Шпаргалка: Образ и судьба русской деревни в повести Бунина "Деревня". Русская деревня в творчестве И


Нити всех параллельно развивающихся мотивов и тем тянутся к идейному центру повести-поэмы - к главному вопросу, обсуждающемуся на страницах "Деревни": вопросу о судьбе народа, революции, России. Тихон, прошедший путь от положения нищего сироты до деревенского "хозяина", Кузьма, вышедший из "торгашей" в поэты, все остальные "дурновцы"-представи тели "ста миллионов безграмотных", росших в Черных Слободах, где насмерть убивали в кулачных боях "среди великой дикости и глубочайшего невежества". "Биография жизни" (49) любого из них-часть "биографии", судьбы целого народа эпохи 1861-1905гг. Бунин создает собирательный образ, составные части которого живут в душевной разобщенности и одинокости, "в постоянной вражде". Каждый, как зверь, заботится лишь о пропитании; о воспитании детей, о страдании родных, о положении односельчан и простых людей никому дела нет.

Тихон склонен думать, что в других странах люди живут как-то иначе: "Взять хоть русских немцев или жидов: все ведут себя дельно, аккуратно, все друг друга знают, все приятели,- и не только по пьяному делу,-все помогают друг другу; если разъезжаются-переписываются, портреты отцов, матерей, знакомых из семьи в семью передают; детей учат, любят, гуляют с ними, разговаривают, как с равными, -вот вспомнить-то ребенку и будет что". Ему, как обычно, вторит Кузьма: перебрав былины, да песни, да поговорки, перечитав историю русскую, он обнаженными нервами своими болезненно реагирует на те моменты, в которых фиксируется та же взаимная нелюбовь: "… брат на брата, сват на свата, сын на отца, вероломство да убийство, убийство да вероломство…". Кузьма замечает: кто побогаче того, кто победнее, непременно его бедностью уязвлять любит, сам "рвет, гандобит себе гнездо, а толку что? <…> Вить его, гнездо-то, тоже надо со смыслом. Совью, мол, да заживу по-человечески. Вот этим-то да вот этим-то.

Уродливый быт рождает уродливые мечты и поступки: Аким "мечтает" подстрелить соловья за то, что тот поет; за пятиалтынный он пустил к жене вместо себя вожделеющего старца: "ай она слиняет?" (89). Тот же Аким слушает игру на рояле семилетнего барчука с едкой усмешкой и ненавистью; это заставляет Кузьму внимательно посмотреть на него и понять, что Аким чужд всему строю помещичьей жизни и не в силах воспринять то хорошее, что в ней есть. В какую новую жизнь может вступить этот человек, если он не имеет за душой ничего, кроме одной-единственной привычки добывать себе пищу, чтобы выжить? Какой быт способны создать люди, которые по бедности спасаются от холода в навозных кучах, но которые все-таки имеют силы рассуждать о Думе, о земле, надеясь получить ее в собственность?

Естественное следствие общего полупервобытного состояния ста миллионов безграмотных - отсутствие у них гражданского сознания и политической позиции по отношению к общественным катаклизмам: войну и революцию они воспринимают, основываясь на слухах и узколичных интересах. Отношение к войне прошло несколько стадий: от бахвальства ("казак желтую-то шкуру скоро спустит, брат!") и осуждения за бесхозяйственность зачинщиков бойни ("своей земли девать некуды!") до "злорадного восхищения" разгромом русской армии. Рассуждения о войне принадлежат Тихону - одному из самых толковых среди дурновцев: здесь-то и обнаруживает Бунин всю меру дурновской политической неразвитости и индифферентизма.

"Быт, уклад и "основы души" - центральные, неразрывные проблемы повести", - считает О. Н. Михаилов. Они взаимосвязаны, взаимопроникаемы. Быт неотделим от психологии, душа от быта. Каждый из бытовых деталей и эпизодов мог бы разрастись в рассказ или повесть. Для Бунина это все явления одного плана. За ними встают и вековая отсталость, и долготерпение народа, небрежение русского человека к себе, к хозяйству, быту, мечтательность и непрактичность, неумение соразмерить свои желания, стремления, способностями с реальными возможностями, неумение выбрать дело по силам. А в результате - неустойчивость настроения, капризность, недовольство буднями, обыденным, озлобление, неумение додумать свои мысли или даже доспорить, выслушать, понять собеседника.

В невоспитанности и невыработанности русского народа и в неустроенности, страшной отсталости быта видел Бунин самую большую беду в России.

Конец повести кажется слишком простым и не вытекающим из действий главных героев: свадьбой Дениски и Молодой. Дениска - бездельник, приживал, везде блюдет свою выгоду. Молодая - вдова, кухарка, с которой жил Тихон, а потом Дениска на ней женится. Но этот конец имеет обобщающий смысл: торжество обыденщины, пошлости.

