Каторжный острог. Расцвет творчества достоевского после каторги в сибири


Омский каторжный острог. (недавние находки) Мы с мужем и старшим внуком по дороге домой (ехали из отпуска с Алтая) решили заехать в Омск. Город был выбран методом тыка. И то, что в эти дни в городе будет проходить масштабное празднование 300-лети города- не знали. Праздник изменил мои планы. И все то, что думали посетить, пофотографировать пришлось корректировать на ходу.

Любые исторические объекты, особенно это касается исторических зданий, очень сложно фотографировать и осматривать, когда вокруг ходят праздничные толпы горожан и их гостей. В парке на набережной была замечательная цветочная выставка- реконструкция Омской крепости и, конечно, можно было бы сделать прекрасную фото подборку, но вот подобраться к цветочным арт объектам было крайне сложно, я уж не говорю о том, чтобы выбрать хороший ракурс и т.д.

Но все-таки повезло. Не зря говорят, кто ищет, тот всегда найдет. Свернув на улочку, которая ведет к драмтеатру (ул.Ленина). Нам показалось, что там народу меньше. И уже почти у самого драмтеатра обнаружили вот такие раскопки.

Фото из интернета, мои фотографии по моей же не осторожности все пропали. Жаль. Мемориальная доска (а она сейчас там есть)

Гласила, что это фундамент казарм каторжного острога, в котором содержались декабристы и Ф.М. Достоевский, который этот острог позднее и прославит в свих произведениях. Это он даст название острогу «Мертвый дом» в одноименной повести. Фундамент был обнаружен в ходе реставрационных работ в историческом центре города, в сквере у жилого дома по ул. Ленина 8, совсем рядом с драмтеатром. Раскопки были сделаны случайно, хотя Омские краеведы, конечно, знали, что где-то в этом месте был тот самый знаменитый острог, но точного места с привязкой к современной территории города не было. Место жилое, застроенное, перекапывать в слепую, конечно, нельзя. А в прошлом году помог случай. Строители выкопали траншею под колодец и столкнулись с препятствием. На их пути стал старинный фундамент.

Он находился не глубоко, на глубине 60-ти см. Фундамент был практически не разрушен. Раскопки велись по картам крепости и описанию Достоевского. Вот такой праздничный пирог получился к юбилею города. Будучи административным центром Западной Сибири, Омск долгое время был местом каторги и ссылки.

Уже через несколько лет после основания крепости (1716г.) был выстроен деревянный одноэтажный острог. К 60-м годам Омск становится главным пунктом ссылки на Иртышской линии. Он был тем местом, где каторжники распределялись для работ по другим крепостям. Но он был не только пересылкой, но и постоянным местом отбывания наказания. Для этого в 1807 году было построено новое деревянное тюремное здание на 30 мест.

Каторжный острог в средине 19 века был неотъемлемой частью городского пейзажа. Сохранился рисунок-план острога (хранится в литературном музее им. Ф.М. Достоевского)

Рисунок явно приукрашен, видимо, сделан для отчета начальству. На рисунке все чисто, свежевыкрашено, есть большая кухня, погреб и даже садик. Достоевский же писал своему брату: « Вообрази себе ветхое деревянное здание, которое давно положено сломать …» или вот «… Казармы каторжного острога вросли в землю по самые крыши, с которых постоянно течет, зимой свисают сосульки. Пол- грязи на вершок, можно скользить и падать. А нас здесь как сельдей в бочке.» В первой половине 19 века контингент заключенных состоял из участников крестьянских восстаний, военных преступников, лишенных всех прав, с клеймами на лицах. А вот в 40е и 50-е начали появляться представители революционной интеллигенции. До разночинцев в остроге побывали декабристы Н.В. Басаргин, В.И. Штейнгель, известный исследователь Сибири геолог И.Д. Черский и тд. И, наконец, петрашевцы С.Ф.Дуров и Ф.М. Достоевский.

Четыре года своей жизни Ф.М.Достоевский провел в Омском остроге (1850-54 гг.). Не самый лучший период жизни, однако, литературоведы считают, что именно он сделал из писателя Гения, и привел его к Богу. Достоевский был осужден на каторгу по делу « петрашевцев» . Дело было так названо по имени руководителя М.В.Петрашевского. Петрашевцы были объявлены вольнодумцами и политическими преступниками за то, что обычно и бывает с людьми, которые обвиняют существующий строй, да еще объединяются в кружки. Никакой власти это не понравится. Впрочем, ряда петрашевцев были неоднородны. Только малая часть их имела революционные замыслы. Основная же часть занималась разговорами, пропагандой соц-утопической мысли. Значительная часть осужденных понесла наказание за распространение письма Белинского к Гоголю. Белинский за это письмо был причислен к самой преступной категории общества. Ну, Вы же помните, как преследовали тех, кто читал Солженицина? Так вот, тоже самое. Само имя Белинского было изъято из обращения и даже в первые годы царствования Александра II не произносилось в печати прямо, а заменялось выражением « критик гоголевского периода». Достоевский увлекся демократическим идеями М.В.Петрашевского и с 1847 года стал посещать его кружок.

А в 1849 году был арестован вместе со всеми. Выдал, как это часто бывает, провокатор. Процесс в какой- то мере был показательным и приговор, поэтому суровый- казнь. Смертная казнь тоже была показательной, но уже для его участников. Приговоренные прошли через всю процедуру. Испытание не из легких.

У Леонида Андреева есть рассказ «О семи повешенных». Там рассказывается о последних часах, приговоренных к смерти, их мыслях. Чтиво потрясающее. В последнюю минуту, приготовленным к казни людям было объявлено помилование. Смертная казнь заменялась ссылкой в Сибирь. Не мудрено, что Достоевский после перенесенного шока обратился к богу. Омск хоть и был « гадкий городишко», но он все-таки обещал жизнь. Не лёгкую, в похлебке плавали тараканы, одевались арестанты в грубую шинель (меняли её раз в три года), шапки арестанты шили себе сами из уличных собак, спали на нарах, были закованы в кандалы. Все годы каторги кандалы не снимались.

