Кто герой баллады вересковый мед. Вересковый мед сочинение по балладе стивенсона


"Мир баллады Р. Стивенсона. "Вересковый мед"

познакомить с биографией Р. Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мед»;

закрепить знания о литературной балладе;

рассмотреть жанровые особенности баллады Стивенсона «Вересковый мёд»;

развивать умения и навыки анализа поэтического текста, его выразительного чтения;

воспитывать чувство патриотизма.

Презентация Power Point – Приложение 1.

Ход урока

Вступление.

Объявление темы (слайд 1) и целей урока.

Чтение слов С. Маршака:

Даже по делу спеша,

Не забудь: этот короткий путь –

Тоже частица жизни твоей.

Жить и в пути умей.

– Ребята, как вы понимаете эти слова С. Маршака?

Каждая минута жизни дорога, потому что неповторима.

Учитель. Сегодня на уроке мы должны пройти свой путь, путь постижения мира баллады Р. Стивенсона «Вересковый мед». Мы будем говорить о жизни. (Слово «жизнь» прикрепляется к магнитной доске.)

Повторение сведений о балладе как жанре.

– Но вначале давайте вспомним, что такое баллада . (Слайд 3.)

Баллада – это лироэпический жанр.

– Какие бывают баллады?

Баллады бывают народные и литературные.

– Назовите приметы литературной баллады.(Слайд 4.)

Сюжет, диалог, тайна, зачин и концовка, чувства автора, чувства героев.

– Уточните: какой сюжет, какая композиция, какой финал.

Напряжённый сюжет, неожиданный финал.

Сообщение о жизни Стивенсона.

Ученик! Это был необыкновенный человек – мужественный, азартный и романтичный. (Слайд 6.)

Он очень любил море. Понятно: его отец и дед были инженерами, строили маяки. Правда, это было очень давно. родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге. Сначала Стивенсон учился на инженера, а затем на юриста в университете. В 23 года он прославился как писатель. Всю свою жизнь – очень короткую, всего 44 года – Стивенсон сражался с судьбой. От матери ему досталась страшная болезнь – туберкулёз. Вот что назначил врача для Роберта. «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных; не есть слишком много, не пить слишком много, не слишком много смеяться; можно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить». Ничего себе! Стивенсону нельзя много двигаться – он плавает на каноэ, пешком путешествует по Европе и Америке, плавает по южным морям и даже строит дом на острове Самоа в Тихом океане. Но больше всего его интересовала история его Родины, Шотландии. Стивенсон писал: «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». Четыре года Стивенсон прожил на острове Самоа, там, на вершине горы Веа, его и похоронили.

Сейчас мы посмотрим мультфильм и прослушаем балладу «Вересковый мед». Прошу проследить по тексту, отметить для себяпроизношение слов, логические ударения.

– Чем была Шотландия для героев баллады Стивенсона, для самого Стивенсона?

Шотландия для них – Родина.

– Значит, сегоднямы говорим о Родине. (Слово «Родина» прикрепляется к доске.)

«Scotland» – так звучит слово «Шотландия» по-английски. А как перевести это слово на русский язык ? Обратимся к историку.

Историк. Как перевести слово «Scotland»? «Land» - земля, «Scot» - скотты. Земля скоттов! Кроме них, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов. Как появились пикты, никто не знает. Известно только, что пикты объединились в союз племен, а потом в Королевство пиктов. Расцвет государства пиктов – 8 век. В начале 9 века пикты были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними. От пиктов не осталось памятников письменности, но сохранились непонятные изображения.

Учитель. Трагическое событие – война, во время которой были покорены племена пиктов, – легло в основу баллады «Вересковый мед».

Учитель. Баллада называется «Вересковый мед». А что такое вереск ? (Слайд 10.)

Биолог. Вереск – это вечнозеленое растение. Высота 30 – 50 сантиметров, листочки мелкие, свернутые, темно-зеленого цвета. Цветки вереска мелкие, сиренево-розовые, колокольчатые. Плод – маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена. Растет вереск на песчаных пустошах. Ему ничего не страшно: ни холод, ни ветер, ни снег. Живет до сорока лет и за это время обогащает почву. В народе говорят: поселился вереск – будет, где жить. Вот оно – вересковое поле! Сколько розового и сиреневого цвета, цвета счастья! (Слайд11.)

