Подробная биография группы Машина Времени. Биография, дискография, информация


458 подборов, из них 9 в этом месяце

Биография

Москва - город государственный, и близость к наковальням власти преисполняла молодых искателей истины идти в официальные инстанции и убеждать эти инстанции, что играемая ими - молодыми - музыка нужна и полезна народу. Это забирало столько времени и сил, что собственно на писание песен сил уже оставалось не так много. Машина Времени - исключение.

«Машина времени» — советская и российская рок-группа, один из пионеров в рок-музыке СССР, основал Андрей Макаревич в 1969 году. В составе «Машины Времени» в разные годы прославились такие музыканты, как Александр Кутиков, Евгений Маргулис, Пётр Подгородецкий и другие. Из-за большого количества композиторов жанр группы эклектичен и использует элементы classic rock, rock n roll, blues, bard.

1970-е: основание
Группа под названием The Kids была создана Андреем Макаревичем в 1968 году из одноклассников. Своё первое выступление ансамбль дал, когда в школу приехал ВИА Атланты и дал молодым музыкантам недолго попрактиковаться на их аппаратуре. В 1969 группа стала называться Time Machines (Машины Времени), причем песни исполнялись на английском языке. В 1973 название было изменено на единственное число — «Машина времени», которым и остаётся до сих пор.

В первые годы состав остаётся нестабильным, а коллектив — самодеятельным. На концертах группа исполняет кавер-версии песен The Beatles и свои песни на английском, написанные в подражание. В начале 1970-х в группу входят: Андрей Макаревич (гитара, вокал), Александр Кутиков (бас-гитара), Сергей Кавагое (ударные), остальные участники постоянно меняются. Некоторое время в Машине времени играл Алексей Романов, будущий основатель Воскресение. В 1975 году Машину времени покидает Кутиков, который уходит в группу Високосное лето, но остается звукорежиссёром Машины времени. Его заменяет Евгений Маргулис, которому Макаревич передаёт обязанности басиста и отныне играет только на соло-гитаре. Маргулис также начинает писать песни для группы с уклоном в блюз.

Выступив в 1976 году на фестивале «Таллинские Песни Молодежи в?’ 76» в Эстонии и получив первый приз, Машина времени впервые приобретает популярность. В 1978 году группа записала дебютный альбом Это было так давно..., который не был выпущен официальным лейблом вплоть до 1992 года. В том же году была записана аудиосказка Маленький принц по сказке Антуана де Сент-Экзюпери, по сути представлявшая собой альбом песен Машины времени с текстовыми интерлюдиями из книги. Музыканты начинают часто выступать в театре, играя песни, встроенные в спектакли, что помогает обходить запрет на частные концерты.

1980-е: состав с Зайцевым
В 1979 году крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами, приводит к практически полному распаду группы. Маргулис, Кавагое и Алексей Романов уходят от Макаревича и создают группу Воскресение. Снова объединившись с Кутиковым, Макаревич набирает новый состав, в который входят клавишник Пётр Подгородецкий и ударник Валерий Ефремов. Подгородецкий написал несколько песен для группы с юмористическим уклоном, которые исполнял сам, но 1982 году покинул группу, присоединившись к труппе Иосиф Кобзона. Его место занимает Александр Зайцев, который, в отличие от Петра, не был третьим вокалистом.
Андрей Макаревич получает грамоту от Юрий Саульский на фестивале Тбилиси-80

В новом составе группа триумфально дебютирует на Тбилисском рок-фестивале 1980 года и получает первую премию за песни Снег и Хрустальный город, опередив Автограф и Åквариум. Популярность группы выходит из андеграунда и превращается во всесоюзную. Машину времени допускают на телевидение (программа «Музыкальный Ринг»), радио, популярными становятся песни Поворот, Свеча, Три окна, написанные ещё в 1970-е. «Поворот» на 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» Московского Комсомольца. «Машина времени» принимает участие в саундтреке к фильму «Душа» и мультсериалу «Обезьянки».

С группой подписывает договор «Росконцерт», давая «зелёный свет» легальным концертам. В начале 1980-х годов рок-группа активно гастролирует по городам СССР, приобретая значительную армию поклонников. Популярнейшие композиции того периода: «Скачки», «Синяя птица», «Марионетки» звучат в ресторанах и на свадьбах. Крупными тиражами расходятся подпольные магнитные альбомы группы.

