Восточные сказки: танец живота - история и современность. История зарождения восточного танца


Загадка беллиданса – не только в глазах танцовщицы, чарующей атмосфере и магической привлекательности, но и в его истории.

Никто не может точно сказать, где именно появился танец живота и когда это произошло. Большинство исследователей склоняются к тому, что родина беллиданса в Египте, кто-то считает, что в Междуречье, а может быть, истоки его следует искать в Индии? В древнегреческих рукописях можно найти описания нильских танцовщиц, которые использовали в своих движениях различные виды трясок и вибраций. Фрески древних храмов Египта и Месопотамии, написанные за тысячу лет до нашей эры, изображают жриц, исполняющих этот причудливый танец – священный ритуальный танец, посвященный богине плодородия, богине-матери. Народы разных стран – а уже в незапамятные времена характерный восточный танец исполняли и на Севере Африки, и в Греции, и в Риме, и в Вавилоне – называли ее по-разному: Анахита, Исида, Иштар, Афродита. «Проводниками танца» между этими странами были цыгане. Но не современные, знакомые нам, «рома», а «синти» – другая лингвистическая группа. В Египте их называли «гавази» – «чужестранцы», и в долину Нила они пришли из Индии. Путешествуя из края в край, они приносили с собой культуру танца живота, дополняли ее в каждой стране новыми движениями. Кстати, позднее в Испании – опять же с легкой руки цыган – этот межкультурный микс стал основой фламенко, только акцент с живота и бедер сместился на ноги и руки.

Но вернемся на Восток. С течением времени «религиозный матриархат» сменился патриархальными религиями, язычество вытеснили христианство и ислам, а танец живота из ритуального действа превратился в светское развлечение. Ряд исследователей и вовсе низводят беллиданс до уровня «гаремного фитнеса» – мол, женам и наложницам в гареме заняться было нечем, а за красотой тела необходимо было следить, вот и занимались они танцем живота, чтобы коротать день за веселым занятием и поддерживать тело в форме. Но даже в гареме у беллиданса была важная сакральная задача – подготовить женщину к беременности и родам. Специфичные движения танца задействуют внутренние мышцы таза – те самые, что помогают ребенку выйти из матки – и благодаря этому роды проходят легче и безболезненнее. Чистой физиологией роль беллиданса не ограничивается – например, в некоторых египетских селениях до сих пор женщины собираются в большом шатре и танцуют вокруг роженицы, чтобы, с одной стороны, помочь ей морально, а с другой – встретить новорожденного весельем, чтобы он прожил счастливую жизнь.

«Гаремный период» истории танца живота – самый спорный и смутный. Дело в том, что ислам запрещает изображать людей, женщинам запрещает танцевать для кого-то кроме других женщин или своего мужа, а посторонним мужчинам – проникать на женскую половину дома («haram» в переводе с арабского значит «запретный»). Поэтому нет ни рисунков того времени, изображающих танцовщиц, ни описаний их движений. То немногое, что дает нам представление о происходившем за стенами гарема – либо воспоминания жен европейских дипломатов, либо плод воображения художников и писателей, часто на Востоке даже не бывавших. Стоит ли им верить?

А в египетских хрониках упоминание о гавази можно найти только за последние двести лет. Этот народ не придерживался строго канонов ислама, танцевал на улицах, с непокрытой головой – естественно, такое поведение вызывало неудовольствие религиозных деятелей, и о гавази было запрещено писать. Первые же рисунки, на которых можно рассмотреть костюмы той поры – узкие приталенные кафтаны и широкие шаровары – были сделаны европейскими путешественниками в середине девятнадцатого века. Костюмы эти сильно напоминали народные турецкие одежды – что неудивительно, ведь Египет входил в состав Османской империи с 1517 по 1805 год – а турецкий костюм, в свою очередь, многое заимствовал из персидского. Своим «безнравственным» поведением гавази, танцевавшие за деньги для солдат турецкой армии, навлекли на себя и гнев не только правоверных арабов, но и турецкого паши – и были сосланы на юг Египта в Эсну.

