Фейхтвангер, лион.


ФЕЙХТВАНГЕР ЛИОН

(род. в 1884 г. – ум. в 1958 г.)

Немецкий писатель. Романы «Еврей Зюсс», «Безобразная герцогиня», «Лже-Нерон», «Лисы в винограднике», «Гойя, или Тяжкий путь познания »; «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо», «Иеффай и его дочь», «Братья Лаутензак», «Симона»; роман-трилогия: «Иудейская война», «Сыновья», «Настанет день»; роман-трилогия «Зал ожидания»: «Успех», «Семья Опперман» («Семья Оппенгейм»), «Изгнание» и др.; пьесы «Сны Симоны Машар», «Вдова Капет» и др.; литературоведческие статьи и эссе.

Немецкому писателю Лиону Фейхтвангеру на своем веку пришлось многое повидать и через многое пройти. Он побывал во многих странах, встречался с разными людьми, радовался успеху и переживал неудачи, перенес арест и эмиграцию, у него бывало и тяжелое, и благополучное материальное положение. Тем не менее, писатель не считал, что внешние обстоятельства оставили глубокий след в его творчестве. И хотя он пробовал свои силы в разных литературных жанрах – поэзии, драме, эпическом романе, комедии, политической сатире, все же настаивал на том, что всегда писал одну книгу – книгу о человеке, вынужденном выбирать между действием и бездействием, между добром и злом, властью и духовностью.

Лион Фейхтвангер родился 7 июля 1884 года в Мюнхене, в семье богатого еврейского промышленника, человека религиозного и политически консервативного. Лион всегда любил Мюнхен горькой и страстной любовью и не случайно сделал его местом действия своих романов «Успех» и «Семья Опперман» (первоначальное название «Семья Оппенгейм»). Этому же городу, богатому культурными событиями, суждено было стать колыбелью германского фашизма, и это превращение Фейхтвангеру довелось увидеть и пережить лично.

После окончания гимназии Лион учился в Мюнхенском и Берлинском университетах, изучал немецкую филологию и историю литературы, овладел латынью и санскритом, древнегреческим и древнееврейским языками, а также английским и французским. Знание древних и современных языков, творчества античных классиков помогло ему позднее находить материал для исторических романов и пьес. В студенческие годы Фейхтвангер занимался и журналистикой, которую не оставлял в течение всей жизни.

В 1908 году Фейхтвангер основал литературный журнал «Шпигель», а в немецкой периодике тех лет все чаще стали появляться его литературно-критические заметки и рецензии на театральные постановки. Особенно плодотворно было его сотрудничество с журналом «Шаубюне».

Будучи большим приверженцем театра, Фейхтвангер переводил и обрабатывал трагедии Эсхила и комедии Аристофана, переносил на современную сцену произведения древнеиндийских поэтов Шудраки и Калидасы. Пробовал он свои силы и в качестве постановщика. Его друг, крупнейший немецкий драматург XX в. Бертольт Брехт, считал Фейхтвангера одним из своих «немногих учителей». И конечно же, Лион сам сочинял пьесы. Публика ими восхищалась, а властей они пугали. В годы Первой мировой войны цензура запрещала его пьесы «Уоррен Гастингс» и «Военнопленные» за пацифистские мотивы, звучащие в них, – Фейхтвангер был убежденный пацифист и противник всякого военного насилия. Правда, сам писатель не придавал своим драматическим произведениям большого художественного значения, считая их лишь ступенькой к созданию многоплановых эпических произведений.

Летом 1914 года Фейхтвангер отправился в Тунис для сбора материалов к историческим пьесам, но с началом Первой мировой войны был интернирован как германский подданный. С помощью друзей ему удалось вернуться на родину, где его ожидал призыв в кайзеровскую армию. Но воевать Фейхтвангеру не пришлось, по состоянию здоровья он был вскоре демобилизован. Этот период жизни стал переломным моментом в творчестве писателя. Он оставил на время драматургию и приступил к написанию первых романов.

Фейхтвангеру-прозаику повезло гораздо больше, чем драматургу. Его романы «Еврей Зюсс» – о событиях начала XVIII в., и «Безобразная герцогиня», действие которого происходит в XIV в., принесли писателю широкую известность, и хотя их героев (герцогиню Маргариту и Иосифа Зюсса Оппенгеймера) отделяют четыре столетия, у них удивительно много общего. И прежде всего это чувство бесконечного одиночества. Потерпев поражение в попытках устранить зло и жестокость, оба приходят к выводу, что силы добра, разума и силы подлости, мрака и невежества существуют в жизни на всех этапах ее истории в трагическом равновесии. И единственный достойный выход – отказаться от активных действий, уйти в себя, быть «над схваткой», а это означает одиночество.

