Богиня венера в мифологии и реальной жизни. Мифы и легенды Богиня любви и красоты Венера – мифы


>> Венера - Богиня любви, весны и плодородия

Венера - Богиня любви, весны и плодородия

Божественная, прекрасная, вечно-юная Венера (на латыни Venus ) в начале становления римского пантеона считалась богиней Весны, животворящего весеннего начала, когда в природе все оживает, начинает расти вновь, богиня пышного цветущего весеннего сада. Уже после ее стали сравнивать с греческой Афродитой. Так, постепенно, Венера приобрела многие качества и атрибуты, присущие Венере, и стала привычной для нас Богиней Любви и Красоты. Также римский народ считает Венеру своей праматерью, корни этой уверенности уходят опять же в отождествление Венеры и Афродиты. Согласно античной мифологии, Эней сын Афродиты, как всем известно - потомки Энея, чудом спасшегося из горящей по воле Агамемнона Трои, основали Рим. Нетрудно провести параллель, это еще один из основополагающих факторов особого почитания римлянами Венеры. Из самых известных архитектурных шедевров римской эпохи в честь Венеры - Сицилийский храм. Ее вечные спутники и символы - заяц и голубь, растительный мир отдал в распоряжение Венеры розу, мак и мирт.

Рождение Венеры

Venus , quod ad omnes veniat , знаменитое римское изречение: “Венера - потому что приходит ко всему”. Использовал данное изречение мыслитель Марк Тулий Цицерон в труде “О природе Богов” для обоснования своего видения происхождения имени Венера. Предположений этимологии имени Венера не одно. Во многих римских фразеологизмах имя Венеры могли употреблять как синоним любых плодов, того, что родила и отдала земля, эта аллегория связана с самым первым определением Венеры как Богини Весны и расцветающих садов. Одним из распространенных дословных переводов имени Венера является “Милость Богов”, разве не верно это? Если углубиться в языкознание и поискать корни в далекой истории, то можно найти источники для слова в санскрите, на котором vanas будет обозначать желание, vanita - возлюбленные. Оба слова идеально подходят для того, что стать этимологическими корнями имени Венеры. Не забываем более позднее римское слово vinia - милость богов, о котором уже говорилось. Все гипотезы достойные, с логическим обоснованием и неизменным тонким вкусом женственности, шарма и романтики, филологи не могут отдать предпочтение одной теории, поэтому вопрос происхождения имени Венера открыт до сих пор, таинственная богиня не спешит открывать все свои загадки любопытным.

Интересна не только история о возможном происхождении имени, но и традиционные для римской, а потом и общеевропейской культуры постоянные эпитеты для Венеры: милостивая, очищающая, лысая. Лишнее в смысловом ряду лысая ? Нет! Этот эпитет говорит о Венере, как о покровительнице женщин Рима, которые ради победы своих мужей над галлами остригли волосы для изготовления тетивы для луков и канатов для катапульт. Классическое же представление о Венере в любом из видов искусства как о богине страсти и любви, отсюда распространенное мнение о том, что среди почитателей страстной богини больше всего было молодых людей: только Венера могла разделить их восторженное восхищение любимыми женщинами и помочь найти путь к сердцам. Также римляне боялись Венеру как безжалостную по отношению к тем, кто отвергает любовь и не желает считаться с великой силой великого чувства.

Настоящими искусниками, чье мастерство не оспорено и по сей день, римляне были в создании статуй. Не секрет, что до наших дней дошло множество образцов великолепных скульптур, на одном их первых мест среди них статуи Венеры. Парижский Лувр обладает бесценнейшим экземпляром - Венерой Милосской. Второе рождение, если можно так сказать, обрела в эпоху Возрождения, во-первых, в Европе того времени повально увлекались и возрождали (отсюда и Возрождение) античное наследие, во-вторых, образ Венеры всегда считался классикой обнаженного женского тела, которому состояние наготы только добавляет естественности и красоты, является в некотором смысле необходимым проявлением чувств. Стоит отметить, что даже пуританская Великобритания не осуждала за наготу только лишь изображение Венеры. Так, еще со времен безграничной власти Рима, имя Венера стало нарицательным для всех изображений красивого обнаженного женского тела.

Загадкой остается миф о рождении богини Венеры . В традиции римского мифологического свода, Венера дочь Юпитера и Дионы, прекрасное чадо любовного союза верховного бога и богини влаги. Греческие мифы представляют Венеру-Афродиту, рождающуюся из морской белоснежной пены. Скорее всего, вы чаще сталкивались со вторым вариантом происхождения Венеры, он чаще встречается на книжных страницах и холстах художников, и уж точно все знаю гениальный шедевр Сандро Боттичелли.

Ритуалы, связанные с поклонением Венере, носили в Древнем Риме необыкновенно чувственный и одновременно праздничный характер. В дни ее почитания прекрасную мраморную статую сажали в колесницу, выполненную в форме морской раковины. Запряжены в эту дивную повозку были белые голуби, любимый птицы богини и символ ее божественной милости. По дороге процессии римляне дарили Венере пышные венки из цветов, не забывая включать в композиции розу, мак и митр, и ювелирные украшения, чаще всего из жемчуга, под стать ее коже. Молодые люди, страстные и темпераментные, всегда шли во главе процессии, их присутствие радовало богиню особенно, поскольку они отдаются любви и страсти с подлинно венерианским безумием. Чаще всего Венеру предстает перед глазами восхищенных зрителей обнаженной или в одежде именуемой “пояс Венеры”, которая только придает шарма и женственности обнаженной фигуре красавицы богини. “Венерин пояс” был распространенным вариантом одежды среди римлянок разных социальных статусов, так как женское начало объединяет и женщин знатного происхождения, и простолюдинок, а Венера дарит им бесконечною любовь и красоту.