Второе рождение беллиданса пришлось на середину девятнадцатого столетия – небывалый интерес к нему вспыхнул в Европе после завоевания французами севера Африки. Стали популярны всевозможные восточные шоу – правда, надо признать, зачастую это была лишь дешевая имитация без малейшего намека на культуру и глубинный смысл танца живота. Первое шоу с настоящими восточными танцовщицами было показано в Париже в 1889 году, а в 1893-ем американский импресарио Сол Блум привез на Всемирную ярмарку в Чикаго труппу исполнителей народных танцев из Северной Африки и придумал яркий термин «bellydance», дословно – «танец живота». В том же году в Лондоне пьеса Оскара Уайльда «Саломея» была запрещена за ее «развратные танцы» – что только подстегнуло интерес к ним.

А ведь выглядело все тогда, по сравнению и с древностью, и с днем сегодняшним, довольно целомудренно – выступали танцовщицы в длинных закрытых платьях, и только повязанный платок акцентировал бедра. Впрочем, и этого было достаточно: роковая женщина-шпионка Мата Хари своими восточными танцами буквально порабощала сердца и волю сильных мира сего. В беллидансе находили вдохновение Айседора Дункан, Рут Ст. Денис и Марта Грэм.

Нынешнего гламура беллидансу придал Голливуд. Именно в голливудских фильмах танцовщицы впервые появились с открытым животом, в расшитом лифе и с поясом на талии. Египетские танцовщицы частично скопировали этот образ, пояс с талии опустили на бедра, открыв пупок – так движения смотрелись более эффектно, и разглядеть их было легче. Кинематограф также заложил основы хореографии в беллидансе – раньше танец от начала и до конца был чистой импровизацией, и в групповых выступлениях, запечатленных на кинопленку, смотрелся несколько несогласованно.

В Египте расцвет кинематографии пришелся на сороковые годы прошлого века, и режиссеры, конечно же, стремились снимать фильмы с участием известных танцовщиц. Эти киноленты породили неподдельный интерес к беллидансу далеко за пределами Ближнего Востока. Женщины и даже мужчины западных стран хотели не только смотреть красочные шоу, но и сами танцевать этот завораживающий загадочный танец. Интерес этот не утихает до сих пор.

Виктория Пятыгина

Восточные танцы: история и легенды арабских стран

Разговор о восточных танцах обычно сводится к экзотическому танцу живота или беллидансу. Именно покачивания бедрами, волнообразные движения животом легли в основу этого стиля. Но характерный хореографический рисунок - это фундамент. Ведь существует большое количество видов восточного танца, который объединил в себе культуры всех арабских стран.

История восточных танцев: от обряда до экзотики

Первые упоминания о восточном танцевальном стиле можно обнаружить в древних храмах Египта. На фресках, украшающих их стены, сохранились рисунки танцующих людей. Подобные изображения были найдены и в Месопотамии, древнейшей цивилизации. Возраст фресок составляет более 3000 лет.

Найти истоки и точные сведения о появлении танца спустя три тысячелетия не представляется возможным, что делает стиль более загадочным и таинственным. Он буквально окутан легендами. Одна из них гласит, что первоначально танец служил ритуалом и помогал облегчить родовые муки. Женщины окружали роженицу и совершали характерные движения бедрами, отгоняя злых духов от новорожденного.

Чуть позже танец нашел применение в ритуалах, связанных с культом Богини Плодородия. В те времена земля для жителей арабских стран была практически единственным источником пропитания. Чтобы получить щедрый урожай, жрицы в храмах исполняли танец живота, который ассоциировался с рождением новой жизни.

