Что мы знаем о народах россии. Народы россии


Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о народах населяющих нашу страну.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: определять какие народы заселяют нашу страну; рассказывать об их национальных праздниках.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.

Осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов).

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

Личностные результаты

Осознавать важность уважительного отношения ко всем народам России. Интересоваться культурой, обычаями других народов, уважительно относиться к ним.

Основные понятия и определения

Религия, национальные праздники

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, какие народы живут в России. Обсу-дим, чем они различаются и что связывает их друг с другом.

Изучение нового материала

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НАРОДАХ РОССИИ?

Вспомните, какие народы России вы знае-те. Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов России. Сравните лица и костюмы людей. Подумайте, что связывает друг с другом все народы России.

Русские Татары Евреи

Буряты Осетины Чукчи

Карелы Башкиры

Какие праздники отмечают народы России? Расскажите по фотографиям, что делают лю-ди в праздничные дни. А в каких праздниках вы сами принимали участие?

1 — Русская Масленица; 2 —Татарский праздник Сабантуй; 3—Бурятский праздник Сурхарбан.

Важную роль в жизни народов России играет религия. Из многих религий в нашей
стране особенно распространены христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

Осмысление и понимание полученных знаний

Узнайте, какие народы населяют ваш край?

Какие разные народы населяют Россию?

У их представителей разные черты лица, национальные костюмы, народные празд-ники, религии. Но все народы России связывает в единую семью общая Роди-
на, взаимное уважение и дружба.

1.Назовите несколько народов России.

2.Чем различаются представители разных народов?

3. Что связывает народы

России в единую семью?

Что мы знаем о народах России

Народы России

Мультфильм " Народы России "

Народы России . АБВГДейка

Традиции народов России

Ход урока

1.Организационный момент.

  • Здравствуйте, ребята!

Вот уж и зима настала,

Небо хмурится с утра.

Предстоит нам дел немало

За работу всем пора.

Вы и я - мы следопыты

Дверь в познание открыта,

Не пора ли заглянуть?

Ну, друзья, смелее в путь!

2.Актуализация знаний.

Звучит песня о Родине «Я ты он, она, вместе дружная семья»

  • Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?(символы России)
  • Что обозначает слово Федерация?(объединение, союз)

Стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь.

И даже улицы родной

Ты не найдёшь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдём

Свою страну, наш общий дом.

  • Рассмотрим карту России
  • Как называются люди, которые живут в нашей стране?
  • Почему карта раскрашена в разные цвета?
  • Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна, это не только леса, поля, реки и города. Страна-это, прежде всего люди, которые живут в ней. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих.
  • Люди, каких наций живут в нашей стране?
  • Как думаете о чем будем говорить на уроке? (про народы России, их традиции, на каких языках говорят, какую одежду носят, о праздниках)
  • Объединим все наши высказывания и сформулируем цель нашего урока (узнать какие народы живут в России)

4.Работа по теме урока (поиск решения проблемы)

Стихотворение В.Степанова «Российская семья»(презентация- картинки народов России)

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Физкультминутка «Танец «Блины - блиночки»»

1.Праздники

  • А что такое народные традиции? (То, что передается из поколения в поколение, например: народные праздники, обряды)
  • Какие русский народные праздники вы знаете?(Масленица, Рождество, Пасха)

Дидактический материал «Пазлы» + описание праздников (Масленица(русский),Сабантуй(татарский),

«Праздник молодого оленя»(ненецкий))

  • Соберите пазлы, найдите, какой иллюстрации праздника соответствует описание, и приготовьтесь рассказать одноклассникам.

Вывод:

  • У каждого народа свои традиции, но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России.

2.Костюмы.

