Певец из машины времени играл на ударных. Интересные факты из биографии группы Машина времени (9 фото)


Андрей Макаревич отпразднует свой 55-летний юбилей выходом сборника песен "55", который подготовил его друг и соратник по группе "Машина Времени" Александр Кутиков.

Советская и российская рок‑группа из числа пионеров рок‑музыки СССР "Машина времени" была основана Андреем Макаревичем в 1969 году .

Еще в 1968 году Андрей Макаревич в московской спецшколе №19, где он и учился, создал со своими одноклассниками ансамбль. В ансамбле были двое гитаристов (сам Андрей Макаревич и Михаил Яшин) и две вокалистки (Лариса Кашперко и Нина Баранова). Ансамбль исполнял англо‑американские народные песни. Затем в класс, в котором учился Макаревич, пришли Юрий Борзов и Игорь Мазаев. Они также вошли в состав ансамбля.

Вскоре на основе ансамбля сформировалась группа, получившая название "The Kids". В нее входили Андрей Макаревич, Игорь Мазаев, Юрий Борзов, Александр Иванов и Павел Рубен. Еще одним участником группы был друг детства Борзова Сергей Кавагое, по настоянию которого из "The Kids" были исключены девочки. В 1969 году группа стала называться "Машины времени", в 1973 году название группы было изменено на единственное число - "Машина времени".

В 1971 году в группе появился Александр Кутиков, под влиянием которого репертуар группы пополнился песнями "Продавец счастья", "Солдат", и т.д.

В это же время состоялся первый концерт "Машины времени" на сцене Дома культуры "Энергетик" - колыбели московского рока.

В первые годы существования группы коллектив был самодеятельным, а состав его был нестабильным. В 1972 году Игоря Мазаева призвали в армию, а вскоре ушел Юрий Борзов, барабанщик "Машины". Кутиков привел в группу Макса Капитановского, однако вскоре и его призвали в армию. Барабанщиком стал Сергей Кавагое. Позже к составу присоединился Игорь Саульский, который несколько раз покидал группу и возвращался вновь.

Весной 1973 года Кутиков ушел из "Машины времени" в группу "Високосное лето". Уже через год он вернулся, и до лета 1975 года группа играла в составе Макаревич ‑ Кутиков ‑ Кавагое ‑ Алексей Романов. В 1975 году группу покинул Романов, а Кутиков ушел в Тульскую государственную филармонию.

В это же время в группе появился Евгений Маргулис, а чуть позже скрипач Николай Ларин. За полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алекс "Уайт" Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Игорь Саульский и многие другие.

В начале своей концертной деятельности группа исполняла кавер‑версии песен The Beatles и свои песни на английском языке, написанные в подражание.

Широкую известность и официальное признание группа получила в 1976 году после выступления на фестивале "Таллиннские песни молодежи − 76" в Эстонии, где получила первый приз.

В 1977 году в группе появились музыканты, играющие на духовых инструментах, - Евгений Легусов и Сергей Велицкий.

В 1978 году группа записала дебютный альбом "Это было так давно…" и аудиосказку "Маленький принц" по сказке Антуана де Сент-Экзюпери.

Летом 1979 года "Машина времени" распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали группу "Воскресение", а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав МВ: Александр Кутиков - бас, вокал; Валерий Ефремов - ударные, Петр Подгородецкий - клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 года стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок‑фестиваля "Весенние ритмы‑80" в Тбилиси.

"Машина времени" получила всесоюзную известность, ее стали приглашать на телевидение (программа "Музыкальный ринг"), радио, популярными стали песни "Поворот", "Свеча", "Три окна", написанные ещё в 1970‑е годы.

Гастрольно-концертное объединение Росконцерт подписало с группой договор, и в начале 1980‑х годов рок‑группа активно гастролировала по городам СССР.

Весной 1982 года против группы была развернута кампания, инспирированная статьей "Рагу из синей птицы" в "Комсомольской правде". Так и не вышел первый альбом на "Мелодии", программа МВ несколько раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Петр Подгородецкий покинул "Машину времени", присоединившись к труппе Иосифа Кобзона. Место Подгородецкого занял Александр Зайцев.

В 1986 году с изменением всей культурной политики страны группа получила возможность нормально работать. Были подготовлены новые программы "Реки и мосты" и "В круге света", послужившие основой для одноименных пластинок. Вышла также ретроспективная пластинка "10 лет спустя", на которой Макаревич попытался восстановить звучание и репертуар группы середины 1970‑х годов.