Среди множества талантов богини, римляне выделяли способность Венеры повелевать животными, такая хрупкая богиня способна усмирить даже разъяренного льва. Супруг Венеры - Вулкан, бог огня, всепоглощающего бушующего пламени и покровитель мастеров кузнечного дела. Вулкан серьезный, даже хмурый бог, он хром на одну ногу. Венера полная противоположность супругу - кокетлива, игрива, капризна, быстра и легкомысленна. Несмотря на различия, они прекрасно понимают и дополняют друг друга, Вулкан самые великие свои ювелирные творения всегда отдает жене, чтобы украсить и без того самую прекрасную в римском пантеоне богиню. Венера ветреная, поэтому пока супруг Вулкан занят в кузне, она дарит свою любовь другим мужчинам, тем более, что ее “Венерин поясок” наделен магическим свойством - порождать страсть к Венере у каждого мужчины. Венера навсегда покорила воинственного Марса, от союза с которым родился Купидон, вечный маленький небесный лучник, разящий стрелами любви без промаха. В числе побед Венеры также Адонис и Анхис - отец Энея. Однажды своевластная и гордая Юнона попросила у Венеры ее колдовской пояс, чтобы вернуть расположение Юпитера.

Неизменной традицией любого римского праздника, устраиваемого в честь Венеры, было огромное количество живых цветов. Жрецы всегда появлялись в пышных. богатых цветочных венках, которые символизировали вечную весну. Венецианцы считают, что их город назван в честь богини, поэтому каждый год весной они бросают в море кольцо, как бы заключая брак города Венеция и Богини Венеры.

Не только Земля может похвастаться наличием названий в честь Венеры, вторая планета Солнечной системы, таинственная утренняя Звезда также носит ее божественное имя - .

Вене́ра - лат . Venus, род. п. Veneris

В римской мифологии богиня садов, имя её употреблялось как синоним плодов . По некоторым предположениям, первоначально персонификация абстрактного понятия «милость богов» - venia. С распространением предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Aфродитой, став не только богиней красоты и любви, но и прародительницей потомков Энея и покровительницей римлян. Большое влияние на распространение культа Венеры в Риме оказал знаменитый сицилийский храм Венеры на горе Эриксе, откуда былo заимствовано почитание этой богини как Венеры Эруцины. Особую популярность Венера приобрела в I в. до н. э., когда ее покровительством пользовались:

  • Сулла, считавший, что Венера приносит ему счастье (отсюда её эпитет Felix), и сам принявший прозвище Эпафродит;
  • Помпей, посвятивший ей храм как Победительнице;
  • Цезарь (в особенности), считавший её прародительницей Юлиев (Venus Genetrix).

Другие её эпитеты: «милостивая», «очищающая», «конная», «лысая» (по преданию, в память самоотверженности римлянок, отдавших во время войны с галлами свои волосы для изготовления канатов и др.

У писателей Венера - прежде всего богиня любовной страсти, мать Амура. С распространением восточных культов Венера стала отождествляться с другими богинями - Исидой, Астартой. Известное распространение получил культ Венеры и Адониса - её погибающего и воскресающего любовника .

В астрологии большую роль играла планета, названная именем Венеры, определявшаяся как «милостивое ночное светило, муж или женщина» .

Обращение к Венере-Любви в поэме "О природе вещей" Тита Лукреция Кара иллюстрирует силу женских чар богини любви. Привлеченные красотой богини, за своей повелительницей следуют неисчислимые стада зверей.

Птицы небесные, силой твоею сраженные, в песнях Славят, богиня, тебя и веленья любви исполняют. Звери рыщут по пастбищам тучным, быстрые реки Вплавь переходят, идут за тобой неотступно и страстно Всюду, куда ты их манишь, лаская своей красотою. Всюду, богиня, в морях, на горах, в реках быстротечных, В густолиственных птичьих приютах, на поле зеленом Ты всем вселяешь любовь, её чарами всех увлекаешь И заставляешь всех страстно свой род продолжать размножаясь"

(Лукреций. О природе вещей. 1. 11-21).

Тему продолжает Апулей в сочинении, посвященном любовной магии: "Венера, богиня двойная, и каждая из сих близниц правит над особыми и различными любовями и любовниками. Одна Венера - всепригодная, распаляется она любовью, свойственной черни, не только в людские души, но также и в звериные и в скотские вселяет она похоть и с неодолимою силою властно гонит к соитию содрогающиеся тела покорных тварей. А другая Венера - небесная - владеет наизнатнейшею любовью и печется лишь о людях, да и то о немногих" (Апулей. Апология, или о магии. 12).

