Ханна Хёх - женщина, которую забыли. Выставка недели: Ханна Хёх в Whitechapel Gallery


Ханна Хёх (настоящее имя Иоганна Хёх, нем. Hannah Hch; 1889-1978) - немецкая художница - дадаист, мастер коллажа.

Жизнь и творчество

Иоганна Хёх родилась в семье страхового агента, мать её была художником-любителем. Уже в 15-летнем возрасте девушка была вынуждена оставить школу, чтобы заботиться о младших братьях и сёстрах. В 1912 году она поступила в берлинскую Школу прикладного искусства. В 1914 году Хёх посетила в Кёльне большую выставку немецкого современного искусства, затем училась в школе при Музее прикладного искусства в Берлине, в классе у Эмиля Орлика. В это время она познакомилась с Раулем Хаусманом и вступила с ним в близкие отношения. Также с Хаусманом Хёх стала развивать художественное направление фотомонтажа. В 1916-1926 годах художница работала для издательства Ullstein Verlag, преимущественно в его журнальном отделении. Благодаря Хаусману, Х. Хёх в 1917 году познакомилась с дадаистскими художниками Берлина. В 1920 она принимает участие в Первой международной дада-выставке. Начиная с 1920 года Хёх стала постоянной участницей ежегодных выставок художественной группы Ноябрь. В том же 1920 году Хёх и Хаусман поехали в Прагу для установления отношений с чехословацкими дадаистами.

В 1921 году Хёх и Хаусман расстались. В 1924 году она совершила поездку в Париж. На обратной дороге на родину художница посетила Пита Мондриана и членов голландской художественной группы De Stijl. В 1924 же году Хёх участвовала в художественной выставке в СССР, в 1925 - в выставке, организованной Немецким обществом искусств (Deutsche Kunstgemeinschaft) в Берлине. В 1926 году Хёх познакомилась с писательницей Тил Бругман, с которой она в 1929 году жила и работала в Гааге, и затем, до 1936 года, в Берлине. В 1932 году она выставляла свои коллажи в США.

В 1933-1945 году Ханне Хёх было запрещено заниматься художественной деятельностью. Работы её были объявлены относящимися к дегенеративному искусству, их было запрещено выставлять. К 1937 Хёх рассталась с Бругман, в 1938 году она вышла замуж за пианиста Курта Маттиса, с которым жила до 1944 года. В 1965 Х. Хёх приняли в Берлинскую академию художеств.

Художественное наследие Х. Хёх весьма разнообразно и принадлежит также к различным направлениям в искусстве. В 1996 году земля Берлин учредила дотируемую ныне суммой в 15 000 евро Премию Ханны Хёх за выдающиеся достижения в искусстве.

Литература

  • Jula Dech: Hannah Hch. Schnitt mit dem Kchenmesser. Dada durch die letzte Weimarer Bierbauchkulturepoche Deutschlands. Fischer, Frankfurt am Main 1989, ISBN 3-596-23970-2.
  • Ursula Peters, Andrea Legde: Moderne Zeiten. Die Sammlung zum 20. Jahrhundert. (= Kulturgeschichtliche Spaziergnge im Germanischen Nationalmuseum; Bd. 3). Nrnberg 2000, insbesondere S. 112-120 passim
  • Hannah Hch, Gunda Luyken: Album. Hatje Cantz Verlag, Ostfildern 2004, ISBN 3-7757-1427-8. (Hchs Materialsammlung aus den Jahren 1925/26)
  • Jula Dech: Sieben Blicke auf Hannah Hch. Edition Nautilus, Hamburg 2003, ISBN 3-89401-401-6.
  • Wolfgang Maier-Preusker: In: Buch- und Mappenwerke mit Grafik des Deutschen Expressionismus. A.-Kat. fr Hansestadt Wismar. Wien 2006, ISBN 3-900208-37-9.
  • Hanna Hch. Aller Anfang ist DADA! Hrsg. v. d. Berlinischen Galerie. Hatje-Cantz, Ostfildern 2007, ISBN 978-3-7757-1919-3.
  • Hanna Hch: Bilderbuch. mit einem Nachwort von Gunda Luyken. The Green Box, Berlin 2008, ISBN 978-3-908175-35-3.
  • Alma-Elisa Kittner: Visuelle Autobiographien. Sammeln als Selbstentwurf bei Hannah Hch, Sophie Calle und Annette Messager. Transcript, Berlin 2009, ISBN 978-3-89942-872-8.
  • Hanna Hch: Picture Book. with an essay by Gunda Luyken. The Green Box, Berlin 2010, ISBN 978-3-941644-13-7.
  1. 1 2 3 4 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118551833 // Общий нормативный контроль - 2012-2016.
  2. 1 2 data.bnf.fr: open data platform, платформа відкритих даних, платформа открытых данных - 2011.

