Хронологическая таблица мусоргского. Мусоргский краткая биография и интересные факты


Продолжаю рассказ о туристической поездке на юг Псковской области, которая состоялась 11 февраля этого года. В первой части был фотоотчет о посещении , (п.Полибино Великолукского района), а сегодня - фотоэкскурсия по музею-усадьбе Модеста Петровича Мусоргского, расположенного в пос.Наумово Куньинского района. Великий русский композитор родился в этих краях, здесь прошли детские годы его жизни.


Два небольших села - Карево и Наумово, которые расположены на юге Псковской области практически на границе с Тверской областью, считаются родиной М.П.Мусоргского. Его родители Петр Алексеевич Мусоргский и Юлия Ивановна, урожденная Чирикова, происходили из древних дворянских родов. Их семьи жили по соседству в своих родовых имениях. Усадьба в селе Карево принадлежала Мусоргским, а расположенная неподалеку усадьба в Наумово, с 17 века являлось владением рода Чириковых. Усадьбы разделял лишь погост Пошивкино, где стояла церковь Одигитрии, "общая" для обеих помещичьих семей.

М.П.Мусоргский родился 21 марта 1839 года в селе Карево. К великому сожалению, от барской усадьбы в Карево ничего не осталось кроме фундамента. А вот дом в Наумово, построенный в 19 веке, каким-то чудом уцелел. Поэтому музей композитора был открыт именно здесь, в главном доме усадьбы Чириковых, где маленький Модест часто бывал у бабушки с дедушкой, ночевал в детской на втором этаже, играл на пианино в одном из залов, гулял в парке, проводил время на прудах и на Жижицком озере, до которого от дома рукой подать.

Интересно, что музей Мусоргского сначала возник как народный музей. Он был открыт в 1968 году по инициативе директора Жижицкой средней школы и его экспозиция занимала два класса. Через два года было принято решение об открытии музея в усадьбе Наумово и в 1972 году в здании бывшего барского дома открыли первую экспозицию, посвященную жизни и творчеству М.П. Мусоргского. С тех пор музейные экспозиции значительно расширились, а фонд музея пополнился большим количеством экспонатов из разных источников. В настоящее время музей Мусоргского является филиалом Псковского музея-заповедника.

Бюст композитора работы скульптора А.Измалкова был установлен перед усадебным домом в 1973 г. (Еще один памятник Мусоргскому установили в 1989 году в Карево на месте дома, где родился композитор, но сфотографировать его не получилось из-за того, что и памятник, и подступы к нему были завалены снегом)

Помимо барского дома в усадьбе сохранились парк в английском стиле, пруды с насыпными островами и несколько хозяйственных построек.

Конечно, в период поздней весны-лета-осени здесь должно быть очень живописно. А в день нашего приезда все очень плотно покрывал снег. И еще здесь стояла какая-то нереальная тишина. Перед экскурсией по музейной экспозиции мы пробежались немного по близлежащей территории, насколько это позволяли расчищенные дорожки и пофотографировали, пока еще было светло.

Ну а теперь пройдемся непосредственно по дому, где нашим экскурсоводом была сотрудница музея Елена Петровна Заверняева. Она провела замечательную экскурсию.

Сначала мы попадаем в прихожую. Видно, что дом очень старый. (его, конечно, реставрировали, но это было очень давно - в 1979 году)

Здесь в витринах представлены уникальные вещи из семей Мусоргских и Чириковых

Из прихожей мы попадаем в столовую. Столовая в усадебном доме была центром всей жизни. Здесь, как правило собирались за столом соседи и родственники. В комнате кресла и полубуфет, которые привезли сюда из деревни Волок под Торопцем, из дома Кушелевых - родственников композитора по материнской линии, у которых он часто бывал. Тут же стоят кофейник, заварочный чайник и маслёнка в виде барана из семьи Мусоргских, которые подарили музею родственники композитора.

В витринах представлены материалы по родословным Мусоргских и Чириковых

а так же муляж Метрической книги церкви Одигитрии погоста Пошивкино с записью о рождении М.П.Мусоргского.

Дальше попадаем в "девичью". Здесь собирались дворовые девушки для занятия рукоделием или что бы попить чайку в свободную минутку

Буфет и диван в этой комнате - вещи мемориальные. Они стояли в этом доме при жизни Чириковых.

Далее попадаем в комнату матери. Надо сказать, что с матерью у Мусоргского были очень теплые отношения. Это она заметила в нем ранее увлечение музыкой, наняла ему учителя и всячески поощряла его занятия и музыкальное образование. Ее не стало, когда Модесту было двадцать пять лет и он очень тяжело переживал ее уход.

Комната матери замыкает женскую половину дома и она же открывает анфиладу парадной части дома. Здесь один из главных экспонатов - зеркальный туалетный столик из семьи Мусоргских. В музей его отдала внучатая племянница М.П.Мусоргского Татьяна Георгиевна Мусоргская (внучка старшего брата Модеста - Филарета).

На круглом столе ноты произведений композиторов, которых любил Мусорский - это Шуман, Шуберт, Лист

Еще в этой комнате можно увидеть Грамоту 1849 года на дворянство М.П.Мусоргского, с которой он получил право на поступление в военное училище (копия, конечно), а так же одни из самых ранних портретных изображения М.П.Мусоргского, относящиеся ко времени завершения учебы в школе гвардейских прапорщиков и службы в Преображенском полку - это карандашный рисунок и фотография в форме младшего офицера.

Дальше идем через анфиладу комнат. Экспонаты, представленные в Малой и Большой гостиных, рассказывают уже о петербургской жизни Мусоргского и о его творчестве. Семья Мусоргских переехала в Петербург в 1849 году, когда Модесту было 10 лет, а его старшему брату Филарету исполнилось 13 лет. В Петербурге мальчики должны были получить военное образование.

Они его и получили, но Модест, отслужив всего два года, ушёл в отставку, чтобы заниматься музыкой. В этот период он знакомится с молодыми композиторами - Бородиным , Римским-Корсаковым , Кюи , Балакиревым и художественным критиком Стасовым . Образовался музыкальный кружок "Могучая кучка". Правда, позднее, ему все-таки пришлось "вернуться на работу". Что бы обеспечивать свое существование он служил чиновником в Инженерном, а затем в Лесном департаментах.

Однако, музыкой он никогда не переставал заниматься. Работал много и плодотворно. За свою в общем-то недолгую жинь (он умер в 42 года), он написал две оперы "Борис Годунов" и "Хованщина". Еще три оперы остались незаконченными- это "Женитьба" и "Сорочинская ярмарка" (обе по произведениям Н.В.Гоголя), а так же "Саламбо" (по новелле Г.Флобера). Причем либретто к операм Мусоргский так же писал сам. Он сочинил ряд вокальных циклов для голоса и фортепиано - "Юные годы", "Детская", "Картинки с выставки", "Без солнца", "Песни и пляски смерти". Так же он создал музыкальные циклы для оркестра и хора, песни и романсы (на стихи Г.Гейне, А.А.Голенищева-Кутузова и др.)

В Петербурге Мусоргский прожил 32 года, не имея собственной квартиры. Он снимал меблированные комнаты или жил у друзей.

Самым близким другом из всей "Могучей кучки" для Мусоргского был Н.А.Римский-Корсаков. Они как-то даже снимали квартиру на двоих, чтобы вечерами сочинять музыку. Но их дружба закончилась, когда Римский-Корсаков решил жениться. Мусоргский воспринял эту новость чрезвычайно остро, потому что был убеждён, что если у человека есть талант, то он обязан посвятить себя этому, а семья будет отнимать время от творчества. Сам Мусоргский никогда не был женат.

