Древние золотые самолеты индейцев тайрона.
ЗОЛОТЫЕ САМОЛЕТИКИ
Тему полета, которая является главной у артефактов из золота древней Колумбии, раскрывают знаменитые золотые самолетики. Многими они считаются олицетворением летательных аппаратов богов во плоти. Бόльшая их часть хранится в Музее золота Колумбии Боготы. Коллекцией меньших размеров владеет Метрополитен-музей искусств Нью-Йорка.
Метрополитен-музей искусств
Фото 1. Самолетики из собрания Метрополитен-музея искусств
В Метрополитен-музее самолетики составляют часть Мемориальной коллекции Майкла Рокфеллера. Они были найдены в регионе реки Магдалены. В онлайновом каталоге музея эти ювелирные изделия записаны как подвески в форме летучей рыбы, отнесены к культуре Толимы (Tolima) и датируются X – XV вв. н.э.
Фото 2 . Подвеска с инвентарным № 1991.419.26
Всего в каталоге представлено три самолетика (фото 1). При этом первые два (фото 2 и 3) почти одинаковые. Но самолетик с фото 2 крупнее. Его длина составляет 5,7 см, тогда как размеры второго самолетика – 4,8×4,5 см.
Фото 3 . Подвеска с инвентарным № 1991.419.25
Третий самолетик (фото 4 и 5) немного отличается от первых двух, и он при сравнимых размерах (4,1×2,5×5,4 см) кажется не таким массивным.
Фото 4 Подвеска с инвентарным № 1979.206.782
На снимках «летучих рыбок» хорошо видны детали, которые никак не могут быть свойственны живому организму. Если первые две рыбки похожи на космический челнок, то третья кажется самолетом-амфибией.
Фото 5 . Подвеска с инвентарным № 1979.206.782
Художественный стиль фигурок с характерными завитками и выпуклыми глазами имеет много общего с тем, в котором работали мастера , создавая своих драконов. Поэтому сущность, которую представляют золотые самолетики Толимы, воспринимается мной как дракон. Примечательно, что у всех драконов Метрополитен-музея на морде изображен знак со скругленным (в двух случаях) и острым завершением (в третьем).
Фото 6. Летучая рыба
Конечно, хотелось бы оспорить термин «летучая рыба», которым каталог музея обозначает данные артефакты. Думается, они не были определены как птицы из-за своей зубастой пасти и вертикального расположения хвоста. Но на летучих рыб подвески также мало похожи. Хотя с рыбкой, заснятой на фото 6, некоторое сходство все же есть.
Фото 7. Подвеска в виде летучей рыбы. Инвентарный № 032924. Размеры: 9,7×3,1×8,8 см. Материал и техника: золото, . Культура Сан-Агустин (San Agustin). 1 – 900 гг. н.э. Найдена: Колумбия, Уила, Сан-Агустин. Музей золота Колумбии
Достаточно реалистичное изображение летучей рыбы можно видеть на золотой подвеске в Музее золота Колумбии (фото 7 и 8). Она была найдена в захоронении вождя в Сан-Агустине – высоко в Андах.
Фото 8. Крупный план головы рыбы
На первый взгляд между этой рыбкой и самолетиками сходство практически отсутствует. Однако рыбка также демонстрирует свои зубы в оскале и обладает очень выпуклыми глазами, которые у рыб обычно являются наименее заметной частью.
Фото 9 . Рыбки в витрине Музея золота Колумбии
В Музее золота Колумбии экспонируется множество золотых подвесок культуры Толимы в форме обычной, не летучей, рыбы (фото 9 – 11). Фигурки составляли когда-то ожерелья предположительно жрецов-властителей. В зависимости от дизайна они в большей или в меньшей степени напоминают золотые самолетики.
Фото 10 . Рыбки крупным планом
К несвойственным рыбе деталям у некоторых из фигурок добавляется еще нечто, напоминающее вытянутую вперед руку пловца (фото 11). Такие божества в образе рыбы с рукой характерны для доинкской культуры Наски (Перу). Судя по руке, скругленной форме головы, ее горизонтальному положению и соответственному размещению глаз, можно допустить, что к чертам рыб здесь добавлены черты «ходячей рыбы», а именно, личинки саламандры, например, аксолотля. У него, как и у рыбки на фото 11, тоже есть зубы, правда рудиментарные. Подобные ровные, одинаковые зубы без клыков присущи также голове дракона на самолетиках Толимы (подробнее см. во ).
