Где жил венецианов. Венецианов алексей гаврилович – галерея произведений (106 изображений)


Подробности Категория: Искусство России XIX века Опубликовано 23.03.2018 11:31 Просмотров: 647

Творчество Венецианова способствовало интересу к национальному русскому пейзажу и народным образам.

Бытовой жанр в русской живописи начал формироваться в XVIII в., об этом вы можете прочитать . В творчестве А. Венецианова этот жанр получил дальнейшее развитие.

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847)

А. Венецианов. Автопортрет (1811). Холст, масло. 67,5 × 56 см. Государственный Русский музей (Петербург)
А.Г. Венецианов родился в Москве в купеческой семье, происходившей из греческого рода Венециано. Будущий художник рано поступил на службу: сначала служил землемером при лесном департаменте, затем был переведен в Петербург, в почтовое ведомство. Там он начал самостоятельно заниматься живописью: копировал картины в Эрмитаже, писал портреты близких людей, в том числе своей матери. Затем некоторое время учился живописи у В. Боровиковского и даже жил в его доме в качестве ученика.

А. Венецианов. Портрет А.Л. Венециановой, матери художника (1801). Холст, масло. 74 х 66 см. Государственный русский музей (Петербург)
Первоначально Венецианов работал в основном в портретном жанре . За написанный им портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками А. Венецианов получил звание академика.

А. Венецианов. Портрет инспектора Академии художеств К. Головачевского с тремя учениками (1811). Холст, масло. 143,5 х 111 см. Государственный русский музей (Петербург)
Головачевский изображён в окружении трёх мальчиков. Каждый из них символизирует представителя живописи, скульптуры и архитектуры.
В центре композиции – рука Головачевского, лежащая на книге. Щедро раскрытая ладонь – символ дарования детям тайной премудрости знания. Головачевский слегка повернулся к будущему архитектору с большой папкой под мышкой и внимательно слушает его. Взгляд его полон живости, строгой доброты и сердечности.
Лица детей написаны с любовью, они одухотворены и полны внутренней чистотой, что сближает эту картину с портретами В. Тропинина.

А. Венецианов. Портрет М. А. Венециановой, жены художника (1810-е годы). Холст, масло. 67,5 х 52 см. Государственный русский музей (Петербург)
В 1819 г. Венецианов оставил службу и поселился с семьей (женой Марфой Афанасьевной и двумя дочерями – Александрой и Фелицатой) в деревне Сафонково Тверской губернии. С этого периода главной темой его творчества становится крестьянская тема.
А.Г. Венецианов погиб в результате несчастного случая во время поездки на лошадях по дороге в Тверь 4 (16) декабря 1847 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Художник похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.

Творчество А. Венецианова

Венециановым создана довольно большая портретная галерея его современников, в том числе выдающихся людей того времени: Н.В. Гоголя, Н.М. Карамзина, В.П. Кочубея.

А. Венецианов. Портрет Н.В. Гоголя. Литография 1834 г.

А. Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина (1828). Холст, масло. Всеросийский музей А.С. Пушкина
Но наибольшую известность А. Г. Венецианову принесли написанные им образы крестьян. «Жнецы», «Спящий пастушок», «Захарка» и многие другие картины уже почти 200 лет привлекают зрителей своей свежестью и искренностью. Главными героями картин художника стали его собственные крестьяне. Большую роль играли пейзаж и интерьер. Новаторство этих картин заключалось в умении художника передать особую атмосферу деревенской простоты и естественности, близость земле, на которой они жили и которую обрабатывали своими руками. Иногда Венецианова упрекали в том, что крестьяне на его картинах слишком нарядны, слишком идеализированы. Но так хотел видеть их сам художник, и такими показал их нам.

А. Венецианов «Гумно» (1823). Холст, масло. 66,5 × 80,5 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Художник изображает гумно (место, где молотили зерно). Образы крестьян написаны с чувством уважения к их труду и искренней симпатией. Умело передана перспектива.
Эта картина стала началом большой работы над изображением русской деревни. Венецианов разработал форму многофигурной жанровой картины на сельскую тему, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер.