Старинный белый рояль фирмы Шрёдер, который можно увидеть в Белой зале не имеет непосредственного отношения к жизни Мусоргского. Но он попал в музей благодаря поддержке и участию известного оперного певца Евгения Нестренко, который был большим другом музея Мусоргского. На этом рояле играли лучшие исполнители, которые приезжали в музей. Здесь и сегодня проходят концерты и музыкальные мероприятия.

Традиционное фото с эффектом присутствия... :-)

МУСОРГСКИЙ МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ - российский ком-по-зи-тор, пиа-нист.

Из ста-рин-ной дво-рян-ской се-мьи. Отец Пётр Алек-сее-вич (1798-1853) - по-ме-щик, кол-леж-ский сек-ре-тарь в от-став-ке; мать Юлия Ива-нов-на (в де-ви-че-ст-ве Чи-ри-ко-ва; 1807-1865) - дочь гу-берн-ско-го сек-ре-та-ря. Фа-ми-ли-ей Му-сор-ский ком-по-зи-тор под-пи-сы-вал де-ло-вые бу-ма-ги, бу-к-ву «г» внёс в 1860-х годах в ча-ст-ной пе-ре-пис-ке. Мусоргскийс 6 лет иг-рал на фортепиано, им-про-ви-зи-ро-вал. С 1849 года жил в Санкт-Пе-тер-бур-ге, учил-ся в Пе-тро-пав-лов-ской шко-ле, в 1852-1886 годах в Шко-ле гвардии под-пра-пор-щи-ков. Брал уро-ки иг-ры на фортепиано у Ант. А. Гер-ке (уче-ни-ка Дж. Фил-да). В 1852 году из-да-но пер-вое со-чи-не-ние Мусоргского - поль-ка «Под-пра-пор-щик» («Porte- enseigne Polka»). По окон-ча-нии шко-лы про-из-ве-дён в пра-пор-щи-ки Пре-об-ра-жен-ско-го пол-ка (в 1856 году на де-жур-ст-ве во 2-м су-хо-пут-ном гос-пи-та-ле по-зна-ко-мил-ся с А. П. Бо-ро-ди-ным).

Зна-чительное влия-ние на музыкальное раз-ви-тие Мусоргского ока-зало зна-ком-ст-во с М. А. Ба-ла-ки-ре-вым (под его ру-ко-во-дством Мусоргский на-чал серь-ёз-но за-ни-мать-ся ком-по-зи-ци-ей, изу-чал му-зы-ку М. И. Глин-ки, западноевропейских ком-по-зи-то-ров), а так-же с А. С. Дар-го-мыж-ским, В. В. Ста-со-вым, Л. И. Шес-та-ко-вой (се-ст-рой Глин-ки). С 1857 года член Ба-ла-ки-рев-ско-го круж-ка («Мо-гу-чая куч-ка»). В 1860 году в кон-цер-те РМО под управлением А. Г. Ру-бин-штей-на ис-пол-не-но Скер-цо B-dur, в 1861 году хо-ром и ор-ке-ст-ром Ма-ри-ин-ско-го те-ат-ра под управлением К. Н. Ля-до-ва - «Сце-на в хра-ме из тра-ге-дии "Эдип" Со-фок-ла» (му-зы-ка в даль-ней-шем во-шла в не-окон-чен-ную опе-ру «Са-лам-бо» и кол-лек-тив-ную опе-ру- ба-лет «Мла-да»). В 1860, 1861 годах Мусоргский ез-дил в Мо-ск-ву, по-се-тил Но-во-Ие-ру-са-лим-ский монастырь

В 1863-1865 годах Мусоргский жил в «ком-му-не» с груп-пой мо-ло-дых дру-зей (под влия-ни-ем ро-ма-на «Что де-лать?» Н. Г. Чер-ны-шев-ско-го); из-за ма-те-ри-аль-ных труд-но-стей был вы-ну-ж-ден по-сту-пить на государственную служ-бу (Ин-же-нер-ное управ-ле-ние, 1863-1867; Лес-ной департамент Министерства государственных иму-ществ и Ре-ви-зи-он-ная ко-мис-сия Государственного кон-тро-ля, 1868-1880). Вы-сту-пал в кон-цер-тах как пиа-нист (главным образом как ак-ком-па-ниа-тор). В 1879 году со-вер-шил с пе-ви-цей Д. М. Ле-о-но-вой кон-церт-ную по-езд-ку по югу Рос-сии (Пол-та-ва, Ели-са-вет-град, Хер-сон, Одес-са, Се-ва-сто-поль, Ял-та, Рос-тов-на-До-ну, Но-во-чер-касск, Во-ро-неж, Там-бов), с 1880 года был ак-ком-па-ниа-то-ром в от-кры-той Ле-о-но-вой шко-ле (кур-сах) пе-ния.

Чер-ты са-мо-сто-ятельного сти-ля Мусоргского ра-нее все-го об-на-ру-жи-лись в пес-нях и ро-ман-сах: «Но ес-ли бы с то-бою...» (1863) на сло-ва В. С. Ку-роч-ки-на, «Ночь» (фан-та-зия; 1864; текст - пе-ре-ли-цов-ка стихотворения А. С. Пуш-ки-на, в редакции 1871 года - его про-за-ическая об-ра-бот-ка), «Же-ла-ние» («Хо-тел бы в еди-ное сло-во…») на сти-хи Г. Гей-не в переводе Л. А. Мея (1866) и «Мо-лит-ва» на сло-ва М. Ю. Лер-мон-то-ва (1865). Осо-бая груп-па пе-сен пред-ва-ря-ет опе-ры: «Пес-ня стар-ца» на сло-ва И. В. Гё-те (из «Виль-гель-ма Мей-сте-ра», 1863) - реа-ли-стичный порт-рет-мо-но-лог, «Ду-ют вет-ры, вет-ры буй-ные» на сло-ва А. В. Коль-цо-ва (1864). «Ка-ли-ст-рат» на стихотворение Н. А. Не-кра-со-ва (1864) от-кры-ва-ет га-ле-рею «кар-ти-нок» из народной жиз-ни и вме-сте с тем груп-пу не-обыч-но трак-то-ван-ных ко-лы-бель-ных («Спи, ус-ни, кре-сть-ян-ский сын» на сло-ва из пье-сы «Вое-во-да» А. Н. Ост-ров-ско-го, 1865; «Ко-лы-бель-ная Ерё-муш-ки» на стих. Не-кра-со-ва, 1868). «Све-тик Са-виш-на» («Пе-сен-ка ду-рач-ка») - от-ра-же-ние ре-аль-ной сцен-ки, уви-ден-ной Мусоргским в де-рев-не ле-том 1865 года: юро-ди-вый объ-яс-нял-ся в люб-ви, сты-дясь сво-его не-сча-ст-но-го по-ло-же-ния. «Си-рот-ка» («Ба-рин мой ми-лень-кий…») - сцен-ка, не ус-ту-паю-щая «Све-тик Са-виш-не» дос-то-вер-но-стью дек-ла-ма-ции, бо-гат-ст-вом пси-хо-ло-гических ню-ан-сов.

Са-ти-ри-ко-юмо-ри-стическую ли-нию, весь-ма важ-ную в твор-че-ст-ве Мусоргского, пред-став-ля-ют «Се-ми-на-рист» («Кар-тин-ка с на-ту-ры», 1866), «Озор-ник» (1867). В «Клас-си-ке» (1867) Мусоргский ос-ме-ял блю-сти-те-ля музыкальных пра-вил кри-ти-ка А. С. Фа-мин-цы-на; в «Рай-ке» («Му-зы-каль-ная шут-ка», 1870) в ду-хе яр-ма-роч-но-го пред-став-ле-ния вы-ве-де-ны ди-рек-тор Санкт-Пе-тербургской консерватории Н. И. За-рем-ба, пыл-кий по-клон-ник ко-ло-ра-тур А. Пат-ти - кри-тик Ф. М. Тол-стой, гроз-ный «ти-тан» А. Н. Се-ров и Ев-тер-па - великая кня-ги-ня Еле-на Пав-лов-на.