Фото 11. Подвеска в форме рыбы. Культура Толимы. Музей золота Колумбии
Подвески в форме рыбы были характерны также для культуры Чирики, которая существовала в XI – XVI вв. н.э. на территории современной Панамы. Две из них хранятся в Метрополитен-музее искусств (фото 12 и 13) и называются в его каталоге подвесками в форме акулы.
Фото 12. Подвеска в форме акулы. Инвентарный № 04.34.7. Размеры: 9,53 см. Материал: золото. Культура: Чирики (Chiriqui). Дата: XI – XVI вв. н.э. География: Панама. Метрополитен-музей искусств
Однако очевидно, что даже по количеству, форме и расположению плавников рыбки этих подвесок не могут соответствовать акуле, не говоря уже о выпуклых глазах, отсутствию зубастой пасти, а также о «завитых усах» рыбки на фото 12. Несомненно, подвески представляют божество, образ которого сложился под воздействием наблюдения кораблей богов во плоти, которые могли не только плавать под водой, по поверхности воды, но, возможно, и летать. Более всего такому аппарату соответствуют формы рыбки, данной на фото 12.
Фото 13. Подвеска в форме акулы. Инвентарный № 1979.206.1054. Размеры: 7,9×3,2 см. Материал: золото (литейный сплав). Культура: Чирики. Дата: XI – XVI вв. н.э. География: Коста-Рика или Панама, полуостров Бурика (Burica). Мемориальная коллекция Майкла С. Рокфеллера. Метрополитен-музей искусств
Рыбка, показанная на фото 13, интересна тем, что она украшена резным орнаментом в форме полосы, которая тянется по ее бокам (так и хочется написать «по бортам») и носу. (Кстати, схожий узор есть и у рыбки Толимы, представленной на фото 11.) В треугольные окошки видно, что внутри рыбка пустая. Для обычного украшения фигурки достаточно было начертить узор на ее поверхности. Однако мастер усложнил работу. Он сделал рыбку полой, а узор вырезал. Как известно, на ритуальных предметах ни одна из деталей не может быть случайной. А значит, художник стремился подчеркнуть то, что у рыбы есть внутреннее пространство, которое имеет свое предназначение. По аналогии с косатками керамических росписей Наски, которые перевозят «пассажиров» в своем чреве, можно предположить, что этот корабль предназначен для перевозки усопших через воды мира внизу .
В Музее Колумбии не раз выставлялись на показ экспонаты, которые показывались во многих…
странах мира и которые подавались публике как крылатые фигурки.
В 1969 году американский ювелир Эмануэль Стауб предположил, что у фигурок слишком много общего с самолетом. Кстати в этом же году впервые начинаются исследования других фигурок самолетов, но только обнаруженных в Египте.
Эмануэль Стауб отправил копию одной из колумбийских фигурок зоологу Айвену Сандерсону, чтобы услышать его мнение по этому поводу. Айвенс заключил, что фигурка абсолютно точно не имеет никаких прототипов из мира животных. Немного позднее несколько авиационных конструкторов признали в фигурке модель самолета. Возраст фигурки составлял более 1000 лет!!!
В конце 1969 года Айвен Сандерсон публикует свою статью в журнале Аргоси, определенную теме древнего летательного аппарата. Статья произвела сенсацию и начились масштабные поиски аналогов. Нашлось очень много подобных самолетиков. Удалось установить, что изготовлены они были около 500 года н.э. мастерами индейского племени Толима, которые проживали на территории современной Колумбии.
Самолетики имели не все одинаковый внешний вид, и достаточно сильно различались. Фигурки пытались отображать какое-то живое существо, но абсолютно явно все фигуры сохраняли свои аэродинамические формы, которые не имеет ни одно существо. На фигурках точно можно различить кабину для пилота, боковые крылья, киль, стабилизаторы. Поэтому скорее авторы, выполнившие эти шедевры, уже не знали что это за конструкции, и оказывали на них свое влияние, которое немного и исказило внешний облик.
Тогда Алгунд Энбом и Петер Белтинг — медик и офицер ВВС, приняли решение построить увеличенные копии нескольких самолетиков сохраняя их формы и особенности и провести летные испытания.
Были отобраны две наиболее похожие фигурки на самолеты и сделаны их копии. Копии были больше в 16 раз оригиналов, но сохранили все особенности моделек. На одну копию был поставлен двигатель с пропеллером, на другую поставили реактивный двигатель.
Результат был неожиданным. Модели на радиоуправлении свободно выполняли такие сложные маневры как бочка и петля.
Они уверенно держались в воздухе даже когда поднимался ветер, прекрасно планировали с выключенным двигателем.
