Шолохов испытание анализ рассказа. Значение «Донских рассказов» Шолохова


Касаясь вопросов художественного мастерства, Шолохов заявлял, что «лозунг реализма избавил писателей от горячих и порой ненужных дискуссий о творческом методе. Теперь от писателя требуется одно - работать». Неоднократно указывал Шолохов и на необходимость «исключительно вдумчивого, глубокого изучения материала». Он считает, что писатель должен быть органически связан с социалистической действительностью. Только тогда он сможет правдиво отразить ее в художественном произведении. Особое внимание Шолохов обращал на необходимость четкого выражения в литературе патриотических идей. «Чувство родины, - говорил он, - великая штука, товарищи! Этим чувством должно быть пронизано каждое произведение писателя».

В конце 1934 года Шолохов снова выехал за границу. Будучи в Швеции, Дании, Англии, Франции, писатель рассказывал об успехах советского искусства, разоблачал клевету буржуазной печати о Советском Союзе. Остановившись в Стокгольме всего на несколько дней, Шолохов выехал в Данию. 3 января 1935 года он сделал в Копенгагене доклад о современной советской литературе. Присутствовавший на этой встрече Мартин Андерсен Нексе тепло приветствовал Шолохова, как «представителя литературы великой Советской страны». Шолохова приветствовали известные профессора литературы Лондонского университета и Британской академии художеств, дружеский носила его встреча с французскими литераторами. Особенно дороги были для Шолохова часы бесед с писателем-коммунистом Жан Ришар Блоком.

Вера Кетлинская, побывав у Шолохова в 1934 году, сообщала: «Ближайший год писателя будет напряженным: Михаил Шолохов в данное время кончает последний том «Тихого Дона» и рассчитывает до конца года написать окончание «Поднятой целины».

Письма Шолохова также свидетельствуют о той напряженной работе, которая велась в это время над последней частью «Тихого Дона». «Последнее время, - рассказывал писатель в июне 1934 года, - я почти одновременно работал над четвертой книгой «Тихого Дона» и второй книгой «Поднятой целины». Работа над ними уже почти закончена. Это, естественно, не означает, что я могу сейчас же сдать оба романа в печать. Отнюдь нет. Отложив на время «Поднятую целину», в настоящее время я засел за окончательную отшлифовку «Тихого Дона».

К осени 1935 года четвертая книга, как сообщал писатель, была уже написана и неоднократно перерабатывалась по отдельным главам. «План всей вещи, рассказывал Шолохов, - был задуман мной еще до написания первой книги «Тихого Дона». С этого времени он не подвергался существенным изменениям. В процессе работы варьировались лишь некоторые детали плана и композиции отдельных сцен». Правда, намечались различные варианты завершения судеб героев, но Шолохов отказался от них и уже в 1935 году твердо определил пути главных героев и их судьбы, которые остались неизменными до полного опубликования романа. Уже тогда Шолохов сообщал, что «Пантелей Прокофьевич в четвертой части романа умирает» «своей нестрашной смертью», а Аксинья «останется живой до последней главы». Григорий Мелехов, который в конце третьей книги командовал повстанческой дивизией под станицей" Вешенской, будет оттуда «наступать на север, примерно на Балашов, а потом ему суждено вместе с белыми а)рмиями откатиться до Новороссийска». Ясен был путь Григория и в восьмой части: «после разгрома белого движения на юге и конца вооруженной борьбы на Дону казак Мелехов попадает в Красную Армию и в отрядах Первой Конной совершает поход на польский фронт».

Судя по этим сведениям,; Шолохов предполагал рассказать в специальных главах об этом периоде в Григория Мелехова, но в процессе работы он отказался от излишних подробностей и ограничился кратким сообщением Прохора Зыкова о службе Григория в Первой Конной и об участии его в боях с белополяками. Возможно, что главы, связанные с этим периодом жизни Григория, оказались среди страниц, не опубликованных писателем. Заявляя, что Григорий Мелехов «еще побывает в банде», Шолохов подчеркивал: «у Мелехова очень индивидуальная , и в нем я никак не пытаюсь олицетворить середняцкое казачество. От белых я его, конечно, оторву, но в большевики превращать не буду. Не большевик он».

