Виртуальный филиал русского музея. Русский музей: виртуальный филиал



Михайловский дворец является шедевром русской архитектуры первой трети XIX в. Его создателем был знаменитый архитектор К.И. Росси, с чьим именем связано формирование одной из центральных площадей Петербурга, торжественного и масштабного ансамбля периода расцвета ампирного стиля - площади Искусств. Центром ансамбля стал Михайловский дворец, построенный в 1825 г. для великого князя Михаила Павловича - сына императора Павла I.


1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец

Здание Михайловского дворца украшает восьмиколонный коринфский портик, поднятый на аркаду цокольного этажа, который воспринимается как массивное основание для легкого и щедро декорированного верхнего парадного этажа.


Симметрично расположенные низкие боковые флигели связаны между собой великолепной чугунной оградой, центральные ворота которой украшены набором атрибутов бога войны Марса, характерным для стиля высокого классицизма. Ограда и два служебных корпуса образуют парадный двор.


Львы перед главным зданием дворца - копии львов, установленных во Флоренции возле Лоджии Ланци.


О непревзойденном таланте архитектора и его первоначальном замысле внутреннего убранства помещений могут дать полное представление сохранившиеся интерьеры: Главный вестибюль и Белый зал - одно из лучших творений Росси. В прошлом Белый зал был известен как музыкальный салон Петербурга, где хозяйка дворца, великая княгиня Елена Павловна, устраивала музыкальные и поэтические вечера.


Парадная гостиная в Михайловском дворце. Худ. Э. К. Липгарт. До 1896.



Большая гостиная Михайловского дворца в Санкт-Петербурге Луиджи Премацци.



Премацци Л. О., Кабинет великого князя Михаила Павловича в Михайловском дворце. 1856 год.


В убранстве дворца принимали участие такие видные мастера, как скульпторы В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов, а также живописцы-декораторы Дж.Б. Скотти, А. Виги, В. Медичи, Ф. Брюлло.


Сабат К. Ф., Михайловский дворец. 1824 год



Михайловский дворец. Акварель К. П. Беггрова. 1832.Так выглядел Михайловский дворец в XIX веке.



Садовников В. С., Михайловский дворец. 1847 год.



Садовников В. С., Садовый фасад Михайловского дворца. После 1848 года.



Шарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850-е годы.


После смерти Елены Павловны жизнь в Михайловском дворце стала угасать. Здание постепенно разрушалось. Для спасения дворца было принято решение: приобрести дворец на казенные деньги и разместить в нем Русский музей Императора Александра III. Перестройка дворцовых помещений и оформление экспозиционных залов было поручено молодому архитектору В.Ф. Свиньину. 19 марта 1898 г. музей был впервые открыт для посетителей.



Просторное нарядное помещение Главного вестибюля - композиционный центр Михайловского дворца, объединяющий этажи и залы. Им начинается и завершается кольцевая анфилада парадных залов.
Основная тема декоративного оформления вестибюля - триумф русского оружия, переведенный на язык аллегорий и эмблем.


Тема славы России запечатлена в стенном фризе в образе крылатого льва, в рельефах, заполнивших полукружия ниш, в лепных панно на лестничных откосах, на ордерном фризе. Здесь варьируются изображения так называемых "арматур" - мечей, щитов, шлемов, ликторских связок и другой древнеримской военной атрибутики, дополненных двуглавыми российскими орлами и лавровыми венками.


Роспись свода, перекрывающего лестничный павильон, выполнена в сдержанной и благородной сероватой гамме.


Эта гризайлевая, то есть одноцветная, роспись созвучна просторному объему зала и подчеркивает его монументальность.


Центральный плафон вестибюля.


Богатство архитектурной пластики усилено стройной колоннадой, которая образует обходную галерею.




В Русском музее хранится более пяти тысяч икон. В экспозиции представлены различные иконописные школы - московская, новгородская, псковская и другие, позволяющие проследить эволюцию древнерусской живописи.


"Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы")


Самая древняя икона в собрании Русского музея — "Архангел Гавриил" ("Ангел Златые Власы") — относится к XII веку. Кем написана эта икона, как и когда она попала в одну из русских церквей — неизвестно. Но золотые нити — символ величия и бессмертия богов Олимпа — выдают эллинистические традиции, наследницей которых в средние века была Византия.


"Богоматерь Белозерская"


"Богоматерь Белозерская" — икона первой половины XIII века — это древнейший и редчайший памятник, иконографический тип которого — Богоматерь Умиление (младенец Христос, обнимая мать, касается лицом ее щеки) — сложился в Византии не позднее XI столетия.


"Борис и Глеб"


Икона "Борис и Глеб" (середина XIV века, Москва), пожалуй, относится к самым эффектным памятникам средневековья. Красный и глубокий синий цвет плащей и золотой орнамент на ткани сияют, придавая иконе нарядность и торжественность. Борис и Глеб — братья, сыновья князя Владимира, инициатора крещения Руси. После кончины их отца началась междоусобная борьба, в которой погибли оба брата. На Руси их почитали святыми защитниками.