В 20-ые годы прошлого века, когда искусство перевернули и поставили с ног на голову, когда появились такие течения, как кубизм, футуризм, дадаизм и прочие измы, Ханна Хёх была пионером фотомонтажа. Ханна работала с такими художниками и декораторами, как Джордж Гросс, Джордж Хартфилд, Рауль Хаусманн.
Только вот когда Рихард Хюльзенбек, одна из знаковых фигур дадаизма, писал историю Дада, он даже не упомянул имени Ханны Хёх, "забыл".
Мужчины того времени привыкли все лавры забирать себе. Только сейчас имена женщин, работавших бок о бок с этими мужчинами, начинают, наконец, выходить из тени.
Габриэль Мюнтер, подруга Василия Кандинского, Софи Таубер, жена Жана Арпа, Любовь Попова, соратница Александра Родченко, и конечно же, Фрида Кало, сейчас более известная, чем ее муж Диего Ривера.
Через много лет вышла из тени и Ханна Хёх.


Ханна Хёх (Hannah Höch) родилась в городе Гота (Тюригия, Германия) в 1889 году в семье страхового агента. Мама Ханны была художником-любителем.
В 15 лет Ханне пришлось бросить школу, чтобы ухаживать за братьями и сестрами.
Но в 1912 году Ханна продолжила учиться, Она поступила в берлинскую Школу прикладного искусства.
У Ханны "всегда был экспериментальный склад ума", и она искала новые формы в искусстве.
А еще у Ханны, по ее собственным словам, был "безрассудный характер". Когда она познакомилась с Раулем Хаусманном, то увлеклась им не только, как художником, но и как мужчиной. Хаусманн был женат, но это не помешало ему вступить с молоденькой Ханной в любовную связь.

Хёх и Хаусманн вместе с другими художниками с энтузиазмом восприняли дадаистские принципы.
Хаусманн рассказывал, что к открытию фотомонтажа его привел случай. Однажды они с Ханной увидели странную фотографию, на которой лицо сына хозяина пансионата, в котором они жили, наложилось пять раз на лица других солдат, которые его окружали. Это стало одним из самых известных методов дада.
Но позже, когда исследователи читали письма Ханны и Рауля друг к другу, выяснилось, что Хаусманн в основном пропагандировал этот метод, а большинство работ выполняла Ханна.
Женщина занималась рутинной работой, а мужчина продвигал. Но нет никакого сомнения, что эта пара разработала фотомонтаж в тандеме.
Как таковой фотомонтаж был известен еще с середины 19 века, но фотохудожники того времени старались свои манипуляции замаскировать, а Рауль и Ханна превратили фотомонтаж в концептуальное искусство, главной целью которого было оглушить, шокировать, вызвать эмоции.

