Графика для начинающих карандашом. Учимся рисовать карандашом поэтапно


Вы не умеете рисовать? Кажется, вам давно пора научиться этому! Берите в руки кисточки и краски и заходите на любой сайт из нашего списка!

Рисуем с Анной Кошкиной - обширная подборка различных видеуроков по рисованию. Объясняется всё доступно и понятно.

Научиться рисовать за 30 дней - подборка уроков по всем известной книге «Как научиться рисовать за 30 дней». От вас требуется только 20 минут времени, блокнот и карандаш с резинкой, и уже через месяц вы можете рисовать!

Подборка уроков от группы «Уроки рисования» - есть уроки для различных техник и множество советов. Также есть раздел уроков по живописи, где вы можете научиться рисовать акварелью, маслом или пастелью.

Уроки рисования для начинающих и детей - множество уроков по рисованию как карандашом, так и фломастерами.

Рисовать могут все! - полный бесплатный курс по рисованию карандашом и акварелью.

Простой карандаш - много видеуроков по рисованию в различных техниках, также есть раздел для детей, видеоуроки по рисованию в Photoshop и обзор различных графических онлайн-редакторов.

Уроки рисования и черчения для начинающих - большой курс по рисованию и черчению, а также множество статей и советов, включая даже упражнения для развития глазомера и «набивания» руки.

Рисование: видеоуроки - сотни обучающих видео на тему рисования целой картины или какой-либо детали.

Как научиться рисовать - простые и сложные уроки поэтапные уроки по рисованию различных животных, людей и не только!

DrawSpace - портал с уроками по рисованию, всего восемь уровней, каждый из которых поделён на разделы, единственный минус/плюс, что он на английском.

Learn to draw - тоже на английском. Обучают в основном тому, как рисовать людей, также можно поучиться тому, как рисовать карикатуры.

Carol’s Drawing Blog - блог профессионального художника Кэрол Росински, на котором она выкладывает уроки. Все уроки поделены на несколько уровней, также есть видео и статьи, в которых Кэрол делится своими секретами. Ещё один ресурс на английском.

About: Drawing/Sketching - раздел большого проекта About, посвященный рисованию, также на английском. На сайте опубликовано множество подборок, обучающих видео и статей на тему скетчинга и рисования.

DrawSchool - ресурс для обучения рисованию. Есть как бесплатные, так и платные вебинары.

Purmix - с помощью этого ресурса вы научитесь рисовать и аниме, и мангу, и татуировки, при этом можно воспользоваться как видео, так и фото-уроками.

Как научиться рисовать - целый канал на Youtube, по обучению рисованию. Сможете научиться рисовать и жучка, и червячка, и медведицу.

PaintMaster - здесь вы можете обучиться графическому дизайну, академическому рисованию и даже дизайну интерьера!

DrawMaster.ru - множество уроков, пригодных не только для Photoshop, но и для обычных карандашей и бумаги.

ArtDrawing.ru - можно получить полный курс обучения рисованию от талантливого художника Юрия Синчукова.

Уроки рисования карандашом - полное разнообразие стилей, вкусов, цветов, и тем для рисования.

есть ответы на все эти вопросы. Приводим азы, с чего начинать занятия живописью. Следуйте этим советам, выполните упражнения и вы уже не будете бояться чистого листа. Вы получите необходимые знания и базовые навыки. Живопись станет ближе, понятнее и будет доставлять море удовольствия.

Часть 1. Подготовительная

1. Найдите вдохновляющий объект для рисования

Бывает так, что вы уже все приготовили, но не можете найти объект, который вдохновил бы вас. Об этом стоит позаботиться заранее. Что-нибудь интересное наверняка завалялось в шкафах и ящиках стола. Присматривайте объекты на распродажах, в комиссионных и продуктовых магазинах. Изучайте картины любимых художников.

В подборку должны входить предметы, на которые приятно смотреть: это немаловажно для создания удачной работы.

Интерес к цвету и форме будет вас мотивировать в процессе работы над картиной. Существует связь между чувствами к объекту и возможностью раскрыть свои способности. Вы сможете больше, чем вам кажется.

Для первой картины сгодится простой одноцветный симметричный сосуд, например обычная кофейная чашка. Иллюстрация из книги

2. Познакомьтесь с кистями и красками

Возьмите в руки мягкую круглую и щетинную кисти и сравните их ворс. Выдавите на палитру немного акриловой краски из тюбика. Попробуйте нанести неразбавленную краску разными кистями на холст или акварельную бумагу. мазки должны получиться яркими и рельефными. Почувствуйте отличия в мазках разными кистями. Добавьте немного воды и нанесите мазки еще раз. Средняя консистенция краски имеет такую же интенсивность цвета, как и неразбавленная, но ее фактура при этом сглажена. И сделайте это упражнение еще раз со слабым раствором краски. Отметьте, как быстро высыхают краски в первый, второй и третий раз.


Иллюстрация из книги

Попробуйте наносить краску разными кистями - овальной мягкой, синтетической тонкой, щетинистой плоской. Пробуйте каждую кисть, пока не будете уверены в том, что знаете, какой кистью воспользоваться, чтобы реализовать задуманный рисунок.


Иллюстрация из книги

3. Полезные приемы работы с палитрой

Цвета на картинах, которые мы видим, как правило, получены с помощью смешивания: чистый цвет из тубы обычно слишком интенсивен. Эти приемы облегчат вам получение нужного цвета.

  1. 1Выдавливайте краску из тубы на край палитры, оставляя расстояние между цветами. Центр палитры используйте для смешивания. Замесы делайте подальше друг от друга, чтобы предотвратить нежелательное смешивание.
  2. Чистый цвет на кисть набирайте с края палитры, а не сверху и не из середины выдавленной «колбаски».
  3. Интенсивные темные цвета, такие как черный (хотя он и не считается цветом с научной точки зрения), добавляйте с осторожностью: даже небольшое его количество может значительно изменить смешиваемый цвет.
  4. Перемешивать цвета между собой нужно до тех пор, пока замес не станет полностью однородным.
  5. Не жалейте краску. Выдавливайте столько, сколько нужно, - обычно это круг размером с рублевую монету (для белил - с пятирублевую). Расход краски - неотъемлемая часть процесса живописи. Будете чрезмерно экономить - так и не научитесь пользоваться краской.

