Викторина для детей лекарственные растения. Викторина "лесная аптека" - викторины - разное - методические разработки - самарский школьный портал


Екатерина Ищенко
Викторина по лекарственным растениям «Какие цветы нас лечат?»

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тема : «Какие цветы нас лечат .

Форма работы : викторина .

Воспитатель :

Ищенко Е. Е,

вторая реабилитационная группа

Целевая аудитория : несовершеннолетние 7 – 13 лет.

Форма и методы работы : упражнение, рассказ воспитателя, чтение стихотворения, беседа, викторина , презентация слайдов, блиц-опрос.

Цель

Задачи :

лекарственных растениях .

лекарственных растений

Ожидаемый результат : знание детей лекарственных растений , умение применять их с целью оздоровления организма, бережное отношение к природе родного края.

Оборудование : фишки красного и зелёного цвета , жетоны-цветочки , презентация слайдов, грамоты.

1. Начало занятия – упражнение «Давайте улыбнемся!» .

2. Вводная часть – деление на команды, рассказ воспитателя, чтение стихотворения.

3. Основная часть – беседа, викторина , презентация слайдов.

4. Заключительная часть – чтение стихотворения, подведение итогов, награждение победителей, блиц-опрос, рефлексия.

Викторина «Какие цветы нас лечат .

Цель : развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру.

Задачи :

1. Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях .

2. Формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

4. Совершенствовать диалогическую речь, как средство общения,

обогащение природоведческого словаря.

Оборудование : красные и зеленые фишки, презентация «Какие цветы нас лечат » , вопросы для викторины , тексты стихотворений.

Ход занятия.

1. Начало занятия. Упражнение «Давайте улыбнемся!» .

2. Вводная часть.

Дети делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета .

Подготовка к восприятию материала.

Рассказ воспитателя :

Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться их красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.

Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.

И растения , и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без них?

Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.

Чтение стихотворения :

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать ,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства .

Растения – постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства . В нашей местности тоже растут лекарственные растения . Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство . Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен . Растения , которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений , человек научился выращивать.

В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений . Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов .

Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали , наблюдая за животными.

Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.

3. Основная часть.

Воспитатель :

Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать ?

Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?

Давайте вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.

(Проведение викторины «Какие цветы нас лечат среди двух команд :

Чтобы начать викторину , необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.

(Совещание команд, выбор названия, капитанов) .

Воспитатель : ответы на вопросы викторины поочередно , получение жетонов – цветочков за правильные ответы.

Задания для викторины :

1. Это лекарственное растение растет у дорог , его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?

(Слайд 2) Ответ : Подорожник

2. Какое растение получило название «мяун-трава» ?

Какое лекарство из него изготавливают?

(Слайд 3) Ответ : Валериана. Сердечные капли.

3. Какая ягода заменит лимон?

(Слайд 4) Ответ : Клюква, в ней есть лимонная кислота.

4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

(Слайд 5) Ответ : Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи - хорошее средство от кашля.

5. Это растение , с шипами и красивыми цветами , придает человеку силы и снабжает организм витаминами.

(Слайд 6) Ответ : Шиповник.

6. Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания.

(Слайд 7) Ответ : Чистотел большой.

7. Какое растение поможет укрепить волосы?

(Слайд 8) Ответ : Лопух большой, крапива двудомная

8. О каком растении в народе говорят : «Оно одно семерых врачей заменит» . Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.

(Слайд 9) Ответ : Крапива двудомная

Почему крапива жжется?

Ответ : В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.

9. Нарядные платьица, желтые брошки,

Ни пятнышка нет на красивой одежке,

Если случится тебе простудиться :

Привяжется кашель, поднимется жар -

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

(Слайд 10) Ответ : Нивяник обыкновенный.

10. Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.

(Слайд 11) Ответ : Сфагнум.

11. Целебное растение из Южной Африки . Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке.

Другое его название столетник.

(Слайд 12) Ответ : Алоэ.

12. Быстро убивают вредные бактерии.

(Слайд 13) Ответ : Лук и чеснок.

13. Эти резные листочки лечат сердечко и почки .

Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.

Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.

(Слайд 14) Ответ : Петрушка.

14. Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа , кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение . Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.

(Слайд 15) Ответ : Герань.

15. Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах) . Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.

(Слайд 16) Ответ : Каланхоэ перистое.

16. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте. (Слайд 17) Ответ : Мята.

17. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.

Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды – летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.

(Слайд 18) Ответ : Лиственница.

18. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?

(Слайд 19) Ответ : Плоды чёрной смородины.

4. Заключительная часть.

Воспитатель :

Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений . Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.

В зарослях лесных,

В полях и на лугах,

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах

Целительная сила.

Для всех, умеющих

Их тайну разгадать.

(Подведение итогов викторины , вручение грамот игрокам победившей команды).

Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям , которые нас лечат , но и к тем, которые повсюду окружают нас – и в природе, и в саду, и дома…

…Давай пройдёмся

медленно по лугу

И «здравствуй!»

скажем каждому цветку .

Я должен над цветами

наклониться

Не для того, чтоб рвать

или срезать,

А чтоб увидеть

добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Самед Вургун

Блиц - опрос

Для чего необходимы человеку лекарственные растения ?

(Для поддержания здоровья.)

Из каких частей растения изготавливают лекарственное сырьё ?

(Корни, листья, цветы , побеги, плоды, кора, почки.)

Что можно приготовить из лекарственных растений ?

(Отвары, настои, соки, мази, порошки.)

В какое время суток собирают лекарственные растения ?

(Утром, когда обсохнет роса.)

Как нужно сушить лекарственное сырьё ?

(В тени, в проветриваемом помещении.)

Все ли растения являются лекарственными ?

(Нет.)

Где можно хранить лекарственное сырьё ?

(В тёмном, сухом, прохладном месте или при комнатной температуре.)