  • Рассмотрите иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах. (Русские, Ненцы, Мордва, Татары, Башкиры, Чуваши)
  • Посмотри на русский национальный костюм. Как одеты женщины, мужчины? (народный сарафан, рубаха, кокошник, кафтан)
  • Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди-ненцы. Рассмотрите их одежду. Одежда очень теплая. Как вы считаете почему? (На севере очень холодно)
  • Как вы думаете из чего ненцы шьют свою одежду?(из оленьих шкур, ведь одежда должна быть теплой и удобной)
  • Ненцы одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется малица. Она украшена мехом и нашивкой.
  • А посмотрите, какой красивый Мордовский национальный костюм.
  • Обязательным атрибутом женского костюма является красный пояс-пулай.
  • Посмотрите. Что особенного в национальном костюме? (на голове у мужчин-тюбитейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент)
  • Одежда башкир отличается большим разнообразием. Но основу башкирского костюма составляет у женщин – туника, а у мужчин – халат. Мужские шапки- с меховой строчкой, а у женщин украшенные налобные повязки.
  • Рассмотрим народный костюм чувашей.
  • В основе чувашского женского костюма лежит туникообразная рубаха – кепе и штаны с широким шагом – йем. Мужчины носили кӗпе (рубашка), йӗм (штаны), сапоги, валенки, лапти, шляпу, а жених - ҫулӗк, кӗрÿ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой).

Дидактический материал «Часть-целое»

Вывод: Каждый народ, создавая нац. костюм, стремится сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали по праздникам.

3.Народные промыслы

  • Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
  • Какие народные промыслы вы знаете? (Дымковская игрушка, хохлома, матрешки, гжель)
  • Другие народы России тоже занимаются народными промыслами.
  • На Севере России – резьбой по кости и шитьем одежды из меха.
  • На юге России (осетины и ингуши) делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры.
  • В Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

Творческое задание «Народные промыслы»

Вывод: У каждого народа есть чем удивить, поразить. Предметы быта сделанные руками народных мастеров становятся настоящими художественными произведениями, они отражают характер народа и неисчерпаемую фантазию.

4.Музыка.

Послушайте как звучат инструменты разных народов нашей страны. С давних пор любимыми инструментами русских является балалайка.(мелодия балалайки, татарская мелодия, лезгинка, мелодия народов севера)

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

("Надуть" живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик.)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе.)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг.)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг.)

5.Первичное осмысление и закрепление

  • Что объединяет эти народы? нации?
  • Какие отличительные признаки у этих народов, наций?
  • Теперь мы знаем, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы.

6.Рефлексия.

Звучит музыка «Это ты-родина моя Россия»

  • Ребята выходите в круг.
  • Передайте по кругу сердечко, тот у кого в руках сердечко говорит:

«Сегодня я узнал…»

«Мне было интересно…»

«Мое настроение…»

«Мне понравилось выполнять…»

Домашнее задание Р.т.стр.7-8 задание 5.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру

(музыка, ИЗО, технология) ФГОС ООО во 2 классе по теме «Россия как многонациональная страна» (программа «Школа России» по учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир».

Цели педагогической деятельности:

расширить представления учащихся о России как о многонациональной стране.

Задачи

Образовательные - усвоение учащимися понятий «народ», «нация», «многонациональный народ», «народности».

дать представления о национальной музыке, национальном костюме, традициях.

Развивающие – развивать познавательный интерес учащихся через создание проблемной ситуации, организацию игровых ситуаций, стимулирование проявлений любознательности.

Воспитательные – воспитание эстетического восприятия учащихся через музыку, национальные традиции, воспитание любви к родине, к своему краю.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: понимать, что в России живет более 100 народностей;

Получат возможность познакомиться с некоторыми обычаями и традициями народов Севера.

Регулятивные: учащиеся действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

Познавательные : учащиеся контролируют, оценивают процесс и результат деятельности;

Учащиеся углубляют представления о многонациональном составе РФ.

Коммуникативные: учащиеся работают в сотрудничестве (пары, группы);

Договариваются о распределении работы в совместной деятельности.