БОГИНЯ ВЕНЕРА

Этимология имени Венера неизвестна. Есть предположения, что происходит оно от санскритского vanas - желание или vanita - возлюбленные, а может быть, и от латинского venia - милость богов. Марк Тулий Цицерон (106–43 г. до н.э.) в своем трактате «О природе богов» упоминает, видимо, распространенное тогда толкование имени: «Венера - потому, что приходит ко всему (Venus, quod ad omnes veniat)» [книга 3, абзац 62].
По свидетельству Марка Теренция Варана (116–27 г. до н.э.) культ Венеры существовал в Риме отнюдь не с момента основания государства (753 г до н. э.). Первый известный нам храм Венеры был открыт около Большого цирка (Circus Maximus) в 293 г. до н.э., и, что интересно, построен он был на деньги, собранные от штрафов, наложенных на благородных матрон за их непристойное поведение (правда, лично мне не очевидно, что скрывается за данной формулировкой).
Видимо, становление культа Венеры как покровительницы, а потом и прародительницы римлян произошло на закате республики.
Диктатор Сулла (138 - 78 гг. до н. э.) считал ее своей покровительницей, называл себя Эпафродитом, то есть любимцем Афродиты, в конце жизни принял агномен (четвертое имя) Felix. Изображения Венеры Счастливой (Venus Felix) в изобилии присутствуют на римских монетах времен Суллы, Цезаря и империи.
Юлий Цезарь (100–44 гг. до н.э.) также считал, что своими победами обязан покровительству Венеры. Находясь на вершине славы, ввел почитание Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), основав в 45 до н. э. храм в Риме. Цезарь считал себя прямым потомком Венеры, род Юлиев вёл родословную от Юла, сына легендарного основателя римского государства, троянского героя Энея, матерью которого была сама Венера.

Храм Венеры-Прародительницы


Реконструкция храма Венеры Прародительницы в Риме

Храм Венеры Прародительницы - храм, некогда находившийся на форуме Цезаря в Риме.
Фасад храма был украшен 8 колоннами, до наших дней сохранились лишь три колонны и подиум. Храм был возведён Юлием Цезарем в 46 году до н. э. в знак признательности Венере (лат. Venus Genetrix), также богине домашнего очага и материнства, за то, что она привела Цезаря к победе при Фарсале над Помпеем. В храме находились статуи Цезаря, Клеопатры и Венеры, которая считалась матерью Энея и прародительницей рода Юлиев. Позднее храм был перестроен Домицианом и восстановленТраяном в 113 году.


Храм богинь Венеры и Ромы


Реконструкция храма богинь Венеры и Ромы

Храм богинь Венеры и Ромы (лат. templum Venus et Roma, также назывался templum urbis Romae, templum urbis) - некогда крупнейшее религиозное сооружение древнего Рима.
Сооружение занимало всю территорию от базилики Максенция и до долины Колизея, и было возведено на постаменте длиной в 145 м. и шириной в 100 м. Храм был построен при императоре Адриане в 135 году н.э., на том месте, где когда-то располагался портик Золотого дома Нерона.
Храм занимал центральную часть портика: он был построен из двух целл, одна напротив другой, с общей внутренней стеной. Целла, выходившая к форуму, была посвящена богине города Рима - Роме, другая посвящена богине Венере.
После пожара Максенций перестроил интерьер в 307 году н.э.: две апсиды были высечены в задней части целлы, где разместили статуи богинь, боковые стены с порфировыми колоннами обрамляли ниши для статуй. Пол был выложен геометрической мозаикой из цветного мрамора. Восточная целла сохранилась до наших дней лучше всего, так как она долгое время являлась частью церкви Санта-Франческа-Романа.

Венера (от venia - милость богов) - в двух своих аспектах - символ небесной и земной любви.
Олицетворение любви и женской красоты.
Венера связывается и с положительными, и с отрицательными аспектами женского начала - как покровительница и как божество гетер.
В качестве олицетворения любви Венера воплощает и духовную любовь, и физическое влечение.


Рубенс. Венера и Адонис.

Планета Венера во многих мифологиях выступает как символ божества любви (к примеру, аккадская богиня Иштар, римская богиня Венера; в одном из мифов шумерская богиня Инанна говорит о себе: «Я - звезда утреннего восхода»); в астральных представлениях шумеров и аккадцев она занимает особое место «царицы небес», наделенной владычеством над плодородием и любовью.

В Риме Венера первоначально была богиней полей и садов, ее отождествление с греческой богиней (которому не найдено четкого обоснования) послужило причиной того, что божество любви стало ассоциироваться с Великой матерью, в качестве Венеры Генетрии («Порождающая жизнь»).
Венера, в римской мифологии богиня садов, красоты и любви. В древнеримской литературе имя Венеры нередко употреблялось в качестве синонима плодов. После получившего широкое распространение предания об Энее Венера, почитавшаяся в некоторых городах Италии как Фрутис, была отождествлена с матерью Энея Афродитой. Теперь она стала не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян.

Представления римлян о происхождении Венеры описывает Цицерон:
«Венера первая была рождена богиней День от Неба. Ее храм мы видели в Элиде. Вторая - родилась от морской пены, от нее и Меркурия, говорят, родился Купидон второй. Третья, родившаяся от Юпитера и Дионы, вышла замуж за Вулкана. Но от нее и Марса родился, говорят, Антэрос. Четвертая - была зачата Сирией от Кипра и зовется Астартой. Она была женой Адонису».
Цицерон «О природе богов», книга 3, абзац 59.

