От чего зависят человеческие возможности и способности. Способности человека и их развитие


Урок по теме: Познание и способности человека.

Цель урока : раскрыть сущность и различные стороны процесса социализации младших подростков: условия становления личности, потребности и способности, проявление личностных свойств в основных видах деятельности.
Задача урока: раскрыть учащимся роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности.

Оборудование урока: АРМ

Ход урока:

    Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

Что такое личность?

Какие потребности и способности есть у человека?

Какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают его от других периодов?

2.Новая тема.

    Познание мира и себя.

    Самосознание.

    Способности человека.

    Многогранность человеческой жизни.

Объяснение учителем нового материала опираясь на текст учебного пособия.

Познание окружающего мира через процессы различной деятельности: труд учеба, общение, игра. Приведите примеры, как вы знакомились в детстве с окружающей вас обстановкой, что вам больше всего запомнилось?

«Познание мира и себя», дается дополнительная информация и сосредотачивается внимание учащихся на различных аспектах познания человеком самого себя:
- исследование способностей и возможностей, поиск вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать;
- изучение себя как части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей;
- понимание себя как части общества, группы (осознание своего духовного и нравственного «я»).

Познание человеком самого себя. Оценка цели, своих возможностей, способностей, результатов.

Проявление интереса к своему «я».- начало проявления с самого раннего возраста. 1. «Я сам»,

2.подростковый возраст «кто я?», «каков я?», «чем отличаюсь от других?», «что я могу?». Подростковый возраст это один из главных периодов определяющих всю оставшуюся жизнь.

Главное: правильно оценить себя, принять правильное решение, разобраться в себе, твои отношения с окружающими.

В подростковом возрасте происходит накопление знаний и опыта.

« Познай себя» изречение, начертанное на храме Аполлона в Дельфах. Познание самого себя предполагает исследование человеком своих способностей и возможностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать и помогать ему реализовать себя как личности.

Работа с текстом учебника с 38 « Путешествие в прошлое»

Новое понятие:

Инициация- древний обряд посвящения во взрослых.

Самосознание- сознание направленное на самого себя.

Самооценка- важная сторона самосонания.

Оценка своих качеств,

Своей деятельности,

Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты сможешь достичь высоких результатов.

Работа с рисунком с 39.

Чья самооценка явно занижена?

Кто переоценивает себя?

Как вы думаете смогут ли Марина и Владимир достичь больших результатов в своей деятельности?

Размести на таких же ступеньках себя и своих друзей, объясни свой выбор.

Важно оценивать себя и сравнивать не только с другими, но и с самим собой. Сравни перемены, произошедшие в тебе с прошлого года. Как обрести большую уверенность в себе?

Обсуждение последнего вопроса завершаю практическими рекомендациями учащимся по использованию такого известного метода, как самовнушение. (практическая работа по изготовлению четок из бусин ) Упражнение с четками.

Так, во многих странах мира известны упражнения с четками на самовнушение как попытка дать самому себе нужные команды. Сделать четки несложно: нанижите на нитку деревянные, пластмассовые или стеклянные бусинки, каждая из которых отделена от других узелком. Их число 25. Перебирая каждую бусинку, нужно произносить важное для себя в данный момент высказывание.

Например: «Я радуюсь контрольной работе. У меня все получится. Я докажу, что многое умею». И так 25 раз по числу бусинок. Постепенно можно заметить, как положительно влияет проговаривание фраз на поведение и состояние, главное - не делать данные упражнения «на ходу», в это время надо быть сосредоточенным и спокойным.
Предлагаю учащимся придумать для себя формулы самовнушения .

Например: «Я с каждым днем все лучше владею собой», «Физика - мой любимый предмет», «Я могу быть внимательным» или др. Убедить в результативности этого метода поможет следующий факт: в 1920-е годы метод внушения был применен при лечении больных. Вместо лекарств французский аптекарь Эмиль Куэ стал рекомендовать своим пациентам самовнушение. По утрам и вечерам они произносили: «С каждым днем я чувствую себя все лучше и лучше». Метод оказался очень действенным, особенно для тех людей, которые в него верили.

Твои способности: - склонность каждого к тому или иному виду деятельности.

Каждый человек от рождения талантлив.

Спутники таланта- любознательность, воля, длительный труд.

« Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота» (Т. Эдисон).

Главное найти в детстве свое призвание- в какой области тебе хотелось бы работать. Что может быть твоим любимым занятием, а что увлечением, хобби. « Дорогу осилит идщий».

Практическая часть урока основана на работе с рубрикой «Учимся узнавать и оценивать себя». Выполнение заданий поможет закрепить полученные знания. Так, работа учащихся со схемой с.45. «Мои способности» и с рисунками на с. 47 заставляет задуматься о своем месте среди окружающих (родные, друзья), оценить себя и свои отношения с близкими, выделить себя среди других.

После разбора рисунков учащиеся работают методом комментированного чтения. Предлагаю им привести примеры из жизни, проанализировать влияние отступления от этих правил на поведение человека, отношения с окружающими.

Рефлексия содержания учебного материала
закреплению способствует участие школьников в выполнении практических заданий рубрики «В классе и дома». Добиться наибольшей активности и самостоятельности при их выполнении можно, используя различные варианты работы.
Задания 1, 3 предлагаю выполнить индивидуально в классе, записав ответы в тетрадях, с последующим сопоставлением и обсуждением их.

Задания 2, 5 лучше выполнить дома с последующим обсуждением результатов их выполнения в классе.

Выполнение задания 4 предполагает формулировку учащимися устного ответа, проведение анализа причин выбора и их обсуждение.

Домашнее задание: п 4. написать рассказ к картине художника А.А.Дейнеки «Будущие летчики». (иллюстрация на с.43)

Подготовить сообщение о М.В. Ломоносове. (уч-ся по выбору)

Размышление о

Самопознание Самооценка включает

_________________

_________________

Начинается с того

________________

Экология жизни. Жизнь: Наверняка вы не раз задумывались над вопросом, каковы на самом деле реальные возможности человека. Что вообще за существо такое этот человек, обычное животное, которое совсем немного эволюционировало от обезьяны в плане интеллекта по теории Дарвина, но в целом осталось примерно на том же животном уровне?

Наверняка вы не раз задумывались над вопросом, каковы на самом деле реальные возможности человека. Что вообще за существо такое этот человек, обычное животное, которое совсем немного эволюционировало от обезьяны в плане интеллекта по теории Дарвина, но в целом осталось примерно на том же животном уровне?

Или все-таки человек совершенное и идеальное создание Вселенной? Прямое подобие Всевышнего Творца-Создателя, которому еще только предстоит отрыть всю безграничность своих потенциальных способностей и возможностей которыми он на самом деле уже обладает, но по какой-то причине пока они для него скрыты…

Что реально доступно для человека: сознательное управление всеми функциями организма, как утверждают некоторые йоги, или только то, что открыто сейчас для нас современными медиками и учеными?

Ну а возможно ли то, что правы даже легенды о том, что ЧЕЛОВЕК умеет вообще все на свете, от полетов, врачевания и хождения по воде, или превращения в животных как утверждают славяне и индейцы. Возможно это видение сквозь стены и даже время, как у экстрасенсов, или даже настоящая материализация предметов из воздуха суфийскими мудрецами.

Ну или же по настоящему правы только те, кто говорит что максимум реальных возможностей человека, это простое лежание на диване и просматривание футбола с баночкой холодного пива. И на все эти вопросы сегодня мы попробуем дать ответ с помощью современной науки, ведь наука на сегодня является главным критерием правдоподобности любого знания и достижений.

Попробуем отбросить все домыслы и суеверия, и погрузиться в мир настоящего научного познания. Хотя, по правде говоря, даже всемогущая наука в последнее время себя немного дискредитировала в области изучения возможностей человека. Чаще всего, все передовые научные знания о возможностях человека еще совсем недалекого прошлого, в своей непроходимой тупости доходили просто до комичности или абсурда.

Ведь еще каких-то пару десятков лет назад, половина докторов и академиков в области медицины, могли спокойно сдать вас в психушку на уколы, если бы вы сказали, что человек может обходиться без еды больше недели и не умереть. Да, и почти во всех официальных энциклопедиях прошлого века приводились подобные цифры. Даже по версии знаменитой Британской энциклопедии, человек должен был умереть от голодания максимум за 10-14 дней.

И заметьте, это в то же самое время, как у них под боком давно проводили множество экспериментаторов с голоданием, чуть ли не в сто дней. И это даже не учитывая того, что Христос и Будда голодали довольно долго. Неужели эти профессора медицины совсем не читают никаких книжек и не смотрят по сторонам? И голодание тут совсем не причем, если вы думаете что ученые бояться изучать именно его.