Беседа по вопросам.

– Вереск – растение пиктов. Какими вы себе представляете пиктов?

Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые.

– Мы говорим о мире, труде. (Слова «мир», «труд» прикрепляются к доске.)

– Чем был вереск для пиктов?

Вереск для пиктов – это жизнь.

– Как защищали пикты свои земли? Докажите текстом. (Слайд 12.)

На вересковом поле

На поле боевом

Лежал живой на мертвом

И мертвый на живом.

– Мы говорим о войне и смерти. (Слова «война», «смерть» прикрепляются к доске.)


Он им сочувствует: малютки-медовары, бедные пикты.(Слайд 13.)

– А король? Найдите эпитет(образное определение), характеризующий его.

– Докажите, что король безжалостный.

По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.

– Найдите глаголы в первых шести строфах баллады. В какой форме использовал их автор? Почему? (Слайд 14.)

Был, пили, пришел, погнал, лежал, настало, нашли – форма прошедшего времени. Этим подчеркивается, что события баллады были давно.

– С точки зрения композиции как можно назвать эту часть баллады?

Это зачин.

– Прочитайте 7 строфу. Что изменилось? Почему?

Король едет, чайки реют – глаголы в настоящем времени. Благодаря этому мы становимся как бы свидетелями происходящего.

– Как чувствует себя король? Зачем ему вересковый мёд?

Он недоволен, глядит угрюмо. Завоеваны земли пиктов, а напитка король так и не отведал. Значит, победа еще неполная.

– Так король – главный герой?

Нет, главные герои – последние оставшиеся в живых пикты.

– Какие «последние пикты»?

Старик – карлик и мальчик пятнадцати лет. Мудрый и совсем юный. Учитель и ученик.

– Чем грозит король? Как ответили пикты?

Гневно король промолвил:

– Пытка обоих ждет,

Если не скажете, черти,

Как вы готовите мед!

Пикты ответили молчанием.

– Как они молчат? О чем они думают в этот момент?

Молчат с достоинством. Наверное, герои думают о жизни, о смерти, о том, как сохранить тайну, переживают друг за друга.

– Мы говорим о достоинстве. (Слово «достоинство» прикрепляется к доске.)

Где происходит допрос? Назовите детали. (Слайд 15.)

Крутой берег моря, валы, звенящий вереск.

– Как вы думаете, это важно?

Конечно, важно. У старика и мальчика нет выхода. С одной стороны – море, с другой – враги. Жалко героев, страшно за них.

– Молчание – золото. Но… Прочитайте слова старика. Слово – тоже поступок. Оцените поступок старика.

Это предательство.

– Мы говорим о предательстве. (Слово «предательство» прикрепляется к доске.)

Попробуйте описать чувства мальчика. Докажите текстом.

Появляется образ эха. Оно донесло до старика слова проклятия.

– Как вы думаете, что будет потом?

Пытка, костер.

– Может быть, старик выдаст тайну? Докажите текстом.

Из вереска напиток

Забыт давным-давно…

– Назовите черты баллады в «Вересковом мёде» Р. Стивенсона.(Слайд 16.)

– Так где же тайна?

Тайна – рецепт приготовления верескового меда.

– Но ведь это всего лишь напиток? Почему пикты не выдали секрет?

Вересковый мед – это традиция пиктов. Передать рецепт – это значит предать свой народ, Родину.

– Для кого это – заветная тайна, а для кого – святая? Почему? (Слайд 17.)

– Какой старик?

Гордый, стойкий, настоящий герой.

– Презрение к смерти рождает героев. Почему у героя нет имени?

Так поступил бы каждый из пиктов.

– Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Такой поступок называется самопожертвованием.

– Мы говорим о самопожертвовании. (Слово «самопожертвование» прикрепляется к доске.)

– К какому типу баллад вы отнесёте «Вересковый мёд» Стивенсона?