Как у всех крупных божеств, у Венеры есть множество эпитетов, часть из них повторяют эпитеты Афродиты, часть связана с географией или с посвящением храма. Кроме уже упоминавшихся Венеры Счастливой (Venus Felix) и Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), приведу еще три.
Венера Очистительница (Venus Cloacina) - посвящена примирению римлян и сабинян. Согласно легенде, римляне похитили во время одного из празднеств сабинянок, чтобы взять себе в жены. Сабиняни начали войну, но женщины, привязавшиеся уже к своим римским мужьям, добились примирения сторон.
Венера Лысая (Venus Calva). Самое распространенное объяснение: эпитет появился в память о римских женщинах, пожертвовавших свои волосы на то, чтобы сделать тетивы для луков и канаты для катапульт во время осады Рима.
Венера Победительница (Venus Victrix) - аналог вооруженной Афродиты, культа, сформированного греками под влиянием восточных культур, где богиня Иштар являлась и богиней войны. Сулла и Цезарь считали, что именно Венера принесла им победу. В неоклассическом искусстве этот эпитет часто употребляется в значении «Венера - покорительница людских сердец», например, скульптура Антонио Кановы Venus Victrix (портрет Полины Бонапарт).

Благодаря распространенности культа Венеры в римском государстве, до нас дошло много римских статуй богини, многие из которых, как принято считать, повторяют в общих чертах скульптуру Афродиты Книдской Праксителя.
В период ренессанса образ Венеры вновь стал чрезвычайно популярен, объясняется это тем, что Венера представляла собой классический сюжет, для которого нагота была естественным состоянием. Со временем Венера стала нарицательным названием любого художественного изображения обнаженной женщины.
Венера - мать Амура и любовной страсти.
Венера изображается прекрасной молодой женщиной в венке и с цветами в руках.

Венера Прародительница. С этой богиней (которую со временем стали считать подобием греческой Афродиты) у римлян были особые отношения. Когда-то она была всего лишь покровительницей весны и пробуждения весенних сил природы. Но здесь были и другие богини, например, Флора, не менее популярные, чем Венера. Но когда римляне стали выводить свой род от троянского героя Энея, положение Венеры стало особенным: ведь Афродита-Венера была его матерью, а значит — родоначальницей римского народа. Так Венера заняла весьма почетное место среди римских богов и стала именоваться Венера Генетрикс («Прародительница»).

Венера богиня любви. Как богиня пробуждающейся природы она стала покровительствовать и любому пробуждению сил, в том числе — и силы любви. Здесь, по мнению римлян, ей помогал ее крылатый сын, вооруженный луком и стрелами — Амур или Купидон (греческий Эрот). Само имя Венеры стало использоваться римлянами как замена слова «любовь». Сила Венеры, верили римляне, наполняет весь мир: без нее не появляется на свет ни одно живое существо, одна она вызывает у всех желание к продолжению рода, без нее нет в мире радости и красоты, она радует людей мирным покоем.

Прозвища Венеры. Но если бы мы посчитали, что Венера — только богиня любви, мы совершили бы большую ошибку. Венера оказывала помощь римлянам и во время войны, поэтому ее чтили как Венеру Победоносную; ее почитали и как Венеру Лысую — столь необычное прозвище было напоминанием о том, как во время одной из войн римские женщины обрезали свои длинные волосы, чтобы из них сплели канаты для военных орудий. Была Венера и богиней удачи, называясь в этом случае Венера Феликс («Счастливая»). Удача эта бывала разная: ее мог получить и политик или полководец в своих общественных делах, а могли и простые люди в своих повседневных делах и развлечениях. Например, у игроков в кости считалось, что Венера Феликс приносит им выигрыш. Поэтому самый лучший бросок, когда на всех костях выпадали шестерки, назывался «Венера» (самый худший, когда выпадали одни единицы, именовался «собакой»).

«Отец» Марс. Марс примерно соответствует греческому Аресу, но между ними, пожалуй, больше различия, чем сходства. У греков Арес считался самым буйным и кровожадным из богов; его боялись, чтили, но не любили. Марс не был столь кровожадным, да к тому же считался отцом Ромула и Рема, основателей Вечного города. Поэтому и потомки Ромула почтительно именовали его «отцом».

Покровитель весны. Когда-то Марс был вполне мирным богом, и земледельцы молились ему о том, чтобы он отвратил от них недород, голод, болезни, ненастье и послал рост злакам, растущим на полях, приплод скоту, здоровье и преуспеяние людям. Под покровительством Марса находилась весна, и первый месяц года в древнейшие времена, когда год еще не начинался с января, был посвящен ему и носил его имя — март. Следы такого начала сохранились и до сих пор. Названия месяцев сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь в переводе на русский язык означают «седьмой», «восьмой», «девятый» и «десятый»; легко убедиться, что такими будут их номера, если отсчитывать их не с января, а с марта.

Военный защитник Рима. Итак, Марс был защитником людей и той земли, на которой они жили, от злых природных сил. Но ведь угроза таилась не только в природных явлениях, но и в людях, в соседях, которые постоянно покушались на земли Рима. Поэтому постепенно Марс стал и военным защитником Рима, а потом принял под свое покровительство и все войны, которые вели его потомки-римляне. Ему римляне молились о ниспослании удачи перед уходом на войну, а вернувшись с очередной победой в благодарность за нее приносили ему в жертву часть своей добычи. Неудивительно поэтому, что основные праздники в честь Марса приходились на март, время начала военных походов, и на октябрь, время, когда военная активность прекращается до следующей весны.