Где можно собирать лекарственные растения ?

(Вдали от дорог)

Сколько листьев можно обрывать на растении ?

Цель игры-конкурса: закрепить знания учащихся о лекарственных растениях и об их целебных свойствах.

Оборудование: вывеска с названием темы игры-конкурса, таблица с названием номинаций и количеством очков, иллюстрации о лекарственных растениях, информация на темы: «Лекарственные растения в годы Великой Отечественной войны»; «Народные приметы и поговорки о лекарственных растениях», домик с вывеской «Аптека», кресло, столик, пузырьки с лекарствами, костюмы участников сказки.

Подготовительная работа: За 1 месяц до проведения мероприятия участникам дается задание: прочитать книги о растениях леса, подготовить эмблему команды, её объяснение и вспомнить как можно больше песен, в которых упоминаются растения. Заранее готовится и конкурс актёрского мастерства. Эти конкурсы проводятся в перерыве между вопросами и их итоги подводятся отдельно.

ПРАВИЛА ИГРЫ

В игре участвуют две команды. Каждая команда выбирает себе название. По жребию определяется, какая команда будет отвечать первой. Перед каждым ответом команда сама выбирает название этапа и цену вопроса. Команда, ответившая правильно, имеет право выбирать следующий вопрос. При неправильном ответе право выбора вопроса переходит к другой команде.

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ «ЛАНДЫШ»

Мы взяли название «Ландыш»!

Нам нравится этот цветок!

Весной украшает он землю,

Так нежен его лепесток!

Он запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной!

Болезни сердца лечит он

И с детства каждому знаком!

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНДЫ «ПОДОРОЖНИК»

Чтоб в этом конкурсе участие принять,

Мы стали думать, как команду нам назвать.

Решили назвать «Подорожник»

В природе такой он хороший!

Путник часто ранит ноги –

Вот и лекарь у дороги!

Может кашель оно лечить,

Раны заживляет,

От укусов насекомых

Нас он защищает!

Есть множество цветов:

Красивых, осторожных,

Но нам приятней всех обычный подорожник!

1 этап - «Викторина»

Вопросы:

На 5 баллов: Дерево получило своё название из-за липкого сока и клейкости молодых листочков. В научной медицине используются цветки этого дерева вместе с прицветником от простуды и жара. (Липа).

На 10 баллов: В старину год у славян начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а этим деревом. Это дерево – символ света, сияния, чистоты, женственности. На Троицу из этого дерева плели венки и вокруг него водили хороводы. В медицине его почки применяют при отеках сердечного происхождения, при заболеваниях печени, от простуды в качестве отхаркивающего средства. Молодые листья этого дерева прикладывают к спине от радикулита. (Берёза).

На 20 баллов: В старину это растение применяли от 99 болезней. Сейчас его используют против длительно незаживающих ран и язв и в стоматологии. Название этого растения связано с тем, что оно способно вызывать заболевания у животных. (Зверобой)

На 30 баллов: Крупное дерево до 30-40 м. высотой. Кора желтовато-розовая. Это дерево любят за красоту, неприхотливость и за неизмеримую пользу, которую приносит оно человеку. Писатель Пришвин назвал это дерево самым прекрасным и свободным деревом России. Из него делают скипидар, канифоль, дёготь. Древесина этого дерева используется для строительства. Почки этого дерева используют при заболеваниях горла и лёгких, как успокаивающее средство применяют ванны из этого дерева.(Сосна).

На 40 баллов: Это белый цветок, латинское название которого в латинском переводе означает «лилия долин, цветущая в мае».Многие поэты и композиторы посвятили этому цветку свои произведения. Все части этого растения ядовиты. В медицине он применяется при болезнях сердца и как успокоительное средство. (Ландыш).

2 этап - Легенды о растениях

Вопросы:

На 5 баллов: Земля была богатой и прекрасной. Удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. И среди множества трав рос на краю леса скромный цветок. Был он не самым заметным, но люди любили его, так как он приносил им великую пользу. Ранней весной давал он свой нектар пчёлам, девушки плели из него венки и водили хороводы, корни его лечили больных, а ночью золотистые цветки освещали путь запоздалому спутнику. Сам он мечтал побывать в дальних странах, но корни его были крепко связаны с землёй. Тогда этот цветок сделал своим детям пушистые парашютики и разослал их во все концы света с наказом творить добро (Одуванчик).

На 10 баллов: Жили как-то муж с женой и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая дочь, и имя имела неласковое, звали её Восьмуха. Была она злой, своенравной и завистливой. Зато меньшого сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители в нём души не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце, растёт с тех пор по всей русской земле и название его похоже на имя Романушка. Красные грозди этого дерева привлекают птиц. (Рябина).

На 20 баллов: Молодого парня Садко полюбила водяная царевна Волхова. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго она искала его, но потом увидела влюбленных среди стройных берёз. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слёзы покатились из её синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные белые цветы – символ верности, любви и нежности (Ландыш).

На 30 баллов: Жила в дальней станице бедная девушка-казачка. Единственным её богатством была необычайная красота. Полюбила она молодого казака, к несчастью, тоже бедного. Поклялись молодые люди в верной любви друг другу, но нависла над ними беда. Приметил красивую девушку станичный атаман и стал преследовать её, а молодому казаку пришла пора идти на военную службу. Ненавистью отвечала девушка атаману, но однажды ночью слуги атамана выкрали девушку из дома. Долго держал он её в темнице, но в день свадьбы ей удалось сбежать в лес, где она лишила себя жизни. А на месте её гибели вырос пышный куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Увидел атаман куст, хотел сломать цветущую ветку, но все они мгновенно покрылись колючими шипами. А осенью на этих ветках появились ярко-красные, похожие на капли крови плоды. Добрые люди собирают эти плоды, пьют из них чай, и этот чай возвращает им бодрость и здоровье. (Шиповник).

