Дадаизм картины художников. История коллажа, дадаизм


В современном мире особое значение люди уделяют своей культуре и умственному развитию. Уже недостаточно быть специалистом только в одной области, чтобы поддерживать интересную беседу в интеллигентной компании.

Чтобы не отставать от жизни и не ударить в грязь лицом в самый ответственный момент, мы должны постоянно развиваться и узнавать что-то новое.

Каждый, кто считает себя образованным человеком с богатым кругозором, должен разбираться в минимальных азах искусства и живописи, потому что это одна из самых распространенных тем при разговоре малознакомых людей в интеллигентном обществе.

Существует огромное количество стилей, в разные времена придуманных художниками и писателями, от чопорного классицизма до взбалмошного и анархичного андеграунда.

Сегодня мы поговорим об одном из самых обсуждаемых стилей двадцатого столетья - о дадаизме.

Дадаизм: определение

Как вы понимаете, начало двадцатого века поражало народ своей жестокостью и бесчеловечностью. Весь мир стал жертвой боевых действий, развязанных из-за корыстности, алогичности и даже маниакальности действий некоторых политических деятелей. Недовольство народных масс росло. Все это накопившееся напряжение и непонимание происходящего выплеснулось через направления творчества того времени.

Сам по себе дадаизм - это авангардное направление искусства, отрицающее всякие законы сочетания цветов и исключающее четкие линии и геометрические фигуры. В 1916 году художники, ошеломленные ужасами войны, открыли народу это направление в литературе, музыке, живописи, театре и кино. Этим своего рода китчем они пытались выразить свое презрение к власти, ее цинизму, отсутствию человечности, логики, и к той жестокости, которая и стала, по их мнению, причиной разлада между странами.

Последователь такого направления, как дадаизм, - сюрреализм, который также отрицает все эстетичное.

Разочарование, ощущение бессмысленности существования, озлобленность и неверие в счастливое будущие - вот причины появления этого направления, отрицающего все законы прекрасного.

Дадаизм - стиль, который открыто выражал протест военным действиям и буржуазии, стремясь к анархии и коммунизму.

Откуда произошло название

Для названия такого течения, отожествляющего полную бессмысленность и непонятность того, что творила власть в те годы, необходимо было найти соответствующее слово.

Тристан Тцана, пытаясь подобрать подходящее наименование для недавно изобретенного стиля, пролистывал словарь с языками негритянских племен и наткнулся на слово «дада».

Итак, дадаизм - это в переводе с языка африканского племени Кру - хвост коровы. Позже выяснилось, что в некоторых регионах Италии так называют кормилицу и мать, а также «дада» очень напоминает лепет младенца.

Художник посчитал, что лучшего названия для этого авангардного направления и не надо.

Основатели течения

Дадаизм одновременно зародился в Цюрихе и Нью-Йорке, в каждой стране независимо друг от друга. К основоположникам этого антиэстетического течения относят: поэта и драматурга из Германии Хуго Балля, Ричарда Хюльзенбека, Самуэля Розенштока - французского и румынского поэта (еврея по национальности), больше известного широкой публике под псевдонимом немецкого и французского поэта, скульптора и художника Арп Жана, германо-французского художника Макса Эрнеста и Янко Марселя - израильского и румынского художника. Все эти знаменитые личности - яркие представители дадаизма в живописи, литературе, музыке и других сферах искусства.

Местом встреч, которое выбрала для себя эта группа творческих людей, стало «Кабаре Вольтер». Альманах, выпущенный дадаистами того времени, носит название этого заведения.

Несмотря на то, что вышеперечисленные личности считаются основателями обсуждаемого нами течения, за несколько десятилетий до его основания известная на весь мир «школа фуизма», созданная художником Артуром Сапеком и писателем Альфонсом Але в конце девятнадцатого века, выдвигала художественные и музыкальные произведения, несущие в себе все основные позиции этого направления.

Большая часть богемы, работающей в стиле дадаизма, обосновалась во Франции и в Германии, где постепенно это течение слилось с авангардизмом и сюрреализмом.

Дадаизм в России получил известность благодаря известной Московской и Ростовской литературной группе Ничевке, но уже к концу своего существования.

К 1923 году это направление сменили более новые и соответствующие народным настроениям течения. Дадаисты переквалифицировались в экспрессионистов и сюрреалистов.

Дадаизм в живописи

Самым популярным видом творчества в этом стиле считается коллаж: многие художники, взяв за основу какой-нибудь подходящий материал, обклеивали его разнообразными кусочками разноцветной бумаги, ткани и других броских материалов.

Дадаизм в живописи носит футуристический и конструктивистский характер, где предпочтение отдается искусственно созданным механизированным предметам, нежели человеку и его душе.

Поклонники этого направления своим творчеством стараются уничтожить традиционный язык культуры в широком смысле этого слова.

Все представители дадаизма в живописи своими работами полностью отрицают все логичное, разрушают складывавшиеся веками духовные и социальные каноны, взамен выдвигая напоказ бессмысленные, смешные своей ареалистичностью и глупостью картины и коллажи. Однако они имеют большой успех, так как полностью соответствуют состоянию публики.

Нет более тесно связанного с литературой направления, чем дадаизм в живописи. Художники того времени часто оказывались по совместительству поэтами, что самым ярким образом отражалось на их произведениях в этих двух сферах (Р. Хаусман, Г. Арп, К. Швитерс, Ф. Пикабиа).

Как было сказано выше, особое влияние на будущих дадаистов оказала школа «фумизма».

Представители дадаизма почерпнули многое из работ художника Марселя Дюшана, работы носили авангардистскую направленность еще в начале его творчества.

Данный живописец в своих работах отдавал главную роль повседневным, ничем не примечательным предметам, что в какой-то мере - тоже дадаизм. Примеры его работ - это «Дробилка для шоколада №2» и «Колесо от велосипеда».

Своим творчеством художник, как и все дадаисты, высмеивает высшую цель и сверхзадачу в искусстве, призывая к художественной свободе и безумию.

Дадаизм в звуках музыки и в поэзии

Помимо картин, дадаисты захватили и другие области творчества. Они умудрялись объединить на одной выставке картины, громкую музыку, чтение литературных произведений и танцы.

Курт Швитерс - дадаист, ставший изобретателем звуковой поэзии, которую он называет «хорошими стихами». В такой форме литературного изложения переплетается рассказ с музыкой, например, шумом показывают боевое сражение в поэме. Такие стихи чаще всего несли в себе смысл с антивоенной и атибуржуазной подоплекой. Поэты высмеивали в них власти и сложившиеся моральные устои.

Также часто публике предлагали поэтические произведения, которые рассказывались не словами и фразами, а состояли из набора звуков, букв, крика, а также громкой музыки.