"Иоанн Предтеча" Фрагмент Деисусного чина. Константинополь 1387-1395.



"Петр и Павел"



"Пророк Самуил"




Одной из особенностей коллекции Русского музея является довольно большое собрание икон русского Севера: Новгорода, Пскова, Вологды, Белозерска, Архангельска. В зале экспонируются псковские и новгородские иконы XIII-XV веков. Среди них —"Святой Николай Чудотворец" со святыми на полях (Новгород), "Святой Димитрий Солунский" (Псков), "Архангел Гавриил" (Псков), "Святой Николай Чудотворец с житием" и другие.


"Святой Николай Чудотворец" со святыми на полях (Новгород)



Димитрий Солунский.Вторая четверть XV в.Псков.




"Архангел Гавриил, из деисусного чина"



"Святой Николай Чудотворец с житием"




1."Апостол Пётр". Вторая половина XV в. Новгородская школа.
2."Архангел Гавриил". Первая половина XVв. Псков.



Царские врата с изображениями Благовещения и двух святителей Ок. 1475 г.Новгород



"Введение во храм"



"Сошествие во ад". Конец XIV в. Новгород.



Четырёхчастная икона "Воскрешение Лазаря", "Троица", "Сретение", "Иоанн Богослов и Прохор". Начало XV в. Новгород.



"Сошествие во ад". Дионисий и мастерская. Ок. 1502 г.



Особенное значение в собрании Русского музея имеют иконы такого выдающегося мастера, работавшего в Москве, как Андрей Рублев. "Апостол Павел" (около 1408), как и парная к ней "Апостол Петр", происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире. Андрей Рублев, писавший иконы, учитывал, что они будут находиться высоко. Этим объясняется отсутствие деталей в изображении, его ясный, четкий силуэт. Колористическое решение композиции — зелено-синие одежды на теперь желтом, а когда-то золотом фоне,— наполняет ее спокойным и торжественным звучанием.


Андрей Рублев. "Апостол Павел" (около 1408) и парная к ней "Апостол Петр", происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире.


Грозное название одной из икон — "Спас Ярое Око" (конец XIV — начало XV века) отражает иконографический тип, получивший распространение в среде старообрядцев. Этот образ был популярен в России и в Смутное время, когда в церкви произошел раскол и гонения на тех, кто остался верен старым канонам.


"Спас Ярое Око"



Святой Григорий Богослов, Архангел Гавриил, Святой Иоанн Златоуст 1502 г



Св.Николай и св.Георгий




Государственному Русскому музею принадлежит несколько икон Дионисия и его мастерской. "Богоматерь Одигитрия" (1502-1503) происходит из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.


"Богоматерь Одигитрия" (1502-1503)


В XVI и особенно в XVII веках на Руси все отчетливее проявлялось стремление к объемности, декоративности, сходству с реальностью. Приобщение к западным оригиналам (Библии Пискатора) отразилось в памятниках разных школ.


Симон Ушаков "Троица ветхозаветная" (1691))


Тяготение к объемному письму, отход от традиционного красно-желтого цвета были характерны для иконописца XVII века Симона Ушакова («Троица ветхозаветная» (1691)). Он работал в московской Оружейной палате — сначала мастером серебряных дел, потом иконописцем. Произведения Симона Ушакова отличаются объемной моделировкой формы, попытками, по примеру западноевропейских мастеров, ввести прямую перспективу в изображение.


"Спас в Силах" из деисусного чина



"Вознесение Господне"



Икона "Успения Богородицы"



Икона "Рождества Христова"



"Коронование Богоматери". Никифор Георгиев. 1733 г



"Сошествие во ад"



"Спас на престоле". Семён Спиридонов Холмогорец. Ок. 1682 г. Ярославль



"Покров Богородицы"

":

Часть 1 - Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.

Электронный Русский Музей – вполне реальное место, где можно примерить на себя платье Сарры Фермор с картины Вишнякова или платье купчихи Кустодиева. Виртуальные путешествия по Русскому музею не менее увлекательны, чем реальные.

Примерочная - один из аттракционов электронного музея, предназначенных для взрослых и детей: 7 исторических костюмов с известных холстов меняются по мановению руки и принимают нужный размер. В Западном павильоне Михайловского замка, здании кордегардии, где разместился электронный музей, нет ни одного реального экспоната - все исключительно виртуальные.

Ольга Бабина, заведующая отделом развития проекта «Русский Музей. Виртуальный филиал», директор некоммерческого партнерства «Виртуальный Русский Музей»: "Возможности технологии таковы, что можно посмотреть гораздо больший процент экспонатов, чем тот, что зритель видит в экспозиции. По статистике это 4 процента той коллекции, которая находится в собрании музея. Электронные технологии позволяют увидеть больше".