Ханна Хёх и Рауль Хаусманн

Работы самой Ханны Хёх гораздо оригинальнее и интереснее, чем работы Хаусманна, но ей пришлось довольствоваться вторыми ролями, чтобы не травмировать хрупкое эго любимого человека, в то время как тот, получал львиную долю славы.
Но в конце концов после двух абортов Ханна предложила расстаться. В 1922 году Хёх и Хаусман расстаются.
В 1924 году Ханна приезжает в Париж и продолжает развиваться как художник.
В 1926 году Ханна знакомится с писательницей Тил Бругман, с которой живет и работает в течение 10 лет.

Хёх и Бругман

Зарабатывала деньги Ханна в основном работая для издательского концерна Ullstein. В том числе она разрабатывала узоры для вязания и вышивок в дамских журналах.
Благодаря работе в издательстве, у Ханны был доступ к разным журналам, из которых она делала вырезки для своих коллажей и группировала их по темам.
В творчестве Ханны Хёх преобладали две темы, которые сливались в один сюжет: женщина и медиа. Еще одной большой темой творчества Ханны был вопрос веры.
Художница пародировала власть, которую с помощью изображений имели печатные издания (с помощью иллюстраций газеты и журналы усиливают влияние печатного слова на мозг читателя).
В 20-ые годы рождалась новая массовая культура, ориентированная на зрелище - фотографию. Медиа присваивали контроль над изображением реальности, а значит и над самой реальностью.
Ханна выбирала известные, узнаваемые всеми картинки, соединяла их, создавала новый смысл. Ассоциации ее картин были понятны современникам, но не всегда понятны нам, нынешним.
Так, одной из тем модных журналов была Новая женщина, эмансипированная, раскрепощенная, имеющая право голоса, главный потребитель товаров и услуг. Но Ханна в своих картинах показывала, что на женщине попрежнему лежит вся домашняя работа, трудоустроиться ей сложно так же, как и раньше, мужчины не считают ее ровней себе, а общественность порицает за свободный нрав.
Фотоколлажи Хёх нарочито небрежные и грубоватые. Ханна сознательно выбрала такую манеру, не желая сглаживать острые углы.
Медийный образ красоты, женщина и общество, поиски собственной индивидуальности, брак, сексуальность, отношения полов, возможность контролировать свою жизнь - большинство картин Ханны посвящены этим темам.

В 30-40-х годах Ханне было запрещено заниматься художественной деятельностью. Работы её были объявлены относящимися к дегенеративному искусству, их было запрещено выставлять.
ханна жила в это время в пригороде Берлина и прятала свои работы на дне высохшего колодца.
в 1938 году она выходит замуж за пианиста Курта Маттиса, с которым живёт до 1944 года. В 1965 Ханну Хёх принимают в Берлинскую академию художеств.
Ханна все-таки дожила до признания ее вклада в искусство 20 века. В 1976 году прошли две крупные выставки ее работ в Париже и Берлине.

Ханна Хёх в своей студии в 1976 году

Свое признание Ханна встретила так же невозмутимо, как когда-то ранее пренебрежение и покровительственные и даже враждебные отношения к себе коллег-мужчин.
- Женщины-художницы были для них лишь очаровательные и талантливые любительницы, которым они отказывали в реальном профессиональном статусе. Трудно было быть художницей в Германии 30 лет назад, - сказала Ханна.
Умерла Ханна Хёх в 1978 году.

«Женщины-художницы были для них лишь очаровательные и талантливые любительницы, которым они отказывали в реальном профессиональном статусе. Трудно было быть художницей в Германии 30 лет назад », - Ханна Хёх.

Миру, чтобы соответствовать жизни определённой эпохи, необходимы фундаментальные и революционные изменения, и искусство не исключение. В 20-е годы прошлого века оно шагнуло далеко вперед и подарило человечеству кубизм, футуризм, дадаизм. Но искусство пролило свет не только на новые течения, оно позволило выйти из тени женщинам, которые долгое время оставались тенью великих мастеров. Ханна Хёх (Hannah Höch) - женщина, которая не смогла остаться в тени, немецкая художница, мастер коллажа и первая, кто стал применять фотомонтаж в творческой практике.