В 1982—1984, в период правления Андропова и Черненко, в СССР начались кампании против самодеятельных музыкальных коллективов. В ходе этого, в газете «Комсомольская Правда» была опубликована статья Николая Кривомазова «Рагу из синей птицы» (название отсылает к песне «Машины Времени» «Синяя Птица»), где группа и её музыка были подвергнуты неконструктивной критике. Статья была составлена по инициативному письму группы известных деятелей искусства — его подписали писатель Виктор Астафьев, главный режиссёр Красноярского государственного театра оперы и балета Максимиллиан Высоцкий, солист дипломант конкурса им. Глинки Евгений Олейников, директор Красноярской филармонии Леонид Самойлов, дирижёр Николай Сильвестров, поэт и драматург Роман Солнцев.

Тем временем Андрей Макаревич снялся в главной роли в фильме «Начни сначала», чей главный герой списан с него самого. В фильме звучат несколько песен «Машины Времени». Только в 1986 году выходит первый официальный альбом «Машины Времени» — «В Добрый Час» — при том, что материал неофициальных магнитоальбомов составляет несколько десятков песен. Вслед за ним выходит альбом «Реки и мосты». В 1987 году «Машина Времени» — снова победитель «Звуковой дорожки» за год. Андрей Макаревич уступает только Валерию Леонтьеву в рейтинге певцов. Группа совершает первые гастроли за рубеж.

1990-е: с Маргулисом и Подгородецким
В 1989 году «Машина Времени» отмечает своё 20-летие. Маргулис и Подгородецкий участвуют в юбилейном концерте в ДС "Лужники". Из-за личного конфликта с Зайцевым, а также, по словам участников группы, из-за его проблем с алкоголем и наркотиками, приводящих к срыву репетиций, Макаревич был вынужден отказаться от его услуг. В результате в группу вернулись Маргулис и Подгородецкий. Таким образом, в группе становится четыре композитора и вокалиста из пяти участников одновременно. Очередной юбилейный концерт «Машины времени», приуроченный к 25-летию группы, проходит на Красной площади при участии нескольких приглашенных групп, среди которых были «Аквариум», «ДДТ», «Черный обелиск», «Чайф» и другие. Выступление, длившееся около шести часов, напрямую транслировалось по Первому каналу российского телевидения, собрав огромную зрительскую аудиторию. На самом концерте присутствовали около 300 000 человек.

Александр Кутиков создаёт звукозаписывающую компанию Sintez records и становится продюсером группы. Благодаря этому «Машина Времени» больше не зависит от государственного монополиста фирмы «Мелодия». Наконец издаётся двойной альбом «Это было так давно…» с материалом 1970-х гг. В 1990-е годы выходят семь альбомов группы, самыми популярными из которых стали «Внештатный Командир Земли», «Отрываясь», «Картонные Крылья Любви» и «Часы и Знаки». Среди наиболее известных песен этого периода — «Однажды мир прогнётся под нас», клип на которую транслировался по российским телеканалам.

«Машина Времени» получила официальное признание в пост-перестроечной России. В 1991 во время путча ГКЧП все пятеро «машинистов» принимали участие в обороне Белого дома, за что впоследствии были удостоены медалей «Защитнику свободной России». В 1999 музыканты также получили «Ордена Почёта», а в 2003 — «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 1996 году, наряду со многими другими группами, «Машина» участвовала в кампании «Голосуй, или проиграешь!» в поддержку кандидатуры Бориса Ельцина.

2000-е: Современный период
В 1999 году группа празднует своё 30-летие. Сразу же после по окончании концерта в СК «Олимпийский» (декабрь 1999) из группы увольняют Петра Подгородецкого. Среди возможных причин увольнения музыканты группы и критики указывают проблемы Петра с наркотиками (увлечение кокаином), прогул репетиций и другие. Его место занимает старый знакомый Макаревича Андрей Державин.

В 2000 году «Машина Времени» гастролирует с группой «Воскресение», где параллельно работает Маргулис, в рамках тура «50 лет на двоих». Выходит альбом «Место где свет», одноимённая песня попадает в «Чартову Дюжину», клип на неё транслируется по телевидению. С 2000 года «Машина Времени» — постояный участник рок-фестиваля «Крылья».

В 2004 году выходит альбом «Машинально», две песни с него вошли в саундтрек к телесериалу «Танцор». В 2007 выходит альбом «Time Machine», записанный на студии Эбби-роуд. Песня «Улетай» попадает в Чартову Дюжину. При финансовой и информационной поддержке «Авторадио» группа играет два бесплатных концерта: 22 сентября 2007 года на Тушинском аэродроме в Москве, где собирает около 50 000 зрителей, а 23 сентября - на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, где количество зрителей переваливает за 60000. 8 июня 2008 года, при поддержке компании «ТНК-BP», «Машина Времени» играет бесплатный концерт в городе Рязани на площади Ленина, который собирает около 20 000 зрителей.