Нравственно-этическая ориентация: учащиеся проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях;

Учащиеся учатся находить выход из проблемной и спорной ситуации;

Учащиеся учатся уважению, культуре и искусству народов нашей страны и края;

Учащиеся учатся уважительно относиться к мнению товарищей, умению отстаивать свои позиции и соблюдать правила общения.

Методы и формы обучения

Проблемно-поисковый, здоровьесберегающие; групповая, фронтальная, индивидуальная,

Средства

Электронный ресурс «Презентация», дидактический материал (пазлы, «Часть-целое», творческое задание «Народные промыслы»), демонстрационный материал (костюмы народов России, тексты о народных праздниках), музыкальные фрагменты.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

1.Организационный момент

Создает эмоциональный настрой, читает стихотворение.

Слушают стихотворение, настраиваются на работу на уроке

Фронтальная

Личностные:

проявляют положительный настрой на работу

2.Актуализация знаний

Звучит музыка «Я, ты, он, она…»

Читает стихотворение,

задает вопросы:

Ребята, а как вы думаете, что такое Родина?

Полное название нашей страны?

Что обозначает слово Федерация?(

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Коммуникативные:

Строят высказывание;

Участвуют в учебном диалоге;

Проявляют интерес и уважение к высказываниям ребят;

3.Мотивация к учебной деятельности

Создает проблемную ситуацию для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учениками и фиксирует на доске.

Дети пытаются сформулировать тему урока, обсуждают цель.

Фронтальная

Регулятивные:

Самостоятельно формируют цель урока после обсуждения;

Умеют организовать рабочее место;

Личностные:

Стремятся включиться в работу на уроке, и сориентированы на участие в коллективную деятельность

Устные ответы

Физкультминутка

4.Поиск решения проблемы

Беседа на тему «Россия - многонациональная страна»(презентация, стихотворение В.Степановой «Российская семья», Выявление детей разных национальностей среди одноклассников (спросить этих детей о их народности). Работа с учебником.

Отвечают на вопросы, рассказывают о своей национальности, знакомятся с народностями и национальностями по тексту (учебник, заранее заготовленные тексты)

Фронтальная

Познавательные:

Перерабатывают полученную информацию и делают вывод на основе полученных знаний;

Коммуникативные:

Доносят свою позицию до других учащихся, оформляют свои мысли в устной форме с учетом своего жизненного опыта

Устные ответы

4.Поиск решения проблемы (открытие нового)

1.Знакомят со слайдами презентации (праздники)

«Пазлы»

2.Организует работу по ознакомлению учащихся с костюмами народов России.

Поясняет задания и проводит групповой контроль:

«Часть-целое».

3. Организует работу по ознакомлению учащихся с народными промыслами.

Творческое задание «Народные промыслы».

4.Организует работу по ознакомлению учащихся музыкой народов России и инструментами.

1.Знакомятся с новой информацией. Обсуждают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы, высказывают свое мнение.

Самостоятельное выполнение заданий в группе.

Принимают участие в игре

Раскрашивают нац. посуду, рассуждают, отвечают на вопросы, делают выводы.

Знакомятся с новой информацией о народных праздниках, музыкой народов России.

Фронтальная,

групповая.

Личностные:

Понимают особые роли культуры в жизни общества, формируют эстетические чувства наблюдательности и фантазии;

Определяют и высказывают простые общечеловеческие правила.

Регулятивные:

В диалоге учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности выполнения своей работы и работы других;

Формируют умения рационально строить свою деятельность.

Познавательные:

Ориентируются в своей системе знаний;

Обобщают, систематизируют и перерабатывают полученные знания;

Игра (дидактический материал для закрепления знаний). Ответы на вопросы

Контроль выполнения упражнений и устные ответы.

4.Первичное осмысление и закрепление.

Задает вопросы: что объединяет эти народы, нации? Какие отличительные признаки у этих народов, наций?

Почему люди должны жить в мире, дружить?