Храм Марса и его оружие. В храме Марса хранилось его копье и двенадцать священных щитов. Рассказывали, что в правление второго римского царя Нумы Помпилия один такой щит упал к нему с неба прямо в руки. Царь объявил, что это оружие явлено во спасение городу от свирепствовавшей тогда чумы и что его нужно беречь, чтобы оно не попало в чужие руки. Искусный мастер Ветурий Мамурий сделал еще одиннадцать таких же щитов, так что ни один вор не мог бы отличить настоящий щит от подделки.

«Плясуны». Хранителями и стражами этих щитов были жрецы-салии (их название в переводе означает «плясуны»). Раз в год, 1 марта, салии, одетые в одежды пурпурного цвета, подпоясанные медным поясом, с медным шлемом на голове, взяв эти щиты, обходят город по его городской черте — померию, исполняя свой танец, который сопровождается ударами мечей по щитам. Танец этот был несложным, на три счета, и символизировал, что римляне готовы к военным действиям, их военные силы проснулись от зимней спячки.

«Марс, пробудись». Но пробуждать нужно было не только воинскую мощь людей, но и самого Марса. Перед отправлением в поход полководец приводил в движение висевшие на стене в храме Марса священные щиты и копье, восклицая при этом: «Марс, пробудись!» Все, что происходило затем на войне, было связано с именем Марса. Сопровождавшие его боги Павор («Ужас») и Паллор («Страх») заставляли дрогнуть дух врага, а Виртус («Доблесть») и Хонос («Честь») вдохновляли римлян на подвиги. Над их войском кружила Глория («Слава»), и после боя отличившиеся в нем воины получали награды как бы от самого Марса.

Марсово поле. Марсу было посвящено находившееся в Риме незастроенное пространство — Марсово поле. Это было единственное место в городе, где человеку не запрещалось находиться вооруженным. Поэтому издавна здесь римские юноши состязались в умении владеть оружием, здесь же происходили военные смотры, отсюда войско отправлялось в поход, здесь раз в пять лет проводился обряд очищения римского народа. А ежегодно, в день праздника Эквирий (28 февраля и 14 марта) собравшиеся на Марсовом поле римляне делались зрителями конских скачек. Большие размеры Марсова поля позволяли одновременное проведение многих состязаний, поэтому там каждый мог найти зрелище на свой вкус, и оно всегда было полно народа.

Диана покровительница латинов. Римская богиня Диана очень похожа на греческую Артемиду, с которой ее и отождествили. Ее тоже изображали в виде юной девы, окруженной зверями и чтили как покровительницу лесов, животных, помощницу женщинам при родах, врачевательницу. Когда-то Диана была покровительницей союза латинских племен, и когда Рим стал главой этого союза в Риме ей построили храм. Сюда часто приходили пленные латины, не покорившиеся Риму и обращенные в рабов. Годовщина основания храма считалась их праздником, праздником рабов. В храме Дианы висели коровьи рога необыкновенной величины, и о них рассказывали такую историю.

Необыкновенная телка. У одного человека из соседнего с Римом племени сабинян как-то родилась телка необыкновенного вида и величины. Прорицатели сказали ему, что править над всеми племенами будет тот город, гражданин которого принесет эту телку в жертву Диане. Обрадованный таким пророчеством, сабинянин погнал телку в римский храм Дианы, поставил перед алтарем и уже готов был совершить жертвоприношение. Тогда римский жрец, который слышал и о чудесном животном, и о предсказании, воскликнул: «Как? Ты собираешься совершить жертвоприношение, не омывшись в проточной воде? Боги не примут твою жертву!» Смущенный сабинянин пошел к Тибру, чтобы совершить омовение, а римлянин быстро совершил жертвоприношение, обеспечив этим господство своему городу. Как память об этой хитрости и в знак этого господства висели в храме рога необыкновенной телки.

Три дороги, три мира. Римляне почитали Диану и на перекрестке трех дорог, называя ее Тривиа («Трехдорожная»). Эти три дороги символизировали ее власть над тремя мирами, небом, землей и подземным миром. Но, пожалуй, самым необычным было почитание Дианы Арицийской, в Ариции неподалеку от Рима. Здесь, на берегу озера, находилась священная роща богини, которая служила убежищем для беглых рабов и преступников. Укрывшийся в роще человек мог стать жрецом Дианы Арицийской, «царем леса», но для этого нужно было сорвать ветку со священного дерева. Сложность была в том, что «царь леса» уже был, и так просто эту ветку он не отдал бы. Ее нужно было сорвать, одолев предшественника, а потом самому мучительно ждать, когда новый более сильный пришелец отберет у тебя и власть в этой роще, и жизнь.

Вулкан хозяин огня. Этот бог первоначально был хозяином огня, как благодетельного для людей, так и разрушительного, как земного, так и небесного. Огонь Вулкана производит пожары, во время которых выгорают целые города, но этот же бог может и защитить от пожара. Поэтому, хотя храмов Вулкана в городской черте Рима не было, ему устроили алтарь на специальной площадке возле форума, которая называлась Вулканаль. Праздник в честь Вулкана (Вулканалии) справлялся 23 августа, и в этот день богу по традиции приносили в жертву живых рыбешек — существа, связанные с водой, стихией, которая противоположна огню и может его укротить.

Бог кузнецов. Со временем, когда в Риме начало развиваться ремесло, Вулкан стал богом кузнецов и уподобился греческому Гефесту. Изображения его стали тоже похожи на изображения Гефеста — бородатый мужчина в одежде ремесленника, с молотом, наковальней и клещами. Кузница Вулкана, как считали римляне, находится под землей, и если из вершины горы вырывается огонь и дым, значит, в ней работает бог. Поэтому все огнедышащие горы стали называть именем этого бога — вулканы, и их извержения тоже приписывали его деятельности.