В 1987 году "Машина времени" совершила первые гастроли за рубеж .

Летом 1989 года из МВ ушел Александр Зайцев; в группу вернулись Евгений Маргулис и Петр Подгородецкий. В репертуар МВ опять вошли песни "классического" репертуара прошлых лет.

Александр Кутиков, создавший звукозаписывающую компанию Sintez records, становится продюсером группы, благодаря чему был издан двойной альбом "Это было так давно…". В 1990‑е годы выходят семь альбомов группы , самыми популярными из которых стали "Внештатный Командир Земли", "Отрываясь", "Картонные Крылья Любви" и "Часы и Знаки". Среди наиболее известных песен этого периода - "Однажды мир прогнется под нас", клип на которую транслировался по российским телеканалам.

В 1999 году "Машина времени" отметила 30‑летие. Группа была награждена орденом Почета "за заслуги в развитии музыкального искусства"; в декабре 1999 года состоялся триумфальный концерт МВ в СК "Олимпийский", посвященный 30‑летию коллектива. На следующий день после концерта произошли перемены в составе группы: был уволен клавишник Петр Подгородецкий, а на его место пришел Андрей Державин.

В 2004 году "Машина времени" отпраздновала 35‑летие. 30 мая состоялся концерт группы на Красной площади. Осенью этого же года вышла Антология "Машины времени", куда вошли 19 альбомов группы за 35 лет и DVD сборник из 22 клипов, 25 ноября 2004 года увидел свет новый альбом "Машинально".

В 2005 году группы "Машина времени" и "Воскресение" подготовили и показали программу "50 на двоих", в 2006 году две легендарные московские группы вернулись к совместным концертам и представили в Государственном Кремлевском дворце новую программу "Музыка ручной работы".

В 2007 году вышел последний альбом группы Time Machine, записанный на лондонской студии "Эбби Роуд" (Abbey Road).

Группе "Машина времени" посвящены документальные фильмы "Рок‑культ","Рок и фортуна", "Шесть писем о бите". Сама группа принимала участие в саундтреках ко многим фильмам, а в некоторых участники группы даже снялись сами: "Душа" (1981), "Скорость" (1983), "Начни сначала" (1986), "Танцор" (2004), "День выборов" (2007), "Лузер" (2007).

В современный состав группы входят: Андрей Макаревич - автор, вокал, гитары, Александр Кутиков - автор музыки, продюсер, бас-гитара, вокал (1971‑1974, с 1979), Евгений Маргулис - автор, гитары, бас-гитара (1975‑1979, с 1989), Валерий Ефремов - ударные, перкуссия (с 1979), Андрей Державин - автор, клавишные, вокал (с 1999).

Группа "Машина времени" год создания – 1968 . (г.Москва)

Краткая биография :

Организованна была в одной из московских школ. Основатель всем известный Андрей Макаревич. Выступавший еще годом раньше в вокально - гитарном квартете «The Kids» на школьных вечерах.

Зачастую исполнялись песни на английском языке. (Из-за стремления походить на гр. « »).

В начальный состав «Машины времени » вошли:

вокал, гитара- А.Макаревич;
гитара – Александр Иванов;
бас-гитара – Павел Рубин;
фортепиано – Игорь Мазаев;
ударные – Юрий Борзов.

В связи с необходимостью повышения профессионального звучания были вскоре произведены изменения в коллективе: Рубина, Иванова и Мазаева заменили:
Александр Кутиков (вокал, бас) и Сергей Кавагоэ (клавишные). И чуть позже в 1970 году
Ю.Борзова сменил Максим Капитановский – барабанщик, (уже известный в Москве). Но через 2 года он уходит. И не найдя ему достойной замены, группа распадается.

Примерно год, судьба коллектива МВ была переплетена с группой «Лучшие годы».
Пережив смутное время, осенью 1973 года группа Машина Времени вновь дает о себе знать, выступая на танцплощадках и южных курортах страны непрерывно меняя состав.
В 1975 году группу покидает Кутиков.

К началу 1975 года состав МВ стабилизировался: Макаревич, Кавагоэ - сел за барабаны и Евгений Маргулис (бас, вокал). Исполняли музыку разных направлений: блюз, кантри, рок-н-ролл.