В 1930 году был опубликован роман «Успех» – первое антифашистское произведение писателя. Прототипом одного из главных героев Руперта Кунцера, ловкого демагога и политикана, начисто лишенного моральных устоев, послужил Гитлер. Роман «Успех» явился первой частью трилогии, объединенной антифашистской темой. В нее вошли также романы «Семья Оппенгейм» и «Изгнание».

Волновала Фейхтвангера и проблема расизма, который проявился в фашистской Германии в обличье антисемитизма, преследования и физического истребления евреев. Герой трилогии Фейхтвангера «Иудейская война», «Сыновья» и «Настанет день» Иосиф Флавий, принявший на себя миссию мирного посредничества между Иудеей и Римом, противопоставлен шовинизму и национальному эгоизму.

После прихода Гитлера к власти в 1933 году Фейхтвангер эмигрировал из Германии и жил во Франции. Он активно участвовал в международном движении в защиту культуры, редактировал совместно с Брехтом издававшийся в Москве в 1936–1939 годах журнал «Слово». А летом 1936 года в Амстердаме был опубликован его «Лже-Нерон». В нем автор, пользуясь историческими реалиями Древнего Рима, сатирически изобразил приход к власти гитлеровской верхушки, ее кровавый террор и неизбежность бесславного краха.

В конце 1936 года писатель приехал в СССР, где пробыл несколько недель. В то время Фейхтвангер, как и многие другие видные писатели Запада, видел в нем единственную реальную силу, способную противостоять гитлеровской угрозе. «Быть за мир, – говорил Фейхтвангер, – значит выступать за Советский Союз и за Красную Армию. В данном вопросе не может быть никакого нейтралитета».

Фейхтвангер встречался и со Сталиным, их беседа продолжалась более трех часов и оставила, по словам писателя, «неизгладимое впечатление». Итогом поездки в СССР стала книга «Москва 1937», изданная летом 1937 года в Амстердаме и вскоре по личному указанию Сталина переведенная и изданная в СССР.

Но популярным Фейхтвангер был не только в СССР, его любили и в Англии, и в США. По свидетельству Т. Манна, в этих странах «если хотели особо похвалить какую-то книгу, о ней говорили “почти как у Фейхтвангера”». А между тем, в отличие от творческого, жизненный путь писателя никак нельзя было назвать безоблачным. В незавершенной книге «Дом Дездемоны, или Величие и границы исторического сочинительства», над которой писатель работал в последние годы и которая была издана после его смерти, в 1961 году, он так говорил о себе: «Я познал… много горя и радости, большие успехи и тяжелые поражения, пережил преследования гитлеровских лет, изгнание, сожжение в Германии и бойкот моих книг в некоторых странах, каверзы бюрократии…»

В июле 1940 года войска гитлеровской Германии вторглись во Францию и оккупировали Париж. Фейхтвангер вместе с другими немецкими антифашистами был арестован, ему грозила отправка в Германию и гибель в концлагере. В сентябре 1940 года писатель с женой Мартой пешком перешли через Пиренеи границу с Испанией. Оттуда по фальшивым паспортам они перебрались в Португалию и сумели сесть в Лиссабоне на греческий пароход, на котором в октябре прибыли в Нью-Йорк.

Да, Фейхтвангеру через многое пришлось пройти. Но все же ему было легче, чем, скажем, Зегерс, Цвейгу, Брехту и другим известным немецким писателям, которые испытали в эмиграции горечь унизительных материальных лишений. В отличие от них Фейхтвангер был богат, он имел счета в иностранных банках, его книги продолжали выходить и раскупаться даже тогда, когда немецкие издательства от него отказались. Американского подданства он так и не дождался, но свой американский быт наладил отменно: выстроил настоящий замок в живописном уголке Калифорнии, на самом берегу океана, имел прекрасную библиотеку и роскошный кабинет.

В Америке писатель продолжал упорно и плодотворно работать. В 1942 году он завершил свою трилогию об Иосифе Флавии романом «Настанет день». Через год вышла в свет сатирическая повесть «Братья Лаутензак» – о жизни в Германии перед приходом Гитлера к власти. Событиям Великой французской революции XVIII в. посвящены романы «Лисы в винограднике» и «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо». В 1952 году был написан знаменитый роман «Гойя, или Тяжкий путь познания», а через три года издана «Испанская баллада» – поэтическая повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к еврейской девушке, красавице Ракели.

