Цветовая гамма в романе преступление и наказание. Значение цвета в «преступлении и наказании


В романе Достоевского “Преступление и наказание” множество символических деталей. Символичны имена героев, многозначительны открывающиеся пейзажи, интерьеры. Характерен и цветовой колорит романа, его цветовая гамма. Исследователи творчества Достоевского не раз отмечали преобладание в цветовой гамме романа одного цвета – желтого. Действительно, все действие в романе происходит практически на желтом фоне. Желтый тон в романе проникает не только в интерьер, но и в портрет. Алена Ивановна одета в пожелтелую меховую кацавейку, в комнате ее – желтые обои, мебель из желтого дерева, картинки в желтых рамках. У Раскольникова “исхудалое, бледно-желтое лицо”, в комнате его – “грязные, желтые обои”, когда Родиону становится плохо, ему подают “желтый стакан, наполненный желтою водою”. “Больное, темно-желтое лицо” у Порфирия Петровича, в кабинете его – казенная мебель, “из желтого, отполированного дерева”. У Катерины Ивановны – “бледно-желтое, иссохшееся лицо”, “отекшее от постоянного пьянства, желтое лицо” у Мармеладова, в комнате Сони – “желтоватые обшмыганные и истасканные обои”. В желтых тонах дан в “Преступлении и наказании” и образ Петербурга. Вот, стоя на мосту, Раскольников видит женщину “с желтым, продолговатым испитым лицом”. Неожиданно она бросается в воду. Раскольников узнает, что у нее уже не первая попытка самоубийства. Раньше она “удавиться хотела”, “с веревки сняли”. В этой сцене воплощается мотив безысходности, тупика, когда человеку “уже некуда идти”. Уныло и грязно смотрятся ярко-желтые домики на Большом проспекте, неподалеку от которого застрелился Свидригайлов. Каков же смысл этого желтого колорита в романе Достоевского? Известно, что желтый цвет – цвет солнца, цвет жизни, радости, энергии, располагающий к общению и открытости. В романе же значение этого цвета как будто перевернуто: он зачастую обрамляет бедность, болезни и смерть. Раскольников сидит в одиночестве в своей “желтой каморе”, перед смертью Свидригайлов снимает номер в дешевой гостинице, и в комнате его – все те же грязные, желтые обои. В постоянном, демонстративном использовании этого цвета – горькая ирония Достоевского и одновременно глубокий гуманистический подтекст. Желтый цвет, ставший в романе грязным, яркость которого приглушена, – это приглушенные, затушеванные грязью жизни, приглушенное жизнелюбие, способности и таланты, задавленная радость творчества, невостребованные человеческие силы и возможности. Вместе с тем Достоевский дает нам понять, что его герои, потерянные и одинокие, больные и задавленные бедностью, тоже достойны нормальной жизни. Это одно из значений желтого цветового фона. Однако не стоит забывать, что желтый цвет при всей его жизненной силе – очень импульсивный цвет, цвет, будящий воображение, активизирующий деятельность мозга, подвигающий человека к действиям. Желтый цвет в романе постоянно сопровождает Раскольникова, и мысли его действительно очень беспокойны, а поступки – импульсивны. Иногда герой впадает в беспамятство, иногда становится необычайно активным, энергичным. Кроме того, здесь угадывается еще одно значение желтого цвета. Желтый цвет напоминает нам солнце, солнце ассоциируется с властью, величием (король-солнце Людовик XIV). Идея власти присутствует и в теории Раскольникова: “власть над всем муравейником”, над тварями дрожащими – именно этого жаждет герой в романе. Однако в критике встречаются и другие интерпретации желтого фона у Достоевского. С. М. Соловьев, например, считает, что желтый цвет ассоциируется здесь с атмосферой болезненности, печали, подавленности. Кроме того, не стоит забывать о том, что “Преступление и наказание” – петербургский роман. А Петербург второй половины XIX века – город “золотого мешка”. “Страсть к золоту сильнее любви, в царстве денежных отношений любовь, красота, женщина, ребенок…превращаются в товар, которым можно торговать…” – писал В. Я. Кирпотин. Поэтому желтый цветовой фон в романе, кроме того, символизирует золото, товарно-денежные отношения. Кроме желтого цвета, в описаниях природы, в портретах в романе Достоевского часто встречается красный цвет, который связан в основном с образом Раскольникова. В своем первом сне он видит больших, пьяных мужиков в красных рубахах. У них красные лица. Рядом сидит “бабенка” в красном. На мосту Раскольников видит закат “яркого, красного солнца”. Процентщице он закладывает “маленькое золотое колечко с тремя красными камешками”. Под кроватью Алены Ивановны он находит укладку, “обитую красным сафьяном”. Под белой простыней у старухи лежит заячья шубка, “крытая красным гарнитуром”. Красный цвет здесь воплощает собой агрессию, ярость, гнев. Крайнее воплощение его – кровь. Таким образом, цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию. Все позитивное, радостное в жизни героев настолько затушевано, размыто и приглушено, что в человеке начинает доминировать агрессивное, разрушительное начало, льется кровь. Так, цветовой фон сливается в романе с его философской направленностью, мыслями о мире и человеке.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Все уровни организации художественного текста “Преступления и наказания” подчинены стержневой мысли произведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Рас-кольникова о делении человечества на две неровные части неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых Read More ......
  2. Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат – символе петровской эпохи – писали А. С. Пушкин (“Медный всадник”), Н. В. Гоголь (“Невский проспект”), Андрей Белый (“Петербург”), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. В своем Read More ......
  3. В произведениях Достоевского цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Использование цветовых обозначений Достоевским послужило темой некоторых научных исследований. Анализируя использование цветовых определений в романе Преступление и наказание, один из исследователей творчества писателя, С. М. Read More ......
  4. Действие романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы и парки – “полнощных стран Read More ......
  5. Что такое сны? Откуда они берутся? На этот вопрос до сих пор никто не знает ответа. Зато изображение сна, – описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Сны очень часто применяются писателями для передачи внутреннего состояния героя, так Read More ......
  6. Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели – от М. В. Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще А. С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н. В. Гоголя, А. Read More ......
  7. Городом разрушения и унижения в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Петербург. Петербург в романе – это не только город, где живут герои, Петербург выступает своеобразным участником событий, действующим лицом. К теме Петербурга обращались многие писатели, мы можем Read More ......
  8. Портреты героев, пейзажи, интерьеры – все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе “Преступление и наказание” соответствуют мрачные, уродливые интерьеры. В этом Read More ......
Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