В марте 1976 г. – коллектив МВ очень успешно выступает на Таллинских Днях популярной музыки и позже дают несколько концертов в Ленинграде, после которых стали мега- популярны.
Даже успели засветиться в фильме «Афоня», в котором прозвучал их хит «Ты или я» из альбома «Солнечный остров» . Состав МВ периодически обновлялся.

В 1978 году вышел их первый магнитоальбом «День рождения».

Летом 1979 г . Внутренние разногласия проводят в повторному распаду коллектива МВ. Но осенью этого же года Макаревич выходит на сцену с новым составом: вернувшийся А. Кутиков (бас, вокал); Петр Подгородецкий (клавишные,вокал); Валений Ефремов(ударные). И с новым репертуаром в марте 1980 года стали лауреатом Всесоюзного рок-фестиваля Весенние ритмы. (Тбилиси- 80).

Группа получила признания многих людей, но весной 1982 году МВ снова обновляет свои ряды.(уже благодаря бесчисленным худсоветам)
Сам Макаревич снимается в малоизвестных фильмах (вместе с группой) . И в 1986 году, когда культурная политика страны изменилась МВ снова начинает набирать обороты и добиваться творческих успехов.
Самыми узнаваемыми песнями за все эти годы стали: "За тех, кто в море" , "Поворот", "Синяя птица", "Наш дом" , "Марионетки ".

В 90-е годы выпускаются 7 альбомов.
Наиболее известные хиты того времени и .
В 1993 году – МВ отмечает свое 25 - летие концертом на Красной площади.
В январе 1999 – группа проводит тур «XXX лет Машине времени».

В 2000 году – МВ гастролирует совместно с . И с того же года, она постоянный участник рок-фестиваля «Крылья».
В 2007 г. –МВ играют 2 бесплатных концерта, в Москве и в Питере. И в 2008 г. – беспллатный концерт в г.Рязань.

«А началось всё 11 декабря 1953 года, когда в семье архитектора Вадима Макаревича родился мальчик, которого назвали Андреем.

Дома частенько музицировали. Правда, мать Андрея, окончившая музыкальную школу, садилась за инструмент редко - забота о семье в совокупности с профессией врача не оставляли свободного времени. Отец никакого музыкального образования не получил, однако прекрасно играл на фортепиано, подбирая на слух абсолютно разную музыку, включая джаз и классику (даже технически сложные вещи Рахманинова ). Немудрено, что первые музыкальные опыты мальчик провёл на рояльной клавиатуре. Дебютную композицию можно было бы назвать «Грозой», где «молния» исполнялась на высоких нотах, а «гром» - на басах. Пытался подбирать какие-то мелодии, очень понравилась песня из кинофильма «Последний дюйм», настолько, что упросил отца научить играть её. А вот отношения с учительницей по фортепиано не сложились. Она требовала от Андрея дружбы с нотами, а у того нотные знаки вызывали стойкое отвращение. Вскоре преподавательница отказалась от занятий, и мальчика отдали в государственную музыкальную школу. Однако и там он продержался не более двух лет, и на этом первый этап музицирования закончился.

Уже в седьмом классе приятель Андрея Слава Мотовилов, используя всего три аккорда, сыграл ему какую-то песню Высоцкого на семиструнной гитаре. Вышеозначенные аккорды тут же были разучены Андреем, и... вскоре (в 1968 году) появился самый первый ансамбль. Чтобы представить его, воспользуемся цитатой из книги героя нашего повествования: «Странный был ансамбль. Две девочки (история сохранила их имена: Лариса Кашперко и Нина Баранова), я и Миша Яшин «играли» какие-то туристические песни Визбора . Их обычно Миша приносил, я про те песни даже не знал...».

В школе N 19, где учился Андрей, существовал ещё один ансамбль из ребят на год старше. Это была настоящая группа - три электрогитары и барабаны - и играли они лучше. Однажды на новогодний вечер приехала группа «Атланты» под предводительством Алика Сикорского. У них была собственная мощная аппаратура, и впечатления от их выступления остались очень яркие. Тем более что в антракте «атланты» позволили сыграть на их инструментах, а сам Сикорский подыграл на бас-гитаре. В своей книге «Всё очень просто» (Издательство «Радио и связь», 1991 г.), цитатами из которой мы будем часто пользоваться, Андрей Макаревич констатировал: «Думаю, что играли мы ужасно. Одноклассники смотрели на нас сочувственно. Но жизненный выбор был сделан... Насколько судьба зависит от каких-то, в общем, мелочей. Алик ведь мог и не дать нам сыграть...».