Как у всякого писателя, у Фейхтвангера встречались разные по силе художественного изображения романы. Но вместе взятые они выше отдельных произведений и создают общую картину примерно такую же, как в «Человеческой комедии» Бальзака. И по аналогии с ней фейхтвангеровскую прозу можно назвать «Исторической комедией». Уровни обеих эпопей, естественно, разные, но слово «комедия» применительно к Фейхтвангеру имеет тот же смысл, какой в него вкладывал и великий французский романист.

Лион Фейхтвангер скончался 21 декабря 1958 года в Лос-Анджелесе в 74-летнем возрасте. С тех пор прошло около полувека, но писатель по-прежнему популярен, его исторические романы читаются и будут читаться во все времена. Лучшее объяснение популярности Фейхтвангера дал его соотечественник Томас Манн, назвавший его произведения «серьезными и развлекательными, глубокими и доступными, занимательными и изящными при всей чистоте их исторического фундамента».

Из книги Ленин. Человек - мыслитель - революционер автора Воспоминания и суждения современников

Л. ФЕЙХТВАНГЕР ИЗ СТАТЬИ «ЛЕНИН И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ» Гуманизм - это совокупность всех благ, возвышающих человека до уровня Человека. Понятие гуманизма неотделимо от таких понятий, как образование, справедливость, мир, демократия, свобода. Но гуманизм также тесно

Из книги Эра Лобановского автора Аркадьев Дэви Аркадьевич

Глава 11. Лион. Май. Победа! Речь пойдет о второй в истории киевского «Динамо» замечательной победе в Кубке кубков. В воспоминания об этом событии всегда наряду с радостью невольно вторгаются и горькие раздумья. Ведь финал Кубка был сыгран в самом начале мая 1986 года, когда

Из книги Путь моей жизни. Воспоминания Митрополита Евлогия(Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной автора Георгиевский Митрополит Евлогий

Из книги Воспоминания автора

Из книги Фанера над Парижем. Эпизоды автора Анненский Александр

2000-е годы. Бавария (Германия), Лион (Франция), Москва (Россия) Однажды он мне реально пригодился. Я разослал несколько своих резюме и как-то, спустя месяцев пять после одного из них, мне позвонили. Мужской голос говорил по-русски и представился Петром Федоровым, руководителем

Из книги Фурье автора Василькова Юлия Валерьевна

БОРДО, ЛИОН, ПАРИЖ, МАРСЕЛЬ… Очередная командировка в Бордо нарушала все его планы: закупка новой партии товаров заставила отложить надежды на поездку в Париж.Бордо испокон был Меккой крупных купцов и мошенников. Сюда стекались колониальные товары, казалось, со всего

Из книги Я пытаюсь восстановить черты. О Бабеле – и не только о нем автора Пирожкова Антонина Николаевна

СНОВА ЛИОН Почта от Мюирона продолжала регулярно приходить и после переезда Фурье в Париж. В начале 1824 года он получил сообщение, что его последователь окончил работу над книжечкой «Краткое обозрение индустриальных методов». Это был своеобразный конспект теории

Из книги Мария Медичи автора Кармона Мишель

Лион Фейхтвангер и другие Лион Фейхтвангер приехал в Москву и пришел к Бабелю в гости. Это был светло-рыжий человек небольшого роста, очень аккуратный, в костюме, который казался чуть маловатым для него.Разговор шел на немецком языке, которым Бабель владел свободно. Я же,

Из книги От Жванецкого до Задорнова автора Дубовский Марк

Путешествие в Лион По дороге в Лион была сделана остановка в Экс-ан-Провансе. 6 ноября 1600 года Марии Медичи представили почти неизвестного поэта Франсуа Малерба. Он подарил государыне Оду на счастливое прибытие королевы во Францию: Народы, наденьте на головы Венки из всех

Из книги автора

Лион Измайлов Лион Моисеевич – человек душевный, открытый, верящий в своё писательское предназначение, и ему хорошо удаётся всегда быть на плаву. Выражу субъективное мнение: недостаток писательского таланта он компенсирует талантом административным. Мне это близко,

Биография

Сын фабриканта, он получил солидное образование в университете родного города Мюнхена (здесь он изучал литературу и философию), а затем Берлина , где изучал германскую филологию , философию, а также санскрит .