Концерты группы отменяются после "звонков сверху"

Менеджер "Машины времени" Антон Чернин рассказал в интервью украинскому изданию, что группа переживает настоящий раскол. Яблоком раздора стала Украина: одни музыканты поддерживают президента Путина, другие - нынешние киевские власти. Некоторые СМИ восприняли эту информацию как новость о распаде группы. Однако Чернин поспешил успокоить поклонников.

"Андрей Державин и директор группы Владимир Сапунов подписали письмо в поддержку операции по Крыму и поддерживают путинскую сторону. А у Александра Кутикова (который разделяет позицию Макаревича и поддерживает Украину) сейчас проблемы, его концерты в России отменяют или просто перестали звонить те, кто раньше приглашал", - рассказал украинской газете "Вести" менеджер "Машины" Антон Чернин.

На днях стало известно, что группа потеряла все концерты в России за исключением единственного пока не отмененного шоу в Москве. "Группа свои выступления не отменяла, от них отказались прокатчики после звонков сверху, и новых приглашений нет", - рассказал Чернин.

При этом он уточнил, что тур Макаревича по четырем городам Украины в начале марта будет сольным. "Инициатива исходит от приглашающей стороны. В Украину, почему-то зовут только Андрея Вадимовича лично, но не группу", - отметил менеджер.

По его словам, Кутиков сейчас занимается сольным проектом и продюсированием других артистов, в том числе и сольных проектов Макаревича. Державин выступает в ретро-солянках со своим "Сталкером" из старой программы. Кроме этого, он пишет много музыки для кино. Чем занимается барабанщик Валерий Ефремов, Чернин не знает.

Впрочем, то, что группа не работает в студии и не гастролирует, не означает, что она распалась. "С "Машиной времени" все в порядке, и разница в позициях музыкантов по Крыму не мешает им работать вместе", - написал Чернин в Facebook .

Проблемы у Макаревича начались после того, как 12 августа прошлого года он выступил в украинском городе Святогорске перед детьми беженцев из Донецка и Луганска по приглашению Фонда волонтеров Украины. По некоторым данным, он также побывал в Славянске, который к тому моменту был покинут ополченцами и занят украинскими силовиками. После этого некоторые российские общественные деятели и политики заявили, что действия рокера носят антироссийский характер, обвинив его в том, что он "пел перед карателями".

Позже музыкант в открытом письме обратился к президенту России Владимиру Путину , устроенный в последнее время в государственных СМИ, окрестившими музыканта "другом хунты" и "пособником фашистов".

Стоит отметить, что ранее музыкант заявлял, что не разделяет абсолютного ликования по поводу вхождения Крыма в состав РФ. "Я считаю, что присоединение Крыма — большая ошибка, потому что те минусы, которые наша страна получила и еще получит, — несоизмеримы с теми плюсами, которые нам сейчас пытаются нарисовать", - говорил Макаревич в одном из своих интервью. Гордость за свою страну безусловно должна быть, но нужно "работать с массовым сознанием честно", говорит музыкант, а не "топором, заодно настраивая всех против внутренних врагов, которые очень быстро находятся и создаются".

По мнению лидера группы "Танцы Минус" Вячеслава Петкуна, . "За то, что он сидел с Путиным на концерте Пола Маккартни, за то, что ходил в Кремль вместе с другими деятелями культуры, за то, что имел "Смаки", ордена, гранты и так далее. Государство считало, что купило его лояльность. А Макаревич считал, что его лояльность не покупали, а оценили творческие заслуги. В этом и конфликт. Понятно, что влетит не одному Андрею Макаревичу, я думаю, до всех дело дойдет", - сказал он в интервью "МК".

Отечественная рок-группа, основанная в 1969 году Андреем Макаревичем и Сергеем Кавагое и являющаяся одной из родоначальниц «русского рока».

Примерно за год до появления ныне легендарной группы «Машина времени », в 1968 году, ученики московской школы №19 организовали ансамбль под названием The Kids , в состав которого входили Андрей Макаревич , Игорь Мазаев, Юрий Борзов, Сергей Кавагое, Александр Иванов и Павел Рубен . В самом начале существования ансамбля в него также входили две солистки – Лариса Кашперко иНина Баранова . Ребята выступали на школьных вечерах, где пели песни известных английских и американских групп.