Это героическая баллада.

– Как вы думаете, почему баллада называется «Вересковый мёд», а не, например, «Старик и сын»?

Вересковый мед – это святая тайна, которую пикты никому не выдали. Они погибли непокоренными, непобежденными. Заключение.

Стивенсона «Вересковый мёд» была переведена на русский язык в 1942 году С. Маршаком. Его стихи о жизни прозвучали в начале нашего урока.

– Почему в 1942 году Маршак перевел именно эту балладу? Что, у него не было других дел?

1942 год – трудное время для России, когда победа над врагом зависела от каждого человека.«Вересковый мёд» Р. Стивенсона призывает быть стойкими, любить Родину. Умереть за Отчизну – это подвиг.

– Мы говорим о подвиге. (Слово «подвиг» прикрепляется к доске.)

Конечно, С. Маршак верил, что даже маленький человек должен понять простые вещи: что такое добро, что такое зло. Тогда мы победим. Жанр героической баллады как нельзя лучше отвечал требованиям времени.

– Как называется чувство любви к Родине?

Чувство любви к Родине называется патриотизмом.

– Кто-то сказал: надо прожить жизнь так, чтобы боги в восторге подарили вторую. Если жизнь начать сначала, то старик… Как бы он поступил?

Домашнее задание.

Лексическая работа. Закончи предложения. (Слайд 19.)

«Вересковый мед» Р. Стивенсона является …Она заставила меня задуматься о …Вересковый мед стал символом …

Тема урока: Баллады о Робин Гуде

Цель урока: - знания о балладе, герой в балладе, систематизировать представления о, героях, враждебных им силах;

Развитие интеллектуальных способностей;

Задачи урока: пробудить у учеников желание познавать, стремление самостоятельно добывать знания.

Методическая цель: выяснить в какой мере урока с применением элементов технологий, модульного критического мышления способствует поисково – исследовательской деятельности учащихся.

ФОПД: умение применять знания в коллективно – мыслительной деятельности, нестандартных ситуациях.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступление учителя.

3. выступление учеников с сообщениями о Робин Гуде.

На доске план:

1. Из какого языка пришло слово «баллада», что обозначает?

2. Кто был создателем баллад?

3. О чем рассказывалось в балладах?

Работа в группах.

Баллада о Робин Гуде

1. Кто такой Вили?

2. Кто приглянулся Вили?

3. Какую тайну хранили влюбленные?

4. Куда сбежала графская дочь?

5. Что произошло в лесу в влюбленными?

6. Какой сон приснился графу?

7. Кого в лесу встретил старый граф?

«Робин Гуд и шериф»

1. Кого встретил Робин при въезде в Наттингам?

2. О чем рассказала старушка?

3. Чем поменялся Робин с пилигримом?

4. С кем встретился Робин в Наттингаме?

5. Что и кому рассказал Робин о своем рожке?

6. что увидел шериф?

7. Чем закончилась баллада?

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание (по выбору).

А) Придумать историю о каком-нибудь герое, которому одни духи помогаю (силы добра), а другие вредят (силы зла).

Б) Сочинить небольшую историю в жанре фэнтези или фантастический рассказ.

Мне нравятся книги Стивенсона. Я очень люблю перечитывать «Остров сокровищ» про пиратов и море. Но Стивенсон писал еще и стихи. Я прочитал его стихотворение «Вересковый мед» и хочу рассказать, что я думаю. В стихотворении рассказывается о древнем напитке, который пили малютки-медовары. Они жили в древней стране, и их называют пикты. Я спросил у папы, кто такие пикты. Он мне объяснил, что пикты – древний народ, который жил в Англии. их называли пиктами «разрисованными», потому что они были все в татуировках. Вересковый мед был очень вкусный напиток: <.p>

Из вереска напиток

А был он слаще меда,

Пьянее, чем вино.