Дадаизм - это также и музыка, принесенная такими известными личностями, как: Френсис Пикебия, Жорж Рибемон-Десей, Эрвин Шулхофф, Ханс Хеуссер, Альберт Севино, Эрик Сати. Их композиции носили шумовой характер и показывали животную сущность общества, что было не всегда понятно простому обывателю.

Танцы в этом направлении тоже не отличались набором плавных и связанных движений, а костюмы танцовщиц шились в стиле зигзаг-кубизм, что не добавляло им эстетичности.

Дадаисты, устав от национальной розни, которую принесла война, мечтали объединить творчество народов мира в одно целое. Излюбленными направлениями в «Кабаре Вольтер», казавшимися богеме наиболее близкими к природе, были: африканская музыка, джаз и игра на балалайке.

Искусство в Германии

В Германии дадаизм - это, прежде всего, политический протест, выраженный через такое в чем-то даже андеграундное искусство.

Художественные группы этой страны не так яро отвергали смысловую нагрузку творчества, как это делали представители этого стиля в других государствах. Здесь дадаизм имел скорее политическо-социальный характер и показывал всю горечь народа, вызванную войной и ее последствиями в виде разоренной и неспособной подняться с колен страны.

Также немецкие дадаисты Х. Хенча и Г. Гросс в своих произведениях выразили сочувствие России, находящейся в то время в состоянии революции.

Дадаизм в 20 веке все же принес значимый вклад в искусство, когда Гросс, Хартфилд, Хеч и Хаусман развили фотомонтаж, а также выпустили ряд политических журналов.

Летом 1920 года в честь окончания войны вышеперечисленная интеллигенция организует ярмарку дадаистов, куда съезжается богема со всего мира.

Именно в Германии был усовершенствован коллаж, так как в симбиозе с кубизмом на нем появились элементы фотомонтажа.

Помимо работ в направлении живописи, Хусман вносит заметную лепту в литературное творчество, представляя публике несколько «абстрактных» стихотворений, состоящих просто их набора звуков и напоминающих шаманское шипение.

Родителями дадаистского кино считают Рихтера и Эгеленга.

Во Франции

Дадаизм в искусстве получил особо радикальное выражение во Франции, так как его зарождение там началось еще до появления названия этого течения.

Преддадаистскими работами известны такие личности, как Дюшан, Пикабиа и «поэт боксер» - Караван.

Последний выпустил журнал «Немедленно», где оскорблял знаменитостей и делал обзоры, включающие в себя придуманные рассказы.

Именно там проживал основоположник дадаизма Тристан Тцана.

Париж считается кладезем авангардизма того времени. Пикассо и Кото создали скандальный балет, не вписывающийся в понятие классических ценностей. В этой стране постоянно проводились дадаистские демонстрации, манифесты, выставки и выпускалось множество журналов.

Дюшан выпускает переделанные известные картины классиков. Настоящим шедевром дадаизма считается Джоконда с пририсованными усиками, которая получает название «Ей невтерпеж аж жжет».

Эрнест, создавая свои картины, применяет фрагменты старинных гравюр. Он рисует понятные всем изображения, однако они перенасыщены черным юмором.

Тцана вынес на суд широкой публики драматическое произведение «Газовое Сердце», которое в 1923 году вызывает бунт внутри объединения «Дада», и требует раскола течения с последующим образованием сюрреализма.

В 1924 году Тцана последний раз представляет трагедию «Носовой платок облаков».

Дадаизм в Нью-Йорке

Второй родиной течения считается Нью-Йорк, который стал убежищем для огромного количества неугодных властям других стран художников.

Марсель Дюшан, Френсис Пикабиа, Беатрис Вуд и Манн Рей стали сердцем дадаизма Соединенных Штатов Америки, вскоре к ним присоединился Артур Кревен, уклоняющийся от призыва в армию Франции. Они выставляли свое творчество в галерее Альфреда Штиглица и в доме супругов Аренсбергов.

Нью-Йоркские дадаисты не организовывали манифестов, они высказывали свое мнение через такие публикации, как «Слепой» и «Нью-Йоркский дадаизм», где они критикуют традиции, одобряемые музеями.

Американский дадаизм резко отличался от европейского, он не нес в себе политического протеста, а основывался на юморе.

В 1917 году Дюшан выставил на обозрение художников писсуар, на который приклеил табличку с надписью «Фонтан», что привело в шок всех собравшихся. Возбраняемая в те времена скульптура сейчас считается памятником модернизма.

Из-за отъезда Дюшана компания знаменитых дадаистов распалась.

В Нидерландах

В Нидерландах самым известным дадаистом стал Тео Ван Десбург, который выпустил журнал под названием «Де Стижль». Страницы этого издания он заполнял произведениями известных приверженцев авангардистского стиля.

Вместе со своим друзьями Штирвесом и Вилмосом Хусзаром, а также с супругой Нели Ван Дисберг он создал голландскую компанию дадаизма.

После смерти Дисберга было обнаружено, что в своем журнале он печатал и стихи собственного сочинения, правда, под псевдонимом И. К. Бонсет.

Последствия дадаизма

К концу 1924 года дадаизм как отдельное перестал существовать. Он слился с сюрреализмом и социальным реализмом во Франции и с модернизмом в Германии. Это возникшее в период народного отчаяния течение многие эксперты справедливо называют предвестником постмодернизма.

Во время Второй Мировой войны большая часть художников-дадаистов переехала в Соединенные Штаты Америки.

Адольф Гитлер, признавая только свои идеалы, считал искусство «Дада» выродившимся, оскверняющим истинные (на его взгляд) ценности и недостойным существования стилем, поэтому он преследовал и сажал в концлагеря художников, творивших в этом направлении. Основная масса попавших в немецкие лагеря художников имела еврейские корни, в связи с чем люди были подвержены ужасным пыткам и погибли.

Отголоски дадаизма и сейчас проявляются в антихудожественных и политических группах богемы, например, "Общество Неблагозвучия". Также популярная группа "Чамбоэмба" по праву называет себя последователем дадаизма.

Некоторые писатели считают Ленина участником клуба дадаистов, так как он участвовал в балалаечном оркестре, который пришелся по душе собравшимся в «Кабаре Вольтер», а также он некоторое время жил неподалеку от здания, где собирались представители этого течения.

Периодически известные музеи организуют выставки работ дадаистской направленности. Такая выставка прошла в 2006 году в Музее современного искусства, находящемся в Париже, в Вашингтоне, в Национальной художественной галерее и в Центре в Париже. Показы работ в стиле «дадаизм» - это дань памяти художникам, погибшим во времена нацистской Германии.

Итак, давайте вкратце резюмируем, что это за течение, и определим основные его позиции.