На грустные мысли о народе и России наводит вековая народная серость и разорение. Что за край такой, чернозема полтора аршина, да какого, а пяти лет не проходит без голода… А что за дороги? В деревню въехать нельзя, грязь по колено. Тысячу лет лапти носят, ничего лучшего не придумают. Бабы спечь хлеба не могут, корка отваливается, а внутри кислятина. Несчастный народ и несчастная страна! Что с нее спрашивать? А бестолковости во всем хоть отбавляй: на свадьбе Дениски во дворе играли сразу на трех гармонях, и все разное.

Рисуя картины русской жизни в повести "Деревня" Бунин обращает внимание на темные ее стороны: косность, жестокие нравы. Тяжелая история России не может служить оправданием нынешнего утлого существования. Авторская позиция здесь четко просматривается и подкрепляется образным строем повести: Бунин склонен возложить именно на сам народ вину за жизненные настроения, порицая его пассивность, наивность, разобщенность, шаткость. В такой терпкой правде о России нуждался само передовое общество. В данном случае пессимизм Бунин нельзя посчитать клеветой на народ.

"Деревня" сильна прежде всего предостерегающим словом писателя. Он уверен: жизнь народа и России нуждается в радикальных изменениях. Но многомиллионные массы, казалось ему, еще мало подготовлены к гражданской активности, к разумному устроению своей судьбы. Бунин видел и с беспомощным мужеством свидетельствовал, какую бездну преград еще предстоит пройти русскому народу: не только экономических, бытовых, социальных и политических, но и нравственных, психологических - в способах мышления и чувств, в нравах и верованиях, привычках и побуждениях.

1. Краткая биография А. И. Бунина.
2. Богатые традиции русской литературы.
3. Образ любимой родины в произведениях.
4. Переживания за «душа русского человека».
5. «Деревня». Реальность и нищета.
6. Переживания писателя за будущее России.

...Россия?.. Да она вся — деревня...
И. А. Бунин

И. А. Бунин — один из представителей русской реалистической литературной прозы и один из крупнейших поэтов в России начала века. Писатель родился 22 октября 1870 года в городе Воронеж, в семье обедневшего помещика. Отец Бунина относился к старинному дворянскому роду. Значительную роль в жизни и в формировании внутреннего мира будущего писателя сыграла его мать. Она очень любила русскую литературу и эту любовь она передала и своему сыну. Писатель достаточно рано выучился читать. Мальчиком он рос впечатлительным и с детства обладал яркой и необычайно разнообразной фантазией. В 1881 году Бунин поступает в гимназию в Ельце, где учиться всего пять лет. Из-за того что его семья не располагала достаточными средствами, Бунину пришлось завершать гимназический курс обучения дома и самостоятельно. В итоге будущему писателю так и не удалось получить даже гимназического образования, хотя такое положение дел никак не повлияло на дальнейшую судьбу писателя. Творчество Бунина отмечено необычной оригинальностью и полной самостоятельностью, хотя он и опирался на богатые традиции русской литературы. Так писатели — А. С. Пушкин, А. К. Толстой, Ф. Н. Тютчев, А. А. Фет, А. Н. Майков, И. С. Никитин, Я. П. Полонский — оставили неизгладимый след в душе писателя, и их поэзия является как бы частью художественного мира самого Бунина. Книга стихотворений писателя «Под открытым небом» — это дневник, посвященный временам года от первых, и чуть заметных признаков весны до зимних пейзажей, где уже становиться очевидным и более явным образ любимой родины:

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною...

Вообще для Бунина средняя Россия, где он провел все свое детство и юность, является местом, которое очень глубоко запало в душу писателя. Он знал, что именно средняя полоса России показала наилучших русских писателей. А. А. Блок однажды сказал о любви писателя к природе русской: «Так знать и любить природу, как умеет И. А. Бунин мало кто умеет. Благодаря этой любви, поэт смотрит зорко и далеко и красочные и звуковые его впечатления богаты».

Очень много нового Бунин внес в литературу, создав свои произведения: «Деревня» (1910), «Суходол» (191 1), «Деревенский человек» (1911), «Хорошая жизнь» (1911), «Ночной разговор» (1911), «Игнат» (1912), «Худая трава» (1913), «Чаша жизни» (1913). Главное что волновало писателя — это «душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина», а главное — как он жил, и в каких условиях. Наибольшую известность писателю принесли его реалистические повести и рассказы — «Деревня», «Веселый двор», «Ночной разговор», «Суходол». По мнению самого писателя, эти произведения «резко рисовали русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы».

В 1910 году была напечатана повесть «Деревня», которая вызвала серьезные споры и стала отправной точкой для большей популярности Бунина. Повесть писателя была очень реалистичной, она захватывала всё богатство его красок и наблюдений, красоту языка, а главное правдивость жизни. О реалистической повести «Деревня» М. Горький писал: «Я знаю, что когда пройдет ошеломленность и растерянность... тогда серьезные люди скажут: «Помимо первой художественной ценности своей «Деревня» И. А. Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом — быть или не быть России».