Занимался журналистикой и театром, рано проявил интерес к античности . Под влиянием патриархальных семейных традиций заинтересовался еврейской историей, определившей тематику ряда его произведений. В 1908 году начал издавать литературный журнал "Зеркало", который вынужден был вскоре закрыть из-за финансовых проблем. В - путешествовал. Отбывал во время Первой мировой войны службу в германской армии, был демобилизован по состоянию здоровья. В 1918 году Фейхтвангер открыл талант молодого Бертольта Брехта , с которым его связала многолетняя дружба. В момент прихода Гитлера к власти Фейхтвангер находился за границей. Друзья убедили его повременить с возвращением в Германию. Фейхтвангер попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению , а 25 августа 1933 года был лишен немецкого гражданства. Его имущество было конфисковано.

Пережитое в годы войны, в дни революции в Баварии и контрреволюции в Германии навсегда вычеркнуло из творчества Фейхтвангера эстетизм. В произведениях этого периода - пьесе «Военнопленные» и в романе «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» - начинает господствовать социальная проблематика, ощущается приближение писателя к реализму.

После прихода к власти в Германии Гитлера писатель эмигрирует во Францию, где в 1936 году выходит его новый роман «Der falsche Nero» («Лже-Нерон»), в котором под маской жестокого и лживого римского императора выведен образ современного фюрера .

«Москва 1937»

В это время писатель становится популярным в СССР, и по приглашению советского правительства в 1937 году два месяца провёл в СССР, был принят Сталиным . Книга «Москва 1937», рассказывающая о жизни в Советском Союзе, Сталине и показательных судебных процессах в СССР (Фейхтвангер лично присутствовал на Втором Московском процессе), была в Москве издана массовым тиражом. Книга вызвала противоречивую реакцию в мире. В СССР начато издание собрания сочинений Фейхтвангера, было много изданий отдельных произведений. После германо-советского договора и до войны произведения Фейхтвангера в СССР практически не издавались.

«Испанская баллада»

В 1954 году Лиону Фейхтвангеру исполнилось семьдесят лет. И именно в это время он, как писал Томас Манн в своей статье «Друг Фейхтвангер», с раннего утра и далеко за полдень диктовал стенографистке, пожалуй, самое свое молодое произведение «Испанскую балладу», поэтическую повесть о любви испанского короля Альфонсо VIII к дочери севильского купца Ракели, прозванной в народе Фермоза - красавица.

«Безобразная герцогиня»

Первый исторический роман Фейхтвангера - «Безобразная герцогиня ». История Маргариты Тирольской , южногерманской герцогини XIV века , написана как роман о трагедии гуманистической личности в жестоком обществе. Конфликт осложнен индивидуальной трагедией героини - энергичной и одаренной, но внешне отталкивающей и потому несчастной в личной жизни «безобразной герцогини».

«Еврей Зюсс»

В СССР первого послевоенного десятилетия книги Фейхтвангера не издавались, а он подвергался жесткой критике в советской прессе. С 1955 года возобновилось массовое изданий произведений Фейхтвангера.

Библиография (неполная)

Романы

  • «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ» (нем. Die häßliche Herzogin , )
  • «Еврей Зюсс » (нем. Jud Süß , )
  • «Зал ожидания» (нем. Wartesaal , - )
    • «Успех» (нем. Erfolg , )
    • «Семья Опперман» (нем. Die Geschwister Oppermann , )
    • «Изгнание» (нем. Exil , )
  • «Иосиф Флавий» (нем. Flavius Josephus , - )
    • «Иудейская война» (нем. Der jüdische Krieg , )
    • «Сыновья» (нем. Die Söhne , )
    • «Настанет день» (нем. Der Tag wird kommen , )
  • «Лже-Нерон» (нем. Der falsche Nero , )
"Еврей-Зюсс (Jud Süß) 1940"
  • «Братья Лаутензак» (нем. Die Brüder Lautensack , )
  • «Симона» (нем. Simone , )
  • «Лисы в винограднике» (нем. Die Füchse im Weinberg , )
  • «Гойя, или Тяжкий путь познания» (нем. Goya oder der arge Weg der Erkenntnis , )
  • «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (нем. Narrenweisheit oder Tod und Verklärung des Jean-Jacques Rousseau , )
  • «Испанская баллада (Еврейка из Толедо)» (нем. Die Jüdin von Toledo , )
  • «Иеффай и его дочь» (нем. Jefta und seine Tochter , )

Прочее

  • Царь и танцовщица (1917)
  • Персы, по Эсхилу (1917)
  • Мир, по Аристофану (1918)
  • Военнопленные (1919)
  • Томас Вендт др. название 1918 год(1920)
  • Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей. Перевод с немецкого «Художественная литература » 1937
  • Статьи журнала «Ворт» (1936-1939)
  • Чёрт во Франции (1941)