В 1969 году сформировался первый состав новой группы «Машина времени » (изначально назвать группу хотели «Машины времени»). Коллектив записал свой первый магнитоальбом из 11 англоязычных песен. Запись производилась на обычный магнитофон с микрофоном, стоящий в центре комнаты.

До середины 70-х годов состав группы постоянно менялся, за исключением трио Андрей Макаревич (гитара, вокал), Сергей Кавагое (ударные) и Александр Кутиков (бас-гитара).

В 1971 году «Машина времени » даёт свой первый концерт в «колыбели московского рока» – ДК «Энергетик».

В 1972 году началось творческое сотрудничество «Машины времени» с известной группой «Лучшие годы» («The Best Years») , продолжавшееся несколько месяцев. После этого бывший барабанщик коллектива «Лучшие годы» Юрий Фокин некоторое время играет в «Машине времени» . В этом же году забирают в армию Игоря Мазаева , также группу покидает барабанщик Юрий Борзов . В коллектив приходит Макс Капитановский , однако вскоре его тоже отправляют на службу родине. Сергей Кавагое сам садится за барабаны. Позже в группе появляется Игорь Саульский из коллектива «Лучшие годы» .

В 1973 году из «Машины времени» в группу «Високосное лето» уходит Александр Кутиков . В этом же году звукозаписывающая компания «Мелодия» выпускает пластинку Дмитрия Линника совместно с «Машиной времени» . Это первое официальное упоминание о группе.

В 1974 году состоялись первые киносъёмки «Машины времени» в одном из эпизодов фильма «Афоня» (Георгий Данелия) . Группа получает свой первый гонорар в размере 600 рублей, который тратит на покупку магнитофона для записей песен. В составе вновь появляется новый участник – гитарист Игорь Дегтярюк .

В 1975 году в группу приходит Евгений Маргулис , который играет на бас-гитаре и пишет для «Машины времени» песни с блюзовым уклоном.

В 1976 году, заняв первое место на эстонском фестивале «Таллинские песни молодёжи – 76» , «Машина времени» становится популярной на всю страну. Здесь же происходит знакомство с группой «Аквариум» и Борисом Гребенщиковым , который приглашает «Машину» на гастроли в Ленинград . Концерты имеют огромную популярность. Второе выступление в Таллине в 1977 году уже было не таким успешным.

В группе появляется новый солист из ленинградской группы «Мифы» Юрий Ильиченко , а также духовики Евгений Легусов и Сергей Велицкий, которого в 1978 году сменил Сергей Кузьминок .

Весной 1978 года «Машина времени» приняла участие в Свердловске на фестивале «Весна УПИ» , а также записала свой первый студийный альбом «Это было так давно…» . Работа проходила полуподпольно, на речевой студии ГИТИСа . Альбом состоял из песен, неоднократно исполняемых группой на концертах. Запись звучала по всей стране и принесла группе большую популярность.

В 1978 году группа на грани распада из-за серьёзного конфликта между Макаревичем и Кавагое . Сергей Кавагое и Евгений Маргулис уходят в «Воскресенье», а в коллектив возвращается Кутиков . Позже к группе присоединяется Пётр Подгородецкий . Новый состав «Машины времени» производит на свет такие песни, как «Свеча» , «Хрустальный город» , «Поворот» , ставшие настоящими народными хитами.

В 1979 году «Машина времени» заключает контракт с Росконцертом и становится частью труппы гастрольного театра, а позже гастролирует как самостоятельная группа.

К 1980 году «Машина времени» уже популярная рок-группа. Всё же некоторые песни пока остаются запрещёнными для исполнения как политически некорректные. В этом году «Машина времени» производит своим выступлением фурор на Тбилисском рок-фестивале, оставив позади «Аквариум» и «Фаворит» . Группа покидает андеграунд и становится всесоюзной. Хиты «Машины времени» звучат на радио и телевидении. Группа получает предложение записать саундтрек к фильму «Душа».

В 1982 году в ходе кампаний против самодеятельных ансамблей в газете «Комсомольская правда» появилась статья «Рагу из синей птицы» , резко критикующая творчество «Машины времени», за что редакция газеты была завалена письмами возмущённых поклонников. В этот период группу покидает Подгородецкий, а в её состав вливаются Сергей Рыженко и Александр Зайцев .

1983 год – время временного творческого затишья «Машины времени».