Кстати еще один факт, до сих пор считается что человек без воды может прожить 5-7 дней. Хотя по всему миру проводят лечебные туры голодания без употребления даже воды под присмотром по 7-8 дней с выездом на природу. И некоторые люди с удовольствием платят за это приличные деньги, и довольны результатом, хотя по науке они все должны были бы умереть. Но, как я уже сказал и голодания ту не причем, никакая современная наука вам не объяснит и другие потенциальные возможности человека.

Способности человека в холоде, например соревнования среди последователей «Тумо», по высушиванию мокрых простыней на голом теле в мороз. В которых победители высушивают до нескольких десятков простыней сидя на снегу в шортах, естественно не болея при этом никаким гриппом. И это в горах, где даже дышать, и то не просто.

И это в то время, как другие люди умирают от простуды, просто забыв сегодня дома теплый шарф. Но куда делись их потенциальные человеческие возможности и способности? А ведь человек способен на многое и кроме этого, так например в некоторых странах уже не раз официально в больницах проводили операции без наркоза. И просто обычные люди сами, и под надзором психологов учились буквально за пару дней тому, как им перестать чувствовать боль во время операции.

И это без применения каких-либо наркотиков, наркоза и даже гипноза. А вот под гипнозом люди легко лежат и спиной на двух точках опоры, что не могут даже опытные спортсмены, а тела под гипнозом за счет расслабления могут выдерживать почти любые нагрузки и не ломаться.

Или даже под обычным воздействием специалистов НЛП, люди могут за секунды получать алкогольные опьянения, при этом даже не попробовав спиртного. Не раз проводились учеными и исследования сна, различного рода изучения реальных способностей человека, рекорды и даже настоящие пытки бессонницей. Которые показали, что в среднем организма человека может выдержать не более 10 суток без сна. А после этого наступают необратимые последствия для человеческой психики, или даже смерть.

Тайны мозга. Невероятные Способности!!!

Но никто из ученых не объяснит научно, как сейчас могут существовать люди которые никогда не спят, причем уже десятки лет и очень даже хорошо себя при этом чувствуют. Такие способности чаще всего появляются в результате несчастных случаев, но есть и те люди, которые заявляют что сознательно приобрели способность не нуждаться во сне.

Также невозможно найти объяснений ученых, почему иногда одни люди во время гипноза говорят на незнакомых им ранее языках. А другие после клинической смерти вообще знают вообще чуть ли не сотню языков, хотя до этого события знали всего несколько.

Ведь сейчас реально уже скопилось столько информации от энтузиастов в области различных непознанных возможностей человека, касаемо различных документально описанных случаев во время клинической смерти. От достоверных описаний окружающей обстановки и действий врачей, во время того, как человек был под общим наркозом или находился без сознания.

Волшебные руки реальные возможности человека

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на НАШ youtube канал Эконет.ру, что позволяет смотреть онлайн, скачать с ютуб бесплатно видео об оздоровлении, омоложении человека. Любовь к окружающим и к себе, как чувство высоких вибраций - важный фактор

Это Вам будет интересно:

Таких удивительных случаев довольно много, а точнее уже многие тысячи. Но их никогда не признают ученые давно закостеневшей науки, в любых вопросах касающихся реальных способностей человека. И это уже даже не странно, а просто научный факт. Интересно почему этих людей никто не исследует, или они тщательно скрываются от вечно голодных к знаниям ученых и не дают интервью на весь интернет? Ну или ученые и сами не особо этим интересуются, считая подобные отклонения случайными и безполезными для других людей. опубликовано

Ставьте ЛАЙКИ, делитесь с ДРУЗЬЯМИ!

https://www.youtube.com/channel/UCXd71u0w04qcwk32c8kY2BA/videos

Подпишитесь -

Одной из наиболее интересных исследовательских программ в области трансперсональной психологии является «Проект исследования резервных возможностей» Института Эсален, начатый в 1976 году. Суть проекта состоит в том, чтобы собрать, каталогизировать с помощью компьютеров и изучить все зафиксированные в мировой литературе проявления резервных возможностей человека. Руководитель проекта М. Мерфи анализирует собранные данные в объемистой книге «Будущее тела: исследования дальнейших возможностей человеческой эволюции» (Murphy, 1992). Он спрашивает, о чем говорит феномен резервных возможностей человека, почему, например, в спорте постоянно происходит рост рекордов? Дело не только в том, что человечество находится сейчас в состоянии глобального стресса в связи с глубинной структурной перестройкой всей социальной ткани, а также в связи с возросшей угрозой его уничтожения, но и в том, что мы находимся на пороге нового видового скачка. Произошедшие глобальные изменения пробудили некие новые возможности, необходимые для адаптации человечества к новым условиям. И феномен резервных возможностей говорит, прежде всего, о переходе к этому новому уровню существования и является, по сути, преддверием эволюционного скачка. По мнению Мерфи, в недалеком будущем, может быть в начале ХХI века, произойдет масштабное освоение управления любыми функциями тела. То, что сейчас доступно немногим индивидам, прошедшим сложную йогическую школу, станет фактом массовой культуры. Аналогичную протеевскую мифологему грядущего всевластия тела над духом развивает киберпанковская культура и начавшееся освоение «виртуальной реальности».

По мысли Мерфи, трансформирующие практики могут разрушить нашу целостность, придавая особое значение одним добродетелям в ущерб другим. Так, если рассматривать мир как майю, или иллюзию, можно стать совершенно чуждыми этому миру. Если оценивать персональную интеграцию как высочайшую цель, которой стоит добиваться всеми силами, то можно подавить свою способность к трансценденции. Вот почему так важно следовать интегральным методам, которые поддерживают равновесие, собирают и выражают многогранность человеческой природы.

Существует необходимость развития интегрирующих и преобразующих методов, адресованных различным аспектам человеческой природы: соматическому, аффективному, когнитивному, волевому и трансперсональному. Создание интегрирующей практики в современном мире подобно собиранию мозаики, картинки-головоломки, но только разрозненные детали собираются здесь со всего света. Сообщения о таком целостном подходе к человеку есть у греческих философов и их последователей времен Ренессанса. Мы находим идею целостности в дзен-буддизме и в йога-сутре Патанджали, где искатель духовности сначала обретает этическую добродетель, а затем дисциплинирует тело, жизненные энергии и ментальные процессы, прежде чем приступить к медитативной практике, ведущей к единению с Богом.

Опираясь на проверенные временем методы, подобные йоге, дзен-буддизму или иудео-христианскому мистицизму, мы не должны ограничиваться достижениями прошлого. Сочетая персональные и трансперсональные измерения жизни, мы можем опереться на данные современной и трансперсональной психологии, такой, как психосинтез. Присоединив к этому методы и прозрения боевых единоборств и современных соматических и спортивных исследований, мы получим возможность строить преобразующие человека дисциплины, созвучные нашей эпохе.

Действительно, традиционные духовные программы, слепо перенесенные в нашу культуру, не передают подлинного духа обучения. В эпоху великих религиозных преобразований необходимы проницательность и мудрость, чтобы синтезировать лучшее из старого и нового и создать современную йогу.

Каждый метод и каждый учитель развивают одни добродетели, упуская из виду или подавляя другие. Например, аскетическая созерцательная практика обычно не принимает в расчет способность тела к трансформации, ценность межличностных отношений и потребность в индивидуализации и творчестве (которые нередко трактуются как самоутверждение «Я»). Трансформирующие терапии много теряют из-за односторонности, отражающей пристрастия их основателей. Например, гештальттерапия в значительной степени нацелена на открытость, честность, смелость и рискованность, но недооценивает эмпатию и доброту. Некоторые боевые искусства (такие, как айкидо), близкие к интегрирующей практике, наибольшее внимание уделяют физической и медитативной стороне, но упускают из виду межличностные отношения.

Мерфи подбирает набор трансформирующих программ путем личных экспериментов, руководствуясь мудростью прошлого, но вдохновляясь духом исследования. Так можно попытаться соединить различные физические методы – боевые искусства, тай-чи, хатха-йогу, утренний бег или спорт – с любыми межличностными или трансперсональными методами, которые регулярно практикуются. Если человек ежедневно медитирует, то ему полезно предусмотреть какую-нибудь форму физических упражнений, которая укрепит его мускулатуру и нервную систему. Если он занимается психотерапией или психосинтезом, ему полезно привнести в свою терапию соматический компонент, чтобы закрепить в своем теле интеллектуальные прозрения и высвобождение эмоций (Пути за пределы эго, 1996).