Фильмография

См. также

Примечания

Ссылки

  • Фейхтвангер, Лион в библиотеке Максима Мошкова
  • Лион Фейхтвангер - русскоязычный сайт писателя. Биография. Электронное собрание сочинений. Скачивание в различных форматах. Фотогалерея. Статьи. Стихи. Форум
  • Фейхтвангер, Лион. Генрих Гейне и Оскар Уайльд. Психологическое исследование

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 7 июля
  • Родившиеся в 1884 году
  • Родившиеся в Мюнхене
  • Умершие 21 декабря
  • Умершие в 1958 году
  • Умершие в Лос-Анджелесе
  • Писатели на немецком языке
  • Писатели Германии
  • Писатели Франции
  • Писатели США
  • Социалисты
  • Авторы исторических романов
  • Еврейские писатели
  • Эмигранты из Германии

Wikimedia Foundation . 2010 .

ФЕЙХТВА́НГЕР Лион (Lion Feuchtwanger ; 1884, Мюнхен, - 1958, Лос-Анджелес), немецкий писатель, автор широко известных исторических романов. Написал более 40 произведений, в том числе 18 пьес (из них в соавторстве с Б. Брехтом - «Жизнь Эдуарда II Английского», 1924; «Сны Симоны Машар», 1942–43).

Родился в ортодоксальной семье, получил начальное еврейское образование, изучал Тору и иврит , однако не исполнял религиозных обрядов.

В 1903 г. окончил гимназию гуманитарного профиля; в 1904–1907 гг. учился в университетах Мюнхена и Берлина, где изучал германскую филологию, философию и антропологию. В 1905–1906 гг. написал шесть маленьких драм, четыре из них на темы еврейской истории. В 1907 г. защитил докторскую диссертацию о неоконченном произведении Г. Гейне «Бахарахский раввин». Отказался от предложения работы в Берлинском университете, обусловленной переходом в христианство. Еврейская тема проходит через все романы, статьи и публичные выступления Фейхтвангера.

До Первой мировой войны политикой не интересовался. «Меня занимало то реалистическое изображение действительности [первая большая драма Фейхтвангера “Фетиш” из жизни театра], то преувеличенно романтизированное изображение прошлого [пьесы на сюжеты индийских сказок], в центре которых - абстрактные проблемы Власти, Любви, Зла» (эссе «Из моей жизни»). Пьесы успеха не имели. В 1908 г. основал журнал литературы, музыки и театра «Дер шпигель», который вскоре слился с журналом «Шаубюне». Фейхтвангер активно сотрудничал в нем как литературный и театральный критик. Работал также как режиссер. Поставил в мюнхенском Народном театре пьесу М. Горького «На дне». Фейхтвангер много путешествовал; начало Первой мировой войны застало его в Тунисе. Он возвратился в Германию, был мобилизован, но через полгода отпущен из-за плохого зрения. Решительный противник милитаризма, Фейхтвангер в 1915 г. опубликовал первое в немецкой печати антивоенное стихотворение «Песнь павших». В 1917 г. написал пьесу «Мир», в которой выразил свое резко критическое отношение к войне; пьеса была запрещена цензурой. В 1919 г. написал пьесу «Военнопленные» о любви пленного француза и дочери немецкого барона. Поставлена во Франции.

Переломным в творчестве Фейхтвангера раннего периода стал роман «Тысяча девятьсот восемнадцатый год» (1920), в первоначальном сценическом варианте «Томас Вендт». Благородному поборнику справедливости, руководителю революции в Баварии Томасу Вендту (его прототип - Эрнст Толлер) не удается удержать людей «от озверения», и он отказывается от действий и добровольно отдает власть в руки бессовестных политиканов. Фейхтвангер ранее других увидел опасность антисемитизма и осудил его в блестящем памфлете «Разговоры с Вечным Жидом» (1920). Он высмеивает бездуховность, безнравственность, стяжательскую подоплеку патриотических заявлений активистов «германского движения», предвидит погромы , сожжение книг, уничтожение евреев. В 1917 г., полемизируя с антисемитским рассказом Вильгельма Гауффа, Фейхтвангер пишет пьесу (была поставлена) на основе биографии жившего в 18 в. финансиста при вюртембергском дворе - еврея И. З. Оппенхеймера , которую в 1921 г. перерабатывает в роман «Еврей Зюсс» (издан в 1925). Роман имел огромный успех, переведен на 21 язык. По словам Фейхтвангера, он задуман не как история еврея, а как путь человека от действия к созерцанию. В 1941 г. в Германии по роману был поставлен антисемитский фильм, грубо искажающий идею романа. Философское созерцание как альтернатива действию - ведущая тема и романа Фейхтвангера раннего периода «Безобразная герцогиня» (1923).