А. С. Пушкин. «Медный всадник»

Петербург... Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого гения великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой природе. Так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников. Именно здесь, в Петербурге, на котором лежит печать проклятия, он вынашивает свою чудовищную идею.

Действие романа «Преступление и наказание» разворачивается не на площади с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который был для современников своего рода символом достатка, положения в обществе, пышности и великолепия. Петербург Достоевского – это отвратительные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки, тесные дворы-колодцы и темные задворки. Здесь душно и нечем дышать от вони и грязи; на каждом углу попадаются пьяные, оборванцы, продажные женщины. В этом городе постоянно происходят трагедии: с моста на глазах у Раскольникова пьяная женщина бросается в воду и тонет, под колесами щегольской барской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, а на бульваре Раскольников встречает молоденькую девушку, которую «где-нибудь напоили, обманули, да так и пустили на улицу».

Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, многие персонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая , «похожая на шкаф или сундук», каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, становятся предвестниками недобрых событий.

Предвестником недобрых событий является также красный цвет. За полтора месяца до убийства Раскольников отправляется заложить «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками» – подарок сестры на память. «Красные камешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови . Цветовая деталь повторяется: красные отвороты на сапогах Мармеладова замечает Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению... Многократно используется красный цвет в романе (сцена избиения лошади) прямо и косвенно через упоминание о крови .

Глаза Раскольникова уже привыкли «к городской пыли, к известке и к громадным теснящим и давящим домам». Отвратительны не только улицы, мосты и дворы, но и жилища героев романа – «нищие, униженные и оскорбленные».

Гнетущее впечатление производят многочисленные и подробные описания кривых лестниц, низких площадок и серых комнат-клеток. В такой крошечной каморке, больше похожей на «гроб» или «шкаф», где «вот-вот стукнешься головой о потолок», влачит свое существование главный герой. Не удивительно, что здесь он ощущает себя задавленным, забитым и больным, «тварью дрожащей». В самом воздухе Петербурга словно растворена какая-то губительная и нездоровая страсть. Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, царящая здесь, обретает зловещие черты в воспаленном мозгу Раскольникова, его преследуют образы насилия и убийства. Он – типичное порождение Петербурга, он, как губка, впитывает ядовитые испарения смерти и тления, и в душе его происходит раскол: в то время как его мозг вынашивает идею убийства, сердце переполняет боль за страдания людей. Он не задумываясь отдает последнюю копейку попавшим в беду Катерине Ивановне и Соне, пытается помочь матери и сестре, не остается безучастным к незнакомой проститутке на улице. Но тем не менее раскол в его душе слишком глубок, и он переступает черту, отделяющую его от прочих людей ради того, чтобы «сделать первый шаг» во имя «всеобщего счастья».

Раскольников, возомнив себя сверхчеловеком, становится убийцей, как некогда стал убийцей и палачом сам этот город. Его великолепные дворцы стоят на костях десятков тысяч людей, их предсмертные стоны и проклятия застыли в его изысканной архитектуре. Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А. С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург неоднозначен:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Сказка, холод и гранит...

В. Г. Белинский в письмах признавался, как ненавистен эму Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у В. Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь.

Все уровни организации художественного текста «Преступления и наказания» подчинены стержневой мысли произведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Раскольникова о делении человечества на две неровные части неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых занимает сам герой. Роман проникнут символикой. Многие исследователи обращали внимание на «символическую заостренность литературных характеров Достоевского». Но совершенно особую роль в произведении играет цвет.

В произведениях Достоевского цвет, цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Анализируя использование цвета в романе «Преступление и наказание», можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Но цветовая гамма в описаниях писателя вовсе не ограничивается только желтым цветом, так как на протяжении всего романа мы встречаем и белый , и красный , и черный цвета, которые играют немаловажную роль во всех описаниях.

Вернемся к основному цвету произведения – желтому . Какова его символика? Прежде всего, желтый цвет ассоциируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое , он способен вызвать радостные эмоции. Однако в романе «Преступление и наказание» этого не происходит. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей – болезненный цвет. Например: «Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару»; «Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою...»

Здесь «желтый сахар» сочетается с надтреснутым сломанным чайником и «слитым чаем», который также имеет желтый цвет. Во втором примере – « желтый стакан», т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: « пожелтелая меховая кацавейка» Алены Ивановны, «совсем рыжая , вся в дырах и пятнах» шляпа Раскольникова и т.д.

Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями... «Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки в желтых рамках...» Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в 6 длиной, имевшая самый жалкий вид со своимижелтенькими , пыльными, всюду отставшими от стены обоями...». Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. Например: Мармеладов – «с отекшим от постоянного пьянства желтым , даже зеленоватым лицом и с припухшими веками...»; лицо Порфирия Петровича было «цвета больного, темно-желтого ».

Иногда в описании портретов героев определение « желтый » уступает место близкому по эмоциональной и цветовой окраске определению « бледный ». Например: « бледное , с горящими глазами лицо» Сонечки, «... краска бросилась в бледное лицо Дуни» и т.д. Желтизна и бледность – неотъемлемая характеристика всех жителей Петербурга. Это подтверждается в эпизоде встречи Сони с незнакомым барином: «широкоскулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский...»

Таким образом, желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщейубогости и болезненности . Автор наблюдает за своими героями через «желтые очки». Так случается с человеком, который теряет сознание и какое-то время видит все в желтом цвете. И на этом же фоне большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови . Раскольников замечает, что в квартире «стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки».

Контраст красного цвета на фоне желтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова. Так же резко на фоне болезненно-желтого цвета выделяются и другие краски, и прежде всего цвет глаз у героев. Это «замечательные голубые глаза Сонечки» и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с «холодным, тяжелым взглядом»; это «прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом» на первых страницах романа и эти же глаза «с воспаленным», а затем и «помертвевшим взглядом» после совершенного убийства и т.д. По этим примерам можно увидеть, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т.е. глубокого, цвета к «воспаленному», т.е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т.е. бесцветному.

На фоне желтого, серого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой. Зеленый цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. Он встречается во втором, «африканском» сне Раскольникова об оазисе, выражая неосознанную жажду душевной ясности и чистоты, наяву же это чувство подавляется. Сонечка – идеал христианской кротости и смирения появляется в конце произведения в зеленом платке. Сам момент, когда она его надевает, символичен. Это случается в Сибири, в остроге, куда она в очередной раз приходит навестить Раскольникова в то утро, когда в нераскаявшемся убийце происходит перелом. Идя утром на «работы», он видит дальний берег, где «была свобода, где жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли времена Авраама и стад его». Именно в это утро Раскольников понимает, что бесконечно любит Соню, чувствует, что воскрес, что наконец-то «наступила жизнь».

Итак, можно сделать вывод о том, что использование определенных цветов в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (черный, сиреневый, голубой, синий, коричневый, розовый и т. п.) и не ограничивается, как это может показаться на первый взгляд, только желтой палитрой.

Цвет как средство психологической характеристики в романе

Л.Н. Толстого «Война и мир»

Цвет воздействует на мысли человека, его поведение, самочувствие, взаимоотношения с окружающими. Цвет позволяет выявить скрытое значение наших поступков. Существует особый язык цвета, преодолевающий обычные языковые барьеры. Это универсальный язык, вроде музыки. Рассмотрим шедевр мировой литературы, роман–эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», с точки зрения цветовой символики.

Лев Николаевич Толстой был тонким психологом, всегда точно выражающим внутреннее состояние героя, используя изобразительно-выразительные средства. Писатель знал и «волшебные» свойства цвета.

При чтении романа «Война и мир» бросается в глаза многоцветье отдельных сцен, в то время как в целом роман черно-белый .

Наиболее яркими в цветовом плане, звучащими являются самые значительные эпизоды романа: первый бал Наташи Ростовой, сцены охоты, святок, Бородинского сражения и другие.

Поэтому можно предположить, что Толстой придавал большое значение символике цвета, как важному средству раскрытия внутреннего мира героев и глубокому пониманию выделяемых таким образом сцен для уяснения главной мысли романа.

Остановимся на сцене разговора Наташи с мамой, где юная героиня очень точно характеризует Бориса Друбецкого и Пьера Безухова. Она, понимающая людей не умом, а сердцем, мыслит образно: Борис «очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые, узкий, знаете, серый , светлый… Безухов – тот синий , темно-синий с красным , и он четвероугольный, он славный, темно-синий с красным ».

В восприятии Наташи Борис узкий, как часы, что ассоциируется с механической расчетливостью, которая заложена в нем, с его целеустремленностью, он будущий карьерист, а также с размеренностью и методичностью. Друбецкой и в самом деле узок и размерен, как часы, и Наташе, пылкой, страстной, живой натуре с ним не по пути.

Дополняет эту характеристику Бориса чувственно-цветовое восприятие. Серый – расчет, печаль, отсутствие непосредственности, эмоциональной интенсивности. Серый цвет отличается тусклостью, он не вызывает никакого возбуждения, он нейтрален, а следовательно, не представляет для Наташи особого интереса.

Светлый же Борис для героини потому, что в ней еще живут воспоминания о беззаботном детстве, их играх в доме Ростовых, первой влюбленности. И это чувство еще теплится в Наташе, несмотря на его жажду славы, он остается для нее «очень мил».

Если Друбецкой «узкий, как столовые часы», Безухов – четвероугольный, надежный, солидный и несмотря на кажущуюся рыхлость, четко очерченный; причем четкая очерченность Пьера еще связана и с цветовой характеристикой: « темно-синий с красным » – это интенсивные, густые тона, говорящие об эмоциональной, душевной подлинности, прочности, жизненной надежности. Его путь – это путь к обретению твердой позиции.

Темно-синий цвет соответствует чувству удовлетворения, защищенности, символизирует верность, преданность. Здесь Наташа не просто указывает на синий цвет, но и добавляет к нему красный , который символизирует жертвенность, заложенную в Пьере. Он проявляет ее, когда отдает часть состояния масонству, в отношениях с Элен и тому подобное. Он все время подвергает себя опасности, рискует жизнью и ему надо быть осторожнее. Вот что включает в данном случае красный цвет.