Отвечают на вопросы, делают выводы,

обсуждают.

Самостоятельное выполнение заданий в группах.

Фронтальная,

групповая

Познавательные:

Систематизируют полученные знания путем поиска информации (в учебнике, рассказе учителя и воспроизведению в памяти)

Регулятивные:

Ориентируются в полученной информации.

Правильность выполнения игровых и практических заданий.

Физкультминутка: музыкальная под музыку народов - выполнение движений.

5.Итоги урока.

Рефлексия

Задает вопрос: почему наше государство называют многонациональным.

Включает музыку «Это ты- Родина моя», предлагает детям выйти в круг и передать по кругу сердечко.

«Тот у кого в руках сердечко, говорит:

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Мое настроение…

Мне нравилось выполнять…»

Дети отвечают на вопрос (Предполагаемый ответ: потому что, в нашей стране живут люди разных национальностей и относятся друг к другу как братья, по доброму, с уважением.) Определяют свое эмоциональное состояние, на уроке передавая сердечко по кругу.

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные:

Понимают значение добрых, толерантных отношений в многонациональной стране и принимают его

Регулятивные:

Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала

Оценивание работы учащихся на уроке в группах

6.Домашнее задание

Д/з по теме в рабочей тетради

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

МБОУ «Рембуевская СШ» Самойленко Ю.О., Лукина М.А.,

Максимова А.А.,Жигули А.А., Юдинцева О.В.

МБОУ «Луковецкая СШ» Корельская Л.С.


Образовательный ресурс (конспект, презентация, интерактивный тест по изучаемой теме) может быть использован при изучении национально-региональных, этнокультурных особенностей Уральского региона (в том числе Челябинской области) в рамках предмета «Окружающий мир» в 3-4 классах УМК «Школа России», «Школа 2010», «Школа XXI века», «Гармония» и др., а также в системах развивающего и коррекционного обучения на внеклассных мероприятиях.

Название УМК: образовательный ресурс может быть использован при изучении национально-региональных, этнокультурных особенностей Уральского региона (в том числе Челябинской области) в рамках предмета «Окружающий мир» в3-4 классах УМК «Школа России», «Школа 2010», «Школа XXI века», «Гармония» и др., а также в системах развивающего и коррекционного обучения на внеклассных мероприятиях.

Цель: знакомство с национальным составом Уральского региона, с особенностями быта башкир, татар и русских народов в старину.

Задачи
Предметные: познакомить учащихся с национальным составом Уральского региона, с особенностями быта башкир, татар и русских народов в старину; продолжить работу по формированию таких понятий, как: страна, край (регион), административный центр - город; учить находить на физической карте России Уральский регион; учить находить на карте Челябинской области родной город (Кыштым) и областной центр -город (Челябинск).

Метапредметные: развивать способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи; развивать способность к саморегуляции поведения; развивать умение самостоятельно искать средства решения поставленной задачи; развивать умение сотрудничать со сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Личностные: воспитывать интерес к профессиям (в частности, к профессии «археолог»);воспитывать интерес к образу жизни народов, населяющих родной край; воспитывать уважение к культуре народов разных национальностей; формировать осознание своей этнической принадлежности.

Раздаточный материал: для проведения организационного момента - карточки с написанными буквами («Р», «О», «С», «И», «Я»; карточки раздаются вразброс, общее количество карточек равняется количеству учащихся в классе); распечатка географической карты Челябинской области (для работы в парах); распечатка итогового теста (по количеству учащихся).

Техническое и программное обеспечение
При индивидуальной и групповой работе требуется техническое обеспечение: компьютер (ноутбук), компьютерная мышь.При фронтальной работе рекомендуется использовать к вышеперечисленному оборудованию мультимедиа проектор, звуковые колонкии экран. Рекомендуемые программы: PowerPoint 2007 / 2010 / 2013.