В этой статье мы с вами разобрались, что такое стиль «дада» и в связи с чем он возник, расшифровали его название, поговорили о его основателях, выяснили отличия дадаизма в разных странах и просмотрели основные его позиции в музыке, литературе, живописи, кино, танцах и архитектуре.

Надеемся, мы смогли ответить на все интересующие вас вопросы.

Основатель течения "Dada", в дальнейшем один из его активннейших участников, поэт Тристан Тцара (Tristan Tzara) нашел в словаре слово, или даже термин - "dada". "На языке одного из негритянских племен, оно обозначает хвост священной коровы, а в некоторых районах Италии так называют мать, это может быть означать детскую деревянную лошадку, кормилицу, вдвое усиленным утверждением в русском языке. Это может быть воспроизведением бессвязного детского лепета. Во всяком случае - что-то абсолютно бессмысленное, что с этого момента стало самым удачным названием для всего течения" - написал Тцара в своем манифесте 1918 года.

Так появилось одно из самых известных направлений в истории коллажа , имеющие ярко выраженную антивоенную и антибуржуазную направленность. Дадаизм поддерживал идеи лево-радикальных политических течений анархического и коммунистического толка.

Причины появления Дадаизма

Дадаизм появился как ожидаемая реакция на ужасные последствия мировой войны, бессмысленность и жестокость которой, по общему мнению участников течения дадаистов, ярко высветила бессмысленность «разумного» существования. Логика и рационализм были объявлены главными виновниками военных конфликтов. Основной идеей дадаизма было последовательное уничтожение любой эстетики. Лозунг Дадаистов гласил: "Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего".

Основополагающими принципами дадаистов считались отрицание канонов и стандартов в искусстве, абсолютная иррациональность, разочарованность в мире и цинизм. Считается, что дадаисты являются предшественниками сюрреалистов, предлагавших абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа. К основателям дадаизма обычно относят поэтов Тристана Тцару, Рихарда Хюльзенбека, Хуго Балля, а так же художников Макса Эрнста, Ханса Арпа, Марселя Янко.

Течение Дада в изобразительном искусстве

Одной из самых распространенных формой творчества дадаистов в изобразительном искусстве был коллаж, - способ построения произведений из любых естественных или специально обработанных элементов (бумаги, вырезок из газет и журналов, кусочков кожи, дерева, холста, керамики, .. чего угодно) и закрепленных в определенном порядке, чаще всего, на плоской поверхности (холсте, бумаге, доске). В дадаизме выделяют три основных направления коллажа: "цюрихский" - случайный коллаж, "берлинский" - манифестационный коллаж и "кёльнско-ганноверский"- коллаж поэтический.

Коллаж в Цюрихе

В Цюрихе дадаисты делали основной акцент на случайный порядок элементов, отсутствие логики в создании коллажей. К примеру, Ханс Арп создавал свои работы просто высыпав на лист картона кусочки разноцветной бумаги, а за тем приклеивая их на места, которые они заняли при падении. Тцара предлагал врезать из газеты множество слов и за тем, не глядя, доставать их из сумки, чтобы получилось стихотворение (то есть, принцип построения коллажа из разрозненных элементов подобранных случайным образом, является не только изобразительной техникой, но так же стал использоваться в поэзии). О случайности в поэтических экспериментах Арпа, Клаус Шуман (известный литературовед) писал: "Она высвобождает силы, сознательно использующие анти художественность и которые должны свести к абсурду все, что обычно ассоциируется с искусством: законы композиции, эстетическую форму, стиль и размер". "Созданные вопреки какой либо закономерности" коллажи Арпа в формальном отношении достаточно скупы и абстрактны, обращены во внутрь, на собственно процесс своего создания.

Берлинский коллаж

Коллаж берлинских дадаистов состоит из множества элементов, обычно несет в себе, ярко выраженный, политический, протестующий смысл. Художник Георг Гросс утверждал: - коллаж позволяет обойти запреты цензуры, передав в изобразительной форме, то что нельзя выразить словами. Берлинский коллаж часто применяет части фотографий и вырезки из журналов, газет. Художники работающие в стиле "берлинского коллажа", что бы выделить свои работы относительно "изобразительного", кубистского коллажа, называют свои работы "фотомонтаж", а себя они называют «фотомонтажники», снижая пафосность звания творца и проводя прямую параллель с обычными, промышленными рабочими. Принципиальное отличие берлинской группы дада от цюрихской было сформулировано художником Раулем Хаусманом: "В Швейцарии дадаизм был скорее "артистической игрой", а Берлин вынужден был выражать свое отрицательное мнение против конфликтов, вызванных Первой мировой войной, а за тем распространением большевистской теории". Первая мировая война, прошедшая мимо благополучной Швейцарии, не обошла Берлин ипринесла в город голод и смуту. Отречение от прав на престол Вильгельма II, Ноябрьская революция, убийство видных немецких коммунистов Розы Люксембург и Карла Либкнехта, установление Веймарской республики - это события всго двух лет, на фоне которых работали и творили участники берлинского Клуба Дада: Георг Гросс, Виланд Херцфельде, его брат Джон Хартфилд, Хюльзенбек, Иоганнес Баадер, Хаусман, Ханна Хёх.

Все участники группы выступали за радикально левые взгляды, были яростныим противниками буржуазной республики Эберта и Шейдермана, но открыто вступили в ряды Коммунистической партии Германии, только Георг Гросс и Хартфилд. Поддерживая радикальные перемены в политическом курсе, группа настоятельно требовала радикальных перемен в искусстве: на смену индивидуалистическому искусству, должно было прийти искусство открытое окружающей действительности, отображающее перемены в настроениях и требованиях масс. Была оглашена необходимость отказаться ото лжи в пользу настоящей объективности, озвучить саму реальность, с этой целью идеально подходила техника коллажа. Результатом применения техники коллажа к фотографическим снимкам, признаваемым дадаистами за их беспристрастную достоверность "оправданной образной формой передачи фактов", родился фотомонтаж - искусство, перерождения фотоматериалов, показывающее, как одновременно с разрушением, действительность чудесным образом превращается в совершенно новое. Фотомонтаж считается более сложной, но одновременно и более точной формой подачи информации, так как в отличие от единичного фотоснимка, выхватившего из действительности одно событие, точнее всего лишь его короткий момент, коллаж совмещает множество событий, сопоставляя или наоборот противопоставляя их. При этом, воздействует моментально и точно, не оставляя времени на раздумье. Техника, коллажа, как писал Рауль Хаусман, «обладала значительной пропагандистской силой, использовать которую у их современников не хватало смелости".