Для него брали нектар из цветов вереска. Но народ медовар, уничтожили враги. Они умели воевать и завоевали земли пиктов, убили. всех, кого нашли. Но вересковый мед они варить не умели. Потом когда весной зацвел вереск, вкусный напиток варить стало некому:

Лето в стране настало,

Вереск опять цветет,

Но некому готовить

И бросят в пучину вод,

А я научу... шотландцев

Готовить старинный мед!

Он обманул короля, потому что не собирался выдавать ему тайну и умер. Но мне кажется, что старый отец поступил неправильно. Почему он думал, что его сын выдаст тайну? Все всегда ругают тех, кто младше. Это неправильно. Ведь, когда они вырастут, они станут такими же, как те, кто их ругал. О чем может быть это стихотворение? Я думаю, что Стивенсон рассказывает о тех, кто любит Родину и свой народ и не боится умереть за них.

В стихотворении очень запоминаются мальчик и его отец. И еще я думаю, что каждый должен уметь защищать себя и своих родных, потому что всегда есть те, кто сильнее и для кого все чужие – враги. А король завоевателей мне не понравился. Он был не прав, когда убивал всех пиктов. Люди должны жнть В мире между собой, и тогда не исчезнут с земли древние тайны, которые люди передают своим детям и внукам.

Сочинение

Английский писатель Роберт Льюис Стивенсон - основатель английского романтизма - любимец подростков. Его произведения зачаровывают молодежь, смущают душу, побуждают к мечтаниям и смелым и мужественным поступкам. Стивенсон родился в Шотландии и любил свою родину. В балладе «Вересковый мед» с печалью изображает он трагическую судьбу коренного населения Шотландии - пиктов. Идея свободы личности была очень близкая мировоззрению Стивенсона, который ощущал беззащитность «маленького человека» перед тиранами и проникался ее проблемами. Художник не воспринимал мир, в котором властвует закон «наживы» и удовлетворение нужд «сильных» за счет покорения более слабых. Для него было важным изображение трагизма, растерянности, беды, горя не только одного человека, а и целого народа. Действительность, которая изображена в балладе, не обязательно является реальностью, она отображает глубокие чувства и переживание Стивенсона-Романтика.

В нескольких строках этого произведения мастер пера трогательно изображает скромность и неприхотливость маленького коренного народа Шотландии - пиктов, которые имели свою культуру, обычаи, жили собственной маленькой радостью, мирно работали и никому не мешали. Но жестокий соседний король на охоте безжалостно поработив целый народ:

· В своих могилах тесных

· В горах родной земли

· Малютки-медовары

* Приют себе нашли.

Тем не менее, все в мире имеет глубокую естественную связь, нарушить который не могут даже короли. Сила, могущество, слава правителей не имеет власти над культурными ценностями и духовным достоянием целого народа. Уничтожив пиктов, завоеватель осознал, что они могли бы служить ему, так как в скором времени выясняется, что напиток, который готовили пикты, не может варить никто.

Король любой ценой стремился восстановить производство медового напитка, секрет изготовления которого был известный только уничтоженному им народу. Случайно его слуги нашли двоих пиктов - старого отца и сына-подростка - последних из маленького народа. Стивенсон показал, что все народы являются важными с присущими только им достояниями в культуре и быту - уничтожить их легко, а подменить - почти невозможно. Король хотел заставить пиктов рассказать секрет верескового напитка, и напрасно. Отец даже жертвует своим сыном, чтобы сохранить тайну уничтоженного народа:

· Пусть его крепко свяжут

· И бросят в пучину вод

· И я научу шотландцев

* Готовить старинный мед.

Самопожертвование старика пикта оправдано глубоким опытом и мудростью. Весь народ пиктов уничтожен, и уже ничего нельзя сделать. Жалея своего сына, которого соблазнами или истязанием заставили бы подчиниться, старый пикт решил облегчить его судьбу. В балладе «Вересковый мед» Стивенсон доносит до нас свое восприятие окружающего мира, воспевает оправданность поступков людей, показывает, что нет больших и малых народов, поскольку каждый народ исключителен. Изображая отношения между шотландцами и пиктами, художник призывает к гуманизму, так как народ, который действует против идей человечности, справедливость всегда теряет…

История произведения

Баллада Стивенсона родилась в 1875 году в прекрасной Шотландии. Scotland - земля скоттов. С английского scot переводится как «скотты», land - земля. В древности шотландскую землю населяли скотты, бритты и пикты. Как появились последние, никто не знает. Впервые о них упоминается в 257 году, как о врагах Рима. Известно, что они объединились в союз, а затем в королевство. Расцвет государства пиктов пришелся на VIII век. В начале следующего века они были завоеваны скоттами. От пиктов не осталось письменности и языка, но сохранились изображения.