Проникнуть в «музейную кухню» и подсмотреть процесс реставрации знаменитых работ Левицкого, увидеть, как хранятся на валах большие картины, и как музеи очищают от пыли... Помимо всего этого в электронном музее можно рассмотреть шедевры, сканированные в высочайшем качестве. Появление виртуального филиала Русского музея на базе информационно-образовательных центров в 14-ти странах ближнего и дальнего зарубежья и во многих регионах России, стало подспорьем для сотрудников и студентов петербургской Академии художеств.

Мария Васильева, заведующая виртуальным филиалом в институте им. Репина: "Всегда возникала проблема с иллюстративным материалом. Часть экзаменов проходит для студентов так: они должны назвать произведение, что там воспроизведено, в какой колористической гамме художником. На экзамене в основном чернобелые копии. И тут мы можем использовать наш виртуальный филиал. Пользуются студенты, педагоги, к то почитает русское искусство".

Не только побродить по залам музея и рассмотретькартины ближе, чем возможно в экспозиции, но и в реальном времени присутствовать на открытии выставок и на лекциях в мультимедийном кинотеатре - такие возможности получают все пользователи виртуальных филиалов Русского музея. К примеру, сейчас лекцию Анны Прозоровой о русском семейном портрете слушают и смотрят вместе с петербуржцами жители еще десяти городов России.

Ольга Бабина, заведующая отделом развития проекта «Русский Музей. Виртуальный филиал», директор некоммерческого партнерства «Виртуальный Русский Музей»: "Второй год работает он-лайн лекторий и для участников проекта "Русский музей. Виртуальный филиал" в формате видео-конференц-связи. Где лекторы рассказывают о выставках, есть возможность задать вопрос специалисту из любого конца России".

Юрий Кочелаев, генеральный директор фирмы-партнера: "Система видео конференции была не первой нашей разработкой. Но высокие очень требования музея позволили эту разработку существенно улучшить. Это отечественная разработка. Всего в музее более 100 филиалов. В настоящее время оборудование поставлено примерно в 50 филиалов. Есть еще над чем работать. Но все эти филиалы подключены к связи".

То, что Петербург - музей под открытым небом - не пустые слова, а вполне реальный факт. Комплекс Русского музея включает в себя шесть дворцов и два сада в центре города. Теперь, благодаря экспозиции электронного музея, у его посетителей появилась виртуальная "машина времени", которая позволяет увидеть те же самые исторические объекты из прошлого и настоящего.

Анастасия Гордеева, специалист отдела развития проекта «Русский Музей. Виртуальный филиал»: "Тут у вас есть возможность прогуляться по всему центру Петербурга и посмотреть, как выглядели здания в эпоху, когда их писали художники. 19-й, 20-й век, и когда они предстали перед нами. Вот перед нами дворец Петра I в Летнем Саду, и мы видим рисунок и настоящее изображение дворца после реконструкции".

Сегодня в экспозиции представлено 25 городских объектов, но сотрудники музея обещают, что она будет пополняться. Электронный Русский музей в здании кордегардии откроется для посетителей в декабре, а пока быть в курсе всех событий виртуальной жизни музея можно благодаря Всемирной сети. Но, конечно, не стоит забывать о радостях реальных прогулок по залам шести дворцов Петербурга, наполненных лучшими произведениями российских художников.

Анастасия Тамило.Первый канал - Санкт-Петербург

14 апреля 2019 года прошло мероприятие «Традиции православного праздника. Пасха» для воспитанников детского сада «Чебурашка» корпус 2, имеющих логопедические проблемы. Встреча была проведена при участии учителя-логопеда Родионовой С.В.
Юные когалымчане познакомились с традициями православного праздника. Ребята теперь знают о том, как этот праздник отмечали в старину.

24.04.2019

«Встреча с народным художником Г.М. Визель»

20 апреля 2019 года в информационно-образовательном центре «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча с Г.М. Визель – советским и российским художником декоративно-прикладного искусства, монументалистом, живописцем, народным художником Российской Федерации, Академиком Российской академии художеств. На встрече присутствовали воспитанники Детской школы искусств города Когалыма и жители города.

18.04.2019

«На струге по волнам истории»

14 апреля 2019 года для воспитанников военно-патриотического клуба «Возрождение», действующего на базе МАУ «Молодёжного комплексного центра «Феникс», было проведено мероприятие «На струге по волнам истории».
Встреча включала знакомство с разделом музейной экспозиции, посвященной освоению Сибири Ермаком. Когалымские учащиеся узнали о том, что поход казачьей дружины Ермака создал благоприятные условия для присоединения Сибири к Русскому государству, для последующего широкого хозяйственного освоения ее русским населением под руководством рода Строгановых.

