Иконописец Дионисий: биография и творчество. Иконы Дионисия


6 августа 1502 года Дионисий начал роспись Ферапонтова монастыря. Источники, в которых упоминается Дионисий, полны восхищения его мудростью и талантом. Последний из величайших иконописцев Древней Руси, представитель Золотого Века русской иконописи.

Радостное страдание

«Распятие» - икона праздничного чина. В ней не только смерть, страдание и ужас, но и попрание этой смерти, радость будущего воскресения, искупления грехов всех людей. Вся эта икона – движение по вертикали, начиная с необычайно вытянутой фигуры Христа, символа прорыва из земной сферы в небесную. Этот прорыв совершается через крест, который является одним из важнейших христианских символов. Плоскость иконы мысленно делится по вертикали на три зоны: нижняя, самая узкая, означает преисподнюю, средняя – мир человека на земле, верхняя – небо. Здесь совмещаются две перспективы: традиционная для живописи (весь мир) и традиционная для иконописи – обратная (фигура Христа). Главный смысл этой иконы – непостижимое чудо, превращение унижения и страдания Богочеловека в его возвеличение и прославление, его смерти – в символ бессмертия. Вот что пишет Алпатов о «Распятии» Дионисия: «Висящий Христос кажется парящим... Богоматерь высится... И вместе с тем время остановилось, ничего не происходит, все существует как выражение вечных, неизменных законов бытия». Сейчас эту икону можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.

Житие на двоих

Дионисий – первый иконописец, «соединивший» в одной иконе митрополита Петра с митрополитом Алексием, хотя ни биографически, ни хронологически эти святые связаны не были. В его времена Петр уже давно чтился как первый митрополит московский, а Алексия канонизировали лишь недавно и считали «новым» чудотворцем. Но Дионисий «рифмует» их иконы, создавая в них множество параллелей друг другу и перекличек. Фигуры и жесты митрополитов как бы повторяют друг друга, а клейма икон перекликаются: одинаковые моменты житий святых Дионисий опускает и оставляет то одному, то другому святому, заставляя зрителя, знакомого с житием, смотреть на обе иконы сразу. В клеймах иконы Петра иконописец подчеркивает чудесное, сверхъестественное (видение матери Петра, предсказание победы в Царьграде, чудо при перенесении тела Петра в храм и другие), в клеймах же иконы Алексия, наоборот, убирает акцент с подобных чудес, перенося его на чудеса, совершенные самим святым. Этими приемами Дионисий подчеркивает преемственность духовной власти: от Петра к Алексию. Об авторском стиле Дионисия в этих иконах замечательно пишет исследователь иконописи М.В. Алпатов: «По своему живописному мастерству эта икона представляет собой одну из вершин древнерусского искусства. Ограничиваясь Обобщенными силуэтами, Дионисий избегает резкой светотени и чётких контурных линий. Всё строится на тончайших соотношениях цветовых пятен…В последних клеймах, где рассказывается о событиях после смерти Алексея, краски приобретают акварельную прозрачность… Вся икона выглядит не столько как рассказ, сколько как панегирик в честь московского митрополита».

Царственные нищие

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Дионисий с двумя своими сыновьями расписывал, уже будучи глубоким стариком. Удивительно, что фрески, площадь которых 600 квадратных метров, сохранились полностью и никогда не поновлялись. Ничего не исчезло из росписи монастыря, и молящиеся в рождественском храме в XXI веке видят то же, что видели в самом начале XVI-го. В арке Северного входа сохранилась надпись, гласящая, что роспись храма сделана иконником Дионисием «со своими чады» в 1502 году, и что заняла эта роспись 34 дня. Фрески Дионисия отличаются необычайным богатством тонов, мягкостью цветов, гармоничной согласованностью пропорций (в том числе с пропорциями и формой храма). Росписи украшают не только интерьер, но и фасад храма, где изображен главный сюжет – «Рождество Богородицы». Таким образом, история жизни Богородицы начинается у входа в храм и продолжается внутри него. Изображены Дионисием и песнопения в честь Девы Марии – «О тебе радуется», «Похвала Богородице». Все фрески этого храма объединены темой прославления Божьей Матери, ее милосердия и величия. Дионисий – мастер изображать фигуры, и даже прислужницы и нищие обретают у него царственную осанку.