Бунин изображает деревню нищей, и сама картина жизни деревни абсолютно безотрадна. И даже в момент наивысшего подъема общественной борьбы нет никакой надежды на улучшение, нет развития среди мертвых полей. Нищета деревенской жизни связана с ее укладом, с крестьянским трудом, с очень маленьким кругозором, с замкнутостью и изолированностью интересов ее жителей и быта. Бунин так описывает деревню того времени: «Косо неслась белая крупа, падая на черную, нищую деревушку, на ухабистые, грязные дороги, на конский навоз, лед и воду; сумеречный туман скрывал бесконечные поля». В декабре 1910 года Горький писал Бунину: «...Так глубоко, так исторически деревню никто не брал... Я не вижу, с чем можно сравнить вашу вещь, тронут ею — очень сильно. Дорог мне этот скромно скрытый, заглушённый стон о родной земле, дорога благородная скорбь, мучительный страх за нее — и все это — ново».

Нищета пронизывает все области жизни каждого человека. В рассказе «Веселый двор» Анисья Минаева в полуобмороке от голода уже достаточно долго идет к непутевому сыну, она всячески старается преодолеть слабость и ест мельчайшие травинки. Ее рассуждения о том, как бы ей хотелось, чтобы уже поспел горох, и она смогла бы тайком наесться досыта. Такие несбыточные мечты героинь рассказов Бунина полностью подтверждают и показывают нищету, которая существовала в те времена. И самое страшное здесь то, что богатейший, черноземный край уже много лет не приносит плодов, и нескончаемый голод полностью изводит людей. Эта нищета очень контрастирует с малой, но богатой группой людей: помещиками, кулаками. Вся Россия славиться своей хлебной торговлей, а досыта едят этот хлеб всего лишь та самая богатая часть страны.

В своей повести «Деревня» писатель старался показать мысли и чувства своих героев, раскрыть их изнутри. Писатель изображал настоящие реалии той нищей жизни и быта людей, и именно во всем этом и заключался трагизм той повседневности. Бунина также беспокоит будущее всей страны и будущее крестьян. Писатель сумел правдиво показать в повести и косность, и грубость, и бескультурье русских жителей. Все это были отрицательные стороны деревенского быта. Именно в таком реальном описании действительности и заключается подлинная сила бунинской деревни. Горький писал о повести «Деревня»: «Это — произведение — исторического характера, так о деревне у нас еще не писали».

Талант Бунина огромен, и он был оценен не только современниками самого писателя, но и простыми читателями. Творчество писателя уподобляли «матовому серебру», язык, которым он так мастерски владел и пользовался, называли «парчовым», а тот объективный психологический анализ — «ледяной бритвой». Сам Л. Н. Толстой говорил об изобразительном мастерстве писателя: «Так написано, что и И. С. Тургенев не написал бы, а уж обо мне и говорить нечего».

Повесть "Деревня" (1910)

Над повестью "Деревня" Бунин работал в 1909-1910 гг., а в марте - ноябре 1910 г. произведение публиковалось в журнале "Современный мир", вызвав своей остротой и страстной полемичностью самые разноречивые отзывы. Постигая быт и бытие русской деревни времен революции 1905-1907 гг., писатель выразил глубинные прозрения о русском характере, психологии крестьянства, метафизике русского бунта, а в конечном итоге - сбывшееся в исторической перспективе пророчество о России.

Изображаемая деревня - Дурновка - выступает в повести в качестве символического образа России в целом: "Да она вся - деревня…!" В центр системы персонажей выдвинуты во многом антитетичные друг по отношению к другу образы братьев Тихона и Кузьмы Красовых, чьи судьбы, при всех индивидуальных различиях, сращены в темных глубинах родового предания о прадеде, деде и отце: изображенное уже в первых строках, оно являет ужасающую подчас иррациональность русского характера и задает основной тон дальнейшему повествованию. Значительную роль играют в повести и второстепенные, эпизодические персонажи, воплощающие, как, например, в случаях с Дениской или Серым, ярчайшие типы, как бы выхваченные автором из недр уездной среды.

Художественный характер Тихона, ставшего волею судьбы владельцем нищающего "дурновского именьица", интересен неординарным соединением практического делового ума и глубоких интуиций психологического и национально-исторического плана. Семейная драма приводит героя к трагедийному самоощущению человека, выпавшего из родовой "цепи": "Без детей человек - не человек. Так, обсевок какой-то…" (3,14). Подобное индивидуальное мирочувствие рождает целый комплекс сложных, "спутанных" дум героя о народном бытии. Многократно используя форму несобственно-прямой речи Тихона, автор через его горестный и пронзительный взгляд раскрывает трагические парадоксы национальной действительности - как в случаях с тягостной нищетой уездного города, Потрясенная обезбоженной реальностью русской жизни, душа Тихона погружается в процесс мучительного самопознания. Особенно примечательно изображение "потока сознания" героя, разворачивающегося на грани сна и яви. Обостренно чувствуя, что "действительность была тревожна", "что все сомнительно", он беспощадно фиксирует язвы национального бытия: утрату духовных основ существования ("не до леригии нам, свиньям"), отторгнутость России от европейской цивилизации ("а у нас все враги друг другу"). Суровым испытанием всей прожитой жизни на прочность и осмысленность становятся для Тихона "думы о смерти", проступающие в дискретном психологическом рисунке.

