей , в том числе и в приобщении человека к духовным ценностям.

В наше время СМИ намеренно стараются направить внимание людей на проблемы других государств, при этом умалчивая о катастрофической внутренней ситуации в стране. Министерство культуры России зачастую оказывает крупную материальную поддержку, мягко говоря, сомнительным проектам, не обращая внимания на действительно нужные и важные работы . Всё это вместе во многих случаях приводит к расколу общества и дестабилизации духовности и культуры.

Движение вниз

Ещё одним из важных аспектов развития общества считается возможность необходимых условий для реализации творческих способностей и талантов . Сегодня ситуация духовной и культурной составляющей в российском обществе по праву оценивается как катастрофическая, так как:

Подобное удручающее состояние в культурной сфере нашей страны в первую очередь связано с неэффективным распределением финансов, хищением средств в той или иной форме. Кризисное состояние самой экономики это уже второстепенный фактор, так как сам кризис является следствием неэффективной работы кабинета министров и намеренного уничтожения практически всех отраслей от промышленности до культуры.

Социально-культурную сферу финансируют по остаточному принципу, при этом выделяя огромные суммы на псевдокультурные мероприятия и проекты.

При выделении министерством средств главной задачей властей ставится получение прибыли , а не поддержка культуры в стране.

Для взращивания духовности в обществе недопустимо экономить на развитии культуры , как недопустима и её коммерциализация. Это приводит к обнищанию духа общества и его вырождению как цивилизации в широком смысле.

Духовная жизнь в 21 веке в России - другие особенности

Особенности духовной жизни современного общества в России характеризуется также резким снижением социально-экономического состояния рядовых работников культуры. Большое количество специалистов уходит в другие сферы, некоторые покидают страну.

В современной так называемой культурной и духовной сфере сформировались две направленности:

  • Отсутствие духовности, лицемерие и фальшь.
  • Проявление недовольства и протеста практически по любому поводу.
  • Навязывание аморальных , бессмысленных направлений.

Всё это формирует бездуховный, интеллектуально ограниченный социум, который со временем начинает считать нормой пошлость и глупость, при этом высмеивая благородство, честность и порядочность.

Негативные явления в РПЦ

Прекратилось духовное очищение общества, происходит скатывание в пропасть невежества и морального уродства. Те, кто ответственен за создание и распространение духовности и культуры, в действительности находятся от самой культуры в стороне.

Церковь превратилась в подобие закрытого акционерного общества для избранных. Вместо того, чтобы нести людям духовность, она фактически просто зарабатывает деньги на вере. РПЦ занята получением в собственность земель и памятников архитектуры, наращивает свой капитал.

Классическую культуру заменяют западным суррогатом, в основе которого лежит унижение тех, кто имеет низкий социальный статус и восхищение теми, кто богат. Фактически духовность, человечность заменяется на культ денег. Сама личность не важна, главное - получение выгоды.

Возрождение как главная задача

Возрождение классической культуры является важнейшей задачей для общества как в России, так и в остальном мире. Отсутствие духовности - это проблема всего человечества , которое в наши дни почти всё превратилось в обычных потребителей того или иного вида продукта. Необходимо сохранить и возродить классическое и народное культурное наследие , оставленное нам нашими предками, в котором главенствующим являются общечеловеческие ценности. Честь, доброта, честность и порядочность - вот некоторые классические духовные и культурные составляющие.

В современной России духовность деградирует, принижаются и искажаются заслуги людей, живших в советское время. Достижения советского общества, будь то колоссальные промышленные, строительные или культурные свершения, пытаются либо замолчать, либо объявить их провалом. Происходит это по различным причинам, одной из которых является ограниченность знаний и критического мышления.