На 40 баллов: Однажды в жаркий день Венера решила искупаться. Выбрала самый отдалённый грот, чтобы никто не мог посмотреть, долго и с удовольствием купалась. И вдруг услышала шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят на неё. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Воззвала она к Юпитеру и тот превратил людей в цветы, которые похож на широко открытые, удивленные и любопытные глаза людей (Фиалка, анютины глазки).

3 этап - Загадки о растениях

На 5 баллов:

С молоком, а не коровушка;

Летает, а не совушка (одуванчик).

На 10 баллов:

«Кошачья травка» –

Больным поправка.

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку (валериана).

На 20 баллов:

Цветок - как бубенчик,

Беленький венчик…

Цветёт он не пышно,

Звенит ли - не слышно (ландыш).

На 30 баллов:

Цветок жёлтенький, лучистый,

Тело делает он чистым (чистотел)

На 40 баллов:

Найду синенький цветок,

Найду стебель, как пруток,

Брошу корень на поджарку

Да в кофейник, на заварку (цикорий)

4 этап - Угадай растение по картинке

Командам предлагаются несколько иллюстраций лекарственных растений, по которым нужно угадать название растения.

На 5 баллов: василёк

На 10 баллов: ромашка аптечная

На 20 баллов: пижма

На 30 баллов: цикорий

На 40 баллов: белена

5 этап - Доктор Айболит

На этом этапе нужно угадать, от каких болезней применяется лекарственное растение.

На 5 баллов: подорожник

На 10 баллов: ромашка аптечная

На 20 баллов: липа

На 30 баллов: шиповник

На 40 баллов: крапива

Конкурс актёрского мастерства

Участники игры показывают инсценировку, а жюри ставит оценку по пятибалльной системе каждому участнику, учитывая его костюм и актёрское мастерство.

ИНСЦЕНИРОВКА.

Ведущий:

Вьётся тропка в тёмной чаще

Под листвою шелестящей.

Скрыт от взора человека

Домик с вывеской «АПТЕКА».

В домике одна, без страха,

Проживает черепаха.

Заболеет зверь иль птица,

Он сюда скорее мчится…

(Выбегает, озираясь, заяц. Черепаха размешивает ложечкой в чашке лекарство).

Черепаха:

Здравствуй, зайчик длинноухий!

Что ты хочешь от старухи?

Ведущий:

Бедный зайчик чуть не плачет.

Заяц:

Ой, скорей лекарство дай!

Сердце прямо так и скачет,

Слышал я собачий лай!

Черепаха:

Дам лекарство, как не дать!

Это, зайчик мой, пустяк,

Но оно, ты должен знать –

Не спасает от собак.

Выпей, брат, из этой склянки

Две, три капли валерьянки.

(Капает из пипетки в стаканчик)

Ведущий:

Зайчик выпил, ободрился

И спокойно удалился.

(Идёт медведица с палкой)

Медведица:

Что со мною? Ай-ай-ай!

Черепаха отворяй!

Вся горю я как в огне,

Помоги скорее мне.

Черепаха:

На, малины, липы цвет

И температуры нет!

Ведущий:

Вдруг лиса бежит, кричит:

Лиса:

Открывай скорее дверь!

Ведущий:

Черепаха говорит:

Черепаха:

Кто там – птица или зверь?

(В домик заходит лиса)

Лиса:

Пострадала я, бедняжка,

Пострадала очень тяжко.

Вся в ужасных синяках,

Чуть держусь я на ногах.

Черепаха:

Сделаешь компресс из лука,

Вот и минет скоро мука!

Ведущий:

В огород она пошла

Лука с грядок принесла,

А лисицу голод гложет.

Лиса:

Мясо может мне поможет?

Черепаха:

Мясо тоже можно дать,

Коль желаешь, я не прочь,

Рада всем тебе помочь.

Вместе с луком мясо тоже

К синякам твоим приложим.

Ведущий:

Но лиса, всё мясо съев,

И на лук не посмотрев,

Вдруг куда-то быстро скрылась,

Черепаха удивилась…

(Входят белка с ёжиком)

Ведущий:

Белка беленьким платочком

Подвязала обе щёчки.

Белка:

Твёрдый жёлудь мне попался,

Хрустнул зуб и зашатался,

Так болит, нет сил терпеть,

Может, зуб мой посмотреть?

Ведущий:

Бедный ёжик заявил:

Ёжик:

Я вот лапку занозил.

И теперь на костыле

Ковыляю по земле.

Ведущий:

Черепаха им сказала:

Черепаха:

Ну, кого лечить сначала?

Первым делом для зубов

Дам шалфея и грибов.

А потом уж не спеша,

Лапку вылечу ежа.

Ведущий:

Вдруг в окно влетает птица,

в кресло старое садится.

Филин:

Узнаёшь? Я твой сосед,

Очень нужен твой совет.

Черепаха:

Здравствуй, филин, друг ушастый,

Расскажи мне, что с тобой?

Филин:

Днём и ночью кашель частый

Нарушает мой покой!

Ведущий:

Черепаха в тот же миг,

Взяв одну из толстых книг,

В ней находит предписанье:

Черепаха:

Нужно делать полосканье,

Пить ромашковый настой.

Будет вновь здоров больной.

Филин:

Вот спасибо за совет!

Ведущий:

Прохрипел старик в ответ.

Черепаха:

Уж сегодня я устала,

Поработала немало.

Очень хочется мне спать,

Лягу я теперь в кровать.

(Сильный стук в дверь)

Волк:

Волку отворяй, старуха!

У меня распухло брюхо!

Черепаха:

Пей настой их горицвета.

Волк:

Нет, мне не подходит это.

Черепаха:

Ну, возьми напиток мятный!

Волк:

Нет, он тоже неприятный!

(Щелкает зубами)

Волк:

Лишь когда тебя я съем,

Буду вновь здоров совсем!

