История меценатской деятельности дворянского рода шереметьевых.


«Бог сохраняет все».

Это девиз рода Шереметевых. Род военных, политиков, интриганов, театралов, неисправимых романтиков.

Шереметевы ведут свое происхождение с середины XIV века, от боярина Андрея Кобылы, первого исторически достоверного предка дома Романовых. Представители этого рода всегда отличались храбростью, остротой ума, уменьем служить Родине и государю.

Первым из Шереметевых, кто проявил интерес к искусству и занялся (в понимании XVIII века) меценатством, был генерал от инфантерии, сенатор, обер-камергер Петр Борисович Шереметев, сын знаменитого соратника Петра Великого фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. В фамильном поместье Кусково он собрал лучшую в то время портретную галерею. Также Борис Петрович славился любовью к музыкальным и театральным постановкам.

Его сын, Николай Петрович, стал одним из первых русских меценатов. Молодой граф Шереметев воспитывался вместе с будущим императором Павлом I. С детства Николай Шереметев выступал в домашнем театре отца. В возрасте 14 лет он исполнил партию бога Гименея, которую до этого исполнял цесаревич Павел.

В 1769 году Николай Петрович Шереметев отправился получать образование в одном из наиболее престижных учебных заведений - Лейденском университете в Голландии. Помимо учёбы он освоил театральное дело, сценическое, декорационное и балетное искусства, свел знакомство с Моцартом и Генделем. Граф Шереметев был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии. Среди его талантов была ещё и профессиональная игра на таких музыкальных инструментах, как скрипка, виолончель, фортепиано. Он умел читать партитуры, управлять оркестром и в юности мечтал быть дирижёром.

Екатерина II не доверяла людям, близким наследнику Павлу Петровичу. Опасаясь нового дворцового переворота, императрица стремилась удалить от двора тех вельмож, которым Павел мог доверять и на поддержку которых мог бы рассчитывать в своём стремлении создать оппозицию державной маменьке. Поэтому, по возвращении в Россию, Николай Шереметев сразу получил должность директора Московского банка и «осел» подальше от Петербурга - в провинциальной, патриархальной Москве. Однако графа это ничуть не огорчило. Верный поклонник Мельпомены, он тут же развернул строительство нового театра в своём подмосковном имении Кусково.

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель. В России со второй половины XVIII в. по 40е гг. XIX в. действовало более ста семидесяти крепостных театров, из них пятьдесят три - в Москве. Своими труппами и репертуаром славились домашние театры графа Александра Романовича Воронцова (1741-1805), князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831) - директора Императорских театров в 1791-1799 гг. Он создал театр, конкурировать с которым не мог ни один из известных крепостных театров того времени. Театр Шереметева отличался правильно подобранными декорациями, отличным оркестром и, конечно же, актёрами. Наспех набранную его отцом труппу из крепостных крестьян Николай Петрович пополняет новыми «народными» талантами. Он отдаёт своих актёров на обучение специально выписанным для этой цели артистам Петровского театра. Многие актёры проходят обучение в Москве и Петербурге, получая на деньги барина-мецената самое разностороннее образование: помимо сценического искусства, уроков вокала и музыки, они обучаются иностранным языкам, литературе, стихосложению. Сам Шереметев создаёт собственный театральный оркестр, покупает богатые декорации, заказывает костюмы, приглашает лучших музыкантов.

Новый Кусковский театр был официально открыт в 1787 году и пользовался огромной популярностью. На его спектакли съезжалась вся знать Москвы, а на некоторые представления специально прибывали высокопоставленные зрители из Петербурга. Содержатели частных театров жаловались городскому голове, что граф Шереметев (и без того богатый человек), ради своей забавы отбивает у них публику. Но для Шереметева театр не был забавой. Театральное дело постепенно превратилось в дело всей его жизни.

Помимо музыки и театра, Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры. За два десятилетия на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр, Фонтанный дом в Петербурге и Странноприимный дом в Москве. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Поражает умение графа не гоняться за модными европейскими архитекторами и художниками, а открывать таланты в своих крепостных. Знаменитое здание театрально-дворцового комплекса в Останкино было построено крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны и Старова.

Художник Н. Аргунов впоследствии увековечил память Шереметева, написав портреты его самого и Прасковьи Ковалёвой (Жемчуговой). Кстати, одним из крепостных талантов Шереметевых был и скрипичных дел мастер И.А. Батов, чьи инструменты по праву сравнивают с произведениями таких мастеров как Гварнери и Страдивари.

Дворец в Останкине был открыт уже летом 1795 года. Премьера состоялась 22 июля. Для открытия была подготовлена героическая опера «Взятие Измаила». Труппа Шереметева становится лучшей среди крепостных на то время, затмевая даже знаменитый театр графа Воронцова. Оригинальная планировка зала Останкинского театра позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. На сегодняшний день, Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены 18 века - сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.

Для графа Шереметева создание собственного театра стало главным делом жизни. За 20 лет Шереметев поставил около сотни опер, балетов и комедий. Но главной была комическая опера - Гретри, Монсиньи, Дуни, Далейрака, Фомина. Отдавая предпочтение французским и итальянским композиторам, граф не прошел мимо лучших образцов ранней русской комической оперы. Граф Шереметев был увлечен Театром Просвещения, реформаторскими операми Глюка и его последователей, первым в России обратился к реформаторским операм Глюка «Армида», «Ифигения в Тавриде», «Альцеста». Настоящей звездой этой труппы стала Прасковья Ивановна Ковалёва, сценический псевдоним - Жемчугова (1768-1803). Граф Николай Петрович Шереметев, едва увидев ее на сцене, влюбился раз и навсегда.

В 1796 году в биографии графа Шереметева наступают значительные перемены. На престол восходит его друг детства - Павел I. Николай Петрович в мгновение ока становится обер-гофмаршалом и одним из самых влиятельных людей в стране. Надо сказать, такой поворот фортуны Николая Петровича не обрадовал. И хотя милости и почести сыпались на него, как из рога изобилия, его единственным, самым горячим желанием в эти годы было устроить свою личную, семейную жизнь…

Граф не раз обращался к Павлу I с просьбой разрешить, в виде исключения, официальный брак с Жемчуговой. Император прямо не отказывал Шереметеву, но смотрел на связь своего фаворита с актриской, как на странное чудачество. Он искренне восхищался игрой Прасковьи на сцене, однако создать прецедент, поставив актёрку, дочь крепостного кузнеца, в один ряд с представительницами родовитых фамилий, так и не позволил.

Только после смерти Павла I граф Николай Петрович решился на уловку с подделкой документов. Он сочиняет легенду о происхождении Прасковьи Ивановны Ковалёвой из рода польских шляхтичей Ковалевских, которые якобы когда-то жили в его имении Кусково. В 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получает от молодого императора Александра I воистину царский подарок - специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской. Возможно, здесь не обошлось без шантажа: граф Шереметев не мог не знать о готовящемся заговоре против Павла I, а также и об участии в нём самого наследника. Шереметев в заговоре не участвовал, но и Павла о грозящей ему опасности не предупредил, хотя был едва ли не последним, кто говорил с ним накануне убийства. Фактически предав своего государя и благодетеля, обер-гофмаршал, скорее всего, рассчитывал на благодарность Александра I. Вскоре он её получил.

В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий. Естественно, такой непредвиденный поворот ошеломил всю алчную родню, радостно смирившуюся с тем, что Николай Петрович уже не оставит после себя прямого наследника. «Отменный штукарь наш старший родственник», - злобно заметила в мемуарах Анна Семеновна Шереметева - одна из претенденток на немалое наследство графа Николая Петровича.

Своим браком Шереметев окончательно закрепил за собой звание безумца, которого он удостаивался за глаза всю жизнь. Но это его более не волновало. Через двадцать дней после рождения сына умерла и Прасковья Шереметева-Жемчугова.

Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью.