Под властью чувственного танца оказался весь Ближний и Средний Восток. Со временем стиль начал меняться: из ритуального танца он превратился в фольклорный или народный. Каждая этническая группа, входившая в состав региона, привносила в движения танцовщиц что-то свое. Существуют сотни народных танцев, прародителем которых стал восточный стиль. Их объединяет два момента: исполнительница - обязательно женщина, главные элементы - движения бедер и живота.

Соблазнительные танцы восточных красавиц также оценили европейские купцы и торговцы, которые стали путешествовать по Египту примерно с XVI века. Именно в это время страна стала частью Оттоманской империи, что и позволило жителям Старого Света безбоязненно ее посещать.


Европейцы переняли арабские традиции, но распространиться им по всему континенту помогла Мата Хари лишь в середине XIX века. Выступая перед публикой, она заявляла, что исполняет индийские ритуальные танцы. Это пробудило большой интерес к восточному искусству. В 1889 году в Париже было проведено первое шоу, на котором танец живота исполнили арабские женщины. Через 4 года после этого события, движениями восточных красавиц уже наслаждались в Чикаго благодаря Сол Блуму. С этих пор египетские танцовщицы перестают танцевать лишь для домашнего окружения - публика жаждет их завораживающих выступлений.

Меняется отношение к танцу и в Каире, который к XX веку становится крупным городом. Большую роль в этом процессе сыграла Бадиа Мансабни, танцовщица ливанского происхождения. Она открыла в столице Египта ночной клуб в стиле европейского кабаре. Восточные танцы стали частью концертных номеров, а не просто домашним увлечением арабских красавиц. Более того, Бадиа привлекала европейских хореографов к обучению девушек. Преподаватели объединяли движения восточного стиля с другими направлениями, создавая уникальную школу танца.

Но не только появление ночных клубов помогло Египту стать центром восточного танца. В 40-х годах XX века в стране начинают снимать мюзиклы, где главную роль играла арабская культура, в частности музыка. Не обходилось в постановках и без танцевальных сцен. При этом кинопроизводители Египта искали вдохновение в европейских и американских фильмах. Смешение культур в искусстве и привело к популярности египетской школы танца по всему миру.

В 90-х годах Египет перестал быть центром арабского танцевального стиля. Волна богатых туристов резко сократилась, что привело к закрытию ночных клубов, а мусульманские экстремисты, появившиеся в стране, запрещали женщинам танцевать публично. На этом фоне стиль стал развиваться в Турции и Ливане.

Восточные танцы не перестают волновать современных женщин. Возраст и страна при этом не имеют значения. Достаточно один раз увидеть грациозные покачивания бедрами, чтобы появилось желание овладеть этим искусством. Сложно сказать, сколько школ восточных танцев открыто по всему миру. Учитывая интерес к этому направлению, одно можно утверждать точно: их количество будет только расти.

Интересные факты

    Танец живота или беллиданс - термин, придуманный для распространения стиля в США. Считается, что его ввел в обиход Сол Блум, чтобы добавить направлению соблазнительности и привлекательности. Как показывает история, политик не прогадал.

    Традиционная одежда для женщин, исполняющих bellydance , - это лиф, юбка в пол или шаровары. Такой образ закрепился в сознании современных людей, хотя изначально костюм был гораздо скромнее. Девушки надевали длинные закрытые платья, а бедра подчеркивали платками. Встретить танцовщицу с голым животом было нонсенс. Что стало причиной столь откровенных изменений? Голливуд. Американские режиссеры представляли Восток ярким, блестящим и соблазнительным. Это и стало основой для создания «американского» образа восточной женщины, который, кстати, распространился по странам-прародительницам жанра.

    Согласно одной из гипотез, первоначально восточные танцы были частью мужской военной культуры и возникли в Тибете примерно 13 тысяч лет назад. Позже женщины переняли и видоизменили стиль танцев, сделав их более привлекательными для противоположного пола.