(Черепаха всхлипывает, трёт глаза кулаком. Прилетает Филин)

Филин:

Что ты делаешь, злодей,

Здесь у запертых дверей?

Волк:

Эту дверь хочу разбить,

Черепахой закусить!

(Филин кружит вокруг домика, размахивает крыльями)

Филин:

Птицы, звери, выходите,

Черепаху защитите!

Выходите все, кто смел!

Ведущий:

Лес тревожно загудел.

Смотрит филин – там и тут

Звери к домику бегут.

Белка:

Все её мы защитим!

Ёжик:

На тебя мы налетим!

Лиса:

Будем грызть тебя зубами!

Медведица:

Будем рвать тебя когтями!

Ведущий:

Волк от страха задрожал

И куда-то убежал.

Снова тётя черепаха

В домике живёт без страха

И встречает всех с приветом,

Помогает всем советом.

В конце игры-конкурса жюри подсчитывает общее количество баллов, подводит итоги и награждает победителей.

ЦЕЛИ ИГРЫ:

  1. Образовательные: ознакомление со способами сохранения и укрепления своего здоровья с помощью полезных растений; расширение кругозора учащихся.
  2. Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; развитие навыка поиска информации; развитие навыка работы в группе, коммуникативных способностей; развитие речи, внимания, памяти, мышления и творческих способностей учащихся.
  3. Воспитательные: привитие любви к живой природе; воспитание культуры поведения; воспитание самодисциплины, ответственности, доброжелательности и взаимопомощи; воспитание уверенности в своих силах.

ПОДГОТОВКА ИГРЫ

  1. Учащиеся организуют 2 команды игроков по 7 человек, остальные учащиеся становятся болельщиками, игроки придумывают командам название, девиз, изготавливают эмблемы.
  2. Жюри готовит грамоты для награждения победителей, участников и самых активных болельщиков.
  3. Учитель подбирает фактический материал, составляет задания для конкурсов, готовит раздаточный материал, создает слайд-презентацию (Приложение № 7) , подбирает музыкальное сопровождение, составляет комментарии по оцениванию для жюри, оформляет помещение для проведения игры.

ХОД ИГРЫ

1. Вступительное слово

Ведущий приветствует всех присутствующих, объявляет игрокам и болельщикам тему и цель игры, представляет жюри, знакомит со структурой игры и желает удачи участникам. (Слайд № 1). Польза, которую приносят растения, очень велика и многообразна. Сегодня мы остановимся на том, какую пользу растения могут принести нашему здоровью. Выполняя различные задания нашей игры, вы узнаете как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья. Поэтому, девизом сегодняшней игры являются слова: “Твое здоровье – в твоих руках!”. (Слайд № 2). На столе у каждой команды находится большой лист бумаги, на котором в течение игры вам предстоит создать коллаж, посвященный нашей сегодняшней теме. Коллаж – это творческий жанр, когда произведение создается из вырезанных изображений, наклеенных на бумагу. Вы можете дополнить его своими рисунками и записями. Вместе с листом бумаги вы получили набор материалов и рекомендации для составления коллажа. (Приложение № 1). В конце игры каждая команда получит право представить и “защитить” свою работу.

Победителей, самых активных участников игры и болельщиков ждут призы.

Во время игры постарайтесь быть внимательными, организованными и активными. Желаю вам успеха!

2. Представление команд

Команды сообщают своё название, произносят девиз, демонстрируют эмблему.

Оценка задания.

Жюри оценивает: соответствие теме, оригинальность, артистичность, оформление. Максимальная оценка – 5 баллов.

3. Конкурс “Деревья-целители”

Командам выдаются карточки – пазлы и изображения деревьев, по 5 каждой команде. (Приложение № 2).

Задание: (Слайд № 4). Соберите пазлы и получите информацию о влиянии деревьев на здоровье человека. Поделитесь со всеми полученной информацией. Продемонстрируйте изображение этого дерева. Музыкальное сопровождение.

№ 1 – береза, № 2 – ива, № 3 – сосна, № 4 – рябина, № 5 – дуб,

№ 6 – ель, № 7 – клен, № 8 – тополь, № 9 – лиственница, № 10 – липа.

Оценка задания.

Жюри оценивает: правильность сборки – 1 балл за каждый пазл, правильность определения деревьев – 1 балл за каждое дерево, быстроту выполнения задания – 1 балл. Максимальная оценка – 11 баллов.

4. Конкурс “Овощи на страже здоровья”

Овощи – древнейшая пища человека. В нашей стране возделывается 80 видов овощей, а в мире более 600! (Слайд № 5). В их состав входит множество микроэлементов и витаминов, необходимых для сохранения здоровья.

Командам выдаются листы справочной информации и изображения овощей, по 10 каждой команде. (Приложение № 3).

Задание: (Слайд № 6). С ейчас вам предстоит выступить в роли экспертов по овощам. Составьте рекомендации по питанию. Какие из овощей вы посоветуете включить в рацион питания людям: а) с избыточной массой тела, б) недавно перенесшим простудное заболевание. Используйте справочную информацию.

Оценка задания.

5. Конкурс для болельщиков “Загадочные овощи”

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос (морковь)

В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена (тыква)

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах (капуста)

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон (лук)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок –
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький (огурец)

Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок? (чеснок)

Бурая – не мишка,
В норке – но не мышка (картошка)

Белый, тощий корнеплод
Под землей растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам он годен.
Все, от взрослых до ребят
С холодцом его едят (хрен)

Над землей трава,
Под землей бордовая голова (свекла)

Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (перец)

Оценка задания.

6. Конкурс “Лечебный десерт”

Или фрукты вместо таблеток. Фрукты, как и овощи, являются для организма источником витаминов и минеральных солей. Но их употребление может не только сохранить здоровье, но и порой заменить дорогостоящие медицинские препараты. (Слайд № 7). На столы команд ставятся чаши с фруктами: а) клюква, яблоко, мандарин, банан, хурма; б) гранат, апельсин, груша, киви, виноград и выдаются информационные листы. (Приложение № 4).