Наши метанормальные способности получат больше шансов для роста, если интегрирующие методы получат институциональную поддержку. Везде, где общественная жизнь включает преобразующий жизненный стиль (например, в хасидизме, где религиозные ритуалы охватывают все аспекты жизни), практика расширяется и углубляется. Поэтому мы должны создать социальные структуры, которые поддерживали бы нашу трансформативную практику.

Исследования Мерфи и его коллег из Института Эсален убедительно показывают, что если мы сосредоточимся на внутреннем развитии и используем силу наших экстраординарных возможностей, то сможем научиться более гармоничной жизни на земле, сберегая драгоценные мировые ресурсы и находя понимание и удовольствие во внутренне ориентированном, более сострадательном подходе к жизни.

Летом 2002 года, во время научно-практического семинара на берегу великолепной красоты алтайского озера Алтан-Коль, один из авторов (В. Козлов) решил сформировать исследовательскую программу, которая была обозначена им «Проект Сознания».

В течение следующих десяти лет он собирается направить свои усилия на исследование природы сознания – базовых состояний, механизмов возникновения и функционирования, языковых сред существования и, что самое, на наш взгляд, важное, ресурсных, творческих состояний сознания.

Одной из исследовательских программ этого проекта была программа исследования так называемых потоковых состояний сознания (ПСС). До настоящего времени тема была мало изучена, несмотря на актуальность ее проблематики. Аналогичных исследований в России и в странах СНГ не проводилось, а потому феноменология состояния «потока» с психофизиологической и психической точки зрения теоретически не анализировались, ее влияние на социально-психологические закономерности функционирования личности не рассматривалось.

Теоретическое значение выбора темы исследования заключается в том, что при изучении внутренних механизмов, содержания и феноменологии потокового состояния сознания, выявляется воздействие этого состояния на психику, личность. Практическое же значение работы – на основе ее результатов наступает возможность внедрение феномена ПСС в каждодневную деятельность для повышения эффективности ее результатов.

Как мы уже неоднократно отмечали, в настоящее время в европейской психологической традиции нет общепринятой классификации состояний сознания. Определения состояний сознания чрезвычайно размыты и не позволяют выделить качественной разницы между ними. Это наблюдается не только в континууме «необычных» состояний обычного (нормального) сознания, но и в таких дуальных его составляющих, каковыми являются здоровое и патологическое состояния сознания.

В силу вышеуказанных причин хочется по возможности обозначить понятие расширенного состояния сознания (РСС), к которому отнесем феномен ПСС.

Расширенное состояние сознания (РСС) – особое состояние измененного сознания, которое возникает при связном дыхании. РСС характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики, когда человек при помощи полного расслабления и осознанного связного дыхания получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, работе с бессознательным материалом, организмом в целом, персональным, интерперсональным и трансперсональным уровнями функционирования психического.

Расширенное состояние сознания, которое возникает в процессе связного дыхания, качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе, медитаций и других способах достижения измененных состояний сознания. РСС – качественно особое психологическое и психофизиологическое состояние, отличающееся от сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, нарушений сознания при приеме алкоголя, наркотиков и психоделических препаратов.

Процесс связного дыхания как способ и средство достижения потокового состояния сознания как разновидности РСС обладает такими качествами, как осознанность, контролируемость, управляемость, присутствие воли, намерения и возможностью в любой момент времени возвращения в обычное состояние сознания (ОСС) .

Наиболее яркий пример того, сколько радости, подъема чувств, глубокого удовлетворения приносит само совершение действий, а не их результат, являет собою игра. Существует, однако, и целый ряд разнообразных форм трудовой деятельности, которые ориентированы в первую очередь на процесс, а не на результат: художники, скульпторы, поэты, композиторы нередко проводят дни и ночи напролет за работой, ничего не замечая вокруг себя; но, завершив произведение, могут тотчас потерять всякий интерес к нему. Процесс созидания настолько привлекает и поглощает их, что ради него самого они готовы жертвовать многим: не спать, голодать, не иметь гарантии в обязательном признании своего продукта, ни в материальной организации. Страницы истории искусства изобилуют примерами поистине трагической судьбы и действующих лиц. То же самое можно сказать о труде ученых, архитекторов, режиссеров, руководителей производства и представителей других профессий, неустанно бьющихся над решением поставленных задач; об актерах, о спортсменах и танцорах, которые действуют прежде всего ради самого процесса и глубоко переживают его .

Для уточнения психофизиологических механизмов, вызывающих ПСС, нами были проведены экспериментальные исследования, в которых приняли участие 42 оператора в возрасте от 24 до 45 лет (Бубеев, Козлов,1996). Внимание обследуемых не акцентировалось на целях эксперимента.

Исследования выполнялись в рамках оценки профессиональных качеств, что обеспечивало высокий уровень мотивации обследуемых.

В течение примерно одного часа они выполняли привычную для себя операторскую деятельность, моделирующую отдельные элементы управления летательным аппаратом и представляющую собой решение типовых модельных задач по сбору и обработке визуальной информации, требующей реализации наглядно-образного и вербально-логического ее преобразования.

Результаты опроса обследуемых позволили выявить среди них группу из четырех человек, у которых наиболее четко можно было выявить основные элементы ПСС. Анализ результатов тестирования показал, что все обследуемые этой группы входили в число лиц, показавших значимо лучшие результаты, чем остальные. Уровень их профессиональной подготовки позволял им довольно легко справляться с предлагаемыми тестами, однако непривычность условий проведения и соревновательность с другими обследуемыми требовала поддержания непрерывного внимания, высокого уровня концентрации и мобилизации.

Как показали результаты исследования физиологических параметров, в процессе эксперимента у всех обследуемых происходили выраженные изменения в деятельности ряда физиологических систем, что подтверждает многочисленные данные, имеющиеся в литературе по физиологии труда. Наблюдалось увеличение ЧСС, повышалось артериальное давление. Об увеличении потребления кислорода миокардом свидетельствует повышение индекса Робинсона в 2-2,8 раза. Значительное нервно-эмоциональное напряжение, сопровождающее процесс тестирования, приводило к снижению вариационного размаха ритмокардиограмм до 0,1 с. Потребление кислорода увеличивалось в 2-3 раза. Кратно возрастала частота дыхания и минутная вентиляция легких. О возникновении признаков гипервентиляции свидетельствует возникновение дисбаланса между потреблением кислорода и выделением углекислого газа, который составил в среднем по группе за время исследования 510 ± 67 мл.

Особенность лиц, имевших признаки состояния «потока», состояла в значительно меньшей физиологической цене деятельности.

Но наиболее значимое отличие заключалось в значительно большей величине дефицита СО 2 за время исследования, которая существенно превышала средние значения по группе и составляла 1250 ± 83 мл. Происходило и снижение напряжения СО 2 в крови, о чем свидетельствует значимое уменьшение РЕТ СО 2 (с 41 ± 2 до 30 ± 3 мм. рт.ст.).

Анализ результатов оценки параметров внешнего дыхания показал, что причиной выраженной гипокапнии у обследуемых явилась относительно мало выраженная гипервентиляция во время выполнения операторской деятельности. Сравнение с другими обследуемыми не выявило значимых различий величины минутной вентиляции легких. Более детальный анализ параметров внешнего дыхания показал наличие явных признаков повышения эффективности газообмена в легких. Увеличивалась альвеолярная вентиляция, снижалась вентиляция мертвого пространства, увеличивался коэффициент использования кислорода.

Причина указанного парадокса прояснилась при изучении ритма и временных характеристик фаз дыхательного цикла. Оказалось, что характер дыхания у выделенной группы лиц имел признаки «связности», вывод о чем можно сделать из значений вариативности дыхательного ритма, которая была более чем в 2 раза ниже, и продолжительности выдоха, которая была на 65-90 % выше, при практически прежней частоте дыхания.

Интересные закономерности выявлены нами при анализе электрической активности головного мозга. После периода подавления альфа-ритма, появления признаков десинхронизации и высокочастотной активности, имевших место у всех обследуемых, у лиц в состоянии «потока» наблюдалось парадоксальное для ситуации активной операторской деятельности нарастание медленноволновой активности.

Известно, что в состоянии расслабленного бодрствования у большинства здоровых взрослых людей на ЭЭГ регистрируется регулярный альфа-ритм максимальной амплитуды. Этот ритм может изредка прерываться, очевидно в связи с реакцией активации за счет внутренней психической активности обследуемого.