Картина национальной действительности в преддверии революционного хаоса дополняется и целом рядом массовых сцен (то бунтующие, то "гуляющие" у кабака крестьяне), а также примечательной галереей второстепенных и эпизодических персонажей. Характерной особенностью композиционной организации повести стало преобладание статичного панорамного изображения действительности над линейной сюжетной динамикой. С этим связана значительная художественная роль ретроспекций, вставных эпизодов и символических сцен, порой заключающих в себе притчевый потенциал, а также развернутых, насыщенных экспрессивными деталями пейзажных описаний.

Разнообразны художественные функции пейзажных описаний в "Деревне". В основной части произведения преобладают социальные пейзажи, дающие подчас в сгущенном виде панораму "пещерных времен" уездного бытия. Так, глазами Тихона с щедрой детализацией выведен фрагмент деревенского пейзажа, где появление мужика дорисовывает общий моральный дух обнищавшего крестьянства: "Грубо торчала на голом выгоне церковь дикого цвета. За церковью блестел на солнце мелкий глинистый пруд под навозной плотиной - густая желтая вода, в которой стояло стадо коров, поминутно отправлявшее свои нужды, и намыливал голову голый мужик…" (3,24). Далее описание "пещерных времен" деревни предстанет сквозь призму взгляда Кузьмы, обогащаясь психологической подоплекой: "Но грязь кругом по колено, на крыльце лежит свинья… Старушонка-свекровь поминутно швыряет ухватки, миски, кидается на невесток…" (3,80). С другой стороны, бунинское глубоко лиричное чувство уездной России с неповторимых ритмов ее жизни прорывается в "выпуклой" детализации: "В соборе звонили ко всенощной, и под этот мерный, густой звон, уездный, субботний, душа ныла нестерпимо…" (3,92).

По мере углубления автора и его героев в постижение не только социальных, но и мистических основ порубежной русской действительности меняется фактура пейзажных образов. В пейзажных описаниях, данных глазами Кузьмы, конкретно-социальный фон все отчетливее перерастает в надвременное обобщение, насыщенное апокалипсическими обертонами: "И опять глубоко распахнулась черная тьма, засверкали капли дождя, и на пустоши, в мертвенно-голубом свете, вырезалась фигура мокрой тонкошеей лошади" (3,90); "Дурновка, занесенная мерзлыми снегами, такая далекая всему миру в этот печальный вечер среди степной зимы, вдруг ужаснула его…" (3,115). В финальном же символическом пейзаже, сопровождающем описание абсурдистски окрашенного эпизода свадьбы Молодой, эти апокалипсические ноты усиливаются и, невольно предвосхищая образный план блоковских "Двенадцати", знаменуют горестные пророчества автора об устремленной к гибельному мраку русской истории: "Вьюга в сумерках была еще страшнее. И домой гнали лошадей особенно шибко, и горластая жена Ваньки Красного стояла в передних санях, плясала, как шаман, махала платочком и орала на ветер, в буйную темную муть, в снег, летевший ей в губы и заглушавший ее волчий голос…" (3,133).

Таким образом, в "Деревне" развернулось глубоко трагедийное полотно национальной жизни поры "кануна" потрясений. В авторском слове, в речах и внутренних монологах многих персонажей запечатлелись сложнейшие изгибы русской души, получившие в произведении емкое психологическое и историософское осмысление. Эпическая широта и "объективность" повести заключают в себе страстный, до боли пронзительный авторский лиризм.

Буниские мужики предстают перед нами со всей неприглядностью, открывая тёмные стороны мужицкого мира: дикое пьянство, избиение жён и детей, истязание животных, смертоубийства». Большинство критиков совершено не поняли моей точки зрения, - жаловался Бунин - Меня обвиняли в том, что я будто озлоблен на русский народ, упрекали меня за моё дворянское отношение к народу. И всё это за то, что я смотрю на положение русского народа довольно безрадостно. Но что же делать, если современная русская деревня не даёт повода к оптимизму, а, наоборот, ввергает в безнадёжный пессимизм…» Даже само название повести соответствует мыслям, высказываемым наставником Кузьмы Красова, уездным чудаком и философом Балашкиный, о том, что Россия вся есть деревня, и нищая деревня - это судьбы России. В картинах деревенской жизни писатель пытается отразить вообщем всю русскую жизнь. В них нам слышится скрытый, заглушённой стой родной земле, благородная скорбь, мучительный страх за неё. И как писал Горький: Помимо первостепенной художественной ценности своей, « Деревня» Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом - быть или не быть России? Мы ещё не думали о России, - как о целом, - это произведение указало нам необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически».