Ханна Хёх родилась в 1889 году в городе Гота (Тюригия, Германия). Отец Ханны был страховым агентом, мать - художником-любителем. Судьба художницы не была легкой. В 15 лет она была вынуждена бросить школу, чтобы ухаживать за братьями и сестрами. Но через пару лет девочка поступит в берлинскую школу прикладного искусства, затем в школу при Музее прикладного искусства в Берлине, и именно там Ханна познакомится с австралийским художником и писателем Раулем Хаусмановым (Raoul Hausmann), который откроет для нее совершенно новое направление в искусстве.

У Хёх всегда был экспериментальный склад ума, поэтому умение находить новые формы и сочетать их в искусстве, было у нее в крови. Ханну и Рауля связывали не только увлечение дадаизмом, но и любовные отношения. Проводя много времени вместе, однажды пара увидела странную фотографию: лицо сына пансионата, в котором они жили, наложилось пять раз на лица других солдат, которые его окружали. Это был один из неудачных кадров фотохудожника. А Хёх и Хаусманов превратили фотомонтаж в концептуальное искусство, целью которого было «манипулировать самыми острыми контрастами и достигать равновесия».

Начиная с 1916 года, художница работала для издательского концерна Ullstein Verlag и, благодаря работе в издательстве, имела доступ к журналам и газетам, из которых брала материалы для своих коллажей.

Первая работа художницы «Cut with the Kitchen Knife through the Beer-Belly of the Weimar Republic» (1919 год) - это парадоксальная форма, но гармоничные конструкции. Это новые формы искусства, касающиеся глубоко личных вопросов на фоне политических и общественных событий. Фотоколлажи Хёх - способ передачи разнообразного абсурда и гротескного мира. Рассматривая работу художницы, видишь в прямом смысле острые углы - небрежные, необработанные. Кусочки иллюстраций соединены неровно, нет ощущения пазла. Из-за такой брутальной манеры изображения, описание изображения зрителями сводится к одному определению - «жестко».

В 1920 году Хёх принимает участие в Первой международной дада-выставке, после которой становится участницей ежегодных выставок группы Ноябрь.

Роман Ханны и Рауля завершился. Причина расставания проста: работы Хёх были намного оригинальнее и интереснее, чем работы Хаусманова, но женщине, чтобы не задеть хрупкое эго любимого, приходилось довольствоваться ролью второго плана. Хёх продолжает развиваться как художник, но самостоятельно. После разрыва с Раулем, она переезжает в Париж.

Художницу интересовали две тема: женщина и медиа. Прогрессивные иллюстрированные издания заговорили с массовой аудиторией на языке монтажа. Его способность передавать сложные мысли через простые ассоциации подняли монтажное дело на новый уровень. Хёх отлично понимала, как это работает: усилить контраст, убрать ненужное, вставить дополнительные детали, придать зрелищность и драматичность. Художница стала первой, кто начал применять монтаж в качестве осознанной творческой практики.

Грубость работы «J.B. und sein Engel» (1925) не дает зрителю забыть, что это искусственная конструкция, демонстрирующая пародию власти над изображениями, которую имеют журналы и газеты. Хёх, выбирая известные и узнаваемые картинки из разных областей, соединяла их, создавая новый смысл. Так, например, фотоколлаж «Von oben» (1927 год) - столкновение политической и социальной грани. Медиа, контролируя изображения реальности, тем самым могла контролировать и саму реальность. Оксюморон изображения, создаваемый художницей, усиливал влияние на аудиторию. Сама же Хёх критиковала и эксплуатировала медиа. Художница стала свидетелем новой массовой культуры - фотографии.