Задание: Перед вами фрукты, которые доступны в свободной продаже даже зимой. (Слайд № 8). Используя информационный материал, выясните, какое влияние они оказывают на организм человека. Музыкальное сопровождение.

Оценка задания.

Жюри оценивает: информацию о влиянии фрукта – 1 балл за каждый фрукт, аргументированность, убедительность – 1 балл, быстроту выполнения задания – 1 балл.

Максимальная оценка – 7 баллов.

7. Конкурс “Домашний доктор”

Оказывается, полезные для здоровья вещества есть не только в съедобных пищевых растениях. Обитатели наших подоконников тоже могут быть очень полезными. (Слайд № 9). Например, хлорофитум очищает воздух помещений от табачного дыма!

Задание: (Слайд № 10). Разгадайте ребусы и узнайте, какие еще комнатные растения обладают лечебными свойствами. Расскажите всем, о том, что вам удалось узнать.

Представители команд вытягивают по две карточки с ребусами. (Приложение № 5).

№ 1 – каланхое, № 2 – сансевьера, № 3 – золотой ус, № 4 – алое. (Слайд № 11)

Оценка задания.

Жюри оценивает: правильность разгадывания ребуса – 2 балла за ребус, убедительность, выразительность при описании свойств – 1 балл, быстроту выполнения задания – 1 балл.

Максимальная оценка – 6 баллов.

8. Конкурс для болельщиков “Растения-загадки”

Проводится одновременно с предыдущим конкурсом, в то время, когда игроки выполняют задание.

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка (одуванчик)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок (дуб)

Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит (крапива)

Цветы ангельские,
Когти дьявольские (роза, шиповник)

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит (ива)

Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи (ромашка)

Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок (лиственница)

“Кошачья травка” -
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку (валериана)

Оценка задания.

За правильную отгадку – 1 балл. Заработанные баллы дарятся команде игроков, за которую “болеет” отгадавший.

9. Конкурс “Зеленая аптека”

Мы выращиваем множество растений, а дикорастущих – еще больше. (Слайд № 12). И очень многие из них – лекарственные. Да вы наверняка и сами их знаете! Вот сейчас мы и проверим, хорошо ли вы знаете своих ближайших соседей.

Задание: (Слайд № 13). Внимательно смотрите на экран, узнайте и назовите лекарственные растения, отметьте, как его используют в народной медицине. (Слайды № 14 – № 21).

Изображения показываются командам по очереди.

Оценка задания.

Жюри оценивает: правильность определения растения – 1 балл, лечебные свойства – 1 балл. Максимальная оценка – 8 баллов.

10. Конкурс “Лесное меню”.

Ученые подсчитали, что в растительном царстве овощными, съедобными свойствами обладают около 1200 растений. Зная такие растения, человек никогда не останется голодным. Более того, дикорастущие травы часто содержат такие вещества, которые никогда не попадают на наш стол с традиционными продуктами. (Слайд № 22).

Задание: Слушайте и смотрите внимательно, затем вам предстоит ответить на вопросы.

Одуванчик. (Слайд № 23). Это самый известный съедобный цветок. В его листьях много кальция, железа, марганца, фосфора и витаминов В 2 и С. Небольшой секрет: его листья надо собирать весной, пока одуванчики еще не зацвели, а горечь удаляется при вымачивании в холодной воде в течение 20 – 25 минут. Из листьев готовят салаты, например такой, листья одуванчика, чеснок, тертая морковь и майонез. Возможно сочетание с листьями крапивы. А из соцветий делают варенье – “одуванчиковый мед”, который повышает иммунитет и напоминает зимой о лете.

Кипрей, иван-чай. (Слайд № 24). Растетна вырубках, насыпях и склонах. Все части растения употребляют в пищу. Листья и цветки – весной и летом, а корни – осенью. Заваривают чай из листьев и бутонов. Варят зеленые щи, делают салаты из листьев и соцветий, которые содержат много витамина С. Корни употребляют в сыром и вареном виде вместо спаржи и капусты. Из высушенных корней делают муку, из которой готовят каши, пекут хлеб, блины, лепешки. Из поджаренных корней получают заменитель кофе. Кипрей имеет и лекарственное значение: чай – болеутоляющее средство, помогает от бессонницы, головной боли.

Крапива. (Слайд № 25). По питательности крапива близка зеленому гороху, молодой фасоли и капусте. Витамина С в ней в два раза больше чем в черной смородине, а витамина А больше, чем в моркови и облепихе. В пищу употребляют молодые листья, собранные до цветения. Из молодых листьев варят очень вкусные зеленые щи, и даже засаливают и заквашивают на зиму!

Пастушья сумка. (Слайд № 26). И кормилица, и врачевательница. Весной её листочки появляются одними из первых. За лето успевает вырасти четыре поколения, поэтому всегда можно найти её молодые листочки. Из листьев готовят: салаты, щи, борщи, начинку для пирожков. Семена используют как специи, вместо горчицы и перца.

Представители команд вытягивают листочки с вопросами:

  1. Какие части одуванчика человек использует в пищу?
  2. Какие блюда готовят из одуванчика?
  3. Из какого дикорастущего растения моно приготовить чай и кофе?
  4. Какую часть растения кипрей используют для получения муки?
  5. Какими витаминами богаты листья крапивы?
  6. Как запасают крапиву на зиму?
  7. Семена какого дикорастущего растения могут использоваться в качестве специй?
  8. Почему в течение всего лета можно собирать молодые листья пастушьей сумки?

Оценка задания.

Жюри оценивает: правильность ответа – 1 балл за каждый ответ.

11. Информационный блок “Аромотерапия”

(Слайд № 27).