В 1866 году за-вя-за-лась друж-ба Мусоргского с Н. А. Рим-ским-Кор-са-ко-вым (зна-ком-ст-во со-стоя-лось ещё в 1861 году); осо-бен-но ин-тен-сив-ным бы-ло их творческое об-ще-ние в 1868-1872 - го-ды од-но-вре-мен-ной ра-бо-ты Мусоргского над «Бо-ри-сом Го-ду-но-вым» и Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва над «Пско-ви-тян-кой». Пер-вая за-вер-шён-ная мас-штаб-ная пар-ти-ту-ра - сим-фо-ническая кар-ти-на «Ива-но-ва ночь на Лы-сой го-ре» («Ведь-мы», 1867). Скеп-тическая оцен-ка и тре-бо-ва-ние пе-ре-де-лок со сто-ро-ны М. А. Ба-ла-ки-ре-ва вы-зва-ли охла-ж-де-ние от-но-ше-ний по-сле 10-лет-ней друж-бы. Пье-са при жиз-ни Мусоргского так и не про-зву-ча-ла (в даль-ней-шем ком-по-зи-тор до-пол-нил её во-каль-ны-ми пар-тия-ми и вклю-чил в не-окон-чен-ную опе-ру-ба-лет «Мла-да» как «Празд-ник Чер-но-бо-га», за-тем в «Со-ро-чин-скую яр-мар-ку» как «Сон-ное ви-де-ние па-ро-бка»). В цен-тре творческих ис-ка-ний Мусоргского бы-ла опе-ра. Сме-лым опы-том дек-ла-мационной опе-ры в раз-ви-тие идей А. С. Дар-го-мыж-ско-го яви-лась «Же-нить-ба» (на не-из-ме-нён-ный текст Н. В. Го-голя, не окон-че-на).

Па-рал-лель-но, жи-вя у ста-рин-ных дру-зей А. П. и Н. П. Опо-чи-ни-ных, Мусоргский соз-да-вал од-но из сво-их вели-чай-ших тво-ре-ний - опе-ру «Бо-рис Го-ду-нов» (либретто Мусоргского по А. С. Пуш-ки-ну и Н. М. Ка-рам-зи-ну, 1868-1869, 2-я редакция - 1872). На вы-бор сю-же-та по-вли-ял ис-то-рик литературы В. В. Ни-коль-ский, с ко-то-рым Мусоргский по-зна-ко-мил-ся в 1868 году. Музыкальный ма-те-ри-ал «Бо-ри-са Го-ду-но-ва» был в зна-чительной ме-ре за-им-ст-во-ван из не-окон-чен-ной опе-ры «Са-лам-бо» (по Г. Фло-бе-ру, 1863-1866), что во мно-гом обес-пе-чи-ло бы-ст-ро-ту соз-да-ния 1-й ре-дак-ции. Пер-вый по-каз опе-ры со-сто-ял-ся в до-ме ху-дож-ни-ка К. Е. Ма-ков-ско-го (1870). По-сле то-го как Опер-ный комитет Ма-ри-ин-ско-го те-ат-ра за-бра-ко-вал 1-ю редакцию «Бо-ри-са Го-ду-но-ва» (главная пре-тен-зия - от-сут-ст-вие жен-ских ро-лей), Мусоргский под-верг опе-ру пе-ре-ра-бот-ке: до-ба-вил две кар-ти-ны т. н. поль-ско-го ак-та (кла-вир - вес-на и ле-то 1871 года, пар-ти-ту-ра - начало 1872 года) и «Сце-ну под Кро-ма-ми» (пар-ти-ту-ра - июнь 1872), ко-то-рая, во-пре-ки ре-ко-мен-да-ци-ям ко-ми-те-та, ук-руп-ни-ла мас-со-вую, на-род-но-хо-ро-вую ли-нию.

Так воз-ник-ли две раз-ные, впол-не са-мо-стоя-тель-ные ре-дак-ции «Бо-ри-са Го-ду-но-ва» (1869 и 1872). В чис-ле прин-ци-пи-аль-но важ-ных из-ме-не-ний - но-вый план «Сце-ны в те-ре-ме» (вве-дён звон ку-ран-тов, при-даю-щий осо-бую экс-прес-сию сце-не гал-лю-ци-на-ций; мо-но-лог «Дос-тиг я выс-шей вла-сти» фак-ти-че-ски на-пи-сан за-но-во; рас-сказ Фё-до-ра Го-ду-но-ва «о по-пинь-ке», пре-ры-ваю-щий мрач-ные ду-мы Бо-ри-са, яр-ко кон-тра-сти-ру-ет с по-дав-лен-ным со-стоя-ни-ем ца-ря и диа-ло-гом с Шуй-ским, дра-ма-тическая на-пря-жён-ность ко-то-ро-го рез-ко обо-ст-ре-на). В «Сце-не в ке-лье» поя-ви-лись мо-лит-вен-ные хо-ры мо-на-хов за сце-ной, от-те-няю-щие ве-ли-ча-вую фи-гу-ру Пи-ме-на и смя-те-ние Гри-го-рия. Уве-ли-че-ние мас-шта-бов вы-ну-ди-ло ав-то-ра со-кра-тить часть преж-не-го тек-ста: вы-па-ла кар-ти-на «У Ва-си-лия Бла-жен-но-го» (пес-ня Юро-ди-во-го пе-ре-не-се-на в фи-нал «Сце-ны под Кро-ма-ми»), изъ-я-ты по-ве-ст-во-ва-ние Пи-ме-на об уг-лич-ском убий-ст-ве, чте-ние цар-ско-го ука-за Щел-ка-ло-вым («Гра-но-ви-тая па-ла-та»); пер-вая кар-ти-на Про-ло-га об-ры-ва-ет-ся на хо-ре ка-лик пе-ре-хо-жих. Вто-рая ре-дак-ция бы-ла по-став-ле-на (со зна-чительными со-кра-ще-ния-ми) по на-стоя-нию пе-ви-цы Ю.Ф. Пла-то-но-вой (1874, Ма-ри-ин-ский те-атр). «Бо-рис Го-ду-нов» вы-звал ожес-то-чён-ные спо-ры, при-чём мне-ния раз-де-ли-лись не толь-ко ме-ж-ду де-мо-кра-тич. и кон-сер-ва-тив-но-ох-ра-ни-тель-ны-ми кру-га-ми (пер-вые го-ря-чо при-вет-ст-во-ва-ли опе-ру, вто-рые встре-ти-ли её вра-ж-деб-но), но и в близ-кой ком-по-зи-то-ру груп-пе му-зы-кан-тов. Осо-бен-но ра-ни-ла Мусоргского пол-ная ме-лоч-ных при-ди-рок ре-цен-зия Ц.А. Кюи.