Однажды Андрей вернулся из школы в момент, когда отец переписывал на магнитофон взятый у соседа «битловский» альбом «Hard day"s night». Крошечные фрагменты музыки «Beatles» подростку доводилось слышать и прежде, но на этот раз ощущения были другими. «Было чувство, что всю предыдущую жизнь я носил в ушах вату, а тут её вдруг вынули», - физиологический процесс, произошедший тогда с Андреем, - понятен всем меломанам, жившим в то время. «Новая музыка» ворвалась в жизнь, сместив привычные ориентиры и понятия, открыв другой, яркий и красочный, мир. Музыка «Beatles» слушалась дни и ночи напролёт, песни «снимались» вплоть до мельчайших подробностей и фанатично разучивались. Появился кружок друзей-битломанов.

В него удачно вписались двое новеньких, только что появившихся в классе: Юра Борзов и Игорь Мазаев. Каждый из них изначально обладал музыкальными способностями, а огромная любовь к музыке «Битлз» и желание играть нечто подобное многократно усиливали общий творческий потенциал.

Идея создания группы витала в воздухе, и вскоре появился коллектив, который с некоторыми натяжками можно назвать первым, просуществовавшим очень недолго, составом впоследствии легендарной группы: Андрей Макаревич - гитара, вокал; Александр Иванов - ритм-гитара; Павел Рубен - бас-гитара; Игорь Мазаев - фортепиано; Юрий Борзов - ударные. Репертуар состоял из двенадцати англоязычных (как у «Beatles»!) композиций, сочиненных Андреем. А называлась эта группа «Машины времени». Да-да, именно «машинЫ», и этому способствовал тот факт, что множественное число в названии тогда было общепринятым. «Doors», «Rolling Stones», и, конечно, «Beatles», «Славяне», «Соколы», «Скоморохи» - череду названий по обе стороны железного занавеса можно продолжать бесконечно. Борьба за множественное число продолжалась до 1973 года, когда не желавшие принимать его поклонники ансамбля одержали безоговорочную победу...

Заслуживают отдельного описания музыкальные инструменты. Андрею к тому времени уже удалось «раскрутить» родителей на тридцатипятирублёвую гитару «made in USSR» («сделано в СССР»), роль баса играл аналогичный инструмент с четырьмя виолончельными струнами, а вот с ударными обстояло гораздо хуже. Пионерский барабан и тарелка от хэта уже не удовлетворяли, и ситуация могла стать безысходной, как вдруг удалось прознать, что у заводских шефов школы пылится списанная ударная установка. Вряд ли возможно почувствовать, каким триумфом явился для «машинистов» момент собственноручного внесения барабанов в здание школы. А когда на первый концерт группы завхоз школы широким жестом выдал динамики от школьной киноустановки КИНАП, ликованию не было предела. Казалось, что столь мощный (около тридцати ватт) звук бьёт в спину, как бы подталкивая к будущим победам.

На это первое их выступление Юра Борзов пригласил своего приятеля Сергея Кавагоэ, учившегося в школе N 20 у Смоленской площади. Между собой его называли Японцем, хотя таковым он являлся лишь наполовину. Его отец бывал на родине, в стране восходящего солнца, вследствие чего у сына.появились фирменные музыкальные инструменты. Концерт Японцу понравился, и через пару дней он заехал к Андрею, вооружённый двумя японскими электрогитарами и гитарным комбиком. (Скомбинированные в едином корпусе усилитель и колонка). Подростки пробренчали до ночи, а уже на следующее утро группа начала репетицию в новом составе - с Кавагоэ, который пока ещё ни на чём не играл. Однако вскоре японские родственники прислали Сергею настоящий электроорган с колонкой, и это событие повлекло за собой перевоплощение Кавагоэ в клавишника.