А. Венецианов «Жнецы» (1825). Холст, масло. 66,7 х 52 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Художника привлекла романтическая жизненная картина: мать и сын любуются бабочками, присевшими на руку жницы (их занятие мы узнаём по заголовку картины и по орудиям труда в их руках). Мальчик воспринимает мир радостно и по-детски доверчиво. Мать устала, но и она не осталась равнодушной к красоте. Идея картины очевидна: крестьяне тоже могут чувствовать прекрасное (у Карамзина – «и крестьянки любить умеют»).

А. Венецианов «Спящий пастушок» (1823-1824). Дерево, масло. 27,5 х 36,5 см. Государственный русский музей (Петербург)
Спящий (или просто позирующий) пастушок изображён на фоне пространственного пейзажа. Венецианову удалось передать перспективу и единение природы и человека. Кроме мальчика, на картине мы видим девушку с коромыслом и фигурки рыбаков, и всё это показано в полной гармонии: и природа, и люди спокойны, умиротворены. Эта картины также стала новым словом в русской живописи – в то время на пленэре ещё не работали.

Другие виды работ художника

А. Венецианов также работал в технике пастели по бумаге и пергаменту, занимался литографией, писал иконы. Его кисти принадлежат иконы для собора всех учебных заведений (Смольного собора), для церкви Обуховской градской больницы. В последний год жизни художник работал над иконами для церкви пансиона дворянского юношества в Твери.

А. Венецианов «Предстательство Божией Матери за воспитанниц Смольного института». Запрестольный образ для Собора всех учебных заведений во имя Воскресения Христа Спасителя (Смольного собора) в Петербурге (1832-1835). Холст, масло. 489 × 249 см

Школа Венецианова

Вокруг Венецианова сложилась группа художников, которым был близок крестьянский жанр.
Художественная школа в Сафонково просуществовала 20 лет. За это время здесь прошли обучение более 70 художников, среди которых были Н. Крылов, А. Тыранов, К. Зеленцов, А. Алексеев, В. Аврорин, А. Мокрицкий, С. Зарянко, Г. Сорока, А. Венецианова и др.
Расскажем о двух из них.

Григо́рий Васи́льевич Соро́ка (настоящая фамилия Васи́льев), 1823-1864. Русский крепостной живописец.

Г. Сорока. Автопортрет
В 1842-1847 гг. он учился живописи в школе А. Г. Венецианова и был одним из любимейших его учеников. После обучения Сороку пришлось отправить обратно к барину. Венецианов просил помещика Милюкова дать вольную для Григория, чтобы тот мог продолжить образование в Академии художеств, но не смог добиться этого.
Молодой художник окончил жизнь самоубийством.

Г. Сорока «Вид в Спасском» (вторая половина 1840-х гг.)

Александра Алексеевна Венецианова (1816-1882) – дочь Венецианова. Художница, представительница художественной школы Венецианова.

А. Венецианов. Портрет дочери в возрасте 13 лет
Александра писала портреты, жанровые картины, натюрморты. Её работы – в Государственной Третьяковской галерее, Тверской областной картинной галерее. Её искусство называли очень искренним, хотя и несколько наивным.
Она оставила книгу воспоминаний об отце: Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862 // Алексей Гаврилович Венецианов. Мир художника. Статьи, письма, современники о художнике / Составление, вступ. ст. и прим. А. В. Корниловой. Л., Искусство, 1980.

Александра Венецианова «Почтовая станция». Холст, масло. 57 x 62 см. Тверская областная картинная галерея

Великий русский художник Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 18 февраля 1780 года в семье купца. Отец будущего художника перебрался в Москву из Нежина и торговал саженцами деревьев. Способность к рисованию проявилась у мальчика в детстве. Особенно тяготел юноша к портрету. Наиболее раннее из сохранившихся произведений молодого художника это портрет его матери А.Л. Венециановой.

Закончив обучение в частном московском пансионе, Венецианов в 1802 году переехал в Петербург, где поступил на службу в Департамент почт. Помимо работы молодой человек серьезно увлекался живописью. Алексей устроился учеником к известному русскому художнику-портретисту Владимиру Лукичу Боровиковскому. Венецианов старательно и с большим увлечением занимался под руководством мэтра русской живописи. Молодой художник копировал произведения знаменитых европейских живописцев, находившиеся в экспозиции Эрмитажа.