Так понимает этих героев Наташа, что вполне соответствует истинной сути Бориса и Пьера, их характерам, их жизненным идеалам. Восприятие героини уточняет, на эмоциональном уровне углубляет наше понимание характеров этих двух персонажей.

Одним из самых ярких эпизодов романа является первая встреча Болконского с Наташей. Князь Андрей заезжает по делам в Отрадное к Ростовым. Он пребывает в дурном настроении, все кажется ему серым и мрачным, жизнь для него потеряла смысл. Но вдруг, Болконский видит Наташу, выбегающую ему на встречу: « черноволосая , очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком». Она, словно лучик солнца, осветила князя Андрея. Желтый цвет – легкий, сияющий, а потому согревающий, символизирует радость, веселье, счастье, обновление. Все в один момент меняется в глазах Болконского: «День был так хорош, солнце так ярко, кругом все так весело».

Желтый цвет мы увидим в образе лунной ночи, которой будет любоваться Наташа. Этот цвет в своей внешней чистоте всегда несет в себе природу светлого, ему присущи радость, бодрость, нежное возбуждение. Это как раз соответствует состоянию Андрея Болконского, слышащего разговор Наташи с Соней. Серебристый свет, исходящий от луны, указывает на мечтательность, богатое воображение героини, она хочет улететь в небо. Также этот цвет символизирует женственность, отличается стойкостью и желанием достичь душевного равновесия, гармонии.

Наташа пробуждает в князе Андрее «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд». Она, словно живительный бальзам, проникает в отчаявшуюся душу Болконского. Автор при помощи цвета показывает перемену, произошедшую в герое. Сочная, темная зелень дуба, которую видит князь Андрей, возвращаясь от Ростовых, олицетворяет гармонию, всеобъемлющую любовь, наполняющую душу Болконского. Зеленый отражает состояние сердца, является символом возрождения.

При помощи цветописи Л.Н. Толстой дополняет психологическую характеристику героев, ярче изображает их внутренний мир . Раскрашивая в цвета отдельные сцены, писатель делает на них акцент, обращая внимание читателя . Пусть цвет не является самой важной психологической характеристикой героев, но он вносит завершенность, помогая глубже проникнуться в души героев.

Феномен цвета - предмет изучения многих фундаментальных наук и составляющая многих искусств. Цвет в жизни человека сопровождает его повсюду каждое мгновение и его психологическое влияние является колоссальным. В природе нет неокрашенных предметов и нет ни одного оттенка цвета, не вызывающего эмоционального отклика. Психологи считают, что цвет бросает вызов человеку, призывает его к действию, оттенки вызывают различные настроения.

История изучения цвета насчитывает века. Попытки постижения его феномена охватывают все стороны деятельности человека: обыденный опыт, художественное познание мира, научный анализ. В разное время множество ученых занимались исследованием влияния цвета на ощущения человека.

Гете помимо своей литературной деятельности интересовался живописью и ее влиянием на искусство, им был создал труд “Учение о цветах”. В нем содержится раздел, посвященный “чувственно-нравственному” действию цвета. Под этим действием Гете понимал душевный отклик, рождающийся у наблюдателя при восприятии цвета:

«Так как в ряду изначальных явлений природы цвет занимает столь высокое место, несомненно с большим многообразием выполняя положенный ему простой круг действий, то мы не будем удивлены, если узнаем, что он в своих самых общих элементарных проявлениях, независимо от строения и формы материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, оказывает известное действие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душевное настроение…Взятый как элемент искусства, цвет может быть использован для содействия высшим эстетическим целям» (Иоганн Вольфганг Фон Гете "Учение о цвете" 1810г.)

Прием применения цвета как символа активно используется в литературе, это так называемый «язык цветов» , чтобы максимально точно передать смысл и настроение произведения. Один из ярких примеров - роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Автор использует цвет как символ, и этим символизмом проникнут весь роман. Достоевский - писатель-психолог, в его произведении часто используются цвета, некоторые из которых часто повторяются, никак не может быть случайным.

Цвет помогает нам понять душевное состояние, характер героев, он активно используется в описании города и помещений, в которых разворачиваются действия и позволяет читателю эмоционально настроиться на восприятие романа.

Основным и практически фоновым цветом в произведении является желтый и его оттенки. В обычной жизни это позитивный цвет, он ассоциируется с солнцем. Гете писал о нем: «Это ближайший к свету цвет. В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Золото в совершенно чистом виде дает нам, особенно если еще присоединяется блеск, новое и высокое представление об этом цвете; также и яркий желтый оттенок, выступающий на блестящем шелке, например на атласе, производит великолепное и благородное впечатление.

Если этот цвет в своей чистоте и ясности приятен и радостен, в своей полной силе имеет что-то веселое и благородное, то, с другой стороны, он очень чувствителен и производит неприятное впечатление, если он загрязнен или до известной степени сдвинут в сторону холодных тонов. Так, цвет серы, отдающий зеленым, имеет что-то неприятное. Такое неприятное впечатление получается, если желтая краска сообщается нечистым и неблагородным поверхностям, как обыкновенному сукну, войлоку и тому подобному, где этот цвет не может проявиться с полной силой. Незначительное и незаметное смещение превращает прекрасное впечатление огня и золота в гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается в цвет позора, отвращения и неудовольствия.»(Иоганн Вольфганг Фон Гете "Учение о цвете" 1810г.)