При занятии человека каким-либо видом деятельности, которая вызывает повышенное эмоциональное напряжение или требует высокой степени внимания, на ЭЭГ возникает состояние, называемое десинхронизацией. Представления о связи «уплощения» ЭЭГ с повышением активации и нарастания амплитуды альфа-ритма со снижением уровня функциональной активности достаточно хорошо согласуется с данными исследований зависимости ЭЭГ от психических процессов. Показано, что при умственной нагрузке, визуальном слежении, обучении, т.е. в ситуациях, требующих повышенной психической активности, закономерно снижается амплитуда ЭЭГ и возрастает ее частота.

Считается, что наличие медленноволновой активности в обычных условиях является показателем патологического режима работы мозговых систем, и даже при отдельных периодах высокоамплитудных разрядов дельта- и тета-волн отмечается снижение уровня внимания, бодрствования и точности слежения. Вопреки представленным выше литературным данным, в наших исследованиях отмечалась выраженная медленноволновая активность при высоком качестве деятельности и меньшей ее физиологической цене, которая увеличивалась к 15-30 мин исследования параллельно с нарастанием дефицита СО 2 и степени гипокапнии.

По своей энцефалографической картине деятельность в состоянии высокой концентрации и собранности на выполняемой задаче, т.е. в «потоке», имеет весьма большое сходство с неглубокими медитативными состояниями. В контексте данной проблемы следует отметить происходящее завоевание западного рынка электронными приборами для биологической обратной связи и подпорогового программирования. Предыстория вопроса такова. После цикла исследований медитации дзенских монахов было установлено, что в состоянии «дза-дзен» резко возрастает интенсивность альфа-ритма и происходит синхронизация частот биоритмов мозга обоих полушарий (обычно эти частоты несколько различны). Вскоре после этих исследований в русле идей биологической обратной связи были разработаны портативные приборы, осуществляющие стимуляцию мозга через электрические датчики, наушники и светодиоды. Оказалось возможным навязывание мозгу человека ритмов, характерных для разных состояний сознания. Например, низкий бета-ритм частотой 15 Гц интенсифицирует нормальное состояние бодрствующего сознания. Высокий бета-ритм частотой 30 Гц вызывает состояние, сходное с тем, которое возникает после употребления кокаина. Альфа-ритм частотой 10,5 Гц вызывает состояние глубокой релаксации. По ряду предварительных данных в этом состоянии мозг производит большое количество нейропептидов, повышающих иммунитет. Тета-ритм частотой 7,5 Гц способствует возникновению состояния, характерного для глубокой медитации. При низком тета-ритме частотой в 4 Гц возникает иногда переживание, получившее в литературе название «путешествие вне тела» При частотах ниже 4 Гц возникает сильное стремление заснуть, трудность сохранения бодрствующего сознания. С помощью современных портативных приборов легко вызывается состояние «сверхобучения» или подпорогового программирования. Оказывается, в этом состоянии человек является чрезвычайно восприимчивым к запоминанию новой информации. На современном рынке имеются тысячи всевозможных разновидностей аудиокассет для подпорогового программирования (для изучения языков, отучения от курения, снятия стресса, избавления от лишнего веса, настройки на различные жизненные ситуации).

Таким образом, используя терминологию нейролингвистического программирования, можно сказать, что связное дыхание служит при этом для «якорения» состояния «потока», а часто, судя по многочисленным наблюдениям на тренингах по интенсивным интегративным психотехнологиям, базовым триггером этих состояний. Более того, существует реальная возможность создавать физиологические и нейропсихологические предпосылки для вызывания ресурсных, творческих состояний личности – процессы осознанного связного дыхания.

Кроме того, детальная физиологическая проработка указанной концепции на более представительном статистическом материале может потребовать коренного пересмотра фундаментальных положений психофизиологии труда и, в частности, нормирования нагрузки, ибо серьезная и ответственная работа в состоянии «потока» может приносить большее наслаждение, чем любая, самая «крутая» форма досуга, и наполнить человеческую жизнь большим смыслом. Самое важное – помочь реализоваться личности, самоактуализироваться при помощи самого простого и доступного для человека – дыхания (Козлов, 2002).

Несмотря на то что при описании опыта «потока» одни акцентируют его аффективное измерение (чувство глубокого удовлетворения), другие – мотивационное (насколько сильно желание его продолжать), третьи – когнитивное (степень и легкость концентрации), тем не менее можно выделить ряд характерных свойств и признаков этого состояния.

1. Чувство слитности со своими действиями («слияние процессов действия и осознания»). В этом состоянии человек настолько вовлекается, погружается в то, что он делает, что у него исчезает осознание себя как чего-то отделенного от совершаемых им действий. Вспомним К. Маркса: сознание не параллельно реальному миру, оно – часть его. Возникает феномен ясновидения – «гибридного, полисемантического мышления». В этом «потоке сознания и деятельности» нет нужды в рефлексии (осознавании своих результатов) – результат каждого действия мгновенно интерпретируется, причем часто на психомоторном уровне («живое созерцание»), а уже потом – на психосемантическом (интеллектуальном и духовном). Тело соединяет «Я» и внешний мир – оно становится местом взаимопроникновения пространств, энергий, вещей, движений души». Известно, что сознание «человека целостного» отражает мир через живое тело и «живые движения». По А.Ф. Лосеву, тело является «живым ликом души», а «судьба души есть судьба тела». Для расширения сферы сознания не существует орудия более совершенного, чем человеческое тело. Физическая «телесность, восчувствованная изнутри», становится инструментом взаимодействия человека с миром вещей, природы, миром людей. Одновременно это и инструмент его «Я», который совершенствуется душой и духом души. Шелдон (американский ученый, заложивший основы теории психологии телесности) рассматривал тело человека как слово, произнесенное душой. В семантическом мире личности возникает подлинная полифония моторных и умственных процессов, контрапункт понятий, образов, мироощущений, диалогическое сознание как механизм онтологического отношения человека к самому себе и к миру. Всякая мысль и всякое чувство вовлекаются в ситуацию решаемой задачи, воспринимаются как позиция личности в контексте этой ситуации.

2. Полная управляемость ситуацией (на основе единства души, интеллекта и деятельности). «Движения оказываются умными не потому, что ими руководит внешний и высший по отношению к ним интеллект, а сами по себе». Координация движений, как отмечает В.П. Зинченко, осуществляется не извне, а средствами самого действия. Данное состояние переживается спортсменом как «владение ситуацией», как возможность всецело управлять своими действиями, «раствориться» в них, одухотворить их душой. О таких действиях Пушкин писал: «Душой исполненный полет». Заметим, что в подобных ситуациях «Я» является наблюдающим началом, глубинная «самость» человека – наблюдаемым. Скалолаз: «Ты так адаптирован к скалам, что становишься частью их. Появляется чувство своего полного включения в окружающую среду: ты подобен снежному барсу, покоряющему скалы. Ты вступаешь в диалог с природой. Ты целиком управляешь ситуацией задачи, предвидишь ее и можешь предсказывать дальнейшее развитие».

Таким образом, в «живых движениях человека интегрированы две «ипостаси» – мир, который находится в человеке (психосемантический предметный мир), и мир, в котором находится и действует человек (предметная физическая среда). Деятель, творящий свое действие, выходит из объективного пространства среды в свой предметный мир личности. Предметный мир – это, по существу, духовное ядро многообразной культуры личности, ценности и идеалы, определяющие бытие человека и его деятельность по решению тех или иных проблем и задач.

Важно иметь в виду, что творческое решение имеет конструктивно порождающий характер. Оно вырабатывается на основе логико-семантической реконструкции мира, а не в результате механического перебора (выбора) средств решения. Последнее характерно для сложных технических систем, например «искусственного интеллекта, принимающего решение».

В деятельностной онтологии нивелируется граница между объектом и субъектом, между тем, что есть, и тем, что есть для субъекта . Отыскание единства человека и окружающей среды являлось целью еще у древнеиндийских философов, последователей веданты. Этимология слова «Вселенная» подчеркивает исконную и имманентную вселенность человека в окружающий мир. Выдвинутый нами ранее принцип единства личности и предметного мира отражает не столько отношения между вещами, сколько отношения между отношениями (душой и духом, добром и злом и т.п.). Вполне понятно, что не может быть Духа Творящего без Духа Воспринимающего (они могут воплощаться в одном человеке). Бытие в мире – это совместное бытие разных людей. Это – совмещенность «Я» и «Я другой». Это – соборность и со-одухотворенность многих людей.

