Что значит быть патриотом в наше время. Сложно ли быть патриотом? и общеобразовательных дисциплин


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Городецкий Губернский колледж»

Разработка классного часа для обучающихся 1-2 курсов

« Что значит быть патриотом? »

Солохина Юлия Сергеевна,

преподаватель специальных

и общеобразовательных дисциплин,

куратор группы

г. Городец

201 8 год

Пояснительная записка

Данный классный час основан на применении приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), позволят достичь следующих целей: создание условий для формирования активной гражданской позиции через актуализацию знаний о патриотизме.

В ходе работы предполагается решение взаимосвязанных задач:

    Образовательная: формирование знаний о патриотизме как явлении и его проявлениях;

    Развивающая: формирование умений работать с иллюстрациями, анализировать видеоролики, сравнивать, делать выводы, а также умении использовать личный опыт, и принимать мнения другого, развивать коммуникативные качества, активно взаимодействовать при организации групповой работы, развивать навыки общения;

    Воспитательная : воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества, способствовать формированию и развитию патриотизма.

Приёмы ТРКМЧП позволяют рассматривать большие объёмы информации, делая акцент на работе с понятиями, на сопоставлении различных примеров и точек зрения, на формировании собственных оценочных суждений. Они соответствуют возрастным особенностям, посильны для освоения обучающимися различного уровня успеваемости, вызывают неподдельный интерес и высокую мотивацию в ходе изучения данной темы.

Необходимые технические средства и наглядность

Классный час с использованием описываемых материалов проводится в кабинете, оборудованном столами и стульями, необходимыми по количеству участников и расставленными для групповой работы. Педагогу понадобятся:

    видеоролики патриотической тематики;

    подготовленный на доске кластер, распечатки аналогичных кластеров для каждой группы обучающихся;

    раздаточный материал: «слова – подсказки» для составления кластера для каждой группы обучающихся;

    ПК с колонками;

    раздаточный материал для проведения рефлексии: схемы-опоры для составления отзывов - синквейнов.

Работа с данными материалами может проводиться при сочетании фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации занятия (наиболее эффективно объединять обучающихся в группы).

Ход классного часа:

    Организационный момент.

Приветствие, создание благоприятного рабочего настроя.

Вспомните поэму Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин»:

Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан,

А что такое гражданин?

Отчества достойный сын…

Как вы думаете, одинаковы ли понятие «гражданин», используемое Н.А.Некрасовым и современное понятие «патриот»? Предлагаю ответить на этот вопрос.

Сегодня на классном часе мы с вами рассматриваем очень важную тему для каждого человека и гражданина: «Что значит быть патриотом?».

II . Актуализация. Формулирование цели классного часа.

Ключевыми понятиями сегодняшнего классного часа являются «Родина», «патриотизм», «гражданская активность».

Давайте вспомним, что нам известно о нашей стране:

    Как называлось в прошлом наша страна? (Русь, Российская империя, РСФСР, СССР)

    Как называется наша страна сейчас? (Российская Федерация или Россия) это название появилось в 1991 году, оно закреплено в ныне действующей Конституции РФ, принятой в 1993 году.

    Что значит федерация? (в случае затруднения, следует сказать, что с этим понятием мы ближе познакомимся в течение урока).

    А теперь взгляните еще раз на тему нашего классного часа, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о Родине, любви к ней, преданности, о патриотизме, гражданской активности.)

III . Изложение темы классного часа.

Начнем с обсуждения, что для вас Родина ?

На доске изображается кластер, который заполняется классным руководителем по мере поступления ответов обучающихся.

(Дидактический материал № 1 ). Пример кластера:

Земля предков



Место, где человек проживает

РОДИНА

Место, где ты родился





Место, где человек чувствует себя комфортно



Эмоциональная актуализация темы происходит при помощи видеофрагмента - песня «С чего начинается Родина». Демонстрация видеофрагмента.

Согласны ли вы с поэтом? Нужно ли что - то добавить в кластер?

Наша Родина – это федерация. Под федерацией мы понимаем союз равноправных членов единого целого.

Теперь перейдем к понятию «патриот ».

Эмоциональная актуализация темы при помощи просмотра видеофрагмента (демонстрация видеофрагмента «Один чудак…»)

Последующее обсуждение вопросов:

1) Достаточно ли родится в том или ином месте, чтобы считаться патриотом? 2) Кого Вы можете назвать патриотом в настоящий момент?