«Бо-рис Го-ду-нов» - но-вый тип ис-то-рической опе-ры. Ком-по-зи-тор про-из-вёл ре-фор-му, по ра-ди-каль-но-сти не ус-ту-паю-щую ваг-не-ров-ской, при этом син-те-зи-ро-вал ис-кон-но русские музыкальные тра-ди-ции. Впер-вые опе-ра «сде-ла-лась» пси-хо-ло-гической дра-мой. Пси-хо-ло-гическая и эпи-ко-тра-ге-дий-ная ли-нии не-раз-дель-ны, пе-ре-пле-та-ют-ся с ли-ни-ей бы-то-пи-са-тель-ной, ко-ме-дий-ны-ми эле-мен-та-ми. Кон-тра-сты, кон-тра-пунк-ты и пе-ре-клю-че-ния соз-да-ют осо-бую дра-ма-тур-гическую мно-го-пла-но-вость. Со-кра-тив (в срав-не-нии с дра-мой А. С. Пуш-ки-на) по-каз бо-яр-ских ин-триг, Мусоргский мно-гое до-ба-вил от се-бя, в т. ч. сце-ну гал-лю-ци-на-ций и да-же це-лый 5-й акт. Ха-рак-тер-ные для русской опе-ры ци-та-ты народных пе-сен встре-ча-ют-ся в «Бо-ри-се Го-ду-но-ве», хо-тя Мусоргский, как пра-ви-ло, пред-по-чи-тал брать не ме-ло-дию, а сло-ва. Жан-ро-вая оп-ре-де-лён-ность тек-ста слу-жи-ла «ком-пасом» в про-цес-се со-чи-не-ния собственной му-зы-ки, метр и ритм сти-ха за-да-ва-ли струк-тур-ную кан-ву ме-ло-дии, и за-час-тую му-зы-ка поч-ти не-от-ли-чи-ма от под-лин-ников (пес-ня Шин-кар-ки). Фольк-лор-ны-ми ин-то-на-ция-ми на-сы-ще-ны многие уча-ст-ки ор-ке-ст-ро-вой тка-ни и соль-ные пар-тии (плач Ксе-нии, пес-ня Юро-ди-во-го, в ко-то-рой сплав-ле-ны жан-ры пла-ча-при-чи-та-ния и ко-лы-бель-ной).

Су-ще-ст-вен-ная роль при-над-ле-жит цер-ков-ным и «па-ра-ли-тур-ги-че-ским» пла-стам ин-то-на-ци-он-но-сти. Пе-ние ка-лик пе-ре-хо-жих, на-ве-ян-ное лич-ным слу-хо-вым опы-том (по сви-де-тель-ст-ву И. Е. Ре-пи-на, Мусоргский при-по-ми-нал и пел «мно-го хо-ров ни-щих»), - не-об-хо-ди-мая со-став-ная часть мно-го-ли-кой, тон-ко диф-фе-рен-ци-ров. ха-рак-те-ри-сти-ки народной мас-сы. С об-ра-зом Ди-мит-рия свя-зан един-ст-вен-ный час-то по-вто-ряе-мый лейт-мо-тив в «Бо-ри-се Го-ду-но-ве» - дра-ма-тур-ги-че-ски мно-го-знач-ный, сим-во-ли-зи-рую-щий и не-сбыв-шие-ся народной на-де-ж-ды на «доб-ро-го» пра-ви-те-ля, и на-гло-го аван-тю-ри-ста От-репь-е-ва; его про-тя-жён-ность и вы-ра-зительная ок-ра-ска ме-ня-ют-ся в за-ви-си-мо-сти от си-туа-ции (идёт ли речь об уби-ен-ном ца-ре-ви-че или о Са-мо-зван-це).

Пси-хо-ло-гическая на-пря-жён-ность пар-тии Бо-ри-са обу-сло-ви-ла её стро-е-ние в ви-де це-пи ари-оз-но-дек-ла-ма-ци-он-ных мо-но-ло-гов, имею-щих собственный фонд сквоз-ных, раз-ви-ваю-щих-ся лейт-тем. Прин-цип ха-рак-те-ри-стич-но-сти гар-мо-ний и ин-тер-ва-лов, на-ме-чен-ный ещё в «Же-нить-бе», дос-тиг вы-со-кой сте-пе-ни обоб-щён-но-сти. За-вер-ше-ние опе-ры «Сце-ной под Кро-ма-ми» (под-ска-за-но В. В. Ни-коль-ским) - шаг ог-ром-ной важ-но-сти. Сти-хий-ный бунт, пе-ре-рас-таю-щий в сму-ту, по-кор-ность но-во-яв-лен-но-му го-су-да-рю - всё это ды-ша-ло ост-ро ак-ту-аль-ной прав-дой ис-то-рии.

Дос-тиг-нув в «Бо-ри-се Го-ду-но-ве» творческой зре-ло-сти, Мусоргский в 1870-х годах об-ра-тил-ся к но-вым зна-чительным за-мыс-лам. Круп-ней-шее его про-из-ве-де-ние это-го пе-рио-да - опе-ра «Хо-ван-щи-на» (на сю-жет из ис-то-рии стре-лец-ких вос-ста-ний в Мо-ск-ве конца XVII века, пред-ло-жен-ный В. В. Ста-со-вым, либретто Мусоргского, 1872-1880 годы, не ин-ст-ру-мен-то-ва-на). Уже в 1870 году Мусоргский на-чал шту-ди-ро-вать ис-то-рические ма-те-риа-лы, де-лал мно-го-численные вы-пис-ки из «Ис-то-рии Рос-сии» С. М. Со-ловь-ё-ва, пуб-ли-ка-ций ис-точ-ни-ков (И. А. Же-ля-буж-ско-го, Д. Мат-вее-ва, со-б-ра-ния Н. С. Ти-хо-нра-во-ва) и специальных тру-дов по рас-ко-лу (И. Е. Тро-иц-ко-го, А. П. Ща-по-ва и др.). Об-ду-мы-вая план «Хо-ван-щи-ны», сфор-му-ли-ро-вал де-виз «Про-шед-шее в на-стоя-щем - вот моя за-да-ча» (из пись-ма Ста-со-ву 1872). В реа-ли-за-ции труд-ней-шей це-ли - са-мо-стоя-тель-но скон-ст-руи-ро-вать сю-жет, дра-ма-тур-ги-че-ски оп-рав-дать взаи-мо-от-но-ше-ния дей-ст-вую-щих лиц - ему по-мо-гал Ста-сов; це-ня его энер-гию и уча-стие, Мусоргский при-ни-мал да-ле-ко не все ста-сов-ские со-ве-ты.

Фа-бу-ла ро-ж-да-лась вме-сте с во-пло-щаю-щи-ми её музыкальными идея-ми до окон-ча-тель-ной кри-стал-ли-за-ции либ-рет-то (его чис-то-вик был за-пи-сан Мусоргским на од-ной из позд-них ста-дий ра-бо-ты); отдельные эпи-зо-ды, поч-ти законченные, вы-бра-сы-ва-лись, например кар-ти-на в Не-мец-кой сло-бо-де. Ряд стра-ниц опе-ры сло-жил-ся до августа 1873 года: «лю-бов-ное от-пе-ва-ние» Мар-фы, уни-сон-ный хор рас-коль-ни-ков, зна-ме-ни-тое ор-ке-ст-ро-вое всту-п-ле-ние «Рас-свет на Мо-ск-ве-ре-ке». Пе-ре-утом-ле-ние, пе-ре-жи-ва-ния из-за ос-кор-бительных ре-цен-зий на «Бо-ри-са Го-ду-но-ва», смерть дру-зей - В. А. Гарт-ма-на (1873), Н. П. Опо-чи-ни-ной (1874), О. А. Пет-ро-ва (1878) - час-то и на-дол-го от-вле-ка-ли ком-по-зи-то-ра от «Хо-ван-щи-ны». Свя-зан-ное с по-сте-пен-ным раз-ва-лом «Мо-гу-чей куч-ки» бо-лез-нен-ное чув-ст-во не-при-знан-но-сти и «не-по-нят-о-сти» («Не мо-жет быть, что-бы я был кру-гом не прав в мо-их стрем-ле-ни-ях, не мо-жет быть. Но до-сад-но, что с му-зы-ку-са-ми раз-ва-лив-шей-ся "куч-ки" при-хо-дит-ся тол-ко-вать че-рез "шлаг-ба-ум", за ко-то-рым они ос-та-лись», - пи-сал М. А. А. Го-ле-ни-ще-ву-Ку-ту-зо-ву, 1877) наш-ло вы-ра-же-ние в уси-лив-шей-ся во второй половине 1870-х годов «нерв-ной ли-хо-рад-ке» и как след-ст-вие - в при-стра-стии к ал-ко-го-лю.