Это свидетельство писателя чрезвычайно интересно. Оно позволяет правильно понять ненависть Григория Мелехова к белому офицерству и стремление писателя заострить эту черту. Григорий все больше уходит от белых, сознавая неизбежность их гибели, но не может понять правду, за которую борются большевики.

В связи с этим Шолохов решил четко противопоставить Григорию Мелехову фигуру последовательного борца за социализм из среды казаков. «Из большевиков в четвертой книге выделится Михаил Кошевой, - рассказывал Шолохов, - я выдвину его с заднего плана и сосредоточу на нем больше внимания...» .

В лице Кошевого писатель создал типический образ представителя трудового казачества, нашедшего правильный путь в революции. Политически выросший в борьбе, Кошевой, сталкиваясь с Григорием, проявляет вполне понятную настороженность и принципиальность.

Шолохов противопоставляет Мелехову не только фигуру отдельного представителя народа. Писатель рисует казачьи массы, постепенно преодолевающие сложные Противоречия. возвращаются в родные места, начинают полевые работы, выбирают ревкомы. Прослеживая закономерный переход казачества, желающего мира и труда, в лагерь революции, широкий размах народной борьбы за Советскую власть, Шолохов стремился показать одновременно «окончательный разгром белого движения на Дону».

Работа над романом не прекращалась даже в летние месяцы 1936 года. «Сейчас, не глядя на жару, - писал Шолохов И. Островскому, - начал работать. Сижу, обливаюсь горьким потом и с вожделением поглядываю на Дон. По совести говоря, работать в такую дикую погоду нет ни малейшего желания». Напряженно работает Шолохов и в сентябре, а в октябре сообщает Н. Островскому, что он «снова за столом», трижды «перекрывает нормы». Лишь на некоторое время в конце года писатель выезжает в Москву для встречи с прикованным к постели Николаем Островским.

Четвертая книга оказалась для писателя самой трудной, она подводила итог его многолетней работы. Особенно беспокоили писателя финальные сцены. Стремясь проверить себя, Шолохов решил в это время собрать новый дополнительный материал, относящийся к концу романа. «Много езжу по станицам, - рассказывал он, - и все исключительно с одной целью - перепроверяю уже написанное».

В 1937 году Шолохов сдал в «Новый мир» лишь седьмую часть «Тихого Дона», задержав публикацию последних завершающих страниц еще на два года. Это решение можно объяснить повышенной взыскательностью писателя к своему творчеству. С годами расширившийся идейный кругозор художника, углубленное и более зрелое, чем в годы работы над первыми книгами, понимание истории - все это требовало особенно тщательной работы над той частью романа, которая сводила воедино написанные ранее книги.

1. Введение . К одним из крупнейших произведений не только отечественной, но и мировой литературы относится роман М. А. Шолохова " ".

Масштабность романа позволяет обоснованно отнести его к настоящей эпопее, посвященной казачеству. Несмотря на жесткие рамки советской цензуры Шолохов правдиво и искренне сумел показать жизнь казаков в переломный момент русской истории.

2. История создания. Замысел написать большой роман о казачестве возник у Шолохова в середине 20-х гг. С этой целью он приехал на Дон. Первоначально произведение носило название "Донщина". Писатель стремился показать казачество в революции. Постепенно эта работа увлекла Шолохова. У него появилось желание развернуть эпическую картину, охватывающую несколько лет.

С 1926 г. он уже целенаправленно работает над масштабным произведением, получившим название "Тихий Дон". Шолохов тщательно изучает все доступные литературные и архивные материалы, предпринимает многочисленные поездки и разговаривает с очевидцами событий. Первые две книги романа были написаны в течение трех лет. Затем темп работы писателя значительно снизился. "Тихий Дон" был полностью закончен только к 1939 г.