Надежда есть

Несмотря на то, что состояние духовной и культурной жизни в современной России можно назвать катастрофическим, всё же существует надежда на её возрождение. На фоне тотального засилия нашего медиа- и интернет-пространства западным суррогатом культуры (низкопробные фильмы, бессмысленные перформансы и выставки, программы, транслирующие в общество глупость) всё больше проявляется потребность человека в настоящей, истинной духовной культуре. Сами термины духовность и культура вновь приобретают тот смысл, который изначально в них был заложен.

Большая часть общества пресытилась той посредственной культурой, которой пытались заменить нашу классическую духовность. Возрождается интерес к собственной истории, культуре, литературе, национальным традициям. В вузах и школах начинают всё больше уделять внимание этому направлению, студенты и школьники изучают в сравнительных таблицах историю, пишут курсовые работы и рефераты на тему духовной жизни России в прошлом, настоящем и будущем.

Какие явления характеризуют современную российскую культуру - выводы

Человек ХХI века не может находиться вне культуры и духовности, как и общество в целом. Ведь духовность - это та область в жизни общества, которая связана с созданием и распространением духовных и культурных ценностей и удовлетворением духовных нужд человека.

К особенностям духовного развития в ХХI веке в России можно отнести следующие факторы, которые являются противоречивыми:

  • Интернационализация культуры, которую точнее можно назвать эрзац-культурой.
  • Снятие цензуры, при котором дозволяется говорить и показывать всё, что захочется автору.
  • Возрастание интереса к истокам духовности.
  • Поиск настоящих культурных направлений в обществе.

Что нужно делать

Хочется надеяться, что министерство образования осознает свои ошибки и промахи, допущенные в девяностые и нулевые, когда была сделана попытка отказаться от своих духовных и культурных истоков, заменив их так называемой прогрессивной западной новизной. В то время учебный материал массово заменялся на новый, основой которого были тексты, созданные на средства фонда Сороса.

Следует уяснить, что без фундамента, состоящего из духовности и культуры, доставшегося нам от наших предков, невозможно дальнейшее развитие общества. Необходим отказ от псевдокультурных западных ценностей, возрождение и распространение истинной духовности в обществе. В то же время нужно закладывать новое культурную и духовную составляющую в обществе, основанную на морали, искусстве, науке и религии.

Современная культура России 21 века требует многостороннего и глубокого рассмотрения. Она тесно соприкасается с прошедшими столетиями. Нынешнее её состояние культуры непосредственно связано с накопленным опытом. Возможно, внешне она несколько отрицает его, в какой-то степени даже играет с ним. Далее подробнее разберемся, каково современное состояние культуры в России.

Общие сведения

Культура современной России является частью общемировой. Она трансформирует, перерабатывает и впитывает новые тенденции. Таким образом, для того, чтобы проследить развитие культуры в современной России, нужно обращать внимание на мировые явления в целом.

Сегодняшняя ситуация

Сейчас проблемы современной приобретают первостепенное значение. Прежде всего, речь идет о мощном факторе социального развития. Культура проникает в каждый аспект человеческой жизнедеятельности. Это относится как к основам материального производства и потребностям, так и к величайшим проявлениям людского духа. Культура современной России оказывает все большее влияние на решение программных целей В частности, это касается построения правового государства, раскрытия творческих способностей человека, укрепления и формирования гражданского общества. Развитие культуры в современной России оказывает воздействие на многие области. Это касается личности, образа жизни мышления, досуга, быта, труда и так далее. Существуют особый институт - Управление культуры. В зависимости от статуса, им решаются и координируются те или иные вопросы. Что касается ее социального влияния, то оно выступает, прежде всего, необходимым аспектом деятельности общественного человека. То есть наблюдается ее регулирование определенными правилами, которые аккумулированы в традициях, символических и знаковых системах, новых тенденциях.