В этот период находилось место в творчестве Алексея Гавриловича и юмористическим шаржам. Так в 1808 году художник задумал издать сатирический «Журнал карикатур», девизом которого было изречение «Смех исправляет нравы». Данный журнал должен был быть представлен в виде гравюр с текстом, в которых высмеивались пороки общества. Однако изданы были только две гравюры. Перед самым выпуском третьей гравюры по распоряжению царя Алексанра I данное издание было запрещено. Изданные ранее гравюры были уничтожены. Причиной столь категоричного решения стала третья гравюра, на которой был изображен спящий чиновник, в то время как его ожидали посетители.

В 1811 году Венецианов пишет «Автопортрет» и большой портрет инспектора Петербургской Академии художеств К.И. Головачевского, за который Алексей Гаврилович был избран академиком. Наиболее известное произведение, из написанных художником в этот период, -- портрет его соседки В.С. Путятиной. Образ девушки выделяется из общего ряда женских портретов «светских львиц» характерных для русской живописи начала 19 века.

В годы Отечественной войны 1812 года Алексей Гаврилович Венецианов снова обращается к сатирическим гравюрам. На этот раз сатира русского художника направлена против дворянства, восхищавшимися всем французским. В этот же период Венецианов пишет несколько бытовых картин, среди которых «На Конном рынке», «Уличная иллюминация», «Гулянье», «У Петербургской биржи», «На Сенном рынке».

В 1818 году Венецианов оставляет государственную службу, женится на дочери малоизвестного художника и уезжает с семьей в имение Сафонково, принадлежавшее его новой жене. Именно здесь, вдали от городской суеты Алексей Гаврилович находит главную тему своего творчества. Венецианову открывается неиссякаемый источник вдохновения, разнообразие сюжетов и образов. Огромным вкладом Алексея Гавриловича Венецианова в развитие русской живописи является создание им своей школы, своего метода. От частных портретов крестьян художник приходит к великолепным художественным композициям, в которых народная жизнь, ее аура, находит многокрасочное выражение.

В 1819 году организовывается Общество учреждения училищ по методике взаимного обучения. Целью этого Общества было распространение грамотности среди простого народа. Венецианов был одним из первых его членов. В 1822 году впервые работа художника Алексея Гавриловича Венецианова была представлена императору. За нее живописец получил тысячу рублей, а само произведение было помещено в Бриллиантовую комнату Зимнего дворца. Называлась картина «Очищение свеклы». Это полотно стало своеобразной «поворотной точкой» в русской живописи, зарождением нового направления в русском искусстве -- бытового жанра. Именно Венецианов добился популярности этого направления живописи в народе.

Вслед за «Очищением свеклы» Венецианов написал картину «Гумно», которая впоследствии встала в ряд лучших картин художника. Чтобы реалистичнее передать пространство и свет, Алексей Гаврилович распилил переднюю стену гумна в своем имении, рассадил там крестьян и изобразил все это на холсте, включая срезы отпиленных бревен. За эту картину Венецианов получил 3000 рублей, а сама картина была передана в постоянную экспозицию Эрмитажа.

Полученные от продажи картины «Гумно» деньги Венецианов решил использовать на обучение молодых бедных людей. Ученики художника были из всех сословий, жили и учились у него бесплатно. Всего через Венецианова прошло более семидесяти учеников. Алексей Гаврилович занимался с каждым индивидуально, заботился о материальном обеспечении. Нескольким своим подопечным художник помог освободиться от крепостной зависимости. Школа живописи Венецианова попеременно находилась в Сафонково и в Петербурге, получала поддержку Общества поощрения художников. Академия художеств относилась к педагогической деятельности живописца сдержано. Причиной тому была педагогическая система художника, которая развивала способность видеть и изображать окружающий мир в его непосредственной реальности, а не в рамках официальных академических норм и канонов.

Со временем творчество Венецианова становилось все более чуждым и непонятным Академии художеств. Среди таких картин «Кормилица с ребенком», «Жнецы», «Купальщицы». В картине «Купальщицы» вместо красоты обнаженного женского тела академических фигур Венецианов показал живую здоровую красоту деревенских купальщиц, спустившихся к ручью.