Строгая царица

«Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)». Строгая и царственная, даже холодная Богоматерь с младенцем, которая не умиляется и не прижимает ребенка к себе, а как бы являет Его миру. Торжественно лежит золотая кайма ее накидки, почти полностью скрывающей темно-синюю головную повязку. Излом ее складок надо лбом Богоматери словно вспыхивает золотой звездой шитья и кажется, будто это корона венчает чело Марии. Её рука, поддерживающая Младенца, кажется не заботливой рукой Матери, а неким подобием Царского трона… А нижняя кайма накидки, спадающей с левой руки Марии, словно образует подножие этого трона. Жест руки Богоматери, показывающей на своего Сына, трактуется и по-другому: как мольба, обращенная к Нему. И Сам Христос обращается на этой иконе не к смотрящим, а благословляет Свою мать. Все это служит тому, что зритель чувствует дистанцию, разделяющую его и Спасителя, и может обратиться к Господу через Его святую Матерь как посредницу и «лествицу».

Дотронуться до чуда

Икона «Уверение Фомы» 1500 г. основывается на сюжете из Нового Завета: Фома, один из двенадцати апостолов, отсутствовал при первом явлении Христа по Его Воскресении хочет увериться в этом, «прикоснуться» к чуду. Не отворив дверей, явившись чудесным образом, Христос потребовал от Фомы дотронуться до ран, оставленных на его теле копьями. В ответ Фома провозгласил свое исповедание веры: «Господь мой и Бог мой!».

Благоговение, страх, восхищение – все передано в жесте и позе Фомы. Его рука потянулась за рукой Христа, а силуэт спины как бы продолжает линию, начало которой – абрис согнутой руки Христа. Фома – под Его рукой, под Его властью, под Его милостивым и понимающим взглядом. За фигурой Христа изображена дверь, через которую он прошел, не раскрыв ее. Эта дверь напоминает зрителю и о словах Спасителя: «Аз есмь дверь, мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет и пажить обрящет». На переднем плане слева - апостол Фома, протягивающий десницу к Спасителю и прикасающийся к Его ребрам, его фигура выделена в композиции ярким киноварным плащом, контрастирующим со сдержанными по тону одеждами других изображенных.

Победа света над тьмой

Икона «Сошествие во ад». Сюжеты сошествия в ад и Воскресения тесно связаны, и в этой иконе они представлены оба. В окружении небесных сил, попирая ногами скрещенные врата ада и будто паря над его черной разверзтой бездной, стоит Христос. Он изводит обеими руками из открытых гробниц Адама и Еву. Стоит Он на кресте – символе мученичества и победы, скорби и радости одновременно. Свет побеждает тьму, эта тема развивается в иконе очень подробно, так, что икона изобилует надписями, именующими все темные силы. Страсть, истление, горесть, отчаяние, ненависть, вражда, отчаяние – эти демоны пытаются пронзить красными копьями сияющую мандорлу Спасителя. По обеим сторонам иконы – восставшие из мертвых. Вверху, между расступившихся скалистых гор, - ангелы, возносящие и славословящие голгофский крест. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало», - поется в Триоди цветной. Эта икона празднует победу жизни над смертью.

Множество миров в одном

Икона «Спас в силах» Дионисия висит в Третьяковской галерее в одном зале с иконой «Спас в силах» Андрея Рублева. Композиция иконы работы Дионисия почти повторяет Рублевскую, но все же не полностью: изменено положение положение ступни правой ноги, пропорции фигуры и окружающей ее «славы», несколько сжатой обрамлением ковчега.

«Спас в силах» - центральная икона в иконостасе православного храма, богатая символикой. Чем дольше зритель всматривается в нее, тем больше деталей, образов и символов находит. Например, в этой иконе присутствует аллегорическое изображение четырех евангелистов в образе тельца, орла, льва и ангела (человека). Квадраты и овалы разных цветов символизируют разные миры – земной, мир небесных сил (они изображены на иконе), невидимый мир. В левой руке Спаса – Евангелие с цитатой на церковнославянском: «Приидите ко мни вси труждающиися и обремененнии, и азъ упокою вы: возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ». Эта икона Спаса - настоящий богословский трактат в красках. Ее сюжет опирается, в основном, на Откровение Иоанна Богослова, и образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Екатерина Оаро

Подробности Категория: Искусство Древней Руси Опубликовано 18.01.2018 14:07 Просмотров: 1166

Живопись Дионисия – «последний великий взмах крыльев древнерусского живописного творчества» (Л. Любимов «Искусство Древней Руси»).