Основные сложности

На сегодняшний день развитие культуры в современной России сопряжено с рядом вопросов. Их поставила сама жизнь общества. В настоящее время все ориентиры направлены на качественно новое. Таким образом, наблюдается крутой перелом в осмыслении инновационных и традиционных тенденций социального развития. С одной стороны, они требуются для того, чтобы глубоко освоить культурное наследие. С другой же - необходимо умение выходить за рамки привычных представлений, которые уже отжили свое. Соответствующие реорганизационные изменения должно претерпеть и Управление культуры. Также требуется преодоление ряда реакционных традиций. Они насаждались и складывались веками. Эти традиции проявлялись в сознании, поведении и деятельности людей постоянно. Для адекватного решения этих вопросов необходимо понимание того, как происходит развитие культуры в современной России.

Влияние прогресса

Становление современного мира поспособствовало значительным изменениям в человеческом сознании. Взгляды людей обращены к пределам жизни. Осознание себя превращается в тенденцию. Возобновилась ориентация на свои историко-культурные формы. Будущее видится прежде всего в процессах расширения международных связей. В мировой культурно-исторический процесс должны быть вовлечены все страны. Произошли значительные социальные изменения. Вопросы о самобытности и особенности культуры России выходят на первый план.

Сведения об общих тенденциях

Какие особенности культуры современной России можно увидеть сейчас? Есть круг определенных проблем. На первом плане - новаторство и традиции в культурном пространстве. Благодаря устойчивой стороне последнего происходит трансляция и накопление человеческого опыта с исторической точки зрения. Что касается традиционных обществ, то здесь усвоение культуры осуществляется посредством вероисповедания образцов прошлого. В рамках традиций, конечно же, могут встречаться незначительные вариации. Они в данном случае представляют собой основу функционирования культуры. С точки зрения новаторства творчество значительно затрудняется.

Прогрессивные и реакционные тенденции

Создание культуры из ниоткуда не представляется возможным. Нельзя полностью отбросить предшествующие традиции. Вопрос об отношении к культурному наследию касается не только его сохранности, но и развития в целом. В данном случае речь идет о творчестве. Здесь с уникальным сливается всеобщее органическое. Культура народов России, а точнее ее ценности, являются неоспоримыми. Существует необходимость их распространения. Культурное творчество - источник инноваций. Оно вовлекается в процесс общего развития. Здесь прослеживается отражение широкого спектра противоположных тенденций исторической эпохи.

Особенности структуры

Что сейчас представляет собой культура в современной России? Кратко рассматривая ее содержание, можно отметить, что она подразделяется на несколько различных сфер:

  1. Религия.
  2. Все формы, в которых проявляется народный дух.
  3. Искусство.
  4. Техника.
  5. Наука.
  6. Судопроизводство.
  7. Общественно-политическое устройство.
  8. Характер армии.
  9. Экономика.
  10. Постановка воспитания.
  11. Характер работы, поселений, одежды.
  12. Письменность и язык.
  13. Обычаи.
  14. Нравы.

В данном случае история культуры для понимания уровня ее развития представляет первостепенную важность.

Современные реалии

Сейчас культура находит свое воплощение во множестве создаваемых духовных и материальных явлений и ценностей. Это относится к таким новым элементам, как:


При ближайшем рассмотрении становится ясно, что сфера культуры не является однородной. Дело в том, что у каждой составляющей есть общие границы - как хронологические, так и географические. Культура народов России, в частности, ее самобытность, неотделима. Она находится в постоянном взаимодействии. Между множеством самобытных культур происходит диалог. Взаимодействие осуществляется не только в настоящем времени. Оно также затрагивает ось "прошлое-будущее".

Главные отличия

Различение и культуры имело место уже в XX веке. Последняя, как и прежде, наполнена позитивным смыслом. Что касается цивилизации, то она имеет нейтральную характеристику. В некоторых случаях прослеживается прямое негативное "звучание". Цивилизация синонимична материальной структуре. Речь идет о достаточно высокой ступени овладения силами природы. Это мощный технический прогресс. Он, безусловно, способствует достижению материальных благ. Цивилизацию в большинстве случаев связывают с развитием техники. Это может быть использовано для реализации самых разнообразных целей. В то же время культура максимально сблизилась с духовным прогрессом.