В память о жене Шереметев основал Странноприимный дом (богадельню) в Москве (ныне здание Московского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Строить здание приюта граф начал ещё в 1792 году. Место близ Сухаревой башни называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало его матери. За постройку здания первоначально взялся архитектор Елевзой Назаров, из шереметевских крепостных, ученик Баженова. Но после смерти Прасковьи Жемчуговой довершал проект великий зодчий Джакомо Кваренги - большой поклонник творчества покойной актрисы. Под его гениальным карандашом рождались дивная ротонда церкви, высокая белая колоннада, уверенный размах дворцовых крыльев. Снаружи - дворец; внутри - убежище для больных, бездомных, увечных. Дом состоял из больницы на 50 «страждущих от недугов», богадельни на 100 «призреваемых» (50 мужчин и 50 женщин) и приюта на 25 девочек-сирот. Была также организована библиотека с читальным залом. В боковых галереях устроены палаты для немощных, а наверху - особое отделение для бедных, не имевших средств к существованию и живших здесь на иждивении этого дома.

Потратив на постройку здания огромный капитал - более полутора миллиона рублей, Шереметев положил на содержание богадельни ещё 500 тысяч рублей и завещал ей «в вечность» село Молодой Туд с деревнями в Тверской губернии - восемь тысяч душ. Из этих средств следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое присуждалось каждый год - 23 февраля, в день смерти графини Прасковьи Ивановны.

Здание Странноприимного дома Шереметева считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII -- XIX веков. Это единственное благотворительное учреждение в России, которое было построено и содержалось на средства одного частного лица.

Сын Николая Петровича Шереметева -- Дмитрий Николаевич -- не просто продолжил традиции меценатства, заложенные отцом, но и многократно развил их. В его время в народе появилась поговорка «жить на шереметевский счёт», поскольку граф, являясь попечителем Странноприимного дома, тратил не только на него, но и на другие учреждения, огромные суммы. За счёт графа Шереметева существовали московские храмы, обители, гимназии, приюты и, отчасти, Петербургский университет. Помощь графа сыграла решающую роль в преображении Лазаревской церкви в Александро-Невской лавре. Дмитрий Николаевич в течение всей жизни оказывал материальную поддержку художникам, певцам и музыкантам, часто отдавая залы Фонтанного дома в Петербурге под мастерские как знаменитых, так и безвестных живописцев.

Известными меценатами стали и внуки Николая Петровича - старший сын Дмитрия Николаевича Сергей и младший -- Александр. Сергей Дмитриевич Шереметев был видным государственным деятелем, коллекционером и историком, а также состоял во множестве обществ, в том числе в Российском обществе покровительства животным.

Граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931) основал в 1882-м году частный оркестр, с которым с 1898-го года начал давать народные (общедоступные) симфонические концерты. В 1908-м году он пожертвовал 20 тысяч золотых рублей на учреждение стипендии Н.А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. По его инициативе в Петербурге были установлены мемориальные доски Александру Даргомыжскому, Милию Балакиреву, Александру Серову и Модесту Мусоргскому, а также проводился всероссийский сбор средств на памятник Чайковскому. С 1910 года общедоступные концерты оркестра Шереметева стали бесплатными. Их посещала преимущественно малоимущая публика - та, что впоследствии составила аудиторию Ленинградской Филармонии, Театра оперы и балета им. Кирова. шереметьев меценат зодчество

Многие сочинение русских и зарубежных композиторов, ставших впоследствии общеизвестными, прозвучали впервые именно в его концертах. В феврале-марте 1906 г. первым в России граф Шереметев осуществил концертное исполнение оперы Вагнера «Парсифаль». «Пусть... критики возмущаются, что «Парсифаль» шел под управлением «любителя», - писал графу вскоре после концертов дирижер и композитор П.П. Шенк. - Первое исполнение «Парсифаля» будет вписано неизгладимыми буквами в историю музыки России».

В начале XX столетия род Шереметевых по-прежнему оставался богатейшим в России, но случился 1917 год. Младший внук знаменитого мецената Н.П. Шереметева -- Александр Дмитриевич -- оказался в Европе, где решил переждать «смутное время», как и многие другие русские аристократы. Ожидание затянулось, в Россию он так и не вернулся. За границей представителю богатейшего рода Шереметевых не на что было жить. Внук человека, чьё богатство одно время превосходило императорское, закончил свои дни во Франции в приюте для неимущих русских эмигрантов и был похоронен в общей могиле.

Девиз дворянского рода Шереметевых гласил: «Бог сохраняет все». Представителям графской ветви старинного рода Шереметевых в наивысшей степени была присуща потребность бескорыстного служения отечественной культуре - как творения блага, благородных деяний, которыми будут гордиться соотечественники и потомки.

С давних времён среди представителей высшей российской аристократии находились меценаты, способствовавшие развитию отечественного искусства. Их деятельность дала возможность раскрыться многим народным талантам, способствовавшим подъёму на новый уровень духовной жизни страны. Среди них был и граф Николай Петрович Шереметев, биография которого стала основой для написания этой статьи.

Наследник несметных богатств

Николай Петрович Шереметев родился 9 июля 1751 года. Волею судьбы он стал наследником одного из богатейших и знатнейших дворянских родов России. Его отец - Пётр Борисович, глава рода Шереметевых - стал обладателем одного из самых больших состояний в стране, выгодно женившись на дочери видного государственного деятеля, канцлера России - князя А. М. Черкасского.

В своё время он был широко известен как меценат и покровитель искусства. В принадлежавших Петру Борисовичу и Москвы хранились ценнейшие коллекции живописи, фарфора и ювелирных изделий. Однако его главную славу составлял домашний театр, представления которого не гнушались посещать порой даже члены царствовавшего Дома.

Воспитываясь в семье, где сценическое искусство воспринималось как одно из высших проявлений духовности, его сын Николай с ранних лет полюбил сцену и в возрасте 14 лет уже дебютировал, исполняя партию бога Гименея. Вместе с ним в спектаклях отцовского театра принимал участие и его друг - наследник престола цесаревич Павел.

Заграничный вояж молодого графа

В 1769 году Николай Петрович Шереметев отправился в Европу, где, как представитель знатнейшего и богатейшего российского рода, был представлен при дворах Франции, Пруссии и Англии. Завершил он своё путешествие в Голландии, где поступил в одно из наиболее престижных учебных заведений того времени - Лейденский университет.

Но не одним академическим дисциплинам посвящал своё время молодой граф. Вращаясь в высших кругах европейского общества, он лично познакомился со многими передовыми людьми той эпохи, среди которых были знаменитые композиторы Гендель и Моцарт. Кроме того, воспользовавшись случаем, Николай Петрович основательно изучил театральное и балетное искусство, а также усовершенствовался в игре на фортепиано, виолончели и скрипке - инструментах, владению которыми обучался с детства.

Отъезд в Москву

По возвращении в Россию Николай Петрович Шереметев был назначен директором Московского банка и был вынужден сменить парадный Санкт-Петербург на тихую и патриархальную Москву. Известно, что императрица Екатерина II, опасаясь возможности государственного переворота, под благовидными предлогами удаляла из столицы всех друзей и возможных сообщников своего сына, цесаревича Павла. Поскольку с наследником престола Шереметева связывала давняя дружба, он также попал в число нежелательных при дворе персон.

Оказавшись в этой «почётной ссылке», Николай Петрович не счёл себя обделённым судьбой, а, воспользовавшись случаем, приступил к строительству нового помещения театра в подмосковном родовом имении Кусково. С этого времени крепостной театр Шереметевых стал давать представления на двух сценах - в ранее возведённой пристройке к их дому на Никольской улице и во вновь отстроенном здании в Кусково (фото последнего помещено ниже).

Крепостной театр графа Шереметева

По свидетельству современников, с уровнем постановок шереметевской труппы не могли конкурировать спектакли ни одного крепостного театра России тех лет. Благодаря знаниям, приобретённым за границей, Николай Петрович умел обеспечить высокое художественное оформление представлений, а также создать профессиональный оркестр. Особое же внимание уделялось составу труппы, набранной из принадлежавших ему крепостных.

Набрав артистов из числа наиболее одарённых крестьян, граф не жалел сил и средств на обучение их сценическому мастерству. В качестве педагогов выписывались профессиональные актёры императорского Петровского театра. Кроме того, новоявленных актёров граф Николай Петрович Шереметев отправлял учиться за свой счёт не только в Москву, но и в Санкт-Петербург, где они, помимо основных дисциплин, занимались иностранными языками, литературой и стихосложением.