В 1820-х годах Алексей Гаврилович написал несколько небольших картин, так называемых «крестьянских портретов» изображающих то девушек с крынкой молока, то с косой, со свеклой, с васильками, то мальчика с топором или заснувшего под деревом, то старика или старуху.

В 1823 году Венецианов приступил к созданию картины «Утро помещицы». Это произведение воплотило лучшие достижения живописца. Следует отметить особенность образов крестьянок, свойственную многим картинам художника: их величавость, спокойное достоинство, деловитое выражение лиц. Прообразом крестьянок для этой картины послужила жена художника. Она же - молодая, стройная женщина в длинном сарафане, ведущая по полю двух коней в известной картине «На пашне. Весна».

Не менее известна картина -- «На жатве. Лето». Это произведение отличаются гармонией художественных образов: любовь Венецианова к трудовому крестьянскому народу позволила изобразить в нем подлинную красоту.

Алексей Гаврилович Венецианов тесно общался с передовыми деятелями русской литературы. Художник был знаком с Жуковским, Гнедичем, Крыловым, Козловым, Пушкиным. В 1830-х годах живописец рисовал портрет Н.В. Гоголя.

В 1840-х годах в жизни Венецианова стали преследовать неудачи: его художественная школа официально не признавалась, испытывала материальные трудности. Ученики переходили в Академию художеств, что расценивалось эмоциональным художником как предательство. За долги пришлось заложить имение. Вскоре Венецианова постигло семейное горе -- умерла его жена. Чтобы хоть как-то поправить свое материальное положение, художник попытался получить место преподавателя в Академии художеств или МУЖВЗ, однако они окончились неудачей. Реальной стала угроза разорения.

4 декабря 1847 года великий русский художник Алексей Гавриилович Венецианов погиб в результате несчастного случая. На крутом заледеневшем спуске лошади понесли. Художник, вместо того чтобы выпрыгнуть вслед за кучером, попытался остановить сани, однако на повороте сани перевернулись и нанесли ему смертельный удар.

Введение

Замечательный русский художник Алексей Гаврилович Венецианов, вначале самоучка и позже - ученик Боровиковского, стал одним из первых портретистов простого русского человека. Его первая картина "Гумно" (1822-1823) ошеломила Петербург избранной темой.

Этим полотном было положено начало целому направлению в живописи, яркими представителями которого стали Крамской, Репин, Суриков, Перов, Васнецов, Шишкин.

Алексей Гаврилович не только создал целую галерею портретов русского человека ("Утро помещицы", "Спящий пастушок", "Вот-те и батькин обед", "Жнецы", "Крестьянка с васильками" и т.д.), но стал организатором художественной школы для низших сословий - крестьян, ремесленников, мещан и создал свою, "Венециановскую школу".

Цель реферата - проанализировать творческий путь русского живописца А.Г. Венецианова.

Краткая биография А.Г. Венецианова

Один из основоположников бытового жанра в русской живописи Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве в небогатой купеческой семье. Отец художника торговал плодовыми и ягодными кустами. Есть сведения, что предметом торговли были и картины, и это могло содействовать проявлению в молодом Венецианове интереса к искусству. В частном московском пансионе будущий художник получает первые уроки рисования. После окончания пансиона служил чертежником. В 1801 написал портрет матери, показав, что обладает несомненным творческим опытом и стремлением передать не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека.

В 1802 приехал в Петербург и дал объявление в газете о том, что художник, «списывающий предметы с натуры настелем», готов принять заказы. В 1803 - 1806, по мнению одних исследователей, находился в Москве, по мнению других, в Петербурге учился у В.Л. Боровиковского, что более вероятно, если судить по изменившейся живописной манере В. В 1807 В. Был принят на службу в Канцелярию директора почт Д.П. Трощинского, в свободное время изучал живопись в Эрмитаже. В 1808 В. Попытался издавать журн. Карикатур, но издание было уничтожено цензурой: гнев вызвал лист «Вельможа», где Венецианов изобразил уродливое существо, почивающее на ложе, в то время когда его приемная полна просителей: вдова с ребенком, инвалид с медалями, и др. В 1811 В. За представленные в Академию художеств «Автопортрет» и «Портрет К.И. Головачевского с учениками» стал академиком. В Отечественную войну 1812 В. Был в числе авторов летучих листков, народных картинок, восхваляющих доблесть русских крестьян и высмеивающих французоманию русского дворянства. В 1815 Венецианов женился, через четыре года вышел в отставку, поселился в небольшом имении, где много и счастливо работал.