16.04.2019

«Космос в народном искусстве»

12 апреля 2019 года на базе информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» для воспитанников детского сада «Чебурашка» корпус 2 и для учащихся третьего класса средней образовательной школы № 7 прошло занятие по теме «Космос в народном искусстве».
Юные когалымчане узнали о представлениях древних греков и индусов о Земле, совершили краткий экскурс в историю развития космонавтики.

8.04.2019 - 14.04.2019

«На струге по волнам истории»

14 апреля 2019 года в 17:00 музейно-выставочный центр приглашает всех любителей истории на интерактивную тематическую экскурсию о временах Ивана Грозного, в XVI век, который был ознаменован присоединением Сибири к Российскому государству.
Музейно-выставочный центр города Когалыма имеет богатую коллекцию материалов, освещающих этот период истории. Экскурсия будет завершена посещением виртуального филиала Государственного Русского музея, где пройдет познавательная программа «Великий род Строгановых».

3.04.2019

«Петровские ассамблеи»

30 марта 2019 года состоялась встреча для взрослой аудитории в рамках ежемесячного мероприятия «История России в зеркале искусства».
Основу мероприятия составил мультимедийный фильм «Хлебовский С. «Ассамблея при Петре I». Участники познакомились с одним из нововведений Петра I – это ассамблей. Когалымчане смогли убедиться в том, что введение этой реформы повлияло на жизнь городского населения, в частности изменения коснулись сферы развлечений.

1.04.2019 - 20.04.2019

«Традиции русского пейзажа»

Мероприятие «Традиции русского пейзажа», разработанное для учеников начальных классов и воспитанников дошкольных учреждений города Когалыма, знакомит с произведениями русских художников И. Левитана, И. Шишкина и А. Саврасова, посвященными самому романтичному времени года – весне. Участники мероприятия смогут узнать особенности изображения этого времени года художниками. Картины художников представлены в оцифрованном виде.

1.04.2019 - 20.04.2019

«ЛУБОК» - история родной культуры»

Познавательное мероприятие «ЛУБОК» – история родной культуры» познакомит участников с мультимедийным фильмом «Как мыши кота хоронили» из медиатеки информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал». Участники узнают о том, какое большое значение для народного искусства XIX века имели лубочные картинки.
Мастер-класс в технике граттаж поможет воплотить творческие способности и проявить фантазию.

1.04.2019

«Театр глазами художников»

27 марта 2019 года посетители «Когалымского комплексного центра социального обслуживания населения» и учащиеся средней образовательной школы № 7 посетили мероприятие «Мир театра глазами художников» (о художнике Михаиле Врубеле).
Ежегодно во всем мире 27 марта отмечается праздник – День театра. В России 2019 год объявлен Годом театра.
В русской культуре театральное искусство играет важную роль. Не только актеры, режиссеры и драматурги внесли немалый вклад в развитие культурных традиций, но и художники. В этом смогли убедиться и когалымчане.

27.03.2019

«Гости из городов Покачи и Тобольска в Когалыме»

26 марта 2019 года учащиеся 6-х классов из городов Покачи и Тобольска посетили информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» города Когалыма. Юные туристы познакомились с городом Когалымом, музейной экспозицией и посетили виртуальный филиал. Учащиеся смогли оценить уютную атмосферу информационно-образовательного центра и увидели возможности медиатеки виртуального филиала.

26.03.2019

Музейно-выставочный центр встречает гостей

Всю неделю Музейно-выставочный центр встречал гостей! Музей посетили советские и российские актёры театра и кино, актёры Государственного академического Малого театра, среди которых были народная артистка Российской Федерации Ирина Вадимовна Муравьёва, народный артист РСФСР Валерий Константинович Бабятинский, народная артистка России Ольга Леонидовна Пашкова и артистка драмы Галина Григорьевна Микшун.

25.03.2019 - 30.03.2019

«Общение в стиле петровских ассамблей»

30 марта 2019 года в 16.00 в музейно-выставочном центре состоится очередное мероприятие для взрослой аудитории на базе информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» в рамках программы «Россия в зеркале искусства». Участники встречи смогут увидеть мультимедийный фильм из медиатеки виртуального филиала «Хлебовский С. «Ассамблея при Петре I».
Встреча познакомит с одним из нововведений первого российского императора –ассамблеями. Участники смогут узнать «о достоинстве гостевом», об истории одного фразеологизма и о том, как одевались при Петре I.


Уход от действительности в мир грез и мечтаний был характерен для светлых по тональности, лирических картин Виктора Борисова-Мусатова (1870-1905), одного из лидеров объединения с поэтическим названием "Голубая роза". Работы художника обычно лишены ярко выраженного сюжетного развития. Искусство мастера элегично, проникнуто грустными раздумьями и тишиной.

Виктор Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой (1898)


В "Автопортрете с сестрой" (1898), где любимая сестренка представлена как обитательница старинной усадьбы, лишенная устойчивости композиция остановлена во времени, как фрагмент кинопленки. Кажется, еще минута — и фигуры проскользнут мимо и исчезнут навсегда где-то там, в заоблачном пространстве.