Существовал запрет на книги, и это было тяжелее всего. « Все эти годы я был заколочен заживо»- писал классик. Но нашлись люди, которые хоть немного пытались облегчить каторжную жизнь. Еще в Тобольске на пересылке, Достоевского тайно посетили жены декабристов. П.Е. Анненкова с дочерью Ольгой, Ж.А. Муравьева и Наталья Дмитриевна Фонвизина. Они снабдили арестантов пищей, теплыми вещами и ещё передали Евангелие, в обложке которого были спрятаны деньги. Это Евангелие и стало спасением для Достоевского, а Наталья Дмитриевна поддерживала тайную переписку с Федором Михайловичем и в Омске. Наталья Дмитриевна Фонвизина

Писатель был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского». Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников».

Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева … копию с преступного письма литератора Белинского, - читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием.

Каторга и ссылка

Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Николай Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот» .

Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11-20 января 1850) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие , которое писатель хранил всю жизнь.

Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Сохранились воспоминания одного из очевидцев каторжной жизни писателя. Впечатления от пребывания в остроге нашли потом отражение в повести «Записки из Мёртвого дома». В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Во время службы в Семипалатинске он подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Здесь же у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за учителем гимназии Александром Исаевым, горьким пьяницей. Через некоторое время Исаева перевели на место судебного заседателя в Кузнецк. 14 августа 1855 года Фёдор Михайлович получил письмо из Кузнецка: муж М. Д. Исаевой скончался после долгой болезни.

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Достоевский написал верноподданническое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате стал унтер-офицером. 20 октября 1856 года Достоевский был произведён в прапорщики.

6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке. Сразу после венчания они отправились в Семипалатинск, но по дороге у Достоевского произошёл эпилептический припадок, и они на четыре дня остановились в Барнауле. 20 февраля 1857 года Достоевский и его жена вернулись в Семипалатинск.

Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос.

В 1859 году в «Отечественных записках» Достоевский опубликовал свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».

В период раннего детства воспитанием Федора Достоевского занималась его личная няня, Алена Флоровна. После того, как Федор вырос, она жила с семьей как родная. Алена Флоровна с малых лет «подпитывала» воображение юного писателя сказочными историями о подвигах храброго Алеши Поповича, о чудесах Жар-птицы, о Синей Бороде и т.д. спустя какое-то время Федор научился читать, и уже самостоятельно читал сказки и рассказы. Больше всего юного Достоевского поразила книга «Истории Ветхого и Нового Завета», изданная в 1819 году.

В 14-летнем возрасте Федора сдали в пансион Чермака - одно из самых лучших частных учебных заведений Москвы. По окончанию пансиона, родители отправляют Федора на учебу в Петербург. 16 января 1838 Федора Достоевского зачисляют в Главное инженерное училище. Училище это располагалось на территории Михайловского замка, бывшем дворце Павла I. В начале своей учебы Федор, как и все новички, или «рябцы», поддается дерзкому истязанию воспитанниками старших классов. В этой жестокой среде Достоевский, мальчик из любящей семьи, замыкается в себе. Замкнутости и уединенности будущего поэта способствует страшное известие о том, что крепостные крестьяне убили его отца. Это жуткое известие потрясло Федора, ведь совсем еще недавно умерла его любимая мать. Юноша остался сиротой. Жизнь Достоевского в военном училище становится мучительнее с каждым днем.

12 августа 1843 года Федор Достоевский полностью окончил курс наук в верхнем офицерском классе. Николаевская действительность встретила молодого человека неприветливо. Из-за увлеченности своими творческими замыслами, Федор окончил училище далеко не в первых рядах. После окончания учебы его направляют на службу в одну из первоклассных оборонительных крепостей государства, где должны были проводиться большие военно-оборонительные работы. Будущий писатель был назначен на скромный пост «с употреблением при чертежной». Вышестоящее начальство доверяет Достоевскому лишь мелкие работы, не превышающие кабинетный масштаб. В основном это полевая картография и начертательная геометрия. Данное положение дел совсем не смущает молодого строителя, его голова уже давно занята другими заданиями.

Служба абсолютно не отвечает запросам Федора, он чувствует себя писателем и поэтом, а никак не строителем, инженером. Однако он еще очень сильно сомневается, является ли литература его призванием. Около двух месяцев Достоевский жил в крайнем безденежье, так как потратил все свое жалование на игру в бильярд.

В 1844 году Федор Достоевский получает командировку в одну из дальних крепостей, расположенной в Оренбурге или Севастополе. В то время писатель уже был в звании инженера департамента. Столь дальняя поездка требовала значительных финансовых расходов. К тому же могла прерваться одна из литературных работ Достоевского. Немного подумав, Федор все же решается оставить службу и посвятить всего себя написанию литературных произведений. 19 октября 1844 года он по собственному прошению был отчислен со службы.

30 октября 1821 года - Федор Достоевский родился в семье врача, практикующего в московской Мариинской больницы для бедных людей.

1838 - 1843 год - учеба в военно-инженерном училище, расположенном в Петербурге. По окончании училища Достоевский поступил в чертежную инженерного департамента.

1844 год - выход в отставку, начало литературной деятельности.

1846 год - выход первой повести «Бедные люди». Возникновение в других произведениях («Двойник», «Белые ночи») темы психологической двойственности людей, характерной для его позднего творчества.

1847 год - увлечение идеями утопического социализма, вход в революционный кружок М. В. Петрашевского.

1849 год - арест, приговорение к смертной казни. Казнь была в последствии заменена на 4 года каторги.

1850 - 1854 годы - отбывание заключения в Омской каторжной тюрьме.

1859 год - возвращение в Петербург, возобновление литературной деятельности.

1860 - 1870 годы - создание крупнейших романов: «Преступление и наказание», «Идиот».

1875 год - создание романа «Подросток».

1879 - 1980 - написание романа «Братья Карамазовы».

Переломные моменты в жизни Ф.М.Достоевского

Достоевский видел много несправедливости в детстве, его отец был порочный пьяница, отставной военный хирург, который работал в больнице, расположенной в одном из самых бедных районов Москвы, а также тюрьмы и сумасшедшие дома.

Федор Михайлович Достоевский учился в Военно-инженерной академии в Санкт-Петербурге, где он изучал литературу и начал карьеру писателя после того как закончил академию в 1844 году. Ему было 24 года. В 1849 году принял решение повернуть жизнь. Он был членом либералов Петрашевцев, в то время, когда царь решил пресечь любой намек на восстание. Он и другие члены либералов Петрашевцев были арестованы с последующим вынесением смертного приговора. Позднее в этом же году, он был подвергнут инсценировке казни. Это было разрушительным моментом в его жизни и психологические шрамы не зажили.