Именно такой грязноватый желтый встречается в «Преступлении и наказании». Обои в комнатушке у Раскольникова «грязные желтые с одним неуклюжим белым цветком», у старушки «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах», ее «истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Такого же цвета лица некоторых героев произведения: Мармеладова - «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками», Порфирия Петровича - «цвета больного, темно-желтого», лицо у спившейся женщины, которая хочет покончить с собой и кидается в реку: «он увидел женщину, высокую, с платком на голове, с желтым, продолговатым, испитым лицом», Катерины Ивановны перед смертью: «Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзничь назад».

В эпизоде, когда Раскольникову становится плохо в полиции «Он оглянулся и увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою».

Настасья приносит Раскольникову в комнату чай от хозяйки:

«Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, с спитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару».

«Шапка Раскольникова «совсем рыжая, вся в дырах и пятнах» - желтый здесь превращается в рыжий, для того чтобы показать крайнюю его степень, ужасную заношенность.

Часто этот цвет встречается в описании Петербурга, где разворачиваются события.

«Характерно, что и самое место действия романа - Петербург (его роль в романе огромна) - на границе бытия и небытия, реальности и фантасмагории, которая вот - вот рассеется, как туман, и сгинет. И Петербург как бы лишен внутренних оснований для оправданной стабилизации, и он - на пороге» (Михаил Михайлович Бахтин "Проблемы поэтики Достоевского", глава "жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений Достоевского", 1972 г.) Немного позже я приведу его цитату по поводу того, почему герои у Достоевского часто оказываются на пороге. Возвращаясь к теме цветовой гаммы романа - ярко-желтые дома встречаются на грязной окраине на пути Свидригайлову за несколько минут до его самоубийства: «Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями.»

Комната главного героя настолько ничтожно мала, что сравнивается автором с желтым шкафом и описана так: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями».

Все это описание убогой желтизны звучит монотонно и вызывает общее ощущение грязноватости, душевного расстройства, болезненности. Жизнь героев представляется в убогой атмосфере, детали отражают гнетущую безысходность:

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу».

Художник и теоретик изобразительного искусства Василий Кандинский в своей книге «О духовном в искусстве» пишет:

«Скольжение нашего взора по покрытой красками палитре приводит к двум главным результатам: 1) осуществляется чисто физическое воздействие цвета, когда глаз очарован его красотой и другими его свойствами. Зритель испытывает чувство удовлетворения, радости, подобно гастроному с лакомым куском во рту. Или же глаз испытывает раздражение, какое мы ощущаем от острого блюда. Эти ощущения затем угасают или утихают, как бывает, когда коснешься пальцем куска льда. Во всяком случае все эти ощущения физические и, как таковые они непродолжительны. Они также поверхностны и не оставляют после себя никакого длительного впечатления, если душа закрыта. Как при прикосновении ко льду можно испытать только ощущение физического холода, и это ощущение забывается при согревании пальца, так забывается и физическое действие цвета, когда от него отвернешься. Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так же и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание.»(Василий Васильевич Кандинский "О духовном в искусстве", глава "Действие цвета", 1992 г.)

Так и в «Преступлении и наказании» - желтый встречается так часто, что запоминается читателем, оставляет стойкое ощущение подавленности.

Помимо основного, в романе используются и другие цвета, но все они выступают на его фоне.

Автору было важно указать не только цвет глаз Сони, но и Раскольникова: «прекрасные темные глаза его с горящим взглядом» - не случайно взгляд обоих героев «горящий», ведь к концу романа выяснилось, что у них в целом много общего и герои становятся близкими людьми. На протяжении романа взгляд Раскольникова меняется: он из «горящего» переходит в «воспаленный», а ближе к концу даже становится «помертвевшим». Эти метаморфозы происходят по ходу сюжета и тоже не случайны, то есть демонстрируют постоянно изменяющееся душевное состояние героя.

В описании внешности Сони упоминается, что у нее голубой цвет глаз: «замечательные голубые глаза». Голубой цвет встречается в сне Раскольникова перед убийством. Он видит пустыню и оазис с голубой водой, которой хочет напиться. Здесь можно провести параллель с тем, что Соня необходима ему, как вода, она является его спасением.

И у Свидригайлова глаза голубого цвета, но автор упоминает, что «смотрели они холодно, пристально и вдумчиво», «с холодным, тяжелым взглядом». В данном случае один и тот же цвет в разном контексте несет противоположный смысл. В рамках одного произведения символ может иметь несколько з?аче??й. Читатель может проследить, как меняются эти з?аче??я в соответствии с развитием сюжета. Используя этот прием, Достоевский прекрасно передает изменения, которые происходят в характере главного героя после совершенного им убийства, а также описывает других героев.

Красный появляется в большом количестве в момент убийства Алены Ивановны. Ее квартира, описанная до этого в желтых тонах, резко принимает красный, как кровь, оттенок. Там «стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки», «кровь хлынула, как из опрокинутого стакана».

Красный цвет символизирует опасность, заставляет насторожиться, он означает переломный момент в жизни Раскольникова. На фоне монотонно повторяющегося и унылого желтого это очень активный цвет, и он производит сильнейшее впечатление на героя.

Красный цвет встречается в первом сне Раскольникова, а сюжеты сновидений в романе не случайны. Бахтин пишет в «Проблеме поэтики Достоевского» об этом приеме: «Достоевский очень широко использовал художественные возможности сна почти во всех его вариациях и оттенках. Пожалуй, во всей европейской литературе нет писателя, в творчестве которого сны играли бы такую большую и существенную роль, как у Достоевского. Вспомним сны Раскольникова, Свидригайлова, Мышкина, Ипполита, подростка, Версилова, Алеши и Дмитрия Карамазова и ту роль, которую они играют в осуществлении идейного замысла соответствующих романов». (Михаил Михайлович Бахтин "Проблемы поэтики Достоевского", глава "жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений Достоевского", 1972 г.)