В основу стихотворения «Вересковый мед» легло средневековое предание, которое называется «Последний из пиктов». Его рассказывали на юге Шотландии, в графстве Галлоуэй, где, по сказанию, перестал существовать народ пиктов. Согласно легендам и летописям, пикты были смелыми воинами. Завоеватели поражались их смелости и недоумевали, откуда в невысоких ростом пиктах столько непокорности и мужества?

Легенда о пиктах

Давным-давно жил народ, называемый пиктами. Они были крошечными людьми, с красными волосами и длинными руками. А ступни у них были такие широкие, что когда шел дождь, они могли лечь кверху ногами и прикрыться ими, как зонтиками. Этот народ был великим строителем, все древние крепости в стране построены их руками. Они становились в цепочку от самой каменоломни и передавали друг другу камни до того места, где строили.

Еще этот маленький народ был известен элем, который они варили из вереска. Это был необычайно доступный напиток, так как вереска в этой стране всегда было много. Другие племена, живущие в стране, домогались рецепта этого волшебного напитка. Но пикты не выдавали тайны, которая передавалась от отца к сыну со строгим наказом: не дать узнать ее никому и никогда. В стране велись войны одна за другой, и вскоре от великого некогда народа осталась лишь горстка людей. Наверное, пикты должны были сгинуть, но тайну верескового меда по-прежнему крепко держали в тайне.

Дошло, наконец, и до битвы со скоттами, в которой пикты потерпели полное поражение. От великого народа осталось только двое - отец и сын. Привели этих людей к королю скоттов. И вот стояли перед ним маленькие и беззащитные пикты, а король требовал от них тайну вереска. И прямо сказал, что он станет пытать их жестоко и беспощадно, если они не сделают этого добровольно. Поэтому лучше уступить и рассказать.

Последний медовар

Сказал старик-отец: «Я вижу, что толку нет противиться. Но прежде чем я открою тебе тайну, ты должен выполнить одно условие». «Какое?» - поинтересовался король. «Выполнишь ли ты его?» - отвечал старик вопросом на вопрос. «Да, - сказал король, - моему слову ты можешь верить». Старик-пикт сказал: «Никогда бы не хотел я стать виновником смерти своего сына. Но сейчас я желаю его гибели, и секрет верескового меда готов рассказать только после его смерти».

Король был очень удивлен поведением и просьбой старика. Хоть был он жесток, но и ему тяжело было убивать сына на глазах старика-отца. Но король сдержал свое обещание. Отрок был казнен. Как только сын упал замертво, отец сказал: «Делай, что хочешь со мной. Сына ты мог заставить рассказать секрет, ибо юность слаба. Но меня заставить не сможешь никогда!» Король изумился тому, что его, самого короля, смог перехитрить простой дикарь. Король решил, что не стоит убивать старика. Самым большим наказанием для пикта будет, если оставить его в живых. Забрали старика, как пленника. Он прожил много лет, до глубокой старости - стал незрячим и неходячим.

…Люди бы давно позабыли, что жил такой человек. Но как-то в его доме остановились молодцы и стали похваляться своей силой. Старик сказал, что испытал бы одно из их запястий, чтобы они сравнили силу людей, живших в былые времена. Молодцы, смеха ради, протянули ему железный прут. Старик просто переломил его надвое, как палку. «Изрядный хрящ, - сказал старик, - но совсем не то, что в наше время».

Это был последний из пиктов.