В результате на спектакли Кусковского театра, открывшегося в 1787 году, съезжалась вся аристократическая Москва, а также столичные гости, включая членов царствовавшей семьи. Популярность его труппы была столь велика, что владельцы прочих частных московских театров жаловались городскому голове на то, что ради своей забавы граф - человек и без того сказочно богатый - отбивает у них зрителей и лишает дохода. Между тем для Николая Петровича служение Мельпомене никогда не было забавой. Теперь же театр стал главным делом всей его жизни.

Архитектурное наследие графа

Ещё одним увлечением графа Шереметева была архитектура. Располагая достаточными средствами, за два десятилетия он построил много сооружений, признанных истинными шедеврами русского зодчества. Среди них театрально-дворцовые комплексы в Останкино и Кусково, дома в Гатчине и Павловске, Странноприимный дом в Москве (фото выше), Фонтанный дом в Санкт-Петербурге и целый ряд иных сооружений, включая несколько православных храмов.

Период царских милостей

Крутой поворот в жизни графа наступил в 1796 году, когда после смерти Екатерины II российский престол занял её сын Павел. Ощущая к Шереметеву, как к другу своего детства, искреннюю привязанность, он одним из первых своих указов пожаловал ему чин обер-гофмаршала и ввёл его, таким образом, в число наиболее влиятельных государственных сановников.

С этих пор ордена, звания, привилегии, дарственные имения и прочие царские милости сыпались на него одна за другой. С 1799 года он - директор императорских театров, а ещё через некоторое время - начальник Пажеского корпуса. Однако в эти годы совсем иного пытался добиться от императора Шереметев, и как раз об этом пойдёт дальнейший рассказ.

Любовь к крепостной актрисе

Дело в том, что к своим 45 годам граф Шереметев Николай Петрович был не женат. Обладая колоссальным состоянием, которое делало его богаче самого императора, и отменной внешностью, граф являлся самым завидным женихом в России, о браке с которым мечтали многие невесты из высших слоёв общества.

Однако сердце графа прочно заняла крепостная актриса его театра Прасковья Жемчугова. Обладавшая удивительной природной красотой и замечательным голосом, она тем не менее в глазах общества оставалась всего лишь крепостной девкой - дочерью сельского кузнеца.

Когда-то в детстве граф заметил эту голосистую девчушку и, дав ей достойное воспитание, сделал первоклассной актрисой, таланту которой без устали рукоплескали самые взыскательные зрители. Её настоящая фамилия - Ковалёва, Жемчуговой же её сделал сам граф, сочтя такой сценический псевдоним более звучным.

Препятствия на пути к браку

Однако существовавшие традиции не позволяли им узаконить отношения. С точки зрения аристократии, одно дело - наслаждаться пением крепостной актрисы, и совсем другое - позволить ей войти в высший свет, признав в ней ровню. Немаловажную роль сыграли и протесты многочисленной родни графа, видевшей в Прасковье претендентку на наследство. Любопытно отметить, что в ту эпоху люди актёрской профессии вообще имели настолько низкий статус, что их даже было запрещено хоронить в церковной ограде.

Разумеется, в такой обстановке брак был невозможен. Единственный выход из сложившейся ситуации могло бы дать высочайшее дозволение, с просьбой о котором Шереметев обратился лично к императору, надеясь на то, что Павел I сделает для него исключение из общего правила. Однако даже память о детской дружбе не заставила самодержца нарушить порядок, устоявшийся веками.

Желанный, но недолгий брак

Лишь после убийства заговорщиками Павла I граф сумел осуществить задуманное, подделав документы своей невесты, в результате чего Прасковья Жемчугова стала значиться польской дворянкой Параскевой Ковалевской. Александр I, сменивший на престоле своего отца, дал Шереметеву согласие на брак, но и в этом случае венчание было тайным, состоявшимся 8 ноября 1801 года в одной из небольших московских церквей.

В 1803 году в семье Шереметевых родился сын, получивший во святом крещении имя Дмитрия. Однако радость отца скоро обернулась скорбью: через двенадцать дней после появления на свет ребёнка скончалась его жена Прасковья, так и не сумевшая оправиться после родов.

Постройка Странноприимного дома

С давних времён на православной Руси бытовал такой обычай: когда умирал близкий человек, во упокоение его души тратиться на богоугодные дела. Добровольные пожертвования могли быть разными - всё зависело от материальных возможностей. Шереметев же в память о почившей супруге построил в Москве Странноприимный дом, в помещении которого сегодня располагается НИИ скорой помощи им. Склифосовского (фото № 4).

Работы по сооружению этого хорошо известного москвичам здания проводились под руководством выдающегося архитектора итальянского происхождения - Джакомо Кваренги, являвшегося страстным поклонником и ценителем таланта покойной актрисы. Созданный исключительно для неимущих и обездоленных людей, Странноприимный дом был рассчитан на содержание в нём 50 больных, получавших стационарное лечение, а также 100 «призреваемых», то есть нищих, не имевших средств к существованию. Кроме того, там же располагался приют для 25 девочек-сирот.

Чтобы обеспечить финансирование этого заведения, граф положил в банк на его счёт достаточный по тем временам капитал, а также отписал на содержание Странноприимного дома несколько сёл с крепостными душами. Кроме прямых расходов, из этих средств, согласно завещанию графа, следовало помогать попавшим в беду семьям и ежегодно выделять определённые суммы на приданое для малоимущих невест.

Конец жизни графа

Скончался Николай Петрович 1 января 1809 года, лишь на шесть лет пережив свою супругу. Последние годы жизни он провёл в своём петербургском дворце, известном как Фонтанный дом (фото, завершающее статью). Его прах, покоящийся в Шереметевской усыпальнице Александро-Невской лавры, был предан земле в простом дощатом гробу, поскольку все деньги, отпущенные на похороны, граф завещал раздать бедным.

Шереметевым в свое время принадлежало множество деревень и сел Нижегородской губернии. В частности, Юрино (теперь административно входит в Марий Эл (Фото 1)), Богородское (теперь Богородск Нижегородской области) и Дуденево (теперь - Богородского района Нижегородской области).

Вид на замок в Юрино

Шереметевы - фамилия боярская, а с 1706 г. - графская, из младшей линии рода Андрея Кобылы, упоминавшегося еще в 1347 г. Титул графа даровали Борису Петровичу Шереметеву - русскому военачальнику, генералу-фельдмаршалу, дипломату. Именно этот год указывают цифры, выбитые на колонне при входе в замок. Основателем фамилии считается Андрей Константинович Шеремет. От него и пошли Шереметевы, которые стали впоследствии не только богатейшими землевладельцами в России, но и знаменитыми коллекционерами, меценатами и благотворителями, композиторами, боевыми генералами, учеными и политическими деятелями. И жизнь их по нашим меркам протекала внешне счастливо.

Портрет графа Шереметева Бориса Петровича

Не повезло ужасно только Никите Васильевичу Шереметеву, который в свое время был сподвижником Ивана Грозного. Поверив ложному доносу на боярина, царь Иван Васильевич приказал его удавить. Правда, бывшего друга не удавили, а поступили еще более страшно и жестоко, о чем свидетельствует шведский писатель Петр Петрей, живший тогда в России. Он говорит о том, что будто бы «Иван Васильевич велел в своем присутствии изрубить живого Шереметева в куски, а ноги и руки его завернуть в тонкое сукно и послать в подарок жене». Удивляться не приходится. Вполне возможно, что это было и в действительности именно так. Царь Иван Грозный проделывал и не такие штучки. Правда, потом царь Иван после всего проделанного с Никитой Шереметевым прислал в наш Нижегородский Печерский монастырь 800 рублей на поминовение замученных им (царем) князей, бояр и прочих опальных людей (в том числе и несчастного Никиты Шереметева).

Печерский монастырь

Расскажем историю еще одного Шереметева и подойдем к истории владения Шереметевыми Юрино.

Жил богатый граф - Николай Петрович Шереметев.