    Распространение жанра по Европе также связывают с именем Наполеона. По одной версии, он приказал отрубить головы 400 танцовщицам, чтобы они не соблазняли своими танцами его воинов. По другой - французский император был настолько очарован красотой и грациозностью восточных женщин, что окружил себя 400 танцовщицами.

    Искусством беллиданс в свое время овладели и древние славяне. Для них он также носил сакральный смысл. Каждый год в день свадьбы жена танцевала для своего мужа, чтобы оставаться для него желанной и молодой.

  • В Библии сохранился миф о прекрасной Саломее, которая очаровала танцами царя Ирода. Во время своего исполнения девушка скинула с себя 7 вуалей, оставшись перед ним полностью обнаженной. Восхищенный царь поклялся выполнить любую просьбу Саломеи. Та попросила голову Иоанна Крестителя. Ирод сдержал обещание. Что бы ни говорилось в предании, танец семи вуалей завоевал публику и даже нашел свое отражение в живописи. Полюбоваться образом Саломеи можно на картинах Мауриция Готтлиба и Беноццио Гоццоли.


    Завоевать внимание султана, выделиться на фоне остальных жен в гареме помогал именно танец живота. В исламских странах стиль приобрел иное звучание и стал ассоциироваться с искусством соблазнения. Тонкая грань между танцем и стриптизом вызывает многочисленные споры до сих пор.

    Существует красивая легенда появления bellydance . Она гласит, что причиной зарождения стиля стала обыкновенная пчела. Она залетела под одежду юной девушки, чем и заставила ее интенсивно крутить бедрами и животом. Попытка избавиться от назойливого насекомого в итоге превратилась в танец.

    Первой российской исполнительницей танца живота считается Татьяна Нурлабековна Зеленецкая.

    Культура Востока стала вдохновением для М. И. Глинки. Свои яркие впечатления от танца черкесских девушек композитор отразил в опере «Руслан и Людмила».

    Египетское правительство зарабатывает около 400 мл долларов ежегодно на танце живота. Дело в том, что танцовщицы обязаны платить налог за публичное исполнение беллиданс.

Популярная музыка в восточном стиле

Прикоснувшись к арабской культуре, вы удивитесь количеству песен, под которые исполняют знаменитый беллиданс. Их сочиняют в Египте, Турции, Ливане, Иране и других восточных странах. Особое распространение получила именно египетская музыка 40-х годов. Композиторам тех времен удалось завоевать любовь многих женщин по всему миру. Предлагаем, прикоснуться к чарующей музыке Востока

    «Noura Noura » Фарида Аль-Атраша. Произведения этого композитора сирийского происхождения можно было услышать практически в каждом мюзикле, выпускаемом в Египте. 40 лет он потратил на сочинение песен в восточном стиле. При этом Фарид не упускал возможность самостоятельно исполнять свои композиции, чем привлекал еще большее внимание к своей персоне.

«Noura Noura » (слушать)

    «Enta Omry» в исполнении Умм Кульсум. Музыку для этой песни написал Мохаммед Абд-аль-Ваххаб. Композитор прославился далеко за пределами своей родины: его перу принадлежат гимны Ливии, Туниса и Объединенных Арабских Эмиратов. В своем творчестве Мохаммед использовал не только арабские мотивы, но и европейские. В частности, впечатление на него произвела французская культура.

«Enta Omry» (слушать)

    «Gabar» Абделя Халима Хафеза. За свой необычный, завораживающий голос этот певец получил прозвище «Соловей Нила». Певческий талант не единственное, чем запомнился Абдель. Музыкант создал целую плеяду произведений, ставших классикой египетской культуры.

«Gabar» (слушать)

    «Welak» в исполнении современного ливанского певца Джозефа Атти. Восток и Запад сплетаются в единое целое в творчестве Джозефа. Бархатный тембр его голоса в сочетании с красивыми мелодиями принесли музыканту славу и признание.