На стол ставится аромолампа, в чашу которой вместе с водой добавлено несколько капель эфирного масла лимона, зажигается свечка в основании аромолампы.

Аромотерапия – один из видов физиотерапии, который в лечебных целях использует эфирные масла растений. Эфирные масла – это летучие пахучие вещества, извлекаемые из некоторых видов растений, при комнатной температуре обычно представляют собой жидкости с характерным для каждой из них запахом... Поэтому аромотерапию часто называют лечением запахами. Эфирные масла могут содержаться в самых разных частях и органах растений: в цветках, листьях, корнях, плодах и семенах. Как действуют эфирные масла? Носовые нервы соединяют полость носа с лимбической системой мозга, которая оказывает заметное влияние на выполнение организмом ряда функций, в том числе она отвечает за наше самочувствие и поведение. Также доказано, что эфирные масла часто обладают антисептическими свойствами, защищая организм от внутренних и внешних инфекций. Практически все эфирные масла имеют бактерицидное действие, а некоторые их виды также уничтожают вирусы (эвкалиптовое масло) и грибки (масла из мяты перечной и чабреца).

Обратите внимание на экран, на нем представлены эфирные масла, которые вы можете использовать сами. Эфирное масло апельсина благоприятно действует на нервную систему детей, повышает концентрацию внимания, помогает при простуде. Эфирное масло мяты стимулирует при умственных переутомлениях, смягчает состояние напряжения, освежает и бодрит. Эфирное масло лимона помогает при усталости, при простудных заболеваниях, усиливает жизненный интерес, побуждает к творчеству.

В нашей лампе находится эфирное масло лимона. Пока работает аромолампа, вы можете вдыхать его аромат. Сейчас как раз самое время проявить свою творческую активность и завершить свой коллаж.

12. Конкурс для болельщиков “Знатоки”

Пока команды готовятся представить нам свои коллажи, предлагаю вам проверить свои знания, ответить на вопросы и заработать дополнительные баллы.

  1. У какого дерева самая мощная энергетика? (дуб)
  2. Что такое фитонциды? (вещества растений, убивающие микробов)
  3. Какой овощ нужно есть с маслом или сметаной? (морковь)
  4. Назовите овощи, обладающие сильными бактерицидными свойствами. (лук, чеснок)
  5. Какой фрукт защищает стенки желудка от острой пищи? (банан)
  6. За что киви называют “витаминной бомбой”? (содержит витамина С больше, чем в других фруктах)
  7. Эфирные масла каких растений способствуют профилактике простудных заболеваний? (апельсин, лимон, эвкалипт)

Оценка задания.

За правильный ответ – 1 балл. Заработанные баллы дарятся команде игроков.

13. Конкурс “Коллаж”.

Представители каждой команды прикрепляют свой коллаж на доске, рассказывают о его основной идее. (Приложение 8) – моменты игры.

Оценка задания.

Жюри оценивает: оформление, содержание, соответствие теме, представление.

Максимальная оценка – 5 баллов.

14. Заключительное слово ведущего

Наша игра подходит к концу, уже завершены конкурсные испытания, жюри сейчас подводит итоги. Через несколько минут мы узнаем, кто же стал сегодня победителем игры. Но самое главное, сегодня мы еще раз убедились, что человек и природа едины, что нельзя терять эту хрупкую связь, и что растения могут нам в этом помочь. Вы познакомились с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Благодарю участников и болельщиков за интересную игру, и хочу всем пожелать: “Будьте здоровы!” (Слайд № 28).

15. Награждение участников, победителей, самых активных игроков и болельщиков.

Жюри объявляет самого активного болельщика, самого активного игрока, общий счет игры. Вручает участникам и победителям грамоты, мандарины и сладкие призы.

Список использованной литературы:

  1. А.М.Носов Лекарственные растения.– М.:Изд-во Эксмо, – 2006;
  2. Деревья лечат. – СПб.:Лениздат, “Ленинград”, 2005;
  3. Зеленый пакет: Комплект образовательных материалов. – Сентендре (Венгрия): РЭЦ, 2005
  4. Лечимся без химии.Травы с эффектом антибиотиков / Под ред. В.Бородина.– Эксмо. 2006;
  5. М.А. Гуленкова, Н.Г.Замятина, М.Н.Сергеева Атлас родной природы. Лекарственные растения.: Учебное пособие для школьников младших и средних классов.– М.: Эгмонт Россия, 2002;
  6. Орлова Ж.И. Все об овощах. – М.: Пищевая пром-сть, 1978;
  7. Свиридонов Г.М. Родники здоровья.– М.: Мол. Гвардия, 233с.,ил. – (Эврика);
  8. Стрижев А.Н. Рассказы об овощах. – 2-е изд., доп. М.: Моск. Рабочий, 1985;
  9. Твой первый атлас-определитель. Растения / сост. В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2008;
  10. Филиппова И.А. Доктор на подоконнике. Лечебные свойства комнатных растений. – СПб.: ИГ “ВЕСЬ”, 2004. – 128с., ил. – (Серия: кладовые природы ).
  11. Энциклопедия домашних лекарственных растений. – СПб.:Лениздат, “Ленинград”, 2006.