Ход внеклассного мероприятия
I. Организационный момент
- Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
. Игра на развитие внимания «Облака»
- Посмотрите, ребята, на свою парту. У каждого из вас лежит карточка, на которой написана буква. Перед тем, как сесть на своё рабочее место, мы поиграем с вами в игру «Облака». Послушайте правило игры: на экране будет проплывать облако с написанной буквой; тихо должны сесть те ребята, у которых совпадёт буква с вашей карточкой на парте. (На облаках написаны буквы «Р», «О», «С», «И», «Я»)
Слайд № 2

Ученики слушают инструкцию к игре; соотносят свою букву, написанную на карточке, с буквой на экране; в соответствии с требованием должны ТИХО сесть на своё рабочее место.

II. Сообщение темы классного часа
-Давайте, ребята, вспомним, какие буквы встретились нам в игре. (Учитель выслушивает ответы детей.)

Игра «Составьте слово»
- В хоровод наших букв я добавлю ещё одно облако с буквой «С». Переставьте буквы местами, и у вас получится слово.
-Какое слово у вас получилось? (Получилось слово «Россия»).
-Что обозначает это слово? (Это название страны, в которой мы живём).
Слайд № 3

Сегодня, ребята, на классном часе мы побываем в гостях у маленького Егорки. Егор - любознательный мальчик, и каждую минуту он задает дедушке Матвею разные вопросы. И вот однажды внук спросил дедушку: какие народы живут в нашем крае? Этот вопрос и будет темой нашего классного часа.
Слайд № 4

Ученики слушают инструкцию к игре; выполняют задание в соответствии с требованиями; закрепляют название нашей страны.

III. Работа по формированию понятий «страна», «край», «административный город»
. Знакомство с названием края (региона) «Урал»
-Чтобы ответить на вопрос Егорки, дедушка Матвей сначала предлагает вам посмотреть на карту нашей Родины. Наша страна - Россия занимает огромную территорию. (Учитель показывает указкой границы России). Наш край, где мы живём, находится возле Уральских гор. (Учитель показывает на карте протяженность Уральских гор). Название гор подсказывает вам название нашего края, региона.
-Как называется наш край? (Наш край называется -Урал.)

Слайд № 5
. Знакомство с административными центрами -городами Урала
-В Уральском округе находится 140 городов; давайте прочитаем названия административных центров, которые являются наиболее крупными городами Урала.
-Какой из этих городов является нашим областным центром? (Наш областной центр - это город Челябинск.)

Слайд № 6
. Работа с картами Челябинской области
-У вас на парте лежит карта Челябинской области. Помогите Егорке найти на карте название своего города и города Челябинска. (Работа в парах.)
Слайд № 7

Проверка (фронтальная)
Вывод: наш город, как и город Челябинск, расположен в южной части Урала, поэтому в разговоре взрослых можно часто услышать, что мы живем на Южном Урале.
. Акцентуация внимания на главном вопросе классного часа
- Вот мы и подошли к главному вопросу, который задал Егорка дедушке: какие народы живут в нашем крае. Ученики знакомятся с географической картой России, соотносят название Уральских гор с названием края (региона), в котором живут;учатся находить на физической карте России Уральский регион.

Ученики читают названия административных городов Урала.
IV. Знакомство с национальным составом Уральского региона,
с особенностями быта башкир, татар и русских народов в старину
. Знакомство с понятием «археолог»
-Когда Дедушка Матвей был молодым, то он работал археологом.
-Кто из вас знает, что обозначает слово «археолог»? (Учитель выслушивает ответы детей.)
Слайд № 8

Археолог - это учёный, который изучает человеческую историю по вещественным источникам. К вещественным источникам относятся орудия труда, посуда, украшения, предметы искусства, остатки строений и другие предметы, некогда созданные человеком. Работа археолога связана с постоянными раскопками, походами, экспедициями, исследованиями, которые помогают сделать великие открытия и по крупицам воссоздать все этапы жизни людей от момента зарождения человечества.
Когда дедушка Матвей работал археологом, он побывал во многих местах Урала.