Коллаж в Ганновере и Кёльне

Третья интенция - придание коллажу свойств поэтического произведения - используется в кёльнских работах Макса Эрнста, а также в ассамбляжах Курта Швиттерса, работавшего в немецком Ганновере. Не смотря на то, что стиль работ этих художников не совпадает, их объединяет понимание коллажа как явление, достаточно родственное поэзии. Курт Швиттерс писал: "В поэзии слово противопоставляется слову, здесь же элемент противопоставляется элементу, материал - материалу". В свою очередь Макс Эрнст дал следующее определение коллажу: "…техника коллажа есть систематическая эксплуатация искусственно спровоцированного или случайного совпадения нескольких разнородных реальностей в мало подходящей для них среде, и искра поэзии, которая вспыхивает при сближении этих реальностей".

Дадаизм

Дадаизм, или дада, – авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе (Кабаре Вольтер). Существовало с 1916 по 1923 годы.

В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии – с экспрессионизмом. Некоторые теоретики искусства считают, что из дадаизма берёт своё начало постмодернизм.

В феврале 1916 года группа художников, литераторов и просто богемной публики объединилась в местечке под названием «Кабаре Вольтер». И вскоре появилось слово, найденное случайно, само по себе ничего не значащее – слово «дада». Дат начала дадаизма может быть несколько. С тем же правом на столетний юбилей дадаизма мог бы претендовать и 1913 год, когда Марсель Дюшан создал свое легендарное «Велосипедное колесо», или 1917 год, когда он придумал фокус с писсуаром, названным «Фонтан».

Хотя дадаизм в Цюрихе был обязан своим появлением преимущественно немецкоязычным поэтам и художникам, его концептуальная предыстория больше связана с французским искусством и литературой – писателем Раймоном Русселем, драматургом Альфредом Жарри, композитором Эриком Сати, применившими художественные приемы дада. Таким образом, истоки того, что мы называем дадаизмом, возникли не вполне в 1916 году, но были совершенно необходимым и в какой-то степени логичным результатом трансформаций в западноевропейской культуре. В отличие от сюрреалистов, дадаисты не любили опираться на традицию и возводить себя к каким-то фигурам или явлениям.

Параллельно в мире происходило множество аналогичных вещей. В 1915 году, когда Дюшан переезжает в Нью-Йорк, чтобы избежать войны и призыва в армию, и знакомится там с Ман Рэйем, в Цюрихе еще не было никакого дада. Хуго Балль только-только переехал из Германии в Швейцарию, убегая от войны. В это же время продолжает развиваться русский футуризм – антиопера «Победа над солнцем», художественная и экспозиционная деятельность Ларионова, «всёчество» Зданевича, в 1915 году в Москве открылась выставка с названием «1915», на открытии которой поэт Василий Каменский ходил с живыми мышами и бил в сковородку, а Маяковский, судя по воспоминаниям, выставил полцилиндра… Можно вспомнить и много других вещей, которые вписывалась не только в рамки футуризма. Масса каких-то приемов, например чистый жест или перформанс, возникают в русском футуризме спонтанно, и потом мы видим нечто очень близкое в дадаизме уже, так сказать, институциализированном.

1916 год – это условная дата. Когда 2 февраля в «Кабаре Вольтер» прошел первый вечер поэта и драматурга Хуго Балля, Эмми Хэннингс – его подруги, танцовщицы и поэтессы – и Ханса Арпа, они себя не мыслили как отдельная группа. Они стали дадаистами и получили это наименование благодаря Тристану Тцара, который добавил к удачно найденному Баллем слову «дада» окончание «-изм» и сделал из их группы именно движение. Изначально речь шла о том, чтобы создать в Цюрихе интернациональное содружество творческих людей, которые не хотели быть втянутыми в политику, которые объединяли бы в себе совершенно разные художественные традиции, стили, подходы и травестировали, карнавализировали современное искусство. Быть еще одним новейшим течением, еще одним «-измом» они совершенно не хотели.

«Кабаре Вольтер»

«Кабаре Вольтер» – это не литературное кафе и не салон. Это пивная, маленький ресторанчик, в котором собиралась вовсе не интеллигенция – туда приходили обычные люди и видели, что на стенах висят разные работы: Марселя Янко, Артура Сигала, а вместе с тем Пикассо и Кандинского. Тот факт, что они выбрали пивную, нельзя рассматривать как осознанную стратегию Хуго Балля, но это решение оказалось очень символическим. То, что художники собрались не в салоне, не в галерее, а в самом заурядном месте, было травестированием самой идеи искусства, неким вызовом, но в то время они не понимали это как вызов. Они просто договорились с хозяином этого заведения, что сделают ему кассу, повесят афиши, приведут свою публику и устроят представления с чтением, музицированием и прочим.

Дадаисты пробыли там три месяца, а после кабаре закрылось. В то время это не было прецедентом искусства, открытие дада задержалось на полвека, несмотря на старания Тристана Тцара. В отличие от футуризма, сюрреализма и конструктивизма, подлинное открытие дадаизма происходит уже после Второй мировой войны. Во многом это связано с тем, что это явление было крайне сложно уложить в какие-то рамки, потому что оно возникало спорадически, непрограммно. И, самое главное, как писали все дадаисты, программа дадаизма заключалась в том, чтобы не иметь никакой программы. Это парадоксально: когда дадаист говорит, что лучший дадаист – противник дадаизма. Это ситуация парадокса, ставящая тебя в неловкое положение, аполитическая позиция. Когда все другие движения себя утверждали, дада себя отрицали. Как писал Маяковский, «всеутверждающее и всеотрицающее дада» – и это была игра со смыслом, потому что «дада» по-русски означает утверждение.

Происхождение названия

Вокруг возникновения слова «дада» сложился целый жанр в дадаистской литературе. Это смешно, поскольку само это слово ничего не должно означать. После того как Хуго Балль оставил движение, уехав в 1917 году в Аскону и порвав с дадаистским прошлым, место швейцарского, а затем и парижского лидера дада занял Тристан Тцара. Ему было крайне важно закрепить за собой первенство, и в литературе писали, что он изобрел термин «дада». В своем манифесте 1918 года Тцара пишет о разных значениях этого слова: в румынском оно означает утверждение, еще где-то – хвост священной коровы, в немецком – детскую деревянную лошадку. Тцара говорит, что дада – это возвращение к первоначальному состоянию, некоторому инфантилизму, обнулению. Позже выяснилось, что Тристан Тцара и Хуго Балль спорили о том, кто же из них, листая словарь Ларусс, наугад попал на это странное слово «дада». Важно, что таким образом они абсолютизировали случайность, жестовость.