В 1925 г. Фейхтвангер переехал в Берлин. В своих теоретических работах - «Исторический процесс евреев» (1930), «Национализм и еврейство» (1933) - Фейхтвангер дает свое толкование сущности еврейства: евреев объединяет не раса, не общий язык, не общая территория, не общие формы жизни, как другие народы, а общая ментальность, общая духовная позиция. Гуманист Фейхтвангер атакует антисемитизм с позиции Разума. Разум противостоит насилию - эта идея проходит через все произведения Фейхтвангера. В предисловии к сборнику «Желтая заплата» (1936) Фейхтвангер пишет, что нацистские погромы объясняются не только экономическими, социальными и политическими мотивами, но и глубокой враждебностью нацизма Разуму. Самым зрелым и художественно совершенным романом Фейхтвангера часто считают «Успех» (1930). «Собственно герой моего романа - Бавария», время действия - начало двадцатых годов, сюжет - борьба за освобождение осужденного реакционной судебной властью искусствоведа Мартина Крюгера. Она показана на фоне противоборства политических сил, стремящихся к успеху - власти и деньгам. Роман переполнен фактами, почерпнутыми из живой истории тех лет. Фейхтвангер одним из первых раскрыл опасность нацизма в образе ловкого демагога, вождя «истинных германцев» Руперта Кутцнера. В романе действует также и противник нарождающегося нацизма, коммунист Прекль. «Успех» стал первой частью трилогии «Зал ожидания», куда вошли романы «Семья Оппенхейм» (1933; в более поздних изданиях «Семья Опперман»; о трагической судьбе далекой от политики респектабельной еврейской семьи, не покинувшей Берлин после января 1933 г.) и «Изгнание» (1940; о жизни в эмиграции и об антифашистском сопротивлении). Роман основан на подлинных фактах.

В 1932 г. вышла в свет первая часть трилогии об Иосифе Флавии «Иудейская война». Вторая часть - «Сыновья» - была написана в 1933 г., третья - «Настанет день» - в 1945 г. Действие трилогии происходит в Риме и Галилее в 1 в. Сюжетная основа - книга Иосифа Флавия «Иудейская война». Иосеф бен Маттитьях у, посланный из Иерусалима в Рим, чтобы ходатайствовать об освобождении арестованных там трех ученых евреев, ощущает себя гражданином мира, посредником между духовностью Востока и «светскостью» Рима. В конце трилогии Иосиф убеждается в том, что такое посредничество неосуществимо. «Космополит умом и националист сердцем», он возвращается в Галилею, борется против намерения римлян уничтожить евреев (исторический Иосиф Флавий остался в Риме) и погибает от рук римских солдат. «Иосиф искал мир, а нашел только свою страну». Судьбоносные для еврейского народа события изменили отношение Фейхтвангера к сионизму - от равнодушного, через признание сионизма духовного («не правительственное здание, а университет»), к признанию необходимости создания еврейского государства. Об этом говорит один из персонажей трилогии Акива; это же высказывает Фейхтвангер в своем выступлении на открытии павильона Палестины на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1940 г.

В момент прихода к власти нацистов Фейхтвангер находился в Америке. В марте 1933 г. его дом в Берлине был разгромлен, рукописи, в том числе вторая часть трилогии о Иосифе, уничтожены, счета в банке конфискованы. Фейхтвангера лишили германского гражданства, его книги были сожжены. В Германию Фейхтвангер не вернулся. После многих трудностей поселился на юге Франции, в местечке Санари-сюр-Мер, где жили немецкие писатели-эмигранты Т. Манн , Бруно Франк, Ф. Вольф (см. Вольф, семья), и активно участвовал в антифашистских периодических изданиях («Дас нойе тагебух» /антигитлеровское обозрение/, в еженедельной газете «Ди нойе вельтбюне», журнале «Нойе дойче блеттер» и др.) и в организациях немецких писателей. Фейхтвангер - член правления Союза защиты немецких писателей, один из составителей «Коричневой книги II» и авторов распространявшихся нелегально в нацистской Германии антигитлеровских памфлетов. В 1936 г. вместе с В. Бределем и Б. Брехтом основывает в Москве журнал «Дас ворт». 1 декабря 1936 г. Фейхтвангер приехал с визитом в Москву. В книге «Москва 1937» он изложил свои впечатления, которые свидетельствуют о его политической наивности (Фейхтвангер восхищается успехами в строительстве социализма, оправдывает жестокие меры Сталина, уверен в виновности обвиняемых на процессах 1937 г., считает, что трудности, которые переживают советские люди, не отнимают у них уверенности в счастливом будущем).