Портрет графа Николая Петровича Шереметева

Жил он жил - и вдруг влюбился в дочь крепостного кузнеца Ивана Степановича Ковалева - Прасковью Ивановну. Правда история жизни Ковалевой (или как она себя называла Ковалевской) с самого рождения была достаточно странной. Известно, что Параша родилась в 1768 году, а с семи лет почему-то воспитывалась княгиней М. М. Долгорукой в доме ее двоюродного брата графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове, где иногда жил и Николай Петрович. Здесь дочь кузнеца участвовала в домашней труппе театра и училась в школе. К ней были приставлены преподаватели русского и иностранного языков, а другие талантливые педагоги учили ее сценическому искусству и пению. Так что, если задуматься, девушка была не совсем обычной воспитанницей. Может быть и отцом ее был вовсе не кузнец? Кто теперь скажет? Могут лишь быть одни предположения и сомнения. Но вот в любви графа к Параше сомневаться не приходится, хотя это и какой-то явный мезальянс Справедливости ради надо сказать, что голос у Параши был замечательный, и ее дарованием восхищалась сама императрица Екатерина.

Прасковья (Параша) Ивановна Ковалёва-Жемчугова графиня Шереметева

Ко времени апогея своей сумасшедшей страсти Николай Петрович жил уже не в Кускове, а в Останкине. Поэтому после заключения брака между графом и Прасковьей Ивановной (1801 год) молодые, побыв немного в своем останкинском дворце, поселились в Петербурге, правда, официально не оглашая факт своей женитьбы и своего замужества.

3 февраля 1803 года графиня родила. Роды были затяжными и очень тяжелыми. 23 февраля Прасковья Ивановна скончалась. Она все время была в сознании и, умирая, завещала крупную сумму денег на благотворительные дела. Все исполнив, как просила покойная уже супруга, Николай Петрович, сверх того, учредил в Москве на свои средства Странноприимный Дом. В память любимой супруги Прасковьи Ивановны. Дом и сейчас стоит: это Институт скорой помощи им. Склифософского.

Граф всю жизнь попечительствовал над построенным им приютом, а когда подошло время писать завещание, указал в нем имя следующего патрона - хозяина села Юрина, генерала Василия Сергеевича Шереметева.

Портрет графа Василия Сергеевича Шереметева (1752-1831)

Кто же он такой - этот Василий Сергеевич? Чем знаменит? Оказывается, в России Шереметев был человеком известным,- занимал пост военного и статского правителя Изяславской, а впоследствии и Подольской, и Волынской губерний.

Генерал слыл храбрым воином, его любил сам Александр Васильевич Суворов. Они даже состояли в переписке, и письма Суворова к Шереметеву сохранились до наших дней. А между тем всякая жизнь шла своим чередом, и жизнь генеральская, надо полагать, текла по уже проторенному руслу. Зачем понадобилось Василию Сергеевичу покупать столь отдаленное от столицы Юрино, мы можем только предполагать.

Кто бывал в Юрине, знает, какое это географически оторванное от цивилизации место. Даже сейчас. С севера и запада - непроходимые леса, с юга - Волга, с востока - опять леса и разлившееся (благодаря Чебоксарскому водохранилищу) устье Ветлуги, за ним - снова леса. Зимой же добраться в эти края, ну очень затруднительно.

Вот и Шереметев много-много десятилетий назад, наверное, знал о том, что из его новой вотчины сбежать крепостному будет, ох, как непросто. А побеги тогда были нередки.

В те времена в России главным местом ссылки была Сибирь. По аналогии Юрино стало прозываться в народе «Шереметевской Сибирью». Но «Сибирь» эта достаточно быстро стала процветающей, в чем была, безусловно, заслуга генерала. Начал же он с подбора кадров. Понимая, что ему необходимы люди пунктуальные и способные к организаторским делам, Василий Сергеевич привлек в Юрино немцев. Они у него стали и управляющими, и учителями. Результат не замедлил сказаться. Сумев собрать воедино специалистов, способных вести дело, Шереметев заводит в Юрине громадное многоотраслевое хозяйство.

У генерала - большое поголовье овец. Переработка шерсти и выделка из нее материи дает огромную прибыль. В селе работает вовсю суконная фабрика, на которой занята часть населения Юрина. Многие же трудятся на только что созданном помещиком конезаводе. В общем, без дела не сидит никто. Ведь есть еще и огромное оранжерейное и огородно-садовое хозяйства. И в этих самых оранжереях растут невиданные доселе в тех краях фрукты, в том числе ананасы и апельсины.

К слову сказать, большая часть юрян живет не бедно. У них есть работа и, кроме того, у каждой семьи - приусадебное хозяйство. Имеется домашний скот. Леса дают ягоды и грибы (хозяин ходить в лес разрешал). Время в трудах шло для всех быстро. И незаметно к Василию Сергеевичу подкралась старость. Он стал уставать от дел и начал здорово сдавать. Ему в 1827 году - уже 74 года. Сознавая, что он придвинулся вплотную к последнему этапу жизни, генерал пишет завещание (написание сохранено): «Благоприобретенное движимое и недвижимое имение вообще поручаю супруге моей Татьяне Ивановне в пожизненное ее владение, для общего ее с детьми спокойствия». Так писал когда-то почтенного возраста Шереметев, писал и в это верил. Но случилось нечто непредвиденное для Василия Сергеевича. Его любимая жена в 1830 году неожиданно умирает. Горевал он сильно и вскоре назначил своим преемником в управлении хозяйством старшего сына Сергея.

Сергей Васильевич слыл человеком умным, жестким, целеустремленным и был, кроме всего прочего, хорошим организатором. Сын с почтением принял от отца дела. Василию же Сергеевичу оставалось жить недолго. Он скончался в другом своем имении Богородском (теперь Богородск) в 1831 году. Умирая, генерал просил похоронить его в семейном склепе тамошней Успенской церкви (постр. в 1816 г.), что в точности и было исполнено. Усопший пролежал спокойно в своем «последнем» пристанище до начала XX века. В революционные годы останки генерала выкинули из склепа - и все то, что еще было Шереметевым, долго валялось около входа в церковь. В конце концов черные кости смешались с землей - и Василий Сергеевич Шереметев - друг Суворова - исчез. Саму же церковь Успения закрыли и превратили в хлебопекарню.

А теперь расскажем о генерале Сергее Васильевиче Шереметеве...

Сергей Васильевич Шереметев

Человеком он был совершенно необычным и вдобавок талантливым. Жизнь его сложилась так, что он имел возможность не раз проявить и личную отвагу: участвовал в турецкой войне, сражался и на Бородинском поле. За мужество и храбрость был награжден саблей с алмазами. Всегда и везде этот мужественный генерал сохранял верность присяге, а значит, Богу, Царю и Отечеству. Во время декабрьского восстания он находился, естественно, на стороне царя, и первый залп по восставшим был дан по его приказу, приказу командира гвардейского артиллерийского полка. Вскоре Сергей Васильевич, пользовавшийся огромным доверием Государя, был произведен во флигель-адьютанты. И, может быть, еще тогда зародилась взаимная неприязнь Сергея Васильевича Шереметева и будущего нижегородского генерал-губернатора Александра Николаевича Муравьева.

Нижегородский генерал-губернатор Александр Николаевич Муравьев

Как и многие богатые люди того времени, Шереметев жил то тут, то там. Он, конечно, имел дом и в столице, но по приезде в свои имения к его услугам были всегда прекрасные «маленькие дворцы», будь то Юрино или Богородское, или Лазарево. Генерал ушел в отставку в 1837 году, потому что у него умер брат Петр Васильевич, который до самой смерти помогал Сергею Васильевичу управлять всеми имениями. Петр Васильевич ушел из жизни совсем молодым, в 38 лет, оставив сиротами небольших по возрасту детей. Вся тяжесть забот и о хозяйстве и, наверное, о детях брата легла на плечи Сергея Васильевича. Правда, был и еще один брат - Николай. Но у того все что-то не клеилось и не ладилось. Ему самому надо было помогать. О нем мы тоже расскажем.