«Деревня» перенасыщена материалом действительности тех лет, полных бурных надежд и горьких разочарований. Здесь все: и пылающая вдалеке помещичье усадьбы, и попытка мужицкого самоуправства в самой Дурной, принадлежащей теперь Тихону Красову, правнуку крепостного, затравленного борзыми помещика Дурнова. Своё благополучие мужик Красов основал не столько на развалинах разорившейся дворянкой усадьбы, сколько на деревенской бедноте. Но его благополучие не приносит ему счастья. Жизнь его проходить в тоске грязных будней. Тихон пьёт, но пьёт потому, что все кругом пьют, тоскует потому, что нельзя не тосковать при таком существовании. Свою жизнь он нередко называет каторгой, петлёй, золотой клеткой. И всё - таки продолжает шагать по этой жизни, года которой текут однообразно, сливаясь в один рабочий день. Красов, типичный русский человек, является отражением своего времени, с его суматошной и революционной горячкой, сего многолюдством, разноголосицей и спорами. В «Деревне» немного героев с именами и прямым участием в событиях, гораздо больше безымянного сельского и уездного люда, мужиков, покупателей в лавке Тихона Красова, нищих, странников, то торговцев. И все они что-то вспоминают, о чём-то рассказывают, сгущая тёмные краски в изображении деревенской действительности. Раздумья самого автора о беспросветной жизни в деревне преследуют нас на протяжении всей повести. Например, они явно ощущаются в диалоге Красова с братом Кузьмой. Тихон говорит: «Посиди-ка у деревни, похлебай-ка серых щей, поноси худых лаптей!» «Лаптей!- где-то отзывается Кузьма - Вторую тысячу лет, брат, таскает их, будь они трижды прокляты! А кто виноват?» Сам Кузьма всю жизнь мечтает учиться и писать. Ему хочется рассказать о небывалой нищете и о страшной в своей обыденности быте, что калечит людей. Обдумывая свою жизнь, он и казнит себя, и оправдывает. Его история - это история всех русских самоучек. Он родился в стране, имеющей более ста миллионов безграмотных. Он рос в Черно Слободе, где ещё до сих пор насмерть убивают в кулачных боях, среди великой дикости и глубочайшего невежества. Автор, с помощью своего героя Кузьмы, доносит до нас все «ужасы» деревенской жизни. Но его особая беспощадность в показе мужика является здоровой реакцией на идеализированное освещение народной темы в творчестве других великих писателей. Бунин говорил: «Я знаю, какие вам мужики нужны. Вам Плато на Караева подавай, мистических скифой, богоносцев! А у меня таких нет».

История создания Повесть «Деревня» – одно из первых крупных произведений И. Бунина в прозе. Над главным произведением «деревенского» цикла писатель работал в течение целого десятилетия, с 1900 по 1910 год, оно стало откликом на происходящие в российской деревне процессы в канун, во время и после революционных потрясений 1905 -1907 гг. Поставив перед собой задачу изобразить русский народ без идеализации, художник проводит беспощадный, словно бритва, психологический анализ жизни деревни. Главным материалом для анализа стали хорошо знакомые писателю повседневная жизнь, быт и психология русского мужика.

Тематика произведения Лейтмотивом произведения является тема «души русского человека в глубоком смысле» . В глубоко психологической повести Бунин не просто рисует картину деревенской жизни – он раскрывает личности людей, их переживания и чувства. Проблематика повести необычайно широка. Бунин сумел затронуть в «Деревне» практически все сферы человеческой жизни: историю и современность, политику и философию, образование и религию, нравственность и психологию, быт и экономику. В произведении поднимаются и вечные вопросы. Кузьма Красов, размышляя о многовековой беспросветности деревенской жизни, восклицает: «Кто виноват? » . Бунин полагает, что виноват в своих несчастьях сам народ, однако не дает ясного ответа на вопрос «Что делать? » , оставляя пространство для размышления.

Название «Деревня» Смысл названия повести И. Бунина "Деревня" выразил один из её героев Балашкин в ответ на размышления своего друга по поводу того, о чём надо писать в настоящее время в прессе - о городе или деревне. Его слова: « Вся Русь-деревня!. Глянь кругом, город это, по-твоему? Стадо каждый вечер по улицам прёт - от пыли соседа не видать. . . А ты"город"! » Основой "нитью" проходят через всё это произведение, в котором автор показывает, что основной уклад жизни большинства населения России конца 19 века был деревенским. В эти годы люди ещё не забыли тяжкого бремя крепостного права, однако без рвения к занятию хозяйством, восприняли свою свободу. И как результат - нищета и голод населения на фоне безграничных богатств Русской земли.