Человек, как известно, существо, имеющее множество выборов. Система его личностно-смысловых установок образует «внутреннее зрение», позволяющее рассматривать, как выглядит движение изнутри (Н.А. Бернштейн). С нашей точки зрения, воспринимать объект – это значит видеть, что с ним или по отношению к нему можно сделать. Правомерно утверждать, что человек познает объект в той мере, в какой он его преобразует в соответствии со своими намерениями и замыслами. Но верно также и то, что субъект способен преобразовывать объект в той мере, в какой он его отображает, понимает и интерпретирует. Понять нечто означает построить модель этого нечто для себя, придать смысл вещам и событиям. Истину, как известно, невозможно познать, в ней надо быть (С. Кьеркегор). Постижение истины представляет собой, по сути, процесс интеграции всех предметных значений, смыслов, позиций и диспозиций мыслящего и действующего человека.

Можно полагать, что любой спортсмен организует восприятие сферы своего сознания и мышления с целью организации своей деятельности. Решаемая спортсменом двигательная задача реорганизует воспринимаемый им мир в терминах действий и свои действия в терминах и смыслах решаемой задачи. Вполне понятно, что больше видит тот, кто меняет свою позицию, способы «внутреннего зрения». Сам предмет мысли и объект познания как бы «поворачивается» к субъекту своей новой стороной. Тем самым расширяется «мир позиций и точек зрения» мыслящего и действующего человека. Он начинает видеть мир более полно и находит для себя больше вариантов самореализации посредством своих двигательных действий и деятельности в целом.

3. Потеря самосознания («чувство себя» теряется, как правило, на высшей точке управления ситуацией). Отсутствие «Я» в сознании не означает, однако, что человек потерял контроль над своей психикой или над своим телом. Его действия становятся средством выражения и реализации своего «Я» как системы отношений к действительности. Человек как бы расширяет свои границы, растворяется в природе или в других людях, становится частью действующей системы, большей, чем его индивидуальное «Я». Так всадник сливается в единое целое с лошадью, гонщик – с автомобилем. Спортсмен начинает «мыслить всем своим телом», что свидетельствует об интеграции всех языков мышления и чувственного отражения в единую когнитивно-ментальную структуру сознания человека. Образно говоря, возникает «мыслительная ткань из смешанной пряжи» – синтетические способы познания и интерпретации мира, при которых задействованы всевозможные виды чувственно-логического опыта, где этос (чувство) и логос (ум) совпадают в едином творческом акте. Здесь человек действует как субъект своих сущностных сил, и, значит, осваиваемая и порождаемая им предметная среда предстает как адекватное, истинное отражение этих сил, самого человека, его меры. Здесь человек существует в предметной среде как демиург, создатель, который и творит ее, и отображает себя в ней. Вместе с тем объективация человека в предметно-деятельностных формах может обладать характером отчуждения , связанного с нарушением меры человека, когда порождаемый человеком предметный мир, объективная среда противостоят ему, отчуждаются от него (это не моя среда, это не мой мир). Возникают острые психологические противоречия. Противоречия среды превращаются в противоречия мира. Таким образом, интегративный подход должен рассматривать деятельность в трех «ипостасях»: как реальность «отчужденную» (от творящего ее человека), как реальность «неотчужденную» (находящуюся в процессе творения) и как реальность, «отчуждающую» самого человека от предмета своего творения (а следовательно, и от самого себя).

4. Антропоморфизация природных объектов и вещей . Известно, что человек может воспринимать свойства того или иного объекта как со стороны самого объекта («космический холод»), так и со стороны субъекта («холодок между лопатками»). Человек способен перевоплотиться в неодушевленный предмет, видеть его как бы «изнутри», вступать в «диалог с вещами», истолковывать их поведение с точки зрения человеческих мотивов. Иначе говоря, сознание человека спонтанно стремится к одухотворению, анимации всех объектов, с которыми он контактирует. Он наделяет животных и растения, неодушевленные предметы и отвлеченные (высокоабстрактные) понятия человеческими свойствами – сознанием, мыслями, чувствами, волей (антропоморфизм). Так скрипач олицетворяет (персонифицирует) свою скрипку, программист – компьютер. Средневековые рыцари одушевляли свой меч, моряки парусного флота – корабль. Существует религиозная персонификация мира (пантеизм, абсолютная идея, Бог, Высший Разум). Феномен антропоморфизации природы и вещей, созданных человеком (рукотворный мир, или «вторая природа») как партнеров по «общению», имеет, видимо, глубокие корни в человеческой психике. Н. Хамфри называет это эффектом Пигмалиона: «…вещи при общении оживают». Сами способы восприятия и действия с предметами внешнего (добавим – и внутреннего) мира включают в себя «позицию партнера» по общению: «Связи между человеком и предметом протосоциальны по своему характеру». Их можно рассматривать как трансрациональные протофеномены сознания человека, позволяющие ему осуществлять с природой a livre ouvert, что в переводе с французского означает – «действовать без подготовки», «читать по раскрытой книге», «петь с листа». Здесь человек выступает в функции трансцендентного субъекта, которому истина дана «как на ладони», и он действует «как по нотам», записанным в партитуре природы. В этом аспекте мы очень много писали об «изначальном состоянии сознании», при котором личность теряет свою субъектность и «растворяется в одухотворенном космосе» (Козлов, 1999).

5. Трансцендентные (недоступные познанию) переживания (чувство гармонии с окружающей средой, «открытость» человека внешнему миру, забывание своих «земных» проблем). В результате трансцендирования (выхода за пределы своего «Я») происходят существенные изменения в ценностно-смысловой сфере личности, начинают действовать механизмы сверхсознания. Здесь человек испытывает дистанцированность от других людей, погружается в собственное интеллектуальное переживание. Уединение становится сродни самотворчеству, выступает как необходимое условие для «труда души». В этом аспекте мы можем вспомнить мысль А. Маслоу о творческом аспекте состояния одиночества и что одиночество является одним из отличительных признаков самоактуализирующейся личности. Человек в таком состоянии представляет собой своеобразный телесно-духовный континуум. Он осмысливает себя метафизически.

Известно, что предметом семантики является не только объективный мир природы, но и область априорных (по Канту) представлений (в том числе трансцендентных, выходящих за пределы «вульгарно-материалистического опыта), которая по-разному членится «холодным аналитическим рассудком» и «творческой фантазией создателей языка». Человек может привносить трансцендентный смысл во внешнюю реальность и может извлекать его оттуда.

6. Метафоризация сознания человека. Высказывания респондентов свидетельствуют о «лингвистических нонсенсах», «смысловых оппозициях», «парадоксах мышления и восприятия мира». Реальность в ПСС приобретает признаки амбивалентной целостности.

Мышление становится сходным с поэтическим, которое выражает и формирует новые смысловые образы.

В ходе эволюционного развития человека как рода мышление, как известно, предшествовало языку; язык (как средство формирования мысли) и речь (как способ формулирования и выражения мысли) возникают позже. Языковой мир стал оказывать определенное влияние на бытие и испытывать воздействие реальности на мышление. Язык и речь как изначальные средства общения людей путем обмена мыслями имели двойную функцию: идеальную (сказать что-то) и реальную (сказать как-то). Здесь мы обсуждаем вопрос не о том, как устроен язык, а, скорее, о том, как устроен предметный мир человека. Известно, что внутренний мир языковой личности состоит прежде всего из разных людей, предметный мир – это и есть диалог разных субъектов культуры, диалог смыслов человеческого бытия. В «диалогическое сознание» человека «встроен язык», с помощью которого фиксируются смысловые связи, категориальные мыслительные структуры, когнитивные образы различной модальности. Тем самым в сознании человека (как носителя языка) непрерывно развивается ценностно-смысловая система (синтезирующая «природные», «предметные», «социальные», «экзистенциальные» составляющие), осуществляются семантические приращения, порождаемые эстетическим функционированием слова, словообраза, символа, знака. Язык, как известно, безлично-всеобщ, необходим для общения людей (путем обмена мыслями) – он неперсонален и объективен. В отличие от языка, речь человека всегда персональна, субъектна, часто метафорична и полисемантична.

Основными механизмами выявления «смысловых оппозиций» воспринимаемого человеком мира являются следующие: метафора (позволяющая сделать «знакомое необычным»), аллегория (позволяющая «сопоставлять несопоставимое» и «соизмерять несоизмеримое»), аналогия (позволяющая сделать «необычное знакомым») и катахреза (позволяющая вложить новый смысл в старые слова и понятия). Лингвистическая семантика пронизывает весь предметный мир человека и проявляется не только в языке (метафорический язык), но и в его мышлении (метафорическое мышление) и деятельности (эвристичность метафоры направляет мысль человека на поиск новых способов действия). «Диалог метафор» в сознании человека позволяет реконструировать его внутренний мир: осуществить приспособление к предметной среде путем преобразования предметного мира личности (человек изменяет свое отношение к объектам) либо осуществить гармонизацию внутреннего мира с внешним путем преобразования окружающей среды (человек изменяет свое поведение).