Итак, выйдя в отставку, Шереметев вплотную занялся управлением хозяйством - повторимся - многочисленных имений, в том числе и Юрина. Он быстро строит там сыроваренный завод для того, чтобы молочные продукты шли в переработку, не залеживаясь. Как на дрожжах, вырос винокуренный завод, который из года в год увеличивал свою производительность, а значит, приносил большие доходы помещику. Например, в 1849 году на Нижегородскую ярмарку помещик поставил 10000 ведер отменного крепкого вина и водки. Прибыль была огромна. Кроме того, вовсю уже работает стекольный завод. А переселенные из Богородского крепостные кожевенники скоренько организовали около 50 мелких кустарных предприятий, которые выпускали до одного миллиона рукавиц... А еще генерал построил в Юрине немало мельниц, перемалывающих зерно. И ни в коем случае он не забывает отцовские оранжереи, где выращивает ананасы, которые тоже продает. И все это вместе взятое приумножает и без того несметные богатства Шереметевых.

Способных крепостных Сергей Васильевич любил и сам выводил в люди. Благодаря ему, например, заявил о себе астроном, физик и философ Каплин-Тезиков. Этот бывший крепостной мальчик Сергея Васильевича, допущенный до барской библиотеки, выучил самостоятельно французской язык и впоследствии, став ученым, уже свободно переписывался с известными западными светилами того времени.

Генерал и сам любил почитать, а еще он любил садовником. Например, в Юрине Сергей Васильевич облагораживал огромный парк, выписывая из других стран какие-то невиданные саженцы. Прислали, например, ему из Канады малюсенькую сосёночку, которая называется сейчас Веймутовой сосной. Говорят, что он и посадил ее сам. Сейчас это огромное дерево, похожее на кедр! Высота - на глаз - около 30 метров. А может, и больше. У сосны забавные шишки. Они напоминают обыкновенные сосновые, но гораздо длиннее тех и очень сильно и приятно пахнут смолой.

Замок Шереметева в Юрино

Сергей Васильевич не был почему-то женат. Так и жил холостяком. Но женщин любил. И частенько гостями в его спальне были красавицы-молодухи. Говорят: раз он приметил свою крепостную девушку Парашу и хотел ее приголубить. А она любила конюха Петра и ни за что, кроме него, не хотела ни с кем быть. Схватила Параша тяжеленный подсвечник и, защищаясь, сильно ударила генерала. До сих пор ходят слухи, доносящие до нас сведения о том, что оскорбленный Сергей Васильевич, который вообще не терпел возражений от крепостных, велел свести Парашу в глубокий подвал и замуровать там, что и было исполнено.

А между тем в Юрине да и в Богородском крестьяне начинают проявлять недовольство притеснениями, которые учиняет им помещик. Они без конца жалуются губернатору и даже в правительство. Конечно, кажется несколько странным тот факт, что жалобы крепостных вообще попадают на стол губернатору; вдвойне странно, что ими заинтересовываются. Но если вспомнить о том, что покровитель Шереметева - Николай Первый уже умер в 1855 году, а новый царь Александр Второй в корне расходился взглядами на крепостничество с генералом, а еще то, что в 1856 году давний «друг» А.Н. Муравьев стал нижегородским губернатором, то все встает на свои места. Александр Николаевич был человеком либеральных взглядов, он ратовал за освобождение крестьян от крепостного права и даже сумел убедить многих нижегородских влиятельных людей согласиться с ним в этом вопросе, чем, конечно, потрафил царю. Шереметев же, уже будучи предводителем нижегородского дворянства, продолжал исповедовать свои взгляды помещика-крепостника, ни за что не соглашаясь с бывшим «каторжником».

В 1856 году крестьяне сочинили письмо, снарядили с ним посланца, посадив его для безопасности в большую корзину, которую погрузили на пароход, шедший в Нижний.

Письмо попало к А.Н. Муравьеву, а от него уже прямехонько к царю - Александру Второму.

Если до этого момента все жалобы крестьян оставались безответными, а жалобщики по-прежнему были пороты розгами и сдавались в рекруты, то в этот раз дело не кончилось, как обычно: Александр Второй направил в усадьбу Шереметева графа Бобринского для расследования.

Надо отдать справедливость графу: он пытался, как мог, замять дело, пытался уговорить крестьян на примирение с барином, пытался даже в случае неудачи (по договоренности с Шереметевым) возбудить волнения среди крестьян с тем, чтобы вызвать солдат для подавления возмущенных, - ничего не получилось. Уполномоченные от крестьян не желали примирения, и Бобринскому пришлось приступить к рассмотрению вотчинных книг. А в них, как оказалось, - то и дело встречались записи: «сдать в солдаты», «наказать розгами», «посадить в темницу», «наказать плетью». Пришлось графу в отчете писать все, как есть, а Сергея Васильевича Шереметьева за жестокое обращение с крестьянами отстранили от управления крепостными, и все вотчины были переданы опекунскому совету.

Расстроенный и подавленный, генерал в I860 г. выехал за границу. Сначала в Финляндию, затем в Швейцарию. Он умер в Женеве в 1866 г. Его и похоронили там со всеми почестями.

Итак, Шереметев умер. Умер неженатым и бездетным. После его смерти все владения достались сыну его брата Петра - Василию Петровичу.

Прежде чем перейти к рассказу о следующем поколении юринских Шереметевых, расскажем о братьях-сестрах Сергея Васильевича. Сначала справка:

Василий Васильевич (1794-1817 г.г.);

Наталья Васильевна (1795 - год смерти мне неизвестен);

Петр Васильевич (1799-1837 г.г.);

Юлия Васильевна (1800-1862 г.г.);

Николай Васильевич (1804-1849 г.г.);

Елена Васильевна (ушла в монастырь, годы жизни неизвестны).

Дети получили прекрасное воспитание, им дали хорошее образование, они никогда ни в чем не нуждались. Но, к несчастью, в действительности частенько случается так, что жизнь не удается именно тем, кому с детства легко все доставалось. А бывает, что эта самая жизнь вовсе отворачивается от человека, подсовывая вместо себя смерть. Так случилось и с Василием Васильевичем Шереметевым, вторым сыном Василия Сергеевича. Расскажем о нем.

Блестящий кавалергард, красавец, он ведет обыкновенный светский образ жизни: посещает театры, дружеские пирушки, влюбляет в себя молодых прелестниц... Он добр, отзывчив, но не терпит по отношению к себе одного: мужского соперничества. И тут, как назло, он узнает, что его пассия - балерина Авдотья Ильинична Истомина (1799-1848 г.г.) - совсем не равнодушна к его же приятелю - графу А. Завадовскому. Василий уязвлен. Ну, кажется, что тут такого? Вот и Пушкин восхищается этой танцовщицей и даже посвящает ей целые куплеты:

«Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух из уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.»

Вот, по-видимому, эта самая злополучная ножка и привела молодого Шереметева сначала к страшной ревности, а потом и к ярости. Что же в таком случае может в конце концов прийти в голову богатому, не знающему ни в чем отказа, избалованному, гордому юноше? Конечно же, дуэль.

Итак, их четверо. Дуэлянты - «наш» В. Шереметев и А. Завадовский - сын графа Петра Васильевича Завадовского, генерала, государственного деятеля и фаворита Екатерины Второй. Их секунданты: у В. Шереметева – А. Якубович, дворянин, офицер лейб-гвардии Уланского полка. У А. Завадовского – А. Грибоедов, дворянин, уже известный тогда поэт и музыкант.

Условия дуэли жесточайшие:

1)обязательное условие - кто-то из дуэлянтов должен был быть непременно убит;

2)после поединка секунданты в оговоренный заранее день должны будут сойтись в таком же противоборстве.

Двое - Шереметев и Завадовский встали у барьера. Через минуту стоял только один, другой уже был мертв. Им оказался Шереметев.

Узнав о гибели любимого сына, генерал Василий Сергеевич, отчаянно сопротивляясь свалившемуся на него горю, нашел в себе силы обратиться к императору Александру с просьбой не предавать суду убийцу сына - графа Завадовского. Просьбу Шереметева царь удовлетворил.