3. Смысл названия . В названии "Тихий Дон" заложено традиционное уважительное обращение к могучей реке. Об этом свидетельствует эпиграф к роману, взятый из старинных казачьих песен ("батюшка тихий Дон"). Тем самым Шолохов подчеркивает неразрывную связь своего романа с народом, его преданиями и обычаями. В центре произведения находится простой человек, которому довелось жить в переломный момент истории. Неизбежная ломка устоявшихся на "тихом Доне" порядков - одна из главных проблем романа.

4. Жанр. Роман

5. Тема . Центральная тема романа - поиск правды главным героем. Посреди небывалой жестокости Григорий Мелехов обязан сделать главный выбор в своей жизни.

6. Проблематика . Эпичное произведение содержит в себе целый ряд серьезных общечеловеческих вопросов и проблем. Прежде всего, это положение обычного человека и его семьи в условиях военного времени. Проблема гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Уже на фронтах Первой мировой войны возникает вопрос: кто же является врагом? Иностранный солдат или свое "родное" командование, бросающие безо всякой жалости на убой тысячи простых людей.

Эта проблема становится еще острее, когда вернувшиеся с фронта казаки вынуждены вновь браться за оружие и воевать против своих братьев. Проблема поиска настоящей "народной" правды так и не решена писателем до конца. Он предоставляет читателям право самим сделать собственные выводы. Хотя в какой-то степени окончанием поиска Григория можно считать его возвращение домой, когда он получил возможность "держать на руках сына".

Семья и спокойная трудовая жизнь - идеал главного героя, к которому он пришел через множество проб и ошибок. Огромной заслугой писателя можно считать то, что он правдиво изображает как идеалы красного, так и белого движения, не отдавая никому предпочтения. Проблема величайшего противостояния в русской истории в те годы решалась однозначно: страна делилась на своих и чужих. Шолохов до предела обострил эту проблему в романе, показав, что с обеих сторон были как плохие, так и очень хорошие люди. К частным проблемам можно отнести семейные и любовные взаимоотношения главных героев. Каждый из них обладает огромным внутренним миром, испытывает сложные чувства и переживания.

7. Герои. Основные главные герои: Григорий Мелехов, Петр Мелехов, Дарья Мелехова, Степан Астахов, Наталья, Аксинья. Помимо них в романе действуют еще более 150 персонажей, описанных с разной степенью детализации. Большую роль играют родители Мелехова, Митька Коршунов и другие. Некоторые герои действуют только в отдельных частях романа.

8. Сюжет и композиция . Действие романа охватывает большой и насыщенный событиями временной промежуток. Читатель знакомится с главными героями незадолго до начала Первой мировой войны. Конец произведения приходится на завершающую стадию Гражданской войны. Центральное место действия - области казачьего Донского войска.

В центре внимания сразу же оказывается обычная казачья семья Мелеховых, проживающая на хуторе Татарском. Главный герой, Григорий Мелехов, - молодой парень, которому очень скоро нужно будет идти на военную службу. Григорий воспитан в старинных казачьих традициях. Он мечтает проявить себя в бою и не посрамить славу предков. Попав на войну, Григорий очень скоро разочаровывается в своих идеалах. Он замечает, что офицеры относятся к простым солдатам и казакам, как к пушечному мясу. С этого времени начинается мучительный поиск правды главным героем.

Петро Мелехов разительно отличается от брата. В его жизни никогда не возникает мучительных противоречий. Он ясно и отчетливо видит свой жизненный путь, заключающийся в защите казачества и сохранении традиций. Большую роль в романе играют любовные отношения. Григорий связывается с женой Степана Астахова Аксиньей. Эта любовь красной нитью пройдет через весь роман. При этом Григорий имеет законную жену - Наталью, которая беззаветно любит его.

Две женщины также заставляют главного героя находиться в состоянии выбора. Сам того не желая, Григорий становится источником постоянных мучений и страданий как для Натальи, так и для Аксиньи. Аксинья и Наталья - абсолютно противоположные женщины, вступившие в борьбу за любимого человека. Аксинья в молодости подверглась насилию со стороны отца. Девушка ни в чем не была виновата, но суровые нравы того времени привели к тому, что ее постоянно начал избивать муж.