Жанр и композиция Жанр произведения – повесть. Повествование в произведении ведется от имени автора. Сюжетнофабульная основа «Деревни» основана на параллели образов Тихона и Кузьмы Красовых Композиция повести включает три части: в первой части в центре повествования находится Тихон, во второй – Кузьма, а итоговая часть подводит итоги жизни братьев. При этом Бунин намеренно размывает деление на части параллельным включением других образов и ситуаций с целью создания более широкой, панорамной картины деревенской жизни. Сквозное сюжетное действие в «Деревне» отсутствует: повествование построено на чередовании сцен привычной деревенской жизни с эпизодами стычек мужиков с деревенскими богачами и украшено многочисленными пейзажными и портретными зарисовками.

Сюжет Россия. Конец XIX - начало XX в. Братья Красовы, Тихон и Кузьма, родились в небольшой деревне Дурновка. В молодости они вместе занимались мелкой торговлей, потом рассорились, и дороги их разошлись. Кузьма пошёл работать по найму. Тихон снял постоялый двор, открыл кабак и лавочку, начал скупать у помещиков пшеницу и рожь, приобретать за бесценок землю. Стал довольно состоятельным хозяином. Никакого утешения в тёмной, грязной деревенской жизни, кроме трактира, Тихон не находил. Стал попивать. К пятидесяти годам он понял, что из пробежавших лет и вспомнить нечего, рядом нет ни одного близкого человека, и сам он всем чужой. Тогда решает Тихон помириться с братом.

Кузьма с детства он мечтал учиться. Сосед выучил его грамоте, базарный «вольнодумец» , старик-гармонист, снабжал книжками и приобщил к спорам о литературе. Кузьме хотелось описать свою жизнь во всей её нищете и страшной обыденности. Он пытался сочинить рассказ, потом принялся за стихи и даже издал книжку немудрёных виршей, но сам понимал всё несовершенство своих творений. Много лет прошло в поисках работы, часто бесплодных. Насмотревшись в своих странствиях на человеческую жестокость и равнодушие, он запил, стал опускаться всё ниже. В конце концов Кузьма решает либо уйти в монастырь, либо покончить с собой. Тут его находит Тихон и предлагает взять на себя управление усадьбой. Поселившись в Дурновке, Кузьма веселеет - наконец-то для него нашлось спокойное место. Ночью он ходит с колотушкой - караулит усадьбу, днём читает газеты и в старой конторской книге делает заметки о том, что видел и слышал вокруг.

Теперь Тихон, который и в церковь-то редко ходит, решает оправдаться перед Богом. Он просит брата взять на себя хлопоты по этому делу. Кузьма против этой затеи: ему жаль несчастную Авдотью, в женихи которой Тихон определил настоящего «живореза» , который избивал собственного отца, к хозяйству склонности не имел и соблазнился лишь обещанным приданым. Тихон стоит на своём, Авдотья безропотно покоряется незавидной участи, и Кузьма неохотно уступает брату. Свадьбу играют заведённым порядком. Невеста горько рыдает, Кузьма со слезами её благословляет, гости пьют водку и поют песни. Неуёмная февральская вьюга сопровождает свадебный поезд под унылый перезвон бубенцов.

Тихон и Кузьма Красовы Тихон твердо уверился в том, что самым прочным и надежным на свете являются деньги, которые дают и достаток, и благополучие, и уверенность в завтрашнем дне. Наделённый твердым характером, сильной волей, мужицкой смекалкой и трудолюбием, этот потомок крепостного становится хозяином дурновского имения. Ради достижения цели Тихон всю свою жизнь подчинил погоне за богатством. На этом пути ему приходится идти на сделки с совестью, быть жестким по отношению к своим односельчанам. Женитьба изза выгоды не приносит Тихону семейного счастья, ибо он лишён даже радости отцовства. У него нет наследников, которым он смог бы передать накопленное за всю жизнь богатство. Личная драма героя усугубляется общественным разладом, когда рушатся казавшиеся незыблемыми основы.

Тихон и Кузьма Красовы Иное понимание жизни свойственно Кузьме Красову, правдоискателю, народному поэту, который пытается понять и осмыслить трагедию своего народа, его беду и вину. Осуждая злодеяния правящих кругов, Кузьма мучительно воспринимает нищету, отсталость, темноту крестьянства, его неумение разумно организовать свою жизнь.

Авторская позиция Своеобразие и силу бунинской повести составляет показ темных сторон крестьянской жизни, тупости деревенских жителей, бедности повседневного быта мужиков. Бунин в своей работе опирался на реальные факты действительности. Он хорошо знал жизнь деревни, сумел дать в своей повести яркую и правдивую картину быта крестьян. Бунин показывает жизнь русской деревни глазами братьев Тихона и Кузьмы Красовых, главных героев повести. Истинный облик деревни возникает в результате продолжительных бесед и споров Тихона и Кузьмы. Безотрадна картина жизни деревни, никакой надежды на возрождение среди мертвых полей и мрачного неба. На мужике держится вся огромная Россия. Как же он живет, о чем думает? Автор в своей повести говорит горькую правду. Деревенские жители - это грубые дикари, немногим отличающиеся от своего домашнего скота, - тупые, жадные, жестокие, грязные и забитые.