Перед тем, как заснуть, главный герой размышляет об убийстве старушки-процентщицы, принимает окончательное решение совершить задуманное, но затем во сне видит сцену убийства лошади, засеченной ее хозяином. «- Мое добро! - кричит Миколка, с ломом в руках и с налитыми кровью глазами.», «С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы...». Сон описан с множеством жестоких подробностей и приводится не случайно - автор передает характер главного героя и намекает на то, что его натура все же не приемлет убийства, несмотря на задуманное им злодеяние. Этот эпизод заранее опровергает его теорию о причастности к разряду особенных людей, которые «право имеют».

Ярко-красный цвет встречается в описании заката в тот вечер, когда Раскольников отказался от своего «наваждения». Как будто природа поддержала его в принятом решении и хочет отгородить от жестокости. «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца.»

Зеленый цвет в романе контрастирует с желтым и красным. Зеленый ассоциируется с чем-то свежим и чистым, как весенняя трава и листья, поэтому он так выделяется на фоне грязного желтого и радикального красного.

Зеленый, как и красный, встречается в первом сне Раскольникова и выделяется на общем фоне - «серенькое время», «удушливый день», «чернеющийся вдали лесок», «пьяные и красные лица» и противопоставление - зеленый купол церкви, который виднеется вдали.

«Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам» - когда герой в болезненном состоянии идет куда глаза глядят и выходит за город. Зеленый в приведенных примерах символизирует покров, защиту, надежду на преображение и хоть его очень мало по сравнению с другими цветами, он все же встречается, чтобы показать, что в дальнейшем все будет хорошо.

Зеленого цвета дом, в котором живет Сонечка Мармеладова: «Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета», и ее платок, которым она покрывает голову Раскольникова перед тем, как он идет сознаваться в совершенном преступлении, она как бы благославляет его на этот поступок. «Соня схватила свой платок и накинула его на голову. Это был зеленый драдедамовый платок, вероятно тот самый, про который упоминал тогда Мармеладов, «фамильный». Этот же платок она надевает в тот день, когда Раскольников раскаивается, понимает, как сильно он влюблен в нее и его жизнь обретает новый смысл. Зеленый здесь символизирует духовную чистоту, искренность и начало новой жизни.

В обоих эпизодах, когда герой приходит к Алене Ивановне, присутствует черный цвет. Он поднимается по «чёрной» лестнице «тёмной и узкой», в тёмную квартиру старушки:

«Жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки», «Молодой человек переступил через порог в темную прихожую», «Лестница была темная и узкая, «черная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был неопасен».

Эта лестница встречается во сне, который приснился Раскольникову после того первого разговора с Порфирием и после появления мещанина, назвавшего героя «убивцем».

Черный символизирует неизвестность, загадку. Он еще не принял решение и не уверен в том, что готов на убийство ради идеи. И когда он приходит во второй раз, «два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты». Тогда он решается ступить в эту темноту и неизвестность. Бахтин в «Проблеме поэтики Достоевского» анализирует этот сон и пишет об интересной особенности автора ставить героя на порог:

«В приведенном сне Раскольникова пространство получает дополнительное осмысление в духе карнавальной символики. Верх, низ, лестница, порог, прихожая, площадка получают значение «точки», где совершается кризис, радикальная смена, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают запретную черту, обновляются или гибнут.

Действие в произведениях Достоевского и совершается преимущественно в этих «точках». Внутреннего же пространства дома, комнат, далекого от своих границ, то есть от порога, Достоевский почти никогда не использует кроме, конечно, сцен скандалов и развенчаний, когда внутреннее пространство (гостиной или зала) становится заместителем площади. Достоевский «перескакивает» через обжитое, устроенное и прочное, далекое от порога, внутреннее пространство домов, квартир и комнат, потому что та жизнь, которую он изображает, проходит не в этом пространстве. Достоевский был менее всего усадебно - домашне - комнатно - квартирно - семейным писателем. В обжитом внутреннем пространстве, вдали от порога, люди живут биографической жизнью в биографическом времени: рождаются, переживают детство юность, вступают в брак, рожают детей, стареют, умирают. И через это биографическое время Достоевский также «перескакивает». На пороге и на площади возможно только кризисное время, в котором миг приравнивается к годам, десятилетиям, даже к «биллиону лет» (как в «Сне смешного человека»).

Если мы теперь от сна Раскольникова обратимся к тому, что совершается в романе уже наяву, то убедимся, что порог и его заместители являются в нем основными «точками» действия.

Прежде всего Раскольников живет, в сущности, на пороге: его узкая комната, «гроб» (десь - карнавальный символ) выходит прямо на площадку лестницы, и дверь свою, даже уходя, он никогда не запирает (то есть это незамкнутое внутреннее пространство). В этом « гробу » нельзя жить биографической жизнью, - здесь можно только переживать кризис, принимать последние решения, умирать или возрождаться (как в гробах в «Бобке» или в гробу «смешного человека»). На пороге, в проходной комнате, выходящей прямо на лестницу, живет и семья Мармеладова (здесь, на пороге, когда Раскольников привел пьяного Мармеладова, он впервые встречается с членами этой семьи). У порога убитой им старухи процентщицы переживает он страшные минуты, когда по другую сторону двери, на площадке лестницы, стоят пришедшие к ней посетители и дергают звонок. Сюда он опять приходит и сам звонит в звонок, чтобы снова пережить эти мгновения. На пороге в коридоре у фонаря происходит сцена полупризнания Разумихину, без слов, одними взглядами. На пороге, у дверей в соседнюю квартиру, происходят его беседы с Соней (а по другую сторону двери их подслушивает Свидригайлов). Нет, разумеется, никакой необходимости перечислять все « действа », совершающиеся на пороге, вблизи порога или в живом ощущении порога в этом романе.