Интернет-ресурсы:

  1. Аромотерапия и психология. http://aromaplus.ru/plus.php
  2. Биологически активные вещества в растениях. Эфирные масла. http://askflower.ru/fytoarticles/8.html
  3. Все о лекарственных растениях. http://www.usefulbooks.info/
  4. Геннадий Михайлович Свиридонов "Лесной огород". http://plant.geoman.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st000.shtml
  5. Деревья-доноры. http://www.florets.ru/tainy-rastenii/derevjya-donory.html
  6. Дикие растения – дары природы. http://rostok.ecosem.ru/rastenie.htm
  7. Дикорастущие съедобные растения.Автор – Берсон Гарри Залманович. http://www.skitalets.ru/books/dikorast_rast/index.htm
  8. Овощи на грядке и вашем столе. Дикорастущие съедобные растения. http://www.daryogoroda.ru/category/dikorastushhie-sedobnye-rasteniya/
  9. Полезные растения. http://www.nedug.ru/library/Default.aspx?ID=1937
  10. Полезные растения в вашем доме. http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=2344
  11. Растения-спасители. Владимир Небайкин. http://botsad.ru/p_papers18.htm
  12. Съедобные дикорастущие растения. http://www.greenrussia.ru/sedob_rastenia.php
  13. Съедобные цветы. http://www.proflowers.ru/articles/571.html
  14. Удивительные свойства комнатных растений. http://amaranthus.ru/stat/dom-rast/

Викторина для учащихся объединения «Игровая экология» с ответами по
теме «Лекарственные Растения»
1. Из волокна какой травы сделаны паруса первого американского
военного корабля, первый флаг США и первые джинсы «Levis»? (Из волокон
конопли)
2. Какое растение, согласно библейской легенде, Бог вырастил за одну
ночь для пророка Ионы? (Тыква)
3. На каком континенте был окультурен подсолнечник? (Северная
Америка)
4. В какой стране был окультурен лен? (Египет)
5. Как по­другому называется земляной орех? (Арахис)
6. Какое растение представляет собой смесь гриба и водоросли?
(Лишайник)
7. Какое растение имеет самые крупные плоды? (Тыква)
8. На Троицу раньше пели такую песню:
«Я пойду, пойду, погуляю,
Белую березу заломаю».
Зачем ломали в этот день ветки березы? (Их разбрасывали по полям, чтобы
почва была плодородной и чтобы сохранить влажность земли)
9. Какие деревья растут в соленой воде? (Это мангровые деревья. Они
растут в соленых болотах морского побережья Центральной Америки, во
Флориде и в Африке)
10. На флаге какого государства изображен кленовый лист? (Канада)
11. На флаге какого острова изображены пальмовые ветви? (Кипр)
12. Название этого известного растения, которое растет в лесу и в садах,
дословно переводится с латинского «блестящая лошадь», так как было
замечено, что, если кормить лошадей плодами, побегами, листьями этого
растения, то шкура лошадей начинает блестеть. Что это за чудо природы?
(Облепиха)
13. Из какого дерева были сделаны:
­ Палица Геракла. (Ясень)
­ Скипетр Юпитера. (Кипарис)
­ Мачта корабля аргонавтов. (Дуб)
­ Троянский конь. (Ель)
­ Стрелы Амура. (Кедр)
14. Какое дерево в средней полосе России цветет последним в году?
(Липа)
15. Какое растение, дающее сырье для изготовления тканей, цветет только
полдня? (Лен)
16. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки и строчки)
17. Какие два хищных растения растут в нашей стране? (У нас на моховых
болотах растет росянка. Она ловит и съедает садящихся на ее круглые

клейкие листочки комаров, мошек, мух и других насекомых. В реках и озерах
растет пузырчатка; она ловит забирающихся в ее пузырьки водяных рачков,
насекомых и мальков)
18. Какой гриб называют «заячья картошка»? (Гриб ­ дождевик)
19. Что такое «чертов табачок»? (Споры гриба­дождевика. Спелый
дождевик лопается от легкого удара и из него вырывается облако пыли -
«чертов табачок»)
20. О каком растении эта загадка: «Однолетняя трава - выше двора»? (О
хмеле)
21. Современная медицина считает единственным средством от бородавок
ядовитое растение с желтыми цветочками. Даже новейшие препараты
основаны на веществах, содержащихся в нем. Что это за растение? (Чистотел)
22. По русской народной примете, лето начинается, когда зацветает
культурный кустарник, и кончается, когда отцветает полевой цветок.
Назовите и кустарник, и цветок. (Сирень и Иван­чай)
23. На каком растении сидит орел на гербе Мексики? (На кактусе)
24. Друиды считали, что это дерево, если его часто обнимать, позволит
человеку полюбить себя так, что его полюбит судьба. Что это за дерево?
(Сосна)
25. В Японии выращивают в цветочных горшках настоящие деревья,
правда, небольшой высоты. Как называется такое дерево? (Банзай)
26. Каких деревьев больше всего в тех лесах, где строят санатории для
больных туберкулезом? (Сосен. Они прекрасно очищают воздух от
многочисленных бактерий)
27. Когда цветет мох? (Никогда. Мох - это низшее растение, оно не имеет
цветков)
28. У какого растения позаимствовал идею застежки­липучки швейцарец
Жорж де Мостроль? (У репейника)
29. Какое дерево во Франции называют «деревом мудрости» и в
лекарственных целях используют его листья, сок, почки и корень? (Береза)
30. Семенами какого водного цветка в старину пользовались певицы для
укрепления голоса? (Кувшинка)
31. Для чего кофейному дереву кофеин? (Для борьбы с насекомыми,
уничтожающими листья)
32. Назовите растение: то же, что белладонна, но по­ русски. (Красавка)
33. Какой экзотический плод по­другому называется «аллигаторова
груша»? (Авокадо)
34. Что такое плод арбуза с точки зрения ботаника? (Ягода)
35. Какое дерево - самое распространенное в России? (Лиственница)
36. В какое дерево превратилась, согласно легенде, спасавшаяся от
Аполлона нимфа Дафна? (Лавровое)
37. Как по­другому называется растение «сладкий картофель»? (Батат)
38. Съедобны ли плоды японской вишни - сакуры? (Нет)