После того как в Цюрих приехали румыны Тристан Тцара, Марсель Янко и его брат Жорж, присоединился Рихард Хюльзенбек, решено было издать альманах. Первый и единственный номер, который они издали, назывался «Кабаре Вольтер». Это было вызовом художественному сообществу: с одной стороны, кабаре – это нечто уличное, прозаичное, сниженное; с другой стороны, Вольтер – это фигура Просвещения, а наследие Просвещения жутко тяготило дадаистов, они порывали со всеми его идеалами, особенно с идеей прогресса. Собственно, они и являлись результатом кризиса этого просвещенческого идеала прогресса. В то же время Вольтер – это фигура критическая, ставящая многое под сомнение и в этом смысле близкая дадаизму по духу.

В орбите сюрреализма оказалось огромное количество людей, разных интеллектуалов: философов, психологов, писателей и так далее. В этом смысле дадаизм кажется и проще, и сложнее одновременно. Центров дадаизма было несколько, но дадаистский дух распространился на очень многие явления художественной жизни, на многие фигуры и творческие позиции. Это влияние заметно в западноевропейском конструктивизме: отзвук дада оказался очень мощным. Преемственность дадаизма, антипросвещения и левых идей второй половины XX века стала возможной благодаря связующей роли сюрреализма. Сюрреализм впитал в себя практически все жесты, найденные дада, кроме внимания к психоанализу и психологии, свойственной этому движению, тогда как дадаизм всячески противостоял теоретичности. Значительная часть современного искусства восходит к опыту дада.

Дада в Берлине (1981-1920)

В 1917 году в Берлине организовалась группа дадаистов, которую возглавил Гюльзенбек. Деятельность этой группы имела ярко выраженную социально-критическую и антимилитаристскую направленность, поскольку в нее входили в основном художники, занимавшие по отношению к власти позицию открытой конфронтации – Георг Гросс, Джон Хартфильд, Хана Хёх, Иоганнес Баадер. Главными средствами художественного выражения стали памфлет, политический плакат, карикатура, фотомонтаж, листовка, в которых коммунистические и анархические идеи вытеснили спонтанный дух отрицания цюрихской группировки.

Дада в Ганновере (1919 – 1923)

Движение в Ганновере связано исключительно с деятельностью голландца Курта Швиттерса, автора и создателя необычных мерцпроизведений. Утверждая, что границы между видами в современном искусстве сглаживаются, что ведет к их полному исчезновению, Швиттерс выдвинул понятие «Мерц» как единое начало в искусстве, освобождающее художника от всяких оков и ведя его к творческому созиданию.

Дада в Кёльне (1919-1922)

Ключевыми фигурами кёльнской группы, сформировавшими ее неповторимое лицо, стали художники Макс Эрнст и Жан Арп. Основной формой их деятельности стали представления, поставленные по цюрихскому образцу, и выставки. В 1920 г. состоялась самая скандальная в истории дада выставка, в помещение которой можно было пройти только через мужской туалет при кафе. В центре зала стояла девочка в библейских одеждах и читала непристойные стихи, а зрители могли во время просмотра крушить экспонаты, что отвечало концепции дада, отрицающей ценность искусства.

Дада в Нью-Йорке (1913-1921)

История американского дадаизма началась со скандально-известной выставки Армори-шоу 1913 года, на которой были представлены работы европейских мастеров Марселя Дюшана и Франсиса Пикабиа.

Пикабиа создавал фантастические конструкции, чьи названия и биомеханический вид были одновременно и гимном и приговором индустриальному обществу. Его работы оказали значительное влияние на Ж.Арпа и М.Эрнста.

Дюшан прославился как автор концепции «ready made» (готовых объектов) – предметов промышленного и производства, художественной волей преобразованных в произведения искусства. Эта теория давала понять, что искусство – это идея, которая может быть заключена и в готовом предмете, а не только в создана художником или скульптором.

Дада в Париже (1919-1924)

В 1919 г. Дюшан и Пикабия знакомятся с Тцара и вместе перебрались в Париж, где влились в группу молодых поэтов и художников, сплотившихся вокруг Андре Бретона. Парижский период 1920-1922 гг. стал временем нового расцвета дадаизма – опять с проведением всевозможных шумных представлений, выставок, провозглашений разного рода заявлений и манифестов. Однако, внутри группы назревал конфликт: Бретона и его сторонников уже не устраивал скандал ради скандала и дух всеобщего отрицания. В его голове созревал план создания нового объединения с конкретно поставленными задачами и ясной перспективой. В 1923 г. произошел окончательный разрыв, приведший к появлению нового направления – сюрреализма. Дадаизмвынужден был отойти на второй план и постепенно сойти с художественной арены.

Знаковые работы

Вот, это Стиглиц, Франсис Пикабиа

Пикабиа был французским художником, который разделял многие идеи дадаизма,а некоторые даже провозгласил сам. Он с удовольствием шел против традиций и на протяжении всей своей 45-летней творческой жизни изобретал новые способы работы. В начале своей карьеры Пикабиа плотно сотрудничал с Альфредом Стиглицем,который организовал его первую персональную выставку в Нью-Йорке. Однако в 1915 году художник пишет этот механический «портрет», в котором явственно просматривается критика Стиглица: Пикабиа изображает его в виде сломанной старой фотокамеры, поставленной на нейтральную скорость коробки переключения передач и тормозного рычага. Все эти детали, как и написанное готическим шрифтом слово«Идеал», символизируют устаревшие ценности искусства прошлого и старомодность самого Стиглица. Рисунок, посвященный знаменитому фотографу, стал частью серии механических портретов Пикабиа, хотя сам художник не был большим поклонником прогресса.

Фонтан, Марсель Дюшан

Марсель Дюшан стал первым художником, использовавшим реди-мейды в своей работе. А предмет, выбранный для первого такого произведения, стал своеобразным вызовом и провокацией не только для критиков и зрителей, но даже для его коллег-художников. Художественное вмешательство Дюшана было здесь минимальным: он всего лишь перевернул писсуар и подписал его вымышленным именем. Изъяв этот предмет из его привычного окружения и поместив его в художественную среду, Дюшан поставил под вопрос само определение искусства и роль художника в создании арт-объектов. Бескомпромиссная смелость этой работы превратила ее в своего рода икону дадаистов, одной из главных ценностей которых было максимально непочтительное отношение к художественным традициям. «Фонтан» оказал огромное влияние на художников ХХ века, в том числе на Джеффа Кунса, Роберта Раушенберга и Дэмиена Херста.

Без названия (Квадраты, расположенные по законам случая), Жан Арп

Эта работа стала частью серии коллажей Жана Арпа, при создании которых он полагался на волю случая. Художник вырезал из бумаги квадраты контрастных цветов, а затем ронял их на большой лист и приклеивал ровно в том месте, где они упали. Результат всегда был непредсказуемым, как китайское гадание на монетах. Вероятнее всего, причиной возникновения этой техники стало разочарование Арпа в традиционных способах создания геометрических узоров. Коллажи Арпа стали наглядной иллюстрацией одной из главных целей дадаизма как «анти-искусства» – полагаться на волю случая, бросая вызов традиционным способам создания арт-объектов.