П.П. Муратов, русский писатель и искусствовед, переводчик и издатель, считал, что «после Дионисия древнерусская живопись создала много прекрасных произведений, но Дионисиева мерность и стройность уже никогда более не были ей возвращены».

О художнике (ок. 1440-ок. 1502)

Сведений о жизни Дионисия почти не сохранилось, как и о жизни Андрея Рублёва, но известно, что славы он достиг уже при жизни. Он был ведущим московским иконописцем и мастером фресок конца XV-начала XVI вв. Его считают продолжателем традиций Андрея Рублёва.
Дионисию помогали его сыновья: Феодосий и Владимир. Они оба были одарёнными художниками. Кроме того, Дионисий создал иконописную артель, в которой также работали талантливые живописцы. В связи с этим иногда трудно установить авторство, но в таком случае опираются на художественную индивидуальность мастера, а у Дионисия она выступает настолько ярко, что легко распознаётся его рука. Специалистам известно около десяти соборов, в росписи которых участвовал Дионисий. Некоторые работы художника безвозвратно потеряны, некоторые сохранились благодаря реставраторам.

Творчество

Самой ранней из известных работ Дионисия считают роспись собора Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре (1467-1477).

Пафнутьево-Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы

Собор Рождества Богородицы в Пафнутьевом Боровском монастыре
Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря – иконника Митрофана. Через 117 лет, в 1586 г., собор был почти полностью разобран, и на его месте поставлен новый, пятиглавый; но в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV в. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранились до нашего времени и сейчас находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского областного краеведческого музея. При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29 сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи, принадлежащей Дионисию. Но после перестройки собора стенописи Дионисия в соборе Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря не сохранилось.

Дионисий. Голова неизвестного святого ((1467-1477). Боровский музей
Затем Дионисий с членами своей артели расписывает Успенскую церковь в Москве (скорее всего, Успенский собор).

Московский Кремль. Успенский собор

Каменный московский Успенский собор был возведен итальянским мастером Аристотелем Фиораванти в 1475-1479 гг. Он был задуман как главная соборная церковь, соборный храм независимого самодержца «всея Руси» – первого московского государя Ивана III.
В этом храме стали венчаться на царство русские государи и цари. Находившиеся в Успенском соборе иконы стали не только общерусскими святынями, но и образцами для подражания при написании новых икон.
Дионисий (по записям в летописях) работал в Успенском соборе в 1481 г. Ему было поручено создание нового иконостаса для храма. Работал Дионисий с артелью мастеров. Ни иконостас, ни алтарные деисусы не сохранились.
Для Успенского собора Дионисий в 1480-х годах написал две парные житийные иконы московских митрополитов Петра и Алексия.

Дионисий и мастерская. Святой митрополит Петр с житием (1481). Успенский собор Московского кремля

Дионисий и мастерская. Святой митрополит Алексий с житием. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Дионисий создал композиции в нижнем ярусе стен алтарных помещений собора: Петропавловского и Похвальского приделов. В Похвальском приделе сохранилась верхняя часть композиции Собор Богоматери «Поклонение волхвов». Это многофигурная композиция в полукруге арки на стене, написанная тонкой и праздничной цветовой гаммой. На южной стене сохранилась верхняя часть фрески Рождество Иоанна Предтечи.
На южной стене Петропавловского придела также сохранились две сцены: «Апостол Петр исцели недужные» и «Сорок севастийских мучеников» (уцелело лишь 24 фигуры).

Спасо-Каменный монастырь. Спасо-Преображенский собор

Спа́со-Ка́менный монасты́рь – мужской монастырь в Вологодской области. Расположен на небольшом острове Каменном на Кубенском озере. Один из древнейших монастырей Русского Севера, основан около 1260 г. Иконы кисти Дионисия не сохранились. Но мы приводим фото этого монастыря, чтобы полюбоваться умением древних зодчих помещать архитектурные сооружения в природный ландшафт.