Бог Меркурий

Бог Меркурий. Имя этого бога происходит от латинского слова «меркс» — товар. Уже по одному этому понятно, что речь идет о божестве, связанном с торговлей. Действительно, римский Меркурий (отождествлявшийся с греческим Гермесом) был в первую очередь богом торговли и торговцев. Меркурий давал торговцам прибыль, он заботился об их безопасности, он мог указывать зарытые в земле клады. Символом этой стороны деятельности Меркурия был кошелек, с которым его часто изображали. В благодарность за все это купцы отдавали в храм Меркурия десятую часть своих доходов, а на эти деньги в августе устраивалось общественное угощение.

Праздники Меркурия. Особенно почитаемым у торговцев был праздник в честь Меркурия, справлявшийся 15 мая. В этот день они зачерпывали воду в источнике Меркурия возле Капенских ворот, а затем, окунув в эту воду пальмовую ветвь, окропляли свои товары, обращаясь к Меркурию с такой молитвой: «Смой мое прежнее вероломство, смой лживые речи, которые я говорил! Если я ложно божился, надеясь, что мою ложь не услышат великие боги, пусть быстрые ветры развеют всю мою ложь! Пусть сегодня широко отворится дверь моим плутням, а боги пусть не заботятся о моих клятвах! Дай же мне хорошую прибыль и помоги хорошенько обмануть покупателя!»

Кроме торговли, Меркурий покровительствовал тайным знаниям и считался основателем и покровителем тайной науки алхимии, при помощи которой пытались превратить в золото разные вещества. Такого Меркурия чтили с эпитетами «знающий», «мудрый». Позаимствовал римский Меркурий часть функций и у греческого Гермеса, подобно которому он стал считаться вестником богов и проводником душ умерших в подземный мир.

Бог Нептун. Обычно считается, что римский Нептун, подобно греческому Посейдону, является богом морей. Это и так, и не так. Так — потому что после отождествления с греческим богом Нептун действительно получил в свои ведения и моря; не так — потому что изначально он не был связан с морем. Это и понятно: у моряков-греков Посейдон был братом самого Зевса, таким же могучим, как Отец богов и людей, и очень чтимым, поскольку от него зависело, будет ли плавание благополучным.

Но римляне-то были сухопутным народом! Морские просторы интересовали их очень мало, зато важным был бог-покровитель всякой влаги и защитник от засухи. Этим богом и был Нептун. Особо он покровительствовал источникам и другой текучей воде, которая питает собою и поля, и животных, и самих людей. Нептуналии, праздник Нептуна, справляли 23 июля, когда летняя жара особенно сильна, потоки пересыхают, поля чахнут без влаги. В этот день бога молили послать спасительную воду, возродить к жизни засыхающие растения.

Как бог морей Нептун грозен и неукротим. В его власти наслать бурю, он может и прекратить ее; бушующие на море ветры немедленно успокаиваются, заслышав его грозный окрик: «Вот я вас!»

Фонс и Фонтаналии. С Нептуном было связано много других богов, так или иначе относящихся к влаге. Так, богинями источников были камены, а всеми вообще источниками заведовал бог Фонс, в честь которого 13 октября, когда после летней жары вновь начинали оживать источники, справляли праздник Фонтаналии. Женой Нептуна считалась богиня Салация, чье имя можно перевести как «Движение моря», всеми портами, как речными, так и морскими, заведовал бог Портун, а каждая река имела своего отдельного бога.

Однако Нептун был не только богом влаги. Как и греческий Посейдон, он считался покровителем коней, откуда происходит его эпитет «конный». Конный Нептун считался покровителем всадников, и в его честь в Риме устраивались скачки. Впервые их ввел Ромул, и именно во время этого праздника произошло знаменитое похищение сабинянок.

Словник : Вальтер - Венути . Источник: т. Va (1892): Вальтер - Венути, с. 906-909 ( · индекс ) Другие источники : БСЭ1 : МЭСБЕ :


Венера (лат. Venus) - одно из 12 божеств греко-римского Олимпа, Афродита у эллинов, богиня любви и красоты, мать Амура (Эроса), царица нимф и граций. По Гомеру Афродита, дочь Зевса и Дионы , обладает поясом, который способен сделать всякую женщину или богиню «прекраснее, чем сама красота». Таким образом, по первоначальному представлению Афродита является олицетворением красоты, высшей чарующей женской силы. Такова златокудрая с блестящим и влажным взглядом и сладкой (φιλομειδής) улыбкой на устах Афродита в Илиаде, сопровождаемая Харитами и вызывающая к себе удивление и восторг всего Олимпа. Илиада знает еще Афродиту-победительницу (νικηφόρος), воинственную (Αρεια) и царственную (Βασίλεια), которая является покровительницею троянцев. Лишь позже к этим образам начинают примешиваться другие черты: Афродита становится богинею любви, покровительницею браков и в ней олицетворяется женская производительная сила (Α. γεννητείρα, γαμόστολος). рассказы о ее замужестве с безобразным Гефестом (Вулканом) и о любовных похождениях с Ареем (Марсом) являются впервые в Одиссее; они позднейшего происхождения. Из рассказа Гезиода о рождении Афродиты из морской пены возникает представление о ней как покровительнице мореплавания; отсюда ее эпитеты: θαλασσιά, πελαγία (морская) и Αναδυoμένη (выходящая из морской пены), Ευπλοια, Λιμνησία (дающая благополучное плавание). Под финикийским влиянием Афродита сближается с Астартой и становится богинею страсти и чувственности. В Афинах почиталась Афродита Пандемос (всенародная), которая, как покровительница брака, считалась олицетворением народного союза и единства. Потом она была низведена в Афродиту Гетеру (Εταίρα), а в Коринфе и Ефесе даже имела эпитет πόρνη, т. е. представительница грубой и разнузданной чувственности. Последней противопоставляется Афродита Урания (небесная), которая особенно почиталась в Сикионе и Аргосе и отождествлялась с старшей из трех Парок, богинею судьбы.