4. Научитесь получать нейтральные цвета

В любой картине присутствуют нейтральные цвета - «визуально серые». Из-за низкой интенсивности на первый взгляд они незаметны, но это самый полезный инструмент для создания гармоничной цветовой композиции. Давайте посмотрим, как этого добиться.

Смешайте синий и оранжевый в любой пропорции. Теперь давайте попробуем изменить цветовую температуру за счет пропорционального соотношения теплого и холодного цветов в смеси. Если результат скорее фиолетовый, попробуйте сделать ржавый цвет, добавив больше оранжевой краски, а затем белил для более светлого персикового цвета. Если на первом шаге образовался ржавый цвет, добавьте синего, чтобы вышел холодный цвет, близкий к фиолетовому, а затем белил, чтобы получился светлый фиолетово-серый.

Повторите предыдущие шаги для другой пары дополнительных цветов - желтого и фиолетового, красного и зеленого.


Короткими вертикальными штрихами соединены пары дополнительных цветов. Цвета каждой пары смешаны друг с другом для получения двух нейтральных цветов, в каждом из которых доминирующим был один из родительских цветов, - они расположены справа от соответствующего родителя. Иллюстрация из книги

5. Основные, вторичные и третичные цвета

Нарисуйте круг, затем разбейте его на три одинаковых сектора. Верхний сектор закрасьте кадмием желтым средним, правый нижний - синим ультрамарином, а затем смешайте основной красный из нафтола малинового и кадмия красного светлого и закрасьте им левый нижний сектор.

На цветовом круге из основных цветов нарисуйте полукруги с центрами в пересечении границ сектора с внешним контуром цветового круга. Закрасьте эти полукруги вторичными цветами, расположив над «родителями»: кадмий красный светлый над границей между красным и желтым, фиолетовый диоксазиновый над границей между красным и синим. Добавьте желтый в зеленую ФЦ и закрасьте зеленый полукруг над границей между желтым и синим.

Основной цвет при смешивании с лежащим рядом вторичным дает третичный. Добавьте по одному треугольнику с каждой стороны полукруга, всего их получится шесть. Закрасьте каждый треугольник, ориентируясь на подписи.


Основные, вторичные и третичные цвета. Иллюстрация из книги

Часть 2. Рисовательная

6. Начните с абстракций

Абстракция - интересный и простой способ подготовки к работе над реалистичным произведением. Важно выбирать 3-4 цвета, которые вам нравятся, чтобы чувствовать эмоциональную связь с картиной. Нарисуйте по всей поверхности листа простым карандашом непрерывную угловатую или округлую линию. Она может пересекаться несколько раз.

Закрасьте фигуры на рисунке теми цветами и оттенками, консистенцией краски и кистью, которые вам нравятся. Слушайте свой внутренний голос. Главная задача - сделать так, как вам нравится, забыв обо всем остальном.


Иллюстрация из книги

7. Схема мазков

Начинающие часто не уверены, как наносить мазки. На рисунке стрелочками показано направление, которое поможет добиться хорошей глубины изображаемого пространства на примере кружки.


Схема мазков и результат. Иллюстрация из книги

8. Как наносить тени

Ключевую роль в создании объемного изображения играют тени: их-то в первую очередь нужно научиться видеть и писать. Всего есть четыре типа теней:

  • Собственные тени , расположенные на объектах. Это области темного тона, контрастирующие с освещенными частями изображаемой формы. Обычно у них резкая граница на внешнем контуре и плавный переход на границе с областями светлого тона объекта. Им принадлежит главная роль в создании объема.
  • Области полутона - узкие, с мягким контуром, расположенные на границе между собственной тенью и освещенным участком объекта. Эти тени являются средним тоном между контрастными темными и светлыми тонами объекта.
  • Падающие тени - силуэты объекта, «упавшие» или отбрасываемые им на любую поверхность, кроме себя. Они создают впечатление, что объект находится на какой-либо поверхности.
  • Тени в точке соприкосновения - самая темная область падающей тени, лежащая рядом с объектом. Они отвечают за «устойчивость» и массу объекта. Эти тени также называются акцентом - самой темной областью среди темных тонов. Акцент - темный двойник блика, самой светлой области среди светлых тонов.

Чтобы нарисовать тень, положите черную краску или краску более темного цвета, чем основной цвет. А вторым этапом покройте этот затемненный участок основным цветом. Черный цвет в полутоне должен просвечивать под новым слоем краски, создавая цветную тень. Если хотите сделать тень темнее, нанесите еще черного от четкой границы тени и смешайте с цветом на полутоне.


Тень на примере цилиндра. Иллюстрация из книги

9. Как наносить блики

Чтобы создать реалистичный блик, обозначьте сухой кистью с белилами самый светлый участок на предмете столько раз, сколько нужно для достаточной яркости. В середине блика положите небольшой мазок густой краски для большей яркости.


Два примера наложения бликов. Иллюстрация из книги

10. Пишите картины в воображении

Занимаясь повседневными делами, пишите картины в воображении. Мысленно ищите соответствие между поверхностями и текстурами, которые видите вокруг себя, и способами работы с кистью и наложением краски.

Для начала задай себе один простой вопрос: для чего мне нужно научиться рисовать карандашом и что я хочу изобразить? Целей на свете довольно много, и они у каждого свои. Есть прикольная идея для комикса - есть и желание творить, ведь, кто кроме тебя, нарисует твою историю? Люди, фанатеющие от какой-нибудь игры, фильма или комикса учатся рисовать только того, чтобы изобразить своих любимых героев. А есть еще и те, кто хочет рисовать арты с целью подзаработать денег.