Дух нашего времени, Рауль Хаусманн

Этот ассамбляж был призван отобразить разочарование Хаусмана в немецком правительстве и его невозможности произвести изменения, необходимые для создания лучшей страны. Это ироническая скульптурная иллюстрация веры Хаусмана в то, что среднестатистический член общества «имеет не больше возможностей, чем тот, чья судьба приклеена снаружи к его черепу; его мозг остается пустым». В своей работе Хаусман использовал манекен шляпника, как символ болвана, который может переживать только то, что можно измерить механическим способом. Для этого к его голове прикреплены разнообразные инструменты: линейка, рулетка, карманные часы,шкатулка с колесом от печатной машинки, латунные ручки от фотокамеры, дырявый телескопический стаканчик и старый кошелек.

Китайский соловей, Макс Эрнст

В 1919–1920 годах Макс Эрнст создал серию коллажей с использованием фотомонтажа. На них были изображены странные гибридные существа, «склеенные» из изображений военной техники, человеческих конечностей и различных аксессуаров. Внушающие страх элементы оружия он объединял с более мягкими частями и давал своим работам лирические названия. Эти работы, безусловно, имели особое значение для Эрнста, который во время войны получил ранение из-за оружейной отдачи. В «Китайском соловье», к примеру, художник использовал в качестве тела неведомого существа английскую бомбу, дополнив ее руками и веером восточной танцовщицы. На скобу бомбы он поместил глаз, превратив ее в подобие диковинной птицы.

Рэйограф, Ман Рэй

Ман Рэй был американским фотографом, который большую часть своей творческой жизни провел в Париже. В 1920-х годах он начал свои фотографические эксперименты,которые назвал «рэйографами». Он помещал разные предметы на фотобумагу, после чего подвергал их воздействию света. На фотографиях оставался призрачный«отпечаток» предметов, совершенно не похожий на любое иное их изображение. Первый из подобных снимков, в лучших традициях дадаизма, получился случайно. И в то время,как другие дадаисты исследовали границы возможного в живописи и скульптуре, Ман Рэй делал то же самое в фотографии. Благодаря ему, она перестала быть зеркальным отражением реальности.

Дадаизм в поэзии

Андре Бретон (1896–1966)

Из книги «Седовласый револьвер» (1932)

Совершенно белые мужчина и женщина

Я вижу волшебных проституток укрывшихся под зонтами

Их платья древесным цветом слегка поджелтил фонарь

Они гуляют а рядом свисают лохмотья обоев

Сердце щемит как посмотришь на этот полуразрушенный дом

На беломраморную раковину слетевшую с каминной доски

На смутные вереницы вещей в зеркалах вставших за ними

Кварталом где бродят они овладевает

Великий инстинкт сгоранья

Они подобны опаленным цветам

Далекий их взгляд взвивает камни вихрем

Но сами они неподвижны и пропадают

В сердцевине этого смерча

Для меня ничто не сравнится со смыслом их вялых мыслей

Свежестью ручья куда они окунают тень своих остроносых

Плотностью летучих клочков сена их затмивших скрывших из

Я вижу их груди последние капельки солнца в глубоком мраке

Они опадают вздымаются и этот ритм единственная

Точная мера жизни

Я вижу их груди и это звезды

Качающиеся на волнах

Их груди внутри которых всегда рыдает незримое синее

Перевод Марка Гринберга

Луи Арагон (1897–1982)

Из книги «Предназначение поэзии»(1925–1926)

Доброе мартовское пиво

Жану Бернье

В лесах Сюрена

Водилась сирена

Вылитый папочка

Министр финансов

Министр монстр

И глуп как пробка

Но попка твоя

Такая попка

Папаша с папкой

Дочурка с попкой

В лесах Сюрена

Водилась сирена

Вылитый папочка

Министр финансов

В прелестном шале я Тебя обожая

Дрожа я В пылу поцелуя

Тебя уважая

В лесах Сюрена

Водилась сирена

Вылитый папочка

Министр финансов

Перевод Елены Березиной

Робер Деснос (1900–1945)

Из книги «Причесанный язык»(1923)

Ночной ветер

В море морском пропащие пропадают

Мертвые мрут преследуя следопытов

Пляшут кружась в кругу.

Божеский бог! Человечьи люди!

Сдавлю себе церебральный мозг

пальпируя сразу десятком пальцев —

Какая жуткая жуть!

А вот у красоток у крашеных прически в отменном порядке.

Небесное небо

Земная земля

А все-таки где же небесные земли?

Перевод Алины Поповой

Бенжамен Пере (1899–1959)

Из книги «Припрятанное на случай»(1934)

Тысячу раз

Среди золотистых развалин газового завода

ты найдешь шоколадку и она от тебя даст деру

но если побежать так же быстро как баночка с аспирином

шоколадка заведет тебя далеко

Она изменит окрестный пейзаж

как дырявый ботинок

который прикрывают дорожным плащом

чтоб не пугать прохожих зрелищем обнаженной натуры

от него стучат зубы в коробочках рисовой пудры

и осыпаются листья с деревьев словно фабричные трубы

А поезд минует заштатную станцию без остановки

потому что еще не хочет ни пить ни есть

потому что на улице дождь а он без зонта

потому что коровы еще не вернулись

потому что дорога неспокойна и он боится

встретить пьяных дядек воров или злых полицейских

Вот если бы ласточки встали в очередь у кухонных дверей

чтобы попасть в жаркое

если б вода отказалась подмешиваться в вино

а у меня завелось бы несколько франков

То было бы наконец что-то новое в этом мире

тогда от булочек на колесах пришли бы в экстаз жандармы в

казармах

и был бы огород для бороды и в нем воробьи разводили бы

шелковичных червей

и был бы у меня на ладони

крошечный холодный фонарик

золотистый как яйцо на тарелке

и настолько легкий чтобы мои подошвы вспорхнули что твой

накладной нос

и тогда дно моря превратилось бы в телефонную будку

из которой никто никогда никому не звонит.

Перевод Алины Поповой

О дада

  • Дада – это не художественная школа, но сигнал тревоги против разрушения ценностей, против рутины и спекуляции, отчаянный призыв в интересах всех видов и форм искусства к творческой основе с помощью которой нужно строить новое и универсальное сознание искусства (Ханс Рихтер).
  • Дада – это нонконформистский дух, который существует во все времена в каждый период, потому что человек это человек (Марсель Дюшан).
  • Искусство давно умерло. Моё бездарное творчество – это борода, растущая на лице трупа. Дадаисты – пирующие черви, вот наша основная разница (Илья Зданевич).
  • То, что мы называем дада – это игра шута с безделицей, в которую впутаны все более высокие вопросы (Хуго Балль).
  • Хорошо, что ты не можешь и, вероятно, не должен понимать дада (Рихард Хюльзенбек).
  • Вопрос «что есть Дада?» — бездарный и школьный… Дада нельзя понять. Дада надо пережить (Рихард Хюльзенбек).