На фоне биографии Красовых Бунин развертывает широкое полотно жизни русского крестьянства. Братья обмениваются мнениями, рассуждают о причинах бедственного положения на селе. Оказывается, здесь «чернозем на полтора аршина, да какой! А пять лет не проходит без голода» . «Город на всю Россию славен хлебной торговлей - ест же этот хлеб досыта сто человек во всем городе» . Мужики у Бунина ограблены не только материально, но и духовно. В стране более ста миллионов безграмотных, люди живут, как в «пещерные времена» , среди дикости и невежества. Многие дурновцы умственно отсталые люди, не понимающие, что происходит вокруг. Например, работник Кошель бывал когда-то на Кавказе, но ничего не мог рассказать о нем, кроме того, что там «гора на горе» . Ум Кошеля беден, он отталкивает от себя все новое, непонятное, зато верит, что недавно видел ведьму.

Умственная ограниченность крестьян порождает проявления бессмысленной жестокости. Мужик может «из-за козы убить соседа» , придушить ребенка, чтобы отнять несколько копеек. Аким, оголтелый, злобный мужик, с удовольствием расстрелял бы из ружья поющих соловьев. «Несчастный народ, прежде всего - несчастный…» - сокрушается Кузьма Красов. Бунин был уверен, что крестьяне способны только на бунт, стихийный и бессмысленный. В повести описано, как в один день взбунтовались мужики чуть не по всему уезду. Помещики искали защиты у властей, но «весь бунт кончился тем, что поорали по уезду мужики, сожгли и разгромили несколько усадеб да и смолкли» . Бунина обвиняли в том, что он сгущает краски, не знает деревни, ненавидит народ. Писатель никогда не создал бы такого пронзительного произведения, если бы душой не болел за свой народ и судьбу родины. В повести «Деревня» он показал все темное, дикое, что мешает стране и людям развиваться.

За время своей литературной деятельности Иван Алексеевич Бунин создал множество изысканных и неповторимых произведений. В его творчестве есть настоящие шедевры, которые имеют не только художественный смысл, но и отражают волнения общества того времени. К таким произведениям можно отнести повесть «Деревня». Стоит заметить, что над данным произведением автор работал весьма длительное время. «Деревенский» цикл рассказов создавался на протяжении десяти лет – с 1900 года до 1910.

Главная цель, которую ставил перед собой автор – это воспроизвести именно те происшествия и события, которые затронули Россию в начале двадцатого столетия. Иван Алексеевич показывал народ во всей его красе, ни капли не смягчая характер происходящего. Произведение представляет собой своеобразный психологический анализ, за основу которого была взята именно деревенская жизнь, достаточно знакомая самому автору.

Описанное в рассказе действие происходит на территории Российской империи в конце девятнадцатого и начале двадцатого века. Главные герои рассказа – это братья, которые родились в деревне с неброским названием «Дурновка». Зовут их Тихон и Кузьма, а фамилия главных героев – Красовы.

В юном возрасте они активно занимаются торговлей и имеют отличные отношение. Но, в определенный момент между ними возникает ссора, и они разрывают отношения, практически переставая общаться между собой. Дороги их расходятся в разные стороны.

Тихон после расставания решает открыть трактир и лавку. Он одновременно с этим скупает за копейки земли, а также приобретает и продает помещицкий хлеб. Конечно же, такая деятельность приносит со временем ему богатство и процветание. Он имеет большие денежные средства и решается на приобретение барской усадьбы. Автор отмечает, что успехи в финансовом направлении не приносят Тихону счастья и радости. Он женился, но никак не мог обзавестись детьми, так как его жена постоянно рожала мертвых малышей. Именно поэтому достигнув пятидесятилетия, он осознает, что у него совсем нет наследников и продолжить его деятельность просто некому. Он понимает, что зря потратил свои годы жизни и с приближением старости начинает очень сильно пить.

Кузьма, после ссоры со своим братом, вёл совсем другую жизнь. Он еще ранее, с самого своего детства, мечтал получить достойное образование. Умея читать и писать, он начинает пробовать себя в разнообразной литературе. Это приводит к тому, что Кузьма не только знакомится с творениями различных писателей, но и см начитает писать рассказы и стихотворения. Ему даже удалось издать собственную книгу. Перечитав свое издание, он понимает, что его творчество несовершенно. К тому же книги практически не приносили доходов. Именно поэтому он также разочаровывается в своей жизни, и как брат, начинает сильно пить. В голову Кузьмы постоянно закрадывались странные мысли – то он хотел покончить жизнь самоубийством, то решался посвятить свой остаток жизни монастырю.

С приближением старости оба брата понимают, что совершенно не могут жить друг без друга. Именно такие плачевные и неудачные жизненные моменты приводят их к примирению.

Тихон решает забрать к себе Кузьму и назначает его управляющим в своем богатом доме, брат охотно соглашается на работу управляющим усадьбой.