Патриот - человек, который приносит пользу Родине, встает на ее защиту при необходимости. Назовите пожалуйста профессии, которые требуют героизма, мужества, терпения (военнослужащие, пожарные, шахтеры, пилоты…).

Наши предки с давних времен считали патриотизм главным из качеств человека, что находит подтверждения в поговорках, пословицах.

Народные мысли о родине и патриотизме помогают осознать всю мощь патриотического чувства и уважение к своему отечеству, народу.

Посмотрите у Вас на столах лежит материал (Дидактический материал № 2 ), прочтите, пожалуйста, обсудите в группах смысл пословиц и выразите свое мнение, согласны ли с афоризмами-пословицами, изречениями народной мудрости. (Пословицы зачитываются и комментируются)

    Берегите землю родимую, как мать любимую

    В бою за Отчизну и смерть красна

    Дома и стены помогают

    Где родился, там и пригодился

    Главное в жизни – служить Отчизне

    Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей

    Дым Отечества светлее чужого огня

    Жить - Родине служить

    Кто за Родину горой, тот истинный герой

    Кто любит родину и народ, тот настоящий патриот

    Кто Родину любит, тому она в долгу не будет

    Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно

    Любовь к Родине сильнее смерти

    На чужой стороне Родина мила в двойне

    На чужбине и калач не в радость, а на Родине и черный хлеб в сладость

    Нет в мире краше Родины нашей

    О тех и радио вещает кто Родину защищает

    Одна мать родна и Родина одна

    Родина – мать, умей за нее постоять

    Родину головой оберегают

    Родину, как и родителей не выбирают

    Родной край – сердцу рай

    С родной земли – умри не сходи

    Смело иди в бой, Родина за тобой

    Та земля мила, где мать родила

    Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

Итак, патриот – это гражданин, проявляющий заботу о своей Родине, о ее природе, защищающий ее честь, знающий историю своей страны.

Обучающимся предлагается выполнить кластер и тем самым дать ответ на вопрос из темы классного часа: «Что значит быть патриотом?»

Работают на отдельном листе. (Дидактический материал № 3 ) При этом проигрывается видеофрагмент (Д. Майданов)

IV . Закрепление.

В.В.Путин высказался так: «Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех. У нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, потому что, если так будет, каждый гражданин будет жить лучше, и достаток будет больше, и комфортнее. Это и есть национальная идея». (См видеофрагмент «Путин о патриотизме»).

Национальная идея - это верное религиозное, общественно-политическое и культурное самосознание народа, понимание его исторического предназначения. Национальная идея держится на активной гражданской позиции.

Активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений.

Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

V . Подведение итогов. Рефлексия.

Давайте вернемся к словам Н.А. Некрасова о «гражданине», в каком значении он использовал данное слово?

Безусловно, для Некрасова понятие «гражданин» отождествляется с современным понятием «патриот».

Продолжите фразу: «Я хочу быть патриотом, потому что…»

Давайте составим синкейн:

Существительное – понятие тема(Например, гражданин, патриот…)

Два прилагательных…

Три глагола….

Предложение, выражающее основную мысль…

Существительное (синоним раскрываемого понятия, отражающее вывод)

Примеры синквейнов, написанных обучающимися по данной теме:

Подводится итог разговора - быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь к Родине не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в наших руках!

Полтинин Д., Шалатов М.:

Что значит сегодня быть патриотом?

Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами. Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине заглянём в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины». Современная жизнь отличается от предшествующих эпох бешенным ритмом, индивидуализмом, ценностью материальных благ. И в то же время и она оставляет место подвигу. Быть патриотом или нет зависит от самого человека. Героем может стать каждый, кто совершает хорошие поступки от чистого сердца. Ведь большой героизм рождается из маленьких поступков. Быть патриотом, на мой взгляд, это значит «не мусорить в лесу». Не называть Российскую Федерацию «этой страной». Болеть за свою сборную на чемпионате мира. Поддерживать в конфликтных ситуациях действия наших, а не зарубежных политиков. И, конечно, воздерживаться от изощрённой ругани и кислого сарказма в адрес нашего государства. С мой точки зрения, патриотизм начинается тогда, когда ты осознаешь, что зачем-то тебе эта страна нужна, причем не в виде развалин и нищеты, а в виде места проживания (по возможности комфортного) твоих родных, родичей, знакомых, людей одной с тобой национальности, с общими историческими корнями. Когда ты осознаешь, что в этой земле лежат твои предки, которые ее обрабатывали и за которую они сражались, которая их кормила и которая их приняла. И когда ты осознаешь, что ты же хочешь лежать в этой же земле, хочешь, что бы эта земля кормила и растила твоих потомков. Не важно, как ты к этому пришел – путем логического осознания, что иначе быть не может, или исключительно эмоционально (придя в очередной раз в любимый лес за грибами и увидев на месте леса вырубку). И вот когда это чувство становится неосознанным, когда ты готов взять автомат и пойти защищать свой дом, прекрасно зная бесполезность этого шага и понимая, что шансов выжить у тебя нет – вот на этом этапе можно говорить о патриотизме.