До 1985 года концерты «Машины времени» в Москве под запретом, её фактически не показывают по телевидению, не выпущено ни одного официального альбома. Тем не менее песни группы очень популярны. Они распространяются на магнитных записях. Также «Машина времени» исполняет песню для мультсериала «Обезьянки», записывает саундтреки для фильмов «Скорость», «Тайна “Чёрных дроздов”».

В 1987 году в свет выходит первый официальный альбом «Машины времени» под названием «В добрый час». Андрей Макаревич снимается в фактически автобиографичном фильме «Начни сначала» . Группа активно принимает участие в различных музыкальных телепередачах: «Весёлые ребята», «Песня-86», «Музыкальный ринг».

В 1988 году выпущены альбомы «Реки и мосты» и «Десять лет спустя». Группа отправляется на первые зарубежные гастроли (Болгария, Канада, США, Испания, Греция ).

В 1989 году «Машина времени» даёт грандиозный концерт в Лужниках , посвящённый 20-летнему юбилею группы. На концерте выступили бывшие и настоящие участники коллектива. 89-й год ознаменован также выходом первого сольного альбома Андрея Макаревича «Песни под гитару».

В 1990 году «Машина» исполняет «Новогоднюю песню» в «Голубом огоньке». В группу возвращаются Маргулис и Подгородецкий. «Машина времени» записывает альбом «В круге света» на студии «Синтез Рекордз».

В 1991 году, после прекращения деятельности Росконцерта , «Машина времени» становится самостоятельным коллективом. Все члены группы принимают участие в обороне Белого дома во время путча.

За 90-е годы группа выпускает 7 альбомов, среди которых «Внештатный командир Земли», «Отрываясь», «Картонные крылья любви». Появляется такой хит, как «Однажды мир прогнётся под нас» , на который снимают видеоклип.

В этот период у группы два юбилея: 25-летие (1994 г.), отмеченное грандиозным концертом на Красной площади перед аудиторией в 300000 человек, а также 30-летие (1999 г.) – концерт проходит в СК «Олимпийский» .

В 1999 году из группы увольняют клавишника Петра Подгородецкого, а на его место приглашают певца Андрея Державина .

В 2000 году начинается совместный гастрольный тур с группой «Воскресенье», названный «50 лет на двоих» . С этого же года «Машина времени» становится постоянным участником ежегодного рок-фестиваля «Крылья».

С 2001 года «Машина времени 21 век» регистрируется как открытое акционерное общество, а название группы становится торговой маркой. С 2004 по 2009 год выходят альбомы «Машинально», ««Time Machine» (студия «Эбби роуд» ).

В 2009 году выходит туалетная вода «Машина времени» , представленная группой на выставке InterCHARM 2009 . Коллектив празднует свой 40-летний юбилей, отправившись в тур по 40 городам, завершившийся финальным концертом в СК «Олимпийский».

2010 год ознаменован выступлением на фестивалях «Рок над Волгой» и «Нашествие».

Действующий состав группы:

  • Андрей Макаревич – основной вокал, гитары, автор песен (с 1969)
  • Александр Кутиков – бас-гитара, гитары, вокал, автор песен (1971–1975, с 1979)
  • Евгений Маргулис – гитары, бас-гитара, вокал, автор песен (1975–1979, с 1989)
  • Валерий Ефремов – ударные, перкуссия (с 1979)
  • Андрей Державин – клавишные, вокал, автор песен (с 2000)

Дискография

Студийные альбомы:

  • 2007 – Time Machine
  • 2004 – Машинально
  • 2001 – Место где свет
  • 1999 – Часы и знаки
  • 1997 – Отрываясь
  • 1996 – Картонные крылья любви
  • 1993 – Внештатный командир Земли
  • 1992 – Это было так давно… (запись 1978 года)
  • 1991 – Медленная хорошая музыка
  • 1989 – В круге света
  • 1987 – Реки и мосты

Концертные альбомы:

  • 2010 – День 14810-й
  • 2005 – Kremlin Rocks!
  • 2001 – Машина времени и Воскресение. 50 на двоих
  • 2000 – ХХХ лет Машине времени
  • 2000 – Маленький принц (запись 1979-1980 годов)
  • 1994 – Unplugged
  • 1991 – Машине времени – ХХ!