Затем его приговор был заменен на 4 года каторжных работ в Сибири. Это был сущий ад для него, люди теснились и жили в кварталах, которые он сравнивал с гробом. Он был освобожден в 1854 и был направлен на службу в Сибирский полк на пять лет.

Время, проведенное в тюрьме и в военном полку, значительно изменило его политические и религиозные взгляды. Он стал презирать западную культуру, которая текла необратимо в родную Россию, чьи традиции Федор Михайлович Достоевский высоко ценил. Тюрьма укрепила его русскую православную веру, и он стал писать серьезные работы, в которых описывал темы "душевных мук, религиозного пробуждения и психологической путаницы".

Арест Достоевского и каторга

Арест

Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время, которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «... отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». 22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.

Каторга

Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов - П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) - в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.

На пороге смерти. О последних днях жизни писателя

О последних днях жизни Достоевского имеется простой правдивый рассказ его верной, любимой супруги Анны Григорьевны.

В ночь на 25 января у Достоевского случилось легочное кровотечение. Около 5 часов дня кровотечение повторилось. Встревоженная Анна Григорьевна послала за доктором. Когда доктор стал выслушивать и выстукивать грудь больного, кровотечение повторилось и настолько сильное, что Федор Михайлович потерял сознание.

"Когда его привели в себя, - пишет в своих "Воспоминаниях" Анна Григорьевна - первые слова его, обращенные ко мне были: "Аня, прошу тебя, пригласи немедленно священника, я хочу исповедоваться и причаститься!.." "Хотя доктор стал уверять, что опасности особенной нет, но, чтобы успокоить больного, я исполнила его желание. Мы жили вблизи Владимирской церкви, и приглашенный священник о. Мегорский через полчаса был уже у нас. Федор Михайлович спокойно и добродушно встретил батюшку, долго исповедовался и причастился.

Когда священник ушел, и я с детьми вошла в кабинет, чтобы поздравить Федора Михайловича с принятием Св. Таинств, то он благословил меня и детей, просил их жить в мире, любить друг друга, любить и беречь меня. Отослав детей, Федор Михайлович благодарил меня за счастье, которое я ему дала, и просил меня простить, если он в чем-нибудь огорчил меня...

Вошел доктор, уложил больного на диван, запретил ему малейшее движение и разговор, и тотчас попросил послать за двумя докторами, А.А. Пфейфером и профессором Д.И. Кощлаковым, с которыми муж мой иногда советовался...

Ночь прошла спокойно. Проснулась я около семи часов утра и увидела, что муж смотрит в мою сторону. "Ну, как ты себя чувствуешь, дорогой мой?" - спросила я, наклонившись к нему. "Знаешь, Аня, - сказал Федор Михайлович полушепотом, - я уже три часа как не сплю и все думаю, и только теперь сознаю ясно, что я сегодня умру..." "Голубчик мой, зачем ты это думаешь, - говорила я в страшном беспокойстве, - ведь тебе теперь лучше, кровь больше не идет... Ради Бога, не мучай себя сомнениями, ты будешь еще жить, уверяю тебя..." "Нет, я знаю, я должен сегодня умереть. Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие". Он сам открыл святую книгу и просил прочесть: окрылось Евангелие от Матфея, глава 3, ст. 14-15. ("Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду"...) "Ты слышишь - "не удерживай", - значит, я умру, - сказал муж и закрыл книгу..." Около 7 часов вечера кровотечение возобновилось и в восемь часов тридцать восемь минут Ф.М. Достоевский скончался (28 января 1881 года).

Федор Михайлович Достоевский был один из немногих писателей, который оставил нам автобиографию. Краткую историю своей жизни Достоевский на словах передал А.Г. Достоевской, которая их тщательно задокументировала и опубликовала в журнале «Дневник писателя».

Многочисленные современники Федора Михайловича говорят о том, что писатель не любил разговаривать о своей жизни. Однако, небольшой рассказ о себе Достоевский все же оставил своим потомкам.

В «дневнике писателя» известный классик рассказывает о том, что до 16 лет взросление его проходило под чутким руководством родителей, в Москве. Достигнув возраста, когда пора было определяться с местом дальнейшего обучения, Федор Михайлович, по наставлению родителей, отправился сдавать экзамены в Инженерный институт. Благополучно выдержав экзамен, Достоевский учится в институте вплоть до 1842 года, после чего отправляется в армию. После выхода в отставку, Достоевский стал жертвой обстоятельств, которые определили его дальнейшую деятельность. В 1849 году он был арестован за связь с предателями страны, которые пытались захватить власть в стране. Был отправлен на каторгу, где потерял все свои права гражданина России.

Достоевский и антисемитизм

Электронная еврейская энциклопедия утверждает, что антисемитизм был неотъемлемой частью мировоззрения Достоевского и находил выражение как в романах и повестях, так и в публицистике писателя. Наглядным подтверждением этого, по мнению составителей энциклопедии, является работа Достоевского «Еврейский вопрос». Однако сам Достоевский в «Еврейском вопросе» утверждал: «… в сердце моём этой ненависти не было никогда …».

В «Дневнике писателя» в 1873 г. Достоевский писал: «Так и будет, если дело продолжится, если сам народ не опомнится; а интеллигенция не поможет ему. Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов, и уж тут никакая община его не спасет… <…> Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным, но так как они будут платить бюджет, то, стало быть, их же надо будет поддерживать.»

Писатель Андрей Дикий приписывает Достоевскому следующую цитату: «Евреи сгубят Россию и станут во главе анархии. Жид и его кагал — это заговор против русских». Похожую цитату со ссылкой на письмо-ответ Николаю Епифановичу Грищенко, учителю Козелецкого приходского училища Черниговской губернии, приводит Наседкин: «А ведь жид и его кагал — это всё равно, что заговор против русских!»

Отношение Достоевского к еврейскому вопросу анализируется литературоведом Леонидом Гроссманом в статье «Достоевский и иудаизм» и книге «Исповедь одного еврея», посвященной переписке между писателем и еврейским журналистом Аркадием Ковнером. Послание великому писателю, отправленное Ковнером из Бутырской тюрьмы, произвело впечатление на Достоевского. Свое ответное письмо он заканчивает словами «Верьте полной искренности, с которой жму протянутую Вами мне руку», а в посвященной еврейскому вопросу главе «Дневника писателя» обширно цитирует Ковнера.