Базовые знания о том как самостоятельно научиться рисовать карандашом

С одной стороны, это кажется простым делом, но уверяем тебя, это совершенно не так. Конечно, тебе не придется учить основы цветопередачи, как было бы в случае использования красок, но вместо этого придется осваиваться с основами передачи тени и полутени, а это не просто, но это практически половина успеха. Начинать всегда нужно с основ, о которых мы тебе немного расскажем.
1. Выбор инструмента
Любое дело нужно начинать с подготовки, и наш случай не исключение. Найти ответ на вопрос как научиться рисовать карандашом без ответа на вопрос как правильно выбрать карандаш довольно трудно.
Все простые карандаши различаются по мягкости, это должно быть известно тебе по школьным урокам черчения. Мягкость и твердость карандашей обозначаются по-разному. Сейчас довольно трудно найти карандаши, у которых показатели мягкости/твердости обозначаются как «ТМ», «Т» и «М». Конечно, они есть, их, например, выпускает фирма «Конструктор», но чаще всего карандаши можно встретить с западной маркировкой «HB», «B» и «H».

  • «B» (от англ. blackness) - это самый мягкий карандаш, который также дает самый темный оттенок;
  • «H» (от англ. hardness) - твердый и «светлый» карандаш;
  • «HB» - стандартный (твердо-мягкий) карандаш, помимо сочетаний «ТМ» и «HB» обозначается буквой F (от англ. fine point).

Помимо букв, обозначающих мягкость, на маркировке карандаша ты можешь встретить цифры, и чтобы ты не путался, посмотри на график, на котором видно, каким оттенком будет рисовать каждый из карандашей

«НВ» - это твердо-мягкий карандаш. Человек, который умеет рисовать на достаточно хорошем уровне, с его помощью может изобразить что угодно: темный участок, контур, тень, штрих. Конечно, он не даст достаточно глубоко темного цвета, какой обычно дает карандаш с маркировкой «HВ», но выглядеть рисунок будет вполне пристойно. Чуваки, которые считают, что умеют рисовать, могут сколько угодно говорить, будто одним карандашом любой твердости можно нарисовать всё что угодно, но у именитых художников всегда под рукой несколько разных карандашей. У тебя всегда должен быть карандаш с маркировкой «НВ» - этот карандаш универсален по своей сути. Им отлично намечать основные линии, в первую очередь потому, что он отлично стирается. С карандашами повышенной твердости куда сложнее: после стирания остается «царапина», которую сложно вывести. Конечно, с опытом убеждаешься в полезности твердого карандаша (тонкие «наметки» делать очень круто), но начать лучше лучше всего с твердо-мягкого, просто потому что его проще стирать.

С карандашами разобрались. Так как научиться рисовать карандашом без лишних затрат? Не перебивай, чувак! Все постепенно.

2. Штрихи
Сначала нужно разобраться со штриховкой и положением рук во время рисунка. Каждое положение дает разный нажим на грифель, а следовательно, разную толщину и силу линии. Контроль нажима приходит с опытом, поэтому рекомендуем тебе для достижения оптимального результата тренироваться по возможности чаще. Заведи себе небольшой блокнот либо в клетку, либо совсем без разметки и практикуйся. Чем чаще, тем лучше. Пробуй разный угол нажима, разное положение руки и разный тип штриховки, помни, что грамотная штриховка может загладить самый неудачный рисунок. Поэтому одним из ответов на вопрос «Как научиться рисовать» будет: «Научись правильно держать руку и штриховать!» Но тут мы тебе не помощники. Ты должен сам выбрать тот штрих, который тебе нужен и удобен.


3. Чувство формы и тени

На первом этапе рисования очень важно узнать, что такое чувство формы. Если у тебя есть базовые познания в области черчения, то тебе будет легче. Передать форму предмета можно правильной передачей игры света с помощь штрихов разной силы и направления. Запомни, чувак, штрихи не обязательно должны быть практически невидными, визуальная шероховатость рисунка придает ему характер. Если ты не смог научиться передавать игру света и тени с помощью простого карандаша, попробуй сначала научиться рисовать с помощью двух тонов в этаком нуар-стиле. Таким образом ты научишься понимать, как тень вообще ложится и играет на разных поверхностях, также рисование в стиле «Города грехов» Фрэнка Миллера поможет тебе освоить парочку оригинальных приемов. Во-первых, приобрети хорошую черную гелевую ручку, плохие ручки не будут покрывать поверхность бумаги равномерным черным цветом. Когда у тебя начнет лучше получаться, или тебе понравится так рисовать, прикупи себе ликвид лайнер или рапидограф.

Очень сложно научить кого-то рисовать в небольшой статье. На вопрос «как научиться рисовать» ответов очень много. Поэтому задай себе вопрос: «Что я хочу рисовать?» Если ты хочешь рисовать людей, то настоятельно рекомендуем тебе обучиться основам анатомии. Конечно, многие люди будут говорить тебе, что анатомия - дело лишнее, что куда проще скачать специальную программку на телефон, планшет или компьютер, в которой можно поставить человека в разные позы и смотреть на него с разных ракурсов, чтобы потом перерисовать, но, поверь, анатомия - это очень важное дело. Если ты собираешься рисовать в комиксовом стиле или в стиле аниме, то тебе анатомия, конечно, не особо пригодится (но и не помешает), а вот такие программки очень пригодятся. Но что тебе понадобится уж точно - так это знание пропорций. Гугли их! Именно пропорции придадут любой твоей работе чувство законченности. Даже если ты собираешься или в стиле аниме, то тебе необходимо знать анатомию человеческих рук.

Неплохим справочником можно считать книгу Б. Хогарт «Рисование динамичных рук для художников. Учебное пособие» . Сразу скажем, что рисовать руки - самое муторное и сложное дело в рисовании человека, ты уж поверь.

Как научиться рисовать карандашом фигуры людей правильно? Читай книги анатомии для художников, например, «Анатомия для художников» Енё Барчаи , многим художникам она, правда, не по вкусу, но это чисто профессиональные холивары.