В 1939 г. французские власти заключили Фейхтвангера в концлагерь в Тулоне, но вскоре освободили. После оккупации Франции Фейхтвангер вновь был арестован в 1940 г., бежал сначала в Испанию, затем переехал в США.

Свое отношение к современным событиям Фейхтвангер выражал в жанре исторического романа, «одевая современные события в исторические одежды». В докладе «О смысле и бессмысленности исторического романа» (1935) Фейхтвангер пишет, что задача автора - с исторической дистанции, создавая иллюзию достоверности рассказа, передать свое время, свое понимание современной действительности. Так, ничтожная личность, горшечник Теренц («Лже-Нерон», 1936), выдающий себя за возвратившегося Нерона, - карикатурный портрет Гитлера . «Читатель понимает, что проблемы героев исторического романа, какими бы другими они ни выглядели, те же самые, что волнуют его самого и когда-нибудь будут волновать его внуков» (из послесловия к последнему роману «Ифтах и его дочь», 1957).

Послевоенные годы в творчестве Фейхтвангера были весьма плодотворными. Он отказывается от своей концепции пагубности действия. Роман «Симона» (1945) посвящен героине движения Сопротивления во Франции. Во имя победы революции в Америке француз Бомарше переправляет оружие американцам («Оружие для Америки, или Лисы в винограднике», 1947–48). Великий испанский художник Гойя («Гойя, или Тяжкий путь познания», 1951) одерживает трудную победу в борьбе за свою независимость от двора и приходит к единению с народом. «Мудрость чудака, или Смерть и преображение Жан-Жака Руссо» (1952) - роман о воздействии революционных идей Руссо. Народ - носитель революционных изменений. Роман «Еврейка из Толедо, или Испанская баллада» (1955) - история любви короля Альфонсо к красавице еврейке Рахели, почерпнутая из хроник 13 в. В отличие от многочисленных литературных интерпретаций этого сюжета (в том числе пьесы Лопе де Вега и стихотворения Грильпарцера), Фейхтвангер вводит в свой роман Мудрецов, Думающих и носителей Разума, которые могут противопоставить вооруженной храбрости рыцарей «только тихое мужество Духа». В последнем романе Фейхтвангера «Ифтах и его дочь» на сюжет библейского рассказа из Судей Израилевых книги (Суд. 11–12) Фейхтвангер ставит вопрос: стоило ли за победу в войне платить жизнью самого дорогого человека?

События 20 в. в Германии - крах Веймарской республики, нацистское господство, разгул антисемитизма, Вторая мировая война, Катастрофа европейского еврейства - определили путь реалиста Фейхтвангера от позиции созерцания и утверждения бесплодности действия к признанию необходимости действия ради победы гуманизма. Произведения Фейхтвангера переведены более чем на тридцать языков.

Лион Фейхтвангер

Фейхтвангер (Feuchtwanger) Лион (1884-1958), немецкий писатель еврейского происхождения. После 1933 г. в эмиграции. Автор ряда исторических романов: «Безобразная герцогиня», 1923; «Еврей Зюсс», 1925; «Иудейская война», 1932; «Лисы в винограднике», 1947; «Гойя», 1952; «Мудрость чудака», 1952 - о Ж. Ж. Руссо. Варварство и бездуховность воплощены в фашизме : романы «Успех», 1930, «Семья Опперман» («Семья Оппенгейм»), 1933, «Братья Лаутензак», 1943. Является также автором пьес. В нашей стране более всего известна его книга «Москва 1937» о посещении СССР (вскоре после издания была запрещена). В ней Лион Фейхтвангер оправдывал жесткость сталинской системы.