Герои стихотворения

Эта красивая легенда и легла в основу баллады Стивенсона «Вересковый мед», главной темой которой стала гибель последних пиктов. Идея стихотворения - борьба против поработителей за свободу и независимость. На русский язык эту балладу перевел Маршак в трудное для России время - в 1942 году. Тогда от каждого человека зависела победа над фашизмом, а баллада Стивенсона призывает любить Родину, быть стойкими.

Маленькие пикты своим примером показывали, что умереть за Отчизну - это подвиг. Выдать секрет верескового эля - значит, предать свой народ, его традиции. Любовь к родной земле дороже жизни. Главный герой, последний из пиктов, доказал, что лучше умереть, чем жить в бесчестии. Он - олицетворение смелого и мужественного народа. Сын, как и отец, несокрушимый и свободолюбивый. Король шотландский стремится к абсолютной власти, это жестокий и безжалостный человек.

Анализ баллады

Начинается произведение с рассказа о пиктах, воспевания верескового напитка. Затем завязка сюжета - «пришел король шотландский» и уничтожил народ пиктов. Далее развитие событий - в стране цветет вереск, но из него напиток не делают, а ведь «был он слаще меда». Но секрет меда умер вместе с хозяевами этой земли - маленькими пиктами. «В пещерах под землей» обнаружили оставшихся в живых отца и сына. Они знают секрет верескового меда, и король допрашивает их, пытаясь выведать секрет. Кульминация баллады - по просьбе старика сына бросили в море. И развязка произведения - отец после смерти сына бросает своим врагам вызов.

Старик готов умереть, но не предать свой народ, не подчиниться завоевателям. В этом плане баллада выходит широко за пределы шотландской тематики. В маленьком эпизоде автор утверждает независимость народа и провозглашает право каждого народа на свободу, на традиции, на свою землю. Несколько раз в произведении звучит словосочетание «секрет напитка». Но это не просто рецепт верескового меда. Это секрет стойкости маленьких медоваров, который заключается в стремлении обрести свободу и в любви к родной земле.

Трагизм произведения в том, что в нем нет выбора между жизнью и смертью. Отец, умудренный жизнью, понимает, что их в любом случае убьют, и выбирает для сына смерть. Тот стойко принимает ее. Отец тоже умирает, но не выдает священной тайны. Завоеватели могут отнять у старика жизнь, но не любовь к родной земле и не его волю.

МБОУ СОШ № 95 города Нижний Тагил Свердловской области

Воробьева Наталья Юрьевна

Тема: Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Героизм во имя сохранения традиций предков.

Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; углубить знания о литературной балладе; показать героический характер баллады «Вересковый мед»; совершенствовать умения и навыки анализа поэтического текста; работать над выразительным чтением.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве Р.Л.Стивенсона, содержания и героев баллады «Вересковый мед»; владение элементами анализа текста; умение сопоставлять литературные произведения.

Оборудование: презентация к уроку: фотография вереска, портрет Стивенсона, кластер, технология написания синквейна и др., видеоурок

1) Актуализация опорных знаний

  • Что такое баллада?
  • К какому роду литературы она относится?
  • С какими балладами вы уже знакомы?
  • Какие произведения Р.Л.Стивенсона вы читали?
  • Какие его произведения экранизированы?

2) Мотивация учебной деятельности

  1. «Кластер»
  • Построить кластер ассоциаций к слову ГЕРОИЗМ
  1. Запись на доске, проверка
  • Как вы думаете, как это понятие будет связано с нашим уроком?
  • Важно ли в каком веке и в какой стране был проявлен героизм? Изменится ли к героическому поступку отношение от этого?

3) Постановка цели и задач урока

4) Работа над темой урока

1. Беседа

  • Название произведения, с которым мы сегодня будем знакомиться, - «Вересковый мед». Какое настроение, эмоции будит в вас это название?
  • Как оно может быть связано с понятием «героизм», соединив мысленно название произведения, жанр и понятие «героизм».
  • Что такое ВЕРЕСК?