Для каждой цели рисования есть своя литература. Хочешь знать как научиться рисовать карандашом комиксы в американском стиле? Читай книжки Кристофера Харта . У него великое множество справочных материалов на разные случаи жизни. Его книги помогут тебе научиться рисовать монстров, комиксы, научиться основам построения страницы в комиксе, научиться основам техники рисунка в стиле фэнтези или научной фантастики. Также очень хороша книгагуру индустрии комикса, Стэна Ли, «Как рисовать комиксы» . А еще хороший совет - читай больше разных комиксов и перерисовывай. Для рисующих фэнтези и НФ хорошо подойдет книга «Техника рисунка фэнтези» Брюс Робертсона , правда, местами она морально устарела, потому как многие приемы с легкостью можно сделать на ПК.

Для самых начинающих художников страсть как рекомендуем книжку Джина Фрэнкс «Рисунок карандашом» - это книга старого художника, мастера графики и рисования простыми карандашами. Она научит тебя всем основам рисования карандашом.

Хочешь знать как научиться рисовать карандашом мангу или японские комиксы? Есть очень много книг на эту тему. Обязательно посмотри, чтобы там были советы по рисованию типажей главных героев, ведь именно манера рисования и выдает характер персонажей. Девочка-волшебника из «Рубак» Лина Инверс, например, один типаж, для рисования более реалистичных героев нужны другие советы.

С пейзажами куда сложнее. Тут тебе придется изучать законы перспективы, композиции, понятие золотой середины и все такое прочее. Здесь можем посоветовать больше рисовать с натуры.

Самым главным в вопросе «Как научиться рисовать» является практика. Практиковаться очень важно! Самым лучшим, на наш взгляд, способом практики являются перерисовывание картинок и рисование с натуры. Чем чаще ты это будешь делать, тем быстрее ты научишься рисовать.

Все мы рисовали когда-то в детстве. Тогда это было легко, вне зависимости от того, чем мы рисовали - цветными карандашами, палочкой или пальцем на запотевшем стекле. Но даже тогда вы, быть может, замечали, что некоторые дети рисовали лучше вас. Не то что бы вы знали, что означает «лучше» - все, что вы понимали - это радость от похвалы. Когда вы слышали, как кого-то хвалят, а на вашу работу совершенно не обращают внимания, вы чувствовали себя хуже и хуже. В конце концов, вы забрасывали рисование. Ведь зачем продолжать, если никому нет дела?

Сейчас же, неважно, по какой причине, вы хотите взяться за рисование вновь, но это пугает вас. Те дети, которые никогда не бросали рисовать, сейчас стали профессионалами, и их работы выглядят почти волшебно. Как же вы сможете преодолеть эту пропасть? Догоните ли вы их когда-нибудь?

Ответ состоит в том, что никто не знает. Но не их вы должны пытаться нагнать. Ведь это ваша мечта - рисовать то, что вам хочется , в том стиле, в котором вам хочется, без постоянной критики за промахи. Этот «будущий вы» должен быть вашим идеалом, потому что станете ли вы так же хороши, как он или она, зависит только от вас, а не от способностей/мнений других.

Как только вы сделаете будущего себя своим примером, вы постоянно будете расти. Ваша цель - быть лучше, чем вчера. Разве это не звучит более реально, чем стать таким же хорошим художником, как кто-либо другой в один миг? Если вы согласны со мной, присоединяйтесь ко мне в этой великой задаче. Я не покажу вам, как рисовать - вы бы даже и не захотели! Вместо этого я покажу вам, как учиться рисовать. Я проведу вас через четыре больших стадии, которые вы постепенно будете осваивать.

Это первый уровень. Если вы думали, как же начать рисовать после длительного перерыва, вот ваш ответ. Я представлю набор упражнений для начинающих - какие-то из них покажутся вам очевидными, но это будет значить лишь то, что ваш уровень несколько выше, чем вы думали. Готовы?

Настройтесь

Когда вы решаете научиться чему-то, правильный настрой имеет значение куда большее, чем все книжки на свете. Я уже дала вам один небольшой совет - сравнивайте себя настоящего с собой будущим, а не с другими . Впереди вас ждут еще советы, поэтому прочтите эту часть внимательно, прежде чем начинать упражнения.

Идеала не существует

Когда вы поставили перед собой цель, она может выглядеть вполне реальной и достижимой. «Это я сегодня, а это я, когда я достигну цель», вот что вы представляете. Существует определенный путь между этими двумя точками, и вам кажется, что вы вполне сможете этот путь пройти. Однако, вы упускаете одну важную деталь - ваши нужды меняются вместе с вами.

Сегодня умение рисовать человечка из палочек может показаться удивительным, но только потому, что вы этого пока не умеете. Как только вы достигнете свою цель, она теряет свою силу и вы ищете что-то еще, что-то сильнее. Вы не можете хотеть того, что у вас уже есть . Вот почему вы можете жаловаться на неумение рисовать человечка из палочек, как будто это какая-то ценная способность, а кто-то, кто может его нарисовать, жалуется на неумение рисовать реального человека.

Не существует такого момента, когда вы станете достаточно хороши . Такими уж мы созданы, поэтому просто примите это. Вы никогда не будете думать о своих способностях так: «Я великолепный художник, и мне не нужно больше ничему учиться, сейчас я делаю это просто ради забавы.» Такого не произойдет! Всегда будет что-то, что вы не можете сделать, что-то, что бы сделало вас совершенным…и как только вы этого достигнете, это что-то откроет целый новый мир вещей, которым предстоит научиться перед вашими глазами.

Когда вы думаете, что знаете 99% чего-либо, оставшийся 1% покажет вам, как вы ошибались

Если и есть способ стать идеальным, то это просто перестать пытаться . Вы должны понимать, что как бы вы не были хороши в рисовании, это не сделает вас лучше, значимее чем на данный момент. Это правдиво и с другой стороны - не важно, как плохи вы в рисовании, это не делает вас менее значимым . Это ведет нас к следующему этапу:

Делайте это для себя

Если вы хотите рисовать красиво, лишь для того, чтобы чувствовать радость от похвалы, приготовьтесь к массе страданий. Вы помните это чувство гордости за свою работу, пока кто-то не начал вас критиковать? Почему ваше удовлетворение так легко рассеивается только от того, что случайный незнакомец высказал свое мнение?