Спустя некоторое время группа записала свой первый альбом «Time Machines», состоявший из одиннадцати англоязычных композиций и записанный дома с помощью бытового магнитофона. Пристрастие участников коллектива к творчеству «Beatles» предопределило прицел: запись кустарно отображала построение битловского «Сержанта Пеппера». Конечно, это пока ещё была игра в группу, так что коллекционерам вряд ли стоит искать этот раритет: пленка, «к счастью», утеряна. Но игры играми, а за выступление в школе N 4 «Машины времени» получают свой первый гонорар в размере 40 рублей, что чуть не становится причиной ссоры - идеалист Макаревич считал, что «брать деньги за искусство стыдно». Только довод соратников о необходимости приобретения аппаратуры смог поколебать его позицию, и деньги перекочевали в «партийную кассу»».

Троегубов В., Машина времени, в Сб.: Легенды русского рока, М., «Леан», 1999 г., с. 34-37.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА «МАШИНЕ ВРЕМЕНИ»

Нередко случается так, что музыкальная группа или сольный исполнитель становятся для многих людей символом целой эпохи. Даже личные воспоминания как будто украшены их музыкой, и уже невозможно представить себе прошедшие десятилетия без их песен.

Таким творческим маяком стала группа «Машина времени» , чья многолетняя работа повлияла на формирование мировоззрения миллионов поклонников.

Так все начиналось

В далеком 1968 году в стенах московской школы № 19 образовалась рок-группа, которую ученики назвали The Kids. Нынешнее старшее поколение хорошо помнит, что в те годы редко встречалась школа, в которой бы не играл свой вокально-инструментальный ансамбль. Эта мода легко объяснялась всеобщим увлечением песнями западных кумиров тех лет – групп , The Rolling Stones и других музыкальных небожителей.

В группе The Kids тогда выступали с другом Михаилом Яшиным, вокальные партии исполняли Лариса Кашперо и Нина Баранова. Ребята не скрывали своей любви к англоязычной музыке, открыто подражали западным кумирам, выступали на частых школьных вечерах и концертах самодеятельных коллективов.

Вскоре судьба улыбнулась школьникам и подарила им встречу с профессиональным вокально-инструментальным ансамблем «Атланты». Музыканты приехали на школьный новогодний вечер и дали концерт. В перерыве Макаревич с друзьями подошли к гостям, чтобы посмотреть на их бас-гитары. Таких инструментов у школьного коллектива, естественно, не было. Ребята их видели только на фото с . Руководитель «Атлантов» Александр Сикорский полюбопытствовал, что юноши исполняют и подыграл им на бас-гитаре, заметив, что без этого инструмента у них вряд ли получится настоящая рок-группа. Позже Андрей Макаревич вспоминал, что, услышав впервые вживую этот невообразимый звук, юные музыканты сделали свой выбор окончательно и бесповоротно. В этот вечер ребята поверили в свои силы.

«Машинисты»

В следующем году группа The Kids немного трансформировалась – ее пополнили такие же фанатично влюбленные в битлов ученики столичной школы № 20. Это было начало долгого плодотворного пути. Не изменяя английскому языку, парни дали своей группе новое имя – Time Machines. Оно стало прообразом будущей группы «Машина времени» , но во множественном числе.

Состав «Машин» стал исключительно мужским. За гитару и вокал отвечал Андрей Макаревич. Кстати, лишь он будет бессменным участником всех последующих составов группы. Игорь Мазаев и Павел Рубин играли на бас-гитарах, Александр Иванов – на ритм-гитаре, Сергей Кавагоэ исполнял партии на клавишных, а ударником был Юрий Борзов.

В 1969 году ребятам удалось записать первые песни под брендом Time Machines. Их репертуар в основном состоял из кавер-версий известных композиций знаменитых британских и американских групп, но исполняли они и англоязычные песни собственного сочинения. Только спустя время Андрей Макаревич стал писать тексты на родном языке. Как и многие другие коллективы, «Машины» попали под влияние движения хиппи, и это не могло не отразиться как на их песнях, так и на стиле жизни.

Новое десятилетие началось для Юрия Борзова и Андрея Макаревича со значимого события. Они оба становятся студентами Московского архитектурного института. Постигая премудрости зодчества, они не оставляют занятия музыкой и продолжают карабкаться по творческой лестнице. В институте они познакомились с Алексеем Романовым, который вскоре вошел в состав «Машин». А в 1971 году членом коллектива стал Александр Кутиков. Он занял место призванного в армию Игоря Мазаева.