Венецианов Алексей Гаврилович - классик русского изобразительного искусства, утвердивший бытовой жанр в качестве равноправной области отечественной живописи.

Родился Алексей Гаврилович 7 февраля 1780 года в Москве. По семейному преданию корни рода Венециано происходили из Греции. Отец Венецианова достаточно широко занимался огородничеством и вместе с тем продавал картины. Очевидно, данное обстоятельство подтолкнуло будущего художника к выбору дальнейшего жизненного пути.

Сведения о первоначальном образовании Венецианова крайне скудны. Известно, что, обучаясь в частном пансионе в Москве, юный Алексей проявлял большие способности к рисованию. Его первым художественным наставником являлся некий Прохорыч (Пахомыч), под руководством которого Венецианов писал картины преимущественно в технике пастели, проявляя особый интерес к жанру портрета.

Однако занятия живописью для молодого человека являлись скорее увлечением. По настоянию отца Алексей Гаврилович определился чертежником в землемерное управление.

В 1807 году Венецианов перебирается в Петербург. Здесь он поступает на службу в почтовую канцелярию. Знакомство с Эрмитажем, столичными художниками заставляет молодого человека принять решение всецело посвятить себя изобразительному искусству. Он был представлен знаменитому живописцу Боровиковскому , который сыграл заметную роль в дальнейшем становлении художника.

В это же время Венецианов принимает активное участие в издании нового сатирического "Журнала карикатур". На страницах издания поднимались острые проблемы социального и нравственного характера современного общества. Однако проблемы с цензурой привели к закрытию журнала в январе 1809 года.

Разочарованный молодой человек оставляет почтовую канцелярию и переходит на должность землемера в Лесной департамент Ведомства государственных имуществ. Венецианов решает получить официальное звание художника. Он представляет на конкурс Императорской Академии свой Автопортрет (1811 г.). Картина по достоинству была оценена Советом учебного заведения и Алексей Гаврилович получает звание "назначенного", а также задание написать портрет преподавателя Академии. Живописец успешно справился с поставленной задачей. За "Портрет К. И. Головаческого, инспектора Академии художеств, с тремя воспитанниками" он был удостоен звания академика живописи.

Во время войны 1812 года в творчество Венецианова вновь входит сатира. Он выпускает офорты, высмеиваюшие увлечение высшего русского общества всем французским.

В 1815 году Венецианов женится на Марфе Афанасьевне Азарьевой. Вскоре (1819) Алексей Гаврилович оставляет службу. Он уезжает вместе с семьей в имение Сафонково Тверской губернии.

Сельская жизнь вдохнула новую струю в творчество Венецианова. Художник обращается в своих произведениях к окружающей действительности. Его картины отражают быт простых крестьян. Необходимо отметить, что согласно академическим установкам в это время не приветствовалось изображение простолюдин. Однако живописец отступил от общепринятых норм.

1 сентября 1824 года открылась Академическая выставка. Среди прочих работ Венецианова экспонировались картины "Гумно", "Утро помещицы". Произведения художника вызвали живой интерес публики, получили положительный отзыв критиков. Успех утвердил мастера в верности выбранного направления, у него появились влиятельные знакомые.

Пора 20-х годов оказалась периодом расцвета творческой деятельности Алексея Гавриловича Венецианова. В это время им были созданы замечательные картины "На пашне. Весна", "На жатве. Лето".

Довольно часто Венецианов обращался к детской теме. Такие картины как "Вот-те и батькин обед!", "Захарка", "Спящий пастушок" составляют заметную часть его творческого наследия. Трогательные, поэтичные детские образы проникновенно написаны мастером.

Венецианов Алексей Гаврилович вошел в историю русской живописи не только как основатель крестьянского жанра. Широко известна его педагогическая деятельность. Художник создал свою систему преподавания живописной науки. На свои средства Венецианов содержал художественную школу, где обучались дети крепостных крестьян и прочих выходцев из несостоятельных семейств. Его заведение позволило вырасти таким заметным художникам как Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Никифор Крылов, Сергей Зарянко и др..