«Хо-ван-щи-на» - свое-го ро-да ис-то-рио-соф-ская дра-ма, в ко-то-рой, в от-сут-ст-вие яр-ко вы-ра-жен-но-го центрального пер-со-на-жа, рас-кры-ва-ют-ся це-лые пла-сты народной жиз-ни и под-ни-ма-ет-ся те-ма ду-хов-ной тра-ге-дии все-го на-ро-да при сло-ме его тра-диционного ук-ла-да. По срав-не-нию с «Бо-ри-сом Го-ду-но-вым» дей-ст-вие «на-род-ной му-зы-каль-ной дра-мы» (как оп-ре-де-лил жанр сво-ей но-вой опе-ры сам Мусоргский) но-сит бо-лее раз-ветв-лён-ный ха-рак-тер: боль-шое ко-ли-че-ст-во отдельных са-мо-сто-ятельных ни-тей спле-та-ет-ся в один узел. В опе-ре мно-же-ст-во дей-ствую-щих лиц, ин-те-ре-сы и стрем-ле-ния ко-то-рых стал-ки-ва-ют-ся ме-ж-ду со-бой. Раз-ные со-ци-аль-ные груп-пы (стрель-цы, «при-шлые лю-ди мо-с-ков-ские», рас-коль-ни-ки, кре-по-ст-ные де-вуш-ки кня-зя Хо-ван-ско-го) по-лу-ча-ют ин-ди-ви-ду-аль-ную ха-рак-те-ри-сти-ку.

Осо-бое ме-сто за-ни-ма-ет ли-рическая дра-ма Мар-фы, свя-зан-ная лишь кос-вен-но с по-ли-тической борь-бой. Всё это оп-ре-де-ли-ло осо-бен-но-сти дра-матур-гического строе-ния «Хо-ван-щи-ны», из-вест-ную её «рас-сре-до-то-чен-ность», боль-шую роль от-но-си-тель-но са-мо-стоя-тель-ных, за-круг-лён-ных во-каль-ных эпи-зо-дов пе-сен-но-го и ари-оз-но-го ти-па. Воз-рас-таю-щая роль пе-сен-но-ме-ло-дического на-ча-ла ха-рак-тер-на и для ли-ри-ко-ко-ме-дий-ной опе-ры «Со-ро-чин-ская яр-мар-ка» (по по-вес-ти Н. В. Го-го-ля), над ко-то-рой Мусоргский ра-бо-тал с 1874 года (не окон-че-на; за-вер-ше-на Ц. А. Кюи в 1916, поставлена 1917, Те-атр музыкальной дра-мы, Пет-ро-град; в даль-ней-шем ста-ви-лась в редакции П. А. Лам-ма и В. Я. Ше-ба-ли-на). Здесь про-яви-лось при-су-щее Мусоргскому мас-тер-ст-во ко-ме-дий-ных ха-рак-те-ри-стик, ос-но-ван-ных на пре-тво-ре-нии ре-че-вых ин-то-на-ций, ино-гда па-ро-дий-но ок-ра-шен-ных (пар-тия По-по-ви-ча).

Вер-ши-ну ка-мер-но-го во-каль-но-го твор-че-ст-ва Мусоргского со-став-ля-ют «Дет-ская» на собственные сло-ва (1868-1872) и 2 позд-них цик-ла на сло-ва А. А. Го-ле-ни-ще-ва-Ку-ту-зо-ва: «Без солн-ца» (1874) и «Пес-ни и пля-ски смер-ти» (1875-1877). По по-во-ду «Дет-ской» К. Де-бюс-си за-ме-тил, что «ни-кто не об-ра-щал-ся к луч-ше-му, что в нас есть, с боль-шей неж-но-стью и глу-би-ной». В му-зы-ке это-го цик-ла ост-рая ха-рак-те-ри-стич-ность со-че-та-ет-ся с не-обы-чай-но тон-кой ин-то-на-ци-он-но-вы-ра-зительной ню-ан-си-ров-кой. Та-кое же бо-гат-ст-во от-тен-ков, чут-кость к ма-лей-шим из-ме-не-ни-ям эмо-цио-наль-ной ок-ра-ски слов при-су-щи во-каль-ной дек-ла-ма-ции в цик-ле «Без солн-ца». Раз-ви-вая не-ко-то-рые сто-ро-ны ли-ри-ки А. С. Дар-го-мыж-ско-го, Мусоргский соз-да-ёт глу-бо-ко прав-ди-вый об-раз со-ци-аль-но обез-до-лен-но-го, оди-но-ко-го и об-ма-ну-то-го в сво-их на-де-ж-дах че-ло-ве-ка, род-ст-вен-ный ми-ру «уни-жен-ных и ос-корб-лён-ных» в русской литературе XIX века. Ес-ли «Без солн-ца» - свое-об-раз-ная ли-рическая ис-по-ведь ком-по-зи-то-ра, то в «Пес-нях и пля-сках смер-ти» те-ма че-ло-ве-че-ско-го стра-да-ния дос-ти-га-ет тра-ге-дий-ной си-лы. Об-ра-зы цик-ла от-ли-ча-ют-ся жиз-нен-ной реа-ли-стич. кон-крет-но-стью и оп-ре-де-лён-но-стью со-ци-аль-ной ха-рак-те-ри-сти-ки, че-му спо-соб-ст-ву-ет ис-поль-зо-ва-ние бы-тую-щих муз. форм и ин-то-на-ций («Ко-лы-бель-ная», «Се-ре-на-да», «Тре-пак», марш в «Пол-ко-вод-це»).

Ин-ст-ру-мен-таль-ное твор-че-ст-во Мусоргского срав-ни-тель-но не-ве-ли-ко по объ-ё-му. Од-ной из вер-шин русского про-грамм-но-го сим-фо-низ-ма яв-ля-ет-ся сим-фо-ническая кар-ти-на «Ива-но-ва ночь на Лы-сой го-ре» (1867), сю-же-том ко-то-рой по-слу-жи-ли ста-рин-ные народные по-ве-рья. «Фор-ма и ха-рак-тер мое-го со-чи-не-ния рос-сий-ски и са-мо-быт-ны», - пи-сал ком-по-зи-тор, ука-зы-вая, в ча-ст-но-сти, на ис-поль-зуе-мый им ти-пич-но русский при-ём сво-бод-ных «раз-бро-сан-ных ва-риа-ций». Та-кой же са-мо-быт-но-стью от-ли-ча-ет-ся фортепианная сюи-та «Кар-тин-ки с вы-став-ки» (соз-да-на в 1874 году под не-по-средственным впе-чат-ле-ни-ем от по-смерт-ной вы-став-ки ра-бот В. А. Гарт-ма-на), в ко-то-рой да-на га-ле-рея раз-но-ха-рак-тер-ных об-ра-зов жан-ро-во-го, ска-зоч-но-фан-та-стического и эпического пла-нов, объ-е-ди-нён-ных в од-но мно-го-кра-соч-ное зву-ко-вое по-лот-но. Тем-бро-вое бо-гат-ст-во, «ор-ке-ст-раль-ность» фортепианного зву-ча-ния под-ска-за-ли ря-ду му-зы-кан-тов мысль об ор-ке-ст-ро-вой об-ра-бот-ке это-го со-чи-не-ния (наи-боль-шую по-пу-ляр-ность за-вое-ва-ла ин-ст-ру-мен-тов-ка М. Ра-ве-ля, 1922).