Рассказ о первом человеке на Урале
-Очень интересное исследование проводил дедушка Матвей в республике Башкортостан. Вместе с другими учёными - археологами он обнаружил в районе озера Карабалыкты, недалеко от деревни Ташбулатово, древнейшую стоянку первобытного человека. Там же был найден целый скелет древнего человека. По останкам скелета ученые воссоздали его облик.
А в пещере Шульган-таш, на берегу Белая (Агидель), учёные обнаружили наскальные рисунки первобытного человека. Здесь изображены фигуры мамонтов, лошадей и носорогов. Картинки свидетельствуют о том, что древние люди, населявшие когда-то наш край, видели этих животных в непосредственной близости.
Слайд № 9

Физминутка «Наскальные рисунки»
-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наскальные рисунки». Выполняем упражнения в соответствии с рисунком.
Слайд № 10

Общие сведения о национальном составе Урала
-Урал известен как многонациональный край с богатой культурой, здесь проживают не только русские, но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие.
-В Челябинской области больше всего проживает русских, башкир и татар. О людях этой национальности нам расскажет дедушка Матвей.
Слайд № 11

Рассказ о башкирских народах
-В давние-давние времена жил да был кочевой народ. Кочевой народ с места на места кочевал, лучшие места искал. Было у кочевого народа много скота, а животным нужны просторные степи, богатые травами, да реки с чистой водой.
Там, где жили кочевники, травы и воды мало. Решили они поискать лучших мест.

Долго-долго шли кочевники, устали. Задумались аксакалы: что делать? Куда идти, на запад или на восток, на север или юг? Аксакалы - это старшие, самые умные люди. И вдруг, они увидели стаю волков. Вожак стаи, самый умный волк, подошёл к аксакалам. Волчий вожак встал впереди каравана и повёл его дальше.

Долго шли люди за волком, пока не дошли до благодатной земли, богатой реками и озёрами с чистой водой, степями с зелёной травой, лесами да горами. Дойдя до этого места, волчий вожак исчез.

Посоветовавшись между собой, аксакалы кочевого народа решили: «Нам не найти земли прекраснее этой. Остановимся же здесь и сделаем её своим становищем». И стали жить они на этой земле, красоте и богатству которой нет равной на свете. Поставили юрты, стали разводить скот: коней, овец, коз, коров, верблюдов.

С тех пор этот народ стал называть себя «башкортар», то есть людьми, пришедшими за главным волком. Потомки «башкортов» и в наши дни на Урале живут, их башкирами зовут.

Летом башкиры по степи кочевали, дома-юрты с собой брали. Юрта - это дом. Из реек юрту собирали, войлоком покрывали. В юрте в стужу тепло, в жару прохладно. Внутри юрты, в центре - очаг, согреть и накормить семью он рад. Лежанки да сундуки, на полу тёплые ковры. Башкиры на коврах пьют и едят, на стульях они не сидят.

Зимой башкиры жили в аулах, в деревянных домах. Аулы строили в долинах рек или около густых лесов. В реках башкиры ловили рыбу. В лесах они охотились, собирали ягоды, грибы и мёд диких пчёл.
Слайд № 12

Рассказ о татарском народе
-Не только башкир привлёк наш благодатный край. Поселились на землях Урала татары. По традиции татарские села располагались на берегах рек. Традиционным жилищем татар была изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад избы украшался многоцветной росписью.
Татары трудолюбивый народ. Они занимались ремёслами и торговлей. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших и не обижать младших. Татары очень гостеприимны, гостей сладким чак-чаком, шербетом, мёдом и душистым чаем угощают, переночевать предлагают.