По мнению критика Майи Туровской взаимный интерес Достоевского и евреев вызван воплощением в евреях (и в Ковнере, в частности) искательства персонажей Достоевского.

По мнению Николая Наседкина, противоречивое отношение к евреям вообще свойственно Достоевскому. Следует отметить, что неприязнь Достоевского к евреям, возможно, была связана с его религиозными убеждениями.

Вскоре после публикации «Белых ночей» писателя арестовывают по обвинению в связях с «делом Петрашевского». Суд, не смотря на отрицание обвинений, признается виновным. Смертная казнь была назначена на 22 декабря 1949 года, и в последний момент было объявлено о помиловании и назначении каторжных работ. Все ужасные ощущения перед казнью Достоевский вложил в уста князя Мышкина, героя «Идиота».

Каторга писателя длилась четыре года и проходила в Омске, после освобождения он был направлен в седьмой линейный сибирский батальон в качестве рядового. Во время службы он знакомится с Марией Исаевой, с которой венчается в 1857 году в Кузнецке. 20 февраля 1857 года Достоевский с супругой вновь возвращаются в Семипалатинск и живут там до тех пор, пока в 1859 году он не получает временный билет, дающий ему право ехать в Тверь.

Достоевский в русской революции

Если Гоголь в русской революции не сразу виден и сама постановка этой темы может вызвать сомнения, то в Достоевском нельзя не видеть пророка русской революции. Русская революция пропитана теми началами, которые прозревал Достоевский и которым дал гениально острое определение. Достоевскому дано было до глубины раскрыть диалектику русской революционной мысли и сделать из нее последние выводы. Он не остался на поверхности социально-политических идей и построений, он проник в глубину и обнажил метафизику русской революционности. Достоевский обнаружил, что русская революционность есть феномен метафизический и религиозный, а не политический и социальный.

Так удалось ему религиозно постигнуть природу русского социализма. Русский социализм занят вопросом о том, есть ли Бог или нет Бога. И Достоевский предвидел, как горьки будут плоды русского социализма. Он обнажил стихию русского нигилизма и русского атеизма, совершенно своеобразного, не похожего на западный. У Достоевского был гениальный дар раскрытия глубины и обнаружения последних пределов. Он никогда не остается в середине, не останавливается на состояниях переходных, всегда влечет к последнему и окончательному. Его творческий художественный акт апокалиптичен, и в этом он — поистине русский национальный гений. Метод Достоевского иной, чем у Гоголя. Гоголь более совершенный художник.

Достоевский прежде всего великий психолог и метафизик. Он вскрывает зло и злых духов изнутри душевной жизни человека и изнутри его диалектики мысли. Все творчество Достоевского есть - антропологическое откровение,— откровение человеческой глубины, не только душевной, но и духовной глубины. Ему раскрываются те мысли человеческие и те страсти человеческие, которые представляют уже не психологию, h онтологию человеческой природы. У Достоевского в отличие от Гоголя всегда остается образ человека и раскрывается судьба человека изнутри. Зло не истребляет окончательно человеческого образа. Достоевский верит, что путем внутренней катастрофы зло может перейти в добро. И потому творчество его менее жутко, чем творчество Гоголя, которое не оставляет почти никакой надежды.

Женщины в жизни Достоевского: Русский «Маркиз де Сад»

Сказать, что Федор Михайлович Достоевский обладал повышенной сексуальностью, значит, почти ничего не сказать. Это физиологическое свойство было настолько в нем развито, что, несмотря на все старания скрыть его, невольно прорывалось наружу — в словах, взглядах, поступках. Это, конечно же, замечали окружающие и... осмеивали его. Тургенев назвал его «русским маркизом де Садом». Не в состоянии совладать с чувственным огнем, он прибегал к услугам проституток. Но многие из них, однажды вкусив любви Достоевского, потом отказывались от его предложений: слишком уж необычна, и, главное, болезненна была его любовь.

Его сексуальность носила садомазохистский характер. Ему нравилось превращать женщину в свою игрушку, а после — хотелось самому почувствовать себя ее вещью... Вытерпеть такое могла не каждая.

Унять сексуальный жар не помогали ни обливание холодной водой, ни работа до седьмого пота.

«Красота спасет мир». Такое мог сказать только человек, который сам был обделен красотой и не надеялся когда-либо ею насладиться. Чувствуя себя этаким Квазимодо, Достоевский крайне эмоционально реагировал на всякую красоту. Но прежде всего — на красоту женскую. Еще бы: какая же красавица согласится быть рядом с таким ничтожеством и уродцем?! А именно таким он себя долгое время осознавал. Потому то такой впечатлительной была его реакция на любое красивое личико и особенно... красивые женские ножки.

Ох уж эти ножки! Увидит из-под кокетливо приподнятого платья кусочек стройной лодыжки — шлепнется в обморок. Увидит в витрине на дамском манекене чулочек с подвязкой — ищет скамейку, чтобы перевести дух и не потерять сознание. Едва ли не каждое письмо свое к Анне Григорьевне он будет заканчивать мысленным целованием ее ножек: «Целую пять пальчиков на твоей ножке, целую ножку и пяточку, целую и не нацелуюсь, все воображаю это...», «Целую тебя поминутно в мечтах моих всю, поминутно взасос. Особенно люблю то, про что сказано: «И предметом сим прелестным — восхищен и упоен он». Этот предмет целую поминутно во всех видах и намерен целовать всю жизнь», «Ах, как целую, как целую! Анька, не говори, что это грубо, да ведь что же мне делать, таков я, меня нельзя судить... Целую пальчики ног твоих, потом твои губки, потом то, чем «восхищен и упоен я».

Его впечатлительность явно выходила за границы нормы. Когда какая-нибудь уличная красотка говорила ему «нет», он падал в обморок. А если она говорила «да», результат зачастую был точно таким же.