В ходе испытаний у самолетов не было выявлено никаких аэродинамических недостатков!!!
Испытания эти проходили в 1996 году, а в 1998 году был проведен съезд Немецкого общества авиации и космонавтики, где всем были показаны полеты самолетов. Конструкторы и опытные пилоты заключили, что конструкция этих древних летательных аппаратов не имеет недостатков!!! В природе нет и не могло быть ничего подобного!!!
Множество глаз рассматривало золотые крылатые фигурки, выставленные в Музее золота при Государственном банке Колумбии. Они не раз экспонировались на передвижных выставках "Сокровища Колумбии", проводившихся в различных странах мира. Но только в 1969 году американский ювелир Эмануэль Стауб обратил внимание на то, что одна из крылатых фигурок, копией которой он располагал, как-то уж очень сильно смахивает на самолет. Ювелир переслал копию своему другу, известному зоологу Айвену Сандерсону, руководителю Общества по изучению необъясненного. Ученому сразу стало ясно, что фигурка, названная в выставочном каталоге "зооморфной", в действительности не имеет прототипов среди животных. В то же время несколько авиационных экспертов, с которыми консультировался Сандерсон, признали в находке модель летательного аппарата. А возраст ее составлял более тысячи лет.
Статья Сандерсона о древнем самолете, опубликованная в конце 1969 года журналом "Аргоси", произвела сенсацию - и побудила к поискам аналогичных фигурок в музеях и частных собраниях. Всего к настоящему моменту известно свыше тридцати "золотых самолетиков". Обычно их находили в захоронениях индейских вождей. Предполагается, что при жизни хозяев эти предметы использовались в качестве нагрудных украшений или амулетов. Благодаря наличию в захоронениях органических остатков, поддающихся датировке радиоуглеродным методом, время изготовления крылатых амулетов известно с достаточной точностью - около 500 года нашей эры. Авторами этих шедевров являлись мастера индейской культуры толима, жившие на территории нынешней Колумбии, в среднем течении реки Магдалена. Однако творения их рук встречались далеко за пределами названного региона. Так, в берлинском Музее этнографии хранится "самолетик", найденный на территории Коста-Рики. Сообщалось об обнаружении подобных изделий из золота в Венесуэле и Перу.
Не все фигурки этого типа обнаруживают столь же яркое внешнее сходство с самолетом, как экземпляр, обследованный Сандерсоном. Более того, изготовители фигурок явно изображали некое живое существо, о чем свидетельствуют глаза и пасть. Соответственно классификации этих предметов специалистами по древним культурам Америки носят биологический оттенок. Крылатые амулеты часто связывают, например, с "культом насекомых". Аналогичный экспонат из Музея естественной истории в Чикаго снабжен подписью "летучая рыба", а его собрат из Музея примитивного искусства в Нью-Йорке подается публике как "крылатый крокодил". И все же, несмотря на различие форм, практически все крылатые фигурки из золота сохраняют принципиальную схему самолета, которой нет точных соответствий в природе. На каждом экземпляре легко показать кабину, фюзеляж, крылья, стабилизаторы, киль...
Все споры вокруг колумбийских "самолетиков" оставались умозрительными, пока за дело не взялись Алгунд Энбом и Петер Белтинг из немецкого городка Лер. Этих очень разных по профессии людей - медика и офицера ВВС - объединил глубокий интерес к истории авиации. Вдобавок Белтинг уже давно увлекается моделированием самолетов. Энтузиасты приняли решение построить увеличенные копии крылатых фигурок и испытать их в полете.
Для копирования были выбраны две фигурки, наиболее похожие на самолет - та, которая прославилась благодаря публикациям Сандерсона, и золотой амулет, хранящийся в Смитсоновском институте в Вашингтоне. По размерам модели превосходили миниатюрные оригиналы в 16 раз, но сохраняли все их пропорции и особенности формы. Для вящего сходства копии покрыли золотистой краской. Так как по виду колумбийских "самолетиков" трудно было определить, какого рода двигатель мог на них стоять, Петер Беллинг создал модели в двух вариантах - с пропеллером и реактивным движком.
Результат был ошеломляющий. Радиоуправляемые модели оказались в состоянии выполнять даже такие фигуры пилотажа, как бочка и петля! Они уверенно маневрировали в воздухе и заходили на посадку, несмотря на поднимавшийся время от времени ветер. В ходе испытаний у моделей не выявилось абсолютно никаких аэродинамических недостатков. Даже с выключенным двигателем они превосходно планировали.