Если ваша удовлетворенность зависит от мнения остальных, вы никогда не будете полностью удовлетворены. Более того, вы позволите управлять вашим настроением людям, которых это даже не волнует! Даже если это сделает из вас хорошего художника, в конце концов вы будете пребывать в постоянном напряжении от того, что вы недостаточно хороши. И что бы вы выбрали - быть прекрасным художником в постоянном напряжении, или быть плохим, но удовлетворенным художником?

Я рассмотрела тему критики в другой своей статье, поэтому, если для вас это животрепещущая тема, обязательно ее прочтите. Помните: вы не хотите стать великим художником. Вы просто хотите радоваться своим работам, и порой вы думаете, что для этого вам необходимо быть на уровне профессионала. Это не так! Перестаньте сравнивать себя с ними, и вместо этого подумайте, можете ли вы стать лучше, чем были вчера - это все, что вам необходимо, чтобы чувствовать удовлетворение.

Вы сами ставите свои цели, потому не делайте их недостижимыми. Вашей целью должны быть «достаточно хорошие » вы. Делайте это для удовольствия, с легкостью, и не будьте слишком строги к себе, за то, что вы не так хороши как кто-то, кто тренировался годами. Вы делаете это для себя и только для себя. Научитесь радоваться маленьким успехам, вне зависимости от того, что об этом думают другие. В конце концов, что они понимают?

Есть только одна цель

У вас может быть множество причин, чтобы начать учиться рисовать, но цель у вас только одна. Это учиться, как рисовать! «Учиться» здесь ключевое слово, потому что раз и навсегда научиться, как рисовать, на самом деле невозможно. Это постоянный, бесконечный процесс. Следовательно, если ваша цель «уметь рисовать что угодно реалистично на 100%», вас ожидает разочарование, ибо эта цель зависит от того, что вы хотите видеть , а не от того, что вы можете нарисовать. А то, что вы хотите видеть, меняется с развитием ваших способностей, вместе с вашим видением 100%-ной реалистичности.

Чувство, что где-то есть конечная точка - это лишь иллюзия.

Важно понимать, что это путешествие никогда не заканчивается. Пока вам будет казаться, что существует цель, которую нужно достичь, дабы быть довольным своими рисунками, довольны вы не будете никогда! Научитесь ценить каждый, даже небольшой показатель прогресса, и просто наслаждайтесь путешествием. Учиться - это единственное, что вы будете делать постоянно, и это единственная цель, которая больше не будет двигаться.

Если вам действительно нужны более конкретные цели - пожалуйста, ставьте их. Однако, не делайте ни одну из них причиной вашего счастья и уверенности - это бессмысленно. И даже следуя за этими небольшими целями не забывайте, что все это только ради процесса, и не так уж важно, когда вы их достигните.

Основные навыки

Чем проще выглядит для вас рисунок, тем, скорее всего, слабее ваши способности. Может прозвучать забавно, но для этого существует правило, и называется оно эффектом Даннинга-Крюгера. Вкратце, чем меньше вы знаете о чем-либо, тем больше вы думаете, что знаете . Это потому, что знание о том, чего вы не знаете - тоже знание!

Вы можете сказать «Я знаю, что рисовать не просто - если бы это было просто, я бы это умел!» Но при этом вы чуть не плачете, когда ваш рисунок не получается таким, как вам хотелось бы. Если бы вы действительно знали, как сложно нарисовать что-то правильно, вы бы не расстраивались столь сильно - для вас было бы очевидно, что это трудно !

Когда вы смотрите на умелого художника, рисующего свой шедевр, и не можете понять, как он это делает, так и хочется обвинить во всем талант. Это явный признак того, что вы начинающий. Если бы вы были уровнем выше, даже совсем чуть-чуть, если бы вы только попытались научиться, как рисовать - вы бы поняли, что дело не только в способностях.

Когда вы абсолютный новичок в рисовании, вы думаете что нарисовать - это все, что требуется

Стадия 1: Рисуйте, что хотите

Это касается главного определения рисования: оставлять следы на чем-либо. Это касается тренировки рук рисовать почти автоматически, с любым материалом, который вы хотите использовать. Начинающие обычно видят это, как один единственный необходимый навык рисования, но фактически это просто основы. Ключевое слово: физическое упражнение .

Стадия 2: Рисуйте, что хотите

Это касается использования инструмента намеренно, избегая угадывания. Если после рисования чего-то красивого вы боитесь, что не сможете это повторить, возможно именно над этой стадией вам необходимо поработать. Также это касается вас, если вы не можете хорошо копировать с источника, пока его не обрисуете. Ключевое слово: точность .

Стадия 3: Рисуйте, что хотите

Эта часть в меньшей мере касается рисования, и в большей - памяти. Основную идею я описала в другой статье, но есть также и другие упражнения, которые облегчат для вас процесс. В то время как предыдущий уровень касался рисования по воображению, этот касается расположения вещей по местам. Ключевое слово: зрительная база данных .

Стадия 4: Рисуйте, что хотите

Это самая сложная, самая размытая часть. Как вы можете нарисовать что-либо в точности так, как вы этого хотите, вне зависимости от того, чего могут ожидать остальные? Как вы можете нарисовать что-то нереалистичное, но все же достойное похвалы? Заметьте, что это приходит после того, как вы освоите реализм! Ключевое слово: стиль .

Как учиться

Конечно, сегодня мы работаем над первой стадией, отсюда и следует столь длинное вступление. Вам необходимо понимать, что это не урок в прямом смысле этого слова - это упражнения, которые помогут вам перейти на следующий уровень, но как их использовать - дело ваше.