2. «Уголок юного ботаника»

  • Вереск – это низкий вечнозеленый кустарник с мелкими листьями и лилово-розовыми цветками.
  • Продемонстрировать фотографию вереска

3. Выразительное чтение и анализ баллады «Вересковый мед»

  • Кратко перескажите содержание баллады
  • Какие приметы жанра баллады есть в этом произведении? (героический характер произведения, неординарность героев, легендарный сюжет, необычный пейзаж, диалог, эмоциональное сочувствие автора)
  • Каким мы видим главного героя?
  • Почему старый шотландец не раскрыл королю тайну верескового меда?
  • Почему свою тайну он называет святой?
  • Почему он пошел на убийство сына? Чего он боялся? (Что сын не выдержит пыток и выдаст тайну, в этом вопросе важно показать сложность и противоречивость жизни, необходимость страшного выбора, перед которым порой ставит человека жизнь, трагизм этого выбора )
  • Как описана жестокость короля?
  • Почему автор изобразил гордый народ карликами, гномами? Как себя чувствуют люди перед более сильными, имеющими власть? (Маленькими, беспомощными )
  • Уверен ли король, что ему удастся завладеть секретом? (Нет, поэтому и злится )
  • Что для старого медовара оказалось важнее смерти? (Не выдать традиции предков жестоким чужакам, которые не пощадили весь его народ )

4. Слово учителя о Р.Л.Стивенсоне

  • Обычно мы знакомимся с биографией и творчеством писателя до изучения произведения. Но сегодня, мне показалось, будет важнее сделать наоборот.
  • Как вы считаете, каким был автор этого произведения по характеру, какова была его жизнь, почему он написал такое произведение?
  • Для российского читателя имя Роберта Льюиса Стивенсона связано прежде всего с его приключенческим романом «Остров сокровищ». Эта книга очень популярна и любима нашими читателями, она выдержала десятки изданий, по ее мотивам сняты известные художественные и мультипликационные фильмы.
  • Давайте познакомимся с биографией и творчеством писателя, еще раз подумаем о прочитанной балладе, просмотрев видеоурок (7 минут 16 секунд)

Текст видеоурока:

Роберт Льюис Стивенсон

13 ноября 1850 года в Эдинбурге, культурном и политическом центре Шотландии, родился писатель Роберт Стивенсон. Его отец и дед были инженерами, строили маяки. Наверное, поэтому Роберт очень любил море. Он часами наблюдал за волнами, рифами, слушал истории о кораблекрушениях.

На третьем году жизни он перенес болезнь, по определению врачей, это был круп, и последствия заболевания оказались непоправимыми. Луис страдал тяжелым недугом, его часто лихорадило, он задыхался, страшный кашель в долгих приступах сотрясал его хилое тело, внешний облик его изменился, и метафорическое выражение "худой, как щепка" точно подходило ему.

Болезнь ограничивала и делала односторонним жизненный опыт Стивенсона. "Детство мое, - вспоминал он, - сложная смесь переживаний: жар, бред, бессонница, тягостные дни и томительно долгие ночи. Мне более знакома "Страна Кровати", чем зеленого сада". В ответ на упрек, почему он воспевает светлые стороны жизни, избегая теневых, он отвечал, что невольно отворачивается от всего болезненного, не желая ворошить пережитые печали. Нормально учиться Стивенсону не пришлось. В школу он пошел рано, c шести лет, но систематических занятий выдерживать не мог. Частые пропуски, переезды, недостаток прилежания не способствовали успехам. Даже читать он научился не сразу, а когда научился, увлекся чтением, открыв еще одну страну - "Страну Книг".

Отец Стивенсона рассчитывал, что его сын продолжит семейную традицию и станет инженером - строителем маяков. В семнадцать лет, согласившись с желанием отца, Луис поступил в Эдинбургский университет. Курс наук сочетался с практикой на строительных площадках, и Луис не без удовольствия принимал в ней участие. Однажды, это тоже входило в программу практических занятий, он в скафандре спускался на морское дно, чтобы изучить рельеф скалы, выбранной для постройки маяка. Но спустя некоторое время будущий писатель заявил, что строителем маяков он не будет и мысль о профессии инженера оставляет навсегда.

Тогда же было решено, что Луис станет адвокатом, он надеялся, что занятия адвокатурой оставят довольно свободного времени для занятий литературных.