Порог, прихожая, коридор, площадка, лестница, ступени ее, открытые на лестницу двери, ворота дворов, а вне этого - город: площади, улицы, фасады, кабаки, притоны, мосты, канавки. Вот пространство этого романа. И, в сущности, вовсе нет того, забывшего о пороге, интерьера гостиных, столовых, залов, кабинетов, спален, в которых проходит биографическая жизнь и совершаются события в романах Тургенева, Толстого, Гончарова и других. Конечно, такую же организацию пространства мы обнаружим и в других романах Достоевского». (Михаил Михайлович Бахтин "Проблемы поэтики Достоевского", глава "жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений Достоевского", 1972 г.)

Белый цвет мы встречаем во сне Свидригайлова. Он видит девочку-утопленницу, которую осквернил и тем самым погубил.

Бахтин пишет, что образ униженной несчастной девочки встречается во многих произведениях Достоевского: «Отметим еще тему обиженной девочки, которая проходит через ряд произведений Достоевского: мы встречаем ее в «Униженных и оскорбленных» (Нелли), в сне Свидригайлова перед самоубийством, в «исповеди Ставрогина», в «Вечном муже» (Лиза); тема страдающего ребенка - одна из ведущих тем «Братьев Карамазовых» (образы страдающих детей в главе «Бунт», образ Илюшечки, «дитё плачет» в сне Дмитрия)».(Михаил Михайлович Бахтин "Проблемы поэтики Достоевского", глава "жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений Достоевского", 1972 г.)

Несчастная девочка, оскорбленная Свидригайловым, предпочла утопиться, чем жить опозоренной. Он видит «букеты белых и нежных нарцизов», «на покрытых белыми атласными пеленами столах, стоял гроб. Этот гроб был обит белым гроденаплем и обшит белым густым рюшем. Гирлянды цветов обвивали его со всех сторон. Вся в цветах лежала в нем девочка, в белом тюлевом платье, со сложенными и прижатыми на груди, точно выточенными из мрамора, руками». Белый ассоциируется с чистотой, непорочностью, святостью, которые он оскорбил. Нарциссы - это цветы печали, в Древней Греции они считались траурными. Ангелы на небесах в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру.

Все эти цвета в «Преступлении и Наказании» Достоевскому удается шире раскрыть содержание, скрытые смыслы и характеры внимательному читателю. Он использование цвета в качестве символа удивительно метко.

цвет литература роман достоевский

Список использованной литературы

Иоганн Вольфганг Фон Гете "Учение о цвете" 1810г., отрывкиhttp://psyfactor.org/lib/gete.htm

Василий Васильевич Кандинский "О духовном в искусстве", глава "Действие цвета", 1992 г.http://lib.ru/CULTURE/KANDINSKIJ/kandinskij.txt#BM5

Михаил Михайлович Бахтин "Проблемы поэтики Достоевского", глава "жанровые и сюжетно-композиционные особенности произведений Достоевского", 1972 г.http://philosophy.ru/library/bahtin/01/p_5.html

В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе «Преступление и наказание». Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения.

Чаще всего на страницах романа встречается жёлтый цвет. Это – «жёлтенькие обои» в комнате Раскольникова и других героев. «Пожелтелая кацавейка» у Алёны Ивановны. У Сони – «жёлтый билет». У Лужина перстень с жёлтым камнем. Жёлтая мебель, жёлтое лицо, желтые рамки, сахар тоже жёлтого цвета. Ощущение от такой цветовой гаммы не радостное, не солнечное, а наоборот — гнетущее. Эти детали отражают безысходность, с которой сталкиваются наши герои, и предвещают недобрые события.

В «Преступлении и наказании» жёлтый цвет имеет грязный оттенок, это цвет болезни, душевного расстройства. Характерной чертой, по которой мы узнаём людей, затронутых болезнью, это нездоровый жёлтый цвет. У Сони бледное лицо «с горящими глазами». У Порфирия Петровича «жёлтое лицо». Жёлтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом. Бледность и желтизна – основная портретная характеристика героев романа.

Для описания внутреннего состояния героев Достоевский использует слово жёлчный, которое имеет дополнительный смысл – злой, горький. Давайте вспомним, как Раскольников просыпается в своей комнате с желтенькими обоями, а состояние его жёлчное, раздражительное. Находясь в своей жёлтой каморке, герой жёлчно улыбается. Такая обстановка душит, давит, заставляет в голове вынашивать чудовищные теории.

Часто в романе встречается красный цвет. И оттенков у него множество: от розового до багряного.
Самой яркой является сцена убийства старухи-процентщицы. Лужи крови, красный сафьян, красный гарнитур. Данный цвет – символ действия, активности. Раскольников идёт на убийство, как на казнь. Но всё равно идёт. Сил у него почти нет. Они появляются только после первого удара топором, что символично: чувствуется в этом какая-то животная жажда крови. Герой вытирает красные от крови руки об красный гарнитур, чтоб незаметней было. И молодые мужики из первого сна Раскольникова, которые добивают лошадёнку, тоже с красными, как морковь, лицами. Проснувшись, Раскольников видит ярко-красный закат и понимает, что не сможет совершить задуманное, что идея его безумна. И природа как бы поддерживает героя в этом решении.