Я предполагаю, что для этого урока вы будете использовать простой карандаш и лист бумаги. Начинающие часто интересуются, стоит ли им начать с карандаша, или с графического планшета, но во втором случае это усложнит задачу. Велика вероятность того, что вы уже знакомы с карандашом - нет необходимости добавлять новый инструмент, который вам придется изучать с нуля.

Однако, если вы достаточно опытны в традиционном рисовании и хотите начать ваше приключение с рисованием электронным, эти упражнения помогут вам привыкнуть к особым движениям стилуса. Если вы хотите рисовать другой рукой (например, из-за травмы, или просто ради забавы), они также будут полезны!

Сейчас есть только вы и хороший карандаш. Начните с того, которым вы пишете, и затем, если он недостаточно четкий/удобный, выберите тот, который подойдет лучше. Все упражнения - ваша игровая площадка, не давите на себя, протестируйте свои способности, и не сравнивайте их ни с какими способностями, которые вы вообразили.

  • Упражняйтесь в короткие временные промежутки (от 5 до 15 минут), но регулярно - как минимум раз в день .
  • Не причиняйте неудобства своей руке - она может уставать, и даже более - в таком случае, найдите более удобную версию движений.
  • Пусть ваша рука всегда будет расслаблена - не нажимайте на карандаш/перо со всей силы. Ваша работа - оставлять следы, не более.
  • Не используйте какую-то особую бумагу или блокнот. Вы можете рисовать на оборотной стороне листов, где что-то напечатано, и которые вы собирались выбросить, или на самой дешевой бумаге для принтера.
  • Включите хорошую музыку , или даже аудиокнигу - нет нужды полностью фокусироваться на том, что вы делаете. Наша цель здесь - сделать движения автоматическими для вашей руки.
  • Никогда не забывайте, почему вы это делаете. Не относитесь к этому, как к обязанности - вы можете остановиться в любой момент, если вам больше не хочется!

Достаточно разговоров, давайте уже перейдем к работе!

1. Рисуйте Каракули

Начнем свободно - просто что-то нарисуйте. Верите вы или нет, вы уже можете рисовать, вы просто хотите получить больший над этим контроль. Позвольте себе повеселиться и просто рисуйте, так, как будто вы сидите на скучной лекции и вам нечем заняться. Не рисуйте ничего конкретного, и не судите себя строго!

Это упражнение:

  • разогревает вашу руку;
  • расслабляет вашу руку;
  • напоминает вам, что такое рисование;
  • позволяет вам освободить ваши мысли.

Это упражнение для разогрева, поэтому не давите на себя!

Все примеры на иллюстрации выше, нарисованы моей левой рукой (я правша). Рука, которой вы пишите, наверняка более умелая, потому что ее вы используете (как минимум, иногда) для того, чтобы писать. Тем не менее, не тренированная рука опытного художника ясно показывает нам механическую часть процесса рисования.

2. Контролируйте направление

Нарисуйте кучу точек, или звездное небо. Затем поиграйте в Змейку! Постарайтесь двигаться плавно, и не делать резких поворотов. Если вы хотите усложнить задачу, используйте больше точек, и сначала соедините их диагонально.

Это упражнение:

  • научит вас плавно менять направление;
  • позволяет вам заполучить контроль над направлением линии - это первый шаг в достижении точности;
  • приспосабливает вашу руку к нескольким положениям;
  • позволяет вам проверить, удобен ли карандаш/перо во всех положениях.

Это веселое упражнение, к которому вам стоит отнестись, как к игре.

3. Рисуйте любые линии

Рисовать прямые линии для нетренированной руки может быть сложновато, поэтому очень важно тренироваться их рисовать. Не стремитесь к идеальной прямоте - рисуйте линии быстро, легко, используя различные направления. Некоторые из них вам будет удобнее рисовать, чем другие, и это нормально. По этой причине я рисую своих существ лицом налево!

Это упражнение:

  • тренирует стабильное положение карандаша/пера в руке;
  • является расширением предыдущего упражнения;
  • позволяет вам найти «ритм» вашей руки - наиболее удобное направление ваших линий.

Не переживайте, если линии выйдут неровными - это нормально для начала

Когда вы найдете то самое идеальное направление, используйте его в будущем. Поворачивайте лист, если необходимо, но все же продолжайте работать в этом любимом ритме - это будет ваш первый шаг к удобству в рисовании.

4. Рисуйте овалы

Я специально не сказала «круги», потому что круги так же пугают, как и прямые линии. Рисуйте овалы, и даже не идеальные. Рисуйте их большими и маленькими, быстро и медленно, и не волнуйтесь об их идеальности. Цель здесь - продолжать поворот и завершить линию там, где начали.

Это упражнение:

  • практикует вращение руки в большом и маленьком диапазонах;
  • учит вас, как справиться с карандашом/пером при вращении;
  • это следующий шаг в получении контроля над направлением.

Ненадолго забудьте об идеальных кругах - они редко нужны в рисовании

5. Тренируйтесь в штриховании

Штрихование - это техника, которая используется для затенения, но также она основывается на очень важном движении руки. Нарисуйте серию быстрых, коротких линий в одном направлении, а затем крест-накрест с другой серией линий. Вы также можете попробовать технику «ком волос», или любые другие техники штриховки. Если для вас это сложно, начните немного медленнее, но никогда не фокусируйтесь на одной линии!

Это упражнение:

  • позволяет вам воссоздать движение, которое вы использовали только что;
  • тренирует вашу руку для быстрого, но осознанного движения;
  • тренирует движение «быстро и четко»;
  • заставляет вас искать пути для повтора, которые не будут утомлять;
  • учит вас думать в ключе «пространство» вместо «линия»;

Эта техника всегда будет немного утомительной, но попытайтесь найти способ, который не требует усилий больше, чем необходимо

6. Заполняйте закрытые пространства

Давайте соединим два упражнения. Рисуйте овалы, а затем быстро заполняйте их штриховкой. Здесь ваша цель - не пересекать контур, что может быть очень сложно, если вы работаете достаточно быстро. Не пытайтесь заполнить пробелы - вместо этого старайтесь сделать так, чтобы они не появлялись.