39. Как по­другому называется кунжут? (Сезам)
40. Как называется наука, изучающая грибы? (Микология)
41. У какого дерева самая легкая древесина? (У балъса)
42. Как ботаники называют по­научному плод груши, айвы, рябины?
(Яблоко)
43. Как по­другому называется растение репейник? (Лопух)
44. Его плоды, длинные, похожие на огурцы, едят люди и животные. Для
обезьян это излюбленное лакомство. Его древесина не горит, а листья опадают
не зимой, а летом. Что это за дерево? (Баобаб)
45. Хулсын - по­калмыцки «камыш или тростник». Переведите с
калмыцкого слово «ханхулсын» («Царь камыш», Бамбук)
46. Царь Алексей Михайлович, узнав, что в Астрахани умеют растить
«великую ягоду», приказал доставить умельцев ко двору, чтобы они
продолжили дело в Москве. Что за «великую ягоду» растили астраханцы для
царя? (Арбуз)
47. О каком представителе царства растений писал Игорь Кочуровский:
«Она в зеленом девичьем берете,
Где на пригорке сосен стройный ряд,
Надев косы серебряный наряд,
Незримые раскидывает сети.
Как разгадаешь, по какой примете,
Что вся она предательство и яд»?
(О бледной поганке)
48. В средние века это растение неоднократно спасало многие народы
Европы от голода. Французы называли его «прекрасной девой», а англичане -
«добрым Генрихом». Его русское название происходит от царевны Лебедь.
Назовите это растение. (Лебеда)
49. В переводе с узбекского это растение называется «мышиный» (так его
назвали по форме цветка). Узбеки называют его «лошадиное ухо» (по форме
листа). Мы же называем это растение по месту, где оно растет. О каком
растении идет речь? (Подорожник)
50. В Африке есть кустарник со странным названием - «подожди
немного». Почему его так назвали? (Он колючий, его шипы вонзаются в
одежду и не отпускают человека)

Викторина по теме: Лекарственные растения

Цель:
1) вспомнить о лекарственных растениях, об их значении в жизни человека и животных;
2) показать многообразие лекарственных растений своей местности

1-й тур

1.Какая ягода заменяет лимон?
(Клюква, содержит лимонную кислоту).

2.Плоды каких кустарников богаты витамином С?
(Черная смородина, шиповник).

3. Какие болезни лечит красавица берёза?
(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

4.Назовите самое распространенное лекарственное дерево?

5.Цветение, каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?
(Шиповник и черёмуха.)

6.Какие лекарственные растения носят "звериные” названия?
(Волчьи ягоды, роза собачья (шиповник).

7.Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
(Торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол)

8.Ты натер ногу, как помочь себе облегчить боль?
(Приложить лист подорожника)

9.Какую траву очень любят кошки? При каких болезнях она помогает?
(Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах).

Краткая информация для детей.
Считалось,что название «валериана» было дано растению в честь римского императора Валериана, правящего в I веке до н.э. В переводе с латинского означает «быть здоровым».В лечебных целях используют корневище валерианы. Отвары и настои применяют в медицине при желудочно-кишечных, сердечных заболеваниях, а также как отличное успокаивающее средство.

2-й тур называется «Узнай растение».

а) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено,холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

(Ответ: ветреница).

б) Гирлянда белых колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков- красная ягода. Но не бери ее в рот- она ядовита.

(Ответ: ландыш)

в) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок- над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

(Ответ: колокольчик)

3-й тур называется «Отгадайка».

Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:

Семя;

Взрослое растение с плодами и семенами;

Проросток с развивающим корешком;

Взрослое растение с цветками;

Проросток с развивающимися стеблем и листочком

(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающим корешком; 3. Проросток с развивающимися стеблем и листочком; 4. Взрослое растение с цветками;
5. Взрослое растение с плодами и семенами.)

4-й тур называется «Отгадай загадки».

1.На пустырях и по дорогам
С соцветьем беленьким сорняк.
Но изучите его свойства-
Быть может, взглянете не так:
Кровотеченье остановит,
В Китае он – салат к столу.
Сорняк живуч:
Семян так много в плоде,
Похожим на суму.
(Пастушья сумка).

2. На кустах цветы
Просто чудо красоты!
Шипы - коготочки
Стерегут цветочки.
(Шиповник)

3.Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждет человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной.
(Женьшень)

4.Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство.
(боярышник)

■ Какое растение используется для лечения мелких ран, ушибов, ссадин? (Подорожник).

■ Какое лекарственное растение используется как наружное средство при лишаях и нарывах? (Лопух).

■ Какой цветок лечит сердце? (Ландыш).

■ Какие огородные растения являются лекарственными? (Лук, тыква, свекла, морковь, чеснок, укроп, петрушка и т. д).

■ Из каких деревьев получают лекарство? (Береза, сосна, ель, липа).

■ Из каких ядовитых растений изготовляют лекарство? (Дурман, белладонна, белена).

■ Какие растения употребляют при простудах? (Малина, аптечная ромашка, крапива, багульник, мать-и-мачеха).

■ Какое растение получило название «мяун-трава»? (Валериана).

■ Какое лекарство из него изготавливают? (Сердечные капли).

■ Какое ядовитое растение употребляется для лечения в качестве глазных капель? (Вороний глаз).

■ Какое лекарственное растение питается мухами и комарами? От какой болезни готовят из него лекарство? (Росянка, от бородавок).

■ Кору какого кустарника применяли против малярии до появления хинина? (Кору ивы).

■ Соком какого растения выводят бородавки, им лечат сыпь и чесотку? (Соком чистотела).

■ Какое лекарственное растение носит название «глаза птицы»? (Вороний глаз).

■ Какое растение индейцы называют «след белого»? Почему? (Подорожник. В Америку это растение привезли европейцы).

■ Какое лекарственное растение можно есть сырым, вареным, печеным и жареным? (Лопух).

Подведение итога.

ГБУ СО Социально – реабилитационный центр для

Несовершеннолетних « Надежда».

Викторина

«Трава у нашего дома».

(знакомство с лекарственными растениями)

Воспитатель старшей группы: Куангалиева Г.Ю.