Метафора – это сжатый до прототипического образа способ концептуализации действительности, с помощью которого осуществляется проникновение сознания человека в глубинную структуру мира. Метафорическое моделирование двигательных действий в антропоцентрической биомеханике рассматривается как вторжение значащих переживаний личности в сферу значений и смыслов элементов системы движений, чувственно-образных представлений в сферу понятий и категорий, эмоций и творческого воображения – в сферу интеллекта и абстрактно-формального мышления. На наш взгляд, преодолеть границу между физическим и ментальным можно, используя единый язык для их описания – язык геометрических представлений и когнитивно-метафорического моделирования предметного мира.

Если более глубоко анализировать данный феномен, то мы можем предположить, что в ПСС «пробиваются» многочисленные «каналы», «туннели» (мне хочется извиниться за метафоричность сравнений перед читателями), между базовыми средами функционирования сознания – ощущений, эмоций, образов, символов и знаковых систем, что и объясняет синергичную целостность самого переживания ПСС (Козлов,2002).

7. Трансперсональность опыта. Внешние цели задают только направление развития человека или систему требований к результату, выработанную интеллектом. Сутью является действование ради себя самого. Становящийся результат – это предпосылка развития самоцельной личности. Достижение цели важно только для того, чтобы наметить следующее действие, само по себе оно не удовлетворяет. Сохраняют и поддерживают действия не их результаты, а переживание процесса, чувство «мышечной радости», вовлеченность в деятельность. Это – экстатическое состояние, «захватывающее» человека. Здесь доминирует мотивационно-эмоциональная сфера мышления, а не рационально-логический интеллект. Здесь доминирует духовность как направленность к высшим силам, к другим людям и самому себе. Самосознание человека релевантно ощущению демиурга. «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех» – так сказал великий поэт об очевидной самоактуализации. Заметим, что в процессе творения не столько человек создает те или иные идеи, образы, лингвокреативные (языкотворческие) символы и знаки, сколько продуктивные идеи «создают» человека – в их власти находятся увлеченные своими действиями люди. Действующая личность раскрывается как сausa sui (причина себя). Так, личность со-творяет себя и «о-творяет» (открывает другому) в моментах выхода за границы себя (в межличностное пространство) и своих возможностей (знаний, умений, способностей), представленности себя в других людях (бытие человека в другом человеке) и воспроизводстве другого человека в себе. При этом человек не столько занимает какую-либо социальную ячейку, сколько пронизывает весь социум, оказывает воздействие на все социокультурное пространство.

Подлинный смысл ПСС – это не столько погружение в глубь бесконечного (антропокосмического) для того, чтобы найти для себя нечто новое, сколько постижение глубины конечного (кластеры «образа-Я»), чтобы найти неисчерпаемое (обрести духовное). Человек на этом пути «взращивает» в себе не только Субъекта Деятельности, но и Субъекта Мира.

8. Наслаждение процессом деятельности. Чувство упоения следует отличать от чувства удовольствия, которое также может приносить процесс деятельности. Удовольствие можно испытывать без приложения каких-либо усилий, поэтому оно не ведет к росту и развитию личности. Чувство же упоения (например, «упоение в бою») не может возникать без полной отдачи сил. В результате происходит не столько более глубокое постижение мира и самого себя, сколько (через катарсис – душевную драму) преображение души человека. Это и есть блаженство человеческой деятельности. Вообще говоря, это и есть Деятельность Человека. Такая деятельность позволяет человеку выходить за пределы своих программ к высшим смыслам, позволяет выявлять и формировать в себе новые способности одухотворения окружающей его и целесообразно преобразуемой им реальности, в том числе и собственного бытия.

Именно с такими действиями человека (Н.А. Бернштейн и В.П. Зинченко называют их «живыми движениями») связано рождение всего нового и прекрасного в мире и в самом человеке, в выходе за пределы известного, за границы предустановленного, простирании субъекта в новые пространства знаний, способностей и умений. Предмет деятельности (предмет познания, оценки и преобразования) у разных людей может быть один, ракурсы его видения взаимодополнительны, а пути личного «восхождения» к нему, «вращивания» в него или «взращивания» в себе – различны и индивидуальны. В процессе такой креасофической деятельности человек «творит себя» – не только «образовывается» (т.е. приобретает знания, умения, навыки), но и сам «образует мир»: создает свое понимание, свое видение мира, проектирует и строит собственную жизнь, решает, куда ему идти, о чем думать, с кем взаимодействовать и общаться. Не есть ли это свидетельство личностной устремленности к неограниченному и всестороннему проникновению в мир Природы, Рукотворный Мир и Мир Другого Человека? Не есть ли это магия Духовного Мира познающей и действующей личности?

Но, доказывая оптимальность ПСС, почему мы так редко испытываем это состояние в повседневной жизни? Почему оно знакомо нам главным образом в форме так называемого досуга: игры в шахматы, альпинизма, танцев, медитации, религиозных ритуалов? Почему мы до сих пор не владеем этим оптимальным состоянием при выполнении повседневной работы? Сложность заключается в условиях возникновения состояния «потока», но это, как правило, зависит исключительно от самого субъекта.

Если анализировать условия возникновения ПСС, то мы можем вычленить следующие:

1. Интенсивная и устойчивая концентрация внимания на ограниченном стимульном поле.

Наши эксперименты с частичной сенсорной депривацией и различными статическими и динамическими медитациями, которые связаны с произвольной концентрации внимания, показали, что это условие часто является базовым для ПСС.

Исследования Чиксентмихали представляют для нас особый интерес именно потому, что автор выявил «внешние ключи», которые способствуют концентрации и тем самым обеспечивают состояние «потока». Ими являются определенные требования деятельности («вызовы ситуации») и определенная структура деятельности.

2. «Вызовы ситуации».

Экспериментально показано, что войти в ПСС оказывается легче в ситуациях, которые обеспечивают следующие возможности: исследование неизвестного и открытие нового, решение проблем и принятие решений, соревнование и появление чувства опасности, появление чувства близости или потери границ эго. В целом это ситуации, способствующие изучению субъектом своих возможностей, попытке расширения их, выходу за пределы известного, творческим открытиям и исследованиям нового. Иначе говоря, это ситуации, которые удовлетворяют «центральную человеческую потребность» в трансцендировании – в выходе за пределы известного, простирании субъекта в новые пространства навыков, способностей, умений.

3. Структура деятельности.

Во-первых, вхождению в «поток» способствуют те виды деятельности, где есть ясные, непротиворечивые цели, точные правила и нормы действования для их достижения и где есть ясная (прямая, точная, мгновенная) обратная связь о результате действия. Эти условия помогают удерживать концентрацию на процессе. Полное, тотальное включение в деятельность невозможно, если неизвестно, что надо делать и насколько хорошо ты это делаешь.

Во-вторых, вхождение в ПСС облегчается в такой деятельности, которая все время бросает вызовы способностям субъекта. Субъект должен уметь их замечать и отвечать на них соответствующими умениями и навыками. Необходимым условием ПСС является баланс между требованиями деятельности и индивидуальными способностями субъекта. Однако существенную трудность создает тот факт, что это не простое соответствие навыков вызовам: породить ПСС может лишь такой баланс, в котором и вызовы, и навыки оказываются выше определенного уровня. У каждого субъекта существует так называемый личный средний уровень, т.е. некий баланс навыков и вызовов. Когда и навыки, и вызовы ниже этого уровня, что обычно для стандартной, хорошо отлаженной деятельности, нечего ожидать опыта ПСС даже в условиях баланса. Когда возможности для действий ниже среднего уровня, а личные возможности недоиспользованы, возникает состояние апатии и скуки. И напротив, когда же задача не обеспечена соответствующими навыками, появляется состояние тревоги. И только деятельность, навыки и вызовы которой превышают «личный средний уровень», не содержит точек для релаксации и поэтому заставляет субъекта быть непрерывно внимательным, требует от него высокого уровня концентрации. Только такая деятельность создает все условия для полного, тотального включения субъекта, которое сопровождается чувством глубокого удовлетворения, наслаждения.