Этот экспонат комнаты 22 Египетского музея в Каире носит инвентарный номер 6347. В его судьбе много общего с судьбой колумбийских крылатых фигурок. Предмет был найден археологами в 1898 году близ Саккары в захоронении, датируемом III веком до н.э. Находку поместили в ящик с ярлыком "Деревянные фигурки птиц", где она пролежала довольно долго, пока ее не выставили в музейной экспозиции. Целых полвека по ней равнодушно скользили взоры посетителей, - вплоть до 1969 года. Переломным моментом в своей судьбе древнеегипетская "птица" обязана доктору Халилу Мессихе, который помимо основной специальности имеет археологическое образование и серьезно увлечен изучением египетских древностей. Он-то и узрел очевидное: деревянная "птица" больше напоминает самолет или планер.
Предмет N 6347 изготовлен из твердого дерева сикомораи весит около 40 грамм. Длина "птицы" - 14,2 см, размах крыльев - 18,3 см. Носу фигурки придана клювовидная форма, с одной стороны даже нарисован глаз - на другой стороне он почему-то отсутствует (возможно, стерся). Кроме этого, у модели нет никаких признаков пернатых. В частности, хвост, как и у колумбийских "самолетиков", представляет собой вертикальный киль. Крылья и корпус имеют явно аэродинамические, "зализанные" контуры.
Знатоки в области конструирования летательных аппаратов констатировали: да, похоже на модель планера, но с одним конструктивным изъяном - нет горизонтального оперения, стабилизаторов, без которых планер будет неустойчив в полете. Понимал это и Халил Мессиха. Решение проблемы ему видится таким: "Часть хвоста отломана. По-видимому, на нем крепились в горизонтальном положении рули высоты". Исходя из такого предполжения, Мессиха изготовил из платана точную копию экспоната N 6347, добавив стабилизатор, и испытал ее в полете. Она замечательно планировала, а, будучи оснащена моторчиком и пропеллером, развивала скорость до 95 км/час и оказалась даже способной нести груз!"
Сразу же после сенсационного открытия в 1971 году была образована специальная комиссия из авторитетных египетских археологов и авиационных экспертов для изучения данной находки и поиска ее аналогов в запасниках Египетского музея. И аналоги нашлись. 12 января 1972 года в центральном зале музея открылась выставка древнеегипетских "моделей самолетов", которая насчитывала уже 14 экспонатов!
Музей при государственном банке Колумбии. В нём хранятся золотые фигурки, по форме напоминающие птиц, размером от 1 до 4 см. Все они найдены в захоронениях индейских вождей. Предполагается, что эти предметы использовались в качестве нагрудных украшений или амулетов. Время изготовления их определено с достаточной точностью - около 500 лет до н.э.
В то время Колумбию населяли племена Талима. Исторические факты отображены на музейных табличках. Казалось бы никаких тайн. Но в 1969 г. ювелир Эммануэль Стауб обратил внимание на одну из фигурок. Она очень напомнила ему самолёт. Стауб переслал копию своему другу, известному зоологу. Зоолог пришёл к выводу, что прототипов у этой фигурки среди животных нет. К распознанию предмета подключились авиационные эксперты. Они признали в находке копию летательного аппарата.
Древние индейские племена и самолёт. Такого не может быть. Сенсационная весть мгновенно облетела весь мир. Начались поиски аналогичных фигурок в музеях и частных собраниях мира. В результате сегодня известно уже свыше 30-ти золотых самолётиков. И найдены они были не только в Колумбии, но и на территории Перу, Коста-Рики, Венесуэлы, Индии.
Более внимательно принялись изучать древние манускрипты. Ведь именно в них описываются некие летательные аппараты - виманы. Индейские манускрипты содержат подробные сведения о типах и разновидностях механизмов для полётов. Даже есть описание двигателей и топлива. Древними летописцами детально описаны подробности, например следы на земле от колёс летательных объектов, длина лётного разбега. Можно предположить, что какие-то летающие объекты находились в их поле зрения и люди могли внимательно рассмотреть их.
Но есть и другая версия. Возможно и в древние времена существовали писатели-фантасты. Они придумывали и описывали летающие объекты будущего - наши самолёты, глядя например на какую-нибудь неведомую нам гигантскую стрекозу. Фантазии древних биоников. Почему бы нет? А древние мастера перенесли взгляд фантастов на предметы искусства. Так могли возникнуть и золотые фигурки-самолётики. Но так ли это? Какую тайну скрывают эти загадочные странные амулеты? Сумеем ли мы разгадать их секрет?