Бурные двадцатые годы подарили модным журналам новую тему - Новую женщину. Она имеет право голоса, может сама решать: где и как зарабатывать, что надевать и как выглядеть. Именно такую женщину прославляли иллюстрированные журналы и сама Ханна Хёх. Серия работ «Indian Dancer»(1930), «Untitled»(1930) - коллажи с женскими телами на тему гендерных признаков и расовых стереотипов вызвали негодование среди масс. Образ женщины Хёх ставит под сомнение традиционные гендерные роли. Именно по этой причине художнице было запрещено заниматься художественной деятельностью, а ее работы были объявлены относящимися к дегенеративному искусству.

Несмотря на запреты, Ханне все же удалось продолжить работу. В 50-е она увлеклась абстрактными коллажами, но в 70-е снова вернулась к Новой женщине. В 1976 году состоялись две крупные выставки работы Ханны Хёх в Париже и Берлине.

Одной из самых знаменитых женщин в сообществе художников-дадаистов стала немка Ханна Хёх

Имя немецкой художницы Ханны Хёх громко зазвучало в 20-х годах прошлого века — встав на путь дадаизма, она прославилась как ведущий коллажист того времени. Ее работы выставлялись рядом с живописью и графикой Франсуа Пикабиа, Макса Эрнста и Георга Гросса на первой международной дада-выставке 1920 года. В то же время Хёх работала в издательстве Ullstein Verlag, клеила коллажи для журналов и жила с австрийским художником и писателем Раулем Хаусманном, который и ввел девушку в круг немецких авангардистов.

Великобритании впервые предстоит провести ее ретроспективу, и занялась этим лондонская галерея Whitechapel. Она собрала около ста работ Ханны Хёх по мировым музеям и частным коллекциям, охватив всю ее карьеру длиной в 60 лет — с 1910 по 1970 год. Выставка Ханны Хёх , к которой приурочен цикл лекций, кинопоказов и дискуссий, пройдет в Лондоне с 15 января по 23 марта.

Одна из главных заслуг Ханны Хёх — образ так называемой "новой женщины", который ей удалось создать в Германии периода Первой мировой войны. Она ратовала за свободу во всем и ставила под сомнение традиционные понятия в творчестве, отношениях и красоте. Этот пласт ее работы Whitechapel раскрывает, показывая серию "From an Ethnographic Museum" — коллажи с женскими телами на тему гендерных и расовых стереотипов.

Среди ее знаменитых ранних работ — коллаж High Finance 1923 года, в котором дадаистка критикует отношения между банкирами и военными в период европейского экономического кризиса. Самую же известную работу художницы под названием " Cut With the Kitchen Knife" 1919 в галерее Whitechapel не покажут, однако, и без нее ретроспектива Ханны Хёх получается на редкость крупной и значимой.

Незадолго до Второй мировой войны, в 1933-м, Ханне Хех запретили заниматься художественной деятельностью, а работы ее объявили "дегенеративным искусством", которое не может быть выставлено где-либо. Только с 1945 года для художницы началась "оттепель" — она снова смогла вернуться к работе, затем, в 1965-м — поступить в Берлинскую академию художеств, и, наконец, свободно творить и выставлять свои коллажи в Германии, что Ханна Хех и делала до самой смерти в 1978 году.

Ханна Хёх
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ханна Хёх (справа), П. Мондриан и Нелли ван Дусбург
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Происхождение:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанр:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёба:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Стиль:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Покровители:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Влияние:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Влияние на:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Звания:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ханна Хёх (настоящее имя Иоганна Хёх, нем. Hannah Höch ; 1889-1978) - немецкая художница - дадаист , мастер коллажа.