В постели с Достоевским

Говорить о великом писателе, классике мирового масштаба, одном из величайших властителей дум как о любовнике, муже и мужчине "с сексуальными странностями", мягко говоря, нелегко. Во-первых, неимоверно сложно побороть пиетет. А во-вторых, уж больно сама тема "опасна" - когда называешь вещи своими именами, слова становятся тяжеловесными и грубыми, и трудно соблюсти меру, если речь идет о такой гениальной и больной индивидуальности, как Федор Михайлович Достоевский.

Певец чудовищной эротики?

Многие черты его характера и события жизни продолжают оставаться загадочными и необъяснимыми. Подлинную правду о нем знали только немногие друзья. В своих романах и повестях он так взволнованно говорил о тайнах, провалах и безумиях пола, так настойчиво выводил сластолюбцев, растлителей и развратников, так проникновенно рисовал "инфернальных" (роковых) и грешных женщин, что совершенно естественно возникает вопрос: откуда пришло к нему исключительное знание тяжелой, порою чудовищной эротики его распаленных героев и героинь? Создал он весь этот мир страстей, преступлений и возмездия, взлетов духа и беснования плоти из наблюдений, фантазий или собственного опыта? Кого и как любил он и каким был Достоевский-муж и любовник? Может быть, кое-что в этом рассказе вам покажется неправдоподобным или маловероятным, но ведь Достоевский был гораздо сложнее, чем любой из его героев. Гениальный эпилептик, прошедший через страшные испытания смерти, каторги, нужды и одиночества, патологический любовник и мятущийся искатель святости, он прожил неповторимую, фантастическую жизнь.

Первая любовь

Федор Михайлович Достоевский вырос в семье, над которой безгранично властвовал отец-деспот. Вспыльчивый, угрюмый и подозрительный, он доходил до патологических преувеличений в своих обидах и фантазиях. Михаил Андреевич был способен обвинить в неверности жену на седьмом месяце беременности, а потом мучительно переживать свои сомнения. Почти такой же болезненный характер носили вспышки его гнева. В докторе Достоевском хорошо заметны все признаки двойственности и невроза, которые проявились потом и у его сына. Вполне вероятно, они стали причиной возникновения страшной болезни - эпилепсии. Мать умерла, когда Федору еще не исполнилось шестнадцати лет. В тот же год его со старшим братом отправили в Петербургское инженерное военное училище. Подросток Достоевский был замкнутым и робким, у него не было ни "манер", ни денег, ни знатного имени. Если сверстники хвастались знанием тайн любви, полученным в объятиях крепостных девок и петербургских проституток, то Федору оставалось только помалкивать. После с горем пополам оконченного учебного заведения Достоевский сразу же подал в отставку и занялся писательством. Это был единственный способ заработать на жизнь: в восемнадцать лет он остался круглым сиротой с кучей младших братьев и сестер. В 24 года с успехом повести "Бедные люди" перед Достоевским открылись двери петербургских салонов. У литератора Ивана Панаева он знакомится с его женой, Авдотьей Яковлевной, и по уши влюбляется. Через три месяца Достоевский пишет брату: "Я влюблен не на шутку в Панаеву... Болен нервами и боюсь горячки или лихорадки нервической". Первая влюбленность была мучительной, а закончилась унизительно. 22-летняя красавица брюнетка Панаева не обратила никакого внимания на худенького белокурого нервного юношу с болезненным цветом лица, а стала любовницей Николая Некрасова, который был и настойчивее и богаче, и более знаменит. Что ж, ее можно понять... Тем не менее не стоит думать, что несчастный влюбленный был совершенным девственником. По собственному признанию, Федор не отказывался участвовать в товарищеских пирушках, и шумные вечера обычно заканчивались в публичных домах. В 24 года Достоевский писал: "Я так распутен, что уже не могу жить нормально, я боюсь тифа или лихорадки, и нервы больные", а также: "Минушки, Кларушки, Марианны и т.п. похорошели донельзя, но стоят страшных денег. На днях Тургенев и Белинский разбранили меня в прах за беспорядочную жизнь".

Но литературный успех очень быстро сменился провалом. Следующее произведение «Двойник» не понравилось ни публике, ни критике. Достоевский "ушел на дно". Николай Страхов, биограф и близкий друг Достоевского, говорил, что описание молодости героя "Записок из подполья" весьма автобиографично: "В то время мне было всего 24 года. Жизнь моя была угрюмая, беспорядочная и до одичалости одинокая... Дома я всего больше читал, но по временам наскучало ужасно... Хотелось двигаться, и я вдруг погружался в темный, подземный, гадкий не разврат, а развратишко... Порывы бывали истерические, со слезами и конвульсиями... Развратничал я уединенно, по ночам, потаенно, боязливо, со стыдом, не оставлявшим меня в самые омерзительные минуты... Боялся я ужасно, чтоб меня как-нибудь не увидали, не узнали... Ходил по самым темным местам..."

К 28 годам Достоевский увлекся утопическим социализмом, попал в кружок Петрашевского, а оттуда, после страшной пытки мнимой казнью, - на каторгу, где встретил свою первую жену.

Жена Достоевского - ангел, посланный небесами

В конце прошлого века английские ученые, рассказали миру о том, какой должна быть просто идеальная жена. По мнению мужчины - это женщина, умеющая во всехвопросах соглашаться со своим мужем и делать это в самой милой и приятной манере - «Да, милый!», «Я с тобой согласна, дорогой» и тому подобное.

Известному русскому писателю Федору Михайловичу Достоевскому в этом смысле, безусловно, повезло. Его второй женой стала бывшая стенографистка Анна Григорьевна Сниткина. Это была именно, та женщина, которая была нужна писателю - ангел, спустившийся с небес и ставший его хранителем в жизни. Об Анне Григорьевне даже Лев Толстой говорил, что она является той женщиной, которая нужна любому писателю. Хотя при этом жена Толстого тоже всегда была образцом идеальной жены.

Вздорный характер и привычки Достоевского запросто могли привести его в сумасшедший дом или даже в тюрьму. Но его спасением от всех этих возможных жизненный перипетий стала именно Анна Григорьевна, умеющая всегда усмирить «бесов», порой разыгрывающихся в голове писателя.

Анна Григорьевна Достоевская

Анна Григорьевна Достоевская (урождённая Сниткина) - вторая жена Ф. М. Достоевского, мать его четверых детей.

Родилась в Санкт-Петербурге, в семье мелкого чиновника Григория Ивановича Сниткина. С детства зачитывалась произведениями Достоевского.