Когда культ Афродиты был перенесен в Рим и отождествлен с Венерой - неизвестно; но вероятно, что он перешел туда из Сицилии, где очень рано был воздвигнут храм Афродиты Эрицинской. Древнеримская Venus была богинею садов, весны, произрастания и расцвета; но затем В. в Риме получает все эпитеты Афродиты и соответствующие последним разнородные культы; отсюда Venus genitrix, V. Victrix, vulgivaga, libitina, celestis. Цезарь и Август особенно покровительствовали культу В., как прародительницы (чрез Анхиза и Энея) римского народа и рода Юлиев. В 46 г. до Р. X. Цезарем воздвигнут на новом Форуме великолепный храм. По местностям, где культ Венеры-Афродиты пользовался особенным почетом, она носила название Citherea, Cyprida, Cnida, Pathia, Amathusia, Idalia, Erycine и др. В. посвящены, как символы любви, мирт (отсюда эпитет Myrtia), роза, яблоко, как символы плодородия - мак, голубь, воробей и заяц, как морской богине - дельфин и лебедь.

В древнегреческом искусстве тип изображений Венеры прошел чрез ряд последовательных изменений. Первые пластические олицетворения этой богини, как и самый ее культ, проникли в Грецию с остр. Кипр; но происхождение их надо искать в более отдаленных странах - в Вавилонии, Халдее и Сузиане, где воздавалось поклонение божествам, по значению близким к греческой Афродите, и откуда дошли до нас терракотовые, варварски натуралистические статуэтки богини, виновницы зарождения и размножения всего живущего, изображающие ее в виде нагой, украшенной головным убором, ожерельями и браслетами, женщины, обеими руками жмущей себе груди для того, чтобы полилось из них молоко (напр. одна из статуэток Луврского музея). Через посредство финикиян, этот прототип изваяний Афродиты был занесен из Азии на Кипр, как то доказывается несколькими его воспроизведениями, найденными на сем острове. Прямое азиатское происхождение следует приписать и тем кипрским статуэткам, в которых богиня является в длинной одежде и держит в правой руке яблоко или цветок, а левую руку скрытою под одеждой, у груди. Усвоив себе эти типы, греческое искусство архаического периода долго не расставалось с ними, но потом внесло в них чисто эллинскую строгую грацию. По-видимому, в начальную пору Греция знала только одну «Небесную» Афродиту, Афродиту-Уранию, власть которой распространяется на всю природу и, по выражению Эврипида, низводит на землю любовь и плодородие. В своих изваяниях, она уже перестает быть беззастенчиво нагою, но облечена в хитон и тунику, в одной руке держит у груди яблоко, цветок или голубя, а другою слегка приподнимает подол своей одежды (фрагмент статуи в Лионск. музее). К прежним представлениям о богине в непродолжительном времени присоединяется понятие об ее чарующей красоте; но даже в V в. греческая пластика остается верна строгому архаическому типу. К сожалению, от этого века не сохранилось мраморных статуй Афродиты, но другие относящиеся к нему памятники представляют ее одетою вполне скромно, в длинное платье и аттический хитон. Такою мы видим ее, напр., в бронзовых статуэтках, из которых многие служила подставками для зеркал (напр. одна из бронз Копенгагенск. муз.), в рисунках на вазах и во фрагменте восточного парфенонского фриза великолепного рельефа, принадлежащего школе Фидия. Такой характер, можно сказать с уверенностью, имели и три статуи Афродиты, исполненные самим великим афинским ваятелем и «Афродита в садах» (ένκήποις) его ученика, Алкамена. По мере того, как искусство греков становилось менее религиозным, иконографический тип богини утрачивал свою строгость, делался более соблазнительным, более чувственным. Самая личность ее, так сказать, раздвоилась: рядом с прежней Афродитой-Уранией явилась другая, Афродита-Пандемос (всенародная), олицетворявшая собою идею плотской любви и сладострастия. Постепенные видоизменения, испытанные при этом иконографическим типом Венеры, можно проследить по значительному количеству ее статуй, относящихся к разным эпохам: мало-помалу она освобождается от одежды; сначала легкий хитон еще облекает ее тело, обрисовывая его молодые и стройные формы и оставляя открытыми только правое плечо и правую грудь; нередко богиня одною рукою надевает себе на плечо развевающийся сзади плащ, а в другой держит яблоко (одна из статуй музея Кьарамонти, в Ватикане). Это - тип покровительницы преимущественно брачных союзов. Те же черты впоследствии получает у римлян Венера-Родительница (Venus Genetrix), лучшие статуи которой хранятся в галерее виллы Боргезе, в Риме, и в Неаполитанск. музее. Дальнейший шаг в указанном направлении составляют полуодетые изваяния, образцом которых может служить Венера Милосская, в Луврском музее - великолепная статуя, найденная в 1820 г. на остр. Милос и принадлежащая если не самому Скопасу, то одному из даровитейших его учеников (см. Ваяние табл. II). В ней верхняя часть обворожительно красивой женщины представляется