Погиб Венецианов трагически. 4 декабря 1847 года художник направлялся на встречу с заказчиком. Неожиданно лошади понесли повозку, испугавшийся кучер выпрыгнул из саней. Алексей Гаврилович попытался остановить лошадей, но его выбросило из повозки и захлестнувшие руку поводья стали причиной смерти Венецианова.

Детские образы в творчестве Венецианова А. Г.

Школа Венецианова:А.Тыранов,Г.Сорока,л.Плахов и др

Алексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780-1847)

Алексей Гаврилович Венецианов - замечательный художник первой половины XIX века, сказавший новое слово в искусстве своего времени, тонкий живописец, талантливый педагог. Он прочно утвердил в живописи тему крестьянского труда, воспел личность русского крестьянина, показал его человеческое достоинство и нравственную красоту.

Творческий путь Алексея Гавриловича был непохож на путь его собратьев по искусству, проходивших длительный срок обучения в стенах Академии художеств. Родился Венецианов в Москве, в 1780 году, в семье купца, разводившего для продажи плодовые кустарники и деревья.

В начале XIX века Венецианов переехал в Петербург, где уже принимал заказы на исполнение портретов. В Петербурге он брал уроки у крупнейшего портретиста того времени В.Л. Боровиковского; влияние творчества последнего весьма ощутимо в образном строе ряда картин Венецианова. Много времени начинающий художник отдавал копированию картин знаменитых мастеров в Эрмитаже. В 1807 году Венецианов поступил на службу в Департамент почт и вскоре предпринял издание сатирического журнала «Журнал карикатур на 1808 год в лицах», состоящего из листов с гравюрами. Но это издание в самом начале навлекло на себя гнев Александра I. Третий по счету лист «Вельможа» был настолько остросатирическим, что правительство в день его выхода запретило дальнейшее издание журнала, а вышедшие листы были изъяты. К жанру карикатуры Венецианов обратился еще раз в эпоху войны 1812 года.

В 1811 году Венецианов получил признание Академии как портретист.

Среди галереи портретов конца 1810-х - начала 1820-х годов привлекает своей тонкостью небольшой портрет В.С. Путятиной . Задумчивая хрупкая девушка с книгой в руке, в свободном легком платье, сидящая на фоне пейзажа, кажется такой естественной, погруженной в свой мир, как будто зритель застал ее случайно. По настроению этот портрет напоминает портреты В.Л. Боровиковского, но в нем больше душевной интимности, простоты.

О значительности будничного дела повествует картина «Чистка свеклы». Неторопливо и серьезно крестьяне занимаются своей работой. По существу перед нами групповой портрет. Художник ничего не приукрашивает, но мягкая живописность, нежные и тонко сгармонированные тона придают этой пастели своеобразную красоту.

В первых работах нового периода Венецианов стремится овладеть перспективой интерьера, реальными соотношениями света и тени в нем . В картине «Гумно» с особой отчетливостью проявились его поиски в этом направлении. С наивной непосредственностью художник стремится запечатлеть все, что видит перед собой: большое крытое помещение для молотьбы, крестьян, находящихся на первом плане и в глубине, рабочих лошадей, различные орудия крестьянского труда. Художник не сумел связать фигуры одним действием, он ставил перед собой другую задачу: добиться предельной верности натуре. По заказу художника внутреннюю стену сарая выпилили. Это было сделано ради точности его наблюдений. С иллюзорной четкостью переданы в картине линейные сокращения бревен и досок, пространственные планы, отмеченные как масштабным соотношением фигур и предметов, так и чередованием света и тени.

В картине «Утро помещицы » Венецианов показывает поэзию обыденного человеческого быта, его скромной обстановки. Изображена часть комнаты небогатого дома. Сидящая у стола молодая помещица принимает работу у пришедших крестьянок. Льющийся из окна дневной свет мягко окутывает фигуру женщин, отражается на поверхности стола, шкафа, на полу. Облик крестьянок полон спокойствия и достоинства: крепкие, статные фигуры, здоровые лица, сильные руки, красивые одежды - красные и темно-синие сарафаны, белые кисейные рубахи. Привлекают в картине удивительная живописность сочетаний насыщенных тонов, свобода самого мазка.