Но-ва-тор-ское зна-че-ние твор-че-ст-ва Мусоргского лишь не-мно-ги-ми бы-ло оце-не-но при его жиз-ни. В. В. Ста-сов пер-вым зая-вил, что Мусоргский «при-над-ле-жит к чис-лу лю-дей, ко-торым по-том-ст-во ста-вит мо-ну-мен-ты». Опе-ры Мусоргского проч-но ут-вер-ди-лись на сце-не толь-ко на ру-бе-же XIX-XX веков. «Бо-рис Го-ду-нов» по-сле дли-тель-но-го пе-ре-ры-ва был ис-пол-нен в ре-дак-ции Н. А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва в 1896 году (на сце-не Боль-шо-го за-ла Санкт-Пе-тербургской кон-сер-ва-то-рии), ми-ро-вое при-зна-ние по-лу-чил по-сле то-го, как в за-глав-ной пар-тии вы-сту-пил Ф. И. Ша-ля-пин (1898). Под-лин-ная ав-тор-ская ре-дак-ция опе-ры бы-ла вос-ста-нов-ле-на в 1928 году (Ле-нинградский те-атр опе-ры и ба-ле-та). «Хо-ван-щи-на», ин-ст-ру-мен-то-ван-ная Рим-ским-Кор-са-ко-вым и ис-пол-нен-ная в 1886 году в Санкт-Пе-тер-бур-ге си-ла-ми лю-би-те-лей, за-тем бы-ла по-став-ле-на московской Ча-ст-ной рус-ской опе-рой С. И. Ма-мон-то-ва (1897), а на императорской сце-не - толь-ко в 1911 году по ини-циа-ти-ве Ша-ля-пи-на. Творческие на-ход-ки Мусоргского в об-лас-ти музыкальной дек-ла-ма-ции и гар-мо-нического ко-ло-ри-та вы-зы-ва-ли ин-те-рес К. Де-бюс-си, М. Ра-ве-ля, Л. Яна-че-ка и других ком-по-зи-то-ров. Боль-шая за-слу-га в де-ле вос-ста-нов-ле-ния под-лин-ных ав-тор-ских ре-дак-ций про-из-ве-де-ний Мусоргского при-над-ле-жит Б. В. Асафь-е-ву и П. А. Лам-му. Тра-ди-ции Мусоргского по-лу-чи-ли са-мо-сто-ятельное, об-нов-лён-ное раз-ви-тие в твор-че-ст-ве Д. Д. Шос-та-ко-ви-ча (ему при-над-ле-жит ор-кест-ров-ка ря-да со-чи-не-ний М.), Г. В. Сви-ридо-ва и других отечественных ком-по-зи-то-ров. В 1970 году в селе Нау-мо-во основан Дом-му-зей Му-сорг-ско-го.

Мусоргский краткая биография и интересные факты из жизни русского композитора и пианиста изложены в этой статье.

Модест Мусоргский краткая биография

Мусоргский Модест Петрович появился на свет 21 марта 1839 года в деревне Карево в семье смоленских дворян.

Еще в юном возрасте он учился игре клавишных инструментах. Переехав в Санкт-Петербург, Модест занимается с великим пианистом Герке. Учитель поощрил своего ученика к написанию музыки. Первая музыкальная работа Мусоргского – полька Porte-enseigne Polka, написанная в 1852 году.

По стопам семьи он в 1852 году поступает в Школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков в Петербурге. В 1856 – 1858 годы служит в чине офицера лейб-гвардии в Преображенском полку.

На службе он встречается с композитором Александром Бородиным, Цезарем Кюи, Александром Даргомыжским, Владимиром Стасовым и Милием Балакиревым. Модест присоединился к «Новой русской музыкальной школе», которую те создали. Ее более широкое название – «Могучая кучка». Под влиянием Балакирева Мусоргский все свое время уделил композиции, уйдя в 1858 году со службы.

В период 1850-х-1860-х годов он создал много фортепианных и оркестровых сочинений, романсов и песен. Но некие обстоятельства заставили его вновь в 1863 году пойти на службу. По 1868 год Модест работает чиновником в Инженерном управлении. С 1868 года по 1879 год переходит на новое место службы – Лесной департамент, а еще спустя год – в Государственный контроль.

В 1879 году он как аккомпаниатор совершил концертное путешествие с певицей Леоновой по России. В период 1880-1881 годы работает аккомпаниатором в ее открытых Музыкальных классах.

Здоровье Мусоргского резко пошатнулось в феврале 1881 года. Его поместили в Николаевский военный госпиталь. Однажды к нему пришел посетитель Илья Репин и нарисовал его известный портрет. Умер композитор 28 марта 1881 года в этом же госпитале.

Произведения Мусоргского – «Саламбо», «Борис Годунов», «Женитьба», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Семинарист», «Козел», «Пирушка», «Спи-усни, крестьянский сын», «Гопак», «Светик Савишна», «Блоха», «Калистрат», «По грибы», «Колыбельная Еремушки», «Озорник», «Ночь на Лысой горе», «Интермеццо».

Модест Мусоргский интересные факты

С 6 лет занимался музыкой, под руководством матери.

Он имел прекрасную музыкальную память и мог сходу запомнить сложные оперы .

За свою недолгую жизнь (42 года), Мусоргский создал 5 опер (4 из которых не окончены), ряд симфонических сочинений, циклы вокальной и фортепианной музыки, множество романсов и хоров.

Композитор с 1863 года стал дописывать в своей фамилии букву «Г». До этого года все документы подписывались как Мусорский.

Илья Репин создал единственный портрет, написанный при жизни Модеста.

На месте захоронения великого композитора сейчас находится автобусная остановка.

В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, из-за непризнания его творчества, одиночество, бытовые и материальные трудности.

Мусоргский страдал запойным пьянством. После очередной попойки у него началась белая горячка. Попав в больницу, ему строго – настрого запретили употреблять алкоголь. Но Модест подкупил работника и тот купил ему бутылку вина. А на следующий день композитора не стало.

| | | | | | | | | | | | | | | |

Мусоргский - гениальный композитор, творчество которого было поначалу недооценено. Новатор, искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. Даже его близкий друг Римский-Корсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять только исправив гармонию, форму и оркестровку и после безвременной кончины Мусоргского осуществил эту огромную работу. Именно в версиях Римского-Корсакова долгое время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов » и «Хованщина ». Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». Его музыка оказала сильнейшее влияние на композиторов XX века, в частности, французских, не говоря уже о русских, среди которых крупнейшие - Прокофьев и Шостакович. «Создать живого человека в живой музыке», «Создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников», - так сам композитор определял свою цель. Характер его творчества определил преимущественное обращение Мусоргского к вокальным и сценическим жанрам. Его высочайшие достижения - оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти ».

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей - потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на русь из варягов. С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался французским и немецким языками, а также музыкой, проявив большие успехи, особенно в импровизации. В 9 лет он уже играл концерт Дж. Фильда, но, разумеется, о профессиональных занятиях музыкой речи не было. В 1849 году его отправили в Петербург, где после трехгодичной подготовки он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Для музыки эти три года не пропали - мальчик брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы А. Герке, ученика знаменитого Фильда. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Во время одного из дежурств в военно-сухопутном госпитале он познакомился с Бородиным - тогда врачом того же госпиталя. Но это знакомство еще не привело к дружбе: слишком разными были и возраст, и интересы, и окружающая каждого из них среда.

Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты - романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки, начинаются его занятия композицией. В течение первого же года появляются несколько романсов, сонаты для фортепиано. Творчество настолько захватывает юношу, что в 1858 году он подает в отставку и самозабвенно занимается самообразованием - психологией, философией, литературой, - пробует себя в разных музыкальных жанрах. И хотя он пока сочиняет в малых формах, его больше всего влечет к опере, в частности, на сюжет «Эдипа». По совету Балакирева в 1861-1862 годах он пишет симфонию, однако оставляет ее незавершенной. Зато в следующем году его захватывает сюжет «Саламбо» по роману Флобера, только что вышедшему в русском переводе. Он работает над оперой «Саламбо » около трех лет и создает много интересных фрагментов, но постепенно осознает, что не Восток, а Русь влечет его. И «Саламбо» также остается незаконченной.