Ключевые моменты

  1. Дадаизм стал первым концептуальным художественным движением, представители которого фокусировались не на создании эстетически приятных объектов. Их целью было перевернуть с ног на голову буржуазную мораль, и это порождало множество сложных вопросов касаемо общества, роли художника и предназначения искусства.
  2. Представители дадаизма были настолько против каких бы то ни было проявлений буржуазной культуры, что даже сами себе они не особенно нравились. «Дада – это анти-дада», – кричали они. То, что группа была создана в Кабаре «Вольтер» в Цюрихе, имело особое значение. Это заведение было названо в честь сатирика XVIII века, который в своем знаменитом произведении «Кандид» высмеивал глупость современного ему общества. Как писал один из основателей и кабаре, и дадаизма Хуго Балль, «дадаизм – это Кандид нашего времени».
  3. Художники вроде Жана Арпа считали очень важным оставлять какую-то часть в выполнении своих работ на волю случая. Такой подход противоречил всем нормам создания произведений искусства, где каждая работа должна была быть тщательно спланированной и завершенной. Привнесение элемента случайности было одной из форм протеста дадаистов против традиционных канонов в искусстве, а также попыткой найти ответ на вопрос о роли художника в творческом процессе.
  4. Кроме прочего, дадаисты известны использованием так называемых «реди-мейдов» – предметов быта, которые можно купить и представить в качестве произведения искусства после минимального вмешательства художника. Использование реди-мейдов подняло вопросы о художественной креативности, о самом определении того, что может считаться искусством, и его цели в обществе.

Видео

Это течение зародилось в 1916 году и просуществовало до 1922 года. Его основоположником стал румынский и французский поэт Тристан Тцара. Дадаизм стал течением, отражающим бессмысленность существования, иррациональность и отсутствие логичности. Зарождение жанра связывается с последствиями Первой Мировой войны, оказавшей большое влияние на внешнюю политику и буквально перевернувшую жизненный уклад миллионов людей. Слово «дада», выбранное Тцара для нового искусства, имело различные на языках мира, также оно могло передавать детский лепет, а в и румынском языках выражало утверждение. Таким образом, в слове «дада» каждый видел свое , а кто-то и не замечал его вовсе. В этом и заключалась вся суть нового жанра. По канонам дадаизма, любая логика и рациональность - это путь к и разрушению. поэтому они отказывались от каких-либо принципов и рушили все каноны. Основными изобразительными произведениями дадаистов были бессмысленные чертежи, абстрактные коллажи, всевозможные каракули. В поэзии дадаизм выразился в замене слов бессвязными буквенными сочетаниями. В течение нескольких лет дадаизм был очень популярен в Швейцарии, Германии, Франции, США, Японии и Великобритании. Но после 1922 года его популярность стала неуклонно снижаться, и вскоре дадаизм исчез совсем.
Дадаизм породил несколько новых течений - сюрреализм, абстракционизм, примитивизм и экспрессионизм.

Известные дадаисты

Основатель течения Тристан Тцара писал стихи на румынском и французском . Его произведения - это чистый дадаизм. В них практически нет смысла, а абсурдно. Сюжет строится на чередовании метафоричных образов, но, в отличие от футуризма, стихотворения имеют синтаксический и логический смысл. Сподвижник Тцара Марсель Янко также был выходцем из Румынии. Янко работал художником и архитектором. Он создавал яркие полотна с нагромождением геометрических форм и абстрактными персонажами. Янко пытался популяризировать дадаизм во Франции, но получил достаточно холодный прием со стороны критиков.
Многие дадаисты использовали в своих произведениях острые политические высказывания.

Художник и поэт Жан Арп также стоял у истоков дадаизма. В своих картинах он использовал биоморфные силуэты, навеянные формами , а также яркие цветовые пятна. Стихотворения Арпа лишены логического смысла, но очень эмоциональны. Французский и американский художник Марсель Дюшан активно участвовал в дадаистских акциях и перфомансах. Он любил перевоплощаться в различные образы, в том числе и . Произведения Дюшана рождались из готовых вещей. Например, писсуар с написанной на нем датой и автографом, он представил как скульптуру «Фонтан».

Страница 9 из 14


Дадаизм

Литературно-художественное движение дадаизм (от франц. dada – «конек, детская деревянная лошадка») возникло в период Первой мировой войны в Цюрихе. В группу дадаистов входили эмигранты – представители интернациональной богемы. Программы и манифесты представителей этого направления носили ярко выраженный нигилистический характер. В феврале 1916 года в Цюрихе был открыт артистический клуб-кабаре, демонстративно названный «Клубом Вольтера». Именно в этом кафе и нашли себе пристанище организаторы нового движения.

Важно отметить, что дадаизм был не столько направлением в искусстве, сколько интеллек-туальным бунтом, криком протеста, порожденным смятением перед кошмарным абсурдом мировой бойни. Вокруг «Клуба Вольтера» сгруппировались немецкие писатели-эмигранты Гуо Балль и Рихард Гюльзенбек, Ганс Арп – поэт, скульптор и художник, румынский архитектор и писатель Марсель Янко и другие.

Интерес к дадаизму на первых порах его существования проявляли Пабло Пикассо и Василий Кандинский. Его поддержали (особенно после 1920 года, когда дадаисты переехали в Париж) французские поэты Андре Бретон, Луи Арагон, Поль Элюар, Филипп Супо, Пьер Реверди. К движению примкнули приехавшие из США французские художники Марсель Дюшан, Франсис Пикабия и американский художник и фотограф Maн Рей.

Главным вдохновителем нового направления стал Марсель Дюшан, который еще в предвоен-ное время, живя в Нью-Йорке, предвосхитил многие дадаистические приемы. Среди исследова-телей движения дада существует мнение, что истоки его возникновения нужно искать в Соединенных Штатах Америки.

После окончания Первой мировой войны, свершения революций в России и Германии центром наиболее активной деятельности дадаистов стал Париж. Представители движения дадаиз-ма устраивали в городе шумные скандалы, а во время своих выступлений на организованных ими вечерах и выставках доводили публику до исступления. Поэты-дадаисты выкрикивали в зал бессмысленный, хаотический набор слов, художники выставляли в экспозицию выставок нелепые коллажи. Они представляли собой наклеенные на холст обрывки фотографий, газет, кусков мочала, веревок, пуговиц, битого стекла, проволоки.