В чем же сегодня проявляется патриотизм?

Если исходить из общепринятого, что патриотизм - это любовь к Родине, то необходимо определить, что вкладывается в понятие «Родина». Я считаю, что Родина - место, к судьбе которого человек испытывает духовную сопричастность. Родина - это родные просторы и отеческий дом. Но это и нечто большее, чем населённый пункт или место проживания. Прежде всего, Родина - это люди. Отсюда становится понятным, что героизм во благо Родины направлен на благо людей и, в первую очередь, близких. Для русского человека Родина всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на мой взгляд, берёт своё начало патриотизм. Вместе с тем, патриотизм - это не просто любовь к Родине. Это - готовность преодолевать со страной любые испытания (защищать её от врагов, поднимать из руин, отстаивать честь и права государства на мировой арене), уважение к своим истории и традициям, стремление своими действиями служить интересам страны (приносить пользу, брать на себя ответственность, работать на благо Родины для себя, близких, россиян…). Патриотизм подразумевает не только чувство гордости за страну, но и готовность быть с ней в трудную минуту. Своим друзьям я задал вопрос: «Что такое патриотизм и ваши герои сегодня». Ответы в основном сводились к тому, что патриотизм - это любовь к Родине. Около 5 % опрошенных вообще не смогли дать определение понятию «патриотизм». На просьбу перечислить известных героев чаще всего называли героев Великой Отечественной войны. На вопрос о том, есть ли герои в ХХI веке, многие сказали, что их нет. Те же, кто согласился с утверждением, что герои все-таки есть, приводили всего одну-две фамилии. Великое военное и трудовое прошлое нашей страны знает немало героев: Матросов, Паникаха, Суворов, Нахимов, Стаханов, Сахаров, Жуков, Кутузов, Ушаков и многие другие. Эти люди некогда прославляли нашу страну на мировой арене. Их героизм бессмертен. В то же время, нам, поколению, выросшему в XXI веке, следует знать, что и современность дает примеры проявления патриотизма. Кто они современные патриоты и герои? Мой список героев велик, назову только некоторых, чьи подвиги особенно мне запомнились. Безусловными героями современности являются офицеры и солдаты 6-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й (Псковской) дивизии ВДВ, которые 29 февраля - 1 марта 2000 года вступили в бой со значительно превосходящим по численности отрядом чеченских боевиков, руководимых Хаттабом, под Аргуном в Чечне, на высоте 776 - подполковник М. Н. Евтюхин, майор С. Г. Молодов, капитан В. В. Романов, старший лейтенант А. М. Колгатин, лейтенант А. В. Воробьёв, лейтенант Д. С. Кожемякин, рядовые Александр Супонинский, Андрей Поршнев и многие другие. Леонид Михайлович Рошаль (1933 года рождения) - советский и российский педиатр и хирург, доктор медицинских наук, профессор, общественный деятель, директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, «Детский доктор мира» (1996 г.), эксперт Всемирной организации здравоохранения.

Всех участников военных действий в Чечне, ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, спасателей наводнений и многих-многих других людей, спасающих других не жалея своей собственной жизни.

Патриотизм это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим.