Виктор Борисов-Мусатов. Две сидящие дамы.



Виктор Борисов-Мусатов. Весна 1901



Виктор Борисов-Мусатов. За вышиванием 1901



Виктор Борисов-Мусатов. Прогулка на закате



Виктор Борисов-Мусатов. Портрет Надежды Юрьевны Станюкович



Виктор Борисов-Мусатов. Три дамы на террасе



Виктор Борисов-Мусатов. Дерево



К весьма своеобразным явлениям русского искусства начала ХХ века относится, например, так называемый неоклассицизм, или неоромантизм как его иногда называют. В пору разгара увлечения модными новаторскими поисками формы художники Александр Яковлев (1887-1938), Василий Шухаев (1887-1973), Зинаида Серебрякова (1884-1967) обращаются как к источникам вдохновения к произведениям средневековых и ренессансных мастеров. В произведениях этих мастеров современные сюжеты трактуются с использованием легкой стилизации под живописный и пластический язык их великих предшественников.


Александр Яковлев (1887-1938) Пьеро и Арлекин


В начале 1910-х годов Шухаев и Яковлев выступали в "Доме интермедий" в Петербурге в пантомиме А. Шницлера "Шарф Коломбины". Яковлев — в роли Арлекина, Шухаев — в роли Пьеро. Их двойной автопортрет ("Арлекин и Пьеро", 1914) — своеобразное воспоминание об увлечении театром. В картине Шухаев и Яковлев возрождают форму классического портрета, из старого искусства заимствованы также академически четкий рисунок, светотеневая моделировка форм, локальность цвета, бесфактурная кладка мазка.


Василий Шухаев (1887-1973) Портрет Е.Н. Шухаевой 1917



А. Е. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро 1915


Лучшие работы Серебряковой, запечатлевшие облик курских крестьянок, принадлежат неоклассицизму 1910-х годов. Сцену купания в сельской бане (1913) художница трактует как исполненный глубокого сокровенного смысла торжественный обряд.


Зинаида Серебрякова Баня. 1913 г.



Увлечение Востоком сыграло огромную роль в творчестве многих художников начала ХХ века.

Колористической гамме его произведений близки работы Павла Кузнецова (1878-1968) — натюрморты, портреты в пейзаже, романтические сцены из жизни народов Востока.

С начала 1910-х под впечатлением поездок в Заволжские степи и Бухару Кузнецов писал картины-грезы о первозданном и гармоничном мире Востока («Вечер в степи», 1912). Бытовые мотивы, пронизывающие "киргизскую сюиту", всегда остаются лишь мотивами. Художник не превышает той меры конкретности, за которой мотив перерастает в сюжет. И люди, и животные, и вещи предстают на полотнах равноправными элементами, оперируя которыми живописец творит свой неповторимый мир.


Павел Кузнецов (1878-1968) «Вечер в степи», 1912


В зале демонстрируются работы и других участников объединения «Голубая роза» - Николая Милиоти («Рождение Венеры», 1912), Николая Сапунова («Цветы и фарфор», 1912), Мартироса Сарьяна («Гиены», 1909).


Николай Милиоти.«Рождение Венеры», 1912



Николай Сапунов. «Цветы и фарфор» 1912



Мартирос Сарьян.«Гиены», 1909



Наумов Павел Семенович



Василий Денисов. Морское дно



Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), начинавший с увлечения французским символизмом, в 1910-е годы углубился в русскую тематику и поиски национальных выразительных средств. Строгие, даже аскетические натюрморты, портреты, бытовые композиции, похожие на иконы, сюжетные изображения военных или житейских ситуаций связаны с историей страны, событиями, происходящими в ней.


Кузьма Петров-Водкин. На линии огня


Созданная в годы первой мировой войны, картина "Богоматерь Умиление злых сердец" (авторское название; в православной иконографии — "Умягчение злых сердец") приобретает особую значимость как душевный отклик художника на трагические события.


Кузьма Петров-Водкин. Богоматерь Умиление злых сердец


Небольшое по размерам полотно воспринимается как крупное, монументальное произведение. В 1913-1915 годах Петров-Водкин работал над росписями в соборах Кронштадта и Сум. Очевидно, именно с этим связано появление этого необычного станкового произведения. Трепетный и возвышенный образ Богородицы, созданный мастером, по глубине воздействия — один из самых сильных в творчестве Петрова-Водкина.