Иначе говоря, ПСС случается в таких условиях, которые понуждают субъекта к полному выявлению своих способностей, к полной мобилизации себя. Когда есть баланс, все внимание субъекта собрано исключительно на деятельности. Чтобы человек оставался в ПСС по мере развития своих способностей, необходимо нарастание вызовов. Для этого не обязательна смена деятельности, важно уметь находить новые вызовы в той же самой деятельности, уметь замечать их. Это глубоко индивидуальное свойство (У. Джеймс назвал его свойством гения), но и ему можно научиться, можно развить его в себе. Именно с такой особенностью вчувствования в вызовы Бытия и подтягивании себя к ним связано рождение всего нового и прекрасного в мире и в человеке. Так творческая деятельность становится источником внутреннего роста.

Анализ условий спонтанного возникновения ПСС позволяет нам ставить вопрос о возможности его формирования в любой деятельности, что, в свою очередь, может углубить и расширить наши представления о ее роли в развитии субъекта труда как личности.

Итак, феноменология «потокового состояния сознания» показывает нам, что люди, которые переживают это состояние, оказываются целиком поглощены своим занятием; испытывают глубокое удовлетворение от того, что они делают, и это чувство приносит сам процесс деятельности, а не его результат; они забывают личные проблемы, видят свою компетентность, обретают опыт полного управления ситуацией; они переживают чувство гармонии с окружением, «расширения» себя; их навыки и способности развиваются, личность растет. Насколько эти элементы опыта присутствуют, настолько субъект получает наслаждение от своей деятельности и перестает беспокоиться о внешней оценке. Естественно, что такой опыт является оптимальным для человека. Он позволяет упорядочить случайный поток жизни субъекта, дает базовое чувство опоры: в каждый данный момент субъект может сконцентрировать все свое внимание на осознанно выбранной «задаче в руках» и мгновенно забыть то, что его разрушало .

Таким образом, если говорить о резервных возможностях человека, на наш взгляд, самое перспективное – это исследование и развитие ресурсных, творческих, эвристических состояний сознания, которые вслед за Чиксентмихали мы обозначили как ПСС – потоковые состояния сознания .

Людей всегда интересовало то, что лежит за пределами обычного восприятия, то, что недоступно для большинства. Однако вместе с интересом присутствовал и страх из-за отсутствия достоверной информации и неизвестности. С недавних пор паранормальные или необычные способности людей стали предметом социальных и научных исследований, обывательских пересудов и газетных публикаций. Что же это за способности? Откуда они берутся? Официальная наука пока не может дать этому объяснение.

Несмотря на то, что человеческий организм уже хорошо изучен медиками и учеными, все же остаются загадки, которые неподвластны нашему пониманию. Известно множество удивительных случаев, произошедших с обычными людьми и опубликованных в прессе. Некоторые события просто нельзя объяснить при помощи современной науки. Так, пожалуй, самый известный случай произошел, когда мама гуляла со своим маленьким сыном и отвлеклась. Ребенок выбежал на дорогу, и попал под машину. Увидев эту картину, мама малыша бросилась ему на помощь и приподняла машину. Именно этот случай в наше время чаще всего описывается учеными как доказательство того, что организм человека обладает скрытыми способностями.

Еще один довольно известный случай произошел во время войны. У летчика из-за попавшего в механизм болта заклинило рулевое управление. Под страхом смерти летчик стал со всей силы тянуть ручку и чудом смог выправить самолет. После приземления механики тщательно осмотрели управление, и нашли срезанный болт. В результате проведенной экспертизы, выяснилось, что для того чтобы срезать подобный болт потребовалось бы усилие 500 килограмм.

Некоторые исследователи утверждают, что человек пользуется своими способностями лишь на 10%. И это относится как к телу, так и к мозгу. Сейчас многие люди демонстрируют способность удерживать довольно тяжелые предметы на груди, на лбу и других частях тела. Удивительную способность демонстрировал врач гипнолог Вуль — он обладал способностью внушать на расстоянии. Вуль посылал письмо по почте, в котором его почерком было написано слово: «Спать!» Если до этого пациент бывал уже на приеме этого врача, то при получении письма он сразу же погружался в сон.

Поразительной способностью обладал эстрадный артист из Франции Мишель Лотито — он может съесть все, что увидит. Когда он был еще ребенком, он «съел» телевизор, а с 15-ти лет начал за деньги развлекать народ, поедая резину, стекло и металл. За то, что Мишель съел самолет (правда на его поедание ушло около 2-х лет), его внесли в книгу рекордов Гиннеса. Биолог К. Ричардсон может провести в клетке со львами, целую ночь. По неизвестным причинам львы принимают Ричардсона за своего. Тай Нгок из Вьетнама с 1973 года вообще не спит — это началось после того как он переболел лихорадкой.

Подобных необъяснимых феноменов в нашем мире множество. Удивительный феномен ученым демонстрирует Моника Техада из Испании. Под ее пристальным взглядом гнутся даже предметы из металла. Никаких фокусов тут нет. В стеклянный запаянный сосуд ученые помещали стальную проволоку. Однако Монике это не мешало изогнуть твердую нить в форму динозавра с закрытой пастью. Приборы во время этого процесса зафиксировали повышение температуры тела девочки и снижение ее кровяного давления. Это сочетание приводит врачей в тупик. При этом электроэнцефалограф показывал характерные для спящего человека биотоки. У Моники есть еще один дар — она может диагностировать заболевания.

В штате Нью-Джерси на окраине Трентона в 40-е годы жил 90-летний старик по имени Ал Херпин. В его лачуге не было ни топчана, ни кровати — за всю свою жизнь Ал Херпин ни разу не спал. Старик, доживший до такого возраста, пережил врачей, которые его обследовали. Аппетит и здоровье Ал Херпина были хорошими, умственные способности средними. Конечно, после дневного труда он уставал, но спать не мог. Старик просто садился в кресло и читал, пока не чувствовал себя отдохнувшим. После восстановления физических сил, он вновь принимался за работу. Объяснить хроническую бессонницу своего пациента врачи так и не смогли, как не смогли объяснить и источник его долголетия.

Известен случай, который произошел в одной российской деревушке. Там жила старая больная женщина по имени Матрена. Она плохо слышала, не видела и почти не ходила. Однажды ночью ее дом загорелся. Вся деревня сбежалась на пожар. Каково же было удивление людей, когда они увидели, как эта старушка перелезает через высокий забор. Причем в руках она держала большой сундук, который позже не могли поднять несколько мужчин. Где же границы человеческих возможностей? И есть ли они вообще?

В Нью-Йорке в 1935 году родился абсолютно нормальный на вид ребенок. Однако прожил он лишь 26 дней. После вскрытия выяснилось, что у ребенка отсутствовал мозг. Хотя известно, что даже самое незначительное повреждение коры головного мозга может привести к смерти.

В Мехико на Олимпийских играх в 1968 году легкоатлет по имени Роберт Бимон смог прыгнуть почти на 9 метров. Конечно, это кажется невозможным, однако рекорд Роберта был побит. А рекорд, который был установлен в 500 году до нашей эры в Древней Греции, выглядит совершенно фантастическим — атлет Фаил тогда прыгнул почти на 17 метров в длину.

То, что в мире существуют люди, живущие с посторонними предметами в организме, никого сейчас не удивляет. Но вот случай, произошедший в одной из больниц Нью-Йорка, кажется просто невероятным. В больницу обратился человек с легким недомоганием. Врачи провели обследование и обнаружили в его теле более 250 предметов. Только ключей в теле пациента оказалось 26 штук. О том, откуда в его теле столько предметов, человек не рассказал.

Не менее поразительный случай произошел с 12-летним российским мальчиком, который обратился в больницу одного маленького городка с жалобами на головокружение и слабость. При осмотре врачи обнаружили в области сердца пулевое ранение. Неизвестно, как мальчик получил подобное ранение, а самое главное — как выжил после этого. Рентген установил, что пуля находится в солнечной артерии. Мальчика срочно отправили в Москву, где пулю и извлекли из организма. Она совершила невероятное путешествие в теле — пробила легкое и попала в сердце, вытолкнувшее ее в аорту. По сосуду пуля двигалась до тех пор, пока не попала в солнечную артерию.

Знаменитый психиатр и невропатолог Чезаре Ломброзо обладал весьма солидной репутацией в научном мире. В своей книге «А что после смерти» он рассказал случай, произошедший с 14-летней девочкой. Она ослепла, но при этом у нее появилась абсолютно новая и поразительная способность видеть. Доктором Ломброзо были проведены исследования, в результате которых выяснилось, что девочка видит мочкой левого уха и носом. Чтобы исключить малейшую возможность участия глаз девочки, при проведении эксперимента врачи закрывали их повязкой так, чтобы подглядывание полностью исключалось. Однако, несмотря на принятые меры, девочка с легкостью читала с завязанными глазами и прекрасно различала цвета. Когда рядом с мочкой уха вспыхивал яркий свет, она моргала, а когда врач хотел поднести палец к кончику ее носа, она отскочила с криками, что он хочет ее ослепить. Произошло поразительное перемещение органов чувств, которое затронуло не только зрение. Когда экспериментатор поднес раствор нашатырного спирта к носу девочки, она не отреагировала. Но как только он поднес раствор к подбородку, она дернулась от боли. Она различала запахи подбородком.