В середине 60-х годов появляются произведения Мусоргского, ясно показывающие, по какому пути он решил идти. Это песни «Калистрат » на стихи Некрасова о тяжелой крестьянской доле (композитор назвал «Калистрата» этюдом в народном стиле), «Спи, усни, крестьянский сын» в духе народных песен на текст из драмы А. Островского «Воевода», бытовая картинка «Светик Саввишна » на собственные слова. Прослушав последнюю, известный композитор и авторитетный музыкальный критик А. Серов сказал: «Ужасная сцена. Это Шекспир в музыке». Несколько позднее появляется «Семинарист », также на собственный текст. В 1863 году возникает необходимость зарабатывать на жизнь - родовое имение полностью расстроено и никаких доходов больше не приносит. Мусоргский поступает на службу: с декабря он становится чиновником Инженерного управления.

В 1867 году создается, наконец, первое крупное оркестровое сочинение - «Иванова ночь на Лысой горе ». Тогда же под влиянием «Каменного гостя» Даргомыжского Мусоргский начинает работу над оперой «Женитьба » на прозаический текст комедии Гоголя. Эта смелая идея очень увлекает его, но через некоторое время становится ясно, что это - только эксперимент: создать оперу на одном речитативе, без арий, хоров, ансамблей, он не считает возможным.

60-е годы - время ожесточенной борьбы между балакиревским кружком и так называемой консервативной партией, к которой принадлежат профессора недавно открывшейся первой русской консерватории, поддерживаемые великой княгиней Еленой Павловной. Балакирев, бывший некоторое время директором Русского музыкального общества (РМО), в 1869 году от своей должности отставлен. В противовес этому учреждению он организует цикл концертов Бесплатной музыкальной школы, но борьба заведомо проиграна, так как, в отличие от РМО, БМШ никем не субсидируется. Мусоргский загорается идеей воплотить в музыке противников Могучей кучки. Так возникает «Раёк » - уникальное сатирическое вокальное сочинение, по словам Стасова, шедевр «талантливости, едкости, комизма, насмешки, блеска, пластичности... Хохотали до слез даже сами осмеянные, так была талантлива и заразительно весела, забавна эта оригинальная новинка».

1868-1869 годы отданы композитором работе над «Борисом Годуновым », и в 1870 году он представляет партитуру в Мариинский театр. Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна. Одна из причин отказа - отсутствие крупной женской роли. Следующие, 1871-й и 1872 годы, композитор перерабатывает «Бориса»: появляются польские сцены и роль Марины Мнишек, сцена под Кромами. Но и этот вариант не удовлетворяет комитет, ведающий приемом опер к постановке. Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой, избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы. Во время работы над второй редакцией оперы Мусоргский снимает квартиру вместе с Римским-Корсаковым. Они по-дружески делят время за роялем, оба пишут оперы на сюжет из русской истории (Римский-Корсаков создает «Псковитянку») и, очень разные по характерам и творческим принципам, прекрасно дополняют один другого.

В 1873 году выходит из печати «Детская» в оформлении Репина и получает широкое признание как публики, так и музыкантов, в том числе Листа, высоко оценившего новизну и необычность этого сочинения. Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой. Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью. Стасов надолго едет за границу. Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман.

Следующий год приносит как большую творческую удачу - фортепианный цикл «Картинки с выставки », созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана, так и новое большое горе. Умирает давний друг композитора Надежда Петровна Опочинина, в которую он, по-видимому, был сильно, но тайно влюблен. В это время создается мрачный, исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над новой оперой - «Хованщиной » - снова на сюжет из русской истории. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради «Сорочинской ярмарки » по Гоголю. Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада «Забытый » по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 году.

Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки, о чем он неоднократно сетует в письмах к Стасову. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества, так, к сожалению, и потому, что под влиянием грустных обстоятельств жизни он все чаще прибегает к общепринятому русскому утешению - бутылке. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру. В 1875 году его выселяют за неуплату. На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова, потом у старого приятеля, Наумова, бывшего морского офицера, большого поклонника его творчества. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл «Песни и пляски смерти ».

В 1878 году друзья помогают Мусоргскому найти другую должность - младшего ревизора Государственного контроля. Она хороша тем, что непосредственный начальник композитора Т. Филиппов, большой любитель музыки и собиратель народных песен, смотрит на прогулы Мусоргского сквозь пальцы. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Д. Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России. В программе выступлений - арии из опер русских композиторов, романсы как русских композиторов, так и Шуберта, Шумана, Листа. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами - транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста. Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной».

В январе следующего года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Друзья - В. Жемчужников, Т. Филиппов, В. Стасов и М. Островский (брат драматурга) - складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить «Хованщину». Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить «Сорочинскую ярмарку». Благодаря этой помощи летом 1880 года «Хованщина» почти дописана в клавире. С осени Мусоргский по предложению Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и кроме аккомпанемента сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его окончательно подорвано, и на одном из домашних ученических концертов он теряет сознание. Приехавшие Стасов, Римский-Корсаков и Бородин застают его в бреду. Необходима срочная госпитализация. Через знакомого врача Л. Бертенсона, работавшего в Николаевском военном госпитале, Мусоргского удается устроить туда, записав «вольнонаемным денщиком ординатора Бертенсона». 14 февраля 1881 года композитора без сознания доставляют в госпиталь. На какое-то время ему становится лучше, он может даже принимать посетителей, среди которых Репин, написавший знаменитый портрет Мусоргского . Но вскоре наступает резкое ухудшение состояния.

Мусоргский скончался 16 марта, всего 42-х лет от роду. Похороны состоялись 18 марта на кладбище Александро-Невской лавры. В 1885 году усилиями верных друзей на могиле был установлен памятник.

Л. Михеева

Основные даты жизни и творчества:

1839. - 9 III. В селе Карево в семье Мусоргских - помещика Петра Алексеевича и его жены Юлии Ивановны (урожденной Чириковой) родился сын Модест.

1846. - Первые успехи в обучении игре на фортепиано под руководством матери.

1848. - Исполнение Мусоргским концерта Дж. Филда (в доме родителей для гостей).

1849. - VIII. Поступление в Петропавловскую школу в Петербурге. - Начало занятий по фортепиано, у Ант. А. Герке.

1851. - Исполнение Мусоргским "Рондо" А. Герца на домашнем благотворительном концерте.

1852. - VIII. Поступление в школу гвардейских подпрапорщиков. - Издание фортепианнной пьесы - польки "Подпрапорщик" ("Porte-enseigne Polka").

1856. - 17 VI. Окончание школы гвардейских подпрапорщиков. - 8 X. Зачисление в гвардейский Преображенский полк. - X. Встреча с А. П. Бородиным на дежурстве во 2-м сухопутном госпитале. - Зима 1856-1857. Знакомство с А. С. Даргомыжским.

1857. - Знакомство с Ц. А. Кюи и М. А. Балакиревым в доме Даргомыжского, с В. В. и Д. В. Стасовыми в доме М. А. Балакирева. - Начало занятий композицией под руководством Балакирева.

1858. - 11 VI. Выход в отставку с военной службы.

1859. - 22 II. Исполнение Мусоргским главной роли в комической опере "Сын мандарина" Кюи в доме автора. - VI. Поездка в Москву, знакомство с её достопримечательностями.

1860. - 11 I. Исполнение скерцо B-dur в концерте РМО под управлением А. Г. Рубинштейна.