Кузьма Петров-Водкин. Берег 1908



Кузьма Петров-Водкин. Весна 1935



Кузьма Петров-Водкин. Мальчики (Играющие мальчики) 1911 г



Кузьма Петров-Водкин. Полдень 1917



Кузьма Петров-Водкин. Сон 1910



Кузьма Петров-Водкин. Юность (поцелуй) 1913



Кузьма Петров-Водкин. Утренний натюрморт



Кузьма Петров-Водкин. Землетрясение в Крыму 1927



Искусство Бориса Григорьева (1886-1939) сложилось в переплетении многих увлечений — от мирискуснического ретроспективизма и неоклассицизма до экспрессионизма и кубизма. Портрет Мейерхольда (1916) — одно из характерных произведений художника. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874-1940) изображен во фраке, цилиндре, белых перчатках.


Борис Григорьев. Портрет В.Э.Мейерхольда. 1916


Его поза странно изломана. На левой руке маска. В маске часто выступал сам Мейерхольд и актеры его театра. За фигурой режиссера — двойник, юноша в восточном костюме. Выражение лица юноши такое же сосредоточенное, напряженное, как у Мейерхольда. Экспрессия заложена не только в движениях актеров. Она создается контрастами черного, белого, розового, динамичностью ритмов и композиции.

Портрет был отмечен в печати как значительное произведение эпохи, в котором символически "отразились гримасы современного духа…"


Борис Григорьев. Девочка с бидоном 1917



Борис Григорьев. Портрет Анны Грилихес 1917



Борис Григорьев. Дом под деревьями 1918


Натан Альтман (1889-1970), прошедший длинный жизненный и творческий путь, начинал с увлечения французским кубизмом. Однако уже ранние его работы несут заряд абсолютной творческой самостоятельности. "Портрет Анны Ахматовой" (1914) относится к ряду лучших произведений русского авангарда.


Натан Альтман (1889-1970) Портрет Анны Ахматовой 1914



Начало ХХ века связано в России в том числе и с яркими впечатлениями от современного западного искусства. Путешествия по Европе, знакомство в Москве и Петербурге с коллекциями Морозова и Щукина, собиравшими уже тогда полотна Сезанна, Матисса и других новаторов ХХ века, несомненно, оказали влияние на путь и характер развития русской изобразительной культуры. В России появились последователи Сезанна. Правда, объединившись в группу с эпатажным названием "Бубновый валет", они весьма своеобразно, на русский манер, трансформировали "сезаннизм". В натюрмортах, портретах и пейзажах Ильи Машкова (1881-1944), Петра Кончаловского (1876-1956), Александра Куприна (1880-1960), Аристарха Лентулова (1882-1943) одновременно с приемами, близкими Сезанну, используется живописная пластическая и сюжетная брутальность русского фольклорного искусства — вывесок над магазинами, игрушки, лубка.


Илья Машков. Мальчик в вышитой сорочке 1909



Петр Кончаловский. Семейный портрет 1911



Петр Кончаловский. Сундук и глиняная посуда


В конце XIX века прялки, подносы, деревянные и глиняные игрушки, расшитые полотенца и одежда составляли быт любой крестьянской семьи, не замечавшийся и не ценившийся современниками. Художники "Бубнового валета" подняли предметы народного творчества до высот большого искусства. Обращение к своим, отечественным корням — явление, глубоко и разнообразно проявившееся в начале ХХ столетия.


Куприн Александр Васильевич. Натюрморт со скульптурой



Осмеркин А.А. Натюрморт с белой пиалой




Русский музей обладает прекрасной коллекцией отечественного авангарда. Здесь представлены практически все течения и направления, почти все имена участников разветвленного процесса утверждения в искусстве новых эстетических идей и средств художественной выразительности. Михаил Ларионов (1881-1964) и Наталия Гончарова (1881-1962), пожалуй, были первыми, кто ушел от повествовательности старого искусства и сделал акцент на упрощении формы (Н.Гончарова. «Бабы», 1908; М.Ларионов. «Лагерь», 1910). Внимание к народному творчеству разных стран, включая Россию, Украину и другие, обогатило палитру и пластику художников, оставивших яркий след в русском искусстве.


Н.Гончарова. Бабы 1908



М.Ларионов. Лагерь 1910


Одна из самых одаренных, но рано умерших представительниц авангарда, Ольга Розанова (1886-1918), как и большинство ее современников, прошла через увлечение неопримитивизмом. «Красный дом» (1908) и «В кафе» (1912-1913) относятся именно к этому периоду, когда Розанова вдохновлялась русской провинцией, иконами, лубками, игрушками, резьбой по дереву.


Ольга Розанова. Красный дом. 1910



Ольга Розанова. В кафе 1912-1913


В этом же зале демонстрируются работы соратников Ларионова - Александра Шевченко («Музыканты», 1913) и Михаила Ле Дантю («Сазандар»), а также грузинского художника Нико Пиросманашвили («Князь с рогом вина», 1908), творчество которого заметила и пропагандировала эта группа.