в полной наготе, а нижняя, начиная с бедер, изящно прикрыта спущенною с туловища драпировкою; отбитыми и теперь утраченными руками богиня, как предполагают археологи, поддерживала на своих коленах щит, в который смотрелась, как в зеркало (см. Ravaisson, «La Venus de Milo», (1871); v. Goeler, «Die Venus von Milo» (1879); a также исследования Гассе (1882) и Киля (1882). Здесь художник, наделив богиню военным атрибутом, очевидно, хотел выразить идею об ее победоносном могуществе - идею о том, что против ее власти ничто не может устоять (Афродита-Никифорос, т. е. Победительница). Если судить по значительному числу вариаций этого типа, повторяющегося и в статуях, и в других памятниках, - он был в большом распространении. Из таких вариаций особенно интересна т. наз. Капуанская Венера , статуя Неаполитанского музея, изображающая богиню также обнаженною до бедер и попирающаю шлем левою ногою. В IV стол. великий скульптор новоаттической школы решается на еще более смелое видоизменение типа богини и снимает с нее всяческие покровы. Жители остр. Кос заказали Праксителю изваять для них Афродиту, но вместо одной ее статуи он исполнил две: одну - одетую, другую - совсем нагую; заказчики выбрали первую, как более согласную с религиозным преданием; вторую же приобрели книдяне, поставившие ее в небольшом храме, открытом со всех сторон, для того, чтобы было удобнее любоваться ею. Книдская статуя (см. статью С. Рейнаха «Книдская Венера» в «Вестнике изящ. иск.», 1888 г., стр. 189), красоте которой древние писатели расточают восторженные похвалы, изображала богиню в тот момент, когда, она, скинув с себя последнее покрывало, кладет его на близстоящую вазу и входит в воду для купанья. Ни подлинное произведение Праксителя, ни непосредственные копии с него не уцелели, и мы можем судить об общем виде книдской Афродиты только по ее изображениям на некоторых монетах. Но созданный Праксителем тип как нельзя более соответствовал чувственному вкусу тогдашних греков и следовавших за ними поколений, а потому повторялся, можно сказать, в несчетных вариациях. Наиболее близкими воспроизведениями этого типа могут считаться Beнера палаццо Браски , хранящаяся ныне в Мюнхенской глиптотеке, ватиканская Венера и одна из статуй виллы Лудовизи. В позднейшее время подражатели Праксителя стараются придать этому типу еще более чувственный характер, видоизменяя на разный лад тему Венеры, выходящей из морских волн (В. Анадиомены) или идущей купаться. Из относящихся сюда статуй пользуются известностью в особенности: 1) Венера Медицейская , в музее Уффици, во Флоренции, с фальшивою подписью афинянина Клеомена, но исполненная на самом деле в Риме, в последнем стол. до Р. X.; богине приданы в ней черты весьма молодой, только что расцветшей красавицы, стыдливо прикрывающей одною рукою свою грудь, а другою - лоно. (см. Ваяние табл. III) 2) Венера Капитолийского музея в Риме, похожая по позе и жесту на Медицейскую, но изображающая богиню в виде женщины с вполне развитыми формами. Повторения обеих этих статуй встречаются во многих музеях, между прочим, и в Имп. Эрмитаже, где т. наз. Венера Таврическая составляет дубликат В. Медицейской, а извлеченная недавно из забвения Гатчинская Венера - дубликат Капитолийской. Тот же мотив купанья, но в другой композиции представляют статуи богини, присевшей на землю, из числа которых можно указать, как на лучшие, на Venus accroupie Луврского музея и на Фарнезскую Венеру Неаполитанск. музея. Было бы слишком продолжительно останавливаться на всех тех концепциях, в которых выражался чувственный, лишенный всякой религиозности, взгляд на богиню любви и красоты позднейших греко-римских художников, продолжавших изображать ее в наготе, то снимающею с ноги своей сандалию, то выжимающей воду из мокрой косы (статуя коллекции Торлониа в Риме), то любующийся собою в зеркало, и т. п. К разряду подобных статуй следует причислить Венеру-Калипигу Неаполитанск. музея, хотя и не скинувшую с себя туники, хотя и прелестную по формам, но, по мотиву движения и общему замыслу, впадающую в тривиальность. Замечательно, что античное искусство, под конец своего существования, вернулось в отношении Афродиты к ее первоначальному, архаическому типу, несмотря на утрату веры в нее и, во всяком случае, на коренную перемену, происшедшую в представлении о ней. Выработанный им образ богини перешел и в новое искусство, которое с эпохи Возрождения и до наших дней любило передавать в ее лице идеал женской красоты и грации. В составных композициях и группах античная скульптура и живопись сопровождали Афродиту то Эротом, то Ареем, то Адонисом, то второстепенными божествами, каковы: Пайдиа (веселье), Пейфо (убеждение), Эвномия (гармоничность) и Хариты, или в сюжетах из цикла легенд о Трое выводили вместе с нею на сцену Париса, вручающего ей яблоко Гесперид, и Елену (превосходный рельеф Неаполитанского музея).