Особенности развития

Формирование нового образа культуры - один из наиболее интересных моментов. Что касается традиционного видения мирового наследия, то оно в первую очередь связывается с органической и исторической целостностью. Новой образ культуры может похвастаться множеством ассоциаций. Это касается идей, с одной стороны, общечеловеческой этической парадигмы, а с другой - космического масштаба. Кроме того, формируется новый тип взаимодействия. Он выражается в отказе от упрощенной рациональной схемы решения проблем культуры. В настоящее время большее значение приобретает понимание чужих точек зрения. То же самое можно сказать о следующем:

Если учитывать подобную логику культурных коммуникаций, несложно понять, что принципы действия будут соответствующими.

Переломные моменты

Речь пойдет о начале 90-х гг. прошлого столетия. Национальная культура России до сих пор испытывает влияние того периода. События развивались под воздействием множества факторов. Происходил ускоренный распад единой культуры СССР. Формировалось множество национальных подразделений, для которых ценности совокупной культуры Советского Союза оказались неприемлемыми. Это также касалось и традиций. Не обошлось и без резкого противопоставления различных национальных культур. В связи с этим напряженность нарастала. В итоге единое социокультурное пространство распалось. Система, которая раньше была органически связана с предшествующей историей страны, оказалась в новой экономической и политической ситуации. Кардинально изменилось многое. Это также касается взаимоотношений властей и культуры. Государство больше не собиралось диктовать свои условия. Таким образом, культура лишилась гарантированных заказчиков.

Пути дальнейшего развития

Общий стержень культуры исчез. Ее дальнейшее развитие стало предметом острых споров. Диапазон поисков был очень широким. Это огромное количество вариантов - от апологии изоляционизма до следования образцам Запада. Объединенная культурная идея фактически отсутствовала. Определенная часть общества воспринимала эту ситуацию в качестве глубочайшего кризиса. Вот к чему пришла российская культура в конце XX века. В то же время некоторые считают, что плюрализм - естественная норма цивилизованного общества.

Положительные моменты

Духовная культура современной России тесно взаимосвязана с ликвидацией идеологических барьеров того периода. Дело в том, что это дало благоприятные возможности для ее развития. Однако в ходе данного процесса произошла некоторая утрата национальных черт. Это было обусловлено экономическим кризисом, который переживала страна, и сложным переходом к рыночным отношениям. В середине 90-х находилась в стадии острого кризиса. Стремление страны к рыночному развитию было приоритетным. Таким образом, отдельные сферы культуры попросту не могли существовать без поддержки государства. Пропасть между массовыми и элитарными формами продолжала углубляться. То же самое относилось к старшему поколению и молодежной среде. Неравномерность доступа к потреблению благ, как культурных, так и материальных, резко усиливалась. Совокупность вышеописанных причин привела к тому, что в стране появилась "четвертая власть". Речь идет о средствах массовой информации, которые стали занимать первое место в культуре. Что касается современности, то здесь самым причудливым образом переплелись следующие элементы:

  1. Анархия и государственность.
  2. Демонстративная аполитичность и огромная нарочитая политизированность.
  3. Эгоизм.
  4. Индивидуализм и соборность.
  5. Коллективизм.