Это упражнение:

  • расширяет упражнение «рисование линий» - тренирует стабильное положение карандаша/пера в руке;
  • повышает вашу уверенность касательно контроля;
  • включает в себя несколько разных упражнений;
  • тренирует вашу точность как в начале так и в конце линии.

Это сложнее, чем вы думаете!

7. Освойте уровни нажима

Для перфекциониста, только осваивающего рисование отпустить ситуацию бывает очень трудно. В них будто отпечаталось, что каждая линия должна быть идеальной с первого раза, без исправлений. Это упражнение - первый шаг к тому, чтобы это «правило» нарушать. Рисуйте линии и каракули, используя разные уровни нажима. Меняйте их, и посмотрите, сможете ли вы это делать постепенно. Вы даже можете сделать градиент из линий!

Это упражнение:

  • дает вам свободу!
  • учит вас очень важному вертикальному движению, и как комбинировать его с более привычным горизонтальным движением;
  • учит вас «чувствовать» карандаш/перо;
  • самое важное из всех.

Мягкие карандаши (В) имеют больше уровней нажима, чем твердые (Н) - проверьте их, и выберите те, которые подходят вам.

8. Повторяйте Линии

Давайте продолжим предыдущее упражнение. Сейчас вы научитесь очень важному трюку, трюку, о котором знают не все новички.

Нарисуйте короткую линию с низким нажимом. Затем рисуйте поверх нее снова и снова. В качестве последнего штриха, можете нажать сильнее. Проделайте то же самое с разными линиями, быстро, и не переживайте, если сначала у вас не будет получаться. Это сложное упражнение, но оно творит чудеса!

Это упражнение:

  • тренирует вашу аккуратность;
  • дает вам полный контроль над линией;
  • дает вам более высокий уровень точности;
  • дает вам уверенность в том, что вы можете рисовать - линий начинают выходить такими, как вы задумали, а не просто «получаться».

Не выполняйте это упражнение слишком медленно, иначе оно не возымеет никакого эффекта

9. Рисуйте «мягкие» фигуры

Все эти упражнения должны подготовить вас к этому последнему упражнению. Круги или длинные линии почти невозможно нарисовать за раз, без каких-либо дополнительных корректив. Правда в том, что художники редко рисуют что-либо при помощи длинных линий - короткие линии контролировать намного легче.

Научитесь этому - и вы свободны, - рисуйте различные фигуры, постоянно поднимая и перемещая карандаш/перо. Делайте это быстро, и не напрягайте руку слишком сильно.

Это упражнение:

  • позволит вам избавиться от самой ограничивающей привычки начинающего
  • действительно позволит вам самим планировать, как направить вашу линию, вместо того, чтоб позволять решать это вашей руке
  • подготовит вас к следующему уровню

При помощи этой техники вы можете нарисовать что угодно - посмотрите сами, как она может меняться.

Вот так!

Используйте эти упражнения, чтобы тренировать ваши механические навыки каждый день. Тот прогресс, который они вам дадут, полностью зависит от вашего усердия и дисциплины. Делайте их до тех пор, пока они не станут детской игрой, прежде чем переходить к следующей стадии. Порядок здесь очень важен - без хорошей базы вам сложнее будет изучать что-то новое в дальнейшем.

Это все может быть скучно, но помните, зачем вы это делаете - вы учите вашу руку движениям, которые являются основой для самых сложных рисунков. Это сродни покупке ингредиентов для нового, удивительного рецепта. Вы можете вложить больше денег, и получить вкуснейшее блюдо, которое вы так хотите, или попытаться сэкономить, и получить печальный результат. Ничто ценное не приходит легко!

Помните: повторение здесь является ключом. То, что вы тренируете, называется мышечная память , и, как и «обычная» память, она требует постоянной, регулярной практики, чтобы что-либо оставалось в ней надолго. Поэтому, продолжайте тренироваться и ждите урока о следующем этапе - намерении и точности.

Вы можете распечатать это изображение, чтобы запомнить все упражнения.

Еще совсем недавно меня саму волновал этот вопрос утром, днем и ночью. Поэтому я прекрасно понимаю, что чувствуют те, кто хотят рисовать, но никак не могут начать. Точнее не знают как.

№1. Рисовать каждый день!
Да, именно каждый день. Хотя бы 10-15 минут, но каждый день. Для этого прекрасно подойдет, например, проект "365 дней в зарисовках", целью которого и есть ежедневное рисование. Это очень сложно, скажу честно. Иногда нет времени (нагрянули гости, отпуск, командировка), иногда настроения (стресс, депрессия, недовольство собой), иногда сил после сложного дня. И все же, несмотря на все преграды, важно не пропускать ни одного дня. Пусть это будет маленькая зарисовка за 2 минуты, но не пропускать. Так как на следующий день нужно будет рисовать 2 зарисовки, а пропустив неделю - догонять уже 7 дней. Дабы зарисовки не были в тягость, лучше выбирать формат поменьше, например, А5. Лично я рисую в блокноте, который всегда могу взять в собой. Да и зарисовки находятся в одном месте, что мне также нравится. Некоторые выбирают отдельные листы, формат А4... У каждого свой подход к ежедневным зарисовкам, выберите свой и начинайте. ;)

№2. Рисовать то, что хочется и нравится, а не все подряд.

Начинайте рисовать с того, что легче, а не со всего подряд. Чашку/бокал/бутылку намного легче нарисовать, чем шторы. Точно также и книгу легче нарисовать, чем несколько домов. Лучше научиться рисовать 2-3 вещи очень хорошо, чем 25 как-нибудь.