В противном случае Завадовского бы судили, предъявив обвинение в преднамеренном убийстве. Ведь дуэли к тому времени были уже запрещены, и приговор был бы жестким.

Итак, Василий Васильевич погиб на дуэли. Но живы его братья. Мы будем рассказывать о самом младшем сыне Василия Сергеевича - Николае, брате Сергея Васильевича. Он примкнул к декабристам и как декабрист был разжалован и сослан на Кавказ в действующую армию. Разгневанный вольнодумством сына генерал Шереметев отказал ему во всякой отцовской поддержке. И даже тогда, когда, будучи на Кавказе, Николай сильно нуждался в деньгах, отец был непреклонен. Зато потом через несколько лет Шереметев возвратил сыну всю свою огромную любовь, потому что посчитал: Николай на полях сражения искупил свою вину перед Отечеством. Отец принял сына в родительский дом и помог ему обустроиться во всех смыслах.

Николай Васильевич, уйдя в отставку, частенько живал в сельце Николаевке, что находилось тогда вблизи села Дуденева. Он был умен, образован и, главное, добр. Свет и интеллигенция его уважали. Поэтому-то и избрали председателем Дворянского собрания Нижнего Новгорода. Кроме того, он являлся попечителем губернской гимназии и Дворянского института. Но эти учебные заведения были привилегированными учреждениями. Николай же Васильевич, стараясь и для них, еще очень много сделал для обучения низших слоев населения, зная не понаслышке о крестьянах, об их внутренней сути и внешней жизни. Крепостные его любили, и он платил им тем же. Не раз выручал их из беды, когда его суровый брат собирался подвергнуть того или иного крестьянина сечению розгами (за какую-нибудь провинность).

К сожалению, младший Шереметев часто болел, а в юности так вообще находился на лечении в Италии. Он постепенно угасал и в 1849 году умер. Было ему всего 45 лет. Крестьяне о нем горевали страшно. Гроб с телом покойного крепостные пронесли на своих плечах более 10 верст. Именно таким было расстояние от Николаевки до Богородского. Похоронили его в том же семейном склепе Успенской церкви, что и отца. Останки Николая Васильевича, как и других Шереметевых, в большевистские годы были выкинуты из склепа и растоптаны ходившими по этой дороге людьми. Итак, мы узнали о судьбе уже трех братьев: Сергея, Василия и Николая. На очереди - Петр.

В отличие от трех братьев Петр Васильевич был женат. Жена его - Елизавета Соломоновна Мартынова - родная сестра Николая Мартынова, застрелившего на дуэли М.Ю. Лермонтова.

Петру Васильевичу было суждено недолго пробыть на земле - всего 38 лет. Уходя, он оставил вместо себя наследника - годовалого Василия, у которого, как оказалось впоследствии, все было еще впереди. Когда же ушел из жизни последний из братьев Шереметевых - Сергей, то повзрослевшему уже к тому времени Василию - хочешь-не хочешь - пришлось брать в свои руки все огромнейшее состояние этой ветви Шереметевых. Случилось так, что взгляд гвардии поручика Василия Петровича как-то поневоле приковался к волшебному Юрину.

Василий Петрович был женат на Ольге Дмитриевне Скобелевой, родной сестре прославленного генерала, которая в 1868 году была пожалована в придворные фрейлины Ее Императорского Величества Марии Александровны. Ольга Дмитриевна любила роскошь, любила выделяться среди достойных себе - и поэтому сразу же поддержала мужа в его намерении построить в Юрине замок-дворец. Они пригласили известных архитекторов-иностранцев: Р. Мюллера, А. Барланда, А. Корша, Штерна. И только впоследствии уже при их сыне Петре с 1905-1914 г.г. архитектором стал наш соотечественник Павел Петрович Малиновский, который и в Нижнем Новгороде построил немало зданий. (Например: теперешний Оперный театр (тогда Народный дом) и большую церковь в центре Сормова - Спасо-Преображенскую. Так началось строительство одной из красивейших дворянских усадеб Нижегородской губерний, да и всей России.

Последним владельцем замка был сын Василия Петровича и Ольги Дмитриевны – Петр Васильевич(фото14). Женился Петр на француженке - католичке Луизе Камиловне. И уже вместе с ней продолжил дело своего отца. В частности, умело руководил построенными еще Василием Петровичем несколькими лесотехническими заводами различного профиля, один из которых производил смолу, деготь, скипидар, канифоль из пней сосны.

Петр Васильевич также управлял и всем многоотраслевым хозяйством, а, кроме того, что-то достраивал в замке. Это ведь при нем уже развернулся упомянутый нами архитектор Малиновский.

Замок Шереметева в Юрино

Все бы хорошо, но нет одного и, оказывается, главного: нет здоровья у Петра Васильевича. И еще у него нет детей. Может быть, конечно, это было связано одно с другим. Кто знает? Но чувствуется, что человек очень мучился, и никакие деньги ему не помогали. Вконец измотавшись, Петр Васильевич вместе со своим управляющим Фрейдлибом отправляется к хорошим урологам в Казань. Но и они, хотя и считались в России высококвалифицированными врачами, не смогли помочь. Тогда осенью 1915 года он уже ложится на операцию в лучшую клинику Петербурга. По-видимому, его все-таки прооперировали, но он совсем плох и продолжает оставаться в госпитале месяцев 4-5. В январе 1916 года, несмотря на все усилия докторов, Петр Васильевич умирает.

Тело П.В. Шереметева привозят в Юрино на большом пароходе. Скорбный в черных лентах пароход, везя свой почетный печальный груз, без усилий подошел к пристани под плач встречавших. Правда, не было на берегу тех, кто Петра любил всегда и всякого: больного и здорового, хорошего и непослушного. Не было отца Василия Петровича. Он умер в 1892 году. Не было матери Ольги Дмитриевны. Она умерла в 1898 году. И еще не было сестры Елены. По-видимому, и она уже давно ушла...

Сестра П.В. Шереметева Елена Васильевна

Было отпевание. Священник произносил последнее: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Начали мерно звонить колокола по покойному, и Петра Васильевича торжественно и медленно спустили по ступеням в склеп. Навсегда... Конец мы знаем.

А ведь и строитель замка Василий Петрович, отец Петра Васильевича, лежал здесь совсем рядом, около южной стены храма. Правда, когда он умер, склепа еще не было, и его похоронили в обычной могиле. На ней возвышался тяжелый великолепный камень из черного мрамора с надписью-эпитафией. К сожалению, никто не помнит ее содержания. И стоял еще мраморный черный крест с позолоченным распятием. Ничего нет.

Неизвестно, что произошло после смерти с Ольгой Дмитриевной. Говорили, что ее бальзамировали и тоже хоронили в склепе. Но документальных подтверждений о похоронах пока нет. Поэтому вполне возможно предположить, что ей «повезло» - и умерла она в Италии, где в последние годы жила на собственной вилле.

После смерти Петра Васильевича остались наследники:

1.Вдова Петра Васильевича - Луиза Ка-миловна Шереметева;

2.Сестра Ольга Васильевна, во втором замужестве - княгиня Кочубей (в первом браке - Демидова);

3.Сестра Марина Васильевна, баронесса фон Кауфман-Туркестанская;

4.Сестра (?) отца - Ольга Петровна.

После официальной церемонии им всем зачитали завещание Петра Васильевича Шереметева... Но помимо официальных бумаг они получили в наследство какой-то спецсохранный ящик. Когда его вскрыли, то в нем оказались личные вещи генерала М.Д. Скобелева: альбом с фотографиями, награды, и много всяких безделушек, когда-то генералу даренных.

Все сберег благодарный сын и племянник, доказав всем нам, как высоко чтили Шереметевы славу своего Отечества, что даже на смертном одре не забывали о той гордости, которую испытывали за своих великих родственников.

Оценить ход реконструкции усадьбы и парка «Останкино» из штата Калифорния приехал потомок рода Шереметевых с супругой. Его предок, русский дворянин и меценат XVIII-XIX веков Николай Шереметев , чью усадьбу сейчас реставрируют, создал в ней деревянный дворцовый театр и даже женился на крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой .

Графские развалины

Внутри бывшая дворянская усадьба и впрямь напоминает развалины: в полумраке видны голые стены — большинство картин сняты, повсюду аккуратно разложены элементы интерьера XVII-XIX веков. Шереметевы переходят из зала в зал, каждый шаг отзывается скрипом старого паркета.

В России граф Георгий Шереметев бывает часто. По-русски он говорит чисто и как-то по-книжному. «Исторические корни легко не выдернешь. Они внутри, мы стараемся хранить традиции рода. И детей приучаем любить историческую родину, — рассказывает граф, поднимаясь по ступеням в очередной зал усадьбы. — Все Шереметевы были настоящими патриотами и преданы своей стране — за веру, царя и Отечество…»

Дальняя часть усадьбы густо заросла лесом. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Жена графа тоже из дворянского рода — Ревуцких . По профессии она искусствовед, преподаёт историю искусства в Сан-Франциско. Про своих детей Мария Николаевна говорит, что они «очень русские», и в доме Шереметевых принято общаться на этом языке.

«А тут что — газета выглядывает?» — граф оборачивается к директору музея-усадьбы Геннадию Вдовину , показывая на отверстие в фанерной стене. «В прежние времена газеты на стены клеили вместо шпаклёвки и грунтовки, — отвечает тот. — Видимо, ещё дореволюционная». Графу явно интересны «русские технологии» оклейки обоев. Он достаёт из кармана небольшой фонарик, светит на стену. «Нет, — разочарованно качает головой, — советская». На пожелтевшем листе хорошо читается: «Новый рекорд фрезеровщика орденоносца тов. Гудова… Требуйте в книжных магазинах. 25 копеек». Идём дальше.

Жена графа тоже из дворянского рода — Ревуцких. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Театр и крепостная Параша

Знаменитый на весь мир частный театр графа Николая Шереметева представляет собой небольшую комнату. Именно на этой площадке играла в составе труппы крепостных будущая жена графа Прасковья Жемчугова. Костюмы и декорации не сохранились — во время войны 1812 года сгорел флигель с гардеробной. В глубине зала видна лишь римская колесница — один из уцелевших реквизитов.

Зато сохранилось машинное отделение с механическими приспособлениями театрального дела XVIII века — машинами грома и дождя. «Смотрите, как просто, — директор музея отводит Шереметевых в угол зала. — Тут с потолка идёт узкий колодец с жестяными пластинами в стенах. Шум дождя получали, когда сверху сыпали горох».

Усадьбу окружает парк по типу французского Версаля. Его реконструкция почти завершена. В данный момент администрация музея занимается восстановлением старых деревьев. Через пять лет обновлённое дворянское гнездо Шереметевых откроет двери для всех.

«Устроили тут Химкинский лес»

Другая часть поместья Шереметевых, парк «Останкино», тоже находится на реконструкции. Граф Шереметев следит за ходом работ с декабря. Парк будет состоять из современной части с игровыми площадками и зоной вай-фай и исторической части — дореволюционной и советской.

Усадьбу окружает парк по типу французского Версаля. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«Придя сюда полгода назад с проектом реконструкции, мы ужаснулись», — вспоминают архитекторы. Культурный памятник был плотно застроен кафе, деловыми офисами и целыми развлекательными комплексами с площадками для пейнтбола. «Помните, здесь кафе стояло?» — обращается к Шереметеву главный архитектор реставрации Андрей Коровянский. «Помню, помню», — кивает тот. «Снесли, — в голосе архитектора звучит насмешка. — Когда мы сказали, что будем сносить незаконные постройки, над нами посмеялись».

Появляется очередное кафе с характерным названием «Лав». С балкона доносится шансон и отборный мат. «В этом месте заканчивается променадная часть парка, гранит под ногами меняется на серую плитку», — невозмутимо продолжает Коровянский. Тут прямо на дворцовую аллею въезжает джип и упирается в Шереметевых. Граф галантно предлагает супруге руку. Не глядя в сторону «Лав», они удаляются вглубь парка.

Внутри усадьба действительно похожа на графские развалины. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

Дальняя его часть заросла лесом. Вернуть сюда пейзажный парк с лужайками и открытыми пространствами можно только после вырубки поросли. «Решаем этот вопрос с экологами: по законам Москвы, ствол толще 8 сантиметров считается деревом, трогать его запрещено, — объясняет архитектор. — Но чтобы открыть пейзажи, парк нужно чистить. Иначе исторических дубов просто не видно, хотя в советские годы между ними в футбол играли». Старые деревья отмечены маркерами в виде штрих-кодов, каждое стоит на учёте у экологов.

«Тут ещё вот какое дело. Только раздастся звук топора — сразу появятся политические активисты с лозунгами вроде «Не дадим загубить Останкинский парк», — Андрей Коровянский машет рукой в сторону города. — Мы это уже проходили, когда детскую площадку в новой части делали. Устроили нам тут Химкинский лес. Сначала из «Яблока» пришли. Потом, правда, Митрохин увидел, как происходит реконструкция, и стал помогать. Следом появились «защитники леса» из КПРФ и «Женщин России». Давайте, кричат, защищать парк Останкино. От чего защищать, сами не знают…» На протяжении эмоционального монолога архитектора граф Шереметев хмурится, потом долго молчит. «Я понимаю… — произносит он наконец. — Да, понимаю».

В этой усадьбе находится знаменитый театр графа Николая Шереметева. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«С каждым поколением всё труднее сохранять русские традиции»

За самоваром и блинами в кафе «Русский чай» Георгий Шереметев рассказывает журналистам о непростых отношениях с прошлым. «Здесь земля наших предков. Мы рады бывать в России и приобщаться к условиям, в которых они жили и которые перевезли за границу. В Америке сохранять традиции нелегко. Происходит ассимиляция, отражается на следующих поколениях», — рассуждает граф. Загибая пальцы, он перечисляет имена своих детей — Александр, Николай, Ариадна, Тамара. Мужские имена Георгий и Александр в семье Шереметевых передаются старшим сыновьям через поколение.

После обеда прогулка Шереметевых по владениям предков продолжилась. В нехоженой части парка, где нет дорог, графине пришлось идти по грязи. «Как пахнет лесом. Правда, хорошо?» — говорила она, обходя лужи. Шереметев здоровался за руку со встречающимися рабочими. Те отряхивались, протягивали руку и удивлённо провожали взглядом мужчину в светлом костюме.

Справка АиФ.ru

Усадьба «Останкино» графа Николая Петровича Шереметева, построенная в конце XVIII века архитекторами Д. Кваренги, Ф. Кампорези и другими, была названа жемчужиной Подмосковья сразу после завершения строительства.

Обновленная дворянская усадьба Шереметевых откроется через пять лет. Фото: АиФ / Юлия Демьянова

«Останкино» — один из ключевых объектов культурного наследия столицы. Так, помимо интерьеров и наружного убранства усадебного дворца в стиле зрелого классицизма, здесь находится единственный в мире деревянный дворцовый театр. В советское время дворянская усадьба была объявлена музеем творчества крепостных мастеров.

Сегодня в усадьбе идёт масштабная реставрация. Для работы над проектом реставрации усадьбы, включающей парковый ансамбль, планируется привлечь лучших специалистов крупнейших мировых парковых комплексов — Версаля (Франция) и Потсдама (Германия). После завершения реставрации дворца и территории парка усадьба будет развиваться как единый комплекс. Полный цикл реставрационных работ по музею-усадьбе «Останкино» планируется завершить в 2015 году.

Великие династии: "Шереметевы." История рода - д/фильмы

Шереме́тевы — один из виднейших боярских родов царства Русского, к которому принадлежал фельдмаршал Б. П. Шереметев, первым в России пожалованный (в 1706) титулом графа. Брак его сына с наследницей А. М. Черкасского положил начало колоссальному «шереметевскому состоянию». Первый его обладатель, граф Н. П. Шереметев, остался в русской истории как меценат, построивший и украсивший подмосковные усадьбы Останкино и Кусково, а также основавший Странноприимный дом. В Петербурге Шереметевым принадлежал Фонтанный дом.

Кроме графской, существуют и менее известные нетитулованные ветви рода; одной из них принадлежал Юринский замок.