Александр Шевченк. Музыканты 1913



Михаила Ле Дантю. Сазандар



Нико Пиросманашвили. Князь с рогом вина 1908



Александр Шевченко. Женщина в зеркале 1913



Александр Шевченко. Женщина в красном



Через импрессионизм, кубизм, кубофутуризм подошел к собственному открытию супрематизма Казимир Малевич (1878-1935). Его наследие (более 100 картин и около 20 рисунков) в Русском музее представлено лучше, чем в какой-либо другой стране мира.


Картины импрессионистического и символистского периодов, кубофутуристические "Портрет Клюна" и "Авиатор" (1914), супрематические композиции 1915-1916 годов, целые серии крестьян и крестьянок 1928-1932 годов, в которых соединились фигуративность и супрематизм, и работы последних лет составляют богатство Русского музея.


Казимир Малевич. Портрет И.В.Клюна



Казимир Малевич. Авиатор



Казимир Малевич. Жница


Столь же полной и уникальной является коллекция произведений Павла Филонова (1883-1941). Почти двести картин и более двухсот рисунков и акварелей этого художника были подарены Русскому музею его сестрой Евдокией Глебовой. От ранних композиций ("Масленица". 1913/4?; "Германская война". 1915), где уже видна яркая индивидуальность Филонова, хотя заметны и его связи с фольклором, до произведений зрелых и последних лет художник сохранял и развивал свой метод, названный им аналитическим.


Павел Филонов. Масленица



Павел Филонов. Германская война. 1915


Филонов выстраивал изображения по подобию процесса роста растений в природе. Его композиции, как правило, похожи на мозаики или картинки в калейдоскопе. Но за самой формой — оригинальной и эстетически привлекательной — лежат глубокие, философские размышления Филонова о человеке и окружающем его мире.


Павел Филонов. Мировой расцвет



Павел Филонов. Рыболовная шхуна



Павел Филонов. Ударники



Искусство 1920-1930-х годов

В экспозиции собраны произведения первых двух десятилетий советской власти - портреты современников кисти А.Н.Самохвалова, А.А.Дейнеки, Ф.С.Богородского, характерные полотна на крестьянскую тему представителей ленинградского объединения «Круг художников» В.В.Пакулина и А.Ф.Пахомова.


А. Н. Самохвалов. Девушка в футболке



Пакулин Вячеслав Владимирович. Женщина с ведрами 1928г.



Пакулин Вячеслав Владимирович. Жница


Обращение к новым явлениям в жизни общества можно проследить на примере произведений В.В.Купцова, С.А.Лучишкина, С.Я.Адливанкина, А.Д.Древина, А.Е.Карева. Экспозиция, в которой наряду с историко-революционными полотнами представлены бытовые картины, пейзажи, портреты и натюрморты, свидетельствует о разнообразии творческих исканий мастеров того времени, представленных множеством художественных объединений и группировок - от Ассоциации художников революционной России (И.И.Бродский) и Общества станковистов (Д.П.Штеренберг) до «4-х искусств» (К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов) и «Мастеров аналитического искусства» (В.В.Купцов).


Герасимов Сергей Васильевич. Хлеб наш насущный 1921



Древин А.Д. Спуск на парашюте (Голубой вариант). 1932



Кузнецов Павел Варфоломеевич. Крестьянки



Штеренберг Давид Петрович. Тётя Саша. 1922-1923




Искусство 1920-1930-х годов

В экспозиции собраны произведения первых двух десятилетий советской власти - портреты современников кисти А.Н.Самохвалова, А.А.Дейнеки, Ф.С.Богородского, характерные полотна на крестьянскую тему представителей ленинградского объединения «Круг художников» В.В.Пакулина и А.Ф.Пахомова. Обращение к новым явлениям в жизни общества можно проследить на примере произведений В.В.Купцова, С.А.Лучишкина, С.Я.Адливанкина, А.Д.Древина, А.Е.Карева. Экспозиция, в которой наряду с историко-революционными полотнами представлены бытовые картины, пейзажи, портреты и натюрморты, свидетельствует о разнообразии творческих исканий мастеров того времени, представленных множеством художественных объединений и группировок - от Ассоциации художников революционной России (И.И.Бродский) и Общества станковистов (Д.П.Штеренберг) до «4-х искусств» (К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов) и «Мастеров аналитического искусства» (В.В.Купцов).


Василий Купцов.Туполев АНТ-20 Максим Горький, 1934



Самуил Адливанкин (1897-1966) Состязание юных авиамоделистов



В. Малагис. На смерть Клары Цеткин. 1933 г.



Александр Дайнека. Девушка с книгой 1934





Петров-Водкин Кузьма Сергеевич. Тревога



Самохвалов Александр. Делегатки (1939)




И.И. Шишкин, чье творчество представлено в Русском музее очень широко, – не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов второй половины XIX века.



Шишкин знал русскую природу «ученым образом» и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Его работы стали олицетворением торжества национальной темы и формы в русском искусстве. Представленные в зале картины «Дубы» (1887), «Зима» и написанная незадолго до смерти художника «Корабельная роща» (1898) – лирические и одновременно монументальные образы, отражающие разнообразие и богатство русской природы, красоту ее могучих лесов.