Сборники:

  • 2010 – Машинопись
  • 2009 – Машины не парковать
  • 2006 – Машина Времени. Часть 1
  • 2004 – Неизданное. Часть 2
  • 2001 – Лучшие песни 1989–2000
  • 1998 – The Best (Приложение к журналу Stereo & Video)
  • 1996 – Неизданное
  • 1996 – Megamix
  • 1996 – Кого ты хотел удивить?
  • 1993 – Лучшие песни 1979–1985
  • 1987 – Десять лет спустя
  • 1986 – В добрый час

Другие известные записи и работы:

  • 2007 – Былые дни (Компиляция редких песен 1973-2005)
  • 2005 – Запись на ТВ (запись 1975 года)
  • 1999 – Неизданное. Часть 2
  • 1997 – Поворот (запись 1980 года)
  • 1985 – Рыбка в банке
  • 1984 – Чужие среди чужих
  • 1982 – Бег по кругу
  • 1982 – Несостоявшийся концерт
  • 1982 – Охотники за удачей
  • 1981 – Москва – Ленинград
  • 1979 – Машина времени – 79
  • 1978 – День рожденья

Фильмография:

  • Дом Солнца (2010)
  • Лузер
  • День выборов (2007)
  • Кошмар перед Рождеством (2006) – мультфильм, дубляж
  • Танцор (2004)
  • Воры в законе (1988)
  • Капитан «Пилигрима» (1986)
  • Бармен из «Золотого якоря» (1986)
  • Начни сначала (1986)
  • Прорыв (1986)
  • Тайна «Чёрных дроздов» (1983)
  • Скорость, реж. Д. Светозаров (1983)
  • Обезьянки – мультсериал (1983)
  • Душа (1981)
  • Шесть писем о бите (1976)
  • Афоня (1975)

Больше недели корреспондентский пункт "Комсомольской правды" в Красноярске напоминал... филиал филармонии. Самые разные люди шли, звонили, писали... Сначала просили: "Что вам стоит достать билетик (два, десять...)?" Потом предлагали продлить гастроли: "Сколько разговоров по поводу - хочется увидеть своими глазами". Затем справлялись: "Правда, что за клавишными у них сидит парень в трико и пляжной кепочке?" - "Правда". - "А зачем?" Но постепенно стали недоумевать: "Зачем они так громко поют?" Или: "На концерте не понял ни слова - пришлось дома слушать кассету с записями, впервые вдумался в слова и ужаснулся". Считается, что "Машина времени" поет о молодых и для молодых. Но после концертов студенты политехнического, института цветных металлов, завода-втуза при заводе Красмаш подолгу говорили о том, что выступления рок-группы надо не оценивать по принципу "нравится - не нравится", а прямо сказать артистам об их надуманной игре в пессисмизм, о том, что рок-группа декларирует с эстрады равнодушие и безысходность и множит записи этих сомнительных деклараций. Наконец в корпункт поступило обстоятельное письмо. в котором анализируются причины шумного успеха, точнее - успешного шума рок-группы. Причем вместе с музыкантами, литераторами и мастерами эстрады свою подпись под письмом поставил и директор Красноярской филармонии, человек, который, казалось бы, может только радоваться выполнению плана. Очевидно, единодушная категориность сибиряков должна всерьез обеспокоить не только "Машину времени", но и людей, организующих гастроли. Н. Кривомазов (наш. соб. корр.).

Кажется в последние годы наша эстрада сделала заметный шаг вперед. Современная электронная техника, помноженная на способности молодых исполнителей, дает порой поразительные эффекты. Так и случилось на конкурсе в Тбилиси, когда долго "пробивавшаяся в люди" рок-группа "Машина времени" заняла первое место и решительно шагнула в профессионалы. Руководитель группы А. Мелик - Пашаев убрал сценические границы между эстрадой и зрителем, насытил группу мощной аппаратурой, соединил звук и свет. А создатель текстов песен А. Макаревич придал ансамблю еще одну отличительную черту. Он отказался от услуг профессиональных поэтов с такой же решимостью, с какой отказался говорить о нейтральных вещах, надоевших в ансамблях-однодневках, наполнил песню смыслом не только лирическим, но и социальным. Просто о любви, просто о восходах-заходах здесь намеренно не поют. Как объясняет сам Макаревич , их "песенки" создают иллюзию, будто написаны для своих, адресованы только своим и поются среди своих. И началось ускорение "Машины". Народилась тьма самодельных записей, а после двух фильмов с участием рок-группы она стала вроде бы как непогрешимой и чуть ли не эталонной. И только теперь стало заметно главное, что прощалось начинающему, но едва ли может проститься устоявшемуся коллективу. Последние гастроли в Красноярске, словно лакмусовая бумажка, выявили серьезные недостатки в репертуаре рок-группы. Достаточно только вслушаться:

«Многие из нас посвятили жизнь музыке, литературе, эстрадной режиссуре, и мы авторитетно заявляем, что пением выступление «МВ» назвать нельзя. Когда поет один солист, все понятно: ну не умеет человек петь в общепринятом смысле, так пусть душа его поет, микрофоны выручат… Но когда выясняется, что и вдвоем ребята не могут петь на два голоса, неверно интонируют, пользуются так называемым «белым голосом», срываются то на фальцет, то на хрип - становится страшновато, что со временем такую аномалию смогут посчитать нормой выступления. Когда у нас появились вокально-инструментальные ансамбли, на какой-то миг показалось: вот-вот случится переворот в песенно-эстрадном направлении, новые возможности в молодых руках обернутся новыми достижениями. Но этого не случилось. Впрочем, в тех случаях, когда прозорливые руководители ВИА пытались опереться на традиции народной культуры, эти коллективы приближались к тому, что мы можем назвать «своим лицом». Но таких случаев было крайне мало, и «МВ» исключением не стала. Пересаженное на нашу почву чужеземное дерево не плодоносит. Недаром специалисты с огорчением замечают здесь отголоски, а то и прямые заимствования из практики отгремевших зарубежных рок-групп. У каждого яркого современного ансамбля есть какая-то мелодичная основа. Это может быть следование, например, английскому мелосу либо тюркской пентатонике индийской гармонике. Кстати, даже большие русские композиторы смело использовали чужеземные мелодии, но при этом оставались глубоко национальными композиторами России. И здесь нелишним будет вспомнить высказывание Д. Д. Шостаковича о том, что главные законы для легкой музыки и музыки серьезной - одинаковые, «будь то материк легкой музыки, будь то материк музыки классической».

Повторимся: ансамбли могут следовать и неотечественному мелосу - это их творческое право, но следовать достаточно близкому среднеевропейскому шаблону, видимо не следует. Как есть среднеевропейское время, так есть и среднеевропейский шаблон. Нам же хотелось - и мы не считаем это желание личной прихотью, - чтобы советские ансамбли работали с поправкой на наше, советское, время… Но давайте не забывать, что музыка в МВ - это все-таки лишь дополнение к текстам, а не наоборот. Мы говорим об ансамбле, в котором вполне обеспеченные артисты скидывают с себя перед концертом дубленки и фирменные джинсы, натягивают затрапезные обноски (кеды, трико, пляжные кепочки, веревочки вместо галстуков) и начинают брюзжать и ныть по поводу ими же придуманной жизни:

Обещаньям я не верил
И не буду верить впредь
Обещаньям верить
Смысла больше нет

Откуда такое неверие? Очевидно лирический герой “МВ” слишком много лавировал и изменял самому себе:

Мы себе давали слово
Не сходить с пути прямого,
Но! Так уж суждено…

К счастью, за рамками гастролей остались прежние записи ансамбля, выражающие еще более сомнительные сентенции, типа: “ты все ждешь, что ты когда-нибудь умрешь”. Впрочем, смертный час не очень-то волнует героя, ибо его жизненная позиция далека от романтической одержимости:

И я спокоен лишь за то,
Что щас(?!) не сможет oбмануть тебя никто,
И ты теперь готов к тому,
Что лучше это сделать самому.

Сегодня мы говорим не только о гастролях в Красноярске, не только о законах поэтического жанра, которыми пренебрегает “МВ”. Мы говорим о позиции ансамбля, каждый вечер делающего тысячам зрителей опасные инъекции весьма сомнительных идей:

Носите маски,
Носите маски!
Лишь только под маской
Ты можешь остаться собой.
И если у друга cлучится беда
Маску участья
Ты можешь надеть иногда.

После такой, с позволения сказать, исповеди, нетрудно ответить на вопрос:

Скажи мне чему ты рад?
Постой оглянись назад!
Постой оглянись назад,
И ты увидишь, как вянет листопад,
Как вороны кружат, там где раньше был цветущий сад.

Последняя строка идет на таких мажорных аккордах, что не боль, а наслаждение слышится в “песенке” про воронье. А если совсем откровенно, то в “воронье” записаны и синяя птица каждого из нас:

Говорят, что за эти годы
Синей птицы простыл и след.
Что в анналах родной природы
Этой твари в помине нет…

Во все времена находились эстетствующие виршеписцы, живущие вне времени. Однако от безвкусной литературщины до цинизма один шаг.

Даже западные ансамбли развлекательного толка не могут пройти мимо таких острых тем, да что там острых- главенствующих для любого нормального человека: это борьба за мир, это вопрос - что ты сделал для того, чтобы верх взял разум. Здесь же перед нами смутные, желчные мечтания, нарочитый уход в беспредметное брюзжание. Спросить бы МВ: положа руку на сердце скажите, какая у вас самая главная песня, которая была бы сродни страстным манифестам того же В. Высоцкого?