В 23 года он прославился как писатель. Всю свою жизнь – очень короткую, всего 44 года – Стивенсон боролся за выбранную еще в детстве профессию писателя, за свою любовь и просто за жизнь. Врач прописывал Роберту покой, однако писатель нарушал предписания - плавал на каноэ, пешком путешествовал по Европе и Америке, плавал по южным морям и даже построил дом на острове Самоа в Тихом океане. Но больше всего его интересовала история его родины - Шотландии.

Стивенсон писал: «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». Четыре года Стивенсон прожил на острове Самоа, там, на вершине горы Веа, его и похоронили.

Он написал много интересных произведений: приключенческий роман «Остров сокровищ», который принёс автору мировую славу, романы «Черная стрела», «Похищенный», балладу «Вересковый мед». Баллада «Вересковый мёд» родилась в Шотландии в 1875 году.

Баллада - это лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера, в котором явно слышится эмоциональный голос автора, оценивающего описываемые события. Часто в балладе присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора, бывают баллады народные и литературные.

Родина героев баллады «Вересковый мёд» - Шотландия. Здесь можно увидеть горы, покрытые лесами и вереском, узкие вытянутые озера, горные долины и реки. А ещё в Шотландии холодная погода, которая закалила местных жителей. Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди.

Своё название Шотландия получила после того, как туда переселились жители Ирландии, которые в латинской традиции назывались скоттами. Кроме скоттов территорию Шотландии населяли племена бриттов, англосаксов и пиктов, которые относятся к древнейшим народам Шотландии. В начале IХ века они были завоеваны скоттами и вскоре смешались с ними, образовав новую национальность - шотландцев.

В основу баллады Стивенсона «Вересковый мёд» легло горестное событие – война, во время которой были покорены племена пиктов.

Вереск, который не боится ни холода, ни cнега, ни ветра, – растение пиктов, их жизнь, и эти маленькие и трудолюбивые люди мужественно защищали свою родную землю.

Это была война не на жизнь, а на смерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным.

По приказу безжалостного короля-завоевателя пиктов согнали с их земли и всех убили. Но король всё ещё недоволен, ведь он так и не узнал секрета изготовления прекрасного напитка.

Узнать рецепт король может только у последних оставшихся в живых пиктов – старика и его сына. Но и угроза пыткой не испугала старика и юношу, они молчат. Старик просит врагов убить сына, понимая, что у молодого человека может не хватить сил вынести пытки. Старика теперь ждёт смерть на костре, но тайну он так и не выдаст, ведь

Из вереска напиток

Забыт давным-давно...

Для пиктов вереск – это не просто напиток, это традиция предков. Выдать секрет – значит предать свой народ, родину. Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Они погибли непокоренными, непобежденными.

Отметим черты баллады в «Вересковом меде»:

  • исторический сюжет
  • трагический эпизод в истории войны – смерть последних пиктов
  • элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями
  • характеры героев раскрываются в драматическом диалоге
  • эмоциональное сочувствие автора
  • пейзажный зачин и пейзажная концовка

О чём заставляет задуматься баллада Стивенсона? О том, как сложна и противоречива жизнь, как трагичен выбор, перед которым порой жизнь ставит человека, о таких пороках, как жестокость, гнев, злоба и о том, к чему они могут привести.

А память о мужественных и смелых пиктах продолжает жить в сердцах людей...

5) Рефлексия

  • Ознакомившись с биографией писателя, скажите, почему он написал такое произведение, как «Вересковый мед»?
  • Какова в произведении позиция автора? Как и где она проявляется?
  • Какие человеческие качества прославляются в этой балладе?

6) Самостоятельная работа

СЛАЙД № 6, 7 (Перед небольшой самостоятельной работой вспомнить технологию написания синквейна)

  • Составьте синквейн о старике-медоваре (на отдельных листочках 5-8 минут)

7) Домашнее задание на выбор:

  • Составить кроссворд по балладе «Вересковый мед»
  • Приготовить выразительное чтение баллады (или отрывка) наизусть