Рождение «Машины времени»

Несмотря на некоторую известность и зачатки популярности, коллектив все еще оставался самодеятельным. Но в это время группа Time Machines успешно выступает в бит-клубе, который был создан в Москве под эгидой горкома комсомола. Интересно, что за год до этого Макаревича и компанию туда не приняли, упрекнув музыкантов «низким исполнительским уровнем». Любопытно, что в самом начале пути группе The Beatles отказывали в записи песен по этой же причине.

Русскоязычное и известное теперь во всем мире название коллектива впервые официально прозвучало в 1973 году. С тех пор группа навсегда стала «Машиной времени» . До 1975 года коллективу приходилось выступать на танцевальных площадках и участвовать в случайных концертах. Тогда в жизни музыкантов был явно не лучший период, из-за чего состав группы неоднократно менялся.

Охотники за удачей

Всплеском популярности группа во многом была обязана знакомству в 1976 году с , которое произошло на Таллиннском фестивале. Теперь музыканты получили возможность часто приезжать с концертами в Ленинград (Санкт-Петербург). Город на Неве всегда тепло встречал «Машину времени», дав группе толчок к настоящему успеху.

В этот же период коллектив начал эксперименты со звуком. Когда в состав «Машины времени» вошли саксофонист Евгений Легусов и трубач Сергей Велицкий, это придало композициям новой выразительности.

Только в 1980 году получила статус официального коллектива и возможность выступать от «Росконцерта». Художественным руководителем группы был назначен Ованес Мелик-Пашаев, а музыкальным стал Андрей Макаревич. В этот же год коллектив ждал грандиозный успех. На первом в Советском Союзе официальном рок-фестивале в Тбилиси «Машина времени» была удостоена главной премии, а фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила ее первый альбом «В добрый час». Среди прочих песен в Грузии прозвучала ставшая впоследствии культовой песня «Пока горит свеча».

Творчество вне рамок

Успех группы на фестивале в Грузии объяснялся не просто профессиональным мастерством исполнения композиций. По большому счету, это был первый случай, когда на советской эстраде выступали музыкальные коллективы, которые резко выделялись из большой безликой, но идеологически прилежной массы. Вот почему обескураженные таким феноменальным успехом устроители концерта позаботились о том, чтобы победители покинули фестиваль еще до его полного завершения. Партийное руководство тогда сделало выводы – это был первый и последний подобный фестиваль в СССР. Люди советской эпохи хорошо помнят, насколько всеобъемлющей была идеология, она охватывала все сферы жизни, а массовое искусство находилось под особо жестким контролем. К примеру, чтобы публика увидела новую программу, фильм или спектакль, они должны были получить одобрение и утверждение различных инстанций и худсоветов, которые зачастую абсолютно ничего не смыслили в искусстве и принимали во внимание только требования главной линии коммунистической партии. Естественно, в эту линию никакие рок-группы и уж тем более рок-фестивали не вписывались, поэтому организаторы этого недельного музыкального праздника были наказаны.

Однажды мир прогнется под нас

1980-е годы стали для «Машины времени» периодом триумфа. Москва и Ленинград (Санкт-Петербург) были в объятиях «машиномании». Ажиотаж на концертах можно было сравнить только с безумной популярностью The Beatles. Автобусам приходилось привозить музыкантов во Дворец спорта окольными путями, потому что здание атаковали тысячи поклонников. Восторженная толпа готова была задавить своих кумиров в объятиях.

А когда наконец-то была отменена идеологическая цензура, настало время подводить итоги двадцатилетнего пути «Машины времени». Фронтмен группы Андрей Макаревич опубликовал книгу «Все очень просто», на страницах которой откровенно рассказал о том, что пришлось вынести коллективу за это время.

Теперь у группы появилась возможность свободно выезжать на зарубежные гастроли, участвовать в фестивалях и радовать зрителей своими новыми композициями. Несмотря на все экономические тяготы 1990-х годов и общий упадок культуры, всегда оставалась на гребне популярности. За десять лет было выпущено 8 альбомов и песен, которые стали хитами вне времени и пространства, – «Костер», «Однажды мир прогнется под нас», «Она идет по жизни, смеясь», «Он был старше ее», «Мой друг», «За тех, кто в море», «Поворот», «Марионетки», «Синяя птица» и другие. Без участия группы Андрея Макаревича в те годы не обходился ни один значимый концерт и ни один фестиваль.