История

Великие династии. Шереметьевы.

Подобно Романовым, выводят своё происхождения от Андрея Кобылы. Пятым коленом (праправнуком) Кобылы был Андрей Константинович Беззубцев по прозвищу Шеремет, а его братом — Семён Епанча (конец XV века). От Андрея Шеремета и пошли Шереметевы. Его прозвище, по Н. А. Баскакову, на тюркских языках означает «бедняга»; оксфордский филолог Б. О. Унбегаун трактует его как «лев Ахмат» (от перс. sir — «лев», ср. Шахматов).
В XVI—XVII веках из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, как в силу личных заслуг, так и по родству с царствующей династией. Так, правнучка Андрея Шеремета Елена Ивановна была выдана замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана, по одной из версий, убитого отцом в порыве гнева в 1581 году. Пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметевы принимали участие в многочисленных сражениях XVI столетия: в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне, казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.
Значительно выросло влияние Шереметевых на государственные дела в XVII столетии. В это время Шереметевы были одним из 16-ти родов, представители которого возводились в бояре, минуя чин окольничего. Боярин и воевода Пётр Никитич Шереметев стоял во главе обороны Пскова от Лжедмитрия II. Сын его Иван Петрович был знаменитым взяточником и расхитителем. Его двоюродный брат — Фёдор Иванович, также боярин и воевода, был видным государственным деятелем в первой половине XVII века. Он в значительной степени содействовал избранию в цари Михаила Фёдоровича Романова, был во главе московского правительства, был сторонником усиления роли Земского собора в вопросах управления страной.


Графская ветвь рода происходит от фельдмаршала Бориса Шереметева (1662—1719), который в 1706 за усмирение восстания в Астрахани был возведён в графы.


Шереметевы в XVI веке


Иван Андреевич (? —1521) — старший сын Андрея Шеремета, сын боярский и воевода, убит в бою с крымскими татарами в 1521, первый носитель фамилии.
Иван Васильевич Большой (? —1577) — боярин и воевода.
Иван Васильевич Меньшой (? —1577) — боярин и воевода.


Елена Ивановна — дочь Ивана Меньшого, жена царевича Иоанна Иоанновича

Константин Маковский. «Боярский свадебный пир в XVII веке», 1883

«Иван IV Грозный и Иван Иванович», картина И. Е. Репина


Семён Васильевич (? —1562) — боярин и воевода.


Фёдор Васильевич (? — вскоре после 1590) — окольничий и воевода.

Шереметевы в XVII веке

Борис Петрович Шереметев (1652—1719) — граф (1706), сподвижник Петра I, ближний боярин (1686), генерал-фельдмаршал (1701).

Иван Аргунов. Посмертный портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева. 1768.

Анна Петровна Нарышкина, урожденная Салтыкова, 2 жена Фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева


Михаил Борисович Шереметев (1672—1714) — генерал-майор.

Боярин Федор Иванович Шереметев сдает сохраненные им в Смутное время царские сокровища.


Фёдор Иванович Шереметев (ок. 1570—1650) — русский государственный деятель.
Шереметевы в XVIII веке



Герб при въезде в Шереметевский дворец на берегу Фонтанки

Пётр Борисович Шереметев (1713—1788) — генерал-аншеф (1760), генерал-адъютант (1760), обер-камергер (1761), товарищ детства императора Петра II,

камергер комнаты принцессы Анны Леопольдовны (1739),

сенатор (1762), с 1768 в отставке.


Николай Петрович Шереметев (1751—1809) — покровитель искусств, муж крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.

Вид на Странноприимный дом

Наталия Борисовна Шереметева (1714—1771), в замужестве княгиня Долгорукова — одна из первых и самых знаменитых в России мемуаристок.

Иван Алексеевич Долгоруков (1708-1739)- князь, придворный, фаворит императора Петра II


Шереметевы в XIX веке

Александр Дмитриевич Шереметев (1859—1931) — сын Д. Н. Шереметева, российский музыкальный меценат, основатель Российского Пожарного общества.

Александр Дмитриевич Шереметев с женой Марией Федоровной и дочерью Елизаветой Александровной на костюмированном балу 1903 года

Василий Александрович Шереметев (1795—1862) — действительный тайный советник (1857).


Кипренский О.А. Портрет графа Д.Н.

Дмитрий Николаевич Шереметев (1803—1871) — сын графа Николая Петровича Шереметева и Прасковьи Ивановны Ковалевой, по сцене Жемчуговой, бывшей крепостной актрисы театра.

Аргунов Н. . 1771 - после 1829 Портрет графа Н. П. Шереметева.

Прасковья Ковалёва-Жемчугова в роли Элианы,Ш. де Шамиссо


Сергей Дмитриевич Шереметев (1844—1918) — сын Д. Н. Шереметева, историк и генеалог, общественный деятель, обер-егермейстер (1904), почетный член Петербургской Академии Наук (1890), член Государственного совета (1900).

Sergey Dmitrievich Sheremetev

Егермейстер, Граф Сергей Дмитриевич Шереметьев, в наряде фельдмаршала Графа Бориса Петровича Шереметьева с портрета, хранившегося в селе Кусков.

Александра Павловна Сипягина(1851-1929), ур. Вяземская и Дмитрий Сергеевич Сипягин, граф Сергей Дмитриевич Шереметев и Екатерина Павловна Шереметева (1849-1929), ур. Вяземская.


Василий Васильевич Шереметев (1794—1817) — убит на «четверной дуэли» (24.11.1817 Шереметев—Завадовский—Грибоедов—Якубович) из за балерины Истоминой.

Портрет А.И. Истоминой. (1815-18)

Николай Васильевич Шереметев (1804—1849) — участник Северного тайного общества. Брат В. В. Шереметева.

Шереметевы в XX веке


Сергей Дмитриевич Шереметев (1844—1918) — русский государственный деятель, коллекционер, историк.

Дмитрий Сергеевич Шереметев (1862—1943) — граф, флигель-адъютант, друг детства императора Николая II.

Александр Дмитриевич Шереметев (1859—1931) — российский меценат и музыкант-любитель.


Павел Сергеевич Шереметев (1871—1943) — граф, историк и художник.

Шереметев, Николай Петрович (1903—1944) — внук С. Д. Шереметева, скрипач и концертмейстер Театра Вахтангова, супруг актрисы Цецилии Мансуровой.

Цецилия Мансурова


Пётр Петрович Шереметев (род. 13 сентября 1931, Кенитра, Марокко) — архитектор, меценат и общественный деятель. Председатель Российского музыкального общества в Париже и ректор Парижской русской консерватории имени С. Рахманинова. Председатель президиума Международного совета российских соотечественников.


Николай Дмитриевич Шереметев (28 октября 1904, Москва — 5 февраля 1979, Париж),

муж Ирины Феликсовны Юсуповой (21 марта 1915, Петербург — 30 августа 1983, Кормель), отец Ксении Николаевны Шереметевой-Сфирис, родившейся 1 марта 1942 в Риме.

Ксения Николаевна Шереметева-Сфирис с внучкой

Ксения Шереметева-Сфири имеет дочь Татьяну Сфири (р. 28.08.1968, Афины),которая замужем с 1996 за Алексисом Джианнокопулосом (р. 1963):в этом браке родились две дочери — Марилия (р. 2004) и Жасмин-Ксения (р. 2006)

Музей-усадьба Останкино.


Усадьба Останкино. Москва Вид с монорельсовой дороги.

Москва. музей, парк, усадьба Кусково


Кусково. Партер и оранжерея. 1761-1762 гг. Архитектор Ф.С. Аргунов. Гравюра П. Лорана.

Вид на Странноприимный дом

Странноприимный дом сейчас Институт скорой помощи имени Склифосовского.

Санкт-Петербург, Россия. Дворец Шереметевых на Фонтанке.

Юринский замок Шереметевых. республика Марий Эл.



Юринский замок.
Часть 5 - Великие династии: "Шереметевы." История рода - д/фильмы
Часть 6 -
Часть 7 -
...
Часть 19 -
Часть 20 -
Часть 21 -