По возвращении в свою родную деревню Дурновку, где проживали братья с самого рождения, Кузьма испытывает истинное облегчение и с удовольствием приступает к выполнению своих прямых обязанностей управляющего. Но спустя какое-то время, Кузьме снова становится скучно и грустно. Разговоры с братом были редкими, ему этого было недостаточно. Во время общения Тихона и Кузьмы обсуждались только те вопросы, которые имели деловую направленность.

Особенно автор выделяет кухарку Авдотью, которая проживала в имении. Она не обращала никакого внимания на Кузьму и его это очень сильно угнетало. Молчаливая женщина невольно делала жизнь управляющего еще хуже и только усиливала ощущение полного одиночества.

В определенный момент Кузьма случайно узнает тайну, которую долгое время скрывала кухарка Авдотья. Эта женщина раньше имела связь с его братом из-за того, что от родной жены Тихон не мог иметь детей. Но и эта попытка Тихона обзавестись потомством не увенчалась успехом. Авдотья также не смогла забеременеть от хозяина.

Об этой связи стало известно каждому человеку в селе. Именно поэтому замуж ее никто не захотел брать. Авдотья была опозорена всю деревню.

Чтобы хоть немного искупить свою вину перед кухаркой, Тихон обещает ей найти мужа. Но, похоже, хозяина не очень заботит, как будет чувствовать себя женщина в замужестве. Он прельщает хорошим приданным настоящего изверга. Когда Кузьма узнает, кто именно планируется быть мужем Авдотьи, он отказывается участвовать в организации свадебного мероприятия.

Этот человек имеет весьма скорбный характер, он регулярно избивает своего отца, старик постоянно ходит избитый. Но у Авдотьи нет иного выхода, и она соглашается с предложенным решением. Кузьма после длительной паузы также соглашается с выбором Тихона.

Организовано свадебное торжество было в феврале. Невеста была постоянно в слезах. Кузьма также не мог сдерживать слез во время благословения невесты Авдотьи. Гости, приглашенные на праздник, не обращали никакого внимания на то, что невеста плачет и вели себя таким образом, как и обычно ведет себя народ на торжествах в деревне – пили горячительные напитки и раскрепощено веселились.

Характеристика братьев Красовых

Созданные писателем образы братьев имеют совершенно разные жизненные ценности. Тихон практически полностью уверен, что главная радость человека – это наличие крупной суммы денежных средств, которая позволяет сделать все, что душе угодно. Кузьма же считает, что счастье – это качественное образование и знание основ мироздания.

Богатый брат сумел за время своей деятельности добиться многого – он заработал немало денег, стал весьма солидным и уважаемым многими людьми человеком. Единственное, чего он не смог достичь, так это бессмертия, которое получает каждый человек после появления наследников. После смерти Тихона не останется ничего. Память об этом человеке будет просто стёрта с лица.

Второй брат, Кузьма, также не смог за время своей жизни добиться желаемого. Да, образование он получил, но данная ученость не смогла принести ему достатка, славы, а также лишила его уважения со стороны окружающих.

Оба брата, оглядываясь на прожитые годы, могут наблюдать лишь печальные последствия. Оба главных героя сюжета зашли в тупик и оказались полностью ненужными – как для себя лично, так и для окружающих.

Характеристика кухарки Авдотьи

В произведении «Деревня» автор особенное внимание уделяет жизненной ситуации, в которую попала кухарка Авдотья. Она проживает в деревне и полностью подчинена устоям, сформировавшимся в данной местности. Авдотью использовал для своих целей главный герой – Тихон. Это сделало ее еще больше несчастной и испортило женщине всю жизнь.

Красов прекрасно понимал, что делает, ведь в любом случае эта женщина оказалась бы опозоренной. Даже если бы она родила, её репутации был бы нанесён непоправимый вред. Но расчётливого и богатого человека такие доводы не смогли остановить. Когда же он попытался искупить свои ошибки, в итоге сделал еще хуже – добавил горя девушке вслед за позором, который она ранее перенесла.

Особенности характера героини и покорность своему хозяину превратили Авдотью в рабу, а также жертву обстоятельств. В данном случае сопротивляться уже было бесполезно. Придерживаясь сложившихся традиций, несчастная, забитая кухарка соглашается со всеми решениями, принятыми сторонними людьми. Она готова воспринимать беду во всех ее проявлениях и принимает их, как неизбежные удары судьбоносного рога.

Образ Авдотьи закрыт от окружающего мира, она прекращает общаться, становится молчаливой и равнодушной ко всем окружающим. Она не знает, что такое любовь и ласка, так как привыкла к плохому обращению со стороны окружающих.

Даже в Кузьме, госте усадьбы, она видит очередного господина, волю которого она обязана безоговорочно исполнять. Кухарка совершенно не замечает, что главный гость их дома сам нуждается в помощи. Причем не меньше, чем она сама.

Все главные герои повести «Деревня» несчастны. Это не случайное совпадение. Бунин показывает, что несмотря на различные жизненные ценности, в целом русский народ глубоко несчастен.