С 4 октября 1866 года, в качестве стенографистки-переписчицы, участвовала в подготовке к печати романа «Игрок» Ф. М. Достоевского. 15 февраля 1867 года Анна Григорьевна стала женой писателя, а через два месяца Достоевские уехали за границу, где оставались на протяжении более четырёх лет (до июля 1871 года).

По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне. На здании, расположенном на том месте, где находилась гостиница, в которой останавливались Достоевские, в декабре 2006 года была открыта мемориальная таблица (скульптор Ромуальдас Квинтас). Направившись на юг, в Швейцарию, Достоевские заехали в Баден, где сперва Фёдор Михайлович выиграл на рулетке 4000 франков, но не мог остановиться и проиграл всё, что с ним было, не исключая своего платья и вещей жены. Почти год они жили в Женеве, где писатель отчаянно работал, и иногда нуждались в самом необходимом. Там у них родилась первая дочь Софья, однако в возрасте трёх месяцев ребёнок умер, к неописуемому отчаянию родителей. В 1869 году в Дрездене у Достоевских родилась дочь Любовь.

По возвращении супругов в Петербург у них родились сыновья Фёдор и Алексей. Вместе с этим начался самый светлый период в жизни романиста, в горячо любимой семье, с доброй и умной женой, которая взяла в свои руки все экономические вопросы его деятельности (денежные и издательские дела) и скоро освободила мужа от долгов. С 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку. Анна Григорьевна обустроила жизнь писателя и вела дела с издателями и типографиями, сама издавала его сочинения. Ей посвящён последний роман писателя «Братья Карамазовы» (1879—1880).

В год смерти Достоевского (1881) Анне Григорьевне исполнилось 35 лет. Вторично замуж не выходила. После смерти писателя собирала его рукописи, письма, документы, фотографии. Организовала в 1906 году комнату, посвящённую Фёдору Михайловичу в Историческом музее в Москве. С 1929 года её коллекция перешла в музей-квартиру Ф. М. Достоевского в Москве. Анна Григорьевна составила и издала в 1906 году «Библиографический указатель сочинений и произведений искусств, относящихся к жизни и деятельности Ф. М. Достоевского» и каталог «Музей памяти Ф. М. Достоевского в императорском Российском историческом музее имени Александра III в Москве, 1846—1903». Её книги «Дневник А. Г. Достоевской 1867 год» (опубликована в 1923 году) и «Воспоминания А. Г. Достоевской» (опубликована в 1925 году) являются важным источником для биографии писателя. Умерла Анна Григорьевна в Ялте в голодном военном 1918 году.

Апполинария Суслова

Яркая, талантливая, незабываемая, скандальная, надменная Аполлинария Суслова прошла через жизнь Федора Достоевского. Любовь, принесшая лишь страдания обоим.

Обучавшаяся в пансионе для благородных девиц, Полина - так называли Суслову близкие, после переезда семьи в Петербург, начала посещать университетские лекции, где одним из популярных среди молодежи лекторов был Достоевский. 1861 год - первая встреча, юной студентке 21 год, маститому писателю уже сорок.

Впрочем, студенткой она была неусердной, посещала лекции лишь из желания быть в гуще событий. Полина флиртовала со студентами, принимала активное участие в политических демонстрациях, посещала балы и литературные студенческие вечера, старательно обхаживала Достоевского, пытаясь во всем ему угождать. Федор Михайлович казалось, не замечал происходящего, тогда она объяснилась ему в любви в пылком письме. Через некоторое время у них завязался роман.

Эгоизм и самолюбие Апполинарии быстро стали угнетать Достоевского. Его помощь на литературном поприще не увенчалась успехом Сусловой, её повесть, изданная в семейном журнале Достоевских «Время» была откровенно слабой.

Тайные встречи, постоянные упреки, требования развода с больной женой. Апполинария играла чувствами писателя, при малейшем подозрении о возможном окончании их романа, грозилась покончить с собой. Сама между тем не отказывалась от встреч с другими мужчинами. Эти изматывающие отношения удручали Достоевского, тем не менее, после смерти жены он сделал предложение Сусловой, но получил отказ.

Удивительно, что для Апполинарии Достоевский был всего лишь одним из поклонников, она не ценила его писательский талант, не читала его книг. Покорное служение гению не могло стать её уделом, для этого она была слишком горда и своенравна.

Критики часто находят черты Сусловой в образах, созданных Достоевским. Эта мучительная любовь нашла отражение во многих его произведениях.

Самым знаменитым музеем Достоевского Ф.М. является его мемориальный музей. В этой шестикомнатной квартире Достоевский жил с 5 октября 1878 г. до 28 января 1881 г. В мемориальной квартире достоверно воспроизведены интерьеры кабинета писателя, комнаты Анны Григорьевны, детской, гостиной и столовой. Здесь можно увидеть мебель тех лет и личные вещи, как самого Достоевского, так и его близких. В гостиной писателя частенько собирались знаменитые петербургские литераторы тех лет, засиживаясь допоздна. Сам Федор Михайлович провел в этой комнате много часов, обдумывая свои будущие произведения. У посетителей музея есть возможность ознакомиться с личными документами и записями писателя.

Не менее знаменит и дом-музей Ф.М. Достоевского в Старой Руссе. В Старой Руссе писатель в свое время приобрел дом, в котором надеялся обрести покой и семейное счастье. Сейчас этот дом превращен в музей, повествующий нам о жизни писателя и его семьи в Старой Руссе. В этом доме Достоевский написал свои знаменитейшие произведения "Братья Карамазовы", "Бесы" и "Подросток".

Интерьер дома был воссоздан практически полностью, что позволяет посетителям музея прочувствовать ту атмосферу, в которой творил наш великий соотечественник. Каждый год в музее организуются чтения "Достоевский и современность", на которые съезжаются поклонники писателя из России и стран СНГ, Канады и Японии.

О музеях Ф.М. Достоевского

Самым известным музеем Ф.М. Достоевского является, разумеется, "Дом-музей Ф. М. Достоевского" в Старой Руссе. Однако, это - вовсе не единственный музей мира, посвящённый жизни великого русского писателя.

Всего таких музеев в мире целых семь. Из них все, кроме одного, расположены на территории Российской Федерации. Оставшийся же музей расположен на территории Республики Казахстан.