Иосифо-Волоколамский монастырь. Успенский собор

Вид на Иосифо-Волокаламский монастырь
Монастырь был основан в 1479 г. преподобным Иосифом Волоцким, который был пострижен в монахи преподобным Пафнутием Боровским и стал его преемником. Он попытался после кончины Пафнутия ввести в его монастыре общежительный устав, но встретил противодействие братии. Тогда Иосиф ушел странствовать по монастырям, а в 1479 г. вернулся и устроил другой мужской монастырь.
Сначала здесь была заложена деревянная церковь в честь Успения Богоматери, а в 1484 г. – каменная. В 1486 г. в новом монастыре выстроили каменный собор, в росписи которого принимал участие Дионисий с сыновьями. Росписи Дионисия в монастыре не сохранились – в XVII в. собор был полностью перестроен.
Из многочисленных работ Дионисия, созданных для монастыря, сохранилась одна икона – «Богоматерь Одигитрия». В настоящее время икона хранится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве.

Дионисий «Богоматерь Одигитрия» (после 1485 г.)

Павло-Обнорский монастырь. Троицкий собор

Павло-Обнорский монастырь (фото начала XX в.)
Основан в 1414 г. на берегу реки Нурмы (Вологодская область) учеником Сергия Радонежского святым Павлом Обнорским. Один из самых древних и в прошлом больших монастырей Русского Севера. Большинство построек XVI-XVIII вв. были уничтожены советской властью, уцелевшие здания использовались как детский дом, пионерский лагерь. В 1994 г. возвращён церкви.
Из Троицкого собора происходят несколько икон, в том числе работы Дионисия, в настоящее время они находятся в собрании Третьяковской галереи, Русского музея, Вологодского музея-заповедника.
Для деревянного Троицкого собора Дионисий в 1500 г. написал иконостас. Сохранились лишь 4 иконы: «Спас в силах», «Распятие», «Уверение Фомы», «Успение Богоматери».

Дионисий «Спас в силах» (1500). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Дионисий «Распятие» (1500). Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Дионисий и мастерская «Уверение Фомы» (1500). Государственный русский музей (Петербург)

Кирилло-Белозерский монастырь. Успенский собор

Монастырь был основан преподобным Кириллом Белозерским, который пришел сюда вместе с преподобным Ферапонтом из московского Симонова монастыря в начале XV в. Кирилл Белозерский был широко образованным человеком. Основанный им монастырь стал важнейшим культурным и религиозным центром Руси.
Кирилло-Белозерский монастырь – самый крупный монастырь в Европе (площадь около 12 гектаров). В нём накапливались и хранились произведения художественной культуры, создававшиеся здесь или попадавшие сюда со всех концов Руси.
Главный храм монастыря – Успенский собор (1497). Иконостас храма исполнен лучшими мастерами Руси. Большинство икон сохранилось (около 60).

Дионисий и мастерская «Кирилл Белозерский с житием» (начало XVI в.)
Дионисию и художникам его мастерской приписывают сохранившиеся иконы: «Преподобный Кирилл Белозерский» и «Преподобный Кирилл Белозерский с житием». Обе иконы находятся в Русском музее.

Московский Кремль. Вознесенский монастырь. Вознесенский собор

Вознесенский монастырь. Фото из альбома Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви» (1882)
В 1482 г. в соборе во время пожара обгорела чудотворная византийская икона «Богоматерь Одигитрия» XIV в., привезенная из Константинополя. Восстановил икону Дионисий. Эта восстановленная икона уцелела во время страшного пожара 1547 г. «Богоматерь Одигитрия» находится в Государственной Третьяковской галерее.

Дионисий «Богоматерь Одигитрия» (1482)

Спасо-Прилуцкий монастырь. Спасо-Преображенский собор

Спасо-Прилуцкий монастырь основал в 1371 г. недалеко от Вологды игумен Димитрий из Переславля-Залесского, который был учеником и сподвижником преподобного Сергия Радонежского. Димитрий Прилуцкий построил здесь первую деревянную церковь и около нее деревянные кельи для иноков. До ХVI в. все строения в монастыре были деревянными. Со временем Спасо-Прилуцкая обитель стала большим, влиятельным и богатым монастырем северной Руси, и здесь было начато каменное строительство.