У этой истории есть продолжение
Подобные необъяснимые находки, как замечает автор книги "Вещи, которых не могло быть", нередко наводят на мысль о пришельцах из космоса, которые, мол, познакомили землян, находящихся тогда на куда более низкой ступени развития, с плодами технического прогресса высокоразвитой цивилизации. При всем скепсисе по отношению к такого рода гипотезам, нельзя не признать, что некоторым артефактам трудно найти более рациональное объяснение.
Bildunterschrift: Немецкие инженеры с действующими моделями "золотых самолетов"
В одной из глав книги, например, рассказывается о золотых амулетах пятисотлетней давности, обнаруженных в Колумбии. Некоторые из них хранятся в Германии, в Бременском музее Америки. Внешне они напоминают маленькие (от двух до пяти сантиметров длиной) золотые... самолеты. Скорее всего, эти кулоны, которые носили на груди, имели религиозное значение. Скептики говорят, что мы наверняка имеем здесь дело со стилизованными изображениями насекомых, птиц или крокодилов с крыльями, но прямых аналогов в природе эти предметы не имеют. Дельтовидное крыло, высокая вертикальная плоскость хвостового оперения, горизонтальный руль высоты, - все это куда более характерно для летательного аппарата. Но как он попал в цивилизацию толима, представители которой жили в Южной Америке даже еще до ее открытия Колумбом?!
Загадка этого артефакта побудила одного из американских ученых провести эксперименты в аэродинамической трубе, и оказалось, что "кулоны" действительно могут летать. А в 1997 году три немецких инженера - Альгунд Энбом (Algund Eenboom), Петер Белтинг (Peter Belting) и Конрад Любберс (Conrad Lübbers) - построили в масштабе 16:1 модели древних самолетиков. Многолетние испытания показали: они обладают вполне современными летными качествами.
Ну и видео о том как они летают
В столице Колумбии городе Богота расположен знаменитый Музей золота (Museo del Oro). Музей известен тем, что хранит самую большую коллекцию золотых изделий индейцев доколумбовой эпохи. В числе прочих изделий из золота в музее хранится небольшая коллекция загадочных изображений стилизованных животных, обозначенные в каталогах как «зооморфные животные».
Несмотря на наличие у фигурок глаз, зубастых пастей и других органов, присущих животным, эксперты не смогли отождествить золотые изображения ни с одним из известных науке представителей как ископаемой, так и современной фауны.
Одна из фигурок данной коллекции - так называемая «золотая птичка инков» - четырехсантиметровое золотое изображение крылатого существа, имеющего дельтовидное крыло и вертикальную плоскость хвостового оперения (у птиц такого не встречается).
Именно эта фигурка, прозванная позднее «Колумбийским золотым самолётиком», привлекла внимание американских авиаконструкторов во время экспозиции выставки «Золото доколумбовой Америки», проходившей в Метрополитен-музее Нью-Йорка.
Конструкторы увидели в крылатой фигурке не фантастическую птицу, а модель летательного аппарата, опознав в очертаниях фигурки кабину, фюзеляж, крылья, стабилизаторы, киль... Была достигнута договорённость с руководством выставки, в результате которой золотой артефакт прошёл исследования в аэродинамической трубе. Эффект был потрясающим – древний «самолётик» продемонстрировал прекрасные аэродинамические свойства… на сверхзвуковых скоростях, которые способны достигать реактивные самолёты.
Проведённые испытания подтвердили, что древняя фигурка является моделью сверхзвукового летательного аппарата, но не объяснили факта возникновения несколько тысяч лет назад модели сверхзвукового самолёта у инков и того, где древний ювелир мог увидеть прообраз для своего творения.
Следует отметить, что «колумбийский золотой самолётик» является далеко не единственным найденным в Южной Америке артефактом, изображающим летательный аппарат. На настоящий момент насчитывается 33 подобных артефакта, найденных в Колумбии, Перу, Коста-Рике и Венесуэле. Все они в различное время были извлечены из захоронений индейских вождей.
Долгое время скептики решительно отвергали принадлежность данных изделий к авиации – слишком это выглядело фантастически. Однако эксперимент, проведенный в Германии энтузиастами авиамоделирования, опроверг их доводы. Для опыта были взяты золотые фигурки из двух музеев - Колумбийского музея золота и музея при Смитсоновском институте в Вашингтоне. Выбор пал на две крылатые фигурки, наиболее похожие на современные самолёты.
Увеличенные в 16 раз точные копии фигурок, снабженные моторами и радиоуправлением, показали отличные аэродинамические свойства, уверенно выполняя все фигуры высшего пилотажа. С выключенными моторами модели свободно планировали в воздухе.