Роль государства

Возрождение культуры - важнейшее условие обновления общества. Данный факт является вполне очевидным. Что касается конкретных движений на этом пути, то они по-прежнему остаются предметами ожесточенных дискуссий. В частности, это касается роли государства в данном процессе. Будет ли оно вмешиваться в дела культуры и регулировать ее? Или, возможно, она сможет самостоятельно найти средства для выживания? Существует несколько точек зрения по этому поводу. Некоторые считают, что культуре необходимо обеспечить свободу. Это также относится и к праву на самобытность. Таким образом, государство возьмет на себя проработку стратегических задач для "строительства" культуры, а также обязанности по охране национального наследия. Кроме того, необходима финансовая поддержка ценностей. Тем не менее все эти вопросы пока еще не решены. Речь идет о конкретной реализации данных положений. Многие считают, что государство еще не вполне осознало тот факт, что культуру нельзя отдавать на откуп бизнесу. Ее необходимо поддержать, так же, как и науку, образование. Это выходит на первый план в вопросах поддержания психического и нравственного здоровья страны. Отечественная культура имеет множество противоречивых характеристик. Тем не менее общество не может допустить отрыва от своего национального достояния. Культура распадается, и она не приспособлена к преобразованиям.

Возможные варианты

Что касается путей развития, то в данном случае существует множество противоречивых мнений. Некоторые говорят о возможном укреплении политического консерватизма. То есть ситуация может быть стабилизирована на основе самобытности России. Кроме того, следует выделить особый путь страны в истории. Тем не менее он может снова привести к огосударствлению культуры. В данном случае речь идет об осуществлении автоматической поддержки наследия и традиционных формах творчества. Что касается других путей, иностранное влияние на культуру неизбежно. Таким образом, любые эстетические новации будут существенно затруднены. Какую роль могут сыграть условия интеграции России? Стоит принять во внимание воздействие извне. Благодаря этому страна может быть превращена в "провинцию", если сравнивать ее с глобальными центрами. В отечественной культуре возможно доминирование чуждых тенденций. Хотя при этом жизнь общества станет более стабильной. В этом случае большую роль играет коммерческая саморегуляция структуры.

Ключевые проблемы

Конечно же, речь идет о сохранении самобытной национальной культуры. Также стоит отметить важность ее международного влияния. Культурное наследие внедряется в жизнь общества. Россия может включиться в систему общечеловеческих принципов. В этом случае она станет равноправным участником мировых художественных процессов. Государство должно вмешаться в культурную жизнь страны. Присутствие институциональной регуляции является острой необходимостью. Только так культурный потенциал будет задействован в полной мере. Государственная политика в соответствующих сферах будет переориентирована коренным образом. Так, внутри страны наметится ускоренное развитие многих индустрий. Также следует упомянуть о том, что физическая культура в современной России вышла из кризиса и развивается умеренными темпами.

Заключительные моменты

Для современной отечественной культуры характерно наличие многочисленных и противоречивых тенденций. В данной статье они были частично обозначены. Что касается нынешнего периода развития отечественной культуры, то он является переходным. Также можно с уверенностью сказать, что появились определенные пути выхода из кризиса. Что представляет собой прошлого столетия в целом? Это весьма противоречивый и сложный феномен. Он также сильно усугубляется тем, что мир долгое время условно был расколот на два лагеря. В частности, это относится к идеологическим признакам. Таким образом, культурная практика обогатилась новыми идеями и проблемами. Глобальные вопросы заставили человечество принять вызов. Это отразилось на мировой культуре в целом. И не только на ней. То же самое можно сказать о каждом национальном наследии в отдельности. В данном случае диалог различных культур является решающим фактором. Что касается России, то здесь необходима выработка и принятие правильного стратегического курса. Стоит отметить, что обстановка в мире постоянно меняется. Решение "культурной" проблемы является очень сложной задачей. Прежде всего, речь идет необходимости осознания имеющихся глубинных противоречий, которые присущи отечественной культуре. Причем это относится ко всему ее историческому развитию. У отечественной культуры все же есть потенциал. Он является достаточным для того, чтобы дать ответы на вызов, бросаемый современным миром. Что касается нынешнего состояния российской культуры, то оно очень далеко от идеального. Существует необходимость изменения мышления. В настоящее время оно в большей степени ориентировано на максимализм. В данном случае нужен радикальный переворот. Речь идет о настоящем переустройстве всего и вся, причем в самые короткие сроки. Развитие отечественной культуры, безусловно, будет сложным и долгим.