Все еще будет…

В новое тысячелетие вошла с новым клавишником – известным музыкантом Андреем Державиным. В истории группы начался очередной поиск свежих форм звучания, в частности, использование различных аудио-эффектов. Вместе с тем коллектив не прекращал гастролей и выпуск дисков.

В 2012 году бывший участник группы Максим Капитановский снял фильм «Таймашин», посвященный коллективу. Именно этим словом группу обозначали в советское время в черных списках идеологически ненадежных музыкальных коллективов. В этом же году группу покинул Евгений Маргулис, который на протяжении многих лет работал в «Машине времени». Музыкант решил полностью посвятить себя другому проекту. Вскоре его место в группе занял Игорь Хомич. Вот с такими изменениями команда «Машины времени» подошла к 45-летию в 2014 году, исполнив на юбилейном концерте свои нестареющие хиты.

ФАКТЫ

Появление в группе Сергея Кавагоэ (который был японцем по национальности) стало сильным толчком к развитию коллектива, ведь у него были две электрогитары, присланные родственниками из Японии. С их помощью музыканты извлекали звук, который ранее слышали только на фирменных пластинках.

Летом 2014 года Андрей Макаревич выступил в городе Святогорск Донецкой области перед детьми, которые были вынуждены оставить свои дома из-за вооруженного конфликта на Донбассе. Это событие вызвало шквал негодования в России, и концерты «Машины времени» в нескольких городах были отменены. В прессе появилась информация о расколе внутри коллектива в связи с позицией музыкантов относительно событий в Украине. Сами участники группы опровергли эти сообщения.

Обновлено: Апрель 7, 2019 автором: Елена

Андрей Макаревич отпразднует свой 55-летний юбилей выходом сборника песен "55", который подготовил его друг и соратник по группе "Машина Времени" Александр Кутиков.

Советская и российская рок‑группа из числа пионеров рок‑музыки СССР "Машина времени" была основана Андреем Макаревичем в 1969 году .

Еще в 1968 году Андрей Макаревич в московской спецшколе №19, где он и учился, создал со своими одноклассниками ансамбль. В ансамбле были двое гитаристов (сам Андрей Макаревич и Михаил Яшин) и две вокалистки (Лариса Кашперко и Нина Баранова). Ансамбль исполнял англо‑американские народные песни. Затем в класс, в котором учился Макаревич, пришли Юрий Борзов и Игорь Мазаев. Они также вошли в состав ансамбля.

Вскоре на основе ансамбля сформировалась группа, получившая название "The Kids". В нее входили Андрей Макаревич, Игорь Мазаев, Юрий Борзов, Александр Иванов и Павел Рубен. Еще одним участником группы был друг детства Борзова Сергей Кавагое, по настоянию которого из "The Kids" были исключены девочки. В 1969 году группа стала называться "Машины времени", в 1973 году название группы было изменено на единственное число - "Машина времени".

В 1971 году в группе появился Александр Кутиков, под влиянием которого репертуар группы пополнился песнями "Продавец счастья", "Солдат", и т.д.

В это же время состоялся первый концерт "Машины времени" на сцене Дома культуры "Энергетик" - колыбели московского рока.

В первые годы существования группы коллектив был самодеятельным, а состав его был нестабильным. В 1972 году Игоря Мазаева призвали в армию, а вскоре ушел Юрий Борзов, барабанщик "Машины". Кутиков привел в группу Макса Капитановского, однако вскоре и его призвали в армию. Барабанщиком стал Сергей Кавагое. Позже к составу присоединился Игорь Саульский, который несколько раз покидал группу и возвращался вновь.

Весной 1973 года Кутиков ушел из "Машины времени" в группу "Високосное лето". Уже через год он вернулся, и до лета 1975 года группа играла в составе Макаревич ‑ Кутиков ‑ Кавагое ‑ Алексей Романов. В 1975 году группу покинул Романов, а Кутиков ушел в Тульскую государственную филармонию.

В это же время в группе появился Евгений Маргулис, а чуть позже скрипач Николай Ларин. За полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алекс "Уайт" Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Игорь Саульский и многие другие.

В начале своей концертной деятельности группа исполняла кавер‑версии песен The Beatles и свои песни на английском языке, написанные в подражание.

Широкую известность и официальное признание группа получила в 1976 году после выступления на фестивале "Таллиннские песни молодежи − 76" в Эстонии, где получила первый приз.