Аксинья не знала настоящей любви до того, как встретила Григория. Только с ним она почувствовала тягу к жизни. Ее измена с Листницким - всего лишь стремление слабой женщины найти защитника и покровителя. На протяжении всего романа ее сознание полностью заполнено одним Григорием.

Скромная и застенчивая девушка, которой понравился бойкий и задорный Григорий. Свадьбу с ним она посчитала величайшим счастьем. Но, увлекшись Аксиньей, Григорий уже не стремился к семейному покою и уюту. Наталья также пытается всеми силами удержать мужа. В отчаянии она даже совершает попытку самоубийства. Ее любовь более жертвенна, чем у Аксиньи. В конце концов, узнав об очередной измене Григория, Наталья совершает страшную вещь, пытаясь избавиться от очередного ребенка. Только смерть жены открывает Григорию глаза на то, насколько она была ему дорога.

Самых трагический персонаж романа. За его невероятным мужеством и волчьими повадками скрывается добрая и отзывчивая душа. Ему приходится до конца испить горькую чашу. Один за другим погибают все родные и близкие Григория. Лишь его самого смерть неизменно обходит стороной. Один из самых волнующих эпизодов произведения - смерть Аксиньи в финале, когда Григорий уже надеялся обрести долгожданный покой с любимой женщиной.

Перекинувшаяся с германского фронта война раздирает на части некогда дружные казачьи хутора и станицы. Их жители разделяются на красных и белых. Эта величайшая трагедия ярче всего показана на примере семьи Мелеховых. Григорий некоторое время служит у большевиков, что делает его кровным врагом своего родного брата. Автор показывает, что только любовь способна сгладить неразрешимые противоречия между враждебными сторонами.

Дуняшка Мелехова влюбляется и выходит замуж за красного "палача" Мишку Кошевого. Она изо всех сил пытается примирить его с братом Григорием. Не ее вина в том, что этого все-таки не происходит. Разительный контраст составляют между собой начало и конец произведения. От большой и счастливой семьи Мелеховых остается только "затравленный волк" Григорий и Дуняшка, женатая на большевике. Тем не менее заключительные строки проникнуты огромной надеждой на лучшее. Сын Григория становится этой надеждой, а также всем "что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным... миром".

Убедительно доказывает, что казачье восстание против советской власти было закономерным и вполне объяснимым явлением. Казачество было совершенно обособленным сословием, имеющим мало общего с рабочими, крестьянами и помещиками. Первая мировая война стала мощным катализатором для народного возмущения. Вернувшись домой, казаки мечтали заняться хозяйством и семьей. Но война ждала их дома.

На Дону практически не существовало проблем малоземелья и засилья помещиков. Поэтому идеи большевиков не находили среди казаков широкого отклика. Когда же они столкнулись с продразверсткой, чаша терпения лопнула. В идеале казаки мечтали о самоуправлении без большевиков, офицеров и кого бы то еще ни было. Они устали от войны и подчинения приказам. Несмотря на всю свою жестокость, Григорий постоянно стремится к мирной и спокойной жизни. Лишь в результате многочисленных утрат и лишений он возвращается к порогу родного дома. Он понимает, что этот покой будет кратким, но никакого другого пути уже не осталось. Советская власть установилась прочно и надолго.

9. Чему учит автор . Шолохов в романе проводит мысль о том, что главной ценностью для человека остается семья и близкие люди. Политические убеждения должны всегда быть на втором плане. Только в этом случае можно сохранить в себе человека и с уверенностью смотреть в будущее.

/ / Анализ рассказа Шолохова «Судьба человека»

Этот рассказ был закончен Михаилом Шолоховым в 1957 году и в том же году «Судьба человека» впервые была напечатана в газете «Правда». Рассказ показывает нам нелегкую судьбу советских солдат, которые пали в плен к фашистским захватчикам.

Сейчас, обратившись к истории, мы знаем, что судьба людей побывавших в плену не лучше тех, кто сражался на поле битвы. К большому сожалению, пленных не признавала родина. Даже после освобождения из плена, их называли предателями, шпионами. Многие из них погибли в лагерях ГУЛАГа, доказывая свою верность стране. Но Шолохов решил опустить этот момент и в своем произведении показал героическую судьбу простого солдата, которому довелось принять участие в Великой Отечественной войне.