Жизнь и творчество

Иоганна Хёх родилась в семье страхового агента, мать её была художником-любителем. Уже в 15-летнем возрасте девушка была вынуждена оставить школу, чтобы заботиться о младших братьях и сёстрах. В 1912 году она поступила в берлинскую Школу прикладного искусства. В 1914 году Хёх посетила в Кёльне большую выставку немецкого современного искусства, затем училась в школе при Музее прикладного искусства в Берлине, в классе у Эмиля Орлика . В это время она познакомилась с Раулем Хаусманом и вступила с ним в близкие отношения. Также с Хаусманом Хёх стала развивать художественное направление фотомонтажа . В 1916-1926 годах художница работала для издательства Ullstein Verlag , преимущественно в его журнальном отделении. Благодаря Хаусману, Х. Хёх в 1917 году познакомилась с дадаистскими художниками Берлина. В 1920 она принимает участие в Первой международной дада-выставке . Начиная с 1920 года Хёх стала постоянной участницей ежегодных выставок художественной группы Ноябрь . В том же 1920 году Хёх и Хаусман поехали в Прагу для установления отношений с чехословацкими дадаистами.

В 1921 году Хёх и Хаусман расстались. В 1924 году она совершила поездку в Париж . На обратной дороге на родину художница посетила Пита Мондриана и членов голландской художественной группы De Stijl . В 1924 же году Хёх участвовала в художественной выставке в СССР , в 1925 - в выставке, организованной Немецким обществом искусств (Deutsche Kunstgemeinschaft) в Берлине. В 1926 году Хёх познакомилась с писательницей Тил Бругман , с которой она в 1929 году жила и работала в Гааге , и затем, до 1936 года, в Берлине. В 1932 году она выставляла свои коллажи в США.

В 1933-1945 году Ханне Хёх было запрещено заниматься художественной деятельностью. Работы её были объявлены относящимися к дегенеративному искусству , их было запрещено выставлять. К 1937 Хёх рассталась с Бругман, в 1938 году она вышла замуж за пианиста Курта Маттиса , с которым жила до 1944 года. В 1965 Х. Хёх приняли в Берлинскую академию художеств .

Художественное наследие Х. Хёх весьма разнообразно и принадлежит также к различным направлениям в искусстве. В 1996 году земля Берлин учредила дотируемую ныне суммой в 15 000 евро Премию Ханны Хёх за выдающиеся достижения в искусстве.

Напишите отзыв о статье "Хёх, Ханна"

Литература

  • Jula Dech: Hannah Höch. Schnitt mit dem Küchenmesser. Dada durch die letzte Weimarer Bierbauchkulturepoche Deutschlands . Fischer, Frankfurt am Main 1989, ISBN 3-596-23970-2.
  • Ursula Peters, Andrea Legde: Moderne Zeiten. Die Sammlung zum 20. Jahrhundert. (= Kulturgeschichtliche Spaziergänge im Germanischen Nationalmuseum; Bd. 3). Nürnberg 2000, insbesondere S. 112-120 passim
  • Hannah Höch, Gunda Luyken: Album . Hatje Cantz Verlag, Ostfildern 2004, ISBN 3-7757-1427-8. (Höchs Materialsammlung aus den Jahren 1925/26)
  • Jula Dech: Sieben Blicke auf Hannah Höch. Edition Nautilus, Hamburg 2003, ISBN 3-89401-401-6.
  • Wolfgang Maier-Preusker: In: Buch- und Mappenwerke mit Grafik des Deutschen Expressionismus. A.-Kat. für Hansestadt Wismar. Wien 2006, ISBN 3-900208-37-9.
  • Hanna Höch. Aller Anfang ist DADA! Hrsg. v. d. Berlinischen Galerie. Hatje-Cantz, Ostfildern 2007, ISBN 978-3-7757-1919-3.
  • Hanna Höch: Bilderbuch. mit einem Nachwort von Gunda Luyken. The Green Box, Berlin 2008, ISBN 978-3-908175-35-3.
  • Alma-Elisa Kittner: Visuelle Autobiographien. Sammeln als Selbstentwurf bei Hannah Höch, Sophie Calle und Annette Messager . Transcript, Berlin 2009, ISBN 978-3-89942-872-8.
  • Hanna Höch: Picture Book. with an essay by Gunda Luyken. The Green Box, Berlin 2010, ISBN 978-3-941644-13-7.