1861. - I. Поездка в Москву, новые знакомства в кругах передовой интеллигенции (молодёжи). - 6 IV. Исполнение хора из музыки к трагедии "Царь Эдип" Софокла в концерте под управлением К. Н. Лядова (Мариинский театр).

1863. - VI-VII. Пребывание в Торопце в связи с хлопотами по имению. - XII. Замысел оперы "Саламбо" по роману Г. Флобера. - 15 XII. Поступление на службу (чиновником) в Инженерное управление.

1863-65. - Жизнь в "коммуне" с группой молодых друзей (под влиянием романа "Что делать?" Н. Г. Чернышевского).

1864. - 22 V. Создание песни "Калистрат" на слова Н. А. Некрасова - первой в серии вокальных сцен из народной жизни.

1866. - Начало дружбы с Н. А. Римским-Корсаковым.

1867. - 6 III. Исполнение хора "Поражение Сеннахериба" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. - 26 IV. Уход со службы в Инженерном управлении. - 24 IX. Жалобы на тяжёлое материальное положение в письме к Балакиреву.

1868. - Сближение с семьёй Пургольд, участие в их домашних музыкальных собраниях. - 23 IX. Показ "Женитьбы" в доме Кюи. - Знакомство с историком литературы В. В. Никольским, начало работы над "Борисом Годуновым" по его совету. - 21 XII. Зачисление на службу в Лесной департамент Министерства государственных имуществ.

1870. - 7 V. Показ "Бориса Годунова" в доме художника К. Е. Маковского. - Запрещение цензурой песни "Семинарист".

1871. - 10 II. Оперный комитет Мариинского театра забраковал оперу "Борис Годунов".

1871-72. - Мусоргский живёт на одной квартире с Римским-Корсаковым, работает над 2-й редакцией "Бориса Годунова".

1872. - 8 II. Показ оперы "Борис Годунов" в новой редакции в доме В. Ф. Пургольд. - 5 II. Исполнение финала 1-го д. "Бориса Годунова" в концерте РМО под управлением Э. Ф. Направника. - II-IV. Коллективная работа (совместно с Бородиным, Римским-Корсаковым и Кюи) над оперой-балетом "Млада" по заказу дирекции императорских театров. - 3 IV. Исполнение полонеза из "Бориса Годунова" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. - VI. Начало работы над "Хованщиной".

1873. - 5 II. Исполнение трёх картин из "Бориса Годунова" в Мариинском театре. - V. Исполнение Ф. Листом в Веймаре для группы музыкантов цикла "Детская" М.

1874. - 27 I. Премьера "Бориса Годунова" в Мариинском театре. - 7-19 V. Создание баллады для голоса с фортепиано "Забытый" на слова Голенищева-Кутузова, посвященной В. В. Верещагину. - VII. Зарождение замысла оперы "Сорочинская ярмарка".

1875. - 13 II. Участие Мусоргского как аккомпаниатора в концерте в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии. - 9 III. Участие в музыкально-литературном вечере Петербургского общества для пособия слушателям медицинских и педагогических курсов.

1876. - 11 III. Участие в музыкальном вечере Петербургского собрания художников в пользу нуждающихся студентов Медико-хирургической академии.

1877. - 17 II. Участие в концерте Ю. Ф. Платоновой. - Участие в концерте в пользу Общества дешёвых квартир.

1878. - 2 IV. Выступление с певицей Д. М. Леоновой в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. - 10 XII. Возобновление "Бориса Годунова" (с большими купюрами) в Мариинском театре.

1879. - 16 I. Исполнение сцены в келье из "Бориса Годунова" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова (в постановке Мариинского театра была выпущена). - 3 IV. Участие в концерте Общества пособия слушательницам женских врачебных и педагогических курсов. - VII-X. Концертная поездка с Леоновой (Полтава, Елизаветград, Херсон, Одесса, Севастополь, Ялта, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Воронеж, Тамбов, Тверь). - 27 XI. Исполнение отрывков из "Хованщины" в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова.

1880. - I. Уход со службы. Ухудшение здоровья. - 8 IV. Исполнение отрывков из "Хованщины" и "Песни о блохе" в концерте Леоновой с оркестром под управлением Римского-Корсакова. - 27 и 30 IV. Два концерта Леоновой и Мусоргского в Твери. - 5 VIII. Сообщение в письме к Стасову об окончании "Хованщины" (за исключением небольших отрывков в последнем действии).

1881. - II. Резкое ухудшение здоровья. - 2-5 III. И. Е. Репин пишет портрет Мусоргского - 16 III. Смерть Мусоргского в Николаевском военном госпитале от рожистого воспаления ноги. - 18 III. Похороны Мусоргского на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Выдающийся русский композитор, участник «Могучей кучки».

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в сельце Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в ) в семье отставного коллежского секретаря П. А. Мусоргского, представителя старинного дворянского рода.

Детские годы будущего композитора прошли в родительском имении - сельце . В 1845 году он начал заниматься музыкой под руководством матери.

В 1849-1852 годах М. П. Мусоргский учился в немецкой Петропавловской школе в , в 1852-1856 годах - в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно он брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке. В 1852 году было издано первое произведение композитора - полька для фортепиано «Подпрапорщик».

По окончании учебы в 1856 году М. П. Мусоргский был зачислен на службу в Лейб-гвардии Преображенский полк. В 1856-1857 годах он познакомился с композиторами А. С. Даргомыжским, М. А. Балакиревым и критиком В. В. Стасовым, которые оказали глубокое влияние на его общее и музыкальное развитие. М. П. Мусоргский начал серьезно заниматься композицией под руководством М.А. Балакирева, вошел в кружок «Могучая кучка». Решив посвятить себя музыке, в 1858 году он оставил военную службу.

Разорение семьи, вызванное отменой крепостного права в 1861 году, заставило М. П. Мусоргского поступить на гражданскую службу. В 1863-1867 годах он был чиновником Главного инженерного управления, с 1869 по 1880 годы служил в Лесном департаменте Министерства государственных имуществ и в Государственном контроле.

В конце 1850 - начале 1860-х годов М. П. Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863-1866 годах он работал над оперой «Саламбо» (по Г. Флоберу), оставшейся неоконченной. В середине 1860-х годов композитор обратился к актуальной, социально заостренной тематике: им были созданы песни и романсы на слова , Т. Г. Шевченко, и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Еремушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявилось его умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом явилась неоконченная опера М. П. Мусоргского «Женитьба» (по , 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций живой разговорной речи.

Работы 1850-1860-х годов подготовили М. П. Мусоргского к созданию одного из главных его произведений - оперы «Борис Годунов» (по ). Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки «Борис Годунов» был поставлен в санкт-петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями.

В 1870-х годах М. П. Мусоргский работал над грандиозной по замыслу «народной музыкальной драмой» из эпохи стрелецких бунтов конца XVII века «Хованщина» (либретто М. П. Мусоргского, начата в 1872) и комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по , 1874-1880). Одновременно композитором были созданы вокальные циклы «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875-1877), сюита для фортепиано «Картинки с выставки» (1874).

В последние годы жизни М. П. Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Он умер 16 (28) марта 1881 года в Николаевском солдатском госпитале в и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Неоконченная М. П. Мусоргским опера «Хованщина» была завершена после его смерти , над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и другие. В 1896 году была сделана новая редакция «Бориса Годунова». В 1959 году Д. Д. Шостаковичем были подготовлены новая редакция и оркестровка «Бориса Годунова» и «Хованщины». Самостоятельный вариант завершения «Сорочинской ярмарки» принадлежит советскому композитору В. Я. Шебалину (1930).

М. П. Мусоргскому удалось создать глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Его творчество оказало большое влияние на многих отечественных и зарубежных композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и других.