Корабельная роща




Буковый лес в Швейцарии




Буковый лес в Швейцарии







Вид в окрестностях Дюссельдорфа




Вид окрестностей Петербурга




Дорожка в лесу




За грибами




Дубовая роща




Ивы, освещенные солнцем




Камни в лесу. Валаам




Лесная глушь




Лесной пейзаж с цаплями







Пейзаж с гуляющими




Перед грозой




Ручей в березовом лесу




Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы)




Сосновый лес




Хвойный лес. Солнечный день




Сныть-трава. Парголово





Особое место в русском искусстве второй половины XIX века занимает творчество В.В. Верещагина. Знаменитый художник-баталист много путешествовал, бывал на театрах военных действий. Его картины повествуют о войне и ее трагедиях, об особенностях быта народов разных стран.



После неудачи


«У дверей мечети» – входит в Туркестанскую серию, написанную в конце 1860-х годов, во время путешествия по Средней Азии.



У дверей мечети


В 1877–1878 годах, в дни русско-турецкой войны, Верещагин создал Балканскую серию. В Русском музее этот цикл представлен картиной «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой».



Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой


В 1903 году художник побывал в Японии. Кроме богатой этнографической коллекции, он привез из поездки множество набросков, альбомов с рисунками, картин-этюдов, выполненных в неожиданной для реалиста импрессионистской манере. Изысканность колорита, свобода живописной трактовки позволяют назвать картину «Прогулка в лодке» одной из лучших в творчестве мастера.



Прогулка в лодке


Начавшаяся русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми произведениями; он все оставил и, по выражению Репина, «полетел» на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих полотнах.



Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге




В Иерусалиме. Царские гробницы




Шинтоистский храм в Никко


31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С.О. Макаровым погиб на броненосце «Петропавловск», взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром.

Садовый вестибюль







В зале представлены произведения бытового жанра второй половины XIX века, созданные художниками, составлявшими ядро Товарищества передвижных художественных выставок.



Журавлев Фирс Сергеевич. Поминки.




Журавлев Фирс Сергеевич. Перед венцом


Атмосферу пореформенной деревни, разложение патриархального быта показал В.М. Максимов в произведении "Семейный раздел" (1876).



В.М. Максимов Семейный раздел (1876)


«Хождение в народ», митинги, террористические акты для многих политических деятелей 1860–1870-х годов кончались тюрьмами, ссылками, гибелью. Неслучайно популярный в то время в демократическом искусстве образ революционера нашел отражение в картине В.Е. Маковского «Осужденный» (1879).



Маковский Владимир Егорович. Осужденный. 1879




Маковский Владимир Егорович. Ночлежники (Ночлежный дом в Москве). 1889



Г.Г. Мясоедов, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, в своем большом полотне «Косцы» (1887) открыл возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины. Автор воспел радостную сторону бытия, передал красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм.



Г.Г. Мясоедов. Косцы (1887)


Созданные К.А. Савицким многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «На войну» (1880−1888) − явились откликом художника на события, связанные с начавшейся в 1877 году русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен – судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».



К.А. Савицкий. На войну (1880−1888)




Константин Аполлонович Савицкий. Прощание




Прянишников Илларион Михайлович. Крестный ход




Башкирцева Мария Константиновна. Весна




Константин А. Савицкий. Путешественники в Оверни




Николай Александрович. В теплом краю. 1890 год



В.Д.Поленов (1844–1927) – один из выдающихся художников-передвижников, сыгравший большую роль в развитии русского пейзажа. Во время пребывания за границей после окончания Академии художеств он написал несколько исторических картин на средневековые сюжеты, среди которых «Арест графини д’Этремон».



Поленов Василий Дмитриевич. Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон


По возвращении в Россию Поленов много работал над пейзажем и бытовой картиной. Тонкое поэтическое понимание природы сказалось в написанных им пейзажах «Заросший пруд» и «Московский дворик».

Поленов Василий Дмитриевич. Заросший пруд




Поленов Василий Дмитриевич. Московский дворик


В 1880-х годах Поленов начал работать над большой картиной «Христос и грешница (Кто без греха?)» (1888) на сюжет из Евангелия. Он посетил Палестину, Сирию и Египет, изучил природу, архитектуру и быт этих стран, собрал обширный этюдный материал. Многочисленные персонажи картины и вся изображенная в ней бытовая обстановка отражали черты жизни Востока.



В. Д. Поленов. Христос и грешница.




Бенедикт Спиноза (М.М.Антокольский)




Нестор-летописец (М.М.Антокольский)




Мефистотель (М.М.Антокольский)




В.Д.Поленов. И возвратился в Галилею в силе духа


Оригинал записи и комментарии на