Надо сказать, что некоторые люди умеют полностью контролировать способности своего организма. К таким относятся в первую очередь индийские йоги. Наверно, самой поразительной способностью йогов является то, что они умеют останавливать биение собственного сердца. Йоги могут вводить себя в состояние «смерти» — работа сердца и дыхание замедляются, и иные процессы жизнедеятельности останавливаются. Йог может достаточно долго находиться в таком состоянии. Так какие же силы скрыты в человеке? Исходя из вышесказанного, можно предположить, что возможности человеческого организма безграничны. Нужно только научиться их контролировать.

No related links found



В жизни, когда оценивают деятельность человека, говорят о его способностях и неспособностях. Иногда люди, живущие практически в одних и тех же условиях, но не все достигают успехов в жизни. То же самое можно сказать о ситуации, когда для одних постижение знаний и навыков не составляет большого труда, другим же это даётся очень нелегко. Психология объясняет это наличием способностей у человека.

Что мы называем способностями?

Это понятие не столь однозначно, как кажется, и поэтому объясняется учёными по–разному.

Наиболее точно, это понятие сформулировано Б. М. Тепловым, который исходит из трёх идей:

Способности — это индивидуальные свойства человека и с точки зрения психологии присущи каждому человеку

Но это не все свойства, а лишь те, с помощью которых достигаются успехи в жизни

— к способностям не относятся знания и умения, которыми уже накоплены человеком.

Способности проявляются и сохраняются только в постоянном развитии, ибо, скажем, музыкант перестаёт практически поддерживать свою форму, его способности по истечении времени теряются. Человек развивает и совершенствует свои способности, когда применяет их на практике. Замечено, что для успешного выполнения задания недостаточно обладать какой-то одной способностью, необходимо их сочетание, но может случиться так, что менее развитая способность компенсируется другой, более развитой.

Какие способности бывают

Принято рассматривать способности, полученные от природы, основанные на биологических данных и специфические, возникшие под влиянием общественно — исторических условий. К природным относят память, восприятие, мышление – присущие всем людям и некоторым животным. Эти способности закладываются с рождения и биологически обусловлены. Они основаны на врождённых задатках и формируются с приобретением жизненного опыта. Но человек существо общественное и поэтому он обладает специфическими способностями. Ими обладают люди, ибо никто, кроме них, не обладает речью и логическим мышлением. Часть способностей относят к общим, а другую — к специальным. Обладание речью, точностью движений рук и ног, например, является общим для всех людей. Специфическими способностями являются те, которые проявляются в определённых видах деятельности: в математике, музыке, живописи, спорте и др.

Если у человека развито абстрактное мышление, то мы вправе говорить о его способностях к теоретической деятельности. Тот, кто любит совершать конкретные действия, что – то делать своими руками, обладает практическими способностями. Человеку легко даются знания, он быстро усваивает новый материал, в этом случае мы говорим о его способностях к учёбе, а тот, кому нравится создавать предметы духовной культуры, стремится что-то открыть или изобрести – тому свойственны творческие способности. Есть категория людей, которые способны быстро налаживать отношения с людьми, даже оказывать на них влияние. Такие способности проявляются благодаря обладанию речью, и это во многом помогло человеку стать существом социальным. Практически с самого рождения у человека вырабатывается потребность к эмоциональному общению. Это даёт возможность строить поведение в зависимости от ситуации, угадывать намерения других людей. Усвоение социальных норм помогает быстрее налаживать отношения с другими людьми. Есть люди, которые умеют убеждать других. Но часто бывает так, что в человеке заложено несколько способностей и такое сочетание называют одарённостью. Обладание какой – то одной способностью, ещё не гарантирует полный успех в жизни. Взаимодействие способностей, их взаимное дополнение друг друга, дают высокий результат.

Что такое задатки у человека?

Для человека характерно обладание определёнными задатками: различают врождённые и приобретённые. Развитие способностей у человека проходит в несколько этапов, но только отдельные способности достигают высокого уровня. Чтобы достичь его, необходимо иметь определённый начальный уровень. Задаток становится основой, с которой следуют дальнейшие шаги. Он же обуславливает индивидуальные особенности при формировании, специальных способностей. Индивидуальные способности складываются при взаимодействии наследственных признаков и окружающей среды, и это проявляется уже при рождении. В человеке с детства закладываются такие свойства, которые с возрастом могут помогать или затруднять формирование конкретных способностей. Вместе с тем, на основании проведённых исследований доказано, что нервной системой человека не предопределяются формы поведения, и в ней не формируются задатки. Нервной системой человека определяется его темперамент, именно от него зависит выбор деятельности каждым человеком.

Проведённые исследования позволяют утверждать, что задатки обусловлены социальной средой. Обучение и воспитание коренным образом влияют на поведение и психологическое состояние. Были проведены исследования по выявлению различий в способностях между мужчинами и женщинами. В детском возрасте большой разницы в обладании способностями не отмечено. А вот, с возрастом, когда накапливается жизненный опыт, когда накладывает отпечаток профессиональная деятельность, различия проявляются больше. Мужчины, которые занимаются физическим трудом, имеют более развитую координацию движений, они не испытывают затруднений при ориентации в пространстве и др. У женщин лучше развита речь, быстрее скорость восприятия информации, счёт и др. Таким образом, социальная среда оказывает непосредственное влияние на формирование способностей, дополняя и развивая биологические.

Рождение способностей

Заложенные с рождения биологические способности, дополняются социальными, свойственными только человеку, а именно: писать картины, сочинять стихи, разговаривать на нескольких языках и т. д. Утверждают, что эти способности не имеют биологического происхождения и зависят от:

Социально – культурного окружения, в котором человек существует;

Того, чем человек занимается и действий, где человек принимает участие;

Наличия вокруг человека людей, обладающих знаниями способных передать их;

Наличия ограничений, в которых может или вынужден находиться человек.

Перечисленные условия способствуют превращению человека в социальное существо. Именно социально – культурное окружение способствует становлению способностей. Родители включают детей в процесс становления, проявившихся у них способностей, но уже, будучи взрослыми, они самостоятельно приобретают и развивают другие способности, испытывая потребность в них. Родители или другие взрослые люди обеспечивают целенаправленное приобретение способностей с помощью средств обучения, оказывают воспитательное воздействие. Имеющиеся задатки, социальное окружение, обеспечивают ему достижение успехов в жизни.

Можно ли развить способности?

Как сказано выше, задатки, прежде чем стать основой способностей, тоже должны пройти определённый путь развития. Вначале это физическое формирование организма, когда в младшем возрасте происходит совершенствование координационных связей, расположенных в коре головного мозга, с органами движения, что становится основой для формирования способностей. По — настоящему, специфические способности начинают развиваться в период усвоения знаний, особенно в младшем и среднем возрасте. На формирование оказывают получаемые знания и трудовая практика, игры, которые подталкивают становление творческих, конструкторских, изобразительных и организаторских способностей. В школе имеет значение комплексность подхода к одновременному постижению нескольких способностей. Дети получают знания на уроках, совершенствуют речь, складываются межличностные отношения. Комплексность – одно из важнейших условий того, что происходит не только зарождение способностей, но также их становление и развитие. Но при этом необходимо соблюсти некоторые условия: деятельность должна строиться на познании нового, уровень трудности не превышать возможности, должно присутствовать стремление что – то совершить, которое должен сопровождаться положительным настроем в процессе деятельности и после её завершения.

Когда в деятельности присутствуют элементы творчества, она становится привлекательной. Если при этом происходит создание чего – нового, а ребёнок открывает в себе новые возможности, то эти стимулирует его к дальнейшим действиям, учит преодолевать трудности. Конечно, это порождает уверенность в собственных силах и чувство удовлетворения. При выполнении слишком простых действий происходит реализация уже приобретённых способностей, при выполнении сложных, когда не достигается результата, исчезает мотивация, а новые умения и навыки не формируются. Немаловажно, в период деятельности поддерживать интерес и стимулировать прогресс. Становление способностей – это научение чему – то. Большую пользу приносит эмоциональный настрой. В процессе деятельности возможны неудачи, но за ними должны следовать успехи и чем и больше, тем лучше.

Was last modified: Апрель 20th, 2019 by Елена Погодаева