Отрывок, характеризующий Хёх, Ханна

И вот она, его милая и единственная жена, явилась ему такой, какой он помнил её всегда, и подарила ему чудесный шанс – подарила прощение, а тем же самым, подарила и жизнь...
Тут только я по-настоящему поняла, что имела в виду Стеллина бабушка, когда она говорила мне, как важен подаренный мною «ушедшим» такой шанс... Потому что, наверное, ничего страшнее на свете нет, чем остаться с не прощённой виной нанесённой обиды и боли тем, без кого не имела бы смысла вся наша прошедшая жизнь...
Я вдруг почувствовала себя очень усталой, как будто это интереснейшее, проведённое со Стеллой время отняло у меня последние капельки моих оставшихся сил... Я совершенно забыла, что это «интересное», как и всё интересное раньше, имело свою «цену», и поэтому, опять же, как и раньше, за сегодняшние «хождения», тоже приходилось платить... Просто все эти «просматривания» чужих жизней являлись огромной нагрузкой для моего бедного, ещё не привыкшего к этому, физического тела и, к моему великому сожалению, меня пока что хватало очень ненадолго...
– Ты не волнуйся, я тебя научу, как это делать! – как бы прочитав мои грустные мысли, весело сказала Стелла.
– Делать, что? – не поняла я.
– Ну, чтобы ты могла побыть со мной дольше. – Удивившись моему вопросу, ответила малышка. – Ты живая, поэтому тебе и сложно. А я тебя научу. Хочешь погулять, где живут «другие»? А Гарольд нас здесь подождёт. – Лукаво сморщив маленький носик, спросила девочка.
– Прямо сейчас? – очень неуверенно спросила я.
Она кивнула... и мы неожиданно куда-то «провалились», «просочившись» через мерцающую всеми цветами радуги «звёздную пыль», и оказались уже в другом, совершенно не похожем на предыдущий, «прозрачном» мире...
* * *

Ой, ангелы!!! Смотри, мамочка, Ангелы! – неожиданно пропищал рядом чей-то тоненький голосок.
Я ещё не могла очухаться от необычного «полёта», а Стелла уже мило щебетала что-то маленькой кругленькой девчушке.
– А если вы не ангелы, то почему вы так сверкаете?.. – искренне удивившись, спросила малышка, и тут же опять восторженно запищала: – Ой, ма-а-амочки! Какой же он красивый!..
Тут только мы заметили, что вместе с нами «провалилось» и последнее «произведение» Стеллы – её забавнейший красный «дракончик»...

Светлана в 10 лет

– Это... что-о это? – аж с придыхом спросила малышка. – А можно с ним поиграть?.. Он не обидится?
Мама видимо мысленно её строго одёрнула, потому что девочка вдруг очень расстроилась. На тёплые коричневые глазки навернулись слёзы и было видно, что ещё чуть-чуть – и они польются рекой.
– Только не надо плакать! – быстро попросила Стелла. – Хочешь, я тебе сделаю такого же?
У девочки мгновенно засветилась мордашка. Она схватила мать за руку и счастливо заверещала:
– Ты слышишь, мамочка, я ничего плохого не сделала и они на меня совсем не сердятся! А можно мне иметь такого тоже?.. Я, правда, буду очень хорошей! Я тебе очень-очень обещаю!
Мама смотрела на неё грустными глазами, стараясь решить, как бы правильнее ответить. А девочка неожиданно спросила:
– А вы не видели моего папу, добрые светящиеся девочки? Он с моим братиком куда-то исчез...
Стелла вопросительно на меня посмотрела. И я уже заранее знала, что она сейчас предложит...
– А хотите, мы их поищем? – как я и думала, спросила она.