Дионисий и мастерская «Преподобный Дмитрий Прилуцкий с житием»

Ферапонтов Белозерский монастырь. Собор Рождества Богородицы

Наиболее известными (и последними) работами Дионисия являются стенные росписи и иконостас собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные художником вместе со своими сыновьями.

Собор Рождества Богородицы
Известны иконы Дионисия: митрополитов Петра и Алексея (1462-1472), «Богоматерь Одигитрия» (1482), «Крещение Господне» (1500), «Спас в силах» и «Распятие» (1500), «Сошествие в ад».

Потолочная роспись Дионисия в соборе Рождества Пресвятой Богородицы (Ферапонтово, Вологодская область)

Дионисий. Фрески Ферапонтова монастыря

Фреска церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре
Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, гармоничности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля – раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Ансамбль Ферапонтова монастыря
Особое значение для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Летопись утверждает, что на откосе северной двери собор расписан Дионисием и его сыновьями в 1502 г.
Площадь стенописи собора 600 м². И это единственная документально подтверждённая роспись мастера. Она ярко характеризует индивидуальность творчества Дионисия: мягкие цвета, гармония сюжетов с архитектурой. Очень важно для нас то, что стенопись собора сохранилась полностью и никогда не подновлялась.
Монастырь был основан в 1398 г. святым Ферапонтом, выходцем из боярского рода. Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним, а основал в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель.
Здесь работали книгописцы, иконописцы – в частности, Дионисий.

Дионисий. Праотец Авель. Фреска из Рождественского собора Ферапонтова монастыря
Фрески и иконы Ферапонтова монастыря считаются последней крупной работой Дионисия.

Дионисий и мастерская «Апостол Павел»

Живопись Дионисия представляет собой творчество ведущего мастера эпохи. Его иконные образы отличаются внутренним единством и возвышенностью, они помогают духовному настрою. Он воплотил в своих творениях и опыт предшественников, но выразил и тот духовный подъем, который проявился в общественной жизни конца XV в. Таким образом, Дионисий во многом определил мировоззрение своих современников.

«РАСПЯТИЕ» ДИОНИСИЯ - шедевр древнерусского искусства , икона , созданная в 1500 г. выдающимся мастером Дионисием (ок. 1430-1503). Это произведение открывает русский шестнадцатый век так же, как «Троица» А. Рублева открывает пятнадцатый. Дионисий (в летописях «Денисий») с 1481 г. работал в Московском Кремле. Его последнее произведение - росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова (1502).

Икона «Распятие» происходит из Павло-Обнорского монастыря близ Вологды. Ныне хранится в Третьяковской галерее в Москве. М. В. Алпатов увидел в этой иконе пример «мифотворчества в самом искусстве», яркий образец того, как в художественном творчестве рождался новый смысл, еще не выраженный ни в литературных текстах, ни в иконографическом каноне, ни в трудах Отцов Церкви.

«Дионисий, - пишет Алпатов, - извлекает из традиционной иконографии зерно, благодаря чему событие евангельской легенды приобретает значение символа христианского учения». Художник выводит как бы пластическую формулу события. Ее образуют вертикаль креста , «висящий Христос кажется парящим... Богоматерь высится... И вместе с тем время остановилось, ничего не происходит, все существует как выражение вечных, неизменных законов бытия».

Пирамидальный черный провал скалы в нижней части иконы почти сливается с черным крестом, который вырастает из земли подобно дереву. Вверху крест «раскрывает объятия». По сторонам креста маленькие фигурки означают Церковь и Синагогу, они проплывают по небу, хотя и не имеют крыльев. Вместе с летящими Ангелами и титулом креста они составляют «крону» дерева. Тело Спасителя почти сливается с крестом, и в этом заключена главная изобразительная метафора - Христос оживляет собой «древо распятия».