Марсель Дюшан, например, в парижском Дворце празднеств представил в экспозицию выставки цветную репродукцию Моны Лизы с пририсованными усами и бородкой, а его коллега Франсис Пикабия – полотно под названием «Святая Дева». Вся композиция этого произведения представляла собой огромную чернильную кляксу.

Абсурдность, откровенный эпатаж и хулиганство вызывали у зрителей соответствующую реакцию. Во время творческих сеансов публика забрасывала представителей нового искусства яйцами и жареными бифштексами. Нередко вечера и выставки дадаистов заканчивались драками и непременным вмешательством полиции.

Сумбурный, анархический бунт дадаизма шел по линии наименьшего сопротивления окружа-ющему реальному миру. Это привело последователей движения в лабиринты самого безудержного нигилизма, истерического ниспровержения всего и вся. Наглядно демонстрируют основные принципы дадаизма высказывания его лидеров и основателей.

Немецкий художник Георг Грос говорил в свое время: «Мы с легкостью издевались над всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый Нигилизм, и нашим символом являлись Ничто, Пустота, Дыра...».

Не менее хаотичны и абсурдны утверждения его соратника по движению, французского поэта Луи Арагона.

В одном из своих многочисленных манифестов он восклицал: «Нет больше художников, литераторов, музыкантов, скульпторов, религий, республиканцев, роялистов, империалистов, анархистов, социалистов, большевиков, политиков, пролетариев, демократов, буржуев, аристокра-тов, армии, полиции, родины. Довольно этих глупостей. Больше нет ничего, ничего, ничего».

Молодые художники и поэты, потрясенные чудовищной бессмыслицей Первой мировой войны, противопоставляли ей бессмысленность творчества. Они утверждали примат бессознатель-ного, примитивно-инфантильного отношения к реальной действительности.

Довольно неоднородное течение дадаизм объединило людей самых различных убеждений. В его рядах находились те, кто искренне верил в свою историческую роль преобразователей общества, и отпетые реакционеры, как, например, сблизившийся на некоторое время с цюрихской группой глава итальянского футуризма Маринетти. Среди дадаистов было и немало позеров, любителей пощекотать нервы шутовской игрой, откровенным эпатажем, хотя большинство представителей движения дада вполне серьезно относились к своим общественным выступлениям, выставкам и манифестам.

Некоторые из исследователей этого авангардистского направления считали, что в первую очередь новое течение привлекло внимание молодых деятелей культуры впечатлениями «новизны», «взрывчатой силы», бунтом против традиционных, стертых и опошленных, а в годы Первой мировой войны бесконечно скомпрометировавших себя постулатов официальной казен-ной идеологии.

Дадаизм возник не случайно. Его появление имело социальную обусловленность. Яркое доказательство тому – берлинская группа, которую возглавлял способный и талантливый худож-ник Георг Грос, ставший впоследствии одним из самых острых мастеров немецкой политической сатиры.

В коллажах, фотомонтажах, рисунках, манекенах, созданных берлинской группой в общем русле дадаизма, ощущался своеобразный оттенок издевательского гротеска, направленного против мещанской пошлости буржуазного бытия. Многие работы художников несли на себе печать ярко выраженного антимилитаристского вызова. Так, например, на одной из выставок был представлен манекен, подвешенный к потолку и изображающий немецкого офицера в каске, с огромной свиной мордой вместо лица.

Однако в целом дадаизм, несмотря на субъективные устремления некоторых его представи-телей и на проявление антибуржуазного протеста, был течением сугубо аполитичным. Внешне активная, шумная деятельность дадаистов, по существу, была замкнута, изолирована от окружа-ющей жизни с ее вопиющими реальными противоречиями.

Наглядным примером служит творчество лидеров этого формалистического, до некоторой степени эпатажного течения.

Одним из ярких представителей дадаизма считается французский живописец Франсис Пикабия. Рисунки и картины художника-бунтаря в дадаистский период напоминали технические чертежи, абсурдные изображения частей машин, которые сочетались с произвольными абстрак-тными формами и нарочито многозначительными, включенными в полотно надписями. Таковы, например, его композиции «Всемирная проституция» (1916), «Любовный парад» (1917), «Дитя-карбюратор» (1918, частное собрание, Париж), «Каннибализм» (1919).

Ставший впоследствии ярким представителем абстрактного искусства, немец Ганс Арп в период увлечения дадаизмом создавал однообразные варианты цветных бумажных и деревянных аппликаций на картоне или дереве.

Один из главных «выдумщиков» среди дадаистов, Марсель Дюшан (1887-1968), в своем формотворчестве вообще не обременял себя никакими сюжетными ассоциациями. По собствен-ному признанию художника, он всегда стремился изобретать вместо того, чтобы выражать себя. На одной из выставок М. Дюшан представил серию «Ready made» (буквальный перевод – «готовый», «готовое изделие»). В экспозицию входили бытовые предметы, некоторые из них были представлены в нетронутом, словно сошедшем с магазинного прилавка виде. Другие изображали самые неожиданные комбинации: например, колесо, укрепленное на табуретке (1914), металли-ческую клетку, заполненную мраморными кубиками, имитирующими пиленый сахар.

Экспонируя лопату или железную сушилку для бутылок, дадаисты считали, что тем самым они активно «разрушают» искусство. Непревзойденных высот в создании коллажей достиг немец-кий художник Курт Швиттерс (1887-1948) – создатель одного из видов дадаистического направления, так называемого мерцизма.

В конструкции объемного характера – «мерци» – художник вставлял коллажи из кусков дерева, трамвайных билетов, пучков волос, старых тряпок, детских игрушек и дамских корсетов. Некоторые из этих «впечатляющих» монументов в момент демонстрации приводились в движение и даже могли издавать звуки.

Дадаисты утверждали, что, используя такой прием, как коллаж, они создавали ощущение абсурдности, хаоса, полной непонятности и, как писали историки и исследователи движения дадаизма, породили вещи «конкретной иррациональности».

Основу дадаизма, по мнению представителей этого движения, составляла болезненная ущерб-ность видения, которая выражалась в бессознательном, инфантильно-бессвязном творчестве, отвергающем логическую систему мышления.

Дадаизм быстро зашел в тупик, руководствуясь такими принципами и взглядами на природу возникновения искусства. К середине 1920-х годов он как направление закончил свое существо-вание. Кратковременное, хаотичное и пестрое по своему составу течение дадаизм предстало как социально-психологический симптом времени. Однако это движение оказало сильное воздействие на развитие всей мировой литературы и изобразительного искусства. После своего распада оно способствовало формированию гораздо более программного направления – сюрреализма.