В 1977 году в группе появились музыканты, играющие на духовых инструментах, - Евгений Легусов и Сергей Велицкий.

В 1978 году группа записала дебютный альбом "Это было так давно…" и аудиосказку "Маленький принц" по сказке Антуана де Сент-Экзюпери.

Летом 1979 года "Машина времени" распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали группу "Воскресение", а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав МВ: Александр Кутиков - бас, вокал; Валерий Ефремов - ударные, Петр Подгородецкий - клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 года стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок‑фестиваля "Весенние ритмы‑80" в Тбилиси.

"Машина времени" получила всесоюзную известность, ее стали приглашать на телевидение (программа "Музыкальный ринг"), радио, популярными стали песни "Поворот", "Свеча", "Три окна", написанные ещё в 1970‑е годы.

Гастрольно-концертное объединение Росконцерт подписало с группой договор, и в начале 1980‑х годов рок‑группа активно гастролировала по городам СССР.

Весной 1982 года против группы была развернута кампания, инспирированная статьей "Рагу из синей птицы" в "Комсомольской правде". Так и не вышел первый альбом на "Мелодии", программа МВ несколько раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Петр Подгородецкий покинул "Машину времени", присоединившись к труппе Иосифа Кобзона. Место Подгородецкого занял Александр Зайцев.

В 1986 году с изменением всей культурной политики страны группа получила возможность нормально работать. Были подготовлены новые программы "Реки и мосты" и "В круге света", послужившие основой для одноименных пластинок. Вышла также ретроспективная пластинка "10 лет спустя", на которой Макаревич попытался восстановить звучание и репертуар группы середины 1970‑х годов.

В 1987 году "Машина времени" совершила первые гастроли за рубеж .

Летом 1989 года из МВ ушел Александр Зайцев; в группу вернулись Евгений Маргулис и Петр Подгородецкий. В репертуар МВ опять вошли песни "классического" репертуара прошлых лет.

Александр Кутиков, создавший звукозаписывающую компанию Sintez records, становится продюсером группы, благодаря чему был издан двойной альбом "Это было так давно…". В 1990‑е годы выходят семь альбомов группы , самыми популярными из которых стали "Внештатный Командир Земли", "Отрываясь", "Картонные Крылья Любви" и "Часы и Знаки". Среди наиболее известных песен этого периода - "Однажды мир прогнется под нас", клип на которую транслировался по российским телеканалам.

В 1999 году "Машина времени" отметила 30‑летие. Группа была награждена орденом Почета "за заслуги в развитии музыкального искусства"; в декабре 1999 года состоялся триумфальный концерт МВ в СК "Олимпийский", посвященный 30‑летию коллектива. На следующий день после концерта произошли перемены в составе группы: был уволен клавишник Петр Подгородецкий, а на его место пришел Андрей Державин.

В 2004 году "Машина времени" отпраздновала 35‑летие. 30 мая состоялся концерт группы на Красной площади. Осенью этого же года вышла Антология "Машины времени", куда вошли 19 альбомов группы за 35 лет и DVD сборник из 22 клипов, 25 ноября 2004 года увидел свет новый альбом "Машинально".

В 2005 году группы "Машина времени" и "Воскресение" подготовили и показали программу "50 на двоих", в 2006 году две легендарные московские группы вернулись к совместным концертам и представили в Государственном Кремлевском дворце новую программу "Музыка ручной работы".

В 2007 году вышел последний альбом группы Time Machine, записанный на лондонской студии "Эбби Роуд" (Abbey Road).

Группе "Машина времени" посвящены документальные фильмы "Рок‑культ","Рок и фортуна", "Шесть писем о бите". Сама группа принимала участие в саундтреках ко многим фильмам, а в некоторых участники группы даже снялись сами: "Душа" (1981), "Скорость" (1983), "Начни сначала" (1986), "Танцор" (2004), "День выборов" (2007), "Лузер" (2007).

В современный состав группы входят: Андрей Макаревич - автор, вокал, гитары, Александр Кутиков - автор музыки, продюсер, бас-гитара, вокал (1971‑1974, с 1979), Евгений Маргулис - автор, гитары, бас-гитара (1975‑1979, с 1989), Валерий Ефремов - ударные, перкуссия (с 1979), Андрей Державин - автор, клавишные, вокал (с 1999).