Произведение «Судьба человека» построен, как рассказ героя-рассказчика и центрального героя произведения.

Главным героем рассказа был . С ним мы познакомились через восприятие героя-рассказчика. Соколова мы видим простым рабочим человеком, писатель делает акцент на его «грубых, черствых» трудовых руках, и на глазах «наполненных смертной тоской». Единственным смыслом жизни Андрея был его маленький сынишка, по имени Ванюшка. Сразу бросается в глаза тот факт, что Андрей Соколов живет только ради него, о себе даже не думает. Это видно по опрятной одежде Ванечки, чего не скажешь о его отце.

О не простой жизни главного героя мы узнаем из его личного рассказа герою-рассказчику. Стоит отметить, Андрей очень откровенно и честно повествует о жизни, которую прожил, ничего не утаивая и не приукрашая, ведь он принял героя-рассказчика за такого же рабочего человека, шофера, каким был он сам.

Позже мы узнаем, что главный герой очень рано стал сиротой, принимал участие в гражданской войне. По окончанию войны, переехал в город, там женился и нашел увлечение всей своей жизни – автомобили. Вот так Андрей приобрел профессию шофера. Сразу становится понятным, что у Соколова была счастливая жизнь: любимая жена, хорошая работа, дети. В общем, жил он, как многие миллионы других людей в России.

И вот, в один из дней, эта счастливая жизнь прервалась, началась Великая Отечественная война, во время которой Андрей попадает в плен к фашистам. Случилось это тогда, когда он хотел прорвать заслон немцев, чтобы передать боеприпасы советским солдатам. В этот момент Соколов не задумывался о собственном спасении, о цене собственной жизни. Он знал, что там гибнут советские солдаты и им нужно помочь.

К сожалению, замысел Андрея Соколова провалился, его взяли в плен. В плену главный герой не сломался, сохранив чувство собственного достоинства и даже чувство юмора. Это проявилось в сцене, когда после приказа фрица снять понравившиеся ему сапоги, Андрей снимает и портянки, словно насмехаясь над ним.

Шолохов стал первым, кто показал читателю трагизм и ужас фашистского плена. Где люди, для сохранения собственной жизни, шли на ужасные поступки. На этом фоне характер главного героя, его мысли и действия кажутся еще благороднее и патриотичнее. Сила его характера вызывает уважение даже у врагов. Он, безоружный, был морально сильнее фрица с автоматом. Свою моральную победу он одержал в беседе с начальником лагеря Мюллером. Примечательно, что именно в это время шли ожесточенные бои под Сталинградом. И моральная победа простого русского солдата стала символом разгрома врага.

Вскоре война закончилась, но та счастливая жизнь, которая была до войны так и не настала. Андрей Соколов узнал, что у него больше нет семьи, война забрала всех его родных. Радость победы сменилась опустошением и смертной тоской. Смысла жить дальше не было. И только случай – встреча сироты – не дала Андрею опустить руки. Ванька стал для него новым смыслом жизни.

Своим произведением Шолохов хотел показать всему миру не сломленный характер русского народа, самопожертвование, его гуманизм и чувство достоинства. В конечном итоге, именно эти качества стали залогом победы над гитлеровской Германией.

Шолохов Михаил Александрович, лауреат Нобелевской премии, советский писатель и деятель родился в мае 1905 года (10) на х. Кружилин в Донецком округе.

Отец, Александр Михайлович Шолохов, был выходцем из Рязанской губернии, занимался земледелием на арендованной земле, затем был приказчиком и управляющим мельницей. Анализ рассказа илюха Шолохова Черникова Анастасия Даниловна, мать Шолохова, была дочерью крепостного крестьянина с Черниговщины.

В начале 1-й мировой войны Шолохов учился в Москве, а затем продолжил учебу в Воронежской губернии, в Вёшенской, закончив всего четыре класса гимназии.