Три музея объединены общим названием - "Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского". Один из них расположен в северной столице нашей Родины - Санкт-Петербурге, второй в Новокузнецке, а третьим является как раз тот из музеев, который находится в Казахстане, в городе Семипалатинске.

В Омске, где Фёдор Михайлович провёл годы каторги, открыт четвёртый музей под названием "Омский государственный литературный музей Ф. М. Достоевского".

Пятым музеем в нашем списке является тот самый, наиболее известный музей писателя, расположенный в Старой Руссе.

Шестой музей находится на родине Достоевского - в Москве. Это - "Музей-квартира Ф. М. Достоевского".

Наконец, седьмым музеем является "Музей-усадьба в селе Даровое". Дом, где он расположен, принадлежал когда-то родителям писателя.

Романы:

Бедные люди

Братья Карамазовы

Подросток

Преступление и наказание

Униженные и оскорбленные

Повести и рассказы:

Белые ночи

Вечный муж

Господин Прохарчин

Два самоубийства

Дядюшкин сон

Елка и свадьба

Записки из подполья

Крокодил

Маленький герой

Мальчик у Христа на елке

Неточка Незванова

Петербургские сновидения в стихах и в прозе

Ползунков

Роман в девяти письмах

Село Степанчиково и его обитатели

Скверный анекдот

Слабое сердце

Сон смешного человека

Честный вор

Чужая жена и муж под кроватью

Переписка и речи:

Пушкинская речь

Книги очерков и критика:

Записки из мертвого дома

Зимние заметки о летних впечатлениях

Петербургская летопись

Приговор

Пушкин Ф.М.Достоевский, Д.В.Григорович, Н.А.Некрасов.

Как опасно предаваться честолюбивым снам

Дневник писателя:

Дневник писателя. 1873 год.

Дневник писателя. 1876 год.

Дневник писателя. 1880 год.

Дневник писателя. 1881 год.

Дневник писателя. Сентябрь - декабрь 1877 года.

Дневник писателя. Январь - август 1877 года.

— Если хочешь победить весь мир, победи самого себя.

— Умная жена и ревнивая жена - два предмета разные.

— Нельзя любить то, чего не знаешь!

— Много людей честных благодаря тому, что дураки.

— Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.

— Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

— Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

— Юмор есть остроумие глубокого чувства.

— Есть минуты, когда люди любят преступления.

— Фантастическое составляет сущность действительности.

— Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным.

— Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

— В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

— Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

— Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

— Деньги - это чеканная свобода.

— Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека.

— Возбуждение сострадания к осмеянному и не знающему себе цены прекрасному и есть тайна юмора.

— Чем более мы будем национальны, тем более мы будем европейцами (всечеловеками).

— Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Вскоре такое разрешение было получено, и Достоевский активно включается в литературную жизнь Петербурга, вместе с братом принимается за новое для него дело - выпуск собственного журнала. В первых номерах «Времени» Достоевский отдал дань трагическому жизненному опыту, почерпнутому в Сибири: здесь полностью были напечатаны «Записки из Мертвого дома», в которых воплотились впечатления, полученные за 4 страшных года каторги. Кто несет ответственность за ад «Мертвого дома»: исторические обстоятельства, общественная среда или каждая личность, индивидуум, наделенный свободой выбора добра и зла? Уже в первой книге Достоевского 60-х годов чаша весов впервые качнулась в сторону второго ответа.

Начало 60-х годов - время формирования Достоевского как православного мыслителя, «почвенника», вынашивающего идею русской самобытности и всечеловечности. Именно 1860-1864 годы Достоевский назовет временем «перерождения убеждений».

Идеология «почвенничества» нашла выражение прежде всего в публицистике журналов «Время» и «Эпоха», которые выпускались на собственные средства Ф. М. и М. М. Достоевскими с 1861 по 1865 год. Общественный подъем начала 60-х, реформы 1861 года породили всеобщее ожидание «нового слова» в истории от самого народа. Но если революционные демократы-шестидесятники во главе с Н. Г. Чернышевским призывали народ к насильственному изменению существующих порядков, то Достоевский видел залог общественного благоденствия в ином: в мирном слиянии образованных сословий и корневого народа, «почвы». Новое направление сложилось не без влияния славянофильства. Однако пути достижения общественного идеала писатель видел, в отличие от славянофилов, в приобщении России к достижениям цивилизации и прогресса, в образовании и просвещении масс. Именно так понимался мыслителем важнейший долг интеллигенции. Вместе с тем, считал Достоевский, образованное сословие тоже должно поучиться у народа, воспринять его исконное мировоззрение, основанное на православной идее всеобщего братства, на христианской проповеди смирения и страдания.

Национальная самобытность, «своеисторичность», своя собственная форма развития, «взятая из почвы нашей, взятая из народного духа и народных начал»,- те качества, которые, по мнению Достоевского, игнорируются западнической интеллигенцией, но на самом деле не противоречат всечеловечности русской культуры. Русский человек «сочувствует всему человечеству», русскому народу предназначено проникнуться идеями и стремлениями других народов, увлечь всех за собою, «ринуться в новую, широкую, еще неведомую в истории деятельность». Идею особой, мессианской 1 роли русского народа Достоевский будет проповедовать до конца жизни.

1 Мессия - проводник и устроитель воли Бога, мессианский - проводящий волю Бога.

Весной 1846 года Федор Михайлович Достоевский познакомился с Михаилом Петрашевским. А в конце января 1847 года писатель начал посещать устраиваемые Петрашевским «пятницы», где главными обсуждаемыми вопросами были свобода книгопечатания, перемена судопроизводства и освобождение крестьян. 23 апреля 1849 года Достоевский в числе многих петрашевцев был арестован. Петрашевцев посадили в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Правительство решило использовать их дело в целях широкой антиреволюционной пропаганды. Долгое время заключенные были совершенно лишены каких-либо связей с внешним миром, только в июле им разрешили переписку с родными, получение книг и журналов.

Военный суд шел при закрытых дверях. 16 ноября вынесенный судом приговор был передан на заключение генерал-аудитору. Приговор военно-судной комиссии гласил: «…отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, — лишить … чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием».