К первым жанровым картинам Венецианова, в которых большое внимание уделено пейзажу, можно отнести небольшое полотно «На пашне. Весна ». Красочные созвучия заставляют нас ощутить весенний воздух, почувствовать радость пробуждения природы. Пленителен тонкий по настроению пейзаж: простор свежевспаханного поля, нежная травка, прозрачная зелень листвы, легкие облачка, высокое небо.

Столь же поэтичен и одухотворен скромный пейзаж в известной картине «Спящий пастушок ». В органическом согласии находится человек с природой в картине «На жатве. Лето »; Густой алый цвет одежды красиво рисуется на золотистом фоне спелой ржи..

Художник создал целую галерею крестьянских образов: все изображенные были ему хорошо знакомы, он видел и наблюдал их каждый день. Все они разные по облику и характеру, но во всех них Венецианов прежде всего раскрывает моральную чистоту, заставляет почувствовать истинное человеческое достоинство.

Художник не раз обращался к теме жатвы, к образам жнецов. В картине «Жнецы » девушка и мальчик изображены среди ржи с серпами в руках.. Здесь, как и в других работах, Венецианов создает национальные типы, несущие в себе глубоко нравственное начало.

Убедительный бытовой образ найден в полотне «Девушка с теленком », отличающийся сочной живописью и любовной проработкой деталей.

Впервые произведения Венецианова появились на публичной выставке в Академии художеств в 1824 году. Сами названия картин говорили о характере творчества художника: «Крестьянский мальчик, проливший бурак с молоком » («Вот-те и батькин обед !»), «Крестьянка, занимающаяся чесанием волны», «Крестьянка с грибами в лесу», «Мальчик с собакой» и так далее. В академическом искусстве господствовала тогда историческая живопись с ее культом героя.

Огромна роль Венецианова в формировании нового направления жанровой школы национальной живописи. В селе Сафонково художник организовал школу , где учил рисованию и живописи учеников, взятых преимущественно из крепостных. Всего там перебывало около 70 человек. Многие из учеников у него жили, многим он помог освободиться от крепостной зависимости. Художника интересовало каждое дарование, малейшее проявление способности к рисованию и живописи. Впоследствии ученики с сердечной теплотой вспоминали о своем учителе. Все свои средства Венецианов вложил в школу и в конце жизни остался без состояния. Учеников он учил по своему методу работы с натуры. Заставлял вначале писать геометрические фигуры, затем предметы из окружающей жизни, а потом сцены из жизни крестьян. Одна из основных задач, которые ставил художник перед учениками, - овладение перспективой. Среди учеников Венецианова - А. Алексеев, А. Денисов, С. Зарянко, Е. Крендовский, Н. Крылов, Г. Михайлов, К. Зеленцов, Ф. Славянский, JI. Плахов, А. Тыранов, Г. Сорока (Васильев) и другие . Любимый ученик Венецианова - Григорий Сорока , человек с трагической судьбой, автор поэтичнейших пейзажей. Несмотря на все старания, Венецианов так и не смог добиться его освобождения от крепостной зависимости. Ученики продолжали дело учителя, развивали дальше бытовую тематику в русской живописи. В их работах проявляются новые персонажи, городской типаж - ремесленники, мастеровые. Творчество этих художников образовало направление в русском искусстве, получившее название школы Венецианова.

Академия не признавала бытовой живописи, считала ее низшим жанром. Венецианов боролся за утверждение национального характера в отечественном искусстве. Он рассматривал свою деятельность как общественный долг. Обладая широтой воззрений, Венецианов неразрывно связывал искусство с просветительством, верил в то, что оно призвано содействовать просвещению людей. «Искусство рисования и самая живопись суть не что иное, как орудия, содействующие... просвещению народа», - писал он. Чтобы расширить сферу своей педагогической деятельности, утвердить свой метод работы на натуре, Венецианов стремился попасть в число преподавателей Академии и с этой целью участвовал в конкурсе на историческую картину из эпохи Петра I, организованном в 1837 году. Он написал большое полотно «Петр Великий. Основание Санкт-Петербурга». Однако премии не получил. Академия художеств, чувствуя чуждое ей направление, старалась не допустить Венецианова в свои стены.

Трагическая случайность прервала в 1847 году деятельность Алексея Гавриловича Венецианова: он погиб при поездке на санях.