«Welak» (слушать)


    «Ommi» Марселя Халифе. Свое первое выступление этот ливанский певец и композитор дал во время гражданской войны. Жажда представить окружающим свое творчество была сильнее страха смерти. И до сих пор его песни, написанные в традиционном арабском стиле, пользуются популярностью среди ценителей восточной культуры.

Разновидности восточного танца


Известно более 50 видов этого стиля. Такое разнообразие связано с культурными особенностями стран, где распространялся танец.

    Гавейзи получил наибольшее распространение в Египте и был «завезен» цыганами из Индии. Традиционно гавейзи исполняли на улицах. После выступлений танцовщицы ходили с перевернутыми бубнами и собирали деньги у зрителей. Характерной деталью костюма этого направления считается небольшая шляпка, декорированная лентами и бусинами.

    Бандари - иранский стиль. Его отличают интенсивные тряски бедрами и плечами. Танцуют бандари на носочках, держа в руках платочек.

    Хаггала - танец бедуинов, который традиционно исполняют на свадьбах. Его хореография включает частые хлопки и прыжки, которые гармонично сочетаются с движениями бедер. Отдельного внимания заслуживает юбка с широкими воланами.

    Нубия - стиль, который получил распространение в Судане. В основном его исполняет группа танцовщиц, которые держат в руках бубны или тарелки из тростника.

Кроме этого существуют арабская, турецкая, египетская и другие школы восточного танца. Не менее разнообразны и аксессуары, которые используют во время выступлений: сабли, бубны, канделябры, шали и веера.

При слове "восточные танцы" нам сразу вспоминаются чарующие красавицы в шальварах, окутанные туманной дымкой фимиамов… Тысячелетия назад соблазнительно покачивающие бёдрами гурии являли собой символ соблазна и страсти. Какова же современная судьба восточных танцев?

Спасаясь от пчелы

Еще в десятом веке цыганы принесли в Египет восточные танцы, а из Египта они впоследствии распространились по всей Азии. Поэтому сегодня неправильно было бы говорить о восточных танцах как целостном феномене: все народы Среднего Востока имеют свою самобытную культуру и историю, что наложило свой отпечаток на стили и вариации танца.

Существует замечательная легенда о том, что как-то раз во время выступления танцовщицы к ней под одежды залетела пчела . Испуганная девушка, не прекращая выступления, стала вращать животом и плечами, чтобы прогнать насекомое. Зрители пришли в восторг и потребовали продолжения. Так родился первый прообраз восточного танца.

В двадцатом веке Голливуд стал постепенно способствовать популяризации восточного танца. Было создано множество киномюзиклов и шоу, в которых участвовали восхитительные обольстительницы с обнаженным животом, чьи томные взгляды провоцировали респектабельных джентльменов избавляться от комплексов и ненужных деталей одежды. Заинтригованная публика не преминула вскоре возвести восточный танец в ранг сценического искусства.

В 60-х годах прошлого века восточные танцы оказались воскрешенными из небытия , перекочевав из гаремов в танцевальные студии всего мира. Вскоре в США родилось общее название для восточных танцев современности — " bellydance " , или "танец живота" . Плавильный межкультурный тигль этой страны позволил родиться новым жанрам и стилям.

На данный момент самыми распространёнными стилями восточного танца являются Saidi (пастушеский танец), Ghawazee (цыганский танец), и Baladi (танец Верхнего Египта). Некоторые из этих стилей представляют собой оригинальные экзотические сплавы всевозможных направлений и форм: они предусматривают работу с платками, мечами и палками . Отдельные жанры восточного танца предусматривают украшение рук и ног хной и специальными наклейками (бинди) .