В период 1920 - 1922 гг. Шолохов жил и работал в станице Каргинской, занимался делопроизводством и преподавал, участвовал в программе переписи населения. В 1922 году Шолохов решил продолжить образование в Москве и попробовать себя в писательстве. Не имея направления комсомола и трудового стажа, Шолохову не удалось поступить на рабочий факультет. Пришлось работать каменщиком, грузчиком, разнорабочим. Параллельно с тяжелым физическим трудом, Михаил Александрович занимается и своим духовным развитием: входил в литературное общество «Молодая гвардия», посещает занятия О. Брик, В. Шкловского, Н. Асеева.

Первые юмористические и прочие рассказы были напечатаны в газете «Юношеская правда» в 1923 году, в том числе и рассказ «Родинка», ставший в последствии широко известным. В декабре 1923 года Шолохов возвращается в Каргинскую, а затем в Букановскую станицу, где в январе 1924 года женится на Громославской Г. П. (дочери бывшего атамана). В браке у Шолохова родилось четверо детей: Александр, Светлана, Мария, Михаил.

Огромную известность в России и за её пределами принёс Шолохову роман «Тихий Дон», опубликованный в 1940 году, но написанный, однако, намного раньше – с 1928 по 1932 годы. В 1941 году «Тихий дон» перевели на Европейские и восточные языки. Анализ рассказа илюха Шолохова А за свое произведение «Поднятая Целина» Михаил Александрович получает Ленинскую премию в 1960-м.

Военные произведения писатели имели не меньшую известность, не смотря на то, что публиковались они отрывками.

Эти произведения появились под впечатление работы корреспондентом в военные годы. В послевоенное время Михаил Александрович занимается патриотической публицистикой, пишет «Слово о Родине», «Свет и мрак», «Борьба продолжается» и прочие произведения патриотической тематики. До конца жизни Шолохов жил в Вёшенской, где его дом стал впоследствии музеем. Обе премии он потратил на благотворительность, передав Сталинскую премию в оборонный фонд, а Нобелевскую премию – на постройку Вёшенской школы. С 1960х годов отошёл от литературы, увлёкся охотой и рыбалкой. Анализ рассказа илюха Шолохова

Как мало бы уцелело дружб, если бы каждый вдруг узнал, что говорят друзья за его спиной, хотя как раз тогда они искренны и беспристрастны.

Годы Первой мировой, революции и особенно гражданской войны стали испытанием для всех жителей России. Очень остро ощутило на себе последствия политических событий казачество. Вольнолюбивый по натуре народ не мог примириться с тем, что устоявшаяся веками, налаженная жизнь рушится. Но самым страшным было даже не это. Произошедший между людьми раскол развел по разную сторону баррикад бывших соседей, товарищей и членов одной семьи.

Много внимания уделил изображению ужасов гражданской войны и анализу ее влияния на судьбы людей писатель М. Шолохов. Произведение «Родинка», написанное в 1924 году и положившее начало циклу «Донские рассказы», стало первым в его творчестве, где была показана правда о том страшном времени. А за роман-эпопею «Тихий Дон», в котором писатель обобщил весь материл по теме, писателю была присуждена Нобелевская премия.

Особенности изображения казачества Шолоховым

«Донские рассказы» стали важным событием в литературе двадцатых годов. Они не были похожи на то, что создавалось в период становления советской власти пролетарскими писателями. Потомственный казак и отличный знаток быта на Дону, М. Шолохов сумел воссоздать в небольших по объему произведениях неповторимый колорит и самобытность уклада жизни местного населения. Особое внимание он уделял нравственным убеждениям и идеалам, изначально основанным на доброте и гуманизме, но перечеркнутым братоубийственной войной.

Отношение к рассказам было неоднозначным. Многих смущали натурализм и нетрадиционность изображения гражданской войны, но именно это позволило писателю передать истинные масштабы трагедии. Именно этими принципами руководствовался при написании рассказа «Родинка» Шолохов.

Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой

Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой - Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.

Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».

Доблестный атаман

На сопоставлении двух сильных характеров строит рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ внутреннего состояния немолодого казака, 7 лет не видевшего отчего дома, - следующая часть произведения. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя.

Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам. И вот уже несется молодой смелый казак на атамана. Его охваченное злобой еще безусое лицо и стремление достичь цели - даже пуля его не остановила - вызвали ожесточение у атамана. К тому же бинокль на груди ясно говорил о звании воина. Подлетел к нему атаман, и от взмаха шашки обмякло молодое тело. Опыт одержал верх над юношеской удалью. Затем с чулком сдернул старый казак с ноги, а под ним (невероятно правдиво и эмоционально сильно изображает этот эпизод Шолохов) - родинка. Анализ рассказа особой остроты достигает именно в этой сцене, ставшей кульминационной во всем повествовании.

Главные герои как антиподы войны

В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына - стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов.

Анализ описания и поведения героев показывает, насколько противна была война их натуре, особенно Николке. С пятнадцати лет ему пришлось воевать, и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной. Его мечте получить образование так и не суждено было сбыться. Единственным светлым моментом остались для Николки воспоминания о спокойной мирной жизни, когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших. Эти ностальгические картины дают понять, насколько противна ему была сама по себе мысль о необходимости снова идти в бой. Так в самом начале рассказа «Родинка» Шолохов (краткое содержание мыслей героя выглядит красноречивее всего) дает понять читателю, что война - это что-то противоестественное, чуждое натуре человека. Мечтает вернуться к мирной жизни и как прежде пахать землю и старый атаман, все пытавшийся заглушить не отпускавшую его тоску хмелем.

в произведении

Необычной разговорной речью и выразительностью привлекает произведение «Родинка».Шолохов - проблематика рассказа связана с этим напрямую - усиливает ощущение трагизма благодаря обращению к ярким фольклорным образам. Так дважды при описании атамана упоминается волк. Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с «набедившимся» вожаком стаи, стремительно идущим вперед. Разговорное слово помогает лучше понять эмоциональное состояние героя. Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит назад. По традиции волк символизировал у народа голодного, обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего скорее жалость, чем страх. Именно таким кажется в рассказе старый атаман.

Еще одного хищника вводит в рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ последней сцены со стервятником, который вечером того же дня, когда произошло убийство, слетает с головы атамана и растворяется в небе, наводит на мысль об уставшей, истерзанной душе казака, покидающей тело и возносящейся ввысь.

Жизненный опыт автора

Убедительность и натурализм Шолохова при описании событий гражданской войны объясняются тем, что в 1918-19 годах он оказался в центре противостояния белых и красных в районе Еланской столицы. Писатель стал свидетелем неоправданной жестокости и насилия как одной, так и другой стороны, а однажды он даже попал в плен к Нестору Махно, но после допроса был отпущен. С 1920 года Шолохов сам «служил и мыкался по Донской земле». По его признанию, они с бандами поочередно гонялись друг за другом.

Выводы, к которым подводит читателя Шолохов

«Родинка» - полное содержание рассказа не может никого оставить равнодушным - заставляет по-настоящему задуматься о том, что в сложных условиях разрухи и непримиримой вражды люди ожесточаются, забывают о гуманизме и сочувствии. Автор не называет в этом, да и в других рассказах, правых и виноватых, так как в подобной ситуации их просто не может быть. стала общечеловеческой трагедией, о которой никогда не следует забывать - на это хочет обратить внимание читателя Шолохов. Родинка (анализ рассказа подводит к такому выводу) становится символом нерушимой кровной связи: у Николки она такая же, как у отца. Следовательно, в противостоянии героев (отец воспитал достойного сына) нет победителей, это изначально противоречит человеческой сущности.

Значение «Донских рассказов» Шолохова

Гражданская война стала настоящей катастрофой, в результате которой были начисто уничтожены и разрушены существовавшие между людьми связи. Это подчеркивает рассказом «Родинка» Шолохов. Анализ поступков и чувств героев является подтверждением этой мысли. Первое произведение задает тон всему циклу, и перед глазами читателя одна за другой оживают страшные картины, повествующие о неизмеримом человеческом горе. И хочется обратиться ко всем живущим на земле: «Люди, одумайтесь! Если брат убивает брата, а отец - сына, если все вокруг потонуло в море крови, ради чего жить дальше?»