В заключение хочется сказать еще об одной детали, явственно проявившейся в МВ. Прежде всего это инфантильное, «под детство» звучание голоса, в любой момент использующее микстовые, фальцетные оттенки. В сочетании с усами, а то и бородами артистов эта манера пения полностью перечеркивает мужское начало и в исполнении, и в художнической позиции. Услышать нормальный мужской голос в подобного рода ансамблях стало проблемой. Мужчины! Пойте по-мужски!

Виктор АСТАФЬЕВ, писатель; Максимиллиан ВЫСОЦКИЙ, главный режиссер Красноярского государственного театра оперы и балета; Евгений ОЛЕЙНИКОВ, солист дипломант конкурса им. Глинки; Леонид САМОЙЛОВ, директор Красноярской филармонии; Николай СИЛЬВЕСТРОВ, дирижер; Роман СОЛНЦЕВ, поэт, драматург. "

Группа "Машина времени" год создания – 1968 . (г.Москва)

Краткая биография :

Организованна была в одной из московских школ. Основатель всем известный Андрей Макаревич. Выступавший еще годом раньше в вокально - гитарном квартете «The Kids» на школьных вечерах.

Зачастую исполнялись песни на английском языке. (Из-за стремления походить на гр. « »).

В начальный состав «Машины времени » вошли:

вокал, гитара- А.Макаревич;
гитара – Александр Иванов;
бас-гитара – Павел Рубин;
фортепиано – Игорь Мазаев;
ударные – Юрий Борзов.

В связи с необходимостью повышения профессионального звучания были вскоре произведены изменения в коллективе: Рубина, Иванова и Мазаева заменили:
Александр Кутиков (вокал, бас) и Сергей Кавагоэ (клавишные). И чуть позже в 1970 году
Ю.Борзова сменил Максим Капитановский – барабанщик, (уже известный в Москве). Но через 2 года он уходит. И не найдя ему достойной замены, группа распадается.

Примерно год, судьба коллектива МВ была переплетена с группой «Лучшие годы».
Пережив смутное время, осенью 1973 года группа Машина Времени вновь дает о себе знать, выступая на танцплощадках и южных курортах страны непрерывно меняя состав.
В 1975 году группу покидает Кутиков.

К началу 1975 года состав МВ стабилизировался: Макаревич, Кавагоэ - сел за барабаны и Евгений Маргулис (бас, вокал). Исполняли музыку разных направлений: блюз, кантри, рок-н-ролл.

В марте 1976 г. – коллектив МВ очень успешно выступает на Таллинских Днях популярной музыки и позже дают несколько концертов в Ленинграде, после которых стали мега- популярны.
Даже успели засветиться в фильме «Афоня», в котором прозвучал их хит «Ты или я» из альбома «Солнечный остров» . Состав МВ периодически обновлялся.

В 1978 году вышел их первый магнитоальбом «День рождения».

Летом 1979 г . Внутренние разногласия проводят в повторному распаду коллектива МВ. Но осенью этого же года Макаревич выходит на сцену с новым составом: вернувшийся А. Кутиков (бас, вокал); Петр Подгородецкий (клавишные,вокал); Валений Ефремов(ударные). И с новым репертуаром в марте 1980 года стали лауреатом Всесоюзного рок-фестиваля Весенние ритмы. (Тбилиси- 80).

Группа получила признания многих людей, но весной 1982 году МВ снова обновляет свои ряды.(уже благодаря бесчисленным худсоветам)
Сам Макаревич снимается в малоизвестных фильмах (вместе с группой) . И в 1986 году, когда культурная политика страны изменилась МВ снова начинает набирать обороты и добиваться творческих успехов.
Самыми узнаваемыми песнями за все эти годы стали: "За тех, кто в море" , "Поворот", "Синяя птица", "Наш дом" , "Марионетки ".

В 90-е годы выпускаются 7 альбомов.
Наиболее известные хиты того времени и .
В 1993 году – МВ отмечает свое 25 - летие концертом на Красной площади.
В январе 1999 – группа проводит тур «XXX лет Машине времени».

В 2000 году – МВ гастролирует совместно с . И с того же года, она постоянный участник рок-фестиваля «Крылья».
В 2007 г. –МВ играют 2 бесплатных концерта, в Москве и в Питере. И в 2008 г. – беспллатный концерт в г.Рязань.