Вскоре от основного направления восточных танцев отпочковался стиль Tribal (трайбл), в котором используются движения, музыка и костюмы самых различных культур и эпох, и предлагается стилевая свобода вариаций в выборе костюма. В противовес обнажённому животу и бисерным подвескам трайбл предлагает монеты, кисточки и покрытый живот . Трайбл сказал "да" художественному экспериментированию: он привлёк в стилистику восточного танца модные элементы популярной культуры — татуирование и пирсинг.

Современные исследования убедительно доказывают, что восточные танцы не только способствуют усилению кровообращения органов малого таза и приводят в норму все отделы позвоночника, но и служат отличной профилактикой осложнений при родах и качественно улучшают сексуальную жизнь .

Помимо этого, восточные танцы сегодня являются одной из самых лучших психологических практик для приведения в гармонию тела и души . Кого-то из танцовщиц влекут на сцену огни рампы, кого-то — возможность почувствовать себя желанной и соблазнительной, но большинство женщин оказываются пленёнными возможностью наконец полюбить и принять свое тело таким, как оно есть .

Сегодня невозможно дать окончательный ответ на вопрос о том, какая разновидность восточного танца является самой лучшей. Этот танец не страшится времени, само время опасается его неувядающей красоты . Как писал об этом танце великий поэт ислама Джаллаладин Руми: "Кто знает благодать танца, тот живёт в Боге…".

Прототип танца живота был известен во многих древних цивилизациях – Китае, Аравии, Африке и попал оттуда к древним славянам за долго до новой эры. Именно здесь этот танец стал ритуальным. Он исполнялся только в вечернее время и танцевался женщиной для своего . Главным смыслом танца было показать, что жена красива, молода, желанна и способна к потомства.

За несколько столетий до Рождества Христова славянский ритуальный танец попал на Восток в Азию вместе с мигрирующими славянскими племенами. Здесь он просуществовал до 1 в. н.э. без каких-либо изменений. И только в новом тысячелетии некоторые танцовщицы стали брать плату за исполнение. К 5-му веку н.э. танец из ритуального окончательно стал светским явлением. Культ превратился в развлекательное эротическое зрелище. Постепенно танец живота распространился по всему Востоку и Югу – Индии, Цейлону, Японии и даже Африке.

К 7-му веку за этим искусством прочно укоренилось название «арабского». И танцовщицы из многих стран, в том числе и Европы, мечтали попасть на Восток и постичь все тонкости танца живота.

Сегодня наблюдается настоящий Ренессанс этого искусства, ставшего популярным по всему миру. Специалисты насчитывают более 50 видов bellydance и 8 основных школ восточного танца: , египетская, пакистанская, ботсванская, таиландская, бутанская, аденская, иорданская и множество более мелких и незначительных ответвлений. Самыми популярными и распространенными считаются египетская и турецкая школы танца живота.

Смысловое значение танца

Этот завораживающий восточный танец не случайно название «танец живота». Ведь «живот» – это жизнь. А жизни ведет к женщине–матери. В в разных странах было связано с культом богини . И танец стал тем самым выразителем самых основ жизни – зачатия, вынашивания ребенка и рождения человека. Вся эротичность танца живота, которая сохранилась в полной мере и по сей день, была вполне оправдана и носила сакральный смысл.

В в арабских странах танец живота имел большое влияние, что мог даже изменить судьбу простой танцовщицы. Девушки из бедных семей могли с помощью этого искусства заработать богатое приданое, или даже стать из рабыни госпожой.

Даже сегодня в арабских странах и на Кавказе многие свадьбы не обходятся без этого танца. Танцовщицы через свои движения символически желают молодым здоровья, страстной любви на долгие годы, здорового и многочисленного потомства.

Целебные свойства танца живота

Для многих людей танец живота - просто красивый, эротичный восточный танец. Однако, кроме сакральной и эстетической составляющих танец несет на себе и оздоровительную нагрузку для женского организма. Он приводит в норму работу внутренних органов, отвечающих за детородную функцию, укрепляет организм в целом, продлевает молодость и обладает сильнейшей положительной энергетикой.