Разные оттенки красного цвета скрываются и в именах героев. Родион по-гречески означает розовый. Это символично, ведь розовый цвет ассоциируется с незащищенностью, ранимостью, добротой. Хотя герой совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки. Он отдаёт последние гроши Мармеладовым, спасает от старого развратника девочку на бульваре.

Имя Порфирий с греческого означает багряный. А порфира – багряница, что тоже вызывает определённые ассоциации. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.

На фоне болезненно-жёлтого выделяются и другие цвета. Например, голубой и синий. У Сонечки «замечательные голубые глаза». Кроме жёлтых обоев, в комнате героини есть синяя скатерть, что тоже ассоциируется с чистым, спокойным небом. Раскольникову перед убийством старухи кажется, что он в пустыне. Поэтому герой жадно пьёт спасительную воду из родника. Таким спасением для Родиона Раскольникова в эпилоге романа станет и Сонечка со своими «замечательными голубыми глазами».

У Свидригайлова тоже голубые глаза, но смотрит он тяжело и пристально. Мы видим, как Достоевский по-разному использует оттенки одного и того же цвета.

Встречается в романе и зелёный цвет. В первом сне Раскольникова на фоне пьяных рож, пыльной, чёрной дороги, чернеющего леса вдруг появляется зелёный купол церкви как символ надежды на лучшее. Зелёный цвет в романе – символ защиты. После пробуждения Раскольников сидит под кроной зелёного дерева. Дочь купчихи, которая принимает Раскольникова за нищего и подаёт ему милостыню, в руках держит зелёный зонтик, чем-то напоминающий купол церкви. Сонечка после своего грехопадения укутывается в зелёный драдедамовый платок. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы. И зелёный цвет платка подчёркивает святость героини. В этом же зелёном платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.

Использует Достоевский и символику других цветов. Чёрный – неизвестность. Раскольников, идя на убийство, поднимается по «чёрной лестнице», входит в пустоту тёмной комнаты старухи-процентщицы и этим обрекает себя на гибель.
Контрастен чёрному белый цвет, который является не только символом чистоты, невинности, но и скорби, печали. Ярким подтверждением этому является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, которая предпочла смерть позору. Здесь мы видим и белое платье, и белый рюш, мраморного цвета руки, светлые волосы. Белые нарциссы с зелёными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы. Такого повторения цвета мы не встретим даже в сцене убийства старухи.

У Сони белокурые волосы, у Свидригайлова тоже, но только с проседью. Но если цвет волос Сони – это символ святости, то у Свидригайлова – это оболочка, которая скрывает страшного грешника. Один и тот же цвет помогает писателю показать разную сущность героев.

Серый цвет в роман также символичен. Разумихин покупает Раскольникову вещи серого цвета, но он их даже не хочет примерять. Серый и серость – однокоренные слова. Герой романа точно не хочет быть незамеченным, о чём говорит его теория. Подтверждением этого является и рыжая шляпа героя. Ведь Раскольников пытается доказать прежде всего самому себе, что он «право имеет», а не «тварь дрожащая». И вот это нежелание героя примерять одежду серого цвета тоже помогает понять сущность его теории.

Таким образом, использование различной цветовой гаммы в романе Достоевского «Преступление и наказание» помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.

    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]


  • Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман, точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей,- весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но- силен, бес! А.Фадеев


    Цель работы – выявить и описать функции желтого цвета в тексте романа. Задачи: выяснить, какая цветовая лексика используется в изучаемом произведении; выявить цели использования желтого цвета в романе; определить, какое настроение оно помогает передать; рассмотреть, каков подбор желтого цвета при описании интерьер, портрета и душевного состояния героя; изучить функционирование желтого цвета в романе; обнаружить и осмыслить нравстенно-философскую проблематику, экспонированной в колористическом строе произведения.






    М. В. Ломоносов 4,6/13,5 В. К. Тредиаковский 1,8/23,6 А. П. Сумароков 4,8/26,3 Г. Р. Державин 2,5/17,5 В. В. Капнист 4,2/29,6 А. С. Пушкин 4,3/16,3 М. Ю. Лермонтов 3,5/10,1 Ф. И. Тютчев 2,4/22,5 Н. В. Гоголь 5,0/10,6 Л. Н. Толстой 7,9/1,7 Ф. М. Достоевский 10,6/2,5


    «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями...» Позднее вновь говорится об этой клетушке, когда Раскольникову «стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук». И, уже лежа в постели, больной «Раскольников обо­ ротился к стене, где на грязных желтых обоях с бе­ лыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматри­вать...».








    «Небольшая комната... с желтыми обоями... Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана, с огромною выгнутою деревянного спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенкам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках...» «В передней было очень темно и пусто, ни души, как будто все вынесли; тихонько, на цыпочках, прошел он в гостиную: вся комната была ярко облита лунным светом; все тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках».


    « Пухлое, круглое и немного курносое лицо его (Порфирия Петровича) было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое». «Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице».(Раскольников)




    Человек задыхается в Петербурге Достоевского, в городе, где желтый цвет очень ярко высвечивает болезненную атмосферу города. Не случайно автор обращает внимание именно на этот цвет – цвет сумасшествия, что еще раз говорит о неизлечимой болезни Петербурга. Так, образ Петербурга прочно ассоциировался в русской литературе с желтым цветом.