22 декабря 1849 года Достоевский вместе с другими ожидал на Семеновском плацу исполнения смертного приговора. «Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния… в ту минуту … чрезвычайное большинство из нас почли бы за бесчестье отречься от своих убеждений … Приговор смертной казни расстрелянием … прочтен был вовсе не в шутку; почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли … десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти … но то дело, за которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом, представлялись нам не только не требующими раскаяния, но даже чем-то нас очищающим, мученичеством, за которое многое нам простится!». Над приговоренными переломили шпагу, а затем последовала приостановка казни и помилование. По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты. Ночью 24 декабря Достоевский был отправлен из Петербурга в Сибирь.

2 Тобольск

Во время короткого пребывания в Тобольске с 9 по 20 января 1850 года на пути к месту каторги жены сосланных декабристов Ж. А. Муравьева, П. Е. Анненкова и Н. Д. Фонвизина устроили встречу писателя с другими этапируемыми петрашевцами и через капитана Смолькова передали каждому Евангелие с незаметно вклеенными в переплет деньгами (10 рублей). Свой экземпляр Евангелия Достоевский хранил всю жизнь как реликвию.

3 Омск

23 января 1850 года Достоевский прибыл в Омск. «С тракта заиндевевшие тройки вбежали в прямую улицу Тобольскую с небольшими одноэтажными деревянными домиками по сторонам. А вскоре перед ехавшими открылась большая площадь — эспланада Омской крепости. Кругом вдали виднелись городские постройки, посреди площади — старая городская роща с кривыми, редко разбросанными березами и небольшим, занесенным снегом вокзалом. Тройки повернули к земляной второклассной крепости», — писал омский краевед А. Ф. Палашенков.

Кибитка с Достоевским въехала в крепость и сразу повернула налево — к Омскому каторжному острогу. Острог стоял на краю крепости и расположен был в ее Степном бастионе. Прибывших в острог петрашевцев Достоевского и Дурова отвели в кордегардию (караульную), где им немедленно придали новое обличие арестантов. Достоевскому обрили голову, он был облачен в двухцветную куртку с желтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. В таком виде он вступил в каторжный каземат. Как и все окружавшие его арестанты, Достоевский был закован в кандалы.

Достоевский вспоминал об условиях жизни на каторге: «Жили мы в куче, все вместе, в одной казарме. Вообрази себе старое, ветхое, деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить. Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стеклах на вершок льду. С потолков капель — все сквозное. Нас как сельдей в бочонке… Тут же в казарме арестанты моют белье и всю маленькую казарму заплескивают водою. Поворотиться негде. Выйти за нуждою уже нельзя с сумерек до рассвета, ибо казармы запираются, и ставится в сенях ушат, и потому духота нестерпимая. Все каторжные воняют как свиньи. Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь. Блох, вшей и тараканов четвериками».

Вместе со всеми арестантами Достоевский ходил на работы. Их водили на кирпичный завод, расположенный на правом берегу вниз по Иртышу, верстах в трех или четырех от крепости. Работа на заводе была трудной. Каждому арестанту необходимо было выполнить «урок» — изготовить 2−2,5 сотни кирпичей, причем самому выполнить весь подготовительный цикл: вывезти и вымесить глину, наносить воды, а затем складировать готовую продукцию. В сарае, стоявшем на пустынном берегу Иртыша, Достоевский обжигал и толок алебастр. «Алебастровцев» отправляли на работу рано утром. По приходе арестанты растапливали печь и укладывали в нее алебастр. Когда алебастр был уже совсем обожжен, его выгружали в ящики. Затем каждый арестант брал свой ящик и тяжелой колотушкой дробил его. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осужденными за участие в освободительной борьбе против России.

Достоевский рассказывал брату: «…есть давали нам хлеба и щи, в которые полагалось ¼ фунта говядины на человека. Но говядину кладут рубленую, и я ее никогда не видал. По праздникам каша почти совсем без масла. В пост капуста с водой и почти ничего больше. Я расстроил желудок нестерпимо и был несколько раз болен». Прожить на «кормовые» деньги каторжники не могли. Судя по документам, в день на человека назначалось 9 копеек. Хотя дополнительная работа, и деньги, и все, что можно было на них купить, запрещалось, в остроге всегда работали, имели деньги, табак и даже вино. Начальство знало об этом, и ночные обыски были здесь обычным делом. Все запрещенное изымалось, виновный «бывал обыкновенно больно наказан».

Единственной возможностью отдохнуть от острожной казармы для Достоевского оказалось пребывание в омском военном госпитале, в арестантскую палату которого он попадал несколько раз. В госпитале было легче, свободнее, нежели в остроге. Отношение части врачебного персонала было гуманное. Госпиталь находился за пределами крепости, в Бутырском форштадте.

Писать в остроге было запрещено, поэтому основной творческой работой Достоевского в Омске было обдумывание своих будущих романов. Разнообразного материала вокруг было бесконечно много.

4 Семипалатинск

23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского. 15 февраля того же года писатель навсегда покинул Омский острог. Дальше начиналась служба рядовым в ссылке. В марте этого же года он был зачислен рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Большую поддержку Достоевский получал от приехавшего служить в Семипалатинск барона А. Е. Врангеля. Барон был членом прокурорского надзора, знал прежние сочинения писателя, присутствовал на Семеновском плацу, когда осужденных петрашевцев вывели на казнь. Достоевский получил возможность жить вне казармы, снял квартиру. Он поселился в «русском городе» поблизости от своего батальона среди сыпучих песков, поросших колючками, в полутемной и закопченной избе одной вдовы солдатки.

В Семипалатинске у Достоевского начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, женой местного чиновника А. И. Исаева, горького пьяницы. Через некоторое время Исаева перевели на место смотрителя трактиров в Кузнецк. 14 августа 1855 года Федор Михайлович получил письмо из Кузнецка: муж Исаевой скончался после долгой болезни.

В ноябре 1855 года Достоевский был произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых, в т. ч. героя Севастополя Э. И. Тотлебена, 1 октября 1856 года — в прапорщики. 6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке.

Помилование Достоевскому (то есть полная амнистия и разрешение публиковаться) было объявлено по высочайшему указу 17 апреля 1857 года, согласно которому права дворянства возвращались как декабристам, так и всем петрашевцам. 30 июня 1859 года Достоевскому выдали временный билет, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покинул Семипалатинск. В конце декабря 1859 года Достоевский с женой и приемным сыном Павлом вернулся в Петербург.