Слайд № 13

Рассказ о русском народе
Русские люди Урал заселяли, лес корчевали, строили избы. Хлеборобы распахивали землю, сеяли рожь да овёс. Осенью собирали урожай. Русские мастеровые люди добывали руды, работали на заводах.Военные строили крепости. Купцы торговали.
Слайд № 14

Так и живут рядом башкиры, татары и русские. Каждый народ разговаривает на своём языке, своим богам молится, носит свою национальную одежду. Народы Урала свои обычаи соблюдают, о дружбе не забывают.
Слайд № 15

V. Закрепление
. Заключение
- В нашем крае, как и во всей России, живут разные народы.
Сильна великая держава
Сынами, дочерьми своими.
России не померкнет слава,
Пока мы вместе и едины!

§ 1 Многонациональная Россия

Главное богатство каждой страны - это её население. В России проживает около ста сорока миллионов человек.

Если посмотреть в главный документ Российской Федерации - Конституцию, то мы увидим, что начинается она со слов «Россия - многонациональная страна».

Давайте порассуждаем и разберемся. Что обозначают эти слова? Какие народы проживают в нашей стране?

Послушайте стихотворение Владимира Степанова:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Более ста восьмидесяти народов населяют ее территорию. У каждого народа свои традиции, обычаи, праздники, свой язык, свой костюм. Такая многонациональность - настоящее богатство России.

§ 2 Народы России

Русские составляют большую часть населения нашей страны, поэтому государственным является русский язык.

Предками народов Центральной России являются славяне. К славянам относятся такие народы, как русские, белорусы, украинцы. Изначально эти территории привлекали людей своими лесами с грибами, ягодами, зверями; реками, полными рыбой. В Центральной России также проживают татары, мордва, марийцы, чуваши.

Сибирь - самая большая территория России. Ее населяет много разных народов, которые хорошо сохранили свои традиции, обычаи и языки. Живут они единой семьей, помогая друг другу. Самые многочисленные коренные народы Сибири - буряты, якуты, тувинцы. В тайге расположились эвенки. Шорты и алтайцы обитают в горах. Манси и ханты селятся между реками Енисей и Обь. А вот секульпы, ненцы приспособились к суровым условиям Тундры. На Севере дальневосточной земли живут такие народы, как чукчи, эскимосы, коряки. Они ловят рыбу и других морских обитателей.

Многонационален и Северный Кавказ. На Кавказе проживают дагестанцы, чеченцы, ингуши, осетины и другие народы. Кавказская земля очень плодородна, поэтому люди занимаются земледелием и садоводством. Ее народы издавна считались прекрасными воинами. Они отлично стреляют и ездят верхом.

Издавна на территории Руси жило множество народов. Плечо к плечу вставали они на защиту своей страны. В братских могилах рядом похоронены русские, удмурты, алтайцы, ненцы, осетины и другие народы, воевавшие в Великой Отечественной войне. Однажды один из дагестанских солдат во время допроса гордо ответил фашистам: «Я тоже русский. Мы все дети одной матери-Родины - России».

§ 3 Дружба народов

Невозможно представить русскую культуру без таких имен, как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Федор Иванович Тютчев и других известных деятелей, которые воспевали в своих произведениях русскую землю. Они были разных национальностей, но отдавали всю свою душу и жизнь служению России.

Владимир Иванович Даль, отец которого был датчанин, а мать - немкой, создал «Толковый словарь живого великорусского языка». Он всегда утверждал: «Я русский по духу».

Все народы должны жить в дружбе, мире, согласии. Проживая на одной земле, представители разных народов становятся схожими между собой, обогащают свою культуру и традиции. С большим удовольствием провожают Масленицу блинами и пирогами. Очень нравится этот праздник русскому народу. Татары отмечают свой праздник - Сабантуй. Летом, когда на полях закончены все работы, народ выходит отметить его танцами, играми, состязаниями в доблести. Похожий праздник есть и у бурят - Сурхарбан.

В нашей стране исповедуют разные религии. Но все они учат тому, что нужно жить в мире, любить друг друга, уважать и почитать старших, делать добро, защищать свою Родину.