№3. Разрешить себе рисовать плохо; рисовать ради удовольствия, а не для результата.
Это поможет расслабиться и просто рисовать. Именно в этом случае появляются лучшие работы, ведь вы не ждете от себя шедевров. Как только я перестала думать о результате, я тут же перестала бояться сделать непоправимую ошибку, нарисовать плохую работу. Покуда вы учитесь, рисуете в свое удовольствие, для себя, а не на заказ, вы всегда можете взять новый лист и начать еще раз или еще раз. Если я знаю, что тема зарисовки/работы для меня нова, я не рисую в блокноте или на дорогой бумаге, а беру поштучную акварельную бумагу (купленную специально для таких случаев - 100 листов А4 формата за 3 евро) и разрешаю себе делать ошибки. :)

№4. Делать предварительный карандашный набросок.
Иногда так хочется взять и сразу нарисовать акварелью (или другим материалом) все так, как давно нарисовано в голове. А на деле оказывается, что круг получился не круглый, линии неровные и дерево должно было быть не там. Дабы предотвратить такие ситуации, я приучила себя всегда делать карандашный набросок. Его можно исправить, подкорректировать или совсем перерисовать. Вот когда рука набита и я уверена, что карандашный набросок будет лишним, я позволяю себе работать без него. Хотя далеко не все получается с первого раза даже с набитой рукой.

№5. Рисовать как с натуры, так и по фотографии.
Многие считают, что рисование с натуры - мастерство, а вот по фотографиям - такие себе каляки-маляки. Кому какая разница что говорят другие, если нам так удобнее рисовать и работы от этого только выигрывают? Некоторые вещи я стараюсь рисовать только с натуры (например, посуду, обувь), ибо их можно покрутить, рассмотреть, пощупать. Но что делать, если нет нужной натуры или хочется посмотреть как можно было бы изобразить этот предмет с помощью фотоаппарата?! Кстати, это необязательно должны быть чужие фотографии, часто я фотографирую рисуемый объект сама и сверяю линии, так бы говоря.

№6. Копировать чужие работы.
Покуда вы учитесь и не выдаете чужие работы за свои, не продаете их, почему бы не копировать чужое творчество в целях обучения? Так вы сможете быстрее найти свою тему, материалы, техники; поймете, что то, что очень нравится в чужих работах, абсолютно не ваше. Либо же копируя чужое, найдете свое композиционное или цветовое решение. Не бойтесь открыто говорить об этом. Вы учитесь, а в учебе все средства хороши.


№7. Рисовать для себя.
Рисуйте для себя, а не для чужих глаз, комментариев, отзывов. По крайней мере, первое время, пока вы не станете увереннее в своих силах. Особенно важно прислушаться к этому совету, если у вас нет поддержки, родные и близкие считают ваше увлечение детскими забавами и не придают серьезного значения вашим желаниям, и уж тем более результатам.

№8. Никого не слушать, точнее не слушать абы кого .
Этот совет дополняет предыдущий и также является очень важным. Первые зарисовки/рисунки/работы скорее всего далеки от идеала. Неуверенность и сомнения ходят по пятам. Так зачем вам нужна чужая, зачастую некомпетентная, критика? То же касается и зарисовок на улице. Прохожие и всякие зеваки безумно любят совать нос в чужие листики, блокноты и холсты. Когда вы наберетесь опыта и уверенности, вы сами почувствуете, что пора. :) А пока можно (если очень нужно и хочется) выставлять работы в своем журнале (если вы доверяете своим читателям) либо в профильных сообществах (например, club_365 или art_expiration ).

№9. Пробовать разные материалы.
За время моего 11-месячного рисования я попробовала графитные карандаши (в народе их называют "простыми"), цветные, акварельные, гуашь, акварель, акрил и тушь. Естественно, все это было постепенно, поочередно. Познакомившись с разными материалами, я поняла, то карандаши - совсем не мое, работы гуашью и акрилом получаются только в стиле импрессионизма и никак иначе, а вот акварель и тушь дают мне огромное поле для творчества. Если бы я остановила свой выбор только на цветных карандашах (с которых начала свои "365"), я бы до сих пор мучилась с тенью, светотенью и рефлексами. ;)

№10. Купить хорошие материалы.
Это не обязательно должны быть самые дорогие, и не все сразу. Но это должны быть качественные материалы. Намного приятнее рисовать акварелью на акварельной бумаге, нежели на ксероксной (ведь она практически всегда под рукой), которая тут же коробится и промокает. Да и детская акварель (она же школьная) усугубит обучение.

№11. Собирать все, что вдохновляет.
Когда окружаешь себя вдохновляющими вещами, фотографиями, чужими работами, невольно и сам хочешь добиться такого же мастерства. Заведите виртуальную папку на компьютере или пластмассовую/картонную коробку дома и собирайте все, что нравится и вызывает восхищение. Грустно, не знаете, что нарисовать - взгляните на свои находки, материалы, вырезки, листочки и вдохновение тут же даст о себе знать. ;)

№12. Не читать обучающие книги.
Вам не нужны книги, которые научат рисовать за месяц или 10-20-30 уроков. В большинстве случаев они просто выкачивают деньги и не дают никаких результатов. Полистать, возможно, и будет полезно, но в целях поиска ответа на один вопрос (например, как правильно изобразить человеческий глаз, если никак это не получается). А вот книги Натали Ратковски "Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески" и "Разреши себе творить" я бы посоветовала сделать настольными. Для начинающих более подходящей будет вторая книга, но и первая очень полезная. Как раз здесь вы сможете познакомиться со способами раскрепощения как себя, так и своей фантазии, как не бояться белого листа и рассмотреть сотни примеров практикующего иллюстратора и дизайнера.

№13. Прислушиваться к себе.
И самое важное - рисование каждый день не подразумевает большие, законченные работы. Это всего лишь зарисовки, но и они приносят огромную пользу. Ежедневные занятия спортом приносят со временем прекрасные результаты. Тоже касается любого навыка и рисование здесь не исключение. Просто кому-то на это потребуется полгода, кому-то год, а кому-то, возможно, и 3. Но я уверена, что научиться рисовать можно в любом возрасте и с любой подготовкой. Начните и вы сами в этом убедитесь!

Каждый из советов проверен мной на практике, большинством из них я пользуюсь до сих пор.

Если у вас есть другие советы к начинающим, проверенные опытом и временем, поделитесь, пожалуйста, в комментариях! :)