Фейхтвангер Лион (1884-1958) - немецкий писатель. После 1933 г. в эмиграции. Сочинения: исторический романы «Безобразная герцогиня» (1923), «Еврей Зюсс» (1925), «Мудрость чудака» (1952) и др. В романе Фейхтвангера «Испанская баллада» описана коллизия 1195 года при Аларкосе, когда берберы-альмохады сокрушили рыцарское воинство Кастилии , куда стеклись рыцари со всех стран Европы. В связи с этими событиями [Лев] Гумилёв приводит взгляды Фейхтвангера, который устами арабского историка Мусы дает прогноз того, что христианский мир молод и может позволить себе роскошь потерпеть отдельные поражения, а мусульманский мир стар и только продляет свое существование. Гумилёв приводит эти мысли Фейхтвангера в подтверждение своей теории пассионарности, согласно которой арабы к концу XII века потеряли пыл молодого этноса.

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 611-612.

ФЕЙХТВАНГЕР, ЛИОН (Feuchtwanger, Lion) (1884–1958), немецкий романист и драматург. Родился 7 июля 1884 в Мюнхене. Учился в университетах Мюнхена и Берлина, где изучал философию, но достаточно рано обратился к литературе. Совершив ряд путешествий, написал в годы Первой мировой войны несколько антивоенных пьес, которые были запрещены. Славу писателю доставили исторические романы, написанные с оглядкой на новейшие веяния в психологии, в т.ч. Еврей Зюсс (Jud S, 1920–1922), Успех (Erfolg, 1926), Безобразная герцогиня (Die hlische Herzogin, 1923) и трилогия о войне иудеев с римлянами (Иудейская война – Der Jdische Krieg, 1932; Сыновья – Die Shne, 1935; Настанет день – Der Tag wird kommen, 1942). Возвышение нацизма, описанное в романе Семья Оппенгейм (1933), заставило Фейхтвангера искать убежища во Франции; в 1940 он обосновался в США. В числе позднейших его произведений – Оружие для Америки (Waffen fr Amerika, 1947–1948), Гойя (Goya, 1951), Мудрость чудака (Narrenweisheit, 1952) и Испанская баллада (Spanische Ballade, 1956). Умер Фейхтвангер в Лос-Анджелесе 21 декабря 1958.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Знакомый писатель Сталина

Фейхтвангер Лион (1884-1958). Немецкий писатель. После прихода Гитлера к власти в 1933 г. эмигрировал из Германии и жил во Франции. Участвовал в международном движении в защиту культуры, редактировал совместно с Б. Брехтом и В. Бределем издававшийся в Москве в 1936-1939 гг. журнал «Слово». Умер в Лос-Анжелесе (США).

В конце 1936 г. приехал в Советский Союз, где пробыл несколько недель. Весь период пребывания в СССР находился под неусыпным надзором сотрудников ВОКСа, докладывавших о каждом шаге немецкого писателя (Эйделъман Н. Гости Сталину //Два взгляда из-за рубежа: Переводы. М., 1991. С. 268-269).

В то время Фейхтвангер, как и многие другие видные писатели Запада, видел в Советском Союзе единственную реальную силу, способную противостоять гитлеровской угрозе. «Быть за мир, - говорил Фейхтвангер, - значит выступать за Советский Союз и за Красную Армию. В данном вопросе не может быть никакого нейтралитета».

В Москве Фейхтвангер побывал на процессе «правотроцкистско-го блока» и заявил, что «вина подсудимых уже сейчас представляется в значительной части доказанной». Через несколько дней он уточнил, что эта вина «доказана исчерпывающе». Едва ли можно упрекнуть Фейхтвангера, что он не понял лживости этого и других московских политических процессов, организованных Сталиным для укрепления своей личной власти. Ведь во всех газетах, которые читал в Москве Фейхтвангер с помощью переводчиков, он встречал выступления видных советских писателей с требованиями расстрела подсудимых.

Фейхтвангер был принят Сталиным, беседа продолжалась более трех часов и оставила, по словам Фейхтвангера, «неизгладимое впечатление». Итогом поездки в СССР стала книга «Москва 1937. Отчет о поездке для моих друзей», вышедшая летом 1937 г. в Амстердаме. В главе «Сто тысяч портретов человека с усами» писатель рассказывает о своих встречах и беседе со Сталиным. Вскоре по личному указанию Сталина эта книга была переведена и издана в СССР (Знаменитые евреи. М., 1997).

По мнению журналиста М. Лобанова, «Фейхтвангер взял сторону не троцкистов, а Сталина, в котором, как в руководителе страны, видел защитника еврейства в будущей войне с Германией» (Сталин / Сост. М. Лобанов М., 1995. С. 714).

С начала Второй мировой войны Фейхтвангер в своих статьях и выступлениях разоблачал гитлеровские планы мирового господства.

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Энциклопедический взгляд на Фейхтвангера

ФЕЙХТВАНГЕР (Feuchtwanger) Лион }