Леканская Д.:

Единой мерки для патриотизма нет. Для каждого – он свой. Одни говорят, что патриотизм – это значит, что нами должны править только такие же, как мы, нашей национальности (но всегда ли это наилучший вариант?). Другие считают, что должен править человек, всегда жестко отстаивающий национальные интересы (а вы уверены, что национальные, а не личные?). Лично мне более близок другой подход. Патриотизм – это когда ты не только «душой болеешь» за страну, а когда осознаешь, что со страной происходит, и действуешь пусть и в ущерб себе и нынешней ситуации/поколению, но в интересах будущих поколений. Причем «интерес будущих поколений» - это и поддержка нынешней молодежи, и забота о стариках как о носителях народных традиций, как о связи поколений, как о моральном лице общества, и забота о природных ресурсах, экономическом, научном и военном потенциале своей страны. Патриотизм не может исчисляться количеством выступлений за чтобы то ни было или громкостью крика, как и количеством возвратов «оттуда». Патриотизм может измеряться исключительно конкретными делами – сколько заводов ты построил, скольким людям дал работу, в каком объеме ты предотвратил вывоз сырьевых ресурсов (богатства поколений) из страны и какую часть из этих ресурсов (как меру предотвращения вывоза) ты превратил в высокотехнологическую продукцию с высокой добавленной стоимостью за счет технологий и труда граждан, сколько ты заплатил налогов, скольким талантливым согражданам ты помог, сколько детских домов ты поддержал и скольким сиротам ты помог найти семью, скольким подросткам ты предоставил возможность идти учиться/работать вместо «шляться по улицам» и присаживаться на наркоту, сколько сел ты спас от вымирания и вернул туда молодежь, сколько диких зверей живет в ближайшем от тебя лесу или заповеднике, как ты профинансировал национальную науку, искусство, массовый спорт, сколько улиц в твоем городе ты помог сделать чистыми, освещенными, … А любовь.… Любят улицу, а не грязь на ней, и если любят – то приложат усилия, что бы она была чистая и радовала глаз.

Мишин А.:

Все мы родились в одной стране, здесь же живем, растём. Все мы изучаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное - это когда наши души наполняются особым чувством, закрепленным веками и тысячелетиями - патриотизмом. В чём же проявляется патриотизм? Он проявляется: в любви к своему Отечеству, в гордости за свой народ, в любви к культуре своего народа. В любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы своей жизни; в желании процветания своей Родины, в деятельности на благо Родины, в готовности охранять и защищать свою страну, в уважении к ветеранам-защитникам Родины, героическим подвигам своих предков. Научить патриотизму, как учат математике и физике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений. Это воздух, которым мы дышим. Солнце, которое мы видим. Дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь. Современная жизнь с её быстротечностью заставляет нас задуматься о своём отношении к Родине – самому святому, что есть у человека. Я живу в России. История моего отечества богата примерами великих побед и славы, невзгод и страданий. Умные и мужественные люди трудились для блага и пользы моей страны. Их труд приносит славу России. Это моя Родина. Просторы её красивы и необъятны. Я горжусь своей страной, её прошлым и настоящим.

Патриотизм - это чёткое, ясное, хорошо аргуменированное
объяснение того, почему мы должны жить хуже других.
Михаил Жванецкий

Должен ли человек быть патриотом своей страны? Несомненно, да. Но если мы сформулируем вопрос немного иначе: «Должен ли гражданин быть патриотом своего государства?», то тут уже всё не так однозначно. Ведь понятия страна, отчизна, родина с одной стороны и государство с другой – не тождественно равные. Первые ассоциируются с местом проживания, кругом родных и близких людей, за которых человек несёт ответственность. Второе – это скорее власть, правители, которых мы или выбираем, или они заставляют себе подчиняться. Можно искренне любить страну и бороться с государством. Здесь нет никакого противоречия. Значит, патриотом может называться человек, который любит свою страну, трудится на её благо, но противостоит государству и действиям властей. Тогда сам собой возникает вопрос: А так ли необходимо нам, людям, государство?

Государственником можно быть, когда государство заботится о своих гражданах. Но если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жильё и коммунальные услуги оплачивать полностью по рыночной цене, то зачем мне такое государство?! С какой стати я должен ещё платить налоги и содержать безумную армию чиновников?
Жорес Алфёров , академик РАН, нобелевский лауреат в области физики.


Если вспомнить наше недалёкое прошлое, то можно найти немало примеров, когда государство уничтожало собственных граждан, принося их в жертву политическим интересам верховной власти. Одним из самых показательных в этом плане является период правления Иосифа Сталина, когда в угоду индустриализации страны из народа выжимали последние соки. Для того чтобы выжить, людям предлагалось работать, работать больше и работать ещё больше. В обмен на каторжный труд власть давала право гордиться могуществом своего государства. Вот только возникает вопрос: А нужно ли людям сильное государство, и какой ценой они готовы расплачиваться за это?
И тут мы снова подошли к краеугольному камню размышлений об устройстве общества: Государство для людей, или люди для государства? И хотя любой здравомыслящий человек выберет первый вариант, на практике практически всегда и везде работает как раз второй.
Возникает резонный вопрос о необходимости существования государства как такового. Так ли необходимо делегировать кому-то права по организации собственной жизни? Надо сказать, что власть понимает возможность возникновения подобных вопросов и всячески старается доказать необходимость своего существования в форме государства, и не просто государства, а сильного, с развитой системой карательных и силовых органов в виде армии и, так называемых, сил правопорядка.
Как проще всего объяснить народу о необходимости существования тоталитарного государства?

Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, гуманной солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи.
Бенито Муссолини , глава Италии в 1922 - 1943гг..


Главный козырь у всех властных режимов – «Кругом враги, и только сильное государство сможет защитить своих граждан и обеспечить их безопасность». Отчасти это так. Человеческая природа настолько несовершенна, что прожив на этой планете многие тысячи лет, человек так и не научился сосуществовать в мире со своими соседями. До сих пор души людей съедают зависть и жадность, желание заполучить чужое по быстрому, не прилагая усилий для создания тех же благ самому. И в этом причина многих наших бед.
Но говоря о вражеском окружении, власти часто, мягко говоря, лукавят. Ведь отсутствие врагов им не выгодно. Поэтому для собственного благополучия эти самые враги постоянно создаются искусственно. Разжигается межнациональная и религиозная рознь, на полную катушку включается пропаганда, настраивающая своих граждан против чужих. И ложь. Безграничная чудовищная ложь о происходящем, призванная оболванить людей, вложить в их головы нужные мысли и удержать бразды правления у власть придержащих.

Жизнь на национальной идее неизбежно приведёт сначала к ограничениям, потом возникает нетерпимость к другой расе, к другому народу, к другой религии. Нетерпимость же обязательно приведёт к террору. Нельзя добиваться возвращения вновь какой-либо единой идеологии, потому что единая идеология рано или поздно приведёт к фашизму.
Дмитрий Лихачёв , академик АН СССР.


Мы не будем сейчас говорить, что это государство хорошее, а то плохое. Устройство власти практически одинаково во всех странах, где у народа нет реальной возможности избирать власть и контролировать её. В большинстве случаев везде местные элиты решают - куда идти обществу, как развиваться и каким способом управлять своими гражданами. Это касается и России, и США, и стран Азии и Европы. Конечно, есть исключения. В первую очередь это маленькие государства севера Европы, где в силу компактного проживания люди научились создавать и контролировать органы местного самоуправления. Но это редкость. И возможность применения подобного в крупных государствах – под большим вопросом.
Мы просто предлагаем задуматься: Не пора ли изменить само понятие власти? Лишить государственные органы запредельных разрешительных и запретительных полномочий, оставив только функции регулирования отношений между гражданами. Сделать обязательным регулярную смену руководящих лиц, будь то местные или верховные власти.
И тогда, как само собой разумеющееся, придёт понимание того, что патриот – это не тот, кто готов порвать любого чужака или несогласного за своё государство (то есть - власть). А тот, кто просто любит свою Родину и уважает любовь жителей других государств к своей стране, не считая себя лучше их, не ставя себя выше и не навязывая другим свою точку зрения.

Мне не нравится многое в этой стране, потому что я истинный патриот.
Те кому нравится всё в этой стране, наверное, шпионы немецкие.
 , лидер группы "Ленинград".

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии без проверки

Сейчас, когда ситуация во многих странах стала довольно спокойной, о патриотизме говорится все реже и реже, но в литературе и истории это явление является очень важным и ярким.

Что значит быть патриотом

Что значит быть патриотом - это значит чувствовать патриотизм, испытывать любовь в своей Родине и ставить ее интересы выше своих собственных, это желание сделать все возможное чтобы сохранить ее саму, ее народ и ее культуру, желание защищать ее интересы и границы. Патриотизм не всегда был присущ человеческому сообществу, в первобытных общинах не было государств, но появлялись зачатки патриотизма в виде привязанности к своему племени, чувства родства и единения с ее членами, осознание себя как одного из них.