Изображенные Дионисием фигуры бесплотны, они не историчны, а мифологичны. Пропорции иконной доски отвечают пропорциям креста и вытянутым фигурам, поэтому вся икона превращается в метафору. Древнерусский художник мыслил не cловами, а формами, линиями, красками. Благодаря особенной духовности, просветленности «Распятие» Дионисия воспринимается Воскресением. В нем ощущается не мученичество, а тихое торжество.



«РАСПЯТИЕ» ДИОНИСИЯ.
Икона . 1500 г.
Левая часть.

Неизвестный иконописец, начало XII века Богоматерь Владимирская Первая треть XII века

Дерево, темпера 104 х 69, первоначальный размер 78 х 55 (Б.Толмачевский переулок, зал Музей-храм Святителя Николая в Толмачах )

Самая прославленная и чтимая на Руси икона "Богоматерь Владимирская" была привезена из Константинополя в начале XII века; ей суждено было стать святыней русского государства. Икона находилась в Вышгороде под Киевом. Но особое ее почитание началось не в Киеве, а во Владимире, куда икона была перенесена в 1155 году князем Андреем Боголюбским. Для "Богоматери Владимирской" был построен прекрасный белокаменный собор Успения Богоматери. 26 августа (8 сентября по новому стилю летоисчисления) 1395 года во время нашествия Тамерлана икона была торжественно перенесена в Москву, и в тот же день Тамерлан отступил и покинул пределы Московского государства. После этого образ был возвращен во Владимир, а в 1480 году он вновь был привезен в большой московский Успенский собор, где и находился до 1918 года. Греческое название этого иконографического типа – Елеуса – в дословном переводе означает "милующая". На Руси подобный иконографический тип назывался "Умиление", что более соответствует изображению: Младенец нежно прижимается щекой к лику Богоматери, левой рукой он обнимает ее, а Богоматерь держит младенца на правой руке, склонив к нему голову. Характерной особенностью этой иконографии является левая ножка Младенца, которая согнута так, что видна пяточка Младенца. Икона двусторонняя, на обороте – изображение "Престол и орудие страстей (Етимасия)"; живопись оборота до сих пор вызывает споры исследователей – одни датируют ее XV, другие XIX в.

Дионисий. Распятие. 1500. Дерево, темпера. ГТГ

Икона "Распятие" происходит из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря близ Вологды. В надписи на обороте иконы "Спас в Силах" – центральной иконы деисусного ряда, происходящей из того же монастыря, – сообщается, что иконы деисусного, праздничного и пророческого ярусов были написаны в 1500 году иконником Дионисием. "Распятие" Дионисия воспроизводит в общих чертах иконографическую схему, широко распространенную в русской иконописи, голгофский Крест по центральной оси и две группы предстоящих по обе стороны Креста, которые возглавляют Богоматерь и Иоанн Богослов. За Богоматерью представлена группа святых жен, за Иоанном Богословом – римский сотник Лонгин, указывающий на Христа. Над средней перекладиной Креста располагаются две фигуры плачущих ангелов. Композиция разворачивается на фоне иерусалимской стены. К числу редких иконографических особенностей "Распятия" из Павло-Обнорского монастыря относятся аллегорические изображения отлетающей Ветхозаветной и подлетающей Новозаветной Церкви в виде небольших женских полуфигур, сопровождаемых ангелами. В соответствии с христианским вероучением, учреждение Новозаветной Церкви непосредственно связано с Крестной жертвой, поскольку она основана на крови Новозаветного Агнца – Христа. Именно в момент Крестной жертвы происходит смена церквей, смена Заветов. Изображения Крестной смерти Христа в византийском и древнерусском искусстве отличала, как правило, особая сдержанность в передаче страданий Спасителя и трагических переживаний свидетелей Его казни. Состояние покоя и духовного просветления отчетливо выражено в фигурах и ликах предстоящих, но наиболее полно оно раскрывается в центральном образе распятого Спасителя. Изгиб Его тела передан плавной линией, голова мягко склонена на плечо. В трактовке формы полностью отсутствует натурализм, подчеркнута одухотворенность плоти. Фигура Христа кажется совершенно невесомой, лишенной материальной тяжести – не пригвожденной к кресту, а как бы парящей с распростертыми руками. Ощущение особой невесомости и бесплотности или, точнее, "обоженности" плоти создавало и колористическое решение: светлые охрения как бы "растворяли" фигуру в сиянии золотого фона. Подобный образ не только напоминал о Крестных страданиях Христа, но и раскрывал их спасительное действие, свидетельствовал о грядущем воскресении и победе над смертью, открывающей путь к жизни вечной.

Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.


с. 333 ¦ 277. Распятие.

1500 г. Дионисий.

На высоком, тонком, исчерна-зеленом кресте распято тело Христа. Пропорции его удлиненные и изысканные, голова небольшая. Крест утвержден среди мелких уступов невысокой Голгофы, над зияющей черной пещерой, в которой можно различить «лоб адамов». За крестом высится иерусалимская стена; на ее фоне по обе стороны креста изображены предстоящие Распятию. Слева прижавшую ладонь к щеке Богоматерь обеими руками поддерживает приникшая к ней Мария Магдалина. Откинувшись назад, Богоматерь касается рукой ее одежды. Очертания стоящих позади стройных тонких фигур двух других Марий (Клеоповой и Иаковлевой) усиливают выражение скорби, переданное жестами Богоматери. Справа поник, прижав руку к груди Иоанн. Очерчивающие его линии подчиняются ритму группы горюющих женщин. Стоящий за Иоанном Лонгин сотник, подобно Богоматери, откинулся назад. Держа перед собой небольшой круглый щит, он, широко расставив ноги, поднял вверх голову, окутанную белой повязкой, закрывающей также и шею. Различие поз Иоанна и Лонгина создает своеобразную цезуру в ритме 1 , владеющем фигурами предстоящих. Над головами предстоящих - ангелы, которые сопровождают олицетворения прилетающей Церкви нового завета и улетающей ветхозаветной церкви - Синагоги. Вверху, над длинным поперечным перекрестьем, к осененной широким золотым нимбом поникшей голове Христа слетают с обеих сторон оплакивающие его ангелы. Плави лиц и тела Спаса исполнены золотистой охрой, с легкой подрумянкой по оливковому санкирю. Цвета одежд - светлые, с. 333
с. 334
¦ разнообразные оттенки желтого, лиловатого, коричневого и зеленого - сочетаются с алой киноварью двух тонов. Фон и поля золотые (сохранились фрагменты верхнего поля с красной опушью).

Доска липовая, шпонки врезные, более поздние, верхняя - сквозная. Правое поле опилено. Паволока, левкас, яичная темпера. 85 × 52.

Происходит из иконостаса Троицкого собора Павлова-Обнорского монастыря 2 , потом находилась в Вологодском музее.

2 См. № 276 - Спас в силах , средник деисусного чина того же иконостаса, имеющий на обороте надпись о том, что Дионисий написал в 1500 г. «деисус и праздники и пророки» этого иконостаса. Распятие находилось в праздничном ряду.

Поступила через ГРМ с заграничной выставки в 1934 году. с. 334
¦


Лазарев 2000/1


с. 371 ¦ 124. Дионисий. Распятие

1500 год. 85×52. Третьяковская галерея, Москва .

Из праздничного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря, основанного в 1415 году учеником Сергия Радонежского Павлом Обнорским (умер в 1429 году). Сохранность хорошая. Фон и поля были золотыми. На фоне следы от гвоздей оклада. Левкас на нижнем и правом полях утрачен. Левое поле опилено. Так как Троицкий собор, откуда происходит «Распятие», был построен в 1505–1516 годах Василием III, то дата (1500 год) на обороте «Спаса в силах », происходящего из того же собора, вызывает сомнение. Остается предполагать, что в собор поместили иконы более старого иконостаса. Очень показательно для Дионисия использование в качестве образцов икон раннего XV века. [Недавно издана еще одна икона из того же праздничного ряда - «Уверение Фомы », хранящаяся в Русском музее, см.: Кочетков И. А. Еще одно произведение Дионисия. - В кн.: Памятники культуры. Новые открытия. 1980. Л., 1981, с. 261–267; об этой иконе см. также: Эдинг Б. Образ «Фомино испытание» в Румянцевском музее. - «Старые годы», 1916, апрель–июнь, с. 125–128]. с. 371
¦