  • Патриотизм выполняет различные функции, он помогает сохранять единство определенного государства или нации, помогает ее защищать от внешних неблагоприятных факторов.
  • Особенно яркие проявления патриотизма мы видим во время военных действий, где один человек является лишь маленькой частичкой своего народа и своей страны, и он сам чувствуя это, способен пойти на многое защищая ее, зачастую жертвуя собой ради общего блага.
  • Патриотизм часто оценивается, как положительное качество, он ценится и вознаграждается государством и властью, о нем пишут в литературе и посвящают заголовки в средствам массовой информации, но не все считают его полезным и хорошим.
  • Что значит быть патриотом по мнению Льва Толстого, значит испытывать грубое, вредное и безнравственное чувство патриотизма, которое становится причиной войн. И у такой точки зрения есть причины: ведь если единения народа очень сильно, то у него формируется чувство «мы», которое выражает мысль «мы все похожи и нам надо держаться вместе и оберегать друг друга», при этом одновременно формируется и ощущение «мы - они», которое говорит человеку, что все кто не принадлежит к его народы другие, они не понятны, они не так хороши, как его соотечественники и значит от них надо защищаться и нельзя принимать их взгляды. Такой патриотизм превращается в радикальный и становится национализмом, а вот он то и становится причиной войн и межнациональных конфликтов. При этом патриотизм здесь является лишь исходным изначально положительным чувством.
  • Патриотизм имел негативную окраску и в Советском Союзе, так как там человеку не оставляли другого выбора, он родившись в СССР обязан был быть патриотом, преданным своему государству, если же он высказывал любые идеи, которые этому противоречили, это каралось властями.

Если вас спросят: "Что значит быть патриотом?", вы, наверное, удивитесь, ведь все мы еще со школьной скамьи помним, что патриот - это человек, который любит свою родину и готов ее всегда защитить. В детстве практически все так и думали, но представляли такие действия как-то абстрактно. Повзрослев, многие из нас понимают понятие «патриотизм» несколько по-разному.

Что значит быть патриотом? Это достаточно сложный вопрос. Вот что нам говорит об этом энциклопедический словарь: "Патриотизм - это любовь к своей стране, родной земле и ее культурной среде".

К сожалению, многие молодые люди часто путают преданность родине с национализмом. Ведь, по сути, национализм - это деятельность определенной части людей, которые борются зачастую с несуществующими врагами. Утверждения о том, что одна национальность имеет превосходство над другой, не имеют ничего общего с понятием «патриотизм». Нацию образуют не отдельные граждане, а народы. Единство на уровне нации зиждется на солидарности как этической, так и межэтнической.

Как воспитать патриотизм?

Некоторые считают, что любовь к народу и родине - чувства инстинктивные. Другие - что врожденного чувства патриотизма не бывает как такового, его лишь можно развить в человеке. Как всегда, истина где-то посередине. Каждый человек не рождается «чистым листом», который только бери и заполняй. В советское время детям еще с пеленок навязывали чувство патриотизма. Любовь к родине в то время считалась важнее, чем любовь к родителям, жене и детям. Пропаганду патриотического духа можно было встретить везде: в кино, на работе и даже на улицах. А все ли, рожденные в Советском Союзе, являлись патриотами? Внешне люди старались походить на преданных граждан страны, а вот патриотами в душе были единицы.

Еще более печальный пример - нацистская Германия. В то время в ней вместо граждан, свято преданных государству, присутствовала лишь податливая биомасса.

Так может, дело именно в том, что чувство полного единства с родиной невозможно навязать? можно пробудить, но никак не создать искусственным путем. Что значит быть патриотом, каждый решает для себя сам. Приходят к этому люди тоже по-разному: одни через искусство, другие - через религию, третьи - через историю, четвертые - после службы в армии. В общем, сколько людей - столько и способов.

Конечно же, ребенка необходимо приобщать к ознакомлению с историей, литературой и культурой его государства. Только так он может определить, что значит быть патриотом именно для него. Потому что большинство людей слово «патриотизм» определяют неоднозначно. Самые популярные ответы граждан такие:

Любовь к родине;

Защита Отечества;

Верность стране;

Соблюдение законов.

Наверное, все они правы. Все перечисленные понятия в комплексе и обрисовывают отчетливый образ патриота. Хотя, прежде всего, любовь к своему краю должна жить в сердце.

Если ваша душа отзывается, когда играет государственный гимн, если вы искреннее болеете за национальную спортивную команду, даже когда в ней играют бездарные игроки, если вы находитесь далеко за пределами своей страны, но поете ребенку колыбельную на родном языке, знайте: вы самый настоящий патриот и достойный житель не только своего государства, но и всей планеты!